Как устроена автозаправочная станция (АЗС)
О том как устроена современная автозаправочная станция задумываются далеко не все автолюбители. А ведь для того, чтобы топливо попало в бак автомобиля оно должно пройти достаточно сложный путь по самой АЗС, которые сейчас используют самые современные технологии.
Слив топлива
На автозаправочные станции топливо попадает разными способами, топливо могут привезти с помощью железнодорожного состава, а могут доставлять до пункта назначения с помощью трубопровода, но чаще всего его подвозят на отдельные станции с помощью обычных бензовозов.
Современные бензовозы, как правило, имеют несколько внутренних секций, поэтому привозят они сразу несколько видов топлива. Из секции объемом 10 900 литров топливо будет сливаться примерно полчаса. Все это время заправка конкретным топливом будет запрещена для безопасности и более точной последующей отчетности по объему топлива.
Перед тем как топливо сливается в подземные хранилища оно проходит контроль. В первую очередь проверяются документы на топливо, вскрывается пломба на цистерне, проверяется уровень ее заполненности, а затем берется анализ топлива. Новое топливо проверяют на плотность, грубо говоря, оно не должно быть разбавлено водой умышленно или случайно из-за попадания дождевой воды, конденсата и т.д.
После проверки топливо с помощью сливной трубы соединяют с резервуаром и начинается слив топлива.
Топливохранилище
Резервуары под топливо могут быть наземными или подземными. Их изготавливают из стали и чаще всего делают двухслойными для безопасности. Обычно емкости для хранения топлива не превышают 50 кубометров, но есть емкости объемом более 200 кубометров, такие хранилища считаются уже мини-нефтебазами, к которым применяются свои требования.
Уровень топлива в самой емкости замеряется метроштоком. Замер уровня топлива проводится не только при сливе топлива, но и при пересменке операторов.
Метрошток
Топливный резервуар поделен на секции для разных видов топлива. При этом специальное оборудование постоянно контролирует качество топлива и при каких-либо отклонениях просто не даст операторам заправлять его в автомобили.
ТРК
Из резервуаров топливо через топливнораздаточную колонку подается в горловину бака автомобиля.
1. Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это лишний расход электроэнергии и времени.
2. Фильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.
3 и 4. Двигатель и насос. Работают в паре, соединены, как правило, ременной передачей, но есть и такие конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Более безопасной считается ременная передача, так как она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.
5. Газоотделитель. В соответствии с названием, отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и начинают создавать пену. Устройство газоотделителя предельно простое — это небольшой резервуар в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху.
6. Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу, после того как прекращается закачка топлива. Если данный клапан сломан, то он может просто перекрыть всю систему или не закрывать ее, в последнем случае даже после отключения насоса топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции. При незакрывшемся электромагнитном клапане ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.
7. Измеритель жидкости. Называться может по разному, например, топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д., но функция у него одна — точно отмерять количество топлива. Топливоизмерители могут быть электронными или механическими. В первом случае настройка точности проводиться с помощью специальных команд, во втором случае с помощью регулировочных болтов.
8. Смотровое окно. Представляет собой полую колбу со стеклом. Если колба наполнена топливом, значит приемный клапан работает и топливо остается в системе после отключения насоса.
9. Раздаточный пистолет. Может называться по разному, предназначен для управления подачи топлива в горловину бака, также отсекает подачу топлива при переполнении бака.
10, 11, 12. Система управления. Система объединяет ТРК и пульт управления оператора.
Подробнее об устройство заправочного пистолета
Устройство пистолета для заправки не такое простое, как это кажется на первый взгляд. Кроме функции подачи топлива, внутри есть система отсечения подачи топлива при переполнении бака.
Как работает эта система можно посмотреть на видео, которое находиться выше. При нормальной подаче топлива через небольшую трубку и жиклер в пистолет поступает воздух. Как только топливо доходит до уровня заливной трубки, в жиклер попадает топливо и давление воздуха в системе защиты резко падает, мембрана реагирует на это и срабатывает пружина отсечки, подача топлива прекращается. При срабатывании системы защиты топливо не будет подаваться до тех пор, пока рычаг пистолета не будет «взведен» заново.
Необычные АЗС
АЗС давно пришли к единому стандарту внутреннего устройства. Все автозаправочные станции отличаются друг от друга лишь качеством оборудования, а вот принципиальные схемы не меняются уже десятилетиями.
Исключение составляет разве что необычная схема с верхним расположением ТРК. Но используются такие схемы крайне редко, в первую очередь из-за дефицита подобного оборудования и определенными сложностями с его обслуживанием. Особой выгоды от такого расположения ТРК нет, разве что автомобили можно разместить чуть плотнее, а сами ТРК невозможно задеть автомобилем.
Интересные факты об АЗС
В 1888 году бензин начали продавать в аптеках.
В 1907 году в США открылась первая АЗС, она представляла собой склад с канистрами бензина. Позже начали появляться станции с одним большим резервуаром, с которого топливо подавалось самотеком.
В России первая АЗС открылась в 1911 году Императорским автомобильным обществом.
Современные АЗС не ограничиваются продажей только топлива. Многие имеют небольшие магазины с сопутствующими товарами, продуктами, есть кафе, мойки и т.д. Особенно хорошо заметно развитие АЗС в США, где заправка автомобилей — это лишь часть комплекса включающего в себя стоянки для большегрузных автомобилей, центры отдыха и досуга, магазины, кафе и многое другое.
В России более 25 000 автомобильных заправок, примерно 600 из них находятся в пределах МКАД. В США более 120 000 АЗС, в Канаде примерно 14 000, а в Великобритании более 9 000, при том, что в 90-х их было более 18 000.
