Специализированные автомобили – Автомобили специализированные в России — адреса, справочная информация, отзывы в справочнике компаний, предприятий и организаций рубрики «Автомобили специализированные»

Содержание

Классификация автомобилей: специальные автомобили

В современном мире перед транспортными средствами могут ставиться задачи самого разнообразного характера. Далеко не всегда они ограничиваются только лишь перевозкой пассажиров и грузов, а зачастую требуется выполнение целого ряда дополнительных функций. Для решения таких задач используются специальные автомобили, или спецтранспорт. Сегодня эта категория транспортных средств представлена широким разнообразием типов и моделей.

Часть 1: Классификация автомобилей: грузовые автомобили.
Часть 2: Классификация автомобилей: пассажирские автомобили.
Часть 3: Классификация автомобилей: грузопассажирские автомобили.

Что такое спецтранспорт

Большинство автомобилей, представленных на современном рынке, предназначено для решения традиционных задач. Как правило, машины используются для перевозки людей или для транспортировки грузов, а также могут сочетать эти функции. Кроме того, некоторые машины предназначены для того, чтобы радовать владельцев комфортом и функциональностью, высокими скоростными качествами и выполнять задачи имиджевого характера.

Однако в некоторых областях перед автомобилем ставится задача совмещения функции транспортного средства с другими узкопрофильными функциями. Для этих целей обычные машины не подходят, и возникает необходимость использовать специальные автомобили.

Спецтранспорт, как правило, изготавливается на базе серийных моделей. Обычно в качестве шасси используются коммерческие автомобили – грузовики, микроавтобусы, фургоны и т.д. Переоснащение осуществляется путем установки навесного оборудования, специальных устройств и приспособлений в салоне или грузовом отсеке транспортного средства. Также могут вноситься определенные изменения в конструкцию подвески, кузова, тормозной системы и других систем автомобиля.

Специальные автомобили являются незаменимыми в работе самых разных служб, выполняя важные функции, которые зачастую имеют высокое социальное значение. В том числе они могут использоваться в решении задач медицинских, пожарных и спасательных служб, правоохранительных органов, армии и т.д.

Благодаря спецтранспорту может обеспечиваться повседневная работа этих служб. Также возможно использование этих автомобилей для решения экстренных задач при чрезвычайных ситуациях. Поэтому качество, надежность и функциональность транспортных средств этой категории имеют чрезвычайно высокое значение.

Разновидности спецтранспорта

Специальные автомобили выпускаются сегодня в чрезвычайно широком ассортименте, что позволяет подбирать машину под исполнение самых разнообразных задач. К числу наиболее распространенных разновидностей можно отнести следующие типы спецтранспорта:

  • Полицейские автомобили. Эта категория объединяет патрульные машины, изготовленные на базе легковых автомобилей, машины спецназа, транспорт для перевозки заключенных и т.д.
  • Инкассаторские машины. Бронированные автомобили с отсеком для перевозки наличности.
  • Пожарные автомобили. Машины, обеспечивающие тушение пожаров в самых разных условиях.
  • Медицинские автомобили. Широкая категория транспортных средств, наиболее типичным представителями которой являются машины скорой помощи. Также сюда относятся специальные автомобили для перевозки пациентов в тяжелом состоянии, мобильные операционные и другие виды машин.
  • Автомобили системы МЧС и военных – мобильные штабы, машины отдыха спасателей и обслуживающего персонала, мобильные пункты видеонаблюдения и многое другое.

В большинстве случаев для создания специального транспорта применяются автомобили ведущих российских и иностранных производителей, отличающиеся высоким качеством, надежностью и проходимостью.

Современные специальные автомобили оснащаются с применением передовых технологических решений.

cnev.ru

Специализированные автомобили — Энциклопедия по машиностроению XXL

Различают грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные. К автомобилям общего назначения относятся автомобили с открытой платформой с откидными бортами для перевозки любых видов грузов (рис. 5.1, а) в том числе автомобили повышенной проходимости (рис. 5.1, б) со всеми ведущими колесами, а также оборудованные сцепным седельным устройством / (рис. 5.1, в) для буксировки прицепов и полуприцепов. Вместе с прицепом или полуприцепом автомобиль образует автопоезд. Специализированные автомобили и автопоезда предназначены для перевозки одного или нескольких однородных видов грузов (сыпучих материалов, труб, ферм, железобетонных изделий и т. п.). Отдельные виды специализированных транспортных средств оборудуют грузоподъемными устройствами для автономной погруз-Рис. 5.1. Грузовые автомобили общего назна- ки и разгрузки грузов. Машины, предназначения ченные для транспортирования определен-  [c.109]
Система сертификации механических транспортных средств и прицепов — первая система обязательной сертификации, введенная Госстандартом (1992 г.). Она распространяется на легковые и грузовые автомобили, специализированные автомобили, автобусы и троллейбусы, мотоциклы (мопеды, мотороллеры), на агрегаты, узлы и детали к указанным транспортным средствам, а также прицепы к ним. Основными документами системы являются  [c.262]

С развитием автомобильного транспорта возникли стабильные грузопотоки однородных грузов, в результате чего во многих случаях оказалось экономически целесообразным специально приспосабливать грузовые автомобили для систематической массовой перевозки определенных грузов, появились так называемые специализированные автомобили. Применение специализированных автомобилей и автопоездов повышает сохранность перевозимых грузов, позволяет облегчить или полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы и этим существенно повысить производительность труда и снизить себестоимость автотранспортных перевозок. Самым распространенным типом специализированных грузовых автомобилей являются автомобили-самосвалы. По конструкции автомобили-самосвалы приспособлены для массовых перевозок сыпучих и навалочных грузов, т. е. таких грузов, которые можно перевозить на платформе грузового автомобиля без тары.  

[c.3]

Грузовой кузов может выполняться в виде бортовой платформы (автомобили общего назначения), самосвальным (опрокидывающимся назад или вбок), в виде фургона, цистерны и т. д. (специализированные автомобили). Бортовая платформа (рис. 216, в) часто имеет деревометаллическую конструкцию. Она состоит из основания, пола и бортов. Основание включает продольные  [c.277]

Специализированный подвижной состав весьма разнообразен. Для перевозки строительных грузов применяют автомобили-самосвалы, автопоезда с полуприцепами и прицепами-панелевозами, цементовозы, лесовозы и другой подвижной состав. Для перевозки товаров народного потребления используют автомобили-фургоны, универсальные и специализированные автомобили.  

[c.242]

На базе бортового автомобиля МАЗ-500 созданы наиболее распространенные специализированные автомобили МАЗ-503 — самосвал и МАЗ-504 — седельный тягач, предназначенный для работы с полуприцепами.  [c.243]

Для внутризаводских транспортировок огнеупоров предлагается применять специализированные автомобили грузоподъем-  [c.8]

На перевозках грунта, пород и полезных ископаемых используют как стандартные автомобили-самосвалы, так и специализированные автомобили для карьерных работ (рис. 28).  [c.112]

Для перевозки цемента применяют специализированные автомобили-цементовозы. Загружают цемент через один или несколько люков, расположенных в верхней части цистерны. По способу разгрузки автомобили-цементовозы бывают с гравитационной, механической и пневматической разгрузкой.  

