ГЗА-651 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 декабря 2016; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 декабря 2016; проверки требуют 24 правки.ГЗА-651 | |
---|---|
Автобус КАвЗ-651А на ВВЦ (экспозиция Мосгортранса) | |
Завод-изготовитель | ГЗА, ПАЗ, КАвЗ, РАРЗ, и многие авторемонтные заводы: Тарту (Эстония), Москва, Щекино (Тульская область), Скуратово (Тульская область), Киев (Украина), Семёнов (Горьковская область), Тосно (Ленинградская область), Каунас (Литва), Апшеронск (Краснодарский край). |
Выпускался, гг | ГЗА: 1949—1951 ПАЗ: 1952—1961 РАРЗ: 1953—1955 КАвЗ: |
Снаряжённая масса, т | 3,75 |
Макс. скорость, км/ч | 60 |
Мест для сидения | 19 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 23 |
Полная вместимость (8 чел./м²) | 23 |
Колея передних колёс, мм | 1589 |
Колея задних колёс, мм | 1650 |
Длина, мм | 6170 |
Ширина, мм | 2360 |
Высота по крыше, мм | 2625 |
База, мм | 3300 |
Просвет, мм | 245 |
Напряжение бортовой низковольтной сети, В | 12 |
Модель двигателя | ГАЗ-51 |
Система питания | карбюратор |
Тип топлива | бензин |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | рядное |
Мощность, л. с. | 70 |
Крутящий момент, Н·м | 205 |
Объём, см³ | 3485 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 22 |
Модель коробки передач | ГАЗ-51 |
Тип коробки передач | механическая |
Количество передач | 4 |
Медиафайлы на Викискладе |
ГЗА-651 — советский автобус капотной компоновки с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51, выпускался на Горьковском автобусном заводе (ГЗА) с 1949 года.
В 1952 году его производство было передано на «Павловский автобусный завод», где он выпускался под наименованием ПАЗ-651[1]. Первые 5 автобусов собраны 5 августа 1952 года.
С 1953 года к производству ГЗА-651 под маркой РАРЗ-651 также подключился Рижский авторемонтный завод № 2 (РАРЗ, будущий РАФ). Простота деревянной конструкции позволила многим авторемонтным предприятиям наладить собственное производство автобусов ГАЗ-651 (иногда отличающихся от горьковской версии) из грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-51А.
С 1957 года в серию пошла цельнометаллическая версия ПАЗ-651А. На базе ГЗА-651 конструкторами ПАЗа было создано целое семейство спецфургонов:
- ПАЗ-651В (санитарный),
- ПАЗ-657 (хлебный фургон),
- ПАЗ-659 (автолавка),
- ПАЗ-659Б (эпидемлаборатория),
- ПАЗ-661 (фургон для одежды),
- ПАЗ-661Б (грузовой фургон),
- ПАЗ-654 (штабной),
- ПАЗ-655 (инкассаторский).
С января 1958 года производство автобуса ПАЗ-651А параллельно началось на Курганском автобусном заводе под индексом КАвЗ-651А. Производство на ПАЗе продолжалось до 1961 года. С 1971 года по 1973 год в Кургане выпускалась модификация КАвЗ-651Б, единственным отличием которой было наличие отопителя в салоне.
На базе автомобиля ГАЗ-63 выпускался автобус повышенной проходимости КАвЗ-663.
ГЗА-651 отличались от большей части автобусов ПАЗ и КАвЗ и непосредственно от грузовика ГАЗ-51 закруглённой обтекаемой решёткой радиатора и «носатым» капотом.
Характерным отличием машин выпуска до 1956 года (базировавшихся на шасси ГАЗ-51) было и наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на «Победе»), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом.
Часть машин, в том числе и большинство экспортных серий, оснащались передним и задним хромированными бамперами и ободками фар.
Автобус КАвЗ-651 установлен в качестве памятника в городском посёлке Зельва (Республика Беларусь) и в российских городах Шадринск и Искитим.
- Краткий автомобильный справочник НИИАТ. — М.: Транспорт, 1979. — 464 с.
- Лапшин Ф. Прощание с «кавзиком» // Авторевю. — 2008. — № 15 (408).
- Марков Н., Дементьев Д. «Коробочки» всея Руси // Коммерческий транспорт. — 2008. — № 5, 6, 7.
