Yaroslavl — TransPhoto
Information
Предприятие, обслуживающее трамвайные и троллейбусные маршруты — Акционерное общество «Яргорэлектротранс».Трамвай
Трамвайное движение открыто 17(30).12.1900 г.
Депо:
- Трамвайное депо №3. Открыто 17(30).12.1900 г., закрыто 01.11.2005 г., подвижной состав частично переведён в депо №4, остальные вагоны списаны.
- Трамвайное депо №4. Открыто в 1977 г. С 01.11.2005 г. Трамвайное депо г.Ярославля.
Маршруты:
№ | Даты работы | Название | Длина, км. | Рейс | Выпуск Раб./Вых. |
---|---|---|---|---|---|
Действующие регулярные | |||||
1. | н/д |
Улица Свердлова — Улица Чкалова | 4,6 | 20′ | 8 / 8 |
12.02.2007 |
Больница №9 — Улица Чкалова | 15,65 | 56′ | 17 / 14 | |
6. | xx.11.1980 |
Улица Чкалова — Улица Блюхера | 11,15 | 41′ | 4 / 4 |
7. | 01.07.1985 |
Улица Волгоградская — Улица Свердлова | 13,20 | 43′ | 15 / 13 |
9. | 02.09.2019 |
Улица Блюхера — Улица Свердлова | 10,30 | 39′ | 4 / 4 |
Действующие технологические | |||||
5с. | 2016 |
Больница №9 — Улица Свердлова | 14,9 | 51′ | 16 |
История трамвайных маршрутов
Пассажирский подвижной состав:
С 2003 года выработавшие ресурс трамваи проходят КВР на ФГУП «81 центральная инженерная база МО РФ», находящемся в пригороде Ярославля, и на Трамвайно-Ремонтном заводе г.Москва.
На ЦИБ №81 прошли КВР вагоны №№ 29, 43, 44, 71, 78, 109, 114, 154.
На ТРЗ прошли КВР вагоны №№
4,
6,
12,
14,
123,
129.
Троллейбус
Троллейбусное движение открыто 07.11.1949 г.
Депо:
- Троллейбусное депо №1. Открыто в 1949 г.
- Троллейбусное депо №2. Открыто в 1966 г.
Маршруты:
№ | Даты работы | Название | Длина, км. | Рейс | Выпуск Раб./Вых. |
---|---|---|---|---|---|
1. | 07.11.1949 |
Ярославль Главный — Шинный завод | 5,7 | 24′ | 12 / 10 |
2. | 20.12.1978 04.03.2015 |
Улица Громова — Октябрьская площадь | 10,5 | 35′ | 0 / — |
3. | н/д 18.08.2019 |
Ф-ка «Красный Перевал» — Ярославль Главный | 13,9 | 49′ | 7 / 7 |
3к. | 19.08.2019 |
Ярославль Главный — ТРК «РИО» | 8,3 | 30′ | 5 / 5 |
4. | н/д 18.08.2019 |
Торговый переулок — Ф-ка «Красный Перевал» | 12,8 | 45′ | 9 / 7 |
5. | 05.12.1964 |
Улица Рыкачёва — Ярославль Главный | 10,2 | 38′ | 14 / 13 |
7. | н/д |
Улица Волгоградская — Октябрьская площадь | 10,5 | 35′ | 7 / 5 |
11.1965 |
Улица Волгоградская — Торговый переулок | 12,2 | 47′ | 18 / 12 | |
9. | 1967 |
Шинный завод — Улица Нефтяников | 8,5 | 30′ | 15 / 10 |
История троллейбусных маршрутов
Пассажирский подвижной состав:
С 2001 года выработавшие ресурс троллейбусы проходят КВР на ФГУП «81 центральная инженерная база МО РФ», находящемся в пригороде Ярославля.
После КВР троллейбусы выходили нескольких «типов»:
1. 2001-2004 гг. «Мазомордый» — 20 машин, бортовые номера 1, 6, 9, 15, 22, 24, 34, 42, 52, 80, 94, 100, 119, 128, 130, 139, 150, 152, 158, 196.
2. 2004-2006 гг. «Переходный» (Пластиковая накладка на морде, зад оригинальный) — 3 машины, бортовые номера 148, 157, 173.
4. 2006 г. «Ивановоподобный бронезадый» (внешне выглядит как КВР Иваново, зад оригинальный, ЭО вынесено на крышу) — 1 машина, бортовой номер 28.
5. 2007-2008 гг. «Ивановоподобный» (внешне выглядит как КВР Иваново, ЭО вынесено на крышу) — 10 машин, бортовые номера 29, 44, 57, 58, 101, 103, 132, 178, 192, 225.
Ярославский троллейбус — Вики
В 1936 году на Ярославском государственном автомобильном заводе (ЯГАЗ, позже ЯАЗ) освоили выпуск троллейбусов. Машины моделей ЯТБ-1, а позже ЯТБ-2 и ЯТБ-4 изготавливались для Москвы и Ленинграда, также специально для Москвы было построено 10 уникальных двухъярусных машин ЯТБ-3. В самом Ярославле, однако, троллейбусы не использовались — в довоенных масштабах города хватало разветвлённой трамвайной сети. В мае-июне 1941 года, накануне войны, производство троллейбусов было передано в Ташкент.
