Перевозка скоропортящихся пищевых продуктов – 3.11. санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов санитарные правила для предприятий продовольственной торговли- санитарные правила и нормы- СанПиН 2-3-5-021-94 (утв- постановлением госкомсанэпиднадзора РФ от 30-12-94 14) (2020). Актуально в 2019 году

Содержание

Правила и условия перевозки скоропортящихся грузов

22 янв 2019

Прежде чем приступать к транспортировке продуктов питания, медицинских препаратов и других разновидностей транспортируемых грузов, необходимо соблюсти требования, предъявляемые законодательством. Так, например, к товарам этого типа относятся:

  • Свежие грибы, фрукты и овощи.
  • Мясо курицы и других птиц, домашних животных, рыбных изделий, а также яйца и молоко.
  • Молочные жиры, замороженные плоды, растения и др.

Все это относится к разновидностям продуктов, которые требуют обязательного соблюдения условий транспортировки скоропортящихся грузов.

Важнейшим компонентом является наличие установленного авторефрижератора в грузовом транспорте, который способен обеспечивать оптимальную для хранения на период перевозки температуру внутри кузова.

Особенности перевозки скоропортящихся продуктов

Правила перевозки скоропортящихся продуктов определяются в индивидуальном порядке, исходя из особенностей продукта:

  • К транспортировке не разрешаются свежие овощи и фрукты в грязном виде, влажные. Свежие фрукты и овощи ни в коем случае не должны быть грязными или влажными. Должны отсутствовать следы механических повреждений, нарушения формы. Требуется отметить, что запрещена транспортировка в авторефрижераторах томатов на начальной фазе созревания семян, а также зеленого цвета.
  • Мясо разделывается на туши и очищается от внутренностей. Туши разрезаются на несколько частей. Оно не должно обладать заболеваниями и внешними повреждениями, в том числе подтеков крови, следов крови и др. Туши провозятся отдельно от внутренних органов. Замороженные продукты провозятся в упаковочной обертке.
  • Копчености и разнообразные колбасные изделия должны располагаться в специальных ящиках с просветами.
  • Субпродукты и молочные изделия должны упаковываться в чистые коробы и ящики, соответственно.

Вся тара, в которой хранятся скоропортящиеся продукты должна обладать цельной конструкцией. Никакие загрязнения, поломки не допустимы. Груз, подлежащий отправлению, проходит обязательную процедуру опломбирования.

В исключительных ситуациях при определенных обстоятельствах и с подтверждения вышестоящих органов, в случае несоответствия состояния и тары заявленным требованиям, товар может допускаться к отправлению. Она выполняется при согласовании требований автотранспортным компанией или учреждением, занимающимся организацией перевозок скоропортящихся продуктов и грузоотправителем.

Каким транспортом допускается перевозка?

Перевозка скоропортящихся грузовРастительные продукты можно перевозить на автомобиле для перевозки скоропортящихся продуктов, оснащенным брезентом. Также, возможна транспортировка в специальном фургоне с проветриванием. Это возможно, когда температура воздуха на улице не ниже нуля градусов Цельсия.

Перевозка мясных продуктов возможна исключительно в охлажденном или замороженном состоянии. В данном случае к перевозке допускается исключительно тот грузовой транспорт, который обладает авторефрижератором.

Также, водитель при необходимости, обязан предъявить санитарный паспорт. В случае его отсутствия в автомобиле не могут транспортироваться мясные изделия.

Транспортное средство для перевозки скоропортящихся продуктов молочного вида должно соблюдать температуру не больше −20 градусов Цельсия, в частности, это требование касается и масла.

Список скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке автомобильным транспортом, и температурный режим их транспортировки

NN п/п Наименование груза Температура груза при погрузке, град. С Температура воздуха в кузове, авторефрижератора при транспортировке, град. С Примечание
от до
1 2 3 4 5 6
1 Замороженные грузы (мясо, субпродукты, мясо кроличье, птица, рыба, шпиг, яичные замороженные продукты) <*> Не выше -8 Не выше -12  
2 Масло сливочное <*> -6 Не выше -6  
3 Жиры животные топленые, масло топленое <*> 0 0 -3  
4 Молоко свежее и пастеризованное, молочные продукты Не выше +8 +8 Перевозка продолжительностью более 12 часов не разрешается
5 Молоко при транспортировке с низовых заводов Не выше +6 (апрель — сентябрь) Не ниже +2 (октябрь — март)   Не выше +6 (апрель — сентябрь) Не ниже +2 (октябрь — март) Перевозка молока с низовых заводов осуществляется в автоцистернах — молоковозах
6 Мороженое <*> Не выше -18 Не выше -14  
7 Масло растительное +12 +10 +2  
8 Дрожжи 0 +4 0 +4  
9 Майонез +3 +18 +3 +18  
10 Маргарин Не выше +12 0 -3  
11 Сыры всякие Не выше +8 Не выше +8  
12 Слабосоленая сельдь в ящиках <*> -6 Не выше -6  
13 Маринады, балыки копченые и вяленые 0 0 -3  
14 Икра рыбная 0 0 -5  
15 Рыба охлажденная, переложенная льдом +3 0 -1  
16 Консервы рыбные 0   +10  
17 Пресервы рыбные 0 0 -5  
18 Рыба горячего копчения замороженная <*> -10 Не выше -8  
19 Рыба крепко-, среднесоленая +2 -5  
20 Рыба копченая, сушено — вяленая 0 +5  
21 Жир рыбий и морзверя (медицинский) 0 -3  
22 Мясо остывшее +4 +12 +10 +4  
23 Мясо и птица охлажденные 0 +4 0 -1  
24 Консервы всякие (кроме рыбных) +15 +20  
25 Колбасы копченые <*> 0 +4 0 -3  
26 Колбасы полукопченые <*> 0 +4 0 -3  
27 Колбасы сырокопченые +8 +10 +10 +8  
28 Колбасы и колбасные изделия вареные +8 0 +6 Перевозка продолжительностью более 24 часов не допускается
29 Быстрозамороженные мясные, рыбные, кулинарные изделия, фрукты и ягоды, сгущенные соки фруктовые <*> -18 Не выше -18  
30 Яйца:        
а) не подвергнутые холодильной обработке +8 +8 +4  
б) из холодильника +3 +3 0  
31 Абрикосы +3 +3 0  
32 Ананасы +10 +13
+11
+8  
33 Бананы не совсем зрелые +12 +15 +1 +11 Зрелые не перевозятся
34 Яблоки +6 +8 +5 +3  
35 Вишня, черешня +3 +2 +1 Продолжительность перевозки более 3 суток не допускается
36 Виноград +8 +8 +1  
37 Груши +6 +8 +5 +3  
38 Персики +4 +4 +1  
39 Смородина, крыжовник +3 +2 0 Перевозка продолжительностью более 24 часов не рекомендуется
40 Слива, алыча +7 +7 +1  
41 Цитрусовые:        
а) апельсины +7 +10 +10 +4  
б) лимоны незрелые +12 +15 +12 +8  
в) лимоны зрелые +8 +8 +2  
г) мандарины +5 +8 +8 +2  
42 Черника +4 +4 0  
43 Баклажаны +7 +10 +10 +8  
44 Дыни
+8 +10
+10 +8  
45 Огурцы +10 +10 +5  
46 Кабачки +6 +6 +1  
47 Капуста кочанная ранняя +8 +8 +1  
48 Капуста брюссельская +8 +12 +1  
49 Капуста цветная +8 +8 +1  
50 Помидоры бурые и розовые +15 +15 +8  
То же, красные +8 +8 +4  
51 Морковь ранняя +8 +8 +1  
52 Свежая зелень (салат, редис, зеленый лук, укроп и т.д.) +8 +8 +1  
53 Фасоль овощная +10 +8 +2  
54 Горох лопатка +5 +5 +1  

Примечания.

