На что влияет октановое число – Какой бензин лучше 92 или 95. Пару слов об октановом числе и степени сжатия. Реально полезный материал

Содержание

Октановое число топлива и его влияние на двигатель автомобиля :: SYL.ru

Для того чтобы разобраться, что такое октановое число, необходимо иметь хотя бы малое понятие о принципе функционирования двигателя внутреннего сгорания. По сути, это понятие обозначает химическую стойкость топлива к возгоранию. Чем выше этот показатель, тем ниже такая вероятность.

октановое число

Детонация

На одной из стадий своей работы поршень любого автомобильного двигателя начинает сжимать воздушно-топливную смесь. В результате действия высокого давления возникает вероятность её самовозгорания до момента появления искры от свечи зажигания. Это явление называется детонацией и становится серьёзной проблемой для многих машин. Его основная угроза заключается в повреждении шатунов и расплавке поршневых отверстий. Ремонт этих поломок стоит довольно дорого. Как бы там ни было, но такие случаи в наше время происходят сравнительно редко, поскольку большинство производителей оборудуют силовые агрегаты машин компьютеризированными блоками, способными обнаруживать частоты, что характерны для детонации.

что такое октановое число

Степень сжатия

Высокая степень сжатия предоставляет двигателю возможность выдавать большую мощность при использовании меньшего количества топлива. В моторах современных моделей машин она составляет 10:1. Вместе с этим, если речь идёт об агрегатах с прямым впрыском, она существенно возрастает. В данном случае особо важную роль играет октановое число топлива. Следует отметить, что на расход этот показатель не влияет никак. Как правило, самой высокой степенью сжатия отличаются спортивные автомобили. В связи с этим они больше всего нуждаются в высокооктановом топливе.

Способы подсчёта показателя

Для того чтобы высчитать, каковым является октановое число того или иного вида топлива, необходимо сначала подобрать смесь из эталонных углеводородов. Таковыми являются изооктан и нормальный н-гептан. Их показатели соответственно равняются 100 и 0. Определение значения далее происходит моторным либо исследовательским методом, путём применения специальной установки, обеспечивающей переменную степень сжатия. При использовании моторного способа имитируется высокая нагрузка двигателя, когда температура топливной смеси достигает отметки в 150 градусов. Частота вращения при этом находится в одинаковом значении, составляющем 900 оборотов за одну минуту. При применении второго из указанных методов топливная смесь не нагревается, а частота вращения равняется 600 оборотов за одну минуту.

что такое октановое число

Определение октанового числа

Точно высчитать значение показателя можно следующим образом. Делается это при помощи испытательного стенда, представляющего собой мотор с одним цилиндром и карбюратором. При этом уровень детонации фиксируется за счёт специальных датчиков. Сначала запускается двигатель с тестируемым топливом, после чего подбирается эталонная смесь. Режим работы при этом не меняется. Выраженное в процентном соотношении содержание изооктана в эталонной смеси, которое появится в результате, и будет показывать стойкость бензина. Другими словами, если смесь на 75 процентов состоит из изооктана, это значит, что октановое число проверяемого топлива равняется 75 единицам. При использовании моторного способа определяются детонационные особенности машины при движении с невысокой скоростью, частом запуске и регулярных остановках силового агрегата. Что касается исследовательского метода, то он предоставляет возможность подробно рассмотреть процесс сжигания топлива при езде по трассе в одном и том же режиме. Как показывает практика, во втором случае значение показателя всегда будет немного большим.

октановое число

Повышение октанового числа

Чем ярче выражен запах топлива, тем выше его октановое число. Это связано с тем, что парафиновые и ароматические углеводороды, имеющие разветвлённую структуру, повышают значение показателя. В связи с этим становится понятно, почему рекомендуется хранить бензин в закрытых ёмкостях. Путём использования специальных присадок происходит улучшение характеристик топлива. Следует отметить, что каждый из их типов призван выполнять отдельную задачу. Одни из них предназначены для повышения октанового числа, а другие – для снижения выброса в атмосферу вредных элементов. В настоящее время в нашей стране на автозаправках можно увидеть такие марки бензина, как АИ-95, АИ-92, АИ-96, А-76 и А-80. Следует отметить, что буква «И» в названии является свидетельством того, что показатель определялся исследовательским методом. В то же время цифра в наименовании – это и есть октановое число.

