Маз 500 расход топлива на 100 км – технические характеристики самосвала, крана, тягача, бензовоза, расход топлива, грузоподъемность грузового автомобиля

МАЗ-500 технические характеристики, цена и фотографии

Фото МАЗа-500 спереди

Советский 7.5-тонный грузовой автомобиль МАЗ-500, серийно выпускавшийся Минским автозаводом с 1963 по 1977 годы. Благодаря своей неприхотливости, простоте в эксплуатации, надежности, высокой проходимости и живучести, машина приобрела славу «неубиваемой» легенды советского автопрома. Автомобиль, ставший первенцем среди грузовиков бескапотной компоновки в СССР, выпускался в ряде модификаций, чтобы максимально расширить сферы его эксплуатации.

Содержание:

История модели

Предшественником «пятисотки» стал 7-тонный грузовик МАЗ-200, разработанный ярославскими автомобилестроителями еще в годы Великой Отечественной войны. К началу 60-х годов грузовик технически и морально устарел, уступая по всем характеристикам западным аналогам.

Специалисты Минского автозавода с середины 20 века приступили к проектированию новой модели МАЗ-500, а в 1961-м году на заводе была собрана пилотная партия грузовиков, включающая больше ста машин, выполненных в двух модификациях.

Особенностью нового автомобиля стала его бескапотная компоновка с расположением кабины над двигателем. Отметим, что подобная компоновка к тому времени уже был обычной практикой для западного автопрома. Однако в СССР эта идея долгое время не внедрялась из-за отсутствия в стране широкой дорожной сети с твердым покрытием. Автомобили МАЗ-500 с завышенной нагрузкой на переднюю пару считались менее приспособленными для передвижения по грунтовым дорогам. К началу 60-х годов ситуация с дорогами в стране улучшилась, и конструкторы МАЗа, несмотря на неоднозначное отношение и даже сопротивление скептиков, реализовали идею грузовика с бескапотной компоновкой. Примечательно, что окончательное решение по запуску грузовика в серийное производство принимало партийное руководство Белоруссии.

Тентованный МАЗ-500

«Пятисотка» стала для своего времени весьма инновационной и технологичной моделью, в конструкции которой были реализованы передовые идеи мирового грузового автомобилестроения. Так, в числе прочего, автомобиль получил цельнометаллическую кабину со спальным отсеком для водителя, бездисковые колеса, увеличенную грузовую платформу, двухскоростную заднюю пару, мощный и экономичный 180-сильный дизельный двигатель.

С 1963 года на заводе стартовало мелкосерийное производство новых грузовых машин МАЗ-500. Тщательный анализ их опытной эксплуатации в экстремальных условиях Крайнего Севера, высокогорья, песчаных и каменистых пустынь позволил специалистам внести в конструкцию доработки, и запустить преодолевшую «детские болезни» модель в серию в начале 1965 года. Для налаживания бесперебойного выпуска новой автомашины на Минском автозаводе была проведена широкомасштабная реконструкция мощностей, благодаря чему уже в 1967 году предприятие сумело выйти на плановую мощность, наладив ежегодный выпуск 24 тысяч автомобилей.

Модификации МАЗ-500

На платформе был налажен выпуск целого семейства автомобилей различного назначения, базовыми из которых стали бортовой грузовик, седельный тягач и самосвал.

Передняя часть МАЗа-500

Базовой моделью семейства стал бортовой грузовик с деревянной платформой, усиленной стальным каркасом. Бортовой грузовик с цельнометаллической платформой получил индекс МАЗ-500В, а МАЗ-500-Ш выпускался в качестве шасси для установки всевозможных надстроек.

Самосвалы МАЗ-500С, выпускались в базовой версии и в варианте для перевозки каменистых пород.

Седельные тягачи, под индексом МАЗ-504, производились в двухосной и трехосной версиях, также выпускались тягачи для эксплуатации в составе автопоездов, буксирования прицепов и полуприцепов.

Отдельные партии грузовиков выпускались в специальном северном и тропическом вариантах. Также на заводе была произведена специальная партия полноприводных грузовиков МАЗ-505 для Вооруженных сил СССР.

На Минском автозаводе действовал отлично оснащенный экспериментальный участок, благодаря чему автомобиль постоянно совершенствовался, а на его базе создавались многочисленные мелкосерийные модификации, необходимые для разных отраслей народного хозяйства и армии.

Самосвал МАЗ-500

В 1970 году в серию была запущена обновленная модель МАЗ-500А с увеличенной на 10 см. колесной базой, доведенной до 8 тонн грузоподъемностью и возросшей до 85 км/час максимальной скоростью. Размеры и светотехническое оборудование автомобиля были приведены в соответствие с действующими евростандартами. Определенные изменения произошли и в дизайне грузовика.

