Топливозаправщик авиационный – ГОСТ Р 18.12.01-2015 Технологии авиатопливообеспечения. Функциональные и технологические параметры автотопливозаправщиков (топливозаправщиков) аэродромных. Требования заказчика

Содержание

Аэродромный автотопливозаправщик АТЗ-90-8685c

Чтобы пролететь несколько тысяч километров и доставить полезную нагрузку в район сброса, дальний бомбардировщик должен иметь топливные баки огромной емкости. Так, самолеты семейства Ту-95 берут на борт до 80 т горючего, а емкость топливной системы сверхзвукового Ту-160 превышает 170 тыс. л. Для подготовки таких самолетов к вылету требуются особые машины-топливозаправщики, способные за один рейс доставлять к технике максимальное количество керосина. Оригинальный вариант решения подобных задач был предложен в отечественном проекте АТЗ-90-8685c.

По состоянию на середину восьмидесятых годов в распоряжении ВВС СССР имелось несколько моделей аэродромных топливозаправщиков, оснащавшихся цистернами сравнительно большой емкости. С учетом потребностей существующих самолетов было предложено создать новую машину этого класса, имеющую значительные преимущества перед серийными образцами. При этом поставленные задачи следовало решать за счет широкого использования уже существующих изделий и компонентов при минимальном количестве нововведений.


Заправщик АТЗ-90-8685с в парке «Патриот». Фото Vitalykuzmin.net

Вскоре был создан проект перспективной аэродромной машины, получившей официальное обозначение АТЗ-90-8685c. Литеры «АТЗ» указывали на класс техники – «автотопливозаправщик». Первые две цифры отражали максимальную емкость цистерн в кубических метрах, а четырехзначное число указывало на модель основного компонента комплекса. Буквой «с» отметили сочлененную компоновку заправщика. По другим данным, она обозначала наличие седельно-сцепного устройства на одном из полуприцепов.

Для упрощения массового производства и эксплуатации в основе проекта АТЗ-90-8685c лежали серийные образцы техники. Так, подвижность всего комплекса в сборе должен был обеспечивать седельный тягач типа МАЗ-74103. К нему предлагалось присоединять пару полуприцепов модели ЧМЗАП-8685 с цистернами большой емкости и набором дополнительного оснащения для работы с топливом. Фактически новый аэродромный топливозаправщик должен был представлять собой существующую машину типа АТЗ-60-8685c, дополненную вторым полуприцепом с цистерной.

Тягач МАЗ-74103 представлял собой вариант дальнейшего развития машины МАЗ-543 (МАЗ-7310), отличавшийся повышенными характеристиками. Это была восьмиколесная полноприводная машина с характерной двухкабинной компоновкой и центральным расположением силовой установки. Тягач оснащался дизельным двигателем мощностью 650 л.с. и гидромеханической трансмиссией, обеспечивавшей четыре скорости переднего хода и две заднего. Ходовая часть была усилена в соответствии с увеличением допустимых нагрузок. Нагрузка на седельно-сцепное устройство была доведена до 27 т. Грузоподъемность автопоезда на базе МАЗ-74103 определялась в 57 т.


Опытная машина на испытаниях. Фото Russianarms.ru

На «седле» тягача должен был закрепляться шкворень переднего полуприцепа ЧМЗАП-8685, несущего одну из цистерн. Заправщик АТЗ-90-8685c должен был иметь сразу два полуприцепа с собственными емкостями для горючего. Для решения этой задачи пришлось использовать пару серийных полуприцепов с соответствующим набором оборудования. В частности, передний не мог нести крупную цистерну, а также нуждался в собственном седельно-сцепном устройстве.

Передний полуприцеп из состава АТЗ-90-8685c представлял собой серийную платформу с тремя собственными осями. Передняя опорная площадка полуприцепа, интегрированная в конструкцию цистерны, была заметным образом поднята над основной платформой. В задней части платформы полуприцепа, на уровне третьей оси, предусмотрели собственное седельно-сцепное устройство для буксировки второго полуприцепа. Силовой набор полуприцепа был образован передней и задней рамой, а также корпусом цистерны, имевшим достаточную прочность.

Доработанный полуприцеп ЧМЗАП-8685, располагавшийся сразу за тягачом, получил цистерну особой формы, определенной в соответствии с имеющимися требованиями. Цистерна состояла из двух крупных частей, отличавшихся обводами и размерами. Передний ее агрегат, находившийся на опорной площадке, отличался меньшей высотой. Задняя часть, в свою очередь, имела ту же ширину при большей высоте. Этот элемент цистерны лежал непосредственно на раме с ходовой частью. Изогнутая задняя стенка цистерны располагалась на уровне передней пары колес, освобождая место для установки второго полуприцепа.


Передний полуприцеп с цистерной. Фото Vitalykuzmin.net

Сверху на цистерне устанавливалась площадка для работы с горловинами и рукавами. Доступ на нее обеспечивался лестницей спереди. По бокам платформы, рядом с изогнутой нижней частью цистерны, располагались ящики для перевозки инструментов. На задней платформе с «седлом» предусматривались несколько продольных тубусов для транспортировки гибких рукавов.

Второй полуприцеп без значительных изменений заимствовался у серийного топливозаправщика АТЗ-60-8685. Он так же имел трехосную ходовую часть и поднятую переднюю опорную площадку со шкворнем. Цистерна заднего полуприцепа оснащалась уменьшенным передним агрегатом, находившимся над седельно-сцепным устройством, а также имела крупный задний агрегат. При этом задняя часть цистерны отличалась большими длиной и объемом. Вверху имелась площадка для работы с горловинами, по бокам – ящики.

Задний полуприцеп ЧМЗАП-8685 оснащался крупным кормовым свесом, внутри которого располагалось разнообразное оборудование для получения и выдачи горючего. Там же находился автономный двигатель, обеспечивавший работу всех систем обоих полуприцепов. Доступ к оборудованию осуществлялся через бортовые и кормовые люки.


