Рынок спецтехники – Рынок спецтехники — Главная

Рынок спецтехники

Обсуждение перспектив развития производства и рынка специальных, специализированных и дорожно-строительных машин в современных экономических условиях России прошло на четвертой конференции «Спецавтотехника 2015», проведенной ОАО «АСМ-холдинг» и НП «Объединение автопроизводителей России». Объектами нашего анализа служат экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, погрузчики, автокраны, а также основные виды коммунальной техники. Итак, динамика производства и продаж строительно-дорожной и спецтехники находится под влиянием тенденций в реальном секторе экономики, а также в зависимости от финансовых возможностей муниципальных органов власти, оплачивающих услуги по содержанию и уборке городского хозяйства.
Показатели по всем видам техники в 2009 г., следующем за кризисным 2008 г., являются провальными. Далее объемы производства начали незначительно расти – до кризисного 2014 года. Слабым утешением может служить незначительный рост по экскаваторам в 2014 году – на 200 шт. по сравнению с 2013 годом.

У специалистов нет единого мнения относительно объема производства в перспективе – во многом он будет зависеть от развития экономики, а также от положения дел на рынке этой техники. Структура рынка спецтехники, т. е. соотношение новой (отечественной и импортной), подержанной, безусловно, окажет влияние на объемы производства, но об этом позже.
Интерес представляют данные о структуре подъемно-транспортного оборудования с точки зрения формы собственности. В российской собственности находится 80,3% оборудования, из них почти половина приходится на частную собственность. Не вызывает оптимизма состояние основных фондов, на которых производится подъемно-транспортное оборудование. Самые «молодые» фонды – на предприятиях муниципальной собственности (износ 37,4%). Наиболее изношенные фонды – на предприятиях смешанной собственности (износ 78,1%). Физический износ основных фондов коррелирует с моральным, так что можно предполагать, что предприятия, на которых производится спецтехника, не располагают современным оборудованием.
Политика санкций, которая применяется в последнее время в отношении российских предприятий, а также рост курса валют по отношению к рублю по сравнению с 2013 г. заставляют отслеживать удельный вес импортного сырья и материалов в общем объеме материальных затрат при производстве подъемно-транспортного оборудования и грузовиков. Тенденция последних лет такова: в производстве подъемно-транспортного оборудования доля увеличилась с 16 до 19%, а в производстве грузовых автомобилей она уже приближается к 40%. И эти цифры не могут не настораживать: от их величины напрямую зависит рост цены на готовую продукцию.
Экспорт и импорт российской строительной техники – это тема отдельного исследования, но однозначно можно сказать, что объем экспорта с начала двухтысячных намного отстает, а с 2007 года – во много раз отстает от импорта. В пиковом 2008 году было ввезено техники на 5,5 млрд долл., а экспортировано на 500 млн долл. Даже в провальном 2009 году разрыв был очень большим – в 7 раз. В 2012 году было ввезено техники больше чем на 6 млрд дол., что опять-таки в 10 раз превышает экспорт.
Зависимость российского рынка строительной техники от импорта по позициям «экскаваторы» и «бульдозеры» очень высокая. По первой позиции импорт в 2014 году оценивается в 909 млн долл., а производство – в 293 млн долл., по второй (бульдозеры) – было импортировано машин на 300 млн долл., а произведено всего на 65 млн долл. По автогрейдерам импорт (61 млн долл.) и производство (57 млн долл.) почти совпадают. И наконец, только по автокранам стоимость машин, произведенных в России, в 2014 году составила 342 млн долл., а импорт – 94 млн долл.
Россия, к сожалению, теряет свои ниши на внешнем рынке строительной техники даже на таком проверенном и давнем, как казахстанский. Если объемы поставок из России и Китая в эту страну в 2006 году практически совпадали (100 млн долл. и 150 млн долл.), то затем Китай пошел в отрыв, поставляя техники на 400 млн долл., а наши объемы прежние. И это несмотря на совместные инфраструктурные проекты, союзные договоры и т. д. Да, сегодня из-за курсовых разниц китайская техника чуть отступила. Но как отмечают специалисты, при стабилизации ситуации китайские компании вернутся с еще большими объемами поставок.
«Все познается в сравнении» – истина известная, и она как нельзя лучше подходит сегодня к ситуации на рынке спецтехники. Положение дел на рынке спецтехники выглядит по отдельным позициям лучше, чем на рынке прочей грузовой техники. Если рынок новой техники упал в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 22,9%, то новой спецтехники – на 21%. Рынок подержанной спецтехники за этот же период увеличился на 5,1%, а прочей – на 2,1%. I квартал 2015 года также оказался для спецтехники более удачным: его объемы снизились на 6,3%, а по прочей – на 9,7%. Что касается номенклатуры рынка строительной техники, то его прочно оккупировали самосвалы, причем как новые, так и подержанные – на их долю в 2013-2014 гг. приходится 90-95%. Такая же тенденция сохраняется и в 2015 году.
На долю остального подвижного состава (автобетоносмесители, автобетононасосы, цементирующие агрегаты), учитывая их ограниченный характер использования, приходится не более 10%.
Что касается рынка коммунальной техники, то он представлен в основном дорожными комбинированными машинами (30-40%), а также мусоровозами (30-39%). Что касается характеристики спецтехники с точки зрения полной массы, то она локализуется в основном в диапазоне от 20 до 24 тонн, 24-32 тонн и 32-40 тонн (диаграмма 7). Смещение в сторону более тяжелых машин – примета рынка новой спецтехники.

