какой должен быть и как выбрать
Автомобиль как комфортное и удобное средство передвижения сейчас есть практически в каждой семье. Однако оно не так безопасно, как хотелось бы.
Все виды автомобилей относятся к средствам с высоким риском пожарной опасности. Возгорание может возникнуть при столкновении при дорожно транспортной аварии, а также причиной пожара может стать замыкание или поломка в топливной и/или электрической системе.
В связи с этим наличие в авто специального средства тушения является обязательным. Какой должен быть огнетушитель в легковом автомобиле рассмотрим в данной статье.
Огнетушитель для автомобиля
На данный момент все существующие средства для пожаротушения относятся к 3 основным группам:
- Углекислотные.
- Порошковые.
- Хладоновые.
Однако последние получили запрет на их использование в автомобиле.
Порошковые и углекислотные по внутреннему устройству практически не отличаются. Разница заключается лишь в заряженном типе тушащего вещества
Рассмотрим наиболее распространенный и ходовой порошковый огнетушитель для автомобиля.
К достоинствам относится их универсальность, ценовая доступность, легкий вес и их пригодность для борьбы с возгораниями различных видов, включая электрические провода, находящиеся под напряжением.
Виды автомобильных огнетушителейСреди недостатков можно выделить:
- Отсутствие длительного охлаждающего эффекта, который может предотвратить повторное возгорание.
- Порошковое облако, которое возникает в результате применения огнетушителя, делает почти нулевой видимость вокруг области тушения.
- Порошок может сильно испачкать автомобиль, отдельные детали и электронику.
- При длительном хранении в порошкообразном тушащем веществе могут образовываться комки, которые негативным образом скажутся на работе огнетушителя.
Углекислотные огнетушители также распространены среди автомобилистов, но их использование не всегда является безопасным. Сама по себе углекислота имеет достаточно низкую температуру, и способна вызвать обморожения при попадании на открытые участки кожи человека. Еще одним существенным недостатком является то, что данный тип тушащего вещества при его вдыхании способен вызвать негативное влияние на органы дыхания человека.
Какой огнетушитель должен быть в автомобиле – это решать самому владельцу, но здесь следует так же обращать внимание на требования, которые предъявляются к колесным транспортным средствам.
Огнетушитель для техосмотра
Любое приобретаемое средство для тушения возгорания должно соответствовать определенным требованиям. Особое внимание необходимо обращать на производственную маркировку, которая есть на поверхности данного средства тушения.
Укомплектование автотранспортных средств огнетушителями необходимо проводить в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 “О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (вместе с “ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств”). Актуальную редакцию смотрите тут.
В приложении 8 п.11.4. Независимо от наличия автоматической системы пожаротушения, транспортные средства категории M1 оснащаются не менее чем одним огнетушителем емкостью не менее 1 л, транспортные средства категорий M2, M3 и N оснащаются не менее чем одним огнетушителем емкостью не менее 2 л. Огнетушитель размещается в легкодоступном месте. У транспортных средств категорий M2 и M3 огнетушитель размещается поблизости от рабочего места водителя. В случае двухэтажного транспортного средства на верхнем этаже должен находиться дополнительный огнетушитель. Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен.11.5. Огнетушители и аптечки первой помощи (автомобильные) на транспортных средствах, оборудованных приспособлениями для их крепления, надежно закрепляются в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
Давайте более детально рассмотрим, каким требованиям должен отвечать огнетушитель для техосмотра автомобиля:
- Основное главное требование это соответствие установленным действующим нормам государственного стандарта.
На сегодня существуют дополнительные нормативные документы в РФ: НПБ 155-2002, ГОСТ Р51057-2001 и СП 9.13130.2009. Которые распространяют свое действие практически на все переносные средства для устранения возгораний, включая автомобильные.
- Масса тушащего вещества должна составлять не меньше 2 кг. в полностью заправленном огнетушителе.
- Срок проверки и/или перезарядки огнетушителей. Каждые 1,5 года порошковые средства нуждаются в перезарядке, даже если ими ни разу не воспользовались. Углекислотные огнетушители можно заправлять через каждые 5 лет.
- Маркировка должна содержать исчерпывающую информацию о применении данного средства, о типе тушащего состава, а также об организациях, которая произвела выпуск данного средства пожаротушения.
- Для легкого автомобиля в 2016 г. установлен стандартный объем огнетушителя в 2 литра.
Выбираем лучший вариант
Огнетушитель автомобильныйВопросом сколько стоит огнетушитель для автомобиля, задаются многие владельцы авто. Средства с углекислотой из-за своей большей эффективности стоят дороже, нежели средства с порошковым тушащим средством.
В специальных магазинах цена обычно колеблется от 250-700 р. на порошковые огнетушители. Несколько дешевле можно приобрести у частных продавцов или на рынках, то там велик риск, нарваться на не качественный товар или подделку.
Приобретая огнетушитель, обращайте внимание на следующее:
- Свой выбор лучше остановить на металлическом корпусе. Такие средства более надежны, нежели пластиковые аналогичные средства.
- На огнетушителях с порошкообразным тушащим средством есть манометр. Если средство исправно, то стрелка будет указывать на зеленую зону.
- К каждому такому средству тушения прилагается технический паспорт, а также вы можете ознакомиться у продавца с пожарным сертификатом и сертификатом соответствия, которые у него в обязательном порядке должны быть в наличии.
- Чека средства для пожаротушения должна быть опломбирована.
Такие несложные правила позволят вам приобрести качественный и безопасный огнетушитель для своего автомобиля, который будет соответствовать всем основным требованиям, предъявляемым при прохождении ежегодного техосмотра.
