5 приемов экстремального вождения, которые нужно запомнить раз и навсегда
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Главное правило при попадании в занос — не тормози! И нет, мы не про неопытность водителя, а про то, что резко заблокированные колеса полностью лишают водителя возможности управлять машиной. Есть всего 2 способа справиться с заносом, и для каждого вида привода они свои.
Откуда ждать опасность
- Больше всего накатанного льда там, где чаще всего тормозят — перед поворотами, пешеходными переходами, подъездами к автобусным остановкам. Особое внимание уделяйте мостам, тоннелям, въездам и съездам с эстакад. Двигаться там лучше всего с постоянной скоростью, а притормаживать заранее.
- Зимой дистанция с идущим впереди автомобилем должна быть раза в 2 больше, чем летом. Но и слишком отставать не стоит, иначе кто-нибудь обязательно решит вклиниться, а это риск сразу для 3-х участников движения.
- Не смотрите только на машину перед вами. Старайтесь держать ее в поле зрения, но смотреть дальше — на 4–5 машин впереди. Так вы увидите опасные участки дороги еще до того, как на них попадет автомобиль, за которым вы едете.
- Зимой стоит отказаться от привычки одновременно с педалью тормоза жать педаль сцепления. В этом случае машина останавливается лишь за счет тормозных колодок, которые могут заблокировать колеса, и тогда машина уйдет в занос.
Владельцам машин с АБС. Антиблокировочная система тормозов (АВS) — крайне полезная функция большинства иномарок, которая нейтрализует резко выжатую в пол педаль тормоза на заледенелой трассе. Вместо резкого торможения система вызывает вибрацию педали, при этом вы можете поворачивать руль, входя в поворот или возвращая машину на нужное место.
Владельцам машин без AБС. Инструктора по экстремальному вождению лучшим способом торможения в зимних условиях считают комбинированный: одновременно с работой педали тормоза останавливать автомобиль двигателем (включать пониженную передачу). Тормозить следует импульсно — чередовать серию коротких нажатий на педаль тормоза с полной разблокировкой колес.
3 вида заноса
- Скольжение: передняя ось устойчива, задняя скользит, машина поворачивает на больший угол, чем ожидалось.
- Снос: задние колеса стабильны, а передние скользят, при повороте машина совершает движение по прямой.
- Полная дестабилизация: скользят все 4 колеса, направление движения не предугадать.
что это, как проходит обучение
Всем привет! Думаю, многие из вас слышали про курсы экстремального вождения, но в подробности мало кто вдавался. А ведь действительно, что это такое, какие преимущества дает, сколько стоят и есть ли вообще у обычного автомобилиста посещать подобные занятия.
Это далеко не полный перечень вопросов, с которыми я сталкивался. Сам планирую в скором времени заниматься на курсы контраварийного управления транспортным средством. Не путайте с экстремальным. Это будет следующий этап. Не могу сказать, что цена доступная для всех, но мне понравится центр обучения. Также узнал, кто мой инструктор. Это бывший профессиональный автогонщик. Зовут Евгений.
Материал хочу построить по достаточно простому принципу. Задается вопрос, и на него дается ответ. Если какие-то вопросы я упущу, либо они будут не до конца понятными, просто оставляйте отзывы и пишите нам в комментариях.
Что это такое
Экстремальным вождением называют тип вождения или управления транспортным средством в экстремальных условиях. Именно в определении часто кроется одна распространенная проблема.
Часто люди путают, а точнее отождествляют понятия контраварийного и экстремального вождения. Это совершенно разные вещи. Контраварийные ситуации случаются повсеместно и регулярно на наших дорогах. Фактически речь идет о случаях, когда водителю необходимо уметь быстро отреагировать на неадекватных пешеходов и водителей. В случае с экстремальным вождением (ЭВ) речь идет о более серьезных и опасных ситуациях. Примеры экстрим-вождения можно увидеть в погонях, профессиональных гонках, работе каскадеров и пр.
В России существует далеко не одна школа, которая специализируется на контраварийном и экстремальном вождении.
