Газ пожарная машина – Пожарная машина газ 66 характеристики. Пожарные машины на базе газ. Пожарные машины Горьковского автозавода

Пожарные автоцистерны (АЦ) на базе шасси «ГАЗ»

Не только благодаря высокой ремонтопригодности, надежности и простоте грузовые шасси на базе «ГАЗ» стали широко популярны. Низкая стоимость – еще один не менее значимый критерий. «ГАЗ» пожарный был популярен раньше, также он востребован и сейчас

Шасси «Садко» или «ГАЗ-3308»

В отличии от «ГАЗ-66», своего непосредственного предшественника, «Садко» стал более надежным внедорожником, значительно прибавив в удобстве и комфортабельности управления, которое он перенял у современного»ГАЗ-3309″. «ГАЗ-3308» – полно приводной (4х4) грузовой автомобиль, обладающий рядом отличительных конструктивно-технологических особенностей, обуславливающих повышенную проходимость.

Относят «ГАЗ-3308» к классу средне тоннажных грузовиков. На эти шасси можно без труда установить практически все единицы специализированной техники, построенной на базе «3309». Исключения составляют автоэвакуаторы, автовышки и автоцистерны для городских условий, которые не подходят по предельно-допустимой массе. Но пожарная лесопатрульная конфигурация автоцистерн АЦ(л) «ГАЗ-3308» с небольшим объемом смеси для тушения отлично сочетается с данным шасси.

Наибольшее распространение «Садко» «ГАЗ-3308» получил в трудных эксплуатационных условиях, в горной местности и на бездорожье.

«Земляк» или «ГАЗ-33086»

Своеобразным компромиссным решением между грузовиками на базе «ГАЗ-33081» (до 2 тонн груза) и «ГАЗ-3309» (до 4,5 тонн груза) является автомобиль на шасси «Земляк» «ГАЗ-33086». На данный момент это самое ходовое шасси «ГАЗ» для пожарных автомобилей (автоцистерн).

Относясь к классу средне тоннажных грузовиков, полно приводной «ГАЗ-33086» оборудован просторной двухместной кабиной и оснащается одним из двух дизельных силовых агрегатов: «ЯМЗ-534» или «ММЗ Д-245». Он применяется на любых дорожных покрытиях, более устойчив на заснеженных или обледенелых участках. Инженеры максимально унифицировали данную модель с соседями модельного ряда, что обусловило ее удобство в эксплуатации. Автоцистерна пожарная (АЦ) на шасси «ГАЗ-33086» легко вмещает трехтонную емкость для воды и остальное ПТВ. Пожарная автоцистерна «ГАЗ» недорогая, надежная, обладающие высокой проходимостью и ремонтопригодностью машина

Пожарная автоцистерна упрощённая (4X2) АЦУ-20(51А)-60

Упрощённая пожарная автоцистерна АЦУ-20(51А)-60 на шасси автомобиля ГАЗ-51А массово поставлялась в сельские районы СССР. Недорогая и компактная машина характеризовалась простотой конструкции и неплохой манёвренностью, но при этом могла вывозить на пожар достаточное количество воды (1550 л).

Автоцистерна штатно комплектовалась пожарным насосом ПН-20, установленном в заднем отсеке кузова. После проведения ремонта машина могла оснащаться навесным насосом НШН-600 в комплекте с дополнительными всасывающими рукавами.

АЦУ-20(51А)-60-01.jpg

АЦУ-20(51А)-60-02.jpg

АЦУ-20(51А)-60-03.jpg

АЦУ-20(51А)-60-04.jpg
Варгашинские автонасос ПМГ-20 на шасси ГАЗ-69 и автоцистерна АЦУ-20(51А)-60 на шасси ГАЗ-51А — довольно массовые пожарные машины для села 50-70 годов.

АЦУ-20(51А)-60-05.jpg
На обе машины устанавливался пожарный насос ПН-20.

АЦУ-20(51А)-60-06.jpg
Автоцистерны на шасси ГАЗ-51А: топливозаправщик АЦ-2-51А и пожарная АЦУ-20(51А)-60.

АЦУ-20(51А)-60-07.jpg

АЦУ-20(51А)-60-08.jpg
Модель изображает ремонтный вариант автоцистерны АЦУ-20(51А)-60, оснащённый навесным шестерёнчатым насосом НШН-600, приписанный к колхозу «Искра».

АЦУ-20(51А)-60-09.jpg

АЦУ-20(51А)-60-10.jpg

АЦУ-20(51А)-60-11.jpg

АЦУ-20(51А)-60-12.jpg

АЦУ-20(51А)-60-13.jpg

АЦУ-20(51А)-60-14.jpg

АЦУ-20(51А)-60-15.jpg
Фото прототипа из книги А. В. Карпова (avkarpov) «Пожарный типаж. Том 1. Краеугольный камень«. Автор — Владимир Новосёлов.

• Предприятие-изготовитель: Варгашинский завод противопожарного оборудования
• Базовая модель: ГАЗ-51А (Горьковский автомобильный завод, 1955–1975 годы)
• Модификация: АЦУ-20(51А)-60

• Годы выпуска: 1959–1973
• Боевой расчёт, включая водителя: 2 чел.
• Мощность двигателя: 70 л. с.
• Грузоподъёмность: 2500 кг
• Максимальная скорость: 70 км/ч
• Количество выпущенных автомобилей: 4225
• Модель 1/43: DIP Models 105131 Горьковский автомобиль АЦУ-20(51А)-60 «Колхоз «Искра»

ИСТОРИЯ — ПМГ — пожарные машины ГАЗ 1945-65 гг

ИСТОРИЯ

ПМГ — пожарные машины ГАЗ. 1945-65 гг.

