Пожарные автоцистерны (АЦ) на базе шасси «ГАЗ»
Не только благодаря высокой ремонтопригодности, надежности и простоте грузовые шасси на базе «ГАЗ» стали широко популярны. Низкая стоимость – еще один не менее значимый критерий. «ГАЗ» пожарный был популярен раньше, также он востребован и сейчас
Шасси «Садко» или «ГАЗ-3308»
В отличии от «ГАЗ-66», своего непосредственного предшественника, «Садко» стал более надежным внедорожником, значительно прибавив в удобстве и комфортабельности управления, которое он перенял у современного»ГАЗ-3309″. «ГАЗ-3308» – полно приводной (4х4) грузовой автомобиль, обладающий рядом отличительных конструктивно-технологических особенностей, обуславливающих повышенную проходимость.
Относят «ГАЗ-3308» к классу средне тоннажных грузовиков. На эти шасси можно без труда установить практически все единицы специализированной техники, построенной на базе «3309». Исключения составляют автоэвакуаторы, автовышки и автоцистерны для городских условий, которые не подходят по предельно-допустимой массе. Но пожарная лесопатрульная конфигурация автоцистерн АЦ(л) «ГАЗ-3308» с небольшим объемом смеси для тушения отлично сочетается с данным шасси.
Наибольшее распространение «Садко» «ГАЗ-3308» получил в трудных эксплуатационных условиях, в горной местности и на бездорожье.
«Земляк» или «ГАЗ-33086»
Своеобразным компромиссным решением между грузовиками на базе «ГАЗ-33081» (до 2 тонн груза) и «ГАЗ-3309» (до 4,5 тонн груза) является автомобиль на шасси «Земляк» «ГАЗ-33086». На данный момент это самое ходовое шасси «ГАЗ» для пожарных автомобилей (автоцистерн).
Относясь к классу средне тоннажных грузовиков, полно приводной «ГАЗ-33086» оборудован просторной двухместной кабиной и оснащается одним из двух дизельных силовых агрегатов: «ЯМЗ-534» или «ММЗ Д-245». Он применяется на любых дорожных покрытиях, более устойчив на заснеженных или обледенелых участках. Инженеры максимально унифицировали данную модель с соседями модельного ряда, что обусловило ее удобство в эксплуатации. Автоцистерна пожарная (АЦ) на шасси «ГАЗ-33086» легко вмещает трехтонную емкость для воды и остальное ПТВ. Пожарная автоцистерна «ГАЗ» недорогая, надежная, обладающие высокой проходимостью и ремонтопригодностью машина
Пожарная автоцистерна упрощённая (4X2) АЦУ-20(51А)-60
Упрощённая пожарная автоцистерна АЦУ-20(51А)-60 на шасси автомобиля ГАЗ-51А массово поставлялась в сельские районы СССР. Недорогая и компактная машина характеризовалась простотой конструкции и неплохой манёвренностью, но при этом могла вывозить на пожар достаточное количество воды (1550 л).Автоцистерна штатно комплектовалась пожарным насосом ПН-20, установленном в заднем отсеке кузова. После проведения ремонта машина могла оснащаться навесным насосом НШН-600 в комплекте с дополнительными всасывающими рукавами.
Варгашинские автонасос ПМГ-20 на шасси ГАЗ-69 и автоцистерна АЦУ-20(51А)-60 на шасси ГАЗ-51А — довольно массовые пожарные машины для села 50-70 годов.
На обе машины устанавливался пожарный насос ПН-20.
Автоцистерны на шасси ГАЗ-51А: топливозаправщик АЦ-2-51А и пожарная АЦУ-20(51А)-60.
Модель изображает ремонтный вариант автоцистерны АЦУ-20(51А)-60, оснащённый навесным шестерёнчатым насосом НШН-600, приписанный к колхозу «Искра».
Фото прототипа из книги А. В. Карпова (avkarpov) «Пожарный типаж. Том 1. Краеугольный камень«. Автор — Владимир Новосёлов.
• Предприятие-изготовитель: Варгашинский завод противопожарного оборудования
• Базовая модель: ГАЗ-51А (Горьковский автомобильный завод, 1955–1975 годы)
• Модификация: АЦУ-20(51А)-60
• Годы выпуска: 1959–1973
• Боевой расчёт, включая водителя: 2 чел.
• Мощность двигателя: 70 л. с.
