Новые правила общения с сотрудниками гибдд: Новые правила общения с сотрудниками ГИБДД 2020

Содержание

Разбираемся в новых правилах общения с сотрудниками ГИБДД

Если сотрудник правопорядка ведёт себя неподобающим образом или склоняет к взятке, смело обращайтесь в вышестоящие инстанции! Однако помните, что если вы отказываетесь выполнять законные (!) требования инспектора, то он вправе инкриминировать вам статью 19.3 КоАП «Неподчинение требованиям полицейского», которая может привести даже к аресту.

Какие документы могут проверить

Сотрудники правопорядка имеют право проверять документы на право пользования у управления транспортным средством, а также документы на перевозимые грузы, наличие страхового полиса ОСАГО или распечатанной на бумаге информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа. Также сотрудники МВД могут проверить соответствие номеров агрегатов вашего транспортного средства указанным в документах и проверить подлинность самих документов.

За что могут остановить

Причин для остановки вашего транспортного средства, как и прежде, перечислено в документе великое множество. Это и зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, и ориентировки, и необходимость привлечения водителя в качестве понятого, необходимость использования транспортного средства и проведение спецопераций, необходимость содействия в беспрепятственном проезде автомобилей спецслужб и многие другие причины. Отдельным пунктом значится всеми «любимая» «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров».

Однако помните — последний предлог для остановки допустим лишь на стационарных постах ДПС! Мало того, вы вправе не останавливаться на участках дорог, «где остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления или административного правонарушения». Проверка технического состояния транспортного средства также является поводом для остановки.

Принудительная остановка

Если же вы проскочили подозрительный экипаж, находящийся в странном месте, и вас пытаются остановить принудительно, не забывайте: это не допускается в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов, на горных дорогах и участках дорог с ограниченной видимостью, на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах и эстакадах, а также в тоннелях. Кроме того, сотрудники правопорядка не имеют права останавливать транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров (с пассажирами в салоне) и транспортные средства консулов и дипломатов. Кроме того, сотрудники ГИБДД не имеют права останавливать транспорт ритуальных услуг и кареты скорой помощи.

Это лишь малая часть норм и рекомендаций, которые будут введены с 1 апреля 2017 года. С полным текстом документа мы настоятельно рекомендуем ознакомиться каждому без исключения водителю. Ещё лучше всегда иметь его с собой и, в случае необходимости, апеллировать к документу — это позволит решить почти любые разногласия с сотрудниками ГИБДД ещё на стадии общения.

Топ-6 формулировок для общения с инспектором ГИБДД — Российская газета

Опытные водители знают, как нужно общаться с инспектором ГИБДД в различных ситуациях. Но есть универсальные формулировки, которые могут быть неочевидными, но пригодятся в большинстве случаев, о них рассказывает журнал "За рулем".

Начнем с новичков. Представьте ситуацию: инспектор представляется и начинает разговор с обращения на "ты". Здесь стоит сразу среагировать и получить психологическое преимущество, предложив перейти на "вы". Подобная уловка даст инспектору понимание того, что вы готовы выполнять его законные требования, уважаете его полномочия, но в то же время ждете, что он видит в вас гражданина и налогоплательщика, знающего свои права.

Следующая фраза - "Я все записываю". Инспектор ГИБДД не может отказать вам в возможности снимать происходящее на камеру. Однако перегибать палку тоже не стоит. Хвататься за телефон ради того, чтобы потом выложить в интернет и набрать лайков и комментариев, может привести к тому, что инспектор сразу будет настроен по отношению к вам негативно.

Если инспектор предъявляет вам какое-то нарушение, попробуйте сказать: "Подождите, я погуглю эту статью ПДД". Это абсолютно нормальная реакция водителя.