октановое число газа

Газ

Очень удобным и сравнительно дешёвым видом топлива, которое становится всё более популярным среди автомобилистов из года в год, стал газ. В данном случае речь идёт о пропанобутановой смеси. Она производится из нефти и попутных сконцентрированных нефтяных газов. Для того чтобы она постоянно оставалась в жидком состоянии, её хранение и перевозка происходит под давлением в 16 атмосфер. Следует отметить, что в смеси бутан выступает в роли топлива, в то время как пропан обеспечивает давление. Этот вид топлива, по сравнению с другими, имеет множество существенных различий, начиная с химического состава и заканчивая стоимостью. Среди многих владельцев автомобилей бытует мнение, что газ вредит двигателю, а его характеристики являются значительно худшими по сравнению с бензином. На самом деле такое утверждение является ошибочным. Ярким тому доказательством можно назвать октановое число газа, которое для пропанобутановой смеси составляет 110 единиц. Как уже было отмечено выше, максимальное значение этого показателя для бензина равняется 98 единицам.

это должен знать каждый водитель

Всем привет! В этом блоге мы говорим об автомобилях и всем, что с ними связано. Если вы постоянный читатель или подписчик, то знаете об этом не понаслышке. А без чего не может функционировать автомобильный транспорт? Правильно – без горючего. Самым распространенным является бензин. Что такое октановое число, и как происходит его измерение – вот то, что я хотел бы обсудить с вами в сегодняшней заметке.

   Суть октана и на что он влияет

Это один из критериев, по которым квалифицируют топливо на различные сорта. От него напрямую зависит качество и стоимость готовой продукции на заправочных станциях. Всем нам доводилось видеть, что АИ-92 стоит меньше 95-го. Для многих типов двигателей нужно минимальное октановое число, ниже которого не рекомендуется заправлять машину. Это не только влияет на динамику, но и способно привести к необходимости капитального ремонта.

Основная функция октана — это способность горючего к самовоспламенению. Чем большим будет это число, тем меньшей будет вероятность того, что бензин загорится под воздействием высокого давления. Он необходим для создания рабочей смеси, которая, в свою очередь, подвергается сжатию в цилиндрах и последующему воспламенению. В результате этого процесса высвобождается энергия, которая необходима для движения автомобиля.

В чем же суть октанового числа, и какова его роль во всем этом? Как мы уже говорили выше, само понятие означает меру устойчивости топлива к самовозгоранию. Под действием давления оно может самопроизвольно воспламеняться прежде положенного срока, то есть, до момента высечения искры свечой. Как следствие, получаем явление детонации, ничего хорошего не сулящее силовому агрегату в целом.

Более того, могут гнуться шатуны и даже расплавляться поршни. Поэтому всегда нужно прислушиваться к звукам своего мотора, в особенности, к разным подозрительным стукам и звонам. В современных машинах ставят специальные детонационные датчики, задачей которых как раз и является распознавание этих нежелательных явлений.

   Связь октанового показателя и характеристик мотора

Из понятия октанового числа топлива вытекает и степень его сжатия. Она прямо влияет на то, какую мощность способен выдать мотор при потреблении (сжигании) того же самого или даже меньшего количества горючего. В большинстве современных силовых агрегатов данный показатель находится на уровне примерно 10 к 1. В моторах с функцией прямого впрыска может достигать 12, а в тех, что оснащены наддувом — быть даже немного меньше.

Обычно, чем более производительным и технологичным является движок, тем он требует более высокооктанового бензина. Если раньше машины потребляли 76‑й, 80‑й, то сегодня мы заливаем нередко 95, 98 сорта топлива. Существует даже мнение, что более высокое число октана снижает расход горючего, однако это бывает верно далеко не во всех случаях.

   Измерение октана и немного о последствиях плохого бензина

Теперь разберемся, для чего делается замер такого числа. Представить это лучше всего сразу в практическом аспекте. Допустим, ваше авто нуждается согласно рекомендации производителя в элитном бензине (например, 98). На деревенской заправке где-то в глуши вам пришлось залить 92, ибо ничего более стоящего там не нашлось, а бак был почти пустой. Готовьтесь услышать стуки и удары работающего мотора. Даже, если их не слышно, можете быть уверены в том, что процессы все равно идут.

Что еще получаем? Уменьшается производительность силового агрегата, падают динамические характеристики «железного коня». Одновременно возрастает его аппетит. Выход из ситуации только один — как можно скорее залить в бак топливо с высоким числом октана. В противном случае не избежать дорогостоящего ремонта с заменой ряда деталей движка.

Наконец о самом измерении. Число октана может определяться одним из 2‑х основных методов. Один из них принято называть научно-исследовательским ®, а другой — моторным (М). На основании пары этих значений выводится среднее, которое мы и можем увидеть на табло заправочных станций. Такая проверка наиболее актуальна для моторов спортивных автомобилей, а также тех, что оснащены турбонаддувом. Требования к качеству горючего в этих случаях на порядок будут выше.