• Грузоподъёмность: 2500 кг
• Максимальная скорость: 70 км/ч
• Количество выпущенных автомобилей: 4225
• Модель 1/43: DIP Models 105131 Горьковский автомобиль АЦУ-20(51А)-60 «Колхоз «Искра»
ИСТОРИЯ ПМГ — пожарные машины ГАЗ. 1945-65 гг. |
|
ПМГ-5. Автонасос АН-25 (51) модель 6. 1946-48 гг. Московский завод пожарных машин. Первый послевоенный пожарный автомобиль с закрытым кузовом. |
|
|
|
ПМГ-12. Автонасос АН-25 (51) модель 12. 1948-54 гг. Московский завод пожарных машин. |
|
|
|
ПМГ-6. Автоцистерна АЦ-25 (51) модель 6. 1949-62 гг. Грабовский завод. Первая автоцистерна на шасси ГАЗ-51. Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — ___ л., пенообразователь — ___ л., насос — ПН-25А, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., колесная база шасси — 3300 мм., габариты: _______ мм., полная масса — _____ т., макс. скорость — 70 км/ч. Показать: фото 2 / фото 3 / фото 4. |
|
|
|
ПМГ-21. Автонасос АН-20 (51) модель 21. 1954-конец 1950-х годов. Московский завод пожарных машин. Модернизация ПМГ-12 — кузов с плавными обводами, «классические» пеналы, насос ПН-20 и др. Последний автонасос на шасси ГАЗ-51. Краткая характеристика: боевой расчет — 9 чел., вода — нет, пенообразователь — 130 л., насос — ПН-20, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ 25-С2, установленной за КПП, передаточное число — 1:1,53, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6585х2200х2510 мм., полная масса - 4.685 т., макс. скорость — 70 км/ч., расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час. Показать: фото 2 / фото 3. |
|
|
|
ПМГ-19. Автоцистерна АЦП-20 (63) модель 19. 195_-64 гг. Варгашинский завод ППО. Автоцистерна в основном применялась в небольших городах и сельской местности. Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — 950 л., пенообразователь — 50 л., насос — ПН-20, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ, установленной на КПП, передаточное число — 1,26:1, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6050х2100х2460 мм., угол свеса — 48°/28°, полная масса — 5.470 т., макс. скорость — 65 км/ч., расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час. Показать: фото 2 / фото 3 / фото 4 / фото 5. |
|
|
|
ПМГ-19М. Автоцистерна АЦП-20 (63) модель 19М. 1964-67 гг. Варгашинский завод ППО. Модернизация ПМГ-19. Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — 950 л., пенообразователь — 105 л., насос — ПН-20Л, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9,5 атм., привод насоса — от КОМ КО-1,26, установленной на «раздатке», передаточное число — 1,26:1, редуктор повышающий РП-1,6, передаточное число — 1,648, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6100х2100х2550 мм., угол свеса — 48°/28°, полная масса — 5.300 т., макс. скорость — 65 км/ч., расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час. Показать: фото 2 / чертеж. |
|
|
|
ПМГ-20. Автонасос АНП-20 (69) модель 20. 1954-середина 1960 гг. Варгашинский завод ППО. Автонасос в основном применялся на торфопредприятиях и был любимым автомобильчиком ЮДПД. ПМГ-20 может буксировать к месту пожара цистерно-рукавный прицеп ЦПР-20, который поставляется вместе с автонасосом. Краткая характеристика: боевой расчет — 3 чел., насос - ПН-20Л, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 8 атм., привод насоса — от КОМ установленной в верхней части «раздатки», передаточное число — 1:1, колесная база шасси — ____ мм., габариты: 4180х1850х2420 мм., угол свеса — 45°/35°, полная масса — 2.294 т., макс. скорость — 90 км/ч., расход топлива на привод насоса — 13,5 л/час. Показать: фото 2 / фото 3 / фото 4 / чертеж 1 / чертеж 2. |
|
|
|
ПМГ-29. Автоцистерна АЦТП-20 (69) модель 29. Конец 1950-х годов. Варгашинский завод ППО. Автоцистерна в основном применялась на торфопредприятиях и подобных объектах. ПМГ-29 может буксировать к месту пожара цистерно-рукавный прицеп ЦПР-20, который поставляется вместе с автоцистерной. Краткая характеристика: боевой расчет — 2 чел., вода или пенообразователь — 300 л., насос - ПН-20Л, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 8 атм., привод насоса — от КОМ установленной в верхней части «раздатки», передаточное число — 1:1, колесная база шасси — ____ мм., габариты: 3850х1850х2300 мм., угол свеса — 45°/35°, полная масса — 2.294 т., макс. скорость — 90 км/ч., расход топлива на привод насоса — 13,5 л/час. Показать: фото 2 / чертеж. |
|
|
|