Сравнение огнетушителей
Часть материалов взята из официальной группы МЧС России «ВКонтакте»: https://vk.com/mchsgov
Огнетушитель автомобильный для техосмотра: требования, как выбрать
Огнетушитель для автомобиля – неотъемлемая часть экипировки машины. Без него техосмотр не пройти. И если раньше во времена Советского Союза выбирать приходилось лишь из одной единственной модели, что выбором и не назовешь, то сегодня рынок предлагает несколько модельных линеек, о которых и поговорим.
Типы огнетушителей для авто
Начнем с того, что пенные и водяные приборы для автомобиля не подходят. Первые имеют слишком малый объем, так что ими потушить большое возгорание не получится. С помощью вторых потушить горящий топливный бак или мотор тоже не получится.
Значит, остаются порошковые и углекислотные модели. У второго эффективность выше, но и стоит он дороже. Что касается первого, то надо обозначить некоторые его недостатки:
- порошковые огнетушащие вещества не обладают эффектом охлаждения, так что после их использования можно ждать повторного возгорания;
- порошок распыляется в виде маленьких дисперсных частиц, что снижает видимость в помещении;
- со временем внутри огнетушителя для автомобиля порошок собирается в комки, что нередко становится причиной плохого его выхода из сопла прибора, а это снижает его эффективное действие;
- порошковый материал разъедает электропроводку.
Маркируются порошковые модели – ОП. Но нередко можно встретить и другие дополнительные обозначения. К примеру:
- «Б» — баллон находится под большим давлением;
- «З» — это закачной вариант;
- «Г» — с газогенерирующим патроном.
Углекислотные обозначаются, как «УО». Кроме того, что они обладают высокой эффективностью тушения огня, есть у них и свои минусы:
- большое давление внутри баллона – это сильная отдача от прибора, который надо удерживать с усилием, незнающий человек может просто выронить его из рук;
- нельзя держать огнетушитель за выходной патрубок, он сильно охлаждается, можно поранить кожу рук;
- диоксид углекислого газа в большом количестве может привести к отравлению.
Требования к огнетушителю при техосмотре 2018 года
Какие требования актуальны в этом году:
- Объем прибора: 2 л для легковых авто, 5 л для грузовых, в автобусах устанавливается 2 штуки по 5 литров.
- При этом важно учитывать массу огнетушителя, которая подтверждает, что он заполнен полностью. Поэтому для легковых автомобилей вес прибора 2 кг, для грузовых 5 кг.
- Срок годности – немаловажный показатель. Их два: реальный и номинальный. При техосмотре будет браться в расчет второй. Обычно это 10 лет после выпуска, срок которого указывается в паспорте изделия.
При техническом осмотре автомобиля обязательно будет определяться место расположения огнетушащего устройства. Поэтому выбирайте место, доступное для быстрой возможности достать прибор. При этом он должен быть хорошо и надежно прикреплен.
Не забывайте, что инспектор ГИБДД – специалист, провести его не получится. Он обязательно обратит внимание и на маркировку, и на исправность манометра, и на давление, которое показывает. Обязательно проверит пломбу, которая блокирует работу устройства, шланг подачи огнетушащего вещества, распылитель и прочее. Поэтому перед тем как ехать на техосмотр, проверьте все сами.
Если по каким-то причинам тушитель признан неисправным, то его или утилизируют, для чего составляется акт, или отправляют на перезарядку. В последнем случае необходимо знать сроки перезарядки огнетушителей. Если это углекислотный вариант, то каждые 5 лет – норма, если порошковый, то каждые 1,5 года.
Внимание! Иногда проще приобрести новый огнетушитель для автомобиля, чем перезаряжать старый. Тем более, разница в услугах перезарядки незначительно дешевле приобретения агрегата.
На что обратить внимание, приобретая новый аппарат
Конечно, цена – немаловажный фактор в вопросе выбора, но не главный. Иногда качество огнетушащего вещества может сыграть определяющую роль в спасении жизней людей и имущества. Поэтому совет:
- приобретайте огнетушители для автомобилей только в специализированных торговых точках, в которых отвечают за качество предлагаемых товаров;
- обратите внимание на внешний вид, корпус – без повреждений и коррозийных участков;
- необходимо проверить пломбу, работает ли манометр (стрелка располагаться должна в поле зеленого цвета), срок исправности;
- ознакомьтесь с инструкцией по применению, если что-то непонятно – уточните у продавца;
- ознакомьтесь с сертификатом.
Внимание! Необходимо проверять срок годности в процессе эксплуатации огнетушителя. Может случиться так, что он просто откажет в самой экстремальной ситуации. К тому же за просрочку, если это обнаружит инспектор ГИБДД, вам выпишут штраф.
Обратите внимание на класс устройства. Если ваша машина работает от газа (пропан, бутан, метан или ацетилен), то лучше приобретать приборы класса «D». Если салон автомобиля напичкан пластмассовой обивкой или облицовкой, то лучше класс «А». Если требуется тушить горючие жидкости и масла, то подойдет класс «В». Тушить электропроводку лучше устройством класса «С».
Сложно по данной классификации выбрать какой-то определенный тип. Поэтому производители предлагают комбинированные варианты: АВС, ВС или АВ.
Где должен храниться огнетушитель автомобильный
Как показывает практика, чаще всего крепят огнетушитель в багажнике – что неверно по правилам. Ведь в них четко прописано, что аппарат должен располагаться внутри кабины авто (рядом от водительского места), где его крепят специальными хомутами.
Но все чаще автовладельцы предпочтение отдают сразу двум огнетушителям: один углекислотный устанавливают в кабине, а порошковый держат в багажнике. Лучше переплатить, но быть уверенным, что жизнь находится в безопасности.
