Это чоппер, детка! О чем говорят мужчины на «харлеях»
Кажется, все гаражи и автомастерские похожи друг на друга. Металлические двери, где-то в зоне видимости обязательно аккуратно сложен комплект изношенной резины, на асфальте — пятна от отработанного машинного масла. Мы настороженно пробирались мимо всего этого, гадая, где же здесь спрятан обещанный клад. Наконец из-за непримечательных ворот блеснул хром. Там, в сумраке гаража, были выстроены в ряд несколько красавцев Harley-Davidson — настоящая пещера Али-Бабы. Сколько поколений мечтали о таких мотоциклах, скольким снилась надпись «Made in the USA» на полированном металле? Нас пригласили те, кто сумел воплотить эту мечту в реальность: и для самих себя, и для десятков других людей. Кастомайзеры и большие фанаты «харлеев» из мастерской «ГансМоторс» — в сегодняшнем материале Onliner.by.
«Сел на Harley-Davidson и понял: это мое, мне больше ничего не надо»
— Параллельно мы здесь занимаемся мотоциклами. За все это время ввезли в Беларусь уже, наверное, штук 50 «харлеев». Знакомых точно всех пересадили на них, — шутит собеседник.
Это кастомайзинг — восстановление и переделка техники в соответствии с собственной фантазией, вкусом и желаниями заказчика. Почему именно «харлей»? Для Максима такой вопрос никогда не стоял.
— Я давно увлекался мотоциклами, хотя свой собственный купил уже в зрелом возрасте. А по юности на дедовом байке объездил, наверное, все что можно. Падал, ногу ломал. Дед мне говорил: «Ну все, с мотоциклами покончено». А я ни в какую: подлечусь и опять за руль. Потом уже в Америке у меня были разные модели, в том числе спортивные. Ducati — тоже мотоциклы с душой, но скорости нужен трек. А я сел на Harley-Davidson и понял: это мое, мне больше ничего не надо.
Вместе со своим компаньоном Дмитрием Максим стал разыскивать в США подходящие модели «харлеев». Как правило, их находят на различных аукционах, зачастую в потрепанном состоянии: бывали мотоциклы после аварий или так называемые «утопленники». Такая техника требует серьезного ремонта, но обходится значительно дешевле — то, что нужно кастомайзерам. В контейнерах через океан их доставляют в прибалтийские порты, а уже оттуда — в Беларусь, через процедуру растаможки. В гараже американские байки бережно возвращают к жизни, возможно даже более счастливой, чем на родине.
«Военный» Ironhead Ивела Книвела
Мы приехали тогда, когда в гараже завершалась работа над очередным проектом. Это Harley-Davidson Sportster с двигателем Ironhead. Мотоцикл практически готов к фестивалю Recast Moto Fest, который пройдет в ближайшие выходные в Минске.
— Легендарная модель, — говорит Максим. — Такие мотоциклы выпускали в Америке с 1954 по 1985 год. Конкретно этот байк 1982 года выпуска, то есть ему 35 лет. Мы привезли его из Аризоны, он был близок к состоянию металлолома. Пришлось разобрать все до болтика и кропотливо восстанавливать каждую деталь. Очень много усилий и времени приходится тратить, но оно того стоит. Теперь ждем, когда будут готовы руль и седло.
Кстати, именно на такой модели Harley-Davidson (но усовершенствованной соответствующим образом) выполнял свои незабываемые прыжки культовый американский исполнитель трюков Ивел Книвел. Записи с его выступлениями сейчас легко найти в интернете. Говорят, за время профессиональной карьеры каскадера он перенес более 400 переломов различных костей собственного тела.
Элементы мотоцикла выкрашены в зеленый цвет — точно в такой же красили американские самолеты Р-40 во времена Второй мировой войны.
— К выставке мы не успеваем сделать аэрографию. Мы стилизуем его под военное время: на баке появится акулий оскал, какими украшали свои самолеты американские летчики, добавим бортовой номер, авиационные заклепки, возможно «отверстия» от пуль. Подобрали специальную «злую» резину — получится очень боевой «харлей», — рассказывает Максим.Все это символично. Ведь культура байкеров как раз и зародилась в послевоенные годы в США. На мотоциклы в своих кожаных куртках пересели пилоты истребителей и бомбардировщиков, вернувшиеся с фронтов в Европе и на Тихом океане. Появились MC-клубы, наступила новая эпоха.
— Даже теперь в США значительная часть мотоциклистов на Harley-Davidson (в особенности члены старых признанных во всем мире мотоклубов) — это бывшие вояки. Среди них не только летчики, но и танкисты, артиллеристы, моряки, пехотинцы. Крепкие, несмотря на свой возраст, мужчины, которые нашивают на жилеты порядковые номера своих корпусов и полков, а также названия войн, через которые им пришлось пройти: Вьетнам, Корея и так далее.
Байкер в Америке — это уважаемая личность, представитель отдельного культурного явления. Это молодежь куражится на спортбайках. «Старики» на Harley-Davidson едут не спеша от океана до океана, точь-в-точь как в их старых добрых фильмах.
— Видели интересный эпизод в одном из небольших городков в США. Был байкерский слет, собралось тысяч десять участников, большинство, разумеется, на «харлеях». Выставили полицейское оцепление, чтобы обеспечить безопасность в городе. И вот стоит полицейский из спецподразделения в своих хромовых ботинках, а из-под голенища свисает бандана как знак приверженности этой культуре. Конечно, есть все: и войны между соперничающими клубами, и хулиганы на мотоциклах. Но это скорее исключение. Большинство байкеров — взрослые обеспеченные люди, потому что даже для американца это увлечение не из дешевых. Они собираются вместе и отправляются в дорогу, потому что Harley-Davidson — это не просто мотоцикл, это образ жизни
.«Взяли мы как-то раз бутылочку Jack Daniel’s…»
Взгляд цепляется за другой мотоцикл в гараже, с двигателем Evolution. На байке — символика известной марки спиртного.
— Этот мотоцикл выставили на аукцион где-то в штате Нью-Йорк. Байк был весь такой потрепанный, поцарапанный. Аукцион мы выиграли трижды, но каждый раз цена была ниже той, что зарезервировал хозяин мотоцикла. Он выставил его в четвертый раз, и мы снова выиграли, теперь стоимость была даже на $700 ниже той, что предлагалась в первый раз. И владелец не выдержал — продал байк.
Откуда взялась идея так разукрасить мотоцикл?
— Взяли мы как-то раз бутылочку Jack Daniel’s…
Любопытно вот что: этот мотоцикл долгое время стоял как экспонат в минском клубе «Овертайм».
