О цвете красок «металлик»
Давно известно, что совершая любую покупку, человек руководствуется больше эмоциями, чем разумом. «Хочу вот эту машину, цвета «мокрый асфальт», и точка!». Факт остается фактом – по данным исследования, проведенного концерном DuPont, 40% покупателей готовы отказаться от одной марки в пользу другой, если она окрашена в понравившийся покупателю цвет. Как говорится, спрос рождает предложение.
Конечно, на цветовые решения оказывает влияние и мода. Например, сегодня подавляющее большинство потребителей отдает предпочтение не однотонно окрашенному автомобилю, а тому, чье ЛКП обладает каким-то «спецэффектом», пусть даже и не ярко выраженным. Например — эффектом «металлик».
Сегодня вы узнаете
Крылатый металл… в краску!
Помните легендарную фразу, которую приписывают Форду-старшему: «Вы можете получить автомобиль любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным»? В те далекие времена других материалов, кроме черных масляных красок и лаков, пригодных для окраски автомобильных кузовов просто не существовало.
Позже, когда началось производство белого пигмента — двуокиси титана, автомобилестроители получили возможность создавать различные новые оттенки. Добавление этого пигмента в тогдашние краски позволило расширить цветовую гамму кузовов, и гегемонии черного цвета в автомобильном мире пришел конец.
Еще один технологический переворот в истории автомобильных красок совершил алюминий. К сожалению, история не сохранила имени человека, впервые предложившего добавлять в краски частицы этого металла. А жаль. Ведь именно благодаря ему автовладельцы сегодня могут ездить на машинах, окрашенных в модный цвет «металлик», а продавцы автомобилей — начислять дополнительные проценты за эту краску.
Принцип «работы» металликов
Принцип «работы» красок с эффектом «металлик» основан на отражении света. Алюминиевые пластинки, распределенные в слое краски, выполняют роль своеобразных микрозеркал, отражающих падающий на них свет, что и придает покрытию эффект характерного сверкающего блеска.Помните, как в детстве, взяв в руки зеркальце, мы играли солнечными зайчиками, направляя их друг другу в глаза? Похожий эффект достигается и в металликах
Помимо эффектных пигментов, в этих красках присутствуют и «обычные» цветовые пигменты, обеспечивающие покрытию тот или иной цвет. Только в отличие от одноцветных красок, в которых применяются светонепроницаемые пигменты, в металликах необходимо использовать иной тип пигментов — светопроницаемые. Алюминиевые пластинки ведь распределены в толще краски, в пигментной среде, а значит только прозрачные пигменты позволят световым лучам «пробраться» к этим пластинкам и отразиться от них.
Таким образом принцип «работы» металликов сводится к следующему: световые лучи, попадая на лакокрасочное покрытие, проходят через полупрозрачные цветовые пигменты, в результате чего формируются лучи с определенным цветом (длиной волн). Затем эти лучи попадают на частицы алюминия, отражаются от них и, либо снова проходят через светопроницаемый цветовой пигмент, либо сразу выходят наружу. Благодаря этому мы не только видим покрытие цветным (например, зеленым), но и наблюдаем особый искрящийся эффект.
Принцип «работы» металликов: световой поток проходит через полупрозрачные цветовые пигменты, отражается от алюминиевых частиц и выходит наружу
«Металлик» под микроскопом. Благодаря алюминиевым частицам мы видим не только определенный цвет покрытия, но и особый, искрящийся эффект
От велосипедов до автомобилей
Первые металлизированные эмали у нас увидели совсем не на кузовах автомобилей. «Вогли» и «Победы» в те времена окрашивались в простые цвета — белый, грязно-серый, бежевый… Зато велосипедные рамы харьковского завода искрились блестками алюминия, отражающими свет из глубины эмалевой пленки. Эти «металлики» были однослойными.