   Добавки для улучшения свойств горючего

Естественно, почти все водители стремятся повысить октановое число, чтобы защитить движок и сделать его более производительным. Отсюда и появились специальные присадки, которые обещают как раз и выполнять такую функцию. Еще они называются октан-корректорами, а производители утверждают, что с их помощью реально «поднять» топливо аж на несколько единиц.

Однако я могу сказать и другое — неоднократно проводились замеры реальных показателей, и они не всегда настолько радужны. Делалось это в специальных лабораториях, и применялись для этих целей профессиональные приборы. Многие из присадок не давали желаемого результата. Из тех, которые есть на рынке, могу порекомендовать такие бренды, как Hi Gear Octane, Liqui Mol­ly Octane Plus и подобные им за соответствующую цену. Они успешно прошли проверки и тестирования, и то смогли поднять октановое число на 1–2 единицы.

Нормальные присадки способны, кроме всего прочего, улучшить эксплуатационные качества горючего. Также они уменьшают детонационные явления и устраняют эффект досрочного зажигания. Дополнительно они защищают ряд элементов топливной системы от появления нагар и отложений, снижают расход и восстанавливают утраченные показатели мощности.

Одним словом, друзья, мы смогли узнать больше о характеристиках октанового числа, и о том, что такое степень сжатия топлива. Теперь вы понимаете, зачем существует градация по сорту бензина, и почему не каждый из них можно лить в бак вашей любимой машины. Рекомендую прочитать статью о том, что будет если смешать 92 и 95 бензин. Советую добавляться к числу постоянных подписчиков данного блога, в рамках которого мы постоянно разбираем новые проблемы из мира автотематики. На этой ноте буду с вами прощаться. До новых встреч, автолюбители!

С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

Влияние октанового числа на расход топлива — Автокадабра

Юристы у нас есть, компьютерщики есть, нужны ещё инженеры и прочие химики.

Октановое число бензина определяет его устойчивость к детонации. Чем больше октановое число, тем дольше бензин не взрывается при сжатии, тем сильнее его можно сжать. То есть, если двигатель хочет выжать из топлива больше энергии, он должен сжать топливо сильнее, а бензин от этого может взрываться (не в баке, а в цилиндре двигателя). Поэтому для таких двигателей придумывают бензины, которые выдерживают большее сжатие, не взрываясь. Чем больше степень сжатия топлива в двигателе, тем выше должно быть октановое число бензина.

Как это влияет на расход? Под кат.

Возьмём абстрактный двигатель одной абстрактной современной легковой машины. Степень сжатия топлива в этом двигателе не зависит от вида топлива, это характеристика, связанная исключительно с геометрическими параметрами: (Vc+Vh)/Vc, см. картинку к топику. На расход может повлиять только выделяемая при сгорании топлива энергия. А отличается ли энергия сгорания 95-го бензина от энергии сгорания 92-го? Судя по данным википедии, удельная теплота сгорания бензина 42-44 МДж. Даже если предположить, что 42 — это для 92-го, а 44 — для 95-го (это предположение изначально ложно, так как есть ещё 80-й и 98-й), то всё равно говорить о приросте 15% мощности нельзя вообще никак.

Для нашего абстрактного двигателя разница между бензинам следующая: если двигатель имеет степень сжатия 6-8, то ему достаточно, чтобы октановое число было 76/80 — бензин уже не будет детонировать в цилиндрах, но если 80-й бензин залить в наш абстрактный двигатель, у которого степень сжатия 8-9, то 80-й бензин начнёт взрываться (детонировать) раньше, чем его подожжёт искра от свечи, и пользы двигателю от этого будет мало: бензин не должен взрываться внутри цилиндра в нормальном режиме, он должен сгорать. Если же в этот двигатель залить 98-й, то он точно не будет детонировать раньше времени, зато он будет слишком медленно гореть после поджига (потому что рассчитан на большее сжатие) и поэтому будет вытекать недогоревшим в выхлопную трубу (от этого, кстати, клапана и прогорали раньше).

К счастью, в современных двигателях есть "мозги", которые позволяют ему самому решать, в какой момент поджигать топливо в цилиндре, поэтому в обоих случаях топливо поджигается раньше, чем если бы был залит родной 92/95. В случае с пониженным октановым числом это приводит к тому, что топливо сгорает слишком рано, расход растёт, движок ощутимо "не тянет". В случае с повышенным октановым числом просто снижается КПД (из-за растянутого времени сгорания топлива), расход растёт некритично, возможно ощущение что "не тянет" (на раннем зажигании так будет, даже с родным бензином).

Итак, правильный ответ на вопрос «влияет ли октановое число на расход»: если лить бензин с октановым числом ниже, чем расчётное, то расход повысится, если выше — то как минимум не снизится, может тоже повыситься.