Движение троллейбусов в Ярославле открылось уже после войны. 7 ноября 1949 года вступила в эксплуатацию первая линия от Всполья (ныне вокзал Ярославль-Главный) по улице Свободы до Красной площади (сейчас это маршрут № 1), где начали работать 6 машин МТБ-82. Позже появились еще два новых маршрута: № 2 и № 3, соединившие Республиканскую улицу, площадь Труда и проспект Ленина. «Двойка» двигалась по часовой стрелке, «тройка» — в обратную сторону. В конце 50-х троллейбус № 4 связал гостиницу «Турист» и бывшее село Иваньково[2].
В 1960-е годы в город поставлялись машины ЗиУ-5. Полная замена парка на ЗиУ-9 произошла к началу 1980-х годов. На момент конца 80-х — начало 90-х годов в городе действовало 10 маршрутов, один из них (№ 6) выходил даже за городскую черту — к отдалённой проходной Новоярославского НПЗ. В 90-е годы новые машины поступали стабильно, правда, их заводское качество иногда оставляло желать лучшего. Большая часть этих машин уже списана.
В 1998 году город получил 2 первых сочленённых машины ЗиУ-6205, которые работают и по сей день на маршруте № 9. В 2002 гг. сочлененные троллейбусы («гармошки») составляли уже четверть парка — в депо города поступает 30 таких машин. На линии города в это время ежедневно выходит около 110—115 троллейбусов. В начале 2000-х годов на военной инженерной базе № 81 был освоен капитально-восстановительный ремонт троллейбусов. Внешне отремонтированные на этой базе машины резко выделяются на фоне остальных — передний обтекатель и задний борт на них поставлены от автобусов МАЗ-104, также собираемых на этой базе. В начале двухтысячных был закрыт ряд нерентабельных маршрутов: № 2, 6, 10. Была демонтирована линия троллейбуса на НПЗ в Красноперекопском районе длиной более 5 км, где ранее ходил 6 маршрут. Позже 2 маршрут восстановят, но он будет выполнять лишь несколько рейсов в день.
В 2008 году после длительного перерыва массово закупаются троллейбусы — 50 единиц, среди них 5 низкопольных и 5 сочлененных машин. В 2009 году закрывается движение на улицах Республиканской, Пушкина, Собинова и Некрасова — укорачиваются троллейбусы № 2 и 7. В этом же году впервые с советских времен строится новая линия троллейбуса № 6 по улице Большой Октябрьской, призванная заменить закрытый трамвайный маршрут № 3. Продлевается троллейбус № 3, изменяется схе
Ярославские троллейбусы
Я каждый день езжу на троллейбусе в школу и домой, и очень его люблю. Обычно я сижу на самом переднем сиденье прямо за спиной водителя и представляю, что это я управляю машиной. Однажды весной я устроил себе такое путешествие: взял фотоаппарат, прокатился на каждом маршруте троллейбуса, и сфотографировал всё, что мне показалось интересным: троллейбусы, остановки, пассажиров, вид из окон. Мне очень нравится рассматривать старые ярославские фотографии и замечать, как поменялись троллейбусы, маршруты, пассажиры… Когда-нибудь, возможно, и мои снимки войдут в историю…
Покопавшись в сети, я был очень обрадован узнав, что в Ярославле троллейбусы не только перевозили пассажиров, но и создавались!
Завод, который сегодня известен как Ярославский моторный завод, раньше назывался ЯАЗом — Ярославским автомобильным заводом. И в 1936-1937 годах на нем начали выпускаться троллейбусы серии ЯТБ.
Первый ярославский троллейбус
— ЯТБ-1 — был, фактически, второй по
счету серийной моделью троллейбуса,
производившегося в Советском Союзе.
Образцом для него стали британские
троллейбусы, приобретенные для изучения
осенью 1935 года. Кузов первого троллейбуса
был собран из дерева и обшит металлическими
листами, салон был обшит фанерой.
Первая машина отправилась в Москву, и 5 августа 1936 года вышла в свой первый рейс. По тем временам она представлялась верхом комфортабельности и оснащенности: на лобовых стеклах имелись дворники, распашные двустворчатые двери открывались автоматически, шесть электрических печей отапливали салон.
Поработать первому ярославскому троллейбусу удалось не только в Москве, но и Ленинграде, в Киеве. После столичных городов троллейбусное сообщение было устроено в Ростове-на-Дону, Тбилиси, Харькове, Баку, Донецке. Появляясь в новых городах троллейбусы становились как бы транспортом повышенной комфортности. Отопление, мягкие сидения, занавесочки на окнах, и самое главное, строго фиксированное количество пассажиров – всё это отличало ярославский троллейбус от другого городского транспорта.
