Легенда отечественного автопрома УАЗ-450 отмечает юбилей
В конце января 1958 года с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый серийный автомобиль УАЗ-450, именуемый в простонародье «Буханкой». Ульяновские конструкторы создали единственную в мире машину вагонной компоновки, малой грузоподъемности и повышенной проходимости.
Опытный образец УАЗ-450
На протяжении уже 60 лет УАЗ-450 остается востребованной моделью на отечественном авторынке. Компоновка с плавными переходами линий кузовных деталей, цельное гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, два ведущих моста, а также неприхотливость и надежность обеспечили многолетнюю стабильную популярность этих машин, особенно в условиях бездорожья.
Первые УАЗ-450 сходят с конвейера 1958 г.
Первые опытные образцы УАЗ-450 с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 году. УАЗ-450 успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также на самой северной точке России — в Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные грузовики способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.
После испытаний в жарких песках конец 1950-х
УАЗ-450 на Крайнем Севере
К январю 1958 года заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4 тысяч грузовиков в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими эксплуатационными качествами, а главное — имевшими повышенную проходимость.
Впоследствии на базе фургона были изготовлены другие модификации. Производством были освоены: бортовой грузовик УАЗ-450Д, цельнометаллический фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А. Затем появился микроавтобус УАЗ-450В.
В 1959 году был подписан первый контракт об изготовлении на экспорт 35 «санитарок». Машины отправились бороздить просторы дорог Албании, Индонезии и Сирии.
На базе автомобилей с колесной формулой 4×4 с 1960 года выпускались заднеприводные машины: бортовой автомобиль УАЗ-451Д, фургон УАЗ-451 и санитарный УАЗ-451А.
Семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. Всего было произведено более 55 тысяч автомобилей различных модификаций.
В 1966 году семейство УАЗ-450 подверглось модернизации — автомобили получили более мощный верхнеклапанный двигатель, четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины водителя. В результате всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс УАЗ-452.
В 2007 году легендарная «Буханка» обрела «второе дыхание». В рамках национального проекта «Здоровье» автозавод осуществил поставку 2304 санитарных машин во все уголки России. Первые 45 автомобилей, оснащенные гидроусилителем руля, ведущими мостами типа «Спайсер», многофункциональным рулевым переключателем и замком зажигания с запираемым противоугонным устройством, предприятие поставило в медучреждения Ульяновской области.
УАЗ Буханка в наше время
Сегодня Ульяновский автомобильный завод продолжает производство этих автомобилей, незаменимых в народном хозяйстве и прекрасно адаптированных к российским дорогам. Только за последние 5 лет предприятие выпустило более 156 тысяч автомобилей классического коммерческого ряда.
Интересные факты из истории УАЗ-450
Прозвище «Буханка» автомобиль получил за своеобразную форму кузова, напоминающую буханку хлеба. Еще по одной версии «Буханкой» называли автомобиль, который перевозил продукты, а санитарный автомобиль называли «таблеткой», тем самым подчеркивая предназначение фургона.
В 1959 году самая первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А. Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.
УАЗ-452 по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. На базе ульяновских внедорожников в Италии создаются пожарные машины, «дачи на колесах». Их используют для горноспасательных работ, геологической разведки, доставки воды и продовольствия в отдаленные горные селения.
В 1960-х годах на заводе выпущены первые образцы санитарных машин для районов Крайнего Севера и Сибири УАЗ-452АС — с дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной термоизоляцией пола, крыши и боковин. Работа велась при температурах, доходящих до 60 градусов мороза. При таких условиях не могла функционировать санитарная авиация.
В 1963 году ульяновский внедорожник снялся в культовом советском фильме «Королева бензоколонки». Также УАЗ-450 снимался в кинофильмах «Тридцать три», «В Москве проездом», «Жил певчий дрозд».
В конце 1960 года началась работа над снегоходным автомобилем УАЗ-451С, который был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес у него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних — резино-металлические гусеничные движители.
Автомобиль УАЗ-450 содержит 1026 оригинальных деталей и узлов, 491 деталь шасси и 535 деталей кузова. Для сравнения, в современных автомобилях количество деталей колеблется от 5000 до 7000 штук.
По ссылке https://www.uaz.ru/company/classic-uaz-family представлена галерея с яркими событиями из жизни «Буханки», которая на протяжении года будет пополняться новыми интересными фактами.
история, модификации, характеристика. фото, видео
Автомобиль УАЗ-450, создавался на базе узлов шасси автомобиля «ГАЗ-69».
1956 год. За двухцветную окраску и необычную решетку радиатора опытный образец УАЗ, разработанный художником Владимиром Арямовым, прозвали «сорокой»
Модификации
УАЗ-450А — санитарный
УАЗ-450В — микроавтобус
УАЗ-450Д — грузовик (бортовой) с двухместной кабиной и деревянным кузовом
УАЗ-450П — экспериментальный седельный тягач с полуприцепом УАЗ-752
Разработку полноприводного автомобиля грузоподъёмностью 800 кг на Ульяновском автомобильном заводе начали в 1954 году. Чтобы разместить на коротком шасси легкового внедорожника «ГАЗ-69» вместительный кузов решено было принять бескапотную схему. Таким образом, УАЗ-450 стал первым в мире массовым полноприводным автомобилем вагонной компоновки, а спроектированный на его базе автомобиль с грузовой платформой — первым отечественным грузовиком с кабиной над двигателем.