- ↑ Долматовский Ю. А., Трепененков И. И. Тракторы и автомобили: Краткий справочник. М.: Сельхозгиз, 1957.
КАвЗ-4270 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
КАвЗ-4270 | |
---|---|
Завод-изготовитель | Курганский автобусный завод с 2016 года |
Проект, г | 2014 |
Выпускался, гг | 2016 — н.в. |
Экземпляры | 246 |
Полная масса, т | 15,700 |
Снаряжённая масса, т | 9,740 |
Макс. скорость, км/ч | 100 |
Класс автобуса | низкопольный средний |
ЭКО стандарт | Евро 5 |
Мест для сидения | 27 |
Полная вместимость (8 чел./м²) | 84 |
Длина, мм | 10200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота по крыше, мм | 3600 (по крышке газовых баллонов) |
Низкопольность, % | Высокопольный |
База, мм | 4900 |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Формула дверей | 1-2-0 |
Модель двигателя | Cummins, ЯМЗ |
Тип топлива | метан |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | вертикальное |
Мощность, л. с. | 132 кВт (180 л. с.) |
Крутящий момент, Н·м | 678,3 при 1800 мин-1 |
Модель коробки передач | Allison T270(R) |
Тип коробки передач | 6-ступ. |
Количество передач | 6 |
Медиафайлы на Викискладе |
КАвЗ-4270 — городской низкопольный автобус большого класса производства Курганского автобусного завода. Спроектирован в 2014 году. В том же году был выпущен первый опытный экземпляр. Позднее была разработана новая модификация автобуса КАвЗ-4270-70.
- КАвЗ-4270 — базовая модификация, выпущен 1 экземпляр (позже модернизирован до 4270-70).
- КАвЗ-4270-70 — доработанный вариант автобуса. От базовой модификации отличается дверьми, над второй дверью установлен ЭМУ. Модификация выпускается с 2016 года по настоящее время. Установлен двигатель Cummins. Выпущено 239 экземпляров.
- КАвЗ-4270-80 — модификация на базе КАвЗ-4270-70, отличается двигателем ЯМЗ. Серийно выпускается с 2019 года. Выпущено 7 экземпляров.
В октябре 2014 года первый экземпляр с заводским номером 1 был представлен на ВДНХ. Позднее этот автобус был переделан в КАвЗ-4270-70 и на данный момент автобус работает в Кургане на 403 маршруте.
В 2018 году была разработана новая модификация автобуса КАвЗ-4270-80, которая отличается от 4270-70 двигателем ЯМЗ.
Многие считают, что существует модификация КАвЗ-4270 CNG. Однако, это является большой ошибкой. Согласно официальной документации, существуют лишь модификации, указанные выше (4270, 4270-70 и 4270-80).
Согласно новым стандартам, автобус относится к большому классу, так как имеет длину более 10 метров.
Несущий, вагонной компоновки | Несущий, вагонной компоновки | Несущий, вагонной компоновки | |
Мин. радиус разворота, м | 8 | 11 | 11 |
Масса снаряженная/технически допустимая, кг | 7320/11600 | 8435 / 12600 | 8814…8929 или 9350…9465/12600 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг | 4020/7580 | 4290 / 8310 | 4290 / 8310 |
Общее количество мест (в т.ч. посадочных) | 52 (29+1), 54 (31+1) | 34 (32+2 сопр.) | 34 (32+2 сопр.) |
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л | 105 | 170 | |
Шасси/мост | |||
Рулевой механизм | С гидроусилителем руля | С гидроусилителем руля | С гидроусилителем руля |
Тормозная система | Рабочая: пневматическая, двухконтурная с ABS. Стояночная: пружинные энергоаккумуляторы. Запасная: один из контуров рабочей тормозной системы. Тормозные механизмы: барабанные. Вспомогательная: моторный тормоз. | Рабочая: пневматическая, двухконтурная с ABS. Стояночная: пружинные энергоаккумуляторы. Запасная: один из контуров рабочей тормозной системы. Тормозные механизмы: барабанные. Вспомогательная: моторный тормоз. | Рабочая: пневматическая, двухконтурная с ABS. Стояночная: пружинные энергоаккумуляторы. Запасная: один из контуров рабочей тормозной системы. Тормозные механизмы: барабанные. Вспомогательная: моторный тормоз. |