Если двигатель рассчитан на 95-й — на 92-м расход повысится. Если двигатель рассчитан на 92-й, то на 95-м никаких преимуществ не будет.

Есть уточнения.

1. Если бензин разбавлять ослиной мочой, то его энергия сгорания снизится, соответственно расход увеличится. Так что расход зависит от заправки. Если на заправке бодяжат только 95-й или только 92-й, то расход может изменяться при переходе с одного на другой (вопреки вышеизложенной теории), но в данном случае это происходит из-за ослиной мочи, а не из-за октанового числа бензина.

2. Производитель автомобиля может заявлять заниженное октановое число в требованиях к топливу, чтобы привлечь больше нищебродов покупателей. Стоит проверить степень сжатия своего двигателя, чтобы знать, имеет ли смысл попробовать более дорогой бензин, не рискуя нарваться на эффект плацебо. Занижение минимального октанового числа может приводить ко всяким спецэффектам, например, я замечал, что после каждой заправки (я заправляюсь 95-м) моя машина "не тянет" несколько первых километров. Это потому что мозги ещё не определили, что там залито в бак, и настроились на дефолтный 92-й, то есть, включили раннее зажигание.

3. 95-экто, 95-G-drive и т.п. — надо понимать,что даже если они и работают, то есть даже если они и прибавляют мощи, то точно не за счёт изменения октанового числа. Октановое число — 95, это указано в чеке. Соответственно:
1 как я отмечал выше, у этого топлива может быть повышена теплота сгорания (за счёт присадок),
2 у него могут быть присадки, повышающие другие характеристики, влияющие на общий КПД (вязкость, количество и вид образуемых газов, скорость сгорания, etc),
3 у него может отсутствовать ослиная моча в составе (это даёт эффект по сравнению с топливом, у которого этот компонент присутствует),
4 либо у него могут быть присадки, вызывающие эффект плацебо.
Что примечательно, нефтяники этот момент скрывают, то есть узнать, какой именно вариант используется для G-drive, а какой для 95-экто, — достаточно проблематично. Я склонен считать, что это комбинация из 3 и 4, но народ утверждает, что некоторые виды такого бензина смывают осадок в бензобаке, что намекает на элементы варианта 2 (очевидно, что смывают осадок они прямо в двигатель, так что с этим нужно поаккуратнее).

4. «95-й делают из 92-го, добавляя присадки». На самом деле — пофиг, хоть из 80-го, если у него октановое число 95 — значит, он 95-й, если он горит как бензин — значит это бензин, если он выделяет нужно количество энергии — машина будет ехать на нём, как на 95-м. До тех пор, пока в составе нет ослиной мочи и эти присадки не разъедают чего не надо (например, они могут убивать катализатор — но на расходе это не отразится) — этот бензин является нормальным 95-м. Если же он выпадает хлопьями в осадок на второй день — то здесь уже снова не в октановом числе проблема.

5. Есть разные способы определения октанового числа бензина, которые применяются в разных странах по дефолту. Американский способ определения октанового числа покажет на нашем 95-м примерно 90-92 своих попугая. Если в руководстве от американского автомобиля написано "лить 92-й", то при переходе на 95-й вы получите улучшение всех характеристик в точном соответствии с теорией, изложенной выше: расчётным бензином для такой машины является аналог нашего 95-го. Можно ориентироваться на степень сжатия, чтобы проверить, не занижает ли производитель требования и не скопипастил ли он октановое число из доков на американские запчасти. Правда, найти источник этой информации мне не удалось:

Октановое число: Степень сжатия:
92 до 10,5
95 10-12,5
98 12-14,5
102 13,5-16
109 15,5-18.
Кто хочет возразить — welcome.

Ссылка на теорию: http://www.cars-love.ru/record-107.html Картинка оттуда.

P.S. не пытайтесь лить в бак своей машины 80-й бензин — клина словите, а я виноват окажусь. Коррекция зажигания "помогает", если октановое число отличается на 2-3 единицы, и предназначено для небольшой корректировки при колебании октанового числа, а не для того, чтобы на 80-м ездить. Но в принципе, народ ездит, в критических ситуациях.

Октановое число: что это, как вычисляется, на что влияет и как его можно изменить?

Ликбез от «Горыныча»

Просто о сложном:

Сегодня речь пойдет о важном показателе, характеризующем определенные свойства топлива. Приобретая автомобиль, вы наверняка обратили внимание на то, каким именно видом топлива рекомендует производитель заправлять данную конкретную машину. И вы разумно следуете этой рекомендации, выбирая на АЗС колонку, где указан тип бензина с «заветными» цифрами – 92, 95, 98. Вы знаете, что выбирать цифру меньшую, чем рекомендовано, чревато. Большую же – неоправданно накладно. Что это за цифры такие и почему в данном случае к рекомендации производителей машин следует прислушиваться?