1. При понижении температуры наружного воздуха ниже указанной в графе 5 перевозка грузов, кроме перечисленных в пунктах 1, 2, 4, 5, 7, 8, 17, 46, 47, в авторефрижераторах, не оборудованных приборами отопления, не допускается.
2. Для грузов, обозначенных <*>, в зимний период при понижении температуры наружного воздуха ниже указанной в графе 5 перевозка в автомобилях — рефрижераторах без подогрева не допускается.

Нужна перевозка продуктов? Позвоните 8-800-550-28-65

Звонок по России бесплатный

или оставьте заявку и мы с вами свяжемся.

Нормативные и законодательные требования к перевозке скоропортящихся продуктов

За последние годы в Российской Федерации произошел ряд изменений в сфере перевозки скоропортящихся продуктов, результатом которого стало значительное повышения уровня контроля за процессом со стороны государства. Бизнес-сообщество вынуждено привыкать к новым законодательным и нормативным реалиям. Попытаемся четко определить требования, которые необходимо соблюдать для перевозки скоропортящихся продуктов.


В Российской федерации надзором за перевозкой скоропортящихся продуктов занимаются несколько органов власти: Минтранс (в лице Росавтотранса, Росавтодорнадзора), МВД (ГИБДД МВД РФ), Правительство РФ (Роспотребнадзор) и др. Конечно же у каждого ведомства имеется своя собственная законодательная основа деятельности, опирающаяся на широкую нормативную базу, которая содержит не только Соглашение СПС.

СПС (ATP)

Основным документом, регламентирующим данный вид деятельности является «Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС)» (совершено в Женеве 1 сентября 1970 года), которое вступило в силу 21 ноября 1976 года. СПС является Соглашением между государствами, однако за применение данного Соглашение отвечает каждая договаривающаяся страна в отдельности, проверки на дорогах производятся надзорными органами той страны, где осуществляется перевозка в соответствии с внутригосударственным законодательством. Само соглашение не подразумевает под собой никаких санкций, являясь, по сути, сборником технических требований.

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Данный закон говорит об обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обеспечивать безопасность для здоровья человека пищевых продуктов, кроме всего прочего, при их транспортировке; а также осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при транспортировке продукции; (Статья 11).

Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их транспортировки должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее — санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами). Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (Статья 15).

Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе транспортировки и продукции осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (статья 32).

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Глава 6 КоАП РФ, Статья 326 УК РФ). Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (Глава 59 ГК РФ).

СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов

В данном документе нас интересует конкретный раздел:

11. Гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов

11.1. Для транспортировки пищевых продуктов используются специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства. Не допускается транспортировка продовольственных пищевых продуктов совместно с непродовольственными товарами. Для транспортировки определенного вида пищевых продуктов (молочные, колбасные, кремовые кондитерские изделия, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты) должен быть выделен специализированный транспорт с маркировкой в соответствии с перевозимыми продуктами.

11.2. Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке, быть чистыми, в исправном состоянии. Внутренняя поверхность кузова машины должна иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке и дезинфекции.

11.3. Шофер-экспедитор (экспедитор), шофер-грузчик должны иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца, работать в спецодежде, строго соблюдать правила личной гигиены, обеспечивать сохранность, качество, безопасность и правила транспортировки (разгрузки) пищевых продуктов.

11.4. Условия транспортировки (температура, влажность) должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации на каждый вид пищевых продуктов, а также правилам перевозок скоропортящихся грузов разным видом транспорта. Транспортировка скоропортящихся пищевых продуктов осуществляется специализированным охлаждаемым или изотермическим транспортом.

11.6. Хлеб и хлебобулочные изделия должны перевозиться в лотках, в специальных закрытых автомашинах или фургонах, оборудованных полками. Не допускается перевозить хлеб навалом.

11.7. Кремовые кондитерские изделия должны быть уложены в контейнеры или лотки с крышками, торты должны поставляться в стандартной таре изготовителя. Транспортировка кремовых кондитерских изделий на открытых листах или лотках не допускается.

11.8. Живую рыбу перевозят в автомобилях-цистернах с термоизоляцией, имеющих устройство для охлаждения воды, а также оборудование для насыщения воды воздухом. Температура воды в цистерне должна быть не выше 10 град. С.

11.9. При транспортировке пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила их последовательной укладки, исключающие контакт сырой и готовой продукции, загрязнения продуктов при погрузке и выгрузке.

11.10. Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья, ежедневно подвергаются мойке с применением моющих средств и ежемесячно дезинфицируются средствами, разрешенными органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Данный закон определяет основные принципы технического регулирования, в том числе принцип «применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг» благодаря которому в последующем в технических регламентах вводятся обязательные требования к перевозке продукции.

СанПиН 2.3.2.1324-03 Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов.

Для нас интересен только один раздел документа:

3.4. Требования к транспортировке пищевых продуктов

3.4.1. Условия транспортировки должны соответствовать установленным требованиям на каждый вид пищевых продуктов, а также правилам перевозок скоропортящихся грузов, действующих на соответствующем виде транспорта.

3.4.2. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специально оборудованными транспортными средствами, на которые в установленном порядке выдается санитарный паспорт.

3.4.3. Скоропортящиеся продукты перевозятся охлаждаемым или изотермическим транспортом, обеспечивающим необходимые температурные режимы транспортировки.

3.4.4. Не допускается перевозить готовые пищевые продукты вместе с сырьем и полуфабрикатами. При транспортировке пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства.

3.4.5. Не допускается перевозить пищевые продукты случайными транспортными средствами, а также совместно с непродовольственными товарами.

3.4.6. Пищевые продукты, поступающие на склады или предприятия торговли и общественного питания, должны сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность (удостоверение о качестве, санитарно-эпидемиологическое заключение, при необходимости ветеринарное свидетельство).

