Типология личности: Herrmann Dominanz Instrument (HDI)
HDI — это модель для определения профиля личности.
В свободном доступе практически нет информации про типологию HDI. В лучшем случае есть только краткое описание, составленное в лучших традициях НЛП и искусства продаж, плавно перетекающее в раздел «контакты» для заказа проведения тренинга от немецких консалтинговых компаний.
Несмотря на то, что эта типология имеет интересную и достаточно глубокую научную подоплеку, она имеет широкий потенциал практического применения для управления, мотивации и делегирования работы персоналу. Особенная ее ценность — сравнительно небольшой порог вхождения. И уже при небольшом опыте использования Вы сможете быстро находить правильные подходы к рабочему взаимодействию с людьми.
Краткая история
Данная типология была придумана Недом Херманном и активно развивалась в 70-х годах. В свое время он был лидером обучения руководителей в компании General Electric в USA. Занимательно то, что Херманн был физиком по образованию, и помимо своей деятельности менеджера, проявил себя в качестве певца, художника, скульптора. Возможно, именно такая разносторонняя развитость его самого, позволила ему выделить «доминанты» в мышлении и действиях. Его модель получила широкое распространение в 80-х годах и активно используется в наши дни в сфере развития персонала.
Введение
В основе модели лежат научные выводы исследователей мозга Роджера Сперри, Поля Маклина (который нейрофизиолог) и других. А именно, функциональное разграничение левого и правого полушарий мозга и троичное разделение мозга полушария, лимбическую систему и ствол. Херманн распределяет мышление и поведение на 4 категории по двум осям. Так по одной располагаются левое и правое полушарие, по другой верхний отдел (Cerebrum, Конечный мозг) и нижний отдел (лимбическая система и ствол).
У каждого человека есть модели поведения и мышления, которые он предпочитает. Выбор модели определяется различными личностными факторами и является продолжением его индивидуальности, способом самовыражения. Эти модели проявляют то, как он думает, общается, учится, обучает, принимает решения и прочее.
Эти доминанты (доминирующие модели мышления и действий) образовались на основе прирожденных особенностей, связанных с воспитанием, образовательным и социальным окружением. 4 квадранта соответствуют 4 доминантам, которые в конечном итоге формируют мышление и поведение.
Каждый квадрант для удобства восприятия имеет свое рабочее название (в скобках альтернативные названия):
- A — Аналитик
- B — Администратор (организатор, бюрократ)
- C — Эмпат (социолог, психолог)
- D — Новатор (создатель, креативщик)
Описание доминант
« Кто я?»
На этом месте Вы, наверное, заинтересовались этим вопросом, либо уже мысленно приписали себя к одному или нескольким из типов, но хотели бы узнать более точно. Но, видимо это либо самая сложная/прибыльная для консалтинговых компаний часть, и поэтому, самая секретная. Именно за тестирование персонала различные такие компании просят немаленькие деньги. Тест у каждой компании свой. Но попав ко мне в руки однажды, я понял, что ничего особенного в нем нет. Для этого достаточно скрестить методику тестирования «что первое пришло в голову» и таблицу представленную выше.
Возвращение к доминантам. Характеристика менеджера
Тип A. Стиль руководства — логический, аналитический и ориентированный на результат. Ни одно решение не будет рассмотрено без фактов и аргументов, в случае отсутствия таковых обрушится с критикой. В самом радикально крайнем случае может быть даже крайне жестоким. Вплоть до того, что цель оправдает средства, и с легкостью примет любые непопулярные меры, если они имеют положительное математическое ожидание. Такой тип ожидает от своего персонала, что они оперируют фактами и свои решения основывают на логике, а не на интуиции и вдохновении. В его видении, персонал должен «функционировать», а личностные факторы и работа несовместимы.
Тип B. В стиле руководства такого типа преобладает сильная детализация. Такой тип склонен структурировать, мелочный, не любит двусмысленности или неясности, любит дисциплину.
Работы будут выполнены аккуратно и своевременно, все четко по его детальному плану. Любой отступ от плана расценивается как диверсия. Менеджер такого типа ценит, когда следуют указаниям, и он получает своевременно проекты, все тщательно организованно и также тщательно документируется. Как следствие, он трудно различает существенное от несущественного, и поэтому быстро теряется в мелочах.
Тип C. Его стиль – общительный, ориентирован на группу.
Для руководителя такого типа человеческие судьбы и их чувства для него имеют большое значение, люди превыше всего. Для такого менеджера рабочее место должно быть дружелюбно и оставаться открытым для общения, конфликты должны отсутствовать в принципе. Для него очевидно, что решение проблемы нужно находить крайне дипломатично.
Тип D. Стиль руководства этого типа достаточно не прост. Многие решение он принимает интуитивно. Склонен к авантюрам и рискам, ценит эксперименты. Для него нормально использовать как можно больше возможностей одновременно. Несмотря, что со структурированием у него явные проблемы, не восприимчивым его не назовешь. Видит перспективу, но практически не способен рассчитать итерации для ее достижения.
«Все мы полукровки»
HDI не исключение из правил. В этой модели, также крайне редко можно встретить «чистый» тип.
Комбинированный тип AB («инженер»). Очевидно, вы догадываетесь, что стиль руководства объединяет A и B типы; его можно назвать практичным и реалистичным, может быть необыкновенно энергичен, главная его отличительная черта скорее «твердость», чем «мягкость». Такой название этот тип получил не случайно, менеджера такого типа можно сравнить со сложным механизмом, он обязан (по его мнению) понимать, как работает каждый винтик. Обычно рост и расширение происходит посредством изучения нового материала, учитывая особенности обоих исходных типов, чаще это будет экономика предприятия, финансы или подобное.
Комбинированный тип BC («исполнитель»). Его руководящий стиль сочетает стабильность и традиционность с возможностью воспринимать чувства. Объединяет в себе любовь к порядку и формальность с сильной направленностью на человека, способностью чувствительной восприимчивости и с предпочтением работы в команде. Этот менеджерский стиль сильно ориентирован на сервис. В случае управлением производством, будет учитывать как интересы производства, так и интересы людей в него вовлеченных.
Комбинированный тип AD («стратег»). Этот стиль представляет собой поразительно различные способы мышления, объединяющем в себе логичность, аналитичность и рациональность A и интуитивность и тягу к экспериментам D. Такой тип мышления преобладает у ученых, изобретателей и людей, работающих в R&D и развитии. Обычно такие люди полностью погружены в работу, они находят в ней удовлетворение и не нуждаются в подбадривании и признании.
Комбинированный тип CD («актер»). Как сочетание эмпата и новатора, является гибким, открытым и интуитивным, направлен на людей, предприимчивый и склонен к идеализму. Он одобряет контакты между сотрудниками, формирование самостоятельной команды, придает большее значение увлеченному рабочему климату, и кристаллизации команды. Работники, которые работают под началом такого менеджера, чаще активно участвуют в принятии решений и имеют сравнительно больше свободы чем другие.
hr-portal.ru
Herrmann Dominanz Instrument (HDI). Часть I / Habr
Доброго времени суток, Хабр!Поговорим о людях.
