Осушитель пневмосистемы – Осушитель воздуха / Устройство, техническое обслуживание и ремонт антиблокировочных и противобуксовочных систем. Учебное пособие КАМАЗ. / Техсправочник / Кама-Автодеталь

Содержание

Сушите воздух: профилактика тормозов

Пневматическая тормозная система грузовика очень чувствительна к содержанию влаги: сырость вызывает коррозию и быстро выводит из строя важные узлы. Особенно неприятны такие неисправности в зимний сезон. А раз так, сегодня самое время вспомнить о профилактике

При внешнем сходстве разные модели картриджей могут отличаться не только креплением и формой, но и внутренней конструкцией

Сжатый воздух является основным источником энергии для большинства систем современных грузовиков и автобусов. Тормоза, подвеска, подъем осей, привод сцепления и коробки передач, механизмы дверей — вот далеко не полный перечень оборудования, надежность, долговечность и быстродействие которого требует все более критичного отношения к качеству воздуха: уменьшению содержания влаги, масляных паров и загрязнений.

Как бы ни была совершенна система подготовки воздуха в автомобиле, входящие в нее компоненты нуждаются в своевременной профилактике. Чем сложней система, тем более бережного ухода она требует, так говорят специалисты. И к пневматической системе это имеет прямое отношение. Действительно, атмосферный воздух всегда содержит в себе водяной пар. Причем его количество (влажность воздуха) сильно зависит от региона, времени года, окружающей температуры и даже времени суток: только за день в пневмосистеме с компрессором средней производительности из воздуха может образоваться до 6–12 л конденсата.

Как бы ни была совершенна система подготовки воздуха, входящие в нее компоненты нуждаются в профилактике

Очень важно, чтобы перед поступлением в систему сжатый воздух был специально обработан. За эту обработку отвечает блок осушителя воздуха, который устанавливается сразу после компрессора. В настоящее время наибольшее распространение получили адсорбционные осушители (с впитывающем адсорбентом) — их можно встретить не только в иномарках, но и в автомобильной технике российского производства. Адсорбционные осушители бывают трех видов: фильтры-влагоотделители без дополнительного функционала; осушители, объединенные с регулятором давления и предохранительными клапанами; модули подготовки воздуха, включающие в себя несколько сопряженных устройств.

Регулятор давления задает периодичность регенерации осушителя

В области последних разработок — целые компьютерные блоки управления подготовки воздуха. У компании Knorr-Bremse они называются EAC (Electronic Air Control), у WABCO — APU (Air Processing Unit). Эти модули объединяют в себе следующие функции: регулирование рабочего давления, осушение сжатого воздуха и распределение его потребителям, постоянный контроль давления и возможность диагностирования. Такие блоки встречаются на последних поколениях иностранных грузовиков и позволяют программировать все необходимые параметры работы не только осушителя, но и всей пневмосистемы грузовика. Это способствует снижению энергозатрат, а значит, позволяет экономить топливо.

Впрочем, независимо от вида и исполнения оборудования, все адсорбционные осушители имеют схожий принцип обработки воздуха. Конструктивно осушитель состоит из двух основных частей: литого корпуса, в котором размещен воздухораспределительный блок, и картриджа. Картридж играет ключевую роль в удалении влаги из воздуха. В его составе имеется цилиндрическая воздухонепроницаемая емкость с гранулированным адсорбентом, которая в нижней части опирается на фильтрующий элемент (обычно из волокнистого материала), а сверху прижата мощной пружиной. В днище сменного патрона имеется одно центральное отверстие с резьбой (для соединения с корпусом) и ряд периферийных отверстий малого диаметра. В целом устройство осушительного патрона очень напоминает конструкцию масляного фильтра, только габариты крупнее.

