Лондон сидней ралли: Ралли Лондон — Сидней — Википедия – Ралли-марафон Лондон-Сидней 1968 года

London-Sydney, London-Mexico Rally Marathon — Марафонская гонка

Гоночный москвич

Большинство российских любителей спорта знают об автомарафонах благодаря успехам грузовиков из команды “КАМАЗ-мастер” и лишь немногие помнят об участии в знаменитых трансконтинентальных ралли “Москвича 412”. Главной наградой советским автопроизводителям за хорошее выступление стало признание машины за рубежом.

Ралли Лондон – Сидней

Раллийная гонка из столицы Великобритании в австралийский Сидней, проведенная в 1968 году, считается первым в истории автомарафоном. Из 98 стартовавших экипажей, до финиша добралось лишь 56. Изначально планировалось, что данное спортивное мероприятие будет проведено однократно, но впоследствии маршрут гонки был повторен еще четырежды. В послевоенный период Великобритания испытывала экономические трудности и нужно было найти информационный повод чтобы поднять дух нации.

Ретро-автомобиль на ралли-марафоне
Машина едет по лесу

 

Трансконтинентальное ралли, способное привлечь внимание к успехам английского автопрома, хорошо подходило для этой цели. Первым эту идею выдвинул владелец газеты Макс Эйткен, вошедший в число спонсоров мероприятия. Приз за победу в соревновании составил 10 тыс. фунтов стерлингов.

Подготовленное к ралли-реду авто

 

Ход гонки и маршрут

Соревнование проходило сразу в 3 частях света: Европе, Азии и Австралии. Маршрут был проложен так чтобы охватить как можно больше стран. Европейская часть состояла из 4 этапов по территории Англии, Франции, Италии и Югославии. В Азии гонщики проехали 7 этапов по Турции, Ирану, Афганистану, Пакистану и Индии. Австралия приняла сразу 19 этапов с торжественным финишем в Сиднее.

 

Европейская часть ралли прошла с приключениями но единоличного лидера не выявила. В Турции лидерство в генеральном зачете захватил Р. Кларк на Лотусе. Сложный горный этап под снегом и дождем он прошел со средней скоростью превышающей 60 миль в час. К концу азиатской части ралли Кларк шел первым, его преследовали С. Лампинен на Тойоте и Л. Бьянки на Ситроене.

 

В Австралии у Кларка начались технические проблемы. Он потерял много времени, меняя поршень и дифференциал заднего моста на своей машине, а лидерство захватил Бьянки. К концу 19 этапа экипаж француза уверенно возглавлял общий зачет ралли но попал в аварию, не добравшись до финиша всего 150 миль.

Стоянка раллийных машин

 

Шедший вторым П. Хопкирк остановился чтобы помочь пострадавшим и тоже потерял шансы на победу. В результате победителем ралли был провозглашен Э. Коэн на Hillman Hunter. Вторым оказался Хопкирк, а третье место занял австралиец Ян Вон.

Машина для ралли в степи

 

История: 70-90-е гг.

Второй раз ралли по тому же маршруту прошло в 1977 году. Главным фаворитом гонки являлся Мерседес, а спонсором выступила австралийская авиакомпания. Свой успех удалось повторить Э. Коэну на Mercedes 280E, вторым стал Т. Фоукс на таком же автомобиле, а третье место занял П. Хопкирк на Ситроене.

Раллийных Мерседес

 

Третье издание ралли состоялось в 1993 году и прошло в формате ретро-гонки в которой участвовали машины выпущенные не позднее 1970 года. Победил Ф. Тузилл на Porsche 911.

Раллийная машина на заправке

 

История 2000-х

В 2000 году состоялась вторая классическая гонка где победил швед С. Бломквист. В 2004 году в ралли приняли участие автомобили выпущенные до 1977 года. Весь пьедестал заняли новозеландские пилоты на Honda Integra. Последняя на сегодня ретро-гонка состоялась в 2008 году в рамках празднования 40-летия знаменитого ралли. 18 машин проехало по заключительной части маршрута из австралийского Вангаратта до Сиднея.

 

Ралли Лондон – Мехико

В 1970 году состоялся второй крупнейший трансконтинентальный автомарафон, взявший старт на лондонском стадионе “Уэмбли” 19 апреля и финишировавший в столице Мексики 27 мая. Спортсмены проехали 16000 миль (25700 км) по Европе, Южной и Центральной Америке. На старт ралли вышло более 100 автомобилей. В гонке приняло участие много знаменитых гонщиков: Э. Коэн, Т. Фолл, Д. Мюрей, Р. Алтонен, Г. Перкинс и др. Победу одержал финн Х. Миккола на Ford Escort 1850GT.

Старое фото гоночных машин

 

Организация и маршрут гонки

Ралли проходило по территории многих стран Европы: Англии, Франции, Германии, Австрии, Испании, Венгрии, Югославии, Болгарии, Португалии. Из Лиссабона в Рио-де-Жанейро автомобили перевозили через Атлантический океан на 2 судах. В Южной Америке гонщики проехали через Бразилию, Аргентину, Чили, Боливию, Перу и Колумбию. После еще одного морского трансфера в Панаму, пелотон пересек территорию Коста-Рики и финишировал в Мехико.

Гонка в пустыне

 

Автомобили принимавшие участие

Технические требования к автомобилям не были слишком строгими. Большинство участников соревновалось на серийных моделях или их модернизированных версиях. В ралли приняли участие самые разные машины: от Volkswagen Beetles до Rolls-Royce. Свои заводские команды прислали Ford, British Leyland, Citroen и Москвич.

