Перевозки пассажиров под видом заказных – Об утверждении Порядка согласования мест, отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, осуществляется более трех раз в течение одного месяца, на территории Удмуртской Республики, Приказ Миндортранса УР от 12 декабря 2018 года №0246/01-04

Арбитражный суд признал незаконным осуществление регулярных перевозок под видом заказных

В Саратовской области вынесено судебное решение, которое можно считать определяющим для сферы пассажирских перевозок.  Арбитражный суд признал незаконным осуществление регулярных перевозок под видом заказных. Порочная практика в транспортной сфере, позволяющая «увести» миллионы денег из бюджета в карманы «серых предпринимателей», долгое время оставалась как будто незаметной. Однако теперь создан прецедент, который, вероятно, позволит в корне поменять сложившуюся ситуацию.

Судебный прецедент

16 августа Арбитражный суд подтвердил законность наказания для индивидуального предпринимателя Сергея Сотова, перевозившего пассажиров по регулярному рейсу по маршруту Александров Гай — Саратов под видом заказных поездок.

Суть этого процесса вкратце сводится к следующему. Инспекторы территориального отдела Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (ТО СО МУГАДН) в начале 2019 года выявили, что ИП Сотов осуществляет регулярные перевозки по маршруту №599 Александров Гай – Саратов, не имея маршрутной карты, что нарушает российское законодательство. В отношении предпринимателя возбудили административное дело по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ, он получил наказание в виде предупреждения.

Перевозчик попытался оспорить наказание в Арбитраже, полагая недоказанным тот факт, что он осуществлял регулярные перевозки, а не заказные. Однако, рассмотрев материалы дела, судья признал доводы Сотова несостоятельными. В решении суда говорится, что по закону обязательными признаками регулярных перевозок являются публичный договор, утвержденный маршрут регулярных перевозок, расписание движения транспортного средства, наличие остановочных пунктов. Из материалов дела следует, что Сотов в феврале и марте 2019 года перевозил пассажиров и багаж по одному и тому же маршруту путем оформления заказ-нарядов. Эти документы должны были послужить для перевозчика своебразной страховкой. Однако суд, разобравшись с деталями, установил следующее: «Несмотря на то, что перевозка пассажиров предпринимателем Сотовым С.В. оформлена заказами-нарядами, регулярность перевозок свидетельствует о том, что данные перевозки осуществляются не по заказу, а как регулярные перевозки пассажиров, поскольку осуществляются систематически и в одно и то же установленное время отправления несколько раз в день, строго по расписанию. С учетом изложенного следует согласиться с доводами административного органа, что фактически списки пассажиров предприниматель составляет сам себе, с помощью своего сотрудника, выдавая их за договоры фрахтования. Составленные заказы-наряды по сути являются лишь намерением, а не формой договорных отношений, поскольку установить фактическое их исполнение не представляется возможным», — говорится в судебном решении. Таким образом суд полностью поддержал позицию МУГАДН.

Властелины заказа

Главная же особенность судебного решения заключается в том, что у транспортников, работающих в рамках закона, отныне появилась возможность восстановить свои права и экономические интересы, которые серьезно пошатнулись с начала 2000 годов. Поскольку первый такой процесс, вероятно, как ниточка, потянет за собой еще не один подобный. И вот почему.

В настоящее время Саратовская область практически полностью опутана перевозчиками, действующими по аналогии со схемой, признанной судом незаконной. Они работают в таких районах, как Александрово-Гайский, Базарно-Карабулакский, Балтайский, Дергачевский, Ершовский, Балаковский, Вольский, Красноармейский, Балашовский и др. Как правило, это частники, осуществляющие поездки под логотипами нескольких известных компаний. Представители транспортной отрасли давно полагают, что главными выгодополучателями подозрительных схем могут являться ООО «Властелин» и ООО «Ной». Если верить людям, напрямую вовлеченным в рынок пассажирских перевозок, то фирмам, под чьими логотипами работают частники, достается порядка 20% от суммы проданных билетов, часть из которых может реализовываться через ООО «ТрансАгент». По сведениям Саратовского автовокзала, потери пассажиропотока для перевозчиков, действующих в рамках закона, при таком положении дел составляют до 50% от общего количества.

Так или иначе, но вынесенный в арбитраже вердикт является ударом по «серым» перевозчикам. Это говорит о том, что волна борьбы с регулярными перевозками под видом заказных докатилась и до Саратовской области. Соседние Пензенская и Волгоградская области еще с 2016 года успешно выводят рынок пассажирских перевозок исключительно в законную плоскость с помощью правоохранительных органов, УГАДН, УФАС.