Обновленная модель продержалась на главном конвейере Минского автозавода до 1977 года, когда на ее смену пришло новый модельный ряд грузовых автомобилей МАЗ-5335.

Кабина

Из-за неординарного для того времени дизайна кабины с обтекаемыми формами и плавными обводами «пятисотка» получила среди шоферов неофициальные прозвища «глобус» и «лобастый».

Фото салона МАЗ-500

Внешними доминантами кабины МАЗ-500 стали масштабная облицовка радиатора с вертикально расположенными ребрами и кожух, закрепленный на задней стенке.

Цельнометаллическая кабина, расположенная над моторным отсеком, выпускалась в трехместной версии для транспортников и тягачей, а самосвалы оснащались двухместной кабиной. Салон отличался достаточным уровнем комфорта, удачной компоновкой органов управления и приборной панели, отличным обзором, удобными креслами.

Автомобили, предусмотренные для выполнения дальнемагистральных рейсов, оснащались регулируемыми подрессоренными креслами, модернизированной приборной панелью, улучшенной шумо- и термоизоляцией, шторами и противобликовыми козырьками, оптимизированным спальным отсеком с системой освещения, мощным отопителем. В целом, по уровню комфорта кабина МАЗ-500 мало в чем уступала зарубежным конкурентам.

Интерьер кабины МАЗ-500

Кабина располагалась над двигательным отсеком и была оснащена системой откидывания вперед. При ремонте и обслуживании двигателя кабина откидывалась вперед на 45 градусов и удерживалась в необходимом положении с помощью уравновешивающих ее пружин.

Сама кабина была построена на основании поперечной рамы с двумя литыми кронштейнами, сочлененными по оси с проушинами расположенной рядом пары кронштейнов.

Двигатель и коробка передач

Характеристики Показатели
Максимальная скорость, км/ч 85
Двигатель Дизельный
Рабочий объем, см3 11150
Мощность, л.с. / оборотах 180/2100
Момент, н·м / оборотах 667/1500
Расход комби, л на 100 км 25.0
Тип коробки передач Механическая, 5 передач
Привод Задний

Специально для новой модели грузовика ярославскими моторостроителями был построен дизельный двигатель ЯМЗ-236. Этим простым и надежным мотором оснащалось большинство грузовиков МАЗ-500 базовой версии «пятисотого» семейства. 6-цилиндровый 4-тактный силовой агрегат с V-образным расположением цилиндров имел рабочий объем 11 литров и обладал номинальной мощностью в 180 лошадей.

Двигатель ЯМЗ-236

Новый двигатель обладал высокими характеристиками – большой мощностью, топливной эффективностью, надежностью и большим межремонтным ресурсом.

Оптимальное расположение основных узлов и агрегатов двигателя обеспечивали удобный доступ для их обслуживания и ремонта. В передней части мотора устанавливались компрессор, генератор и три фильтра масляной системы. В торцевой части находится вентилятор, а снизу расположены насосы охладителя и гидроусилителя руля. Здесь же установлен предпусковой обогреватель силового агрегата МАЗ-500. В развале цилиндров находятся насос высокого давления и насос подкачки топлива.

Эффективность двигателя была обусловлена наличием неразделенной камеры сгорания в поршнях, обеспечивающей смесеобразование и эффективное сгорание топлива.

В отличие от предыдущих моделей, в двигателе ЯМЗ-236 реализована более надежная компоновка топливной аппаратуры. Насосы высокого давления, собранные в единый блок, отделены от топливных форсунок, находящихся на головках цилиндров и соединенных с насосом посредством топливопроводов.

Позже версии повышенной грузоподъемности стали комплектоваться более мощными 8-цилиндровыми 240-сильными двигателями ЯМЗ-238.

Двигатель ЯМЗ-238

МАЗ-500 комплектуется трехходовой 5-ступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Главная передача ведущих мостов представляет собой конструкцию с планетарными редукторами, установленными на ступицах колес. Конструкция включает пару конических шестерен с зубом спиральной конфигурации. Конструкция дифференциала коническая, с четырьмя сателлитами.

Шасси

Грузовики построены на базе стальной рамы с клепаными соединениями продольных швеллерных лонжеронов и пяти поперечин. К передней части рамы крепится стальной буфер, а на задней поперечине расположен буксирный крюк с защелкой.

Конструкция передней оси МАЗ-500 – стальной кованый двутавр, подвешенный к раме через полуэллиптические рессоры. На законцовках передней оси закреплены поворотные кулачки с цапфами, к которым крепятся бездисковые литые ступицы колес.

Передние рессоры МАЗ-500 крепятся к передней оси через стремянки. Передняя законцовка рессоры соединяется с рамой посредством пальца, находящегося в ушке рессоры.

Лесовоз МАЗ-500

Задний мост крепится к раме через пары полуэллиптических рессор с подрессорниками.