Устройство топливораздаточных колонок на АЗС, принцип работы, схема, фото
Увеличение прибыльности АЗК
chevron_right
ТРК и ГРК
chevron_right
Комплектующие для ТРК и ГРК
chevron_right
Модульные АЗС и мобильные ТРК
chevron_right
Газовое оборудование
chevron_right
Заправочные пистолеты
chevron_right
Метрология
chevron_right
Рукава МБС и комплектующие
chevron_right
chevron_right
Насосы и насосные агрегаты
chevron_right
Счетчики жидкости
chevron_right
Эксплуатационное оборудование
chevron_right
chevron_right
Оборудование для Нефтебаз
chevron_right
Оборудование для бензовозов
chevron_right
Эффективная работа АЗС — ЗАО «АлтайСпецИзделия»
(Принцип работы АЗС. Система рециркуляции паров топлива. Давление в резервуаре. Уровнемеры. Модуль контроля и управления. Автоматизация АЗС. Системы управления АЗС, программное обеспечение.)
Для эффективной работы АЗС необходима современная технологическая система приема, хранения и отпуска топлива, удовлетворяющая требованиям экологических служб и требованиям пожарной безопасности НПБ 111-98*. Рассмотрим для примера принцип работы автоматизированной системы управления, приема и контроля хранения топлива на АЗС, разработанной ЗАО «АлтайСпецИзделия». Условно, с целью упрощения, возьмем один резервуар и одну ТРК. В действительности количество резервуаров и ТРК зависит от конкретной АЗС.
Принцип работы АЗС
Привезенное топливо из АЦ через гибкий шланг поступает на входной фильтр топлива с огнепреградителем. Входной фильтр очищает топливо от окалины и грязи. Это первая ступень грубой очистки топлива. Огнепреградитель исключает возможное попадание искры и пламени в резервуар. Шланг присоединяется к фильтру с помощью быстросъемной муфты, которая обеспечивает незамедлительное разъединение в случае необходимости.
Так как большинство аварийных ситуаций может возникнуть во время слива топлива из АЦ в резервуар, то для быстрого автоматического прекращения слива применяют электромагнитный клапан (ЭМК). ЭМК независимо от оператора АЗС перекрывает трубопровод линии наполнения и не дает развиться аварийной ситуации.
Второй конец сливного трубопровода опускается в резервуар на 100-120 мм ниже всасывающего обратного клапана, то есть он постоянно находится в мертвом остатке, чем создается гидравлический затвор в сливном трубопроводе.
Всасывающий трубопровод изготавливается из газовых труб диаметром 11/2″. На конце, опущенном в резервуар, монтируется всасывающий отсечной клапан. Расстояние от нижней части клапана до дна резервуара должно быть 120 — 200 мм. Это позволяет забирать из резервуара чистый нефтепродукт. Всасывающий клапан обеспечивает невозможность перетекания топлива из всасывающего трубопровода в резервуар после прекращения работы насоса.
Как устроена АЗС
Как устроена АЗС
Верходанов А.А. 11МАОУ «СОШ №7 с углубленным изучением английского языка»
Шустер И.И. 11МАОУ «СОШ №7 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
О том, как устроена современная автозаправочная станция задумываются далеко не все автолюбители. А ведь для того, чтобы топливо попало в бак автомобиля оно должно пройти достаточно сложный путь по самой АЗС, которые сейчас используют самые современные технологии. [5, 6].
АЗС строится так: сначала роют катлаван для топливных резервуаров, обычно немного в стороне от самой АЗС (для безопасности), далее в эти резервуары устанавливают насосы для подачи топлива (бензина) на колонки. Ну и кассово-операторская комната для управления.
Что такое бензин. Автомобилю нужен бензин так же, как человеку нужна еда — для получения энергии, чтобы двигаться. Трудно поверить, но бензин содержит в себе большое количество энергии. Бензин изготовляют из нефти, а энергию он имеет в себе потому, что нефть миллионы лет назад образовалась с живых когда-то существ, растений и животных.Эта энергия высвобождается внутри двигателя автомобиля и используется для вращения его колес. [4].
Откуда берётся бензин?
Существуют нефтеперерабатывающие заводы, которые распределяют топливо по нефтебазам, оттуда по заправкам.Привозят бензин цистернами в специальных машинах — бензовозах, и, заливают в резервуары [4].
Может ли автомобильное топливо (бензин) быть экологически чистым?« — Нет, все продукты сгорания бензинов поступают в атмосферу, загрязняя воздух. Особенно сильное загрязнение продуктами сгорания происходит в крупных городах с большим числом эксплуатируемых автомобилей».
Цель работы:
Изучение работы АЗС и создание макета.
Задачи:
1.Узнать, что такое бензин;
2. Разобраться, как устроена АЗС. Понять что такое топливохранилище; 3. Узнать принцип работы топливораздаточной колонки;
4. Изучить устройство заправочного пистолета;
5. Рассмотреть конструкцию бензовоза;
6.Создать макет АЗС и решить задачки по заправке автомобилей бензином.
Содержание работы:
Впервые бензин начали продавать в аптеках, для хозяина аптеки это был дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом.
Первой газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц жена Карла Бенца наполнила бак первого автомобиля, на котором она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году.
Первые стоящие отдельно «станции для автомобилистов» появились в США в начале ХХ века (есть упоминания о 1907). Первые заправки представляли собой одну-две цистерны, стоящие на подпорках, от каждой шли шланги, по которым бензин самотеком поступал в баки автомобилей. Реальный рост и развитие бензозаправок начался в 1920-е гг. В это же время заправки стали оснащаться крупными вывесками, комнатами отдыха, навесами и мощеными подъездными путями. К концу 1920-х гг. деньги делались не только на бензине, но и на продаже покрышек, аккумуляторов и запчастей. Вошел в употребление и получил широкое распространение новый тип насоса: бензин поступал наверх, в стеклянный резервуар, так что покупатель мог убедиться в его чистоте, а затем по шлангу в бензобак автомобиля [6].
