Как машина едет – Как и почему движется автомобиль?

Содержание

Как и почему движется автомобиль?

Откуда возникает движущая сила, если автомобиль не толкают как тележку и его не тянет лошадь? Почему он едет? Что такое избыточная мощность? Как ни странно, на эти вопросы не всякий может ответить. Между тем, вопрос этот весьма прост, и разобраться в нем по силам даже школьнику

Многие из нас встречали картинку: улица прошлого века, и на мостовой — экипаж без лошадей. Такими примерно были «самобеглые коляски» русских изобретателей Шамшуренкова и Кулибина. Катил «самобеглую» стоявший на педалях человек. Его «механическая энергия » передавалась на ведущие колеса, которые и толкали коляску. Этот же принцип лег в основу другого «самодвижущегося экипажа», появившегося позднее, — автомобиля. Только источником механической энергии у него стал двигатель внутреннего сгорания. Как же его энергия приводит в движение автомобиль?

Где толкающая сила?

Рычаг-помощник

Откуда же она возникает, если автомобиль не толкают как тележку и его не тянет лошадь?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберем способ, которым можно тележку передвигать, — при помощи рычага. А чтобы нижний конец его не скользил, — забьем в землю клин.
Первый вариант — толкаем рычагом непосредственно тележку. Она сдвинется и в том случае, когда рычаг воздействует прямо на ось колеса, причем плечо, на которое действует рука, получается вдвое большим. Эту работу можно облегчить — придавить рычаг с такой силой, чтобы, опираясь на дорогу, его нижний конец не проскальзывал. Останется лишь непрерывно переставлять его.
А если прилагать силу к верхней части колеса по касательной к окружности? Тогда полоску, выделенную на рисунке посредине пунктиром, можно рассматривать как такой же рычаг, бес машины прижимает ведущее колесо к дороге — оно не пробуксовывает, значит, нижний конец нашего «рычага» как бы удерживается колышком и ось колеса переместится под действием силы F.
Когда ось продвинется несколько вперед — колесо провернется и «конец рычага» — точка 1 уже не будет соприкасаться с дорогой. Ее место займет точка 2, затем точка 3 и так далее.
Таким образом, колесо можно рассматривать как бы состоящим из бесконечного числа рычагов, непрерывно и последовательно сменяющих один другой. Оно удобнее рычага — ничего не нужно переставлять. Способ перекатывания повозки за обод колеса применяют, когда надо помочь лошади. Подобным образом поступают и артиллеристы, выкатывая вручную орудия на огневые позиции: это легче, ибо усилие на оси получается вдвое большим, чем в том случае, если толкать за станину.
Однако лучше не толкать и не тянуть колесо, а вращать. Так нельзя ли найти такой способ, чтобы не толкать и не тянуть колесо, перехватывая его все время за обод? Можно. Для этого достаточно передавать на колесо через ось вращающее усилие, или, как принято говорить в технике, подвести к нему крутящий момент. Крутящий момент стремится провернуть колесо, но этому препятствует сила трения, возникающая между ним и дорогой. Колесо как бы отталкивается от земли и начинает катиться. Здесь главный помощник — трение, без него движение невозможно. Известно, как беспомощен автомобиль, например, на льду.

Разные дороги и разные силы

Всё — «против»

По асфальту тележка катится легко. Но вот колеса попали на мягкий грунт или песок. Толкать ее,стало труднее. B чем дело? Возросла сила, которую в теории автомобиля называют силой сопротивления качению.
А если встретится подъем? Добавляется сила, стремящаяся скатить тележку.
А встречный ветер? Каждый из нас знает, как трудно двигаться, когда он сильный. Но мчащийся автомобиль сам ‘«устраивает» себе искусственный встречный ветер, и тем сильнее, чем больше скорость.
Кроме того, при разгоне тележку приходится толкать намного сильнее, чем при. равномерном движении: нужно преодолевать силы инерции.
Итак, автомобиль равномерно движется по хорошей горизонтальной дороге: нужна умеренная толкающая сила — лишь для того, чтобы преодолевать трение и сопротивление воздуха.