Колеса заднего моста сдвоенные, ободы колесной пары закреплены на ступице специальными прижимами. Между ободами установлено распорное кольцо.

Автомобили семейства комплектуются основной, рабочей системой колодочных тормзов с пневмоприводом и резиновыми диафрагмами на все колеса, а также ручным (стояночным) тормозом, воздействующим на трансмиссию. Стояночный тормоз колодочной конструкции закреплен на фланце ведущей шестерни заднего моста МАЗ-500. Помимо того, грузовики снабжены моторным тормозом с передвигающейся заслонкой, позволяющим притормаживать разогнавшуюся машину при передвижении по затяжным спускам.

На автомобилях установлен рулевой механизм с гидроусилителем и автономным силовым цилиндром. Конструкция реализована в форме винта с гайкой и плавающими между ними шариками, а также реечной планкой с зубчатой передачей.

Фото бортового МАЗа-500

Гидроусилитель включает в себя лопастной насос, распределитель с золотниковым механизмом и силовой цилиндр. Насос гидроусилителя расположен на левой стенке силового агрегата. Он приводится в действие ременной передачей, соединенной со шкивом коленвала. Распределитель управления и силовой цилиндр соединены в единый агрегат. К распределительному каналу проведены маслопроводы.

Преимущества и недостатки МАЗ-500

Как было отмечено выше, «пятисотка» отличалась своей надежностью и простотой. Именно благодаря этим качествам в 60-70 годы она стала самой востребованной моделью грузовиков в СССР и ряде других стран. Опытные водители отмечали, что вывести из строя автомобиль невозможно – даже с целым «букетом» неисправностей машина была способна выполнять свои основные функции. Достаточно сказать, что даже при полном выходе из строя всего электрооборудования, двигатель можно было запустить посредством ручного толкача и продолжить рейс. Кстати, это свойство МАЗ-500 высоко ценилось военными – с отключенными электроприборами автомобиль было невозможно демаскировать посредством радиопомех.

Не лишена была «пятисотка» и недостатков, среди которых можно отметить высокий расход топлива в загруженном состоянии, недостаточная маневренность, частые поломки гидроусилителя руля, тяжелое переключение скоростей, недостаточно комфортная, «спартанская» кабина.

За годы серийного производства с конвейера Минского автозавода сошло огромное количество всевозможных версий и модификаций. Несмотря на свой более чем солидный возраст, немало «пятисоток» и сегодня остается в строю – многие водители предпочитают их более современным моделям. Своим поразительным «долголетием» МАЗы 500 обязаны инженерам и конструкторам, которые еще на этапе проектирования и разработки заложили в машину огромный задел надежности и живучести, позволивший их детищу оставаться в строю на протяжении нескольких десятилетий.

Видео

Похожие статьи

Поделитесь с друзьями!