3.4.7. Требования к прохождению медицинского осмотра и личной гигиене персонала, обслуживающего транспортировку пищевых продуктов и содержание транспортных средств, должны соответствовать санитарным правилам, предъявляемым к организациям торговли и общественного питания, изготовлению и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

В контексте темы статьи о перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, приведем п. 4. Главы I «Правил перевозки…»:

Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС), и настоящими Правилами.

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011. О безопасности пищевой продукции»

Статья 10. Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации

Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее перевозки (транспортирования) таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.

3. Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:

1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;

2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;

3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;

4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;

5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;

7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;

8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;

9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.

10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;

11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

12) прослеживаемость пищевой продукции.

Статья 17. Требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции

1. Перевозка (транспортирование) пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями такой продукции, а в случае их отсутствия — в соответствии с условиями хранения пищевой продукции, установленными изготовителем такой продукции.

2. При использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки (транспортирования) одновременно различной пищевой продукции либо пищевой продукции и иных грузов, необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств пищевой продукции.

3. Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту пищевой продукции от загрязнения, проникновения животных, в том числе грызунов и насекомых, проведение очистки, мойки, дезинфекции.

4. Грузовые отделения транспортных средств, контейнеры и емкости, используемые для перевозки (транспортирования) пищевой продукции, должны обеспечивать возможность поддержания условий перевозки (транспортирования) и (или) хранения пищевой продукции.

5. Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов.

6. Грузовые отделения транспортных средств и контейнеры должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции. Вода, используемая для мойки внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным законодательством государства — члена Таможенного союза.

7. При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

8. Не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции.

9. Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.

10. Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза.

11. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, не допускаются к работам, связанным с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции.

12. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.

13. В случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.

Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 807 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации»

Постановление уполномочивает Министерство транспорта Российской Федерации: назначать испытательные станции к выполнению работ по контролю соответствия нормам, установленным указанным Соглашением СПС; назначать экспертов для проверки эффективности термического оборудования каждого находящегося в эксплуатации транспортного средства — ледника, транспортного средства — рефрижератора или отапливаемого транспортного средства в случаях, установленных указанным Соглашением; выдавать свидетельства о соответствии нормам, установленным указанным Соглашением для изотермических транспортных средств, транспортных средств — ледников, транспортных средств — рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств;

Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 г. N 211

Вводит Порядок выдачи свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в Женеве 1 сентября 1970 г., для изотермических транспортных средств, транспортных средств ледников, транспортных средств-рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств.

Приказ Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 229

Вводит в действие «Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок»

Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 г. N 210

Вводит «Порядок назначения экспертов для проверки эффективности термического оборудования каждого находящегося в эксплуатации транспортного средства-ледника, транспортного средства-рефрижератора или отапливаемого транспортного средства в случаях, установленных Соглашением СПС

Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 г. N 209

Вводит Порядок назначения или уполномочивания испытательных станций к выполнению работ по контролю соответствия нормам, установленным Соглашением СПС, для изотермических транспортных средств, транспортных средств -ледников, транспортных средств -рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств

Требования к приему, транспортировке и хранению пищевых продуктов


Согласно Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В целях уменьшения негативного влияния на здоровья граждан при реализации пищевых продуктов в предприятиях торговли юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендуем при приеме, транспортировке и хранении пищевых продуктов руководствоваться действующими санитарными, а так же принимать меры по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

В соответствии с требованиями санитарных правил 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»:

—  в организации торговли должны приниматься для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека;

—  для транспортировки пищевых продуктов используются специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства. Не допускается транспортировка продовольственных пищевых продуктов совместно с непродовольственными товарами.

—  для транспортировки определенного вида пищевых продуктов (молочные, колбасные, кремовые кондитерские изделия, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты) выделяется специализированный транспорт с маркировкой в соответствии с перевозимыми продуктами;

—  транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке, чистые, в исправном состоянии;

—  внутренняя поверхность кузова машины должны имеет гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке и дезинфекции;

—  шофер-экспедитор (экспедитор), шофер-грузчик имеет при себе личную медицинскую книжку установленного образца, работать в спецодежде, строго соблюдает правила личной гигиены, обеспечивать сохранность, качество, безопасность и правила транспортировки (разгрузки) пищевых продуктов;

—  условия транспортировки (температура, влажность) должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации на каждый вид пищевых продуктов, а также правилам перевозок скоропортящихся грузов разным видом транспорта;

—  транспортировка скоропортящихся пищевых продуктов осуществляется специализированным охлаждаемым или изотермическим транспортом;

—  погрузку и разгрузку пищевых продуктов производить персоналом в чистой санитарной одежде;

—  хлеб и хлебобулочные изделия перевозить в лотках, в специальных закрытых автомашинах или фургонах, оборудованных полками. Не допускается перевозить хлеб навалом;

—  кремовые кондитерские изделия укладываются в контейнеры или лотки с крышками, торты должны поставляться в стандартной таре изготовителя. Транспортировка кремовых кондитерских изделий на открытых листах или лотках не допускается;

—  живая рыба перевозится в автомобилях-цистернах с термоизоляцией, имеющих устройство для охлаждения воды, а также оборудование для насыщения воды воздухом. Температура воды в цистерне должна быть не выше 10°С;

—  при транспортировке пищевых продуктов строго соблюдаются правила их последовательной укладки, исключающие контакт сырой и готовой продукции, загрязнения продуктов при погрузке и выгрузке;

—  транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья, ежедневно подвергаются мойке с применением моющих средств и ежемесячно дезинфицируются средствами, разрешенными органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке4

—  количество принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования;

—  хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляются при температуре не выше +6°С;

—  пищевые продукты принимать в чистой, сухой, без постороннего запаха и нарушений целостности таре и упаковке. Перетаривание пищевых продуктов из тары поставщика в более мелкую тару не допускаются;

—   этикетки (ярлыки) на таре поставщика сохранять до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов;

—  хранение пищевых продуктов должно осуществлять в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.

—  при хранении пищевых продуктов соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т. п.), хранить отдельно от продуктов, воспринимающих запахи;

—  совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров не допускается;

—  все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т. п. хранятся на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола;

—  складирование пищевых продуктов вблизи водопроводных и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещений, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом не допускается;

—  охлажденное мясо (туши и полутуши) хранится в подвешенном состоянии на крючьях так, чтобы туши не соприкасались между собой, со стенами и полом помещения.