Как пользоваться
Что касается вопроса непосредственного использования, то никаких сложностей в этом нет. Основная задача – своевременно среагировать. Все действия сводятся к четырем простым операциям:
- сорвать пластиковую или металлическую пломбу, что не представляет особого труда;
- вытащить чеку, дернув за кольцо;
- направить сопло раструба на огонь;
- нажать на пусковой рычаг.
Обратите внимание, что в некоторых моделях выброс огнетушащего вещества может произойти с задержкой в пределах 5 секунд. Это норма, беспокоиться нет причин. Самый большой выброс, он мощный и эффективный, происходит в течение первых 9 секунд. Именно в это время и надо постараться сбить пламя.
Огнетушители в машину – это не прихоть ГИБДД. Это реальная возможность сохранить себе жизнь, если по каким-то причинам машина загорелась.
Видео:
Автомобильный огнетушитель – выбираем самый надежный и эффективный
Автомобильный огнетушитель помогает избежать неприятностей, связанных с возгоранием салона транспортного средства. Он считается важным элементом системы безопасности любой машины.
Огнетушители для транспортных средств – какими они бывают?
Интересующие нас приспособления, предназначенные для тушения огня в салоне автомобиля, могут быть наполнены разными веществами. По этому показателю их делят на:
- аэрозольные;
- углекислотные;
- порошковые.
Приспособления для тушения огня в салоне автомобиля
Аэрозольные огнетушители (их также называют воздушно-пенными) характеризуются малыми размерами, что очень нравится владельцам авто. Их крепление в салоне машины на специальный держатель за счет компактных параметров не вызывает сложностей, да и места много они не занимают. На этом, в принципе, все достоинства аэрозольных «тушителей пожаров» и заканчиваются. В случае возникновения реального возгорания такие устройства, наполненные пеной, ничем вам не помогут, ввиду своей малой эффективности. Кроме того, их заправка и дозаправка является достаточно сложным процессом.
Больше пользы могут принести углекислотные приспособления, наполненные диоксидом углерода. Он находится в устройстве в сжатом виде, что дает возможность использовать его мгновенно – никаких задержек, связанных с потребностью создания давления в огнетушителе не возникает. Пожар в данном случае ликвидируется, благодаря тому, что устройство выкидывает большой по мощности поток тушащего вещества, которое, во-первых, сбивает огонь, во-вторых, охлаждает горевшую поверхность. Заправка углекислотных огнетушителей также связана с проблемами, ввиду токсичности диоксида.
Углекислотное приспособление для ликвидации пожара
Самыми востребованными у отечественных водителей являются порошковые автомобильные огнетушители, в которых хранится специальная смесь в виде мелкого порошка.
Эта композиция распыляется на очаг возгорания, начинается реакция ее химического взаимодействия с горящими изделиями. Результатом процесса становится формирование плотного слоя на последних, который противодействует распространению огня, перекрывая поступление кислорода.
Углекислотный огнетушитель – может, выбрать его?
Аэрозольные устройства использовать в транспортных средствах нежелательно (сложная заправка, небольшая эффективность). Поэтому любой водитель предпочитает выбрать либо порошковый, либо углекислотный огнетушитель (УО) и поместить его в ящик (или озаботиться удобным креплением в салоне). Устройство с диоксидом углерода имеют следующие преимущества:
- возможность с их помощью загасить возгорание, образующееся в труднодоступных местах автомобильного салона;
- отсутствие следов гашения пожара после применения устройства – не нужно покупать дорогостоящие средства и затрачивать свое время на устранение последствий тушения огня в салоне автомобиля;
- длительный срок службы УО – до 5 лет;
- возможна дополнительная заправка устройства для продления времени его эксплуатации.
Порошковый огнетушитель авто
К недостаткам углекислотных устройств относят то, что при их применении есть риск обжечься или отравиться диоксидом углерода. Кроме того, они имеют большой вес – их надежное крепление в салоне может вызвать массу проблем (обычно для их размещения ставят ящик под сиденье).
Огнетушитель в ящике под сиденьем
При этом ГИБДД во время проведения техосмотра не возражает, чтобы водители оборудовали свои машины УО. Требованиям, выдвигаемым к огнетушителям (срок годности, эффективность его действия), они полностью соответствуют. Можете смело выбрать именно УО и поместить его в специальный ящик либо на крепление в салоне – беспроблемное прохождение техосмотра вам гарантировано.
Порошковые устройства – самые популярные среди водителей
Порошковые огнетушители (ОП) бывают трех типов:
- с баллоном – маркируются литерой Б;
- закачные – З;
- с газогенерирующим приспособлением (патроном) – Г.
Маркировка дает возможность понять, каким образом формируется давление в ОП. Знать эту информацию жизненно необходимо, так как она определяет время, требуемое для приведения устройства в рабочее состояние. Огнетушители с патроном и баллоном запускаются за 4–5 секунд, закачные – немного дольше. Именно за указанный период в ОП создается давление, которого достаточно для выталкивания из устройства порошка для тушения.
ОП с газогенерирующим патроном
В соответствии с ПДД 2013 года грузовик массой до 3,5 тонн и легковое авто может оснащаться любым видом ОП (например, ОП-2 с весом заряда 2 кг либо ОП-4 с весом 4 кг). Установка порошковых огнетушителей в специальный держатель выполняется без затруднений, срок их годности составляет 10 лет. Но обратите внимание – для спокойного прохождения техосмотра порошковое устройство следует перезаряжать каждые пять лет. Такой срок перезарядки установлен в ПДД 2013 года.
Такая заправка по стоимости сопоставима с ценой нового ОП. Поэтому многие автолюбители не обращают внимания на десятилетний срок годности огнетушителя. «Морочливая» новая заправка не вызывает у них восторга – проще приобрести новое устройство для тушения возгораний. Главным достоинством ОП признается их высокая эффективность. Они великолепно справляются с огнем. Кроме всего прочего, такие огнетушители не дают возможности образовываться новым очагам возгорания на элементах салона автомобиля.