Ходовая часть переднего полуприцепа и средства сочленения. Фото Vitalykuzmin.net

Топливозаправщик оснастили собственным насосом типа ЦН-240/140 с приводом от имеющегося двигателя. Имелся фильтр-сепаратор с тонкостью фильтрования до 5 мкм. Его характеристики позволяли почти полностью очистить горючее от свободной воды. Фильтр имел минимальные электризующие свойства, а также комплектовался нейтрализатором статического электричества. Это позволило решить проблему электризации топлива на пути к бакам самолета. Контроль за подачей топлива осуществлялся счетчиком ЛЖ-150-64.

В комплекс АТЗ-90-8685c был включен набор гибких рукавов для приема и выдачи топлива. Машина комплектовалась двумя всасывающими рукавами диаметром 100 мм длиной 4,5 м. Для выдачи предназначались два рукава диаметром 76 мм и длиной 15 м, а также пара изделий диаметром 50 мм и длиной 20 м.

Эксплуатационная емкость пары цистерн заправщика составила 90 тыс. л. Раздаточная система, работая с одним рукавом, могла выдавать потребителю до 2500 л топлива в минуту. При этом топливо не получало статический заряд и практически полностью очищалось от воды.


Вид сзади. Фото Vitalykuzmin.net

Примененная аппаратура позволяла заправщику АТЗ-90-8685c самостоятельно решать ряд задач, связанных с транспортировкой и выдачей топлива. Он мог автономно принимать горючее из резервуара и заполнять собственные цистерны. Заправка обслуживаемого самолета могла осуществляться как из своей цистерны, так и из стороннего резервуара. Обеспечивалась перекачка жидкостей из одной емкости в другую без использования собственных цистерн. Имелась возможность перемешивания различных компонентов в штатных цистернах для получения тех или иных смесей.

В полной комплектации и рабочем состоянии аэродромный топливозаправщик АТЗ-90-8685c отличался уникально большими размерами и массой. Подобные недостатки, тем не менее, полностью компенсировались количеством перевозимого топлива и прочими рабочими характеристиками. Возможность одновременной перевозки 90 кубометров керосина с последующей передачей тяжелому самолету выгодно отличала новую машину от существующих аналогов, комплектовавшихся только одной цистерной.

Несмотря на свои размеры и вес, заправщик АТЗ-90-8685c мог перевозиться военно-транспортными самолетами. Тягач с двумя полуприцепами помещался в грузовую кабину самолета Ан-124. Погрузка машины осуществлялась через передний люк. Заехав в самолет, топливозаправщик занимал почти весь полезный объем грузового отсека и оставлял минимальное свободное пространство. Для закрепления крупной сочлененной машины внутри транспортного самолета была разработана специальная схема швартовки.


Верхняя площадка задней цистерны. Фото Vitalykuzmin.net

Опытный аэродромный заправщик новой модели был построен в середине восьмидесятых годов. После прохождения всех необходимых испытаний, в том числе с военно-транспортным самолетом, и подтверждения расчетных характеристик машину рекомендовали к принятию на снабжение военно-воздушных сил. Соответствующий приказ появился в 1987 году. Вскоре промышленность получила заказ на серийное производство новой техники.

К выпуску заправщиков были привлечены несколько организаций из разных городов. За выпуск тягачей МАЗ-74103 отвечал Минский автомобильный завод. Полуприцепы ЧМЗАП-8685 заказали Челябинскому машиностроительному заводу автомобильных прицепов. Производство некоторых агрегатов и последующая общая сборка техники были поручены мариупольскому предприятию «Азовобщемаш». Заказ на выпуск машин АТЗ-90-8685c появился в 1987 году и, по-видимому, вскоре был выпущен первый серийный заправщик.

Точное число серийных заправщиков, собранных в Мариуполе, неизвестно. Производство стартовало в не самый удачный период истории Советского Союза, и потому не могло быть по-настоящему массовым. Кроме того, вскоре после распада СССР производство техники было прекращено. Таким образом, военная авиация не могла получить большое число новых топливозаправщиков.


Погрузка машины АТЗ-90-8685с в самолет Ан-124. Фото Russianarms.ru

Уже в ходе эксплуатации было установлено, что машина АТЗ-90-8685c имеет характерные проблемы, самым серьезным образом влияющие на ресурс. Главным недостатком оказалась недостаточная прочность соединения цистерны и полуприцепа. Этот узел подвергался высоким нагрузкам и чрезмерно изнашивался. Получение расчетных сроков службы оказалось невозможным. По расчетам конструкторов, полуприцепы должны были служить по 12 лет. Однако на практике их приходилось списывать через 5-7 лет.

Заправщик АТЗ-90-8685c создавался в интересах дальней авиации и, в целом, не представлял особого интереса для других структур. Кроме того, эксплуатационные характеристики техники оказались ниже ожидаемых. Наконец, распад Советского Союза оставил всех участников производства в разных независимых государствах. Отсутствие заказов и сложности производственного характера привели к тому, что в 1992 году «Азовобщемаш» прекратил сборку новых сочлененных топливозаправщиков.

Выпущенные машины были распределены между несколькими авиационными базами, где использовались в течение определенного времени. Наличие недостатков конструкции, снижавших ресурс техники, не позволило им долго оставаться в строю. Не позднее начала двухтысячных годов немногочисленные АТЗ-90-8685c были выведены из эксплуатации. Большая часть этих машин, более не нужная вооруженным силам, отправилась на утилизацию.


Топливозаправщик в грузовой кабине самолета. Фото Russianarms.ru

Один из сохранившихся автотопливозаправщиков необычного вида не так давно был доставлен в Кубинку и стал очередным экспонатом выставки парка «Патриот». АТЗ-90-8685c стоит на открытой площадке и доступен всем желающим. Вместе с этой машиной в экспозиции присутствуют некоторые другие образцы аэродромной техники. Благодаря этому уникальный заправщик можно сравнить с другими представителями этого класса.

Главной целью проекта АТЗ-90-8685c было создание автомобильного аэродромного топливозаправщика, способного перевозить максимально возможное количество топлива, что позволило бы упростить обслуживание самолетов дальней авиации. Поставленные задачи были решены лишь частично. Машина с требуемыми характеристиками дошла до серийного производства и эксплуатации, но ее реальные возможности не в полной мере устроили военных. Имея определенные проблемы и появившись в не самое удачное время, новый заправщик достаточно быстро был снят с производства, а вскоре и выведен из эксплуатации. Уникальный образец аэродромной техники не смог в полной мере реализовать свой потенциал.

