ГАЗ-3111 — Википедия
ГАЗ-3111 «Волга» | |
---|---|
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1998—2002 |
Сборка | ГАЗ (Нижний Новгород, Россия) |
Класс | бизнес-класс (сегмент Е2) |
Иные обозначения | ГАЗ-3111, ГАЗ-31113, ГАЗ-31114 |
Тип кузова | 4‑дв. седан (5‑мест.) |
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная |
ЗМЗ-406.20 ЗМЗ 405.20 ГАЗ-560 | |
механическая, 5-ступенчатая, полностью синхронизированная | |
Длина | 4920 мм |
Ширина | 1850 мм |
Высота | 1450 мм |
Клиренс | 155 мм |
Колёсная база | 2820 мм |
Колея задняя | 1526 мм |
Колея передняя | 1540 мм |
Масса | 1560 кг (снаряжённая) / 2060 кг (полная) |
Разгон до 100 км/ч | 13,6 сек., 10,8 сек. |
Максимальная скорость | 177 км/ч, 194 км/ч |
Расход топлива | 12 л |
Объём бака | 70 л |
Дизайнер | Безродных И.А., Плотников С.Б. |
ГАЗ-3103 (серийно не выпускался), Volga Siber → | |
Медиафайлы на Викискладе |
ГАЗ-3111 «Волга» — российский легковой автомобиль бизнес-класса (сегмент Е2 по европейской классификации), выпускавшийся экспериментально Горьковским автозаводом. Разработка автомобиля была осуществлена в короткие сроки с 1996—1998. Впервые опытный образец был представлен широкой публике в 1998 году на Московском автосалоне[1].
Кузов и салон[править | править код]
ГАЗ-3111 выглядит очень динамичным и одновременно солидным автомобилем. Закруглённые линии обеспечивают хорошую обтекаемость, выпуклые формы дверей скрывают мощную защиту от боковых ударов. Силовая структура кузова разрабатывалась с учетом современных требований по пассивной безопасности, в том числе и тестов EuroNCAP[1].
Передние фары каплевидной формы, с фарой ближнего света в виде прожектора с линзой и фарой дальнего света, в котором луч формируется рефлектором (самое современное решение), имеют прозрачный колпак без рассеивателя. Указатель поворота с 8 лампочками размещался под фарой. Иная концепция задних фонарей: под рассеивателем, напоминающим по форме задний фонарь ГАЗ-21, размещены светодиоды.
Салон в сравнении с предыдущими моделями «Волги» полностью изменён. Предусмотрены места для установки подушек безопасности. Многие переключатели (например, вращающийся переключатель света фар) «позаимствованы» у иномарок. Сиденья разработаны совместно с фирмой «Lear», отделка двухцветная натуральной кожей[2]. Спинки задних сидений складываются по частям в неравных долях[3].
В зависимости от времени выпуска автомобиля, элементы салона и кузова отличались. На предсерийные образцы, например, устанавливался один или три жиклёра омывателя лобового стекла («штатно» было два). Кроме того не всегда устанавливалась электроантенна, лючок и горловина бензобака были слева. На серийных автомобилях встречается по два варианта боковых молдингов на дверях и задних фонарей (с более темными красными стеклами и иной формой отражателей), а декоративная решетка радиатора могла быть чёрной или хромированной. Существовали разные конфигурации выхлопной системы (одна или две выхлопные трубы). Интересно, что выхлопные трубы, по задумке дизайнеров, должны были выходить через специальные отверстия в заднем бампере. Однако завод, после выпуска нескольких автомобилей, отказался от этой идеи ввиду её технологической сложности, хотя выштамповки под трубы в заднем бампере были на всех выпущенных машинах. Некоторые владельцы сами позже переделывали выхлопную систему согласно первоначальному замыслу дизайнеров. Кузова последних в серии машин имели менее выраженные выштамповки на задних дверях (в некоторых ракурсах пухлые выштамповки можно принять за след от удара).
Существовало два варианта блока климат-контроля (с возможностью переключения в режим принудительной подачи воздуха в ноги и без). На первых машинах устанавливались более удобные подрулевые переключатели (они были расположены ближе к водителю), а щиток приборов имел иное расположение контрольных ламп; так же была предусмотрена возможность отключения ABS специальной кнопкой.