Но ведь сначала надо тронуться с места. А для этого требуется самая большая толкающая сила. Хотим ускорить движение — надо преодолеть инерцию, опять, же необходимо увеличение толкающей силы. Съехали на плохую дорогу или поднимаемся в гору. И здесь толкающая сила должна намного возрасти. Обычно в зависимости от условий движения она меняется в несколько раз. Соответственно должен меняться и подводимый к колесам крутящий момент. Мы видим: чтобы автомобиль мог двигаться по различным дорогам и с разной скоростью, надо иметь возможность увеличивать и уменьшать крутящий момент на его колесах в широких пределах.

Упрямый характер

От двигателя — и колесам

Скорость вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания может изменяться примерно от пятисот, когда он работает на «холостом ходу», до нескольких тысяч оборотов в минуту. Казалось бы, можно двигаться с различной скоростью, даже если мотор непосредственно соединить с колесами: быстрее вращается вал двигателя — и, пожалуйста, с большей скоростью идет машина.

У бензинового «характер» хуже

Но вот дорога пошла в гору, и сразу автомобильный двигатель показывает свой «характер». Он значительно снижает обороты (труднее стало тянуть), но крутящий момент увеличивается недостаточно: на десять процентов, на тридцать, самое большое — на пятьдесят. У дизельных двигателей такая «приспособляемость» еще хуже. Давайте взглянем на график. Он показывает, как меняется величина крутящего момента бензинового автомобильного двигателя. Видно и самое худшее: с какого-то числа оборотов (в этом месте поставлена галочка) крутящий момент непрерывно уменьшается.
Действительно, при снижении числа оборотов с 4500 до 3000 крутящий момент возрос с 7 до 9 кгм. Но если подъем, допустим, потребовал большего, двигатель внутреннего сгорания не может справиться с этой задачей: необходимо увеличение момента, а он начинает уменьшаться, скорость движения резко падает — обороты двигателя идут на убыль… крутящий момент становится еще меньше…

В том же диапазоне чисел оборотов современного тягового электродвигателя крутящий момент увеличивается примерно в четыре раза.
В этом отношении для автомобиля больше подошли бы двигатели паровые или электромоторы, как бы отвечающие золотому правилу механики: при большой нагрузке они сбавляют обороты, а тянут сильнее. Но двигатель плюс котельная установка слишком громоздки для автомобиля, а возить на нем электростанцию просто невозможно. Двигатель же внутреннего сгорания обладает пока многими другими преимуществами. А на его «дурной характер» можно найти управу.

 

Выход есть!

Можно и быстро и медленно

 Силы человека, работавшего на педалях «самобеглой» коляски, хватало на движение по ровной дороге. А на подъеме? Для его преодоления между «двигателем» и ведущими колесами был помещен специальный зубчатый барабан. Он позволял увеличить крутящий момент, подводимый к колесам, за счет скорости их вращения, — а следовательно, и скорости движения коляски. Крутящий момент увеличивался, когда ведущая шестерня соединялась с рядом зубьев барабана, расположенных дальше от оси (наибольшее плечо) и, наоборот, — уменьшался при укорочении плеча.

Так же меняется величина крутящего момента и в шестеренчатой передаче, распространенной в современной технике.

Это делает Коробка передач

И вперед и назад

Менять величину крутящего момента двигателя может механизм, в котором будет несколько пар зацепленных одна с другой шестерен, — допустим, три — с различными передаточными числами: 1:4; 1:2 и 1:1. Первые два позволяют увеличить крутящий момент (толкающую силу) в четыре или в два раза.
Схема такого механизма — коробки передач — показана на рисунке. В общем корпусе находятся три пары шестерен с разными передаточными числами. Шестерни ведомого вала, через который вращение передается к колесам, могут передвигаться вдоль него, все время вращаясь с ним. Действуя рычагом переключения, водитель может соединить любую пару и двигаться на любой из трех передач. Это первая услуга коробки.

