Старый венгерский думпер. — Журнал Александра Гурина — LiveJournal
Позавчера, возвращаясь из похода к скалам шли мы через коллективный сад. Шли, шли. И вдруг… Я замечаю странного вида машину. Машина уже ржавая, изрядно заброшенная. Я обратил на эту машину внимание потому, что она показалась мне совершенно незнакомой.
Если б попалась мне неизвестная современная машина, я бы может, и внимания не обратил на неё. А тут заинтересовался.
Подхожу поближе. Странная машина оказалась помесью трактора и самосвала. Разные колёса. Задние большие, передние поменьше. Кузов клиновидной формы, небольшая кабина. Моторный отсек тоже небольшой.
Что тут делает эта машина? В коллективном саду.
Много машин, списанных откуда-нибудь, с каких-нибудь ликвидированных предприятий, стоит по разным задворкам. Но такой я не видел.
Обхожу странную машину кругом. Есть ли на ней табличка с названием завода-производителя? Самосвальный кузов стоит на каких-то круглых подставках. Зачем они?
Наконец нахожу такую табличку.
Оказался венгерский дизельный думпер D-5, выпущенный в 1972-м году. Слово «думпер» было мне совершенно незнакомо.
Я залез в Интернет и выяснил вот что. Думпер — это небольшая и маневренная самосвальная машина. Хотя не обязательно небольшая. Встречаются думперы и довольно крупных размеров. Она может ездить как вперёд, так и назад. Кресло водителя может быть перевёрнуто, за спиной есть второй комплект педалей. А как же руль, подумал я, он что, тоже может быть повёрнут вместе с креслом? Такую технику применяют, если нужно перевезти груз на расстояние в 1-2 километра. На этих расстояниях думпер выгоднее классического самосвала.
В свои лучшие годы эта машина выглядела так.
Чуть подробнее о машинах такого типа читайте здесь. А здесь выложено даже небольшое видео с участием этого автомобиля.
Написано, что в СССР поставлялось довольно большое количество подобных машин. Но, как я думаю, до наших дней дожило очень мало. Во всяком случае я подобной техники не видел ни разу. Интересно было бы узнать, где использовались такие машины у нас на Урале.
А ещё думпер мог бы стать прекрасным экспонатом автомобильного музея. Если кто заинтересуется, то стоит он в коллективном саду возле станции Аять по дороге на Кырманские скалы.
Думперы: самосвал на минималках
Думперы, появившиеся спустя несколько десятилетий после своих старших собратьев — классических самосвалов, стали привычным атрибутом многих отраслей экономики.
ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
Думперы (англ. dumper, от dump — сваливать) оказались незаменимым средством для выполнения земляных работ на ограниченных площадках при перемещении сыпучих грузов на короткие расстояния (до 1–2 км). Благодаря высокой удельной мощности двигателя, короткой колесной базе, большим углам поворота управляемых колес, реверсивной коробке передач, дублированному или поворотному посту управления, быстроразгружающемуся самосвальному кузову, думперы по производительности заметно превосходят обычные самосвалы. За счет наличия одинарных шин на колесах, широкой колее, большому дорожному просвету, применению полноприводной трансмиссии и блокировки дифференциалов, думперы обладают высокой проходимостью. Клиентам импонируют простота управления машиной, ее нетребовательность к специальной подготовке оператора, приспособленность для работы в сложных условиях.
При работе на расстоянии до одного километра думперы значительно выгодней автомобилей-самосвалов, поскольку разгружают грунт в 2–3 раза быстрее традиционных соперников. На многих стройках эти машины успешно конкурируют и с классическими самосвалами грузоподъемностью 4‑6 тонн при перевозке грунта на плече до 5 км.
Думперы, успешно работают в условиях, где дорожный грузовой автотранспорт бессилен (транспортировка по строительной площадке насыпных, жидких и блочных грузов). Они показали свою пригодность в дорожном и промышленном строительстве, на ландшафтных работах, при благоустройстве территории, при демонтаже зданий, на асфальто-бетонных заводах для внутренних перевозок, в подземном строительстве, в фермерских хозяйствах и т. д. Высокие эксплуатационные качества думперов делают их востребованными и на вторичном рынке.
Сегодня российским заказчикам машины данного типа предлагает большое число компаний. Среди зарубежных фирм можно отметить Terex, Fiori, Benford, Ausa, JCB, Hermann Paus, Aveling-Barford, Thwaites, Hydrema, Wacker, Bergmann, Neuson, Carmix, Piquersa, WCM, M.Z.Imer, Dieci, Piccini, Lifton, Belle Group, Winget, Messersi, Muck-Truck, Uromac и др. Достаточно слабую конкуренцию им оказывают отечественные производители «Мотомул» и «Феллер», да и то в младших по грузоподъемности классах.
Современные модели думперов можно условно разделить на 4 группы: особо малого класса (микро-думперы), малотоннажные (мини-думперы), средней грузоподъемности (миди-думперы) и образцы с наибольшей полезной нагрузкой (макси-думперы).