— Девочки на баке прыгали — поцарапали, остались следы от каблуков, — со смехом рассказывает Дмитрий. — А я, помню, как-то приехал из США после долгого отсутствия, прихожу в клуб, вижу — мой мотоцикл. Сел, взялся за руль — подлетает охранник: куда, мол, влез? Я говорю: «Спокойнее, это мой» — «Какой твой? Слезай быстро!» Хорошо, что знакомые из клуба прибежали, подтвердили, что мотоцикл и правда мой.
Седло для байка покупали на интернет-аукционе, хотя за годы работы ребята познакомились с белорусскими мастерами, которые могут делать заказы из кожи очень высокого качества.
У мотоцикла высокий руль. Кто-то может наивно спросить, удобно ли с таким ездить? Мы, например, спросили.
— Удобно, только не на очень большие расстояния, иначе руки затекают. Вообще, это еще не очень высоко — бывают рули с ручками где-то на уровне лба, — рассказал Максим. — Называется такой руль Ape Hanger, наверное потому, что сидишь будто мартышка, руки вверх.
А смысл вот в чем. В давние времена, когда борьба между мотоклубами в Америке не была историями из кино, члены банд применяли такой метод борьбы друг с другом: на дороге, где должны были ехать конкуренты, делали растяжку на уровне груди мотоциклиста. На скорости он в нее врезался и падал с мотоцикла. Чтобы защититься, байкеры стали использовать такие рули. Выглядит действительно очень по-американски.
«It’s not a motorcycle, baby, it’s a chopper»
Один из самых эффектных байков в гараже и еще одна легенда — модель FXR. Это о ней Брюс Уиллис говорил «It’s a chopper, baby» в фильме «Криминальное чтиво». Такой же мотоцикл вы видели в ленте «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо».
Рядом стоит золотой «харлей».
— Его мы привезли из Аризоны, тоже долго восстанавливали — байк сильно расколошматило в результате аварии. Сначала сделали его белым. Смотрели-смотрели — что-то не то. А у меня друг занимается полимерными покрытиями. И он предложил покрыть элементы нитридом титана. Он очень прочный — не поцарапаешь. А выглядит как чистое золото, — рассказал Максим.
Мотоцикл действительно бросается в глаза. Не удивительно, что на различных слетах он всегда в центре внимания.
— Помню, как-то раз байкеры из России его разглядывали со всех сторон, все дожидались владельца. А я в сторонке стою скромно, молчу. Потом кто-то из знакомых на меня указал: вот, мол, это его байк. Что тут было! Россияне говорят: «Да ладно, это ты хозяин? Мы ожидали увидеть чувака с золотыми цепями и перстнями, в шубе — ну чисто P.I.M.P. [сутенер. — Прим. Onliner.by]». А вообще, между собой мы называем его цыганским бароном — Gipsy King. Наверное, ему бы подошел байкер с золотыми зубами.
Кстати, у Harley-Davidson есть специальная версия серийных моделей — как, к примеру, M-Series у BMW. Такие байки называются CVO — Custom Vehicle Operations. Принцип тот же: более мощный двигатель, улучшенные тормоза, более дорогие детали, ручная сборка. Элита среди «харлеев». А как звучат Harley-Davidson! Этот звук ни с чем не спутать и невозможно повторить — спросите у любого байкера.
— Лучше всего звучат карбюраторные двигатели. Причем этот звук еще можно настроить. У меня в мотоцикле, если резко сбросить газ, из труб вырывается огонь. Мотор огромный — бензин не успевает сгорать. Представляешь, какой при этом звук?
— говорит Дмитрий.«Каждые 3 тыс. км меняй масло — и все»
Примечательно, что все модели мотоциклов в гараже рабочие, все зарегистрированы в ГАИ. Сел и поехал.
— Для нас важно сделать полностью рабочий байк, причем чтобы все в нем функционировало идеально, как и подобает Harley Davidson, — отмечает Олег, который делает бóльшую часть технической работы. — Кто-то создает мотоциклы для участия в выставках. Они красивые и классные, но много на них не проедешь. Наши «харлеи» — это совсем другое. Многие проехали немало и по Америке, и по Европе.
Причем мотоциклы не требуют дополнительного обслуживания. Большинство новых моделей Harley-Davidson выпускаются с ременной передачей. Она рассчитана на 100 тыс. км пробега, в отличие от цепи не тянется, ее не нужно смазывать.
— Ничего сложного: меняешь масло каждые 3 тыс. км и, в принципе, больше ничего не требуется. Разве что колодки тормозные время от времени заменить. Хотя все зависит от манеры езды. Мотоциклы ГАИ, которые, кстати, мы тоже обслуживаем, изнашиваются сильнее. Сотрудники проводят тренировки по контраварийному вождению, оттачивают свое мастерство. Их техника нагружается больше, — говорят в мастерской.
В случае поломки мотоцикла владелец Harley-Davidson может обратиться к официальному представителю в Минске. Даже если нужной детали не будет в наличии, ее наверняка привезут под заказ.
— В США функционируют огромные разборки. В Нью-Джерси в получасе езды от нас жил дед — у него самая большая коллекция «харлеев» в мире, американское телевидение даже передачи про него снимало. Harley-Davidson официально к нему обращается с просьбой одолжить тот или иной мотоцикл для выставок. Так вот у него огромные ангары, в которых есть, наверное, абсолютно все запчасти для «харлея», — рассказал Максим.
Владелец этих ангаров по описанию странный. Пожилой, в засаленной одежде. В карманы набита наличка, которой с ним рассчитываются клиенты. Но без всяких книг и справочников этот человек знает все запчасти и может абсолютно точно назвать их расположение в своих ангарах.
— Как-то приезжал к нему поляк, хотел собрать раритетный байк. Дед ему говорит: «Я могу сделать это сам, но мотоцикл обойдется тебе дорого. Поскольку ты хороший человек, любишь Harley-Davidson и имеешь ограниченный бюджет, я предлагаю тебе самому собрать мотоцикл — все детали ты найдешь в ангарах. Это выйдет дешевле». Поляк ползал по этим складам недели три, но в конце концов увез к себе в Польшу «харлей».
Женщина и мотоцикл
Что скажет ваша подруга или жена, если вместо ремонта в квартире вы купите себе мотоцикл?
— Я знаю человека, у которого была мечта — байк. И вот он отправил жену куда-то на отдых. А они планировали сделать ремонт на кухне, накопили для этого денег. Жена, уезжая, строго-настрого поручила заниматься кухней. Возвращается, а в квартире все по-старому. Она к мужу, а он ей: «Смотри в окно». Купил себе мотоцикл, представляешь? Ну не знаю, о чем они там потом говорили. Думаю, он ее убеждал, что без байка больше не мог, а котлеты нормально съест и на старой кухне. Но самое смешное не это. Самое смешное, что теперь они вдвоем ездят на мотоциклах, — рассказал Максим.