Сразу отвечаю на вопрос «Что это?»
HDI — это модель для определения профиля личности.
В свободном доступе практически нет информации про типологию HDI. В лучшем случае есть только краткое описание, составленное в лучших традициях НЛП и искусства продаж, плавно перетекающее в раздел «контакты» для заказа проведения тренинга от немецких консалтинговых компаний.
Несмотря на то, что эта типология имеет интересную и достаточно глубокую научную подоплеку, она имеет широкий потенциал практического применения для управления, мотивации и делегирования работы персоналу. Особенная ее ценность — сравнительно небольшой порог вхождения. И уже при небольшом опыте использования Вы сможете быстро находить правильные подходы к рабочему взаимодействию с людьми.
Особенно полезны знания HDI будут проектным менеджерам. Поскольку именно PM’ы должны быть руководителями «вдвойне» (если не «от бога»), поскольку именно они чаще сталкиваются с необходимостью руководить и мотивировать сотрудников, не находящихся в их прямом подчинении, а значит, не обладают в необходимом объеме административным ресурсом, что повышает риски срыва проекта из-за того, что у «непосредственный начальник Васи дал ему задание с более высоким приоритетом», или «зачем Васе делать дополнительную работу». Разумеется, подобные тонкости зависят от развития проектной культуры в организации (уровень зрелости организации), и рассматриваться в этой статье не будут, но определенную параллель можно будет провести. Также эта статья будет полезна руководителям функциональных подразделений, которые хотят отточить свои руководящие навыки и лучше понять возможности и потребности своих людей.
И я был бы совсем счастлив, если бы после прочтения этой статьи некоторые руководители поняли, почему их сотрудники делают одну работу лучше, чем другую; почему внешняя неуверенность и несамостоятельность сотрудника может на самом деле быть грубейшей ошибкой со стороны руководства в делегировании и мотивации. Любая обратная связь приветствуется.
Краткая история
Данная типология была придумана Недом Херманном и активно развивалась в 70-х годах. В свое время он был лидером обучения руководителей в компании General Electric в USA. Занимательно то, что Херманн был физиком по образованию, и помимо своей деятельности менеджера, проявил себя в качестве певца, художника, скульптора. Возможно, именно такая разносторонняя развитость его самого, позволила ему выделить «доминанты» в мышлении и действиях. Его модель получила широкое распространение в 80-х годах и активно используется в наши дни в сфере развития персонала.
Введение
В основе модели лежат научные выводы исследователей мозга Роджера Сперри, Поля Маклина (который нейрофизиолог) и других. А именно, функциональное разграничение левого и правого полушарий мозга и троичное разделение мозга полушария, лимбическую систему и ствол. Херманн распределяет мышление и поведение на 4 категории по двум осям. Так по одной располагаются левое и правое полушарие, по другой верхний отдел (Cerebrum, Конечный мозг) и нижний отдел (лимбическая система и ствол).
У каждого человека есть модели поведения и мышления, которые он предпочитает. Выбор модели определяется различными личностными факторами и является продолжением его индивидуальности, способом самовыражения. Эти модели проявляют то, как он думает, общается, учится, обучает, принимает решения и прочее.
Эти доминанты (доминирующие модели мышления и действий) образовались на основе прирожденных особенностей, связанных с воспитанием, образовательным и социальным окружением. 4 квадранта соответствуют 4 доминантам, которые в конечном итоге формируют мышление и поведение.
Каждый квадрант для удобства восприятия имеет свое рабочее название (в скобках альтернативные названия):
- A — Аналитик
- B — Администратор (организатор, бюрократ)
- C — Эмпат (социолог, психолог)
- D — Новатор (создатель, креативщик)
Описание доминант
A | B | C | D | |
Атрибуты |
|
|
|
|
Подходящие навыки и умения |
|
|
|
|
Типичные фразы (фразы-индикаторы) |
|
|
|
|
Что думают другие по поводу этого типа |
|
|
|
|
« Кто я?»
На этом месте Вы, наверное, заинтересовались этим вопросом, либо уже мысленно приписали себя к одному или нескольким из типов, но хотели бы узнать более точно. Но, видимо это либо самая сложная/прибыльная для консалтинговых компаний часть, и поэтому, самая секретная. Именно за тестирование персонала различные такие компании просят немаленькие деньги. Тест у каждой компании свой. Но попав ко мне в руки однажды, я понял, что ничего особенного в нем нет. Для этого достаточно скрестить методику тестирования «что первое пришло в голову» и таблицу представленную выше. Тест которым я обладаю, в свободный доступ я выкладывать не буду (не уверен, что имею на это право), но если вам очень интересно — пишите ЛС.
К слову, наша собственная самооценка играет важную роль, но оценка будет точнее, если предложить вашим коллегами охарактеризовать вас.
Возвращение к доминантам. Характеристика менеджера
Тип A. Стиль руководства — логический, аналитический и ориентированный на результат. Ни одно решение не будет рассмотрено без фактов и аргументов, в случае отсутствия таковых обрушится с критикой. В самом радикально крайнем случае может быть даже крайне жестоким. Вплоть до того, что цель оправдает средства, и с легкостью примет любые непопулярные меры, если они имеют положительное математическое ожидание. Такой тип ожидает от своего персонала, что они оперируют фактами и свои решения основывают на логике, а не на интуиции и вдохновении. В его видении, персонал должен «функционировать», а личностные факторы и работа несовместимы.
Тип B. В стиле руководства такого типа преобладает сильная детализация. Такой тип склонен структурировать, мелочный, не любит двусмысленности или неясности, любит дисциплину.
Работы будут выполнены аккуратно и своевременно, все четко по его детальному плану. Любой отступ от плана расценивается как диверсия. Менеджер такого типа ценит, когда следуют указаниям, и он получает своевременно проекты, все тщательно организованно и также тщательно документируется. Как следствие, он трудно различает существенное от несущественного, и поэтому быстро теряется в мелочах.
Тип C. Его стиль – общительный, ориентирован на группу.
Для руководителя такого типа человеческие судьбы и их чувства для него имеют большое значение, люди превыше всего. Для такого менеджера рабочее место должно быть дружелюбно и оставаться открытым для общения, конфликты должны отсутствовать в принципе. Для него очевидно, что решение проблемы нужно находить крайне дипломатично.
Тип D. Стиль руководства этого типа достаточно не прост. Многие решение он принимает интуитивно. Склонен к авантюрам и рискам, ценит эксперименты. Для него нормально использовать как можно больше возможностей одновременно. Несмотря, что со структурированием у него явные проблемы, не восприимчивым его не назовешь. Видит перспективу, но практически не способен рассчитать итерации для ее достижения.
«Все мы полукровки»
HDI не исключение из правил. В этой модели, также крайне редко можно встретить «чистый» тип.