Вторая услуга. На рисунке коробка показана в положении «включена первая передача». Если расцепить и эту пару — вращение от двигателя к колесам передаваться не будет. Такое положение называется нейтральным.
При нейтральном положении двигатель не соединен с колесами, и поэтому его легко пустить, прогреть, не надо выключать при остановке перед светофором и т. п.
Третья услуга. Даже мотоцикл случается подать назад. Автомобилю — это просто необходимо. Надо и развернуться и встать под погрузку, подъехать к прицепу…
В общем, ведущие колеса должны вращаться и назад. А двигатель? Его коленчатый вал вращается только в одну сторону. Значит, коробка должна иметь передачу заднего хода. Между ведущим и ведомым валами в зацепление вводится «лишняя» шестерня или две на общей оси, как показано на рисунке. Она и меняет направление вращения ведомого вала.

Чтобы трогаться плавно

Просто соединить шестерни первой передачи не удастся — одна вращается, другая неподвижна. А если включить передачу принудительно — машина «прыгнет» вперед или заглохнет двигатель, да и для зубьев шестерен это небезопасно.
Избавиться от таких неприятностей и плавно тронуться с места позволяет особый механизм — «сцепление», которое располагают между двигателем и коробкой. Оно имеет два положения: сцепление включено — крутящий момент передается на коробку; сцепление выключено — она отсоединена от двигателя.
Для передачи вращения здесь используется сила трения между маховиком и ведомым диском. Расположенные по окружности пружины прижимают диск к маховику, и он вращается вместе с ним — сцепление включено. В таком положении оно находится при движении автомобиля. Пружины обеспечивают такую силу трения, которая необходима для передачи крутящего момента двигателя, без пробуксовки между маховиком и ведомым диском.

Когда водитель нажмет ногой на левую педаль (так принято на автомобилях всего мира), диск, преодолевая усилие пружин, отходит от маховика. Мы говорим: сцепление выключено. Передача крутящего момента от двигателя прекращается, хотя его коленчатый вал и маховик продолжают вращаться.
В таком положении — педаль нажата — водитель включает передачу и, плавно отпуская педаль, постепенно приближает ведомый диск к гладкой поверхности маховика. В это время общая сила давления пружин все увеличивается и сила трения возрастает. Маховик постепенно, плавно увлекает диск, который со все уменьшающимся проскальзыванием начинает вращаться, и… машина плавно трогается. Успех этого процесса зависит от искусства водителя, поначалу частенько он проходит не совсем гладко.
Когда нужно переключить передачу — «перейти», например, при разгоне с первой на вторую или со второй на третью — водитель каждый раз нажимает на педаль сцепления.

Ну а теперь самое главное. Эту статью написал кандидат технических наук В. Гусев, еще в 1968 году…  Как оказывается, по большому счету в автомобиле мало что изменилось с тех пор. Те же шестерни, коробки, рычаги. И все тот же ДВС, пусть и усовершенствованный. Качественного скачка, какой был при переходе от лошади к автомобилю, или при изобретении самолета, нет.

arkan.people.zr.ru

Почему машина едет?

Основные составные части автомобиля — это мотор, то есть двигатель, коробка передач, мост и колеса. Двигатель соединяется с коробкой сцеплением, которое состоит из корзины и диска сцепления. Колеса автомобиля приводятся в движение с помощью двигателя внутреннего сгорания. В статье подробно описан процесс, почему машина едет.

Почему автомобиль едет

Сцепление необходимо для того, чтобы была возможность остановить вращение валов коробки и включить либо переключить скорость.

На двигателе со стороны коробки установлен маховик, к нему прислоняется диск сцепления, который, в свою очередь, надет на первичный вал коробки передач.