Обязательно уточните, о каких именно занятиях идет речь. Просто даже не все автошколы понимают разницу между этими понятиями. А это во многом говорит о том, чему вас там смогут обучить.
Ярким примером действительно профессионального обучения ЭВ можно по праву считать автополигон ФСО в Москве.
Помимо него, во многих городах вы сможете найти такие автошколы:
- Москва;
- Минск;
- Киев;
- Волгоград;
- Спб;
- Тюмень;
- Воронеж;
- Екатеринбург;
- Уфа;
- Краснодар и пр.
Уверен, что отыскать курсы для новичков и более опытных водителей проблем не составит. Нужно лишь решить, так ли вам необходимы эти курсы, и чему вы сможете на них научиться.
Может ли обычный водитель освоить ЭВ
Еще как может. Тут даже не сомневайтесь. Да, во многом это зависит от вашего желания и стремления. Плюс далеко не последнюю роль играет сам инструктор.
Сначала вы получите базовые навыки. На это уйдет минимум несколько уроков. Заниматься экстремальным вождением сложно и рискованно. Обучаться можно в течение всей жизни, и с каждым годом лишь совершенствовать полученные навыки. Но вне зависимости от вашего нынешнего уровня, пусть вы только недавно закончили обычные курсы и получили права, освоить ЭВ вы точно сможете. Нужно лишь время, желание и стремление совершенствоваться.
Так что решать вам. Хотя еще советую изучить ответы на другие важные вопросы.
Кому это нужно
Действительно актуальный и значимый вопрос, на который я постараюсь ответить. Вообще могу сказать, что всем, кто проявляет любопытство или остро нуждается в получении соответствующих навыков.
К числу нуждающихся можно отнести сотрудников различных охранных ведомств, правоохранительных органов, телохранителей, тех, кто хочет стать профессиональным каскадером. Что же касается любопытных, то это может быть любой мужчина, парень или девушка. Курса не делят обычно на уроки для женщин и мужчин. Все в равных условиях и обучаются по единой правильной профессиональной программе. Большинство автошкол заточены под работу именно с любопытными.
Именно на таких экстрим-курсах можно узнать, как делается полицейский разворот, как правильно дрифтовать, уходить в контролируемый занос, моментально срываться с места.
Фактически такие курсы могут стать отправной точкой для будущих гонщиков и спортсмены. Многие из инструкторов в автошколах сами являются бывшими и действующими участниками различных соревнований.
Кто и на чем обучает
Это вопрос сугубо индивидуальный и зависит от конкретной автошколы. Но в подавляющем большинстве случаев инструкторами выступают профессиональные автогонщики.
В качестве автомобилей используются разные транспортные средства. Но речь не идет об обычных серийных гражданских машинах. Не могу утверждать, с чем именно придется столкнуться вам. В моем городе на курсах именно экстремального, а не контраварийного, вождения доступны тюнингованные и заточенные под дрифт автомобили Мерседес, BMW и Тойота. Сами же уроки проводятся в рамках специальных полигонов. Опять же, у каждой автошколы свой полигон, потому делать выводы можно лишь после знакомства со школой в вашем конкретном городе.
Планируя посетить курсы для новичков, либо подарить своему другу сертификат на обучение ЭВ, советую предварительно узнать о том, кто инструктор и на каких машинах проводятся занятия.
Где могут пригодиться такие навыки
Как и контраварийное вождение, экстремальное помогает в опасных ситуациях, которые могут завершиться аварией и столкновением. Но если вы хотите научиться избегать ДТП, идите на курсы контраварийного управления.
Что же касается экстремального, то здесь ни одна из автошкол не преследует цель научить вас применять навыки в городе и в обычной жизни. Все автогонщики, если вы заметили, крайне спокойные, толерантные, порой чрезмерно флегматичные. Они никогда не уйдут в занос или дрифт в городе. Все они четко соблюдают ПДД и учат этому своих клиентов. В автошколах по ЭВ не воспитывают экстремалов и неадекватов. Такие навыки пригодятся в рамках соревнований, на работе в некоторых службах. А вообще это вопрос личного удовольствия.