[c.132]


Специализированные автомобили-фургоны используют для доставки готового платья. Эти фургоны (рис. 59) приспособлены для доставки готового платья на плечиках с сохранением его товарного вида в торговые предприятия. Кузов на правой стороне имеет четыре двустворчатые двери. Внутри кузова под крышей, напротив каждой двери, установлены горизонтальные штанги для подвешивания одежды на плечиках (вешалках). В кузове при нормальной плотности размещения может быть размещено 150 зимних или 220 демисезонных пальто, или 260 костюмов. Загружают и выгружают одежду сбоку без входа внутрь кузова. Применение таких автомобилей-фургонов обеспечивает значительную экономию торговым организациям (не требуется никакой дополнительной упаковки, дополнительного глажения готового платья непосредственно в магазинах перед передачей в торговый зал, сохраняется товарный вид).  [c.167]

Грузовые и специализированные автомобили могут иметь I и II комплектности, легковые авто мобили, автомобили-тягачи и двигатели — I комплектность.  [c.362]

Грузовые и специализированные автомобили могут иметь первую и вторую комплектности, легковые автомобили, автомобили-тягачи и двигатели — первую комплектность.  [c.232]

Специализированные автомобили по способу использования автомобильных шасси, узлов и агрегатов массового выпуска, конструктивному оформлению и методу изготовления можно условно разделить на две основные группы  [c.7]

По сферам и масштабам использования специализированные автомобили можно разделить на две основные группы  [c.7]

Показатели использования автомобилей в значительной степени зависят от расстояния и вида перевозок грузов, и в зависимости от этих факторов к конструкции автомобиля предъявляют соответствующие требования. Для местных перевозок используют автомобили общего назначения, а также различные специализированные автомобили.  

[c.12]

Погрузочная высота должна быть возможно меньшей для удобства выполнения погрузочно-разгрузочных операций. Время простоя при этих операциях наиболее эффективно можно сократить путем использования сменных кузовов и контейнеров большой грузоподъемности. При перевозке массовых насыпных и наливных грузов должны применяться специализированные автомобили.  [c.13]

Если на базе автомобилей не создаются специализированные автомобили, то могут быть сконструированы автомобили максимально облегченных конструкций общего назначения с колесной формулой 4X2 и 6X4, которые найдут широкое применение для местных перевозок при постоянной эксплуатации на дорогах с ровным усовершенствованным покрытием на равнинной местности в умеренной климатической зоне.  [c.16]

К первой группе относят такие автомобили и автопоезда, которые по своей конструкции приспособлены для перевозки какого-либо определенного вида груза, например самосвалы, автоцистерны, специализированные автомобили и автопоезда, предназначенные для перевозки различных строительных грузов (панелевозы, цементовозы и др.). Если такой автомобиль или автопоезд сконструирован правильно, то размеры его кузова (емкость или площадь) должны обеспечивать возможность полного использования номинальной грузоподъемности, и в расчетах эффективности следует принимать коэффициент использования грузоподъемности равным единице.  

[c.79]

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности, а в зависимости от устройства кузовов и от других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный. Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары.  

[c.10]

В строительстве применяются специализированные автомобили для доставки нефтебитума.  [c.374]

Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему их двигателей (литражу), автобусы — по количеству пассажирских мест, грузовые — по грузоподъемности, специализированные— по назначению. Грузовые специализированные автомобили с кузовами, предназначенными для перевозки определенных видов грузов, весьма разнообразны по своему  [c.3]

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПОЛУПРИЦЕПЫ И ИХ ОБОРУДОВАНИЕ  [c.282]

Грузовые автомобили. В зависимости от устройства кузова и особенностей конструкции, связанных с характером выполняемой работы, различают грузовые автомобили общего назначения, специализированные автомобили и автомобили-тягачи.  [c.321]

Для обслуживания школ и для целей рекламы используются различные специализированные автомобили, а именно  [c.760]

Данная товарная позиция включает широкий круг кузовов для различных типов транспортных средств (например, пассажирские автомобили, грузовики и специализированные автомобили). Они, как правило, выполнены из стали, легких сплавов, дерева или пластмасс.  [c.49]

Изделия, функционирующие в условиях городских улиц и создающие в общем транспортном потоке разнообразный колорит, например, автобусы, троллейбусы, такси, специализированные автомобили  [c.41]

На перевозках цементного раствора используются автомобили-самосвалы ГАЗ и ЗИЛ. Чтобы не допустить потерь раствора от выплескивания при езде по плохим дорогам или дорогам с крутыми поворотами, применяют специализированные автомобили-растворо-возы различной емкости или специальные бункера, размещаемые в кузове бортового автомобиля.  [c.480]

Все это заставляет транспортные организации строить специализированные автомобили в своих плохо оснащенных мастерских. Например, в 1960 и 1961 гг. предприятиями Министерства автотранспорта и шоссейных дорог РСФСР в полукустарных условиях было изготовлено более 6 тыс. единиц специализированного подвижного состава, в том числе для перевозок хлеба — 3 тыс., для перевозки одежды — 336, фургонов со сдвигающейся крышей для перевозки промышленных и продовольственных товаров— 431, машин для перевозки контейнеров — 258 единиц.  

[c.230]

Грузовые автомобили по назначению и соответствующей им конструкции кузова подразделяются на бортовые (грузоподъемностью 1,5—3 т и выше), имеющие кузова-платс рмы с откидными бортами и предназначенные для перевозки массовых и штучных грузов автосамосвалы (грузоподъемностью 2—40 т и выше) — автомобили с опрокидными кузовами, которые применяются для перевозки песка, гравия, щебня, грунта и других насыпных грузов специализированные автомобили — автоцементовозы, автоцистерны, автолесовозы, панелевозы и другие машины со специальными кузовами.  

[c.56]

Значительно менее облегченные автомобили могут быть применены и для междугородных перевозок в условиях слабохолмистой и пересеченной местности. Но при этом максимальное уменьшение массы также может быть обеспечено только при их эксплуатации на дорогах с ровным усовершенствованным покрытием и при условии, что на их базе не будут создаваться специализированные автомобили, например самосвалы и лесовозы. Во всех других случаях возможно только частичное снижение массы отдельных узлов и агрегатов в результате применения легких и легированных материалов, современной технологии и более рациональных конструкторских решений.  [c.16]

Специализированные автомобили проходят те же виды технического обслуживания, что и бортовые транспортные автомобили. Помимо работ, выполняемых по обслуживанию агрегатов самого автомобиля, проводятся дополнительные работы по обслуживанию специального оборудования, имеющегося на автомобилях. (подъемные механизмы автомобилей-самосвалов, опорно-сцепное устройство седельных автомобЯлей-тягачей и т. п.).  [c.292]