Отрыв машины от земли
ЧБ фото машины

 

Форд использовал модифицированную версию Escort Mk Is, оснащенную мощным мотором объемом 1850 куб. см. На каждом автомобиле было по 2 пилота. British Leyland участвовала в ралли двумя машинами: Triumph 2.5PI Mark 2s и Austin 1800s. Ситроен прислал DS21.

ЧБ ситроен
ЧБ Москвич

 

СССР и марафоны Лондон – Сидней / Мехико

Советский Союз был представлен командой “Москвич”, использовавшей 412-ю модель. Результаты советских раллистов на знаменитых многодневках признаны хорошими. В гонке Лондон-Сидней команда  заняла четвертое место в общекомандном зачете, а в ралли Лондон-Мехико – третье. При этом гонщикам из СССР пришлось соревноваться с более мощными автомобилями такими как Ford Falcon.

ЧБ Форд Фалкон

 

В 1972 г. британец Т. Лэнфренчи на Москвиче стал победителем в своем классе в автогонках British Saloon Car Championship. В ралли “Западные сафари – Аргунгу” (1973-й г.) советский экипаж занял в личном зачете второе место.

ЧБ Спонсор автоэкспорт

 

Доработка авто Москвич 412

В первых ралли участвовал серийный Москвич 412 с небольшими модификациями. Усиление кузова, защита картера мотора, увеличение колесных дисков, дополнительный топливный бак и навигационные приборы. Автомобиль весил примерно на полтонны больше, а его мощность не намного превышала нормативную. В 1972 г. АЗЛК начал готовиться к первенству СССР. Экипажи впервые использовали спортивный Москвич 412Р с двигателем оснащенным двумя распредвалами.

ЧБ Москвич на ралли
ЧБ Пилот и Штурман на ралли

Москвич с номером 98

Цветное фото Москвича

 

Успехи на Лондон-Сидней 1968

Все машины успешно добрались до финиша. Лучшим среди “Москвичей” был экипаж С. Тенишева, занявший 20 место. Остальные финишировали на 22, 28 и 33 позициях.

Проезд через чекпоинт

 

Успехи на Лондон-Мехико 1970

Лучший экипаж финишировал заняв 12 место в индивидуальном зачете. Сложность маршрута подчеркивает тот факт, что до финиша добралось 23 автомобиля – менее четверти от стартовавших.

Автопробег

 

Успехи на Аргунгу 1973

Советские машины заняли 2, 3 и 5 места, обойдясь без существенных поломок. Финиш пересекло лишь 8 экипажей из 27 стартовавших.

Стоянка раллийных москвичей

 

 

Коммерческий успех

Спортивный успех окрылил московских автопроизводителей. Почти половина россиян хотела приобрести Москвич 412. За рубежом он заработал репутацию прочной и надежной машины. Продажи автомобилей этой модели в начале 70-х годов резко выросли во всем мире.

Двух миллионный москвич

Триумфаторы века: «Москвичи», победившие Porsche-911 и BMW 2002

 Во второй половине 60-х годов слава о советских "Москвичах" гремела на всю планету. Мировую популярность продукции Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола принесли ралли века — трансконтинентальные марафоны "Лондон — Сидней" и "Лондон — Мехико".

Сегодня уважающие себя европейские газеты и журналы занимаются спонсорством модных тусовок и концертов. Четыре с половиной десятилетия назад ведущие издания увлекались автоспортом, организовывая трансконтинентальные марафоны. В крупнейших ралли-рейдах прошлого века «Лондон — Сидней» 1968 года и «Лондон — Мехико» 1970 года принимали участие советские команды.

Кому быть героем?

После того как руководители «Автоэкспорта» узнали о предстоящем первом марафоне, было решено поучаствовать в нем — для продвижения достаточно популярных на некоторых рынках отечественных машин и поднятия престижа советского спорта.

В Советском Союзе закипели дискуссии. Чиновники внешнеторговой организации спорили, какой модели участвовать в гонке: «Волге» ГАЗ-21 или «Москвичу-408». Вместе с инженерами рассматривали надежность и ремонтопригодность машин, популярность на рынках стран, через которые проходит маршрут соревнования.

1277406005_vozvr_02_04.jpg

Последнее слово сказал маркетинг. Первая «Волга» была устаревшей машиной, ей уже подготовили достойную замену. А вот «Москвич» — другое дело! «Малолитражка», как тогда говорили о машинах с 1.3-1.5-литровым объемом мотора, неплохо продавалась за границей (до 65% годового выпуска уходило на экспорт). К тому же машина недавно получила новый, более мощный (75 л.с.) двигатель УМЗ-412, и нужно было завоевывать новые рынки.

Анатомия гоночного «Москвича»

В гонке «Лондон — Сидней» стартовали четыре «Москвича», а финишировали три из них (результат лучшего экипажа — 20-е место). Через три года в «Лондон — Мехико» приняли участие уже пять экипажей, три из которых доехали до финиша, заняв в абсолютном зачете 12-е, 17-е и 20-е места, а в своем классе (объем 1.3-1.6 л) оккупировали подиум со 2-го по 4-е место. Что же собой представлял автомобиль, который удивил весь автомобильный бомонд 60-х?

