Как стать гонщиком? С чего начать? Советы
В любом мужчине живёт ребенок – это факт, хоть его и отрицают сами мужчины. Однако с возрастом их игрушки не терпят изменений, они лишь приобретают новые масштабы. Теперь это не просто машинка на веревочке, а настоящий автомобиль. Бывает и такое, что взрослые представители сильного пола всерьёз задумываются о том, как стать гонщиком. И в XXI веке такая возможность есть у всех желающих.
Сейчас открыты многочисленные спортивные школы, которые готовят гонщиков от мала до велика. Поэтому на вопрос о том, как стать гонщиком в России, ответ один — очень просто, главное — набраться терпения, всерьёз поставить перед собой цель и работать над её достижением.
Проблемы гоночного спорта в России
Гонки во все времена привлекали людей. Это зрелищное событие, азарт, адреналин, экстрим. Сегодня устраивают гонки как любители, так и профессионалы, причем состязания могут проходить не только на автомобилях, но и на воде, на воздушном транспорте и даже на самодельном транспорте. Но мы подробнее остановимся на соревнованиях среди автомобилей. Если вы родитель будущей звезды автотреков или взрослый мужчина, желающий поменять свою жизнь, то наверняка у вас постоянно возникает много вопросов, например о том, как стать гонщиком. И все эти вопросы далеко не беспочвенны, ведь начинающий рейсер действительно не знает, куда пойти и где получить необходимые навыки.
Уличные гонки
В нашей стране не так много мест, где можно освоить это спортивное ремесло. В городах с населением до 500 000 человек инфраструктура для проведения подобных мероприятий и вовсе отсутствует. По этой причине возникают неформальные и полуподвальные сообщества, участники которых гордо называют себя стритрейсерами. Они покупают себе дешёвые отечественные автомобили, тюнингуют их и под громкую музыку и визг тормозов будоражат сон жителей спальных районов своих городков.
Сказать, что это незаконно – мало. Это очень опасно, и не только для безответственных «гонщиков» (кстати, ничего общего эти люди с автомобильным спортом не имеют). Как правило, их машины находятся не в безупречном состоянии, сами они нередко участвуют в заездах в состоянии алкогольного опьянения да и риск попасть в смертельное ДТП или стать виновником такового более чем высокий. Поэтому здесь нужно запомнить раз и навсегда: нелегальные уличные гонки – это незаконно, опасно и не про спорт. А вот о том, как стать профессиональным гонщиком в России, поговорим прямо сейчас.
Особенности профессии
Каждый, кто ищет ответ на вопрос о том, как стать гонщиком «Формулы», и планирует сесть за руль гоночного автомобиля, должен понять, что это не игрушка, это настоящий спорт, профессия. Невозможно быть рейсером по субботам два раза в месяц, здесь нужен совершенно другой подход. И поскольку мы рассматриваем эту сферу человеческой деятельности как профессию, то следует сказать об её особенностях.
Главное событие в жизни гонщика – соревнования. К ним он готовится долго, тщательно и ответственно. Чтобы быть спортсменом, недостаточно купить подержанную «семерку» и полностью ее затонировать – для участия в профессиональных соревнованиях понадобится специальный автомобиль (для ралли, формулы и гонок по бездорожью нужны разные комплектации машин). А это очень серьёзная статья расходов. Ежедневно необходимо проводить много времени на спортивных треках, а это расходы на их аренду, на бензин, оборудование и т.д. Кроме того, у вас должен быть личный тренер, наставник, который может работать с вами как индивидуально, так и в составе небольшой группы единомышленников. Все это говорит о том, что участники заездов – люди не бедные, вы должны обладать немалыми средствами для того, чтобы прийти в этот спорт. Наконец, существуют ещё физические и моральные качества, которыми обязан обладать любой, кто садится за руль спорткара.
Автомобиль – источник повышенной опасности. Водитель фактически должен быть частью своего железного коня, его продолжением, чувствовать его габариты. Некоторые спортсмены признаются, что они разговаривают со своими машинами, чувствуют их настроение и живут так, будто это не просто двигатель и железный корпус, а настоящий партнёр и товарищ. Так что гонки – это целая философия, образ жизни, требующий много времени, денег и особых моральных качеств.
Плюсы профессии
Мало кто задумывается о плюсах и минусах профессии пилота гоночного болида. Недостаточно узнать, что нужно, чтобы стать гонщиком, важно ещё взвесить все за и против. Некоторые мечтатели так и остаются мечтателями, когда узнают о том, сколько всего необходимо сделать и какой путь требуется пройти, прежде чем принять участие в первых в жизни соревнованиях.
Но для начала о позитивном, а именно о плюсах профессии гонщика. В этот спорт чаще всего приходят люди, которые влюблены в автомобили. Нередко действующие спортсмены вне своего водительского кресла работают в сфере, близкой к гонкам. Кто-то занимается преподавательской деятельностью, автомобильной журналистикой, другие работают на автомобильных презентациях, выставках или даже хотя бы в автосалонах. Так или иначе «чужих» здесь нет.
К плюсам такого образа жизни и профессии в целом можно отнести, безусловно, престижность. Если вам удастся прорваться на вершину гоночного спорта и возглавить топы самых успешных рейсеров, то считайте, что вы заработали на безбедную старость и себе, и своим детям. Во-вторых, пилотами становятся ради выбросов адреналина. Гонки – это не просто азарт и борьба, но и большая опасность. Риск и экстрим заставляют людей бросать все и жать педаль газа до предела.
Минусы профессии
Однако не все так гладко. Жизнь гонщика – это постоянный стресс. Тот самый риск, адреналин и опасность для жизни, которую можно отнести к плюсам, является и минусом. Существует риск не просто попасть в ДТП, но и погибнуть в нем или остаться инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Существует множество примеров, когда успешные спортсмены оставались без ног, рук или вовсе уходили в иной мир после страшной аварии. Кроме того, короля (а в нашем случае гонщика) делает свита.