Впрочем, УФАС по Саратовской области в своем еще прошлогоднем решении от 17 августа также оценило регулярные перевозки, осуществляемые под видом заказных, как «работу без разрешительных документов». В документе открыто говорится, что такая деятельность «не может быть признана законной предпринимательской деятельностью и подлежит пресечению со стороны правоохранительных органов». Так что и в нашем регионе хоть и с запозданием, но просматривается кое-какая последовательность в приведении рынка пассажирских перевозок к соответствию требованиям законов РФ.

Пенза | Арбитражный суд признал незаконным осуществление регулярных перевозок под видом заказных — БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область

Карта нелегальных автобусов: пассажиры проконтролируют перевозчиков | Статьи

Общероссийское объединение пассажиров выявило 236 сайтов для бронирования нелегальных автобусов, отправляющихся из Москвы. Реальные масштабы этой проблемы по всей стране никому не известны, отмечают общественники. При этом, по данным ГИБДД, в авариях с участием автобусов за девять месяцев этого года погибли свыше 600 человек и пострадали более 13 тыс. После крупных ДТП в Чувашии, Воронежской и Тверской областях с большим количеством жертв власти ищут способы повышения безопасности пассажирских перевозок. Смогут ли лицензирование и создание цифровых систем мониторинга снизить количество аварий с автобусами и когда пассажиры будут сами сообщать о перевозчиках-нелегалах, «Известиям» рассказал председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

— Каковы масштабы нелегальных автобусных перевозок?

— Мы всё чаще слышим жалобы пассажиров на недостойное качество перевозок на межрегиональных автобусах. И когда начинаем разбираться, то видим, что это нелегальные перевозчики. У таких предпринимателей помимо неисправного автобуса, отсутствия тахографов и медосмотра часто и водители без прав. А в случае аварий пассажиры не получают страховых выплат. Только за прошлый месяц мы зафиксировали более 50 фактов гибели пассажиров в авариях с нелегальными междугородними автобусами. Статистика доступна на сайтах надзорных ведомств, но она лишь фиксирует ДТП постфактум. Это подтверждает, что существующих методов контроля за автобусными перевозчиками недостаточно. В России чуть более 20 тыс. пассажирских вагонов, в авиации — несколько тысяч самолетов. Тогда как, по данным Ространснадзора, у нас сейчас 900 тыс. автобусов, а 28 тыс. перевозчиков имеют лицензии на перевозку пассажиров. По нашим оценкам, свыше 300 тыс. — нелегальные автобусы, примерно треть всего рынка. Из общего числа нелегалов 70% работают с сервисами попутчиков.

Фото: Общероссийское объединение пассажиров/Иван Ильюхин 

Илья Зотов

— Эта проблема охватывает всю страну или есть точки концентрации?

— Сложно сказать, какие регионы обошлись без ДТП с участием нелегальных автобусов, которые привели к гибели пассажиров. Это проблема абсолютно всей страны. Официальную статистику собрать непросто по причине прикрытия нелегала под видом «заказных перевозок». Из новостей мы слышим только о крупных ДТП, а люди гибнут каждый день. В Москве по соглашению с городским правительством мы с Центром профилактики правонарушений в тестовом режиме провели комплекс мер против нелегалов на конечных станциях метро, у железнодорожных и автовокзалов. По результатам работы наших добровольцев мы знаем всех нелегальных перевозчиков, точки отправления и прибытия. Это уже по достоинству оценили столичная Госавтоинспеция, департамент транспорта и Ространснадзор.

— Почему вы начали проверять сайты бронирования автобусов?

— «Зазывалы» у метро и вокзалов переместились в онлайн. Перевозчики используют сайты бронирования поездок и поиска попутчиков. Пассажир при этом, выбирая легковой автомобиль, оказывается в нелегальном автобусе, где от 20 до 50 мест. Мы выявили 236 сайтов по бронированию билетов у нелегалов. Информацию передали в Генпрокуратуру и Роскомнадзор. В октябре на популярном сайте BlablaCar нашли 786 нелегальных маршрутов междугородних автобусов из Москвы. В регионах ситуация имеет неменьший масштаб. Проблема в том, чтобы отделить легальных перевозчиков от нелегальных на тех же сайтах. Отмечу, мы против запрета данного приложения. Мы указываем на работу сервиса с «серым» рынком, который не выполняет элементарные правила безопасности и стимулирует рост ДТП. А честные перевозчики, которые вкладывают средства в безопасность и комфорт пассажиров, просто остаются без работы.