Рынок новой спецтехники по брендам в отечественном сегменте не претерпел значительных изменений: в тройке лидеров КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ (см. таблицу). При этом доля японской техники увеличилась на 1,3%, а европейской – снизилась на 1,8%.

Подводя итог, можно сказать, что планируемые инфраструктурные проекты, строительство дорог в перспективе будут драйверами роста парка спецтехники. А уже каким он будет – импортным или отечественным – зависит от нас. 

reis.zr.ru

Анализ рынка аренды спецтехники в 2018 году

Эксплуатация специальной техники на условиях аренды представляется компаниям наиболее удобным и менее затратным способом закрытия потребностей в механизированном оснащении процессов производства. Наем самосвалов, автокранов, автовышек и других специализированных машин освобождает подрядчиков от содержания и хранения автопарка, а также от расходов, связанных с их владением. Рынок аренды спецтехники в России 2017 находился в стадии стагнации, однако первые результаты 2018 года дали предпосылки для пересмотра ранее обозначенных прогнозов.

Какая техника в зоне спроса

Статистика ритейла специальной техники показывает, что более половины машин и оборудования сразу приобретаются с расчетом сдачи в аренду. Ситуация объясняется достаточно просто, поскольку не все строительные и обслуживающие компании в состоянии содержать технику для кратковременного использования. Профильные компании, специализирующиеся на инвестировании, получают прибыль там, где бы строительные организации фиксировали простой.

Что пользуется спросом:

Первое место по популярности традиционно остается за тонарами и самосвалами. Возможность выбора необходимого тоннажа грузовой саморазгружаемой техники обеспечивает рынок 11.7 % спроса. Второе место в зоне внимания заказчиков сохраняется за грузовиками с длинной платформой (9,1%), — экономичным транспортом, который активно используется для перевозки грузов различного назначения. Замыкает тройку лидеров автокран как одна из самых необходимых единиц техники для обеспечения строительных площадок. Спрос на уровне 6,8%.