Спонсоры, экипаж, механики, клуб – все эти люди стоят за спортсменом и делают возможным его участие в соревнованиях. Заключаются дорогие контракты, груз ответственности в какой-то момент начинает буквально давить на пилота спорткара. Однако это история не только про автоспорт, такая ситуация присуща любому большому профессиональному спорту. Таким образом, если ваша цель – любительские заезды, то здесь ответственности меньше, но нужно понимать, что полностью она никогда не исчезнет.
Качества, необходимые гонщику
Любой, кто принял решение профессионально заняться автоспортом, должен регулярно проходить медосвидетельствование. Здесь нет людей с какими бы то ни было заболеваниями, ваша сердечно-сосудистая и нервная системы должны быть в полном порядке. Среди качеств, которые необходимы любому гонщику, можно отметить быстроту реакции, способность рисковать и подвергать риску других людей, способность вести переговоры, убеждать спонсоров и экипаж в своей уверенности и в своей победе, коммуникабельность. Не лишними будут хорошая интуиция, координация движений, физическая и психологическая выносливость, умение быстро принимать важное решение, способность анализировать, иметь хорошее зрение, так называемый «глазомер».
Важно также обладать критическим и стратегическим мышлением, умением быстро думать и анализировать ситуацию, чувствовать автомобиль и уметь прогнозировать развитие событий. Кроме того, нужно идеально разбираться в устройстве автомобиля, уметь устранять поломки самостоятельно.
Место работы для гонщика
Что касается мест работы, то их не так уж и много. Действительно, это специфическая профессия, тем более для нашей страны. Узнать о том, как стать гонщиком – это лишь половина дела. А вот где потом устроиться? Если рассматривать гонки в качестве профессионального хобби, то это не такой острый вопрос. Однако если вы действительно решили уйти в профессию «с головой», то можно попробовать найти себя в спортивных клубах, организациях автомобильного спорта (можно быть не просто спортсменом, но и квалифицированным тренером), спортивных секциях. В конце концов, можно попробовать создать собственную школу или собственный спортивный клуб в родном городе и сделать из любимого дела бизнес, приносящий стабильный доход.
Где учат на гонщиков
Как стать профессиональным гонщиком? На самом деле, путь один – прийти в спортивную школу или секцию. Существует возможность как индивидуальных занятий, так и групповых курсов в своей возрастной группе. Проблема в том, что в большинстве городов России нет специализированных учреждений, которые могут помочь получить лицензию профессионального гонщика. Вариант «уехать за границу» вполне возможен, но в таком случае придется либо жить на две страны, либо навсегда покидать Родину. Кроме того, нужно в совершенстве владеть иностранным языком и иметь достаточно средств для реализации цели. Поэтому лучше всего найти вариант в пределах родной страны, благо, на сегодняшний день это сделать не так сложно.
Центр автоспорта в России
Главный центр всех гонщиков нашей страны находится не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в Татарстане. Да, действительно, местные власти уделяют большое внимание гоночному спорту в регионе. Там есть отличный современный автодром с высококлассной инфраструктурой, который соответствует всем международным стандартам. Там же находится лучшая в Европе ралли-кроссовая трасса, достаточно большой кольцевой трек.
Множество клубов, секций и школ – все это расположено в Казани и вокруг столицы Республики Татарстан. Поэтому особых проблем в овладении этим ремеслом возникнуть не должно, хотя нужно признать, что развиваться в классическом направлении не так сложно, как стать гонщиком ралли в России. В последнее время развивается также автодром в Сочи и Красноярске, небольшая трасса есть в Подмосковье. На этом гоночная инфраструктура в России, увы, заканчивается, что, с другой стороны, это даёт надежду на развитие этого направления в ближайшем будущем.
Выводы
Таким образом, стать пилотом гоночного болида в России может кто угодно. Лучше, конечно, начинать свою спортивную карьеру с детского или подросткового возраста, однако если вам 30 и вы решили изменить свою жизнь, то никто вам не запретит сделать это. В России единственным местом, где можно стать спортивным гонщиков, является Татарстан. Там могут научить любого тому, как стать гонщиком, но при условии, что человек все тщательно продумал, взвесил и готов к трудностям, которые возникнут на пути становления каждого профессионального спортсмена.
fb.ru
Как стать автогонщиком? Советы будущим пилотам
Сделать карьеру автогонщика – непростая задача: как и любой спорт, гонки требуют терпения и самоотдачи. И даже если энтузиазма у вас в избытке, стоит основательно взвесить, по карману ли вам такое увлечение. В любом случае, ничего невозможного нет – и мы расскажем, как осуществить эту мечту.
Одна из самых привлекательных сторон автоспорта в том, что начинать можно в любом возрасте. Конечно, у тех, кто с детства посещал профильные секции, будет преимущество. Однако нередки и случаи, когда чемпионами становились люди, пришедшие в гонки уже взрослыми.
Правда, если вы думаете, что солидный стаж вождения пойдет в плюс, то ошибаетесь. Наоборот, чем увереннее вы водите машину по городским улицам, тем сложнее будет сломать выработанные рефлексы и перестроиться на гоночный стиль. Очень здорово в этом помогут курсы контраварийного вождения. Как правило, там работают инструкторами бывшие гонщики, у которых можно почерпнуть немало полезного.
Не стоит недооценивать картинг: «игрушечные» гоночные машинки дают бесценный опыт. Все те, кто занимается автоспортом с детства, начинали именно с них. Карты для взрослых тоже легко доступны: картинг-клубы работают в большинстве крупных городов. Достаточно пройти небольшой инструктаж, и вы будете допущены к заездам – сперва для новичков, а затем сможете участвовать в чемпионатах, где кипят нешуточные страсти.