Первая АЗС в России появилась в 1911 г. По заказу Императорского Автомобильного Общества она была построена Товариществом «Бр. Нобель». Спустя всего три года в крупных российских городах насчитывалось 440 автозаправок. В довоенной России автотранспорта было немного. После войны в стране появилось большое количество трофейных автомобилей. К тому же была выпущена отечественная «Победа», а чуть позднее появились «Москвичи» и «Волги». Все функции нефтепродуктообеспечения лежали на государственном предприятии под названием «Госкомнефтепродукт». Топливо на АЗС отпускалось только по талонам – государственным и талонам. В 60-е годы на автозаправочных станциях можно было приобрести бензин с октановыми числами 66, 72 и 76, а также дизельное топливо. Месячный лимит топлива был строго ограничен. [6].
Бензин
Бензин, которым мы пользуемся, вырабатывается из сырой нефти. В процессе перегонки нефть разлагается на разные части, одна из которых — бензин. Бензин — это смесь углеводородов. Его молекулы состоят из атомов водорода и углерода. Чтобы бензин лучше горел, в него добавляют специальные добавки. При температуре около 30°С бензин из жидкости очень быстро превращается в пар. В автомобильном двигателе бензин смешивается с воздухом. Температура двигателя превращает смесь в пар. Свеча зажигания дает искру, которая воспламеняет топливо [3, 4].
Государственными стандартами России определены 4 вида топлива: 80, 92, 95, 98 (рис.1). Номер марки обозначает показатель октанового числа бензина, которым характеризуется степень стойкости горючего к самовоспламенению при его сжатии в двигателе внутреннего сгорания. То есть, чем выше октановое число, тем меньше способность к самовозгоранию. В этом и заключается основная разница марок топлива [3, 4].
Рис.1
Одной из главных тенденций последних десятилетий является сохранение экологии. Нефтеперерабатывающая промышленность пересмотрела технологии производства бензина, при этом занялась производством все более экологически чистого вида топлива. Так в линейке бензинов появилось топливо под брендом ЭКТО. Бензин ЭКТО 92, оказался в целом соответствующим эконстандартам ЕВРО-5 [3, 4].
Как сгорание бензина заставляет машину двигаться? Жидкий бензин превращается в пар и смешивается с воздухом при помощи карбюратора. Эта смесь поступает в цилиндр, где сжимается поршнем, двигающимся внутри цилиндра. Когда смесь паров бензина и воздуха сжимается, искра из свечи зажигания воспламеняет топливо. Вырабатывается большое количество газа при этом небольшом взрыве (быстром возгорании). Давление этого газа оказывает воздействие на поршень и перемещает его внутри цилиндра. Поршень соединен с коленчатым рычагом, который легко поворачивается. Толчок, получаемый при сгорании бензина заставляет коленчатый рычаг поворачиваться. Этот рычаг, в свою очередь, соединен с колесами. Он проводит их в движение [1, 6].
Как устроена АЗС
Автомобильная заправочная станция (АЗС) — комплекс оборудования на придорожной территории, предназначенный для заправки топливом транспортных средств. Оборудование АЗС включает: топливораздаточные колонки, подземные топливные и электрические коммуникации, противопожарное оборудование, компрессор. Топливо хранится в металлических подземных резервуарах. Раздаточные колонки устанавливаются на заправочном островке — бетонированной площадке [1, 6, 7].
По конструктивному исполнению АЗС подразделяются на стационарные, контейнерные, передвижные, автоматические, газовые (АГЗС). Количество топливораздаточных колонок зависит от проектной мощности АЗС, объема резервуаров для хранения топлива и среднего времени заправки одного автомобиля [1, 6].
Модульная АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива Контейнерная АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива. Передвижная АЗС установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе.
АЗС должна быть удалена от: промышленных предприятий — на 15–25 м; жилых и общественных зданий — на 25–80 м; автодорог— на 9–20 м.
По способу размещения резервуаров АЗС подразделяются на подземные и надземные. Емкости для хранения делают из стали, чаще применяют двухстенные конструкции.
Топливохранилище
Резервуары под топливо могут быть наземными или подземными (рис.2).
Рис.2 Топливохранилище
Их изготавливают из стали и чаще всего делают двухслойными для безопасности. Обычно емкости для хранения топлива не превышают 50 кубометров, но есть емкости объемом более 200 кубометров, такие хранилища считаются мини-нефтебазами, к которым применяются свои требования [5].
Топливораздаточная колонка
Из резервуаров топливо через топливораздаточную колонку ТРК (рис. 3)
подается в горловину бака автомобиля. [1, 3, 5].
Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это лишний расход электроэнергии и времени.
Ф ильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.
Рис.3 Устройство топливораздаточной колонки
Двигатель и насос. Работают в паре, соединены, как правило, ременной передачей, но есть и такие конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Более безопасной считается ременная передача, так как она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.
Газоотделитель. В соответствии с названием, отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и начинают создавать пену. Устройство газоотделителя предельно простое — это небольшой резервуар, в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху.
Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу, после того как прекращается закачка топлива. Если данный клапан сломан, то он может просто перекрыть всю систему или не закрывать ее, в последнем случае даже после отключения насоса топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции. При незакрывшемся электромагнитном клапане ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.
Измеритель жидкости. Называться может по-разному, например, топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д., но функция у него одна — точно отмерять количество топлива. Топливоизмерители могут быть электронными или механическими. В первом случае настройка точности проводиться с помощью специальных команд, во втором случае с помощью регулировочных болтов.
Смотровое окно. Представляет собой полую колбу со стеклом. Если колба наполнена топливом, значит, приемный клапан работает и топливо остается в системе после отключения насоса.
Раздаточный пистолет (рис.4).Может называться по-разному, предназначен для управления подачи топлива в горловину бака, также отсекает подачу топлива при переполнении бака [2, 5].