Спрос и предложение по специальной технике

Для понимания проблематики рынка аренды спецтехники на диаграмму нанесены данные предложения – фактической оснащенности отечественных арендуемых автопарков. Статистика подтверждает низкую ориентированность инвесторов на данные исследований, либо увеличение емкости рынка только за счет списанной и впоследствии восстановленной техники. Указанная проблематика касается именно лидеров рынка спецтехники в аренду – самосвалов и грузовиков. С другой стороны, свободная зона превышения предложения над спросом оставляет собственникам автопарков горизонты для внесения корректировок в ценообразование. В свою очередь недостаток предложения по самосвалам явно указывает на достаточную емкость этого сегмента.

Как происходит насыщение рынка в развитых странах, рентабельность отрасли.

Практика организации механизированных работ за счет наемной техники является нормальной для большинства развитых и развивающихся стран. Вместе с тем, превышение арендуемых мощностей над собственными автопарками строительных компаний является показателем стагнации производства за счет перенасыщения рынка инвестициями.

Примером идеального соотношения объемов закупок для подрядчиков к рентабельности остается Северная Америка. При соотношении 35% доходы от хайринга в среднегодовом выражении составляют 25 миллиардов долларов. Как утверждают аналитики, для достижения такого результата американцам потребовалось 20 лет. Российский рынок арендуемого автопарка продолжает оставаться ненасыщенным. При соотношении менее 5% прибыль в отрасли по итогам года не превышает отметки в 25 миллионов в долларовом эквиваленте.

Соотношение объёмов закупок для подрядчиков к рентабельности

Согласно диаграмме, лидерами отрасли по рентабельности остаются Великобритания и Северная Америка. Европейский рынок в целом подтверждает выбор оптимальной тенденции развития, включающей упор на развитие рынка и расширения автопарка арендуемых машин.

Сезонность и другие влияющие факторы

К числу самых популярных машин, привлекаемых для выполнения механизированных работ, относится универсальная техника. Это мобильный кран-манипулятор, самосвал под различные грузы или различные модификации экскаваторов. Такое оборудование чаще оснащается шасси, востребовано в течение всего года.

Если же брать во внимание экскаваторы погрузчики и тракторы МТЗ, они более востребованы в летнее время. Зимой обеспечить отсутствие простоев такой технике сложно – зачастую уборкой снега уже заняты мощности конкурентов.

Строительная техника, такая как кран-манипулятор или самосвал, востребована в любое время года.

Важной спецификой рынка аренды спецтехники в России остается низкая ориентированность компаний под клиента. Часто желание инвесторов использовать имеющиеся мощности под максимальный ресурс превышает необходимость расширения автопарка. Результат низкой востребованности ассортимента является вполне логичным.

Одним из влияющих факторов отрасли является административный ресурс. Введенный в последние годы утилизационный сбор заметно снизил собственные покупки подрядчиков. Затруднения, которые испытывает руководство строительных компаний, одновременно насыщают рынок спросом на различную технику. Ее всегда можно подобрать в арсенале предложений.

Что покупается для сдачи в аренду

Благодаря развитой сети дистрибуции мировых производителей, в России доступна практически любая техника. Несмотря на достаточный ассортимент, отечественные компании оставляют за собой несколько традиционные предпочтения, основанные на приемлемости бюджета, отказоустойчивости, бюджете обслуживания.

Изучение объема рынка аренды спецтехники и итогов продаж 2017 года, эксперты вывели следующие цифры:

  • В 2018 году ожидается увеличение производства грузовых авто на 145 тысяч единиц в год (против 20000 иностранных брендов). В сегменте лидируют КАМАЗ (34,9%) и ГАЗ (11%), из зарубежных марок Volvo (7,5 %), Mercеdes (7,1 %) и Scania (7,2 %)
  • В структуре продаж дорожно-строительной техники произошло некоторое смещение. Теперь в лидерах гусеничные экскаваторы (32%), машины для погрузки (22%). Самосвалы продавались менее активно (10% по всем модификациям). На 2018 год ожидается общий рост продаж в сегменте до 35 процентов
  • Увеличение спроса показали грейдеры (на 29%) и погрузчики (на 16%).
Состав прокатного автопарка