По материалам сайтов:
http://russianarms.ru/
http://arms-expo.ru/
http://supermaz.ru/
https://drive2.ru/
http://vitalykuzmin.net/

Фотообзор музейного заправщика:
http://vitalykuzmin.net/Military/ATZ-90-8685s-refueller-walkarnoud/

Авиационный топливозаправщик aviator

AVIATOR — авиационный (аэродромный) топливозаправщик объёмом 990 и 2000 литров на базе прицепа или стационарного типа, для заправки вертолетов и самолетов авиакеросином и авиабензином. Является идеальным решением для маленьких аэропортов, аэроклубов, вертодромов и частных объектов.
Основные преимущества:
  • Заправочный модуль из нержавеющей стали с жесткой оцинкованной трубчатой рамой
  • Оснащен внутренними перегородками – волнорезами, для снижения гидравлических ударов
  • Водонепроницаемый люк с тройным защитным дыхательным клапаном
  • Возможность установки как стационарного типа так и на прицепном устройстве
  • Заливная горловина 2″ с крышкой быстроразъёмного соединения и шаровым краном
  • Отсек с топливораздаточным оборудованием закрывающийся на ключ
  • Высокоэффективный ручной насос GPI 50л/мин или электронасос 12В 50л/мин
  • Автоматическая катушка с 11м шлангом для авиационного топлива Elaflex
  • Автоматический топливораздаточный пистолет ZVF 25
  • Фильтр тонкой очистки (водоотделитель) FACET VF-22SB
  • Катушка с заземляющим кабелем и зажимом длиной 15 метров 
  • Пробоотборник с ручным насосом 
Опции:

Счетчик литров

    а) Электронный счетчик литров для не коммерческого учета, погрешность +/- 1%
    б) Механический счетчик литров для не коммерческого учета, погрешность +/- 1%  
    в) Механический счетчик литров для не коммерческого учета, погрешность +/-0,25%

Фильтр тонкой очистки

    а) Фильтр тонкой очистки для авиационного топлива, с функцией водоотделения 0,5мкр
    б) Фильтр тонкой очистки для авиационного топлива, с функцией водоотделения 5мкр
    в) Фильтр тонкой очистки для авиационного топлива, с функцией водоотделения 10мкр

Автоматизация

    а) Электрический насос 12В (АТЕХ) в взрывозащищенном исполнении
    б) Центробежный насос с высокоскоростным дизельным двигателем
    в) Автоматическая катушка для намотки шланга увеличенной длины

Аэродромная техника — Википедия

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (СССР и постсоветское пространство), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Аэродромная техника — средства подготовки и обслуживания аэродромов, средства наземного обеспечения полётов (технического обслуживания) и специальные автомобили коммерческого обслуживания ЛА, иначе — средства аэродромно-технического обеспечения (АТО) — специальная автомобильная техника, прицепы и установки. Бывает специально разработанной для аэродромов или серийной автотехникой, доработанной для выполнения специфических задач. В гражданских аэропортах СССР вся аэродромная спецавтотехника красилась в жёлтый цвет, сейчас красится в белый или просто яркие, хорошо заметные цвета. На военных аэродромах такая техника имеет однотонную или многоцветную защитную окраску, но на бамперах машин рисуются поперечные или косые красно-белые или жёлтые полосы.

Всё движение автотранспорта по аэродромам строго регламентировано руководящими документами и разрешено по специально обозначенным полосам для автотранспорта (на покрытие аэродрома наносится соответствующая разметка), и существенно отличается от движения по дорогам общественного пользования.

История развития спецавтотранспорта в авиации[править | править код]

С появлением первых летательных аппаратов возникла необходимость их технического обслуживания и обеспечения. До 50-х годов двадцатого века разработка и применение специальных автомомобилей было достаточно ограничено: в те годы широко применялись различные тележки с агрегатами или приспособлениями, перемещаемые вручную или устанавливаемые в гужевой повозке — обыкновенной деревянной телеге, запряжённой лошадью. Да, именно конская тяга доминировала в те годы в авиации, а при аэродромах были штатные конюшни. Впрочем, отечественную промышленность мало заботила повседневная эксплуатация авиатехники — колодки, стремянки, различные приспособления зачастую изготавливались кустарным способом в аэродромных мастерских. Самолёты перекатывались в пределах аэродрома вручную людьми.

И только с развитием и поступлением в эксплуатацию реактивной авиации началось настоящее развитие специализированного аэродромного автотранспорта. С появлением на трассах Ту-104 в аэропортах стали широко внедряться спецавтомобили — мощные заправщики, аэродромные тягачи, машины для заправки водой и кислородом, багажные машины, автолифты и наконец — самоходные трапы.

В 60-70-х годах в авиации сложилась ситуация — для подготовки к вылету самолёта требовалось всё больше спецавтомобилей, неприбытие хоть одного к сроку под самолёт срывало график подготовки и задерживало вылет. Например, для предварительной подготовки бомбардировщика типа Ту-95 требовалось более 20 различных спецавтомобилей. Именно поэтому в те годы начали широко внедрять бортовые автономные энергоузлы — вспомогательные силовые установки: небольшие газотурбинные двигатели, снабжающие бортовые системы электроэнергией, воздухом, давлением в гидросистемах и обеспечивающие автономный запуск маршевых двигателей.

Средства наземного обеспечения полётов (технического обслуживания воздушных судов)[править | править код]

Автомобили, прицепы и установки, использующиеся для непосредственного обслуживания и подготовок к полётам летательных аппаратов. Некоторые основные типы автотехники СССР и РФ:

Топливозаправщики[править | править код]

(!) Аэродромный ТЗ на базе автомобиля КАМАЗ-53215 Топливозаправщик ТЗ-22 под самолётом Ту-134

На разных аэродромах эксплуатировалось достаточно большое количество разнотипных топливозаправщиков, повседневно именуемых как «ТЗ».