Кузов ГАЗ-3111 не подвергался оцинковке, но некоторые сварные швы были лужеными. Машина окрашивалась в большое количество цветов (около 10), наиболее часто встречается красный цвет («Красное вино») и оттенки синего и чёрного («Авантюрин», «Посейдон», «Чароит»). В зависимости от цвета кузова, выбиралась тканевая обивка салона и цвет верхней части панели приборов (у машин с зелёным кузовом окраски «Малахит» верхняя часть панели приборов была зелёной). Дилеры предлагали на заказ кожаную отделку салона.
Все машины комплектовались российскими легкосплавными дисками K&K «Элита» и полноразмерным запасным колесом также на литом диске. Размер шин 205/65/R15[4].
Двигатель[править | править код]
Основным для серийных автомобилей был четырёхцилиндровый 16-клапанный бензиновый двигатель ЗМЗ-4052.10 (155 л. с.)[5]. На несколько машин был установлен ЗМЗ-4062.10 (136 л. с.), ГАЗ-3105 компоновки V8 (170 л. с.) и дизельный двигатель ГАЗ-560 (110 л. с.). В качестве перспективного двигателя рассматривался опытный ЗМЗ-301 компоновки V6. Моторный отсек ГАЗ-3111 допускает установку весьма широкой гаммы бензиновых и дизельных двигателей рабочим объёмом до 4,5 л. :- четырёхцилиндровый двигатель 3RZ-FE с МКПП или 4-зонной АКПП
- шестицилиндровый 5VZ-FE объёмом 3,4 л и мощностью 205 л. с.
- четырёхцилиндровый дизель 5L объёмом 3 л и мощностью 91 л. с.
- турбодизель 2L-T объёмом 2,5 л и мощностью 92 л. с., только с МКПП[6].
Трансмиссия[править | править код]
Основные узлы трансмиссии унифицированы с ГАЗ-3110, но имеют конструктивные отличия. Из-за смещенного вперед двигателя пятиступенчатая КПП снабжена удлинителем механизма переключения передач, а карданная передача с промежуточной опорой существенно удлинена. Ширина заднего моста и колея задних колес увеличены в сравнении с предыдущими моделями «Волги».
Органы управления[править | править код]
На ГАЗ-3111 впервые в семействе «Волг» применено реечное рулевое управление с гидроусилителем производства завода «Автогидроусилитель» (г. Борисов, Белоруссия). Травмобезопасная рулевая колонка регулировалась по высоте (на некоторых автомобилях в двух направлениях: по высоте и по вылету).
Тормоза аналогичны ГАЗ-3110 — передние дисковые вентилируемые, задние барабанные. Впервые в отечественном автопроме на ГАЗ-3111 была применена антиблокировочная система тормозов (Bosch 5.3)[1].
Подвеска[править | править код]
Передняя подвеска ГАЗ-3111 разработана с «нуля». Конструкция является традиционной для легковых автомобилей большого класса — два разнесённых на большое расстояние поперечных рычага с амортизаторной стойкой, опирающейся на нижний рычаг, архаичные шкворни заменены шаровыми опорами. Для облегчения сборки и повышения точности нижние рычаги подвески, передний стабилизатор поперечной устойчивости, реечное рулевое управление и опоры силового агрегата крепятся к подрамнику, как на большинстве современных автомобилей. Это конструктивное решение также уменьшает передачу вибраций на кузов.
Задняя подвеска осталась зависимой, рессорной, но была существенно переработана по сравнению с предыдущими моделями «Волги» — изменён угол наклона амортизаторов, введен стабилизатор поперечной устойчивости[5]. Планировалось, что через некоторое время после начала серийного производства задняя подвеска будет заменена на независимую многорычажную.
Электрооборудование[править | править код]
Электрооборудование салона ГАЗ-3111 было приближено по уровню предоставляемого комфорта к зарубежным автомобилям сопоставимого класса. Все двери оснащены электростеклоподъёмниками, в штатную комплектацию входил центральный замок, противотуманные фары, задний противотуманный фонарь, аудиоподготовка на 8 колонок и электроантенна; обогревы заднего стекла, боковых зеркал с электроприводом и форсунок омывателя лобового стекла. Состояние основных систем автомобиля — температура и уровни всех эксплуатационных жидкостей (в том числе уровень моторного масла) — контролировалось бортовой электронной системой и в случае неисправности отображалось на панели приборов. Электрика предусматривала установку бортового маршрутного компьютера (на несколько машин на заводе был установлен компьютер БК-11 ЗАО «Техноволга»). Для задних пассажиров был предусмотрен отдельный прикуриватель с пепельницей и плафоны подсветки.
