Зимой на машине – 10 советов безопасного управления автомобилем зимой — Авторевю

Содержание

Как правильно ездить зимой: советы эксперта

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

Утренние упражнения

Утренние сугробы – первое, с чем может столкнуться водитель морозным утром. Лучшим способом выбраться из этого плена однозначно является расчистка пути перед автомобилем. Если вы не успели купить лопату, снег можно откинуть ногой или ковриком из машины, предварительно разрыхлив сугроб щеткой-сметкой. Это будет более затратно по времени, зато дешевле, чем замена бампера или радиатора.

Если за бамперы вы не переживаете, а радиатор достаточно высоко и глубоко, можно раскатать снег и самой машиной, расталкивая и трамбуя его движением взад-вперед. Однако я настоятельно не советую этого делать, если снег все-таки затвердел. Поэтому о выезде утром позаботиться надо еще с вечера, продумав себе этот выезд и посмотрев на прогноз погоды. Может быть, на зиму стоит установить будильник на 20 минут раньше, чтобы потом неспешно сделать утреннюю зарядку на свежем воздухе.

Ездим правильно

Говоря о зимнем вождении, стоит начать с простого – с главных отличий зимней манеры вождения от летней. О базовых вещах вроде прогрева и особенностей управления автомобилем в зимней одежде мы

уже писали, теперь можно перейти непосредственно к движению по дороге. Летом все понятно: асфальт сухой и горячий, и сцепление шин с поверхностью максимально. Зимой же, даже в отсутствие снега, температура асфальта низка, и коэффициент сцепления холодных шин с холодной поверхностью далеко не такой высокий, а значит, и тормозной путь будет заметно длиннее.

Говоря о зимнем асфальте, стоит отметить и то, что его внешний вид зачастую обманчив. Кажется, что он просто мокрый или другого цвета – а на самом деле, он покрыт льдом. И лишь ощутив биение педали тормоза, говорящее о том, что сработала АБС, водитель понимает, что под колесами скользко. Поэтому даже на асфальте, свободном от видимой наледи или снега, стоит начинать торможение раньше, чем вы привыкли делать это летом – холодные колеса и тормоза работают иначе.

Двигаясь по зимней дороге, стоит учитывать резкость поворота руля. Если на асфальте опрометчивое движение было бы просто рискованным, то на льду оно может спровоцировать занос автомобиля. Аналогичный результат может вызвать и отпускание газа на дуге поворота: дестабилизация машины – и неуправляемое скольжение, которое, как правило, усугубляется тут же вжатой в пол педалью тормоза. А еще стоит понимать, что чуть более резкое, чем следует, нажатие на тормоз при движении на включенной передаче МКПП может заглушить двигатель – и дальнейший сценарий движения заглохшей машины без усилителя тормозов и руля имеет все шансы стать плачевным.

Стремясь наиболее динамично разогнаться на зимней дороге, не стоит использовать традиционные летние приемы. Стоит помнить, что какой бы ни была дорога, динамика зависит от коэффициента сцепления колеса с поверхностью. Если при разгоне возникает пробуксовка, зацеп практически пропадает – следовательно, чем меньше пробуксовка, тем быстрее мы разгоняемся. А поскольку на льду провернуть колесо куда легче, чем на асфальте, зимой стоит гораздо более аккуратно работать педалью акселератора.

Winter driving

И летом, и зимой при движении в повороте необходимо соблюдать элементарные правила. Так, видимый участок пути должен позволить вам остановиться без применения экстренного торможения – которое, в свою очередь, зависит от покрытия, шин и состояния автомобиля. Если же вы хотите поехать побыстрее, плавное и умеренное добавление газа в повороте не возбраняется – то есть, скорость на выходе из поворота вполне может быть выше, чем на входе. Однако в темное время суток нужно двигаться с такой скоростью, чтобы тормозной путь был в свете собственных фар: в случае заноса поворачивать в темноту не будет никакого желания.

В торможении зимой главное – чтобы оно было плавным, чтобы самим торможением не провоцировать скольжение автомобиля. Если у вас современный автомобиль, оснащенный множеством электронных систем активной безопасности, то их срабатывание стоит воспринимать как свою ошибку. Причин тому может быть много – резкое нажатие на педаль, место или момент торможения… Но суть, в любом случае, одна. Ну а с точки зрения правильного алгоритма, оптимальная методика торможения – это когда водитель тормозит до поворота руля, а не в самом повороте, и движется по дуге на постоянной скорости, без дотормаживания.

Продолжая разговор о торможении, стоит упомянуть и вопрос выбора зимней резины – ошипованной или неошипованной. Сегодня это, конечно, уже стало чуть ли не делом вкуса – современные технологии позволяют так называемым фрикционным шинам показывать хорошие результаты, так как тормозной путь во многом зависит от состава резиновой смеси. В вопросе того, какую резину предпочесть, стоит ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и на то, какая зима обычно у вас в регионе. А еще стоит помнить и то, что шипованные шины более шумные – однако этот шум зачастую помогает лучше понимать скоростной режим, заставляя спокойнее ехать по асфальту.

Driving in snow

Если вы съехали на глубокий снег, то на первый план выходят уже не шипы, а правильная манера движения. Двигаться надо так, чтобы колесо успело продавить снег и наехать на него сразу, без пробуксовок и лишних дерганий рулем. Передачу стоит подобрать соответствующую скорости: поскольку скорость будет невысока, то движение будет оптимальным на второй-третьей передаче. В случае, если у вас АКПП, это может быть сложнее, но если коробка позволяет зафиксировать выбранную передачу и держать ее, этой возможностью стоит воспользоваться.

Работа газом – еще один важный нюанс: как и при движении на льду, не стоит злоупотреблять акселератором, вызывая пробуксовку. Однако, вопреки этому, не исключено, что на некоторых автомобилях с антипробуксовочной системой лучшим способом будет ехать в режиме «газ в пол», а электроника при этом будет сама подстраиваться под покрытие. Да, это звучит неожиданно – однако это может сработать. Поэтому, завидев первый снег, можно попробовать эту методику для своего автомобиля в каком-нибудь безопасном месте.

Колея на зимней дороге – еще один камень преткновения для многих водителей. Надо сказать, что сама по себе она опасности не представляет – пока вы или не заедете в нее, или не решите из нее выехать. При равномерном движении по колее проблем нет – разумеется, если у автомобиля совпадает с ней межколесное расстояние, и клиренс позволяет не цеплять днищем неровности. А вот решение ее покинуть может обернуться проблемами.

Выехать из колеи тяжелее, чем туда попасть. Однако при должном умении и понимании физики движения из нее можно выбраться как на «пешей» скорости, так и при умеренно быстром движении: главное – помнить, что во втором случае риск разворота будет гораздо выше. При попытке выехать из колеи важно понимать, куда смотрят передние колеса, и заранее выбрать передачу, чтобы она помогала вам, а не мешала. Задние колеса при этом работают против вас: при попытке вырулить передние колеса окажутся вне колеи, а задние – еще нет, поэтому при выезде нужно иметь импульс, чтобы не остановиться или, что еще хуже, развернуться и встать поперек колеи.

