Википедия коробка – Коробка переключения передач с двойным сцеплением — Википедия

Коробка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 сентября 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 сентября 2019; проверки требуют 2 правки.

Коробка, или ящик, — ёмкость (вместилище) в форме многогранника, чаще всего — прямоугольного параллелепипеда.

Коробки с подарками

Обычно в случае тонких и непрочных (например, картонных) стенок используется слово «коробка», а в случае более толстых (например, деревянных) стенок используется слово «ящик». Форма у коробки (ящика) остаётся одинаковой как у пустой коробки, так и у заполненной, что отличает её от мешков и сумок.

Ящик для овощей (был очень распространён в СССР)

Форма прямоугольного параллелепипеда (реже — другого многогранника) отличает коробку (ящик) от ведра, банки, бутыли и тому подобных ёмкостей. Такая форма имеет преимущество, так как экономит место при складировании и перевозке транспортом, учитывая, что соседние ящики (а также комнаты, шкафы, вагоны и т. д.) обычно также имеют форму многогранника. С другой стороны, коробки и ящики из-за своей формы неудобны для переноски одним человеком.

Наиболее часто используемые материалы — деревянные доски, картон, бумага, жесть, пластмассы, дюралюминий.

Существуют также устойчивые речевые выражения, например, «чёрный ящик», «коробка передач», обозначающие предметы, которые в настоящее время совершенно не похожи на коробку или ящик, но называются так по историческим причинам.

Некоторые применения коробок и ящиков[править | править код]

  • Коробки, как разновидность тары, занимают немалую долю мирового мусора, вносят значительный вклад в загрязнение окружающей среды не только Земли, но и других планет Солнечной системы (а также околосолнечного и околопланетного пространства).
  • Широко известен факт о, зачастую, "непреодолимой" тяге домашних кошек к различным (как правило, картонным) коробкам, невзирая на их размер. Некоммерческая организация Big Cat Rescue провела эксперимент с коробками над крупными представителями семейства кошачьих, таких как лев, чёрная пантера, тигры, рысь и др. Практически никто не устоял перед соблазном лечь в коробку и только леопарды побоялись это сделать в виду дрожания картона от прикосновения.

Коробка (фильм, 2016) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 мая 2019; проверки требует 1 правка.
Коробка
Жанр Спортивная драма, Кинокомедия
Режиссёр Эдуард Бордуков
Продюсер Елена Гликман, Михаил Дегтярь, Ярослав Живов, Дмитрий Куповых
Автор
сценария
Эдуард Бордуков
В главных
ролях
Сергей Романович, Александр Мельников, Сергей Подольный, Георгий Соскин, Кирилл Дегтярь, Степан Тавризян, Ульви Вердиев, Сослан Засеев, Стася Милославская, Алексей Лукин, Олег Васильков
Оператор Павел Емелин
Композитор Александр Соколов
Кинокомпания Telesto
Длительность 99 мин
Бюджет 1 500 000 долл.
Сборы 159 084 долл.
Страна  Россия
Язык русский
Год 2016
IMDb ID 5756530

«Коробка» — российский фильм Эдуарда Бордукова 2016 года в жанре спортивной драмы. Премьера в России 7 апреля 2016 года.

Конь (Костя), Серж, Мел и Танцор лучшие друзья, которых объединяет общая страсть — уличный футбол. После очередного матча 2×2 в коробке друзья идут на стадион полюбоваться на тренировку профессиональных футболистов. Там они вступают в конфликт с футболистом Дамиром и его 3 друзьями, после чего их выгоняют со стадиона.

По пути Костя и Мел скандалят и последний выдает остальным, что у Кости сегодня день рождения. Серж сразу же дарит от всех бутсы. Костя в восторге. Дома у Кости тоже разразился скандал по поводу подаренного ему телефона от отца.

Собираясь снова погонять мяч в коробке, Конь, Мел и Серж идут за Танцором, который находится на тренировке по танцам. Они встречают его балетом «Лебединое озеро», но за Танцором сразу же выходит обворожительная девушка и все переключаются на нее. Мел предлагает ей потанцевать вместе, но та просто уходит, а одна из сидящих рядом бабушек комментирует: «Облом».

Все четверо идут в коробку погонять мяч, но встречают в ней Дамира и троих ребят со стадиона. У них снова разгорается конфликт и Дамир предлагает сыграть. Кто проиграет уходит. Конь соглашается, а Мел не в восторге. Они проигрывают со счетом 3:2 и покидают коробку, но огорченный Конь предлагает сыграть на коробку с определенными условиями и с судьей.

  • Сергей Романович — Конь (Костя)
  • Сергей Подольный — Мел (Саша)
  • Кирилл Дегтярь — Дамир
  • Александр Мельников — Серж (Сергей)
  • Георгий Соскин —
    Танцор
  • Стася Милославская — Настя
  • Олег Васильков — отец Кости
  • Артём Башенин — брат Кости
  • Руслан Нигматуллин — тренер Дамира
  • Евгения Дмитриева — мать "Танцора"

Фильм «Коробка» участвовал в Фестивалях и получил награды.[1]

Картонная коробка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 марта 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 марта 2019; проверки требуют 3 правки. Коробка из гофрокартона для транспортировки. (Одна из разновидностей картонных коробок.)