«Металлики» первого поколения — однослойные. Алюминиевые частицы содержатся по всей толщине эмали в 50 микрон
С точки зрения эффектности такие краски были на то время довольно интересными, но их стойкость к внешним воздействиям была крайне низкой. Со временем такая эмаль сильно истиралась, алюминиевые частички окислялись и выветривались, в результате чего автомобиль приобретал мутно-белесый оттенок. Чтобы избежать подобных последствий, была разработана двухслойная система: с нанесением поверх краски прозрачного лака.
Современный двухстадийный «металлик»: поверх базовой эмали нанесен бесцветный лак
Двухслойное покрытие оказалось не только более долговечным и прочным (находящаяся под слоем лака цветная эмаль не истирается и медленнее выгорает), но и более эффектным (лак выступает в роли своеобразной лупы, усиливая оптический эффект), и стало повсеместно применяться для окраски автомобильных кузовов.
Флоп-эффект
Итак, главной особенностью металликов является проявление элемента металлического блеска на лакокрасочном покрытии. Но на этом «эффектность» этих красок не заканчивается.
Если рассматривать автомобиль, окрашенный металликом, с разных сторон, то хорошо видно, что этот блеск не постоянен — его интенсивность то убывает, то прибавляется. Действительно, любой «металлик», в зависимости от угла наблюдения выглядит по-разному: в некоторой точке покрытие ярко светится, искрится, а затем постепенно темнеет при изменении угла наблюдения (например, когда автомобиль поворачивает). Эти изменения, от светлого к темному и обратно, называются «флоп-эффектом».
Попробуем разобраться, почему так происходит.
Как мы уже говорили, поверхность металлического пигмента играет роль зеркала, которое отражает падающие на него световые лучи согласно законам геометрической оптики (угол отражения равен углу падения). И если алюминиевые частички расположены в слое краски как нужно, то есть параллельно поверхности, то при фронтальном рассмотрении краска воспринимается более светлой, поскольку в этом случае мы видим больше света, отраженного зерном.
Если же смотреть на поверхность сбоку, под острым углом, интенсивность отраженного света сильно убывает и краска воспринимается более темной. В этом случае преобладает отражение от цветовых пигментов.
Иными словами, когда свет падает на поверхность краски, часть света отражается пигментом (цвет), а часть — алюминиевым зерном (яркость). И в зависимости от угла наблюдения мы видим либо отражение от пигментов, либо от зерна.
Цветовой тон, который виден, если смотреть на поверхность под углом 90° (например, на капот) называется «фейс» (или верхний тон).
А тон, который мы видим, когда смотрим на поверхность под острым углом (например, на бока автомобиля) называется «флоп» (или нижний тон).
Флоп и флип — это одно и то же — изменение оттенка под острым углом.
Наличие двух различных тонов у «металлика» создает дополнительные сложности при цветоподборе, поскольку колорист вынужден подбирать оба этих тона. Сначала всегда подбирается верхний тон «металлика», а только потом — нижний. Есть много способов изменения этих тонов по отдельности.
Например, добавление небольшого количества серебра осветляет только верхний тон. Большое количество серебра осветляет оба тона, но крупные частицы меньше влияют на оттенок, который виден сбоку машины, чем мелкие. Добавление простого белого цвета в небольшом количестве (до 5%) осветляет нижний тон. При добавлении белого цвета в большом количестве металлический эффект становится слабовыраженным. Словом, тонкостей при цветоподборе не счесть.
Частицы алюминия часто называют серебром из-за характерного серебристого цвета.
Кроме того, оттенок эмалей с алюминиевым зерном сильно зависит от условий и способа нанесения. Тип краскопульта, диаметр сопла, рабочее давление, вязкость краски, расстояние и форма окрасочного факела, толщина нанесенного слоя — все это совершенно конкретным образом может повлияет на оттенок.
Так что для хорошего результата при работе с эффектными цветами потребуется сочетание грамотного и прилежного колориста, знающего и опытного маляра и… удачи. Маляр может как испортить хорошую работу колориста, так и «вытянуть» цвет, незаметно окрасив деталь «переходом» даже краской, отколерованной весьма приблизительно.