На первичном валу есть шлицы и на диске тоже, то есть если вращается диск сцепления, приходит в движение и первичный вал. Корзина сцепления прикручивается к маховику, и между ней и маховиком находится диск сцепления, роль корзины заключается в том, чтобы сильно придавливать диск сцепления к маховику. Есть еще и выжимной подшипник, его роль — отодвигать диск сцепления от маховика.

Итак, двигатель работает, вращается маховик, диск сцепления и первичный вал коробки. Кроме того, начинают выполнять свои функции системы охлаждения, топливная система и система смазки. Почему же колеса не приходят в движение? Причина как раз и заключается в сцеплении и коробке передач.

Как начать движение

При нажатии педали сцепления диск отходит от маховика, коробка останавливается. После этого необходимо включить первую скорость и постепенно отпускать педаль сцепления. В этот момент шестерня, соответствующая первой скорости, соединяется с ведущим валом, но так как сцепление выключено, крутящий момент не передается на коробку передач.

Важно научиться плавно отпускать педаль сцепления. При этом диск придавливается, коробка начинает вращение и приводит в движение карданный вал. Карданный вал, в свою очередь, приводит в движение мост, который соединен с колесами. Последние начинают вращаться, и автомобиль едет.

В результате цепочка передачи крутящего момента выглядит следующим образом: на поршень, затем коленчатый вал, сцепление, коробка передач, карданный вал, передача заднего моста (у заднеприводных моделей), полуось и в конце ось, а с ней и колеса.

Ознакомьтесь также с нашей статьей Почему самолеты летают.

elhow.ru

Машина едет, а водителя нет — как на это реагируют люди? — журнал За рулем

Чем дальше, тем все больше нас пугают неизбежностью вытеснения живых водителей на дорогах системами автопилотирования. То есть человека за рулем не будет, да и руля — в привычном понимании этого слова. Но готовы ли мы к этому сегодня?

Материалы по теме

Это попытались выяснить инженеры компании Форд вместе с исследователями технического университета Хемница, проведя любопытный эксперимент. На водителя тестового автомобиля надели чехол, и он визуально «слился» с сиденьем. Снаружи мужчина стал почти невидимым, в то время как сам мог следить за дорогой через окошко из зеркальной фольги, а  руль крутил снизу, чтобы не выдать свое присутствие окружающим. Да, это не очень удобно, поле зрения и свобода движений несколько ограничены, но ради эксперимента можно было и потерпеть.

Следует отметить, что на крыше тестового автомобиля был установлен светодиодный фонарь, который с помощью мигающих сигналов трех различных цветов привлекал внимание к лжебеспилотнику. Например, сообщал окружающим о начале движения, наборе скорости и торможении.

Выяснилось, что хотя прохожие и видели сигналы, их значение чаще всего им было непонятно. Подобно цветам светофора, людям потребуется какие-то время на изучение новых сигналов автономного вождения автомобилей.

Проезжающие мимо водители практически не обращали внимания на пустующее место водителя, они были сосредоточены на дороге и в салон чаще всего не заглядывали. Другое дело — люди вне автомобиля. Так, официантка на Макавто, вместо того чтобы передать заказанный «автомобилем» картофель фри, запаниковала и побежала за помощью к коллеге. Вызванная более опытная коллега тоже была изумлена и не знала, что делать. Девушки успокоились и начали улыбаться, только когда водитель показался из-под своего чехла. Прохожие чаще всего недоуменно улыбались и, кажется, пытались понять, в чем подвох?

Персонал автомойки отреагировал на «беспилотник» гораздо спокойнее. Поскольку светодиодная лампа не является водонепроницаемой, ее нужно было сначала снять. Работник спокойно сделал это, не прибегая к помощи водителя, и начал мыть автомобиль. Правда, потом выяснилось, что опытный мойщик подозревал «что-то не то» в машине без водителя, хотя и не знал, в чем оно заключается, и просто решил подыграть.