Стоимость проезда в таком троллейбусе была немаленькой — проезд в трамвае 36-го года обходился в 15 копеек, а в троллейбусе — 20 копек. Но недостатка в пассажирах всё равно не было. Как писали газеты, люди считали его аттракционом, катали детей, особым шиком считалось прокатить на троллейбусе свою девушку. Особых энтузиастов кататься на третьем круге снимал миллиционер с увещеванием: “Граждане, имейте совесть! Остальные тоже хотят покататься!” В Ленинграде даже было введено ночное движение троллейбусов. С 24 апреля 1937 года оно стало продолжаться до 3 часов 30 минут, причем интервал движения не превышал 10 минут. Плата за проезд в ночное время оставалась та же.
Если с точки зрения пассажира троллейбус имел только плюсы — не гремел, как трамвай, и не вонял, как автобус, то водители и работники по мере освоения новой техники начинали замечать в ней слабые места. Например, оказалось, что электрическая аппаратура плохо защищена от влаги и пыли. Попадавшая на оборудование грязь становилась основной причиной неисправностей. Выяснилось, что некоторые детали были недостаточно прочными. Самая серьезная проблема была связана с карданным валом — бывало, что он ломался от нагрузки. Особенно опасным было то, что это происходило в движении, и отлетавшие осколки повреждали воздуховоды пневматических тормозов. Тормозить двигателем было невозможно, основные тормоза тоже не действовали, а остановить троллейбус стояночным тормозом можно было только на небольшой скорости.
Отдельная проблема, свойственная вообще всем троллейбусам того времени — ролики, которые катились по проводам и когда-то давшие название самому типу электрической машины. Эти ролики из-за маленького диаметра при движении вращались с огромной скоростью и полностью изнашивались за считанные дни. На ярославских троллейбусах они служили максимум неделю — десять дней. Поломка приходила не в парке, а во время движения, а замена ролика на токоприемнике была непростым делом. Однако красота, чистота и экономичность троллейбуса заставляла мириться с этими недостатками, а конструкторов — искать пути совершенствования машины. Выпуск ЯТБ-1 продолжался до ноября 1937 года. За это время было выпущено примерно 450 ярославских троллейбусов первой модели.
С 1937 года на заводе началось производство модернизированных троллейбусов – ЯТБ-2. Этот троллейбус отличался от своего предшественника тем, что его создатели обобщили и учли главные замечания, возникшие при эксплуатации первенца. Так высоковольтную аппаратуру разместили в изолированной передней части троллейбуса, рядом с водителем, который получил отдельную кабину со своим входом. Теперь грязи в отсек электрики попадало гораздо меньше. Пересмотрели устройство карданного вала, да и в целом постарались упрочнить раму, применив для облегчения трубы. Правда замену роликам в то время так и не придумали.
ЯТБ-2В конце 1938 года ярославский троллейбус снова был модернизирован. Новый ЯТБ-4 отличался главным образом более мощным двигателем — ДК-2016 был на 23% мощнее и несколько легче прежнего. Благодаря этому максимальная скорость троллейбуса увеличилась с 40 до 55 км/ч. Троллейбус стал легче, а это увеличивало его долговечность и влияло на разгон. Была найдена замена роликовым токоприемникам — их заменили скользящим графитовым башмаком, применяемым по сей день. В 1938 году на московские улицы вышло поистине троллейбусное чудо — двухэтажный троллейбус! ЯТБ-3 выпускался тоже Ярославским автомобильным заводом. За образец снова взяли британского собрата. Вместительность его была впечатляющей: на первом этаже было 32 сидячих места, а на втором этаже еще 40. Низкие потолки создавали трудности для стоящих пассажиров, но люди среднего роста вполне могли поместиться — высота потолков была 1,79 м на первом этаже и 1,77 на втором. Общая высота ЯТБ-3 составляла 4.7 м, поэтому на маршруте, где ходили двухэтажные троллейбусы, пришлось на метр поднимать контактные линии. Троллейбус весил 10 тонн и разгонялся до 55 км/час.
ЯТБ-3
был низкопольным — площадка, ведущая на
первый этаж, была широкой, низкой, без
ступенек, поэтому пассажирам было очень
удобно заходить в троллейбус. На второй
этаж нужно было подниматься по лестнице
из двух маршей в десять ступенек. Подать
сигнал водителю со второго этажа можно
было при помощи специальной кнопки,
причем звук ее отличался от звука конпки,
установленной на нижнем этаже. Так
кондуктор мог дать знать водителю, что
пассажиры закончили посадку и можно
отправляться в путь.
ЯТБ-3, Москва ул. Горького
Троллейбус ехал по московским улицам, покачиваясь из стороны в сторону, а из окон второго этажа открывался вид на московские улицы. Это было захватывающее зрелище! Конечно же, все стремились занять места у окна на втором этаже! Первый маршрут чудо-троллейбуса проходил от площади Свердлова (ныне Театральной) мимо Тверской заставы и поселка Сокол до Коптево. Второй маршрут был приурочен к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, потом ВДНХ). Троллейбус шел по Сретенке, 1-й Мещанской улице, а ныне проспекту Мира через Ржевский (ныне Рижский) вокзал.
К сожалению, Ярославским заводом было выпущено только десять таких двухэтажных троллейбусов. Все они использовались в Москве и были списаны в начале 50-х годов. Основная причина этого — сложности в работе высоких и обычных троллейбусов на одной линии. Двухэтажные машины не могли заехать под обычную контактную сеть, а одноэтажные на высоких сетях были ограничены в манёвре, их токоприемники едва дотягивались до проводов. Поэтому когда ЯТБ-3 износились, новые заказывать не стали.