Расход МАЗ

Автомобиль МАЗ 64221-20 (дв. ЯМЗ-8424.10)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-504 (дв. ЯМЗ-238)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-504В (дв. ЯМЗ-236)22Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-504В1 (дв. ЯМЗ-236)22Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-509, -509А (дв. ЯМЗ-236)35Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5334 (дв. ЯМЗ-236)22Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5334 (дв. ЯМЗ-238)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-53352 (дв. ЯМЗ-236)22Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5337 (дв. ЯМЗ-236)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-537 (дв. Д-12А-525)119Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5428 (дв. ЯМЗ-238ДЕ)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5430 (дв. ЯМЗ-238М2)28Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5432 (дв. ЯМЗ-236)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5432 (дв. ЯМЗ-238М2)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543208-020 (дв. ЯМЗ-7511.10)25Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543203-020 (дв. ЯМЗ-236БЕ-12)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543203-2120 (дв. ЯМЗ-236БЕ)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543203-2122 (дв. ЯМЗ-236БЕ-12)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543203-220 (дв. ЯМЗ-236БЕ)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543203-220 (дв. ЯМЗ-236БЕ2-2)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543205-020 (дв. ЯМЗ-238ДЕ2)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543205-220 (дв. ЯМЗ-238ДЕ2)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543205-226 (дв. ЯМЗ-238ДЕ2)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543208-20 (дв. ЯМЗ-7511.10)25Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54321 (дв. ТМЗ-8421-01)28Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54321, -54326 (дв. ЯМЗ-236)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54321-033 (дв. ТМЗ-8421.10)28Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54322 (дв. ЯМЗ-236)25Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54322 (дв. ЯМЗ-238М)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543221 (дв. ЯМЗ-238М)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54323 (дв. ЯМЗ-238М)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543230-32 (дв. ЯМЗ-238Д)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543240-2120 (дв. ЯМЗ-238ДЕ)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543242-020Р (дв. Д-262)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54326 (дв. MAN D2866LXF)21Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54327 (дв. ЯМЗ-238Д)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54328 (дв. ЯМЗ-238Д)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54328 (дв. ЯМЗ-238М) с бортовым полуприцепом МАЗ-939731Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54328 (дв. ЯМЗ-238М2)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54329-020 (дв. ЯМЗ-238ДЕ2)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54329-020 (дв. ЯМЗ-238М2) с полуприцепом ЧМЗАП-99858 и контейнером34Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5432А3, -5432А3-320, -5432А3-322 (дв. ЯМЗ-6562.10)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5432А5, -5432А5-323 (дв. ЯМЗ-6582.10)25Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5433 02-2120 (дв. ЯМЗ-236НЕ)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5433, -54331 (дв. ЯМЗ-236М2)22Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543302 (дв. ЯМЗ-236НЕ2-14)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-543302-220 (дв. ЯМЗ-236НЕ2-5)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54331 (дв. ЯМЗ-238Д)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54331 (дв. ЯМЗ-236М2) с полуприцепом ЧМЗАП-99858 и контейнером32Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5433А2-320 (дв. ЯМЗ-6563.10)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-544008, -030-020, -030-021, -060-021, -060-031 (дв. ЯМЗ-7511.10, -7511.10-06)25Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-544018, -320-031 (дв. ОМ-501ЬЛ.Ш/7, 320 kW)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-544019, -421-031 (дв. ОМ-501 LA.IV/4, 320 kW)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-544020 (дв. MAN D28661LF20)21Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-544069-320-021, -320-030, -320-031 (дв. MAN D2866LF25)21Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-544069-320-021 (дв. MAN D2866LF31)21Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5440А5, -330, -370-030 (дв. ЯМЗ-6582.10)25Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5440А8, -5440А8-360-031 (дв. ЯМЗ-6581.10)25Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5440А9, -320-030, -320-031 (дв. ЯМЗ-650.10)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54421 TD (272 kW)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-54421 (274 kW) с полуприцепом МАЗ-9758533Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5549 (дв. ЯМЗ-238)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5551 (дв. ЯМЗ-236М2)22Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-5551 (дв. ЯМЗ-238)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-642205, -020, -022, -220, -222 (дв. ЯМЗ-238Д-2-3, -238ДЕ2, -238ДЕ-2-3)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-642208, -020Р8, -021Р2, -022, -026, -20, -232 (дв. ЯМЗ-7511, -7511.10, -7511.10.02)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-64221 (дв. ТМЗ-8421)29Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-64221 (дв. ЯМЗ-238Д)32Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-64221 (дв. ЯМЗ-8421.10) с полуприцепом МАЗ-950601050Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-64221-20 (дв. ЯМЗ-7511.10)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-642224 (дв. Scoda M.1.2.AML637)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-64226 (дв. MAN D2866LF15, 272 kW)25Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-64227 (дв. ЯМЗ-238Д)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-64229, -64229-032, -642290-20, -642290-2120 (дв. ЯМЗ-238Д, -238ДЕ, -238ДЕ-10)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-6422А5, -6422А5-320, -6422А5-322 (дв. ЯМЗ-6582.10)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-6422А8, -6422А8-330, -6422А5-332 (дв. ЯМЗ-6581.10, 12МКПП)28Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-642505-028 (дв. ЯМЗ-238Д) 6х641Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-642505-230 (дв. ЯМЗ-238ДЕ2) 6х635Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-642508-230, -642508-231 (дв. ЯМЗ-7511.10) 6х641Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-643008-030-010, -643008-060-010, -643008-060-020 (дв. ЯМЗ-7511.10)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-643069 (дв. MAN D2866LF25)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-6430А5, -370, -370-10 (дв. ЯМЗ-6582.10)27Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-6430А8, -360-010, -360-020 (дв. ЯМЗ-6581.10)28Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-6430А9 (дв. ЯМЗ-650.10)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-MAN-543265 (272 kW)24Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-MAN-543268 (дв. D2866LF31)21Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-MAN-640168 (дв. D2866LF25)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-MAN-640268 (дв. D2866LF25, 301 kW)23Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-MAN-642268 (301 kW)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-MAN-642368 (дв. D2866LF25)26Литров на 100 км.
Автомобиль МАЗ-MЛN-642369 (дв. D2876LF03, 343 kW)26Литров на 100 км.

Самосвал МАЗ-500: технические характеристики, цена

Самосвал МАЗ-500 является одним из базовых автомобилей советского времени. Многочисленные переработки и модернизация техники дали жизнь десяткам новых автомобилей. Сегодня МАЗ-500 с самосвальным механизмом кузова снят с производства и заменен более совершенными с точки зрения комфорта и эффективности моделями. Однако техника продолжает эксплуатироваться на территории России.

МАЗ-500 самосвал: история

Прототип будущего МАЗ-500 был создан в 1958 году. В 1963-м первый грузовик сошел с конвейера Минского завода и прошел испытания. В 1965 году был запущен серийный выпуск автомобилей. 1966 год был ознаменован полной заменой линейки грузовой техники МАЗ на семейство 500. В отличие от своих предшественников новый самосвал получил нижнемоторную компоновку двигателя. Такое решение позволило снизить вес машины и увеличить грузоподъемность на 500 кг.