ПМГ-5. Автонасос АН-25 (51) модель 6. 1946-48 гг. Московский завод пожарных машин. Первый послевоенный пожарный автомобиль с закрытым кузовом. 


ПМГ-12. Автонасос АН-25 (51) модель 12. 1948-54 гг. Московский завод пожарных машин.

Краткая характеристика: боевой расчет — 8-9 чел., вода — нет, пенообразователь — 130 л., насос — ПН-25А, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ 25-С1, установленной за КПП, передаточное число — 1:1,29, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6275х2200х2715 мм., полная масса — 4.930 т., макс. скорость — 70 км/ч., расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час. Показать: фото 2 / фото 3 / чертеж.


ПМГ-6. Автоцистерна АЦ-25 (51) модель 6. 1949-62 гг. Грабовский завод. Первая автоцистерна на шасси ГАЗ-51.

Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — ___ л.,  пенообразователь — ___ л., насос — ПН-25А, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., колесная база шасси — 3300 мм., габариты: _______ мм., полная масса — _____ т., макс. скорость — 70 км/ч. Показать: фото 2 / фото 3 / фото 4.


ПМГ-21. Автонасос АН-20 (51) модель 21. 1954-конец 1950-х годов. Московский завод пожарных машин. Модернизация ПМГ-12 — кузов с плавными обводами, «классические» пеналы, насос ПН-20 и др. Последний автонасос на шасси ГАЗ-51. Краткая характеристика: боевой расчет — 9 чел., вода — нет, пенообразователь — 130 л., насос — ПН-20, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ 25-С2, установленной за КПП, передаточное число — 1:1,53, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6585х2200х2510 мм., полная масса - 4.685 т., макс. скорость — 70 км/ч., расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час. Показать: фото 2 / фото 3.


ПМГ-19. Автоцистерна АЦП-20 (63) модель 19. 195_-64 гг. Варгашинский завод ППО. Автоцистерна в основном применялась в небольших городах и сельской местности. Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — 950 л., пенообразователь — 50 л., насос — ПН-20, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ, установленной на КПП, передаточное число — 1,26:1, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6050х2100х2460 мм., угол свеса — 48°/28°, полная масса — 5.470 т., макс. скорость — 65 км/ч., расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час. Показать: фото 2 / фото 3 / фото 4 / фото 5.


ПМГ-19М. Автоцистерна АЦП-20 (63) модель 19М. 1964-67 гг. Варгашинский завод ППО. Модернизация ПМГ-19. Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — 950 л., пенообразователь — 105 л., насос — ПН-20Л, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9,5 атм., привод насоса — от КОМ КО-1,26, установленной на «раздатке», передаточное число — 1,26:1, редуктор повышающий РП-1,6, передаточное число — 1,648, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6100х2100х2550 мм., угол свеса — 48°/28°, полная масса — 5.300 т., макс. скорость — 65 км/ч., расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час. Показать: фото 2 / чертеж.


ПМГ-20. Автонасос АНП-20 (69) модель 20. 1954-середина 1960 гг. Варгашинский завод ППО. Автонасос в основном применялся на торфопредприятиях и был любимым автомобильчиком ЮДПД. ПМГ-20 может буксировать к месту пожара цистерно-рукавный прицеп ЦПР-20, который поставляется вместе с автонасосом. Краткая характеристика: боевой расчет — 3 чел., насос - ПН-20Л, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 8 атм., привод насоса — от КОМ установленной в верхней части «раздатки», передаточное число — 1:1, колесная база шасси — ____ мм., габариты: 4180х1850х2420 мм., угол свеса — 45°/35°, полная масса — 2.294 т., макс. скорость — 90 км/ч., расход топлива на привод насоса — 13,5 л/час. Показать: фото 2 / фото 3 / фото 4 / чертеж 1 / чертеж 2.


ПМГ-29. Автоцистерна АЦТП-20 (69) модель 29. Конец 1950-х годов. Варгашинский завод ППО. Автоцистерна в основном применялась на торфопредприятиях и подобных объектах. ПМГ-29 может буксировать к месту пожара цистерно-рукавный прицеп ЦПР-20, который поставляется вместе с автоцистерной. Краткая характеристика: боевой расчет — 2 чел., вода или пенообразователь — 300 л., насос - ПН-20Л, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 8 атм., привод насоса — от КОМ установленной в верхней части «раздатки», передаточное число — 1:1, колесная база шасси — ____ мм., габариты: 3850х1850х2300 мм., угол свеса — 45°/35°, полная масса — 2.294 т., макс. скорость — 90 км/ч., расход топлива на привод насоса — 13,5 л/час. Показать: фото 2 / чертеж.