Всего же до начала войны Ярославский автомобильный завод изготовил более 900 троллейбусов всех моделей. К началу войны троллейбус прочно внедрился на советские улицы, из диковинки постепенно превращаясь в привычное, но очень удобное средство передвижения. На улицах одиннадцати городов к этому времени существовали троллейбусные маршруты. Правда, сам сапожник пока оставался без сапог — в Ярославле в эти годы троллейбусное сообщение еще не было налажено.
Осенью 1940 года на заводе началась
работа по созданию пятой модели
троллейбуса. В отличие от троллейбусов
ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4 он должен был иметь
цельнометаллический кузов. Однако
закончить ее не удалось. Два опытных
шасси ЯТБ-5 были оснащены кузовами ЯТБ-4
старого типа. Но и даже в этом варианте
новый троллейбус оказался легче, чем
прежний — 7300 кг.
Во время войны Ярославский Автозавод был занят оборонной продукцией, поэтому выпуск троллейбусов на нем прекратился. А после войны вернуться к троллейбусам в Ярославле не получилось. Задел по ЯТБ-5 был передан на оборонный завод №82 в подмосковном Тушине, где после своих доработок, модернизации и смены дизайна — все-таки пять лет прошло! — запустили в серию первый послевоенный троллейбус МТБ-82. Именно эти машины стали первыми троллейбусами, поехавшими по улицам Ярославля. В 1949 году в нашем городе открылся первый троллейбусный маршрут №1, сохраняющийся в городе почти в том же виде и сейчас. На него вышли шесть МТБ-82, сохранившие в своей конструкции черты ярославской разработки. К сожалению, троллейбусы, построенные на Ярославском Автозаводе, так никогда и не поехали по Ярославлю.
Арсений НуждинЛицей № 86
23 декабря 2016 | 388 просмотров
Ярославский троллейбус — WiKi
В 1936 году на Ярославском государственном автомобильном заводе (ЯГАЗ, позже ЯАЗ) освоили выпуск троллейбусов. Машины моделей ЯТБ-1, а позже ЯТБ-2 и ЯТБ-4 изготавливались для Москвы и Ленинграда, также специально для Москвы было построено 10 уникальных двухъярусных машин ЯТБ-3. В самом Ярославле, однако, троллейбусы не использовались — в довоенных масштабах города хватало разветвлённой трамвайной сети. В мае-июне 1941 года, накануне войны, производство троллейбусов было передано в Ташкент.
Движение троллейбусов в Ярославле открылось уже после войны. 7 ноября 1949 года вступила в эксплуатацию первая линия от Всполья (ныне вокзал Ярославль-Главный) по улице Свободы до Красной площади (сейчас это маршрут № 1), где начали работать 6 машин МТБ-82. Позже появились еще два новых маршрута: № 2 и № 3, соединившие Республиканскую улицу, площадь Труда и проспект Ленина. «Двойка» двигалась по часовой стрелке, «тройка» — в обратную сторону. В конце 50-х троллейбус № 4 связал гостиницу «Турист» и бывшее село Иваньково[2].
В 1960-е годы в город поставлялись машины ЗиУ-5. Полная замена парка на ЗиУ-9 произошла к началу 1980-х годов. На момент конца 80-х — начало 90-х годов в городе действовало 10 маршрутов, один из них (№ 6) выходил даже за городскую черту — к отдалённой проходной Новоярославского НПЗ. В 90-е годы новые машины поступали стабильно, правда, их заводское качество иногда оставляло желать лучшего. Большая часть этих машин уже списана.
В 1998 году город получил 2 первых сочленённых машины ЗиУ-6205, которые работают и по сей день на маршруте № 9. В 2002 гг. сочлененные троллейбусы («гармошки») составляли уже четверть парка — в депо города поступает 30 таких машин. На линии города в это время ежедневно выходит около 110—115 троллейбусов. В начале 2000-х годов на военной инженерной базе № 81 был освоен капитально-восстановительный ремонт троллейбусов. Внешне отремонтированные на этой базе машины резко выделяются на фоне остальных — передний обтекатель и задний борт на них поставлены от автобусов МАЗ-104, также собираемых на этой базе. В начале двухтысячных был закрыт ряд нерентабельных маршрутов: № 2, 6, 10. Была демонтирована линия троллейбуса на НПЗ в Красноперекопском районе длиной более 5 км, где ранее ходил 6 маршрут. Позже 2 маршрут восстановят, но он будет выполнять лишь несколько рейсов в день.