Наверное, мотоциклисты выбирают себе именно таких спутниц. Дмитрий тоже рассказал о жене, которая любит прокатиться. Это же только папы говорят девочкам, чтобы искали себе надежного и серьезного спутника, а не какого-нибудь сумасшедшего байкера. А девочки выбирают того, кого выбирают.
— Я когда-то сказал своей: мотоцикл в моей жизни будет всегда — смирись. И она смирилась. А одному моему знакомому девушка заявила: «Либо я, либо байк». Он не настоящий мотоциклист — выбрал девушку…
Увидеть Harley-Davidson из мастерской «ГансМоторс», познакомиться с создателями, а также с работами других кастомайзеров вы сможете уже в эти выходные на фестивале Recast Moto Fest 2017, который пройдет во Дворце искусства на улице Козлова.
Мотошлемы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Чоппер (мотоцикл) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2017; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2017; проверки требуют 8 правок.Чо́ппер (англ. chopper) — стиль мотоцикла.
Слово «чоппер» (англ. chopper — от англ. «chop» — рубить) прочно закрепилось за видом мотоциклов с удлинённой рамой и передней вилкой. Мотоциклы со стандартными рамой и вилкой обычно называют стоковыми. Предшественниками чопперов были серийные мотоциклы, подвергшиеся переделке для уличных гонок — «бобберы» (англ. bob — короткая стрижка). В отличие от бобберов, у будущего чоппера убирается не только всё лишнее — переднее крыло, иногда передний тормоз, глубокое заднее крыло, но также подвергается серьёзной переделке и сама рама. Ставится высокий руль, зачастую достаточно эпатажный (например, «Ape Hangers»), спинка («Sissy bar»), корни которой происходят от тех же бобберов, вынесенные вперёд подножки для ног мотоциклиста. Типичными атрибутами многих нео-чопперов также являются задний «каток» (широкое колесо, иногда в России называемое ВШК — Великое Широкое Колесо), сухая (hardtail) рама (без задней подвески), бензобак в виде небольшой капли, гранёный diamond tank или «гроб» (coffin tank) и неизменное обилие хромированных деталей. Чопперы впервые появились в США в 1950-х годах. Поначалу их делали энтузиасты на базе серийных мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» и «Indian», также каноничными считаются 2-цилиндровые рядные моторы «B.S.A» и «Triumph». Одним из образцов раннего чопперостроения является мотоцикл «Капитан Америка» (на деле модифицированный Harley Davidson FL,модель 1951 года),показанный в фильме «Беспечный ездок», на котором ездил Питер Фонда.
В России энтузиасты часто делают для себя чопперы из советских мотоциклов «Урал», «Днепр», зачастую используя автомобильные двигатели от «Оки» и «Запорожца», причём последние получили в России почти официальное название «ЗАЗоциклы».
Существует несколько направлений чопперостроения: так называемый «Old School» (старая школа), создание шоу-стопперов (чопперов, предназначенных больше для различных выставок, чем для ежедневного использования), и современная кастом-школа. Стиль старой школы отличает практически неизменённый наклон рулевой колонки, «рогатый» руль, бак-капля и задние колеса стандартной размерности. Для стиля старой школы также характерны специфические приёмы окраски в виде различных геометрических узоров из тонких пересекающихся линий, так называемый «пинстрайпинг».
Шоу-стопперы разнообразны по дизайну, и их создание прежде всего преследует цель продвинуть имя фирмы-создателя (или одиночки — автора такого стоппера), привлечь внимание к своим работам. Созданием шоу-стопперов занимаются такие известные в мире кастом-строительства личности, как Арлен Несс и семья Teutul (фирма Orange County Choppers), ведущая также цикл передач «American Chopper» на канале Discovery Channel.
Современную американскую кастом-школу отличает использование рамы мотоцикла без задней подвески или имитации отсутствия таковой, узкого переднего колеса большого диаметра (19—23 дюйма) в сочетании с широким задним колесом 16—20 дюймов в диаметре и 230—330 мм шириной. Эти конструктивные особенности дополняются сильно увеличенным наклоном рулевой колонки, что существенно удлиняет базу мотоцикла и придаёт ему уникальный и легко узнаваемый вид. Также в последние несколько лет при создании чопперов стало модным использовать ременные приводы (так называемые open belt system) вместо цепных.
Одними из самых известных строителей чопперов являются: Рассел Митчел (Exile Cycles), Скотт Гиллен, Джесси Рук.
Восточноевропейская кастом-школа представлена работами Юрия Шифа (компания «Yuri Shif Custom» находится в Беларуси), «Custom Art Орехово» и «Fine Custom Mechanics». Несмотря на то, что в России уже несколько лет существуют и развиваются несколько профессиональных кастом-мастерских, подавляющее большинство кастом-строительства приходится на гаражных умельцев. Это объясняется как спецификой мотокультуры на постсоветском пространстве (скудность ассортимента местных фабричных моделей, отсутствие большого количества предложений в части различных наборов для кастомайзинга и пр.), так и тем, что само по себе строительство кастом-байков — дело не дешёвое, требующее массу времени и усердия. Поэтому зачастую всё, что может позволить себе отечественный кастом-строитель — это незначительные изменения мотоциклов советских времён, таких как «Урал» и «Днепр» (наиболее популярные для кастомайзинга оппозитные модели отечественных мотоциклов).
В России был создан чоппер промышленного изготовления «Урал-Волк» (1999—2011).
- Кастом. Наиболее известный американский кастомайзер — Джесси Джеймс.
Что такое «чоппер» и кто на нем ездит?
Среди всех мотоциклов, самыми брутальными считаются так называемые чопперы. Такой мотоцикл не может оставить никого равнодушным, когда люди видят проезжающий по улице чоппер, они всегда выражают свои эмоции. Но в нашей стране еще не сформировалась байкерская культура, не все понимают, какие мотоциклы относятся к этому классу, хотя количество желающих обзавестись такой техникой постоянно растет.
Само слово «чоппер», можно перевести на русский язык, как «урезанный». Класс начал зарождаться после Второй Мировой войны, как и вся байкерская культура. Бывшие солдаты, которые во время своей службы ездили на мотоциклах, начали использовать эти транспортные средства в свой мирной жизни. Некоторые из них, посчитали, что на серийных мотоциклах, установлено много лишнего, например, тормоз на переднем колесе, от которого стоит избавиться. Они стали снимать множество деталей со своих мотоциклов, называя их чопперами.