Самые распространённые типы советских ТЗ:

  • ТЗА-7,5-500А на базе автомобиля МАЗ-500, объём цистерны 7500 литров. Привод топливного насоса через коробку отбора мощности двигателя автомобиля.
  • ТЗ-16 один из первых в СССР топливозаправщиков на базе седельных тягачей ЯАЗ (позже КрАЗ) и полуприцепа-цистерны объемом 16 м3. Использовались в 50-60-х годах, до появления ТЗ-22.
  • ТЗ-22 на базе седельного тягача КрАЗ-221 и полуприцепа-цистерны ЧМЗАП-5204М объёмом 22 м3 (18 тонн авиационного топлива). Привод насосов от автономного бензинового двигателя, установленного на полуприцепе.
  • ТЗ-60 на базе седельного тягача МАЗ-537 или МАЗ-7410 и полуприцепа-цистерны ЧМЗАП-8685. Ёмкость цистерны 60 м3. Привод насосов от автономного двигателя, установленного на полуприцепе.

Маслозаправщики[править | править код]

(!) Заправщик спецжидкостями ЗСЖ-66
  • ЗСЖ-66 — заправщик специальными жидкостями на базе грузовика ГАЗ-66. Позволяет заправлять бензином, маслами, маслосмесями, гидравлическими жидкостями системы различных летательных аппаратов, открытым и закрытым способом. Имеет систему подогрева масел и жидкостей в зимнее время, а также систему автоматического пожаротушения. Раздаточные насосы электрические, питание которых обеспечивается авиационным генератором постоянного тока ГСР-6000А, вращение ротора которого обеспечивается двигателем автомобиля через коробку отбора мощности.
  • МЗ-66 — маслозаправщик (минеральные масла типа МС-20) летательных аппаратов. Заправка пистолетная, привод насоса от двигателя автомобиля. Масло в зимнее время подогревается форсуночным подогревателем, работающем на авиационном керосине типа ТС-1.

Моторные подогреватели и кондиционеры[править | править код]

(!) Средняя часть приборной панели АМ-0,4-М1 с приборами контроля дизель-генератора (!) Моторный подогреватель УМП-350-131 в работе (!) АМК-24 подаёт воздух в СКВ техотсека самолёта Ту-142МК
  • УМП-350-131 — унифицированный моторный подогреватель на шасси ЗИЛ-131. В кузове размещается калорифер (керосиновый котёл), через внешний и внутренний контур которого прогоняется нагнетаемый вентилятором воздух. Один контур является камерой сгорания, во втором греется воздух, который затем подаётся через рукава-воздуховоды (5 шт) потребителям. Вентилятор приводится во вращение двигателем автомобиля через коробку отбора мощности. Топливо УМП — авиационный керосин типа ТС-1. Подогреватель применяется для предпускового прогрева авиадвигателей, прогрева салонов или отсеков воздушного судна, а также при технических работах на летательном аппарате в зимнее время.
  • МП-70 — небольшой керосиновый подогреватель на колёсном шасси или металлических полозьях, предназначен для перемещения вручную одним-двумя людьми. Принцип действия аналогичен УМП-350, привод вентилятора бензиновым мотором, топливо подаётся самотёком, зажигание — вручную факелом. Используется для подогрева небольших объёмов и при технических работах.
  • АМК-24/56 — многоцелевой кондиционер воздуха на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Применяется для подачи воздуха с заданной температурой в систему кондиционирования кабин и отсеков, а также для создания комфортных условий экипажу, одетому в высотно-компенсирующие костюмы, при несении дежурства в кабинах самолётов. Снят с производства.
  • АМ-0,4-М1 — автомобильный кондиционер на шасси КамАЗ-5320. Назначение то же, что у АМК-24/56, производится в настоящее время.[1] В кузове размещены дизель-генератор на 380 В, 50 Гц для питания агрегатов и два холодильных контура на хладоне R-134a. Может работать в режимах кондиционирования (тепловая мощность до 50 кВт), вентиляции (холодильные контуры бездействуют), обогрева (тепловая мощность до 90 кВт). Возможно питание агрегатов от наземной сети 380 В, 50 Гц.

Передвижные источники питания[править | править код]

(!) Аэродромный передвижной агрегат АПА-5Д (!) Аэродромный передвижной агрегат АПА-50М
  • АПА-5Д — аэродромный источник электроэнергии на шасси автомобиля Урал-4320. В кузове автомобиля смонтирована установка с раздаточной коробкой, на которой установлены генератор постоянного тока ПР-600х2 на 28,5 вольт и генератор переменного трёхфазного тока 208 вольт, 400 герц ГТ40ПЧ6, устанавливаемый также на самолётах, и аппаратура управления и защиты — также аналогичные самолётным блоки БЗУ-376СБ (блок защиты и управления), БРН-208 (блок регулирования напряжения) и др. Привод — от коробки отбора мощности двигателя автомобиля.
  • АПА-50М — аэродромный источник электроэнергии на шасси автомобиля ЗИЛ-131. В кузове автомобиля установлен дизельный двигатель У1Д6-2С с раздаточной коробкой, на которой находятся два генератора постоянного тока на 28,5 вольт ГАО-36, генератор переменного трёхфазного тока 208 вольт, 400 герц ГТ40ПЧ8АТВ и генератор однофазного тока 208 вольт, 400 герц СГО-30У. Имеется трёхфазный трансформатор на 36 вольт, 400 герц, а также аппаратура управления и защиты.
  • АПА-80 — аэродромный источник электроэнергии на шасси автомобиля — ЗИЛ-131. В кузове автомобиля установлен двигатель КАМАЗ-740 с раздаточной коробкой с блоком синхронных генераторов БГС-112-40, аппаратура управления и защиты. Агрегат выдаёт трёхфазный ток 208 вольт 400 герц, однофазный ток 120 вольт, 400 герц, трёхфазный 36 вольт 400 герц, постоянный ток 28,5 вольт.
  • АПА-100 — аэродромный источник энергии на шасси Урал-4320. В кузове автомобиля установлен дизель 1Д6ВБ с блоком синхронных генераторов БГС-175. Агрегат выдаёт трёхфазный ток 208 вольт, 400 герц, однофазный ток 120 вольт, 400 герц, трёхфазный 36 вольт, 400 герц, постоянный ток 28,5 вольт.
  • АЭМГ-50М — авиационный электромотор-генератор, электромашинный преобразователь промышленного напряжения 380 вольт, 50 герц в самолётное 28,5 вольт, мощностью 50 кВт. Может работать в режиме «Запуск 24/48 В» и «Запуск 70 В». Также может выдавать через смонтированные внутри электромашинные преобразователи однофазное 115 вольт, 400 герц и трёхфазное 36 вольт, 400 герц напряжения. Устанавливается на одноосный прицеп ТАП-3755В (АП-1,5Б). Широко применяется в качестве стационарного источника аэродромного питания, может запитывать сразу две стоянки (два летательных аппарата).
  • АЭМГ-60/30М — авиационный электромотор-генератор, электромашинный преобразователь промышленного напряжения в самолётное трёхфазное 208 вольт, 400 герц. Мощность генератора 60 кВА. Имеется трансформатор на однофазное напряжение 120 вольт, 400 герц. Устанавливается на одноосный прицеп ТАП-3755В (АП-1,5Б)