В зависимости от вида перевозимых грузов специализированные автомобили и прицепной подвижной состав подразделяют на автомобили-самосвалы, автомобили-фургоны (в том числе используемые для различных грузов, предназначенные для одного определенного вида груза, например хлебные, изотермические и рефрижераторы), автомобили-цистерны для жидких наливных и твердых порошковых груз- в, автом били-панелевозы и автомо-били-фермовозы, автомоби ли трубо- и металловозы, контейнеровозы, безбортовые платформы для тяжелых неделимых грузов и т. д.  [c.324]

Существует девять видов 1 — легковые автомобили, 2 — автобусы, 3 — грузовые (бортовые), 4 — тягачи, 5 — самосвалы, 6 — цистерны, 7 — фургоны, 8 — электромобили, 9 — специальные автомобили (например трубовозы, мастерские и т. п.). К видам 1, 2 и 3 относятся стандартные автомобили, к видам 4, 5, 6 и 7 — специализированные автомобили и к видам 8 и 9 — специальные автомобили.  [c.8]

Специализированные автомобили перевозят грузы со специфическими качествами или особенностями сыпучие, жидкие, скоропортящиеся, крупногабаритные, трубы, лес, фермы и т, д. К этим автомобилям относятся самосвалы, фургоны, цистерны, контейнеровозы, фермовозы, панелевозы, рефрижераторы и т. д.  [c.7]

Ярославский автомобильный завод, специализированный на производстве грузовых автомобилей большого тоннажа, в 1932—1934 гг. выпускал пятитонные двухосные автомобили ЯГ-3 и восьмитонные трехосные автомобили ЯГ-10. Затем, постепенно совершенствуя конструкцию пятитонных машин, завод в 1934 г. перешел к выпуску автомобилей Я-4 и в 1936 г.— к выпуску автомобилей ЯГ-6 (см. табл. 6), остававшихся в производстве на протяжении семи последующих лет. В том же году было начато производство четырехтонных автомобилей-самосвалов ЯС-3. Тогда же в небольшом количестве выпускались четырехосные полноприводные (со всеми приводными колесами) автомобили ЯГ-12 грузоподъемностью 12 т.  [c.259]


mash-xxl.info

Специальный автомобиль — это… Что такое Специальный автомобиль?


Специальный автомобиль

«…СПЕЦИАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ — автомобиль, предназначенный для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оборудованный специальным оборудованием для выполнения указанных функций. К специальным относятся пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д…»

Источник:

«Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)» (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Специальные экономические меры
  • Специальный брокерский счет

Смотреть что такое «Специальный автомобиль» в других словарях:

  • Автомобиль — (Cars) Содержание Содержание 1. История создания первого авто 2. История марок Aston Martin Bentley Bugatti Cadillac Chevrolet Dodge Division Ferrari Ford Jaguar 3. Классификация По назначению По размеру По типу кузова По рабочему объему… …   Энциклопедия инвестора

  • Автомобиль — Benz Velo  один из первых автомобилей …   Википедия

  • Автомобиль с открытыми колёсами — Гоночный автомобиль Mercedes Benz класса «Формула 1», 2011 год …   Википедия

  • Газогенераторный автомобиль — Автомобиль с газогенератором …   Википедия

  • Спортивный автомобиль —         Легковой автомобиль, оборудованный для занятий автомобильным спортом (См. Автомобильный спорт). По классификации Международной автомобильной федерации (ФИА) С. а. подразделяются по рабочему объёму двигателя (л) на 15 классов (максимальный …   Большая советская энциклопедия

  • Народный автомобиль — Volkswagen Type 1 «Käfer» Общие данные …   Википедия

  • Полицейский автомобиль — (англ. Police car) транспортное средство, используемое полицией, чтобы помочь своим обязанностям в патрулировании и реагирования на инциденты. Полицейский автомобиль используется для быстрого достижения мест, где произошла авария или… …   Википедия

  • Лунный автомобиль — Лунный автомобиль, экспедиция «Аполлон 15», 1971 Лунный автомобиль (лунный вездеход, англ. lunar rover, от англ.  …   Википедия

  • Газель (автомобиль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Газель. «Газель» …   Википедия

  • ГАЗель (автомобиль) — Наиболее распространённая версия пассажирской «ГАЗели»  маршрутное такси ГАЗ 322132 ГАЗель  серия российских малотоннажных автомобилей, производимых на Горьковском автомобильном заводе с июля 1994 года. Сборка автомобилей семейства… …   Википедия

official.academic.ru

Классификация автомобилей по назначению

Классификация автомобилей появилась как следствие стремительно расширяющегося автопарка и появления все новых типов автотранспортных средств. Чтобы автолюбители могли быстро получить представление о каком-либо автомобиле, были созданы системы, позволившие унифицировать все машины и разделить их на основные типы по назначению, габаритам, типу кузова, объему двигателя и другим признакам.

Существуют различные типы автомашин

Существуют различные типы автомашин

Одна из наиболее общепринятых — классификация машин по назначению.

Типы автотранспорта

Все автотранспортные средства подразделяются на следующие типы:

  • легковые;
  • грузовые;
  • грузопассажирские;
  • автобусы;
  • спецтранспорт.

Рассмотрим подробнее каждый тип авто.

Виды автотранспортных средств

Виды автотранспортных средств

Легковые машины

В числе легковых автомобилей — машины, перевозящие пассажиров (до 8 человек) или негабаритные грузы, а также спецавтомобили (буксировщики и пр.). Внутри этой категории также существует классификация по типу кузова, его габаритам, объему и мощности мотора и другим параметрам. Наиболее часто для определения типа легкового авто используют европейскую систему.

В основу европейской классификации положено разделение машин по габаритам. Все автотранспортные средства получают буквенное обозначение.

  • А — компактные малолитражки, предназначенные для поездок по городу. В 3-х или 5-дверный хэтчбек обычно помещается 2-4 человека и малогабаритный груз. Максимальная длина машин класса «А» достигает 3,6 м, ширина — 1,6 м.
  • В — автомобили длиной до 3,9 м и шириной до 1,7 м. Привод — передний, компактные размеры и экономный двигатель идеально подходят для использования в городе.
  • С — группа легковых автомобилей, наиболее распространенных в Европе. Также имеет второе название — «гольф-класс», по названию популярной среди представителей среднего класса машины «Volkswagen Golf». Параметры кузова машин этой категории — до 4,3 м в длину и до 1,8 м в ширину.
  • D — седаны и хэтчбеки с длиной кузова до 4,6 м и шириной от 1,8 м. Надежные и вместительные автомобили для всей семьи.
  • Е — авто высшего среднего или бизнес-класса. Параметры кузова — от 4,6 м в длину и от 1,8 м в ширину. Отличаются повышенным уровнем комфортности, безопасностью, стильным дизайном и престижностью.
  • F — представительские автомобили класса «люкс» с длиной кузова от 5 м и больше.

Видео о классах машин:

Еще одна популярная классификация легковушек — по типу кузова.