На ГАЗ-3111 была установлена система климат-контроля с электроприводом заслонок и салонным фильтром. Некоторые дилеры устанавливали вместо штатного управления климат-контролем электронный блок управления с возможностью автоматического поддержания установленной температуры воздуха в салоне. Как опция устанавливался кондиционер, магнитола и другое дополнительное оборудование.
Производство ГАЗ-3111 по годам:
- 2000 — 53 шт.
- 2001—342 шт.
- 2002 — 20 шт. (официальное прекращение мелкосерийного производства в августе 2002 года)
Всего за время производства — 415 шт.
- 2004 — 9 шт. (неофициально собрано 9 автомобилей из оставшихся кузовов).
Всего приблизительно выпущено 424 шт[2]. Хотя есть автомобили имеющие порядковый номер выше указанной цифры. Общее количество выпущенных автомобилей вместе с экспериментальными образцами не превысило 500 штук[7].
Однако были ещё и предсерийные образцы (до 2000 года), которые собирались до выхода автомобиля в серию. На них в «УКЭР ГАЗ» производились различные испытания. Точное количество выпущенных единиц не известно.
История создания ГАЗ-3111Волга ГАЗ-3111 Российский легковой автомобиль бизнес-класса (сегмент Е2 по европейской классификации), выпускавшийся мелко серийно в 2000—2004 годах Горьковским автозаводом. ГАЗ-3111 представлял собой новую «переходную» модель «Волги», с использованием узлов и агрегатов массовой модели ГАЗ-3110. В то же время автомобиль отличался обтекаемыми обводами кузова и хорошей эргономикой салона, а также полным набором современных систем и аксессуаров, включая гидроусилитель руля, АБС, климатическую установку и бортовой компьютер. Однако ходовая часть с задним неразрезным мостом и рессорами была заимствована у традиционной «Волги». Несмотря на использование передней бесшкворневой подвески, консервативная конструкция ходовой части не обеспечила сравнимого с импортными аналогами уровня управляемости и комфорта, хотя и облегчала освоение модели в серийном производстве. Базовым двигателем для 3111 был выбран бензиновый ЗМЗ-4062.10 с четырьмя клапанами на цилиндр и распределённым впрыском топлива, но его мощности (150 л.с.) было явно недостаточно. Более мощный 200-сильный двигатель ЗМЗ-4064.10, которым предполагалось оснащать 3111, так и не пошёл в серию, что дополнительно ослабило рыночные позиции модели. В дальнейшем ГАЗ 3111 должны были оснащать перспективными отечественными двигателями V6 и V8, в том числе и с АКПП. Впервые Волга ГАЗ-3111 была представлена на Московском автосалоне в августе 1998 года. Тогда это был всего лишь макет, созданный американско-австралийской компанией «Millard Venture» по проекту ГАЗа. Через год был выставлен автомобиль уже российского изготовления. Интересна причина появления этой модели и запуск ее в серию, в отличие от несколько ранее разработанных ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104. Как водится, верх взяла технологичность — передне- и полноприводная «Волги» оказались слишком сложными в производстве и потому предпочтение было отдано классической заднеприводной модели, которая срочно была подготовлена к автосалону, на котором все три автомобиля были показаны вместе. 27 декабря 1998 года Авторский коллектив ОАО «Горьковский автомобильный завод» получил диплом 6-ой Всероссийской выставки-конкурса «Дизайн-98» в номинации «Проект года» за дизайн-разработку модельного ряда легковых автомобилей ГАЗ-3111, ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 «Волга». Помимо этого, автомобили были уже отмечены специальным призом журнала «За рулем» и дипломом Союза дизайнеров России в номинации «Надежда» на Московской международной автомобильной выставке «Мотор Шоу-98». Выпуск новой «Волги» на ГАЗе намечался на специальной производственной линии мощностью до 25 тыс. автомобилей в год. Однако серийный автомобиль фактически сразу оказался неконкурентоспособным, как по причине морально устаревших элементов в конструкции и низкого качества отделки салона, так и завышенной цены. В результате в 2002 году конвейерное производство ГАЗ-3111 было остановлено Но в 2004 году под заказ была выпущена ограниченная партия Газ 3111. Несколько тюнинговых фирм предложили на базе ГАЗ-3111 собственные варианты с импортными двигателями и АКПП «Тойота», а также удлинённый лимузин . В настоящее время ГАЗ-3111 — одна из самых редких легковых моделей производства 2000-х годов. Всего было выпущено
424 штуки ГАЗ-3111: В 2000 — 53 шт. В 2001 — 342 шт. В 2002 — 20 шт. В 2003 — 0 шт. В 2004 — 9 шт.