Карто́нная коро́бка — коробка, промышленно производящаяся из картона для упаковки в неё различных товаров и материалов. В США специалисты редко говорят просто «картон», так как термин слишком многозначен[1]

[2].

Под словом «картон» может пониматься широкий спектр различных жёстких бумагоподобных материалов[3], включая кардсток[en], гофрокартон[4] и др.[5]

Картон был изобретён в Китае в XVII веке. Как утверждает Национальный зал славы игрушек, в 1817 году в Англии картонную коробку впервые произвели на продажу. В 1879 году американец Роберт Гэр (англ. Robert Gair) создал первую по-настоящему эффективную картонную коробку: её можно было хранить в плоском виде и просто было собрать. Потом дизайн многократно улучшали, и в итоге коробки стали широко использовать там, где раньше нужны были трудоёмкие в производстве, тяжёлые и занимавшие много места деревянные коробки и сундуки[6].

Упаковочный материал

Картонные коробки широко применяются в промышленности, так как картонная коробка крепкая, лёгкая, занимает минимум места при хранении и легко и быстро собирается[6].

Как игрушка[править | править код]

В 2005 году картонная коробка была включена в американский Национальный зал славы игрушек[6][7][8][9].

Картонная коробка (в том числе обувная) может быть ареной любых событий в игрушечном мире, использоваться как кукольный домик, игрушечный автомобиль (если приделать колёса), стать стиральной машиной, кухонной плитой, телевизором, холодильником. Из одной или нескольких картонных коробок можно создать дом или крепость. Картонная коробка может быть пещерой, космическим кораблем, подводной лодкой и многим другим. А большая картонная коробка может стать местом игры или домиком для самого ребёнка

[6].

Электромонтажная коробка — Википедия

Электромонтажная коробка — изделие, применяемое для монтажа кабелей, отводов и др. Бытовое название — подрозетник — используется довольно широко и встречается в коммерческих документах, технической литературе.

  • Коробка электротехническая — электротехническое устройство, которое применяется для размещения кабелей, их соединений, отводов, разводок и т. п. внутри помещений и снаружи при проведении электрической сети. В настоящее время они производятся из разных материалов, разных типов и видов, и разных цветов. Существует два основных вида коробок — распределительные (КР) и установочные (КУ).
  • Коробка распределительная
    (КР) — монтажная коробка для организации точки разветвления проводов.
  • Коробка установочная (КУ) — монтажная коробка для установки механизмов розеток, выключателей или иных электроустановочных изделий в стену.

Самые распространённые типы пластиковых коробок: отдельная для соединения, двойная для распределения, а также для установки осветительной арматуры. Все эти типы могут также иметь различную защиту от пыли и брызг. Во всех этих типах есть отдельные вводы для кабелей, часто от 2 до 10. Коробки могут иметь разные виды: для открытой установки и скрытой. Выбор вида зависит от типа проводки, для которой нужна коробка. Наружные пластиковые коробки обычно имеют какую-либо степень защиты IP. Также для организации электрической сети в специфических отраслях промышленности существуют взрывозащищенные коробки, коробки устойчивые к вибрациям, коробки повышенной прочности. В настоящее время монтажные коробки производятся в разных странах, в том числе в России.

Коробки устанавливают в отверстие или углубление в стене или потолке, предварительно высверлив или выштробив его, или на поверхность, часто с помощью саморезов и дюбелей. В первом случае используют гипсовую смесь для надежного удержания коробки в стене, а монтаж проводов осуществляют после затвердевания смеси.

Материал коробки зависит от материала изоляции кабеля. Пластиковые коробки используют с проводами с пластиковой полимерной изоляцией. А если кабель бронированный или помещён в металлическую трубу, то тогда и коробка должна быть металлической.

Для дополнительной изоляции вводов используют сальники. Крышка коробки закрепляется металлическими (или иногда пластиковыми) винтами под плоскую, крестовую или треугольную отвертку. Иногда под специальный ключ. Крышка может иметь резиновую прокладку по краю для дополнительной изоляции и защиты от пыли и влаги.

Существует большое количество типов установочных коробок разных размеров и форм[1].

Коробки установочные используются в электрической сети при скрытом способе устройства электропроводок, предназначенной для последующего монтажа выключателей (выключатели, переключатели, диммеры и т. д.), розетки (розетки с заземляющим контактом и без него, блоки управления жалюзи), слаботочных розеток (телефонные, компьютерные, аудиорозетки и т. д.).

В зависимости от способа монтажа коробки могут быть для открытой установки и скрытой. Коробки для открытой установки — применяются для установки на стенах, оборудовании и т. п. Коробки распределительные для скрытой установки — используются при монтаже в полости стены.