  • Седан — классика автомобилестроения. Четырехдверный кузов имеет конструктивно отделенные друг от друга багажный и моторный отсеки.
  • Хэтчбек — «задний люк», 3-х или пятидверные машины, в которых одна дверца относится к багажному отсеку.
  • Универсал — машина с объединенным пассажирским и багажным отсеками. В народе носит название «семейный автомобиль».
  • Кабриолет — авто с открывающимся мягким верхом. Может также носить название «родстер».
  • Кроссовер — машина, сочетающая в себе вместительность «универсала» и проходимость внедорожника.
  • Купе — спортивные компактные двухдверные автомобили с отделенным отсеком для багажа.
  • Лимузин — длиннокузовные машины премиум-класса с вместительным и богато отделанным салоном. Пассажирский отсек можно отделять от водительского перегородкой.

Видео о различных типах кузова:

Грузовые машины

Различают три основные группы грузовых машин:

  1. Бортовые — к ним относятся грузовые фургоны.
  2. Специализированные — самосвалы, рефрижераторы, балластные и седельные тягачи, контейнеровозы.
  3. Автоцистерны.

Помимо этого, классификация грузовых авто выполняется по типу кузова, грузоподъемности, количеству осей и т.д.

  • По типу кузова грузовые машины делятся на закрытые и открытые, тентованные, бортовые, самосвалы, изотермические фургоны, краны, микроавтобусы, лесовозы, контейнеры, седельные тягачи и пр.
  • Разделение грузовых авто по количеству осей выделяет 2-х, 3-х, 4-х и 5-осные модели. Количество осей в некоторых случаях может превышать 5 штук.
  • По типу мотора грузовики делятся на дизельные и бензиновые.
  • По грузоподъемности различают малые грузовики, средние, большие, грузоподъемностью 1,5-16 тонн и от 16 тонн.
Грузовой автомобиль с цистерной

Грузовой автомобиль с цистерной

Грузопассажирский транспорт

К ним относят автомобили, сконструированные:

  • на базе легковых моделей — микроавтобусы, минивэны, пикапы;
  • на базе грузовых моделей — вездеходы, «вахты», автомобили спецназначения.

Минивэн — сочетание небольшого автобуса и легковушки. Основные приметы: короткий капот, просторный пассажирский отсек с тремя рядами сидений и высокие потолки.

Микроавтобус — транспорт для перевозки 8 и более пассажиров. Длина кузова обычно не превышает 5 метров.

Пикап — симбиоз легковушек и грузовых автомобилей. Полный привод, повышенная проходимость и возможность транспортировки крупных грузов делают эти машины незаменимыми для фермерских, лесных и других хозяйств.

Пример пикапа

Пример пикапа

Автобусы

Автопарк автобусов насчитывает самые разнообразные модели, которые создавались с учетом особенностей эксплуатации. Есть автобусы туристические, школьные, пригородные, междугородные, двухуровневые и одноуровневые городские, автобусы для перевозки пассажиров в аэропортах, перронные и другие.

Двухэтажный автобус

Двухэтажный автобус

Спецтранспорт

К этой категории автомобилей относятся автокраны, автолавки, строительная техника, гоночные машины, амфибии. Также в эту группу входят машины скорой помощи, бронированная автотехника, катафалки, агрегаты для уборочных работ и т.д.

Специальный транспорт

Специальный транспорт

В различных странах действуют свои системы классификации.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Последние и актуальные новости из автомобильного мира!

avtomobilabc.ru

Специализированные автомобили «Левша»

Для работы на бездорожье у нас выбирают, как правило, полноприводный автомобиль отечественной марки. Из крупнотоннажников предпочтительны, а зачастую безальтернативны, модели с односкатными колесами и высокопрофильными шинами. Типичные представители класса десятитонных вездеходов – ​трехосные «Урал-NEXT» и КАМАЗ‑43118. Если же их грузоподъемности недостаточно, обычно используют седельные тягачи на той же агрегатной базе. Из современных моделей чаще встречается КАМАЗ‑53504 в паре с двухосным полуприцепом ЧМЗАП на точно таких же односкатных колесах с шинами 425/85R 21. Проходимость автопоезда, разумеется, гораздо хуже, чем у вездехода-одиночки, что вынуждает перевозчиков тщательно выбирать маршруты доставки тяжеловесных грузов, а заказчиков – ​прокладывать к своим объектам временные (лежневые или зимние) дороги. Но есть у вездеходной сцепки альтернатива – ​одиночный автомобиль на четырехосном полноприводном шасси. Такие модели довольно дороги и малочисленны, а собирают их, как правило, по заказу. Например, целое семейство специализированных автомобилей «Левша» на шасси КАМАЗ‑6560 колесной формулой 8х8 недавно представила компания «РИАТ» из Набережных Челнов, известная производством грузовиков в нестандартных исполнениях.

Экзотические названия «проппантовоз», «манифольдовоз» и «буллитовоз» мало о чем скажут предпринимателю, вывозящему из тайги лес-кругляк или снабжающему жителей глубинки товарами народного потребления. Если вкратце, то все эти машины входят в большой комплекс передвижной техники, предназначенной для гидравлического разрыва пластов в забоях нефтегазовых скважин. Проппантовоз представляет собой спецсамосвал с 45-кубометровым, герметично закрытым сверху кузовом. В отличие от обычных самосвалов 8х4, повсеместно встречаемых на российских дорогах, у этой машины есть выдвижные аутригеры – ​чтобы не опрокинулась набок при разгрузке. А проппант – ​это сыпучий материал в виде покрытых слоем полимера керамзитовых, стеклянных или кварцевых гранул. Его смешивают с водой и закачивают в нефтяные скважины под давлением до 1000 атмосфер. В стенках забоя при этом возникают обширные трещины, через которые в скважину поступает, фильтруясь сквозь проппант, нефть – ​в гораздо больших объемах, чем до разрыва пласта. Чтобы доставить проппант с завода-производителя на буровую площадку, надо проехать сотни или даже тысячи километров по дорогам общего пользования, а затем десятки километров по засыпанным песком, а зимой – ​заснеженным лежневкам. И вездеход 8х8 – ​идеальный вариант шасси для такой надстройки.
Манифольдовоз с грузовой платформой длиной 7 метров – ​более универсальная машина на том же шасси КАМАЗ‑6560. Ее основная функция – ​доставка на кустовые площадки нефтепромыслов блоков манифольдов – ​многотонных конструкций из толстостенных насосно-компрессорных труб, вентилей, задвижек и прочей арматуры. Для разгрузки и сборки этого оборудования не обойтись без крана-манипулятора. На «Левше» применили 6,8-тонный Palfinger PK 30002-K со стрелой длиной 12,6 метра. Кстати, всем перевозчикам, выбирающим вездеход с манипулятором, стоит призадуматься о шасси 8х8. Оно подойдет гораздо лучше, чем 6х6. Ведь когда у вас за кабиной закреплена установка тонны три весом, то дополнительная пара ведущих колес, подпирающая передок, кардинально улучшает проходимость машины на раскисшей грунтовке.

Есть на «Левше» и гидравлическая лебедка тяговым усилием 30 тонн для затаскивания на платформу массивных неделимых грузов – ​контейнеров, емкостей и пр. А чтобы они легко перекатывались через задний край платформы по всей ее ширине установлен вращающийся ролик. За кабиной закреплена силовая защита с запасным колесом и гидрооборудованием лебедки. Помимо узкоспециализированных грузов для «нефтянки» манифольдовоз может перевозить и много чего еще. Например, стройматериалы в широком ассортименте, упакованные и закрепленные стропами европалеты с различными товарами и так далее. К тому же, по углам платформы имеются фитинги для крепления стандартного 20-футового контейнера, а значит, «Левша» идеально приспособлен для заброски на «малую землю» практически любых грузов.