Описание
ГАЗ-3111 Автомобиль комплектуется 2,5-литровым силовым агрегатом ЗМЗ–4052.10. Автомобиль оснащен новыми блоками светотехники. Передние, каплевидной формы, с фарой ближнего света в виде прожектора с линзой и фарой дальнего света, в которой луч формируется рефлектором, имеют прозрачный колпак без рассеивателя. Иная концепция задних фонарей: под рассеивателем, напоминающим по форме 21-й, разместилось девять маленьких лампочек Салон ГАЗ-3111 немного просторней, чем у предшественников. Спидометр с хромированным ободком продолжает тему ретро — его сделали похожим на эффектный прозрачный циферблат ГАЗ-21. Закругленный козырек обтянут кожей, а передняя панель отделана деревянными вставками. Не забыты и привычные уже в современных моделях мелочи: в крышку перчаточного ящика встроены держатели стаканов и футляр для очков. Кроме приборной панели внимание пассажиров привлечет обивка дверей, выполненная в соответствии с остальными деталями. ГАЗ-3111, обладает ярко выраженной индивидуальностью. Это не просто самобытный автомобиль. В нем зримо отражаются образы самых красивых легковых машин марки «ГАЗ» двадцатого века. И вместе с тем, это автомобиль своей эпохи. Его неповторимый стиль приковывает изумленные взгляды. Без сомнения, новая «Волга» оправдает Ваши ожидания и позволит по достоинству оценить высокий уровень комфорта. — к функциональным возможностям бортового компьютера относятся бортовая индикация: расхода топлива на 100 км, мгновенного расхода топлива, расчета пробега на остатке топлива, времени набора автомобилем скорости 100 км/ч, контроля за превышением скорости движения и другие — дополнительное удобство обеспечивает блок кнопок управления электрическими стеклоподъемниками — комфортные анатомические передние сиденья можно отрегулировать по высоте и наклону подушки сиденья и по глубине поясничного подпора — рулевую колону можно отрегулировать по длине и углу наклона. Это позволяет выбрать наиболее удобное положение рулевого колеса в зависимости от роста и комплекции — не составит большого труда перевозка крупногабаритных вещей, т.к. спинки заднего сиденья складываются и багажник удлиняется — автомобиль снабжен мощной отопительно-вентиляционной установкой, которая способна прокачивать через салон до 500 кубометров фильтрованного воздуха за один час. ГАЗ-3111 по четкости управления максимально соответствует современным автомобилям своего класса. Применение реечного рулевого управления со встроенным гидроусилителем позволило уменьшить количество оборотов при вращении рулевого колеса до упора. А новая бесшкворневая подвеска передих колес и модернизированная подвеска задних колес уменьшили крены кузова пи маневре и повысили устойчивоть автомобиля. Можно сказать, что в отличие от предшественника ГАЗ-3111 ориентирован на более спортивный стиль вождения и, как следствие, имеет значительно более высокий уровень активной безопасности. Максимальная скорость ГАЗ-3111 с мотром 2.5L составляла приличные 180 км/ч. Разгон до сотни — 12.9 сек. Стиль новой Волги напоминает классическую модель 50-х годов — ГАЗ 21: выпуклые задние крылья, покатый профиль багажника, хромированные бамперы, стильные фары и фонари, массивная решетка радиатора. Внутри новой Волги стало еще просторнее за счет увеличения длины салона на 12 см. Удобные кресла спроектированы совместно со специалистами известной фирмы Lear. Водительское сиденье оснащено регулировкой угла наклона подушки и подпора поясницы. Рулевая колонка имеет как вертикальную так и продольную регулировку. В перечень стандартного оборудования входят электростеклоподъемники, электропривод регулировок и система обогрева наружных зеркал, иммобилайзер, гидрокорректор фар. Панель приборов порадует водителя современной подсветкой и хромированной окантовкой спидометра. Спинка заднего сиденья может складываться, облегчая перевозку длинномерных грузов. В подкапотном пространстве ГАЗ-3111 расположился 16-клапанный 2,5-литровый силовой агрегат ЗМЗ-4052.10, оснащенный двумя распределительными валами и системой впрыска топлива, разработанной совместно с компанией Bosch. Он развивает мощность 155 л.