Разработкой автомобиля занимался ульяновский конструктор Иван Алексеевич Давыдов. В 1955 году было собрано пять прототипов для испытаний.
УАЗ 450В
1959 год. Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В отличался дверями, открывающимися против хода и десятью окошками в крыше.
УАЗ 450А
УАЗ 450А — санитарный автомобиль на базе УАЗ 450, отличается двойным остекленением и установленным медицинским оборудованием. Первые прототипы санитарных машин УАЗ 450А поступили в вооруженные силы. Также этот санитарный автомобиль мог буксировать прицеп массой до 850 кг. УАЗ 450А был оборудован обдувом ветрового стекла, а также отопительным и вентиляционным устройствами. Кабина водителя была конструктивно отделена от помещения для больных металлической перегородкой с окном, оснащенным форточкой. В проеме задней двери кузова устанавливалась подножка, служившая для погрузки носилок с больными. Автомобиль мог вмещать девять человек сидя либо троих сидя и четверых на носилках. УАЗ 450А составил конкуренцию выпускавшемуся в то время ПАЗ 653 и в скором времени заменил его, так как был лучше по многим параметрам. А в 1966 году на смену УАЗ 450А пришел УАЗ 452Г с новым верхнеклапанным двигателем.
Теперь такая стоит в музее УАЗа:
УАЗ 450Д — бортовой грзовик, модификация УАЗ 450.
Опытные образцы УАЗ-450Д, испытывавшиеся в 1956-1957 гг., имели ветровое стекло с центральной перемычкой, двери с расположенными сзади петлями и 16-дюймовые шины. Серийные образцы получили цельное лобовое стекло, переднюю навеску дверных петель, шины размером 8,40-15″.
В 1958 году Ульяновский автомобильный завод начал выпускать грузовики УАЗ-450Д, грузоподъемностью 0,8 т и способные буксировать бестормозной прицеп общей массой 0,85 т. В конструкции УАЗ-450Д был применен 4-цилиндровый нижнеклапанный двигатель с вертикальным рядным расположением цилиндров, аналогичный по своей конструкции устанавливавшемуся на ГАЗ-69, но имевший увеличенный с 82 до 88 мм диаметр цилиндров.
Грузовик получил двухместную цельнометаллическую кабину, расположенную над двигателем, а также отопитель салона и устройство для обдува ветрового стекла теплым воздухом.
УАЗ-450П — экспериментальный седельный тягач.
С ним использовался полуприцеп УАЗ-752 грузоподъемностью 2,25 т.
Технические характеристики УАЗ450
В целях улучшения вентиляции кузова с IV квартала 1962 года все боковые окна имеют поворотные форточки. Задняя двухстворчатая дверь имеет окна в створках. Система отопление кузова и кабины не имеет привычной сегодня «печки»: нагретый воздух подаётся от радиатора охлаждения вентилятором двигателя в короб отопителя, а оттуда через выходные патрубки на ветровое стекло и кабину/кузов автомобиля. Для удобства обслуживания двигателя сиденья водителя и пассажира выполнены легкосъёмными, а крышка капота установлена на петлях и откидывается назад.
Габариты — 4360 Х1940 Х 2050 мм; база — 2300 мм;
внутренние габариты помещения для больных — 2733 Х 1818 Х 1315 мм;
высота пола над уровнем дороги — 675 мм;
дорожный просвет — 220 мм;
угол въезда с полной нагрузкой — 36 град, съезда — 33 град;
колея — 1436 мм;
наибольший подъём, преодолеваемый автомобилем на твёрдом грунте — 30 град;
глубина преодолеваемого брода — 0,7 м.
Грузоподъёмность — 550 кг;
число мест — 9 для шести сидячих больных, двух сопровождающих и водителя, или 6 мест для четырёх больных, лежащих на носилках, двух сопровождающих и водителя; число мест в кабине -2;
сухая масса — 1735 кг,
снаряжённая — 1950 кг,
полная — 2625 кг;
максимальная скорость — 90 км/час;
контрольный расход топлива — 14л/100 км;
Двигатель: УАЗ-450, карбюраторный, нижнеклапанный, рядный, 4-цилиндровый; рабочий объём — 2432 см/куб; мощность — 62 л.с. при 3800 об/мин.
Коробка передач — 3-ступенчатая с механическим приводом выключения сцепления; раздаточная коробка — 2-ступенчатая, с муфтой включения переднего моста; управление коробкой передач и раздаточной коробкой осуществляется через систему тяг с промежуточными рычагами. Крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке передаётся через промежуточный карданный вал. До IV квартала 1964 года на автомобиль устанавливали разъёмные ведущие мосты, позже — неразъёмные.
Рабочие тормоза — барабанные, с гидравлическим приводом; стояночный тормоз — барабанный, расположен на раздаточной коробке и приводится в действие рычагом при помощи гибкого троса. Подвеска — зависимая, рессорная с рычажно-поршневыми амортизаторами. До января 1964 года между листами рессор устанавливались фанерные прокладки. Шины — Я-192 размером 8,40-15. Ёмкость двух топливных баков — по 48 л. На автомобилях выпуска до июля 1960 года с «массой» соединялся положительный полюс аккумуляторной батареи.
В электрооборудовании УАЗ-450А применены: фара-прожектор, передний и задний фонари освещения санитарного знака, штепсельная розетка прицепа, 4 плафона освещения санитарного отсека, электрический стеклоочиститель.