В 1970 году базовый самосвал МАЗ-500 был заменен на усовершенствованную модель МАЗ-500А. Семейство МАЗ-500 выпускалось вплоть до 1977 года. В этом же году 8-тонные самосвалы были заменены на новую серию МАЗ-5335.

МАЗ-500 самосвал: технические характеристики

К особенностям устройства МАЗ-500 специалисты относят полную независимость машины от наличия или исправности электрооборудования. Даже усилитель руля работает от гидравлического привода. Таким образом, работоспособность мотора никак не связана с какими-либо электронными элементами.

Самосвалы МАЗ-500 активно использовались в военной сфере, именно благодаря такой конструктивной особенности. Автомобили доказали свою надежность и живучесть в самых тяжелых условиях. За время выпуска МАЗ-500 Минский завод выпустил несколько модификаций машины:

  • МАЗ-500Ш — шасси изготавливалось под необходимую комплектацию;
  • МАЗ-500В — металлическая платформа и бортовой тягач;
  • МАЗ-500Г — бортовой самосвал с удлиненной базой;
  • МАЗ-500С (впоследствии МАЗ-512) — версия для северных широт;
  • МАЗ-500Ю (впоследствии МАЗ-513) — версия для тропического климата;
  • МАЗ-505 — полноприводный самосвал.

Двигатель и трансмиссия

В базовой комплектации МАЗ-500 устанавливался дизельный силовой агрегат ЯМЗ-236. Четырехтактный 180-сильный мотор отличался V-образным расположением цилиндров. Диаметр каждой детали составляет 130 мм, а ход поршня равняется 140 мм. Рабочий объем шести цилиндров составляет 11,15 литров. Степень сжатия — 16,5.

Максимальная частота вращения коленвала составляет 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент достигается при 1500 об/мин и равняется 667 Нм. Для регулировки числа оборотов используется центробежное всережимное устройство. Минимальный расход топлива составляет 175 г/л.с.*ч.

В дополнение к мотору устанавливается пятиступенчатая механическая коробка передач. Сухое двухдисковое сцепление обеспечивает переключение под нагрузкой. Рулевой механизм снабжается гидравлическим усилителем. Подвеска рессорного типа. Зданий мост — ведущий, передняя ось — рулевая. На обеих осях используются гидравлические амортизаторы телескопической конструкции.

Кабина и кузов самосвала

Цельнометаллическая кабина предусмотрена для перевозки трех человек, включая водителя. Из дополнительных устройств доступны:

  • отопитель;
  • вентилятор;
  • стеклоподъемники механического типа;
  • автоматический омыватель и очистители лобового стекла;
  • противосолнечный козырек.

Кузов первых МАЗ-500 изготавливался из дерева. Борта снабжались металлическими усилителями. Разгрузка производилась в три стороны.

Габаритные размеры и рабочие характеристики

  • грузоподъемность на дорогах общего пользования — 8000 кг;
  • масса буксируемого прицепа по дорогам с твердым покрытием максимум — 12 000 кг;
  • полная масса автомобиля с грузов, не более — 14 825 кг;
  • полная масса автопоезда, не более — 26 825 кг;
  • продольная база — 3950 мм;
  • колея заднего хода — 1900 мм;
  • колея переднего хода — 1950 мм;
  • дорожный просвет под передней осью — 290 мм;
  • дорожный просвет под картером задней оси — 290 мм;
  • минимальный радиус разворота — 9,5 м;
  • угол свеса передний — 28 градусов;
  • угол свеса задний — 26 градусов;
  • длина — 7140 мм;
  • ширина — 2600 мм;
  • высота по крыше кабины — 2650 мм;
  • размеры платформы — 4860/2480/670 мм;
  • объем кузова — 8,05 м3;
  • максимальная транспортная скорость — 85 км/ч;
  • тормозной путь — 18 м;
  • контрольный расход топлива — 22 л/100 км.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Вам будет интересно

Грузовой автомобиль МАЗ 500: характеристики

В 1965 году в марте месяце как раз 45 лет назад из ворот минского автомобильного завода вышли первые серийные грузовики МАЗ-500, открывшие первыми в Советском Союзе “бескапотную эру”. А после этого еще через пять лет, в 1970 году в январе месяце, на производственных конвейерах их сменили боле совершенные грузовые автомобили семейства МАЗ-500А. В Европе бескапотные грузовики довольно быстро взяли верх над капотными моделями.