Отдельно стоит упомянуть важность внимательного отношения к зимней резине. Во-первых, нужно следить за ее износом: она должна соответствовать требованиям техрегламента и перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС. Во-вторых, даже при формальной годности ее к эксплуатации, стоит руководствоваться еще и здравым смыслом. Единственное преимущество старой резины в том, что у нее большее пятно контакта – но оно не скомпенсирует утерянные за годы эксплуатации свойства и выпавшие шипы.

Сама по себе зимняя резина более мягкая, но пока она не прогрета в движении, даже она не работает полноценно. Кроме того, благодаря своей мягкости она более склонна к боковому уводу – это необходимо учитывать при движении по дуге поворота и не пытаться держать ту же скорость, к которой вы привыкли летом.

И еще один важный тезис, который нужно усвоить каждому водителю: никакие персональные умения и опыт не способны скомпенсировать отсутствие хорошей зимней резины. Умение – это, конечно, хорошо. Но никакой гарантии само по себе оно не дает, а одним из главнейших качеств опытного безопасного водителя является надежность. Поэтому, чтобы дать гарантию собственной надежности, нужно быть уверенным и в себе, и в машине, и в резине. А своевременная замена шин на зимние – один из показателей истинного профессионализма.

Побочные эффекты и полезные советы

Зимняя пора по-своему прекрасна, но также и сложна своими «побочными эффектами». Зима – это не только частая слякоть и солевые разводы на обуви. Погода часто обманчива, езда в снегопад – тяжелое испытание, а глаза быстро устают от яркой белизны вокруг. От постоянно работающей «печки» слезятся или, наоборот, сохнут глаза, а заодно и чаще болит голова. Постоянные прогревы подразумевают потерю времени и дополнительного топлива, а более частые аварии и, как следствие, пробки способны украсть еще больше драгоценных свободных минут. Шум от зимних покрышек и запахи омывающей жидкости – еще пара факторов, явно не придающих зимнему вождению дополнительной романтики.

Все это нужно учитывать и понимать особенно тем, для кого грядущий зимний сезон станет первым или одним из первых. Важный совет таким (как, впрочем, и всем остальным) водителям – делать все вовремя.

Вовремя залить незамерзающую жидкость омывателя, вовремя подготовить кузов к зиме, подумав о дополнительной обработке. Положить щетку для снега в салон, а не в багажник. Заменить резину на зимнюю – и лучше даже озаботиться вопросом приобретения зимней «запаски». Не стесняться «пробовать» покрытие на дороге до того, как это придется сделать вынужденно. Обратить внимание на работоспособность и особенности зимнего использования стояночного тормоза, чтобы не получить утром намертво примерзшие к барабанам задние колодки. Приобрести лопату и толстые рукавицы для освобождения машины из снежного плена. Внимательно изучить инструкцию к собственному автомобилю, чтобы знать, какие системы в нем есть, и для чего они нужны. А еще – читать советы, но всегда все взвешивать. Учиться у проверенных людей, а не самоучек. И быть внимательными: безопасность на зимней дороге – задача первостепенной важности.

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

logo-nitto

Как ездить зимой на машине: правила безопасности

езда по заснеженной дорогеВодителей-новичков, не имеющих достаточного опыта вождения, часто беспокоит вопрос, как ездить зимой на машине, существуют ли правила, способные обезопасить себя, окружающих от неприятностей на дороге. Неотъемлемой частью правильной езды зимой являются наличие зимней резины, четкая обзорность проезжей части, соблюдение скоростного режима. Рассмотрим каждое правило детальней.

Обзорность дороги

капот автомобиля в снегу

Обзорность нужна для четкого, объективного восприятия водителем ситуации на дороге. В период снегопада и метели, когда налипает снег на лобовое стекло, обзор дороги существенно снижается, что может привести к дорожным происшествиям. Обезопасить себя можно с помощью хорошего морозоустойчивого омывателя стекол, исправных стеклоочистителей, рабочей светотехники.

Также важно поведение водителя за рулем. Водитель должен быть сосредоточенным и внимательным, всегда готовым к экстренной ситуации. Соблюдая эти несложные правила, вы улучшите обзорность и реакцию на происходящие события на дорогах и вопрос, как ездить зимой на машине, будет не столь актуальным.

Скоростной режим

автодорога зимой

Зима — время аккуратной езды. Скорость движения по населенным пунктам не должна превышать 40 км/ч. При ухудшении метеорологических условий скорость снижается до объективного погоде уровня.

Важным является вопрос, как ездить зимой на машине при гололеде на дороге. Такое явление обуславливает необходимость увеличения дистанции между транспортными средствами и заблаговременного торможения. Специалисты советуют при гололеде тормозить двигателем: переход на более низкие передачи можно получить замедление вплоть до полной остановки. Резкое включение тормозов блокирует колеса, машина, продолжая двигаться по инерции, уходит в занос. При таком торможении не происходит резкой блокировки колес, торможение становится плавным. Если автомобиль оборудован ABS, то система не позволит заблокировать колеса. Но если ABS нет, то можно сымитировать работу электроники многократным прерывистым нажатием педали тормоза.

Зимняя резина

зимние шины

Как известно, с 1 декабря зимние шины в Минске являются обязательным условием для участия автомобиля в дорожном движении. Без зимней резины на заснеженные, скользкие дороги выезжать нельзя. Разработанные специально для холодного времени года, они обеспечивают надежное сцепление с дорогой, существенно сокращают тормозной путь автомобиля. От шин, их качества, зависит управляемость автомобиля, своевременное торможение на зимней трассе.

Заносы автомобиля

занос на дороге

Еще одной проблемой езды по заснеженным дорогам являются частые заносы автомобиля на поворотах, резких торможениях. Совладать с этим поможет практика с опытным инструктором. В зависимости от типа привода машины, разделяют и методы борьбы с заносами. Автомобиль с передним приводом легче войдет в поворот, если сбросить газ, уменьшить угол поворота руля. Нельзя резко выкручивать руль, так как это приведет к большому заносу задней части автомобиля. Автомобиль с задним приводом повернет легче, если после поворота руля прибавить газ. Когда машину понесло, следует выкручивать руль в сторону заноса, пытаясь стабилизировать ее.

Советы опытных автомобилистов новичкам о том, как ездить зимой на авто, можно свести к основным ключевым правилам:

  • следить за исправностью автомобиля;
  • ездить по накатанной колее;
  • соблюдать дистанцию, скоростной режим;
  • быть бдительным на дороге, заблаговременно критически оценивать ситуацию;
  • и, пожалуй, главный совет — не паниковать.