Кукурузные хлопья и… серебряный доллар!
Для точного подбора краски под нужный «металлический» эффект любая система цветоподбора включает в себя несколько видов серебра, отличающихся как формой и размерами частиц, так и степенью блеска отдельной частицы.
По форме частицы делятся на две основные группы: частицы неправильной и правильной формы. Первые обычно называются «кукурузные хлопья» (cornflake), вторые — «серебряный доллар» (silver dollar).
Алюминиевые частицы неправильной и правильной формы. Первые обычно называют «кукурузными хлопьями», вторые — «серебряным долларом»
Серебро неправильной формы чаще всего используется в формулах старых покрытий. При рассмотрении под микроскопом видно, что эти частицы действительно напоминают по виду кукурузные хлопья и имеют рваные края. В те годы, когда эпоха «металликов» только началась, алюминий измельчали и без какой-либо дополнительной обработки добавляли в краску. Такие компоненты довольно сильно рассеивают свет и смотрятся в краске тускло.
Частицы «серебряного доллара» выглядят более равномерно и не имеют рваных краев — это результат дополнительной обработки алюминия на заводе. Такие частицы — как маленькие полированные металлические зеркальца, они намного лучше отражают свет, и являются ярким примером технологического прогресса в производстве автомобильных красок.
Разница между различными видами серебра хорошо видна при сравнении старых и новых автомобилей. Например, если сравнить в принципе одинаковые цвета автомобилей, скажем 1975 и 2005 годов выпуска, мы увидим любопытную разницу: на старом авто цвет более серый и невзрачный, в то время как «свежий» авто выглядит намного наряднее и привлекательнее. «Новая» краска лучше отражает свет, больше блестит и искрится.
И дело тут совсем не в «возрасте» покрытия, а в эволюции изготовления компонентов, из которых состоят автомобильные краски. Словом, научно-технический прогресс и неутомимая дизайнерская мысль делают современные автомобильные лакокрасочные покрытия совершенно фантастическими.
В следующей статье цикла «Эффектные ЛКП» поговорим о красках с эффектом «перламутр».
artmalyar.ru
Цвет | Цветовой код | Название цвета |
039 | White Pearl | |
040 | Super White II | |
045 | Белый | |
049 | White Pearl Mica | |
051 | Diamond White Pearl | |
056, U056 | Натуральный белый | |
058 | Белый | |
062 | White Crystal Shine Перл | |
065 | White Crystal Shine Перл | |
066 | Кот Кристалл обуви Перл | |
068 | Белый | |
173 | Астрал серебристый металлик | |
181 | Голубоватый серебристый металлик | |
182 | Голубовато серый металлик | |
183 | Темный голубовато серый металлик | |
196, 6S3 | Оловянный металлик | |
199 | Alpine серебристый металлик | |
199, 1A3, 8L5, U1A3 | Серебристый Металлик | |
1A0 | Голубоватый серебристый металлик / Платина Металлик | |
1A2 | Свет Серовато металлик / Топаз металлик | |
1A5 | Пустыня Дюна металлик | |
1B1 | Шампанское Перл / Теплый серебристый металлик | |
1B2 | Античный мудрец Перл | |
1B9 | Quicksilver Fx металлик | |
1C0, 1D2, K73, U1C0, U1D2 | Миллениум серебристый металлик | |
1C2 | Серый Опал металлик | |
1C3, A1235 | Серый слюды / Riverock Зеленый Слюда | |
1C4 | Серебряный Опал металлик | |
1C5 | Серебро Графит металлик | |