Вентиляция | Естественная, через люки крыши и форточки окон боковины. Обдув ветрового стекла – от фронтального отопителя. | Естественная, через люки крыши и форточки окон боковины. Обдув ветрового стекла – от фронтального отопителя. | Естественная, через люки крыши и форточки окон боковины. Обдув ветрового стекла – от фронтального отопителя. |
Система отопления | Комбинированная, от системы охлаждения двигателя и жидкостного подогревателя. Жидкостный подогреватель расположен в отсеке за задним левым колесом. 3 отопителя расположены в салоне, отопление рабочего места водителя от фронтального отопителя с двумя режимами забора воздуха. | Комбинированная, от системы охлаждения двигателя и жидкостного подогревателя. Жидкостный подогреватель расположен в отсеке за задним левым колесом. 3 отопителя расположены в салоне, отопление рабочего места водителя от фронтального отопителя с двумя режимами забора воздуха. | Комбинированная, от системы охлаждения двигателя и жидкостного подогревателя. Жидкостный подогреватель расположен в отсеке за задним левым колесом. 3 отопителя расположены в салоне, отопление рабочего места водителя от фронтального отопителя с двумя режимами забора воздуха. |
Шины | 8,25 R20 | 275 / 70 R 22,5” | 275 / 70 R 22,5” |
База, мм |
Сервисная сеть автобусов ПАЗ, КАВЗ, ЛиАЗ
Все
Дальневосточный ФО
Центральный ФО
Северо-Западный ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Северо-Кавказский ФО
Приволжский ФО
Сибирский ФО
Крымский ФО
Все
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Республика Таджикистан
Туркменистан
Республика Узбекистан
Украина
Грузия
Куба
Республика Беларусь
Республика Армения
Азербайджанская Республика
Республика Монголия
Чкаловский автобусный завод — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 августа 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 августа 2019; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. ЧАЗ. Автобус Таджикистан-3205 в Томске«Чка́ловский авто́бусный заво́д» (ЧАЗ) — предприятие по производству автобусов малого класса вместимости марки «Таджикистан» в Бустоне, Таджикистан.
В закрытом городе Чкаловск («Ленинабад-30») в Таджикской ССР с 1953 года действовал авторемонтный завод для нужд Министерства Среднего Машиностроения СССР, занимавшегося атомной энергетикой, в том числе первой в стране разработкой месторождения урановых руд на «Комбинате № 6» в Ленинабадской области Таджикистана.
В 1960 году на предприятии было организовано собственное производство автобусов и оно стало автобусным заводом. Надежные и неприхотливые автобусы, выпускаемые заводом, работали как вахтовые и на других предприятиях Минсредмаша, в том числе в закрытом городе «Красноярск-26», ныне Железногорск, и на предприятиях других отраслей. Кроме автобусов, на заводе с 1961 года также выпускались прицепы и полуприцепы, а также цистерны на них и кузова фургонов.
Автобусы ЧАЗ имели и имеют вагонную компоновку. Для них использовались шасси завода ГАЗ. Первая модель завода «Таджикистан-1» с деревянным каркасом была создана на шасси ГАЗ-51 и базе автобуса малосерийного Каунасского автобусного завода KAG и выпускалась, претерпев ряд модификаций, до 1976 года.
С 1970 года одновременно стал выпускаться разработанный на заводе цельнометаллический автобус «Таджикистан-2» на шасси ГАЗ-53А.
В конце 1970-х годов небольшими партиями были выпущены оставшиеся экспериментальными автобусы «Таджикистан-3» и «Таджикистан-4» на шасси ЗИЛ-130.
За ними последовала новая модель «Таджикистан-5» с новым кузовом на шасси ЗИЛ-130. В автобусе установлено 25 мест для сидения, общее количество мест — 42. После модернизаций выпускался под индексами Таджикистан-3205 и ЧАЗ-3223.
На рубеже 1980-х и 1990-х гг. на заводе планировался выпуск разработанных львовским ВКЭИавтобуспром автобусов малого класса 4209 на шасси ЗИЛ-4333 и автобусов среднего класса 42091 на шасси ЗИЛ-4331. Освоить производство до развала СССР не удалось.