На следующем этапе следует выбрать, какая разновидность гонок привлекает вас больше: кольцевые или раллийные. Первый вариант – это соревнования на замкнутом треке, состоящие из определенного числа кругов. Знаменитая Формула-1 как раз из их числа. Характерные черты кольцевых гонок: отличное качество дорожного покрытия, постоянно высокие скорости, частые эпизоды контактной борьбы. При подготовке автомобиля упор делается на маневренность и легкость конструкции. Чтобы уравнять шансы пилотов и вывести на первый план водительское мастерство, в заездах обычно участвуют автомобили с одинаковым объемом двигателя и массой.
Ралли – это заезд из одной точки в другую, который может проходить по дорогам самого разного качества, в том числе грунтовым. Организаторы стараются разработать извилистый маршрут с множеством сложных участков, и водителю необходим помощник, который видит карту и дает подсказки. Поэтому соревнования превращаются в командные: место рядом с пилотом занимает штурман. Скорости здесь не так высоки, зато нестандартных ситуаций, требующих творческого подхода, намного больше.
Итак, вы определились со своими предпочтениями, прошли начальную подготовку и чувствуете себя готовым к следующему шагу. Он будет самым затратным по финансам: это стажировка в профессиональной команде. Многие из них зарабатывают, принимая под свое крыло новичков и предлагая сопровождение с нуля до старта в гонках. От кандидата требуется медсправка о пригодности к занятиям автоспортом – ее оформляют в физкультурном диспансере после осмотра врачей и сдачи анализов. Также у вас могут запросить сертификат о прохождении курсов контраварийного вождения или другие документы – полный список стоит уточнить заранее.
В команде вам помогут подобрать экипировку, получить лицензию, арендовать автомобиль, совершить на нем пробные заезды в сопровождении инструктора и соблюсти все нюансы в зависимости от класса гонки. На первых этапах вам придется потратиться, но когда вы начнете показывать хорошие результаты и заслужите репутацию, вам обязательно поступят предложения от спонсоров. Так что превратится ли ваше увлечение автоспортом из статьи расходов в способ заработка – зависит только от вас.
Еще одна разумная идея для будущего пилота, о которой нельзя не упомянуть – покупка мощного и динамичного автомобиля на каждый день. Например, Mazda6, которые нередко участвуют как в кольцевых, так и в раллийных гонках.
Запишитесь на тест-драйв Mazda6, чтобы на собственном опыте ощутить преимущества этого седана со спортивным характером. Даже если вы не станете знаменитым гонщиком, то останетесь владельцем автомобиля, управление которым приносит не меньше удовольствия, чем участие в соревнованиях.
www.sovsport.ru
Это интересно. Сколько нужно денег, чтобы стать пилотом Формулы 1 или всё начинается с карта
Первым и необходимым шагом в карьере гонщика-кольцевика являются заезды в картинге. В этом убеждены и российские гонщики. Михаил Алёшин избрал традиционный путь и 6 лет провел в картинге, причем с 2000 года он выступал в европейских гонках. А вот Виталию Петрову заняться картингом не довелось, о чем он сейчас искренне жалеет.
Стоимость карта в зависимости от гоночного класса и фирмы-производителя может превышать 3000 евро, кроме того, нужно иметь штуки три запасных моторов (1200-1500 евро). Добавьте сюда такой ‘расходный’ материал, как шины (стоимость комплекта — в районе 200 евро).
О запасных частях и топливе говорить не стоит, так как все будет зависеть от количества гонок и тестов. Кстати, тесты — весьма серьезная статья расходов. Но это далеко не самая серьезная часть сметы.
Что касается сезона выступлений, то его стоимость напрямую зависит от уровня соревнований, и может составлять от 15 тыс. до 90 тыс. евро. Если же прикинуть расходы на шесть сезонов выступлений в европейских гонках различного уровня, то сумма затрат на соревнования вполне может превысить 200 тыс. евро.
Если гонщик действительно движется в направлении гонок Формулы 1, то ему необходимо строить спортивную карьеру в Европе.
Вся причина в том, что необходимо уметь ездить на настоящих быстрых гоночных трассах, которых в России, увы, пока нет, а во-вторых, знание тех самых трасс пригодится позже в дальнейшем продвижении к гоночному олимпу.
Чтобы приобрести необходимые навыки, следует сменить карт на другой гоночный автомобиль, желательно класса ‘Формула’.
Таким автомобилем вполне может стать Formula Ford. Машинка с виду хоть и неказистая, но это настоящий гоночный автомобиль. Для приобретения опыта он вполне подойдет, а денег потребует меньше, чем другие аналогичные машины класса ‘Формула’.
Здесь также стоит оговориться, что затраты будут напрямую зависеть от команды, в которой предстоит выступать — по минимуму можно уложиться в 120-130 тыс. евро за сезон, включая обязательные тесты.
Больших затрат потребует участие в командах Formula Renault и Formula BMW. Сезон в топ-команде Formula BMW обойдется в 180-230 тыс. евро, а в Formula Renault 2000 и того больше — до 350 тыс. евро. От выбора команды в большей степени будет зависеть дальнейший прогресс.
Впрочем, не все спортсмены считают полезным участие в подобных командах. Гонщик Виталий Петров те неполные два сезона, проведенные в Formula Renault 2000, считает просто потерянными, и если отмотать время назад, то он выбрал бы Formula 3.
Формула 3 и гонки серии GP2 приближают гонщика к самой Формуле 1. Гонки серии Формулы 3 уже не назовешь любительскими заездами. Здесь сценарий особый: владельцы команд-селекционеров сами выбирают пилотов, в которых вкладывают деньги в надежде получить дивиденды, после того как их питомцы будут востребованы в более серьезных дисциплинах автоспорта.