ПМГ-36. Автоцистерна АЦ-20 (51) модель 36. 1962-67 гг. Варгашинский, Грабовский и Кустанайский заводы. Широко распространенная автоцистерна небольших городов. Весной 2007 года генеральный директор Запорожского ООО «МиК», Карпенко Виталий Анатольевич, приобрел под Мелитополем останки ПМГ-36 (Кустанайский завод, 1966 г.в.) и решил ее восстановить. Найдя меня, решил пригласить в виде консультанта. Начиная со 2 апреля по июль 2007 года я находился в Запорожье, где консультировал бригаду реставраторов и искал старое ПТВ. Цистерна и кузов изготовлены из нержавеющей стали, так что ПМГ-36 переживет и нас с Вами. Восстановленная ПМГ-36 экспонировалась на выставке «Технологии защиты 2007», проходящей с 3 по 5 октября в Киеве. По моему получилось очень неплохо! Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — 1100 л., пенообразователь — 50 л., насос — ПН-20, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ установленной на КПП, передаточное число — 1:1,36, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6160х2230х2400 мм., угол свеса — 40°/22°, полная масса — 5.400 т., макс. скорость — 70 км/ч., расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час. На фото 1, 2, 3, 4 показана ПМГ-36 из Запорожья, на фото 5, 6 показаны архивные фото, а на фото 7 показана ПМГ-36 принадлежащая Мосгортрансу. Показать: фото 3 / фото 4 / фото 5 / фото 6 / фото 7. |
|
|
|
ПШМ-40. Автомобиль штабной АШП-4 (69А) модель 40. Конец 1950-х годов. Варгашинский завод ППО. Автомобиль штабной на шасси ГАЗ-69А. Подробнее смотрите раздел «Специальные и объектовые автомобили 1945-65 гг». |
|
|
|
ПМГ-60. Автоцистерна упрощенная АЦУП-20 (63) модель 60. 1962-__ гг. Варгашинский завод ППО. Первая упрощенная автоцистерна для сельское местности. Выпускался вариант на шасси ГАЗ-51. Краткая характеристика: боевой расчет — 2 чел., вода — 1550 л., пенообразователь — нет, насос — ПН-20Л, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ КО-1,26 установленной на «раздатке», передаточное число - 1,26:1, редуктор РП-1,6, передаточное число - 1:1,648, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 5820х2200х2200 мм., угол свеса — 48°/28°, полная масса — 5.400 т., макс. скорость — 65 км/ч. Показать: чертеж. |
|
|
|
ПМГ-99. Автоцистерна упрощенная АЦ-20 (66) модель 99. 1967-__ гг. Варгашинский завод ППО. Первая автоцистерна на шасси ГАЗ-66. Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — 920 л., пенообразователь — 55 л., насос — ПН-20К, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9,5 атм., привод насоса — от КОМ КО-1,26 установленной на «раздатке», передаточное число — 1:1, редуктор повышающий передаточное число — 1:1,47, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6010х2342х2710 мм., угол свеса — 41°/36°, полная масса — 5.820 т., макс. скорость — 85 км/ч. Показать: фото 2 / чертеж. |
|
|
|
Вернуться на предыдущую страницу | |
Данные материалы
могут быть использованы только при
ссылке на этот сайт. Если на сайте использовано Ваше фото без подписи, сообщите об этом! |
Автоцистерна пожарная лесная АЦ(л) 1,0-40 (ГАЗ-3308)
Автор admin На чтение 1 мин. Опубликовано
Экипаж 5 чел., насос в заднем отсеке
Описание и назначение
Автоцистерна лесная АЦ(л)-1,0-40 на шасси ГАЗ-3308 предназначена для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в небольших городах и населенных пунктах.
АЦ(л)-1,0-40 служит для доставки к месту чрезвычайной ситуации личного состава, огнетушащих средств (вода, пенообразователь), пожарно-технического вооружения и небольшого количества аварийно-спасательного инструмента.
Их используют для подачи воды или воздушно-механической пены из цистерны или от водоисточника (гидрант, река, озеро и т.д.)
Технические характеристики АЦ(л) 1,0-40 (ГАЗ-3308)
Базовое шасси — ГАЗ-3308
Колесная формула — 4х4
Мощность двигателя, кВт (л.с.) — 86,2 (117,2)
Максимальная скорость, км.ч — 95
Вместимость цистерны для воды, куб.м (л) — 1,0 (1000)
Бак для пенообразователя, куб.м (л) (материал — нержавеющая сталь) — 0,1 (100)
Тип пожарного насоса — Мотопомпа Robin Subaru 72 м3/час, напор 23 м
Производительность насоса, л/с — 15
Габаритные размеры, мм — 6400х 2500х2750
Полная масса, кг — 5950
Боевой расчет (включая место водителя) — 5
Фотографии:
ГАЗ-59402 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2018; проверки требует 1 правка.ГАЗ-59402 «Пурга» | |
---|---|
Производитель | Россия, Арзамасский машиностроительный завод |
Колёсная формула | 8 × 8 / 4 |
Масса | 15 000 кг |
Вместимость | 3—5 |
Ширина × Высота | 2900×2800 мм |
Дорожный просвет | 400 мм |
Колея | 2,41 м |
Тип двигателя | дизельный |
Модель двигателя | КамАЗ-7403 |
Мощность двигателя | 260 л.с. (191.1 кВт) |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
Преодолеваемый подъём | 30 ° |
ГАЗ-59402 «Пурга» — пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу[1], оснащённая установкой комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга». ГАЗ-59402 создан на основе БТР-80, от которого унаследовал герметичный бронированный корпус[2][3]. Основное назначение — ликвидация лесных пожаров в труднодоступных районах[4]. Кроме того, может использоваться при тушении пожаров нефтепродуктов, на предприятиях деревообработки, а также при ликвидации послеаварийных пожаров в речных и аэропортах, объектах железной дороги[5]. Пожарный автомобиль ГАЗ-59402 позволяет осуществлять забор воды из необорудованных пирсами природных водоисточников и может непосредственно участвовать в тушении пожара или использоваться в качестве насосной станции[4][5][6].