Привод включения стартера — механический, от ножной педали. УАЗ-450А также широко применялся как санитарный транспорт в армии. После модернизации в 1966 году санитарный автомобиль высокой проходимости получил обозначение УАЗ-452А. На первых образцах также не было правой боковой двери салона и устанавливались шины размером 6,50-16.
И напоследок видео с УАЗ 450:
И ещё один тест-драйф:
технические характеристики, фото :: SYL.ru
После войны Ульяновский автозавод, ранее носивший название УльЗИС, представлял собой что-то вроде филиала ГАЗа. УАЗ, по разработанной горьковчанами технической документации и предоставленному оборудованию, наладил на своих производственных площадях выпуск армейских внедорожников (джипов) ГАЗ-69. Готовые машины покидали завод уже под другой маркировкой – УАЗ-69. А вот первой моделью, которую ульяновские конструкторы разработали самостоятельно, стал УАЗ-450.
Начало пути
Весной 1955 года перед КБ автозавода УАЗ, возглавляемого главным конструктором Иваном Алексеевичем Давыдовым, была поставлена задача: разработать, на основе шасси легкового внедорожника УАЗ-69, автомобиль, который мог бы перевозить багаж массой до 800 кг.
Длина колесной базы «газика» составляла только 2300 мм, поэтому традиционная, последовательная конструкция машины: двигатель-кабина-грузовая платформа, для проекта не годилась. В связи с этим было решено в постройке автомобиля использовать вагонную компоновку, которая ранее применялась только в автобусах.
Работа продвигалась довольно быстрым темпом. Уже в том же году автозавод собрал первые пять опытных УАЗ-450, который сразу же за свои округлые формы получил новое народное имя – «буханка».
Устройство «буханки»
Благодаря тому, что в машине использовалась бескапотная схема, автомобиль получился при своей компактности довольно вместительным. По сути, УАЗ-450 (фото ниже) представлял собой полноприводный цельнометаллический микроавтобус, передние двери которого открывались против его движения, а посадка пассажиров или погрузка багажа должна была осуществляться через задние двойные распашные двери.
Плавность хода обеспечивала рессорная подвеска и рычажно-поршневые амортизаторы.
В качестве силового агрегата в машину установили расточенный аналог четырехцилиндрового двигателя от «Победы» (ГАЗ М-20). Диаметр цилиндров в нем был увеличен с 82 до 88 мм. Из-за этого рабочий объем мотора стал 2432 см куб., соответственно, возросла и его мощность, теперь она составила – 62 л/с. У «Победы» также позаимствовали и трехскоростную КПП.
Двухступенчатая «раздатка», штампованная рама и оба неразрезных моста УАЗ-450 получил от УАЗа-69. Передний привод, также как и у «шестьдесят девятого», был отключаемый.
Тормоза барабанного типа, оборудованные системой гидропривода.
УАЗ-450: технические характеристики
- Габариты машины – 4360мм х 1940 мм х 2300 мм.
- Полная масса – 1950 кг.
- Колесная формула – 4х4.
- Колея (мм) – 1436.
- Колесная база (мм) – 2300.
- Радиус разворота (м) – 6,8.
- Дорожный просвет (клиренс) мм – 210.
- Мест в кабине – 2.
- Мест в салоне – 9.
- Грузоподъемность – 800 кг.
- Предельно возможная скорость – 90 км/ч.
- Общий объем двух баков для бензина – 96 литров.
- Расход горючего на 100 км – 14 литров.
- Запас хода (усредненная величина) – 500 км.
Заводские варианты нового УАЗа
Массовый выпуск УАЗ-450 начался осенью 1958 года. Сперва семейство серийных «буханок» включало в себя три модели: медицинский автомобиль УАЗ-450А, малый грузовик – УАЗ-450Д, и базовый «450-й» – закрытый фургон.
Санитарная машина предназначалась для обслуживания пунктов скорой медпомощи, прежде всего, в сельских районах, не отличавшихся хорошим качеством дороги.
Конструкция автомобиля представляла собой цельнометаллический кузов с боковыми окнами, который внутри делился перегородкой на два отсека: кабину водителя и санитарное помещение. В медицинской части машины вдоль бортов располагалась пара откидных скамеек, по одной на каждой стороне, на которых могло разместиться по три человека. Еще одно сиденье закреплено непосредственно на самой перегородке. Для лежачих больных предусматривались специальные кронштейны с ременными креплениями, на которых можно было в два яруса установить четверо носилок. Кроме того, даже при полной загруженности автомобиль мог транспортировать прицеп, масса которого не должна была превышать 850 кг.
Второй моделью стал УАЗ-450Д («головастик»), который представлял собой небольшой грузовичок с двухместной цельнометаллической кабиной и деревянной бортовой платформой, у которой все три борта откидывались.
Немногим позднее появился экспериментальный одиннадцати местный микроавтобус УАЗ-450 В, в котором по правому борту была установлена распашная дверь, наряду с боковыми, в скаты крыши установили целый десяток маленьких окошек. Правда, в серию машина пошла только с шестью окнами, но немного больших размеров, а передние двери в ней стали открываться не против движения, как у базового «450-го», а традиционно.
Заводские изменения и обновления «450-го»
С 1961 года на основе УАЗ-450 началось производство УАЗ-451, отличавшегося от базовой модели отсутствием полного привода. Ведущим остался только задний мост. Однако при этом машины немного прибавили в грузоподъемности. Никаких других изменений автомобиль не претерпел.