Устройство заправочного пистолета
Рис.4Устройство заправочного пистолета: 1-жиклер, 2-шарик, 3-мембрана, 4-пружина клапана, 5-клапан, 6-теплоизоляция, 7-вращающееся соединение, 8-пружина отсечки, 9-рычаг, 10-скоба.
Перспективна автоматизация процессов заправки, повышающая пропускную способность АЗС, снижающая потери топлива и трудоёмкость процессов. Для этой цели применяются дистанционное управление выдачи дозы топлива, получение топлива на автоматической колонке индивидуальным ключом или перфокартой (см. Топливораздаточная колонка), двусторонняя громкоговорящая связь оператора АЗС с заправочными колонками, механизированный учёт работы АЗС и т. д.
Бензовоз
На автозаправочные станции топливо попадает разными способами, топливо могут привезти с помощью железнодорожного состава, а могут доставлять до пункта назначения с помощью трубопровода, но чаще всего его подвозят на отдельные станции с помощью обычных бензовозов, рис.5.
Рис.5. Доставка топлива на АЗС
Современные бензовозы, как правило, имеют несколько внутренних секций, поэтому привозят они сразу несколько видов топлива, рис.6, 7.
Рис.6.Бензовоз
Слив топлива предусматривается через сливные устройства, установленные в технологическом колодце. Перед тем как топливо сливается в подземные хранилища оно проходит контроль. В первую очередь проверяются документы на топливо, вскрывается пломба на цистерне, проверяется уровень ее наполненности, а затем берется анализ топлива. Новое топливо проверяют на плотность, оно не должно быть разбавлено водой [5, 2].После проверки топливо с помощью сливной трубы соединяют с резервуаром, и начинается слив топлива.
Рис.7.Конструкция кузова бензовоза
Во время слива топлива с автоцистерны в резервуар эксплуатация АЗС приостанавливается, прекращается заправка автотранспорта через топливозаправочные колонки, связанные с заполняемым резервуаром до окончания слива в него нефтепродукта из автоцистерны. В технологической системе АЗС при сливе топлива предусматривается линия рециркуляции (возврата) паров бензинов из резервуара в автоцистерну, рис.8.
Рис.8. Схема слива топлива из автоцистерны с возвратом паров.
Преимущества и недостатки АЗС
На сегодняшний день ни один автомобиль не может обойтись без топлива, которое обеспечивается автозаправочной станцией.Автозаправочные станции располагаются на автодорогах и в населённых пунктах, в местах, обеспечивающих удобный заезд и выезд автомобилей. На некоторых загородных АЗС устраиваются площадки для техобслуживания и мойки автомобилей, кафетерий, бытовые помещения.
СовременныеАЗС должны обеспечивать заправку автомобилей всех типов бензином 4—5-го сортов, дизельным топливом и маслом 3—4-го сортов. По пропускной способности автозаправочные станции разделяются на классы: I класса — рассчитанные на заправку более 1000; II класса —500—1000; III класса — до 500 автомобилей в сутки.
Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой – выбрасывает в нее отработавшие газы, картерные газы, окиси углерода, окиси свинца, тем самым, влияя на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и на человека. Установка на АЗС оборудования для улавливания и возврата (рекуперации) паров (рис.9) помогает решить эти проблемы.
Рис.9. Схема рекуперации ПВС на АЗС при заправке автомобиля.
Необычные АЗС
АЗС давно пришли к единому стандарту внутреннего устройства. Все автозаправочные станции отличаются друг от друга лишь качеством оборудования, а вот принципиальные схемы не меняются уже десятилетиями. Исключение составляет разве что необычная схема с верхним расположением ТРК (рис.10). Но используются такие схемы крайне редко, в первую очередь из-за дефицита подобного оборудования и определенными сложностями с его обслуживанием. Особой выгоды от такого расположения ТРК нет, разве что автомобили можно разместить чуть плотнее, а сами ТРК невозможно задеть автомобилем.
Рис. 10 АЗС с верхним расположением ТРК.
Практическая часть:
В практической части работы я изготовлю (макет) стандартной АЗС, рис.11.
Рис.11Макет АЗС
Для изготовления макета необходимо: картон (10 шт.), пластик (2 шт.), гуашь и лак.
При изучении литературы, работая над темой «Как устроена АЗС»,
я встретил интересные задачки по заправке автомобиля (рис.12):
Условие: Бак какого автомобиля будет наполнен первым?
а б в
Рис. 12 Задачи
Решение к задачам на рис.12:
на рис.12 (а) скорее всего быстрее наполнится бак машины номер 2.
на рис.12 (б и в) кажется, что бак первого автомобиля будет наполнен первым. Но доступ к резервуару закрыт. А также — не третья и не четвертая машина будет заправлена топливом. У них перекрыта подача топлива. Остается машина номер 3.
Макет к этим задачкам (чтобы пояснить свое решение) представлю на очном заседании VII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ».
Выводы:
В своей работе я узнал, что такое бензин;
Рассмотрел, как устроена АЗС. Разобрался, что такое топливохранилище;
Узнал принцип работы топливораздаточной колонки;
Изучил устройство заправочного пистолета;
Подробно рассмотрел конструкцию бензовоза.
Отметил преимущества и недостатки АЗС.
В практической части создал собственный макет АЗС. Рассмотрел задачки по заправке автомобилей бензином.