Стартовая цена сезона в средней команде начинается где-то от 400 тыс. евро, а высший предел определить сложно. Называют суммы, доходящие до 600 тыс. евро. Все опять же зависит от уровня команды, желания пилота провести тесты в зимний период и других особенностей контрактов.
Правда, большинство владельцев команд стараются привлечь спонсоров для конкретных пилотов, что позволяет снизить финансовое бремя, которое несут сами гонщики. Как правило, гоночная команда — это обычный бизнес-проект, и филантропия здесь не приветствуется. Да она и невозможна, так как прибыль большинства команд не намного превышает себестоимость.
Прелесть гонок серии GP2 заключается в том, что они проходят на тех же трассах, что и этапы Формулы 1. Таким образом, у гонщиков, шагнувших на предпоследнюю ступень гоночного олимпа, есть возможность не только увидеть мастер-класс в исполнении лучших пилотов планеты, но и засветиться перед менеджерами королевских гонок.
Достаточно сказать, что выходцем из гонок GP2 является чемпион мира в Формуле 1 Льюис Хэмильтон, а ряд команд представлен здесь своими молодыми перспективными кадрами. Но и в этой серии участие спонсоров в судьбе будущих звезд не столь велико. Так что ‘последний бой’ требует от гонщика еще более серьезного финансирования. Средняя цена участия в этом проекте составляет около 2 млн. евро, а максимальная превышает 3 млн.
Стратегически путь к королевским гонкам выглядит достаточно просто: нужно иметь деньги, талант и всего лишь идти правильным путем. Большинство нынешних пилотов Формулы 1 шли проторенной дорогой, и вряд ли что-то иное здесь сейчас можно придумать.
В то же время указанная схема весьма примитивна, и в ней не учтены столь важные составляющие, как трудолюбие кандидата, правильный менеджмент и тому подобное.
Если ваш талант не замечен селекционерами ‘топовых’ команд Формулы 1, то вам доступно попадание в ‘конюшни’ второго, а то и третьего эшелонов, и то лишь при условии полного финансирования своих выступлений. Можно попытаться заслужить внимание менеджеров участием в тех самых тестах, один день которых будет стоить около 400 тыс. евро, а выезд в пятницу, во время практики перед Гран-При, обойдется в сумму около 600 тыс. евро.
ru.motorsport.com
Как Пробиться В автоспорт в разновидных классах?
Нашел статейку: Как попасть в автоспорт ? Начинать надо с картинга, это заложит хорошую базу правильных рефлексов на торможение, руление (прохождение поворота – траектория) , разгон, и чувство машины, которой Вы управляете. По желанию можно пойти на курсы контраварийного вождения, это даст большой плюс к вашему опыту. Но не забывайте о безопасности, делать это следует на специализированных закрытых трассах. В принципе в автоспорт попасть не сложно нужна всего лишь малость: ваше желание и большие деньги. Первый вариант: Вы выступаете в одиночку, Вам нужна подготовленная машина по техрегламенту соревнований, в которых Вы решите принимать участие. Далее Вам нужна лицензия автогонщика, получить её не сложно, заявление и небольшой взнос решат эту проблему. Так же вам потребуется омологированная экипировка пилота (комбинезон, нижнее бельё, шлем, ботинки и перчатки) . Еще вам понадобится как минимум два квалифицированных механика, и запасные запчасти (колеса, резина, КПП в сборе, тормоза в сборе, стойки ходовой части, ремни приводов ГРМ и генератора, набор датчиков управления двигателем, горюче-смазочные материалы) , естественно все это нужно куда-то положить, + ехать на гоночной машине по городу Вы не можете. Вам нужна техничка с прицепом, которая и будет тащить Ваш гоночный болид. Второй вариант: Вы выступаете в команде, тем самым на себя многие заботы берут организаторы самой команды, и Вам не нужно заботится о транспортировке вашего авто, запчастях, и т. д. Вам лишь нужно доставить свое тело до трассы, и принять участие в гонке. Автомобиль естественно Ваш ! Но возникает вопрос: как же мне попасть в команду, профессиональной команде Вы не нужны, будь Вы трижды талантливее самого Шумахера. Многие приходят в команду и говорят: «Возьмите меня в команду, я хочу быть гонщиком, у меня за плечами 5 лет картинга, есть победы, я талантлив и крут» . Ему начинают объяснять, что он тут не нужен, когда станешь именитым гонщиком, тогда и приходи, и приводи с собой спонсоров. Человек не понимает, почему ему такому прекрасному отказывают. А все дело в том, что команде не нужен «бедный» ученик, которого надо поднимать и развивать с нуля, за свой счет, который будет ломать дорогую технику и жечь дорогую резину. Они ждут другого ученика «с деньгами» , который придет и скажет, что у него есть деньги на покупку-постройку новой гоночной машины, и её обслуживание, аренду трека. Сделайте из меня гонщика. И они сделают, потому что этот ученик принесет большие деньги и спонсоров в команду. Без больших денег в автоспорте делать не чего ! И мы плавно подходим к теме спонсорства. Многие начинающие гонщики думают, что найти спонсора нет не каких проблем, все только и мечтаю поддержать Российский автоспорт. У нас в России автоспорт практически никому не нужен, но сейчас есть положительные тенденции в наращивании интереса государства к автогонкам. Они начали понимать что там крутятся очень большие деньги. Чего хочет спонсор: ему не нужен начинающий безызвестный спортсмен, он хочет получить в свои ряды именитого, раскрученного чемпиона с хорошей репутацией, и 100% гарантией на победу! Парадокс заключается в том, что, чтобы стать гонщиком, нужны большие деньги, а где их взять, если спонсору подавай именитого чемпиона с гарантированной победой и не меньше ! Вот и получается что в России на автоспорте зарабатывают все, кроме самого автогонщика. Так что есть один ответ на вопрос, как попасть в автоспорт и стать гонщиком, с начала станьте олигархом или родитесь сыном олигарха.