После распада СССР на заводе было создано совместное предприятие «Худжанд-ЗИЛ», которое продолжило в небольших количествах выпуск незначительно модернизированных автобусов под названием ЧАЗ-3223, в том числе заказных партий грузопассажирских, повышенной комфортности, бронированных, рефрижераторных, ритуальных и других модификаций. В 1995 году производство этих автобусов (несколько изменённых и получивших название Родник-3230) было также организовано в России, в городе Родники (Ивановская область).
ПАЗ-3205 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 сентября 2019; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 сентября 2019; проверки требуют 9 правок.ПАЗ-3205 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ПАЗ-32053 (рестайлинг 2014 года) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Завод-изготовитель | ПАЗ → Павловский автобус) РусАвтоПром[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект, г | 1982 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выпускался, гг | 1989 — настоящее время 2010 — настоящее время () | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экземпляры | более 145000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 7,61 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снаряжённая масса, т | 5,61 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Макс. скорость, км/ч | 70 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс автобуса | высокопольный малый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭКО стандарт | Евро-0—Евро-5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мест для сидения | 23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная вместимость (8 чел./м²) | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 7000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота по крыше, мм | 2880 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просвет, мм | 264 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество дверей для пассажиров | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формула дверей | 2 2+1 2+2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Напряжение бортовой низковольтной сети, В | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модель двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модель коробки передач |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип задней подвески | Зависимая, рессорная с амортизаторами; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип передней подвески | Зависимая, рессорная с корректирующими пружинами и амортизаторами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ПАЗ-3205 (разг. «Па́зик») — советский и российский низкопольный автобус малого класса производства завода «Павловский автобус», является базовой и классической моделью завода с 1989 года. На автобус за всю историю производства устанавливались различные типы двигателей, среди которых наиболее распространённым является карбюраторный бензиновый двигатель ЗМЗ-5234, дизельные ММЗ-245.7 и ММЗ-245.9, Cummins ISF 3.8, ЯМЗ-5342. В настоящее время на автобусы устанавливается инжекторный двигатель ЗМЗ-5245 с возможностью работы на бензине или газе, а также дизельный ЯМЗ-5344, отвечающие требованиям экологических требований Евро-5.
Разрабатывался путём создания десятков опытных образцов в течение почти 15 лет. Основой послужил разрабатываемый в 1972—1977 годах и подготовленный к серийному производству с 1979 года, но так и не запущенный в производство автобус ПАЗ-3203[2]. Первая опытная партия автобусов для испытаний была изготовлена в 1979 году, конвейерная сборка была начата в 1984 году[3]. Окончательный вариант автобуса был утверждён в 1986 году. Массовый выпуск начался 1 декабря 1989 года, когда на конвейере полностью прекратили выпуск предыдущей модели ПАЗ-672М. 4 июня 2001 года на заводе отмечался выпуск 100-тысячного автобуса данной модели. В 2008 году проведена модернизация производства, что позволило проводить сертификацию для регулярного использования на загруженных маршрутах, значительно возрос ресурс службы кузова (с 5 до 10 лет), в салон устанавливаются более эффективный отопитель и более комфортные сиденья.[4] В 2014 году было освоено производство рестайлинговой версии[5].
Выпуск исходных модификаций ПАЗ-3205 и ПАЗ-32051 прекращён с 2003 года. С 2001 года начат запуск обновлённых модификаций ПАЗ-32053 и ПАЗ-32054. Важным отличием является установка пневматической тормозной системы взамен гидравлической. В 2014 года для модификаций автобуса ПАЗ-32053, ПАЗ-32054, ПАЗ-4234 появился рестайлинг.
С вступлением в силу экологических требований Евро-5 и освоением производства заволжским моторным заводом инжекторных двигателей ЗМЗ-5245 с 2017 года начат выпуск модификаций ПАЗ-320530 и ПАЗ-320540. На этих модификациях начала осуществляться заводская установка газобаллонного оборудования для работы на сжиженном нефтяном газе или компримированном природном газе.
Модель представлена большим количеством модификаций:
- ПАЗ-3205 — исходный базовый автобус с одной автоматической дверью, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневмогидравлической тормозной системой. Выпускался с 1989 по 2003 год в различных модификациях:
- ПАЗ-3205-10 — автобус, предназначенный для работе на сжатом газе, опытный экземпляр которого был выпущен в 1997 году. Газовые баллоны у этой машины спрятаны под специальным кожухом на крыше, установленном на месте третьего люка. Автобус так и остался опытным.