В 2008 году после длительного перерыва массово закупаются троллейбусы — 50 единиц, среди них 5 низкопольных и 5 сочлененных машин. В 2009 году закрывается движение на улицах Республиканской, Пушкина, Собинова и Некрасова — укорачиваются троллейбусы № 2 и 7. В этом же году впервые с советских времен строится новая линия троллейбуса № 6 по улице Большой Октябрьской, призванная заменить закрытый трамвайный маршрут № 3. Продлевается троллейбус № 3, изменяется схема движения троллейбусного маршрута № 4. В это же время в городе сокращается количество троллейбусов — отменяется часть рейсов, выпуск сокращается с 102 до 86 машин. Из-за ремонта дорожной сети и других причин в 2009—2012 гг. временно на несколько месяцев закрывались 3, 4, 5, 9 маршруты. Как правило, эти временные закрытия сопровождались сокращением выпуска и увеличением интервалов на маршрутах. Особенно примечателен случай с закрытием самой выгодной линии ярославского троллейбуса — Московского проспекта. До ремонта на этой линии работало 38 троллейбусов, а после завершения дорожных работ на линию вернулись лишь 25 машин.
После открытия линии троллейбуса по Большой Октябрьской улице вынашиваются планы по объединению 5 и 6 маршрутов. Но первыми идею подхватывают в МУП «ПАТП-1», пустив по этому маршруту сначала маршрутку, а позже заменив её на автобус. В 2010 г. поступает 16 б/у троллейбусов ЛиАЗ-5280 (ВЗТМ) из Новороссийска, а в 2012 году — 14 новых троллейбусов ТролЗа «Оптима» с возможностью автономного хода. Одновременно списывают почти половину сочлененных троллейбусов, которые к этому времени выработали свой ресурс. В резку идут и капитально отремонтированные троллейбусы местной сборки.
В целом перспективы троллейбуса выглядят стабильными. В 2013 году мэр Ярославля Е. Р. Урлашов озвучил свою позицию по электротранспорту, назвав его затратным и сделал ставку на развитие муниципального автобусного транспорта. Тем не менее озвучены планы по продлению 8 маршрута до Нефтестроя в одну сторону и 15-го микрорайона Брагино в другую. Кроме того, есть вероятность, что троллейбусы заменят трамвайное движение на улице Чкалова. Генеральным планом развития города до 2020 года предусмотрено развитие сети троллейбуса в Красноперекопском районе на месте уничтоженных в 2004—2006 гг. линий трамвая, однако на данный момент речи о строительстве новых троллейбусных линий в ближайшие несколько лет не идет.
С лета 2014 года начинается реорганизация маршрутной сети города, проводится несколько телефонных голосований по поводу изменений маршрутов. «Первой ласточкой» стал троллейбусный маршрут № 5, продлённый с 15 октября 2014 года от Богоявленской площади до Красной площади. Второй — объединение маршрутов № 9 и № 8, однако голосующие были против этого, предпочтя оставить всё, как есть. Также, впервые для ярославского троллейбуса, на этом маршруте введены графики «с подменами на обед», то есть троллейбус не стоит на конечной станции, пока основной водитель обедает, а продолжает работать на линии. До этого подобный тип графиков применялся только на трамвайных маршрутах ввиду нехватки путей на конечных станциях для постановки вагонов на обед.
В 2018 году впервые после шестилетнего перерыва под залог депо были закуплены три новых красных троллейбуса ВМЗ-5298.01-50 «Авангард» производства Вологодского завода. В 2019 году поступили еще шесть.
С 1 января 2019 года троллейбус № 6 закрыт.В связи с нерентабельностью.
С лета 2019 г. на базе ПАТП №1 г. Ярославль был основен КР троллейбусов.В июле-августе ЯрГЭТ начал отправлять троллейбусы для КР кузова.
Были отправлены машины:
- ЗиУ-682Г-016.02 с б/н 2.(КР был закончен к 13 августа).
- ЗиУ-682Г-016.02 с б/н 135 (КР был окончен к 6 декабря).
- ЗиУ-682Г-016.02 с б/н 106 (в процессе КР)
- ЗиУ-682Г-016.02 с б/н 122 (в процессе КР)
16 декабря на улицы города вышел новогодний троллейбус.Курсирующий по маршруту №1.Машина, украшенная гирляндами и мишурой,что создает атмосферу новогоднего настроения.
Ярославский троллейбус Википедия
В 1936 году на Ярославском государственном автомобильном заводе (ЯГАЗ, позже ЯАЗ) освоили выпуск троллейбусов. Машины моделей ЯТБ-1, а позже ЯТБ-2 и ЯТБ-4 изготавливались для Москвы и Ленинграда, также специально для Москвы было построено 10 уникальных двухъярусных машин ЯТБ-3. В самом Ярославле, однако, троллейбусы не использовались — в довоенных масштабах города хватало разветвлённой трамвайной сети. В мае-июне 1941 года, накануне войны, производство троллейбусов было передано в Ташкент.
Движение троллейбусов в Ярославле открылось уже после войны. 7 ноября 1949 года вступила в эксплуатацию первая линия от Всполья (ныне вокзал Ярославль-Главный) по улице Свободы до Красной площади (сейчас это маршрут № 1), где начали работать 6 машин МТБ-82. Позже появились еще два новых маршрута: № 2 и № 3, соединившие Республиканскую улицу, площадь Труда и проспект Ленина. «Двойка» двигалась по часовой стрелке, «тройка» — в обратную сторону. В конце 50-х троллейбус № 4 связал гостиницу «Турист» и бывшее село Иваньково[2].