Соединительная монтажная коробка со степенью защиты IP54 Соединительная монтажная коробка со степенью защиты IP65

Общепринятого названия для распределительных коробок нет — их одинаково называют распределительными и ответвительными; в прошлом использовался также термин «доза». В качестве ответвительных коробок для открытой установки широкое применение нашли коробки из металла и пластиковые из ПВХ-пластикатов. Степень защиты таких коробок в основном IP54-56. В случае использования таких коробок в промышленности с агрессивными средами или же в морских регионах зачастую используются ответвительные коробки со степенью защиты IP65. Такое использование коробок обусловлено в первую очередь повышенным содержанием соли в воздушной среде, а также необходимостью дополнительной защиты кабельного соединения. В случае необходимости придания прочности изделиям их изготавливают из поликарбоната — материала, обладающего повышенными прочностными характеристиками. Такие коробки используют в случае возможных механических повреждений (удары, давление, вибрация). Герметичность кабельного соединения внутри корпуса коробки достигается за счет дополнительного уплотнительного кольца под крышкой коробки, а также с помощью герметизирующих кабельных вводов для кабеля или трубы. Крышка таких коробок соединяется с корпусом с помощью винтовых креплений.

Бывают как одноместные так и многоместные (2, 3, 4) коробки. Характеризуются степенью защиты IP. Для наращивания глубины коробки используется дополнительный «корпус коробки» без дна. Наиболее распространенный материал для производства коробок — пластик (различные модификации полипропилена, ПВХ-пластификатов).

При организации ответвительной (распределительной или расключительной точки) установочные коробки используют в качестве распределительной коробки скрытой проводки (схема соединения проводов при использовании установочной коробки в качестве распределительной), закрывая установочное отверстие специальными крышками.

В зависимости от материала стен или потолков установочные коробки имеют различную конструкцию:

  • для полых стен (например, гипсокартон, керамзит) — в установочных коробках предусмотрена система фиксации к стене монтажными лапками[2];
  • для стен из мелкоштучных материалов (например, пеноблок, кирпич) — конструкция установочной коробки упрощена с целью его установки непосредственно в подготовленные заранее ниши при штроблении стен[3];
  • для бетонных стен — максимально простая конструкция обусловлена креплением коробки в стене (быстротвердеющие растворы, специальные клеевые массы).[4]

В России более подробное описание использования установочных коробок для монтажа в стены дано в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ) (п. 1.7.144).

Установочная коробка выполнена в виде цилиндрического пластикового корпуса с саморезами для фиксации электроустановочных изделий. На внутренней поверхности коробки намечены возможные места ввода кабеля или провода (как правило для простоты монтажного процесса наносится преперфорация на дно и боковые стенки). В пазах боковых стенок с внешней стороны размещены упоры (лапки), соединенные с корпусом металлическими винтами. При затягивании винтов упоры сближаются, притягиваясь к стене. Упоры могут быть изготовлены из металла или пластика. Универсальность конструкции коробки позволяет устанавливать её в бетонные, кирпичные и гипсолитовые стены.

  • Коробка установочная для монтажа в пустотелые (полые) стены

  • Коробка установочная для монтажа в кирпичные стены

  • Коробка установочная для монтажа в бетонные стены

  • Пример распределительной коробки

  • Металлическая установочная коробка для кирпичных стен

  • ГОСТ Р 50827-95(2004) Коробки и корпусы для электрических аппаратов, устанавливаемые в стационарные электрические установки бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Общие требования, ГОСТ Р 50827.1-2009 (МЭК 60670-1:2002)
  • Большая энциклопедия электрика Автор: Черничкин М. Ю., 2011, г. Москва
  • Библия электрика ПУЭ, МПОТ, ПТЭ 2012 г.,Москва, Российское законодательство, Техническая литература, правила распространяются на работников организаций (независимо от форм собственности и организационно-правовых форм) и других физических лиц, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, ремонтные работы, испытания и измерения
  • Практические советы по устройству скрытой электропроводки — электронная версия журнала, посвященного ремонту, строительству и дизайну

Роботизированная коробка переключения передач — Википедия

Роботизированная коробка передач (в просторечии робот, здесь и далее — РКП) — коробка передач, в которой конструкция узла, ответственного за редукцию и дробление силового диапазона по передачам, в общем и целом выглядит как на механической КП, но при этом сама КП работает автоматически и не требует вмешательства водителя в процесс переключения. В отличие от традиционных гидроавтоматов, в РКП затруднена автоматизация процессов работы без вспомогательной электроники, поэтому РКП стали возможны только вместе с появлением компактных и надёжных микропроцессорных систем управления.