Высокоэффективный ОП с баллоном
К недостатку ОП относят их повышенную дисперсность. При неправильном хранении они способны лишиться своей высокой огнетушащей способности. Чтобы срок службы порошковых огнетушителей был максимально длительным, их следует хранить в четком соответствии с рекомендациями производителя. Еще один «минус» ОП – сложности с химчисткой салона автомобиля от следов тушения пожара. Загрязнения от порошковой смеси удалить совсем не просто.
Каким требованиям должны отвечать огнетушители для машины?
С 2013 года сотрудники ГИБДД при осуществлении техосмотра выдвигают ряд технических требований к автомобильным огнетушителям. Они таковы:
- огнетушитель должен иметь разрешение на применение при функционирующем под напряжением электрооборудовании транспортного средства;
- количество тушащего вещества обязано быть два литра и более;
- крепление устройства для тушения на держатель выполняется так, чтобы водитель мог быстро дотянуться до него (недостаточно «спрятать» огнетушитель в ящик багажника и ждать удачного техосмотра).
Держатель для крепления устройства для тушения
О последнем пункте требований хочется сказать отдельно. Крепление УО или ОП следует производить при помощи особых приспособлений. Это может быть металлический кронштейн, различные варианты подставок, специальный держатель. Крепление в виде кронштейна бывает заводским или самодельным. Держатель для огнетушителя также можно купить в магазине либо сделать самому.
Крепление УО металлическим кронштейном
Автомобильное устройство для тушения возгораний желательно помещать в отдельный ящик. Из какого материала он будет сделан, неважно. Главное, чтобы ящик можно было легко и быстро открыть при возникновении пожара.
10 лучших огнетушителей — Рейтинг 2019 года (Топ 10)
Огнетушитель в первую очередь вызывает стойкую ассоциацию с автомобилями – действительно, подобное устройство по закону обязано быть в багажнике, а, учитывая ограниченный «срок годности» огнетушителей, его придется еще и регулярно менять. Однако, естественно, не только автомобилисту стоит иметь при себе средства пожаротушения. Например, в мастерской, если Вы работаете с абразивным инструментом или сваркой, огнетушитель тоже будет вовсе не лишним.
Главное – правильно выбрать огнетушитель, и по типу, и по качеству – кадры с мест пожара, когда при попытке использования он делает слабый «пшик», на том же Youtube мелькают постоянно. Конечно, это чаще всего бывает вызвано «просрочкой», но, к сожалению, и новые огнетушители страдают то «недовесом» активного вещества, то теряют работоспособность еще до даты плановой замены. Что же до типов огнетушителей, то мы рассмотрим четыре самых массовых:
- Порошковые огнетушители, дешевые и эффективные, могут быстро погасить пламя, но одновременно с этим загаживают спасенное имущество до безобразия – мелкодисперсный порошок проникает всюду. Например, даже из-под капота автомобиля автор его бы по своему опыту удалять не пожелал, ну а дома или в мастерской – тем более.
- Углекислотные огнетушители легко и недорого перезаправляются, но не отличаются скоростью гашения, что тоже важно. В замкнутых пространствах использование углекислоты может быть опасным: углекислый газ вытесняет кислород не только для огня, но и для нас самих. Кроме того, резкое охлаждение (до минус 70 градусов Цельсия) углекислотой нагретых огнем предметов может их повредить сильнее самого пожара.
- Воздушно-пенные огнетушители отличаются длительным временем распыления этой самой пены, зато не любят холод, а сама пена коррозионно-активна. Для тушения цепей, находящихся под напряжением, они тоже непригодны – поэтому применимость у них менее широка, чем у порошковых или углекислотных, и «прописать» такую модель есть смысл только в отапливаемом помещении.
- Воздушно-эмульсионные, в отличие от воздушно-пенных огнетушителей, работают и при отрицательных температурах, имеют минимальную вторичную опасность (то есть сам огнетушитель мало вредит спасаемому имуществу). К тому же после заправки подобные модели могут храниться до десяти лет – для помещений это хороший вариант огнетушителя.
Итак, а теперь перейдем к главному – что из предлагаемого в магазинах действительно стоит купить?
Какой огнетушитель выбрать?
Для начала пройдемся по классам, которые стандартно предусмотрены для огнетушителей:
- Класс А – твердые горючие вещества (сюда относится и промасленная ветошь, и стена деревенского пятистенка – разница в масштабах)
- Класс В – жидкие горючие вещества (очевиднее всего – разлитый бензин)
- Класс С – газообразные вещества. Тут в первую очередь важен не сам физический признак, а возможность струе вырваться под давлением (например, если сработает ограничительный клапан автомобильного ГБО).
- Класс D – возгорание металлов, что в обычной практике малореально (разве что у Вас в гараже есть запас магниевой стружки)
- Класс Е – тушение электроустановок, тут важно отсутствие токопроводимости у самого реагента – иначе он сможет натворить дел больше, чем сам пожар.
Для распространенных огнетушителей признаком качества является (хотя бы заявленный) класс АВСЕ. Такой огнетушитель будет максимально универсален. А вот если производитель не слукавил и честно заявил класс ВСЕ – такой огнетушитель, увы, стоит обойти стороной. Дело в том, что именно тушение по классу А наиболее требовательно – огнетушитель, способный сбить поверхностное пламя или лишить кислорода ограниченное пространство, может оставить тлеть огонь в глубине. Проведите, если есть желание, простой эксперимент: попробуйте погасить грамотно разложенный костер.