—  мороженое мясо хранить на стеллажах или подтоварниках;

—  мясные полуфабрикаты, субпродукты, птица мороженая и охлажденная хранить в таре поставщика. При укладке в штабеля для лучшей циркуляции воздуха между ящиками необходимо проложить деревянные рейки;

—  охлажденная рыба хранится в таре поставщика, температура хранения должна быть не выше +2°С. Мороженая рыба хранится в ящиках, уложенных в штабеля с прокладкой реек между рядами ящиков;

—  в организациях торговли живая рыба хранится в аквариуме с чистой водой и аэрацией в теплое время года — не более 24 часов, в холодное — не более 48 часов при температуре воды не выше + 10°С;

—  хранение хлеба и хлебобулочных изделий осуществляется в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Не допускается хранение хлеба и хлебобулочных изделий навалом, вплотную со стенами помещений, без подтоварников, а также на стеллажах, расположенных на расстоянии менее 35 см от пола;

—  в случаях обнаружения в процессе хранения или продажи признаков заболевания хлеба и хлебобулочных изделий картофельной болезнью такие изделия немедленно изымаются из торгового зала и складских помещений. Полки для хранения промываются теплой водой с моющими средствами и протираются 3%-ным раствором уксусной кислоты;

—  в целях предупреждения возникновения картофельной болезни хлеба необходимо не реже 1 раза в неделю промывать полки для хранения хлеба теплой водой с моющими средствами, протирать 1%-ным раствором уксусной кислоты и затем просушивать;

—  при приемке кондитерских изделий с кремом не допускается перекладывание их из лотков поставщика, а также реализация их в неупакованном виде по методу самообслуживания;

—  в организациях торговли не допускается прием тортов, не упакованных поштучно в потребительскую тару, а также пирожных, не упакованных в лотки с плотно прилегающими крышками;

—  перевозка или перенос тортов и пирожных на открытых листах или лотках не допускается;

—  хранение сыпучих продуктов производится в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, с относительной влажностью воздуха не более 75%;

—  указанные продукты должны храниться в мешках штабелями на стеллажах, на расстоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75 см;

—  в целях профилактики иерсиниоза и псевдотуберкулеза овощи в процессе хранения периодически проверяются и подвергаются переборке и очистке;

—  для организаций торговли, встроенных, встроенно-пристроенных в жилые здания и здания иного назначения, не допускается завоз продукции в ночное время (с 23.00 до 07.00 часов).

1.Способы перевозки скоропортящихся продуктов.

В курсовой работе рассматриваем теплофизические и химические свойства перевозимого груза, технологические особенности и способы размещения его в вагонах, предельные значения предельного температурного влажностного режимов перевозки и хранения.

Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, вагоны – термосы, цистерны – термосы, изотермические вагон – цистерны), крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах.

Скоропортящиеся грузы перевозятся по железным дорогам в следующих видах транспортной тары: деревянных, дощатых, картонных и полимерных ящиках, бочках, мешках, сетках, бидонах, флягах, специализированных стоечных поддонах.

Указанная тара должна быть исправной, прочной, чистой, без следов течи, обеспечивать возможность погрузки, выгрузки и штабелирования груза механизированным способом.

Основная задача хранения и перевозки скоропортящихся грузов- соблюдение условий ,при которых они не подверглись бы вредному воздействию физико-химических и биологических факторов. На результаты хранения и перевозки влияют:

-качество, состояние и подготовка продукта к хранению или перевозке, его тара и упаковка;

-температура, влажность, циркуляция и вентиляция воздуха в помещении, где хранятся или перевозятся продукты;

-санитарное состояние камер и вагонов, способы размещения в них продуктов, длительность хранения.

Погрузка в вагоны мяса и мясопродуктов разрешается после осмотра их ветеринарным врачом органа Госветнадзора. О назначенном времени погрузки мяса и мясопродуктов грузоотправитель уведомляет местный орган Госветнадзора не менее чем за 24 часа до подачи вагонов под погрузку.

Для перевозки выбираем 6 видов груза: мясо(мор), овощи свежие, фрукты и ягоды, яйца, молоко, минеральная вода.

Мясо мороженное

Перед погрузкой замороженного мяса напольные решетки и стены изотермических вагонов на высоту штабеля застилают плотной бумагой или чистой рогожей. Замороженное мясо укладывают в вагоны плотным штабелем, чтобы свести к минимуму циркуляцию воздуха между отдельными местами. Это позволяет лучше сохранить запас холода в грузе и максимально использовать грузоподъемность вагонов.

Подмороженное мясо укладывают в продольном направлении вагона на напольные решетки , плотными в штабелями в клетку, высотой 1,5-1,6 м; говядину – по 5-6 рядов. Данный СПГ не требует вентиляции, температурный режим от –17 до –20 ˚С.

Овощи свежие

Ранний картофель при перевозке автомобилями, железнодорожным и

водным транспортом упаковывают в ящики-клетки, корзины, кули и сетки. Упаковка в кули допускается только для более зрелого картофеля (поздних копок). Ранний картофель первых копок следует упаковывать только в жесткую тару. Хорошо сохраняется качество поздних сортов картофеля при транспортировании их в специальные контейнеры. .Допускается перевозка позднего картофеля без тары навалом, однако при таком транспортировании увеличивается количество механических повреждений при погрузке и разгрузке, что увеличивает потери при дальнейшем хранении.

Раннюю и среднераннюю капусту транспортируют в ящиках массой нетто не более 40 кг и в контейнерах. Допускается перевозка в крытых вагонах средней и поздней капусты без тары (навалом на чистой подстилке), при этом грузить капусту следует осторожно, кочаны нельзя бросать.

Цветную капусту укладывают в тару рядами, послойно.

Корнеплоды (морковь, свеклу) упаковывают в ящики и контейне­ры. Допускается перевозка свеклы и моркови в мягкой таре. Укладка в тару должна быть плотной, чтобы корнеплоды не бились и не терлись. В каждую упаковку укладывают корнеплоды одного ботанического сорта.

Лук репчатый и чеснок свежий упаковывают в ящики и мягкую тару плотно. В каждую упаковку укладывают луковицы одного ботанического сорта. При перевозках на дальние расстояния чеснок упаковывают только в ящики.

Помидоры свежие укладывают в ящики с зазорами и ящики-лотки рядами вровень с краями ящика, с легким, не повреждающим плодов нажимом. В каждую единицу упаковки укладывают плоды одного ботанического сорта, одной степени спелости и близкие по размеру.

Баклажаны и перец упаковывают в дощатые ящики плотно, вро­вень с краями.

Огурцы свежие при перевозке всеми видами транспорта упаковы­вают в ящики. Укладывают огурцы в тару плотными рядами вровень с краями ящика. В каждую единицу упаковки укладывают плоды только одного ботанического сорта и близкие по размеру.

Арбузы и дыни перевозят в контейнерах и клетках. В каждую тару следует укладывать плоды, однородные по размеру и степени спелос­ти. Допускается перевозка арбузов без тары, но обязательно с мягкой подстилкой толщиной не менее 10 см.

Картофель и другие плодоовощи, кроме поименованных ниже, транспортируют при температурном режиме от + 5 до + 20 С , при отоплении требуют вентиляции, а при охлаждении –нет

Томаты розовой и бурой спелости, огурцы, баклажаны, перец сладкий, дыни, тыква перевозятся при температурном режиме от + 9 до +6˚С, вентилируют при отоплении.