ПМГ-36. Автоцистерна АЦ-20 (51) модель 36. 1962-67 гг. Варгашинский, Грабовский и Кустанайский заводы. Широко распространенная автоцистерна небольших городов. Весной 2007 года генеральный директор Запорожского ООО «МиК», Карпенко Виталий Анатольевич, приобрел под Мелитополем останки ПМГ-36 (Кустанайский завод, 1966 г.в.) и решил ее восстановить. Найдя меня, решил пригласить в виде консультанта. Начиная со 2 апреля по июль 2007 года я находился в Запорожье, где консультировал бригаду реставраторов и искал старое ПТВ. Цистерна и кузов изготовлены из нержавеющей стали, так что ПМГ-36 переживет и нас с Вами. Восстановленная ПМГ-36 экспонировалась на выставке «Технологии защиты 2007», проходящей с 3 по 5 октября в Киеве. По моему получилось очень неплохо!

Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — 1100 л., пенообразователь — 50 л., насос — ПН-20, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ установленной на КПП, передаточное число — 1:1,36, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6160х2230х2400 мм., угол свеса — 40°/22°, полная масса — 5.400 т., макс. скорость — 70 км/ч., расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час. На фото 1, 2, 3, 4 показана ПМГ-36 из Запорожья, на фото 5, 6 показаны архивные фото, а на фото 7 показана ПМГ-36 принадлежащая Мосгортрансу. Показать: фото 3 / фото 4 / фото 5 / фото 6 / фото 7.


ПШМ-40. Автомобиль штабной АШП-4 (69А) модель 40. Конец 1950-х годов. Варгашинский завод ППО. Автомобиль штабной на шасси ГАЗ-69А. Подробнее смотрите раздел «Специальные и объектовые автомобили 1945-65 гг».


ПМГ-60. Автоцистерна упрощенная АЦУП-20 (63) модель 60. 1962-__ гг. Варгашинский завод ППО. Первая упрощенная автоцистерна для сельское местности. Выпускался вариант на шасси ГАЗ-51. Краткая характеристика: боевой расчет — 2 чел., вода — 1550 л., пенообразователь — нет, насос — ПН-20Л, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм., привод насоса — от КОМ КО-1,26 установленной на «раздатке», передаточное число - 1,26:1, редуктор РП-1,6, передаточное число - 1:1,648, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 5820х2200х2200 мм., угол свеса — 48°/28°, полная масса — 5.400 т., макс. скорость — 65 км/ч. Показать: чертеж.


ПМГ-99. Автоцистерна упрощенная АЦ-20 (66) модель 99. 1967-__ гг. Варгашинский завод ППО. Первая автоцистерна на шасси ГАЗ-66. Краткая характеристика: боевой расчет — 5 чел., вода — 920 л., пенообразователь — 55 л., насос — ПН-20К, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9,5 атм., привод насоса — от КОМ КО-1,26 установленной на «раздатке», передаточное число — 1:1, редуктор повышающий передаточное число — 1:1,47, колесная база шасси — 3300 мм., габариты: 6010х2342х2710 мм., угол свеса — 41°/36°, полная масса — 5.820 т., макс. скорость — 85 км/ч. Показать: фото 2 / чертеж.


 
 Вернуться на предыдущую страницу
 
 

Данные материалы могут быть использованы только при ссылке на этот сайт.
Вячеслав Максимов © 2007 All rights reserved. E-mail: [email protected]; [email protected]

Если на сайте использовано Ваше фото без подписи, сообщите об этом!

Автоцистерна пожарная лесная АЦ(л) 1,0-40 (ГАЗ-3308)

Автор admin На чтение 1 мин. Опубликовано

Автоцистерна пожарная лесная АЦ(л) 1,0-40 (ГАЗ-3308)Экипаж 5 чел., насос в заднем отсеке

Описание и назначение

Автоцистерна лесная АЦ(л)-1,0-40 на шасси ГАЗ-3308 предназначена для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в небольших городах и населенных пунктах.

АЦ(л)-1,0-40 служит для доставки к месту чрезвычайной ситуации личного состава, огнетушащих средств (вода, пенообразователь), пожарно-технического вооружения и небольшого количества аварийно-спасательного инструмента.

Их используют для подачи воды или воздушно-механической пены из цистерны или от водоисточника (гидрант, река, озеро и т.д.)

Технические характеристики АЦ(л) 1,0-40 (ГАЗ-3308)

Базовое шасси — ГАЗ-3308
Колесная формула — 4х4
Мощность двигателя, кВт (л.с.) — 86,2 (117,2)
Максимальная скорость, км.ч — 95
Вместимость цистерны для воды, куб.м (л) — 1,0 (1000)
Бак для пенообразователя, куб.м (л) (материал — нержавеющая сталь) — 0,1 (100)
Тип пожарного насоса — Мотопомпа Robin Subaru 72 м3/час, напор 23 м
Производительность насоса, л/с — 15
Габаритные размеры, мм — 6400х 2500х2750
Полная масса, кг — 5950
Боевой расчет (включая место водителя) — 5

Фотографии:

ГАЗ-59402 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2018; проверки требует 1 правка.
ГАЗ-59402 «Пурга»
Производитель Россия Россия, Арзамасский машиностроительный завод
Колёсная формула 8 × 8 / 4
Масса 15 000 кг
Вместимость 3—5
Ширина × Высота 2900×2800 мм
Дорожный просвет 400 мм
Колея 2,41 м
Тип двигателя дизельный
Модель двигателя КамАЗ-7403
Мощность двигателя 260 л.с. (191.1 кВт)
Максимальная скорость 80 км/ч
Преодолеваемый подъём 30 °