Шли годы, производители мототехники старались следовать появившейся моде, они начали производить мотоциклы, которые соответствовали байкерскому определению чоппера – на них «лишние» детали просто не устанавливались. Само понятие «чоппер» тоже перетерпело множество изменений. Сейчас под этот термин подпадают только те мотоциклы, в которых не только отсутствует переднее крыло, передний тормоз, у них еще удлинен руль и переделана рама. Сейчас чопперы это модные и стильные мотоциклы, привлекающие к себе внимание.
Чоппер, не может быть скоростным мотоциклом, редкий представитель этого класса может развить скорость в 100км/ч, они чувствуют себя на дорогах как киты в море – спешить им некуда, все должны уступать им дорогу. Поэтому на сидениях чопперов редко можно увидеть молодых людей. Как правило, водитель такого мотоцикла – это взрослый мужчина, старше тридцати пяти, много достигший в этой жизни, он сидит в седле своего мотоцикла с ровной спиной и смотрит на окружающий мир сверху в низ. Хороший мотоцикл стоит даже больше чем средний легковой автомобиль, расход топлива у них почти одинаковый, а стоимость эксплуатации даже сравнивать нечего – чоппер обходится своему хозяину гораздо дороже. Но хозяину не жалко никаких денег на для своего боевого коня.
Чоппер или круизер? Кросс или эндуро? Разбираемся в мотоциклетной типологии…
В байкерской среде иногда бывает достаточно одного слова (как правило, названия модели), чтобы окружающие сразу представили себе твой мотоцикл. Но человеку, не сильно увлеченному темой, порой приходится объяснять, что такое, к примеру, круизер и почему на нем ты не лежишь на баке, а сидишь вполне себе прямо. Хотя если поставить рядом спортивный «Дукати» и чопперный «Сузуки», любой без труда разберется, who is who. Но так ли просто различить типы мотоциклов? Попытаемся разобраться в классификации и посмотрим на основные особенности категорий.
1) Дорожные
А) классика
Самый обычный мотоцикл, для осознания внешнего вида которого подходит старая-добрая «Ява 350». Прямая посадка водителя, никаких аэродинамических обвесов.
Ява 350
— café racer. Подкатегория «классики», появившаяся по воле народных умельцев, переделывавших мотоциклы для гонок. Отличается клипонами (двойными ручками) вместо цельного руля, наличием аэродинамических обтекателей, меньшим весом.
Harley-Davidson XLCR 1000 Cafe Racer 1978
— боббер. Еще одна подкатегория «классики», подразумевающая некоторые доработки в виде удаления передних и задних крыльев. Главные отличия — короткая рама, отсутствие переднего тормоза, мотор большой кубатуры и одно сидение.
Triumph Thunderbird 650
Б) спортивные
Еще один классический образ в понимании обывателя, который не любят за громкий шум и большие безбашенные скорости. Отличить спортбайк в городском потоке можно по солидному аэродинамическому пластиковому обвесу, полулежачей посадке водителя и очень быстрой динамике разгона.
Suzuki Hayabusa
— супербайки. Подкатегория «заряженных» спортбайков. Внешние отличия заключаются в более агрессивном обвесе, менее броское отличие — в форсированных моторах.
Honda CBR 1000RR
— спорт-турист. А это наоборот более «доброжелательная» подкатегория, сочетающая в себе мощь и скорость спортивного байка (конечно, чуть хуже оригинала) и более комфортную посадку для водителя за счет расположенных выше клипонов. Обвес может быть менее аэродинамическим за счет навесных кофров.
Kawasaki 1400 GTR
— нейкед. А этот подкласс спортбайков подразумевает как можно меньше пластика. Идеально — вообще без обвеса (naked = голый), но обязательной со спортивной родословной и всеми необходимыми атрибутами заряженного мотоцикла.
Suzuki GS500E
В) круизер
Низкое сидение, строго вертикальная посадка, максимальный комфорт на любых расстояниях, мощный и низкооборотистый двигатель — круизер вы тоже узнаете без труда. Эти байки всегда смотрятся дорого и массивно, а опциям той же «Honda Gold Wing» может позавидовать и иной автомобилист.
Honda Gold Wing
Г) чоппер
Чоппер — тоже своего рода круизер, но с уникальной «фишкой»: вынесенной вперед на расстояние световых лет передней вилкой. Минимум пластика, эксклюзивный дизайн, огромный руль и широченное заднее колесо — такой мотоцикл вы точно отличие на дороге. Большинство чопперов собираются по индивидуальным заказам, но менее радикальные версии есть и у заводских производителей. И их все равно подвергают радикальной переделке.
Yamaha Road Star Tuning
Д) мини-байк
Маленькие мотоциклы, как правило, используются для гонок на картинговых трассах. Небольшие габариты и двигатели делают их не очень удобным средством передвижения, но погонять в удовольствие на них можно.
Honda Monkey
Е) трайк
Русским языком — трицикл. Как правильно, трайки тоже делаются на заказ в различных вариациях: два колеса могут быть и спереди, и сзади, а сам мотоцикл рассчитан на 2-4 человек. На байк-фестивале в Бресте трайки чаще всего возглавляют колонну, а одну из заводских версий имеет все та же «Honda Gold Wing».
Honda Gold Wing GL1800
2) Внедорожные
— кроссовые. Мотоциклы для гонок по бездорожью чаще всего снабжены двухтактными двигателями. Малый вес, прочная рама, надёжная длинноходная подвеска плюс мощный мотор. Часто кроссовые мотоциклы даже не имеют светотехнических приборов и заводятся кик-стартером.
Honda CRF250R
— эндуро. Более «гражданский» вариант кроссбайков. Имеют все необходимые для дорожного движения фары и приборы, более комфортны в посадке, но при этом не растеряли своих внедорожных качеств. На них можно спокойно гонять даже по лестницам, но при этом не забывать о мощности, прилагаемой к очень малому весу.
Suzuki DR-Z400
— триал. Всеядные пожиратели бездорожья: настолько суровы, что не имеют даже водительского сидения, зато способны прыгать по огромным валунам и прочим препятствиям. На дорогах общего пользования почти не появляются.
GAS GAS TXT 350
Безусловно, это далеко не полная классификация мотоциклов, ведь в том же «эндуро» существуют подклассы «мотард» и «супермотард», каждый из которых делает байк еще ближе к дорожной версии. Существуют и мотодрэгстеры, на которых вы едва ли сможете проехать по обычным дорогам — только на гоночном треке. В отдельную касту тяжелых мотоциклов выделяются ставшие нам привычными «Уралы» с коляской и их собратья.