Фрукты и ягоды

Плодоовощи предъявляются к перевозке свежими, чистыми, без механических повреждений и повреждений вредителями и болезнями, без излишней внешней влажности, а также однородными по степени зрелости в каждой повагонной партии.

Содержание в плодах токсичных элементов, пестицидов и нитратов не должно превышать допустимые уровни, установленные медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Плодоовощи должны быть упакованы в соответствующую для каждого вида тару, если перевозка их без тары не предусмотрена стандартами или техническими условиями:

картофель поздний — в ящики, ящичные поддоны, тканевые и сетчатые мешки, а картофель ранний — в жесткую тару;

свекла и морковь столовые — в ящики, мешки тканевые и ящичные поддоны;

лук репчатый — в ящики дощатые, сетчатые и тканевые мешки;

чеснок — в ящики;

огурцы, баклажаны, кабачки, капуста цветная — в ящики дощатые;

капуста белокочанная раннеспелая — в ящики дощатые, а среднеспелая, среднепоздняя и позднеспелая — в ящики дощатые и ящичные поддоны;

дыня мелкоплодная — в ящики дощатые, а дыня крупноплодная и тыква продовольственная — в специализированные контейнеры и клетки;

арбузы продовольственные — в ящичные поддоны;

томаты — в ящики дощатые и ящики-лотки;

перец сладкий — в дощатые ящики;

яблоки, груши, айва — в ящики дощатые, а яблоки поздних сроков созревания, кроме того, — в ящики из гофрированного картона;

гранаты свежие и хурма — в ящики дощатые;

виноград, абрикосы, персики, алыча, слива, вишня и черешня — в ящики дощатые и ящики-лотки;

смородина и крыжовник — в ящики-лотки;

земляника — в ящики-лотки и кузовки с укладкой в обрешетку;

цитрусовые плоды (апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты) — в ящики дощатые и картонные.

Плодоовощи укладываются в закрытую тару плотно вровень с краями тары так, чтобы они не бились, не терлись и не мялись. В каждый ящик укладываются плоды одной помологической или ботанической группы и одной размерной категории.

В период массовых заготовок по согласованию с грузоотправителем и грузополучателем допускается перевозка навалом в крытых вагонах позднего картофеля, свеклы столовой, арбузов поздних, тыквы продовольственной, белокочанной капусты среднепоздних и позднеспелых сортов, а также картофеля, предназначенного для производства спирта, крахмала и патоки.

Картофель для длительного хранения перевозится только в таре.

Плодоовощи в рефрижераторных вагонах перевозятся только в таре.

Бананы должны предъявляться к перевозке жесткими, с кожурой и плодоножкой зеленого цвета, с достаточно развитыми плодами, с типичной для вида формой и размерами.

Бананы, предварительно уложенные в мешки из полимерной пленки с плотной увязкой горловины мешка, должны быть упакованы в картонные коробки.

Бананы перевозятся только в рефрижераторных секциях или АРВ-Э. Во время перевозки вентилируются при положительной температуре наружного воздуха два раза в сутки, при отрицательной температуре — один раз в сутки включением вентиляторов на 15…20 минут.

При отрицательной температуре наружного воздуха погрузка бананов со склада в рефрижераторные вагоны осуществляется только через отапливаемые тамбуры.

Во всех случаях в выписке из акта экспертизы должна быть указана температура наружного воздуха в период погрузки бананов.

Наличие пожелтевших бананов в конце перевозки не является признаком понижения качества плодов.

Кукурузные початки молочной и молочно-восковой спелости перевозятся только в рефрижераторных вагонах.

Кукурузные початки предъявляются к перевозке длиной не менее 15 см (для сахарной кукурузы не менее 12 см) со свежими светлозелеными покровными листьями без признаков увядания, со столбиками пестиков коричневого цвета, с несморщенными зернами, имеющими нежную оболочку, расположенными плотно друг к другу, без повреждения болезнями и сельскохозяйственными вредителями. В партии допускается наличие кукурузных початков с недоразвитыми зернами в верхней части початка на длину до 3 см.

Кукурузные початки упаковываются в ящики-лотки или дощатые ящики емкостью до 12 кг и завозятся на станцию при наличии подготовленного вагона.

Кукурузные початки, предварительно охлажденные до температуры не выше +3 град. С, допускаются к перевозке на срок не более 6 суток, а неохлажденные — на срок не более 4 суток. Время от момента срезания початков до погрузки не должно превышать: для неохлажденных початков — 12 часов, а для предварительно охлажденных — 30 часов.

Для живых растений и цветов, семенного посадочного материала способ и сроки перевозки устанавливаются грузоотправителем и указываются в накладной. Живые растения и цветы перевозятся только в сопровождении проводников грузоотправителя.

Яйца

Яйца куриные пищевые (охлаждённые и неохлаждённые) перевозятся в специальной ячеистой упаковке, укладываемой з ящики. Охлаждённые яйца предъявляются к перевозке с температурой не выше +6 °С.

Яйца неохлаждённые в летний период года при температуре наружного воздуха не выше +25 °С и при положительной температуре наружного воздуха в переходный период года перевозятся в крытых вагонах.

Яйца диетические по железной дороге не перевозятся.

Предельный срок перевозки летний период — 25 суток; зимний период — 20 суток; переходный период — 25 суток.

Температурный режим перевозки от +2 до +5 °С, без вентиляции.

Молочная продукция

К перевозке предъявляются следующие молочные продукты:

  • сметана с температурой от +6 до +2 град. С — во флягах, пакетах ТБА или стеклянных герметично укупоренных банках с укладкой в ящики;

  • творог замороженный (расфасованный) с температурой не выше -18 град. С — в ящиках.

Фляги со сметаной должны быть плотно закрыты крышками с прокладкой из резины, пергамента или подпергамента и опломбированы.

Железнодорожным транспортом общего пользо­вания перевозятся йогурты со стабилизаторами (далее — йогурты), имеющие срок годности от 14 до 30 суток, и йогуртные продукты термизированных (далее — йогуртные продукты), имеющие срок годности более 2 меся­цев. Перевозка их производится в рефрижераторных ва­гонах.

Йогурты и йогуртные продукты в герметичной поли­мерной упаковке или в пакетах ТБА упаковываются в бло­ки (установленные на картонные лотки, обтянутые поли­мерной пленкой) или в картонные ящики. Йогурты и йогуртные продукты в блоках принимаются к перевозке в транспортных пакетах, высота которых не должна превышать 110 см.

При погрузке в рефрижераторные вагоны йогурты дол­жны иметь температуру +4°С, йогуртные продукты — от +4 до+15°С.Суммарный срок до погрузки и продолжительности перевозки йогуртов не должен превышать 2/3 общего срока хранения.Йогурты без стабилизаторов по железным дорогам не перевозятся.