Комбинированный тип AB («инженер»). Очевидно, вы догадываетесь, что стиль руководства объединяет A и B типы; его можно назвать практичным и реалистичным, может быть необыкновенно энергичен, главная его отличительная черта скорее «твердость», чем «мягкость». Такой название этот тип получил не случайно, менеджера такого типа можно сравнить со сложным механизмом, он обязан (по его мнению) понимать, как работает каждый винтик. Обычно рост и расширение происходит посредством изучения нового материала, учитывая особенности обоих исходных типов, чаще это будет экономика предприятия, финансы или подобное.
Комбинированный тип BC («исполнитель»). Его руководящий стиль сочетает стабильность и традиционность с возможностью воспринимать чувства. Объединяет в себе любовь к порядку и формальность с сильной направленностью на человека, способностью чувствительной восприимчивости и с предпочтением работы в команде. Этот менеджерский стиль сильно ориентирован на сервис. В случае управлением производством, будет учитывать как интересы производства, так и интересы людей в него вовлеченных.
Комбинированный тип AD («стратег»). Этот стиль представляет собой поразительно различные способы мышления, объединяющем в себе логичность, аналитичность и рациональность A и интуитивность и тягу к экспериментам D. Такой тип мышления преобладает у ученых, изобретателей и людей, работающих в R&D и развитии. Обычно такие люди полностью погружены в работу, они находят в ней удовлетворение и не нуждаются в подбадривании и признании.
Комбинированный тип CD («актер»). Как сочетание эмпата и новатора, является гибким, открытым и интуитивным, направлен на людей, предприимчивый и склонен к идеализму. Он одобряет контакты между сотрудниками, формирование самостоятельной команды, придает большее значение увлеченному рабочему климату, и кристаллизации команды. Работники, которые работают под началом такого менеджера, чаще активно участвуют в принятии решений и имеют сравнительно больше свободы чем другие.
На этом месте я принял решение, разбить материал на несколько статей (если эта информация будет востребована). Во-первых, его (материала) уже достаточно много для одной статьи, во-вторых, для его усвоения необходима некоторая пауза.
Ссылки
UPD. Продолжение
habr.com
Де Стейл — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 мая 2019; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. Стиль.«Де Стейл»[1] (нидерл. «De Stijl», «Стиль») — общество художников, образованное в Лейдене в 1917 году. Данное художественное направление также именуется неопластицизмом.
К кругу основателей принадлежат художники Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек, архитекторы Якобс Йоханнес Ауд, Ян Вилс и Роберт ван ’т Хофф (нид.)русск., скульптор Жорж Вантонгерло и поэт Антони Кок (нид.)русск.. Позднее к ним примкнули Джино Северини, Жан Арп, Геррит Ритвельд, Эль Лисицкий, Фридрих Фордемберге-Гильдеварт, Казар Домела Ньювенгейс и Константин Бранкузи.
С 1917 по 1931 год группа выпускала журнал «Де Стейл» (De Stijl), в котором последовательно публиковала свою эстетическую программу. Её главной чертой была установка на радикальное обновление искусства до самых его основ путём изменения человека изнутри и его жизненных условий снаружи. Художник не должен замыкаться в своём творчестве и работать изолированно в своём ателье, но как технический специалист конкретно атаковать современные ему общественные и экономические условия жизни с целью их обновления. Художественное произведение прежде всего должно иметь рационально-утилитаристский акцент и быть разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности» своего предназначения и хозяйственной функции. При этом догматически провозглашаемыми основными элементами живописи являлись: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий, к которым в качестве дополнительных или фоновых могли быть добавлены чёрный и белый.
При применении этих принципов в архитектуре и дизайне выявилось общефункциональное правило: постройка выражалась как пластический образ, как бы вздымающийся над землёй. Эстетический и философский пуризм группы «Стиль» оказал огромное влияние на архитектуру XX столетия, и прежде всего через Баухаус, где Тео ван Дусбург преподавал в 1921-1923 годах. Особенно ярко проявилось оно в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Эриха Мендельсона, Бруно Таута.
ru.wikipedia.org
Сто лет с основания группы De Stijl
В октябре 1917 года в нидерландском Лейдене тоже произошла своего рода революция: художник и архитектор Тео ван Дусбург выпустил первый номер журнала De Stijl. Это была платформа, где транслировались идеи одноименной художественной группы. О многом говорило само название: De Stijl переводится просто как «Стиль» — сложно придумать что-то более лаконичное; второе же значение слова — «опора, подпорка» — намекало на некую незыблемую основу конструкции, столярные соединения деталей. Вместе с ван Дусбургом костяк группы составляли художник Пит Мондриан, которого болезнь отца вынудила вернуться из Франции, а война надолго задержала дома, и архитектор Геррит Томас Ритвельд, присоединившийся к движению в 1918-м.
Интерьер номера The Mondrian Room в амстердамском дизайн-отеле Amsterdam’s Welvaren вдохновлен живописью Пита Мондриана.Они провозглашали революционную, бескомпромиссную эстетику, которую Мондриан назвал «неопластицизмом»: визуальная чистота, простейшие формы и прямые углы, вертикальные и горизонтальные линии, никаких декоративных излишеств, только основные цвета плюс белый, черный и серый. Проще говоря, все как на картинах Мондриана того периода. Во многом художники вдохновлялись идеями теософа Шенмакерса, который считал, что из геометрического искусства родится новый рациональный мир.
Геррит РитвельдТео ван ДусбургКак и во всякой утопии, здесь были свои противоречия. Например, одним из принципов De Stijl провозглашалась функциональность, доведенная до абсолюта. И вот тут стоит вспомнить самый, пожалуй, известный объект эпохи De Stijl — красно-синий стул Геррита Ритвельда. Какова главная функция стула? Наверное, на нем должно быть удобно сидеть.
Пит МондрианНо произведение Ритвельда из горизонтальных, вертикальных и наклонных досок и реек мало напоминает уютное кресло. Впрочем, самого Ритвельда это не беспокоило: он считал, что у дизайна есть цели выше, чем бюргерский комфорт тела, — прежде всего должно быть комфортно духу. Более того: мебель, по его мнению, призвана держать человека в тонусе — как ментально, так и физически.
Интерьеры дома Шредер, построенного Герритом Ритвельдом, также подчинены идеям неопластицизма, как и фасад.С этим можно поспорить. Но спустя век стул не только покоится на заслуженном отдыхе в музее MoMA, но и выпускается итальянской мебельной фабрикой Cassina: неудобный дизайн выдержал проверку временем. Кстати, сейчас модель производится в двух цветовых версиях.
Интерьеры дома Шредер.Дело в том, что стул сначала не был красно-синим: дизайнер сконструировал его в 1918 году из некрашеной древесины и только в 1923-м, по совету другого художника De Stijl Барта ван дер Лека, раскрасил в цвета, которые сегодня у нас ассоциируются с мондриановскими полотнами. Но в промежутке были и другие варианты — и Cassina воссоздала объект в черно-бело-зеленой гамме.