500

Серийные образцы с кабиной, расположенной над двигателем, появились в производственных программах ведущих европейских автомобилестроительных компаний еще до войны, а к началу 60-х годов они составляли уже существенную часть автомобильного парка. По другому и быть не могло: западно-европейские страны к этому времени оказались покрыты разветвленной сетью качественных асфальтированных автодорог, на которых преимущества лишенных капота грузовиков оказались особенно заметны.

500

В Советском Союзе после войны ситуация складывалась несколько иначе: качественных автомагистралей строилось очень мало, а на грунтовых и отсыпных дорогах “капотники” обладали таким важным преимуществом перед бескапотными моделями, как более высокая проходимость. Смещенная назад кабина позволяла добиться оптимального распределения снаряженной массы между передней и задней осями, что разгружало управляемые колеса, не позволяя им зарываться в грунт. По этой причине за наличие капота у грузовиков всех типов и классов выступали военные, а в то время к их мнению прислушивались в первую очередь.

500

И все же руководство автомобильной промышленности страны постепенно пришло к пониманию преимуществ бескапотной компоновки, позволяющей экономить металл, снижать массу и расход топлива, повышать маневренность и вместимость автомобилей. В результате в середине 50-х годов проектирование моделей с кабиной над двигателем началось на нескольких автозаводах СССР. Особенно серьезно к их созданию подошли в Минске. Бескапотные МАЗ-500 стали своеобразной пробой пера для М.С. Высоцкого, легендарной личности в советском автомобилестроении, ставшего в 1961 году главным конструктором Минского автозавода.

500

Кстати, его воспоминания, опубликованные в газете “Советская Беларусь”, очень ярко характеризуют те сложности, с которыми в то время сталкивались сторонники прогрессивной компоновки кабины: “Ни одна наша новая конструкция не шла в серию без жесткой критики, а то и травли. Когда переходили от традиционного МАЗ-205 к бескапотному МАЗ-500, “доброжелатели” оклеветали меня в самых высоких инстанциях. Дело грозило обернуться снятием с должности. Слава Богу, в ЦК КПБ разобрались, что к чему…”.

Несмотря на все трудности, в ноябре 1958 года минчане построили первые опытные образцы автомобилей нового бескапотного семейства – бортовой МАЗ-500 и самосвал МАЗ-503. Они оказались совершенно не похожи на серийно выпускаемые в то время капотные МАЗ-200. Для сравнения достаточно взять бортовые модели обоих семейств. МАЗ-500 получился короче почти на 300 мм., при этом на те же 300 мм. увеличилась длина его платформы. То есть отказ от капота дал выигрыш в 600 мм.!

500

А мог бы дать и больше, но новый грузовик получил куда более просторную, едва ли не двукратно увеличенную по длине кабину с полноценным спальным отсеком. И при всем при этом его снаряженная масса оказалась больше снаряженной массы МАЗ-200 всего лишь на 100 кг., тогда как рост грузоподъемности составил целых полтонны! Кроме того, уменьшенная на 670 мм. колесная база позволила улучшить маневренность МАЗ-500, максимальный радиус его поворота сократился на один метр!

500

Одним словом, первые образцы перспективной машины на деле подтвердили правильность выбора компоновки “кабина над двигателем”. Всё вышесказанное можно отнести и к самосвалу МАЗ-503, отличавшемуся от капотного самосвала МАЗ-205 уменьшенной с 6065 до 5970 мм. общей длинной, увеличенной с 6,6 до 7 т. грузоподъемностью и возросшим с 3,6 до 4 кубов объемом кузова. В то время, пока одни разработчики совершенствовали конструкцию МАЗ-500, другие трудились над его внешностью, меняя от одного опытного экземпляра к другому оформление передней части кабины, обладавшей непривычными для отечественных грузовиков того времени плавными округлыми обводами.

500

Больше всего творческой энергии пришлось затратить на облицовку радиатора, которой было нарисовано, как минимум, шесть вариантов: с крупными ячейками и с ячейками поменьше, с прямым или изогнутым верхним профилем, с опущенными над фарами “бровями”. Но окончательный выбор пал на самый примитивный, но, видимо наиболее технологичный вариант с 13-ю вертикальными прорезями – именно в таком виде новый автомобиль встал на конвейер. Случилось это 16 марта 1965 года.

500

А уже 31 декабря того же года заводские цеха покинул последний экземпляр “двухсотого” семейства, оставив в производственной программе предприятия только бескапотные грузовики, на многие десятилетия определившие вектор развития МАЗа. Надо сказать, что причиной общепризнанного успеха МАЗ-500 и других созданных на его базе моделей стала не только передовая компоновка. Немаловажную роль сыграло и оснащение этих автомобилей новейшим по тому времени дизелем ЯМЗ-236, сменившим старый двухтактный мотор, рев которого не могла заглушить никакая шумоизоляция, а расход топлива перекрывал все мыслимые нормы (у нового двигателя он сразу уменьшился на 10 л. – 100 км.).