— Что необходимо, чтобы все автобусные перевозчики соблюдали требования законодательства?

— Президент Владимир Путин на Госсовете в Ульяновске еще в сентябре прошлого года отметил, что «надо шире использовать цифровые технологии для учета, планирования, контроля пассажирских перевозок, для проведения взаиморасчетов перевозчиков и борьбы с нелегальным бизнесом, который наносит реальный ущерб». Мы как пассажирское сообщество считаем, что эти цифровые технологии используются недостаточным образом. Системы контроля движения подвижного состава используются РЖД, в авиации вообще невозможно без систем мониторинга. Учитывая объем рынка автобусных перевозок по всей стране, отсутствие современных решений позволяет работать нелегальным перевозчикам и уходить от ответственности. В ближайшее время вступят в силу поправки в законодательство, они обяжут перевозчиков получать лицензии. Запланированы рейды контролирующих органов, но, учитывая количество автобусов, данные меры вряд ли исключат появление нелегальных перевозчиков. Иначе необходимо, чтобы на каждом повороте круглосуточно работал сотрудник надзорного ведомства.

— Законы есть, но перевозчики будут их исполнять, только когда будет повсеместный контроль?

— Нарушители должны понимать, что они не уйдут от ответственности. Здесь не должно быть полумер. И это смогут обеспечить только современные технологии, использование уже существующих автоматических контрольных систем на дорогах. В этом случае мы уйдем от «человеческого фактора» при проверках, будет создан рабочий инструмент для соблюдения законодательства всеми автобусными перевозчиками. Например, у Ространснадзора работает первый в стране центр автоматической фиксации административных правонарушений федерального масштаба. Почему бы его не использовать для исключения нарушений на рынке автобусных перевозок?

Еще один актуальный момент — обеспечение онлайн-доступа к данным тахографов, установленных на автобусах. У ряда перевозчиков они в наличии, но они либо не работают, либо водители придумывают различные ухищрения для обмана, что доказано в результате рейдов в различных регионах. Тахографы, несмотря на их важность для контроля за режимом труда и отдыха водителей, проверяют только выборочно. Также не понятно, есть билет у пассажира или перевозчик принимает оплату только наличными, что работает на руку «серому» рынку перевозок, который уходит от уплаты налогов. Важно создать единые условия работы предприятий на базе некой информационной или, если соблюдать общий тренд, цифровой платформы, которая естественным образом повысит качество услуг.

— Как цифровизация автобусов может сделать их безопаснее, а рынок прозрачнее?

— Тема повышения безопасности автобусов заняла важное и правильное место на выставке «Транспорт России – 2018». Нам была представлена цифровая система мониторинга автобусов с использованием госсистемы «Платон». Она прошла испытания на прошедшем чемпионате мира по футболу. Система предполагает, что на автобусах будут установлены бортовые устройства, передающие точные координаты движения, к которым подключаются цифровые модули — онлайн-тахографы и мобильные кассы для покупки билетов по безналичному расчету, датчики пассажиропотока и видеорегистраторы. И всё это — в онлайн-доступе для всех надзорных служб и налоговиков. Мы считаем, что это своевременное решение для безопасного проезда автобусов и создания условий для исключения нелегалов.

— Вы предложили создать карту нелегальных перевозчиков. Как она будет работать?

— Контроль за нелегальными перевозчиками должен быть со стороны государства и пассажиров. Иначе получается, что мы требуем наведения порядка, а сами занимаем позицию наблюдателей. Поэтому мы и создаем портал для жалоб и замечаний пассажиров. Эту информацию смогут использовать надзорные службы. Также с помощью интерактивной карты мы сможем в будущем оценивать эффективность нашей совместной работы — будет уменьшаться количество жалоб или нет. Лучше всего осведомлены о работе нелегального рынка пассажиры, которые пользуются их услугами на свой страх и риск. Уверен, что все пассажиры и честные перевозчики поддержат нашу работу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

На заказные перевозки введут лицензии — Российская газета

В следующем году компании, которые занимаются заказными перевозками, обяжут получать лицензии. По крайней мере, в минтрансе рассчитывают, что в 2017-м такие поправки в законодательство будут приняты. Сейчас лицензия требуется только для регулярных перевозок пассажиров.