1C6 | Графит Серый Перл | |
1C7 | Гром серый металлик | |
1C8, U1C8 | Лунный Туман металлик / серебристый металлик | |
1C9 | Серебристый Металлик | |
1D0 | Жидкость серебристый металлик | |
1D9 | Серебро Графит металлик | |
202, KA3 | Черный / Черный оникс | |
204 | Черный металлик | |
209 | Black Sand Pearl | |
210 | Углерод Синий слюды | |
3E5 | Супер Красный II | |
3H7 | Кардинал Красный | |
3J6 | Супер Красный III | |
3J8 | Темный Wine Red Mica | |
3K4 | Sunfire Красный жемчуг | |
3K7 | Свет Серовато Роуз металлик | |
3L2 | Супер Красный Iv | |
3L3 | Пурпурный слюды | |
3L5 | Радиант Красный | |
3M5 | Sandrift металлик | |
3M6 | Напа Бургундия Перл | |
3M8 | Красный Mica / Венецианская Красный жемчуг | |
3M9 | Красная роза слюды | |
3N0 | Maroon слюды | |
3N1 | Красный Mica | |
3N2 | Красное дерево Перл | |
3N5 | Красный Пламя металлик | |
3N6 | Урожай Красный жемчуг | |
3N8 | Красный Mica | |
3P0 | Абсолютно Красный / Super красный | |
3P2 | Бордо слюды | |
4DA | Пергамент слюды | |
4M4 | Сьерра-бежевый металлик | |
4M7 | Льняное слюды | |
4M9 | Кашемир Бежевый металлик | |
4N1 | Кристаллический кварц металлик | |
4P1 | Медь Brown Pearl | |
4P2 | Бежевый Сияющий Flake металлик | |
4P3 | Пустыня Бронзовый металлик | |
4P5 | Осень Blaze металлик | |
4P6 | Осень Красный Mica | |
4P7 | Мистик Золотой металлик | |
4P9 | Серо-коричневый металлик | |
4Q2 | Песочный слюды | |
4Q4 | Бежевый | |
4Q5 | Золотая пыль металлик | |
576 | Солнечная Желтый | |
578 | Golden Sand металлик | |
581 | Золотой металлик | |
583 | Атласная Золотой металлик | |
584 | Желтый слюды | |
585 | Золотой металлик | |
677 | Верде металлик | |
6FA | Pologreen слюды | |
6M1 | Темно-зеленый Слюда | |
6M3 | Серебряная Ель металлик | |
6N0 | Лунный камень слюды | |
6N1 | Средний Серовато зеленый металлик | |
6N9 | Черное дерево Тил Перл | |
6P2 | Классический Зеленая жемчужина / Темно-зеленый Перл | |
6P3 | Глубоко Jewel Зеленый Металлик | |
6P7 | Светло-зеленый опал металлик | |
6P8 | Хрустальный лед металлик | |
6Q2 | Светло-зеленый металлик | |
6Q7 | Императорский Джейд слюды | |
6R1 | Лесной Зеленая жемчужина | |
6R3 | Фарватер Зеленая жемчужина | |
6R4 | Темно-зеленый Слюда / Электрический Зеленый Слюда | |
6R7 | Зеленый | |
6R8 | Зеленый Слюда | |
6S0 | Светло-зеленый металлик | |
6S1 | Зеленый Слюда | |
6S2 | Зеленая жемчужина | |
6S4 | Зеленый Слюда | |
6S5 | Зеленый Слюда | |
760 | Мистик Teal Mica | |
761 | Свет Аква Опал металлик | |
765 | Бирюзовый металлик | |
766 | Бирюзовый | |
8B2 | Темно-синий | |
8E5 | Синий | |
8L4 | Атлантида Голубой слюды | |
8L5 | Королевский сапфир Перл | |
8L6 | Светло-голубой металлик | |
8L7 | Звездная Blue Pearl | |
8L9 | Denim Blue Mica | |
8M6, U8M6 | Спектры Синий слюды | |
8M8 | Сумерки Blue Pearl | |
8N1 | Горизонт синий металлик | |
8N4 | Созвездие Перл | |
8N7 | Sailfin Blue Pearl | |
8N8 | Темно-синий Mica | |
8N9 | Синий слюды | |
8P0 | Синий | |
8P2 | Морская пена синий металлик | |
8P6 | Сизым пара слюды | |
8P8 | Темно-синий Mica | |
926 | Серовато Фиолетовый слюды | |
939 | Лаванда | |
A1214 | Серебряная жемчужина | |
A1L1 | Серебристый Металлик | |
A385 | Темный Бордо металлик | |