Какой вывод сделали в ходе эксперимента исследователи? На самом деле, беспилотникам не помешал бы компьютерный голос, наподобие того, что используют в фантастических фильмах, который предупреждал бы о маневрах. И самое главное — прежде чем автономные машины начнут с нами разговаривать, им сначала нужно освоить язык жестов, которыми обмениваются с автомобилем люди.

  • Между тем опрос показал, что ничего не имеют против «электронного» шофера три четверти жителей Германии. Чаще всего это молодые мужчины.
  • Французская компания Stanley Robotics тестирует в аэропортах парковочного робота Стэна. У него не возникает сложностей с парковочным местом для автомобиля.

Фото: Auto Motor und Sport

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

12 хитростей для начинающих водителей, о которых не рассказывают в автошколе

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Даже те, кто не первый день за рулем, не всегда знают о тонкостях и нюансах, которые облегчают водительскую жизнь.

AdMe.ru рассказывает, как почувствовать себя на дороге в своей тарелке, научиться избегать опасных ситуаций и стать уверенным водителем.

12. Проверьте, правильно ли настроены зеркала

Если зеркала настроены неверно, то возникает слепая зона — часть дороги, которую вы не видите, поэтому можете не заметить автомобиль на соседней полосе. Чтобы ее не было, настройте боковые зеркала так, чтобы ваша машина не была в них видна (либо была видна совсем чуть-чуть). Чтобы проверить, нет ли слепой зоны, медленно двигайтесь задним ходом мимо другой стоящей машины, глядя в боковое зеркало. Как только она исчезла из зеркала, вы должны увидеть ее боковым зрением. Зеркало заднего вида настраивается так, чтобы в нем было полностью видно заднее стекло автомобиля. Когда настраиваете зеркала, примите ту позу, в которой обычно водите машину.

11. Научитесь чувствовать, где находятся колеса

Чтобы уметь объезжать ямы на дороге и не царапать диски при парковке у бордюра, нужно научиться чувствовать, где находятся колеса автомобиля. Для этого возьмите пустую пластиковую бутылку, сомните ногой и положите на асфальт. Потренируйтесь наезжать на ее по очереди правым и левым передним колесом. Откройте окно, чтобы слышать хруст бутылки.

10. Паркуйтесь, ориентируясь на окна и зеркала

Если вы паркуетесь передом к бордюру, останавливайтесь, как только увидите бордюр под боковым зеркалом. Так расстояние до бордюра будет минимальным, а вы не поцарапаете бампер.

Если вы паркуетесь передом параллельно бордюру, нужно позаботиться о том, чтобы не поцарапать диски. Наклейте кусочек цветного скотча внизу лобового стекла. Как только линия бордюра совпадет с меткой, останавливайтесь. Лучше парковаться параллельно бордюру задом — тогда бордюр виден в боковых зеркалах и вы не прижметесь к нему вплотную.

9. После заезда в лужу просушите тормоза

Перед любой, даже мелкой лужей притормозите, а затем проезжайте ее плавно, не маневрируя, не набирая и не сбрасывая скорость. На большой скорости вода может попасть в систему зажигания, и машина заглохнет. Кроме этого, может начаться аквапланирование — когда исчезает сцепление с дорогой и автомобиль скользит по воде.

Выехав из большой лужи, не глушите двигатель, не тормозите, не разгоняйтесь, а главное — просушите тормоза: на небольшой скорости несколько раз прерывисто нажмите на педаль тормоза. От трения тормозные колодки нагреваются, и вода испаряется.

www.adme.ru

Как научиться правильно ездить на «механике»

Если вы попытаетесь завести автомобиль, стоящий на передаче, у которого двигатель и коробка передач соединены, то получите мощные рывки с вполне прогнозируемыми последствиями. Не лишним будет приучить себя на старте выжимать педаль тормоза перед тем, как включить сцепление – автомобиль может стоять на уклоне и покатится, как только вы отсоедините мотор от коробки передач. Выжмите педаль сцепления и включите первую передачу, а затем, перенеся правую ногу на педаль газа, чуть поднимите обороты двигателя. Дальше важный момент – медленно и плавно отпускаем педаль сцепления. На словах все кажется простым, но на практике трогание с места обычно наиболее сложен для начинающих.