Про я с тобою согласен как попасть первым делом твои деньги попадут ну а следом ты
Посмотрите на новый гоночный симулятор: Гонки на реальных машинах (масштабных конечно) удаленно с вашего компьютера. (Avacar.Club) Главное начать свой путь- Поставите там рекорд трассы еще и выиграете денег 🙂
touch.otvet.mail.ru
карьера гонщика за 5 минут. Часть 1
Перейдем сразу к делу.
Все мы когда-то слышали, что профессиональные гонщики начинают свою карьеру с картинга, однако, это далеко не всегда так. Не существуют идеального рецепта в становлении пилота.
Как и любой другой, гонщик должен пройти долгий путь от теоретических занятий и наработки практики до своего первого трофея.
После выступления в этапах для новичков и любителей юный гонщик может подняться выше, в профессиональный картинг, но при условии, что будет показывать отличные результаты в любительских гонках.
Самая младшая лига — «Пионер». Участие в ней принимают гонщики от 8 до 12 лет. Затем идет «Кадет»: возраст участников от 10 до 15 лет. Третьей ступенью в профессиональном картинге становится выступление в классе «Национальный-Юниор». В отличие от двух предыдущих, здесь увеличен объем двигателя болида с 50 до 125 кубически сантиметров. Минимальный возраст участника — 13 лет. Вершиной российской картинговой лиги является класс «Национальный». Возраст гонщиков: от 16 лет.
Параллельно с выступлением в России, подросток может начать свой путь гонщика и в Европе, где существует бесчисленное множество чемпионатов по картингу. Самый главный среди них — Чемпионат Европы. Гонщик, чье имя закрепляется на высших строчках турнирной таблицы, с большой вероятностью сможет перейти дальше: в формульную или кузовную серию автоспортивных соревнований.
Стать чемпионом «Формулы-1» — мечта любого подростка, начинающего свой автоспортивный путь. Но, к сожалению, одного таланта для главного чемпионского титула мира мало. Нужно еще, как минимум, везение и большое количество финансовых средств.
Кроме «Формулы-1» существует еще много других классов соревнований на автомобилях с открытыми колесами. Самая младшая серия — «Формула-Рено 1.6». Названа в честь двигателя Renault объемом 1,6 литра, используемого в этом классе. Стоит отметить, что не существует международного чемпионата в этой серии, все соревнования проходит в рамках одной страны, например, Германии или Бельгии.
Немногим выше находится «Формула-4». Как и в «Формуле-Рено 1.6» участие в соревнованиях принимают юные пилоты, начиная с 14 лет. Отличие этих двух серий заключается в небольшом расхождении показателей в техническом регламенте болида.
После первых формульных классов, описанных выше, следует «Формула-3». В 2017 году чемпионом этой серии стал Ландо Норрис, ныне тест-пилот и резервный гонщик McLaren в серии «Формула-1». А в 2016 году чемпионский титул был присвоен Лэнсу Строллу, напарнику Сергея Сироткина по команде Williams в чемпионате «Формулы-1» этого сезона. Сам Сергей также участвовал в «Формуле-3» в 2012 году и в личном зачете набрал 166 очков и завершил сезон на пятом месте.
Выше «Формулы-3» в классе автогонок с открытыми колесами расположился чемпионат GP3. Это одна из серий, после которой гонщик может стать боевым пилотом «Формулы-1», как это произошло с Даниилом Квятом в 2013 году. Технический регламент болидов одинаковый. Во всех авто используется один и тот же двигатель, КПП, тормоза и шасси.
Предпоследней ступенью гонщика на пути к F1 становится «Формула-2». Удачное выступление здесь гарантирует как минимум место тест-пилота в «королевских гонках». Артем Маркелов, профессиональный российский автогонщик, который показал отличные результаты в прошлом сезоне F2 и завоевал титул вице-чемпиона серии, в то время как его команда Russian Time взяла кубок конструкторов чемпионата, в 2017 году стал тест-пилотом Renault, что значит, россиянин уже одной ногой находится в F1.
Стоит также отметить, что чемпионом «Формулы-2» в 2017 году стал Шарль Леклерк. После победы гонщику было предложено место боевого пилота в составе команды Alfa Romeo Sauber F1. После непродолжительных переговоров Леклерк согласился.
Отдельным классом сейчас существует и электрическая «Формула-E». Главное отличие серии — полное отсутствие ДВС и использование электромоторов. В эту серию гонщики попадают после GP3 или «Формулы-2». Также в эту серию могут попасть и гонщики F1. Например, Себастьян Буэми, занимавший место тест-пилота Red Bull, сейчас выступает в электроформуле.
Indy Car и «Тройная корона» гонщика
Кроме европейской «Формулы» существует еще класс IndyCar — серия гонок на автомобилях с открытыми колесами в Северной Америке. Пилотами этой серии обычно становятся те, кто показал хорошие результаты в более легком классе Америки, Indy Lights, либо те, кто отлично выступил в Европе. Самый легендарный этап чемпионата — «500 миль Индианаполиса».
Во всей истории автоспорта существует только один гонщик, сумевший примерить на себе титул «Тройной короны» — Грэм Хилл. Для завоевания этого титула пилот должен победить в трех гонках: «Гран-При Монако» (F1), 24 часа Ле-Мана (WEC) и «500 миль Индианаполиса» (Indy Car). Нередко в погоне за «короной» гонщики после победы в американской серии стараются перейти в «Формулу-1», а затем и в WEC. Например, Хуан Пабло Монтойя, выигравший гонку «Инди-500» в 2000 году, на следующий сезон дебютировал в F1 и спустя 2 сезона, в 2003 году, смог одержать победу на этапе в Монако. Однако стать пилотом с «Тройной короной» Хуану так и не удалось.