Кроме того, важно не только то, как огнетушитель потенциально заряжен активным веществом, но и как он его использует. В первую очередь это критично для огнетушителей, использующих газовое давление для выброса реагента – какой бы эффективный реагент ни был бы заряжен, толку-то от него, если рабочее давление уползает вниз уже через полгода? В этом плане, конечно, углекислотные огнетушители надежнее всего – эх, если бы они так же были бы эффективны и безопасны…
Как минимум стоит ориентироваться на заявляемый производителем срок гарантии – даже с учетом того, что обращаться по гарантии с недорогой моделью мало кто будет, это все-таки дает определенную уверенность в качестве. У уже купленного огнетушителя почаще обращайте внимание на контрольный манометр (для порошковых, воздушно-пенных и воздушно-эмульсионных огнетушителей он обязателен): если заметно «уползание» стрелки влево, то такой огнетушитель лучше сразу заменить.
И в любом случае стоит помнить: всегда лучше перестраховаться. Это автор Вам может гарантировать: загореться может все, везде и всегда.
Углекислотный огнетушитель: характеристики, назначение, применение
Любой офис, а тем более управление завода, цех или складской комплекс вполне успешно может работать, выполняя свои задачи и принося прибыль, без модного многофункционального автомата для приготовления кофе; но без современного переносного/передвижного огнетушителя (в соответствии строгих требований государственных норм/правил обеспечения ПБ) он не должен эксплуатироваться; а также обречен быть плохим примером, поводом для постоянного применения штрафных санкций при каждой проверке сотрудниками МЧС России.
Огнетушителей разных видов, типов, размеров, массы, принципов использования за последний век изобретено немало – от простейшего водного, химического пенного до переносного устройства, тушащего огонь мелкодисперсным порошком, углекислым газом или хладонами. В статье речь пойдет о наиболее универсальном изделии, пригодном для использования в большинстве случаев/ситуаций, одном из лидеров поставок/продаж первичных средств пожаротушения.
Назначение
Назначение углекислотных огнетушителейВо времена Советского Союза, а также в последние годы до появления нового, как говорит реклама от производителей/поставщиков, инновационного типа газовых огнетушителей – хладоновых; первичные средства пожаротушения, заполненные углекислотой, были незаменимым средством тушить пожары там, где с другим видом огнетушащего вещества это было сделать невозможно, смертельно опасно для жизни….. или нецелесообразно использовать из-за попадания на дорогие товары, ценное производственное оборудование, электрическую аппаратуру, приборы, бытовую технику воды, химической пены, порошка, что приводило еще к большему материальному ущербу. Напротив, СО2 в ходе тушения просто быстро испаряется, не оставляя абсолютно никаких следов – загрязнений, повреждений.
Поэтому углекислотный огнетушитель востребован и сейчас для тушения:
- Любого производственного/бытового электрического оборудования – установок, приборов, аппаратов управления и контроля под рабочим напряжением до 1000 В; при отключении питания – трансформаторных установок, распределительных устройств до 10 кВ.
- Компьютерной техники в офисных помещениях, сверхценного оборудования центров обработки/хранения больших массивов данных, кинопроекционной аппаратуры зрительных залов.
- Выставленных, хранящихся художественных ценностей в картинных галереях, музеях, экспозиционных залах; важных документов, изданных на бумаге, в государственных архивах.
- Рекомендован он и к применению в жилом секторе, но там он также редок как белый гриб в пустыне. Мало кто из собственников приобретает такие огнетушители, за исключением разве что владельцев личных автомобилей, в том числе для установки в гаражах, мастерских.
- Различных транспортных средств – от мотоцикла, малолитражки до электропоезда, морского/океанского грузового судна.
- Горящих с участием кислорода большинства веществ.
За исключением:
- Металлов калия, натрия в чистом виде.
- Магния, алюминия, а также сплавов на их основе.
- Бумажной, древесной пыли, опилок, хлопка-сырца.
- Горящей одежды на теле человека.
- Полимерных, пирофорных веществ, а также других материалов, исходного сырья, готовой продукции, которые могут гореть без контакта с воздушной средой, тлеть внутри собственного объема.
Это напрямую связано с уникальными физико-химическими свойствами жидкой углекислоты, хранящейся в корпусе огнетушителя, а также газообразного СО2, выходящего под большим давлением/скоростью из его раструба при использовании для тушения первичного очага пожара:
- При выходе из корпуса огнетушителя, увеличиваясь до 500 раз в объеме, она резко охлаждается, вплоть до частичной кристаллизации, при этом температура углекислого газа может достигать – 70 ℃.
- Такое свойство СО2 отлично подходит для тушения пожаров, так как он не только не поддерживает горение, но и значительно понижает температуру в очаге пожара, эффективно способствуя прекращению самого процесса. Такими уникальными свойствами, способом воздействия на огонь больше не может «похвастаться» ни одно вещество, используемое в переносных/передвижных огнетушителях, стационарных системах пожаротушения, за исключением «близких родственников» – хладонов.
- В то же время такая низкая температура выходящего газа может привести к моментальному обморожению при прикосновении к металлическому раструбу огнетушителя, не имеющего защитного покрытия, кистей рук при использовании без перчаток.
- Тушение горящей одежды на теле категорически запрещено по тем же причинам, так как только усугубит последствия ожогов от огня, теплового воздействия высокой температуры, может привести к болевому шоку, вплоть до смертельного исхода.
Справка. Международное название углекислоты – диоксид углерода, по-русски – двуокись углерода. В нормальном состоянии, при атмосферном давлении – в жидком виде ее не существует. Поэтому в пригодном для хранения в корпусах огнетушителей состоянии СО2 находится под большим давлением, легко переходя при этом из газообразного состояния в жидкое при закачке в них, обратно – при открытии вентиля во время работы.
Углекислота, находящаяся в твердом состоянии, называемая также сухим льдом, используемая для хранения замороженных скоропортящихся, быстро тающих продуктов – для целей пожаротушения не используется. Кстати, когда он «тает» на открытом воздухе, то сублимируется – не плавится, а испаряется.