Гидравлические установки:

(!) Установка проверки гидросистем УПГ-300.
  • УПГ-300 — установка проверки гидросистем — гидравлическая установка на базе автомобиля ЗИЛ-131. В кузове автомобиля установлен двигатель ЗИЛ-375 с коробкой приводов, на которой находятся три гидравлических насоса с максимальным давлением нагнетания до 210 кгс/см3, генератор постоянного тока ГСР-СТ12 на 28,5 вольт, а также аппаратура управления и защиты и два баллона АБ-350, заряжаемые сжатым воздухом или азотом. Установка может обеспечить долговременную работу от одной до трёх независимых гидросистем летательного аппарата, их заправку и опрессовку, а также зарядку азотом или воздухом для создания давления наддува в гидробаках. Установка может работать со всеми основными, применяемыми в отечественной авиации, рабочими жидкостями: 7-50С-3, АМГ-10 или НГЖ-4.
  • ЭГУ-50/210-131 (А0001) электрогидроустановка на шасси ЗИЛ-131, совмещающая функции АПА и УПГ. В кузове установлен дизельный двигатель 5Д-20-240 с раздаточной коробкой, три гидронасоса, два генератора постоянного тока ГАО-36, генератор трёхфазного переменного тока ГТ40ПЧ6, генератор однофазного тока СГО-12.
  • ПГУ-210 (8А72) — подвижная гидроустановка, смонтированная в кузове одноосного прицепа ТАПЗ-755. Имеет две гидросистемы с давлением нагнетания до 250 кгс/см3, привод гидронасосов от электродвигателя 380 вольт, 50 герц.

Газозаправщики

(!) Аэродромный воздухозаправщик ВЗ-20 Аэродромный азотозаправщик УГЗС.М-А-131
  • ВЗ-20 — воздухозаправщик на шасси различных грузовых автомобилий (первоначально ЗИЛ-157, потом ЗИЛ-131, сейчас ЗИЛ-433422 и Урал-43206). В коробчатом кузове расположены 20 40-литровых баллона под давлением 350 кгс/см2. Автомобиль применяется для зарядки воздухом систем самолёта, накачки колёс и при технических работах.
  • АКЗС-75М-131-П — автомобильная кислородозаправочная станция на шасси ЗИЛ-131. В коробчатом кузове установлено (18 или 21) баллонов со сжатым медицинским кислородом, а также дожимающий компрессор КП-75М с приводом от коробки отбора мощности двигателя автомобиля. Кузов автомобиля также комплектуется системой пожаротушения. Данный автомобиль используется при заправке летательных аппаратов газообразным кислородом.
  • УГЗС-М — универсальная газозаправочная станция на шасси ЗИЛ-433422. В зависимости от варианта исполнения, может заправлять системы летательных аппаратов кислородом, воздухом или азотом.
  • ТРЖК — транспортный резервуар жидкого кислорода — стандартная криогенная цистерна ТРЖК-2У или ТРЖК-4М, устанавливается в открытом кузове грузового автомобиля. Используется для перевозки и заправки самолётов жидким кислородом. Кислород добывается из воздуха на кислорододобывающей станции, например на:
  • АКДС-70М — это кислорододобывающая станция, размещёная на трёх автомобилях и прицепе. Состоит из технологической машины (на шасси КрАЗ-257 или КрАЗ-250), компрессорной машины (КрАЗ-257, КрАЗ-250), вспомогательной машины (ЗИЛ-131, ЗИЛ-130) и электростанции ЭСД-200-30Т/400М (прицеп МАЗ-5224В). Оборудование компрессорной и технологической машин смонтировано в закрытых кузовах-фургонах. В кузове компрессорной машины установлены: 2 компрессора АВШ-3,7/200 (АВШ-3,7/200М), система водяного охлаждения с центробежным насосом 2КМ-6С, трубопроводы и арматура. Привод компрессоров осуществляется от электрических двигателей АОП2-92-4П, насоса — от электродвигателя АНД-41-2. В кузове технологической машины смонтированы: блок разделения воздуха, детандер ДВД-13 (ДПВ-4,2-200/6-2), насос сжиженных газов 22НСГ-40/40, блок очистки и осушки воздуха, наполнительная рампа. Электропитание оборудования осуществляется от промышленной сети, а в полевых условиях — от передвижной электростанции, смонтированной в кузове прицепа. Вспомогательное оборудование установлено в кузове бортового автомобиля, который также служит для буксировки прицепа. Получение кислорода и азота в АКДС-70М основано на способе глубокого охлаждения, сжижения и разделения воздуха на основные составные части — кислород и азот.

Тягачи

(!) Аэродромный тягач КЗКТ-537Л «Ураган» (!)

В качестве буксировщиков небольших самолётов и вертолётов может использоваться практически любая аэродромная автотехника, и что широко практикуется, к примеру, в истребительной авиации. Для серьёзных летательных аппаратов были разработаны аэродромные тягачи:

  • КЗКТ-537Л — аэродромный тягач на базе балластного тягача МАЗ-537Г (танковоза). Установлен дизель Д-12А-525А с гидромеханической коробкой передач. Аэродромный вариант отличался от базового металлической бортовой платформой. Предназначен для буксировки самолётов массой до 200 т
  • КрАЗ-214 — военный тягач повышенной проходимости. На военных и гражданских аэродромах использовался для буксировки самолётов. Для улучшения сцепления колёс с покрытием аэродрома в кузов автомобиля часто клали дополнительный груз (типа бетонных блоков)
  • КрАЗ-255 — замена КрАЗ-214. Применение аналогично
  • МоАЗ-7915 — специально разработанный трёхосный аэродромный тягач с сочленённой рамой и двумя кабинами, впереди и сзади. На каждой секции рамы установлен свой двигатель ЯМЗ-8401.10-01 по 600 л. с. и гидромеханическая коробка передач. Тягач может буксировать самолёты весом до 275 тонн.