Существует ряд трасс и треков, куда съезжаются поклонники драга, дрифта и пр. На специально организованных площадках проводятся соревнования. В повседневной жизни такие люди обычно строго придерживаются ПДД. Учиться ЭВ ради того, чтобы показать освоенные навыки на улицах города, вам точно не стоит.
Как попасть на такие курсы
Здесь ничего сложного нет. Достаточно найти автошколу в своем городе, запросить информацию о расписании и группах, подать заявку и дождаться, когда наступит ваша очередь.
Люди без прав и базовых навыков управления машиной на такие курсы попасть не смогут.
Ряд автошкол предлагают удобную и интересную услугу, где уроки обычного вождения сочетают с контраварийным и экстремальным.
Инструктор сам определит, готовы ли вы к его урокам. Для этого проводятся тестовые заезды, специалист дает оценку вашим навыкам, способностям и текущему уровню подготовки.
Оказавшись за рулем автомобиля, вы должны понимать и осознавать ту степень ответственности, которую вы на себя берете. Не вижу в уроках экстремального вождения ничего плохого, если вы преследуете благую цель, хотите проверить себя, ощутить новые эмоции. Но ни в коем случае не показывайте свои навыки в городе. Для этого есть специальные трассы, треки и полигоны.
Из своего опыта могу сказать, что лучше начать с хорошей автошколы, где вы получаете базовые знания. Затем стоит пройти курсы по контраварийному вождению. Это действительно полезные и необходимые навыки, в чем я не так давно убедился лично. Думая, что мой опыт позволит решить любую ситуацию на дороге, я ошибся.
Всем удачи на дорогах! Не нарушайте ПДД и будьте аккуратными!
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!
Экстремальное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?
Экстремальное вождение – модное сегодня сочетание слов, и соответствующие курсы вождения пользуются большой популярностью. Но наш опыт обучения водителей показывает, что не всем водителям нужно именно экстремальное вождение и что у людей произошла подмена понятий. Часто бывает, человек хочет научиться контраварийным приемам вождения в экстремальных ситуациях и называет это экстремальным вождением, что не совсем так. А бывает, водители интересуются именно экстремальным вождением, в прямом смысле, но в процессе обсуждения учебной программы выясняется, что нужно-то как раз не это. Так что я решил mettre les points sur les i (расставить точки над «i»), написать о разных видах курсов и водительских навыков и объяснить разницу между курсами экстремального вождения, контраварийной подготовкой, курсами безопасного вождения и безаварийным вождением.
Курсы экстремального вождения
В чем суть?
Популярная тема как среди водителей, так и среди моих коллег, обучающих опытных водителей. Что это такое? Я бы это назвал «квази-спорт». Это курсы, где водители учатся приемам гонщиков-раллистов или близким к ним. Их объединяет следующее:
- приемы вождения автогонщиков в ралли
- вождение с отключенными электронными системами безопасности
- регулярное использование ручного тормоза в движении
- нетрадиционные способы вождения и трюки:
— управляемый занос
— змейка
— полицейский разворот
— разворот «с ручником»
— разворот и повороты с помощью ритмического заноса
Отсутствие практической пользы
Конечно, это интересные курсы, дают адреналин, драйв, открывают новые возможности автомобиля и водителя. Но главный подводный камень этих курсов в том, что изученные приемы экстремального вождения неприменимы на дорогах общего пользования.