Общий прогноз на 2018 год по закупкам специальной техники для передачи в аренду остается положительным. Прирост объемов продаж будет обеспечиваться мерами государственной поддержки и реализацией отложенного спроса, вызванного устареванием эксплуатируемого автопарка. В отрасли остается преобладание российских марок машин и оборудования – 73 процентов против 27 зарубежных марок.

alterainvest.ru

Рынок спецтехники растет неравномерно — Российская газета

Согласно исследованию аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам 2018 года рынок строительной и специальной техники показал достаточно позитивную динамику роста — плюс 22 процента. Но подобная динамика применима не ко всем секторам.

Как рассказал Олег Никитин, директор департамента дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment, в некоторых категориях (грейдеры) рынок удвоился, в некоторых (дорожные катки) темпы роста были ниже, чем в среднем по рынку. Отлично продавались колесные экскаваторы, а также жесткорамные и сочлененные самосвалы для карьерных работ. «Однако пусть цифры 2018 года и выглядят хорошо, достигнутые показатели не составляют и половины объемов 2013-го, а ведь это был далеко не предел», — подчеркнул он.

Наибольшее влияние на темпы роста рынка оказали хорошая конъюнктура для экспортеров (леса, угля, металлов), доступность кредитных ресурсов, относительная стабильность курса рубля, отложенный спрос. Клиенты, в последний раз приобретавшие технику в 2009-2010 годах и активно эксплуатирующие ее, подошли к рубежу, когда дальнейшее использование становится экономически неоправданным. Соответственно, у наиболее успешных компаний идет плановая замена старого оборудования.

Любой рывок в развитии инфраструктуры или наращивания экспортных поставок существенно повлияет на объем продаж специальной техники

В целом потенциал российского рынка огромен, уверен Олег Никитин. Любой масштабный рывок в области развития инфраструктуры, наращивания экспортных поставок или улучшения качества жизни городов существенно повлияет на размеры и структуру рынка. «В сегменте тяжелых машин для горнодобывающего сектора российский рынок сопоставим с рынками Германии или Великобритании, но не превышает их. А вот если говорить о машинах для муниципального, городского строительства или ремонта инженерных сетей, то здесь наблюдается отставание в десятки раз», — констатирует эксперт.

Как пояснил менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский, в прошлом году основными драйверами стали строительство инфраструктурных объектов, относительно высокий уровень цен на нефть, а также ожидаемое увеличение НДС до 20 процентов. Динамика роста (30 процентов) хорошо прослеживается в сегменте гидравлических экскаваторов.

Пока рынок специализированной и строительной техники не достиг достаточного размера для того, чтобы открывать новые заводы

Рост спроса на технику массой 18-20 тонн можно назвать одной из основных тенденций. Интерес к ней вызван ужесточением правил грузоперевозок. На транспортировку по дорогам общего пользования негабаритной спецтехники требуется дорогостоящее разрешение, получение которого может занимать две-три недели. Без него компаниям грозит штраф.

На развитие рынка повлияли и внешние факторы. Как рассказал руководитель направления строительной и индустриальной техники «МАНИТУ ВОСТОК» Станислав Шульга, самой значимой тенденцией в 2018 году стало введение заградительных пошлин на технику, произведенную в США. Свою долю в этом сегменте потеряли многие бренды. По словам эксперта, предпосылки положительных изменений можно ожидать в рамках определенных территорий и программ. В основном это касается Дальневосточного, Центрального, Южного и Северо-Западного федеральных округов, где идет активное развитие основных логистических путей, в том числе реализация долгосрочного проекта «Шелковый путь».