Существует несколько сортов бензина. При этом каждый из них имеет свой собственный номер, отвечающий его октановому числу. Машины разных марок следует заправлять бензином, подходящим именно им. Но что же такое это пресловутое «октановое число» бензина? Сжимаясь, все виды топлива противостоят самовоспламенению. И качество бензина тем выше, чем лучше это у топлива «получается». На умном языке это свойство топлива – противостоять самовозгоранию - называется «детонационная стойкость». Происходит весь процесс в двигателе автомобиля, в камере внутреннего сгорания. И если бензин «умеет» сопротивляться самовоспламенению при сжатии достаточно хорошо, топливо нормально сгорает в любом режиме эксплуатации автомобильного двигателя. При этом получается избежать окисления, которое и может привести к тепловому взрыву.

Способность топлива сопротивляться самовозгоранию можно измерить. Делают это при помощи специального показателя – того самого, что и называется хитрым словосочетанием «октановое число».

Откуда есть пошло «число октаново»?

Изооктан – органическое соединение, которое в небольшом количестве содержится в любом бензине. Даже сильное сжатие окисляет его с трудом. Поэтому его способность к сопротивлению самовоспламенению (детонационную стойкость) оценили в 100 единиц. Стойкость к самовоспламенению его антипода – н-гептана – «нулевая». Разделив «стойкий» изооктан на «нулевой» н-гептан, мы и получим в процентном соотношении некий показатель, который принято называть «октановым числом». Всезнайка-Википедия определяет октановое число как «показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива (способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии) для двигателей внутреннего сгорания». 

На что оно влияет?

Когда автомобиль «включен», топливо в его двигателе смешивается с воздухом и поджигается при помощи искры в камере сгорания. Если эта смесь плохо сопротивляется самовозгоранию, происходит взрыв, что не есть хорошо для движка вашего автомобиля. При этом взрывная волна, распространяясь по двигателю, попадает в выхлопную систему. В результате двигатель перегревается, на головках блока цилиндров повреждаются прокладки, поршни и выпускные клапаны перегорают. В итоге автомобилю требуется ремонт, зачастую совсем недешевый. Изготавливая двигатели с высокой степенью сжатия ( в основном для авто представительского класса и спортивных машин), автомобильные концерны «страхуют» вас от подобных неприятностей. Таким двигателям нужно своеобразное меню в виде бензина с более высоким октановым числом в качестве «основного блюда».

Как повысить октановое число бензина?

На выходе с заводов октановое число в бензине не более 70 %. Чтобы его улучшить, топливо «шлифуют» различными присадками. Углеводороды с резким запахом, добавленные в бензин: - снижают окисление; - предотвращают детонацию; - уменьшить содержание вредных примесей (воды, серы). Выходит, высокооктановое топливо более «вонючее», но при этом и более полезное для сердца вашего автомобиля. Не запах определяет качество топлива, а конкретный показатель, соответствие которого можно проверить при помощи специального прибора – октанометра – или в специализированной лаборатории. Впрочем, водителям заниматься этим совсем ни к чему. Ведь на наших заправках октановое число бензина в точности соответствует его способности к сопротивлению самовоспламенению, то есть «детонационной стойкости». «Змей Горыныч», хоть он персонаж и сказочный, с такими вещами шутить не любит.

 

Октановое число - это... Что такое Октановое число?

Указание октановых чисел на американской АЗС.

Окта́новое число́ — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива (способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии) для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах по объёму) изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.

Изооктан трудно окисляется даже при высоких степенях сжатия, и его детонационная стойкость условно принята за 100 единиц. Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается детонацией, поэтому его детонационная стойкость принята за 0. Для бензинов с октановым числом выше 100 создана условная шкала, в которой используют изооктан с добавлением различных количеств тетраэтилсвинца.

Характерный металлический звон при детонации создаётся детонационной волной, многократно отражающейся от стенок цилиндра. При детонации снижается мощность двигателя и ускоряется его износ.

Испытание топлива

Испытания на детонационную стойкость проводят или на полноразмерном автомобильном двигателе, или на специальных установках с одноцилиндровым двигателем. На полноразмерных двигателях при стендовых испытаниях определяют т. н. фактическое октановое число (ФОЧ), а в дорожных условиях — дорожное октановое число (ДОЧ). На специальных установках с одноцилиндровым двигателем определение октанового числа принято проводить в двух режимах: более жёсткий (моторный метод) и менее жёсткий (исследовательский метод). Октановое число топлива, установленное исследовательским методом, как правило, несколько выше, чем октановое число, установленное моторным методом. Точность определения октанового числа, более правильно именуемая воспроизводимостью, составляет единицу. Это означает, что бензин с октановым числом 93 может показать на другой установке при соблюдении всех требований метода определения октанового числа (ASTM D2699, ASTM D2700, EN 25163, ISO 5163, ISO 5164, ГОСТ 511, ГОСТ 8226) совсем другую величину, например 92. Существенным является то, что обе величины, 93 и 92, являются и точными, и правильными и при этом относятся к одному и тому же образцу топлива.