Электронный модуль подготовки воздуха APU позволяет программировать все необходимые параметры работы не только осушителя, но и всей пневмосистемы

Работает осушитель следующим образом. Сжатый воздух от компрессора поступает в распределительный блок и через канал направляется в картридж (на ряд периферийных отверстий). Здесь воздух проходит через адсорбент, на котором осаждается основная масса содержащейся в нем влаги. Одновременно фильтрами задерживаются механические примеси. После осушения воздух выходит через центральное отверстие патрона, каналами осушителя направляется на регулятор давления и предохранительные клапаны и далее по нескольким магистралям поступает в систему — обычно через четырехконтурный защитный клапан.

Современный модуль EAC производства Knorr-Bremse

С течением времени концентрация жидкости в адсорбенте повышается, и он теряет способность впитывать новую влагу. Поэтому периодически проводится регенерация осушителя. Эта операция заключается в обратной продувке осушителя воздухом из так называемого «мокрого» ресивера. Воздух, проходя через впитывающий материал, забирает накопленную влагу и вместе с ней выходит из осушителя через специальный клапан. Поскольку выпуск воздуха сопровождается интенсивным шумом, в нижней части осушителя устанавливается глушитель.

В холодное время года при температурах ниже +5…+7 °C в осушителе автоматически включается электронагревательное устройство. Это необходимо для поддержания положительной температуры оборудования независимо от температуры окружающей среды: при отрицательных температурах влага в адсорбенте может замерзнуть, что не только снизит эффективность осушителя, но и может привести к его разрушению.

Интеграция осушителя в блок с регулятором давления и 4-контурным защитным клапаном улучшает быстродействие системы

В зависимости от производительности компрессора и потребности пневматических потребителей конкретного автомобиля, производитель может устанавливать одно- или двухкамерные осушители. В двухкамерных осушителях, которые обычно используются в системах высокой производительности (от 600 л/мин), воздух, управляемый электромагнитным клапаном, попеременно, через определенные промежутки времени, направляется в разные колонны. При этом необходимость в дополнительном ресивере регенерации отпадает.

Несмотря на возможность регенерации, картридж имеет определенный срок службы. Менять его нужно точно в указанный производителем автомобиля период. Чаще всего интервал замены ограничен годом эксплуатации. Необходимость внеплановой замены обычно определяется по избытку конденсата в ресиверах.

КАК ВЫБРАТЬ КАРТРИДЖ

Приобретая новый картридж или осушитель целиком (в случае выхода его из строя) обратите внимание на код запчасти и ее производителя. Почти все современные европейские (а сегодня можно сказать, и российские) тяжелые грузовики оснащаются приборами производства WABCO и Knorr-Bremse. По словам сервисных специалистов, именно этим маркам и стоит отдать предпочтение, чтобы не получить более серьезных проблем в дальнейшем. При этом следует учитывать, что при внешнем сходстве разные модели картриджей (даже в рамках одного производителя) могут отличаться не только креплением и формой, но и внутренней конструкцией, расчетным давлением, производительностью, количеством гранулята и т. д. Отличия бывают и в кондициях наполнителя: качественный, тот, что используется в оригинальных осушителях, имеет гранулы особого состава, обеспечивающие более глубокое проникновение влаги в структуру поверхности.

Производители пневмосистем постоянно работают над улучшением своей продукции. Так, WABCO предлагает новейшие осушители сжатого воздуха Air System Protector (ASP) и Air System Protector Plus (ASP Plus), оснащенные дополнительными фильтрами для улавливания мельчайших частиц масла. Картридж повышенной эффективности ASP Plus предназначен для всех транспортных средств с повышенным расходом воздуха. Рекомендованный срок замены — один раз в 3 года. Сменный элемент предусматривает три стадии очистки воздуха: масляный, водяной и аэрозольный фильтры.