МИКРО И МИНИ
Грузоподъемность микро-думперов — не более 500 кг, объем кузова — до 0,2 куба. Каждая машина представляет легкую самоходную трех- или четырехколесную тележку с самосвальным кузовом. У трехколесных образцов ведущими выполнены два передних колеса, а заднее колесо управляется оператором или сделано самоустанавливающимся. У четырехколесных машин ведущими являются два или все колеса. На неполноприводных образцах задние колеса — самоустанавливающиеся. Используются одноцилиндровые двигатели мощностью до 6 л. с. и механические 2–5‑ступенчатые коробки передач. На моделях 4х4 привод колес каждого борта выполняют обрезиненные ролики. Управление с помощью рукояток мотоциклетного типа выполняет оператор, идущий за самосвалом. Тормоза — барабанные или дисковые. Наклоняют кузов вручную, с помощью рычажной или тросовой системы, а также специальной рампы.
4-колесная модель MT-300.ZH российской компании «Мотомул» способна везти до 300 кг груза.
Наращивается выпуск трех- и четырехколесных микро-думперов с электроприводом, причем заряда батарей хватает на 6–8 часов, то есть на целую рабочую смену. Мини-думперы обладают грузоподъемностью от 0,5 до 2 т и объемом кузова от 0,35 м3 (с шапкой 0,6 м3) до 0,9 м3 (с шапкой 1,5 м3). У самых простых моделей передние ведущие колеса жестко прикреплены к раме, а задние управляемые, с колесами меньшего диаметра, они подвешены на рессорах или на горизонтальной оси с углом качания в вертикальной поперечной плоскости ±6–10°. Сиденье водителя находится над двигателем или сбоку от него. По заказу появятся регулируемая по углу наклона рулевая колонка, складывающаяся дуга безопасности для выполнения норм ROPS по защите оператора при опрокидывании машины.
Электрический микро-думпер Jansen MSK-350 с полезной нагрузкой 500 кг.
На мини-думперах применяются бензиновые, но чаще дизельные одно-, двух- или трехцилиндровые двигатели мощностью 10–35 л. с., механические 3‑ или 4‑ступенчатые коробки передач с одинаковыми скоростями переднего и заднего хода. Тормозные механизмы — барабанные или дисковые у ряда образцов, работающие в масляной ванне.
Мини-думпер отечественного производства «Челнок-300» грузоподъемностью 800 кг с механизмом самопогрузки.
Кузов посредством гидроцилиндров может опрокидываться вперед или на любую из трех сторон, если он установлен на поворотном основании (столе), вращение которого вокруг вертикальной оси на 180° обеспечивает гидропривод. Для разгрузки в бункеры или дорожные самосвалы на мини-думперы монтируется устройство предварительного подъема кузова, выполненное в виде стрелы или ножничного механизма с гидроприводом. Максимальная высота разгрузки — 1,8 м. Распространены самосвалы, у которых подъемник расположен на вращающемся столе. Самые компактные модели могут проезжать в проемы шириной не более метра.
Трехколесный микро-думпер грузоподъемностью 150 кг.
Самая высокая проходимость у машин 4х4 с шинами повышенной проходимости. В механической трансмиссии усилие на ведущие мосты передает раздаточная коробка, а блокировка дифференциала исключает буксование колес. Лучшими показателями обладает одно- или двухрежимная гидростатическая трансмиссия. Для увеличения тягового усилия служат планетарные редукторы, монтируемые в ступицах ведущих колес.
Модель D150 RM фирмы AUSA с передними ведущими колесами и фронтальной разгрузкой может транспортировать 1,5 тонны.
Маневренность у части моделей обеспечивают все управляемые колеса, причем передние и задние поворачиваются в противоположные стороны. Иное решение — шарнирно-сочлененная конструкция, в которой несущая рама состоит из двух частей, связанных между собой вертикальной осью. Спереди расположен самосвальный кузов, сзади — двигатель, трансмиссия и рабочее место водителя. Поворот передней части относительно задней в горизонтальной плоскости на угол ±30–40° осуществляет гидропривод. Для постоянного контакта колес с дорогой передний мост имеет возможность качаться в вертикальной поперечной плоскости на угол ±10–12°. Кузов и механизмы его перемещения такие же как и у описанных выше образцов. Есть модели, у которых кузов выполняет функции экскаваторного ковша. Рычажный механизм позволяет опустить кузов непосредственно на грунт, чтобы обеспечить его заполнение сыпучим материалом.
У мини-думпера MZ-1200 компании M.Z.Imer кузов, установленный на поворотном столе, позволяет разгружать груз на любую сторону.
Появились шестиколесные мини-думперы, которые легко преодолевают неровности грунта и взбираются на возвышенности. Управляют ими при помощи двух джойстиков, воздействующих на два гидромотора, которые приводят в движение колеса правой и левой стороны. В задней части машины находится платформа для оператора.
Полноприводный однотонный Wacker Neuson 1001 с шарнирно-сочлененной рамой и стреловым подъемником кузова.
Своих клиентов находят трех- и четырехколесные мини-электродумперы с аккумуляторными батареями, которые способны непрерывно работать 6‑8 часов, то есть в течение рабочей смены.
Шестиколесный полноприводный мини-думпер BY-600‑6 фирмы ANT с полезной нагрузкой 600 кг.
Трехколесная электрическая модель Ecovolve ED1000 грузоподъемностью 1 тонна.
Мини-думпер Thwaites грузоподъемностью 1,5 тонны с ножничным подъемником кузова, установленном на поворотном основании.