В 1965 году вся выпускаемая линейка УАЗ была усовершенствована: на машины стали устанавливать двигатель с верхним расположением клапанов, превосходящий по мощности своего предшественника. Трехскоростную КПП заменила четырехступенчатая коробка передач. Кроме того был переработан и внешний облик внедорожника и хотя, по сути, это остался тот же УАЗ-450, только модернизированный, индекс машина получила уже новый – УАЗ-452.
Заводские модификации, не вошедшие в серию
В самом начале 60-х автозавод сделал попытку повысить плавность хода у «санитарки», установив на нее подвеску с гидропневматикой, однако, для того времени узел вышел слишком сложным и дорогостоящим для массового производства, поэтому от такого усовершенствования конструкторы отказались.
В начале 70-х заводчане на базе УАЗ-450 попробовали построить трехосный мини-автобус на 16 мест, но до серийного выпуска он также не дошел.
Не увидела свет и еще одна, немного странная для традиционного автомобиля модификация – гибрид автобуса и рельсобуса, то есть машины, которая была бы способна передвигаться и по рельсам, и по обычной дороге.
Для заснеженных, труднопроходимых территорий страны заводчане на базе УАЗ-451Д, спроектировали снегоход, в котором, передние колеса заменили лыжами, задние – резиногусеницами, а также снегоболотоход с гусеницами на обеих осях. Но дальше создания опытных образцов дело не продвинулось.
В 80-х серийно выпускаемые модели на базе «450-го» вновь прошли модернизацию, которая коснулась двигателя, тормозной системы и ведущих мостов. Также автомобили получили и новые индексы. Однако, несмотря на переделки и доработки, во всех новых моделях «буханок», «санитарок» и «головастиков» легко угадываются черты их прототипа из 50-х годов.
УАЗ-450: тюнинг своими руками
Как известно, цель тюнинга автомобиля не только улучшить технические характеристики машины, но и придать индивидуальности внешнему виду.
Если иные модели порой перерабатывают до такой степени, что в них становится тяжело узнать базовую модель, то с «буханкой», как правило, таких глубоких модернизаций не проводят – этот внедорожник и без того имеет отличные качества по проходимости, за что его так уважают любители активного отдыха.
Обычно тюнинг «буханки» сводится к покраске под камуфляж, установку больших колес с грязевой резиной (ведь даже оригинальный диск УАЗ-450 имеет размер R15), силовой бампер (кенгурятник), и, конечно же, лебедку, а на крышу монтируется длинный внешний багажник. Кроме того, к стандартной световой оптике владельцы внедорожников добавляют еще несколько фар-прожекторов. Словом, самостоятельная доработка «буханки» скорей направлена на практичность, чем на красоту. Хотя тюнингованный УАЗ-450 и внешне выглядит настоящим королем бездорожья.
Ретротест грузовика УАЗ‑450Д
Ужель тот самый «головастик»?
Сергей Ионес, фото автора
Противники отечественных автомобилей часто упрекают выпускаемые модели в том, что их конструкция слишком архаичная. Например, бытует мнение, что нынешние малотоннажные грузовики семейства УАЗ-3303 мало чем отличаются от УАЗ-450, появившегося в 1958 году. А когда вы последний раз видели живой УАЗ-450? Знаете ли вы, чем он действительно отличался от сегодняшних «буханок» и «головастиков»?
В 1970‑х советские автомобили делились на парочки: старая «Волга» – новая «Волга», старый «Запорожец» – новый «Запорожец», старый «газик» – новый «газик», потом добавились старый «рафик» – новый «рафик», старая «Чайка» – новая «Чайка». Тогда же по дорогам бок о бок бегали старые и новые «уазики», хотя разница между ними была не такая существенная, как между прежними и нынешними моделями других марок. Просто у автомобилей, которые уже тогда звали «буханками» и «головастиками», было два варианта лицевой панели кузова – старая и новая. С приходом 1980‑х старые УАЗы с двумя овальными окнами облицовки, перекрытыми тремя горизонтальными перемычками, стали исчезать с городских улиц. Казалось, они пропали совсем. Но не спешите их хоронить! Когда собирание ретроавтомобилей вошло в моду, то тут, то там стали появляться забытые машины. Оказалось, их не так уж и мало сохранилось. И вот накануне 50‑летия ульяновских грузовиков мне удалось познакомиться с уцелевшими экземплярами УАЗ‑450.
«Головастик» УАЗ‑450Д 1963 года выпуска никогда не реставрировали, но сохранился он великолепно. Машина дожила до нового века в Эстонии, затем попала в Латвию, а года два назад своим ходом приехала в Москву, в автомобильный музей «Моторы Октября». Уверенно заводится двигатель, включаются все передачи, в рабочем состоянии электрооборудование и тормоза. При желании можно легально пройти техосмотр. Сотрудники музея предполагают, что «уазик» взят с армейской консервации. Но машину точно кто‑то использовал как обычное транспортное средство и дорабатывал для себя! Ни на какой консервации не установили бы магнитолу, причем старую, начала 1990‑х, не вывели бы на приборную панель несколько нештатных переключателей, не поставили бы на капот вещевой ящик, а главное – не оснастили бы машину вторым фаркопом под легковой прицеп, изготовленным очень аккуратно. Все‑таки в Прибалтике умеют беречь старые автомобили, как нигде в бывшем Советском Союзе! Европейский стиль обращения с олдтаймерами там прижился еще в 1970‑х.