Доступ к сменному картриджу в агрегатном отсеке не должен быть затруднен

Особое внимание инженеры WABCO уделили улучшению коалисцирующего эффекта — удалению из воздуха масляных аэрозолей. Инновационная технология очистки предусматривает прохождение воздушного потока через многослойный сепаратор масла: при насыщении одного слоя фильтра масло задерживается следующим, при этом капли аэрозоля становятся больше и тяжелее, что значительно затрудняет их перенос сжатым воздухом. Далее следует охлаждение, двухстадийное осушение посредством специального гранулята с увеличенной адсорбирующей способностью и, наконец, отделение оставшихся аэрозолей. На выходе мы получаем полностью очищенный сжатый воздух, готовый в любой момент вступить в работу как источник энергии.

КАК ЗАМЕНИТЬ КАРТРИДЖ

Замена фильтрующего элемента осуществляется достаточно просто: необходимо вывернуть  патрон (обычно достаточно усилия рук) и удалить старую прокладку.  Далее стоит внимательно осмотреть старый картридж на предмет наличия в нем масла и твердых частиц — все это укажет на необходимость ремонта компрессора или блока подготовки (чаще всего это связано с нарушением работы клапанов). Если ремонт не произвести, новый картридж прослужит совсем недолго. Также при обслуживании стоит сразу проверить работоспособность нагревательного элемента осушителя. В российских условиях он частенько выходит из строя из-за окисления контактов термодатчика и самого нагревателя.

«Золотой» картридж повышенной эффективности WABCO ASP Plus оснащен дополнительными фильтрами для улавливания мельчайших частиц масла

Перед монтажом нового картриджа следует тщательно протереть фланец корпуса осушителя, уложить новую прокладку (желательно смазать ее небольшим количеством масла) и лишь после прикрутить новый патрон. При этом работы следует проводить при отключенной подаче воздуха в осушитель. Например, можно дождаться полного заполнения ресиверов и отключения компрессора или просто отсоединить магистраль со стороны компрессора.

Степень отбора влаги зависит от кондиции наполнителя

При регулярной замене патрона и своевременном ремонте осушитель будет надежно защищать пневматическую систему автомобиля от воды и вызываемых ею негативных последствий.

Между прочим, все приборы пневматической системы в местах подключения воздушных магистралей имеют стандартную нумерацию. Расшифровывается она достаточно просто: цифра 1 обозначает вход, 2 — выход, 3 — соединение с атмосферой, 4 — магистраль управления. Если номер двузначный, то вторая цифра обозначает номер приоритета (номер контура).

Принцип действия картриджа ASP Plus: A — коалисцирующий фильтр; B — корпус; C — зона предварительного осушения; D — осушение с тонкой очисткой; E — отделение оставшихся аэрозолей

Хочу получать самые интересные статьи

Антифриз для пневмосистемы. Куда заливать?

антифриз для пневмосистемы

антифриз для пневмосистемыВ зимнее время пневмосистемы подвержены замерзанию. Для борьбы с этим явлением разработаны антифризы для пневматических систем различного назначения, в том числе и для тормозных. Поговорим об антифризах для пневмосистем как об одном из современных средств для решения этой проблемы.

Проблема замерзания пневмосистем

Воздух содержит в своём составе пары воды. Даже при отрицательных температурах в атмосфере есть вода. Пневматическая система не относится к закрытому типу, как, например, гидравлическая. То есть воздух постоянно забирается из атмосферы и после сброса давления в каком-либо контуре выбрасывается через спускной клапан.

Вместе с воздухом в систему постоянно проникает вода. Если в летний период влага практически полностью выдувается обратно в атмосферу вместе с выходящим воздухом, то зимой за счёт контакта с переохлаждёнными элементами пневмосистемы она конденсируется и замерзает.

По этой причине нередко промерзают клапана, мембранные и поршневые камеры, даже в исключительных случаях критически сужаются или замерзают полностью сами магистрали. А это ведёт к частичному или полному отказу пневмосистемы.

пневматические тормоза

пневматические тормоза

Как работает антифриз для пневмосистем?

Антифриз для пневмосистемы – это спиртосодержащая жидкость, основная функция которой заключается в растапливании льда и предотвращении образования обледенений. В отличие от похожих составов, таких как размораживатели стёкол, антифриз для пневмосистем хорошо смешивается с воздухом и за счёт этого проникает в труднодоступные участки.