МИДИ И МАКСИ
Весьма популярны миди-думперы грузоподъемностью от 2,3 до 7 т с кузовами объемом от 0,9 м3 (с шапкой 1,2 м3) до 3,7 м3 (с шапкой 4,9 м3). Эти машины оборудуются 3‑ и 4‑цилиндровыми дизелями мощностью от 33 до 90 л. с. и механическими 3‑ и 4‑ступенчатыми коробками передач. Альтернативой служат гидростатические двух- и четырехрежимные трансмиссии, работающие в тандеме с одно- или двухступенчатой раздаточной коробкой. Широко используются также гидромеханические 2‑ и 3‑ступенчатые коробки передач.
У некоторых моделей с неразрезной несущей рамой управляемыми выполнены все колеса, что уменьшает радиус поворота и позволяет двигаться крабовым ходом.
Миди-думпер Uromac VH-2500 на 2,5 тонны груза, оборудованный механизмом самопогрузки.
На миди-думперах монтируются кузова с фронтальной и трехсторонней разгрузкой, а также предварительным подъемом. Выпускаются самосвалы, оборудованные гидроманипулятором с грейферным ковшом для погрузки сыпучих материалов. Вместо самосвального кузова могут устанавливаться специализированные надстройки. Свою узкую нишу занимают модели с комбинированным ходом, которые могут двигаться по грунту и железной дороге.
Среднетоннажный сочлененный думпер TA 6S грузоподъемностью 6 тонн фирмы Terex с поворотным кузовом и закрытой кабиной.
Кабины отвечают как нормам ROPS, так и стандартам FOPS — защита от падения предметов сверху. При необходимости сиденье водителя с органами управления может поворачиваться на 180°, что избавляет от необходимости разворота и позволяет двигаться от места погрузки или разгрузки задним ходом. Точное управление кузовом выполняется джойстиком. При желании установят приборы наружной светотехники или кабину укомплектуют передним и задним стеклами, стеклоочистителем, омывателем, боковыми сдвигаемыми стеклами и пр.
Пятитонная модель Gyranter 5000 с комбинированным ходом.
На вершине модельного ряда находятся макси-думперы. Их полезная нагрузка — от 8 до 12 т, объем кузова — от 3,5 м3 (с шапкой 4,5 м3) до 6,3 м3 (с шапкой 8 м3). Наиболее популярны машины с сочлененной рамой, центральный шарнир которой позволяет секциям поворачиваться как в горизонтальной, так и в поперечной вертикальной плоскостях. Это повышает проходимость благодаря постоянному контакту движителей с грунтом в любых условиях. Разгрузка кузова — задняя или трехсторонняя.
Шарнирно-сочлененный макси-думпер Hydrema 912НМ с шинами увеличенного профиля способен транспортировать 10 тонн.
Четырех- и шестицилиндровые дизельные двигатели мощностью 80–170 л. с. размещены сбоку от сиденья водителя, под ним или за кабиной. В этом классе вне конкуренции — бесступенчатые гидростатические трансмиссии, а также их гидромеханические аналоги с 4‑мя передачами переднего и заднего хода или разновидности с 6‑ю ступенями переднего и 3‑мя — заднего хода. Ведущие мосты имеют двойную главную передачу или планетарные редукторы в ступицах колес и оборудованы самоблокирующимися дифференциалами или устройствами принудительной блокировки. Герметичные дисковые тормоза с двухконтурным приводом работают в масляной ванне. Хорошим подспорьем на бездорожье являются вездеходные шины увеличенного диаметра. Однако на мягких грунтах их превосходят движители с резиновыми гусеницами, имеющими треугольный обвод.
У 10‑тонного Barford Big-trax колеса для повышения проходимости заменили гусеничными движителями с треугольным обводом.
Наиболее продвинутые модели макси оснащены комфортабельными закрытыми кабинами (ROPS и FOPS) с круговым обзором, эффективной подвеской, климатической установкой, регулируемым сиденьем водителя на пневмоподвеске, мощной наружной светотехникой для работы в темное время, ЖК-дисплеями, системой бортовой диагностики, электронной педалью акселератора, автоматом постоянной скорости и т. д. Управление переключением передач (в ручном или контролируемым электроникой автоматическим режиме), задним ходом и опрокидыванием кузова сосредоточено на одном джойстике, встроенном в правый подлокотник. Уровень шума в кабине не превышает 78 дБ(А). Области применения макси-думперов: строительство, энергетика, жилищно-коммунальная сфера, сельское хозяйство, ландшафтный дизайн, горная промышленность, вооруженные силы. Шасси самосвалов весьма популярны и как транспортная база для монтажа бетоносмесительных установок.
Полезная нагрузка Bergmann 3012 R PLUS достигает 12 тонн.
Хочу получать самые интересные статьи
Старый венгерский думпер. — Автомобили вокруг нас — LiveJournal
Позавчера, возвращаясь из похода к скалам шли мы через коллективный сад. Шли, шли. И вдруг… Я замечаю странного вида машину. Машина уже ржавая, изрядно заброшенная. Я обратил на эту машину внимание потому, что она показалась мне совершенно незнакомой.Если б попалась мне неизвестная современная машина, я бы может, и внимания не обратил на неё. А тут заинтересовался.
Подхожу поближе. Странная машина оказалась помесью трактора и самосвала. Разные колёса. Задние большие, передние поменьше. Кузов клиновидной формы, небольшая кабина. Моторный отсек тоже небольшой.
Что тут делает эта машина? В коллективном саду.