Инсталляция художника Тома Фруина в Копенгагене.В 1924 году Ритвельд перенес принципы неопластицизма на более масштабный проект и построил в Утрехте дом для своей близкой подруги — вдовы Трюс Шредер и ее троих детей. Этот знаковый объект De Stijl отлично сохранился по сей день и вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Если первый этаж дома еще пытается «соблюдать приличия» и более-менее походить на традиционные здания, то второй этаж (ловко названный чердаком, чтобы обойти формальности и архитектурные законы) — это открытый бунт.
Картина Пита Мондриана «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим», 1921 год, и подушки с принтом по ее мотивам.Причем открытый во всех смыслах: здесь почти нет статичных стен, их заменяют раздвижные перегородки и складные двери, с помощью которых можно трансформировать пространство. Кроме того, Ритвельд наполнил дом необычными техническими решениями: рычаг для открывания двери, труба для общения с молочником, лифт для подачи еды на второй этаж. Опять же нельзя сказать, что все они были по-настоящему удобны, зато стопроцентно попадали в эстетику De Stijl: например, окна вместо штор закрывают глухие съемные панели — черно-синие прямоугольники.
Модель в платье из коллекции Mondrian, Yves Saint Laurent, 1965 год.Фасад и интерьер дома составляют цельную картину: та же рубленая геометрия, асимметрия, простые цвета, ноль декоративности.
Кресло The Charles, дизайн Марселя Вандерса, Moooi.Если оставить за скобками особое понимание комфорта, архитекторы De Stijl действительно сделали прорыв в планировании пространства: чем дом госпожи Шредер не современный трансформируемый open space? Примерно о том же пишет и Тео ван Дусбург в 1924 году в журнале De Stijl: «Новая архитектура — открытая. Пространство делится в соответствии с функциональными потребностями» — и далее рассказывает о мобильных перегородках. Затем, правда, начинаются утопические рассуждения о неевклидовой геометрии и четвертом измерении, но главную мысль, как показало время, архитектура уловила.
На фото Карла Лагерфельда — стулья ZigZag, дизайн Геррита Ритвельда, Cassina.Еще одно «предсказание» можно найти в творчестве Геррита Ритвельда: в 1934 году он создал стул ZigZag, повторяющий силуэт сидящего, — без задних ножек, из четырех деревянных плоскостей, составленных под углом. Спустя десятилетия, в 1960-м, по сути, эту же идею разовьет Вернер Пантон в своем знаменитом Panton Chair из цельного куска пластика. А в 2011-м студия Захи Хадид выпустит Z-chair — уже совсем футуристичный, но с той же осанкой.
Альбом рок-группы The White Stripes — оммаж группе De Stijl.В 1924-м в группе De Stijl наметился раскол. Повод может показаться абсурдным: ван Дусбург и Мондриан поссорились из-за линий. Мондриан считал, что новая эстетика держится на горизонталях и вертикалях, а ван Дусбург настаивал на том, что диагональ более жизнеспособна. Мондриан вышел из группировки. Официально группа De Stijl распалась в 1931-м — со смертью Тео ван Дусбурга.
Интерьер по проекту украинского дизайнера Дарьи Зиноватной. Доминирующие цвета — синий, белый и красный — отсылка к творчеству Пита Мондриана и Геррита Ритвельда.Но прежде он успел передать свои принципы ученикам школы «Баухаус»: в Веймаре ван Дусбург пытался устроиться преподавателем, но не получил должность и организовал собственные курсы. Так идеи неопластицизма были подхвачены Марселем Брейером и другими молодыми архитекторами-модернистами. Одним из последователей De Stijl стал, например, немец Людвиг Мис ван дер Роэ, а он, в свою очередь, сыграл огромную роль в формировании городской архитектуры XX века.
Кресло Utrecht в новой обивке, дизайн художника Бертьяна Пота, Cassina, 2016 год.В этом году De Stijl исполняется 100 лет, и, конечно, главные торжества и выставки проходят в Нидерландах — в музеях Гааги и Лейдена. Но вообще влияние De Stijl можно обнаружить в самых разных точках мира и творческих сферах. Например, в 1948 году в Лос-Анджелесе знаменитая чета дизайнеров-модернистов Имс построила свой дом #8 — с геометричным фасадом в узнаваемых простых цветах. В 1965-м Ив Сен-Лоран выпустил коллекцию, куда вошли платья-трапеции с графичным рисунком в стиле Мондриана.
Стол End Table, дизайн Геррита Ритвельда, 1923 год.Отголоски De Stijl слышны даже в рок-музыке: американская группа The White Stripes называет своим источником вдохновения творчество Ритвельда и в 2000 году выпускает альбом De Stijl — его обложка оформлена в черном, белом и красном цветах. А в 2016-м, за год до столетнего юбилея движения, голландский художник Бертьян Пот создал современный оммаж De Stijl.
Эскиз холла университета в Лисбурге по проекту Тео ван Дусбурга.Он одел знаменитое кресло Ритвельда Utrecht 1935 года (которое также выпускает по сей день Cassina) в новые обивки с принтом Boxblocks из разноцветных треугольников.
Красно-синий стул Геррита Ритвельда иллюстрирует основные принципы дизайна группы De Stijl.Узор создан при помощи станка на компьютерном управлении, и комбинации треугольников ни разу не повторяются: художник намеренно использовал технологию, которой не существовало на момент создания предмета, при этом сам треугольный орнамент отсылает к рубленой форме кресла. Эстетика De Stijl спустя сто лет оказалась вполне созвучной новой цифровой эпохе.
Текст Ольга Походзей
Обложка журнала De Stijl, 1921 год.Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
www.elledecoration.ru
Тест-драйв Citroen Berlingo: практичность плюс стиль
Сходу: я считаю новый Citroen Berlingo одним из самых красивых в сегменте «вэнов-фургонов-бусов». Но ведь на красоте далеко не уедешь: в данном классе важна практичность, экономичность, надежность, комфорт, выносливость, оснащение, цена… Что еще может предложить Citroen Berlingo нового поколения? Сейчас детально расскажу.
Позиционирование
Модель Citroen Berlingo – это «вэн» или «фургон», который ранее относился к компактному классу, но сегодня относится уже к среднему классу (ведь сейчас есть более «мелкая» модель Nemo). В момент своего дебюта в 1996 году первое поколение Citroen Berlingo фактически создало новый сегмент автомобилей: компактный вэн-фургон, который одинаково хорошо подходил и для коммерческого, и для семейного использования. Особенностью первого Citroen Berlingo, да и последующих поколений, стало то, что автомобиль был изначально разработан таковым – ранее подобные вэны-фургоны строили как «переделку» легковой модели В-С-класса. Новый подход обеспечил не только более целостный дизайн, но и улучшенное использование габаритов: можно сделать капот короче, кабину выше, салон удобнее, грузовой отсек просторнее. Актуальный автомобиль относится к третьему поколению, которое дебютировало в 2018 году и стартовало с продажами в Украине зимой 2019-го.