ГАЗ-59402 «Пурга» — пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу[1], оснащённая установкой комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга». ГАЗ-59402 создан на основе БТР-80, от которого унаследовал герметичный бронированный корпус[2][3]. Основное назначение — ликвидация лесных пожаров в труднодоступных районах[4]. Кроме того, может использоваться при тушении пожаров нефтепродуктов, на предприятиях деревообработки, а также при ликвидации послеаварийных пожаров в речных и аэропортах, объектах железной дороги[5]. Пожарный автомобиль ГАЗ-59402 позволяет осуществлять забор воды из необорудованных пирсами природных водоисточников и может непосредственно участвовать в тушении пожара или использоваться в качестве насосной станции[4][5][6].

Разработан на основе ГАЗ-59401 в 1997—1999 годах[7] по заказу Горьковской железной дороги. Основным отличием ГАЗ-59402 является установка поворотной башни (вместо подъёмной площадки) и пожарного оборудования.

ГАЗ-59402 принимал участие в многочисленных выставках[7], таких как Всероссийский промышленно-экономический Форум (Нижний Новгород, 1999)[8], «Автофорум-2000» (Нижний Новгород, 2000)[9], «Пожарная безопасность XXI века» (Москва, 2003)[1].

По состоянию на 2009 год, в России эксплуатировался один автомобиль ГАЗ-59402[10]. Местом его дислокации с сентября 2009 года является пожарная часть № 47 в посёлке Шойбулак Медведевского района Республики Марий Эл, что обусловлено равноудалённостью железнодорожной станции Йошкар-Ола, одноимённого аэропорта, Марийского нефтеперегонного завода и автомобильной газонаполнительной компрессорной станции[4][6][10]. В 2011 году планировалось закупить дополнительные единицы спецтехники[11].

ГАЗ-59402 имеет герметичный корпус с противоосколочной защитой и может применяться для тушения пожаров повышенной взрывной, радиационной и токсикологической опасности[12]. Герметичный корпус также обеспечивает плавучесть машины и позволяет приблизиться к очагу пожара на расстояние 50 м[2][4][13].

Система комбинированного железнодорожного и пневмоколёсного хода унаследована от ГАЗ-59401. Спереди и сзади установлены подъёмные рамы с железнодорожными катками, фиксируемые с помощью управляемых из кабины гидроцилиндров и системы упоров[7]. В автомобильном режиме движения рамы подняты и практически не уменьшают дорожного просвета. При переходе на железнодорожный ход рамы опускаются, катки упираются в рельсы и приподнимают машину таким образом, что пневмоколёса находятся на расстоянии 8—10 см от верхнего края рельсов. Колёса первой и последней осей находятся в сцеплении с роликами, через планетарный редуктор передающими вращение на железнодорожные катки, при этом направление вращения колёс и катков совпадает. Торможение осуществляется рабочей тормозной системой автомобиля.

Для ГАЗ-59402 Б. Н. Бровкиным и В. Б. Куклиным была разработана башенная установка комбинированного (вода + пожаротушащий реагент) тушения пожаров (УКТП) с четырьмя стволами, расположенными в одну линию[7][14]. Все стволы одновременно перемещаются в вертикальной плоскости при помощи механизма наведения; перемещение в горизонтальной плоскости осуществляется при повороте башни. Между парами стволов в башне размещается окно для оператора установки. Для изготовления башни используются бронированная сталь и бронестёкла, что позволяет производить тушение пожаров на взрывоопасных объектах.

На башне установлена спаренная УКТП «Пурга»[15], разработанная под руководством Г. Н. Куприна на НПО «СОПОТ» (Санкт-Петербург), которая обладает повышенными дальнобойностью и скоростью растекания пены по горящей поверхности[1]. Вода под давлением смешивается с жидким пенообразователем и подаётся на форсунки в стволах, где при расширении образует хлопья пены[7]. УКТП «Пурга» позволяет получать пены различного состава: пена средней кратности создаёт изолирующий слой на поверхности, препятствующий газообмену, а пена низкой кратности вследствие более высокой кинетической энергии обладает повышенной дальностью подачи[16].

Установленное оборудование[2][7][12]:

  • защищённая полноповоротная башня с местом для оператора;
  • спаренные УКТП «Пурга-10.10.20»;
  • пожарный насос ПН-40УВ (по другим данным ПН-40УА[7]) с приводом от трансмиссии машины;
  • бак для пенообразователя;
  • всасывающие рукава для забора воды из внешних источников;
  • герметичный корпус с противоосколочной защитой;
  • фильтровентиляционная установка;
  • термошумоизоляция;
  • независимая торсионная подвеска колёс;
  • система регулирования давления воздуха в шинах;
  • специальные подъёмные катки (спереди и сзади) для движения по железной дороге;
  • лебёдка самовытаскивания.
Характеристики[2][3][4][6][7][13]
Базовое шассиГАЗ-59037
Колёсная формула8 × 8 / 4
Полная масса, т15
Экипаж, чел.3—5
Длина, мм8300
Ширина по корпусу, мм2900
Высота, мм2800
Минимальный дорожный просвет, мм