Виды октановых чисел: ОЧИ и ОЧМ

Исследовательское октановое число (ОЧИ) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин, температуре всасываемого воздуха 52°С и угле опережения зажигания 13 град. Оно показывает, как ведёт себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.

Моторное октановое число (ОЧМ) определяется так же на одноцилиндровой установке, при частоте вращения коленчатого вала 900 об/мин, температуре всасываемой смеси 149°С и переменном угле опережения зажигания. ОЧМ имеет более низкие значения, чем ОЧИ. ОЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок. Оказывает влияние на высокую скорость и детонацию при частичном дроссельном ускорении и работе двигателя под нагрузкой, движении в гору и т. д.

По крайней мере в 1950-х годах использовалось также октановое число по температурному методу.[1]

Значения октанового числа углеводородов и различных видов топлива

Вещество ОЧМ ОЧИ
Метан 110,0 107,5
Пропан 100,0 105,7
н-бутан 91,0 93,6
Изобутан 99,0 101,1
н-пентан 61,7 61,7
Изопентан (2-метилбутан) 90,3 92,3
Изогексан (2,2-диметилбутан) 93,4 91,8
2,2,3-Триметилбутан 101,0 105,0
н-Гептан 0 0
Изооктан (2,2,4-триметилпентан) 100 100
1-Пентен 77,1 90,9
2-Метил-1-бутен 81,9 101,3
2-Метил-2-бутен 84,7 97,3
Метилциклопентан 80,0 91,3
Циклогексан 77,2 83,0
Бензол 111,6 113,0
Толуол 102,1 115,7
Бензины прямой перегонки 41-56 43-58
Бензины термического крекинга 65—70 70—75
Бензины каталитического крекинга 75—81 80—85
Бензины каталитического риформинга 77—86 83—97
Бензин Н-80((ОЧИ+ОЧМ)/2)) 76[t 1] 84
Бензин АИ-92 83,5[t 1] 92
Полимербензин 85 100
Алкилат 90 92
Алкилбензол 100 107
Этанол 100 105
Метил-трет-бутиловый эфир 117[t 2]
  1. 1 2 Ориентировочно, может слегка варьироваться в зависимости от состава конкретных образцов бензина.
  2. Октановое число было определено при смешении с бензином.

Разность между ОЧИ и ОЧМ характеризует чувствительность топлива к режиму работы двигателя.

Распределение октанового числа

Поскольку при эксплуатации полноразмерного двигателя при переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонационную стойкость его различных фракций. Октановое число бензина, с учётом его фракционирования в двигателе, получило название «распределение октанового числа» (ОЧР). В связи со сложностью определения октанового числа на двигателях, разработаны методы косвенной оценки детонационной стойкости по физико-химическим показателям и характеристикам низкотемпературной реакции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.

Углеводороды, которые содержатся в топливах, значительно различаются по детонационной стойкости: наибольшее октановое число имеют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды (алканы) разветвлённого строения, наименьшее октановое число имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Топлива нефтяного происхождения, полученные каталитическим риформингом и крекингом, имеют более высокие октановые числа, чем полученные при прямой перегонке.

Для повышения октанового числа топлив используются высокооктановые компоненты и антидетонационные присадки. Многие из них (например, МТБЭ) испаряются легче, чем бензин, что приводит к интересному эффекту у машин с негерметичным бензобаком — по мере расходования топлива и испарения присадки октановое число бензина, оставшегося в баке, уменьшается на несколько единиц. Это приводит к лёгкому звону при полной мощности мотора (если он не оборудован датчиком детонации). Подавляющее большинство современных инжекторных двигателей имеют датчики детонации, позволяющие использовать любой бензин с октановым числом 91—98, для двигателей с высокой степенью сжатия может быть необходимо использовать бензин с октановым числом не ниже 95 или даже 98.

См. также

Примечания

  1. Рыбальчик В. С., Поляков С. В., Герасименко В. Ф. ГЛАВА XII Топлива, масла и охлаждающие жидкости § 121. Оценка детонационной стойкости топлив // Теория поршневых авиационных двигателей / под ред. А. А. Добрынина. — М.: Воениздат, 1955. — С. 339. — 352 с.