Когда ситуация выходит из-под контроля, можно подключать такую фразу: "Я сейчас позвоню в дежурную часть и вызову ответственного". Это покажет, что вы осознаете не только свои права и обязанности, но и их наличие у сотрудника ГИБДД. Если вы предполагаете, что в отношении вас происходит что-то незаконное, смело комбинируйте эту формулировку вместе со съемками на телефон. С этими доказательствами можно будет писать жалобу на действия инспектора впоследствии.

Охладить пыл инспектора, выходящего за рамки свои полномочий, поможет предложение оформить протокол. Она актуальна, если вас пытаются развести на отказ от медицинского освидетельствования, ссылаясь якобы на наличие признаков опьянения. Если вы не откажетесь от этой процедуры, то сотруднику ГИБДД придется ехать с вами в больницу, а если водитель окажется трезв, то несколько часов будет потрачено инспектором впустую. Протокол хорош еще и тем, что в нем должно быть отражено конкретное правонарушение и назначено наказание в соответствии с КоАП. Но далеко не за каждым нарушением есть санкция: этим пользуются нерадивые сотрудники ГИБДД, пытаясь спровоцировать водителя на взятку.

Ну и самая серьезная фраза, показывающая ваш уровень знания своих прав и обязанностей: "Я буду писать в протоколе, что с нарушением не согласен, нуждаюсь в защитнике при рассмотрении дела".

- Это означает, что вы заявили ходатайство об участии защитника. Соответственно, инспектор обязан ходатайство рассмотреть и вынести определение, чего он, конечно же, в 100 процентах случаев не делает и тем самым нарушает ваше право на защиту, - пояснил порталу "За рулем" адвокат движения автомобилистов "Свобода выбора" Сергей Радько. Если дело дойдет до суда, то при его рассмотрении будет учтет тот факт, что процедура оформления правонарушения была нарушена, а защитник гражданину обеспечен не был. Вероятнее всего постановление будет отменено.

секреты общения с ГИБДД и ГАИ

Многие участники дорожного движения плохо разбираются в тонкостях законодательства, что позволяет сотрудником ГИБДД безнаказанно нарушать прописанные в нем пункты и постановления. В ситуации с остановкой авто по требованию инспектора – законные интересы и права граждан часто не учитываются. Случаи неправомерных действий экипажей ДПС не так уж и редки, так как же должен вести себя водитель? В этом поможет памятка водителю при общении с ДПС.

Инспектор, остановив любое транспортное средство, обязан действовать согласно основным процессуальным правилам, внутреннему распорядку действий сотрудника ДПС, а также административному регламенту.

Если инспектор ГИБДД просит остановить автомобиль

Горячая линия с автоюристом.

Права водителей при общении с сотрудником ДПС.Во-первых, нужно обязательно остановиться, причем в том месте, на которое указал сам инспектор. Далее включается аварийная сигнализация, выключается все внешнее освещении (касается фар и габаритов), закрываются дверные фиксаторы, поднимаются стекла, выключается музыка в салоне. Водительское окно не закрывают полностью, двигатель не глушат.

Во-вторых, и это важно, не выходить из салона. Не сразу же после остановки, не в процессе беседы с инспектором. Исключение – обоснованные ситуации досмотра ТС.

Отлично, если у водителя ведется запись на видеорегистратор. Съемка должна настраиваться так, чтобы лицо инспектора постоянно находилось в кадре. Желательно, чтобы запись велась непрерывно. Инспектор обязан представится, четко и громко. После чего можно задать ему вопрос: «Выполнил/а ли я Ваше требование об остановке?». Обязательно получить положительный ответ.

В ситуации, когда инспектор ГИБДД, остановив машину, не начал двигаться в ее сторону, водитель имеет право уехать. То, что сотрудник ДПС проигнорировал остановку и не подошел – зафиксировать на видео и дать голосовые комментарии.

Как разговаривать с инспектором ДПС

Общение с сотрудниками ГИБДД надо начинать с уточнения законную причину для остановки авто. Проговорить ее вслух в форме вопроса, обращенного к ИДПС, дождаться положительного ответа, при этом все фиксируется на камеру.