Ну а буллитовоз – ​упрощенный вариант надстройки без КМУ, но с лебедкой. Такие машины заняты на доставке буллитов (не путать со штрафным броском в хоккее) – ​металлических емкостей на 50 и более кубометров. Принципиальное отличие от автоцистерны в том, что емкость перевозят только пустой и фиксируют на платформе, как быстросъемный груз. Жидкостью (например, применяемым при гидроразрыве пласта гелем) ее наполняют уже после разгрузки на кустовой площадке. Если заказчик пожелает, компания «РИАТ» оборудует буллитовоз стандартным седлом для полуприцепа, выдвигающимся вверх из люка в задней части платформы. Что превращает машину в универсальный тягач.

reis.zr.ru

Авто спецтехника, классификация грузовой спецтехники.

» />В нынешнее время не обойтись без полуприцепов-цистерн и автоцистерн. Они используются на бензозаправках, в составах автопоездов и т. д. Кроме данных видов автотранспорта есть еще несколько видов грузового транспорта особого назначения.
Грузовой автотранспорт делиться на 2 типа, это специализированная техника и специальная. Несмотря на внешнюю схожесть в названиях, эти 2 типа автотранспорта не похожи.
Специальная техника — к ним относятся автокраны, пожарные машины, бетономешалки, и прочие установки на шасси грузового автомобиля.
Специализированная техника — автотранспорт рассчитанный на перевозку различного рода грузов. Давайте рассмотрим этот вид техники.

Специализированная техника. Типы Авто спецтехники.

Бортовой тентованный полуприцеп.

Основным типом кузова грузового автотранспорта является бортовая платформа. Наиболее популярный вид кузова — бортовой тентованный полуприцеп. Данный вид кузова удобен прежде всего тем, что позволяет загружать практически все виды грузов. Грузоподъемность данного полуприцепа достигает 20 тонн, а при снятии тента получается бортовая платформа, бока и зад платформы имеют откидные борты, что существенно упрощают погрузку и разгрузку груза.

Низкорамные платформы (низкорамники).

Для негабаритных и тяжелых грузов чаще всего используются низкорамные платформы (низкорамники). Длина низкорамника достигает 12 метров, грузоподъемность — до 60 тонн.
Особая черта низкорамников это небольшая высота платформы, что позволяет ей провозить негабаритные грузы под мостами и линиями электропередач.

Панелевозы, лесовозы и автовозы имеют открытую платформу, располагающуюся сзади кабины водителя.

Панелевозы.

Платформа панелевоза оснащена металлическими конструкциями по бортам, они служат ограничителями для перевозимых грузов. Платформа панелевоза достигает 8 метров в длину и грузоподъемность её составляет до 25 тонн, грузы крепятся лебедками и страховочными цепями. Панелевозы используются для перевозки плит, ригелей, колонн и прочих строительных материалов.

Автовозы

Автовоз существенно отличается от панелевоза и имеет 2-х яросную платформу. Автовозы спроектированы с условием максимального сохранения груза и оснащены опорными, противооткатными устройствами. Платформа автовоза способна погрузить на себя до 10 легковых автомобилей, длинна автовоза доходит до 20 метров, грузоподъемность до 25 тонн.

Лесовозы (сортиментовозы).

Лесовозы – это спецтранспорт предназначенный для перевозки древесины, так же их называют сортиментовозами, (сотриментовоз – прицеп для перевозки сортиментов т.е. заготовок из древесины). Различные типы сортиментовозов перевозят различные объёмы древесины, стандартная грузоподъемность прицепа лесовоза 10-20 тонн, но есть сортиментвозы и повышенной грузоподъемности. Сортиментовоз имеет надежные упоры и ровную площадку для погрузки. Некоторые сортиментовозы оборудованы кранами-манипуляторами для более быстрой погрузки древесины.

Описанная выше авто спецтехника – сортиментовозы-лесовозы, панелевозы и автовозы имеют узкую специализацию, для остальных работ используют другие типы специального автотранспорта – самосвалы, фургоны и т.д.

Самосвалы.

Самосвалы, данный вид спецтехники используется ежедневно и повсеместно, с помощью самосвалов доставляют щебенку, вывозят строительный мусор и т.д. Благодаря своим размерам, самосвал в отличии от того же самого сортиментовоза более маневрен, что позволяет его использовать в населенных пунктах. При движении по трассе самосвал способен достигать скорости 80 километров в час, грузоподъемность самосвала достигает 40 тонн.

Фургоны.

Фургоны — специализированная техника, перевозимые грузы располагаются в цельнометаллических кузовах или полуприцепах. Кузов фургона позволяет максимально загрузить его грузом, например коробками с оргтехникой или фруктами, благодаря цельному кузову доставка груза произойдет максимально безопасно.

Фургоны бывают двух типов: промтоварным и изотермическим.

Промтоварный фургон.

Промтоварный фургон – используется при перевозке грузов не требующих определенных условий доставки, например определенной температуры в кузове. Грузоподъемность промтоварного фургона напрямую зависит от количества осей и самого кузова. Фургон устанавливаемый на кузов автотранспорта обычно имеет грузоподъемность до 5 тонн, а фургоны-полуприцепы достигают грузоподъемности 16 тонн, так же фургоны снабжают гидробортом, что существенно облегчает погрузочно-разгрузочные работы.

Изотермический фургон.

Изотермический фургон – используется для перевозки груза требующих определенную температуру окружающей среды, к данным грузам относятся продукты питания, растения и медикаменты. Изотермический фургон внутри обшит пенополиуретаном (теплоизолирующим слоем), данная теплоизоляция сохраняет внутри фургона постоянную температуру и влажность воздуха. К данному виду спецтехники предъявляются особые требования герметичности, так как, при перепаде температуры перевозимый груз может испортится.

Фургон-рефрижератор.

Фургон-рефрижератор – так же, относится к типу авто спецтехники, кроме фургонов встречаются полуприцепы-рефрижераторы. Принцип устройства фургона-рефрижератора схож с устройством изотермического фургона, однако у фургона рефрижератора есть еще и собственная холодильная установка, именно она позволяет точно регулировать температуру внутри фургона и сохранять её на все время перевозки груза. Температура внутри фургона-рефрижератора может достигать -20 °С, не зависимо от температуры за бортом автомобиля. Именно фургоны-рефрижераторы чаще всего используют для транспортировки продуктов питания, так как изотермические фургоны не в состоянии на долго удержать температуру внутри кузова в летнюю жару. Грузоподъемность фургона-рефрижератора достигает 20-25 тонн.

Рефконтейнеры.