Музей «Моторы Октября» несколько лет назад был основан Дмитрием Октябрьским. Будущую экспозицию готовит грамотная команда администраторов и реставраторов, отлично разбирающихся в советских автомобилях. В фондах «Моторов Октября» несколько десятков легковых автомобилей и мотоциклов. Есть грузовые автомобили и автобусы: ЗИС-5В, Урал-355М, ЗИС-150, МАЗ-200, ЗИЛ-157, ПАЗ-672, заводской КАвЗ-651 и версия Щёкинского ДОКа, три РАФ-977ДМ, пожарные машины: лестница ГАЗ-51, цистерны ГАЗ-63, ГАЗ-53 и ЗИЛ-164. Из экзотики недавнего прошлого – инкассаторский броневик Labbe. Помимо «головастика» УАЗ-450Д в музее есть грузовая «буханка» УАЗ-450. В свое время «ГП» писал об одном из экспонатов «Моторов Октября», микроавтобусе «Старт».
На первый взгляд кажется, что за 50 лет УАЗ в самом деле не изменился. Те же формы кабины, та же колесная база, та же деревянная платформа. Сзади УАЗ‑450Д не отличить от нынешнего УАЗ‑3303. Неужели за полвека вся модернизация ограничились рестайлингом облицовки? Ничего подобного! Даже беглый осмотр показывает, что современный УАЗ это совсем не тот автомобиль, который выпускали в Ульяновске в годы «оттепели».
Для начала откроем дверь кабины. Дверь совсем не та, что на УАЗе нынешнего выпуска. Снаружи опытный глаз замечает иную форму окна – более резко очерчены углы. А открыв дверь, понимаешь, в чем дело. На УАЗ‑450 нет стеклоподъемников, только поворотная форточка и неопускаемое стекло. То же мы видели у РАФ‑977ДМ «Латвия». Соответственно внутренняя панель и усилитель двери совсем не те, что у сегодняшних машин.
Интерьер кабины УАЗ‑450 разительно отличается от УАЗ‑452 и УАЗ‑3303. Даже подножка другая – есть вторая ступенька. Арка колеса УАЗ‑450 полукруглая, а у УАЗ‑452 – угловатая. Только аккумулятор там же, за сиденьем.
Нетождественна и панель приборов. «Торпедо» выполнено не в виде горизонтальной и вертикальной плоскостей, как сейчас, а имеет мягкую скругленную форму. Набор круглых приборов знакомый: большой спидометр и малые указатели уровня бензина, давления масла, температуры воды и амперметр. Но если четыре малых прибора на нынешнем УАЗе расположены у левого края панели, то на 450‑м они вместе со спидометром находились посередине, над крышкой капота на отдельном овальном щитке. Такое не самое удобное для водителя расположение шкал дожило до наших дней на UAZ Hunter, прямом наследнике УАЗ‑469.
Но радикальные перемены произошли не только в дизайне. Рулевая колонка сильнее смещена к середине кабины, рулевое колесо стоит ниже, чем у нынешних УАЗов, и под большим углом наклона. Рулевой редуктор на УАЗ‑450 находится с внутренней стороны лонжерона рамы, а не с внешней, как у нынешней модели. Поэтому колонка уходит в пол кузова не между педалями сцепления и тормоза, а между газом и тормозом. Но педали расположены так, что колонка совсем не мешает водителю быстро переносить правую ногу с газа на тормоз и обратно.
Здесь уместно заметить, что рулевой привод с двумя поперечными тягами на УАЗ‑450 такой же, как на ГАЗ‑69 и УАЗ‑469. На современных бескапотных УАЗах конструкция привода иная – редуктор находится с внешней стороны лонжерона рамы, и от него к большой поперечной тяге идет короткая продольная.У старого УАЗа оригинальные подвесные педали сцепления и тормоза, резиновые накладки у них от педалей «Победы». Педаль газа, похожая на ложку, взята от 401‑го «Москвича».
Непривычно расположен рычаг переключения передач – не на полу и не совсем на руле, а вертикально рядом с рулевой колонкой. Но оперировать тремя передачами достаточно удобно – рычаг находится под рукой и работает информативно. Принцип работы рычага: задняя – первая слева и вторая – третья справа напоминает алгоритм работы рычага на руле ГАЗ‑21 и на полу ГАЗ‑69.
А вот рычаги включения переднего моста и управления раздаточной коробкой оказались в непривычном месте – у самой задней стенки кабины.
Среди сохранившихся в Москве УАЗ‑450 есть санитарная «буханка» самого раннего выпуска, принадлежащая собирателю ретроавтомобилей Олегу Воробьеву. Двери у этой машины навешены на задние петли. Уже к 1960 году у всех УАЗ‑450 двери навесили на нормальные передние петли. Второй правой двери салона на «буханке» не было до момента замены УАЗ‑450 на УАЗ‑452. Откидная крышка на левой стороне кузова прикрывала запасное колесо, которое находилось под левым бортом, а не в заднем свесе, как это сделано сейчас.
На УАЗ‑450 была оригинальная система вентиляции кабины. Над ветровым стеклом под козырьком крыши находится небольшая решетка забора воздуха в вентиляционный короб, установленный посередине потолка кабины. В коробе сделаны отверстия и заслонки, распределяющие воздух или при необходимости перекрывающие ему дорогу. На санитарной «буханке» УАЗ‑450А короб тянулся по всей длине крыши в салон.
Кожух капота УАЗ‑450 совсем не похож на современный. Вместо небольшой объемной крышки – огромный угловатый «сундук», занимающий место от панели приборов до задней стенки. Кажется, что он должен стеснять водителя и пассажира. Простора в кабине, особенно справа, в самом деле поменьше, но не катастрофически.