Одной из первых массовых моделей стала американская грузовая 10-скоростная РКП Eaton Autoshift для седельных тягачей, разработанная на основе 10-скоростной несинхронизированной МКП Fuller RTO-10, и выпускающаяся с 1997 года до сих пор (2020 год).[1] На современной транспортной технике РКП применяются наравне с гидромеханическими АКП как на грузовых, так и на легковых автомобилях, и могут быть выполнены на основе двух принципиально отличающихся механических схем: РКП с одним сцеплением и РКП с двумя сцеплениями[2].

В европейском техническом лексиконе вне зависимости от языка РКП обычно обозначаются аббревиатурой AMT — Automated Manual/Mechanical Transmission. Дполнительно к этому РКП с двумя сцеплениями могут обозначаться как DCT — Dual Clutch Transmission, хотя определение «автоматическая» здесь и опускается.

Как и на других видах автоматических трансмиссий, у водителя всего две педали, тормоз и газ. Поведение РКПП на минимальной скорости отличается от АКПП, и РКПП может как эмулировать гидроавтомат[3] (на малых скоростях гидротрансформатор превращается в понижающую передачу и перебарывает тормозное усилие, отсюда — управление педалью тормоза), так и работать совершенно по-другому (например, ехать от лёгкого нажатия газа)[2]. Известен случай: первые версии однодискового робота ВАЗ ехали от лёгкого нажатия газа, но в дальнейших модификациях добавили в прошивку частичную эмуляцию гидро-АКПП[4].

Селектор РКПП имеет режимы:

  • Reverse — задний ход.
  • Neutral — нейтральная передача (например, для буксировки).
  • Drive или Auto — движение вперёд.
  • ± или Manual — режим «типтроник» с полуавтоматическим переключением.

Режим стоянки Parking есть в коробке DSG производства Volkswagen и отсутствует в РКПП производства ВАЗ. Водитель ВАЗа оставляет машину в режиме N (на нейтральной передаче) или D/R (на первой/задней). Как и с АКПП, режим P дополняет, а не заменяет стояночный тормоз и не удержит автомобиль на склоне.

Механическая коробка передач требует тонкой работы педалью сцепления, и для решения этого вопроса конструкторская мысль пошла разными путями. Один из них — сделать совершенно другой механизм, в котором скорость переключается защемлением той или иной части многоступенчатой передачи, а толчки, возникающие при этом, гасятся жидкой средой — так работает традиционная гидромеханическая АКПП. Второй более прямолинейный — заставить автоматику выжимать сцепление. Первый действующий вариант такой коробки — Saxomat — выпущен в 1957 году. Эта коробка только выжимала сцепление, передачи приходилось переключать вручную[5].

Ещё до войны знаменитый Адольф Кегресс описал принципиальную схему коробки с двумя сцеплениями. Неизвестно, воплотил ли кто-то её в металле. В 1980-е годы идею подхватили гоночные инженеры Porsche, сделав первый действующий вариант РКПП с двумя сцеплениями на аналоговой элементной базе[6]. Коробка вышла тяжёлой и ненадёжной, для старта требовалось ножное сцепление, однако начало было положено, Porsche 956 выступал и показывал неплохие результаты, и система продолжала совершенствоваться в гоночных автомобилях[7]. Оказалось, впрочем, что конструкции с одним сцеплением, сделанные из современных материалов, тоже достаточно быстро переключают. Современная коробка гоночных болидов высоких серий, в том числе «Формулы-1» — полуавтомат с одним сцеплением (для простоты последовательный кулачковый, что вполне приемлемо в гонках).

В 2003 году Volkswagen AG выпустил первый двухдисковый «робот» для дорожных машин. И сегодня Volkswagen DSG — самый известный и распространённый из роботов с двумя сцеплениями, а мехатроник — прозвище исполнительного механизма любого робота (так он называется у Volkswagen). Если робот с двумя масляными сцеплениями Volkswagen DSG6 DQ250 мало отличался по статистике отказов от других коробок, то «младший брат» Volkswagen DSG7 DQ200 с двумя сухими сцеплениями оказался довольно неудачным[8]. Производитель сказал: это очень перспективная коробка и он не будет от неё отказываться, взамен он даёт гарантию на 5 лет или 150 тыс. км пробега. С 2014 года коробку признали достаточно надёжной и отказались от такой гарантии.

Одновременно с двухдисковыми появлялись и однодисковые роботы — ничего общего с гоночными конструкциями они не имели, это была проверенная механика, к которой приделали исполнительные механизмы. Маркетинговый и инженерный эксперимент не удался: первые «роботы» переключались как выпускники автошкол, с рывками и толчками[2]. К концу 2010-х жёсткие экологические нормы[6] вынудили европейских производителей массово принять РКПП.

Помимо двух традиционных схем — с одним и двумя сцеплениями — существуют и экзотические схемы. Запатентована коробка с тремя сцеплениями[6]. Редко встречается «автомат без гидротрансформатора»[9] — помесь «автомата» и «робота», гидравлическая планетарная коробка со сцеплением. Один из фрикционов («сцепление») используется для трогания, его делают прочнее, прописывают особые алгоритмы управления. Дальнейшее переключение — как на АКПП. Встречаются и вариаторы без гидротрансформатора[10]. Koenigsegg Jesko оснащён 9-скоростной трёхвальной коробкой без муфт переключения, но с 7-ю фрикционами[11].