Молоко и молокопродукты не вентилируют

Минеральная вода

Воду минеральную газированную и негазированную в стеклянных и полимерных бутылках (далее — ПЭТ-бутылки) укладывают в ящики из гофрированного картона и дощатые закрытые многооборотные ящики для бутылок с пищевыми жидкостями, предусмотренными требованиями нормативно-технической документации. Продукция в ПЭТ-бутылках может быть сформирована в блоки в порядке, указанном в пункте 2.18 настоящих Правил.

Перевозка минеральной воды в зимний период производится в рефрижераторных вагонах.

36. Правила перевозки скоропортящихся грузов.

К скоропортящимся относятся грузы, при перевозке которых требуется поддержание определенного температурного режима.

Скоропортящимися продуктами являются мясо и мясопродукты, животные жиры, молочные продукты, рыбные продукты, яйца, свежие фрукты, овощи, грибы, напитки и т. п. Сохранность их качества может быть обеспечена при условии соответствующей подготовки к перевозке, правильной организации погрузки и транспортирования в специальных рефрижераторных судах или оборудованных для этой цели грузовых помещениях обычных судов, где должен поддерживаться оптимальный для данного груза температурный режим.

Перечень и условия перевозки скоропортящихся грузов в прямом смешанном железнодорожном — водном сообщении определяются правилами перевозок грузов в этом виде сообщения.

При перевозке сырых мясных продуктов должны соблюдаться также ветеринарные требования согласно Правилам перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения. Скоропортящиеся грузы, требующие специального обслуживания, перевозятся с проводниками грузовладельцев.

Скоропортящиеся грузы должны предъявляться к перевозке в транспортабельном состоянии и соответствовать по качеству и упаковке требованиям, установленным стандартами или техническими условиями. Тара должна быть исправной, прочной и чистой.

Грузоотправитель обязан вместе с транспортной накладной представить удостоверение о качестве скоропортящегося груза, а на грузы, требующие соблюдения ветеринарных условий, кроме того, и ветеринарные свидетельства по установленной форме.

В удостоверении о качестве должны быть указаны качественное состояние и транспортабельность груза (предельный срок его перевозки) в сутках.

Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если указанный в удостоверении о качестве срок транспортабельности груза меньше нормативного срока доставки.

Не принимаются также к перевозке скоропортящиеся грузы с явными признаками порчи (загнивания, плесень, брожение, ослизнение, следы течи тары и др.), которые могут быть обнаружены внешним осмотром тары.

Внутритарное качественное состояние груза и его товарная сортность при приеме к перевозке не проверяются.

При отсутствии в порту складских помещений, оборудованных для хранения скоропортящихся грузов, грузоотправители обязаны подвозить грузы своим транспортом к судну, а грузополучатели получать их у борта судна.

Скоропортящиеся грузы перевозятся на судах, оснащенных рефрижераторными установками, а также на других судах, специально для этого оборудованных.

Допускается перевозка скоропортящихся грузов, кроме мороженых и охлажденных, на необорудованных самоходных судах. О возможности перевозки в таких судах должно быть указано в удостоверении о качестве груза.

По требованию грузополучателя перевозчик обязан ознакомить его с журналом температур на рефрижераторном судне, а при необходимости выдать выписку из него.

Грузовые помещения на судах, предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов, должны быть тщательно очищены, проветрены, а в необходимых случаях подвергнуты санитарной обработке.

Необходимые для перевозки и погрузки — выгрузки скоропортящихся грузов материалы и приспособления (брезент, прокладки), должны удовлетворять санитарным требованиям и предоставляться и устанавливаться грузоотправителем.

Не разрешаются совместные перевозки и хранение скоропортящихся грузов, которые могут быть причинной их порчи (мяса – с рыбой, масла и молока – с сыром, луком и чесноком, а также скоропортящихся грузов – с грузами пылевидными, испаряющими влагу или издающими специфические запахи и т.п.).

Грузополучатели обязаны вывезти скоропортящиеся грузы со складов портов общего пользования в сроки, установленные Правилами перевозок грузов.

В случае неисправности судна или обнаружения признаков порчи скоропортящихся грузов, а также задержки таких грузов в пути, вопрос о возможности дальнейшей перевозки, направлении грузов для технологической переработки или реализации решает комиссия с участием представителей перевозчика, госинспекции по качеству и санветнадзора.

После выгрузки скоропортящихся грузов трюмы судов должны быть тщательно очищены, а в необходимых случаях – промыты. По требованию перевозчика или санветнадзора производится их санитарная обработка.

Претензии, связанные с изменением качества скоропортящихся грузов, доставленных перевозчиком с соблюдением правил и срока транспортабельности, указанного в удостоверении о качестве груза, разрешаются непосредственно между грузополучателем и грузоотправителем без участия перевозчика.

Правилами перевозки скоропортящихся грузов определены также конкретные условия перевозки отдельных скоропортящихся грузов (мясных, рыбных, молочных, плодовоовощных и др.).

Требования к перевозке пищевых продуктов автомобильным транспортом 2019 году

Транспортировка продуктов питания занимает особое положение в списке услуг. А все потому, что, в отличие от многих других грузов, эти имеют ограниченный срок годности, а также особые климатические особенности хранения и доставки в пункты назначения. В этом случае предъявляются достаточно жесткие требования для обеспечения максимально большого срока годности пищевого продукта при его перевозке. Кроме того, контроль над данным видом транспортных услуг гораздо жестче, так как перевозимые объекты должны соответствовать всем медицинскими нормам и быть безопасными для людей-потребителей.

Классификация

Однако, не все пищевые продукты требуют соблюдения индивидуальных правил хранения в течение всей перевозки. На сегодняшний день существует единые правила перевозки пищевых продуктов автомобильным транспортом, которые позволяют определиться с тем, какие продукты, и как перевозить:


  • Нескоропортящиеся грузы. Это продукты, способные сохранять свои качества в течение продолжительного времени. К ним относят всевозможные крупы, макаронные изделия, сахар, соль, муку, всевозможную консервацию и тд. В этом случае особых требований к транспортировке пищевых продуктов нет. Перевозить грузы можно на автотранспорте не оборудованном специальными установками. Однако и тут есть свои особенности. Чаще всего, правила касаются поддержания климатических условий, например, влажности.
  • Скоропортящиеся грузы. Данная категория продуктов имеет ограниченный срок годности. Для его поддержания требуется соблюдение определенного температурного режима, влажности. Перевозка осуществляется только в специальных транспортных средствах, оснащенных особыми климатическими установками. К скоропортящимся относят продукты: растительного происхождения (ягоды, фрукты, овощи), животного происхождения (мясо, рыба, птица, молоко, яйца и тд), переработки (колбасные изделия, молочная продукция, сыры).