  • Как беседовать с инспектором.Если остановивший не может внятно сформулировать причины или ссылается на неизвестные водителю приказы, следует попросить его уточнить номер документа. Без сути нарушения остановка ТС расценивается как незаконная.
  • Уточнить, какой именно пункт ПДД был нарушен водителем и какая статья КоАП будет задействована при протоколировании. А также получить от инспектора информацию о том, какой именно штраф предусмотрен за данное правонарушение. Все это должно быть зафиксировано на камере.
  • Водитель имеет право требовать у инспектора ДПС предоставить служебное удостоверение, причем в развернутом виде. Если он откажется это делать, или вместо официально документа предъявит справку/выписку – можно смело уезжать. А затем набрать 102 и передать им записанный разговор, сопровождая его информацией, что в таком-то месте некто, одетый как ИДПС пытался остановить авто, но удостоверения не предоставил, после чего автовладелец, опасаясь за свою жизнь и имущество, покинул место остановки.

Какие документы предоставляет водитель при общении с инспектором ДПС

При предъявлении удостоверения – записать номер жетона и удостоверения, личные данные, должность, до какого числа действует. После поинтересоваться у инспектора ДПС, по какой причине он требует водительские документы и что собирается с ними сделать.

На законных основаниях могут быть запрошены всего три документа: права, техталон, документ, подтверждающий регистрацию ТС. Все документы должны передаваться по одному, при этом водитель дает комментарии на камеру. Согласно законодательной базе – другие документы инспектор ГИБДД не имеет права требовать.

При требовании договора о страховании, водитель вправе отказать, поскольку этот документ может быть запрошен только при составлении протокола.

Если инспектор не собирается этого делать, то страховой полис ему не нужен.

Неадекватные и незаконные действиях ДПС

Как вести себя в нестандартных ситуациях.Если инспектор, взяв документ, сел в патрульное авто и уехал – нужно немедленно ехать в РОВД и писать заявление о грабеже. Все данные сотрудника ГИБДД, совершившего правонарушение, у водителя должны быть зафиксированы.

В ситуации, когда инспектор ДПС взял документ и ушел – звонят по телефону доверия. Весь разговор также должен фиксироваться на камеру. Далее следует рассказать о своем случае, указав ФИО инспектора, госномер патрульного авто. Рассказывать по следующей схеме: какие обвинения предъявлены в устной форме, о том, что инспектор ушел с документами и намекает на дачу взятки, не составляя протокол. Попросить о том, чтобы с инспектором связались с целью возврата документов.

Водитель обязательно должен упомянуть в разговоре, что салон он не покинет, поскольку опасается противоправных действий со стороны экипажа ГИБДД. Если прошло время, протокол не составлен, а документы так и не вернули – звонить еще раз.

Если и это не помогает, то увы, придется выйти из машины, взять включенную камеру и подойти к инспектору ГИБДД. Четко проговорить ему: «Пишите протокол. Однако я с ним буду не согласен. Если протокол не пишете, то верните документ». Делать это до тех пор, пока не будут возвращены документы или написан протокол.

Если инспектор ДПС пытается уклониться от своих обязанностей, и при этом уже намерен останавливать другие машины – то он не имеет на это права, пока не будет решен предыдущий вопрос. Нужно все фиксировать на камеру, а потом писать жалобу.

Когда ДПС утверждает, что должен проверить что то по базе – звонят в 102, переключаются на дежурного по ГИБДД и требуют, чтобы дежурный обязал инспектора вернуть документы, после чего тот может проверять по своим базам все, что угодно.

После таких действий документ должны вернуть достаточно быстро. При желании, водитель может обратиться в Прокуратуру и написать заявление о превышении инспектором своих служебных полномочий.