Есть ли разница между чоппером и кастомом
У некоторых может возникнуть иной вопрос: а есть ли вообще разница?! Некоторые вообще путают одно с другим. Да, можно даже сказать, что они в некоторой степени взаимосвязаны: чопперы тоже как бы вид кастомизации. Но как ни крути, чоппер это одно, кастом другое, различия есть и будут всегда. И поэтому остановимся на этой теме более подробно!…
Но для начала немного слов и терминов: все уже привыкли к тому, что львиная доля технических терминов заимствована в английском и немецком языках, и, казалось бы, что вполне достаточно пояснить: «Чоп», «Чоппер» – в переводе с английского подразумевает: «усеченный», «обрезанный», «Кастом» же переводится как «заказной», «выполненный в индивидуальном стиле». Это, как бы, с теоретической точки зрения!
Заглянем же в практику: «Кастомайзинг» – это процесс создания персонализированного транспортного средства, в частности – мотоцикла, полностью своими руками и по своему проекту.
Кто же был первым официальным кастомайзером уже, наверное, никто не скажет, — тот «славный малый», который первым видоизменил свой мотоцикл, исходя не из практических, а из эстетических соображений, но большое ему спасибо. В какой стране это произошло – тоже вопрос спорный, потому что технический уровень в Европе, России и США в начале 20 века был примерно одинаков. Поэтому зацепим только американское направление развития данного вида «мотоискусства» — по другому не назовешь!
Ранний мотоциклетный кастомайзинг зародился и развивался в Америке одновременно с автомобильным хот-роддингом (см. сноску ниже) на рубеже 30-х годов. Мастера того времени не придавали большого значения жесткому различию: автомобиль или мотоцикл, а потому, часто занимались постройкой и того и другого. Многие термины, используемые сейчас кастомайзерами, пришли именно из хот-роддинга.
Название различных стилей кастомов идет от их внешних особенностей (силуэт, высота, форма, наличие, или отсутствие обвеса), а также от назначения мотоцикла (дрегстеры, борд-трекеры, чопперы). Но это совсем отдельная глава истории каждого байка и пока их не будем рассматривать.
Современное понятие «Кастомайзинг» разросся от кустарных робот до масштаба охватывающего не только постройку и продажу эксклюзивного мотоцикла, но и сотрудничество мастерских по производству эксклюзивных деталей, и организацию международных выставок-чемпионатов по кастом-билдингу, освещение тенденций в развитии стилей кастомов в сети специализированных журналов. Через многочисленные телеканалы и глянцевые издания мода на кастом-байки распространилась по всему миру.
Иметь у себя в гараже, неважно ездишь ты или нет, что то совершенно эксклюзивное, новое, мегаприкольное стало просто какой то эпидемией. Уникальные и шикарные байки сейчас стоят в одной параллели с автомобилями. Людям очень нравится идея обладать чем-то эксклюзивным, и, чтобы обеспечить себе стабильный сбыт, крупные фирмы-производители мотоциклов выпускают так называемые «Кит-наборы», позволяющие практически каждому, открутив пару гаек, изменить внешний вид своего мотоцикла и почувствовать себя великим кастомайзером.
Золотой чоппер на международном мотошоу в Сиэтле
Выбор тюнинговых запчастей представлен в специальных каталогах, отсюда и пошел обидный термин, характеризующий «Эксклюзивный» мотоцикл, собранный из заводских деталей – «КАТАЛОЖЕСТВО». Самый ходовой термин «Сток» – это мотоцикл (или его деталь) заводской комплектации. По всему миру существует сеть фирм, выпускающих «эксклюзивные» детали мелкосерийно, но назовите это «стоком» – и в вас проделают несколько лишних дырок! (взглядом) Это не «сток», это «афтемаркет»!
Да это классно, просто, если есть пару тысяч лишник баксов или наших всяческих тугриков (смотря где кто живет). НО……… сама идея создать что то свое, своими руками с ржавого металоллома и прочей рухляди, либо с свежего «донора» — ЭТО ЖЕ ПРОСТО КАЙФ. (и конечно же можно неплохо сэкономить)))))) Ты будешь доволен, горд и уверен в своем железном коне! И кастомизировать свой мотоцикл – это не просто навесить пару бардачков и высокий руль, а полностью перекроив первоначальный вариант, создать свое видение идеального, гармоничного мотоцикла! И не имеет принципиального значения, строите ли вы чоппер или стритфайтер, имеет значение то, вкладываете ли в него «душу», или хотите «поиметь» денег. 9Меркантильные создания)))))) Именно в Америке создание кастомов, в частности, мотоцикла в стиле «чоппер» было поставлено на коммерческую основу и широко разрекламировано. Как всегда победила меркантильность!. Не видели они с каким торжеством цепляет на свою «железяку» пару финтиклюшек и рад этому до безумия, считая свой мот супербайком. Вот где радость в мире мотоциклов. Извините отвлекся!
Благодаря стечению интересов мастеров, кинематографистов, бизнесменов и романтиков, кастомайзинг популяризовался в Штатах за считанные годы. Обилие спроса и предложения позволило янки диктовать моду достаточно долго, вплоть до начала нынешнего века, пока их иностранные коллеги не укрепили свои позиции регулярным появлением на международных чемпионатах. Далее подоспела новая волна интереса к Old Skool, в котором большинство европейских и японских создателей мотоциклов работало и работает по сей день, а американские уже подзабыли. Так что не удивляйтесь «неожиданному» появлению голландских, французских, японских кастомайзеров – просто мы о них поздно узнали.
«Чоп», он же «чоппер» (если кто-то до сих пор ассоциирует с этим словом вертолет – слетайте пока за пивом для более продвинутых!) – название стиля, характеризующее продукт, получившийся из некогда серийного мотоцикла после кардинального вмешательства в геометрию его рамы и форму обвеса.
В результате меняется посадка водителя, высота, база, длина и ширина мотоцикла, соотношение ширины переднего и заднего колес, а также частенько бесследно исчезает пассажирское седло. Причем, если детали просто обрезаны и выкинуты безвозвратно – это скорее признак построения «боббера», а вот если баки, крылья, рамы где-то разрезаны, а потом дополнены или переварены – это будет «чоппер». Практически все самодельщики придерживаются мнения, что количество эксклюзивных (авторских) деталей на «чоппере» должно быть максимальным, а их сочетание – гармоничным. Хотя некоторые, особенно молодые, самопальщики полагают, что в этом стиле все, что можно было – уже сказано, и частенько грешат эклектикой – то есть смешением стилей, что само по себе сходно с балансированием на тонкой проволоке над лужей грязи: правильно выбранная пропорция – рождение нового стиля, шаг вправо или шаг влево – полнейшая безвкусица.