Характеристики и устройство
Прежде всего необходимо узнать, какие углекислотные огнетушители бывают:
- Переносные (ручные) с массой углекислоты, находящейся под высоким давлением в жидком состоянии, от 1 до 10 кг. Название, маркировка соответственно – ОУ-1 и ОУ-10.
- Передвижные (возимые) – ОУ-25, ОУ-80 по 25 и 80 кг.
Нормы по обеспечению углекислотными огнетушителями производственных, общественных зданий, за исключением АЗС, принимаются по «Правилам противопожарного режима в РФ», изданным в 2012 году.
Согласно приложению № 1 для переносных огнетушителей:
- В производственных зданиях категории пожарной опасности В – 4 ОУ-2 на 400 кв. м. площади.
- Категорий Г, Д – 4 ОУ-2 на 1800 кв. м.
- В общественных зданиях – 4 ОУ-2 на 800 кв. м. Основное назначение – тушение электроустановок (класс пожара Е), но не возбраняется использовать для ликвидации очагов горения другого оборудования, сырья, товарной продукции.
№ 2 для передвижных:
- Категорий А, Б, В на каждые 500 кв. м. – 3 ОУ-80 при классе пожара А, В, С; 2 ОУ-25, 1 ОУ-80 – Е.
- В, Г на 800 кв. м.: класса А – 4 ОУ-25, 2 ОУ-80; В, С – 3 ОУ-80; Е – 1 ОУ-25, 1 ОУ-80.
Пользуясь данными этих приложений к ППР-2012, несложно подобрать минимально необходимый, оптимальный по составу комплект ручных, передвижных огнетушителей, включая углекислотные.
Вопросы, обычно возникающие у работников технических служб предприятия, ответственных за противопожарное состояние помещений, комплектацию защищаемых объектов средствами пожаротушения:
- Полная масса углекислотного огнетушителя, готового к использованию, с учетом веса заряда сжиженной углекислоты, стального корпуса, запорно-пусковой арматуры, раструба, без установочного кронштейна, составляет для ОУ-1 – от 4, 5 до 6 кг, для ОУ-10 до 25 кг в зависимости от производителя. Соответственно, вес других ОУ находится в этом диапазоне.
- Так как 25 кг достаточно серьезная масса для работы с ним на весу даже для взрослого здорового мужчины, то следующие за ОУ-10 углекислотные огнетушители выполнены в возимом варианте – на раме с двумя небольшими колесами, при этом вес ОУ-25 около 120, а ОУ-80 – до 225 кг.
- Давление внутри емкости углекислотного огнетушителя при комнатной температуре воздуха обычно не превышает 6 МПа.
- Рабочий диапазон использования от – 40℃ до + 50℃, что выгодно отличает их от водных, воздушно-пенных огнетушителей, а также порошковых, для которых низкие температуры на практике критичны.
- Как часто контролировать массу заряда углекислотных огнетушителей – не реже чем 1 раз в год. Детальную поверку, перезарядку – через 5 лет после даты выпуска в специализированных предприятиях, имеющих необходимое оборудование, лицензию МЧС.
Тушение
В целом это несложное по устройству, легкое в использовании, первичное средство для ликвидации различных очагов пожара. Стоит лишь обязательно помнить, что углекислота в корпусе хранится под давлением, поэтому недопустимо хранить/устанавливать такие огнетушители в тех местах, где на них воздействует прямой солнечный свет или температура воздуха может быть больше 50℃.
Как анекдот воспринимается требование/рекомендация многих производителей, а также некоторых «экспертов» по пожарной безопасности – незамедлительно проветрить закрытое помещение после применения огнетушителя. Ведь если речь идет о тушении пожара, то желание проветрить придет само собой…
Правила применения при тушении обязательно указаны на этикетке/наклейке, непосредственно на корпусе углекислотного огнетушителя. Алгоритм прост – направить раструб на огонь, нажать на рычаг или открыть вентиль в зависимости от конструкции изделия. Есть только один момент, на котором необходимо заострить внимание – не стоит приближаться раструб ближе 1 м как огню, так и к электрооборудованию под напряжением. Это элементарное требование безопасности – чтобы не получить термические ожоги/обморожения, травму от поражения электротоком.
Также ознакомьтесь с познавательным материалом по теме:
Огнетушители: виды и классификация, область их применения. Классы пожаров
Какой огнетушитель должен быть в автомобиле: виды, правила, законы
Современных автомобиль сильно отличается от того, что был еще 10-15 лет назад. В настоящее время машины напичканы электроникой настолько, что их можно считать настоящими гаджетами. Электроника помогает водителю на дороге и делает поездку в автомобиле более комфортной. Но есть и опасность, связанная с электроникой, в автомобиле может возникнуть возгорание.
Чтобы водитель имел возможность своевременно погасить возгорание, он обязан возить с собой огнетушитель. Наличие огнетушителя обязательно для всех автомобилей — легковые, грузовые, автобусы и так далее. Это закреплено в ПДД. В данной статье рассмотрим, какие бывают автомобильные огнетушители, и как их выбрать.
Оглавление: 1. Какой огнетушитель должен быть в автомобиле 2. Какие бывают автомобильные огнетушители - Порошковый огнетушитель - Углекислотный огнетушитель 3. Где хранить огнетушитель в автомобиле 4. Как использовать автомобильный огнетушитель
Обратите внимание: Несмотря на наличие в правилах дорожного движения пункта, который обязывает водителя иметь при себе огнетушитель, сотрудник ГИБДД не имеет права требовать показать огнетушитель (без наличия специальных оснований, согласно п. 110 Административного регламента ГИБДД, утв. приказом МВД от 23.08.2017 № 664).