Литература

  • Гуреев А. А., Жоров Ю. M., Смидович E. В. Производство высокооктановых бензинов. М. 1981;
  • Гуреев А. А., Серёгин Е. П., Азев В. С. Квалификационные методы испытания нефтяных топлив. М. 1984.
  • http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2011/v318/i3/16.pdf

Ссылки

Октановое число и мощность - Автоцентр.ua

Слышал, что гонщики используют топливо с большим, чем обычно, октановым числом. Как влияет этот параметр на мощность двигателя? Как происходит настройка мотора под то или иное октановое число?

Бензин с октановым числом выше 98 в широкой продаже отсутствует.

  Бензин с октановым числом выше 98 в широкой продаже отсутствует. ЭКСПЕРТ. Андрей Александров. Чемпион Украины по ралли в абсолютном зачете 2005 года
Бензин с октановым числом выше 98 в широкой продаже отсутствует.

Слышал, что гонщики используют топливо с большим, чем обычно, октановым числом. Как влияет этот параметр на мощность двигателя? Как происходит настройка мотора под то или иное октановое число?

Максим Колесников, г. Киев

Бензин с октановым числом выше 98 в широкой продаже отсутствует.

Бензин с октановым числом выше 98 в широкой продаже отсутствует. Само по себе октановое число на мощность мотора непосредственно не влияет. Оно лишь обеспечивает высокую детонационную стойкость топлива, что дает возможность поднять термический коэффициент полезного действия (КПД) двигателя. Термический КПД – это показатель эффективности расширения рабочего тела (в нашем случае – топлива) в момент сгорания. А это один из главных параметров, который напрямую влияет на мощность мотора.

Высокое октановое число горючего говорит о возможности более сильного сжатия (т. е. до меньшего объема) топливо-воздушной смеси во время работы двигателя. Используя высокооктановое топливо, можно уменьшить камеру сгорания, т. е. увеличить степень сжатия, что повышает термический КПД. Поэтому настройка спортивного двигателя на определенное октановое число производится на стадии проектирования силового агрегата. Невозможно реализовать все преимущества высокооктанового топлива в моторе, который для него не предназначен.

В серийных турбированных двигателях при нагнетании воздуха в цилиндры из-за роста давления повышается склонность к детонации. Чтобы избежать этого явления, данные моторы делают с большей камерой сгорания, т. е. с меньшей степенью сжатия. В таких моторах можно задействовать запас детонационной стойкости высокооктанового топлива. Вот и получается, что использование бензина с большим октановым числом (например, 102) позволяет повышать давление наддува, увеличивая тем самым мощность двигателя. Мы в своем боевом автомобиле Subaru Impreza WRX Sti Spec C используем популярное в Украине «спортивное» топливо марки Elf Turbo Max, которое имеет октановое число 102. Один литр такого топлива стоит 5,5 евро.

Подготовили Юрий Дацык, Владимир Некрасов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

То, что высокооктановый бензин обязательно лучше, не более чем миф

Как октановое число топлива влияет на детонацию: точное объяснение

Если вы в раздумьях и задались вопросом, какой бензин лучше всего залить в бак своего автомобиля, главное, что мы можем вам посоветовать, – не переусердствуйте! Не стоит экспериментировать с АИ-95, если по паспорту машина работает на АИ-92. Не нужно также искушать судьбу и пытаться делать наоборот, заливая по край горловины бензин с пониженным октановым числом. И так далее, вариативность марок топлива позволяет сделать выбор, но будет ли он осознанным и правильным?

 

К примеру, взять такое известное всем понятие, как октановое число топлива. Мы об этом как-то писали небольшую заметку, в которой разъяснили, что такое октановое, а что такое цетановое число: Октановое и цетановое число: в чем разница?

 

Является ли оно безусловно важным показателем топлива? Конечно, является, ведь октановое число – это показатель, который характеризует детонационную стойкость бензина, то есть возможность топливу сопротивляться самопроизвольному воспламенению при сжатии.

 

Иными словами, бензин с более высоким октановым показателем может быть сжат до более высокого давления, при этом не произойдет самопроизвольного воспламенения топливовоздушной смеси.

 

Значит ли это, что высокооктановый бензин всегда и для любого автомобиля будет лучшим выбором? Нет, этот вариант подходит далеко не всем, и сейчас мы объясним, почему бензин с этим более высоким показателем подходит далеко не всем автомобилям и почему он не будет хранить в себе более высокий заряд энергии.