Правила общения с сотрудниками ГИБДД при составленном протоколе

поведение водителя при незаконном штрафовании.Когда протокол написан и предоставлен водителю, он вправе:

  • Сообщить инспектору ДПС, что собирается ходатайствовать об изменении сроков рассмотрения дела.
  • Уточнить, все ли важные данные были внесены им в протокол. Если есть подозрение, что не все – перепроверить протокол и попросить заполнить как надо.
  • Как только протокол получен, можно поднимать стекло.
  • Никогда, ни при каких условиях нельзя возвращать инспектору ДПС копию протокола. Она принадлежит водителю и никак иначе.
  • В протоколе есть место для подписи, а также пометка, что гражданин с претензиями ознакомлен и знает, где, кто и когда будет рассматривать дело. Нужно требовать, чтоб ознакомили, если этого не происходит, то так и записать «Не ознакомлен». Затем подписывать.
  • Если автовладелец не согласен с протоколом, то так и написать: «Не согласен. Не нарушал. Ходатайствую о переносе сроков рассмотрения дела не менее, чем на три дня. Поскольку нуждаюсь в обращении за юридической помощью».

Все, кто находился на тот момент в машине, могут быть вписаны в протокол как свидетели и инспектор не имеет права отказать в этом. Любые угрозы, нарушения и притеснения со стороны ИДПС должны быть зафиксированы в протоколе. Если экипаж ГИБДД также снимал все происходящее на камеру – следует указать ее марку и номер. Протокол должен быть заполнен в двух экземплярах, один из которых остается у владельца ТС.

Видео: Советы и правила общения с  сотрудниками ГИБДД.

что почитать для юридической грамотности

Открыть содержание

Общение с сотрудниками ГИБДД включает в себя необходимость знания не только очевидных для этой ситуации ПДД, КоАП и регламента МВД, есть целый ряд изданий, которые "must have" – обязательны к прочтению и без них информации будет недостаточно. Но главное – это оттачивание навыка в реальных условиях, можно сказать, периодическое "житьё" в теме и, конечно же, знание практики. Только это позволит идти в ногу с автоправом 2020 года. В статье приводим список источников для чтения, по которым (но не исчерпывающе) написаны статьи АвтоТонкостей, перечень, в составлении которого нам помогали автоюристы и просто эксперты области автоправа.

Из каких знаний состоит общение с ГИБДД?

Это 3 "кита", которые дадут достойное повышение юридической грамотности. Ведь ваша задача – не быть самым умным, а быть умнее инспектора или судьи, рассматривающего дело. Впрочем, не всё так однозначно. Верх грамотности – это умение пользоваться теми инструментами, список которых мы приведём ниже.

Под общением с ГИБДД в данной статье мы понимаем все административные процедуры, ПДД, обжалование штрафов и отстаивание своих прав. В статью не включены такие отрасли автоправа, как ОСАГО, международное автомобильное движение, вопросы автокредита, и продажи и покупки машины с точки зрения потребительского права.

Вот эти 3 направления для повышения умения общаться с ГИБДД:

  • законодательные нормативно-правовые акты: ПДД, КоАП и другие (список того, что конкретно почитать, ниже),
  • обсуждение неоднозначных ситуаций в дорожном движении, процессуальных тонкостей,
  • ознакомление с судебной практикой правоприменения, с трендами в законодательстве.

Что нужно читать среди законов?

Ниже приводим ссылки на нормативно-правовые акты (именно так называются все "законы", потому что некоторые из них официально не имеют статус законов, а, например, приказов, регламентов и прочих), актуальные на 2020 год.

Важно всегда читать только действующие редакции таких актов, так как они меняются достаточно быстро и часто.

Итак, обязательно нужно почитать и, что важно, в хронологическом порядке следующие нормативные акты.

ПДД

Это основа основ – не зная очень хорошо этот подзаконный акт, нельзя понять другие акты (и даже увидеть противоречия, а они есть). Правила дорожного движения – это, коротко говоря, перечень обязанностей водителей.

ПДД для компетентного общения с ГИБДД

Что конкретно читать?

Нужно также читать пункты, не относящиеся напрямую к водителям, даже если вы ездите исключительно как водитель. Это также важно, как нужно знать, как ведёт себя враг, чтобы избежать его нападения...