Сегодня одна из главных проблем в сфере автоперевозок пассажиров — возросший объем нелегальных перевозок пассажиров. Проверки показывают, что перевозчики работают на регулярных автобусных рейсах под видом заказных, отметил глава Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс) Алексей Двойных.

По документам поездка выглядит как заказная, перевозчики прошли необходимые процедуры для осуществления заказных перевозок пассажиров (например, туристическая поездка из Москву в Тверь), а по факту они обслуживают регулярный маршрут по этому направлению. Такой рейс отправляется согласно расписанию, на который пассажиры могут заранее купить билет.

Сейчас по закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию. Единственное исключение — если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Проще говоря, если это корпоративный транспорт.

Росавтотранс выступает за лицензирование для всех транспортных средств

Однако именно с этой оговоркой в законе и возникают проблемы, подчеркивает Алексей Двойных. Так называемые «серые» перевозчики не заботятся об обновлении подвижного состава, его техническом состоянии, а значит, подвергают опасности пассажиров, которые пользуются их услугами, и повышают вероятность аварийности на дороге.

Именно поэтому Росавтотранс поддерживает введение лицензирования для всех категорий транспортных средств и перевозчиков, которые возят пассажиров. Правила для всех должны быть едины, потому что безопасность граждан — приоритетная задача, уверены эксперты. С принятием таких поправок многие проблемы просто перестанут существовать.

Одними из условий для получения лицензии на осуществление регулярных перевозок пассажиров являются: обеспечение регулярного технического осмотра транспортных средств и медицинского осмотра водителей. Распространение лицензионных требований и на заказные перевозки создаст равные условия для работы всех перевозчиков, сказал он.

«Яндекс.Автобусы» вытесняют с маршрутов – Коммерсантъ Челябинск

Законодательное собрание Челябинской области утвердило поправки к региональному закону «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа», позволяющие устанавливать места, из которых запрещается отправление заказных автобусов. С помощью изменений планируется привлекать к ответственности «нелегальных» перевозчиков, которые под видом заказных возят пассажиров по межмуниципальным маршрутам, в частности это касается «яндекс-автобусов». Представители компании «Яндекс» подчеркивают, что не являются перевозчиками, а лишь предоставляют сервис для продажи билетов. Руководитель Ассоциации перевозчиков региона Станислав Новичихин поддержал поправки, отметив, что они помогут официальным компаниям не конкурировать с «нелегалами». Сами перевозчики считают, что изменения не в полной мере решают проблему, поскольку заказные автобусы могут забирать пассажиров с любого места.

Сегодня депутаты законодательного собрания Челябинской области внесли изменения в региональный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в Челябинской области», которые должны избавить официальных перевозчиков, работающих на межмуниципальных автобусных маршрутах, от конкуренции с «нелегалами». По словам автора поправок, заместителя председателя комитета заксобрания по промышленной политике и транспорту Андрея Самсонова, в Челябинской области сложилась ситуация, когда автобусные перевозки по межмуниципальным маршрутам выполняются под видом заказных. «В последнее время очень агрессивные действия нелегалов в совокупности с демпинговыми ценами приводят к оттоку пассажиров от добросовестных перевозчиков. Необходимо отметить, что заказные перевозки не подлежат лицензированию и не подпадают под лицензионные требования»,— сообщил господин Самсонов. В частности, речь идет о «яндекс-автобусах», билет на которые можно купить с помощью специального сервиса по цене в два раза ниже, чем на автовокзалах.

«Только благоп

Рейсовым автобусам не дадут прикинуться заказными | Статьи

Московское правительство наведет порядок в области междугородних пассажирских перевозок. По словам заммэра по транспортным вопросам Николая Лямова, в настоящее время многие компании осуществляют регулярные рейсы под видом заказных и не оформляют необходимую документацию. Власти хотят обязать перевозчиков получать паспорт маршрута, для чего потребуется внести изменения в законодательство.  

Кроме того, по словам Лямова, в городе часто используются автомобили нелицензируемой категории — например восьмиместные микроавтобусы. Их владельцы говорят, что они являются «просто таксистами», хотя на самом деле осуществляют регулярные перевозки внутри города. При этом существующая законодательная база не позволяет применять к ним санкции.

Ранее глава департамента транспорта Максим Ликсутов заявлял, что, согласно результатам последней проверки, почти 25% пассажирских компаний нарушают правила перевозок.