- ПАЗ-3205-20 — грузо-пассажирский вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускающийся в нескольких вариантах с разным объёмом грузового отсека, который расположен в задней части кузова. Количество посадочных мест — 16. Задняя аварийная дверь в таких автобусах отсутствует — её функции выполняет дверь грузового отсека в задней панели. Объём грузового отсека может варьировать от 5,3 до 15 м³.
- ПАЗ-3205-30 — автобус для инвалидов, оборудованный гидроподъёмником и креплениями для колясок. Был разработан в 1998 году и изначально носил индекс ПАЗ-3208.
- ПАЗ-3205-40 — самоходное шасси на базе узлов и агрегатов автобуса ПАЗ-3205. В 70-80-е годы XX века Советский Союз осуществлял значительные объёмы поставок самоходных шасси на базе автобуса ПАЗ-672 на Кубу, где заказчик монтировал на него свои кузова. В связи с прекращением выпуска 672-й модели планировалось продолжить поставки шасси уже на базе ПАЗ-3205. Однако изменение политической обстановки не дало этим планам осуществиться — на Кубу было отправлено лишь незначительное число шасси ПАЗ-3205-40 перед распадом СССР.
- ПАЗ-3205-50 — вариант «люкс», разработанный в начале 1990-х годов. Первые опытные автобусы имели индекс ПАЗ-3205Т. От стандартных автобусов отличается установкой мягких нерегулируемых кресел в салоне на надстройке (подиуме), наличием багажных полок над сиденьями вдоль окон и багажного отсека объёмом около 2 м³ в задней части салона.
- ПАЗ-3205-60 — северный вариант автобуса был разработан ещё в восьмидесятые годы XX века, а первый опытный образец, называвшийся тогда ПАЗ-320501, появился в 1984 году. От базовой модели он отличается улучшенной термоизоляцией, двойным остеклением, полностью отгороженной от салона кабиной водителя. Система отопления калориферная — от радиатора и 3 отопителей, подключенных к системе охлаждения двигателя.
- ПАЗ-3205-70 — изначально этот индекс был присвоен дизельному автобусу ПАЗ-3205, который появился в 1995 году. Однако вскоре его поменяли на ПАЗ-3205-07, а под индексом ПАЗ-3205-70 ныне выпускается школьный автобус. От базовой модели он отличается четырьмя ступеньками, из которых нижняя — выдвижная, сиденьями с полумягкой высокой спинкой, ремнями безопасности на каждом сиденье, кнопкой сигнала водителю возле каждого места. Также автобус оборудован полками для ранцев школьников, предусмотрено место для двух инвалидных колясок в сложенном состоянии. По периметру кузова нанесена светоотражающая полоса, а на крыше установлен мегафон.
- ПАЗ-3205-70[6] РАП — вариант школьного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст (бензин) или СААЗ мех., 5-ст(дизель).[7]
- ПАЗ-32051 — автобус с двумя автоматическими дверями для пригородных маршрутов (часто ставился на городские) и пневмогидравлической тормозной системой (расположение сидений в салоне у однодверных и двухдверных модификаций различается). Технически близок к исходной модели 3205. Выпускался с 1989 по 2003 год.
- ПАЗ-32052 — опытный с одной широкой автоматической дверью для городских маршрутов; в серию не пошёл.
- ПАЗ-32053 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов и пневматической тормозной системой с ABS, следующее поколение, сменившее ПАЗ-3205. Выпускался с 2001 по 2016 год в различных модификациях:
- ПАЗ-32053 — базовый вариант с бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.
- ПАЗ-32053 РАП — вариант бензинового автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст [8]
- ПАЗ-32053-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5342.
- ПАЗ-32053-05 — вариант с дизельным двигателем Cummins ISF 3.8.
- ПАЗ-32053-07 — вариант с дизельным двигателем ММЗ 245.9.