 

Смотрите также

 

Октановое число, если перевести термин на человеческий язык, – это своего рода показатель ударопрочности, а не взрывной силы. Чем выше октановое число, тем меньше вероятность преждевременного самопроизвольного возгорания топлива. То есть более высокооктановый бензин не содержит в себе дополнительную энергию как таковую, просто моторы определенной конструкции способны выжать из такого топлива большую энергию, спалив большее количество воздушно-топливной смеси в единицу времени.

 

Но, во-первых, это возможно лишь в том случае, если мотор вашей машины спроектирован определенным образом: как правило, оборудован турбонагнетателем или имеет очень высокую степень сжатия.
Во-вторых, он работает без сбоев и у него нет никаких приобретенных в ходе эксплуатации серьезных проблем.

 

Чем выше октановое число: АИ-92, АИ-95, АИ-98, тем больше энергии в топливе и выше экономичность, – это МИФ!

 

Также нет никакой разницы в скорости сгорания 92, 95, 98 бензина. Разнооктановые типы топлива также не отличаются по «холодному» или более «горячему» сгоранию в камере, полноте этого сгорания и в плане других распространенных заблуждений. По крайней мере, в этом нас старается убедить в своем видео известный в США автомеханик, DIY-айщик и ведущий YouTube-канала «ChrisFix» с более чем 5.5 миллионами подписчиков:

Видео взято с YouTube-канала «ChrisFix»

 

Видео на самом деле интересное и рекомендуется к просмотру каждому, кто интересуется работой автомобилей. Даже если вы не знаете английский, вы все равно поймете, о чем речь, – субтитры неплохо переводятся на русский.

 

Кстати, то, что в США маркировка топлива отличается от нашей: 87, 89, 91 и 93, вовсе не означает, что их топливо лучше или хуже, по крайней мере, по показателю октанового числа. Просто в разных странах используются разные системы обозначения октанового числа бензина. Шкала разниц, но не суть.

 

Смотрите также

 

Итак, таким образом, главным и единственным отличием разнооктановых бензинов является исключительно их сопротивляемость к детонации и к продлению срока службы мотора, не менее, но и не более.

 

Сэкономить на 92-м бензине вам не получится, а вот не подготовленный к такому топливу двигатель убьет очень быстро!

 

Если залить низкооктановый бензин в двигатель с высокой степенью сжатия или в турбированный мотор, у вас будет больше шансов получить детонацию, поскольку давление и температуры в таком моторе будут выше, а значит, и воспламенение топлива может происходить раньше и без участия свечей зажигания.

Детонация звучит на работающем двигателе так, как будто множество шариков из подшипника прыгает внутри мотора, издавая металлические звуки. Это очень плохой сигнал

 

Вот так выглядит детонация изнутри:

Непреднамеренное воспламенение (по сути, взрыв) внутри цилиндра может разрушить поршень, поршневые кольца, повредить клапана, прожечь прокладку блока и даже нарушить герметичность самого блока.

 

А какие-то системы защищают мотор от плохого топлива?

Но на самом деле не все так плохо в современных машинах. Уже давно для борьбы с этой проблемой был изобретен датчик детонации. Этот элемент похож на врачебный стетоскоп не только внешне, но и по принципу работы. Он «слушает» мотор на наличие посторонних шумов и, как только они появляются, через компьютер старается исправить ситуацию, давая сигнал системам скорректировать угол опережения зажигания в сторону уменьшения.

Но главной защитой все же должна быть ваша разумность. Не заправляйетсь неположенным топливом, а также старайтесь не заправляться на непроверенных заправках. И не верьте в МИФЫ. Да, какая-то часть правды в них обычно присутствует, но лучше придерживаться стандартной схемы, разработанной производителем. Ведь кому как не ему знать, что лучше для вашей машины, произведенной на его заводах. Логично? Логично!

 

На этом, впрочем, видео не заканчивается

Вторая половина видео фокусируется на разговоре о присадках в топливо и возможных последствиях их использования, как положительных, так и отрицательных. В частности, остается ли от них нагар в цилиндрах и так далее. Ведь, опять же, если верить ведущему (а он, кажется, знает, о чем говорит), даже такие именитые компании, как Shell, для некоторых премиальных марок топлива используют в 7 раз больше присадок, чем это позволено законом (законом США, разумеется)!

Расписывать про присадки не будем, если желаете, посмотрите видео или почитайте на тему наши материалы, их предостаточно:

Почему премиум-бензин является пустой тратой денег для большинства автомобилей

Почему при частой езде на пустом баке можно убить двигатель

Присадки и автохимия: какие средства не помогают

 

Скажем лишь одно: если на машине ездить и лить в бак качественный бензин с моющими присадками, они действительно будут мыть двигатель изнутри. Главное здесь – качество топлива и регулярные поездки, иначе вся эта химия в стоящей машине осядет рано или поздно на дно бака и здесь уже начнутся проблемы...