Много машин, списанных откуда-нибудь, с каких-нибудь ликвидированных предприятий, стоит по разным задворкам. Но такой я не видел.
Обхожу странную машину кругом. Есть ли на ней табличка с названием завода-производителя? Самосвальный кузов стоит на каких-то круглых подставках. Зачем они?
Наконец нахожу такую табличку.
Оказался венгерский дизельный думпер D-5, выпущенный в 1972-м году. Слово «думпер» было мне совершенно незнакомо.
Я залез в Интернет и выяснил вот что. Думпер — это небольшая и маневренная самосвальная машина. Хотя не обязательно небольшая. Встречаются думперы и довольно крупных размеров.Она может ездить как вперёд, так и назад. Кресло водителя может быть перевёрнуто, за спиной есть второй комплект педалей. А как же руль, подумал я, он что, тоже может быть повёрнут вместе с креслом? Такую технику применяют, если нужно перевезти груз на расстояние в 1-2 километра. На этих расстояниях думпер выгоднее классического самосвала.
В свои лучшие годы эта машина выглядела так.
Чуть подробнее о машинах такого типа читайте здесь. А здесь выложено даже небольшое видео с участием этого автомобиля.
Написано, что в СССР поставлялось довольно большое количество подобных машин. Но, как я думаю, до наших дней дожило очень мало. Во всяком случае я подобной техники не видел ни разу. Интересно было бы узнать, где использовались такие машины у нас на Урале.
А ещё думпер мог бы стать прекрасным экспонатом автомобильного музея. Если кто заинтересуется, то стоит он в коллективном саду возле станции Аять по дороге на Кырманские скалы.
Думпер «Дутра» — История и современность — LiveJournal
Читая часть 2 автоистории Иркутска наткнулся на смешное словосочетание «думпер Дутра». Решил разузнать, что это за зверь. Оказалось, был такой венгерский самосвал:В 1956 г тракторный завод Vörös Csillag (Красная звезда), располагавшийся в Будапеште (Венгрия), приступил к выпуску специализированных транспортных средств для строительства — самосвалов-думперов, разгрузка которых происходила под действием тяжести груза.
Первый думпер получил обозначение DR-50. Также он был известен как «Дутра» (Dutra — dumper + tractor). Его конструкция была создана на базе колёсного трактора. Думпер оснащался дизельным двигателем Csepel D413 мощностью 60 л.с. Кабина отсутствовала. Рабочее место водителя представляло собой кресло, вращающееся вокруг колонки с двумя вертикальными рулевыми колёсами. Педали управления также были дублированы. Это позволяло свободно маневрировать на тесных стройплощадках без разворота — достаточно было повернуть сиденье водителя назад.
Постепенно конструкция DR-50 совершенствовалась. Сначала модернизированный DR-50C был оснащён гидравлическим механизмом подъёма кузова, превратившись, таким образом, в полноценный самосвал. Затем, в 1961 г автомобиль получил закрытую кабину водителя и обозначение DR-50D. На базе DR-50D Выпускались думпер-самопогрузчик DR-50SD и универсальный погрузчик DR-50FD, известный также как B-1.
Семейство DR-50 пользовалось большим спросом в странах соцлагеря благодаря своей надёжности и способности работать на весьма ограниченных площадках. Немало DR-50 было поставлено в СССР.
Тут одна явная ошибка: производство не могло начаться в 1956 году, так как в 1954-м эти машины уже вовсю трудились на стройках народного хозяйства. Об этом свидетельствует публикация в «Огоньке», которую я уже давал в этом блоге:
Оригинал взят у visualhistory в На строительстве железной дороги Ланьчжоу — Алма-Ата, 1954
Даже завидую своим друзьям-читателям: их ждёт впереди столько великолепных цветных снимков из архива «Огонька»!На строительстве железной дороги Ланьчжоу — Алма-Ата, Дмитрий Бальтерманц, 1954:
— Ишак — тоже машина, послушная в управлении. Обменяемся? — предлагает водителю самосвала Ин Сюэ-цаю крестьянин Ли Кай-сюань.
А вот каким этот снимок увидели читатели «Огонька»:
Был ещё один ракурс!:
Подробности читайте в журнале «Огонек» от 19 декабря 1954 года (со стр.16, там есть тот же сюжет с грузовиком и осликом, только с другого ракурса)
http://books.google….AAIAAJ&lpg=PA16
И 26 декабря 1954 года (со стр. 15)
http://books.google….QAAIAAJ&pg=PA15
Что же такое строительный думпер? – Основные средства
В данной статье мы поговорим о строительных думперах, интересных и оригинальных машинах, которые в настоящее время интенсивно развиваются и все шире используются в различных отраслях.
Прежде всего отметим, что в умах отечественных продавцов и покупателей подчас царит неразбериха – что считать думпером. Многие называют этим термином полноразмерные сочлененные самосвалы. Отчасти эта путаница в названиях связана с таможенной терминологией, где не нашли ничего лучше, как назвать думперами (от англ. dumper – «самосвал») сочлененные самосвалы для того, чтобы отличать их от обычных самосвалов.
Тем не менее на Западе да и у нас строительный думпер – это отнюдь не обычный самосвал, а иной, совершенно определенный вид техники со своими специфическими задачами и особенностями конструкции.