Четырехдверный пятиместный седан с несущим кузовом пришел на смену модели 403 (это ее за схожесть с ГАЗ-21 шутники именовали маленькой «Волгой»). Разработка совершенно нового в сравнении с предшественником автомобиля началась на МЗМА в 1959 году, серийное производство машины стартовало в 1964 году. Через пять лет «Москвич» пережил, говоря современным языком, рестайлинг. В числе прочего передняя оптика стала прямоугольной, изменились интерьер, задние крылья и фонари.


autowp.ru_moskvich-408_v_ralli_london-sidney_2.jpeg

Технический регламент обоих марафонов не ограничивал участников в усовершенствовании автомобилей. Но заводская команда «Москвича» приняла решение выступать на стоковых седанах, внеся лишь минимальные доработки. Ход сработал. Потенциальные покупатели видели, как серийные машины преодолевают самые серьезные препятствия, и спешили в автосалоны покупать советские «Москвичи» — крепкие и выносливые.

В марафоне 1968 года принимали участие четыре бежевых «Москвича-412» в старом «четыреста восьмом кузове» — с вертикальными задними фонарями и четырьмя круглыми фарами. В 1970 году к финишу в Мехико пробивались уже серо-голубые рестайлинговые машины. Их фары были прямоугольными, а задние светоблоки расположены горизонтально, не считая выступающего вверх треугольника указателя поворотов.


-l_SMJtH-pM.jpg cYierk__sGs.jpg

Автомобили для марафонов проверялись основательно. Первым делом на Уфимский моторный завод отправилась команда инженеров с АЗЛК, которая следила за изготовлением и обкаткой на стендах силовых агрегатов для боевых машин. Каждый двигатель проработал 62 часа, после чего их разобрали, проверили и вновь собрали. Каждая деталь в моторе получила свой сертификат качества. Сами двигатели были стандартные, не форсированные. Дело не в неумении отечественных инженеров повышать мощность двигателей, а в том, что на многих участках маршрута были лишь заправки с топливом октанового числа 66-70, при том, что даже нефорсированному УМЗ-412 требовался 93-й бензин. Учитывая то обстоятельство, что несколько тысяч километров экипажам предстояло проехать на высоте 3-4 тыс. м, в карбюраторах появились высотные корректоры.

Сборка самих автомобилей на заводском конвейере также проходила под присмотром инженеров и пилотов. В машинах для первого ралли-рейда кузов не усиливали, лишь проварили все стыки кузовных панелей сплошным швом вместо точечного. Из того, что отличало боевые машины первого марафона от серийных, стоит отметить также импортные амортизаторы Koni, дополнительный бензобак на 75 литров, масляный радиатор, расширительный бачок в системе охлаждения, усиленные рессоры, каркас безопасности, штурманское оборудование, гравийные шины Dunlop.

В 1970 году к уже перечисленным изменениям добавились более прочные маски на фары, алюминиевый поддон картера уступил место менее хрупкому стальному, в кузов вварили косынки и усилители. Также установили пневматический сигнал, гидровакуумный усилитель тормозов, усовершенствованную КПП с синхронизаторами на всех передачах.


fdg.jpg

Аксессуары и расходники

При подготовке к первому марафону встал вопрос о серьезной защите передней части машины от столкновений с кенгуру (ехать предстояло через Австралию). Заместитель главного конструктора завода лично разработал специальную быстросъемную решетку, которая крепилась через передние крылья к лонжеронам. Пилоты посчитали нескромным начинать в Лондоне ралли с установленной конструкцией, которая понадобится только через 10 000 км. Поэтому упакованные в деревянные ящики «кенгурины» отправили с оказией самолетом в Мумбаи, где марафон «догнал» их, и они были установлены на «Москвичи».

По правилам ралли, команды для каждого боевого авто должны были купить у спонсоров по одному комплекту шин, амортизаторов, баку топлива и канистре масла. В дальнейшем на протяжении всего марафона все эти комплектующие предоставлялись спонсорами бесплатно. С нашей командой приключилась история, которая с положительной стороны характеризует тогдашних представителей компании Koni. По пути на пароходе из Мумбаи в австралийский Перт гонщики, ремонтировавшие «Москвичи», выявили отсутствие запасных амортизаторов. Тогда капитан советской команды прямо с судна отправил телеграмму в центральный офис компании в Нидерланды (не зная точного адреса) с просьбой прислать в порт прибытия недостающие комплектующие. Местные торговые представители оперативно среагировали, и уже в порту наших гонщиков ждали новые амортизаторы.

О нетребовательности к расходникам и ремонтопригодности «Москвичей» говорит такой показательный случай. На одном из австралийских спецучастков острым камнем перебило тормозную магистраль, вытекла вся тормозная жидкость, а запасной бутылочки с собой не оказалось. Тогда изобретательные пилоты позаимствовали обычную воду из расширительного бачка и наполнили ею тормозную систему. Со столь необычной «тормозухой» автомобиль успешно проехал более сотни километров и финишировал с небольшим штрафом. Отдельного слова заслуживает феноменальная скорость выполнения всех ремонтных работ гонщиками и по совместительству механиками. Так, на замену коробки передач в полевых условиях отводилось 25 минут, на замену поддона картера двигателя — всего 20.


autowp.ru_moskvich-412_ralli__tur_evropyi__2.jpg IMG_9815.JPG IMG_9977.JPG

По итогам ралли-рейдов на автозаводе собирались совещания, на которых оглашались основные неисправности и проговаривались возможности внесения изменений в конструкцию серийных машин. В марафонах самыми частыми неисправностями оказывались течь сальника заднего моста, выбивание четвертой передачи, сгорание от перегрева манжет в рабочих тормозных цилиндрах, нарушение работы корзины сцепления. Усовершенствованные крепления рессор, диафрагменное сцепление, гидровакуумный усилитель тормозов — вот лишь часть нововведений, которые внесли в конструкцию товарных автомобилей по результатам марафонов.