по корпусу
в зоне подвески ж/д колёс

450
400

Колея, мм

по шоссе
по ж/д пути

2410
1520

ДвигательКамАЗ-7403
Тип двигателядизельный
Мощность двигателя, кВт (л. с.)191 (260)
Максимальная скорость, км/ч

по шоссе
по ж/д пути

80
50

Преодолеваемый подъём30°
Преодолеваемый брод, мплавает
Углы наведения башни с УКТП

по горизонтали
по вертикали

360°
−2°…+45°

Производительность насоса, л/с40
Напор воды, м55
Максимальное расстояние до водоисточника, м50
Объём бака для пенообразователя, л1000
Производительность УКТП

по раствору пенообразователя, л/с
по пене низкой кратности, м³/с
по пене средней кратности, м³/с

40
0,4
2,0

Дальность подачи струй пены, м

низкой кратности
средней кратности

50—55
25—30

Защищаемая площадь, м²1000—1500
  • Владимир Тукмаков. По бездорожью и по железной дороге — оптимальное совмещение возможностей // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2006. — № 4. — С. 35—40. — ISSN 1682-7597.
  1. 1 2 3 Дмитрий Гладкий. Тушить всегда, тушить везде (неопр.) (недоступная ссылка). Автобизнес — Weekly (16 октября 2003). — № 41 (387). Автомобильная экспозиция московской выставки «Пожарная безопасность XXI века». — «Любопытно, что выставляло „ГАЗ-59402“ не НПО „Сопот“ и не непосредственный его производитель — АМЗ, а Управление Горьковской железной дороги.». Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  2. 1 2 3 4 В. Васильев. Огнеборцы XXI века. Новинки противопожарного оборудования (неопр.) (недоступная ссылка). Основные средства (февраль 2006). — № 2 (2006). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  3. 1 2 Андриан Николаев. Колёсные бронетранспортёры (БТР) и специальные машины на их базе (неопр.) (недоступная ссылка). Россия — Номенклатура вооружений. «Военный паритет». Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  4. 1 2 3 4 5 Ольга Кузьмина. Грядет «Пурга» (неопр.) (недоступная ссылка). Газета «Марийская правда» (8 июня 2010). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  5. 1 2 В Марий Эл испытали установку комбинированного тушения пожара «Пурга» (неопр.) (недоступная ссылка). MariAvto.ru (10 июня 2010). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  6. 1 2 3 Сотрудникам главного управления продемонстрировали пожарный БТР (неопр.) (недоступная ссылка). МЧС РФ (2 июня 2010). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Владимир Тукмаков. По бездорожью и по железной дороге — оптимальное совмещение возможностей // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2006. — № 4. — С. 35—40. — ISSN 1682-7597.
  8. В. Мамедов. Россия на рубеже веков (неопр.) (недоступная ссылка). Основные средства (октябрь 1999). — № 10 (1999). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  9. Владимир Семаков. Форум имени потребителя (неопр.) (недоступная ссылка). Газета «Семь вёрст» (июнь 2000). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  10. 1 2 У пожарных Марий Эл появился эксклюзивный автомобиль «Пурга» (неопр.) (недоступная ссылка). ИА «МариМедиа» (23 сентября 2009). — «Таких автомобилей в России пока всего два. Один — на гусеничном ходу — работает в Сибири. Второй колёсный вариант — в нашей республике.». Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  11. ↑ Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 622-р (неопр.). Гарант (3 мая 2011). — О перечне производителей лесопожарной техники и оборудования, у которых государственные заказчики осуществляют в 2011 г. закупку для государственных нужд указанной продукции, производимой на территории РФ, путём размещения заказа у единственного поставщика. — «12. „Открытое акционерное общество Арзамасский машиностроительный завод“: пожарные автомобили специального назначения ГАЗ-5903В „Ветлуга“, ГАЗ-59402». Дата обращения 18 февраля 2012.
  12. 1 2 НПО «СОПОТ»: инновации без границ (неопр.) (недоступная ссылка). Газета «Окно» (23 ноября 2009). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  13. 1 2 Пожарный вездеход «Пурга» на базе бронетранспортёра БТР-80 (ГАЗ 59402) (неопр.) (недоступная ссылка). СИС: «Ландшафтные пожары». Центр НИОКР Сибирского института пожарной безопасности. Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  14. Бровкин Б. Н., Куклин В. Б., Куприн Г. Н., Масягин А. Г., Тукмаков В. В., Тюрин В. И. Патент РФ на изобретение № 2132213 (неопр.) (недоступная ссылка) (27 июня 1999). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  15. ↑ УКТП «Пурга-10.10.20» (неопр.) (недоступная ссылка). НПО «СОПОТ». Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.
  16. ↑ Новая «Пурга» в подарок! (неопр.) (недоступная ссылка). МЧС РФ (7 октября 2009). Дата обращения 21 марта 2012. Архивировано 21 марта 2012 года.

Пожарный автомобиль АЦ-20(51) ПМГ-36 (Брянск): myauu — LiveJournal

Пожарный автомобиль-цистерна установлен в Брянске у здания Противопожарного центра на улице Дуки.
Добраться до него можно на общественном транспорте (остановка «Курган бессмертия», Советский район Брянска).
Памятник находится на огороженной территории пожарной части.
Чтобы подойти к памятнику нужно пройти в проезд между домами с адресом проспект Дуки №59 (с различными литерами) и повернуть налево, пройти 100 метров, обойти ворота и ещё 50 метров прямо.
Состояние памятника — отличное.
Дата съёмки — 17 июня 2015 года.