По дорожным знакам и разметке лучше найти источник с иллюстрациями, нежели сайт Консультант Плюс, на который ведут ссылки выше.

Вас также заинтересует:

КоАП

Если Правила – это список обязанностей, то Административный кодекс – перечень того, что будет, если эти обязанности не выполнять. Но не только. КоАП содержит самое важное для умения правильно общаться с ГИБДД в 2020 году – порядок и нормы процессуальных процедур: обжалования штрафов, мер обеспечения, дополнительных административных мер полиции.

Вот только здесь читать придётся не одну неделю, а некоторым - даже месяц – это достаточно объёмный материал для изучения.

Что конкретно читать?
  • Главу 12 – здесь содержатся штрафы конкретно за нарушения ПДД и других правовых актов, регулирующих дорожное движение, с комментариями,
  • Главу 1 про основы административного права, презумпцию невиновности и почему она не работает в случае камер автофиксации, как работает закон во времени,
  • Главу 2 про базу ответственности,
  • Главу 3 о том, какие бывают санкции в КоАП,
  • Главу 4 о правилах наказаний, сроках и давности привлечения,
  • Статью 19.3 о неповиновении требованиям сотрудников МВД,
  • Статью 20.25 об уклонениях от наказания,
  • Разделы с 3 по 5 – это самый объёмный материал, но, только благодаря ему можно узнать практически всё о рассмотрениях дел, документах и в целом об общении с сотрудниками ГИБДД и другими представителями исполнительной власти.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"

Ещё один не слишком большой правовой акт, имеющий также высокий приоритет и много полезной информации для повышения юридической грамотности автомобилистов.

Читать здесь лучше всё "от корки до корки" – каждая статья имеет отношение к общению с ГИБДД.

ФЗ "О полиции"

Также важный документ, но читать его полностью не нужно, достаточно глав с 1 по 5 включительно, а также главы 10 о методах контроля за полицейскими.

Административный регламент Приказа №664

Это перечень указаний непосредственно для сотрудников ГИБДД (и полиции) при регулировании в том числе дорожного движения. Вопреки одному из мнений, что читать его для повышения грамотности не нужно, так как там всё предписано для инспекторов, можем смело заявить, что изучить обязательно! Потому как если не знать обязанностей и ограничения прав сотрудников, то нет никакого смысла в общении с ГИБДД.

Регламент ГИБДД для повышения юридической грамотности   

Сами пункты содержатся непосредственно в Административном регламенте, неправильно ссылаться именно на Приказ, как многие это делают ошибочно, потому что Приказ только вводит в действие этот самый регламент.

Читать текст регламента МВД.

Что желательно почитать?

Теперь приведём список нормативных актов, которые мы настоятельно рекомендуем прочитать, хотя, и без их знания на большинство вопросов теперь ответите и урегулируете законно различные ситуации.

Также настоятельно рекомендуем прочитать Гражданский и Уголовный кодексы, но это уже достаточно углублённое и долгое изучение материала, хотя есть и важные тонкости в указанных актах. Но всё же, чтобы не тратить месяцы и годы на чтение, лучше разбираться в них по обстоятельствам и с конкретными вопросами.

Судебная практика

Её тоже много – точнее, она практически бесконечна. В России на 2020 год сотни тысяч постановлений и решений судов по самым различным вопросам.

Судебная практика именно 2020 года необходима для того, чтобы понимать, как действует то, что прочитано ранее – законные и подзаконные акты – в живом мире судей, принимающих решение по личному убеждению и на основе исследования всех материалов дела.

Сайт судебных актов РФ

Это один из наиболее удобных для поиска и чтения сайт судебной практики. Обязательно воспользуйтесь формой поиска слева для поиска документов конкретно по общению с ГИБДД и по решениям и постановлениям в дорожном движении.