В путь!

Крупнейшие в истории мирового автоспорта ралли-рейды «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико» полностью открыли всему миру спортивный (да и потребительский) потенциал советских машин. О наших соотечественниках, людях, которые героически преодолели десятки тысяч километров на трех континентах, об их борьбе с дикой природой, техническими проблемами и именитыми соперниками мы расскажем в следующей публикации.

vozvr_02_03.jpg


Читайте также:


Ралли Лондон — Сидней Википедия

Марафон Лондон — Сидней (англ. London-Sydney Marathon) был проведён в 1968 году и стал одним из ключевых ралли-рейдов в истории автоспорта, его называют первым марафоном[1]. Оригинальная гонка планировалась как однократное спортивное мероприятие, но позже были проведены ралли по этому маршруту. Второй ралли-рейд был организован в 1977 году, третий раз гонка проводилась в 1993, это было юбилейное ралли посвящённое 25-летию первого соревнования. После этого соревнование проводилось в 2000 и 2004 годах.

Победителем в 1968 году стал британский экипаж на Hillman Hunter (англ.) производства Rootes Group, экипаж: Эндрю Коэн (англ.), Колин Малкин и Брайан Койл. До финиша добрались пятьдесят шесть автомобилей, в том числе четыре команды.

В ралли принимала участие команда «Автоэкспорта» на автомобилях «Москвич», которая успешно дошла до финиша. В нее входили экипажи Сергея Тенишева (20 место по итогам ралли), Уно Аавы (22 место), Александра Ипатенко (33 место) и Виктора Щавелева (38 место)[2].

1968[ | ]

Первый марафон среди ралли-рейдов был запущен в конце 1967 года, когда в Великобритании происходил экономический застой, вызванный последствиями Второй мировой войны. Страна испытывала серьёзные потрясения, которые выражались в девальвации национальной валюты (фунта стерлингов). Отдельные деятели Великобритании осуществляли деятельность, направленную на общий подъём экономики.

Одним из таких лиц стал владелец Daily Express сэр Макс Эйткен (англ.) выдвинул идею создать информационный повод для подъёма настроений в стране. Этот повод газета сможет использовать и тем самым поднять свой уровень работы. Владелец газеты и два руководителя предприятия — Джоселин Стивенс и Томми Сопвит — решили спонсировать спортивное мероприятие, в котором хорошо могут выступить представители Британии[3].

Выбор пал на автогонки, которые могли выгодно представить продукцию британского автопрома за рубежом — в первую очередь претендентами на победу должны были стать национальные марки Rootes Group и British Motor Corporation. Трасса соревнований была проложена не случайно и охватывала существенную часть территорий