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Дата установки на табличке 30 апреля 2014 года.
В местной прессе, однако, есть репортаж с фотографиями об открытии этого памятника 26 декабря 2013 года.
Обозначение модели тоже вызывает вопросы.




03. Автомобиль несколько раз сменил постаменты в разных местах Брянска, прежде чем встать на этом месте.
Сначала машина стояла у депо на улице Ульянова в Бежицком районе, потом «переехала» на проспект Станке Димитрова.
Потом была отреставрирована, поставлена на ход и установлена здесь.




04. Пожарные автомобили на базе ГАЗ-51 находились на вооружении в отдельных пожарных частях Брянского гарнизона вплоть до 1985 года.




05. На табличке этот автомобиль подписан, как АЦ-25(51).
Автомобиль Цистерна с пожарным насосом ПН-25А, производительностью 20 литров в секунду, на базе ГАЗ-51.
Это ПМГ-6 — шестая модель пожарной машины на базе ГАЗ, выпускавшаяся с 1949 по 1962 годы на Грабовском заводе (Пензенская область).




06. Но внимательное сравнение архивных снимков показывает, что это более поздняя модель — ПМГ-36 АЦ-20(51).
ПМГ-6 и ПМГ-36 внешне похожи, но форма и расположение боковых люков, штуцеров рукавов, стеклянное «окно» насоса — характерные признаки модели 36.




07. ПМГ-36 выпускалась в 1962-1967 годах на Варшагинском, Грабовском и Кустанайском заводах.
Характеристики:
Боевой расчет — 5 человек.
Запас воды — 1100 литров.
Запас пенообразователя — 50 литров.
Насос — ПН-20, подача — 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм.
Колесная база шасси — 3300 мм.
Габариты автомобиля: 6160х2230х2400 мм.
Угол свеса — 40°/22°
Полная масса — 5.400 т.
Максимальная скорость — 70 км/ч.
Расход топлива на привод насоса — 16,5 л/час.




08. Насос ПН-20 расположен в задней части кузова.
Приводится в действие двигателем автомобиля.
При закрытой крышке люка за работой насоса можно наблюдать в специальное окно (его наличие признак ПМГ-36).




09. Сцепное устройство, единственный фонарь габаритного огоня (он же стоп-сигнал) и всасывающий патрубок насоса.




10. Сверху на кузове установлены кронштейны, на которых находятся пеналы для всасывающих рукавов (жестких четырёхметровых труб).

Запаса воды в цистерне может не хватить для тушения пожара, поэтому её ставят у источника воды (пруд, речка, пожарный резервуар, магистраль водопровода).
Всасывающий рукав опускается в источник одним концом, а вторым присоединяется к насосу.

Насос подаёт под высоким давлением воду в напорные рукава, при помощи которых пожарные и заливают огонь.




11. Одинаковые по размеру и расположенные на одном уровне дверцы боковых люков это признак ПМГ-36.
За этими дверцами находятся напорные рукава и дополнительное оборудование.




12. Штуцер для подключения напорного рукава.
В 30-40-е годы ХХ века в СССР применялись несимметричные винтовые соединения пожарных рукавов.
Затем появились чугунные полугайки Ротта с тремя клыками, расположенными под 120° относительно друг друга.
Им на смену пришли головки Богданова (алюминиевые и латунные) с двумя диаметрально расположенными клыками (захватами).
В настоящее время применение полугаек Ротта запрещено, но в табеле положенности пожарных автоцистерн прописана переходная головка «Богданов — Ротт».

На этой машине трёхзубые полугайки Ротта.




13. Выштамповка «Горьковский автозавод» показывает, что базовое шасси этого автомобиля выпущено после 1955 года.

На крыле стандартная оптика ГАЗ-51.

У передней двери на высокой штанге установлена фара-искатель с ручным приводом.




14. Радиаторы на месте.




15. Двигатель и ходовая в порядке.
Автомобиль был полностью отреставрирован и заехал на постамент своим ходом.




16. В паре с АЦ-20(51) ПМГ-36 установлен броневик БРДМ-2РХБ.




17. Территория пожарной части выглядит закрытой.
Но между левой стойкой ворот и забором полуметровая щель.
Характерно вытоптанная трава показывает, что этот проход пользуется популярностью.


Ссылки:
Wikimapia
Точка на Yandex (у объекта нет фото и его не видно на панорамах)
KMZ-файл

Координаты:
53°15’52.07″С
34°21’29.10″В


Пожарная машина (автомобиль) ПМГ-1, 1932 год: описание и ТТХ

Даже среди любителей истории техники не многие ответят, что оз­начает эта аббревиатура. Я спрашивал и тех, кто, казалось бы, не­пременно должен знать ее, — пожарных. «Тушилы» вспоминали с трудом, да и то не все. А между тем, ПМГ-1 — первая пожарная ма­шина, сделанная на ходовой части грузовика ГАЗ-АА. Ее начали из­готавливать 70 лет назад, сразу на двух заводах: в Москве — на Ми­усском механическом, в Питере — на «Промете». Но прежде чем это случилось, произошло немало примечательных событий…

Выпуск пожарных автомобилей на шасси АМО-Ф-15 начался в марте 1926 г. в Ленинграде. Чуть позже такие же машины стали де­лать на столичном заводе № 6 Автопромторга, называемом чаще Миусским. Потребность страны в грузовиках была огромной, и по­жарными принадлежностями оснащали каждый выделенный для этого АМО. За первый год выпуска сделали 26 «пожарок», в следу­ющем — 90 в 1928 г. — 323, Требовалось больше.