с. и крутящий момент 216 Нм. Сам мотор собран на подрамнике, что позволило значительно снизить уровень передаваемых кузову вибраций. Совместно с фирмой Bosch разработана и двухканальная антиблокировочная система тормозов, которая также входит в стандартное оснащение машины. Конструкторы наконец-то отказались от шкворневой передней подвески. У ГАЗ-3111 передняя подвеска выполнена на двойных поперечных рычагах, а пружины с амортизаторами объединены в стойки. Для снижения передаваемых на кузов вибраций подвеска и реечный рулевой механизм с гидроусилителем установлены на отдельном подрамнике. Задняя подвеска модели осталась зависимой с неразрезным мостом и рессорами, что обеспечивает ей высокую долговечность в трудных условиях эксплуатации. Однако при этом она получила стабилизатор поперечной устойчивости, что позволяет автомобилю меньше крениться в поворотах. На передних колесах применены дисковые вентилируемые тормозные механизмы, на задних остались барабанные. Оригинальная поперечно-рычажная подвеска передних колёс с поворотной стойкой на шаровых опорах. Нижние рычаги опирались на подрамник, а ось верхних закреплена на литом кронштейне; он служит также опорой пружины. Главные отличия задней подвески от ГАЗ-3110 — применение стабилизатора поперечной устойчивости и иное, близкое к вертикальному, расположение амортизаторов. Эти меры улучшают устойчивость автомобиля, снижают продольные деформации рессор и колебания задней оси. Рулевое управление. Рулевой механизм реечного типа со встроенным гидроусилителем разработан и поставляется заводом «Автогидроусилитель» . ГАЗ-3111 также был первым российским автомобилем, в стандартное оснащение которого вошла антиблокировочная система тормозов (АБС). Для ГАЗ-3111 был выполнен новый гидропривод сцепления с пружинным сервоусилителем и оригинальным малогабаритным главным цилиндром. Коробка передач повторяла конструкцию ГАЗ-3110, но была оснащена дистанционным приводом переключения, что позволило удобнее расположить в салоне рычаг и защитить его от вибраций. Поскольку положение двигателя и колёсная база изменились, карданная передача отличается от ГАЗ-3110; здесь применена новая, более надёжная промежуточная опора. Колея задних колёс увеличилась, потребовав, естественно, удлинить полуоси. Введены оригинальные приварные кронштейны для амортизаторов и стабилизатора поперечной устойчивости. Под будущую гамму двигателей разработаны главные передачи с передаточными числами 3,9 и 3,58. ГАЗ-3111 Волга. Технические характеристики. На ГАЗ-3111 устанавливается несколько типов двигателей. Основной в гамме двигателей — это бензиновый четырехцилиндровый агрегат ЗМЗ-4052, отличающийся от уже хорошо известного двигателя ЗМЗ-4062 увеличенным рабочим объёмом и увеличенной мощностью в 136 л.с. Это позволяет получить более высокие динамические и скоростные характеристики при высокой топливной экономичности. Двигатель имеет комплексную микропроцессорную систему управления впрыском топлива и зажиганием. Возможна также установка широкой гаммы бензиновых двигателей, в том числе и V-образных, а также дизельных двигателей.
|
ГАЗ-3115 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Внешние изображения | |
---|---|
[1] |
ГАЗ-3115 «Волга» — российский среднеразмерный автомобиль, созданный Горьковским автозаводом. Серийное производство данной модели налажено не было.
Был разработан в 2003 году. В отличие от предыдущих моделей новинка относилась к более низкому классу D. Этим самым заводом была предпринята попытка занять опустевшую нишу на рынке после прекращения производства автомобилей Москвич.
По дизайну и ходовой части новая Волга сильно отличалась от предшествующих моделей ГАЗ. Сохранив задний привод, вместо традиционных листовых рессор автомобиль получил независимую многорычажную подвеску на подрамнике, дополненной стабилизатором поперечной устойчивости. Передняя подвеска — двухрычажная, с сильно разнесёнными рычагами по вертикали. Рулевой механизм реечный, с гидроусилителем. Все тормоза — дисковые. Коробка передач пятиступенчатая, в объединённом с картером сцепления блоке. Первые экземпляры были оснащены 16-клапанным двигателем ЗМЗ-4062, впоследствии предполагалось устанавливать различные моторы объёмом от 1,7 л до 2,0 л, в том числе с турбонаддувом. Планировалась установка систем активной и пассивной безопасности[1].