В основном эти жидкости используются для тормозных систем грузовых автомобилей. Однако их можно использоваться и в других системах, работающих от давления сжатого воздуха. Спирты оседают на обледеневших поверхностях и вступают в изотермическую реакцию (с выделением тепла). Лёд превращается в воду, которая впоследствии оседает на дне ресиверов или выгоняется через спускные клапана.

Большинство современных антифризов для пневмосистем химически нейтральны по отношению к резиновым, пластиковым и алюминиевым деталям. Однако известны прецеденты, когда злоупотребление или нецелевое использование этой автохимии проводило к нарушению работы пневматики. Например, нередко неоправданно частая заливка антифриза для пневмотормозов является причиной частичного или полного заклинивания поршней, воздействующих на колодки из-за образования смолянистого слоя на поверхности цилиндров.

антифриз wabco

антифриз wabco

На рынке РФ наибольшей популярностью пользуются два средства:

  • Wabco Wabcothyl – оригинальный состав от производителя тормозных системы и других технологических решений с мировым именем;
  • Liqui Moly Frostschutz fur Druckluftbremsen – антифриз от известного немецкого производителя автохимии.

Автомобилисты в целом отзываются одинаково хорошо о двух этих составах. Однако многие делают акцент на том, что для нормальной работы антифриза необходимо заливать его только по надобности и после регламентного пробега обязательно сливать конденсат.

антифризы для пневмотормозов

антифризы для пневмотормозов

Куда заливать?

Заливать антифриз для пневмосистем нужно в зависимости от того, где именно образовалась ледяная пробка. И в тех случаях, если замечены перебои в работе пневмотормозов или других устройств, питающихся сжатым воздухом.

При штатно работающем осушителе заливку можно производить непосредственно в отверстие под установку фильтра. В некоторых случаях зимой отвернуть фильтр проблематично. Тогда антифриз можно залить в выходное отверстие под корпусом фильтра, от которого отходит патрубок, идущий в систему.

Если осушитель замёрз, антифриз лучше всего залить во входную трубку или в полость под фильтром. Также практикуется заправка средства в систему через заборное отверстие на компрессоре.

заливаем антифриз в пневмосистему

заливаем антифриз в пневмосистему

В случае, когда пробка образовалась в пневматической системе прицепа, заливать антифриз нужно только в центральную напорную магистраль, по которой проходит рабочее давление воздуха. Заправка антифриза в управляющую магистраль может не дать никакого эффекта, так как антифриз так и останется в ней и не пройдёт по всей пневмосистеме.

После пробега от 200 до 1000 км необходимо слить растаявший конденсат из системы. Обязательно опустошите все ресиверы, иначе влага при изменении температуры будет смешиваться с воздухом и снова начнёт циркулировать по магистралям, конденсируясь в клапанной системе или исполнительных элементах.

Заливать антифриз в пневмосистемы, в которых нет проблем с промерзанием, не рекомендуется. Антифризы для пневматических тормозов нужно использовать только в тех случаях, когда замерзание уже произошло. Превентивное использование не имеет смысла и даже может нанести вред резиновым и алюминиевым деталям.

Удаление влаги из пневмосистемы грузового автомобиля — Shop.Ekat

Устройство пневматической системы у грузовиков имеет одно слабое место: влияние насыщенного водой воздуха негативно влияет на ее качества, портит металл коррозиями и преждевременно выводит части системы из строя. Предотвратить поломку и дорогостоящий ремонт возможно, используя специальные фильтры для осушения воздуха.

Пневматическая система практически всех грузовиков управляет тормозной системой, а также различными приводами дверей и сцепления. Тормозная пневмоприводная система обязательно состоит из компрессора и осушителя для воздуха. Основное назначение осушителя – это убирать лишнюю воду из поступающего в компрессор воздуха. В зависимости от погоды, региона, температуры окружающей среды в компрессоре может конденсироваться до 10 литров воды в течение суток. В зимнее время замерзшая вода может нанести крупный урон всему автомобилю в целом.