Надеемся, что в статье вы нашли ответы на вопросы, как ездить зимой на машине и вести себя на дороге при метели и гололеде. Однако, если чувствуете на дороге себя неуверенно, всегда можно обратиться в автошколы Минска из каталога TAM.BY за  дополнительными уроками с инструктором для улучшения навыков вождения.

куда поехать на автомобиле из Москвы? — Рамблер/новости

Чтобы было красиво, необычно, интересно и не мрачно.

Зима — странное время для путешествий, особенно по России. Световой день очень короткий, вокруг грязь и вечно серое небо. В мечтах зимой вообще хочется оказаться где-нибудь далеко, и желательно там, где тепло. Но нам в редакции при наступлении весны часто кажется, что мы что-то упустили: не наигрались в снежки, не погуляли по зимнему лесу, не покатались на катке и не провели вечер с друзьями у камина. Чтобы этого не случилось, мы совместно с производителем шин Nitto подготовили список направлений, куда можно отправиться на выходные или ближайшие праздники из Москвы.

Естественно, поехать на выходные куда-нибудь можно и на поезде или автобусе, но именно путешествие на автомобиле, по мнению редакции, лучший (и единственный) способ с комфортом путешествовать в зимние месяцы. Тут тебе и комфорт, и независимость от расписания, и возможность посмотреть удаленные от вокзалов места. Машина с первых минут (ну ладно, после того, как нагреется и вы преодолеете московские пробки) станет теплым и уютным домом, а при правильном подборе попутчиков вам вообще будет весело всю дорогу.

Принято считать, что для зимы автомобилю требуется особенная подготовка и уход. Но на самом деле (если у вас не ВАЗ-2101) важнейшая деталь одна — смена резины с летней на зимнюю. Во-первых, надо правильно выбрать резину, во-вторых — вовремя ее поменять. И если со вторым вопросом мы точно не поможем, то по первому с удовольствием порекомендуем бренд Nitto, младшего брата известного японского производителя Toyo.

Почему Nitto? Хорошее сцепление с дорогой, низкий уровень шума от покрышек и хорошая цена. Мы в редакции тестировали шины всю зиму и убедились, что это отличный выбор. Собирайтесь, и поехали!

В дорогу: что взять с собой

Прежде чем отправляться в путешествие, нужно к нему подготовиться. Мы составили небольшой список вещей, которые обязательно пригодятся вам во время зимнего путешествия на автомобиле:

Пульверизатор с омывающей жидкостью. Очень поможет быстро разморозить стекла поутру и качественно протереть фары, на которые за время поездки налетит много грязи.

Термос. Запас горячего чая для водителя и глинтвейна для пассажиров. — Газовая горелка и кофейник. Приготовить свежий кофе в живописном месте — бесценно. Плюс в России на дороге ну очень редко можно встретить нормальный кофе, лучше сделать его самому.

Легкие вещи и кроссовки. В зимних ботинках неудобно сидеть даже два часа поездки в автомобиле. Лучше сразу поменять их на удобные кроссовки перед посадкой, а вместо зимней одежды накинуть пуховик.

Музыка или подкасты. Если среди ваших попутчиков нет человека, который всю дорогу будет открывать для вас шведский инди-поп, американский нойз-панк или датский нью-вейв, то обязательно скачайте музыку в плеер и приложения с подкастами — например, от Arzamas. Во-первых, так быстро пролетает время (особенно, когда вы будете возвращаться обратно), во-вторых, будет что обсудить.

Направление № 1. Ярославль

Ярославль — отличный город. Мы в редакции PRTBRT его очень любим. Тут и громадный культурный слой, и уютный центр с невысокой застройкой, а еще хороший выбор отелей и барная культура (да-да, весь центр города усеян небольшими барами и кафе). Это направление отлично подойдет как для семейной поездки, так и для шумных выходных вместе с друзьями.

Утром и днем можно осмотреть старинные церкви и музеи, а вечером просто бродить по городу и заходить в бары и кафе. Обязательная историческая программа: Спасо-Преображенский монастырь, Губернаторский дом и музей истории Ярославля. Если погода будет ясной — прогуляйтесь до Ярославской Стрелки. Именно отсюда началась история города, когда в 1010 году Ярослав Мудрый решил основать Ярославль на месте слияния Которосли и Волги. Отсюда открывается шикарный вид на город и воду, главное — потеплее одевайтесь, ведь с реки часто дует сильный ветер.

В Ярославле много классных и уютных баров и кафе. Вот список наших любимых:

«Багет, паштет и желтый плед» подойдет для завтраков. «Гаврош» — еще одно хорошее место с завтраками, выпечкой и кофе. «Рога и копыта» — один из самых популярных ресторанов в Ярославле. Здесь всегда много народу, а дизайн вызывает вопросы, но можно хорошо пообедать или поужинать. Rocky Pizza — отличная неаполитанская пицца, приготовленная на дровах. «Трактир на набережной» — если вдруг вам захочется борща, пирогов или пельменей с шампанским. Нам вот разок захотелось.

Кофейни: «Кости: винил и кофе», Surf Coffee. Крафт: бар «Крапива» и пивотека Old Street. Бары: «Папин гараж», «Хемингуэй» и «Власть».

В Ярославе большой выбор гостиниц. Есть сетевые отели, советские монстры, уютные семейные отели и современные хостелы.

Вот список из четырех хороших местных отелей: «Купцовъ дом» — наш фаворит. Уютный и красивый отель в самом центре города. Отель на воде «Волжская жемчужина» — название говорит само за себя. Плавучий отель с видом на Волгу. Baccara — большой отель в Ярославе, в котором всегда есть доступные номера. Возможно, не самый уютный, но зато с просторными номерами и вкусным завтраком.

Огромный плюс поездки в Ярославль — то, что по пути к нему расположена масса достопримечательностей. Если выехать рано с утра, то за день можно увидеть много интересного.

Что посмотреть по пути

Абрамцево

Абрамцево — одна из самых знаменитых и красивых усадеб Подмосковья. У этого места увлекательная история: в разное время в нем гостили и жили Тургенев, Серов, Васнецов, Коровин и Врубель. Зимой здесь особенно красиво и живописно, поэтому советуем прогуляться по всем тропинкам на территории усадьбы. Это место отлично подходит для первой остановки в зимнем путешествии — с утра здесь не много туристов и, главное, можно выпить кофе, чтобы окончательно проснуться.

Сергиев Посад

Сергиев Посад — не только общероссийская достопримечательность, но и крупнейший действующий монастырь с резиденцией патриарха. Поток туристов и паломников здесь не иссякает никогда, поэтому будьте готовы к большому количеству людей и толпам на входе (особенно если едете во время религиозных праздников или поста). Ансамбль Троице-Сергиевой лавры действительно очень красив (не зря он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО). Но если вас совсем не трогают православные достопримечательности, то смело пропускайте эту остановку.