Сайт судебной практики для общения с ГИБДД

Форму поиска лучше настроить соответствующим образом:

  1. в разделе выбрать Верховный суд для чтения наиболее важных постановлений и решений, либо суды общей юрисдикции для поиска более частных дел,
  2. статья закона, если интересует конкретный пункт или статья (например, для поиска всех дел по нарушениям пункта 10.1 ПДД, введите "10.1" и выберите появившуюся подсказку,
  3. даты документа лучше искать наиболее свежие 2020 года, но если ищете материалы судебной практики по конкретной статье или пункту закона, то нужно смотреть, когда вступило в силу последнее изменение по этому пункту (это можно посмотреть на сайте Консультанта, для чего открыть полный документ (ссылка внизу оглавления) и нажать кнопку "Редакции".

Сайт Росправосудие

Ещё одна база актов судебной практики с не менее удобным и гибким поиском по решениям и постановлениям.

Проблема с ним в том, что он иногда бывает недоступен.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Общение по интересам – форумы и сообщества

Это уже несколько выходит за рамки простого прочтения, а даёт ещё и интерактивную возможность стать более юридически грамотным автолюбителем. Ещё одно преимущество такого способа повышения грамотности в том, что, в отличие от изучения судебной практики и книг, вы получаете по каждому вопросу более одного мнения, и, если где-то кто-то что-то упустил, то его дополнит другой эксперт.

На 2020 год существуют тысячи пабликов и форумов, и выбрать из них, действительно достойный – живой и экспертный, достаточно сложно. Но такие, проверенные временем, существуют.

ЮГА

Сообщество Вконтакте Юридическая грамотность автомобилистов – пожалуй, лучшее сообщество, которое мы встречали. Здесь достаточно высокий средний уровень знаний участников. Большинство из них – практикующие автоюристы (впрочем, это вовсе не означает, что разбираются в теме автоправа они лучше других). Но, главное, в паблике высокая активность участников, ответа на вопрос не приходится долго ждать.

Паблик ЮГА для обсуждения новых законов и чтения

Если даже пропустить все вышеуказанные рекомендации к прочтению для повышения юридической грамотности, а просто "пожить" в группе от полугода, то можно стать довольно подкованным в вопросах общения с ГИБДД.

Более рекомендовать не можем, так как не пользовались и не проверяли среднюю компетентность участников. Другие живые форумы и сообщества легко найти в Яндексе или Google.

Книги

Среди книг также можем порекомендовать только одну лучшую и проверенную лично командой АвтоТонкостей книгу – Юридическая грамотность автомобилистов автора Юрия Панченко.

В книге писатель – автор большого ряда статей об автоправе и учитель автошколы, отлично разбирающийся в множестве нормативных актов – освещает основные тонкости общения с ГИБДД и автомобильного законодательства с практической точки зрения.

Будьте внимательны, следите за актуальностью книги – автор её периодически обновляет в рамках изменений законодательства.

Как общаться с инспектором ГИБДД. 10 полезных советов :: Autonews

Остановка на посту ГИБДД – процедура не самая приятная. Особенно, когда водитель торопится, а проверка затягивается. Инспектор может задавать много уточняющих вопросов, просить документы, не объясняя причин остановки. Водители реагируют на это по-разному: шутят, хамят, иногда даже угрожают, а кто-то, наоборот, теряется и молчит. В некоторых случаях ответ автомобилиста вызывает у инспектора еще больше подозрений, и дело заканчивается досмотром машины. Мы поговорили с юристами и представителями дорожной полиции, и составили памятку, как вести себя с инспекторами ГИБДД, чтобы не вызвать подозрений.

1

Лучше не пытайтесь оспорить право остановки

Сотрудник полиции имеет право остановить автомобиль, если у него есть какие-либо подозрения. В том числе, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, совершил нарушение правил дорожного движения либо, проходит по какой-либо ориентировке – например, машина скрылась с места ДТП.