Ну, представьте, вы едете по Садовому кольцу, из офиса домой или везете ребенка в школу. Вы будете отключать систему стабилизации? Очень сомневаюсь. Вам надо развернуться – вы будете дергать «ручник»? Вам надо повернуть на светофоре направо – вы пройдете поворот в управляемом заносе? А главное, как вам все это поможет при возникновении аварийной ситуации? Скажем, на дорогу выбежал пешеход – вы будете делать полицейский разворот? Или вы тут же отключите на вашей BMW систему стабилизации и добавите газу, чтобы объехать человека в заносе? Если хотя бы на один вопрос вы ответили утвердительно, напишите мне об этом на e-mail, мне бы очень хотелось посмотреть на это вживую :)))
Повышение аварийности
То есть водитель прошел курсы экстремального вождения, научился супер-приемам управления автомобилем, но по факту остался безоружным перед реальными критическими ситуациями на дороге. Выходит, курсы экстремального вождения не имеют практической применимости и ценности. Но водитель же чему-то научился! Он же лучше почувствовал машину! Он же поднялся на новую ступень водительского мастерства! Да, но вопрос: к чему же это приводит? А приводит это к повышению самооценки водителя, появлению самоуверенности и изменению манеры вождения в сторону большего риска и увеличению числа аварийных ситуаций. Что, кстати, уже давно подтверждено специальными исследованиями в Европе.
Итак сделаем промежуточные выводы. Курсы экстремального вождения повышают уровень водительского мастерства, но не имеют практического применения на дорогах общего пользования и часто приводят к повышению самооценки водителя и уровню его аварийности.
Зачем нужны курсы экстремального вождения?
Нужны ли такие курсы вообще? Да, нужны — почему бы и нет? — людям нравится! Все эти нетрадиционные приемы вождения интересны и реально повышают чувство машины и уровень водительского мастерства. В нашей школе есть такие курсы: «Искусство дрифта» (для заднего и полного приводов) и «Секреты управляемого заноса» (для переднего привода). Есть еще курс «Вождение по гоночной трассе«, где отрабатывается гоночная техника пилотирования и движение автомобиля на пределе сцепления шин с дорогой. Чем не экстремальное вождение? Только, по нашему мнению, подготовка водителей должна не начинаться с этих курсов, а заканчиваться ими. И уж точно эти программы не должны быть единственными в цикле обучения. А что же еще должно быть в программе? Читайте дальше!
Контраварийная подготовка
В чем суть?
Прежде чем переходить к курсам экстремального вождения или к так называемым курсам высшего водительского мастерства, нужно получить базу и пройти курсы контраварийной подготовки. На которых как раз можно научиться приемам предотвращения критических ситуаций и выхода из них, если вы все ж таки в них попали. То есть контраварийное вождение – управление автомобилем в критических ситуациях, часто встречающихся на дорогах общего пользования.
Особенности этих курсов в том, что… в общем, прочитайте еще раз особенности курсов экстремального вождения – там все с точностью до наоборот 🙂 А именно туда входит:
- экстренное торможение перед внезапно возникшим препятствием
- экстренный объезд препятствия – «переставка», «лосиный тест»
- приемы предотвращения скольжения автомобиля: заноса, сноса, вращения
- как вписаться в поворот в случае превышения скорости?
- постановка правильных навыков управления при включенных электронных системах безопасности: ABS, ESP и т.д.
- отсутствие нетрадиционных и неприменимых в жизни приемов:
— отключения электронных систем
— использования ручного тормоза
— вождения в управляемом заносе
— полицейского разворота
— разворота на 180 и 360 градусов с помощью ручного тормоза или ритмического заноса
Практическая польза
Как видите, содержание правильной контраварийной подготовки максимально привязано к реальному городскому вождению. Соответственно, все контраварийные приемы применимы на дорогах общего пользования, а сами курсы контраварийной подготовки дают водителям ощутимые выгоды и повышают безопасность вождения.
Что касается самооценки водителей после прохождения контраварийной подготовки, то по нашему опыту, она не повышается и становится более адекватной. Водители глубже понимают степень опасности автомобиля и необходимость высочайшего уровня водительского мастерства для полного контроля машины и дорожной ситуации. В итоге они начинают ездить спокойнее, медленнее, осторожнее и не злоупотребляют своими возможностями.