РАЛЛИ ЛОНДОН-СИДНЕЙ 1977 — Март 1978 года

  • Онлайн
    • Архив
    • Форум
    • Wiki
    • Купи авто
    • Реклама
  • Издания
    • Журнал “За рулем”
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Журнал “Купи авто”
    • Журнал “Мото”
    • Журнал “Рейс”
    • Книги, Каталоги
    • Подписка
  • Товары и услуги
    • Интернет магазин
    • Товары ЗР
    • Реклама
    • Турбюро
  • Реклама
  • Подписка
  • Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто
  • Войти
  • Анонсы
  • Издания
    • За рулем
    • Газета «За рулем — Регион»
    • Купи авто
    • Мото
    • Рейс
  • За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
    • Новинки
    • Популярная литература
    • Техническая литература
  • Марки и модели
    • Все марки
    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Alpina
    • Aston Martin
    • Audi
    • BAW
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
    • Bristol
    • Bugatti
    • Buick
    • BYD
    • Cadillac
    • Caterham
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
    • Cord
    • Dacia
    • Daewoo
    • Daihatsu
    • Delahaye
    • Derways
    • DFM
    • Dodge
    • Eriba moving
    • FAW
    • FBS
    • Ferrari
    • FIAT
    • Fisker
    • Ford
    • Freightliner
    • Geely
    • GMC
    • Great Wall
    • Grinnall
    • Gumpert
    • Hafei
    • Haima
    • Hino
    • Honda
    • Horch
    • Hummer
    • Hymer
    • Hyundai
    • Infiniti
    • International
    • Iran Khodro
    • Isuzu
    • Iveco
    • JAC
    • Jaguar
    • Jeep
    • Jinbei
    • Kamaz
    • KIA
    • Lamborghini
    • Lancia
    • Land Rover
    • LDV
    • Lexus
    • Lifan
    • Ligier
    • Lincoln
    • Lotus
    • Luxgen
    • Mahindra
    • Man
    • Maserati
    • Maybach
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mercury
    • MG
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Morgan
    • Nash Ambassador
    • Nissan
    • Noble
    • Opel
    • ORCA
    • Pagani
    • Pegaso
    • Perodua
    • Peugeot
    • Piaggio
    • Pininfarina
    • Polaris
    • Pontiac
    • Porsche
    • Proton
    • Renault
    • Rolls-Royce
    • Rover
    • SAAB
    • Saleen
    • Samsung
    • Saturn
    • Scania
    • Scion
    • SEAT
    • Setra
    • Shuanghuan
    • Skoda
    • Smart
    • Spyker
    • Ssang Yong
    • Steyr
    • Strathcarron
    • Studebaker
    • Subaru
    • Suzuki
    • TATA
    • Tianma
    • Tianye
    • Toyota
    • Tucker
    • Venturi
    • Volkswagen
    • Volvo
    • Vortex
    • Westfield
    • Willys
    • Xin Kai
    • YAMAHA
    • Zxauto
    • Богдан
    • ВАЗ
    • Валдай
    • ВИС
    • Волжанин
    • ГАЗ
    • ГолАЗ
    • ё-мобиль
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЗИС
    • ЗМЗ
    • ИЖ
    • КАВЗ
    • Комбат
    • КРАЗ
    • ЛиАЗ
    • МАЗ
    • Москвич
    • ОКА
    • ПАЗ
    • РОАЗ
    • Сталкер
    • ТагАЗ
    • Тигр
    • УАЗ
    • Урал
  • Поиск
  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск
ЗР 1978
  • ЗР 2020
  • ЗР 2019
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957
  • ЗР 1956
  • ЗР 1955
  • ЗР 1954
  • ЗР 1953
  • ЗР 1952
  • ЗР 1951
  • ЗР 1950
  • ЗР 1949
  • ЗР 1948
  • ЗР 1947
  • ЗР 1946
  • ЗР 1945
  • ЗР 1944
  • ЗР 1943
  • ЗР 1942
  • ЗР 1941
  • ЗР 1940
  • ЗР 1939
  • ЗР 1938
  • ЗР 1937
  • ЗР 1936
  • ЗР 1935
  • ЗР 1934
  • ЗР 1933
  • ЗР 1932
  • ЗР 1931
  • ЗР 1930
  • ЗР 1929
  • ЗР 1928
№3
  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
РАЛЛИ ЛОНДОН-СИДНЕЙ 1977
  • К обзору номера
  • 0 — СВОИМИ СИЛАМИ
  • 0 — Электрооборудование мотоциклов «Восход—2», «Восход—2М», ММВЗ—3.115 и мотороллера «Электрон» В—150М
  • 0 — Новые номерные знаки
  • 0 — ОБЛОЖКА НОМЕРА
  • 0 — Вас обслуживает ВАЗ
  • 2 — Плановость, инициатива
  • 4 — Советская техника
  • 5 — Новости, события, факты
  • 6 — По труду
  • 7 — Книжная полка
  • 8 — Преподавателям автошкол и клубов
  • 9 — 8 марта — Международный женский день
  • 10 — Маршрутами социалистической интеграции
  • 12 — Наука о поведении автомобиля
  • 15 — Вместо актуальной колонки
  • 16 — С постоянного на переменный
  • 18 — Потекут ли мовильные реки?
  • 19 — Главное стекло автомобиля
  • 21 — Новые номерные знаки
  • 22 — Страничка мотоциклиста
  • 23 — Справочная служба
  • 24 — Познай себя
  • 24 — На дорогах всего света
  • 25 — Это могло не случиться
  • 26 — Правильно ли мы ездим?
  • 28 — При мнимом преимуществе
  • 29 — Экзамен на дому
  • 30 — Все решила «Русская зима»
  • 32 — От основания до вершины
  • 34 — Я, Серега и «Москвич»

По маршруту исторических ралли Лондон-Сидней — 1968

По маршруту исторических ралли  Лондон-Сидней — 1968

В 1968 году состоялись величайшие гонки всех времен — «Марафон Лондон-Сидней». Увлечение автомобильными гонками возникло в начале ХХ века, кульминацией стали «Пекин-Париж» в 1907 и «Нью-Йорк-Париж» в 1908 году.

Первая мировая война, Великая депрессия, Вторая мировая война прервали эти развлечения. Только к 1968 году мир оказался открыт настолько, чтобы позволить себе ралли через десяток стран и пару континентов.

Идея марафона пришла в голову гонщику Томми Сопвич, он пришел с ней к своему другу, владельцу «Дейли телеграф» Максу Эйткину. Уже через полгода они разработали маршрут из Лондона до Бомбея, затем на корабле в Перт и снова по суше — в Сидней. Предполагалось, гонщики пройдут 11 030 километров до Бомбея за 7 дней 9 часов и 28 минут со средней скоростью 86 км/ч, и по Австралии 5664 километра за 67 часов и 41 минуту со средней скоростью 84 км/ч. Это означало непрерывное движение, с остановками только на дозаправку и необходимый сервис, без ночевок, без перерывов на еду и сон.

Никто из гонщиков, а это были самые опытные водители в мире, не знал, что их ждет. Еще никто никогда не участвовал в таком марафоне. Общая награда составляла 22,650 тысяч фунтов стерлингов, в пересчете на сегодняшние деньги где-то 500 тысяч долларов. Гонщиков больше привлекала слава, будущие дивиденды, а также приключение как таковое. Приключение, которое случается раз в жизни и не забывается никогда.

Британские команды выступали от больших автомобильных концернов, с их полной технической поддержкой. В гонках участвовала команда поляков, подготовивших автомобиль «Порше». Советская компания «Автоэкспорт», стремясь завоевать европейский рынок, решила представить четыре автомобиля «Москвич-408». Советские гонщики избрали тактику постоянной поддержки друг друга. Если один останавливался, остальные три машины тоже останавливались, готовые прийти на помощь.
Кроме национальных команд и команд автомобильных компаний, в гонках участвовали независимые гонщики. Они не могли похвастаться масштабной технической поддержкой, но жажда приключений и отдельный приз независимому участнику привели на старт гонщиков десяти стран на сорока марках автомобилей.