Назначение
Популярные в Европе строительные думперы (site dumper – англ.) происходят от мототележек для перевозки раствора от бетоносмесительных установок к месту укладки бетона. Перевозка различных, главным образом сыпучих и жидких, грузов на стройплощадках на небольшие расстояния – их основное назначение. Конкретная величина допустимого плеча перевозки зависит от типоразмера машины, особенностей ее ходовой части и т. д. В литературе называют цифры – до 1–2 и даже 5 км.
В последние десятилетия думперы приобрели большую популярность и интенсивно развивались. Их достоинства были замечены, и сфера применения расширилась. Теперь думперы могут выполнять на стройке и функции тягачей, их применяют при работах внутри зданий, при садово-парковых и ландшафтных работах, при ремонте дорог и тротуаров, при подземных работах – везде, где из-за тесноты и бездорожья обычные самосвалы работать не могут. Отсюда же следует, что думперы, как правило, меньше обычных самосвалов.
Назначению думперов соответствуют специфические особенности их конструкции.
Особенности конструкции
Характерная черта думперов – это компактность. Думперы, как и следует из их названия, оснащаются самосвальным кузовом, который часто, из-за специфики машины, имеет вид ковша или бункера. Именно по форме кузова думпер можно с первого взгляда отличить от дорожного самосвала. Как правило, кузов расположен впереди, а место водителя – сзади, и машина едет кузовом вперед. Кузов может разгружаться вперед либо на три стороны, поворачиваясь на шарнире или на поворотном столе, может при разгрузке опускаться до земли для уменьшения потерь материала (например, бетона) от просыпания, может подниматься подобно ковшу погрузчика на рычагах для выгрузки в кузова самосвалов. Угол подъема кузова почти вертикальный, за счет чего выгрузка происходит быстро. Существуют думперы с оборудованием для самопогрузки, в дополнение к кузову оснащенные манипулятором с грейфером либо стрелой с небольшим ковшом, как у погрузчика. Кузов может демонтироваться, и на поворотный стол устанавливается сменное оборудование: бетономешалка, ковш погрузчика и т. д.
Ходовая часть думпера может быть колесной или гусеничной. Шасси 4-колесное (у самых малых 3-колесное), как правило, полноприводное (но есть модели с колесной формулой 4х2), с широкой колеей, могут быть управляемыми все 4 колеса, многие модели имеют шарнирно-сочлененную раму. Углы поворота управляемых колес или складывания сочлененных рам большие. Односкатные колеса оснащены внедорожными шинами с развитым протектором. Дорожный просвет большой. Гусеницы, как у всей мини-техники, резиновые, благодаря им думперы могут перемещаться даже по ступеням лестниц в зданиях. У гусеничных моделей, как правило, типоразмеры и грузоподъемность меньше, чем у колесных.
На Западе думперы, как потомки мототележки, обычно имеют открытые кабины. Однако для российского рынка производители опционно снабжают машину закрытой кабиной с отопителем. У многих современных думперов место водителя с органами управления может поворачиваться на 180°, таким образом, машине не нужно разворачиваться в узких местах.
Работа на стройплощадке, под землей и в других местах, где трудятся думперы, достаточно опасна. Для защиты оператора при переворачивании машины и от падающих сверху предметов кабины думперов оборудуются конструкциями ROPS и FOPS, которые могут временно демонтироваться, если машина работает в очень ограниченном по высоте месте.
Трансмиссия гидростатическая или механическая, с реверсом либо с одной или несколькими передачами заднего хода, могут использоваться раздаточные коробки, устройства блокировки дифференциалов, планетарные редукторы в ступицах колес. Мосты обычно жестко крепятся к раме. Тормоза чаще всего гидравлические, многодисковые, в масляной ванне.
В принципе, думперы, особенно больших типоразмеров, могут ездить по дорогам общего пользования, и в некоторых из них предлагается опционная комплектация необходимыми стандартными осветительными приборами. В штатную комплектацию дорожные приборы освещения обычно не входят. По некоторым сведениям, думперы могут даже комплектоваться аутригерами для повышения устойчивости при работе с землеройными навесными орудиями.
Как видим, в конструкции думпера есть черты как дорожного самосвала, так и строительного фронтального погрузчика. Это связано с функциями, которые выполняет данная машина, и нишей, которую она занимает: как раз между погрузчиками и самосвалами.
Классификация
Как и во многих других случаях, не существует официально утвержденной терминологии и определений по думперам. Существуют строительные транспортные средства с самосвальными кузовами совершенно разных типоразмеров и грузоподъемности, вплоть до самых малых. Некоторые специалисты склонны любую, даже самую малую моторизованную транспортировочную машину с самосвальным кузовом огульно называть думпером. Другие считают, что малые транспортные средства, которые управляются идущим сзади оператором с помощью рукояток мотоциклетного типа, – это все же не думперы, а моторизованные тачки (wheelbarrow – англ.) и мототележки (power buggy – англ.) для подвоза бетонного раствора. Классический думпер – это маленький автомобиль с сиденьем для водителя и прочими атрибутами.
В литературе распространена классификация думперов по грузоподъемности. Неизвестно, кто и когда ее ввел, не очень понятно, зачем она нужна, но авторы статей, посвященных думперам, добросовестно переписывают цифры друг у друга. Для сведения пытливого читателя приведем эту классификацию и мы, внеся в нее определенные коррективы.