Однодисковая РКПП представляет собой механическую коробку передач со сцеплением, к которой подсоединены два привода: один отвечает за сцепление, второй за вилки переключения. Приводы могут быть как электрическими, так и гидравлическими.

Если коробка гидравлическая (обычно применяется в дорогих автомобилях), есть также насос, поддерживающий давление в гидросистеме, и гидроплита (пути для масла и посадочные места для клапанов, сделанные в большой металлической плите). Интересно поступили в двухдисковой коробке DSG7 DQ200, устанавливаемой в маломощных авто Volkswagen: она электрогидравлическая, с маломощным электрическим насосом, не способным поддерживать давление, если начнётся расход жидкости. Давление поддерживает гидроаккумулятор — сосуд с газом под давлением 24 атм[12]. Если в автомате селектор — несколько клапанов на общем штоке, то селектор робота — чисто электрический выключатель, обработкой режимов занимается процессор.

Важное ноу-хау автопроизводителей — алгоритмы переключения: робот должен приспосабливаться к естественному износу диска сцепления[13], не мешать водителю неудачными переключениями, исполнять различные приёмы езды на ручном автомобиле. Например, бортовой компьютер может принимать информацию с датчиков АБС и не переключаться, если автомобиль поворачивает. В Lada Vesta реализованы такие народные приёмы вождения, как стоянка на передаче, зимнее трогание со 2-й передачи, запуск двигателя «с толкача», вытаскивание из грязи «враскачку»[14]. В Lamborghini Aventador стоит робот с одним сцеплением, но вилками управляют четыре независимых гидропривода, а соседние передачи (кроме последней пары, 6-7) стоят на разных вилках, что и даёт спорткару время переключения в солидные 50 мс[15]. Грузовая коробка Volvo I-Shift несинхронизированная, синхронность вращения валов достигается программно.

Практически все автомобили с роботами снабжаются автоматическими противооткатными системами (hill assist)[16][3]. Несрабатывание этой функции может вызвать неудобство, а то и аварию[10].

Для переключения робот берёт информацию из самых разных систем автомобиля, и при отказе этих датчиков возможны ошибки. Очень многие роботы перестают нормально работать при отказе стоп-сигнала[13].

Примерное устройство двухдисковой РКПП для переднеприводных автомобилей. Чёрная паразитная шестерня — корзина дифференциала. Не показаны задняя передача, вилки и муфты переключения. Разрезанная коробка Volkswagen DSG6 с двумя масляными многодисковыми сцеплениями. Видны концентрические диски сцеплений.

Двухдисковая РКПП представляет собой две параллельные МКПП с двумя сцеплениями, одна для чётных передач, другая — для нечётных. Когда автомобиль едет на 1-й передаче, на нечётной коробке включены 1-я передача и сцепление, на чётной — только 2-я передача.

Когда возникает потребность переключиться на 2-ю передачу, одно сцепление выключается, другое — включается. Когда компьютер видит, что водитель продолжает разгоняться, он подготавливает на нечётной коробке 3-ю передачу, и когда настанет пора переключиться, он снова разомкнёт одно сцепление и сомкнёт другое.

Потому коробка называется преселективной («с предварительным выбором») — пока автомобиль едет на 2-й передаче, коробка заранее готовит 3-ю, чтобы потом быстро переключиться на неё. Двухдисковые РКПП переключаются за 0,2 с и даже быстрее[6], не разрывая тягу, но только на ту передачу, которая подготовлена заранее[3]. Ошибки в предсказании (например, резкое ускорение из экономичного режима, а значит, срочный спуск на две-три передачи) приводят к задержке[3].

Главные достоинства двухдисковых роботов — плавное переключение и экономия топлива. Недостатки — та самая задержка при разгоне[3], цена на уровне автомата, не лучшее поведение на низких скоростях и плохо отработанный (на 2018) ремонт[17] — так, Volkswagen AG при большинстве проблем просто меняет блок сцеплений или мехатроник[8].

Примечание. Преселективными также назывались механические коробки, в которых указание следующей передачи происходит до включения: при сдвиге селектора взводятся пружины или переключаются пневмоклапаны, при нажатии педали сцепления они срабатывают и автоматически устанавливают передачу. Это никак не связано с РКПП.

На 2019 год двухдисковая РКПП применяется в самых разных классах автомобилей. На автомобилях недорогого и среднего класса она хвастается сравнимой с «автоматом» ценой и расходом как на МКПП. Так, заявленный расход 122-сильного турбированного Volkswagen Golf — 5,9 л/100 км на «роботе» и 6,3 на ручной[18].