Отделяйте мух от котлет
Почему я употребил выражение «правильная контраварийная подготовка»? Потому что бывает и не совсем правильная. Часто мои уважаемые коллеги из других школ выдают за контраварийную подготовку курсы экстремального вождения. Не хочу никого критиковать и склонять вас к обучению в нашей школе, скажу только, что вы можете сами определить, какие именно курсы вам предлагают. Еще раз прочитайте особенности курсов экстремального вождения и контраварийной подготовки и узнайте, что именно входит в программу того курса, который вы планируете пройти. Есть там полицейский разворот? Отключаются ли системы стабилизации? Дергают ли водители «ручник» на занятиях? Если хотя бы один ответ «да», значит это попахивает экстремальщиной. А если все ответы положительные, то это точно не контраварийная подготовка, а курсы экстремального вождения, что бы вам ни говорили менеджеры по продажам или инструкторы этих школ.
И тут уже только вам решать, надо ли идти на этот курс и что вы вообще хотите получить от обучения. Если вы хотите научиться делать полицейский разворот, идите и учитесь, пусть эти курсы и преподносятся вам как контраварийные. Но если стоит задача повысить свой уровень безопасности вождения и быть вооруженным перед реальными дорожными ситуациями, то вам точно не туда.
А вообще, скажу, что в Европе на курсах контраварийной подготовки уже давно никто не дергает «ручник» и не занимается всеми остальными экстремальными мульками. Там люди не развлекаются, а повышают безопасность дорожного движения. И если кому-то нужно освоить раллийные приемы вождения, то для этого есть специальные курсы, но к дорожной езде это никакого отношения не имеет.
Помните, что при прохождении любых подобных курсов на собственной машине на автодроме не действует ни страховой полис ОСАГО, ни полис ДСАГО, ни полис КАСКО. Поэтому все риски возможного ДТП ложатся на вас, так что будьте особенно осторожны и внимательны! Либо проходите курсы на машине школы.
Что в итоге?
Курсы экстремального вождения дадут вам навыки нетрадиционного управления автомобилем, использующиеся в ралли. Приемы не имеют применения на дорогах общего пользования, часто повышают самооценку водителей, что приводит к повышению аварийности.
Контраварийная подготовка даст вам навыки предотвращения аварийных ситуаций, которые могут произойти на дороге общего пользования в реальном дорожном движении. Кроме того, в результате водители глубже осознают степень опасности вождения автомобиля и становятся более адекватны в самооценке и более ответственны и осторожны за рулем.
В следующей статье я напишу о безопасном вождении и безаварийном вождении.
Продолжение следует…
Курсы экстремального и контраварийного вождения в Москве
Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Сбор и использование персональной информации
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.
От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.
Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Какую персональную информацию мы собираем:
- Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Как мы используем вашу персональную информацию:
- Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
- Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
- Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
- Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Раскрытие информации третьим лицам
Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.
Исключения:
- В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
- В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Защита персональной информации
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании
Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.
Школа экстремального вождения
Какова же причина этой популярности, почему водители идут на курсы экстремального вождения?
Желание погонять, получить дозу адреналина, или же стремление увереннее чувствовать себя на дороге, не попадать в аварии?
Примерно 3\4 учеников приходят к нам, чтобы понимать физику поведения автомобиля: что может случиться с ним в той или иной критической ситуации, чтобы в дальнейшем, понимая это, ездить более безопасно и не доводить свой автомобиль до пределов устойчивости и управляемости.
Еще одна треть приходит для того, чтобы ездить также быстро, как и раньше, но при этом более надежно и, опять-таки, безопасно.
Значит, основа обучения – это безопасность.
Как можно определить понятие «экстремальное вождение»?
Экстремальное вождение — это ситуация, которая побуждает водителя к экстремальным действиям, иначе говоря, это теряющий устойчивость и управляемость автомобиль, и действия водителя по стабилизации этого автомобиля.
Что же такое — «экстремальное вождение на асфальте» или «экстремальное вождение на льду»?
Это специальные программы, разработанные в нашем Центре, представляющие выстроенную методику из приемов активной безопасности по управлению автомобилем в критических ситуациях. Водители, пришедшие на наши курсы экстремального вождения, хотят безопасно управлять автомобилем и зимой, и летом, понимать, что с ним происходит в той или иной ситуации.
КУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВОЖДЕНИЯ НА АСФАЛЬТЕ
– это управление автомобилем в критических ситуациях в скоростном режиме на держащем покрытии.
КУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВОЖДЕНИЯ НА ЛЬДУ
нужно разделить на несколько составляющих:
- управление автомобилем при заносах, сносах, скольжении и частичной потере устойчивости автомобиля
- управление автомобилем при полной потере устойчивости и управляемости: вращение на 360 и 720 градусов, управляемый занос
На курсы экстремального вождения в подарок для своих друзей и родственников вы можете приобрести сертификат.
Андрей ГЕРАСЕНКОВ:
мастер спорта международного класса,
кандидат педагогических наук,
руководитель СПб Центра Высшего Водительского Мастерства
- Основная цель и задача наших курсов — научить водителя НЕ ПОПАДАТЬ в критические ситуации, ну а если уж попал, то научиться выходить из них с наименьшими потерями. Но, к сожалению, учиться часто приходят после того, как либо попали в аварию, либо чудом избежали ее.
- После прохождения курса водитель должен четко представлять себе, когда, как и почему наступает предел устойчивости и управляемости автомобиля (и на асфальте, и на льду). А также водитель должен четко понимать, к чему могут привести его неграмотные действия даже при небольшом превышении скорости в самой простой критической ситуации.
Контраварийная подготовка водителей и экстремальное вождение
Контраварийная подготовка водителей – важная часть управления автомобилем. Умение предотвращать опасные ситуации и минимизировать аварийные последствия является необходимым навыком для всех автомобилистов. Для тех, кто хочет не просто ездить на машине, а делать это «с ветерком», эти умения являются ключевыми.
Что такое контраварийное вождение?
Контраварийная подготовка водителей направлена на:
- обучение правильному поведению водителя на дороге для предотвращения возникновения аварийных, экстремальных ситуаций;
- формирование навыков правильных действий, если аварийная или экстремальная ситуация возникла, или имеется высокий риск ее возникновения.
Обучение контраварийному вождению включает в себя отработку следующих навыков:
- посадка водителя;
- алгоритм внезапного торможения;
- эффективное внезапное торможение;
- руление при прогнозировании аварийной ситуации;
- повышение управляемости в повороте;
- движение задним ходом;
- парковка задним ходом.
Обучение перечисленным навыкам входит в курс всех школ контраварийного или экстремального вождения.
Элементы контраварийной подготовки водителей
Любое обучение контраварийному вождению начинается с правильной посадки водителя. Хорошо, когда водитель чувствует себя за рулем удобно и комфортно. Однако посадка водителя – это, в первую очередь, его безопасность и только во вторую – комфорт.Экстренные ситуации требуют быстрой реакции, которая возможна, только если поза человека за рулем правильная.
Посадка водителя предполагает выполнение следующих правил:
- при прямолинейном движении авто руки должны находиться в верхнем секторе руля – позиция 10-2 или 9-3;
- отучайте себя от привычки опираться локтем руки на дверцу;
- избегайте руления одной рукой;
- держите спину ровно, не сутультесь за рулем;
- максимально выпрямляйте руки в локтях;
- максимально прижимайтесь спиной к креслу.
Следование этим правилам позволит быстро и эффективно реагировать при наступлении аварийной ситуации.
Алгоритм внезапного торможения
Торможение необходимо начинать с опережением. Это позволит лучше контролировать ситуацию, а также иметь дополнительное время для совершения необходимых внезпаных маневров.
Подсчитано, что в результате опережающего переноса ноги с педали гази на педаль тормоза экономится 0,2 с, что позволяет сократить тормозной путь на дистанцию до 5 м. Не секрет, что при аварийной ситуации именно 2-3 м являются критичными, которых всегда не хватает.
Чтобы иметь эти 0,2 с в своем распоряжении, следуйте следующей схеме действий:
- Отпустить педаль газа.
- Перенести ногу на педаль тормоза; не нажимать на педаль.
- Начать прилагать минимальное усилие на тормозную педаль.
- В случае если дорожная ситуация грозит развиться по опасному сценарию, начать полноценное торможение.