Правила перевозки пищевых продуктов автомобильным транспортом

Чтобы перевозка различных пищевых продуктов прошла успешно, транспорт и сам груз должны соответствовать определенным нормам и требованиям:

  • Для доставки продуктов питания необходимо использовать только специально предназначенные и оборудованные для этого пищевые цистерны. Перевозка должна осуществляться в условиях, которые полностью обеспечивают сохранность качества и безопасность для потребителей.
  • Транспортные средства должны соответствовать нормам санитарного законодательства: быть исправными, чистыми, без посторонних запахов. Внутренняя поверхность контейнеров должна иметь специальное гигиеническое покрытие, которое легко моется и дезинфицируется.
  • Скоропортящиеся продукты следует перевозить только в специальных изотермических контейнерах и другом подобном оборудовании, создающем особые условия. Перечни грузов, а также их предельные температурные режимы должны соответствовать действующим нормам санитарного законодательства.
  • Перед следующей загрузкой транспортное средство обязательно должно быть очищено от остатков прошлого груза, как внутри, так и снаружи. При необходимости проводится дополнительная дезинфекция. Санитарная обработка транспорта осуществляется только в специально оборудованных моечных, подключенных к водопроводу и канализации, и снабженных специальным инвентарем и химическими средствами.
  • При предъявлении продуктов питания для перевозки следует предоставлять, помимо транспортной накладной, документ о соответствии качества и сроков годности, подписанный экспертом.
  • Транспортировка пищевых продуктов совместно с непродовольственными грузами строго запрещена. Данное соседство допускается только в отношении материалов, не выделяющих запахи и требующих единые условия перевозки.
  • Строго запрещено транспортировать пищевые грузы в контейнерах и цистернах, в которых ранее перевозились опасные вещества.
  • Транспортные средства, используемые для перевозки продуктов питания, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке.
  • Лица, сопровождающие продовольственный груз и занятые на выгрузке, погрузке, очистке и других мероприятиях, обязаны иметь при себе личные медицинские книжки и строго соблюдать правила гигиены.

«Сеспель»: правильное решение для вашего бизнеса

Все нормы и правила для перевозки продовольственных грузов теряют свое значение, если используется некачественное техническое обеспечение. Чебоксарское предприятие «Сеспель» предлагает отличное оборудование для качественной перевозки практически любых пищевых грузов. Наша работа нацелена на удовлетворение потребностей своих клиентов. «Сеспель» прислушивается к вашему мнению и предлагает индивидуальные решения, подходящие под конкретные цели.

На сегодняшний день мы можем предложить более 150 моделей цистерн и прицепов из низколегированной, нержавеющей стали и алюминиевых сплавов. Многолетний опыт работы в качестве крупнейшего поставщика техники – это гарантия качества и компетентности в вопросах перевозки сыпучих и жидких продовольственных грузов. Наше оборудование полностью соответствует принятым нормам, что делает процесс транспортировки намного проще и приятнее, а качество продуктов сохраняет в течение долгого времени.


Организация перевозки скоропортящихся грузов | LogoSkop

Понятие скоропортящихся грузов означает группу продуктов, которые при перевозке, а также хранении требуют точного соблюдения температурного режима и предельного срока доставки. Чтобы продукты во время транспортировки сохраняли качества, логисты разрабатывают перевозку так, чтобы обеспечить непрерывную холодильную цепь. Транспорт, входящий в цепь, либо оборудован специальным оборудованием, либо сконструирован так, чтобы сохранять товары.

Скоропортящийся груз

Скоропортящийся груз требует продуманной транспортировки

Особенности транспортировки и маркировки

Грузоотправитель перед тем, как выбрать способ отправки скоропортящегося груза, учитывает четыре обязательных условия для обеспечения сохранности качества и внешнего вида:

  • время года;
  • климатические условия;
  • срок доставки;
  • срок транспортабельности.

Во время транспортировки нужно учитывать особенности перевозки скоропортящихся грузов:

  • в пути должен поддерживаться постоянный температурный режим;
  • перевозчик обязан использовать специализированный транспорт;
  • грузы маркируются специальными знаками.

Нарушение предельных сроков и температурного режима являются причинами порчи продуктов и невозможности их дальнейшей реализации. При подготовке товара к отгрузке грузоотправитель обращается в уполномоченные органы для оформления сертификата качества. Скоропортящиеся грузы имеют свои предельные сроки хранения и перевозки. Предельный срок хранения – это допустимое время хранения продуктов до момента их реализации. Предельные сроки перевозки – время, в течение которого нужно доставить товар. При транспортировке продуктов должны быть соблюдены требования к упаковке и маркировке. На каждую упаковку могут быть нанесены следующие знаки:

  • знак «Скоропортящийся груз» – обозначает, что при доставке соблюдается температурный режим;
  • «Беречь от влаги» – если на перевозимые скоропортящиеся продукты попадет влага, то они теряют потребительские качества;
  • знак «Беречь от солнца» – обозначает запрет на попадание прямого солнечного света;
  • «Герметичная упаковка» – этот знак запрещает вскрывать упаковку;
  • знак «Тропическая упаковка» – знак-обозначение отрицательного влияния тропического климата;
  • знак «Вверх» указывает правильное расположение упаковки при погрузке, разгрузке;
  • также на упаковку наносится знак «Ограничение температуры» – с указанием максимально допустимых низких и высоких температур.

Правильное оформление маркировки и нанесение знаков поможет избежать споров, в случае нарушения перевозчиком правил транспортировки.

Законодательством был установлен особый порядок таможенного оформления скоропортящихся грузов, что позволяет выпускать транспорт из таможенной зоны в максимально сжатые сроки.

Скорость оформления зависит не от уполномоченного лица таможенного органа, а от декларанта: полного перечня оформленных документов на перевозку и сертификатов качества.

Скоропортящиеся грузы могут быть доставлены из одного места в другое при помощи разных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского или при помощи смешанной перевозки.

Знак Герметичная упаковка

Знак «Герметичная упаковка» запрещает нарушать тару

Способы транспортировки железнодорожным транспортом

При перевозке скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом необходимо соблюдать Правила хранения и Правила перевозок скоропортящихся грузов в местах общего пользования, которые были установлены в июне 2003 г. Эти правила устанавливают права и обязанности сторон и сколько времени продукты сохраняют свои качественные характеристики в течение передвижения или хранения до передачи их получателю. Перевозка железнодорожным транспортом имеет свои преимущества:

  • единовременно можно перевезти широкую номенклатуру товаров в больших объемах;
  • небольшая себестоимость;
  • постоянный контроль за состоянием транспорта;
  • высокая надежность доставки.