2

Передайте документы инспектору, не вступайте в полемику

Если инспектор просит передать ему документы, лучше сделать это. Полицейский как минимум должен удостовериться, что, например, водительское удостоверение или свидетельство о регистрации не поддельное. Инспектор имеет право потребовать передать документы – это законное требование сотрудника полиции.

3

Попросите инспектора показывать свои документы

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Когда инспектор останавливает автомобиль, он обязан представиться – назвать свою фамилию и должность. Если этого не произошло, то водитель может потребовать у инспектора это сделать. По первому требованию водителя инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение.

4

Выходите из машины только когда просят

Если инспектор хочет удостовериться, что водитель находится в трезвом состоянии и у него нет нарушения речи, неустойчивости положения, то он может потребовать у водителя выйти из машины. Это требование нужно выполнить. Самостоятельно выходить из автомобиля для общения с инспектором не стоит, это может быть небезопасно.

5

Уточните, что будет проводить полицейский: осмотр или досмотр

Осмотр производится со стороны: полицейский не может проникать внутрь автомобиля, трогать и доставать вещи своими руками. При этом инспектор может попросить водителя открыть багажник для осмотра – это законно. Досмотр же проводят более детально, с участием как минимум двоих понятых либо он сопровождается видеосъемкой, при этом обязательно составляется протокол досмотра. В этом случае инспектор может доставать и рассматривать вещи, которые хранятся в машине.

6

Общайтесь с инспектором на «вы»

Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Правозащитники и юристы не рекомендуют общаться с инспектором на «ты». Сами сотрудники ГИБДД считают такое общение фамильярным, сами за редким исключением обращаются к водителям на «вы» и просят того же в отношении себя. Обращение на «ты» может вызвать негативную реакцию у инспектора – адвокат Александр Липатников советует общаться с инспектором ДПС уважительно, доброжелательно и в любой ситуации сохранять спокойствие.

7

Шутить с инспектором можно, но лучше не стоит

Юмор в беседе с инспектором ГИБДД допускается, но прибегать к нему крайне нежелательно. Инспектор обязан проверить любую информацию, которую сообщает водитель. Даже если водитель шутит, что у него в багажнике оружие, инспектор должен удостовериться, что там ничего нет. Кроме того, сотрудник ДПС вряд ли оценит шутку об алкоголе или плохом самочувствии – за таким юмором последует освидетельствование.

8

Снимайте инспектора на видео только в крайних случаях

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Закон не запрещает снимать сотрудника полиции на видео. Однако когда водитель начинает снимать инспектора на смартфон, создается негативный фон общения. Нужно оценить, насколько это необходимо. Съемка инспектора рекомендуется в крайних случаях, когда водитель хочет зафиксировать противоправные действия полицейского или зафиксировать дорожную обстановку и расположение дорожных знаков.

9

Помните, что инспекторы снимают вас на видео непрерывно

У инспекторов есть нательные видеорегистраторы, такие устройства устанавливают и в автомобилях ГИБДД. А в некоторых случаях инспектор даже обязан вести видеосъемку – например, во время проведения процессуальных действий при отстранении от управления или освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения. Заменить видеосъемку может присутствие двоих понятых. Однако размещать эти видеозаписи в свободном доступе инспектор права не имеет, поскольку это нарушение частной жизни. Записи могут использоваться только в качестве доказательств при рассмотрении административных дел.

10

Не стоит угрожать «звонком другу»

Сами инспекторы рассказывают, что большая часть спорных случаев на дороге сопровождается угрозами водителей позвонить начальству, другу, министру или президенту. Обычно такими слова бросаются те, кто знает о своей виновности и пытается таким образом избежать наказания. Кроме того, такие замечания от водителей всегда повышают градус общения с инспекторами ГИБДД.

ТОП-7 новых правил общения сотрудников ДПС с автомобилистами из нового регламента ГИБДД

С 20 октября гаишники будут общаться с водителями по-новому:  что изменится?