Всего было изготовлено несколько опытных образцов. После постановки на конвейер отпускная цена автомобиля составила бы около 9 тыс. долларов США[2]. Однако из-за высоких затрат на организацию производства (более 1 млрд долл), а также отсутствие опыта у автозавода в данном сегменте было принято решение о свёртывании дальнейших работ. Предприятие продолжило модернизацию морально устаревшей модификации 3110, отказавшись от создания своими силами принципиально новой модели в пользу лицензионной платформы Chrysler Sebring[3].
ГАЗ-3105 — Википедия
ГАЗ-3105 «Волга» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | ГАЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1992—1996 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | ПАМС (Нижний Новгород, Россия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Большой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип кузова | 4‑дв. седан (5‑мест.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платформа | ГАЗ-3105 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | переднемоторная, полноприводная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 5050 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 1800 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 1430 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 160 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 2870 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1514 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1514 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 1800 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие модели | Audi V8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегмент | E-сегмент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 78 л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ГАЗ-3105 «Волга» — автомобиль большого класса с повышенным уровнем комфорта, производившийся с 1992 по 1996 год на мощностях Горьковского автозавода.
Застойное начало[править | править код]
В 1968-м году Горьковский автомобильный завод представил пятое поколение легкового автомобиля среднего класса — ГАЗ-24 «Волга». Первоначально предполагалось, что автомобиль будет выпускаться около десяти лет, что было нормой для автомобильной промышленности СССР данного периода (Для сравнения — «Победа» М-20 — выпускалась с 1946 года по 1958 год, «Москвич» MЗМА-400/401 — 1946—1956, МЗМА-402/407/403 — 1956—1965, «ЗИМ» ГАЗ-М-12 — 1950—1960, «Волга» ГАЗ-21 — 1957—1970, ЗИЛ-111 — 1958—1967, «Запорожец» ЗАЗ-965 — 1960—1969 и т. д.). К концу 1970-х должна была состояться премьера модели шестого поколения, с её заменой после 1980-го года. Конструкторское бюро активно приступило к задаче, но по целому ряду причин, главным образом политическим и финансовым (см. потребительский идеал в СССР и период застоя) данному проекту не суждено было увидеть свет. Для выхода из ситуации было принято экономное решение использовать кузов ГАЗ-24 для основы нового автомобиля. В конце 1970-х был спроектирован автомобиль ГАЗ-3101.
Несмотря на широкую рекламу нового автомобиля и успешные испытания, его выпуск постоянно откладывался[источник не указан 513 дней]. Даже в старом кузове узлы нового автомобиля оказались слишком сложными для осваивания разными смежными производствами. В вынужденной программе дальнейшего упрощения шестицилиндровый ГАЗ-3101 превратился в четырёхцилиндровый ГАЗ-3102 (некоторые источники также указывают, что отказ от V6 был сделан с расчетом на экспорт и валютную прибыль из стран Западной Европы, которые страдали последствиями топливного дефицита, вызванного нефтяным кризисом 1973-го года), которая, помимо иного, лишилась планировавшихся кондиционера, усилителя руля, автоматической коробки передач и бесшкворенной передней подвески.
Но и такие шаги по удешевлению автомобиля, который ГАЗ активно лоббировал (успешные испытательные поездки на Рицу, стенды на Московской Олимпиаде и т. д.), были недостаточными. Окончательный толчок, который наконец запустил ГАЗ-3102, имел совершенно иную форму. В октябре 1980 года в результате аварии под Минском погиб первый секретарь компартии Белорусской ССР Пётр Машеров. Хотя само ДТП остается спорным и загадочным, Машеров сидел в автомобиле ГАЗ-13 «Чайка». Эта машина собиралась на территории ГАЗ (ПАМС) отдельно, вручную, и очень малыми сериями для обслуживания советской номенклатуры. За четыре года до ДТП ГАЗ презентовал и, в отличие от ГАЗ-3101/3102, успешно приступил к выпуску замены, автомобиля ГАЗ-14 «Чайка».
В марте 1985 года к власти пришёл Михаил Горбачёв, с которым страна вошла в новый цикл истории — эпоху перестройки. К этому времени разработанная в конце 1960-х ГАЗ-24 «Волга» окончательно устарела как технически, так и внешне. Но и ГАЗ-3102 «Волга» выглядела свежей лишь на фоне иностранных автомобилей второй половины 1970-х (Mercedes-Benz W123, например). Даже на внутреннем рынке другие автозаводы успешно завершали переход на новые поколения: «Алеко», «Орбита», «Спутник», «Таврия» и «Ока».