- При возникновении аварийной ситуации начать экстренное ступенчатое торможение.
- Если безопасная остановка невозможна, выжать газ и произвести экстренный маневр.
- Стабилизировать транспортное средство рулением.
Эффективное внезапное торможение
Наиболее эффективным способом внезапного торможения при прямолинейном движении транспортного средства является прерывистое (импульсное) торможение. Оно всегда безопаснее беспрерывного.
Хотя оно немного проигрывает второму во времени, прерывистое торможение позволяет лучше контролировать движение и в случае необходимости предпринимать дополнительные маневры.
Импульсное торможение – оптимальный способ при нестабильном коэффициенте сцепления колес с дорогой:
- при неровном полотне;
- на льдово-снежных участках;
- в других ситуациях, когда машина уходит в неконтролируемый занос.
Прерывистое торможение – это чередование энергичного, но ограниченного во времени, торможения и периодов растормаживания колес.
Основные правила прерывистого торможения:
- избегайте многоимпульсного торможения;
- не используйте ритмичные тормозные импульсы;
- используйте схему с повторяющимся циклом «тормозной импульс – растормаживание»;
- избегайте длительного тормозного усилия;
- при блокировке передних колес, растормаживайтесь;
- корректируйте направление движения в период растормаживания;
- тормозные импульсы должны приходиться на участки ровной поверхности дороги, на которых сцепление колес с поверхностью максимально;
- каждый последующий тормозной импульс должен быть интенсивнее, чем предыдущий, как по силе, так и по длительности.
При возрастающей вероятности потери устойчивости автомобиля никогда нельзя выжимать тормоз, а следует использовать только прерывистое торможение.
Руление при прогнозировании аварийной ситуации
Положение рук при вождении машины принципиально важно для предотвращения перехода ситуации из критической в аварийную.
- Крутой поворот
Перед крутым поворотом руки перемещаются из положения 10-2 в 12-4 или 8-12 в зависимости от направления поворота.
- Скоростное руление обеими руками
Скоростное руление осуществляется быстрым поворотом руля с перекрестным захватом руками. Например, в правую сторону:
- Резко поворачиваем руль вправо до положения 12-4;
- Продолжаем вращение рулевого колеса, пока левая рука не окажется в положении 4, правая рука захватывает руль перекрестным захватом в положение 12;
- Продолжаем вращение руля, пока правая рука не окажется в положении 4, левая рука переносится в положение 12.
Описанная схема руления на боковом секторе руля с попеременными перекрестными захватами левой или правой руками является наиболее быстрым и надежным способом руления, применяемым при любых экстремальных маневрах.
При выходе из режима скоростного поворота не следует отпускать рулевое колесо и позволять ему самостоятельно раскручиваться в обратную сторону. При использовании этой тактики мы всегда рискуем уйти в занос, а также потерять контроль над движением транспортного средства.
В результате водитель не будет иметь возможность предпринять экстренный маневр в конечной фазе выхода из поворота.
Напротив: требуется сохранять плотный контакт рук с рулем, продолжая выравнивание машины.
- Движение задним ходом
Водитель переносит левую руку в положение 12, разворачивает корпус вправо, благодаря чему приобретает лучший визуальный обзор, в том числе, того, что происходит сзади автомобиля.
- Разворот на 180° при движении вперед
Левая рука находится в положении 12. Правая рука на рычаге ручного тормоза.
- Разворот на 180° при движении назад
Одна из рук уходит в положение 6. Глубокий захват с высоко поднятым локтем. Готовность к круговому вращению руля без перехватывания.
- Противодействие критическому заносу
Скоростное руление обеими руками. Первый оборот делается резко одной рукой, экономя время на перехвате.
- Стабилизация автомобиля при вращении
Левая рука – в положении 12. Правая – на ручном тормозе. Провоцирует скольжение задней оси с компенсацией в сторону, противоположной вращению. Для этого левая рука с рулем уходит в положение 6 с готовностью к круговому вращению руля без перехватывания.