Более опытные мастера, оставаясь в рамках стиля, способны разнообразить его за счет тонко проработанных деталей, вычурной отделки, нанесения рисунка – всех тех приятных мелочей, которые, не бросаясь в глаза с первого взгляда, позже заставляют любоваться мотоциклом час
Стиль «чоппер», в частности то, что мы понимаем под словом «Чоппер» – большой и низкий, утробно рычащий, сияющий лаком и хромом мотоцикл, с широкой длинной передней вилкой, баком «капелькой», широким задним катком и, конечно, высоченным изогнутым рулем, – этот стиль родился не «вдруг», а предсказуемо и последовательно перетек из родоначальника всех разнообразных и отвязных штучек ПРОТЕСТА. В 20-х годах двадцатого века производителей мототехники было как рабочих на демонстрации. Даже крупнейшие (по тогдашним меркам) заводы имели проблемы со сбытом и, чтобы подтолкнуть покупателя в нужном направлении, требовалось нечто большее, чем красивый слоган. Единственной возможностью продемонстрировать свои технические достижения, было участие мотоциклов в спортивных гонках. Требования к их участникам и правила гонок зависели от организаторов и часто сильно разнились, пока, в конце 20-х годов, на сцену не вышла Американская Мотоциклетная Ассоциация (АМА), которая установила жесткие требования к квалификации гонщиков и новые правила соревнований.
Стоило однажды принять участие в несанкционированных АМА гонках, и вы лишались права участвовать в проводимых под ее эгидой соревнованиях. Собственно, отсюда и в то время родился термин «Outlaw Bikers» – байкеры «Вне Закона», то есть, не признающие установок АМА. Простые мотоциклисты были выброшены «на обочину» большого спорта, но смиряться с этим не собирались… Мотоциклистам-одиночкам недоступны были методы форсировки двигателей, применяемые заводскими командами, и они, вместо того, чтобы повысить мощность мотора, просто уменьшали нагрузку на него, снижая вес аппарата.
Нещадно подвергая свои мотоциклы «обрезке», они снимали «лишнее» железо – обрезали крылья, изменяли геометрию рамы под свои габариты, меняли посадку, гнули рули, словом, придавали своим аппаратам наиболее «спортивный» вид – строили первые «бобберы». Признаками стиля «боббер» становятся: низкий руль, небольшой угол наклона рулевой колонки, переднее и заднее колеса одного размера. Говорят, что стиль этот поначалу носил название «Cut downs» – «обрезанные», и зародился в солнечной Калифорнии, на Лонг Бич… Позже, в 30-х годах такие мотоциклы начали именовать «Bobbers» – «стриженые».
Вторая Мировая война положила конец этой нехитрой радости… Тысячи молодых людей были призваны на фронт. Они отправлялись юными и полными сил, чтобы исполнить долг перед родиной и, как водится, подзаработать денег, но встретив вместо героического приключения боль и смерть товарищей, стремились только поскорее вернуться домой. Дома их ждало очередное разочарование: довольная «победившая» Америка уже построила новый порядок, в котором им не было места. Идеальное потребительское общество, ценности, навязанные рекламой – что они значили для тысяч отвергнутых, еще недавно вынужденных убивать, чтобы не убили тебя?! Что же делать? — мотоцикл стал для них символом Свободы… Ветераны и неприкаянная молодежь на трофейных и перебранных старых мотоциклах гоняли ночами по хайвэям, рыча прямотоками, сбивались в стаи, устраивали заезды на ставки – общество отвергало их, а они, в свою очередь презирали общество…
В конце 40-х годов интерес к мотогонкам снова возрос. В городок Холлистер (Калифорния) на очередную гонку, проводимую под эгидой АМА, съехались толпы мотоциклистов. На сей раз не обошлось без потасовки, которая положила начало большому скандалу. Многочисленные СМИ подхватили брошенные в адрес независимых мотоциклистов обвинения, и с тех пор байкеры поголовно стали считаться антисоциальными элементами.
В 1954 году на экраны вышел часто упоминаемый фильм «Дикарь» с Марлоном Брандо в главной роли. Герой фильма, как и большинство его «одноклубников», гонял на относительно свежем 650-ти кубовом «Triumph Thunderbird», запущенном в производство в 1949 году. Кстати, «цвета», носимые клубом в фильме (череп со скрещенными поршнями на шатунах) – копия нашивок одного из старейших американских клубов «Outlaws».
Этот фильм стал одной из первых попыток показать, что «Байкеры бывают разные…», и что «Они не все так плохи, как мы к ним относимся», а также хорошей иллюстрацией мото-парка Америки того периода. Кроме родных «Индианов» и «Харлеев», американские мотоциклисты могли покататься на «BSA», «Триумфах», «Нортонах», «Винсентах». А позже – на «Кавасаки», «Хонда», и других японских марках мотоциклов. Купленные, украденные, трофейные, собранные из запчастей на свалках, стальные кони несли хозяев к победе над магическими цифрами 100 миль в час.
Так как «бобберы» были скорее гоночным снарядом, чем простым средством передвижения, «борьба с лишним весом» коснулась и такой вещи, как стартер – многие мотоциклы запускались «с толкача», и для облегчения жизни помощникам, толкающим на старте будущего «чемпиона», крепление заднего крыла становилось все массивнее. Значительно позже, в конце 50-х годов, этот элемент перекочевал на «чопперы», претерпев различные изменения, он стал, в конце-концов, просто длинной спинкой, практически не несущей функциональной нагрузки, заодно сменив название с уважительного – «push-bar» на ироничное – «sissy-bar». В это же время стиль «чоппер» окончательно выделился из среды «бобберов» и стал характеризоваться также длинной передней вилкой и высоченным рулем, именуемым «эйпхангер».
Наиболее известными мастерами того времени, строившими чопперы, стали: Эд Рот, Вон Датч, Гэри Литтлджон, Си Би Клаусон, Рон Поф, Билл Картер. Имидж «плохих парней» привлек внимание кинематографистов, писателей, художников, с их помощью увлечение чопперами популяризировалось и развилось в мощную индустрию, производящую, кроме мотоциклов, тюнинговые запчасти, одежду, аксессуары.
Выставки кастомизированых мотоциклов и автомобилей первое время проходили совместно. Кстати, именно с выставочных фотографий началось повальное удлинение передних вилок: работая на кастом-выставках, фотографы обнаруживали, что снятый «с колена» мотоцикл выглядел более динамично, но в выставочной тесноте приходилось прибегать к съемке широкоугольным объективом, и при распечатке фотографии передняя вилка выглядела очень длинной.
Естественно, читатели кастом-журналов восприняли это как новую тенденцию, и стали городить вилки одна длинней другой, «выставочным» кастомайзерам следовали и простые байкеры, делавшие мотоциклы для езды, а не для шоу… Растущие вилки становились не просто непрактичными, а еще и опасными: чаще всего перья телескопических вилок удлиняли через проставки-ввертыши, а меняя угол наклона рулевой колонки, не думали усиливать места сварки «косынками» – на высоких скоростях и больших выбоинах хлипкая конструкция разваливалась, и отправляла водителя в мир иной. Плюс ко всему, некоторые поклонники минимализма отказывались от передних тормозов! (как «Капитан Америка» в «Беспечном ездоке») Правда, это направление стиля не прижилось (возможно, просто вымерло, потому, что для 200-килограммового мотоцикла одного заднего тормоза уж точно не хватало).