Очевидно, что оба автомобиля требовали немедленной замены, но в 1985-м году таковой не было. Многолетняя политика плановой экономики и её органов (госплан, госснаб и госстрой), нежелание смежных производств осваивать новые узлы за счёт сворачивания массового выпуска устаревших, а также неэффективное руководство Минавтопромом СССР в лице «ВАЗовского» министра Полякова привели к тому, что у Горьковского Автомобильного Завода проекты автомобилей нового поколения существовали лишь в виде чертежей.
Выход из тупика[править | править код]
Выправление ситуации началось с приходом Николая Пугина, который сменил Полякова в октябре 1986 года. Ещё в 1983-м году, возглавляя предприятие, он поручил разработать максимально простейший временный переход конвейера с ГАЗ-24 на ГАЗ-3102 и одновременно приступить к разработке нового, уже по сути, седьмого поколения легковых автомобилей. Переход действительно оказался самым бюджетным вариантом, учитывая временный статус автомобиля. Из-за описанных выше причин было решено не только отказаться от проекта внешней модернизации кузова, но и упростить многие узлы и решения, которые заимствовали от ГАЗ-3102 (обивка салона чёрным пластиком вместо полиуретана, стандартное питание двигателя без форкамерно-факельного зажигания, сохранение барабанных передних тормозов вместо дисковых и т. д.). Но даже и такая простая задача затянулась, и лишь в конце 1985 года появился гибрид старой ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, «временная» Волга ГАЗ-24-10.
Разработка нового автомобиля началась одновременно, в 1983-м году конструкторское бюро двигателей представило схему нового поколения мотора для будущего автомобиля с верхним распредвалом и инжекторным питанием — будущий ЗМЗ-406. К 1986-му году сформулировалась общая заводская программа будущего модельного ряда. Линейку открывал переднеприводный ГАЗ-3103 с четырёхцилиндровым двигателем, за ним следовал полноприводный ГАЗ-3104 с аналогичным мотором, но в улучшенной комплектации и флагман ГАЗ-3105 — с мощными шести- и восьмицилиндровыми двигателями и удлинённой колесной базой. Предлагались также разработки универсалов, машин скорой помощи, фургонов, пикапов и других модификаций. Постановлением Совмина № 786-186 от 13 июля 1987 года ГАЗ получает заказ на опытную разработку и организацию производства будущего автомобиля. Им же окончательно определяется и компоновка семейства, в которой ГАЗ-3104 лишается полного привода в пользу классического заднего.
Параллельно вокруг новой Волги развязался очередной спор. На полную разработку полностью советского автомобиля за короткий период не было средств, а многие сторонники перестройки и рыночных отношений СССР со странами запада лоббировали идею покупки лицензии на зарубежный аналог. Хотя в 1986-88 ГАЗу передали несколько образцов Chrysler Intrepid, Ford Scorpio и Peugeot 605 для изучения, основой стал Audi 100 третьего поколения (1983 г.), от которой оставили поперечное сечение кузова по средней стойке и принципиальную схему компоновки трансмиссии.
В 1988 году политика снова вмешалась в продукцию завода. Жертвой стал автомобиль ГАЗ-14 «Чайка». Под видом «борьбы с привилегиями» сборка «Чайки» по приказу Горбачёва была прекращена, а вся документация и технологическая оснастка (включая даже оснастку для выпуска масштабных моделей) были уничтожены. Тогда Пугин решил воспользоваться уходом «Чайки» для отстаивания собственного проекта, аргументируя простоем заводских мощностей. В данном случае речь шла только о ГАЗ-3105 как о престижной версии, которая обязана была стать атрибутом современной советской власти, для которой новая Волга смотрелась бы современным и демократическим решением в сравнении с застойной «Чайкой», но главное — отечественной разработки, что положило бы конец спору о закупке лицензии заграницей. Планировалось, что такое решение даст толчок бюджетным машинам. С 1988-го года начались испытания прототипов, которых к 1990 году построили 24 единицы[1].