- ПАЗ-32053-07 РАП — вариант дизельного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: СААЗ мех., 5-ст [9]
- ПАЗ-32053-08 — вариант с карбюраторным двигателем ЗМЗ 52342.10, отвечающим экологическим нормам Евро-4
- ПАЗ-32053-20 — грузо-пассажирский автобус для перевозки строительных бригад и оборудования.
- ПАЗ-32053-27 — грузо-пассажирский с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-50П — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов с улучшенным салоном.
- ПАЗ-32053-57 — пригородный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-60 — автобус в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-67 — северный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-70 — школьный автобус.
- ПАЗ-32053-77 — школьный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-320538-70 — школьный в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-80 — ритуальный автобус.
- ПАЗ-32054 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с пневматической тормозной системой с АБС. Является заменой ПАЗ-32051. Технически схож с 32053. Выпускался также с 2001 по 2016 год.
- ПАЗ-32054 — базовый вариант с бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.
- ПАЗ-32054-03 — вариант с дизельным двигателем Cummins B 3.9 140 CIV-1.
- ПАЗ-32054-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5342.
- ПАЗ-32054-05 — вариант с дизельным двигателем Cummins ISF 3.8.
- ПАЗ-32054-07 — вариант с дизельным двигателем ММЗ 245.9.
- ПАЗ-32054-08 — вариант с карбюраторным двигателем ЗМЗ 52342.10, отвечающим экологическим нормам Евро-4
- ПАЗ-320530 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов, соответствующий экологическим нормам Евро-5, выпускается с 2017 года взамен устаревших модификаций.
- ПАЗ-320540 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов, технически схожий с 320530, соответствующий экологическим нормам Евро-5, выпускается с 2017 года взамен устаревших модификаций.
- ПАЗ-320570 — школьный автобус, отвечающий экологическим нормам Евро-5, выпускается с 2017 года взамен устаревших модификаций.
- ПАЗ-320570-02 — вариант с инжекторным бензиновым двигателем ЗМЗ-5245.
- ПАЗ-320570-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5344.
- ПАЗ-3798 — изотермический фургон.
- ПАЗ-3975 — передвижная лаборатория для комплексного обследования спортсменов на местах проведения соревнований. Модель была разработана по заказу Госкомспорта СССР в 1987 году.
- ПАЗ-3206 — полноприводная модификация. Предназначен для работы в удаленной местности через труднопроходимые районы.
Технические характеристики | |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Общее число мест | 41 |
Число мест для сидения | 25 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 19 |
Ёмкость топливного бака, л | 105 |
Тормозная система | пневматическая, двухконтурная с ABS |
Длина, мм | 7000 |
Ширина, мм | 2530 |
Высота, мм | 2880 |
База, мм | 3600 |
Полная масса, кг | 7610 |
Комплектуется двигателями | ЗМЗ-5234.10, ЯМЗ 534, ММЗ 245.7 |
Вентиляция | 3 люка в крыше, форточки на боковых окнах |
Рулевой механизм | МАЗ-64229 с гидроусилителем руля |
- Автобус ПАЗ-672. Техописание, эксплуатация и ТО — 1984. — 353 стр.
- Автобус ПАЗ-3205-07 (дв. Д-245). экспл. и обслуживание — 1999. — 146 стр.
- Автобус ПАЗ-3205. Техописание и эксплуатация — 1998. — 245 стр.
- Автобус ПАЗ-3205. Технология техобслуживания — 1996. — 54 стр.
- Автобус ПАЗ-32053-07. Эксплуатация и ремонт — 2000. — 320 стр.
В апреле 2013 года производитель SSM (Start Scale Models) предложил масштабные (1/43) модели автобуса ПАЗ-3205 бело-голубого цвета и ПАЗ-32051 бело-оранжевого цвета. Также модель ПАЗ-32051 в масштабе 1:48 была выпущена китайской фирмой «Технопарк». Фирма «Автотайм» подготовила к выпуску модель ПАЗ-32053 в различных исполнениях. 23 декабря 2019 года выйдет второй выпуск журнала «Наши автобусы» от фирмы Modimio — ПАЗ-3205 «Живая легенда», который, помимо журнала и модели, содержит в себе красочную наклейку с изображением автобуса. Модель высокого качества, сделана из металла и пластика, красного цвета с белой юбкой.