В 1960-е годы в город поставлялись машины ЗиУ-5. Полная замена парка на ЗиУ-9 произошла к началу 1980-х годов. На момент конца 80-х — начало 90-х годов в городе действовало 10 маршрутов, один из них (№ 6) выходил даже за городскую черту — к отдалённой проходной Новоярославского НПЗ. В 90-е годы новые машины поступали стабильно, правда, их заводское качество иногда оставляло желать лучшего. Большая часть этих машин уже списана.
В 1998 году город получил 2 первых сочленённых машины ЗиУ-6205, которые работают и по сей день на маршруте № 9. В 2002 гг. сочлененные троллейбусы («гармошки») составляли уже четверть парка — в депо города поступает 30 таких машин. На линии города в это время ежедневно выходит около 110—115 троллейбусов. В начале 2000-х годов на военной инженерной базе № 81 был освоен капитально-восстановительный ремонт троллейбусов. Внешне отремонтированные на этой базе машины резко выделяются на фоне остальных — передний обтекатель и задний борт на них поставлены от автобусов МАЗ-104, также собираемых на этой базе. В начале двухтысячных был закрыт ряд нерентабельных маршруто
15 фактов о ярославском троллейбусе, которые вы, возможно, не знали
«OpenYar» продолжает серию публикаций об истории ярославского общественного транспорта, и в этот раз мы расскажем вам о троллейбусе. И это неслучайно, ведь он в начале ноября отмечает свой 70-летний юбилей.
Сегодня мы собрали для вас несколько интересных фактов из истории ярославского троллейбуса.
- Самый первый троллейбус в Ярославле вышел на линию 7 ноября 1949 года. Однако история ярославского троллейбуса началась ещё в 1936 году. Как же так? Всё очень просто – именно в нашем городе на заводе ЯАЗ (ныне ЯМЗ) в 30-е годы прошлого столетия выпускали троллейбусы. Назывались они «ЯТБ», и всего их собрали более 900. Выглядели ярославские троллейбусы просто шикарно: изящная отделка салона, «отполированный» внешний вид… В салоне было 34 места сидения, всего же троллейбус вмещал 50 человек. Двигался он очень плавно и практически бесшумно, а двери открывались автоматически.
В самом Ярославле в 1930-е использовать троллейбусы не видели смысла – вполне хватало разветвлённой трамвайной сети. Зато разошлись ярославские троллейбусы по 11-ти городам нашей страны, большая же часть их отправилась в Москву и Ленинград.
«ЯТБ» в Москве, фото: «Ретро Ярославль»
- А в 1938 году в Ярославле выпустили десять двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3! Кроме нашего города, двухъярусные троллейбусы производили лишь в Великобритании. Оттуда же на «ЯАЗ» пришёл и опытный образец.
На первом этаже двухэтажного троллейбуса для пассажиров предназначались 32 мягких сиденья, на втором – 40. Причём все сиденья – с изящной ковровой обивкой. В проходе первого этажа могли уместиться ещё 28 пассажиров. На второй этаж можно было подняться по лестнице из двух маршей в десять ступенек. Электродвигатель позволял троллейбусу развивать скорость до 54 километров в час. Вентиляция, электрическое отопление, табло «Свободных мест нет» – всё это ярославский «ЯТБ-3»… Отправлялись они прямиком в Москву.
Ярославский двухэтажный троллейбус, фото: «Ретро Ярославль»
- Проработали ярославские двухэтажные троллейбусы в столице более десяти лет, до июля 1953 года. Впрочем, были у них и недостатки, из-за которых производство, собственно, и прекратилось. Во-первых, это низкие потолки в салоне – сделать выше не позволяла контактная сеть. Во-вторых, зимой в гололедицу возникала вероятность заноса и опрокидывания машины. А потому эксплуатировать в это время года «даблдеккер» становилось довольно опасно.
В 1941 году, накануне войны, производство троллейбусов в Ярославле было свёрнуто и переехало в Ташкент.
Ярославский двухэтажный троллейбус, фото: Государственный архив Ярославской области
- Ярославские троллейбусы работали в блокадном Ленинграде. В периоды затишья давали ток, приходили и в движение троллейбусы. И ходили от кольца до кольца в окружённом фашистами городе…
- До наших дней сохранился лишь один одноэтажный троллейбус ярославского производства. Находится он в Петербурге, где по праздникам даже колесит по улицам. Двухэтажных машин не сохранилось вовсе.
Ярославский троллейбус «ЯТБ» в Петербурге в наши дни, фото: «Ретро Ярославль»
- В самом Ярославле движение было торжественно открыто в праздничный день 7 ноября в 1949 году.
Один из первых ярославский троллейбусов, ноябрь 1949 года, фото: «Ретро Ярославль»
- Известно, что первыми водителями на первом ярославском троллейбусном маршруте были специально присланные в город москвичи. А из Ярославля обучаться новой профессии водителя троллейбуса отправились в Горький (ныне Нижний Новгород) несколько водителей трамвая. Впоследствии некоторые из них профессионально выросли и пересели с водительского сиденья в руководящие кресла.