B44 | Морской Синий слюды | |
B50 | Синий слюды | |
C19, UCA77 | Бежевый металлик | |
G36 | Яблоко Зеленый Металлик | |
R19 | Чистый красный | |
R29 | Чистый красный | |
S07 | Серебристый Металлик | |
S25 | Прохладный серебристый металлик | |
T16 | Светло-розовый металлик | |
W16 | Жемчужно-белый, я | |
W19 | Белый | |
YCD | Орфей Красный Mica | |
YFB | Хрустальный лед металлик |
infotables.ru
Оттенки серого металлика: особенности самостоятельной покраски автомобиля
Найти такого владельца автотранспортного средства, которого хотя бы единожды за период эксплуатации не интересовал вопрос окрашивания корпусных или декоративных элементов кузова, достаточно сложно. Одной из наиболее популярных красок в этом случае является светло- и темно-серый металлик. О том, почему возникает такая необходимость, в чем особенность именно этого типа краски и как правильно организовать этот процесс, когда все делается своими руками, и пойдет речь далее.
Причины и виды покрасочных работ
Исходя из существующих реалий нашего времени, рассматривать автомобиль исключительно как средство передвижения является в корне неправильным. Внедрение передовых технологий и дизайнерских мыслей сделало железного коня не только практичным и функциональным, но и также позволило использовать его для самовыражения в обществе и в среде таких же автомобилистов. Лакокрасочное покрытие (ЛКП) автомобиля, имеющее матовый или глянцевый цвет, играет в этом огромную роль, выполняя одновременно декоративную и защитную функции. Исходя из этого, можно назвать как минимум две основные причины, побуждающие владельцев задумываться о покраске личного транспорта.
- Повреждение ЛКП. Это, пожалуй, основная причина, вызывающая необходимость подбора и нанесения краски, имеющей определенный эффект (матовый или глянцевый). При столь интенсивном движении, стремительно возросшем количестве авто и, к сожалению, низкой культуре управления вмятины, царапины, сколы и прочее являются привычной для любого водителя вещью.
- Новый дизайн. Несмотря на то, что покраска авто в матовый или глянцевый светло-серый цвет – достаточно затратная и трудоемкая процедура, находятся автолюбители, которые не жалеют собственных средств и сил для цветового преображения транспортного средства.
Видовая классификация покраски формируется в зависимости от ее объемов. Локальная. Выполняется, если причиной окрашивания становится восстановление ЛКП на каком-нибудь участке кузова (например, царапина или небольшая вмятина на крыле, бампере и т. п.). В этом случае нет необходимости затрагивать большие площади или полностью перекрашивать элемент. Фрагмент кузова подготавливается (зачищается, шпаклюется, грунтуется), а при окрашивании остальная часть авто защищается пленкой.
Частичная. Проводится, если повреждение ЛКП не позволяет восстановить его по месту. В этом случае поврежденный элемент кузова (например, бампер, крыло, дверь) демонтируется, полностью зачищается от старого покрытия, восстанавливается его геометрия. Только после этого производится его окрашивание в светло- или темно-серый матовый цвет либо в металлик.
Полная покраска выполняется чаще всего тогда, когда целью процесса становится создание принципиально нового дизайна.