Вагоны способны поддерживать различные температурные режимы в зависимости от классов товаров: мороженные (от -6°C), охлажденные (-5-0°C) и охлаждаемые (до +15°C). Различают следующие типы вагонов:

  • Рефрижераторные вагоны имеют цельнометаллический кузов с теплоизоляционным слоем, предотвращающий изменение температуры в вагоне под влиянием внешних факторов.
  • Вагоны-термосы не оснащены холодильными установками, а поддерживают температурный режим благодаря теплоизоляции. Имеют ограничения по срокам транспортировки и дальности передвижения.
  • Вагоны-цистерны используются для жидких, порошкообразных и затвердевающих пищевых продуктов.
  • Цистерны-термосы используются для транспортировки молока.
  • Изотермические вагоны-цистерны подходят для вина и виноматериалов.
  • Универсальные контейнеры подходят для доставки широкой номенклатуры товаров и продукции, бывают среднетоннажными (загрузка 5 т) и крупнотоннажными (10 т и более).
  • Рефрижераторные контейнеры требуют подключение к электропитанию.

Отправитель обязан предоставить сертификат качества, который устанавливает предельные сроки транспортабельности.

Перевозка скоропортящихся грузов жд

Универсальные контейнеры позволяют перевозить грузы весом до 10 тонн

Способы транспортировки автомобильным транспортом

Транспортировка и перевозка скоропортящихся грузов регулируется Общими правилами перевозок грузов автотранспортом, а в международных перевозках – Соглашением СПС о международных перевозках пищевых продуктов. Скоропортящиеся грузы перевозятся в автотранспортных средствах, которые могут использоваться только для перевозок продуктов и соответствуют санитарным требованиям.

Кузов изотермических автотранспортных средств изготовлен из теплоизолирующего материала, которым покрывают пол, стены, двери и потолок. Существует три класса автотранспортных средств для перевозки продуктов:

  • Ледники – в таких транспортных средствах внутренний температурный режим поддерживается при помощи естественного или сухого льда, либо при помощи сжиженного газа.
  • Рефрижераторы – так же как и ледники, способны поддерживать температурный режим, но используются специальные холодильные системы: компрессорные агрегаты или абсорбционные установки.
  • Отапливаемые автотранспортные средства: в таком транспорте температура повышается и сохраняется в течение 12 часов благодаря отопительной системе.

При автомобильной доставке в накладных грузоотправитель указывает не только время загрузки и срок доставки, но и температурный режим, который должен соблюдаться.

Использование автомобильного транспорта очень популярно среди грузоотправителей из-за его мобильности. Второй причиной выбора такого вида транспортировки является его неприхотливость в эксплуатации.

При автомобильной перевозке на расстояние до 1000 км, автотранспорт значительно выигрывает железнодорожный. Более того, большая часть автопарка оснащена системами спутникового контроля, что позволяет контролировать передвижение.

Грузовик рефрижератор

Грузовик рефрижератор поддерживает температурный режим при помощи специальных агрегатов

Особенности использования воздушного транспорта

Скоропортящиеся продукты отправляются воздушным транспортом при необходимости переместить партию товара из одного места в другое в самые короткие сроки. Недостатком авиаперевозки является ее высокая стоимость. В связи с тем, что воздушный транспорт двигается по прямым международным маршрутам, грузу обеспечивается безопасность высокого уровня. Сохранность скоропортящегося груза во время авиаперевозки обеспечивается при помощи специального охлаждающего оборудования – контейнеров-рефрижераторов, которые поддерживают заданный температурный режим во время воздушной транспортировки.

При передаче товара к доставке отправитель предоставляет удостоверение или сертификат, подтверждающий качество. В сертификате, кроме наименования и перечня, указываются предельные сроки транспортировки. В случае, когда перевозчик не способен доставить отправление в указанные сроки, он имеет право отказаться от авиаперевозки. Когда возникает риск порчи или утраты, он незамедлительно уведомляет отправителя для принятия необходимых мер. Скоропортящийся груз транспортируется с сопровождающим лицом, которое несет полную ответственность за сохранность, и находится на борту, на основании приобретенного авиабилета или по договору чартера. Он же обязан соблюдать Правила перевозок. В случае отказа отправителя предоставить сопровождение на время авиаперевозки, грузовые места должны быть опломбированы. Отправление, превышающее 2 т, принимается к доставке воздушным транспортом только с сопровождающим.

Перевозка скоропортящихся грузов воздушным транспортом является выполненной в момент передачи грузополучателю. По окончании авиаперевозки перевозчик обязан в течение 3 часов уведомить о доставке. Уведомление отправляется факсимильной связью или передается устно по контактным телефонам. До момента принятия он обеспечивает сохранность в процессе хранения в течение установленных предельных сроков, предусмотренных договором авиаперевозки или правилами.

К перевозке воздушным транспортом скоропортящийся груз принимается перед остальными отправлениями. Перегрузка товара во время авиаперевозки запрещается. В экстренных случаях может быть разрешена только одна перегрузка.

К авиаперевозке принимаются грузы, которые строго соответствуют перечню обязательных требований: упаковка гарантирует безопасность, товары не меняют своих свойств во время перелета, отправитель уладил формальности перед отправкой.

Часто воздушный транспорт используют как элемент смешанной транспортировки – можно оперативно совершить межконтинентальную доставку. Основные недостатки воздушного транспорта: зависимость от погодных условий и высокая себестоимость при авиаперевозке малых партий продуктов.

Авиаперевозки скоропортящихся продуктов

Авиаперевозки скоропортящихся продуктов совершаются чаще всего на межконтинентальные расстояния

Особенности использования морского транспорта

Скоропортящиеся грузы во время отправки посредством морского транспорта перевозятся либо в рефрижераторных контейнерах, либо на рефрижераторных судах. Рефрижераторные контейнеры выполнены из нержавеющей пищевой стали. Они заправляются экологичным фреоном и поддерживают постоянную температуру при помощи интегрированного холодильного оборудования. Рефконтейнеры обладают высокой степенью герметизации и низким уровнем энергопотребления. Современные модели оснащены системами самодиагностики и дружелюбным интерфейсом.

Рефрижераторное судно оснащено специализированной холодильной системой. Рефрижераторные суда разделяют на пять видов:

  • низкотемпературные для доставки охлажденных грузов;
  • высокотемпературные для транспортировки замороженных продуктов;
  • универсальные;
  • фруктовозы – суда с усиленной вентиляцией;
  • рыбопромысловые рефрижераторные суда выполняют функции добычи, замораживания и транспортировки.

Трюмы термоизолированы и оборудованы системой вентиляции. Морские грузоперевозки характеризуются большими объемами, низкой себестоимостью, небольшими рисками, возможность организации недорогих межконтинентальных перевозок. Недостатками же являются – низкая скорость и зависимость от навигационных условий.

Для организации перевозки товаров с ограниченным временем хранения можно использовать любой вид транспорта: воздушный или морской, железнодорожный или автомобильный. Допускается и смешанная перевозка, когда это оправдано.

Лидер по перевозке – морской и железнодорожный транспорт из-за возможности перевозить на значительные расстояния большие объемы, особенно если речь идет о международных грузоперевозках. Но автомобильные и авиаперевозки набирают популярность благодаря оперативности и маневренности.