Передвижные лаборатории и мастерские

Ряд автомобилей или прицепов с различным оборудованием, предназначенных для сложных работ при обслуживании авиатехники. Применяются при комплексных проверках и настройках оборудования, опробовании двигателей, регламентных и ремонтных работах. Также промышленность выпускала унифицированные лаборатории, предназначенные для работы на внебазовом аэродроме, с возможностью ремонта боевых повреждений летательных аппаратов, на базе автомобилей повышенной проходимости типа ЗиЛ-131, ГАЗ-66, КАМАЗ и т. п., с кузовами-фургонами типа КУНГ. Такие автомобили оснащались автономными источниками электроэнергии в виде прицепных дизель-генераторов, часть лабораторий комплектовалась специальными установками, предназначенных для обеспечения функционирования контрольно-проверочного и проверяемого самолётного оборудования и систем — преобразователями промышленного электропитания в самолётное, а также гидроустановками, компрессорными станциями и т. п. Лаборатории, разработанные в 70-е и 80-е годы 20-го века, могли эксплуатироваться в условиях ядерного и химического заражения (имели герметизированные кузова с фильтро-вентиляционной установкой), а также обеспечивали вполне комфортные рабочие и бытовые условия для персонала в любое время года (имелись спальные места, отопительная установка на дизельном топливе, вентиляция и др. полезные мелочи — вплоть до посуды).

В этих фургонах размещались: слесарная мастерская, сварочная, лаборатория электронной автоматики, лаборатория радиоэлектронного оборудования, кислородная лаборатория и т. п. Пример заводской маркировки некоторых лабораторий: КРАС-хх — контрольно-ремонтная автомобильная станция по РЭО, ЛКУ-хх — лаборатория кислородная универсальная, ЛПУ-хх — лаборатория приборная универсальная, ЛАВ-хх — лаборатория авиационного вооружения, ЛЭА-хх — лаборатория электронной автоматики, ЛСД-хх — лаборатория по самолёту и двигателю (где хх — шифр комплектации лаборатории под определённые типы авиационной техники).

Транспортные машины

Для транспортировки различных грузов в пределах аэродрома широко применяется самый разнообразный, часто «попутный» транспорт — любые аэродромные спецавтомобили, а также грузовые и транспортные автомобили общего назначения, которые разрешено использовать на аэродроме. На военных аэродромах в штате групп технического обслуживания для транспортировки самолётных агрегатов, блоков, аккумуляторов, парашютов, буксировки стремянок и т. п., применялись бортовые грузовики УАЗ-452Д, плавающие транспортёры типа ЛуАЗ-967, грузовые мотороллеры и электрокары. Для наземных поисково-спасательных команд (НПСК) поставлялся транспорт вездеходного типа, например, гусеничные тягачи типа МТ-ЛБ.

Другие спецмашины

СПО-15М — самоходная площадка обслуживания на базе автомобиля Урал-375Д (Урал-4320). Применяется при технических работах на высоте, например, при обслуживании руля направления или Т-образного хвостового оперения.

КС-5363АМ — самоходный пневмоколёсный кран. «АМ» — модификация для аэродромов, в частности, кран для связи оборудован самолётным переговорным устройством СПУ-7. Применяется при различных грузоподъёмных работах, в том числе при замене авиационных двигателей.

АС-161 предназначен для очистки, промывки горячей водой и заправки химической жидкостью баков туалетных отсеков пассажирских самолётов в аэропортах. Создавался на базе шасси ЗИЛ-130, в дальнейшем ЗИЛ-431412 и ЗИЛ-433362

Автомобильная и автотракторная техника, предназначенная для поддержания в рабочем состоянии аэродрома. Как правило, оборудуется жёлтыми проблесковыми огнями.

(!) Роторный снегоочиститель ДЭ-210 Ветродуйка на базе МАЗ-500

ДЭ-210 — роторный снегоочиститель на базе кузова ЗИЛ-131. Переднего двигателя у машины нет, силовой агрегат установлен в кузове, в зависимости от модификации устанавливались двигатели У2Д6-250ТК, ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2 и др. Двигатель служит как для движения автомобиля, так и для привода ротора. Применяется для черновой очистки аэродрома при сильных снегопадах.

В-68 — вакуумно-уборочная машина (пылесос), разработана на шасси автомобиля КрАЗ-257Б1. Предназначена для удаления пыли, мусора и бетонной крошки с поверхности ВПП и рулёжек аэродромов.

ТМ-59 — тепловая машина (ветродуйка). Представляет собой колёсный трактор Т-150К, со смонтированным на гидравлически управляемой (поворотной) одноосной тележке впереди трактора газотурбинным двигателем ВК-1, на сопло которого надет широкий насадок, направляющий выхлопные газы двигателя веером вниз. Служит для удаления мусора, бетонной крошки, льда и снежного наката с покрытия аэродрома. Машины подобного типа получили прозвище «Змей Горыныч».

(!) Машина КПМ-130 на уборке аэродрома. На бампере нет аэродромной разметки, так как машина также работает и за пределами аэродрома — на очистке улиц военного городка

КПМ-130 — поливомоечная машина на базе ЗИЛ-130. Точно такая, которую используют дорожные и коммунальные службы. Применяется для расчистки аэродрома от неглубокого снега, подметания аэродрома, полива от пыли, при запуске авиационных двигателей в жару (очень интересный процесс), охлаждения шасси, заправки водой объектов, самолётов и автомобилей, в качестве резерва пожарной машины и т. п.

ДЭ-224 универсальная уборочная машина аэродромов, применяется преимущественно в гражданских аэропортах. Построена на базе одноосного тягача МАЗ-546П с полуприцепом. Впереди машины установлен снегоотвал, снизу сзади за снегоотвалом — щётка. Сверху установлен авиационный двигатель АИ-20, на полуприцепе — топливный бак (цистерна).