Микродумперы – машины грузоподъемностью (г/п) примерно до 850–1000 кг. В сущности, это мототележки, так как управляются по большей части идущим сзади оператором, и чем больше типоразмеры моделей, тем удобнее место оператора: от площадки, на которой он может стоять, и до сиденья с навесом. Ввиду малых размеров и простоты конструкции микродумперы не имеют многих узлов и агрегатов, которыми комплектуются настоящие строительные думперы, – гидростатической трансмиссии, сложной гидросистемы и т. д. Тем не менее известны, например, модели, для которых в качестве опции к приводу от дизеля предлагается электропривод, что очень удобно для работы в помещениях.
Мини- и миди-думперы имеют г/п примерно от 850 до 8000 кг. По мнению автора, это и есть классические строительные думперы, о которых мы говорим в данной статье.
Макси-думперы – модели г/п свыше 8000 кг. Налицо отличия от признаков классического думпера: это полноразмерные мощные машины, и предназначены они для горных работ и крупных строек. Известны думперы г/п до 16 т, очевидно, пока это верхний предел возможностей данной техники. Машины г/п свыше 16 т по всем характеристикам уже настоящие сочлененные самосвалы, со скоростью движения около 50 км/ч, штатными световыми приборами и т. д.
Конечно, поскольку стандартов на эти классы не установлено, все приведенные цифры очень приблизительные и каждый производитель создает думперы с грузоподъемностью в зависимости от потребностей покупателей.
Преимущества
Как уже говорилось, думперы занимают нишу между дорожными самосвалами и погрузчиками и обладают определенными преимуществами перед «соседями», что позволяет строительным компаниям за счет применения думперов сократить некоторые статьи производственных расходов. Преимущества думперов проистекают из особенностей их конструкции.
При перевозках на коротком плече на стройплощадках производительность и экономичность думперов выше, чем дорожных самосвалов, благодаря хорошей маневренности (могут не разворачиваться в узких местах, а просто двигаться «задом наперед», за счет этого экономятся топливо и время), сравнительно невысокой мощности двигателей и небольшой массе, быстро разгружающемуся кузову и высокой проходимости.
На стройках часто перевозят материалы с помощью фронтальных колесных погрузчиков и погрузчиков с бортовым поворотом. Однако эти машины предназначены прежде всего для погрузки, а не транспортировки материалов, поэтому их производительность и экономичность при транспортировке ниже, чем специализированного самосвального транспортного средства. Думпер способен перевезти за один рейс большее количество материала, чем погрузчик с бортовым поворотом. Кроме того, из ковша погрузчика при перевозке просыпается больше материала, чем из кузова думпера, значит, перевозка в погрузчиках влечет за собой дополнительные расходы по очистке дорог и территории от просыпавшихся материалов. Думперы эффективно работают в паре с погрузчиками разных типов и экскаваторами, цикл погрузки занимает мало времени. Поэтому за счет использования думпера можно повысить производительность, уменьшить время рабочего цикла и сэкономить топливо.
Вот показательный пример из практики. Одна из строительных компаний при обустройстве полей для гольфа использовала для перевозки материалов сельскохозяйственные мини-тракторы с прицепами. Однако длительность цикла перевозки была высокой, и компания решила попробовать использовать думперы. Благодаря их применению длительность рейса уменьшилась на 40%. А учитывая, что для обустройства одного поля для гольфа требуется более 15 000 т песка, существенная экономия времени и средств налицо.
Думперы меньше полноразмерных и тяжелых машин разбивают верхний слой почвы и не повреждают элементы инфраструктурных коммуникаций.
Использовать думперы можно круглогодично, меняя навесное оборудование: вместо подметальных щеток и поливомоечных установок монтировать снежные отвалы и т. д.
Так как же их называть?
В отечественной литературе встречаются такие названия: мини-самосвалы, компактные мини-самосвалы(!), дамперы, но автору представляется все же самым правильным использовать термин «думперы». Слово «дампер» широко используется для обозначения компьютерных программ. Применение термина «думпер» тем более логично, что слово dumper вошло во многие европейские языки именно как название строительного думпера, а для обозначения дорожного самосвала в этих языках, так же как и в русском, есть собственные слова.
Итак, современный думпер – это строительная машина, оснащенная самосвальным кузовом, предназначенная для перевозки различных грузов (главным образом сыпучих и жидких) на небольшие расстояния на территории стройплощадки. Думперы – многофункциональные машины и могут выполнять ряд других работ в дополнение к основной.
Хочется надеяться, что популярность думперов в России будет расти по мере того, как строители станут лучше узнавать об их преимуществах. Лучшего, чем думпер, средства для быстрой и экономичной перевозки материалов по стройплощадке, пожалуй, не найти. После того как строительная компания попробует использовать эту замечательную машину, она не захочет взамен ничего другого.
Думперы Bergmann
ООО «Эдвардсон эквипмент» (г. Тула) представляет думперы немецкой компании Bergmann Construction Equipment, которая занимается производством этих машин более 40 лет. В производственной линейке Bergmann есть думперы различных типоразмеров для работ разного масштаба, предназначенные как для строительства, так и для коммунальной сферы, сельского хозяйства, горных работ. Все думперы Bergmann характеризуются компактностью и небольшой снаряженной массой, оснащаются гидростатической бесступенчатой трансмиссией. Сиденье оператора располагается сбоку от двигателя, за счет этого уменьшается габаритная высота машин.