Переход в «Формулу-1» из DTM
DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) — чемпионат Германии среди кузовных автомобилей. Соревнования проводятся на машинах, внешне напоминающих обычные автомобили. Но на самом деле из внешних деталей от обычного кузовного авто на болиде остаются лишь фары. Все остальные панели кузова облегчены и крепятся на пространственную раму специальными защелками для того, чтобы в случае поломки механики смогли легко добраться к нужным агрегатам.
Для того, чтобы этот класс не стал гонкой бюджетов, руководители серии установили жесткий регламент соревнований. Он заключается в ограничении «расходных материалов», таких, как, например, резина, а также в регламентировании количества тренировок и тестов вне гонок (не более 20 дней в год). Словом, в кузовном чемпионате DTM существуют некоторые сходства с «Формулой-1».
Нередки также и переходы гонщиков из DTM в «Формулу-1». Например, Паскаль Верляйн, чемпион DTM 2015, уже в 2016 году подписал контракт с командой Manor Racing и стал боевым пилотом F1, где показал не очень хорошие результаты.
«Королева автоспорта»
Как вы уже поняли, главная международная серия автогонок — «Формула-1». В каждом сезоне участие принимает 10 команд, в каждой из которых находится 2 боевых пилота. Первым российским пилотом F1 стал наш главный редактор, Виталий Петров. На данный момент в «королевских гонках» из россиян присутствует один боевой пилот, Сергей Сироткин в Williams и два тест-пилота, Артем Маркелов в Renault и Даниил Квят в Ferrari.
Кроме формальных чепионатов, которые мы обсудили сегодня, существует еще много других гоночных серий, которые мы обсудим в следующей части нашей новой рубрики «Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут».
За помощь в создании материала выражаем благодарность Константину Терещенко.
- Гонки
- Автоспорт
somanyhorses.ru
Верните мне мой 1997-й: почему если не гоняешься с детства, никогда не станешь гонщиком
В прошлой статье я обещал рассказать о том, как пересел на клубный карт и как заново, по сути, начал учиться ездить. Но придется сделать небольшое отступление, потому что есть тема гораздо более интересная.
Я всегда хотел стать гонщиком. Уже в подготовительной группе детского сада я спускал с горки модельки и смотрел, какая приедет первой. Правда, этим мои гонки и ограничивались. Даже в более зрелом возрасте я понятия не имел, где учат на профессиональных автоспортсменов.
В пятнадцать лет (а это было, между прочим, в конце прошлого века) я отыскал на улице Газопровод секцию картинга. «Вот оно, мое светлое будущее!» – подумал я и уже видел себя с кубками, шампанским и тёлочками. Но мне выдали тряпки, швабру и инструменты. Про гоночки речи вообще не шло. «Ты тут гайки покрути, полы помой, а потом подумаем», – сказал мне «тренер». Это было мое первое и единственное занятие.
Тогда я не понимал, что именно в это время моя карьера пилота закончилась, не успев начаться. Потому что автоспортом надо заниматься с детства, если хочешь претендовать на серьезные результаты. И желательно начать еще до школы.
Родись я на четверть века позже, все сложилось бы совсем по-другому. Хотя бы потому, что сейчас мне было бы семь лет, и я бы смог пойти в Mazda Karting Academy Junior. После пяти месяцев во взрослой академии Mazda становится невероятно обидно за потерянное детство. Сейчас попытаюсь объяснить, почему.
Во-первых, время. Когда ты школьник, твоя единственная забота – домашняя работа (которую в половине случаев можно не делать). А учитывая тот факт, что занятия проходят по выходным с 8.00 до 13.00, обучение в Mazda Karting Academy Junior никак не мешает учебе. Согласитесь, это гораздо комфортнее, чем клубные заезды по будням с 21.00 до 24.00 после офисного дня и вечерних пробок. Тем более, что полуторачасовое занятие у детей состоит не только из самих заездов, но и физической разминки и теоретической подготовки. И только после этого – в карт.
А после трех заездов руководитель Академии Сергей Балдин с каждым учеником проводит работу над ошибками. К слову, обучение проходит на новых 5,5-сильных картах F-TECH MINI (для ребят 5-8 лет) и девятисильных SODI RT-8 (для учеников от 8 до 16 лет). Так что никаких «покрути гайки, а потом поедешь».
Во-вторых, неопытность. Как бы парадоксально это ни звучало, но тот самый опыт, который сын ошибок трудных, в данном случае только вредит. С детьми гораздо проще. Они воспринимают сказанное тренером как истину в последней инстанции и делают (окей, пытаются делать) точно то, что им говорит Балдин. Они не пытаются пропустить сказанное сквозь призму прожитых лет, тысяч пройденных километров и своих не самых исчерпывающих знаний физики. Они просто делают. Им не приходится ломать в себе стереотипы и стирать шаблоны, засевшие на подкорку. А еще они не чувствуют грань. И не пытаются додумать, что случится, если что-то пойдет не так.
В-третьих (и это во многом следует из предыдущего абзаца), молодой организм. Я сейчас не про остеохондроз, ревматизм и хронический кашель (хотя и про них тоже), а про пластичность молодого мозга. Мозг ребенка гораздо эффективнее воспринимает новую информацию. Да, аналитические способности у взрослых развиты гораздо сильнее, но именно в этом и «проблема». Чем «чище» мозг, тем быстрее он усваивает новые данные. Недаром говорят, что дети впитывают все, как губки. Тут вполне уместна аналогия с компьютером: чем меньше забита оперативная память, тем выше быстродействие программ. Ну, и в-четвертых – накат. Я могу хоть поселиться в Forza Karting, но тех двадцати лет, что я провел вне автоспорта, уже не наверстать никогда.