Австралийская часть маршрута оказалась наиболее сложной. Красная пыль заслоняла обзор. Дорожное покрытие представляло собой мелкий гравий, стирающий покрышки в труху. Кенгуру дожидались на обочине, чтобы прыгнуть под колеса. От гонщиков требовалось предельная концентрация, и такую концентрацию они должны поддерживать часами, день за днем.
Двигатель одной из машин полетел на высоких оборотах, и она выбыла из гонок. Еще одна машина сбила кенгуру, который влетел под дно автомобиля, и водитель потерял двадцать минут — и двадцать баллов на контрольном пункте. Две машины пострадали, въехав в норы вомбата. Один из водителей серьезно поранился, штурмуя песчаную дюну.
К концу гонок лидировала французско-бельгийская команда Жан-Клода Ожье и Люсьена Бианки, на Citroen DS21. Они пришли первыми на последний скоростной пункт, Хиндмарш Стейшн, после которого должны были пройти два небольших транспортных участка до финиша.
Оставалось 330 километра до финиша. Даже на транспортном участке должны были ехать в соответствии с маршрутной картой, со средней скоростью под 90 км/ч. У небольшой речки столпились зрители и журналисты, и французский гонщик победно, в брызгах воды, как в победных брызгах шампанского, преодолел препятствие.

Но тут произошло самое драматическое событие гонок.
Из Науры навстречу марафону выехал «Мини-Купер S» с двумя восемнадцатилетними подростками. На повороте они увидели приближающийся «Ситроен». Французский гонщик затормозил, но разминуться они не могли. «Мини» влетел в них лоб в лоб. Нога бельгийца попала в ловушку и оказалась сломана. «Мини» загорелся.
На дороге никого не было. Никто не видел и не слышал столкновения. Ожье выскочил из машины с огнетушителем. Мотор «Мини» работал, грозя скорым взрывом. К счастью, в этот момент их догнала машина с британцем Падди Хопкирком. Вместе они чудом затушили «Мини». Хопкирк помчался назад к ручью, где толпились зрители, сам рискуя врезаться в приближающихся за ним гонщиков.
Все бросились к месту столкновения. Они вытащили раненых — один из подростков тоже сломал ногу, второй постоянно терял сознание — и как можно скорее повезли их в местную больницу. Они столкнули покореженные автомобили по разные стороны дороги, успев расчистить проезд до появления Эндрю Коуана на «Хиллман Хантер».
Все произошло чрезвычайно быстро. Коуан приостановился, чтобы понять, что его помощь не требуется, и помчался дальше. Даже Хопкирк продолжил гонки. По итогам скоростного зачета он следовал за Коуаном и пришел к финишу следом за ним.

Авария изменила ход гонки, не только сменив лидера, но и поменяв настроение участников. Гонщики проезжали место аварии и видели два смятых в лобовом столкновении, обгорелых автомобиля. Многие останавливались, выходили из машин и предлагали помощь.
Но гонки продолжались. Спустя два часа гонщики стали прибывать к финишу на Ворвик Фарм в пригороде Сиднея. Их дожидалась там десятитысячная толпа во главе с премьером Нового Южного Уэльса. Первым приехал «Хиллман Хантер» с Эндрю Коуаном. Они промчались 16 694 километра за 10 дней 7 часов и 9 минут. Через шесть минут прибыл Хопкирк, и в течение еще одиннадцати часов — остальные гоночные автомобили.

Из 100 стартовавших в Лондоне автомобилей до финиша добрались 56. Лучшая из австралийских команд пришла третьей. Поляки пришли четвертыми, показал чудеса мастерства, удивившие даже мастеров гонок. Все советские машины добрались до финиша, что высоко подняло рейтинг «Москвича» на международном автомобильном рынке.
Уже на следующий день Палата общин Великобритании распространила заявление, отмечающее «успех британских гонщиков и британских машин в марафоне Лондон-Сидней» и поздравляющее «британскую автомобильную промышленность с изготовлением лучших в мире автомобилей».
Французские гонщики навсегда остались убеждены, что столкновение под Наурой было подстроено, чтобы вывести французскую машину с победного места — ведь гонка задумывалась как триумф британского автомобилестроения.

Но это уже история. А в декабре 2018 года, в ознаменование 50-летнего юбилея великих гонок, в компании клуба исторических машин мы отправились повторить заключительные этапы маршрута. Путь начинался в городке Вангаррата в 600 км от Сиднея. Мы стартовали колонной из 21 машины, среди которых были участники исторических гонок: Ford Falcon G, BMC 180, Vauxhall, Volvo… Были и другие машины, хоть и не участвовавшие в тех гонках, но заслуженные: старые Porsche, Alfa Romeo, еще Ford Falcon, Peugeot, Volkswagen… Задачи проехать как можно быстрее у нас не было, мы просто наслаждались компанией и дорогой, так что маршрут, пройденный гонщиками за 14,5 часов, у нас занял три с половиной дня.