Рефконтейнеры – контейнеры-рефрижераторы используемые для перевозки скоропортящихся грузов на дальние расстояния. Температура внутри рефконтеинера способна держаться в районе от +25 ?С до –25?С. Для перевозки рефконтейнеров используются контейнеровозы. Грузоподъемность контейнеровоза достигает 30 тонн.
Контейнеровозы перевозят не только рефконтейнеры, но и стандартные контейнеры, основной плюс которых заключается в герметичности, что способствует сохранности груза. Контейнеры используют для перевозки различного груза, начиная от доставки строительных материалов, заканчивая транспортировкой дорогих автомобилей.

Полуприцеп-цистерна.

Полуприцеп-цистерна – используется для транспортировки жидкого груза, такого как: нефть, бензин, типографическая краска и т.д. Цистерны вмещают в себя тысячи литров жидкости и транспортируются в абсолютной герметичности. Для транспортировки спирта спиртовозами используются цистерны с теплоизоляцией. Перевозка газообразных веществ производится в цистернах особой безопасности с двойными внутренними стенками.

Онлайн журнал — «Диспетчер Грузоперевозок».

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

dispetcher-gruzoperevozok.info

Техническая энциклопедия old. Всё для учебы, работы и отдыха. Техника и транспорт. Мореплавание и флот. Авиация и космонавтика. Учебники.

Вслед за освоением массового производства грузовиков универсального назначения возникла необходимость выпуска на их базе специализированных автомобилей, то есть машин, специально приспособленных для перевозки определенных видов грузов: для сыпучих- самосвалы, для жидкостей-цистерны, для скоропортящихся — изотермические фургоны и т. п. В равной степени народное хозяйство страны предъявляло спрос и на так называемые специальные автомобили-машины, шасси которых служили не для транспортировки каких-либо грузов, а для перевозки разного специального оборудования: противопожарного, строительного, для оказания коммунальных услуг.

Среди специализированных наиболее многочисленную группу составляли самосвалы. В годы второй пятилетки размах строительства достиг масштабов, при которых нельзя было обойтись без механизации работ. Вывозка грунта, доставка щебня, бетона и других сыпучих материалов — область применения самосвалов. Экономически наиболее эффективны машины большой грузоподъемности. Поэтому роль пионера в выпуске самосвалов досталась Ярославскому автомобильному заводу.

Проектирование первого нашего самосвала ЯС-1 с подъемником типа «Хилл» на шасси грузовика ЯГ-4 началось в августе 1934 г. Его деревянный кузов объемом 5 мл опрокидывали назад на угол 50″ два гидроцилиндра. Масло к ним под давлением подавал шесте-ренный насос, приводимый карданным валом от коробки передач. Насос выполнен в блоке с гидроцилиндрами — все гидроприводы, работающие под давлением 20 кгс/см2, в виде сверлений в общем картере. Таким образом исключалась вероятность утечки жидкости через соединительные штуцера наружных гидропроводов. Подъем кузова занимал 20 с, спуск — 18.

Разумеется, дополнительное самосвальное оборудование утяжелило машину. Масса ЯС-1 в снаряженном состоянии равнялась 5640 кг — на 890 кг больше, чем ЯГ-4. Поэтому и грузоподъемность самосвала не превышала 4 т.

Серийный выпуск ЯС-1 начался в январе 1935 г. Уже в этот год из ворот ЯАЗ вышел 261 самосвал, в 1936 — 700, а затем в среднем- по 1000 машин в год. Таким образом, почти половину своих автомобилей завод изготовлял с самосвальными кузовами. С переходом на базовую грузовую модель ЯГ-6 в мае 1936 г.. появилась и ее самосвальная модификация ЯС-3, тоже грузоподъемностью 4 т. С освоением выпуска ЯГ-7 намечалось делать самосвал ЯС-4, но он остался опытным образцом.

Другой самосвал, выпускавшийся в предвоенные годы нашей промышленностью,- ГАЗ-410. Его изготовлял в Горьком на шасси ГАЗ-АА завод имени Свердлова. У этой машины разгрузка происходила благодаря повороту грузовой платформы вокруг горизонтальной оси под действием груза. Для опрокидывания достаточно было водителю освободить стопоры, фиксирующие в горизонтальном положении груженую платформу. Поскольку масса механизма для опрокидывания составляла 270 кг, грузоподъемность самосвала не превышала 1300 кг.

Первый отечественный самосвал ЯС-1. 1935 г.

 

Самосвал ГАЗ-410. 1936 г.

Различные транспортные организации и авторемонтные заводы в предвоенный период изготовляли малыми сериями самосвалы на шасси ЗИС-5, главным образом инерционного типа (как ГАЗ-410). Были попытки применить и гидравлические подъемники типа ЯС-1 или ЯС-3. Среди них интересную конструкцию предложил московский авторемонтный завод «Аремз» — гидравлический самосвал с опрокидыванием кузова на три стороны, выполненный на шасси ЗИС-5. Разгрузка занимала 7-8 с.

В Ленинграде 2-й авторемонтный завод АТУЛ вел мелкосерийный выпуск самосвалов на шасси ЗИС-5 с горизонтальным гидравлическим цилиндром — разновидностью подъемника типа «Вуд». Шток его поршня упирался через ролик в сегмент, закрепленный на днище платформы и, воздействуя на него, опрокидывал кузов. Высокие контактные напряжения в паре «ролик — сегмент» и утечки масла через сочленения трубопроводов, соединяющих приводимый от коробки передач гидронасос с гидроцилиндром, стали препятствием на пути дальнейшего распространения этой схемы.

Трест «Мосавтогруз» оборудовал партию шасси ЗИС-5 самосвальными кузовами, снабженными ручным подъемником. Это колонка из швеллеров, смонтированная между кабиной и грузовой платформой. Посредством намотанного на барабан ручной лебедки троса и установленных на вершине колонки блоков за 4 мин. кузов мог быть наклонен назад на угол 48°.

В небольших масштабах изготовлялись специализированные саморазгружающиеся машины для перевозки кирпича, цемента. Следует выделить среди них конструкцию московского треста «Мосавтогруз», который в 1937 г. оборудовал для своих транспортных нужд (перевозка цемента) семь грузовиков ЯГ-4. Эти цементовозы имели кузов бункерного типа с размещенным в его углублении шнеком для выгрузки цемента. Шнек приводился от коробки передач, а для загрузки цементом служил двустворчатый люк в крыше бункера.

Портальные автомобили, служащие для перевозки пиломатериалов, труб, контейнеров, выпускаются в нашей стране с 1934 г. Их конструкция специфична. Груз, закрепленный захватами, перевозится под рамой автомобиля, высоко поднятой над дорогой. У всех колес, смонтированных на высоких стойках,- независимая пружинная подвеска. Все четыре колеса — управляемые, причем для повышения маневренности предусмотрена реверсивная коробка в трансмиссии.

Первые советские портальные автомобили моделей СК-5 и СК-7 стал выпускать завод «Северный коммунар» в Вологде. Они были оснащены двигателями ГАЗ-АА и имели цепную передачу к ведущим колесам. СК-5 мог перевозить в штабелях или контейнерах 4,5 т груза и развивать скорость 25 км/ч, а СК-7 соответственно — 7 j и 30 км/ч.