Повышение управляемости в повороте
Для того чтобы пройти поворот безопасно и не снижая скорость, требуется загрузить переднее наружное колесо при помощи легкого подтормаживания. При этом полностью закрывать газ не следует.
Напомним, что в дуговом движении на транспортное средство действует центробежная сила, перегружающая наружные колеса и ухудшающая управляемость машины.
Дополнительное подтормаживание переднего колеса компенсирует потерю управляемости.
Рассмотрим несколько приемов по повышению управляемости и устойчивости автомобиля в повороте.
- Сглаживание траектории
Чем выше скорость движения транспортного средства, тем выше центробежная сила и тем менее оно устойчиво. Общим правилом контраварийной школы прохождения поворотов, гарантирующим большую безопасность, является метод сглаживания траектории. Он заключается в том, чтобы сделать поворотную дугу как можно более выпрямленной. Для этого:
- Входят в поворот с внешнего края дороги;
- Резкий заход в поворотную дугу с направлением движения к внутреннему краю дороги;
- По достижении апекса – плавный выход из поворотной дуги на внешний край дороги.
Дополнительно сгладить траекторию поворота поможет заезд внутренними незагруженными колесами на обочину. Наружные колеса при этом сохраняют хорошее сцепление с дорогой.
Следовательно, управляемость машины будет оставаться удовлетворительной, а прохождение поворота – более безопасным.
- Разделение поворотной дуги на 2 поворота
Траекторию поворотной дуги при необходимости всегда можно разделить на 2 и более отрезков. Каково условие этой необходимости? Например, это может быть любой дефект дорожного полотна, лужа, яма и т.д. Для того чтобы траектория не проходила по опасному отрезку поворота, делается крутой поворот, выезд на прямую траекторию (объезд трудного участка), снова крутой поворот и – выход из поворотной траектории.
- Ранний вход в поворот
Следует выделить 2 особенности движения автомобиля в повороте:
- меньший радиус поворотной дуги увеличивает центробежную силу и ухудшает устойчивость транспортного средства;
- плавный вход в поворот почти всегда требует «доворота» в районе апекса, что также увеличивает вероятность нестандартного поведения машины (проще говоря, сноса).
Исходя из этого, при вождении логично:
- делать поворот с большим радиусом поворотной дуги;
- делать крутой вход в поворот;
- делать плавный выход из поворота.
Перед входом в поворот, требуется загрузить передние колеса подтормаживанием.
Совмещение более раннего входа в поворот и сглаживание траектории позволяет выпрямить траекторию выхода из дуги и, соответственно, раньше начать ускоренное движение.
Движение задним ходом
Любая школа контраварийного вождения никогда не обходит тему заднего хода автомобиля. Реверсное движение характеризуется следующими особенностями:
- транспортное средство более маневренно;
- в поворотах при заднем ходе передняя часть машины значительно отклоняется во внешнюю сторону поворота.
Следующие контраварийные советы в отношении движения задним ходом будут полезны:
- всегда двигайтесь с минимальной скоростью;
- поначалу контролируйте движение непосредственно через заднее стекло, полуразвернув корпус тела и голову назад;
- осуществляя маневр задним ходом, не забывайте контролировать переднюю часть автомобиля;
- для корректировки траектории используйте минимальную амплитуду поворота руля.
Парковка задним ходом
Контраварийная подготовка водителей предполагает обучение действию по парковке задним ходом. Зная об особенностях движения машины задним ходом, при наличии практики не составит труда припарковаться в варианте параллельной парковки между, например, машинами.
Параллельная парковка задним ходом:
- Руль выкручивается в сторону парковки.
- Когда внутренний край автомобиля будет находиться по отношению к бордюрной линии парковочного места в 45°, руль выкручивают в обратную сторону.
- Заезд частью кузова на парковку.
- Коррекция траектории: проезд вперед, подруливание, движение задним ходом.
Перпендикулярная парковка задним ходом:
- До конца выкрутить руль в сторону парковки.
- Двигаясь задним ходом, выравниваем автомобиль относительно границ парковочного места.
- При необходимости осуществляем коррекцию траектории.