Мир знает уже три поколения Citroen Berlingo: первое – фактически создало новый класс, второе – привнесло больше комфорта и простора (а также новую электрическую версию, хотя вообще электрокары были в гамме Citroen еще с 1980-х годов). Наконец, модель третьего поколения доказывает миру, что практичный автомобиль не обязательно должен быть скучным! В статье представлен Citroen Berlingo в максимальной комплектации SHINE с пакетом ХТR, также кратко представлен автомобиль в базовой версии FEEL.
Как едет?
Во-первых, удивительно тихо, как для вэна, который вырос из коммерческой модели: в рабочей зоне 1,5-3 тыс. об/мин в салоне едва слышен приглушенный звук мотора, неожиданно мало шума от дороги (качение колес, звукоизоляция арок) и по аэродинамике (обтекание воздухом). Этот же диапазон 1,5-3 тыс. об/мин является и самым оптимальным с точки зрения тяги: ниже – мотор тянет слабо, выше – начинается резонанс и неприятный гул двигателя, хотя тяги заметно не прибавляется. Благо, «механика» позволяет удерживать нужные обороты: удачный подбор передаточных чисел – передачи логично цепляются одна за другую без провалов или ступенек. Хотя избирательность механизма средняя, да и ход рычага мог быть поменьше. А еще – просится шестая передача: при скорости 115-120 км/ч мотор подбирается к отметке 3 тыс. об/мин. и появляется заметный шум-гул от мотора. А если вы попытаетесь «перескочить» эту отметку и остановится на 3,5-4 тыс. об/мин., то это будет уже около 130-140 км/ч, где Citroen Berlingo начинает немного «плавать» на мягкой подвеске.
Во-вторых, да – у автомобиля очень мягкая подвеска. Пусть к ней есть пара замечаний (передние колеса стучат на отбое после лежачих полицейских, велики крены в поворотах), но для большинства водителей и пассажиров, с учетом наших дорог, такая мягкая подвеска является великим благом. Ведь она скрывает мелкие и большие ямы, удачно сглаживает бугры и выступы. А если добавить легкий руль со средней чувствительностью (три оборота от упора до упора), Citroen Berlingo и вовсе выглядит этаким семейным релакс-автомобилем.
Внешне добрый и позитивный Citroen Berlingo получил такой же характер: он располагает к мягкому и спокойному стилю езды, предлагает комфорт и тишину. Двигатель хорошо тянет и тихо звучит в диапазоне 1,5-3 тыс. об/мин, передаточные числа «механики» подобраны удачно. В идеале сюда и вовсе просится АКПП для максимально гладкой и расслабленной езды – ждем новый 1,5-литровый турбодизель и 8-ст. «автомат». Невзирая на пару замечаний, новый Citroen Berlingo все равно оказывается удивительно «легковым» в своих ездовых повадках.
Аналогично и с интерьером: ну где здесь коммерческая модель? Скорее перед нами «легковик», причем стильный. Дополнительный пакет отделки XTR подарил не только оранжевые кольца снаружи, но и яркий салон внутри: передняя панель с зеленым покрытием «софт-тач» и красочные бело-оранжевые сиденья – это смело! Причем за внешней мишурой практичность не пострадала. Кресло водителя мягкое и удобное, ему лишь недостает боковой поддержки (помните про крены?), предусмотрен подлокотник и регулировка поясничной поддержки. Перед глазами драйвера – понятные приборы с цветным дисплеем бортового компьютера, над которыми приютилась ниша под мелочевку. Для переднего пассажира – аналогичное удобно сиденье с подлокотником, два отдельных «бардачка», полка для мелочей. А ведь еще есть полка на потолке, выдвижной ящик в сиденье водителя, возможность складывания переднего пассажирского сиденья для перевозки длинномеров до 2,7 м…
Хотя и замечания есть. Снова вспомню МКПП – к рычагу на постаменте приходится тянуться. А почему между сиденьями такая простая и едва выраженная полка? Если положить небольшую сумку-несессер (это так сейчас называется барсетка), то спустя пару поворотов и торможений она будет находиться каком-то углу безграничного салона. За доплату можно заказать более удобный бокс-органайзер – но к чему доплата и так уже в максимальной версии SHINE XTR?
Передняя панель классная: покрытие «софт-тач», темно-зеленый цвет, декоративная бежевая полоса с оранжевой строчкой – да это на зависть многим легковым автомобилям! Сиденья в целом удобны (посадка и распределение веса), хотя им недостает боковой поддержки. Приборы лаконичны и понятны, дисплей дает необходимую информацию, но не перегружает ею. Удобный блок климата «приехал» от старшей модели SpaceTourer, жаль не нашлось места для кнопок подогрева – они расположены в уголках оснований передних кресел. Ниши, полочки, отсеки, ящики – буквально повсюду!
Да и сзади хорошо: очень просторно над головой и по ширине (это ожидаемое с таким форматом кузова), достаточно места для коленей и ступней, полностью ровный пол для удобства посадки среднего пассажира. Новый Citroen Berlingo впервые в классе предложил полноценные опускающиеся стекла с электроприводом, также предусмотрены противосолнечные шторки. Да, пусть это все опции (о ценах поговорим ниже), но подобное оснащение снова приближает Citroen Berlingo в понятию «семейного минивэна»: на полступеньки ниже Citroen C4 Picasso, но явно не хуже прошлой модели C3 Picasso. Среди дополнительных удобств для задних пассажиров – ниши для мелочей в полу и раскладывающиеся столики с подстаканниками… Хотя, признаться, столики хлипкие: они едва выдерживают большой стакан чая, не говоря уже о многочисленных игрушках или еде для детей. Недостает дефлекторов вентиляции и центрального подлокотника (центральное сиденье складывается низко «в пол»). А еще жаль, что новый Citroen Berlingo лишен уникальной крыши Modutop: прозрачные вставки над головой и бокс под потолком.
Ожидаемо, что багажник в Citroen Berlingo оказался хорош. Изначально он хорош в основных вопросах: большой объем и правильная прямоугольная форма, широкий погрузочный проем и низкий порог. Дополнительно хорош в мелочах: есть полка и ниша с фиксаторами-резинками, для загрузки мелких вещей можно открыть только стекло, шторка багажника выполнена двухсекционной и может устанавливаться на разной высоте (в промежуточном положении нагрузка на шторку – до 25 кг).
Сзади просторно и удобно, есть полноценные опускающиеся стекла и противосолнечные шторки. Плюс ниши в полу, карманы в дверях, столики с подстаканниками. Правда, столики хлипкие, а еще хотелось бы видеть систему вентиляции: пусть даже как опция, пусть даже только на XTR – но так бы автомобиль себя лучше оправдывал как пассажирский вэн. Но этого нет, надеюсь «пока». Багажник хорош буквально всем: объем и форма, организация пространства, подъемное заднее стекло. Складывающееся переднее сиденье позволяет возить длинные предметы.
Есть ли инновации?