Переславль-Залесский

Еще один город Золотого кольца России. Нам это место нравится двумя вещами: огромным Плещеевым озером и дурацкими, но милыми музеями всего на свете. Тут и музей смекалки, и музей утюга и дом чайника — пускай вас не смущают эти названия. Обязательно загляните хотя бы в один. Билеты стоят символических денег, но каждая экспозиция подобрана с таким юмором, что сразу проникаешься любовью к городу, его музеям и людям, которые все это придумали.

Если у вас останется время, съездите к Плещееву озеру. Тут расположен красивый и тихий Никитский монастырь, а недалеко от него языческая достопримечательность — синий камень. Места красивые и величественные, поэтому советуем немного прогуляться по берегу озера — это сделать несложно, на картах отмечено много муниципальных пляжей. Кстати, когда озеро полностью замерзает, по его поверхности начинают кататься на зимнем кайте — зрелище крайне впечатляющее!

Совет от Nitto и PRTBRT: Зимой на дороге требуется особенное внимание, ведь придется ехать и по воде, и по снегу, и по чистому асфальту, а иногда даже по льду. На наш автомобиль были установлены нешипованные шины Winter SN2, и на всех участках нелегкой зимней дороги мы были уверены в качественном сцеплении шин с поверхностью: производитель объясняет это широким центральным ребром для устойчивости движения, большим количеством ламелей для надежного сцепления и мягким составом протектора, который не задубеет от холода. При этом не забывайте: это зима, надо соблюдать скоростной режим особенно внимательно и избегать резких маневров.

Направление № 2. Никола-Ленивец

Даже если вы постоянный посетитель «Архстояния» или его более модного преемника, фестиваля Signal, не упустите возможность съездить в Никола-Ленивец зимой. Заснеженные арт-объекты, горки, прогулки по зимнему лесу и вечера у камина — чем не идеальный сценарий зимнего отдыха? Поверьте, зимой здесь почти нет людей и все объекты можно увидеть совсем под другим углом. Не забудьте, что в это время года Никола-Ленивец работает по-другому графику, поэтому обязательно изучите всю информацию на сайте парка. Главное — заранее забронировать себе жилье: зимой доступно гораздо меньше вариантов; нам больше всего нравится останавливаться в домиках «Клевер» — зимой в них особенно уютно. Если боитесь замерзнуть или приезжаете большой компанией, то смело останавливайтесь в хостеле «Казарма». Тем более что именно в «Казарму» можно заказать еду с доставкой из Кольцова.

Совет: 17 февраля в Никола-Ленивце будут отмечать Масленицу. В этом году огню предадут гигантскую 30-метровую скульптуру Николая Полисского. Помимо этого, на территории Никола-Ленивца пройдет ярмарка с блинами и угощениями.

Что посмотреть по пути:

Звенигород

Даже если вы не любитель осматривать монастыри и церкви, Звенигород все равно стоит увидеть своими глазами. Во-первых, город расположен в красивом месте — берега Москвы-реки образуют крутые холмы и склоны, на них как раз и расположен город и его главная достопримечательность — Саввино-Сторожевский монастырь. Во-вторых, этот монастырь — самая настоящая неприступная крепость. Обязательно стоит увидеть фрески внутри собора Рождества Богородицы — монументальная живопись XV века на темных сводах храма выглядит необычно. А еще не забудьте заглянуть в монастырскую лавку — там продается вкусный хлеб и особенный монастырский квас, который местные монахи настаивают на изюме.

Совет от Nitto и PRTBRT: Парковка вокруг монастыря ужасает грязью и неорганизованностью, поэтому будьте аккуратны при заезде и выезде.

Вокруг Звенигорода расположено множество старинных усадеб: Введенское, Ершово и Дунино (усадьба М. М. Пришвина) — у них красивые территории и милые музеи с добродушными работниками, которые с радостью делятся с вами историями об этих местах.

Если проголодаетесь или просто захотите пообедать — загляните в кафе «Луковка», которое находится в Звенигороде. Пицца, паста, десерты — все по умеренным ценам и в симпатичном трехэтажном особняке.

Направление № 3. Суздаль

Еще одно место, куда мы особенно любим приезжать зимой, — это Суздаль. Многие считают этот город слишком туристическим и раскрученным под интересы иностранных туристов. Нам же, наоборот, кажется, что это отличный пример того, как в современной России могут выглядеть небольшие города с огромным историческим наследием (по сути, Суздаль — это огромный музей под открытым небом). Крохотный центр города зимой создает по-настоящему сказочное ощущение: белокаменный кремль, который возвышается над деревянными домиками центра, пар от самоваров и лавки с медовухой и пирожками, румяные люди в тулупах — кажется, что ты попал на страницы детской сказки про конька-горбунка. Один из огромных плюсов города — его размер, автомобиль вам будет нужен только для того, чтобы добраться до самого Суздаля, все остальное только пешком.

Начать осмотр лучше всего с посещения смотровой площадки у Спасо-Евфимиевского монастыря — отсюда открывается шикарный вид на город.

На территории Суздаля расположено целых пять монастырей: Покровский, Ризоположенский, Спасо-Евфимиев, Васильевский, Александровский. Все они по-своему красивы, не теряйте времени и прогуляйтесь по каждому из них, пока светло. Помимо этого, в городе есть несколько музеев: Суздальский кремль, Архиерейские палаты, музей деревянного зодчества и музей купеческого быта. Одно из наших любимых мест в Суздале — это мастерская «Дымов керамики». Здесь можно не только купить красивую посуду, но и попробовать себя в роли керамиста. В расписании школы множество мастер-классов как для детей, так и для взрослых. Ну а мы считаем, что нет сувенира из поездки лучше, чем самостоятельно сделанная чашка или тарелка.

Из суздальских отелей нам особенно симпатичен «Белый берег». Он открылся совсем недавно, в ноябре 2017 года, и продолжает классную тенденцию отелей-дач с уютными номерами, просторными общими комнатами, где можно играть в настольные игры и пить чай. Помимо этого, у «Белого берега» отличная территория, детская игровая комната и своя собственная баня. Хозяйка отеля Мария Лапшина отлично знает Суздаль и всегда может посоветовать неочевидные и классные места. Вот, например, несколько классных идей от Маши:

В центре города есть валы и рвы XII века, которые являются памятником архитектуры и охраняются государством. Но зимой это место превращается в огромную снежную горку — отличный способ снова почувствовать себя ребенком. Ледянки и санки можете привезти собой или взять в аренду прямо на месте.

Поплавать в бассейне. Не удивляйтесь, но это действительно стоит сделать. На территории «Никольского посада» есть 25-метровый бассейн. Его строили для тренировки олимпийцев, поэтому там все по высшему разряду. Вода не хлорированная, очищается ионами серебра и меди. Не забудьте взять из дома купальник и шапочку. Иначе придется купить на ресепшене. Тапочки и полотенца выдают при покупке посещения.

В городе с десяток неплохих ресторанов и кафе. Самые симпатичные — «Лосось и кофе», «Улей» и «Гнездо пекаря».