Разработан на основе ГАЗ-59401 в 1997—1999 годах[7] по заказу Горьковской железной дороги. Основным отличием ГАЗ-59402 является установка поворотной башни (вместо подъёмной площадки) и пожарного оборудования.
ГАЗ-59402 принимал участие в многочисленных выставках[7], таких как Всероссийский промышленно-экономический Форум (Нижний Новгород, 1999)[8], «Автофорум-2000» (Нижний Новгород, 2000)[9], «Пожарная безопасность XXI века» (Москва, 2003)[1].
По состоянию на 2009 год, в России эксплуатировался один автомобиль ГАЗ-59402[10]. Местом его дислокации с сентября 2009 года является пожарная часть № 47 в посёлке Шойбулак Медведевского района Республики Марий Эл, что обусловлено равноудалённостью железнодорожной станции Йошкар-Ола, одноимённого аэропорта, Марийского нефтеперегонного завода и автомобильной газонаполнительной компрессорной станции[4][6][10]. В 2011 году планировалось закупить дополнительные единицы спецтехники[11].
ГАЗ-59402 имеет герметичный корпус с противоосколочной защитой и может применяться для тушения пожаров повышенной взрывной, радиационной и токсикологической опасности[12]. Герметичный корпус также обеспечивает плавучесть машины и позволяет приблизиться к очагу пожара на расстояние 50 м[2][4][13].
Система комбинированного железнодорожного и пневмоколёсного хода унаследована от ГАЗ-59401. Спереди и сзади установлены подъёмные рамы с железнодорожными катками, фиксируемые с помощью управляемых из кабины гидроцилиндров и системы упоров[7]. В автомобильном режиме движения рамы подняты и практически не уменьшают дорожного просвета. При переходе на железнодорожный ход рамы опускаются, катки упираются в рельсы и приподнимают машину таким образом, что пневмоколёса находятся на расстоянии 8—10 см от верхнего края рельсов. Колёса первой и последней осей находятся в сцеплении с роликами, через планетарный редуктор передающими вращение на железнодорожные катки, при этом направление вращения колёс и катков совпадает. Торможение осуществляется рабочей тормозной системой автомобиля.
Для ГАЗ-59402 Б. Н. Бровкиным и В. Б. Куклиным была разработана башенная установка комбинированного (вода + пожаротушащий реагент) тушения пожаров (УКТП) с четырьмя стволами, расположенными в одну линию[7][14]. Все стволы одновременно перемещаются в вертикальной плоскости при помощи механизма наведения; перемещение в горизонтальной плоскости осуществляется при повороте башни. Между парами стволов в башне размещается окно для оператора установки. Для изготовления башни используются бронированная сталь и бронестёкла, что позволяет производить тушение пожаров на взрывоопасных объектах.
На башне установлена спаренная УКТП «Пурга»[15], разработанная под руководством Г. Н. Куприна на НПО «СОПОТ» (Санкт-Петербург), которая обладает повышенными дальнобойностью и скоростью растекания пены по горящей поверхности[1]. Вода под давлением смешивается с жидким пенообразователем и подаётся на форсунки в стволах, где при расширении образует хлопья пены[7]. УКТП «Пурга» позволяет получать пены различного состава: пена средней кратности создаёт изолирующий слой на поверхности, препятствующий газообмену, а пена низкой кратности вследствие более высокой кинетической энергии обладает повышенной дальностью подачи[16].
Установленное оборудование[2][7][12]:
- защищённая полноповоротная башня с местом для оператора;
- спаренные УКТП «Пурга-10.10.20»;
- пожарный насос ПН-40УВ (по другим данным ПН-40УА[7]) с приводом от трансмиссии машины;
- бак для пенообразователя;
- всасывающие рукава для забора воды из внешних источников;
- герметичный корпус с противоосколочной защитой;
- фильтровентиляционная установка;
- термошумоизоляция;
- независимая торсионная подвеска колёс;
- система регулирования давления воздуха в шинах;
- специальные подъёмные катки (спереди и сзади) для движения по железной дороге;
- лебёдка самовытаскивания.
Характеристики[2][3][4][6][7][13] | |
Базовое шасси | ГАЗ-59037 |
Колёсная формула | 8 × 8 / 4 |
Полная масса, т | 15 |
Экипаж, чел. | 3—5 |
Длина, мм | 8300 |
Ширина по корпусу, мм | 2900 |
Высота, мм | 2800 |
Минимальный дорожный просвет, мм по корпусу | 450 |
Колея, мм по шоссе | 2410 |
Двигатель | КамАЗ-7403 |
Тип двигателя | дизельный |
Мощность двигателя, кВт (л. с.) | 191 (260) |
Максимальная скорость, км/ч по шоссе | 80 |
Преодолеваемый подъём | 30° |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
Углы наведения башни с УКТП по горизонтали | 360° |
Производительность насоса, л/с | 40 |
Напор воды, м | 55 |
Максимальное расстояние до водоисточника, м | 50 |
Объём бака для пенообразователя, л | 1000 |
Производительность УКТП по раствору пенообразователя, л/с | 40 |
Дальность подачи струй пены, м низкой кратности | 50—55 |
Защищаемая площадь, м² | 1000—1500 |
- Владимир Тукмаков. По бездорожью и по железной дороге — оптимальное совмещение возможностей // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2006. — № 4. — С. 35—40. — ISSN 1682-7597.