На спортивных автомобилях двухдисковые «роботы» любят за быстрое переключение, а значит, динамичный разгон. Так, 1200-сильный Bugatti Veyron оснащён 7-скоростным «роботом» и разгоняется до 100 км/ч за 2,5 с[19]. 425-сильный BMW M3 с ручной коробкой разгоняется до 100 км/ч за 4,1 с, с «роботом» — за 3,9[20].

Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation первой оснастила грузовик двухдисковым роботом в 2011 году[21]. Впоследствии идею подхватили другие производители (John Deere — 2012, Volvo — 2014), но на 2019 такие грузовики остаются экзотикой: сложные конструкции не прибавляют грузовику рентабельности[16].

Робот неприменим во внедорожниках, строительной технике: на минимальной скорости с большой тягой гидротрансформатор работает лучше[22][10][16].

Автомат без гидротрансформатора встречается крайне редко, в основном в дорогих представительских машинах (Aurus Senat, спортивные комплектации Mercedes-Benz S-класса[23]). Хотя были предложения оснастить таким автоматом и ВАЗы[9]. Вариатор без гидротрансформатора встречается, например, в кроссовере Subaru Forester.

Однодисковая РКПП в легковых автомобилях на 2019 год из-за дешевизны и принципиальных недостатков (требует времени на переключение, и эти переключения происходят в неконтролируемые моменты) применяется только в недорогих автомобилях (например, Lada Vesta). В модельных рядах крупных марок (Volkswagen, Hyundai, KIA, Ford) на 2019 год нет однодисковых роботов — хотя ранее встречались (например, Citroën C3).

В грузовом транспорте однодисковые роботы продолжают применяться (Eaton Autoshift, Eaton Ultrashift, Volvo I-Shift, Renault Optidriver). У грузовика бывает более десятка передач со сложными схемами переключения (один рычаг выбирает ряд передач, второй — собственно передачу, зачастую один из рычагов является преселектором — переводит передачу, когда водитель выжмет сцепление[24]), и даже полуавтоматическое переключение удобнее, чем полностью ручное. К тому же многие такие роботы частично унифицированы с ручными коробками. Известный недостаток РКПП, унаследованный от ручных коробок — на минимальных скоростях приходится ездить с проскальзыванием сцепления, и водитель лучше робота видит дорожные условия — решается введением понижающих передач, дающих устойчивое движение на скоростях меньше 1 км/ч[25][26]. Считается[16], что из всей грузовой техники лучше всех выигрывает от робота магистральный тягач — а не мусоровоз или развозной грузовик.

Однодисковые полуавтоматы часто применяются в автогонках. Иногда наработки гоночных инженеров проникают в спорткары, превращаясь в полноценные роботы (Lamborghini Aventador).

Дверная коробка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2019; проверки требуют 2 правки. Разновидности дверных коробок

Дверная коробка — неподвижная часть двери, к которой дверными петлями крепится дверная створка.

Дверная коробка покрывает дверной проём в стене.

Дверная коробка — часть дверного блока, представляет собой рамочную конструкцию, закрепляемую на стенках дверного проема. Материалом для производства дверных коробок может служить как массив древесины различных пород, так и МДФ, ДСП, металл и их комбинации. Считается, что дверные коробки из ДСП лучше проявляют себя в период эксплуатации. Кроме того, такие коробки стоят дешевле. Наиболее популярные формы коробок — прямоугольная и скругленная. Для установки наличника и доборного элемента дверная коробка может иметь специальные пазы. Наличники необходимы для маскировки щелей между коробкой и стеной или перегородкой. Чтобы улучшить звукоизолирующие свойства двери, в коробку или в паз дверного полотна можно установить уплотнитель.

Доборные элементы — доски, закрывающие торцевые стенки дверного проема. Устанавливаются вместе с входными и межкомнатными дверями, если стенка проема шире толщины дверной коробки. Выполняют защитную и эстетическую функции, укрепляют короб, препятствуют его расшатыванию. Доборные элементы выпускают с обработанной или необработанной кромкой, а также телескопические, у которых на торцах есть пазы для замкового соединения с коробкой и наличниками.

В настоящее время различают следующие типы дверных коробок и ребер жесткости:

  • Уголковые
  • Профильные
  • Гнуто-сварные

Выбор того или иного варианта изготовления и конструкции, зависит от места и назначения дверной коробки, а также типа и размеров дверного проема.

Также коробка может быть дополнена противосъёмными штырями и планками, предотвращающими съём дверного полотна при срезе петель.

Боевая коробка — Википедия

Строй звена из 12 самолётов B-17, разработанный в октябре 1943 года. Три таких звена составляли коробку группы из 36 самолётов.
  1. Ведущий элемент
  2. Верхний элемент
  3. Нижний элемент
  4. Нижайший элемент

Боевая коробка(англ. combat box) — боевой порядок, использовавшийся тяжёлыми стратегическими бомбардировщиками Военно-воздушных сил армии США в ходе Второй мировой войны.