Список литературы:
О книге «Техника. Как это работает. Детская энциклопедия» /Малов В.И./ Издательство: АСТ / Серия: Хочу все знать (АСТ) / 2017 г.- 96 c;
[электронный ресурс]http://punkt-zapravki.ru/index.php/item/38-vidy-azs
электронный ресурс] https://drivertip.ru/osnovy/chto-takoe-ekto-benzin.html
[электронный ресурс] https://drivertip.ru/zhizn/kakoy-benzin-luchshe-92-ili-95
[электронный ресурс] https://factik.ru/kak-ustroena-avtozapravochnaya-stanciya-azs/
[электронный ресурс] http://spp124.ru/news/lobortis-a-quam-sit-amet-vestibulum-etiam-fermentum-volutpat-4/
[электронный ресурс] https://potomy.ru/
Просмотров работы: 54
описание, устройство, принцип работы, применение
Невозможно представить современную жизнь без транспорта, независимо от того, личный он, общественный или служебный. Поэтому каждый влиятельный человек старается приобрести автомобиль, для того чтобы подчеркнуть свое состояние и сделать свою жизнь удобнее. Учитывая такую популярность разных транспортных средств в наше время, а также постоянные колебания цен на бензин и другие виды топлива, вложение средств в данный сектор может оказаться достаточно прибыльным делом.
Введение
Учитывая вышеизложенную информацию, довольно разумным решением было бы вложиться в этот сектор экономики. Одним из вариантов является приобретение автозаправочной станции (АЗС), которая, судя по многим прогнозам, может оказаться достаточно прибыльным делом. Таким образом, речь в данной статье пойдет об описании и объяснении такой бизнес-идеи, как приобретение различных типов передвижной АЗС и управление ими.
Передвижная автозаправочная станция: общая информация
Итак, передвижной АЗС называется мобильный топливный резервуар, который, как правило, вмещает в себя от трех до ста тысяч литров соответствующего топлива, и необходимая система по распространению этого топлива среди различных транспортных средств. Данный резервуар является передвижным, поскольку он либо устанавливается на базу автомобиля, либо изготавливается в виде прицепа или полуприцепа.
Особой популярностью такие АЗС пользуются в сельском хозяйстве, на стройке, а также при различных видах ремонтных и дорожных работ вдали от крупных населенных пунктов. Иными словами, передвижные АЗС незаменимы там, где есть необходимость в постоянной дозаправке различного транспорта вдали от цивилизации и стационарных автозаправочных станций. Помимо удобства, мобильные АЗС привлекают еще и тем фактом, что они позволяют предприятиям экономить достаточное количество средств, поскольку оптовая закупка топлива окажется гораздо дешевле, что вполне понятно любому здравомыслящему человеку.
Устройство мобильных автозаправочных станций
Устройство передвижных АЗС не является слишком сложным или непонятным даже для неспециалистов в данной тематике. Как правило, любая передвижная станция включает в себя цистерну для непосредственного хранения и транспортировки топлива и топливораздаточную колонку. Для того чтобы была возможность доставлять топливо до транспортных средств, колонка оснащается системой раздачи топлива, заправочными пистолетами и дисплеем по контролю расхода топливных материалов.
Поскольку все мобильные АЗС рассматриваются в качестве автономных единиц, вполне разумно, что они оснащаются бензиновым или дизельным генератором. Кроме того, стабильное качество топлива в результате хранения и транспортировки достигается благодаря работе соответствующих фильтров, установленных внутри резервуаров.
Виды передвижных автозаправочных станций
Несмотря на то что многие люди практически абсолютно уверенны в том, что мобильные АЗС бывают только стандартного вида, и никаких других вариаций не предусмотрено, данные установки предлагают достаточно большой выбор. Эти виды в основном отличаются по габаритам, а также по способу хранения и распространения топлива. Далее будет дано более подробное описание этих видов.
Контейнерные автозаправочные станции
Кроме стандартных передвижных АЗС на базе автомобиля встречаются еще и контейнерные АЗС (КАЗС). Простыми словами, КАЗС — это миниатюрная автозаправочная станция, которая используется для обслуживания небольшого автопарка на определенной территории. Для этого необходимо просто транспортировать топливный резервуар и топливо-раздаточную колонку (ТРК) в нужное место.
Как правило, стандартная КАЗС состоит из таких трех частей:
- контейнер хранения;
- контейнер управления;
- контейнер-магазин.
Исходя из названия вышеуказанных контейнеров, их примерное строение и основные функции должны быть понятными без особого труда. Так, контейнер хранения используется для хранения топлива в соответствующих герметических резервуарах, расположенных внутри данного контейнера.
Контейнер же управления, в свою очередь, представляет собой своеобразный пункт управления контейнером хранения с помощью контроллера управления топливораздаточными колонками, который управляется с помощью силового электрошкафа. Помимо этого контроллера, внутри данного контейнера можно найти бытовку, санузел, радиаторы для обогрева и внушительную систему вентиляции. В этом плане удобства эксплуатации передвижные и контейнерные АЗС очень похожи друг с другом.
Что же касается контейнера-магазина, то его наличие хоть и является традиционным, но его нельзя назвать обязательным. Этот выбор зависит от предпочтений собственника, который устанавливает КАЗС.
Модульные автозаправочные станции
Подвидом контейнерных АЗС являются модульные автозаправочные станции (МАЗС). Их название можно объяснить тем, что такие АЗС представляют собой единое заводское изделие, состоящее из нескольких наземных топливных резервуаров. Главным отличием между модульными и контейнерными АЗС является тот факт, что первые не подразумевают наличия какого-либо жесткого каркаса вокруг резервуара с топливом. Все необходимые элементы системы выдачи топлива расположены непосредственно на самом резервуаре.
Несмотря на явное различие, указанное выше, разделение между КАЗС и МАЗС носит чисто условный характер и не указывает ни на какие существенные функциональные различия разных типов автозаправочных станций.
Требования касательно передвижной автозаправочной станции
Учитывая тот факт, что любой вид АЗС подразумевает работу с топливом, которое имеет достаточно опасные свойства, необходимо соблюдать определенные требования к передвижной АЗС, для того чтобы избежать возможных негативных последствий. Соблюдение этих требований является главным фактором, определяющим безопасность людей, которые вынужденны непосредственно контактировать с конструкцией АЗС.