- ↑ 1 2 3 Дмитрий Гладкий. Тушить всегда, тушить везде (неопр.) (недоступная ссылка). Автобизнес — Weekly (16 октября 2003). — № 41 (387). Автомобильная экспозиция московской выставки «Пожарная безопасность XXI века». — «Любопытно, что выставляло „ГАЗ-59402“ не НПО „Сопот“ и не непосредственный его производитель — АМЗ, а Управление Горьковской железной дороги.». Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 В. Васильев. Огнеборцы XXI века. Новинки противопожарного оборудования (неопр.) (недоступная ссылка). Основные средства (февраль 2006). — № 2 (2006). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 Андриан Николаев. Колёсные бронетранспортёры (БТР) и специальные машины на их базе (неопр.) (недоступная ссылка). Россия — Номенклатура вооружений. «Военный паритет». Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ольга Кузьмина. Грядет «Пурга» (неопр.) (недоступная ссылка). Газета «Марийская правда» (8 июня 2010). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 В Марий Эл испытали установку комбинированного тушения пожара «Пурга» (неопр.) (недоступная ссылка). MariAvto.ru (10 июня 2010). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 3 Сотрудникам главного управления продемонстрировали пожарный БТР (неопр.) (недоступная ссылка). МЧС РФ (2 июня 2010). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Владимир Тукмаков. По бездорожью и по железной дороге — оптимальное совмещение возможностей // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2006. — № 4. — С. 35—40. — ISSN 1682-7597.
- ↑ В. Мамедов. Россия на рубеже веков (неопр.) (недоступная ссылка). Основные средства (октябрь 1999). — № 10 (1999). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ Владимир Семаков. Форум имени потребителя (неопр.) (недоступная ссылка). Газета «Семь вёрст» (июнь 2000). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 У пожарных Марий Эл появился эксклюзивный автомобиль «Пурга» (неопр.) (недоступная ссылка). ИА «МариМедиа» (23 сентября 2009). — «Таких автомобилей в России пока всего два. Один — на гусеничном ходу — работает в Сибири. Второй колёсный вариант — в нашей республике.». Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 622-р (неопр.). Гарант (3 мая 2011). — О перечне производителей лесопожарной техники и оборудования, у которых государственные заказчики осуществляют в 2011 г. закупку для государственных нужд указанной продукции, производимой на территории РФ, путём размещения заказа у единственного поставщика. — «12. „Открытое акционерное общество Арзамасский машиностроительный завод“: пожарные автомобили специального назначения ГАЗ-5903В „Ветлуга“, ГАЗ-59402». Дата обращения 18 февраля 2012.
- ↑ 1 2 НПО «СОПОТ»: инновации без границ (неопр.) (недоступная ссылка). Газета «Окно» (23 ноября 2009). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 27 февраля 2012 года.
- ↑ 1 2 Пожарный вездеход «Пурга» на базе бронетранспортёра БТР-80 (ГАЗ 59402) (неопр.) (недоступная ссылка). СИС: «Ландшафтные пожары». Центр НИОКР Сибирского института пожарной безопасности. Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ Бровкин Б. Н., Куклин В. Б., Куприн Г. Н., Масягин А. Г., Тукмаков В. В., Тюрин В. И. Патент РФ на изобретение № 2132213 (неопр.) (недоступная ссылка) (27 июня 1999). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ УКТП «Пурга-10.10.20» (неопр.) (недоступная ссылка). НПО «СОПОТ». Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
- ↑ Новая «Пурга» в подарок! (неопр.) (недоступная ссылка). МЧС РФ (7 октября 2009). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
Пожарный автомобиль АЦ-20(51) ПМГ-36 (Брянск): myauu — LiveJournal
Пожарный автомобиль-цистерна установлен в Брянске у здания Противопожарного центра на улице Дуки.Добраться до него можно на общественном транспорте (остановка «Курган бессмертия», Советский район Брянска).
Памятник находится на огороженной территории пожарной части.
Чтобы подойти к памятнику нужно пройти в проезд между домами с адресом проспект Дуки №59 (с различными литерами) и повернуть налево, пройти 100 метров, обойти ворота и ещё 50 метров прямо.
Состояние памятника — отличное.
Дата съёмки — 17 июня 2015 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Дата установки на табличке 30 апреля 2014 года.
В местной прессе, однако, есть репортаж с фотографиями об открытии этого памятника 26 декабря 2013 года.
Обозначение модели тоже вызывает вопросы.