Боевая коробка называлась также «шахматным порядком» (англ. staggered formation). Его оборонное значение состояло в концентрировании огневого воздействия пулемётных точек бомбардировщиков при сохранении в то же время одновременности воздействия сброшенных бомб на цель.[1]

Изначально боевые порядки разрабатывались на основании довоенных доктрин Air Corps, согласно которым массированные соединения бомбардировщиков могут атаковывать и уничтожать цели при свете дня, пользуясь перекрестным огнём своих оборонительных пулемётов — практически исключительно Browning M2 калибра .50. Тем не менее применение бомбардировки с больших высот потребовало более тесного шаблона сбрасывания бомб, и применение «боевой коробки» продолжалось даже после появления истребительного прикрытия — особенно начиная с боевых действий весны 1944 года в Европе, когда истребители USAAF летели впереди боевой коробки, «зачищая» путь от истребителей люфтваффе, — которое практически исключало угрозу перехвата бомбардировщиков.[1]

Идея создания концепции приписывается полковнику Кертису Лемею, командиру 305-й бомбардировочной группы (англ.)русск. в Англии[2][3][4]. Однако 8-я воздушная армия[убрать шаблон] экспериментировала с различными боевыми построениями с первого бомбардировочного вылета 17 августа 1942; несколько из них также именовались «коробками». Группа Лемея создала «боевую коробку Джавелин» в декабре 1942 года, и это построение легло в основу многочисленных последующих вариантов боевых коробок[5].

Практика именования концентрированных строёв «коробками» была результатом изображения построений на видах сверху, снизу и сбоку, при этом каждый бомбардировщик располагался в пределах воображаемого параллелепипеда («коробки»).[1]

Эволюция боевых построений 8-й воздушной армии[править | править код]

Эксперименты 1942 года[править | править код]

Боевые коробки B-17 3-го бомбардировочного дивизиона B-24 446-й бомбардировочной группы в строю боевой коробки

Первые десять вылетов 8-й воздушной армии в августе 1942 года из Англии были неглубокими проникновениями во Францию, мощно поддерживаемыми эскортами истребителей «Спитфайр» Королевских ВВС Великобритании. «Летающие крепости» B-17 шли эскадрильями по шесть самолётов с интервалом в две-четыре миль, во избежание столкновений в воздухе по причине неопытности экипажей. Хотя эскадрильи не могли оказывать друг другу поддержку, преимущество небольших групп заключалось в простоте и лёгкости управления ими. Бомбардировщики эскадрильи располагались трёхуровневой «этажеркой» высотой 150 футов (46 м), и не поддерживали друг друга, за исключением ведущей пары.

По мере того, как в налётах стало принимать участие всё больше бомбардировщиков, которые проникали на территорию противника всё глубже и встречали всё более сильное сопротивление, у командования росло понимание необходимости в более компактном строе, и произошёл возврат к клинообразному трёхсамолётному строю, являвшемуся стандартом до войны. Эскадрильи состояли из трёх таких клиньев, летящих на одной высоте; в строю группы шло две эскадрильи, одна из которых летела с отставанием, выше и правее. Строй в целом имел 600 футов (180 м) в высоту, 500 футов (150 м) в глубину и 2500 футов (760 м) в ширину. Он показал себя сложным в маневрировании, как и альтернативный вариант из 36 самолётов[6], и ограничивал возможности ведения огня многим из турельных пулемётчиков[5].

Две исходных тяжёлых бомбардировочных группы 8-й воздушной армии были переведены в Северную Африку и в октябре-ноябре замещены четырьмя новыми группами B-17 (306-й (англ.)русск., 91-й (англ.)русск., 303-й (англ.)русск. и 305-й), и двумя группами B-24 Liberator (44-й (англ.)русск. и 93-й (англ.)русск.), каждая из которых проводила свои эксперименты с боевыми построениями. Их ранние вылеты были омрачены рядом отказов материальной части, заставлявших группу преждевременно возвращаться на базу, что отрицательно сказалось на разработке эффективных боевых порядков[7].

С ноября 1942 года и до конца войны применялись различные варианты боевых коробок, призванные соответствовать изменяющимся условиям — в частности, изменившейся немецкой тактике, которая стала использовать лобовые атаки на бомбардировщики, огневая мощь которых в передней полусфере была сравнительно низкой. 305-я бомбардировочная группа изобрела строй из 18 самолётов «Javelin Down», в котором самолёты располагались в элементе, а эскадрильи в группе вертикально по направлению от солнца. Это способствовало стрелкам расположенных выше самолётов видеть самолёты под ними, избегая ослепления солнцем. Спереди строй выглядел как ряд ступенек, а сверху и в профиль напоминал наконечник стрелы. В отличие от ранних боевых порядков, в которых ведущий летел ниже всех, теперь он располагался посреди строя по вертикали. 305-я успешно проверила такой строй на практике 6 декабря 1942 года в вылете на бомбёжку города Лилль, и он был незамедлительно принят на вооружение трёх остальных групп, вооружённых B-17.[5]