Анализируя краски для авто и их характеристики, можно условно разделить их по структуре поверхностного слоя на те, которые имеют матовый или глянцевый цвет. Если рассматривать вопрос в срезе массового производства, то абсолютное большинство моделей будут иметь покрытие типа металлик. Особый эффект блеска поверхности авто достигается за счет отдельных присадок краски. Среди главных действующих компонентов числятся цинковые, медные, алюминиевые, латунные пигменты. Солнечный свет, попадая на такую краску, отражается от металлических частиц, создавая ощущение блеска (матовый оттенок таким эффектом не обладает).
Как в массовом, так и кустарном производстве покрытие светло-серым и любым другим металликом может быть разделено на три типа в зависимости от толщины и количества слоев.
Покрытие | Особенности |
Однослойное. | В состав такой краски входит лак. Это самый простой вариант, но часто в процессе окрашивания возникают видимые дефекты (потеки, пузыри и т. п.). |
Двухслойное. | Краска наносится в два слоя с паузой на высыхание после каждого из них. Это наиболее распространенный вариант, дающий механически стойкое глянцевое покрытие. |
Трехслойное. | Не слишком распространенный вид покраски в связи с технической сложностью. Может давать интересный перламутровый оттенок. |
Количество пигментных элементов, а также их форма и взаимное расположение в общей массе краски влияют на степень блеска. Например, светло-серебристый оттенок получается, если частицы располагаются под определенным углом к горизонту (угол отражения другой).
Гораздо более широкой является классификация по цветовому принципу. Проблема выбора цвета и оттенка краски задевает каждого автомобилиста, который вынужденно или по собственному желанию решается на покраску кузовных деталей. Очевидно, что больше всего проблем возникает тогда, когда предстоит локальное либо частичное окрашивание. В этом случае краску приходится подбирать под уже существующее лакокрасочное покрытие, а это довольно сложная задача.
На практике используются три основных способа определить цвет.
- На глаз. Для сравнения оттенков применяется специальная палитра. Шанс ошибиться с выбором в этом случае достаточно высок.
- По VIN-коду, номеру кузова. Цвет и тип покрытия обычно закладываются в идентификационный номер, находящийся на специальной табличке (шильдике), который является уникальным для каждого автомобиля.
- В специальной программной среде. Математические алгоритмы позволяют максимально точно определить требуемый цвет, оттенок, глубину, насыщенность.
Светло- или темно-серый цвет является наиболее проблематичным для подбора, поэтому здесь не обойтись без компьютерной программы.
Серебристый оттенок статистически является наиболее востребованным. Он сочетает в себе не только аккуратность и привлекательность, но и довольно хорош в практическом отношении, поскольку лучше других скрывает царапины.
Самостоятельная покраска авто светло-серым или любым другим металликом – достаточно ответственное мероприятие. Чтобы добиться желаемого результата необходимо в точности соблюдать все рекомендации и очередность работ. В первую очередь следует подготовить к окрашиванию необходимую поверхность. Здесь все зависит от того, каков объем проблем или какие цели преследуются. Если это локальная или частичная покраска, то поверхность нужно зачистить от старого покрытия до основного металла. Это обязательное условие, поскольку в шпатлевке, грунтовке, краске содержатся растворители, что в итоге может привести к отслоению нового покрытия вместе со старым.
Далее производится рихтовка и шпатлевание поверхности, чтобы восстановить первоначальную геометрию. Следующим наносится слой грунтовки, обеспечивающий необходимую адгезию с краской. При наличии очагов коррозии специальный антикоррозионный грунт наносят перед шпатлевкой. После этого приступают к непосредственному окрашиванию авто. В случае двухслойного металлика первым наносится база, а спустя некоторое время – финишный лак. Базовая серая краска наносится в 2–3 слоя.
Между слоями выдерживается пауза, чтобы покрытие могло подсохнуть. Дополнительным индикатором готовности может служить матовый цвет – это означает, что растворитель испарился. Лак также наносят в 2–3 подхода, что позволяет каждому слою высохнуть.
После окончательной просушки окрашенной поверхности автомобиль готов к эксплуатации.
krasymavto.ru