Как же искали выход из «пожарного» тупика?

Пожарный автомобиль ПМГ-1. Россия, 1930-40-е годыПожарный автомобиль ПМГ-1. Россия, 1930-40-е годы

Пожарный автомобиль ПМГ-1. Россия, 1930-40-е годы

История создания автомобиля

В 1929 г. советское правительство утвердило план строитель­ства в Нижнем Новгороде автомобильного завода (НАЗ) с нормой ежегодного выпуска не менее 100 тыс. автомобилей. Помимо этого, планировалась модернизация столичного автозавода АМО с целью расширения производства на нем грузовых машин до 25 тыс. в год. Достижение таких результатов обеспечило бы необ­ходимый выпуск пожарных машин. Специалисты, полагаясь на успешное решение этих проблем, не теряли времени и тщатель­но готовились к грядущему крупносерийному производству по­жарной автотехники.

Работа шла по двум основным направлениям. Первое можно на­звать интеллектуальным штурмом проблемы пожарного машино­строения, а второе — отработкой конструкций наиболее важных агрегатов для пожарных машин. Начиная с 1925 г., проводились со­вещания специалистов по пожаротушению. На них завязывались дискуссии о том, как обеспечить потребности страны в пожарных автомобилях Чаще всего рассматривали следующие три способа решения проблемы: закупать машины за границей, изготавливать их на отечественных шасси, переоборудовать под «пожарки» изно­шенные грузовики, непригодные к дальнейшему использованию по прямому назначению.

Выделение валютных средств на импорт пожарных машин неук­лонно сокращалось и в 1927 г. прекратилось вовсе. Ожидать пер­вых авто от еще не построенного НАЗа представлялось непрости­тельным бездействием. Поэтому решили восстанавливать отрабо­тавшие ресурс грузовики и оснащать их пожарным оборудовани­ем. Такие машины выпускали с 1924 г. Ленинградский гидромеха­нический завод и столичный Миусский. На нем же упорно труди­лись над созданием самого важного для пожаротушения агрега­та — водяного насоса.

Выбор у конструкторов был небогатым: коловратный, называе­мый в наши дни шестеренчатым, и центробежный. В первом — вращается плотно притертая пара сцепленных шестерен. Такой на­сос не требовал какой-либо подготовки к запуску и мог качать воду с глубины до 7 м. Им оснащали пожарные машины на шасси АМО-Ф-15. Но «коловратке» противопоказана грязь, а в реальной рос­сийской действительности на пожарах часто приходилось качать неочищенную воду из водоемов, что снижало эффективность ра­боты пожарных АМО и к концу 20-х гг. поставило под сомнение при­годность таких машин к работе в сельской местности и даже в го­роде при отсутствии водопровода около очага возгорания. Альтер­нативой коловратного стал центробежный насос. У него был един­ственный недостаток — для запуска требовалось залить в него порцию воды Опытные образцы «центробежек» сделали еще в 1925 г. Пожарным больше подходил двухкамерный насос (однока­мерный оказался малоэффективным, а трехкамерный — слишком сложным). Испытания новинки дали обнадеживающие результаты. Так, двухкамерный насос обеспечивал предельную глубину забора воды 8 м, дальность струи — 50 м, высоту — 40 м, а производитель­ность —1200 л/мин. Специалистов эти показатели устраивали.

В чем же они видели преимущества новинки? Центробежный на­сос воспринимал загрязненную воду с песком и даже мелкими предметами; работал последовательно с другим насосом, прибав­ляя к входному напору выработанный в нем. Новыми насосами предполагалось оснащать пожарные машины, изготавливаемые на шасси Я-7, АМО-4, «Форд-АА». Последнее особенно импонирова­ло специалистам. Дело в том, что основным поставщиком грузови­ков (около 80%) должен был стать НАЗ, на котором освоили произ­водство американских машин «Форд-АА» под маркой ГАЗ-АА. А значит, отработка конструкции пожарной машины на основе «Форда», по сути дела, подготавливала безболезненный переход на отечественную базовую модель. И вот в конце 1932 г. этот завет­ный момент наступил. Первую полностью отечественную пожар­ную машину на шасси ГАЗ-АА выпустили под маркой ПМГ-1. Рас­смотрим ее устройство.