В истории развития отечественной автомобильной техники портальный СК-5 — первая конструкция с независимой подвеской всех колес. Более поздняя модель СК-7 интересна установкой двигателя в задней части машины и передними (!) ведущими колесами.

С 1936 г. все производство автомобилей этого типа передано на Соломбальский машиностроительный завод в Архангельске. У его модели «Соломбалец-5-С-2» грузоподъемностью 5 т, как и СК-7, передние ведущие колеса с цепным приводом и заднее расположение силового агрегата от ЗИС-5. В 1939- 1940 гг. завод создал машину «5-С-З» с газогенераторной установкой, а также «5-С-5» с расположенным впереди двигателем ЗИС-5.

Для перевозки нефтепродуктов широко использовались цистерны емкостью 3000 л, которые с середины 30-х гг. выпускал на шасси ЗИС-5 ленинградский завод «Примет». Они оснащались ручным насосом для заправки, пистолетами для раздачи топлива. Многие предприятия, которые, увы, для истории остались безымянными, не говоря уже об индексах их специализированных машин, делали цистерны на шасси ЯГ-4 для поливки улиц водой, строили на шасси ЗИС-5 специально оборудованные цистерны для перевозки живой рыбы.

Довольно большую группу специализированных машин составляли хлебовозы, фургоны для доставки мороженого, мясных продуктов, масла. Они- тоже изготовлялись небольшими разрозненными кузовными мастерскими по кустарной технологии: деревянный каркас, обшитый стальным листом, смонтированный на раме грузовика. Видимо, можно было выпускать централизованно на одном большом предприятии все эти специализированные цельнометаллические, более долговечные и более дешевые при механизированном производстве кузова. При этом стала бы возможной широкая унификация по арматуре, угловым фигурным панелям и другим элементам. Этот вопрос в те годы неоднократно поднимался в специальных журналах, но автомобильная промышленность не могла его решить.

Не было организовано и производство полуприцепов, которые позволили бы экономически наиболее выгодно решить проблему специализированного транспорта.

Попытки создать седельные тягачи относятся к началу 30-х гг. Это выпущенный в 1932 г. АМО-7, а также Я-12Д, спроектированный специалистами НАТИ и построенный в 1933 г. в Ярославле. От базовой грузовой модели Я-5 с бортовой платформой последний отличался седельно-сцепным устройством, увеличенным передаточным числом главной передачи и укороченной базой. Я-12Д мог буксировать одноосный полуприцеп грузоподъемностью 10 т, а АМО-7 — 6т.

Фургон для перевозки хлеба на шасси ГАЗ-АА, 1938 г. Установлен как памятник на автокомбинате № 23 в Москве.

остановление Совнаркома СССР, вышедшее в январе 1937 г., предписывало заводам Наркомтяжмаша, Наркомвнудела, Наркомлеса и Наркомместпрома организовать производство 27 тыс. одноосных и двухосных прицепов, а также полуприцепов и тысячу седельных тягачей ЗИС-10. Эта программа была выполнена лишь частично…

ЗИС-10 был модификацией грузовика ЗИС-5. Его снаряженная масса составляла 27 800 кг, он сохранял ту же колесную базу, что и ЗИС-5, однако передаточное число главной передачи было увеличено с 6,41 до 8,42, а наибольшая скорость уменьшена с 60 до 48 км/ч. Соответствующий ему универаль-ный одноосный прицеп НАТИ-ППД мог перевозить 6 т груза и имел тормоза с механическим приводом. Эти тягачи и прицепы существовали тогда в очень ограниченном количестве.

Таким образом, в предвоенный период специализированные кузова выполнялись в подавляющем количестве на шасси грузовых автомобилей, а не прицепов или полуприцепов. Производство их велось на небольших, подчас кустарно оборудованных предприятиях.

Фургон МАБ-МКИМ для доставки мясопродуктов. 1935 г.

 

Медицинский автомобиль СП-36. 1936 г.

 

Автомобиль для поливки улиц на шасси ЯГ-4. 1936 г.

к, выпуск хлебных фургонов на шасси АМО-3 и ЗИС-5 в Москве долгие годы вел завод «Аремкуз». Он располагал большим опытом в кузовостроении, так как с 1928 г. делал новые автобусные кузова на шасси Лейланд», Я-6, АМО-4 и ЗИС-8. Более того, он освоил в начале 30-х гг. автобусные кузова люкс на шасси ЗИС-8, кузова седан на шасси ГАЗ-А и до конца 1935 г. выпустил в общей сложности 750 разных кузовов.

В производстве хлебовозов с «Аремкузом» соперничал кузовной завод комбината реконструкции транспорта (КРТ) в Москве, который в 1935 г. резко увеличил изготовление внешне привлекательных фургонов типа люкс на шасси ЗИС-8 и ГАЗ-АА для перевозки хлеба, а также муки, тканей, посуды, готового платья. К середине 1935 г. КРТ изготовил 295 хлебных фургонов, в том числе 68 обтекаемых типа люкс, а до конца 1935 г. должен был достичь рубежа 600 кузовов.

Поскольку автомобильная промышленность не могла обеспечить мясокомбинаты необходимым специализированным транспортом для развозки готовых мясопродуктов по торговым точкам, мастерские автобаз при этих комбинатах сами брались за постройку нужных им кузовов. Так, мастерские автобазы мясокомбината имени Микояна (МАБ МКИМ) в Москве освоили в 1935 г. изготовление малыми партиями очень красивых развозных фургонов на шасси ЗИС-8 и ГАЗ-АА для мясопродуктов. У первой модели грузоподъемностью 1800 кг- изотермический кузов, где в четырех отсеках находилось 64 ящика для готовых изделий, у второй — три отсека на 45 ящиков.

В свою очередь, ленинградский мясокомбинат в 1934 г. стал делать изотермические фургоны для мяса с изоляцией стенок из пробки.

Даже изготовление изотермических фургонов в начале 30-х гг. представляло известную проблему, так как отсутствовали практические знания по изоляционным свойствам различных материалов, и нередко большинство предприятий останавливало свой выбор на войлоке. Легкий изоляционный материал на алюминиевой основе — термофоль — был еще редкостью.

Пионерами в создании авторефрижераторов стали сразу три организации: Всесоюзный научный институт холодильной индустрии (ВНИХИ), «Гипрохолод» и «Главмолоко». В 1932-1933 гг. они построили опытные образцы фургонов на шасси «Форд-АА» (ВНИХИ) и АМО-4 (остальные две организации). Источником поддержания холода служили сухой лед или льдосоляная смесь. Самым удачным стал авторефрижератор «Гипрохо-лода», и, что любопытно, он оказался первым советским автомобилем, который подвергся продувке в аэродинамической полномасштабной трубе ЦАГИ.

Затем в 1934 г. ВНИХИ разработал на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5 два очень удачных авторефрижератора, производство которых с 1935 г. развернул одесский завод «Фригатор».

Рефрижераторы на шасси ЗИС-5 освоил в 1937 г. и автокузовной завод Наркомвнуторга (АКЗ-НКВТ), которому был установлен ежегодный план в 400 машин. Их угловатые кузова едва ли могли по изяществу линий спорить с хлебовозами «Аремкуза» или фургонами «Фригатора». В фургоне АКЗ-НКВТ с теплоизоляцией из термофоля и обшивкой из стального листа толщиной 0,8 мм — две камеры, охлаждаемые двумя емкостями со льдосоля-ной смесью.