Совет от Nitto и PRTBRT: Выезжайте из Москвы заранее (в пять-семь утра), пропустите московские пробки, а поесть остановитесь уже по пути.

Что посмотреть по пути:

Петушки

Об этом небольшом городе с населением 15 тысяч человек знает каждый, кто читал поэму «Москва — Петушки». Заехать сюда стоит, чтобы пройтись по небольшим улицам города и увидеть наконец-то своими глазами, куда так стремился Венечка. Еще больше в атмосферу «Москвы — Петушков» можно погрузиться в музее Венедикта Ерофеева. Если останется время, то можно прогуляться до Шуховской башни (да-да, того самого Шухова — в России таких башен осталось всего восемь из 200).

Недалеко от Петушков существует интересный агрокультурный туристический комплекс «Богдарня». По сути, это большая ферма, конный двор и гостиница в одном. Владельцы «Богдарни» — Джон и Нина Копински. Джон — англичанин польского происхождения, который уже 20 лет активно занимается собственной фермой в деревне Крутово. Обязательно попробуйте его сыры (и увезите самые вкусные с собой). В ассортименте более десяти сортов мягких и полутвердых сыров с различными добавками (прованские травы, томаты, орехи, перец). Есть и классика: рикотта, гауда и чеддер. Ферма находится в очень красивом месте — в пойме реки Клязьмы и Крутовском заказнике. Поэтому лучше всего сюда приезжать на несколько часов, в идеале с ночевкой.

Совет от Nitto и PRTBRT: Очень важно правильно выбрать шины, которые бы подходили под ваши нужды: если не часто катаетесь по городу, а в основном ездите на природу, то вам подойдут шины с шипами; в случае если постоянно ездите на работу и планируете отправиться в зимнее путешествие по Европе, то выбирайте нешипованную. У Nitto есть отличные шины для обоих категорий: шипованные Therma Spike и нешипованные Winter SN2 или NT90W. Подобрать шины можно на сайте Nitto.

Ищите лучшие тексты PRTBRT по ссылке здесь, а чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в Facebook и Вконтакте, читайте в Telegram канале или на Яндекс. Дзене, красивые снимки смотрите в Instagram.

Читайте также:

Главные туристические мифы об острове Бали

Где кататься на лыжах в окрестностях Барселоны

Природный парк «Ергаки»

Лучшие места Санкт-Петербурга лета-2017

Как устроена «Болотов Дача» — одно из лучших мест для побега из Москвы на выходные

Гид по Карелии

Что нужно знать для безопасной езды зимой на машине (10 советов)

Знай, как! Управление автомобилем зимой

 

Зима- время чудес! Не только из-за Нового Года, но и просто по факту того, насколько преображается природа, даря нам незабываемые моменты, отличное настроение и ощущение той истинной Зимней Сказки, которое все мы помним из детства.

 

Зима необычайно красивое время года. Особенно настоящая русская зима, когда все вокруг утопает в мягком покрывале ослепительно белого снега, а термометр за окном стабильно показывает минус –дцать градусов. Как сказал классик, «Мороз и солнце, …».

 

Но для автомобилиста, зима, настоящее испытание его способностей, ему в прекрасную снежную пору не расслабиться, всегда нужно быть начеку. Особенно сложно приходится новичкам, которые только начинают осваивать премудрости бытия автомобилистом и имеют очень небольшой опыт. Первая зима для каждого водителя это незабываемое приключение и испытание, которое каждый из нас обязан пройти без происшествий!

 

Существует очень много «подводных камней» в зимнем вождении, описать которые даже в цикле статей не представляется возможным, скорее тут важен практический опыт, чем голая теория, но основами, которые должен знать каждый, мы поделимся прямо сейчас.

 

Важные статьи по теме зимнего вождения:

Руководство для эксплуатации автомобиля зимой. Часть 1 

10 мифов автолюбителей о зимнем вождении

Экономия топлива в холодную погоду 

Как правильно эксплуатировать аккумулятор зимой

Замерзшее стекло

 

 

! И еще один немаловажный факт. Некоторые автомобили лучше подходят для зимнего вождения, некоторые хуже. Но даже в том случае, если Вы приобрели самый дорогой, самый современный, самый технологически совершенный и очень безопасный автомобиль, помните, лишь от Вас зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих людей. Механику и физику поведения автомобиля никто не отменял и Майбахи попадали в аварии, во многих случаях причиной неприятных инцидентов была человеческая глупость.!

 

1. Обслуживание автомобиля

Правильное обслуживание автомобиля в зимний период является ключевым фактором. Подробную информацию о правильном уходе за автомобилем зимой вы найдете на страницах нашего Информационного интернет издания 1GAI.RU.

 

Смотрите также: Как поменять масло в автомобиле?

 

Вкратце напомним, что перед зимой необходимо проверить автомобиль на возможные неисправности (в особенности, если машине более 3 лет), при необходимости сменить технические жидкости в автосервисе, даже в том случае, что небольшой запас по времени еще остался (ну вроде, того, что осталось 1.500 км до смены масла, или три месяца еще можно не менять тормозную жидкость) лучше заехать в сервис, сменить жидкости. Низкие температуры предъявляют повышенные требования к качеству техжидкостей и смазкам.

 

Что делать если автомобиль не заводится?

 

Почему машину трясет?

 

Так Вы сможете предотвратить неприятный момент в виде буксировки автомобиля или вызова эвакуатора из-за поломки в «самый неподходящий момент».

 

2. Обязательно поставьте на автомобиль зимнюю резину или приобретите цепи на колеса, если вы живете в регионах с очень снежным климатом

Самое главное правило безопасной езды на машине зимой, приобретение зимней резины. Хорошая зимняя резина залог безопасности и комфортного передвижения по зимней дороге.

 

Не верьте тем кто говорит, что «всесезонки» тоже прокатят, НЕ ПРОКАТЯТ!!! Зимой- ТОЛЬКО ЗИМНЯЯ РЕЗИНА! Благо предложений на рынке покрышек хоть отбавляй, на любой кошелек, шипованные или «липучки», для дорог и бездорожья, всех известных мировых производителей.

 

Замена резины: Типичные ошибки

 

Мы лишь добавим, что зимние шины рассчитаны на эксплуатацию при среднесуточной температуре ниже +7 градусов (когда большинство летних шин при такой температуре постепенно начинают терять свои свойства и при 0 или минусовой температуре становятся дубовыми, превращаясь в подобие пластика). Из-за особого компаунда покрышки для зимы сохранят эластичность даже в сильные морозы, а шипы или ламели не дадут шинам потерять контакта с твердым покрытием дороги.

 

3. Практикуйтесь вождению зимой

Практика- всему голова. Применительно к зимнему вождению это вдвойне верно. Лишь с практикой вы почувствуете автомобиль. Но практиковаться нужно с умом. Лучше всего обратиться в профессиональную автошколу экстремального вождения. Там опытные инструкторы расскажут, покажут, научат, как нужно обращаться с автомобилем на заснеженной, обледенелой дороге. В зависимости от типа привода передний/полный/задний привод научат безаварийному вождению в зимний период и обучат контраварийным маневрам.