Автомобиль Citroen Berlingo построен на комбинированной платформе: передняя часть – ЕМР2 (Peugeot 508 и 3008, Citroen С5 Aircross), задняя часть – оригинальная, рассчитанная под высокую нагрузку и с максимально-широким расположением колес. Под капотом тестового автомобиля установлен 1,6-литровый 92-сильный турбодизель серии HDi, в паре с ним работает 5-ст. «механика» – известная, надежная, выносливая пара. Для нового Citroen Berlingo также заявлена современная техника в виде 1,5-литрового 130-сильного турбодизеля BlueHDi и 8-ст. «автомата» ЕАТ8, но подобные автомобили пока привозят только под заказ. Также под заказ для Berlingo предложенного много систем помощи водителю: распознавание дорожных знаков, контроль рядности, мониторинг «слепых зон» зеркал заднего вида.
Среди других интересных решений: система помощи при езде по бездорожью Grip Control, камера заднего вида с функцией прорисовки кругового обзора, сенсорный 8-дюймовый дисплей (аудиосистема, подключение телефона, Apple CarPlay и Android Auto). Практически все эти пункты уже были описаны ранее – к примеру, вот Citroen C3 Aircross.
Модель Citroen Berlingo предлагает свежую платформу ЕМР2, сенсорный дисплей, Grip Control для бездорожья, «умную» камеру заднего вида (три варианта картинки и даже имитация кругового обзора). Но это все частности, а для многих покупателей Citroen Berlingo важны более глобальные пункты: выбор стандартного (длина 4,4 м и база 2,78 м) или удлиненного кузова (длина 4,75 м и база 2,97 м), возможность заказать 7-местный салон, многочисленные полочки и ниши, возможности трансформации салона и складывания сидений. Это уже следующий раздел…
Цены и конкуренты
Автомобиль Citroen Berlingo предлагается в двух комплектациях (FEEL или SHINE), с двумя силовыми агрегатами (1,6 HDi 92 л.с. 5МКПП или 1,5 BlueHDi 130 л.с. АКПП EAT8), в двух вариантах по длине кузова и размеру колесной базы (L1 или L2) – итого шесть вариантов. Плюс изначально автомобиль предлагается с 5-местным салоном, но опционально можно заказать 7-местную версию, причем на любой тип кузова. Особняком стоит коммерческая версия Berlingo Van: своя передняя часть в стиле старшей модели SpaceTourer, уникальные версии с 3-местным однорядным салоном и увеличенной грузоподъемностью, пр.
Модельную гамму открывает Citroen Berlingo FEEL за 477 тыс. грн. или $18,5 тыс. Данный автомобиль предлагает турбодизель 1,6 л и 5-ст. МКПП, а также вполне достаточное оснащение: система стабилизации, кондиционер, усилитель руля, фронтальные подушки безопасности, верхняя полка над водителем и пассажиром, две сдвижные боковые двери, аудиосистема с Bluetooth, датчик света, передние электрические стеклоподъемники.
Следующая версия SHINE (от 520,5 тыс. грн. или $20 тыс.) добавляет к этому: электрический стояночный тормоз, боковые подушки безопасности, электрические стеклоподъемники в задних дверях, задние датчики парковки, передние сиденья с подлокотниками, ниши в полу и столики для задних пассажиров, три индивидуальных разделенных задних сиденья, противотуманные фары, управление аудиосистемой на руле, датчик дождя, рейлинги. Тестовый автомобиль, с учетом многочисленных опций – пакет XTR, сенсорный 8-дюймовый дисплей, камера заднего вида, система Grip Control, пр. – оценен примерно в 630 тыс. грн. или около $24 тыс.
Базовая версия FEEL уже довольно хорошо укомплектована: фирменная аудиосистема и кондиционер, светло-зеленые вставки здорово оживляют салон, органайзер с подстаканниками между сиденьями даже лучше, чем в тестовом автомобиле. Заднее сиденья складывается в пропорции 40/60, вместо опускающихся стекол – обычные окна-форточки. Также в Украине продается и собрат героя статьи – коммерческий фургон Citroen Berlingo Van (от 422 тыс. грн.), который интересен сам по себе: свой «нос» опциональный 3-местный салон, специальная версия WORKER, грузоподъемность до 1000 кг – возможно, как-то отдельно расскажу.
Теперь пару слов о конкурентах. Первым и явным конкурентом является брат-близнец Peugeot Rifter: идентичные габариты и техника, однако ценник выше на 10-40 тыс. грн. – в основном из-за более обширного оснащения. Вторым явным конкурентом выступает Volkswagen Caddy: есть мощный турбодизель, да и бренд уважаемый, но модель уже в возрасте, а ценник заметно выше Citroen. Вспомним Ford Tourneo Connect: стильный дизайн, сравнимый турбодизель 1,5 л (100 л.с.), на выбор 5- или 7-местный салон, версия с «автоматом» – но снова заметно дороже Citroen. Можно попытаться экономить с FIAT Doblo: итальянец немногим дешевле, но только в бензиновой версии, а дизель снова оказывается дороже героя статьи. Настоящую экономию денег при покупке дают только автомобили Renault Lodgy и Dokker: они заметно дешевле, но также заметно проще в отделке и оснащении.
Класс небольших вэнов-фургонов неплохо представлен в Украине: есть все основные игроки сегмента, можно найти 5- или 7-местный вариант, стандартный или удлиненный кузов, «механику» или «автомат». Тем удивительнее факт, что Citroen Berlingo – новый, привлекательный, технологичный – оказывает еще и самым выгодным по цене среди сравнимых конкурентов.
Стоимость содержания
В городе автомобиль стабильно потребляет 7 л на 100 км пути. В зависимости от дорожных условий и стиля езды, расход топлива колебался незначительно: 6,5-7,3 л на 100 км. На трассе при скорости 80-90 км/ч автомобиль потребляет 4-4,5 л на 100 км, при скорости 110-120 км/ч расход топлива возрастал примерно до 6 л на 100 км пути.
Общая гарантия составляет два года, но также предлагаются дополнительные платные контракты, которые фактически продлевают гарантию – максимум четыре года или 100 тыс. км пробега. Сервисное обслуживание требуется раз в 10 тыс. км., стоимость ТО составляет около 2,5 тыс. грн. (ТО-10, ТО-30, ТО-50…) или около 4,5 тыс. грн. (ТО-20, ТО-40, ТО-60…).
Цены на автомобиль и ТО указаны по состоянию на май, без учета дополнительных скидок и акций при покупке автомобиля или его обслуживании.
Безопасность
Для Citroen Berlingo были засчитаны результаты одноплатформенного автомобиля Peugeot Rifter: четыре звезды из максимально-возможных пяти по рейтингу Euro NCAP. Ситуация двояка. Довольно высокие общие оценки по защите водителя, пассажиров, детей. Но если рассмотреть различные испытания (фронтальный удар с перекрытием 40% или 100%), то в отдельных случаях заметны повышенные нагрузки на грудь водителя, под угрозой повреждения разные части тела переднего пассажира. Однако все это с точки зрения самых современных легковых пассажирских автомобилей. А с точки зрения фургонов сегодня модели Citroen/Peugeot все-таки являются одними из самых безопасных в своем классе.