Сразу стоит сказать, что требований имеется достаточное количество, но только внимание ко всем деталям может гарантировать какой-либо положительные результат. В первую очередь необходимо установить специальные датчики внутрь топливного резервуара, которые бы отслеживали состояние герметичности и сигнализировали и всевозможных его нарушениях. Далее следует установить необходимое оборудование, которое бы препятствовало образованию топливной волны при передвижении АЗС.
Основные правила эксплуатации передвижных АЗС также утверждают, что любые соединения проводов и кабелей должны быть оборудованы дополнительными приспособлениями, которые бы препятствовали их рассоединению. Кроме того, ни в коем случае не позволяется выливать топливо из резервуара самотеком, то есть без применения специальных приборов и технологий. В заключение стоит упомянуть, что любая АЗС должна находиться на твердой поверхности и стоять на четырех одинаковых опорах, чтобы гарантировать ровное расположение резервуара.
Требования к площадкам размещения автозаправочных станций
Кроме требований, которые выдвигаются к самим АЗС, есть еще и ряд необходимых условий, которые должны быть соблюдены с точки зрения места, на котором располагается АЗС. Если вы хотите расположить передвижную АЗС в пределах любого населенного пункта, то разрешается делать это только на территории стационарной АЗС, которая по разным причинам не функционирует на данный момент.
При этом автомобиль должен свободно подъезжать вдоль контейнера с одной стороны, чтобы минимизировать возможные негативные последствия. Кроме этого сама площадка должна быть ровной и иметь заземление, чтобы обезопасить клиентов ПАЗС и обслуживающий персонал.
В конце хотелось бы сказать, что только при соблюдении всех перечисленных выше требований эксплуатация передвижных АЗС будет безопасной и эффективной.
Вывод
Передвижные АЗС являются достаточно популярным явлением в наше время, которое набирает все большую и большую популярность среди обычных граждан. Теперь уже не только крупные предприятия могут приобрести ПАЗС для удовлетворения внутренних производственных нужд, но и частные лица имеют возможность приобрести такую автозаправочную станцию для того, чтобы организовать собственный бизнес, напрямую связанный с топливом. Следует отдельно отметить, что данный бизнес-план имеет большие шансы на успех, учитывая нынешнюю ситуацию с ценами на разные виды топлива.
Все об устройстве АЗС — журнал За рулем
Какие бывают автозаправочные станции, какие требования к ним предъявляются, как обеспечивается безопасность водителей и сотрудников АЗС? Ответы на все эти вопросы, а также интересные факты — в нашей очередной публикации под рубрикой «Наглядно».
00 (14)_новый размер
Материалы по теме
Материалы по теме
По конструктивному исполнению АЗС подразделяются на стационарные, контейнерные, передвижные, автоматические, газовые (АГЗС).
Количество топливораздаточных колонок зависит от проектной мощности АЗС, объема резервуаров для хранения топлива и среднего времени заправки одного автомобиля.
АЗС должна быть удалена от:
- промышленных предприятий — на 15–25 м;
- жилых и общественных зданий — на 25–80 м;
- автодорог I, II и III категорий — на 12–20 м;
- автодорог IV и V категорий — на 9–12 м.
zapravka
Материалы по теме
Материалы по теме
Металлические емкости А и Б — с антикоррозийным покрытием. Снаружи их покрывают полимерно-битумной мастикой.
Объем танков (А) для хранения бензина и дизельного топлива — от 10 до 100 м³.
АЗС строят так, чтобы исключить возможность протечки при аварийном разливе топлива на территории.
На въезде и выезде располагают дренажные лотки, которые отводят загрязненные нефтепродуктами осадки в очистные сооружения (Б).
Интересные факты об АЗС
1886 год
Бензин начали продавать в аптеках.
1907 год
В США появилась первая АЗС, представлявшая собой склад канистр с бензином для автомобилей.
1911 год
Императорское автомобильное общество открыло в России первую АЗС.
1968 год
Государственным комитетом цен при Госплане СССР утвержден прейскурант на топливо. Вплоть до начала 1990‑х топливо в СССР для государственного и частного автотранспорта продавали по талонам.
Как устроена АЗС (ИНФОГРАФИКА)Какие бывают автозаправочные станции, какие требования к ним предъявляются, как обеспечивается безопасность водителей и сотрудников АЗС? Ответы на все эти вопросы, а также интересные факты — в нашей очередной публикации под рубрикой «Наглядно».
Как устроена АЗС (ИНФОГРАФИКА)Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Топливораздаточные колонки для АЗС| ТРК для АЗС | бензоколонки | автоколонки
Определение понятия топливораздаточная колонка.
Топливораздаточная колонка для АЗС (ТРК для АЗС, бензоколонки) — оборудование АЗС, выполняющее выдачу заданного объема топлива в баки транспортных средств. Топливораздаточные колонки АЗС — комплекс устройств, управление которыми ведет оператор АЗС, или же они работают в режиме самообслуживания. Можно выделить коммерческую и ведомственную реализацию топлива. При этом для коммерческой реализации необходимо оборудование АЗС кассовым аппаратом или платежным терминалом, ведомственная реализация топлива подразумевает заправку оператором, заправку в режиме самообслуживания по топливным картам, заправка с управлением топливораздаточной колонкой в полностью ручном режиме.
Таким образом, топливораздаточная колонка (топливная колонка, колонка АЗС, бензоколонка, газораздаточная колонка) – устройство, предназначенное для отпуска, а также измерения объема отпускаемых ГСМ на АЗС. В конструкции топливной колонки присутствует множество характеристик, определяющих функционал ТРК, и влияющих на правильный выбор ТРК при покупке. По виду, отпускаемых, ГСМ колонки делятся на:
- топливораздаточные,
- маслораздаточные,
- газораздаточные.
По виду гидравлики, колонки различают:
- с всасывающей гидравликой,
- с напорной гидравликой.