Здесь важно почувствовать свободный ход педали сцеплением, после которого начинается смыкание дисков и действовать плавно, избегая сильно повышенных оборотов. Эта стадия требует практики, практики и еще раз практики.

Движение в гору

Особенно полезно тренироваться начало движения на уклоне, когда крайне важно все делать плавно и, синхронизировав работу с педалями и стояночным тормозом (он же ручной тормоз или «ручник»), добиться быстрого старта. Найдите уклон и удерживайте на нем автомобиль ручным тормозом. Включите первую передачу, выжав сцепление, и начните трогаться. Как только вы почувствуете, что машина начала как будто «напрягаться» и пытается сдвинуться с места, опустите «ручник». Научитесь делать это плавно и быстро. Со временем вы сможете удерживать автомобиль на уклоне без стояночного тормоза, а балансируя педалями сцепления и газа, а также трогаться без «ручника», быстро перенося ногу с тормоза на педаль газа.

Что делать в движении

Когда автомобиль наберет ход, поднимите правую ногу с педали газа, выжмите сцепление и смените передачу, а затем, как несложно догадаться, уберите левую ногу с педали и управляйте разгоном.

Когда переключать скорости на «механике»? Для плавной гражданской и экономичной езды встречаются следующие общие рекомендации. Первая ступень нужна только для того, чтобы тронуться и слегка – примерно до 20-25 км/ч – ускориться. На второй можно разгоняться до 40-50 км/ч, на третьей – до 60-70 км/ч, на четвертой – до 90-100 км/ч и так далее.

autorambler.ru

Почему мы стали меньше ездить на автомобилях — личное мнение — журнал За рулем

Чем меньше мы ездим, тем хуже живется нефтяникам, автопрому и дорожникам. Во всяком случае, они так думают.

На днях общался со знакомым предпринимателем. Парень держит несколько магазинов в Москве, живет на Тверской и, судя по всему, не бедствует и не собирается. Но, когда я завел речь о новых бензинах, тот сразу замотал головой.

— Мне это уже неинтересно! — удовлетворенно заявил он. — Я свою тачку продал — теперь дышу спокойно. Осточертело каждый день из-за парковки с соседями ругаться. Возле дома поставить некуда, ездить невозможно, подъехать в магазин или по делам — опять проблемы… Резидентное разрешение оформил, а толку — ноль: мест все равно нет! Да гори оно всё огнем: проще в метро спуститься или такси вызвать.

Материалы по теме

Я слушал и понимающе кивал. Потому что давным-давно сам оказался в первой волне тех, кого мясорубка Большого города фактически выдавила из-за руля собственной машины. Все основные причины перечислены выше, а вердикт один: стало неудобно, невыгодно и просто глупо! В итоге моя машина превратилась в эдакий субботний аттракцион для катания за сотни километров от мегаполиса. Как долго я буду пользоваться таким аттракционом — не знаю, но полагаю, что финиш не за горизонтом.

Коллеги и знакомые подтверждают: многие машины в их дворах неделями не выезжают с насиженных мест. А жители пригородов пытаются осваивать формат «доехать до перехватывающей парковки, а дальше — как придется». Впрочем, до нее еще нужно добраться: попробуйте-ка пробиться через Покров, Красногорск/Химки, Солнечногорск или, скажем, по Ярославке в районе Пушкина…

В общем-то, я с этим давно смирился. Выпустив джинна массовой автомобилизации из бутыли, трудно запихнуть его обратно. Однако сейчас маховик, похоже, закрутился в другую сторону: машина ездящая превратилась в машину припаркованную. Вчерашняя мечта обернулась обузой.