Кстати, с уменьшением размеров капота отчасти был связан рестайлинг передней панели. У старой модификации решетка с облицовкой была установлена слишком высоко, и вентиляционный короб, через который идет воздух для охлаждения радиатора, такой большой. С внедрением на УАЗ‑452 расположенной низко облицовки появилась возможность сделать этот короб низким, компактным, не занимающим лишнего места.
Почти плоская крышка капота откидывается назад и в открытом положении удерживается защелкой, расположенной на потолке. Открыв капот, оцениваю главное отличие УАЗ‑450 от УАЗ‑452 и его потомков – нижнеклапанный двигатель. В его основе лежал мотор «Победы», но рабочий объем был увеличен с 2111 до 2435 см3 за счет увеличенного с 82 до 88 мм диаметра цилиндра.
Двигатель заметно меньше по размеру, чем верхнеклапанный мотор «Волги». К тому же он несколько смещен вперед по сравнению с нынешним УАЗом. Поэтому на УАЗ‑450 он целиком помещается в кабине. В задней стенке у «головастика» и в перегородке «буханки» во времена «450‑х» не было такого выступа, какой появился на УАЗ‑452. Поэтому при ремонте двигателя на старых УАЗах не было проблем со снятием головки цилиндров.
Агрегаты трансмиссии старого УАЗа существенно отличаются от узлов сегодняшней модели. Трехступенчатая коробка, которую на УАЗ‑450Д легко рассмотреть в проеме между кабиной и платформой, не просто меньше, чем четырехступенчатая УАЗ‑452. Она установлена отдельно от раздаточной и соединена с ней коротким и мощным промежуточным карданным валом. Так же было сделано на ГАЗ‑69 и полноприводной «Победе» ГАЗ‑72. Соответственно карданный вал привода переднего моста длиннее, чем у сегодняшней модели. Что бы ни говорили конструкторы о преимуществах коробки, совмещенной с раздаткой, а при ремонте снимать два небольших отдельных узла, без сомнения, легче, чем громоздкий и тяжелый блок из двух коробок. Тем более что у «головастика» УАЗ‑450Д к креплению «раздатки» легко подобраться с гаечным ключом.
Под кузовом старого УАЗа можно найти и другие отличия от современного. Например, рычажные амортизаторы. Слева, в отличие от УАЗ‑3303, нет бензобака. Он расположен в заднем свесе, а к левому борту выведена длинная труба с заправочной горловиной. В отличие от современного УАЗа, на «450‑м» были не 15‑дюймовые, а 16‑дюймовые колеса от ГАЗ‑69. Правда, новые колеса без проблем встанут на место старых, и наоборот.
Разница между старыми и новыми УАЗами понятна. УАЗ‑450 был построен на готовых узлах ГАЗ‑69, приспособленных к автомобилю вагонной компоновки. Конструкторы завода не побоялись отказаться от унификации и создали новое шасси УАЗ‑452 с оригинальными агрегатами, специально спроектированными для внедорожного грузовичка с учетом всех его конструктивных и эксплуатационных особенностей. Кроме того, они грамотно доработали кузовное «железо». Удивляться нечему: в то время на УАЗе руководил опытный конструктор Пётр Музюкин, прошедший на ГАЗе школу Андрея Липгарта, перед войной возглавлявший работу над первыми полноприводными грузовиками ГАЗ‑62, ГАЗ‑63, ГАЗ‑33 и ГАЗ‑34, а потом создавший серийный ГАЗ‑63. Музюкину и его коллегам повезло – они создали «автомобиль на века», менеджеры компании Sollers, которой теперь принадлежит УАЗ, признают, что на «буханки» и «головастики» сохраняется огромный спрос, и поэтому снимать их с производства нецелесообразно.
Автор благодарит руководителя музея «Моторы Октября» Дмитрия Октябрьского, сотрудников музея Антона Богатова и Виктора Журлова за предоставленный автомобиль.
УАЗ-450Д описание технические характеристики
После окончания войны УльЗИС переименовали в Ульяновский автозавод (УАЗ), однако он, по сути, стал лишь сборочным цехом Горьковского автозавода, с конвейера которого сходили полуторки ГАЗ-ММ. Позднее, в декабре 1954 года, Горьковский автозавод передал ульяновцам документацию и оборудование для производства армейского джипа ГАЗ-69 — выпущенные в Ульяновске вездеходы получили название УАЗ-69.
УАЗ-450Д бортовая грузовая модификация
Первый отечественный грузовой автомобиль с кабиной над двигателем. Машина широко унифицирована с джипом ГАЗ-69, выпускавшимся в те годы ульяновским автомобильным заводом. Особенности конструкции: привод на все колеса, шариковые шарниры равных угловых скоростей, сварная лонжеронная рама, гнутое лобовое стекло.
фотография УАЗ-450Д бортовой
Первые опытные экземпляры УАЗ-450Д, которые проходили испытания в 1956-1957 годах, были с центральной
перемычкой ветрового стекла и дверями с расположенными сзади петлями, а так же с 16-ти дюймовыми шинами. А уже серийные
автомобили имели цельное лобовое стекло и передние дверные петли, а шины размером 8,40-15″.