Так, как топливораздаточные колонки устанавливаются на АЗС, объекте представляющем повышенную потенциальную опасность, к ним предъявляются определенные эксплуатационные требования, которые отличаются в зависимости от типа АЗС. Также на эксплуатационные качества ТРК оказывают влияние характеристики, вид ТРК, назначение, устройство и принцип работы. Полный объем необходимой информации, полученной перед покупкой, поможет в дальнейшем обслуживании.
Трехтопливная топливораздаточная колонка «Евролайн»Устройство топливораздаточных колонок.
Краткая характеристика некоторых узлов гидравлической схемы.
Насосный моноблок Bennett (JBL 80)
Насосный моноблок — основной отличительный агрегат топливораздаточных колонок всасывающего типа. Выполняет функцию насоса, подавая топливо из резервуара в колонку, попутно фильтрует топливо в газоотделителе и удаляет из него присутствующий воздух. Имеет следующие характеристики, устройство и принцип действия.
Измеритель объема Bennett (J100)
Измеритель объема — это стандартное решение, использующееся в топливораздаточных и газораздаточных колонках Цертус и обладающие следующими особенностями.
Обратный клапан топливораздаточной колонки.
Клапан приемный — обратный клапан, размещаемый в начале топливопровода внутри резервуара с топливом. Он служит для предотвращения слива топлива из трубопровода назад в резервуар, при приостановке работы насоса топливной колонки.
Всасывающий клапан располагается на уровне 120 – 200 мм от днища емкости(резервуара), что определяет условие для поступления в топливопровод и топливную колонку чистого (без механических частиц) топлива. Всасывающий клапан открывается от воздействия разрежения, что создает насос моноблока в трубопроводе. Когда происходит отключение насоса моноблока, давление топлива в трубопроводе и резервуаре выравнивается и клапан, под воздействием своего веса, садится в седло.
Фильтр топливораздаточной колонки
Фильтр нужен для защиты гидросистемы топливной колонки от попадания сторонних жестких частиц, что может вызвать преждевременный износ и поломку насоса, а также неточную работу измерителя объема в плане подсчета объема пролитого нефтепродукта. Все фильтры возможно разделить на фильтры грубой очистки ( для фильтрации частиц имеющих размер более 80…100 мкм) и фильтры тонкой очистки (для фильтрации частиц имеющих размер до 20 мкм). В определяющем большинстве видов фильтров применяются или сетки, или фильтрующие материалы (бумага, ткань, керамика).
Электромагнитный клапан топливораздаточной колонки.
электромагнитный клапан топливораздаточной колонки Цертусэлектромагнитный клапан топливораздаточной колонки Цертус
Клапан электромагнитный – элемент для сокращения потока в конце выдачи объема топлива для завершения работы топливной колонки на невысоком потоке, это очень сильно увеличивает точность подсчета объема выдаваемого топлива. Из общего списка можно выделялить клапаны электромагнитные одинарного и двойного действия, имеющие разный принцип работы.
Индикатор воздуха
Почти на всех модификациях колонок на выходе топлива из раздаточной колонки располагается индикатор воздуха, представляющий собой полость с окном, выполненным из стекла, через которое можно видеть поток топлива, которое выходит из колонки, и контролировать наличие в нем воздуха.
Индикатор воздуха SG1
Индикатор воздуха SG1”, изготовлен из алюминиевого сплава. Смотровое стекло DN25, EN 13617-1.
Производитель ELAFLEX HIBY Tanktechnik GmbH & Co., Германия
Индикатор воздуха топливораздаточной колонки ЦертусИндикатор воздуха топливораздаточной колонки Цертус
Раздаточные рукава (топливораздаточные шланги)
Топливораздаточный рукав топливораздаточной колонки ЦертусРаздаточные рукава (топливораздаточные шланги) колонок имеют свои особенности и изготавливаются из бензостойкой резины, устойчивой к агрессивным средам и вымыванию.
Блок индикации
Отсчетные устройства – могут иметь исполнение в разнообразных модификациях:
- электронно-механические;
- электронные;
- механические роликовые;
- механические стрелочные.
Разрывная многоразовая муфта
Разрывная муфта служит для предотвращения механических повреждений колонки в случае, когда водитель автомобиля после заправки начал двигаться со вставленным в бак топлива топливораздаточным краном. При этом после разрыва многоразовые муфты могут быть восстановлены.
Топливораздаточные колонки укомплектовываются следующими многоразовыми разрывными муфтами:
Топливораздаточные краны – устройство, ремонт, обслуживание.
В конце топливораздаточных рукавов размещаются топливораздаточные краны или «пистолеты».
Раздаточные краны — необходимая часть колонки и участвуют в обеспечении ее метрологических характеристик.
Во всем мире в топливораздаточном оборудовании используется система так называемого «заполненного рукава», т.е. вся система топливораздаточной колонки обязана быть целиком(полностью) наполнена топливом, потому для удержания топлива в системе колонки, в раздаточном кране размещается спец устройство — клапан отсечки.
Во время эксплуатации топливораздаточного крана необходимо проведение периодического технического обслуживания.
Выделяют топливораздаточные краны механические и автоматические. Топливораздаточные краны имеют в своем устройстве корпус, оснащены рычагом управления и, имеют отсечной клапан.
Для открытия кранов вручную требуется произвести нажатие на спец. рычаг. В непосредственной зависимости от величины воздействия на рычаг выполняется регулировка открытия топливного крана.