Почему народ перестает ездить? А все потому же — смотри «пункт первый». Неудобно, невыгодно, глупо… При этом даже новенькие платные дороги, убегающие от пробочных кошмаров вроде Вышнего Волочка, пока что не пользуются всенародной любовью: «неожиданно» выяснилось, что это тоже стоит денег. А еще надо оплачивать штрафы и парковки, раскошеливаться на ОСАГО и каско, добывать медицинские справки, платить налоги… И невольно закрадывается мысль: нас заставляют отказаться от личных автомобилей.

Любопытно, что на этом фоне нефтяники опять стращают нас грядущим повышением цен (наверное, чтобы не помереть с голоду). Одновременно автопроизводители пишут коллективные письма о ненужности открытия новых сборочных производств (мол, сами недозагружены!). Ну а молодежная табель о рангах давно сместила автомобиль с пьедестала в угоду смартфонам и прочим айпадам.

Материалы по теме

К чему приведет подобная «забастовка» потребителей? Страшилка от «всёпропальщиков» может звучать примерно так: если народ окончательно перестанет ездить, то без работы останутся работники автопрома, дорожные строители, сервисмены, страховщики и т.п. Но никакого выхода они, как обычно, предложить не смогут. Разве что сделать все бесплатным, как когда-то и было. Но и тогда многие были чем-то недовольны.

Лично я считаю, что сегодня количество просто перешло в качество — как и велит диалектика. Как говорил М. М. Жванецкий, проблемы никуда не исчезают — они просто перемещаются из одного ряда в другой. Когда-то все мечтали об автомобилях, особенно о мощных, и получили их — однако ездить стали не быстрее, а даже медленнее… Когда-то мы смеялись над американцами, проводящими полжизни в вяло ползущих по магистралям автомобилях — сегодня тупо обрели то же самое. Иначе и быть не могло.

Что до личных автомобилей, то я свою позицию обозначил давно: они обречены на забвение. Как обычно, пример подадут мегаполисы. Но это вовсе не обозначает гибель автопрома или дорожного строительства. Напротив, нужно наконец-то навалиться на проблему общественного транспорта, которую так любят обсуждать добрые люди в ток-шоу и Думе. Пусть наклепают электробусов, которые побегут по гладеньким дорогам от Углича до Рыбинска или из Петушков в Караваево.

Только тогда частные легковушки смогут на законных основаниях перейти в разряд любимых игрушек выходного дня. И не только в столицах.

www.zr.ru

Проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Детский краткосрочный поисково-познавательный проект «Почему машина едет?»

Автор: Береснев Егор

Возраст: 6 лет

МБДОУ «Детский сад № 72»

Руководители: Горбунова Т.В.

ПРОЕКТ

«Почему машина едет?»

Проблема. В наш детский сад каждый день приезжают разные машины: одна привозит хлеб, другая молоко, третья – разные другие продукты. Иногда приезжает специализированная машина для вывоза мусора. Мне нравится наблюдать, как заезжают машины во двор, как они разворачиваются.

 У меня возник вопрос: «Почему машина едет?»

Гипотеза. Чтобы машина поехала, нужен шофер, колеса, руль, бензин.

Цель исследования. Что нужно для того, чтобы машина поехала?

Задачи исследования.

 Познакомиться с историей создания машины;

узнать устройство машины;

расширить свой кругозор.

Методы.  Поиск в разных источниках.

Объект исследования. Машина.

Ожидаемый результат.  Владение информацией о том, что приводит в движение машину.

Описание работы.

В нашей группе есть макет дороги. Мы с друзьями часто разыгрываем различные дорожные ситуации. Иногда мастерим машину из стульев или из крупного строительного материала и отправляемся в путешествия.