Серийный выпуск этих небольших грузовиков на Ульяновском Автомобильном Заводе был начат в 1958-м
году, автомобили имели грузоподъемность 0,8 тонн и были способны буксировать бестормозной легковой прицеп с общей массой
0,85 тонн. Кузов — деревянная платформа с тремя открывающимися бортами, кабина — двухместная, цельнометаллическая, расположена
над двигателем. На УАЗ-450Д в качестве силового агрегата был применен четырёх-цилиндровый нижнеклапанный двигатель с вертикальным
рядным расположением цилиндров, который аналогичен по своей конструкции с устанавливаемыми на вездеход ГАЗ-69, однако имел
и отличие в виде увеличенных диаметров с 82 до 88 миллиметров у цилиндров. Как и базовая модель, этот грузовик имел
двухместную цельнометаллическую кабину с расположением над двигателем и деревянный кузов вместо салона фургона, а так
же устройство для обдува ветрового стекла при помощи теплого воздуха и отопитель салона.
фотография УАЗ-450Д бортовой
фотография УАЗ-450Д бортовой
фотография УАЗ-450Д бортовой
Кадр из фильма «Королева бензоколонки» киностудия имени А.Довженко 1962 г.
аренда авто курумоч
УАЗ-450 история фотографии характеристики автомобиля модель 1:43
После окончания войны УльЗИС переименовали в Ульяновский автозавод (УАЗ), однако он, по сути, стал лишь сборочным цехом Горьковского автозавода, с конвейера которого сходили полуторки ГАЗ-ММ. Позднее, в декабре 1954 года, Горьковский автозавод передал ульяновцам документацию и оборудование для производства армейского джипа ГАЗ-69 — выпущенные в Ульяновске вездеходы получили название УАЗ-69.
«УАЗ-450» полноприводный фургон
Годы выпуска 1958 — 1966 гг.
фотография УАЗ-450
Первой самостоятельной разработкой Ульяновского автозавода стал полноприводный автомобиль УАЗ-450, созданный специально для сельской местности. История этой машины ведёт своё начало с весны 1955 года, когда сотрудникам отдела главного конструктора УАЗа во главе с Иваном Алексеевичем Давыдовым поручили спроектировать на шасси армейского джипа УАЗ-69 лёгкий грузовой автомобиль имел грузоподъёмность 800 кг. Поскольку колёсная база у «газика» составляла лишь 2300 мм, разместить на его раме платформу для 800-кг груза оказалось возможным лишь при вагонной компоновке автомобиля. В этом же 1955-м году на автозаводе было собрано пять автомобилей-прототипов для проведения испытаний. Кстати, УАЗ-450 стал первым в мире массовым полноприводным автомобилем вагонной компоновки, а бортовой грузовик на его базе — первым советским автомобилем с кабиной, расположенной над двигателем.
Серийный выпуск полноприводных автомобилей был развёрнут в октябре 1958 года. Машины строились в четырёх основных вариантах: санитарный автомобиль УАЗ-450А, цельнометаллический фургон УАЗ-450, способный перевозить 750 кг груза, грузовик с деревянной бортовой платформой УАЗ-450Д, рассчитанный на перевозку 800 кг груза и 11-местный микроавтобус УАЗ-450В. Все машины оснащались 62-сильным четырёхцилиндровым бензиновым нижнеклапанным двигателем ГАЗ М21Г рабочим объёмом 2,432 л, представлявшим собой модернизированный мотор легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» с цилиндрами, расточенными до диаметра 88 мм. От ГАЗ М20 «Победы» использовалась также трёхскоростная коробка передач. Двухступенчатая раздаточная коробка, штампованная рама, неразрезные передний и задний мосты были позаимствованы от УАЗ-69. Автомобили серии «450» имели отключаемый передний привод с шариковыми ШРУСами и односкатные колёса с 25-дюймовыми шинами.
фотография УАЗ-450
фотография УАЗ-450
фотография УАЗ-450 с прицепом УАЗ-474 1956 г.
УАЗ 450А — санитарный автомобиль
фотография УАЗ-450А санитарный автомобиль
Автомобиль отличается двойным остекленением и установленным медицинским оборудованием. Первые прототипы санитарных машин УАЗ-450А поступили в вооруженные силы. Также этот санитарный автомобиль мог буксировать прицеп массой до 850 кг. УАЗ-450А был оборудован обдувом ветрового стекла, а также отопительным и вентиляционным устройствами. Кабина водителя была конструктивно отделена от помещения для больных металлической перегородкой с окном, оснащенным форточкой. В проеме задней двери кузова устанавливалась подножка, служившая для погрузки носилок с больными. Автомобиль мог вмещать девять человек сидя либо троих сидя и четверых на носилках. УАЗ-450А составил конкуренцию выпускавшемуся в то время ПАЗ 653 и в скором времени заменил его, так как был лучше по многим параметрам. А в 1966 году на смену УАЗ-450А пришел УАЗ-452Г с новым верхнеклапанным двигателем.
УАЗ-450В — микроавтобус на базе фургона УАЗ-450
За основу был взят стандартный полноприводный фургон, в котором разместили девять мест, включая водительское. Учитывая назначение машины, весь кузов машины был застеклен по периметру, включая задние стойки, а боковые окна получили сдвижные форточки для вентиляции салона. Стекла были установлены даже в скаты крыши — первые образцы микроавтобусов имели по пять окон в скатах крыши с каждой стороны, а впоследствии их количество было уменьшено до трех. Первые опытные машины имели составное ветровое стекло с перемычкой посередине, которое на последующих экземплярах было заменено на цельное панорамное при появлении такого на серийных машинах. Главным же отличием микроавтобуса от фургона стала вторая распашная дверь по правому борту, обеспечивавшая доступ пассажиров в салон. Серийно микроавтобусы УАЗ-450В не выпускались — отчасти их освоению помешала высокая потребность военных в санитарных машинах.