500

О совершенстве ЯМЗ-236 свидетельствует тот факт, что и сегодня его модернизированными версиями оснащаются некоторые модификации МАЗов. Между тем, семейство “пятисотых” неудержимо росло. В марте 1963 года к бортовому автомобилю и самосвалу присоединился седельный тягач МАЗ-504. Затем, в декабре 1968 года, завершились испытания трехосных грузовиков МАЗ-514 и МАЗ-515, а месяцем позже модельный ряд пополнился лесовозом МАЗ-509.

500

Венцом семейства стал освоенный в производстве в январе 1969 года МАЗ-516, который первым из советских грузовиков получил поддерживающую третью ось. А еще через год Минский автозавод выпустил пилотную партию модернизированных МАЗ-500А, отличавшихся увеличенной на 100 мм. колесной базой, удлиненной на 50 мм. бортовой платформой, а также габаритной шириной, не превышающей максимально допустимые для движения по дорогам общего пользования 2500 мм.. Эти автомобили и сегодня порой можно встретить на дорогах стран СНГ.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

500 — это… Что такое МАЗ-500?

МАЗ-500

Общие данные

ЯМЗ-236
Марка:ЯМЗ-236
Объём:11150 см3
Максимальная мощность:180 л.с., при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент:667 Н·м, при 1500 об/мин
Конфигурация:V6
Цилиндров:6
Диаметр цилиндра:130 мм
Ход поршня:140 мм
Cтепень сжатия:16,5
Порядок работы цилиндров:1-4-2-5-3-6
механическая 5-ступ.
Производитель:ЯМЗ
Модель:236
Тип:механическая
Число ступеней:5-ступ.
Передаточные отношения: 
1 передача:5,26
2 передача:2,90
3 передача:1,52
4 передача:1,00
5 передача:0,66
Задняя передача:5,48
Переключение:напольный рычаг
Главная передача ведущих мостов — двойная с планетарными редукторами в ступицах колес, передаточное число — 7,24.

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя:1865 мм
Колея передняя:1970 мм

Динамические

Макс. скорость:85 км/ч

На рынке

Предшественник

Infobox-jv-flechesg.png Предшественник

Преемник

Infobox-jv-flechesd.png Преемник

МАЗ-500А

Другое

Грузоподъёмность:7500 кг,
прицеп общей массой 12000 кг[1].
Расход топлива:25 л/100 км
Объём бака:200 л

МАЗ-500 — советский грузовой автомобиль, выпускавшийся на Минском автомобильном заводе.

Описание

Первые опытные образцы появились в 1958 году, первые пробные сборки грузовика были выпущены в 1963 году.Первые серийные грузовики МАЗ-500 сошли с конвейера в марте 1965 года. 31 декабря 1965 года с главного конвейера сошел последний автомобиль 200-го семейства МАЗов и с 1966 года завод полностью перешел на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500. В отличие от предшественника, МАЗ-500 имел компоновку с кабиной над двигателем, что позволило несколько снизить вес машины и увеличить длину грузовой платформы, что в итоге привело к увеличению грузоподъемности на 500 кг.

Базовым вариантом стал бортовой с деревянной платформой МАЗ-500 грузоподъемностью 7500кг с колесной базой 3850 мм. Автомобиль имел характерную декоративную облицовку решетки радиатора из 14-ти вертикальных ребер, кожух, прикрепленный к задней стенке кабины. Автомобили комплектовались 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на четырех высших передачах и гидроусилителем руля. Благодаря мощному двигателю, МАЗ-500 мог буксировать прицеп полной массой 12 000 кг.

Новое «500-ое» семейство представляло собой модельный ряд, в который помимо различных вариантов бортовых автомобилей также входили самосвал МАЗ-503, седельный тягач МАЗ-504, лесовоз МАЗ-509, шасси для размещения на нем различного специального оборудования МАЗ-500Ш.

В 1970 году на смену МАЗ-500 пришел МАЗ-500А с увеличившейся на 100мм колесной базой и увеличенной до 8 тонн грузоподъемностью. Габаритные размеры были приведены в соответствие с европейскими нормами, Изменено передаточное число главной передачи, в результате чего максимальная скорость машины увеличилась с 75 до 85 км/ч, колесная база увеличилась на 100мм (до 3950мм), а грузоподъемность возросла до 8 тонн.

Внешне 500-ые второго поколения можно отличить по новой «клетчатой» решетке радиатора. Кроме того, исчез кожух за кабиной. За дверями, на уровне ручки двери, появился повторитель сигнала поворота.

МАЗ-500А и его модификации продержались на производстве до 1977 года, когда они были заменены новым семейством МАЗ-5335.