Предлагается несколько серий думперов Bergmann.
Серия 1000 из трех моделей г/п 1,6–2,0 т, кузова вместимостью 1,1–1,3 м3 могут быть с передней либо многосторонней разгрузкой (т. е., поворачиваясь на столе, могут разгружаться под любым углом к продольной оси машины в пределах дуги 180°). Машины оснащаются двигателем мощностью 18,5 кВт, привод на одну ось, скорость – до 23 км/ч. Представлена большая гамма сменного навесного оборудования: вилы для поддонов, подметальная щетка, снежный отвал, солепескоразбрасыватель, водяной бак с дождевальной установкой, дополнительный ковш погрузчика и т. д.
Серия 2000 из шести моделей г/п 3,0–9,0 т, кузова вместимостью 1,15–4,4 м3 с многосторонней разгрузкой, могут быть на подъемнике. Двигатели мощностью 26,1–74,0 кВт, полный привод, скорость до 23–33 км/ч. Рама жесткая (одна модель) и сочлененная, тормоза дисковые в масляной ванне.
Серия 3000 из трех моделей г/п 9,0–12,0 т, кузова вместимостью 5,1–8,5 м3 с 3-сторонней, многосторонней и задней разгрузкой. Двигатели мощностью 75,0–119,0 кВт, полный привод, скорость до 30–40 км/ч. Сочлененная рама, тормоза дисковые в масляной ванне. В кабине сиденье оператора поворачивается на 360°.
Предлагается также «коммунальная» мод. GT3006 г/п 5 т, двигатель 119 кВт, скорость – до 40 км/ч, с тремя точками крепления многочисленной гаммы навесного оборудования. Кабина двухместная.
Готовится к выпуску первая гусеничная мод. Bergmann 4010.
Думпер — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья — о самосвальной машине. О компьютерной программе см. Дампер. Думпер HDX 1000 фирмы Barford Гусеничный думпер C 10 R производства японской фирмы Yanmar (англ.)русск.Ду́мпер (от англ. dump — сваливать) — специализированная самоходная самосвальная машина, обычно небольшая, предназначенная для перевозки относительно небольших объёмов сыпучих грузов на короткие расстояния (до 1—2 км) и являющаяся в этих условиях более производительной по сравнению с автосамосвалом[1][2][3].
Бо́льшая по сравнению с автосамосвалами производительность думперов при работе на коротких расстояниях обусловлена специфической конструкцией этих машин, обеспечивающей им малый радиус поворота, быструю разгрузку и возможность работы «челноком» (без разворота) с одинаковой скоростью движения вперёд и назад[1][2][3]. Думперы широко применяются при строительстве дорог, на земляных работах и т. п.; небольшие по сравнению с обычными самосвалами габариты, хорошая маневренность и возможность челночной работы позволяет эффективно применять их в условиях сильно ограниченного пространства горных выработок и строящихся тоннелей[4].
Думперы имеют короткую базу, что дополнительно увеличивает их маневренность. Ходовая часть машин — обычно колёсная двухосная с широкопрофильными шинами, с большими углами поворота управляемых колёс (иногда имеющих меньший диаметр по сравнению с неуправляемыми), реже — гусеничная (известны также случаи создания в 1930-х годах думперов с полугусеничным движителем, не получивших, однако, сколь-нибудь существенного распространения). Для выполнения челночной работы думперы часто оснащены дублированными органами управления и поворотным сиденьем водителя, как правило — расположенными открыто[1][2][3]. Некоторые наиболее компактные модели думперов управляются водителем, идущим следом за машиной, подобно мотоблокам.
Мини-думперы или сочлененные самосвалы: обзоры моделей, характеристики
Думперы — разновидность строительной техники, которая широко применяется в странах еврозоны. В России же она не особо распространена.
Думперами называют мини-самосвалы, характеризующиеся невысоким значением показателя грузоподъемности. Но это смотря с чем сравнивать. Есть, например, модели, легко управляющиеся с грузом массой 12 000 и даже 16 000 кг. Вместе с тем некоторые аппараты не берут «на борт» более 100 кг.
Главная особенность думперов — компактные габаритные размеры. В условиях ограниченного пространства они более предпочтительны, нежели полноразмерные самосвалы. Кроме того, последние не так устойчивы в условиях бездорожья, как модели класса «мини».
Думпер TEREXДумперы изначально создавались для транспортировки материалов и груза на расстояние, не превышающее одного-двух километров. То есть для условий, когда полноразмерные самосвалы гонять туда-сюда невыгодно. Благодаря различному навесному оборудованию мини-самосвалы можно применять еще и в процессе ремонтно-строительных, ландшафтных и иных видов работ.
Особенности техники
Помимо возможности выбрать максимальный предел грузоподъемности, производители предлагают покупателям решить, какой для них предпочтителен тип шасси — колесный или гусеничный. Кабина оператора может располагаться либо перед кузовом, как в машинах классического вида (более распространенный вариант), так и позади него. Модели с малой грузоподъемностью чаще всего имеют открытые кабины с системами ROPS и FOPS, полноценную закрытую кабину можно увидеть лишь на самых грузоподъемных думперах. Для суровых российских условий возможна установка отопителя. Самые компактные модели (называемые также мототележками) управляются сопровождаемым машину пешим оператором.