Во второй половине 60-х годов истерия пошла на убыль: геометрия рамы менялась в угоду управляемости, росло количество мастерских, предлагавших комплекты для форсировки двигателей, эксклюзивные детали обвеса, покраску, аэрографию (столь популярный «флэйм», «скаллоп», и «пинстрайпинг»). В 1965 году Эдом Ротом был издан первый журнал о чопперах, вскоре появилось еще несколько изданий. «V-Twin», «SuperCycle», и другие. «Easyriders», например, остается одним из популярнейших и сейчас.
Вот так протест, родившийся на обочине большого спорта, выросший в стареньких мастерских на заднем дворе, живущий в поисках свободы и самовыражения, вырос в мощную субкультуру мирового масштаба. Теперь «Чоппер» – это нечто большее, чем просто мотоцикл, выполненный в этом стиле.
Кстати, кастом-культура, а в особенности стиль «Чоппер» у многих плотно ассоциируется с мотоциклом «Харлей Дэвидсон». Произошло это во многом благодаря эксплуатации кинематографистами образа «крутого Байкера» – 60-е годы, став расцветом кастом-культуры, были также эпохой рок-н-ролла, и ЛСД, движения хиппи – все это пропагандировало разрушение старых ценностей, ставя на первый план личную духовную свободу человека. Мотоцикл стал идеальным воплощением этой идеи! Известный американский актер и продюсер Питер Фонда прекрасно показал тот самый образ в своем фильме «Easy Rider» (1969г). «Ты хочешь свободы – возьми ее, все, что тебе нужно, уместится на твоем мотоцикле!» (и в бензобаке – см. фильм). Ну, а так как Фонда является одним из самых ярых поклонников марки «Харлей Дэвидсон», естественно, что оба «Чоппера» в этом фильме были построены на базе этого мотоцикла.
Тот же Питер Фонда, услышав заявление о том, что «Америка не дала миру ничего, кроме доллара и «Харлея»!» – резко отреагировал: «И этого достаточно!» В дальнейшем этот мотоцикл стал героем всех фильмов с его участием.
В годы Великой депрессии (после финансового кризиса 1929 года) фирмы «Harley Davidson» и «Indian» остались чуть ли не единственными производителями мотоциклов в стране.
Причем, «Харлей» находился в намного более выгодном положении благодаря тому, что ранее переманил на свою сторону бывших заказчиков «Индейца», оставшихся ни с чем, пока продолжались поставки мототехники на Первую мировую войну. Далее, руководство компании сделало ставку на выпуск мотоциклов, кубатурой от 750 до 1200 см/кукб, получив заказ, который помог ей «остаться на плаву» вплоть до середины 50-х годов, когда «сошли со сцены» «Индиан» и «Винсент» – производство мотоциклов для полиции. В 50-60-е годы только «Харлей» производил большекубатурные V-образные «двойки». И, наконец, в 1970 году Вильям Дэвидсон (внук одного из основателей компании) – тот самый «вили Джи» убедил руководство компании использовать модные тенденции чопперостроения во внешнем облике выпускаемых мотоциклов. «Почему бы сразу не дать людям то, что они хотят?!» – предложил он, став главным дизайнером.
В 1971 году дебютировала модель «Super Glide», имеющая массивную заднюю и ажурную переднюю часть, седло ступенькой, высокий руль, 1208 кубиков и 65 л.с. Окончательно черты нового стиля закрепились в модели «Low Rider» в 1977 году и теперь производители гордо прибавляют к названию слово «Кастом».
Правительство вновь пришло на помощь компании в 1983 году, когда администрация Рейгана ввела повышение пошлин на ввоз мотоциклов рабочим объемом более 700 кубиков сроком на 5 лет, а также дало заказ на производство вооружения. «Выплыть» во второй раз «Харлею» удалось и за счет повышения качества продукции. Американские инженеры отправились на «мастер-класс» к японским коллегам, и после производственных нововведений объем продаж увеличился в несколько раз. Принимая во внимание все вышеперечисленное, нетрудно признать: стать «иконой» стиля кроме «Харлей Дэвидсона» в Америке, а позже и во всем мире, было просто некому, отсюда и пошел миф о том, что настоящий «Чоппер» должен быть только с «Харлеевским» V-твином. Но это их мнение, к которому сейчас не особо прислушиваются.(это мое мнение) Кто что хочет то и делает из любого приглянувшегося материала.
Против Харлеев ничего не имею, но всетаки немного они потеряли фанатов. Хотя так же остаются «иконой стиля»
В завершении можно сказать, что все таки в роботах кастомайзеров можно угадать и смешивание стилей, и переход к чему то более новому и современному — на то он «Кастомайзинг», а «Чопперы» никогда не потеряют былую славу и не перемешаются с другими стилями!………..
Хот-роддинг — Построение из серийного автомобиля представителя класса «Машина – зверь!», включающее сильное внешнее видоизменение и форсировку двигателя
Чопперы и их подвиды
Чоппер — это понятие всеобъемлющее. Зачастую к чопперам причисляют самые разные мотоциклы, но, строго говоря, отличий между ними предостаточно. Разберёмся?
Чоппер. В это понятие входит множество подвидов, но каноничный чоппер можно увидеть в фильме «Беспечный ездок». Чоппер — это переделанный круизер, с которого выброшено всё, что не нужно для передвижения. Зачастую в этот список попадают переднее крыло, зеркала, поворотники, передний тормоз…
Чоппер не бывает серийным, это всегда результат переделки. Ближе всего к понятию «чоппер» стоят такие серийные модели, как Suzuki VS Intruder, Yamaha Stryker, Yamaha Raider и Honda Fury, если не брать в расчёт мелкосерийные мотоциклы американского производства — Big Dog, Big Bear, Iron Horse и т.д.
Круизер. Круизер — это то, что чаще всего называют чоппером. Это серийный мотоцикл, в той или иной мере тяготеющий к ретро-стилю. Круизеры обычно менее технологичны, чем, например, спортивные мотоциклы, и оснащаются чаще всего дефорсированным V-образным двухцилиндровым двигателем, желательно объёмом побольше. Для этого класса верхняя планка объёма лежит в среднем в районе двух литров, то есть больше, чем у некоторых автомобилей. Яркий представитель класса круизеров — Yamaha Drag Star.Боббер. Это, как и чоппер, штучный мотоцикл, в большинстве случаев, хотя и не всегда, сделанный из круизера. В отличие от чоппера, у боббера обычно нет экстремально длинной вилки, зато есть короткое заднее крыло, совершенно не защищающее от грязи с дороги, одноместное сиденье-лягушка, посадка с ногами «под себя» и высокий, как у чоппера, руль. Колёса обычно одного радиуса, и обуты в резину с высоким профилем.