Модификации

  • МАЗ-500Ш – шасси под комплектацию
  • МАЗ-500В – бортовой с металлической платформой
  • МАЗ-500Г – длиннобазный бортовой
  • МАЗ-500С (МАЗ-512) – северный вариант
  • МАЗ-500Ю (МАЗ-513) – тропический вариант
  • МАЗ-505 – полноприводный.

См. также

Примечания

Ссылки

Грузовик номер 1 среди Советских дальнобойщиков, МАЗ 500

Современные дальнобойщики могут похвастаться своими комфортными грузовиками, по большей части это зарубежная техника, которая доставляет минимум хлопот в рейсах.

История дальнобоя в нашей стране началась достаточно давно, но по-настоящему он вышел на высокий уровень, когда в 1963 году состоялся первый международный рейс. Главным предприятием осуществлявшим грузоперевозки в СССР был Совтрансавто. В ряду его грузовиков до 1973 года самым массовым был МАЗ-500. А как раз в 1973 году было принято решение закупить заграницей тягачи Volvo. Но сегодня нас интересует именно грузовик МАЗ-500, его и обсудим.

Автомобиль выпустили в 1963 году на Минском автозаводе. На машину установили дизельный двигатель марки ЯМЗ 236 объемом 11 литров, мощностью 180 л.с. Трансмиссию установили пятиступенчатую механическую. Грузовик весил 6.5 тонн. Максимально развиваемая скорость составляет 75 км/ч. Расход топлива грузовика примерно 25 литров на 100 километров пути. Для горючего был размещён топливный бак размером 200 литров.

Грузовик МАЗ-500 сделан настолько простым и неприхотливым, что получил призвание не только в междугородних и международных перевозках, но и в армии. Он может функционировать даже с полностью неисправной электропроводкой. К слову сказать шофёры выполняющие международные рейсы были отобраны очень тщательным образом. Конкурс на это место был огромен, они ездили за рулем в рубашках и гаслстуках, от них не было слышно ни мата ни брани.

Если у Вас есть ещё какая-то информация связанная с автомобилями Советских дальнобойщиков, поделитесь ей в комментариях.

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

Технические характеристики МАЗ-500

1965–1970 1970–1977
основные
расположение руля слева
количество дверей 2
количество мест
всего 3 2
из них неполноценных 0
конструкция рамная рамная
геометрия
габариты
длина 7 140 мм 7 100 мм
ширина 2 500 мм 2 650 мм
высота 2 650 мм
колёсная база 3 950 мм
колея
передняя 1 970 мм
задняя 1 865 мм
дорожный просвет
стандарт 270 мм
масса
снаряженная 6 600 кг
полная 14 825 кг
двигатель
название ЯМЗ ЯМЗ-236 ЯМЗ
тип Поршневой
расположение спереди, продольно
система питания инжектор
материал блока чугун чугун
цилиндры/клапаны V?/2 V6/2 V?/2
объем 11 150 см³
мощность
мощность 180 л.с.
в диапазоне от 2 100 об/мин
крутящий момент
крутящий момент 667 Нм
в диапазоне от 1 500 об/мин
степень сжатия 16,5
топливо дизель
турбонаддув нет
охлаждение жидкостное
трансмиссия
привод задний
коробка передач МКПП МКПП 5 (ЯМЗ) МКПП 5 МКПП
сцепление Фрикционное, сухое, двухдисковое Двухдисковое, сухое
подвеска и рулевое управление
передняя подвеска
тип упругого элемента рессорная на продольных полуэллиптических рессорах
тип направляющего аппарата зависимая
амортизаторы
регулируемость нет
стабилизатор поперечной устойчивости нет
задняя подвеска
тип упругого элемента рессорная на продольных полуэллиптических рессорах
тип направляющего аппарата зависимая
амортизаторы
регулируемость нет
стабилизатор поперечной устойчивости нет
тип рулевого управления Винт и гайка с перекатывающимися шариками, с гидроусилителем
тип передней подвески (уст.) Зависимая, балка На продольных полуэллиптичсеских рессорах, амортизаторы гидравлические телескопичиские Зависимая
тип задней подвески (уст.) Зависимая, рессорная На продольных полуэллиптичсеских рессорах с дополнительными рессорами Зависимая
электрика
напряжение бортовой сети 24 V 24 V
динамические характеристики
максимальная скорость 85 км/ч
ограничитель скорости нет
эксплуатационные характеристики
объем топливного бака 200 л
Система «старт-стоп» нет нет
грузоподъемность 8 000 кг
масса буксируемого прицепа 12 000 кг
разворот
диаметр 19 м
тормозная система
ABS нет нет
передние тормоза
описание Барабанные
тип барабанные барабанные
материал металл
перфорированные нет
задние тормоза
описание Барабанные
тип барабанные барабанные
материал металл
перфорированные нет
колёса и диски
материал дисков сталь
место производства БССР, Минск Минский Автомобильный Завод, ул. Социалистическая 2, г.Минск, БССР БССР, Минск