Уже в первый день, когда мы проезжали ручей, несколько старинных машин останавливались посреди потока. Современные машины цепляли их на тросы и подтягивали на другой берег под рычание моторов и шипение пара. Водители со смехом вычерпывали ведра воды со дна машин, переодевали насквозь промокшую обувь — и следовали дальше.
Позже мы проехали по участку проселочной дороги, узкой, извивающейся по лесу тропе, прорубленной между деревьями на ширину автомобиля. Я могу только представить, как гнали по этой тропе во время старинных гонок! Мы ехали отдохнувшие, аккуратно объезжая рытвины, камни, ветки, пни… и проехали 38 километров со скоростью 20 км/ч. А не восемьдесят-девяносто, как в 1968 году! Зато мы любовались дикими животными: птицами лиру, какаду, кенгуру и ехиднами…

А потом пошла знаменитая дорога Барри Вей вдоль Снежной речки — обрывы, серпантин и повороты вдоль скал. Хорошо, пыли почти не было в дождливую погоду. Очень неприятно ехать по горному серпантину, когда красная пыль закрывает дорогу!

Наконец мы прибыли на Хиндмарш Стейшн, где в 1968 году закончилась скоростная часть ралли — и там нас встретили такие же плакаты об окончании этапа, и даже тот же человек, который штамповал книжки водителей 50 лет назад, поставил штамп в нашу дорожную книгу и на карточки участников. Там же мы встретились с «интересным человеком»: одним из тех самых «подростков на «Мини». Сейчас ему 68 лет и после многих лет молчания он начал рассказывать свою версию истории. Он продолжает уверять, что специального плана у них не было, просто решили поближе взглянуть на гонки, а в столкновении виноваты организаторы и полиция, не обеспечившая безопасность.

В последний день заезда мы добрались до Ворвик Фарм, где 50 лет назад финишировал марафон «Лондон-Сидней — 1968». Мы наслаждались видами природы, старинных машин, водителей, в семьдесят и восемьдесят лет по-прежнему болеющих гонками, и молодых людей — среди участников был подросток с ученическими правами, ехавший вместе с родителями. Наконец, мы разошлись, договорившись через год проехать другую часть старинного маршрута — по Южной Австралии. Надеюсь, расскажу и об этой поездке.

Татьяна БОНЧ-ОСМОЛОВСКАЯ, Сидней


Финальный этап марафона Лондон – Сидней 1968 года на фотографиях Брюса Томаса: sklyushnichenko — LiveJournal

Заметки про интересные автомобили (sklyushnichenko) wrote,
Заметки про интересные автомобили
sklyushnichenko
Categories: Маршрут первого трансконтинентального марафона Лондон — Сидней пролегал по одиннадцати странам Европы, Азии и Австралии на протяжении 10 000 миль (16 000 км). На старт вышло 98 автомобилей, до финиша добралось 56. Марафон был организован газетами Daily Express (Лондон) и Daily Telegraph (Сидней) и широко освящался в прессе. Австралиец Брюс Томас сделал представленные ниже фотографии на финальном этапе марафона в австралийском Новом Южном Уэльсе. Этап включал экстремальные участки для выявления безоговорочного победителя.
01.jpg
Citroen DS21 (Bianchi/Ogier)
Именно на финальном этапе лидирующий Citroen DS21 Люсьена Бьянки и Жана-Клода Ожье попал в серьезную аварию и выбыл из гонки. Бьянки в той аварии серьезно повредил руку и вместо подиума отправился в больницу, не доехав до финиша всего 150 миль. Печально, но один из сильнейших участников марафона, пилот Формулы-1, победитель 24 часов Ле-Мана 1968 года (за рулем Ford GT40) – Бьянки погиб уже в следующем году (30 марта 1969 года), во время подготовки к выступлению в 24 часах Ле-Мана 1969 года на Alfa Romeo Tipo 33.
02.jpg
BMC 1800 (Hopkirk/Nash/Poole)
Английские автомобили были очень конкурентоспособны и Пэдди Хопкирк (победитель ралли Монте-Карло за рулем Mini Cooper 1964 года) занял 2-е место в марафоне.
03.jpg
Hillman Hunter (Cowan/Coyle/Malkin)
В начале марафона Hillman Hunter выглядел маловероятным претендентом на победу, но после аварии Бьянки именно Hunter под управлением Эндрю Коуэна (впоследствии основатель раллийной команды Mitsubishi, обеспечившей 4 титула Томми Мякинена в период с 1996 по 1999 годы) подхватил знамя лидера марафона и довел дело до победы.
04.jpg
Ford Falcon GT (Hodgson/Rutherford)
Австралийские Форды были весьма сильны и заняли 3-е, 6-е и 8-е места.
05.jpg
BMC 1800 (Aaltonen/Liddon/Easter)
Легендарный финн Рауно Алтонен занял 5-е место.
06.jpg
Porsche 911S (Zasada/Wachowski)
Поляк Собислав Засада гнал изо всех сил на финальном участке, перебрался с 9-го на 5-е место и в итоге занял 4-е место. Можно было зацепиться за подиум, но ошибки экипажа в подсчетах контрольного времени этого не позволили.
07.jpg
Ford 20MRS (Kleint/Klapproth)
Немецкий Форд закончил марафон на 7-м месте.
08.jpg
Holden Monaro GTS (Ferguson/Chivas/Johnson)
Пилот заводской команды VW Барри Фергюсон занял 12-е место.
09.jpg
Ford Cortina Lotus (Clark/Anderson)
Роджер Кларк задавал темп на протяжении азиатских этапов и был первым в Бомбее, но в Австралии его преследовали технические проблемы и марафон был завершен на 10-м месте.
10.jpg
Volvo 144S (Welinski/Lister)
Австралийский экипаж на Volvo занял 13-е место.
11.jpg
Porsche 911 (Herrmann/Schuller)
Хотя в марафоне участвовало три 911-х, только экипаж Засады пользовался финансовой поддержкой Porsche, автомобили для Терри Хантера/Джона Дэвенпорта и Эдгара Херманна/Ханса Шуллера были подготовлены на частные средства. Экипаж Хантера сошел в Кабуле, а финишировавшие 15-ми Херманн/Шуллер получили приз как лучшие частники. После гонки автомобиль был продан, сейчас восстановлен и находится в Австралии.
12.jpg
BMC 1800 (Kingsley/Bell/Evans)
Экипаж из трех офицеров ВВС закончил гонку на 19-м месте.
13.jpg
Ford 20MRS (Staepelaere/Lampinen)
Немецкий Форд выглядел серьезным соперником, но на финальном этапе была повреждена подвеска, что привело экипаж на 16-е место на финише.
14.jpg
Ford Cortina GT (Bengry/Brick/Preddy)
Эта Cortina имела много изменений в конструкции, например выхлопную систему на крыше. 23-е место на финише.
15.jpg
Moskvitch 408 (Ipatenko/Terehin/Bazhenov)
Команда из трех Москвичей показала всему миру, что советские автомобили достойны уважения. Все автомобили дошли до финиша, заняв 4-е общекомандное место.
16.jpg
Rambler American (Dickson/Saladin/ Sims)
Rambler American с танковым люком занял 46-е место.
17.jpg
Ford Cortina Lotus (Bray/Sladen/Sugden)
Этот Форд серьезно пострадал в столкновении с автобусом в Тегеране, но все-таки добрался до финиша и занял 53-е место.
18.jpg
MGB (Denton/Boyce)
Специально построенный для марафона MGB, не помог экипажу подняться выше 42 места.
19.jpg
Volkswagen (Downs/Downs)
Обладатели скромного бюджета братья Даунс, хоть и в несколько потрепанном виде, все-таки добрались до Сиднея, заняв 51-е место.
20.jpg
Спустя пару месяцев автор этих снимков Брюс Томас с товарищем совершил эпическое путешествие из Коломбо в Лондон по дорогам марафона (в обратном направлении!) на Fiat Multipla 1961 года выпуска, а потом на Alfa Romeo 1300 GT Junior три месяца путешествовал по Европе, оставив потомкам отличные фотографии.
21.jpg22.jpg
Посты, посвященные путешествиям Томаса, здесь и здесь.