- Сменный пункт водителей троллейбуса в Ярославле в 1950-1970-е находился в здании ресторана «Москва» на площади Волкова (слева от Знаменской башни, ныне снесено).
Здание ресторана «Москва» на площади Волкова, 1960-е годы, фото: «Ретро Ярославль»
- А обедать и отдыхать водители любили в ресторане «Медведь» – находился он на углу гостиницы «Ярославль».
Здание гостиницы «Ярославль» на площади Волкова, 1960-е годы, почтовая открытка
- Известно, что на 950-летие города подарком Москвы Ярославлю стал троллейбус.
Подарок Москвы Ярославлю на 950-летие, 1960 год, фото: «Ретро Ярославль»
- В 1972 году пять троллейбусов Ярославлю удалось купить на средства, полученные от сдачи металлолома местными пионерами.
Новые «пионерские» троллейбусы, 1972 год, фото из архива музея «ЯрГЭТ»
- В 1960-е на Нефтестрое, на улице Гагарина, открылось троллейбусное депо № 2. Изначально оно планировалось как трамвайное, ведь в те годы трамвай хотели пустить по Нефтестрою.
- В Дзержинском районе Ярославля, на Ленинградском проспекте, тоже могло появиться троллейбусное депо. В конце 1980-х его даже начали строить. Однако в начале непростых 1990-х строительство оказалось заморожено. В 2012 году территорию вместе с заброшенной стройкой продали, и теперь здесь ночуют фуры.
- В Ярославле был троллейбусный маршрут, который выезжал даже за пределы городской черты. Это маршрут № 6. Появился он в 1966 году как троллейбус для рабочих НПЗ. Одна конечная его располагалась в Больничном городке на Нефтестрое, другая – у отдалённой проходной НПЗ. Таким образом, на троллейбусе можно было уехать за город, как на знаменитом крымском маршруте. Конечно, пейзажи за окном были не такие живописные, но зато, как вспоминали водители, на пути частенько появлялись зайцы и лоси. Просуществовал маршрут до осени 2004 года.
Троллейбус № 6 на трассе до НПЗ, 2004 год, фото: СТТС (transphoto.ru)
- Ярославский троллейбус стал героем многих фильмов. Например, «Афони». Или «Экипажа».
Стоп-кадр из к/ф «Афоня»
Стоп-кадр из к/ф «Экипаж»
- В начале 2000-х на военной инженерной базе № 81 был освоен капитально-восстановительный ремонт троллейбусов. Ярославские машины с передним обтекателем от МАЗа, который устанавливался здесь, были известны даже за пределами нашего города.
Троллейбус с передним обтекателем от МАЗа, 1 января 2011 года, фото из архива «OpenYar»
О том, как развивались линии и маршруты ярославского троллейбуса, мы расскажем вам в ближайшее время в большом видеоролике, приуроченном к 70-летию этого вида транспорта. Следите за нашими обновлениями!
Расписание троллейбуса №1 в Ярославле 2019. Маршруты движения
Расписание троллейбуса №1 в Ярославле 2019
Расписание троллейбуса №1 Ярославль
Расписание обновлено 5 декабря в 12:42Троллейбусный маршрут № 1 Ярославль Главный — ЯШЗ
13 остановок, время в пути — 32 минуты.
Время отправления с конечной остановки:
Ярославль Главный
Будни:
05.43 05.53 06.04 06.15 06.25 06.34 06.46 06.55 07.03 07.07 07.12 07.17 07.22 07.26 07.30 07.34 07.38 07.42 07.47 07.51 07.55 07.59 08.04 08.09 08.15 08.22 08.29 08.36 08.43 08.49 08.55 09.01 09.07 09.14 09.21 09.27 09.34 09.38 09.43 09.48 09.53 09.58 10.04 10.10 10.16 10.22 10.28 10.34 10.41 10.51 10.57 11.04 11.10 11.16 11.21 11.26 11.31 11.36 11.41 11.47 11.52 11.58 12.04 12.10 12.15 12.20 12.25 12.30 12.35 12.40 12.45 12.49 12.54 12.59 13.03 13.07 13.12 13.17 13.22 13.27 13.32 13.37 13.42 13.46 13.51 13.56 14.00 14.04 14.09 14.14 14.19 14.24 14.29 14.34 14.39 14.43 14.48 14.53 14.57 15.01 15.06 15.11 15.16 15.21 15.26 15.31 15.36 15.40 15.45 15.50 15.54 15.58 16.03 16.08 16.13 16.18 16.23 16.31 16.37 16.42 16.49 16.55 17.00 17.06 17.12 17.18 17.24 17.30 17.37 17.42 17.47 17.52 17.57 18.02 18.07 18.12 18.17 18.22 18.27 18.32 18.37 18.42 18.46 18.50 18.55 19.01 19.08 19.15 19.22 19.31 19.38 19.45 19.52 19.58 20.05 20.11 20.17 20.22 20.28 20.33 20.38 20.44 20.49 20.54 20.59 21.05 21.10 21.16 21.22 21.35 21.48 22.01 22.14 22.27 22.40 22.53 23.06 23.19 23.32;