В итоге
Новый Citroen Berlingo доказывает, что даже столь практичный автомобиль может быть стильным и красивым. А это открывает передним еще большие перспективы и претензии на роль «универсального семейного автомобиля»: и для разъезда семьей, и для ведения мелкого бизнеса. Плюс новинка сохранила проверенную технику (мотор и КПП), но добавила много современного оснащения: сенсорный дисплей, системы помощи водителю, «умная» камера заднего вида. И все это продается по одному из наиболее выгодных прайсов в своем классе. Вы еще сомневаетесь в том, что новый Berlingo ждет успех в мире и в Украине? Я – нет.
Плюсы:
+ Привлекательный дизайн в стиле легковых моделей Citroen
+ Комфорт: мягко «по ходовой», тихо «по мотору», удобные сиденья, нормальные окна…
+ Практичность, возведенная в абсолют (ну почти): ниши и полки, большой багажник
Минусы:
— Стук передней подвески на поперечных неровностях
— Версий с АКПП пока только под заказ, крыши Modutop вообще нет (даже под заказ)
Технические характеристики Citroen Berlingo L1 1.6 HDI XTR
Кузов – фургон, 5 мест
Габариты – 4,4 х 1,85 х 1,84 м
Колесная база – 2,78 м
Клиренс – 160 мм
Багажник – от 983 л (5 мест) до 2126 л (место водителя)
Грузоподъемность – 690 кг
Минимальная снаряженная масса – 1370 кг
Мотор – турбодизель R4, 1,6 л
Мощность – 92 л.с. при 4 000 об/мин
Крутящий момент – 230 Нм при 1 500 об/мин
Удельная мощность и момент – 67 л.с. на 1 т; 168 Нм на 1 т
Привод – передний привод
Трансмиссия – 5-ст. МКПП
Динамика 0-100 км/ч – 15,6 с
Максимальная скорость – 164 км/ч
Расход топлива (паспортный), город – 5,4 л на 100 км
Расход топлива (паспортный), трасса – 4,8 л на 100 км
Шины тестового автомобиля – Michelin CrossClimate 205/60R16
Минимальная цена автомобиля – от 477 тыс. грн. или около $18,5 тыс.
Цена тестового автомобиля – около 630 тыс. грн. или около $24 тыс.
Автомобиль предоставлен – Ситроен Украина
itc.ua
Новый Citroen C6 — смелый и чувственный стиль. — Новости
И вновь пленяет…Последнее поколение моделей Ситроен / Citroen, воплощение индивидуального стиля Марки, реализация концепции респектабельного автомобиля для поездок на работу и отдых с использованием новейших технологий — Citroën C6 / Ситроен С6 вновь будоражит чувства.
Он пополняет гамму автомобилей бизнес-класса и воплощает традиции Марки, благодаря которым Ситроен / Citroen хорошо зарекомендовал себя в этом сегменте.
В Citroen C6 / Ситроен С6 хорошо видны черты автомобилей бизнес-класса: элегантность, изысканность и уверенная посадка на дороге.
C6 отличается чистотой и плавностью линий, комфортом в салоне и использованием технологий высокого уровня.
На автомобиле применяются такие новшества как информационный дисплей, расположенный в максимально удобном месте и позволяющий при считывании информации не отрывать глаз от дороги, система предупреждения о непроизвольном пересечении линии дорожной разметки, ксеноновые фары с функцией корректировки светового пучка, активная подвеска с переменной жесткостью и новый двигатель V6 HDi 208 л.с.
Смелый и чувственный стильДизайн С6 прельщает и покоряет. С первого взгляда замечаешь индивидуальный стиль Ситроен / Citroen.
Чистота линий, сбалансированные пропорции с длинной передней и короткой задней частью, придают С6 величественность лимузина и элегантность купе.
Оригинальный дизайн С6 совмещает стилистические устои Марки и автомобилей бизнес-класса.
Хромированный шеврон, интегрированный в решетку радиатора, с удлиненными краями до передних фонарных блоков, подчеркивает принадлежность Марке. Передние фонарные блоки поднимаются к крыльям и капоту и придают законченность стилю.
Стиль Citroën C6 / Ситроен С6 пленяет благодаря своей длинной колесной базе и правильному, сбалансированному профилю, что подчеркивает его устойчивость, мощь и простор.
Стекла плавно переходят в линию сводчатой крыши, устремляющейся к задним стойкам, и придают сходство с купе. Совершенство стиля подчеркивается дизайном дверей без обрамления.
Выразительный дизайн задней части. Его оригинальность, эстетика и структура подчиняются гармоничной логике.
Заднее стекло отличается своей выгнутой формой, дверца багажного отделения довершает силуэт. Съемный дефлектор свидетельствует о внимании Марки к ключевой ценности: аэродинамизму.
В салоне Citroën C6 / Ситроен С6 создается впечатление простора и комфорта благодаря усовершенствованной панели приборов, утонченной внутренней отделке, качеству материалов и, наконец, большим и удобным сиденьям. Путешествие на Citroën C6 / Ситроен С6 будет легким и приятным.
Помимо стилистических решений Citroën C6 / Ситроен С6 — радикальный автомобиль, отличающийся динамизмом, комфортом и использованием передовых технологий.
Технологии высокого уровня на службе комфорта и безопасностиCitroën C6 / Ситроен С6 совершенный пример разработок и инноваций Марки в плане высоких технологий, необходимых для комфорта и безопасности.
На автомобиле предлагается новая концепция организации места водителя : большой центральный экран и система вывода информации на дисплей находятся перед глазами водителя. Благодаря подобному дисплею водитель одновременно может следить за дорогой и считывать дорожную информацию: скорость, данные навигационной системы. Это также является немаловажным элементом активной безопасности.
Кроме новинок, которые уже были представлены на моделях С4 и С5: система предупреждения о непроизвольном пересечении дорожной разметки, передние и задние датчики парковки, ксеноновые фары с функцией корректировки светового пучка, круиз-контроль и ограничитель скорости, на Citroën C6 / Ситроен С6 впервые применена технология электрического стояночного тормоза.
Как автомобиль бизнес-класса Citroën C6 / Ситроен С6 предлагает на выбор два двигателя V6 бензин и дизель: трехлитровый бензиновый двигатель с мощностью 215 л.с. (155 kW) и новый 2.7 HDI 208 л.с. (150 kW), оборудованный сажевым фильтром. Они оба поставляются с автоматической шестиступенчатой коробкой передач.
В Citroën C6 / Ситроен С6 применена новая активная подвеска с переменной жесткостью, которая обеспечивает отличный комфорт, безупречную посадку на дороге и динамизм.
Благодаря превосходным дорожным характеристикам и респектабельному салону C6 продолжает традиции великих моделей Ситроен / Citroen.
Комфорт достойный президентаКаждый элемент салона продуман до мелочей: сиденья с многочисленными регулировками, шумоизоляция, температурный комфорт и кресло водителя.
Оригинальная концепция водительского места и эргономика панели приборов позволяют водителю сосредоточить все внимание на дороге.