03. Автомобиль несколько раз сменил постаменты в разных местах Брянска, прежде чем встать на этом месте.
Сначала машина стояла у депо на улице Ульянова в Бежицком районе, потом «переехала» на проспект Станке Димитрова.
Потом была отреставрирована, поставлена на ход и установлена здесь.
04. Пожарные автомобили на базе ГАЗ-51 находились на вооружении в отдельных пожарных частях Брянского гарнизона вплоть до 1985 года.
05. На табличке этот автомобиль подписан, как АЦ-25(51).
Автомобиль Цистерна с пожарным насосом ПН-25А, производительностью 20 литров в секунду, на базе ГАЗ-51.
Это ПМГ-6 — шестая модель пожарной машины на базе ГАЗ, выпускавшаяся с 1949 по 1962 годы на Грабовском заводе (Пензенская область).
06. Но внимательное сравнение архивных снимков показывает, что это более поздняя модель — ПМГ-36 АЦ-20(51).
ПМГ-6 и ПМГ-36 внешне похожи, но форма и расположение боковых люков, штуцеров рукавов, стеклянное «окно» насоса — характерные признаки модели 36.
07. ПМГ-36 выпускалась в 1962-1967 годах на Варшагинском, Грабовском и Кустанайском заводах.
Характеристики:
Боевой расчет — 5 человек.
Запас воды — 1100 литров.
Запас пенообразователя — 50 литров.
Насос — ПН-20, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм.
Колесная база шасси — 3300 мм.
Габариты автомобиля: 6160х2230х2400 мм.
Угол свеса — 40°/22°
Полная масса — 5.400 т.
Максимальная скорость — 70 км/ч.
Расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час.
08. Насос ПН-20 расположен в задней части кузова.
Приводится в действие двигателем автомобиля.
При закрытой крышке люка за работой насоса можно наблюдать в специальное окно (его наличие признак ПМГ-36).
09. Сцепное устройство, единственный фонарь габаритного огоня (он же стоп-сигнал) и всасывающий патрубок насоса.
10. Сверху на кузове установлены кронштейны, на которых находятся пеналы для всасывающих рукавов (жестких четырёхметровых труб).
Запаса воды в цистерне может не хватить для тушения пожара, поэтому её ставят у источника воды (пруд, речка, пожарный резервуар, магистраль водопровода).
Всасывающий рукав опускается в источник одним концом, а вторым присоединяется к насосу.
Насос подаёт под высоким давлением воду в напорные рукава, при помощи которых пожарные и заливают огонь.
11. Одинаковые по размеру и расположенные на одном уровне дверцы боковых люков это признак ПМГ-36.
За этими дверцами находятся напорные рукава и дополнительное оборудование.
12. Штуцер для подключения напорного рукава.
В 30-40-е годы ХХ века в СССР применялись несимметричные винтовые соединения пожарных рукавов.
Затем появились чугунные полугайки Ротта с тремя клыками, расположенными под 120° относительно друг друга.
Им на смену пришли головки Богданова (алюминиевые и латунные) с двумя диаметрально расположенными клыками (захватами).
В настоящее время применение полугаек Ротта запрещено, но в табеле положенности пожарных автоцистерн прописана переходная головка «Богданов — Ротт».
На этой машине трёхзубые полугайки Ротта.
13. Выштамповка «Горьковский автозавод» показывает, что базовое шасси этого автомобиля выпущено после 1955 года.
На крыле стандартная оптика ГАЗ-51.
У передней двери на высокой штанге установлена фара-искатель с ручным приводом.
14. Радиаторы на месте.
15. Двигатель и ходовая в порядке.
Автомобиль был полностью отреставрирован и заехал на постамент своим ходом.
16. В паре с АЦ-20(51) ПМГ-36 установлен броневик БРДМ-2РХБ.
17. Территория пожарной части выглядит закрытой.
Но между левой стойкой ворот и забором полуметровая щель.
Характерно вытоптанная трава показывает, что этот проход пользуется популярностью.
Ссылки:
Wikimapia
Точка на Yandex (у объекта нет фото и его не видно на панорамах)
KMZ-файл
Координаты:
53°15’52.07″С
34°21’29.10″В
Пожарная машина (автомобиль) ПМГ-1, 1932 год: описание и ТТХ
Даже среди любителей истории техники не многие ответят, что означает эта аббревиатура. Я спрашивал и тех, кто, казалось бы, непременно должен знать ее, — пожарных. «Тушилы» вспоминали с трудом, да и то не все. А между тем, ПМГ-1 — первая пожарная машина, сделанная на ходовой части грузовика ГАЗ-АА. Ее начали изготавливать 70 лет назад, сразу на двух заводах: в Москве — на Миусском механическом, в Питере — на «Промете». Но прежде чем это случилось, произошло немало примечательных событий…
Выпуск пожарных автомобилей на шасси АМО-Ф-15 начался в марте 1926 г. в Ленинграде. Чуть позже такие же машины стали делать на столичном заводе № 6 Автопромторга, называемом чаще Миусским. Потребность страны в грузовиках была огромной, и пожарными принадлежностями оснащали каждый выделенный для этого АМО. За первый год выпуска сделали 26 «пожарок», в следующем — 90 в 1928 г. — 323, Требовалось больше.