В настоящее время существуют два типа осушителей для воздуха:

  1. Трубчатый влагомаслоотделитель – не слишком эффективен и занимает довольно большое пространство.
  2. Адсорбционный осушитель – на данный момент вытесняет с рынка влагомаслоотелители, так как обладает большей эффективностью. В свою очередь они делятся на обычные модели без дополнительных функций, модели с предохранительными клапанами и с регулятором давления и целые модули подготовки воздуха.

Устройство осушителя предполагает в себе литой корпус и осушительный патрон. Корпус оснащен всеми необходимыми клапанами и регуляторами давления, а также подогревателем корпуса. К клапану крепится осушительный патрон, который наполнен адсорбирующим материалом. Осушитель сконструирован таким образом, что в течение накопления влаги в адсорбенте производится продувание материала из регенерационного ресивера. При выходе воздух с влагой проходит через специальный клапан с характерным звуком, поэтому на осушитель следует установить глушитель. В зимний период времени, когда температура падает ниже нуля, в осушителе автоматически включается подогрев. Это необходимо для того, чтобы накопленная в адсорбенте влага не превращалась в лед и не травмировала элементы системы.

Главным преимуществом осушителя является его эксплуатация. В течение года можно не переживать о накоплении влаги в пневмосистеме грузовика. К сожалению, трудно отследить момент, в который работа осушителя менее эффективна. Поэтому, раз в год следует заменять осушительный патрон. Это легко сделать самостоятельно, предварительно отключив подачу воздуха в осушитель. Слабым местом в осушителе для воздуха является глушитель, но он легко заменяется отдельно от остальной системы. Если из строя выходит основной клапан, то осушитель необходимо менять полностью.

Адсорбирующие осушители надежные и качественные устройства, которые при правильной эксплуатации не позволят накапливаться влаге в пневматической системе грузовика. Однако, бывают разные случаи, по которым влага может все-таки накопиться и удалить ее нужно быстро и самостоятельно. В таком случае, целесообразно использовать антифриз для пневмосистемы. Это специальная жидкость, которая заливается в емкость для подачи антифриза и подается в систему частями. Использование антифриза помогает адсорбировать влагу в пневмосистеме и защитить ее детали от коррозии. Обязательно в использовании антифриза необходимо слить жидкость через 2 дня работы машины. Использовать антифриз нужно аккуратно, строго по инструкции производителя, так как это токсичная и легковоспламеняющаяся жидкость.

Статьи

Влага при попадании в пневматическую систему может вызывать коррозию, которая в свою очередь способна в кротчайшие сроки вывести из строя чувствительные к влажному воздуху компоненты пневмосистемы автомобиля.

Роль осушителя воздуха в пневматической системе

В грузовиках при помощи пневматической системы работают многие узлы. Конечно, важнейшим из них является тормозная система, но также стоит отметить сцепление и пневморессоры. Пневматическая система включает в себя компрессор, осушитель, регулятор давления, контурные клапаны, ресивер и различные датчики.

Осушитель воздуха автомобиля, как понятно из его названия, служит для осушения влаги содержащейся в поступающем воздухе. Её количество напрямую зависит от климатических условий и природных атмосферных явлений. Это стоит учитывать, при проведении технического обслуживания пневматической системы. Объём удалённой воды напрямую влияет на частоту обслуживания оборудования.

Можно подумать, что в воздухе не содержится много воды, и что осушитель воздуха для компрессоров вовсе не нужен. Но это не так. За день беспрерывной работы осушитель воздуха автомобиля (он размещён в системе после компрессора) предотвращает попадания влаги в систему, тем самым сохраняя узлы пневмосистемы в сохранности длительное время.

Типы изделий

Осушитель воздуха для компрессора может быть двух типов: трубчатый и адсорбированный. Трубчатые модели, как правило, являются очень громоздкими, и постепенно вытесняются более компактными адсорбированными моделями.