Какой огнетушитель должен быть в автомобиле
ГОСТ Р 51057-2001 определяет, какой огнетушитель должен быть в автомобиле. Согласно данному документу:
- Огнетушитель, который находится в автомобиле, должен быть промаркирован. На маркировке указывается: модель устройства, действующее вещество, инструкция по применению огнетушителя, характеристики и другая информация, которая необходима для понимания того, что за это за устройство;
- В качестве вещества, которое служит для тушения пожара, в автомобильном огнетушителе выступает порошок или углекислота;
- В зависимости от типа транспортного средства, разнятся требования к емкости баллона огнетушителя. Для легковых автомобилей баллон должен быть не менее 2 кг, а для грузовых автомобилей не менее 5 кг;
- Устройство должно иметь сроки годности, которые позволяют его использовать. В зависимости от типа огнетушителя, сроки годности будут меняться. В среднем, порошковые баллоны являются годными на протяжении 10 лет, а углекислотные на протяжении 15-20 лет.
Кроме того, автомобильный огнетушитель должен быть опломбирован.
Обратите внимание: Наличие огнетушителя в автомобиле — это не только возможность спасти железного коня при проблемах с электропроводкой. Кроме того, автомобильный огнетушитель поможет спасти других людей, если вы обнаружите на дороге горящий автомобиль. Именно поэтому правила дорожного движения предписывают обязательное наличие огнетушителя в автомобиле.
Какие бывают автомобильные огнетушители
Как отмечалось выше, ГОСТ предусматривает, что водитель может иметь в автомобилей один из типов огнетушителей: углекислотный или порошковый. В зависимости от типа огнетушителя, сильно меняется его стоимость. Следует знать, чем отличаются данные типы устройств, и какие у них плюсы и минусы.
Обратите внимание: Кроме порошковых и углекислотных огнетушителей, существуют двухкомпонентные устройства, которые в одном баллоне хранят пену и сухую смесь. Такие устройства максимально эффективны для борьбы с пламенем, но сочетают в себе преимущества и недостатки обоих типов огнетушителей.
Порошковый огнетушитель
Как можно понять из названий устройства, его действующее вещество — это порошок, который создает при распылении на пламени площадь, блокирующую доступ кислороду. Без кислорода огонь не распространяется и утихает.
Преимущества порошкового огнетушителя:
- Порошковый огнетушитель позволяет быстрее и надежнее затушить пожар. За счет создания на площади возгорания поверхности из порошка, которая блокирует огонь, удается предотвратить вероятность повторного возгорания;
- Порошковые огнетушители можно использовать для устранения пожаров различных по масштабу и любой сложности. Это позволяет предотвратить не только локальный пожар в проводке автомобиля, но и более серьезные возгорания;
- Порошковые огнетушители более компактные, и они дешевле, чем углекислотные аналоги.
Недостатки порошкового огнетушителя:
- Порошковые огнетушитель действует таким образом, что после устранения пожара поверхность, где он возник, сильно загрязняется;
- Поскольку порошковые огнетушитель блокирует доступ кислороду, он сильно “налипает” на поверхность, которая была охвачена пожаром, из-за чего его потом сложно удалить или отмыть.
Стоит отметить, что порошковый огнетушитель менее опасен для людей. В отличие от углекислотного, он не содержит большого количество углекислого газа. Тогда как углекислотный не рекомендуется использовать для тушения пожаров, когда в горящем автомобиле находятся люди, поскольку наличие углекислого газа может привести к повреждению органов дыхания.
Углекислотный огнетушитель
У углекислотного огнетушителя немного другой принцип работы. Он заключается в том, что основным действующим веществом устройства является диоксид углерода, который подается под давлением. Подаваемый диоксид углерода тушит пламя, одновременно охлаждая поверхность.
Преимущества углекислотного огнетушителя:
- В отличие от порошкового, он не требует большой площади для налипания пены, поскольку погашения пламени идет путем охлаждения под давлением. Это позволяет использовать его в труднодоступных местах;
- Меньший вред для поверхности распыления, в отличие от порошкового. Некоторые поверхности под действием порошкового огнетушителя могут быть безвозвратно уничтожены, чего не происходит от углекислотного огнетушителя;
- Очистить с поверхности следы углекислотного огнетушителя значительно проще, чем следы порошкового (которые, зачастую, не поддаются очистке).
Недостатки углекислотного огнетушителя:
- Выпускаемое из такого огнетушителя вещество вредно для вдыхания. При неправильном использовании возможно получить отравление диоксидом углерода;
- Из-за охлаждающих свойств углекислотного огнетушителя, возможен ожог при попадании вещества на кожу человека;
- Сложность использования, в отличие от порошкового огнетушителя. Поскольку вещество находится под давлением, сам огнетушитель может вырваться из рук при использовании.
Где хранить огнетушитель в автомобиле
У всех автомобилей свои конструктивные особенности, поэтому нельзя назвать единого места, где нужно хранить огнетушитель. Большинство автопроизводителей заботятся о том, чтобы создать специальную нишу для хранения под сиденьем водителя или где-то в близости от него. Хранение огнетушителя в багажнике приведет к необходимости затрат лишних минут, чтобы его достать и предотвратить пожар.
Как использовать автомобильный огнетушитель
Как отмечалось выше, подробная инструкция по использованию огнетушителя, согласно ГОСТ, должна находиться на нем. Да и само устройство интуитивно понятное, и при его использовании на должно возникнуть сложностей. Тем не менее, опишем пошагово процесс использования огнетушителя:
- Первым делом следует сорвать с ручки огнетушителя защитную пломбу;
- Далее на запорно-пусковом элементе огнетушителя необходимо выдернуть чеку, чтобы перевести устройство в рабочий режим;
- Направьте шланг и распылитель огнетушителя в сторону очага возгорания, после чего нажмите на рычаг для начала распыления.