Вскоре 305-я разработала более компактный ступенчатый строй, в котором самолёты в эскадрилье были построены «лесенкой» вниз в одном направлении, а сами эскадрильи — «лесенкой» вверх в противоположном направлении. К коробке из 18 самолётов было добавлено ещё одно звено из трёх самолётов, помещённое в наиболее уязвимую эскадрилью для дополнительной поддержки. Получившийся клинообразный строй из 21 самолёта был принят на вооружение всеми группами 13 января 1943 года и оставался стандартом до сентября 1943 года.[8]

Коробки эскадрилий[править | править код]

Варианты боевых коробок группы[править | править код]

В октябре 1943 года начала действия группа «Следопыт» (англ. Pathfinder), использовавшая радары для наведения на цель, что вызвало потребность в компактной группе из 36 самолётов для оптимизации бомбового воздействия в условиях неблагоприятной погоды. Этого достигли путём увеличения числа звеньев из трёх самолётов в строю эскадрильи с двух до четырёх, и расположения всех трёх самолётов звена на одном эшелоне для предотвращения столкновений.[9] Автором этой ромбовидной боевой коробки из 12 самолётов был Лемей, назначенный командиром третьего бомбардировочного дивизиона (англ.)русск.; он предпочитал её прочим вариантам, и когда в августе 1944-го он принял командование операцией «Маттерхорн» (англ.)русск. в Индии, это построение было принято как основное для налётов B-29.[10] Его разновидность, использовавшая четыре эскадрильи по 9 самолётов в ромбовидном строю, позволила ещё сильнее уплотнить шаблон сброса бомб.[9]

Коробки эскадрилий следовали друг за другом — истребителям сопровождения было легче защищать такое построение. Однако плотное следование 36 самолётов четырёх эскадрилий было сложно в поддержании и увеличивало вероятность поражения нижних самолётов бомбами, сброшенными с вышелетящих. Пересмотреный вариант строя из 36 самолётов, использовавшийся в случаях, когда цель наблюдалась визуально, упразднил самую нижнюю эскадрилью во избежание таких ситуаций.[9] Хотя боевые коробки из 36 и 27 бомбардировщиков стали стандартом на протяжении большей части 1944 года, для B-24 8-й и 15-й воздушных армий (англ.)русск. была разработана ромбовидная боевая коробка из четырёх эскадрилий по 10 самолётов.[9]

Зимой 1944-45 годов приоритетом стала минимизация потерь от зенитного огня. Коробка из 27 самолётов стала стандартном для B-17s на протяжении 1945 года, при этом бомбардировщики были разрежены по фронту во избежание поражения нескольких самолётов разрывом одного зенитного снаряда. В то же время ведомые летели с меньшим отставанием от ведущего; размеры коробки при этом составляли 750 футов (230 м) в высоту, 650 футов (200 м) в длину и 1170 футов (360 м) в ширину. Такой окончательный вариант строя предоставлял для зенитчиков незначительную по размерам цель, обеспечивал хорошее рассеивание бомб, а также был лёгок в поддержании и управлении им.[9]

Боевые коробки B-24[править | править код]

Боевые построения 15-й воздушной армии[править | править код]

  1. 1 2 3 Freeman, 1991, p. 37.
  2. ↑ Bowman, 1997, p. 48.
  3. ↑ Capps, 1997, p. 108.
  4. ↑ Morrison, 1962, pp. 22–23.
  5. 1 2 3 Freeman, 1991, p. 42.
  6. ↑ Freeman, 1991, pp. 38–40.
  7. ↑ Freeman, 1991, p. 40.
  8. ↑ Bowman, 1997, pp. 46–48.
  9. 1 2 3 4 5 Freeman, 1991, p. 43.
  10. John T. Correll. The Matterhorn Missions. — Air Force Magazine. — 2009. — № за март..
  • Bowman, Martin W. USAAF Handbook 1939—1945. — Stackpole Books, 1997. — ISBN 0-8117-1822-0.
  • Capps, Robert S. Flying Colt: Liberator Pilot in Italy. — Manor House, 1997. — ISBN 0-9640665-1-3.
  • Freeman, Roger A. The Mighty Eighth War Manual. — Motorbooks International, 1991. — ISBN 0-87938-513-8.
  • Morrison, Wilbur H. The Incredible 305th: The «Can Do» Bombers of World War II. — Jove Books, 1962. — ISBN 0-515-07733-X.
  • Thompson, Robert L. Flying in Coffin Corner. — Whitewing Press, 1995. — ISBN 0-9639519-1-2.
  • Johnson, Richard Riley. Twenty Five Milk Runs (And a few others): To Hell's Angels and back. — Victoria, Canada : Trafford Publishing, 1995. — ISBN 1-4120-2501-X.
  • Wally Blackwell. 398th Bomb Group Combat Formations (неопр.). 398th Bomb Group Memorial Association (декабрь 2003).