Конструкция машин дает возможность использовать их в пространствах, где нет условий для разворота или другого маневра. Обычно думперы имеют систему реверсного хода, что делает работу в челночном режиме более продуктивной.
Мини-самосвалы оснащены ковшеобразным кузовом с возможностью разгрузки либо в одну, либо на три стороны. Также существуют модели с кузовом, установленным на поворотном круге, что позволяет осуществить выгрузку в любую сторону в пределах 180 градусов. Классические строительные самосвалы могут разгружаться только с помощью опрокидывания кузова, думперы же имеют функцию высокой выгрузки (то есть ковш можно приподнять на необходимую высоту и совершить разгрузку в другое транспортное средство или емкость) или опускания до уровня земли (уменьшает просыпание материала или же позволяет выполнить самозагрузку кузова). Загружать машину без посторонней помощи позволяет также дополнительное оснащение ковшом либо манипулятором с грейфером.
Думпер Wacker NeusonДумперы чаще всего имеют полный привод, что обусловлено их «родной средой обитания» — бездорожьем. Для стесненных условий очень удобна возможность поворота всех 4 колес. Однако на рынке также можно встретить модели с возможностью поворота только передних или только задних колес с приводом на одну ось. Для лучшего маневрирования на участках с плохой проходимостью техника может оснащаться раздаточными коробками, блокировкой дифференциалов и планетарными редукторами. Не забыли производители и о большом угле поворота управляемых колес и клиренсе.
В зависимости от грузоподъемности техника оснащается дизельными силовыми агрегатами, вырабатывающими от 25 до 120 л.с. Что касается скорости передвижения, то максимально они могут развить 25 км/ч. В условиях бездорожья или стесненных пространств, для которых и предназначены данные машины, таких скоростных возможностей более чем достаточно.
Думперы имеют жесткую либо сочлененную раму, что, безусловно, влияет на тип рулевого управления. Для удешевления и упрощения конструкции производители не оснащают технику упругой подвеской. Для гашения вибраций и выполнения функции амортизации всегда используются широкопрофильные шины.
Вообще колеса для рассматриваемых нами машин имеют большое значение. Они обязательно должны быть односкатными и иметь развитый протектор. Без выполнения этих условий техника просто не сможет работать на слабых грунтах. Широкопрофильные шины же сохраняют верхний слой почвы, что очень актуально во время садово-парковых работ.
Модели колесных думперов
В России на сегодняшний день производство думперов не налажено, приобрести данную технику можно только зарубежного производства. В мире выпуском колесных мини-самосвалов с кабинами занимаются такие компании, как Terex, Bergmann, Wacker Neuson, Fiori, Paus, Ausa, Menzi Muck, Carmix и др. Выбор более компактных моделей еще шире.
Думпер AusaЛинейка техники каждой компании имеет свои особенности. Одни производители стараются предоставить покупателям широкий выбор, другие — сосредоточить внимание на тех чертах, которые они считают наиболее важными. Как, например, компания Fiori, изготавливающая карьерно-тоннельные думперы с тремя вариантами грузоподъемности — 4, 7 и 10 тонн. Данный бренд выбирают за его исключительные показатели геометрической проходимости, составляющие практически сорок градусов. Добавим также, что самосвалы Fiori унифицированы с автобетоносмесителями этого же бренда.
В линейке колесных думперов Wacker Neuson, которых насчитывается 10 моделей, отличающихся друг от друга грузоподъемностью, трансмиссиями, видами кузова и вариантами комплектации рабочего места оператора, присутствуют машины с гидростатической трансмиссией Twin-Lock. Наличие этой системы означает, что каждое колесо приводится в движение отдельным мотором. В случае поломки мощность равномерно распределится на работающие колеса. Общей же чертой техники Wacker Neuson можно назвать упоминаемый уже выше полный привод.
Производитель мини-самосвалов Terex выпускает 10 моделей с грузоподъемностью от 850 до 10 тонн. Отличительной чертой техники до 2 тонн является возможность высокой разгрузки. Думперы грузоподъемностью 850 и 1000 тонн способны уместиться в проеме шириной в 1 м — такое свойство они приобретают благодаря функции «узкие шины».
В линейке думперов Paus шесть машин в диапазоне 3,5-6 т. Все они имеют гидростатическую трансмиссию и переднее расположение кузова, но вариантов типов кузова два: опускающийся (по типу погрузчика) с функцией самозагрузки либо поворотный на 180 градусов.
Мини-думпер PausВсе перечисленные выше производители выпускают сочлененные версии думперов. Более простые модели с жесткой рамой можно найти, например, у производителей Ausa и Piccini. При этом технические характеристики техники Ausa более широки: грузоподъемность машин компании варьируется от 850 кг до 10 т, для которых производитель предусмотрел всевозможное дополнительное оборудование (подметальную щетку, плуг для уборки снега и др.). Линейка Piccini представлена самосвалами от 1,8 до 8,5 т грузоподъемности. Малые модели обоих производителей оснащаются механической трансмиссией, думперы побольше — гидростатической или гидрдомеханической.
Конечно, мы не можем уместить в одной статье информацию о всех производителях компактных самосвалов. Можем только надеяться, что смогли вызвать интерес к этому несомненно перспективному типу техники среди тех, кто ранее и не задумывался о приобретении подобной машины. А кроме этого — задали общий вектор действий для тех, кто принял решение о покупке.
По материалам mini-exkavator.ru