С Московского автосборочного завода имени Коммунистиче­ского интернационала (ныне АЗЛК) на Миусский механический завод шасси ГАЗ-АА, то есть грузовик без кузова, пригоняли сво­им ходом. Первым делом из него извлекали карданный вал и си­дение водителя. Сзади коробки передач устанавливали разда­точную, а в задке машины — центробежный насос Д-20. Нижний выходной хвостовик раздаточной коробки соединяли карданным валом с главной передачей, а верхний — с насосом. На шасси ус­танавливали деревянную надстройку с боковыми сидениями для пожарной команды. В ней располагали бак с водой для оказания первой помощи на пожаре. По бокам к спинкам сидений крепили катушки с выкидными рукавами. Сверху надстройки закрепляли трехколенную выдвижную лестницу, забирные рукава, запасное колесо и резиновые стволы, внутри надстройки — стендер и фо­нарь «летучая мышь», а в ее ящиках — различные противопожар­ные принадлежности (разветвитель-тройник, забирные сетки и прочее) и шанцевый инструмент. На передних крыльях закреплялись пеногенератор, разветвитель-двойник и два огнетушителя, а к задку автомобиля приделывались поворотные кронштейны, на которых подвешивали большую катушку с выкидными рукавами. Для управления машиной при подаче воды на пожаре помещали внутри надстройки соответствующие тяги, а в задней ее части ус­танавливали ручки управления.

Устройство пожарного автомобиля ПМГ-1

Устройство пожарной машины ПМГ-1Устройство пожарной машины ПМГ-1

Устройство пожарной машины ПМГ-1

Технические характеристики

Пожарного автомобиля ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (в скобках — шасси ГАЗ-ММ)

Длина5840 мм
Ширина2020 мм
Высота2460 мм
Колея передних колес1405 мм
Колея задних колес1420 мм
Дорожный просвет под задним мостом200 мм
Дорожный просвет под передним мостом310 мм
Радиус поворота7,5 м
Масса в боевой готовности3800 кг
Максимальное давление насоса12 кг/см2
Глубина забора воды8 м
Производительность насоса1400 л/мин
Рукава на двух боковых катушкахпо 80 м
Рукав на задней катушке160 м
Емкость бензобака40 л
Расход топлива на шоссе17 л / 100 км
Емкость бака первой помощи146 л
Экипаж8 чел (2 в кабине и 6 в кузове)
Максимальная скорость с полной загрузкой60 (70) км/ч
Двигателькарбюраторный, 4-х тактный, 4-х цилиндровый
Мощность двигателя40 (50) л.с.
Частота вращения коленвала2200 (2800) об/мин
Степень сжатия4,2
Рабочий объем3280 см3
Диаметр цилиндра / ход поршня98,4 / 107,9 мм

Прибыв к очагу возгорания, команда из 8 человек первым де­лом отсоединяла заднюю катушку, закрывавшую доступ к прибо­рам управления насосом, Если на месте не оказывалось воды, то, как только прокладывали выкидные рукава, водитель включал по­дачу ее из бака первой помощи, а при необходимости в огонь по­давалась пена от подключаемого к системе подачи воды пеноге- нератора.

Если же источник воды имелся, то входной штуцер насоса со­единяли с гидрантом забирным рукавом, либо последний с наде­той на его окончание сеткой опускали в водоем и запускали насос с включенным вакуум-аппаратом который отключали, убедив­шись, что вода поступает в брандспойты. В дальнейшем водитель следил за работой насоса, ствольщики подавали воду в огонь, а ос­тальные, в зависимости от ситуации, помогали им, пользуясь лест­ницами и пожарными инструментами (в конкретных случаях все могло выглядеть гораздо сложнее).

Воспоминания водителей

Машина ПМГ-1 сразу понравилась пожарным за быстроту дви­жения и мягкость хода, за достаточно высокую оснащенность не­обходимыми принадлежностями, простоту их укладки. Команда быстро прибывала к огню и сходу вступала в борьбу с ним. Случалось, обходились первой помощью, но чаще тушение пожара тре­бовало больших усилий и мужества.

Вот что вспоминал о ПМГ-1 водитель-ветеран И. М. Харитонов:

«Всю жизнь я «шоферил» и во время войны оказался за рулем по­жарного автомобиля АМО-Ф-15. Осенью 1941 г. моя машина сло­малась, и меня временно пересадили на ПМГ-1. Я сразу же почув­ствовал разницу в лучшую сторону. Однажды по тревоге мне при­казали срочно ехать на Старую площадь, где бомба угодила в зда­ние МК партии и возник пожар. С пожарной командой я мчался со скоростью под 70 км/ч, и регулировщики, услышав звон колокола, сразу же давали «отмашку» Подлетел к Политехническому музею и ахнул: половину оконных рам вышибло взрывной волной. Я поста­вил машину в указанное мне место, за пару минут мы подключи­лись к гидранту и дали две струи в полыхавшее здание. Моя маши­на работала как часы, а рядом АМО забарахлила и с ЗИСом что-то случилось. Всю ночь мы тушили пожар, перемещаясь в разные ме­ста, и лишь под утро нас сменили. Руководивший тушением пожал мне руку и похвалил. Обратно мы ехали уже не спеша, ведь устали. Я боялся, как бы кто-то, заснувши на ходу, не упал с машины».

Прошли годы, большую часть ПМГ-1 давно списали в утиль, но кое-где они еще встречаются. Так, в пожарной части № 29 Подмо­сковного города Балашихи бережно сохраняют целый ангар старин­ных отечественных пожарных машин. Старейшая из них — ПМГ-1. Ее восстановили и поставили на ход механики части. Вот что сказал мне старший водитель Н.П. Саблин: «ПМГ-1 — это наша самая лю­бимая машина. Мы бережем ее и изредка показываем на выставках ретроавтотехники». Я же, разделяя гордость его, посетую: в автомо­бильных музеях страны такой машины пока нет. Будет ли?

Техника молодежи, № 4/2002

Фотографии