В наш детский сад каждый день приезжают разные машины: одна привозит хлеб, другая молоко, третья – разные другие продукты. Иногда приезжает специализированная машина для вывоза мусора. Мне нравится наблюдать, как заезжают машины во двор, как они разворачиваются.

Мне захотелось разобраться в вопросе: «Почему машина едет? Что для этого нужно?»

Я выдвинул гипотезу, что, прежде всего, нужен шофер, налить в бак бензин, сесть за руль  и машина поедет. Сначала я решил спросить у друзей. Вот, что ответили они:

1. нужны ключи и аккумулятор;

2. нужна педаль газа и педаль тормоза;

3. колеса надо накачать.

Моя гипотеза и предположения моих друзей разошлись. Так кто же из нас прав?

Тогда я решил спросить у воспитателя, она сказала, что главное в работе машины это двигатель, и что об этом лучше всего посмотреть в энциклопедии. На следующий день воспитатель в группу принесла энциклопедию для малышей «Чудо – всюду мир вещей и машин» Нуждина Т.Д.

Из этой энциклопедии с помощью воспитателя я узнал, что первый автомобиль был совсем не похож на современный. Работал он совсем не на бензине, а на пару, и назывался «Тележкой Кюнью». Получается, что машина может работать не только на бензине. Она была смешная, гремучая и неуклюжая, впереди огромный паровой котел с дымящейся трубой, посередине стул для водителя, и все это сооружение катится на трех колесах:  впереди одно маленькое, а сзади два  — больших. Водитель управлял машиной с помощью рычагов.

Значит руль не самое главное в машине.  Машина двигалась вперед очень медленно.

Паровой автомобиль был слишком шумным и тяжелым. Нужен был другой двигатель, легкий и мощный. Такой двигатель создали лишь через сто лет. Он не имел котла. Новый двигатель работал на бензине.

У первого автомобиля не было крыши, а колеса напоминали велосипедные, и он помчался по дорогам с неслыханной быстротой.

Но у паровой тележки и первой машины на бензине были двигатели.

Я решил обратиться к папе, чтобы он мне рассказал, почему же все-таки едет машина. Он сказал, что сердце любого автомобиля это двигатель. Он через сложную систему рычагов обеспечивает вращение колес.

Работа двигателя происходит следующим образом. Топливо куда-то впрыскивается и сгорает там, при горении топливные пары расширяются и что-то там двигают. Эти движения вращают вал. Это вращение, через сложную систему, передается колесам и машина едет. В общем, это очень сложный процесс, и мне этого не понять. Но я понял, что главное в машине – двигатель, но чтобы лучше понять работу двигателя решили обратиться в интернет.

Я узнал, что в каждой машине обязательно есть колесо, да не одно, а много: больших и маленьких, с зубчиками и без зубчиков.

Каждому колесу обязательно нужна ось, на которой оно будет вертеться. Оси тоже разные: толстые и тонкие, длинные и короткие.

Каждой оси требуется подшипник из блестящих гладких стальных шариков или роликов, сидящих между двумя стальными кольцами: маленьким и большим. Без шарикоподшипников колесу трудно вращаться на оси – трение мешает. А с подшипником трения намного меньше. Одно зубчатое колесо цепляет за зубчики другое, оно тоже вертится – это движение передается на вал, который приводит в движения колеса. А колеса приводят в движение автомобиль.

Таким образом, можно сделать вывод: пока работает двигатель, машина едет, и, наоборот, если двигатель дал сбой, то машина с места не сдвинется. Теперь я точно знаю, что главное в работе машины – это двигатель, который приводит в движение все механизмы.

 Моя гипотеза не подтвердилась.

Пока мы с папой искали ответ на интересующий меня вопрос, я увидел много разных автомобилей и решил создать коллекцию иллюстраций машин разных поколений. Свою коллекцию я обязательно покажу своим друзьям.

nsportal.ru