С 20 октября гаишники будут общаться с автомобилистами по-новому. В этот день вступает в силу новый административный регламент ГИБДД. Этот документ, который является своего рода инструкцией для сотрудников ДПС, как вести себя с водителями, придёт на смену старому регламенту — так называемому приказу № 186, действовавшему с 2009 года и, по мнению МВД, морально устаревшему.

Утверждённый новый регламент был официально опубликован 13 октября. Радикальных изменений в поведении сотрудников ГИБДД на дороге после вступления документа в силу не произойдёт. Многие новшества носят технический характер и вызваны изменением за последние годы ПДД и КоАП.

К примеру, из нового регламента исчезла процедура снятия номеров и появилось понятие электронного полиса ОСАГО. Однако есть несколько изменений, на которые всё-таки стоит обратить внимание.

  1. Проверка документов — теперь официально повод для остановки

Теперь простая проверка документов является основанием для остановки транспортного средства в любом месте. До этого остановить могли только на стационарном посту ДПС.

Этим пунктом нередко пользовались любители «потроллить» гаишников ради видео в интернете. Когда незадачливый инспектор прежде, чем назвать причину остановки, просит предъявить документы, это тут же вызывало волну возмущения у любителей повоспитывать гаишников на камеру: мол, проверка документов не может быть причиной остановки.

На самом деле, это новшество для простых автомобилистов мало что изменит. Ведь и сейчас у гаишников немало законных оснований остановить водителя и проверить документы вне стационарного поста. К примеру, инспектор всегда может сослаться на оперативно-профилактическое мероприятие, либо на то, что ваш внешний вид вызвал у него подозрения и т.п.

  1. Гаишники могут проверять документы у пассажиров

Новый административный регламент теперь даёт полномочия сотрудникам ДПС проверять документы не только у водителей, но и у пассажиров. Правда, с оговоркой: «если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении».

  1. Передавать документы нужно без обложек и «удерживающих устройств»

Ещё одно новшество — передавать свидетельство о регистрации, страховку, права, а также прочие бумаги и карточки водитель теперь обязан без обложек и различных «удерживающих устройств». Это сделано для борьбы с появившейся недавно модой привязывать свои права цепочками, чтобы инспектор не смог их забрать.

  1. Вежливость — лучшее оружие ГИБДД

Помимо обязанности разговаривать с водителем вежливо, прописанной в прежнем административном регламенте, теперь гаишник не должен позволять себе ещё и «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера» по половому признаку, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным взглядам.

Также сотрудник ГИБДД обязан обращаться к гражданину «только на «вы», «проявлять спокойствие и выдержку», не должен «проявлять грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, высказывать предвзятые замечания и неправомерные, незаслуженные обвинения, а также оскорбительные выражения или реплики и совершать действия, провоцирующие противоправное поведение». Предлагалось даже запретить инспекторам курить при общении с гражданами, но в окончательной редакции регламента это требование исчезло.

  1. ДПС разрешили прятаться по кустам

В новом регламенте, как и в прежнем, есть требование к патрульной машине быть всегда отчётливо видной издалека всем участникам движения. Однако тут же идут новые уточнения: если ведётся фото — и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью.  Прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры. Ещё одно противоречие нового регламента в том, что надзор за дорожным движением на машинах, не относящихся к патрульным транспортным средствам, не допускается. Но при этом полицейские могут использовать патрульные машины без каких-либо цветографических схем для так называемого скрытого патрулирования.

  1. Если трезвый — после медосвидетельствования гаишники вернут к машине

Теперь, если водителя отправляют на медосвидетельствование в спецучреждение, и анализ показывает, что он трезв, сотрудники ГИБДД обязаны вернуть автомобилиста к его машине. Сегодня это не предусмотрено, и водитель должен возвращаться к автомобилю из медучреждения сам.

  1. Приглашать на рассмотрение дела теперь будут и по SMS

Также теперь о времени и месте рассмотрения дела (например, при спорном ДТП) ГИБДД может сообщить по SMS, но только в случае, если вы дадите согласие на получение информации в такой форме.

 Первый Крымский