 

4. Если у вас задний привод, загрузите заднюю ось

Ездить на заднем приводе зимой- целое искусство. Одно из самых коварных явлений- пробуксовка задней оси. Чтобы свести к минимуму буксовку ведущих колес, загрузите что-нибудь тяжелое в багажник. Это может быть какой-нибудь дополнительный инструмент (актуально для не очень новых машин) или же просто мешок с песком, достаточно тяжелый для того чтобы уменьшить пробуксовывание, 10,15,20 килограмм будет вполне достаточно для загрузки. Хотя опять же все достаточно индивидуально, смотря какой автомобиль, его техническое состояние и другие условия.

 

Какой привод лучше

 

Главное зафиксировать его в багажнике, а то 15 килограммовый мешочек, в случае чего может нанести очень серьезный урон салону автомобиля и пассажирам.

 

5. Внимательно следите за обстановкой на дороге, держите безопасную дистанцию, как минимум в два раза превышающую соответствующую дистанцию летом

Внимательно следите за обстановкой на дороге вокруг Вас.

 

Самое главное не спешите и держите безопасную дистанцию. Абсолютных величин нет (все зависит о скорости движения, состояния дороги, технического состояния автомобиля и других факторов), но зимнее безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть, как минимум в два раза выше, чем летом.

 

6. Осторожно работайте с педалью газа

Даже зимние шины не помогут избежать пробуксовок колес на любом приводе. Не жмите «тапку в пол», машина на льду от этого быстрее не поедет! Все должно быть в меру. Почувствовали пробуксовку ведущих колес, сбавьте газ, вращение колес замедлится, автомобиль благополучно тронется.

 

7. Не превышайте скорость, адекватно оценивайте свои возможности

Движения на зимней дороге должны быть плавными, но уверенными. Никаких «шашечек» или другой опасной чепухи. Представьте, что Вы управляете не автомобилем, а кораблем, Вы капитан, и Ваша задача аккуратно довести свой белоснежный красавец лайнер из пункта «А» в пункт «Б». Плавные разгоны, аккуратные, заблаговременные торможения, безопасные перестроения.

 

8. Аккуратно нажимайте на педаль тормоза

Как и с педалью газа, тормоза нужно нажимать очень плавно. В противном случае при резком торможении, особенно при колейности дороги или в повороте, легко потерять управление автомобилем. Последствия после такого неуправляемого заноса могут быть самые непредсказуемые. Так, что не спешим и учимся предугадывать поведение других участников движения, во избежание резких торможений.

 

9. Занос

Здесь стоит дать отсылку к пункту 3. В школе экстремального вождения всему научат и расскажут. Самостоятельные попытки и обучение не приведут к хорошим последствиям.

 

10. Аквапланирование

Не вращайте рулем. Торможение двигателем, тормоза тут не помогут. Для восстановления контакта с поверхностью дороги достаточно плавно сбросить газ, двигатель начнет замедлять автомобиль и шины вновь «обретут твердую почву под ногами».

10 советов безопасного управления автомобилем зимой — Авторевю

Современные автомобили провоцируют полностью расслабиться и опереться на надежное плечо электронных помощников. Однако ни самая современная электроника, ни хорошие шины, ни полный привод, который порой кажется всемогущим, не обеспечивают стопроцентной безопасности и не избавляют водителя от ответственности. Поэтому за рулем следует сохранять предельную концентрацию — особенно в зимнее время, когда асфальт в городе покрыт снежной кашей и скользкой реагентной пленкой, а загородные дороги припорошены снегом.

Ниже —  десять правил, соблюдение которых сделает ваше вождение зимой максимально безопасным.

1. Не стоит забывать о на первый взгляд очевидных вещах, которыми, увы, пренебрегает большинство водителей. Руление в зимний период — только плавное, нежное, деликатное, лед под колесами не простит вам резкого обращения с баранкой. Объемной теплой одежде, обуви на толстой подошве и мягким подстилкам на сиденье «для тепла» — однозначное нет.

2. Чтобы избежать пробуксовки при трогании с места на скользком покрытии, нужно крайне уважительно обращаться с педалью газа, не топтать ее в пол — и строго следить за углом поворота колес: они должны стоять строго прямо.

3. Зимой на дороге хороший водитель должен постоянно на шаг опережать события и учиться видеть не только происходящее перед собственным капотом, но и на несколько машин вперед (помним об увеличенной дистанции и ограниченной свободе маневра). Основа «правильного» водительского зрения — смотреть не туда, куда едешь, а туда, где хочешь оказаться: не на вход в поворот, а на выход из него, не на само препятствие, а на его объезд.

4. Как понять, какое покрытие под колесами, и спрогнозировать поведение машины? Можно на пустом отрезке дороги (чтобы не напугать других водителей) несколько раз коротко и уверенно нажать на педаль тормоза. Юз шин на автомобиле без АБС или вибрация педали на машине с антиблокировочной системой предупредят вас о том, что под колесами скользкое покрытие.

5. Если автомобиль ушел в занос, ни в коем случае нельзя резко бросать педаль газа или лихорадочно жать на тормоз. Чтобы побороть скольжение, следует быстро повернуть руль в сторону заноса и сразу же вернуть его в исходное положение.

6. На ледовом покрытии старайтесь направлять колеса туда, где сцепление с дорогой потенциально максимальное в данных условиях. Асфальтовые проплешины, снежные островки, старый шершавый лед позволяют шинам лучше цепляться за дорогу и стабилизировать автомобиль в начальной фазе скольжений.  

7. В снежной каше лучше придерживаться проторенной «первопроходцами» дороги. Если же это по каким-то причинам невозможно, рулить надо резкими короткими движениями и крепко держаться за баранку, чтобы не давать автомобилю «гулять». А лучший способ проехать по глубокой колее — это двигаться, прижавшись колесом к ее краю.

8. Любые, даже самые полезные навыки, освоенные исключительно в теории, ничем не помогут вам в экстренной ситуации. Поэтому все движения надо отработать до автоматизма. Лучше потренироваться где-нибудь на безлюдной площадке за городом или взять несколько уроков в школе контраварийного вождения. Чтобы эффективно бороться со скольжениями, нужно научиться их не бояться — а этого возможно добиться только практикой.

9. Не забывайте о подготовке автомобиля к зиме. Помимо желательной обработки «автохимией» кузова, дверных уплотнитетелей и петель, будет нелишней замена салонного фильтра: в противном случае из-за плохой циркуляции воздуха стекла быстро запотеют. А с изношенными щетками стеклоочистителя на зимнюю дорогу лучше и не выезжать.