- В ноябре 2013 года в Подольске был установлен памятник автобусу ПАЗ-3205[10]
Производители автобусов — Википедия
Производители автобусов — автомобильные заводы, специализирующиеся на выпуске автобусов.
Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, был построен в Германии в 1894—1895 годах заводом «Бенц».
Производители автобусов России и СНГ[править | править код]
Маршрутное такси ГАЗ-32213 «Газель» (образца 2003 года) Междугородный ГолАЗ-5291 «Круиз»Производство автобусов в СНГ (по данным АО АСМ-Холдинг на 2009 год) | |
---|---|
Российская Федерация | |
Все заводы | 36733 |
АО ГАЗ, Нижний Новгород | 12077 |
АО УАЗ, Ульяновск | 7685 |
ООО ПАЗ, Павлово | 7259 |
ООО Соллерс-Елабуга, Елабуга | 3450 |
ООО СТ Нижегородец, Нижний Новгород | 2015 |
ООО ЛиАЗ, Ликино-Дулёво | 1074 |
АО НефАЗ, Нефтекамск | 706 |
ООО Самотлор-НН, Нижний Новгород, Балахна, Семёнов | 541 |
ООО КАвЗ, Курган | 526 |
ООО РЗГА, Таганрог | 400 |
ООО ВАП Волжанин, Волжский | 379 |
АО АЗ Урал, Миасс | 276 |
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно | 127 |
ООО РоАЗ, Ростов-на-Дону | 83 |
ООО Русские автобусы Марко, Павлово, Голицыно | 53 |
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург | 36 |
ОАО Транс-Альфа Электро, Вологда | 20 |
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск | 19 |
ЗАО ТролЗа, Энгельс | 4 |
АМО ЗИЛ, Москва | 3 |
Беларусь | |
Все заводы | 1514 |
ПРУП МАЗ, Минск | 1176 |
ПРУП ОЗ Неман, Лида | н.д. |
РУП Гомельский АРЗ, Гомель | н.д. |
ПРУП Белкоммунмаш, Минск | н.д. |
Украина | |
Все заводы | 1626 |
Корпорация «Богдан», Черкассы, Луцк | 605 |
ОАО Часовоярский ремзавод, Часов-Яр | 432 |
Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), Запорожье | 172 |
Корпорация «Транспортный союз Донбасса» (Волжанин) Красний Луч | 33 |
Корпорация «Эталон» (БАЗ, ЧАЗ, ГалАЗ), Борисполь, Чернигов, Львов | 82 |
Анто-Рус, Херсон | 15 |
Львовский автобусный завод (ЛАЗ), Львов | 153 |
Казахстан | |
Bogdan group | |
Семипалатинский автосборочный завод (СемАЗ) — ТОО Daewoo Bus Kazakhstan | |
Узбекистан | |
Самаркандский автомобильный завод (САЗ) |
Австралия[править | править код]
Bustech, Volgren
Австрия[править | править код]
Kutsenits, OAF, Steyr Bus, Pucher
Аргентина[править | править код]
Jose Troyano, Metalsur, Metalpar, Saldivia, Sudamericanas
Бельгия[править | править код]
Jonckheere, Van Hool
Болгария[править | править код]
Чавдар
Бразилия[править | править код]
Agrale, Busscar, Comil, Marcopolo, Induscar / Caio, Neobus, Ciferal, Maxibus, Fabusforma, Engerauto
Великобритания[править | править код]
Albion Motors, Dennis Specialist Vehicles, BMMO, Bedford Vehicles, Guy Motors, Optare, Overland-Ford, Park Royal Vehicles, Plaxton, Alexander Dennis
Венгрия[править | править код]
Ikarus, Kravtex KFT, NABI, Rába, Csepel, Puli, Mavaut, Mavag
Венесуэла[править | править код]
FANABUS
Германия[править | править код]
Klassen-Automobile, Drögmöller, EA KFB, Ernst Auwärter, Kowex, MAN, Mercedes, Neoplan, Setra
Нидерланды[править | править код]
APTS (Phileas), Bova, Berkhof, DAF, Den Oudsten, Kusters, Omnibus Trading
Гонконг[править | править код]
Alfredo Caetano, Boulevard
Греция[править | править код]
Biamax, ELBO, Saracakis, Sfakianakis
Израиль[править | править код]
Merkavim
Индия[править | править код]