Осушитель автомобильный может принадлежать одной из ниже перечисленных групп:
— Без регуляторов давления и предохранительных клапанов.
— С маслоотделителем, клапанами и регулятором давления.

В независимости от конструкции, и дополнительных деталей, все осушители воздуха автомобиля выполняют одну и ту же функцию: предотвращают попадание влаги в ресивер.

Техническое обслуживание

Как уже и говорилось выше, осушители требуют периодического технического обслуживания. Оно заключается в замене патрона, так как со временем, адсорбент теряет свои первоначальные свойства. Эта процедура не займёт много времени и не имеет технических сложностей: всё что необходимо, это выкрутить патрон и вставить на его место новый. Для этого достаточно усилия рук.

Помимо осушителя, у нас также можно приобрести и другие детали пневматической системы. К примеру, компрессор КАМАЗ, или для любого другого грузовика.

Подготовка пневмосистемы к зиме

❄#ЗИМАБЛИЗКО

Все заинтересованы в правильной подготовке пневмосистемы к зиме. Напишем небольшой пост поддержки, но прежде всего, приводим собранную нами статистику в открытом голосовании за прошлые годы:

— у 30% пользователей проблем не возникало вообще, вплоть до того, что зимой пневмоподвеска у них работает лучше и стабильнее

— другие 30% ответили, что заранее готовились, и, благодаря этому, избежали проблем

— 12% испытывали трудности, но понимали, что сами никак не подготовились

— 15% испытали серьёзные проблемы с работой пневмоподвески

— остальные не использовали автомобиль в холодное время. Нет авто -> нет проблем #PROFIT

Поэтому данная тема актуальна прежде всего для новичков. 

ℹ Как вы знаете, главный враг для пневматической системы это конденсат, который создаёт условия для образования ржавчины, а также замерзает в критических местах — ресивер, обратный клапан, датчик давления или электромагнитные клапаны-распределители. 

Данные трудности лучше всего предотвратить заранее, ещё на этапе постройки системы, чем решать по факту, тратя драгоценные время и нервы. Об этом — в конце поста. 

Общими же для всех мерами являются:

✅ периодическое удаление влаги из ресивера (если в нём нет клапана сброса — сливать воду вручную). Рекомендуем обслуживать ресиверные системы управления один раз в шесть месяцев — перед заморозками и после зимнего периода.

✅ периодическое скапывание влаги из влагоуловителя (в полуавтоматическом или ручном режиме) 

✅ перед первыми заморозками добавить в ресивер 100мл пневмоантифриза (ПАФ) любой марки, например Mannol, Astrohim, Ravenol и другие

❌ не рекомендуется заливать обычный спирт, так как он не имеет смазывающих присадок, не связывает влагу и быстро выветривается. 

При планировании своей подготовки воздуха, смотрите в сторону морозостойких магистралей, нержавеющего ресивера с портом слива в нижней точке, распределительного блока на нержавеющих клапанах, надёжных, затягивающихся ключом фитингов. Старайтесь обеспечить охлаждение горячего воздуха с компрессора до попадания его во влагоуловитель, путём удлинённого армированного шланга, или подключения влагоуловители ПОСЛЕ ресивера. 

❗ С осторожностью применяем силикагелевый осушитель с продувочным ресивером и нормально-открытым (НО) клапаном. НО клапан сам часто подвержен «залипанию». 

❗ С осторожностью используем обогрев клапанов, так как перепад температур создаст ещё больший выброс конденсата в блок клапанов. 

При отсутствии отапливаемого бокса, оставляем авто на улице в ездовой высоте, чуть спустив воздух из подушек для удаления из них скопившейся воды. Тогда утром вам не придётся поднимать на холодную, подвергая п/подушки к излишнему износу. 

✅ Для п/подушек из натуральной резины — Rubena, Dunlop, есть положительный опыт использования силиконовых смазок -> на ваше усмотрение. 