фотография УАЗ-450В
фотография УАЗ-450В
УАЗ 450П полуприцеп
фотография УАЗ-450П полуприцеп
УАЗ-450П — это экспериментальный седельный тягач, который был разработан на Уральском Автомобильном Заводе. Автомобиль был полноприводным, то есть имел колёсную формулу 4×4. Был рассчитан на использование с полуприцепом УАЗ-752 с грузоподъемностью 2,25 тонны. УАЗ-450П являет собой ещё одну из многочисленных модификаций серийного полноприводного фургона УАЗ-450, поэтому и получил в наследство от базовой модели кабину с расположением над двигателем, так же как и модификация УАЗ-450Д. В район ветрового стекла в холодные времена подавался подогретый воздух, а сама кабина отапливалась.
фотография УАЗ-450П полуприцеп
фотография УАЗ-450П трехосный
фотография УАЗ-450 трехосный
Кадр из фильма «Королева бензоколонки»
киностудия имени А.Довженко 1962 г.
аренда авто без залога в краснодаре
60 лет легенде. УАЗ-450 «Буханка» отмечает юбилей. Фото и история
В конце января 1958 года с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый серийный автомобиль УАЗ-450, именуемый в простонародье «Буханкой». Ульяновские конструкторы создали единственную в мире машину вагонной компоновки, малой грузоподъемности и повышенной проходимости.
Опытный образец УАЗ-450
На протяжении уже 60 лет УАЗ-450 остается востребованной моделью на отечественном авторынке. Компоновка с плавными переходами линий кузовных деталей, цельное гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, два ведущих моста, а также неприхотливость и надежность обеспечили многолетнюю стабильную популярность этих машин, особенно в условиях бездорожья.
Первые УАЗ-450 сходят с конвейера 1958 г.
Первые опытные образцы УАЗ-450 с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 году. УАЗ-450 успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также на самой северной точке России — в Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные грузовики способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.
УАЗ-450 на Крайнем Севере
После испытаний в жарких песках конец 1950-х
К январю 1958 года заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4 тысяч грузовиков в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими эксплуатационными качествами, а главное — имевшими повышенную проходимость.
Впоследствии на базе фургона были изготовлены другие модификации. Производством были освоены: бортовой грузовик УАЗ-450Д, цельнометаллический фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А. Затем появился микроавтобус УАЗ-450В.
В 1959 году был подписан первый контракт об изготовлении на экспорт 35 «санитарок». Машины отправились бороздить просторы дорог Албании, Индонезии и Сирии.
На базе автомобилей с колесной формулой 4×4 с 1960 года выпускались заднеприводные машины: бортовой автомобиль УАЗ-451Д, фургон УАЗ-451 и санитарный УАЗ-451А.
Семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. Всего было произведено более 55 тысяч автомобилей различных модификаций.
В 1966 году семейство УАЗ-450 подверглось модернизации — автомобили получили более мощный верхнеклапанный двигатель, четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины водителя. В результате всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс УАЗ-452.
В 2007 году легендарная «Буханка» обрела «второе дыхание». В рамках национального проекта «Здоровье» автозавод осуществил поставку 2304 санитарных машин во все уголки России. Первые 45 автомобилей, оснащенные гидроусилителем руля, ведущими мостами типа «Спайсер», многофункциональным рулевым переключателем и замком зажигания с запираемым противоугонным устройством, предприятие поставило в медучреждения Ульяновской области.
УАЗ Буханка в наше время
Сегодня Ульяновский автомобильный завод продолжает производство этих автомобилей, незаменимых в народном хозяйстве и прекрасно адаптированных к российским дорогам. Только за последние 5 лет предприятие выпустило более 156 тысяч автомобилей классического коммерческого ряда.
Интересные факты из истории УАЗ-450
Прозвище «Буханка» автомобиль получил за своеобразную форму кузова, напоминающую буханку хлеба. Еще по одной версии «Буханкой» называли автомобиль, который перевозил продукты, а санитарный автомобиль называли «таблеткой», тем самым подчеркивая предназначение фургона.
В 1959 году самая первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А.Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.
УАЗ-452 по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. На базе ульяновских внедорожников в Италии создаются пожарные машины, «дачи на колесах». Их используют для горноспасательных работ, геологической разведки, доставки воды и продовольствия в отдаленные горные селения.
В 1960-х годах на заводе выпущены первые образцы санитарных машин для районов Крайнего Севера и Сибири УАЗ-452АС — с дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной термоизоляцией пола, крыши и боковин. Работа велась при температурах, доходящих до 60 градусов мороза. При таких условиях не могла функционировать санитарная авиация.
В 1963 году ульяновский внедорожник снялся в культовом советском фильме «Королева бензоколонки». Также УАЗ-450 снимался в кинофильмах «Тридцать три», «В Москве проездом», «Жил певчий дрозд».
В конце 1960 года началась работа над снегоходным автомобилем УАЗ-451С, который был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес у него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних — резино-металлические гусеничные движители.
Автомобиль УАЗ-450 содержит 1026 оригинальных деталей и узлов, 491 деталь шасси и 535 деталей кузова. Для сравнения, в современных автомобилях количество деталей колеблется от 5000 до 7000 штук.