10. И, наконец, немаловажная составляющая безопасной езды зимой — зимние шины. Шипованные или фрикционные — выбирайте по своему вкусу и своим потребностям, но помните о некоторых особенностях: фрикционные покрышки менее шумные и чаще лучше ведут себя на мокром асфальте и снегу, зато шипованные позволяют чувствовать себя уверенно на льду. Впрочем, в сильный мороз фрикционные шины получают преимущество за счет более эластичного протектора, в то время как шипы не могут уцепиться за затвердевший лед и пасуют в снегу. Вдобавок стоит внимательно следить за остаточной глубиной протектора: если для летних шин достаточно 1,6 мм, то для зимних покрышек лучше оставлять не менее 4 мм. Однако помните, что состояние протектора не стопроцентный залог успеха:  резина имеет свойство стареть и становиться менее эластичной, потому совсем уж старые покрышки следует заменить на новые.

Одеяло, инструмент и анекдоты: курс выживания на зимней трассе


Самый лучший способ избежать проблем – просто не выезжать на машине из города. Тут работает общественный транспорт, на помощь всегда придет ГИБДД и эвакуатор, многочисленные автосервисы, шиномонтаж и другие полезные организации. И если год за годом вы заезжаете в «шинку» только для смены колес, а в сервис только на ТО, это не значит, что ничего не произойдет.

Современная машина намного сложнее дедовских Жигулей, и в большинстве случаев ее не починить с помощью проволоки, изоленты и простого инструмента. Конечно, солидная часть неисправностей не лишает машину способности передвигаться, но бывает, что требуется эвакуатор и квалифицированный сервис с необходимым оборудованием. Например, если дело касается одного из датчиков или блока управления.

Любая поездка в места, где плохо работает сотовая связь, где нет уютных АЗС на каждом углу и других привычных для городского водителя вещей – это совершенно другая среда, враждебная к человеку и технике, не дающая права на ошибку.

Как собраться в дорогу

В теории подвести в дороге могут собственно сама дорога, машина и люди.

Человеческим фактором многие пренебрегают, а на самом деле это очень важно. Помимо хорошего состояния водителя, наличия минимума лекарств и изрядного запаса бодрости, важна спокойная и не конфликтная компания, понимающая всю степень своей ответственности за исход поездки. Если в салоне хоть один человек постоянно старается привлечь к себе внимание и отвлекает водителя, создает нервозную обстановку, то это сильно увеличивает шансы на ошибку рулевого и повышает его утомляемость. Спокойная обстановка в салоне, помощь в сложных ситуациях очень важна именно в такой ситуации.

Крайне важно, чтобы уровень доверия водителю был максимальным, а тенденция к панике при малейшем отклонении ситуации от нормальной сводилась к нулю. Пьяные, неадекватные, нервные, больные пассажиры – все они плохие попутчики.

Проще всего с машиной. Проверить техническое состояние, уровень масла, антифриза, исправность приборов (особенно датчика уровня топлива), отсутствие утечек, работу «печки», наличие исправной запаски, насоса, домкрата и «секретки» в теории может сам водитель. Если же нет, то любой автосервис легко возьмется за эту работу.


Как безопасно ездить на машине зимой

Уверенное зимнее вождение требует не только хороших водительских навыков, но и знания «матчасти»: какой у автомобиля тип привода, какие электронные «помощники» есть на борту, и как техника реагирует на действия водителя. А ещё — правильной психологической подготовки, ведь для многих поездка по скользкой дороге превращается в серьёзный стресс. Вот несколько базовых принципов безопасной зимней езды, актуальных не только для новичков, но и для водителей со стажем.

Зимнее вождение. Как безопасно ездить на машине зимой

Спокойствие, только спокойствие

Зимой голова водителя должна быть холодной, как воздух на улице. Главное правило — не паниковать, если что-то пошло не так (например, автомобиль понесло на скользкой дороге). Подход такой же, как у пилотов самолётов: в сложной ситуации не паникуй, пилотируй! Управление машиной (средством повышенной опасности) — большая ответственность. У водителя нет права превратиться в пассажира — отпустить руль, закрыть глаза и ждать, когда всё закончится; он должен верно оценить ситуацию и свести ущерб к минимуму.

Это не требует особого героизма или смелости, достаточно просто не давать воли эмоциям. Осознайте, что мелкая дорожная авария (а таковых зимой большинство) — неприятность, но не катастрофа и не конец жизни. Можно даже мысленно смириться с ней заранее, а затем спокойно работать над ситуацией. Получится избежать аварии — отлично. Не получится — что ж, станете опытнее. Но действовать нужно так, чтобы потом можно было честно сказать: «я сделал всё, что мог».

Паника за рулём приводит к беспорядочным и хаотичным действиям, которые могут сильно ухудшить ситуацию. Например, водитель вдруг осознал, что переборщил со скоростью и не успевает остановиться перед скоплением машин впереди. Вместо того, чтобы минимизировать потери (замедлиться насколько возможно, отделавшись всего лишь разбитым бампером), паникующий водитель может выскочить на встречную полосу и устроить тяжелое лобовое столкновение, или свернуть на тротуар и сбить пешеходов.

Квинтэссенция паники — выпрыгивание(!) водителя из машины прямо на ходу; ролики с такими «героями» появляются в интернете регулярно. Происходит это на небольших скоростях в почти безобидных дорожных ситуациях, из которых машину можно легко вывести. Но под действием адреналина человек готов превратить свой автомобиль в неуправляемый снаряд, который неизвестно где и об кого остановится — лишь бы без него. Это лишь подтверждает, что психологическая подготовка водителя важнее любых навыков.

Будьте осмотрительны

Применительно к зимней езде всегда звучит «мантра» о соблюдении скорости, как будто летом соблюдать её не нужно. Очевидно, что скорость должна быть адекватна дорожной ситуации, а в зимнее время она может быть осложнена льдом и снегом. Но ставить знак равенства между соблюдением скоростного режима и безопасностью на дорогах — опасное упрощение: многие водители начинают верить, что езда с черепашьей скоростью спасёт их от всех бед. На самом деле, зимой на первый план выходит осмотрительность, умение «читать» дорожную ситуацию и прогнозировать её.

Осмотрительность проявляется во всём, начиная с изучения прогноза погоды и планирования маршрута. Зимой вам нужен не самый короткий и не самый быстрый, а самый безопасный путь, где шанс найти приключения минимален. Предвидьте все возможные неприятности: автомобиль, выезжающий из двора, может заскользить и не остановиться вовремя, поэтому оставляем ему свободное место; пешеход, переходящий дорогу, может поскользнуться и упасть, так что замедляемся заранее. Зимой велик шанс надолго встать в пробке — стараемся ездить с полным баком топлива. И не паркуем машину в потенциально опасных местах: вблизи перекрёстков и на уклонах дороги. Для постижения таких зимних хитростей не нужен 30-летний опыт вождения: достаточно наблюдательности, анализа ситуации и простых выводов.