Пока же одним из сдерживающих факторов развития рынка стройтехники являются государственные меры регулирования экономики. Требования к уровню локализации производства регулярно ужесточаются. Компаниям, не имеющим достаточного уровня локализации, необходимо уплачивать утилизационный сбор. Также увеличение ставки НДС в 2019 году не способствует повышению покупательской способности. В качестве рисков эксперты также называют волатильность рубля и рост стоимость топлива. «Все большую долю рынка будут занимать транспортные решения на экологическом топливе — в краткосрочной перспективе это, конечно, техника на газомоторном топливе», — отметил начальник отдела решений для тяжелых отраслей промышленности «Скания-Русь» Константин Кравченко .

Создание сложных продуктов с высокой добавочной стоимостью, таких как укладчики асфальта или карьерные самосвалы, требует объемов и благоприятного инвестиционного климата. В то же время сделанные в Китае машины зачастую дешевле и качественнее российских, которые обладают простыми функциями. Поэтому в настоящее время рынок специализированной и строительной техники не достиг достаточного размера для того, чтобы открывать новые заводы. Это и является главным препятствием для его развития.

rg.ru

Спрос на спецтехнику

Качество инфраструктурных объектов (а это любые промышленно-гражданские здания, дороги и все искусственные сооружения на них), чистота и благоустройство городов во многом зависят от того, какая и в каком количестве задействована техника. Вопрос не праздный: номенклатура машин и механизмов очень широкая – часть у нас не производится, да и стоят эти машины немало. Источник финансирования, ритмичность и своевременность перечисления средств имеют очень большое значение для дорожного строительства. А от того насколько состоятельны муниципальные бюджеты, зависят возможности по обновлению и содержанию парка коммунальной техники.
Так какие факторы должны быть учтены при прогнозировании спроса в категории дорожной и специальной техники? Об этом шла речь на проведенной ОАО «АСМ-холдинг» 5-й российской конференции по специальной автомобильной технике «Спецавтотехника 2016» на тему: «Перспективы развития производства и рынка специальных, специализированных и дорожно-строительных машин в России в 2016-2017 годах».
Следует четко разделять, при определении спроса на дорожную и спецтехнику, новые и существующие рынки. Для определения «нового» спроса важно учитывать совокупный целевой бюджет на строительство и ремонт дорог, порядок распределения бюджетов по регионам, основания распределения субсидий по регионам. И, пожалуй, самый важный фактор для обоснования нового спроса на технику – актуализированный перечень инфраструктурных проектов, привязанных к конкретному региону.
Что касается существующих рынков, то основные влияющие факторы – это выбытие существующего парка и прогноз выбытия на перспективу. Дело в том, что существующий парк машин устарел (процент износа в среднем составляет 50).
Для нового рынка коммунальной техники при определении спроса необходимо, прежде всего, ранжировать города по населению; учитывать протяженность дорог согласно стратегии развития до 2020 года по группам городов; скорректировать нормативы потребности в коммунальной технике (есть такой отраслевой дорожный норматив потребности для содержания дорог ОДН 218–014–99). И с учетом всех факторов следует рассчитывать объем нового рынка коммунальной техники в городах с различным населением. И опять-таки с учетом реализуемых в перспективе инфраструктурных объектов, которые также потребуют коммунальных услуг, спрос на новую технику увеличится.
Отличительная черта существующего рынка коммунальной техники – очень высокий процент износа основной номенклатуры (до 70%). В соответствии с планом выбытия устаревшего парка планируется спрос для покрытия нужд существующего рынка.
В соответствии с вышеперечисленными факторами сформирован прогноз развития нового рынка строительной техники до 2021 года.
Рынок новой строительной техники за последние три года обрушился – другого определения не подберешь: с 2,28 тыс. шт. в 2013 году до 0,63 тыс. в 2015 году. Даже по оптимистическому сценарию к 2021 году его объем увеличится лишь до 1,54 тыс. ед., то есть не достигнет уровня 2014 года – 1,87 тыс. ед. 