Как же искали выход из «пожарного» тупика?
Пожарный автомобиль ПМГ-1. Россия, 1930-40-е годы
История создания автомобиля
В 1929 г. советское правительство утвердило план строительства в Нижнем Новгороде автомобильного завода (НАЗ) с нормой ежегодного выпуска не менее 100 тыс. автомобилей. Помимо этого, планировалась модернизация столичного автозавода АМО с целью расширения производства на нем грузовых машин до 25 тыс. в год. Достижение таких результатов обеспечило бы необходимый выпуск пожарных машин. Специалисты, полагаясь на успешное решение этих проблем, не теряли времени и тщательно готовились к грядущему крупносерийному производству пожарной автотехники.
Работа шла по двум основным направлениям. Первое можно назвать интеллектуальным штурмом проблемы пожарного машиностроения, а второе — отработкой конструкций наиболее важных агрегатов для пожарных машин. Начиная с 1925 г., проводились совещания специалистов по пожаротушению. На них завязывались дискуссии о том, как обеспечить потребности страны в пожарных автомобилях Чаще всего рассматривали следующие три способа решения проблемы: закупать машины за границей, изготавливать их на отечественных шасси, переоборудовать под «пожарки» изношенные грузовики, непригодные к дальнейшему использованию по прямому назначению.
Выделение валютных средств на импорт пожарных машин неуклонно сокращалось и в 1927 г. прекратилось вовсе. Ожидать первых авто от еще не построенного НАЗа представлялось непростительным бездействием. Поэтому решили восстанавливать отработавшие ресурс грузовики и оснащать их пожарным оборудованием. Такие машины выпускали с 1924 г. Ленинградский гидромеханический завод и столичный Миусский. На нем же упорно трудились над созданием самого важного для пожаротушения агрегата — водяного насоса.
Выбор у конструкторов был небогатым: коловратный, называемый в наши дни шестеренчатым, и центробежный. В первом — вращается плотно притертая пара сцепленных шестерен. Такой насос не требовал какой-либо подготовки к запуску и мог качать воду с глубины до 7 м. Им оснащали пожарные машины на шасси АМО-Ф-15. Но «коловратке» противопоказана грязь, а в реальной российской действительности на пожарах часто приходилось качать неочищенную воду из водоемов, что снижало эффективность работы пожарных АМО и к концу 20-х гг. поставило под сомнение пригодность таких машин к работе в сельской местности и даже в городе при отсутствии водопровода около очага возгорания. Альтернативой коловратного стал центробежный насос. У него был единственный недостаток — для запуска требовалось залить в него порцию воды Опытные образцы «центробежек» сделали еще в 1925 г. Пожарным больше подходил двухкамерный насос (однокамерный оказался малоэффективным, а трехкамерный — слишком сложным). Испытания новинки дали обнадеживающие результаты. Так, двухкамерный насос обеспечивал предельную глубину забора воды 8 м, дальность струи — 50 м, высоту — 40 м, а производительность —1200 л/мин. Специалистов эти показатели устраивали.
В чем же они видели преимущества новинки? Центробежный насос воспринимал загрязненную воду с песком и даже мелкими предметами; работал последовательно с другим насосом, прибавляя к входному напору выработанный в нем. Новыми насосами предполагалось оснащать пожарные машины, изготавливаемые на шасси Я-7, АМО-4, «Форд-АА». Последнее особенно импонировало специалистам. Дело в том, что основным поставщиком грузовиков (около 80%) должен был стать НАЗ, на котором освоили производство американских машин «Форд-АА» под маркой ГАЗ-АА. А значит, отработка конструкции пожарной машины на основе «Форда», по сути дела, подготавливала безболезненный переход на отечественную базовую модель. И вот в конце 1932 г. этот заветный момент наступил. Первую полностью отечественную пожарную машину на шасси ГАЗ-АА выпустили под маркой ПМГ-1. Рассмотрим ее устройство.
С Московского автосборочного завода имени Коммунистического интернационала (ныне АЗЛК) на Миусский механический завод шасси ГАЗ-АА, то есть грузовик без кузова, пригоняли своим ходом. Первым делом из него извлекали карданный вал и сидение водителя. Сзади коробки передач устанавливали раздаточную, а в задке машины — центробежный насос Д-20. Нижний выходной хвостовик раздаточной коробки соединяли карданным валом с главной передачей, а верхний — с насосом. На шасси устанавливали деревянную надстройку с боковыми сидениями для пожарной команды. В ней располагали бак с водой для оказания первой помощи на пожаре. По бокам к спинкам сидений крепили катушки с выкидными рукавами. Сверху надстройки закрепляли трехколенную выдвижную лестницу, забирные рукава, запасное колесо и резиновые стволы, внутри надстройки — стендер и фонарь «летучая мышь», а в ее ящиках — различные противопожарные принадлежности (разветвитель-тройник, забирные сетки и прочее) и шанцевый инструмент. На передних крыльях закреплялись пеногенератор, разветвитель-двойник и два огнетушителя, а к задку автомобиля приделывались поворотные кронштейны, на которых подвешивали большую катушку с выкидными рукавами. Для управления машиной при подаче воды на пожаре помещали внутри надстройки соответствующие тяги, а в задней ее части устанавливали ручки управления.