✅ Круглый год при посещении автомойки, промывайте арки в самом высоком положении. 

При таком несложном уходе, пневмоподвеска будет работать без проблем при температуре до -50.

PS. При использовании пневмоантифриза — выведете трубку от спускного отверстия в блоке клапанов на улицу, дабы избежать ароматов спирта в салоне.

Свои рекомендации или наблюдения — напишите в комментариях.

Диагностика и обслуживание пневмоподвески в г. Москва и Владимир. 

#пневмоподвеска#зимой#airmasters#airsuspension#wintermode#обслуживание#ремонт

#диагностика#airride#airlift#lowcars#установка

Устройство и принцип работы пневмосистемы европейских грузовиков

Система подготовки воздуха для пневмосистемы

Принцип действия пневматической тормозной системы
Компрессор 1 подает сжатый воздух через регулятор давления 2 в осушитель воздуха 3. Назначением автоматического регулятора является поддержание давления воздуха в пневмосистеме в заданных пределах, к примеру (7.2 – 8.1 бар). Осушитель удаляет из воздуха содержащаяся в нем влагу, которая выводится из системы через вентиляционный канал. Подготовленный воздух подводится к 4-х контурному защитному пневмоклапану 4, который препятствует снижению рабочего давления в тормозной системе при отказе в одном или нескольких контурах системы тормозов. Ресиверы (6 и 7) обеспечивают работу контуров первой и второй тормозной системы через тормозной кран 15. В контур 3 воздух поступает от ресивера 5 через автоматическую соединительную головку 11, кран управления тормозом прицепа 17, 2-х позиционный клапан (2-х ходовой), обратный клапан 13, кран включения стояночной тормозной системы 16 и ускорительный клапан 20 в камеру пружинного энергоаккумулятора пневмоцилиндра 19. Контур 4 предназначен для питания вспомогательных потребителей сжатого воздуха, например, моторного тормоза. В прицепную тормозную систему воздух подводится через соединительную головку 11 и шланг ресиверу. Затем, через магистральный воздушный фильтр 25 и тормозной кран прицепа 27 он поступает в ресивер 28 и далее к ускорительным клапанам ABS 38.

Рабочая тормозная пневмосистема

Принцип действия пневматической тормозной системы

При открытии тормозного крана 15 через магнитный клапан АВ 5 39 воздух поступает в тормозную камеру 14 (передняя ось грузовика) и на автоматический регулятор тормозных усилий 18. Регулятор включается и направляет воздух в рабочую камеру пневмоцилиндров 19 через магнитный клапан 40. Давление в тормозных камерах, соответственно и усилие, необходимое для торможения, зависит от степени нажатия на педаль тормозного крана, а также от его загрузки автомобиля. При этом величина давления, регулируемая нагрузкой на грузовик, регулируется автоматическим регулятором тормозных усилий 18, который соединен с задней осью шарнирным соединением.

При загрузке и разгрузке автомобиля изменяется расстояние между рамой и осью грузовика. Таким же образом осуществляется управление давлением в системе тормозного привода.

Кроме автоматического регулятора тормозных усилий через магистраль управления приводится в действие клапан нулевой-полной нагрузки в тормозном кране грузовика. Так же и давление тормозной системе привода колес передней оси корректируется в зависимости от загрузки грузовика.

Управление краном управления тормозами прицепа 17 осуществляется обоими рабочими контурами системы тормозов. При этом, сам кран осуществляет подачу воздуха через соединительную головку 12 и шланг на тормозной кран прицепа 27. При этом, начинается поступление сжатого воздуха от ресивера 28 через тормозной кран прицепа, кран растормаживания прицепа 32, пневмоклапан соотношения давлений 33 к автоматическому регулятору тормозных сил 34, а также к ускорительному клапану АВ 5 37. Регулятор же тормозных сил 34 управляет Ускорительным клапаном.