Важно: Держите огнетушитель в руках крепко, чтобы он не вырвался при использовании. При этом стоит отметить, что распыление средства из огнетушителя пойдет не сразу, а с задержкой в 5-7 секунд, но первый залп является максимально эффективным для тушения пламени, поэтому его следует направить как можно ближе к очагу.
Загрузка…Огнетушитель для машины — какой тип выбрать?
Автомобилисты знают – любое транспортное средство должно быть оснащено огнетушителем. Однако, простой опрос знакомых автовладельцев выявил, мало кто из них знает: какие огнетушители для машины одобрены в нашей стране, какими характеристиками они обладают, и какое время остаются годными к эсплуатации.
Вероятно, здесь срабатывает человеческая убежденность «со мной ничего плохого не произойдет!». Но, все мы подвласны воли случая, и когда происходит нечто плохое, оказываемся неподготовленными. Так давайте заполним эти пробелы знаний, и поймем, что такое правильный и эффективный огнетушитель для машины.
Что такое огнетушитель для машины с точки зрения законодательства
Огнетушитель для машины–не автомобильный декор. И не предмет, который иногда нужно показывать полицейскому. А необходимый атрибут безопасности. Человек разумный, живущий не на авось, не станет в автомобиле возить муляж или просроченный огнетушитель. Ведь, однажды это средство может стать единственным спасением жизни и имущества.
В украинских нормативах огнетушитель – это средство пожаротушения, работающее путем подачи огнетушащего вещества, находящегося в корпусе огнетушителя, под действием избыточного давления. Его масса и конструкция должны быть пригодны для транспортировки и использования человеком.
Украинские нормативы, обязывающие оснащать авто огнетушителем:
Правила дорожного движения
Согласно п. 31.4.7 эксплуатация транспортного средства (легкового и грузового авто, автобуса) запрещается, если оно не оборудовано работоспособным огнетушителем.
Приказ МВС Украины № 25 от 15.01.2018
В данном приказе определены типы разрешенных огнетушителей:
- водный;
- водопенный;
- водопенный аэрозольный;
- газовый, в том числе углекислотный огнетушитель;
- порошковый.
Также оговорен срок годности огнетушителя – он равен сроку, указанному производителем, и ни днем больше. Поэтому, во-первых, просроченный огнетушитель в большинстве случае окажется неработоспособным. А, во-вторых, при проверке полицейским, такой огнетушитель будет расценен, как его отсутствие.
Требования к огнетушителям в автомобиль:
- для легкового автомобиля – объем наполнения минимум 2 литра;
- для грузового транспорта – не менее 5 литров.
Рекомендуемые типы огнетушителей:
порошковый и углекислотный. Остальные типы не рекомендованы для применения на транспорте по причине их низкой эффективности и опасности.
Огнетушитель для машины: какой выбрать
Разные виды огнетушителей отличаются своим принципом работы и способностью тушить пожары разного класса.
Пожары делятся на такие классы:
В автомобиле горит практически все – топливо, масла, провода, обивка, пластик, ЛКМ.
Совет: при покупке огнетушителя для машины, смотрите маркировку, указывающую классы пожара, которые он способен тушить.
Порошкообразный огнетушитель (ОП)
Главное, что нужно знать про порошкообразный огнетушитель, так это, порошками какого класса он заряжен – А, В, С, D, Е.
Продолжительность действия порошкового огнетушителя – 10-20 секунд. Срок годности порошкового огнетушителя зависит от его наполнения и производителя, и составляет от 4 до 10 лет.
Достоинства:
- универсальность. Часто наполняется четырьмя классами порошков – ABCE или АВСD. Ликвидирует бОльшую часть возгораний за счет образования плотной пены, перекрывающей доступ кислорода к точке возгорания;
- хорошо справляется с тушением горючих веществ;
- хорошо хранится в диапазоне температур от -40 ˚С до +50 ˚С.
Недостатки:
- опасно попадание порошка в глаза и органы дыхания;
- не подходит для электромобилей – не способен тушить горение щелочных и щелочноземельных металлов;
- облако порошка проникает в самые малые щели и зазоры. После его применения, выходит из строя электроника и электрооборудование автомобиля;
- не обладает охлаждающим эффектом, так что после устранения пламени может произойти повторное возгорание;
- из-за высокой дисперсности порошков, при малейшем несоблюдении правил хранения такие огнетушители теряют свои свойства.
Углекислотный огнетушитель (ОУ)
Принцип действия: работа газового огнетушителя основана на переходе двуокиси углерода из сжиженного состояния в твердый (снегообразующая форма), что сопровождается снижением его температуры до –70 °С. Углекислотные огнетушители тушат загорание за счет значительного охлаждения зоны горения.
Продолжительность действия углекислотного огнетушителя – 10-20 секунд. Срок годности – 10-15 лет.
Достоинства:
- относится щадяще к предметам – не выводит их из строя, не загрязняет;
- подходит даже для тушения электрооборудования, находящегося под напряжением;
- возможность тушить возгорания в труднодоступных местах.
Недостатки:
- нельзя применять, если в машине находятся люди. Вдыхание паров углекислотного огнетушителя вызывает головокружение и тошноту. Также при соприкосновении кожи с газом, происходит обморожение;
- не способен тушить газообразные и тлеющие материалы, дерево, ткань и пластик.
Так какой огнетушитель для авто выбрать?
Эксперты склоняются, что порошковый. Но, у него есть свои недостатки. У углекислотного тоже имеются сильные и слабые стороны. И так как каждый из этих типов огнетушителей разрешены для использования в транспортном средстве, вы вольны выбирать любой из них.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.