газораздаточная колонка LPGВ последние годы большое количество транспорта было переоборудовано на использование сжиженного углеводородного газа (СУГ, сжиженный газ). Сегодня таких автомобилей появляется все больше, так как газ обходится для водителей значительно дешевле бензина или дизельного топлива. Автогазозаправочные станции (АГЗС) стали необходимым элементом инфраструктуры для транспорта. Многие владельцы автозаправок стремятся разнообразить возможности своих предприятий и устанавливают на них газораздаточные колонки. Это устройство предназначается для выдачи газообразного топлива потребителю (водителю) из резервуаров, при этом происходит подсчет его объема и стоимости. От топливных колонок, газораздаточные отличаются существенным рядом различий и особенностей. Каковы же особенности современных газораздаточных колонок? Во-первых, это вид используемого топлива, обычные автозаправочные станции оборудованы лишь топливораздаточными колонками для жидкого топлива (бензина и дизельного топлива), а автогазозаправочная станция (или АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) имеет в своем арсенале оборудование для заправки сжиженным газом или метаном. Газораздаточная колонка и компрессорная станция, подключенная к резервуару с газообразным топливом — это основной элемент АГЗС(АГНКС), требующий проведения периодической поверки, определенных правил эксплуатации.
Устройство и принцип работы газораздаточных колонок разных производителей схоже. Она представляет из себя корпус колонки из нержавеющей стали, внутри которого на раме монтируется газораздаточное оборудование: газовый фильтр, четырехпоршневой измеритель объема, отделитель газовой фазы, указатель наличия газовой фазы в выдаваемом СУГ, датчик импульсов, манометр для контроля давления топлива в гидросистеме колонки, электромагнитный дифференциальный клапан для регулирования давления (производительности), газораздаточные рукава (шланги) для подачи газа, газораздаточные краны с раздаточной струбциной (количество и расположение — в зависимости от модификации), электронный блок управления с отсчетным устройством (головка электронная), дисплей и дистанционная установка для контроля, устройство для подключения эталонного мерника (эталонного проточного измерителя объема сжиженного газа) при контроле выдаваемой дозы или поверке, устройство, для заземления колонки. Измеритель объёма и прочие элементы конструкции гидравлики соединяются между собой стальным трубопроводом высокого давления. Обычный вид топлива для газораздаточной колонки -это сжиженная смесь пропана и бутана. Резервуары для газа на АГЗС(АГНКС) могут располагаться под землей, на земле или в обваловке — на поверхности, но засыпанные грунтом. Подземные газгольдеры — наиболее практичны, удобны в эксплуатации и безопасны. Каждая колонка запитывается электроэнергией через отдельный выключатель в силовом шкафу. Подача газа в гидросистему колонки осуществляется с помощью насоса.
маслораздаточная колонка «Цертус-111»Маслораздаточная колонка – устройство, предназначенное для выдачи моторного масла с попутным измерением объема выдаваемого масла и его стоимости, при его отпуске в двигатели транспортных средств, а также в емкости потребителя.
Маслораздаточные колонки имеют устройство и принцип работы, схожие с топливораздаточными колонками. Перед непосредственной эксплуатацией маслораздаточной колонки необходимо выполнить мероприятия по монтажу, запуску МРК. В процессе эксплуатации МРК требуют проведения технического обслуживания, периодической поверки.
Нефтебазы
Нефтебаза — предприятие, включающее объекты для приема, хранения и отпуска ГСМ.
Автозаправочные станции (АЗС) служат для проведения заправки автотранспорта горючим. На автозаправочных станциях дополнительно происходит:
- реализация масел, смазок, запчастей и различных сопутствующих товаров;
- приемка отработанных масел;
- техобслуживание и автомойка.
Типовая автозаправочная станция включает в себя различные элементы оформления и инженерные системы:
- заправочные островки, изготавливаемые из полированной, шлифованной нержавеющей стали, используемых в роли оснований топливораздаточных колонок, опор колонн и стел, для защиты их от повреждений автотранспортом;
- средства замера уровня топлива на АЗС;
- приборы замера уровня топлива на АЗС;
- мерники замера уровня топлива;
- облицовочных элементов колон;
- светильников;
- информационных стел;
- здание операторской;
- электрощитовую;
- различные служебные помещения;
- комнату администратора;
- санузел;
- комнату охраны;
- систему кондиционирования и вентиляции;
- систему наблюдения;
- систему отопления;
- узел учета воды;
- канализацию;
- пожарную сигнализацию;
- электрооборудование топливораздаточных колонок;
- систему громкой связи и др.
В целях пожарной безопасности все резервуары, топливопроводы, оборудование на АЗС обязательно заземляются для защиты от статического электричества и блуждающих токов, а также оборудуются огневыми предохранителями.
Все здания автозаправочной станции должны соответствовать первой группе огнестойкости. Отопление применяется водяное. Допускается применение для отопления здания пожаробезопасных электрообогревателей закрытого типа.
Топливораздаточные колонки должны производить заправку автомашин без потери топлива, с гарантированной степенью фильтрации топлива. Топливораздаточные колонки для АЗС устанавливаются в соответствии с монтажными схемами на бетонные фундаменты по уровню и надежно крепятся болтовыми соединениями.
Прием топлива в емкости осуществляется через специальные фильтры. На азс должна существовать система учета ГСМ, реализована система передачи смены, система сдачи отчетности. Топливопроводы укладываются с уклоном 0,005 в сторону емкости и соединяются с помощью резьбовых соединений или сварки.
Контейнерные станции – один из видов АЗС, которые находят применение в основном на туристических маршрутах, в крупных транспортных, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Возможно условное деление данных АЗС на несколько видов:
- с размещением топливораздаточной колонки в контейнере для хранения топлива;
- с размещением топливной колонки отдельно от емкостей хранения топлива.
Существует разделение контейнерных станций по вместимости, которая не должна превосходить 40 м3 в черте населенного пункта и 60 м3 вне черты населенного пункта. Вместимость отдельной емкости в черте населенного пункта не должна быть больше 10 м3, а вне черты населенного пункта — 20 м3. Емкость модульной автозаправочной станции возможно увеличить, но не больше чем в 2 раза. Также должны соблюдаться прочие требования к АЗС по размещению
По типу установки АЗС можно разделить на стационарные и передвижные. Доставка ГСМ на АЗС производится специальными транспортными средствами. Доставка топлива прочими способами категорически запрещена.