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

«Москвич–412» на ралли Лондон–Сидней, Вестминстерский мост, 1968 год, Лондон

Никто не верил в их успех в 68–м и 70–м. У конкурентов были целые штаты механиков и вертолеты, а у них — только две «технички» с запчастями. Они спали в машинах, сбивали кенгуру, спасались от мафии, чуть не погибли, но в итоге финишировали на подиуме…

В гонке «Лондон — Сидней» стартовали четыре «Москвича», а финишировали три из них (результат лучшего экипажа — 20–е место). Через три года в «Лондон — Мехико» приняли участие уже пять экипажей, три из которых доехали до финиша, заняв в абсолютном зачете 12–е, 17–е и 20–е места, а в своем классе (объем 1.3–1.6 л) заняли подиум со 2–го по 4–е место. В марафоне 1968 года принимали участие четыре бежевых «Москвича–412» в старом «четыреста восьмом кузове». Это были машины с вертикальными задними фонарями в «дорестайлинговом» экспортном «четырёхфарном» исполнении. Такие выпускались всего пару лет в промежутке между 1967 и 1969 годами.

На архивных фотографиях видно, что машины на начальных этапах марафона шли без дополнительных решеток «кенгурятников». Пилоты посчитали нескромным начинать в Лондоне ралли с установленной конструкцией, которая понадобится только через 10 000 км. Поэтому упакованные в деревянные ящики «кенгурины» отправили с оказией самолетом в Мумбаи, где марафон «догнал» их, и они были установлены на «Москвичи».

Длинный путь обоих ралли–рейдов приносил нашим гонщикам приятные сюрпризы и не очень. Так, еще двигаясь по автобанам и проселкам Европы, пилоты «Москвичей» начали замечать за собой хвосты из других «боевых» автомобилей — пелотоны по 2–3, а иногда и 5–7 машин, не торопящихся обгонять «русских». Сначала пытались найти у себя какую–то неисправность, потом внимательно смотрели на ограничения скорости, не нарушаются ли ПДД. Но разгадка оказалась достаточно простой: наши штурманы были лучшими среди всех участников гонки и никогда не блуждали по узким улицам старых европейских городков. В которых, естественно, никогда раньше не бывали.

В первом марафоне, когда маршрут проходил через Италию, все гоночные авто лишились своих номеров на боковинах кузова. С чем это связано? Дело в том, что итальянцы, как известно, народ эмоциональный, и они, видя на своих улицах соревнующиеся экипажи, не упускали возможность потягаться на своих «Альфах» и «Фиатах» с марафонскими машинами.

На австралийском этапе гонщики одного из «Москвичей» не поставили на передок защиту от кенгуру — хотели сэкономить в весе, не перегружая передок. По иронии судьбы именно экипаж этого автомобиля оказался единственным из команды, кто сбил взрослого кенгуру. Большое животное помяло облицовку передка, оказалась разбитой фара, а главное — пробило радиатор. На ремонт потратили более получаса.

via