Самосвалы «обрушились» еще в большей степени: с 21,32 тыс. в 2013 году до 8,62 тыс. в 2015 году. На перспективу до 2021 года рост рынка планируется, но опять-таки не дотянет до базового 2013 года – по оптимистическому сценарию рынок дорастет лишь до 17,28 тыс. ед.

Расчет спроса на коммунальную технику производился на основании экспертно-скорректированного норматива. Поскольку норматив 1998 г. является устаревшим, он был скорректирован. Далее был принят диапазон необходимого количества единиц техники на 100 км дорог. Расчет был подтвержден на основании анализа парка коммунальной техники по состоянию на 2015 год по более чем 50 городам России.
На рынке коммунальной техники его объем уменьшился на 2,4 тыс. – с 5 тыс. до 2,6 тыс. И опять-таки выправиться рынок не сможет даже к 2021 году – его объем будет ниже на 1 тыс. ед., то есть 4 тыс.

Рынок дорожной, специальной и коммунальной техники, как и любой другой рынок, работает в системе определенных ограничений, которые касаются прежде всего отечественных игроков.
Из-за того что нет отечественных аналогов иностранной техники, зарубежные производители достаточно уверенно чувствуют себя на рынке. Спрос на продукцию китайских производителей и дистрибьюторов достаточно высок. Из 8 тыс. ввезенных в Россию за 2015 год погрузчиков почти 7 тыс. являются продукцией из Китая. В случае с бульдозерами, грейдерами, виброкатками и башенными кранами доля китайской продукции превышает 50%.
В данный момент рынок сильно фрагментирован, что создает высокий уровень конкуренции по всем основным направлениям продукции.
О том, насколько важна спецтехника для реального сектора экономики, к которому относится строительство, в том числе и дорожное, а также для сферы услуг, в состав которой входит коммунальное хозяйство, свидетельствует доля спецтехники в общем парке грузовых автомобилей. На нее приходится 38,3% общего парка грузовиков. В свою очередь, структура парка спецтехники выглядит следующим образом. На долю строительной техники приходится 69,2%

Парк строительной техники в основном представлен самосвалами (97,4%). А в коммунальной – 38,2% приходится на дорожную комбинированную и 32% – на мусоровозы.

И в парке строительной, и в парке коммунальной техники преобладают машины небольшой массы – до 12 т в первом и во втором случаях. Причем в новой строительной технике доля тяжелой стремительно сокращается: с 43,7% в 2013 году до 36,2% в 2015 году. Но при этом в I квартале 2016 года доля тяжелой возросла до 45,9%, что вполне объяснимо с учетом возобновления крупных инфраструктурных проектов. Что касается распределения техники по брендам: на долю «КАМАЗа» приходится 31,4%, «ГАЗа»  – 22,8% и «ЗИЛа» – 21,2%. Таким образом, отечественная техника лидирует по всем позициям.
Для новой спецтехники ведущими производителями надстроек в России являются Камский автомобильный завод (21% от общего количества), Нефтекамский автобусный завод (6,6%) и Саранский завод автосамосвалов (6%). Таким образом, в сумме на этих производителей приходится более трети выпускаемых надстроек различного типа. Еще двенадцать заводов выпускают надстройки, на долю которых приходится около 30% общего количества. А почти 37% надстроек производят почти в гаражных условиях, на мелких производствах, что отрицательно сказывается на качестве.
Что касается востребованности спецтехники по регионам, то лидерами в строительной технике являются Ханты-Мансийский округ (9,61%), Москва (6,29%), Татарстан (4,83%), Московская область (4,58%), что вполне согласуется с уровнем деловой активности в этих регионах.
Регионы Российской Федерации, имеющие финансовые возможности на муниципальном уровне (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Башкортостан), предъявляют самый большой спрос на новую коммунальную технику – 20 % от общего количества. 
В целом можно сказать, что рынок спецтехники уже нащупал свое дно и должен начаться рост.

reis.zr.ru