Изотермические молочные цистерны наша промышленность освоила в 1934 г. Для того времени их конструкция являлась весьма прогрессивной — алюминиевый корпус (при большом дефиците этого металла в те годы) с надежной теплоизоляцией. Делать их начал на шасси ЗИС-5 ленинградский молочный комбинат.

Специализированные автомобили для перевозки больных — автомобильные кареты «скорой помощи» начали выпускаться в конце 20-х гг. на грузовых шасси АМО-Ф-15.

По проекту И. Ф. Германа такие кузова с 1932 г. стала малыми партиями делать автобаза «Скорой помощи» в Москве. При этом вносились изменения в конструкцию автомобилей ГАЗ-АА, на шасси которых их монтировали. Передние и задние рессоры заменялись на более мягкие, обе оси оснащались гидравлическими амортизаторами. Поскольку нагрузка (семь человек, включая водителя, больного и медперсонал) была невелика, то задний мост комплектовался не сдвоенными, а одинарными колесами, и автомобили выделялись узкой задней колеей. Эти автомобили не имели вообще никакого заводского или производственного обозначения, поэтому для упрощения ссылок условно присвоим им индекс СП-32, то есть «скорая помощь» образца 1932 г.

С 1937 г. в филиале Горьковского автомобильного завода (с 1939 г. он назывался Горь-ковским автобусным заводом) начался выпуск медицинского автомобиля ГАЗ-55, конструкция которого представляла собой дальнейшее развитие модели СП-32.

Выполненный на шасси ГАЗ-ММ, этот автомобиль с технической точки зрения представляет интерес наличием в салоне калорифера (отопителя) и системы вентиляции. ГАЗ-55 в годы войны широко использовался для транспортировки раненых: в его салоне можно было перевозить либо четырех человек на носилках (включая подвесные) и двоих на откидных сиденьях, либо соответственно двух и пятерых человек.

Масса ГАЗ-55 в снаряженном состоянии равнялась 2370 кг, а база и колея оставались теми же, что и у ГАЗ-ММ. Габарит, однако, отличался: длина — 5425 мм, ширина — 2040 мм, высота — 2340 мм. С 1938 г. по 1945 г. сделано 9130 машин ГАЗ-55.

Пожарный АМО-Ф-15, сохранившийся до наших дней в Санкт-Петербурге.

 

Пожарный автомобиль ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА. 1932 г.

Более совершенная конструкция автомобиля «скорой помощи» — СП-36 появилась в 1936 г. как изделие той же автобазы, что и СП-32. Красивый обтекаемый кузов и более мягкая подвеска колес выделяли ее среди других однотипных машин.

Наряду с СП-36 следует упомянуть и медицинскую модификацию ЗИС-101, выпускавшуюся непосредственно автомобильным заводом ЗИС, и медицинский автобус ЗИС-16С. Он выпускался с 1939 г. и представлял собой упрощенную модификацию городского автобуса ЗИС-16, кузов которой предусматривал перевозку десяти лежачих больных и десяти сидячих. Машина оснащалась тягово-сцепным приспособлением сзади и двумя буксирными крюками спереди.

Быстрое развитие городского хозяйства в годы предвоенных пятилеток предъявляло не только повышенные требования к развитию транспорта для доставки продуктов и товаров, перевозки больных, но и к обеспечению городов пожарной защитой, коммунальным обслуживанием.

Пожарный автомобиль ПМЗ-1 на шасси ЗИС-11. 1934 г.

Роль пожарных машин среди других специальных автомобилей в 20-30-е гг. была особенно велика. Не только в малых городах, но и в таких крупных, как Москва, Харьков, Горький, насчитывалось немало деревянных домов, представлявших особую опасность при пожарах, да и источники водоснабжения не всегда оказывались под рукой, особенно в малых городах без водопроводной сети. Для этих условий выпускались два основных типа пожарных автомобилей: линейка с расчетом бойцов, лестницей и другим противопожарным оборудованием, катушкой с рукавом и насосом, а также цистерна с рукавом и насосом. Для больших городов нужны были и автолестницы, но потребность в них была несравненно меньшей. Универсальным же и самым распространенным типом оставалась пожарная линейка.

Первоначально их строили на базе грузовика АМО-Ф-15 как непосредственно на заводе АМО, так и на ленинградском заводе «Промет».

С 1931 г. специализированным предприятием по выпуску противопожарной автомобильной техники стал Миусский завод пожарных машин в Москве. Он являлся филиалом завода АМО (позже ЗИС), вырос из небольшого авторемонтного предприятия и делал пожарные автомобили вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем его производственный профиль изменился, а в 80-е гг. его ветхие здания, окруженные современными жилыми домами, снесли.

Миусский завод (до 1932 г. он назывался заводом № 6 ВАТО) с 1926 по 1929 г. выпустил 145 машин на шасси АМО-Ф-15. Но смонтированный на этих маломощных автомобилях насос не обеспечивал достаточную подачу воды. Их производство свернули, как только появились шасси АМО-4. На его базе Миусский завод стал с октября 1931 г. строить новые пожарные автомобили. Они перевозили боевой расчет из 12 человек (на линейке), запас воды в 360 л, лестницы, 360 м пожарного рукава, и, главное, их центробежный насос мог подавать 1400 л воды в минуту.

В конце 1932 г. завод развернул выпуск пожарных автомобилей ПМГ-1 на базе ГАЗ-АА, а в 1934 г. ПМЗ-1 на базе ЗИС-11. Для повышения надежности и боеготовности ПМЗ-1 оснащались зажиганием от магнето.

На шасси ЗИС-11 монтировались также цистерны с расположенным в передней части рамы насосом для подачи воды — эти машины назывались ПМЗ-8, а также 45-метровые выдвижные лестницы типа «Метц» на длиннооб-разном трехосном шасси ЗИС-6. Такие лестницы устанавливались и на автомобили ЯГ-6.

Среди многочисленных специальных автомобилей предвоенных лет можно назвать стреловые поворотные автокраны и цистерны емкостью 5000 л на шасси ЯГ-4, оснащенные разбрызгивателями для поливки улиц. Существовали также изготовленные небольшими партиями подметальные и снегоуборочные машины на шасси ЗИС-5, автогудронаюры и автомобили с компрессорными установками.

Нельзя обойти внимание и особую разновидность специализированных автомобилей, которые в 30-е годы сыграли трагическую роль в истории нашей страны. Это так называемые «черные вороны» — фургоны на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5 для перевозки арестованных Их нередко камуфлировали под хлебовозы или изотермические фургоны.

Начальнику административно-хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области, И. Д. Бергу принадлежит сомнительная слава отца «душегубки». Предложенный и АЛ фургон с выведенной в кузов выпускной трубой впервые был применен для уничтожения осужденных в 1936 году. В 1939 году Н. Д. Берг был расстрелян.

tehno.claw.ru