На стыке эпох[править | править код]
Как и предполагалось, испытательный цикл был в основном направлен на ГАЗ-3105, который к этому времени был выделен в отдельный проект. В 1992 году автомобиль получил сертификацию к производству. Однако, это уже было в другой стране и в других условиях. Входя в рыночную экономику, ГАЗу пришлось трезво оценить ситуацию. Во-первых, снятие «Чайки» с производства случилось на фоне либерализации всей экономики СССР, и, как следствие, её место служебных автомобилей чиновников стремительно занимали ввозимые иномарки. Появление последних окончательно лишило престижа «Волгу», в том числе и ГАЗ-3102, выпуск которой сократился с трёх тысяч единиц в 1991 до 423 автомобилей в 1992 году. Самым востребованным автомобилем новых реалий оказалась полуторка «Газель», производство которой легло в приоритеты ГАЗа перед тяжелыми грузовиками и легковыми автомобилями и лишь нужда в финансовой поддержке для освоения нового проекта потребовала от ГАЗа какой-либо заботы о последних. В 1992 году отложенный проект внешней модернизации ГАЗ-24-10, штамповки которой окончательно износились от времени, на скорую руку воплощается, превращая её в ГАЗ-31029. Конвейер разгоняют с 70 тысяч машин в год до почти ста тысяч. Выпуск ГАЗ-3102 также быстро увеличивается, и данный автомобиль допускается к продаже частным лицам, годовой выпуск которой так же растет (до 15 тысяч к концу 1990-х). Обратной стороной этого решения стало резкое падение качества сборки этих автомобилей.
На фоне таких потрясений завершивший испытания и получивший допуск к производству ГАЗ-3105 оказался никому не нужен. За время его разработки зарубежная автомобильная технология сделала очередной технологический прорыв с применением компьютерных технологий. В постсоветской России таких смежников не было, что делало цену очень высокой из-за вынужденных закупок за рубежом, особенно на фоне экономического спада в стране. Проекты более бюджетных собратьев, ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, так и остались нереализованными.
«Ошибка в том, — говорили мне многие заводчане, занимающие самые разные ступени иерархической лестницы, — что мы начали разработку семейства с „люксовой“ модификации, да тогда по-другому было нельзя. Сегодня время упущено.»
— С.Дорофеев в статье «А ну-ка, ГАЗ, прибавь-ка газу» («За Рулём», июнь 1993 год)[2]
Тем не менее, в 1994 году производство всё-таки началось. 5 января 1994 года Президент России Борис Ельцин подписывает распоряжение, в котором до 1996 года АО ГАЗ обязано создать необходимые мощности для выпуска ГАЗ-3105 объёмом 250 единиц в год. По этому же распоряжению уже в 1994 АО должно сдать 100 единиц, а в следующем и — 150. Но распоряжение так и не было выполнено.
На ГАЗе к 1987 году были представлены первые опытные образцы, имевшие ряд нововведений, таких как реечное рулевое управление с гидроусилителем, регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, климатическая установка с электронным управлением и полный электропакет, включая центральный замок, электрические стеклоподъёмники стекол на всех дверях, электрические приводы регулировок как передних, так и заднего сидений. Подвеска типа Макферсон спереди и сзади.
Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка, при которой салон при тех же внешних габаритах по сравнению с обычной «Волгой» был просторнее, с электрорегулировками сидений, без прямых острых линий. Коэффициент лобового сопротивления Сх=0,35…0,36. Была предусмотрена установка климатической системы.
Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8 с карбюратором К-114 и, позже, «Пирбург» (Pierburg). Двигатель 3105 имел унификацию с двигателем ВАЗ-21083 и агрегатировался с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и катализатор отработанных газов.
Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.
В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвел впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого, и с 1992 года по 1996 год было произведено всего лишь 55 автомобилей вместо планируемого объёма выпуска 250 автомобилей в год[3].
ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором К114 и развивала мощность 156 л. с., более поздняя модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л. с. Модификация с двигателем 3105, оснащённым моновпрыском Lucas, имела индекс 31052 и так же развивала мощность 170 л. с. Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащённым распределённым впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург), индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ уже перестал производить.
В 1993 году на старт чемпионата России по ралли выходила раллийная версия модели ГАЗ-3105[4].
Позже были разработаны модели 3103 (передний привод) и 3104 (полный привод) и построены по одному макетному образцу. Автомобили 3103 и 3104 были представлены на Московском автосалоне в 1998 году.
В ноябре 2012 г. фирма РСТ выпустила для журнальной серии Автолегенды СССР издательского дома ДеАгостини модель ГАЗ-3105 бордового цвета.
Ранее по заказу коллекционеров была изготовлена ограниченная партия моделей одним мастером с юга России. После этого, в соответствии с требованиями заказчиков, оснастка для производства данной модели была уничтожена.