И Балдин все это прекрасно понимает. Равно как и то, что приходящие на обучение дети в большинстве своем знают о гонках только то, что видели в мультиках и фильмах. Поэтому программа обучения в Mazda Karting Academy Junior – это полноценный девятимесячный курс, во время которого ученики проходят все основные этапы.
Начинается обучение с вводной части, где ребята знакомятся с основными правилами поведения на трассе, безопасностью во время движения, а также обучаются последовательности и систематичности управления картом. Параллельно идет обучение основам скоростного вождения. Именно в этой части закладываются теоретические и практические основы гоночной езды. А после ученики переходят к обгонам – одним из самых сложных элементов.
Очевидно, что если ты не стартуешь с поула и у тебя нет четкого понимания, где и как нужно обгонять, на тумбочку тебе не залезть. А вот как показать лучшее время в квалификации, ученики узнают в четвертой части – Стратегии квалификационных заездов. И, конечно, куда без гонок? По какому сценарию будет развиваться заезд? Как вести себя в той или иной ситуации? Как определить правильную стратегию? Все это тоже изучается в MKA Junior.
Причем курсы идут не последовательно, а циклично. То есть не надо мучительно ждать окончания вводной части, чтобы узнать, как же надо обгонять. Все аспекты гоночной езды изучаются параллельно, что дает возможность постоянно повторять и закреплять пройденный материал. А главное, что обучение в Mazda Karting Academy – это не только девять месяцев тренировок, но и многоэтапный чемпионат академии с призовым фондом от компании Mazda, который стартует вскоре после начала курса.
Практика – критерий истины. В итоге через девять месяцев из Mazda Karting Academy выходит готовый пилот, который может получить гоночную лицензию и делать свои первые шаги в профессиональном спорте, Чемпионате или Кубке России по картингу. Тут уже все зависит от желания спортсмена и возможностей родителей. Так что у Mazda Karting Academy только один, но очень большой недостаток – она появилась слишком поздно.
www.kolesa.ru
Как стать мотогонщиком в России?
ВЛАДИМИР ЛЕОНОВ
Родился: 26.04.1987
Рост: 178 см
Вес: 74 кг
С 2006 по 2010 год ездил за команду Vector Racing. Сейчас представляет команду Yakhnich Motorsport.
БАЙКИ ПРО
Владимир о том, как устроен мотоспорт в России и за границей:
МОТОКРОСС
В мотоспорте много дисциплин, но среди них можно выделить две самые большие группы: мотокросс (заезды по бездорожью) и «кольцо» — на байках по асфальту. Шоссейно-кольцевые виды мотоспорта требуют больших вложений средств как со стороны организаторов (построить трассу с твердым покрытием — дорогое удовольствие), так и со стороны участников (спортбайки стоят значительно дороже кроссовых мотоциклов). В России у любителей мотоспорта денег не так много, поэтому у нас мотокросс развит лучше, чем «шоссе», тем более что бездорожья у нас, прямо скажем, немало. У нас даже есть российский мотогонщик мирового уровня — Евгений Бобрышев. В 2010 году он попал в десятку сильнейших гонщиков чемпионата мира по мотокроссу. Я начал свою спортивную карьеру на бездорожье по этой же причине — с 15 до 19 лет я участвовал в кроссовых чемпионатах России.
СУПЕРБАЙК И MOTO GP
В шоссейно-кольцевом мотоспорте есть два главных события: чемпионат мира по супербайку (World Superbike) и чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам (Moto GP). Первый проводится на мотоциклах, созданных на базе серийных моделей, во втором ездят так называемые прототипы — байки, которые делают специально под пилота и под регламент чемпионата в количестве нескольких штук. Если сравнивать два чемпионата, Moto GP круче — это аналог автомобильной «Формулы-1». Я заработал свое первое очко на ЧМ по супербайку в 2007 году в классе Суперсток 600 на этапе в Брэндс Хэтч. В Moto GP я отъездил сезон 2009 года в классе GP250 (250 куб. см), причем на этапе в Ле-Мане попал в первую десятку. В 2010 году я вновь начинал сезон в Moto GP, но из-за травмы, полученной на первом же этапе, не смог его закончить. В этом году я участвовал в 6 этапе чемпионата World Superbike в классе Суперспорт по wild card (по приглашению организаторов и без участия в квалификации), а в 2012 году в том же классе я буду уже полноправным участником чемпионата мира.
ТЕХНИКА
Сейчас в ЧМ по супербайку принимают участие 7 производителей мототехники: «японская четверка» — Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki, итальянцы Ducati и Aprillia, а также BMW. Мотоцикл класса Супербайк стоит 150-200 тыс. долларов, байк класса Moto GP — под 2 млн долларов. При этом по интриге и накалу страстей World Superbike и Moto GP отличаются не так сильно. Средняя скорость в классе Moto GP — около 175 км/ч, а в классе Супербайк — 150 км/ч. У меня сейчас Yamaha R6, и я отъездил на ней весь сезон в открытом чемпионате Италии в классе Суперсток 600. На таком же мотоцикле я буду участвовать в 2012 году в чемпионате мира по супербайку.
КОМАНДА
Сейчас я в команде Yakhnich Motorsport, которая названа по фамилии одного из владельцев — бизнесмена Александра Яхнича. На российских командах заработать сложно, поэтому ими владеют в основном обеспеченные люди — в качестве хобби. Команда дает мне мотоциклы, механиков, возит на тренировки и соревнования. Кроме того, тут мне платят зарплату. Размер своей получки не скажу, но за границей гонщики моего уровня получают около 200 000 евро в год. А теперь представь себе общий размер расходов на команду с учетом того, что в Yakhnich Motorsport 5 мотогонщиков — 2 женщины и 3 мужчины.