Дрэгстер. Этот стиль обычно тесно связан с muscle bike — это мощные мотоциклы, способные чудовищно быстро разгоняться, но в большинстве случаев они выигрывают только на прямой дистанции, так как управляемость у них зачастую не лучше таковой у круизеров, из которых они, собственно, зачастую и делаются. Из серийных мотоциклов, наиболее близких к этому классу, можно выделить назвать Yamaha V-Max.
Хиппи-киллер. Это также переделанные мотоциклы, больше всего похожие на чопперы. Стиль «хиппи-киллер» зародился в США в конце 60-х годов. Отличаются мотоциклы этого подвида от чопперов обычно всего несколькими особенностями.
Во-первых, переднее крыло, которое на чоппере вполне может быть, на хиппи-киллере отсутствует всегда, это часть стиля. Во-вторых, бензобак обычно выполнен в виде капельки крошечного объёма, чаще всего около 5-6 литров. Также зачастую присутствует высокая пассажирская спинка, хотя при этом пассажирского сиденья может и не быть.Power-cruiser (пауэр-круизер). Пожалуй, это самый новый из стилей чоппероподобных мотоциклов, являющий собой нечто среднее между круизером и мускул-байком. По сути, это просто очень мощный круизер, обычно с очень широким задним катком. Мотоциклы этого класса выпускаются серийно, и к типичным его представителям можно отнести Suzuki Boulevard M109R.
На этом, пожалуй, всё. Основные стили, на которые обычно разделяют всеобъемлющее понятие «чоппер», мы перечислили.
Вконтакте
Одноклассники
LiveJournal
Чоппер для города
Чоппер — не самый идеальный транспорт для города, но как быть тем, кому по душе именно этот класс мотоциклов? Как всегда, решение есть! Ведь помимо многочисленных крупных чопперов и круизеров, широких и тяжёлых, существуют и более компактные модели, причём не всегда компактность идёт рука об руку с небольшой мощностью. Итак — чоппер для езды по городу, какой же он?
Конечно, он небольшой, не слишком длинный и не слишком широкий. Сразу на ум приходит семейство Suzuki Intruder — VS 400, VS 750/800, VS 1400. Последние две модели также встречаются и под названиями Boulevard S50 и Boulevard S83. Чем же они так хороши? Ну, на самом деле, для города они действительно неплохи. «Интрудеры» старых моделей — тощие, узкие, поджарые, что позволяет им прошивать городские пробки легко и ненапряжно. Далеко не каждый чоппер может похвастаться тем, что чувствует себя в городе так же хорошо, как они. Сам мотоцикл, о котором идёт речь, вы можете увидеть на фото выше. Если же вы положите глаз на «Интрудер», то стоит определиться с кубатурой. На самом деле, для города хватит и 400 кубов. Хотя 750/800 VS Intruder построены на той же базе, и не отличаются от 400-кубового собрата размерами, так что можно рассмотреть и их. Ну а любителям впечатляющей мощности на правой ручке можно посоветовать «Интрудер 1400», но не забывайте, что много лошадиных сил и момента успешно сочетаются в этом чоппере с не самыми хорошими тормозами. Может, стоит сперва обратить внимание на чуть менее кубатурную версию? Тормоза для города критичны.Ещё один вариант из числа достаточно бюджетных — Yamaha Virago. Если даже не рассматривать в этой статье стоящие особняком 125-кубовые и 200-кубовые версии «Вираг», то остаются модели о 400, 535, 750 и 1100 кубах. Все они лёгкие, компактные, с небольшой колёсной базой, и при этом узкие — чем не идеальный чоппер для города?
Узкая для чоппера задняя покрышка (130мм у 750/1100 «Вираго», приближенная к классической посадка, небольшой угол наклона вилки и низкий центр тяжести делают этот мотоцикл отлично подходящим для городской езды. Хотя, строго говоря, Virago — не чоппер, а нечто среднее между классиком и чоппером. Но для города этот мотоцикл подходит просто отлично, в силу небольшого веса и отменной управляемости.
Что же касается предпочитаемой кубатуры, то здесь всё зависит от бюджеты и опыта. Даже литровый чоппер этой модели достаточно лёгок и компактен, но для новичка литрового мотоцикла может оказаться многовато, а вот построенные на одной базе 400-кубовая и 535-кубовая версии будут в самый раз.
Для тех же, у кого есть опыт и более толстый кошелёк на роль чоппера для города отлично подойдёт Harley-Davidson Sportster, любой кубатуры, 883 или 1200 куб. см., и в любой из своих многочисленных модификаций. Но не зря мы чуть выше упомянули опыт! Без него на американского зверя садиться не стоит. Пусть вас не обманывают его скромные размеры и небольшая заявленная мощность — он рвёт с места так, что оставляет позади большинство собратьев.
Неоспоримое достоинство этого чоппера — в городе он чувствует себя, как рыба в воде. Узкий, действительно узкий, короткий, он обладает взрывным характером и подойдёт опытным любителям агрессивной езды. Стоит только учитывать, что Sportster субъективно кажется относительно тяжёлым. Относительно — потому что он тяжелее. в т.ч. субъективно, других упомянутых выше мотоциклов, но всё равно существенно легче многих других массивных круизеров.
Если же бюджет ограничен, но хочется чоппер, и ездить вы на нём преимущественно по городу, то оптимальным вариантом будет покупка 400-кубового мотоцикла. Здесь открывается полный простор для фантазии, и всё зависит от ваших личных предпочтений. Можно остановить свой выбор на подержанном японце, благо этот выбор будет огромен. Ну а можно присмотреться к новеньким китайским мотоциклам, которые встанут примерно в ту же цену.
Рассуждать о достоинствах и недостатках старых японских и новых китайских чопперов можно бесконечно, но стоит вспомнить, для чего мотоцикл приобретается — для города, а не для покорения дальних неизведанных просторов. И очень хорошей идеей будет примериться лично ко всем заинтересовавшим вас моделям, сравнить удобство посадки, вес мотоциклов, их габариты… Всё просто. Когда речь идёт о городском мотоцикле, то тут чем компактнее — тем лучше. И в этой номинации чопперы объёмом в 400 кубов явно лидируют. Единственные сравнимые с ними по размерам более кубатурные модели мы подробно рассмотрели выше. А что именно выбрать — решать вам.
Вконтакте
Одноклассники
LiveJournal