Устройство пожарного автомобиля ПМГ-1
Устройство пожарной машины ПМГ-1
Технические характеристики
Пожарного автомобиля ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (в скобках — шасси ГАЗ-ММ)
Длина | 5840 мм |
Ширина | 2020 мм |
Высота | 2460 мм |
Колея передних колес | 1405 мм |
Колея задних колес | 1420 мм |
Дорожный просвет под задним мостом | 200 мм |
Дорожный просвет под передним мостом | 310 мм |
Радиус поворота | 7,5 м |
Масса в боевой готовности | 3800 кг |
Максимальное давление насоса | 12 кг/см2 |
Глубина забора воды | 8 м |
Производительность насоса | 1400 л/мин |
Рукава на двух боковых катушках | по 80 м |
Рукав на задней катушке | 160 м |
Емкость бензобака | 40 л |
Расход топлива на шоссе | 17 л / 100 км |
Емкость бака первой помощи | 146 л |
Экипаж | 8 чел (2 в кабине и 6 в кузове) |
Максимальная скорость с полной загрузкой | 60 (70) км/ч |
Двигатель | карбюраторный, 4-х тактный, 4-х цилиндровый |
Мощность двигателя | 40 (50) л.с. |
Частота вращения коленвала | 2200 (2800) об/мин |
Степень сжатия | 4,2 |
Рабочий объем | 3280 см3 |
Диаметр цилиндра / ход поршня | 98,4 / 107,9 мм |
Прибыв к очагу возгорания, команда из 8 человек первым делом отсоединяла заднюю катушку, закрывавшую доступ к приборам управления насосом, Если на месте не оказывалось воды, то, как только прокладывали выкидные рукава, водитель включал подачу ее из бака первой помощи, а при необходимости в огонь подавалась пена от подключаемого к системе подачи воды пеноге- нератора.
Если же источник воды имелся, то входной штуцер насоса соединяли с гидрантом забирным рукавом, либо последний с надетой на его окончание сеткой опускали в водоем и запускали насос с включенным вакуум-аппаратом который отключали, убедившись, что вода поступает в брандспойты. В дальнейшем водитель следил за работой насоса, ствольщики подавали воду в огонь, а остальные, в зависимости от ситуации, помогали им, пользуясь лестницами и пожарными инструментами (в конкретных случаях все могло выглядеть гораздо сложнее).
Воспоминания водителей
Машина ПМГ-1 сразу понравилась пожарным за быстроту движения и мягкость хода, за достаточно высокую оснащенность необходимыми принадлежностями, простоту их укладки. Команда быстро прибывала к огню и сходу вступала в борьбу с ним. Случалось, обходились первой помощью, но чаще тушение пожара требовало больших усилий и мужества.
Вот что вспоминал о ПМГ-1 водитель-ветеран И. М. Харитонов:
«Всю жизнь я «шоферил» и во время войны оказался за рулем пожарного автомобиля АМО-Ф-15. Осенью 1941 г. моя машина сломалась, и меня временно пересадили на ПМГ-1. Я сразу же почувствовал разницу в лучшую сторону. Однажды по тревоге мне приказали срочно ехать на Старую площадь, где бомба угодила в здание МК партии и возник пожар. С пожарной командой я мчался со скоростью под 70 км/ч, и регулировщики, услышав звон колокола, сразу же давали «отмашку» Подлетел к Политехническому музею и ахнул: половину оконных рам вышибло взрывной волной. Я поставил машину в указанное мне место, за пару минут мы подключились к гидранту и дали две струи в полыхавшее здание. Моя машина работала как часы, а рядом АМО забарахлила и с ЗИСом что-то случилось. Всю ночь мы тушили пожар, перемещаясь в разные места, и лишь под утро нас сменили. Руководивший тушением пожал мне руку и похвалил. Обратно мы ехали уже не спеша, ведь устали. Я боялся, как бы кто-то, заснувши на ходу, не упал с машины».
Прошли годы, большую часть ПМГ-1 давно списали в утиль, но кое-где они еще встречаются. Так, в пожарной части № 29 Подмосковного города Балашихи бережно сохраняют целый ангар старинных отечественных пожарных машин. Старейшая из них — ПМГ-1. Ее восстановили и поставили на ход механики части. Вот что сказал мне старший водитель Н.П. Саблин: «ПМГ-1 — это наша самая любимая машина. Мы бережем ее и изредка показываем на выставках ретроавтотехники». Я же, разделяя гордость его, посетую: в автомобильных музеях страны такой машины пока нет. Будет ли?
Техника молодежи, № 4/2002