Зимнее вождение. Как безопасно ездить на машине зимой

Тренируйтесь

Самобичевание в стиле «не дано мне водить машину» и «наверное, это не моё» — нелепица. Даже медведь в цирке способен ездить на велосипеде, с его-то косолапостью. Никто не становится хорошим водителем одновременно с получением «прав». Отсутствие навыков — это, в первую очередь, отсутствие желания их получать и развивать.

Зима — отличное время для контраварийной подготовки. В любом крупном городе есть автодромы со снежным и ледяным покрытием, и курсы экстремального вождения. А если нет — ближайшее замёрзшее озеро к вашим услугам. Принципы борьбы со сносом и заносом, правильного торможения и поворотов на льду можно изучить в интернете, но отработать их и почувствовать отклик машины можно только на практике.

Учиться водительскому мастерству можно не только зимой. Прокатный картинг — отличная тренировка в тёплое время года (а многие крытые картодромы работают круглогодично). Не стоит воспринимать это только как развлечение выходного дня или профессиональную подготовку автогонщиков: картинг закладывает хорошую водительскую базу, прививая важные навыки и «чувство машины». А ещё это весело!

Чему на зимней дороге нет места, так это излишней самоуверенности и позёрству. Нужно чётко осознавать грань между автогонщиком и хорошим гражданским водителем. Первый едет максимально быстро, второй — максимально безопасно. И на дорогах общего пользования специально демонстрировать свои навыки раллийной езды не стоит.

Контролируйте пассажиров

Водитель несёт ответственность за всё, что происходит с автомобилем, в том числе за жизнь, здоровье и поведение своих пассажиров. Неадекватный пассажир — неочевидный, но вполне реальный фактор дорожных аварий. В панике люди творят удивительные вещи: кричат, жестикулируют и всячески отвлекают водителя, выхватывают руль, пытаясь (как им кажется) исправить ситуацию, и даже выпрыгивают наружу — прямо на скользкую дорогу, под колёса других машин. В ваших интересах, чтобы пассажиры не преподнесли подобных сюрпризов.

Заранее объясните своим попутчикам, что в сложной дорожной обстановке не стоит болтать, комментировать происходящее и давать советы под руку. Никакой невежливости и бестактности в этом нет — лишь забота о безопасности. Пассажира, в котором вы не уверены, лучше пересадить на заднее сиденье под любым предлогом (например, для «улучшения видимости», или честно сказать «мне так спокойнее»). Контролируйте, чтобы все пассажиры были пристёгнуты ремнями безопасности. Не нужно никого уговаривать: просто не начинайте движение, пока все в салоне не пристегнутся, а несогласные могут пройтись пешком. Дети обязательно должны быть зафиксированы в детском кресле, также их можно занять любимой игрой или просмотром мультфильма, чтобы не отвлекаться. Кстати, задние двери в большинстве машин можно перевести в «детский» режим открывания только снаружи — эта функция спасёт от пассажиров-«десантников».

Изучайте свою машину

Свой смартфон мы знаем неплохо — если не техническое устройство, то хотя бы все важные функции. И регулярно разбираемся в новых. А что насчёт собственной машины?

Характеристики автомобиля напрямую влияют на управляемость и особенности езды зимой. Например, тип привода. Знать, какая ось у машины ведущая, нужно хотя бы для того, чтобы надеть цепи противоскольжения на нужные колёса. Да-да, бывают и такие казусы.

От типа привода зависит набор водительских хитростей, которые вы можете применять. Например, если у машины передние колёса ведущие, то ими можно весьма эффективно крутить в разные стороны (с помощью руля, конечно), если не получается тронуться в скользкий подъём. Заднеприводной машине такие действия только мешают: для проходимости ей нужны «ровный» руль и загруженная задняя ось — лишний повод возить пассажиров сзади. А вот вариантов полного привода сегодня столько, что давать советы можно только для конкретной модели. Разберитесь, как работает полный привод на вашей машине: постоянно или подключаемо, автоматически или принудительно, какие есть блокировки или их эмуляции. Это позволит лучше использовать возможности автомобиля.

Стоит напомнить, что вне зависимости от типа привода вам не помешают хорошие зимние шины. Как их выбрать - мы уже писали. А еще есть хорошие помощники водителя — современные электронные системы. Вот основные:

  • ABS (Anti-lock Braking System) — антиблокировочная система. Не даёт колёсам блокироваться при торможении, сокращая тормозной путь и сохраняя управляемость. Её срабатывание выдаёт характерная вибрация педали тормоза. Входит в базовое оснащение большинства машин уже более 20 лет.
  • TRC/TCS (Traction Control System) — система контроля тяги. Не позволяет ведущим колёсам буксовать, «придушивая» двигатель. Её работу можно ощутить на скользком покрытии, когда педаль газа нажата, а обороты двигателя не растут. Раньше система встречалась только на мощных автомобилях, в последние годы — на любых.
  • ESC/ESP/VSC/DSC (Electronic Stability Control) — система курсовой устойчивости, или система стабилизации. Выравнивает машину при боковом скольжении, подтормаживая колёса по отдельности; работу системы сопровождает характерный треск. Обычно работает совместно с ABS и TRC/TCS. Встречается на многих современных машинах.
Зимнее вождение. Как безопасно ездить на машине зимой

Нужно осознавать, что все эти электронные системы — не спасительные, а лишь вспомогательные, и законов физики они не меняют. Но при езде по скользкой дороге их помощь вполне ощутима. Проверьте, есть ли эти системы у вашей машины, и работают ли они. И никогда не слушайте «гаражных гуру», сетующих на бесполезность, а то и вредность бортовой электроники («да я из-за ABS в аварию угодил»), и агитирующих умышленно её отключать. Обвинять в своих неудачах технику — распространённая практика.

Не уповайте на тормоза

«Отпусти тормоз» — частый совет новичкам на зимней дороге, следовать которому психологически трудно. Как же его опустить, ведь тормоз — это спасительное замедление! Почему он вдруг стал врагом водителя на скользкой дороге?

На самом деле, никакого противоречия нет: пользоваться тормозами зимой, разумеется, можно. Но делать это надо более осмотрительно, и только когда автомобиль стабилен. В скользком повороте или на ледяном спуске торможение может оказаться фатальным: автомобиль начнёт скользить и станет неуправляемым. Вывод очевиден: тормозить нужно заблаговременно, до опасного участка дороги, а не непосредственно на нём.

На крутых спусках альтернатива привычной педали тормоза — торможение двигателем, т. е. переход на более низкие передачи. Это отлично работает и на механических коробках, и на автоматических. Автомобиль, едущий накатом на низкой передаче, не разгоняется и остаётся стабильным — конечно, если не касаться педали тормоза.

В заключение нужно отметить вот что. Бояться — не стыдно. Если за окном снегопад, дороги обледенели, и вы не уверены в своих силах — откажитесь от поездки, это лучший способ избежать неприятностей. Но если уж вы выехали — управляйте машиной умело, предсказуемо и безопасно для окружающих.