(!) Специальный аэродромный пожарный автомобиль типа АА-70

АА-40 — стандартный пожарный автомобиль на базе ЗИЛ-131. На аэродромах используется в качестве стартового (дежурного).

АА-70(7313)-220 — специальный аэродромный пожарный автомобиль на шасси МАЗ-73131. Оборудован водяной пушкой над кабиной, подбамперными пеногенераторами. Запас воды 9,5 тонны, запас пенообразователя 900 литров, порошка — 2200 литров. Имеет автономный двигатель ЗИЛ-175, обеспечивающую работу противопожарного оборудования на месте и в движении.

АПМ-90 — прожекторная установка (посадочный дуговой прожектор), смонтированная в кузове грузового автомобиля. Выпускались на шасси ЗИС-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-130, ЗИЛ-431410. В кузове помимо прожектора, имеется бензиновый генератор для автономного питания. Возможна работа при питании от промышленной сети.

Разметочная машина ДЭ-18 на шасси ГАЗ-53А. Предназначена для нанесения разметки краской на дорожное покрытие.

Спецавтотранспорт коммерческого обслуживания воздушных судов[править | править код]

Перронный автобус АППА-4 (!) Перронный автобус МАЗ-171

СПТ-104 — самоходный пассажирский трап, разработан для самолёта Ту-104. Движение трапа по аэродрому обеспечивается электромотором с питанием от аккумуляторной батареи 28ТЖН-250, подъём лестницы осуществляется от гидросистемы. Рабочий насос ГС приводится в действие электромотором, возможно создание давления ручным насосом. Рабочая жидкость — масло АМГ-10.

СПТ-114 — самоходный трап под лайнер типа Ту-114. По сравнению с СПТ-104 увеличена длина трапа.

СПТ-154 — самоходный трап под лайнер типа Ту-154, конструкция которого в принципе аналогична трапу СПТ-104, несколько изменён дизайн и конструкция верхней площадки лестницы — под открывающиеся наружу двери Ту-154.

ТПС-22 самоходный трап на шасси грузовика УАЗ-452Д. В современном варианте используется шасси ГАЗ-3302.

ТГ-1500 тележка грузовая (багажная). Грузоподъёмность 1500 кг.

АЛ-10/14 — автолифт на шасси грузовика ЗИЛ-431510.

АПК-12 — автомобиль с подъёмным кузовом на шасси грузовика ГАЗ-53А. Применяется в аэропортах главным образом для перевозки и загрузки багажа.

МТЗ-80 — колёсный трактор в стандартной комплектации (без навесного оборудования) — достаточно универсальная техника. В аэропортах применяется для перемещения багажных тележек. В случае установки снегоуборочного оборудования трактор может использоваться для уборки перрона.

Электрокар ЭК-2 — наиболее распространённая в аэропортах СССР самоходная тележка с электроприводом. Тяговый электродвигатель постоянного тока мощностью 1,5 кВт, с питанием от щелочной аккумуляторной батареи 28ТЖН-250. В качестве регулятора мощности электродвигателя применяется кулачковый контроллер.

Автомобиль сопровождения — легковая машина или микроавтобус любого типа, предназначена для встречи и сопровождения (лидирования) при рулении пассажирских лайнеров. Оборудуется авиационными средствами радиосвязи с диспетчерской службой и самолётами, наверху машины устанавливается транспарант с подсветкой: «Follow me/Следуй за мной».

Перронный автобус — транспортное средство для организованного перемещения пассажиров к самолёту и обратно. В «Аэрофлоте» более полувека широко применялся автопоезд АППА-4 на базе седельного тягача ЗиЛ-130В. Полуприцеп мог вместить до 130 пассажиров стоя, плюс имелось 16 сидячих мест.

Радиотехническое оборудование аэродромов[править | править код]

Обзорные и посадочные радиолокационные станции, курсовые, глиссадные и маркерные радиомаяки, радиовысотомеры и радиодальномеры, навигационные станции, а также всевозможные другие системы и оборудование аэродромов в СССР выпускалось на автомобильном шасси, прицепах и полуприцепах. Если для гражданского аэропорта мобильность этого оборудования неактуальна, так как РТО стационарно устанавливается в соответствии со схемой аэродрома, то для военных должна быть обеспечена возможность передислокации и развёртывания оборудования на новом месте и в сжатые сроки. Помимо собственно станций и оборудования, в комплект входили автономные источники электроэнергии — дизельные электростанции и агрегаты питания.

  • Сайт «Иллюстрированный каталог авиации мира»
  • Технические средства тылового обеспечения. — М.: Воениздат, 2003
  • Сайт «Аэродромная техника»

Топливозаправщик авиационный средней ёмкости (4Х2) ТЗА-7,5-5334

Топливозаправщик авиационный средней ёмкости (4Х2) ТЗА-7,5-5334

ТЗА-7,5-5334 на грузовом шасси МАЗ-5334 являлся дальнейшим развитием авиационного топливозаправщика ТЗА-7,5-500А на базе МАЗ-500АШ. Топливозаправщик предназначен для механической заправки летательных аппаратов авиационным топливом закрытым и открытым способами на аэродромах с твёрдым покрытием. Модернизированный заправщик, вслед за базовым шасси, получил обновлённый передок кабины с мелкоячеистой решёткой радиатора и изменённым в соответствии с введённым в Европе новым стандартом расположением светотехники. Модель оснастили более современным приборным щитком.

Большая часть топливозаправщиков на базе МАЗ 500-й серии уходили в Вооружённые силы СССР и в Министерство гражданской авиации, оставшаяся часть поставлялась в народное хозяйство.