 — Однако больше всего проблем возникает именно с междугородними автобусами, — добавил заммэра. — В Москву ежедневно въезжает около трех тысяч автобусов из других городов. Большая часть из них зарегистрирована как заказные, хотя на самом деле — это рейсовые машины.

Лямов объяснил, что к заказным перевозкам применяются совершенно другие требования. Их организаторы не оформляют паспорт маршрута, а соответственно они не обязаны страховать жизнь пассажиров, не обязаны продавать билеты по паспорту пассажира, как это происходит при путешествии на официальном межрегиональном маршруте. Соответственно, значительно ниже ответственность перевозчика за безопасность пассажира, именно на таких автобусах в большинстве случаев в Москву приезжают террористы. Сейчас, по словам чиновника, юристы разрабатывают возможность заставить междугородних перевозчиков официально регистрировать свой маршрут.

Перевозчики объясняют ситуацию по-своему. «Для того чтобы внести свой маршрут в реестр, необходимо получить согласие как минимум от автовокзалов в тех субъектах, куда и откуда следует рейс, не говоря уже о других ведомствах, — пояснил Денис Линев, директор ассоциации «Межрегионавтотранс».

По его словам, 80% компаний просто «не могут получить разрешение московских властей».

— У некоторых перевозчиков нет нужной системы связи, кто-то просто не может самостоятельно разобраться, — добавил Линев.

При этом он объяснил, что продажа билетов по паспортам «не является панацеей, так как после продажи невозможно проверить, кто реально едет по купленному билету — тот, кто его приобрел, или тот, кому его передали». Так что отдать свой билет другому лицу, в том числе возможному террористу, вполне возможно. 

Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников считает  инициативу властей актуальной.

— Сам факт продажи билетов на заказные автобусы не является законным, — пояснил он. — Согласно ФЗ «Устав автомобильного транспорта», в разработке которого я принимал участие, заказные автобусы — это те, которые нанимают для какой-то разовой поездки и за которые непосредственные пассажиры не платят. Например, доставка гостей на свадьбу, детей на выставку, похоронный автобус и так далее.

По его словам, пока нет документа, четко регламентирующего междугородние перевозки. Внесение поправок в соответствующий закон необходимо, но оно должно быть согласовано со всеми сторонами и приниматься на федеральном уровне.

Перевозку пассажиров без лицензии планируют запретить

Организациям и индивидуальным предпринимателям запретят перевозку сотрудников автобусами для нужд бизнеса без лицензии. Соответствующий законопроект поддержали депутаты Госдумы.

Депутаты Госдумы утвердили в первом чтении правительственный законопроект №262341-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек». В документе предлагается исключить возможность осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, без предварительного получения лицензии. В настоящее время для таких перевозок действует уведомительный порядок, если они осуществляются для личных нужд или по заказу.

Бизнес обяжут получить лицензии

Сейчас индивидуальные предприниматели и организации имеют право перевозить пассажиров в автобусах с количеством посадочных мест больше восьми по заказам сторонних организаций либо для собственных нужд, например, чтобы доставить сотрудников к месту работы. Никакую лицензию для этого получать не требуется. Однако в правительстве посчитали, что перевозчики подают заявления об аннулировании действия лицензии и осуществляют без нее регулярные перевозок под видом заказных. В пояснительной записке к законопроекту, в частности, сказано:

Перевозчики, во избежание исполнения лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. № 280, подают заявления об аннулировании действия лицензии и переходят к осуществлению, по сути, регулярных перевозок под видом заказных.

Кроме того, чиновники отмечают, что нормы статьи 11.14.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу, не позволяют в полной мере пресечь незаконные регулярные перевозки пассажиров, выполняемые под видом заказных и для собственных нужд. Тогда как статья 14.1.2 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, не распространяется на нарушения лицензионных требований на автомобильном транспорте.

Что делать?

Законопроект еще несколько месяцев будет обсуждаться в нижней палате парламента. Но бизнесу надо готовиться к новому порядку работы. В частности, чиновники предлагают уточнить порядок выдачи лицензий. Так, заявление о получении разрешительного документа можно будет подавать через портал госуслуг и по сети с использованием усиленной квалифицированной ЭЦП. После обращения соискателя ожидает внеплановая документарная проверка, после которой и примут решение о выдаче лицензии.

Отметим, что правительство готово плавно переходить к новым требованиям. Планируется, что закон вступит в силу спустя год после его официального опубликования.