Никакие посторонние шумы не отвлекают внимание от дороги благодаря многослойным боковым стеклам.
Пассажиров обрадует просторный салон. С помощью электрорегулировок задних сидений каждый может создать себе идеальное место для отдыха.
При создании дверных панелей были применены современные идеи домашнего дизайна, благодаря которым в салоне чувствуешь себя как дома.
Ситроен / Citroen постоянно работает над созданием оптимального комфорта для пассажиров, в С6 применена система раздельного климат-контроля для передних/задних и правых/левых пассажиров. В ее состав входит устройство распределения воздушных потоков, благодаря которому создается однородный воздушный слой, что создает оптимальный температурный комфорт в салоне.
Одновременно классический и оригинальный дизайн Citroën C6 / Ситроен С6 выделяет его из гаммы автомобилей бизнес-класса. С6 соответствует всем требованиям, предъявляемым к этому сегменту: элегантность, утонченность и представительность.
Ситроен / Citroen с умением подходит к созданию автомобилей, оснащенных новыми технологиями и оригинальных по стилю.
autorating.ru
Движение «Де Стиль». Искусство и архитектура
Архитектура Голландии начала двадцатого века характеризуется остро выраженной борьбой противоположных архитектурных направлений. Наиболее значимой архитектурной группировкой является объединение «Де стиль», которое было сформировано в 1917 году в городе Лейден и издавало свой журнал. Группа была сильна своей разношерстностью. Именно поэтому «Де стилю» удалось оставить свой след практически в каждой области искусства.
Тео ванн Дусбург
Пит Мондриан
Его основателем был художник Тео ванн Дусбург, к которому впоследствии примкнули живописцы и архитекторы. Автором прогрессивных идей в области живописи был Пит Мондриан, наиболее сильным с профессиональной точки зрения – архитектор Якоб Ауд. Позднее к этой ведущей группе примкнул архитектор Геррит ванн Ритвельд и другие архитекторы и живописцы.
Якоб Ауд
Группировка «Де стиль» выработала новую теорию искусства, получившего название неоклассицизм. Над разработкой этой теории больше всего работали Мондриан и Ван Дусбург.
Они стремились, прежде всего, к созданию любого здания как единого незамкнутого объема, имеющего связь с окружающим миром. Четко ограничивая объем, авторы, однако с помощью выступавших плоскостей создавали связь строения с окружающим его пространством. Эти особенности трактовки композиции прослеживаются, например, в доме Шрёдер-Ритвельда в Утрехте, 1924 г. постройки.
Дом Шрёдер-Ритвельд в Утрехте
Основной концепцией творчества объединения «Де стиль» была идея неопластицизма. Данный термин был взят Мондрианом из теософии, в искусствознании термин «неопластицизм» появился как калька с французского. Основная идея неопластицизма помимо использования простых форм выражалась также в воплощении ощущений и структуризации образов. Подобные образы были собраны в словарь визуальных элементов. В архитектуре данный стиль проповедовал упрощение, собственно, поэтому неопластицизм стал основой интернационального направления в архитектуре.
«Де Стилю» характерны определенные схемы плоскостных построений. Все размеры и пропорции элементов вписаны в прямоугольную сетку. Квадраты и прямоугольники стыкуются здесь, подобно мозаике.
Неопластицизм характеризуется новой композицией внутреннего пространства – отсутствием разделения пространства дома комнатами, поиск выразительных пространственных комбинаций, эмоционально воздействующих на человека.
Таким образом, авторы стиля считали, что особенность направления в стремлении к чистой гармонии, достигаемой за счет четких геометрических форм. Особое внимание уделялось неопластицистами и восприятию цвета. Они решительно восставали против чисто декоративной раскраски интерьеров и стремились использовать цвет для того, чтобы увеличить выразительность пространственного построения, способствовать зрительному удалению или приближению членящих пространство плоскостей.
Проектирование зданий члены объединения осуществляли с использованием трех уровней композиционных решений. Здесь преобладают стойки, перила, балки, воспроизводя каркас куба.
Группа «Де стиль» относилась отрицательно к применению в облицовке здания камня и других природных материалов. Она считала, что богатство фактуры естественных материалов имеет самодовлеющее значение и отвлекает внимание от основного – восприятия пространственных свойств геометрических форм.
Группа «Де стиль» по своему составу не была однородной. Так, например, ее основатель Тео ванн Дусбург был дилетантом в области архитектуры. Очень многие представители основного ядра группы «Де стиль» тяготели к абстрактным теоретическим изысканиям. В то же время Якоб Ауд был по своей подготовке и по склонностям архитектором-практиком и строителем, мечтавшем о проведении своих замыслов в жизнь поэтому уже в двадцатых годах Ауд отделился от группы и развил широкую самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Он получил заказ на застройку жилого района города Хук ванн Холланд на морском побережье. Здесь он выступил в качестве архитектора-рационалиста, стремящегося к созданию наиболее простых и ясных планировочных схем, наилучшей ориентации сблокированных жилищ и применению модульной системы в планировке зданий, облегчающей строительство. Созданные им в период с 1924 по 1927 годы жилые массивы из двухэтажных домов с квартирами, расположенными на одном уровне.
Сблокированные дома в Хук ванн Холланд, арх. Якоб Ауд
Квартиры объединяют общую комнату, кухни, кладовую и две спальни. Архитектурные формы малых домов предельно просты: плоская кровля, горизонтальные окна, гладкие стены. Простота и ясность планировки жилого массива и отдельных домов, рациональные композиционные и конструктивные приемы, новые формы обеспечили застройке Хук ванн Холланд и его автору широкое признание.
Крупным голландским архитектором, оказавшим также значительное влияние на развитие современной архитектуры, был Виллем Дюдок (родился в 1884 г.) – автор многих зданий в г. Хильверсуме.
Виллем Дюдок
Дюдок не принедлежит к числу правоверных функционалистов. Его известность определяется в первую очередь формальными качествами построенных им зданий – очень выразительной игрой простейших геометрических объемов, энергичными сдвигами форм, резкой асимметрией, лаконизмом трактовки плоскостей.
Наиболее интересным в композиционном отношении зданием является, пожалуй, школа, построенная им в 1923 году в Хильверсуме. Подчеркнутая асимметрия, энергичное нарастание масс к углу, изысканное мастерство объемных сочетаний ярко характеризуют творческую направленность Дюдока.
Школа в Хильверсуме, арх. Дюдок
В том же городе Дюдоком были возведены строения и ратуши и другие сооружения, отличающиеся той же простотой объемной композиции. Выделяясь из архитекторов нового поколения, Дюдок не отказывается от применения природного материала – кирпича, не покрывает его слоем цементной штукатурки, но это отнюдь не создает в его сооружениях тех ассоциаций со старой архитектурой, которых так боялись представители нового направления.
Группа распалась в 1931 году. Возможно, ее размеры не были столь значительны и сравнимы с кубистами, однако, именно объединение «Де стиль» сыграло одну из важных ролей в формировании интернационального стиля, оказало влияние на модернизм.
archi-story.ru