ТЗА-7,5-5334-01.jpg

ТЗА-7,5-5334-02.jpg

ТЗА-7,5-5334-03.jpg

ТЗА-7,5-5334-04.jpg

ТЗА-7,5-5334-05.jpg

ТЗА-7,5-5334-06.jpg

ТЗА-7,5-5334-07.jpg

ТЗА-7,5-5334-08.jpg

ТЗА-7,5-5334-09.jpg

• Базовое шасси: МАЗ-5334 (Минский автомобильный завод)
• Годы выпуска: 1977–1993
• Модификация: ТЗА-7,5-5334 (Тихорецкий завод химического машиностроения «Красный молот», 1977–1992 годы)
• Мощность двигателя: 180 л. с.
• Грузоподъёмность: 5,8 т
• Эксплуатационный объём цистерны: 7500 л
• Максимальная скорость: 85 км/ч
• Модель 1/43: Автомобиль на службе № 71 МАЗ-5334 (ТЗА-7,5-5334) топливозаправщик

Топливозаправщик авиационный ТЗА 1-0,7ОД220 — Уральский Завод Спецтехники

ТЗА 1-0,7ОД220

Код модели: 14727

Цена: Договорная

Окончательная стоимость складывается из стоимости техники, необходимых доработок и стоимости доставки

Топливозаправщик авиационный
Количество емкостей под основной продукт – 1, объемом 0,7 м3, открытого типа, с дозатором, вид питания электродвигателя 220 В

Разработанные модели
 
Виды заправляемого топлива Количество резервуаров, шт. Емкость, м3 Тип  исполнения Наличие дозаторного устройства Вид привода насоса
Авиационный бензин 1 1 Открытый есть Электродвигатель 12В
Керосин 2 1,5 Контейнерный нет Электродвигатель 24В
Автомобильный бензин 3 2     Электродвигатель 220В
Дизельное топливо   ….     Автономный (бензиновый, дизельный двигатель)

 

ТЗА1-0,7О220 предназначен для заправки воздушных судов кондиционным авиационным топливом Т-1, ТС-1, РТ по гост 10227 в чистом виде с дозированным введением ПВКЖ типа «И-М» (ОСТ 54-3-175-73-99) и типа «И» (ГОСТ 8313), а также Джет А-1(JetA-1) по ГОСТ Р 52050, подготовленным к заполнению цистерны в соответствии с Руководством по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества ГСМ и спецжидкостей в предприятиях воздушного транспорта РФ.

ТЗА1-0,7О220 приспособлен для эксплуатации во внеклассных, 1,2,3 классных аэропортах гражданской авиации, с возможностью перемещения, установки на автомобильное и прицепное шасси.

Комплектация:

  • Резервуар базового продукта;
  • Модуль ввода присадки;
  • Резервуар хранения присадки;
  • Шкаф управления;
  • АРМ оператора;
  • Корпус с защитой от атмосферных осадков.

Топливозаправщик ТЗ-22 — информационная статья от группы компаний КриогенАвиа-НН

Топливозаправщик ТЗ-22

ТЗ-22 — машина-топливозаправщик, разработанная машиностроительным заводом Челябинска. Запущена в большое производство в 1964 году. В 1967 г. стала использоваться Военно-воздушными силами России. Основой для техники послужил полуприцеп ЧМЗАП-5524 и тягач КРАЗ-258.

Применение

Назначение ТЗ-22 — транспортировка топливной жидкости и заправка (закрытого и открытого вида) самолетов. Основные варианты эксплуатации:

  • заполнение собственной топливной емкости с помощью насосной установки;

  • перемешивание авиатоплива внутри емкости;

  • заправка летательных средств из сторонней цистерны;

  • перекачивание авиатоплива в сторонние резервуары без задействования собственной;

  • откачивание топлива из раздаточных рукавов;

  • слив содержимого емкости самотеком.

В основу рабочего оборудования входит:

— цистерна;

— насос ЦСП-57;

— система трубопроводов и измерительных приборов;

— рукава с кранами для всасывания и раздачи топливной жидкости;

— фильтры очистки ТФБ со скоростью обработки 1000 л/мин.;

— счетчики ВЖУ-100-1,6;

— противопожарные средства;

— устройство заземления.

Особенности строения

Топливная емкость, изготовленная из листовой стали, оборудована поперечными волнорезами, воздухоотводящими трубками, наливной трубой, ограничителем наполнения. Сверху цистерны находятся два открывающихся люка, снизу — отстойник для очистки пластовой воды от нефти. Машина оборудована специальными демпферными устройствами для предупреждения повреждений счетчиков. Панель управления всеми системами и операциями находится в закрывающемся отсеке сзади цистерны.

Существуют также модификации ТЗ-22: ТЗ-22М и ААПТ-4.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

15160
2840
3350

Масса, кг:

в снаряженном состоянии
полная

19650
39100

Эксплуатационный объём цистерны, л

22000

Скорость транспортная, км/ч

Время наполнения цистерны своим насосом, мин.

24

Расход раздаточной системы, л/мин.:

через раздаточный пистолет
через 2 раздаточных пистолета
через наконечник закрытой заправки
через 2 наконечника закрытой заправки

500
1000
1000
2000

Время развёртывания в рабочее положение, мин.

5

 

Аэродромный топливозаправщик ТЗА-10 от производителя

Вместимость цистерны :
10 700 л

Материал цистерны :
Нержавеющая сталь

Подача насосной установки при закрытой :
500 л/мин

Рекомендуемая подача при открытой :
400 л/мин

Дозировка ПВКЖ :
0; 0,1% (опционально 0,2%, 0,3%)

Предельно допустимое давление :

Номинальная тонкость фильтрации :
1–3 мкм

Предельное содержание свободной :
0,0015%

Погрешность счетчика-расходомера:
±0,25%

Рукава раздаточные (количество, шт x длина, м x диаметр), мм:
1 x 20 x 50, (опционально) 1 x 20 x 38

Наконечник нижней заправки :
1 x Meggitt F145

Раздаточный пистолет :
1 x Elaflex ZVF-40

Насосная установка :
Alfons Haar FPO 80

Счетно-дозирующая система :
Alfons Haar MKA-800 DKP

Фильтр-водоотделитель:
НПО «Агрегат», ФВКг-56-65

Заправочные рукава :
Elaflex

Клапан Инлайн:
Электро-магнитный

Уровнемер, ограничитель налива:
Электронный, ПМП

Панель управления функциями:
Механическая

Система «Мертвый оператор»:
Установлена

Система блокировки движения шасси :
Установлена

Система заземления:
Два барабана заземления с тросом 30 м

Окраска:
По карте окраски заказчика