Ashok Leyland, Force Motors, Tata Motors, Sutlej Motors, Eicher Goodearth
Иран[править | править код]
Iran Khodro Industrial
Ирландия[править | править код]
Wrightbus
Испания[править | править код]
Carrocerías Ayats, Beulas, Carrocera Castrosua, Tata Hispano, Irizar, Noge, Pegaso, Sunsundegui, UNVI, Indcar
Италия[править | править код]
Autodromo, Carrozzeria Barbi, BredaMenarinibus, Cacciamali, De Simon, Fiat, Iveco, Orlandi, Tomassini, Dalla Via Autobus
Канада[править | править код]
Canadian Car and Foundry, Girardin Minibus, New Flyer Industries, Nova Bus, Prevost Car, Orion Bus Industries
Казахстан[править | править код]
Автобусы Daewoo ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» г. Семей
Китай[править | править код]
Foton AUV, ANDA Bus, Ankai, Ltd, ANKAI Vehicle Bus, Beijing General Coach, First Automotive Works, FEIDIE AUTOMOBILE, Golden DRAGON Bus, HENGSHAN Auto, Higer Bus Company Limited, Jinhua Neoplan Bus Company, JINGTONG Bus, Jiangsu Mudan, King Long, NORTH Bus, Henan Shaolin Auto, Shanghai Shenlong Bus Corp., Shenyang Feilong, SHUCHI Bus, SUNWIN Bus (Volvo) JS Co., Ltd, XINXIN Holding, YAXING-Benz[автобусы yaxing] ZHONGTONG Bus, ZONDA Bus, SHAAXI, FAF, Zhengzhou Yutong Bus
Корея[править | править код]
Daewoo Bus, Hyundai, Kia, Ssang Yong
Монголия[править | править код]
Цахилгаан Тээвэр — Государственная акционерная компания
Малайзия[править | править код]
Jit Luen, MTrans
Мексика[править | править код]
DINA S.A.
Новая Зеландия[править | править код]
Designline
Норвегия[править | править код]
Arna
Польша[править | править код]
Autosan, AMZ Kutno, Jelcz, Solaris Bus & Coach, EvoBus Poland, Polskie Autobusy, FA Solbus, Kapena S. A., Man Bus Poland, Scania Poland, Solbus, Volvo Poland Buses
Португалия[править | править код]
Salvador Caetano, Camo, Thrighn, Irmaos Mota & Ca. Lda, Marcopolo Industria de Carocarrias S. A. (филиал бразильского Marcopolo)
Сербия[править | править код]
Икарбус
Словения[править | править код]
Tovarna vozil Maribor
США[править | править код]
ABC Companies, Aerocoach, AEC (Associated Equipment Company), AM General, Bering Truck, Motor Coach Industries, Blue Bird Corp., Thomas Built Buses, Fifth Avenue Bus Company, Ford Motor Company, Freightliner, GMC (General Motors), General Motors Diesel Division Buses, Gillig, Goshen Coaches, International, NABI, Orion Bus Industries, Navistar
Тайвань[править | править код]
Zuyih
Турция[править | править код]
BMC, Temsa, Mercedes-Benz Türk, Anadolu Isuzu, Otokar, Otoyol, MANAS (MAN A. S.)
Украина[править | править код]
ЗАО «Львовский автобусный завод» (ЛАЗ), Корпорация «Богдан», автомобильный завод «Анторус», Корпорация «Транспортный Союз Донбасса» «ТСД», Корпорация «Эталон», ОАО «Черкасский автобус»
Финляндия[править | править код]
Ajokki, Delta, Kabus, Kiitokori, Lahden Autokori, Wiima, Lahti, Sisu, Kabus.
Франция[править | править код]
ACMAT, Fast Concept Car, Heuliez Bus, Renault Bus, Peugeot
Чехия[править | править код]
Karosa, SOR Libchavy, Skoda, Ross, Tedom
Швейцария[править | править код]
Carrosserie Hess
Швеция[править | править код]
Carrus, Scania, Saffle, Volvo Bussar
Южно-Африканская республика[править | править код]
MAN Bus & Coach South Africa (филиал MAN)
Япония[править | править код]
Fuji Heavy Industries, Hino Motors, UD Trucks, Mitsubishi Fuso Truck & Bus Corp, Isuzu