Руководство команды, исходя из своих финансовых возможностей и моих спортивных показателей, решает, где и как я буду соревноваться. Например, в Moto GP я попал потому, что меня решился отправить туда руководитель моей предыдущей команды «Vector Racing Team» Владимир Трущенков, а сейчас владельцы Yakhnich Motorsport решили, что мне место на World Superbike.
ТРЕНИРОВКИ
Российские мотогонщики могут готовиться к серьезным чемпионатам только за границей. Ездить в Германию, Испанию или Италию — дорогое удовольствие. Только за трассу команда платит по 300-400 евро за гонщика в день, а еще нужно покупать шины, оплачивать доставку техники, гостиницы, амортизацию байков. Например, резины в день уходит три комплекта, так как накручиваешь по 300 км за тренировку. Набегает порядком — одному покататься в выходные стоит 5 тыс. евро. Поэтому до недавнего времени я тренировался мало, и только этой зимой у меня появилась возможность поездить побольше: мы прожили почти два месяца в Испании, и там я катался каждый выходной. В России выручают велик и кроссовый мотоцикл — на них у нас можно тренироваться круглый год.
ТРАССЫ
Главный рынок для производителей мотоциклов — это Европа, поэтому почти все этапы Moto GP и чемпионата мира по супербайку проводят в Старом Свете. В России трассы для мотогонок мирового уровня до сих пор не было, однако к лету 2012 года под Волоколамском обещают достроить кольцо Moscow Raceway, которое будет регулярно принимать один из этапов ЧМ по супербайку. Если это случится, уровень российских шоссейных мотогонщиков наверняка резко повысится.
YAMAHA YZF R6
• Владимир ездит на этом байке. Аэродинамический обвес такой же, как у серийной модели. Отсутствуют зеркала заднего вида, оптика, крепеж для номеров, звуковой сигнал, крепеж для багажной сетки, подножки и ручки для пассажира.
• Замена серийных сцепления и трансмиссии запрещены, однако установлена разрешенная регламентом система «квик-шифт», которая позволяет переключать передачи, не выжимая сцепление.
• Цилиндры, поршни, кольца, форсунки, коленвал и распредвал такие же, как у серийного байка. Модифицированы электронные «мозги» двигателя, установлена гоночная проводка, новые системы впуска и выпуска, радиатор повышенной производительности. В результате движок работает на бензине с октановым числом выше 100 и на динамометрическом стенде выдает 140 л. с., а не 105, как у стоковых моделей. Объем двигателя — 600 куб. см.
• Рама серийная.
Владимир советует, как не ударить в грязь лицом на гоночном треке:
ПЕРЕД ГОНКОЙ
1. Подумай
За несколько дней до гонки я мысленно прохожу всю трассу вплоть до каждого поворота. Если для меня трек новый, я сажусь за Playstation и катаюсь по нему в виртуальной реальности. Перед этапом я прокручиваю в голове разные ситуации, которые могут возникнуть на трассе: какими могут быть результаты квалификации, кто где будет стоять на решетке, кто меня может закрыть, кого обгонять на первой перекладке.
2. Разомнись
Перед тем, как выехать на старт, обязательно делаю растяжку и разогреваюсь на велотренажере в течение как минимум 10 минут. Это одновременно и физическая, и психологическая подготовка — пока кручу педали, внутренне собираюсь и перехожу в состояние «повышенной боевой готовности». Тренажер вожу с собой.
НА ТРАССЕ
1. Смотри в оба
Главный принцип езды на любой колесной технике — куда смотрю, туда и еду. На мотоцикле стоит засмотреться на столб, и ты уже в него врезался. Однако на треке я не только черчу глазами траекторию перед байком, но и посматриваю на следующие повороты — на скорости под 200 км/ч я буду там через пару секунд.
2. Скользи
В пологом повороте байк на «держаке» (оба колеса сохраняют сцепление с покрытием. — MH) едет быстрее, чем в скольжении. Но некоторые — крутые — шпильки быстрее проходить боком. Благодаря заносу заднего колеса мотоцикл после прохождения апекса («верхней» точки поворота. — MH) сразу оказывается на разгонной траектории.
3 факта из биографии Владимира Леонова, несмотря на которые он попал в шоссейно-кольцевые мотогонки
Делал себя сам
У меня никогда не было тренера. На мотоцикл меня посадил отец. Он занимался со школы мотокроссом. Его даже хотели взять в команду ЦСКА, но в военкомате перепутали документы, и ему пришлось ехать служить в обычную часть. В результате он так и не стал профессиональным спортсменом.
Во дворе «дрова»
До пятнадцати лет у меня не было настоящего спортивного мотоцикла, и на соревнования я толком не ездил. Первый мотик отец сделал из велосипеда, когда мне было пять лет. Потом у меня был еще один велик с мотором Д6, затем переделанный мопед с ковровским движком и «чезет» со 125-кубовым двигателем.
Поздно начал
Я пришел в шоссейно-кольцевые гонки достаточно поздно — в 19 лет. В Европе родители отдают детей в секцию заниматься шоссейными мотогонками, как у нас на фигурное катание, — с 5 лет. К 20 годам у таких спортсменов уже по 10 лет опыта участия в гонках по асфальту.
Мотоциклы для шоссейно-кольцевых мотогонок (ШКМГ) делятся на классы в зависимости от объема двигателя. Все значимые национальные чемпионаты по ШКМГ построены на классах из ЧМ по супербайку (и незначимые, вроде российского, тоже): собственно Супербайк (двигатели объемом от 750 до 1200 куб. см) и Суперспорт (от 400 до 750 куб. см). Основные классы дублируют два дополнительных: Суперсток 1000 и Суперсток 600, в которые допускают серийные мотоциклы с минимальными изменениями в конструкции. В Moto GP три класса — Moto GP (мотоциклы с двигателем объемом до 800 куб. см), Moto2 (до 600 куб. см) и GP125 (до 125 куб. см).
Фото: Кирилл Лагутко
mhealth.ru