Выходные:
05.43
05.55
06.08
06.21
06.34
06.47
07.00
07.13
07.26
07.33
07.39
07.45
07.52
07.58
08.06
08.14
08.24
08.32
08.40
08.48
08.54
09.00
09.06
09.13
09.19
09.25
09.31
09.36
09.41
09.46
09.52
09.57
10.02
10.07
10.12
10.17
10.23
10.30
10.37
10.44
10.53
11.01
11.09
11.14
11.20
11.25
11.30
11.35
11.40
11.45
11.51
11.57
12.03
12.09
12.15
12.21
12.28
12.34
12.41
12.48
12.55
13.02
13.09
13.15
13.22
13.28
13.33
13.38
13.43
13.49
13.55
14.00
14.05
14.10
14.16
14.22
14.27
14.32
14.37
14.43
14.49
14.54
14.59
15.04
15.10
15.16
15.21
15.26
15.31
15.37
15.43
15.48
15.54
16.01
16.08
16.14
16.21
16.28
16.35
16.42
16.49
16.55
17.02
17.08
17.15
17.21
17.26
17.31
17.37
17.43
17.48
17.53
17.58
18.04
18.09
18.15
18.20
18.25
18.31
18.37
18.43
18.51
18.58
19.05
19.15
19.28
19.35
19.42
19.48
19.54
20.00
20.06
20.13
20.20
20.27
20.34
20.40
20.46
20.52
20.58
21.05
21.19
21.32
21.44
21.57
22.11
22.24
22.36
22.49
23.03
23.20
23.38;
ЯШЗ
Будни:
05.17 05.28 05.39 05.50 06.00 06.10 06.20 06.31 06.37 06.42 06.47 06.52 06.57 07.01 07.05 07.09 07.13 07.17 07.22 07.26 07.30 07.34 07.39 07.44 07.49 07.53 07.57 08.01 08.05 08.09 08.14 08.18 08.22 08.26 08.31 08.36 08.42 08.49 08.56 09.03 09.10 09.16 09.22 09.28 09.34 09.42 09.49 09.55 10.01 10.06 10.11 10.16 10.21 10.26 10.32 10.38 10.44 10.50 10.56 11.02 11.09 11.14 11.19 11.25 11.32 11.38 11.44 11.49 11.54 11.59 12.04 12.09 12.15 12.22 12.28 12.34 12.40 12.45 12.50 12.55 13.00 13.05 13.10 13.15 13.19 13.24 13.29 13.33 13.37 13.42 13.47 13.52 13.57 14.02 14.07 14.12 14.16 14.21 14.26 14.30 14.34 14.39 14.44 14.49 14.54 14.59 15.04 15.09 15.13 15.18 15.23 15.27 15.31 15.36 15.41 15.46 15.51 15.56 16.01 16.06 16.10 16.15 16.20 16.24 16.28 16.33 16.38 16.43 16.48 16.53 17.01 17.07 17.12 17.19 17.25 17.30 17.36 17.42 17.48 17.54 18.00 18.07 18.12 18.17 18.22 18.27 18.32 18.37 18.42 18.47 18.52 18.57 19.02 19.07 19.12 19.16 19.20 19.25 19.31 19.38 19.45 19.52 19.58 20.05 20.12 20.19 20.25 20.32 20.38 20.44 20.49 20.55 21.00 21.05 21.11 21.16 21.21 21.26 21.32 21.37 21.43 21.49 22.02 22.15 22.28 22.41 22.54 23.07 23.20 23.33 23.46 24.02;
Выходные:
05.17
05.30
05.43
05.56
06.10
06.22
06.35
06.48
07.01
07.08
07.14
07.20
07.27
07.33
07.40
07.47
07.53
08.00
08.06
08.12
08.19
08.24
08.29
08.34
08.41
08.46
08.51
08.59
09.07
09.15
09.21
09.27
09.33
09.40
09.46
09.52
09.58
10.03
10.08
10.13
10.19
10.24
10.29
10.34
10.39
10.44
10.50
10.56
11.04
11.11
11.20
11.29
11.37
11.42
11.48
11.53
11.58
12.03
12.08
12.13
12.19
12.25
12.31
12.37
12.43
12.49
12.56
13.02
13.09
13.16
13.23
13.30
13.37
13.43
13.50
13.56
14.01
14.06
14.11
14.17
14.23
14.28
14.33
14.38
14.44
14.50
14.55
15.00
15.05
15.11
15.17
15.22
15.27
15.32
15.38
15.44
15.49
15.54
15.59
16.05
16.11
16.16
16.22
16.29
16.36
16.42
16.49
16.56
17.03
17.10
17.17
17.23
17.30
17.36
17.43
17.49
17.54
17.59
18.05
18.11
18.16
18.21
18.26
18.32
18.36
18.42
18.47
18.52
18.58
19.04
19.10
19.18
19.25
19.32
19.42
19.55
20.02
20.09
20.15
20.21
20.27
20.33
20.40
20.47
20.54
21.01
21.07
21.13
21.19
21.25
21.32
21.46
21.59
22.11
22.24
22.38
22.51
23.03
23.16
23.30
23.47
24.03;
Маршрут движения на карте города:
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Класснуть
Отправить