Сжатый воздух поступает в тормозные пневматические камеры 29 передней оси автомобиля, а через регулятор тормозных сил 35 и при срабатывании ускорительных клапанов АВ 5 38 – к тормозным камерам 31. Давление в тормозной системе прицепа согласуется с давлением тормозной системы грузового автомобиля при помощи автоматических пневморегуляторов 34 и 35 тормозных сил и устанавливается таким, какое требуется для данной степени загрузки прицепа. Пневмоклапан 33 уменьшает величину давления на тормозных колодках для избегания блокировки колес передней оси в режиме притормаживания.

Ускорительные клапаны АВ 5 в прицепе и магнитные клапаны АВ 5 в грузовом автомобиле управляют (создание, поддержание и сброс) величиной давления в тормозных камерах и включаются с помощью электронных блоков АВ 5 (36 или 41). Это управление осуществляется независимо от давления, создаваемого тормозными кранами грузового автомобиля или прицепа.

В нерабочем состоянии (магниты обесточены) краны выполняют функцию ускорительных клапанов и служат только для быстрой подачи и сброса давления в тормозных камерах.

Стояночная тормозная пневмосистема

При изменении положения рычага тормозного крана с ручным управлением 16 полностью сбрасывается рабочее давление сжатого воздуха в пружинном энергоаккумуляторе пневмоцилиндра 19. В таком состоянии усилие на колесные тормозные механизмы, прилагается за счет сил упругости пружин пневмоцилиндров. Одновременно сбрасывается давление воздуха в магистрали на участке от тормозного крана 16 с ручным управлением до крана управления тормозом прицепа 17. При стоянке автопоезда удержание прицепа осуществляется путем подачи давления в управляющую магистраль. Так как, Директивы Совета Европейского Экономического Сообщества (ККЕС) включают требование, чтобы грузовой автопоезд (грузовой автомобиль и прицеп) мог удерживаться на месте только за счет тормозной системы автомобиля, то в тормозной системе прицепа можно сбросить давление переводом рычага тормозного крана с ручным управлением в «Положение контроля». Это позволяет проверить, отвечает ли стояночная тормозная система автопоезда требованиям ККЕО.

Вспомогательная тормозная система

При отказе рабочих тормозных контуров 1 и 2 автопоезда можно затормозить с помощью пружинных энергоаккумуляторов пневмоцилиндров 19. Усилие на торможение, необходимое для тормозных механизмов колес, создается, как уже указывалось в разделе «Стояночная тормозная система», за счет силы упругости предварительно сжатых пружин энергоаккумуляторов пневмоцилиндров 19. При этом, давление в пневмоцилиндрах сбрасывается не полностью, а только до уровня, необходимого для создания требуемого усилия торможения.

Торможение прицепа в автоматическом режиме (экстренное торможение)

В случае разрыва давление в магистрали мгновенно падает до атмосферного. В результате этого срабатывает тормозной кран 27 и начинается процесс экстренного торможения. При срабатывании рабочей тормозной системы встроенный в клапан управления тормозом прицепа 17, двухходовой двухпозиционный клапан перекрывает проходное сечение в направлении соединительной головки 11 магистрали снабжения сжатым воздухом. Таким образом, разрыв магистрали управления тормозной системы вызовет быстрое падение рабочего давления и в течение законодательно регламентированного времени (не более двух секунд) сработает тормозной кран прицепа 27. Начнется автоматическое торможение. При этом, обратный клапан 13 предотвращает случайное срабатывание стояночной тормозной системы при падении давления в магистрали подачи сжатого воздуха к тормозной системе прицепа.

Компоненты блока АВ 5

Как правило, в оборудование европейского грузовика входит: три контрольными лампы текущего контроля системы, реле, инфомодуль и розетка АВ5 (24В). После включения зажигания загорается контрольная лампа желтого цвета, если автомобиль с прицепом без системы АВ 5 или питающий кабель разорван. Контрольная лампа красного цвета гаснет, если автомобиль набрал скорость более семи км\ч и блок АВ5 не обнаружил неисправности в системе.

Запись на ремонт