Раньше | |||
06.09.2019 Сентябрь | Буран — ХК Тамбов | 1:2 | |
08.09.2019 Сентябрь | Буран — Динамо Тв | 3:2 | |
10.09.2019 Сентябрь | Буран — СКА-Нева | 4:5 | |
12.09.2019 Сентябрь | Буран — Динамо СПб | 2:4 | |
14.09.2019 Сентябрь | Буран — Ростов | 5:0 | |
19.09.2019 Сентябрь | Ростов — Буран | 3:1 | |
21.09.2019 Сентябрь | ХК Тамбов — Буран | 3:2 | |
25.09.2019 Сентябрь | Сарыарка — Буран | 4:0 | |
27.09.2019 Сентябрь | Номад — Буран | 2:1 | |
29.09.2019 Сентябрь | Торпедо У-К — Буран | 2:3 | |
02.10.2019 Октябрь | Металлург — Буран | 6:3 | |
08.10.2019 Октябрь | Буран — Молот-Прикамье | 1:3 | |
10.10.2019 Октябрь | Буран — Ижсталь | 4:2 | |
12.10.2019 Октябрь | Буран — Нефтяник | 2:1 | |
14.10.2019 Октябрь | Буран — Торос | 2:3 | |
19.10.2019 Октябрь | Звезда — Буран | 3:2 | |
21.10.2019 Октябрь | Химик — Буран | 3:2 | |
23.10.2019 Октябрь | Хумо — Буран | 6:2 | |
28.10.2019 Октябрь | Буран — Дизель | 4:3 | |
30.10.2019 Октябрь | Буран — Лада | 0:2 | |
01.11.2019 Ноябрь | Буран — ЦСК ВВС | 2:6 | |
05.11.2019 Ноябрь | ОРДЖИ — Буран | 5:4 | |
07.11.2019 Ноябрь | КРС-БСУ — Буран | 2:4 | |
09.11.2019 Ноябрь | Ценг Тоу — Буран | 2:3 | |
13.11.2019 Ноябрь | Буран — ХК Рязань | 4:1 | |
15.11.2019 Ноябрь | Буран — Барс | 2:4 | |
17.11.2019 Ноябрь | Буран — Торпедо-Горький | 3:2 | |
22.11.2019 Ноябрь | Ростов — Буран | 1:4 | |
26.11.2019 Ноябрь | Буран — ХК Тамбов | 1:4 | |
30.11.2019 Ноябрь | Сокол — Буран | 5:1 | |
02.12.2019 Декабрь | Ермак — Буран | 5:2 | |
05.12.2019 Декабрь | Югра — Буран | 2:3 | |
07.12.2019 Декабрь | Рубин — Буран | 3:0 | |
12.12.2019 Декабрь | Буран — Зауралье | 2:3 | |
18.12.2019 Декабрь | Буран — Челмет | 2:1 | |
23.12.2019 Декабрь | ХК Рязань — Буран | 0:1 | |
25.12.2019 Декабрь | Барс — Буран | 4:3 | |
27.12.2019 Декабрь | Торпедо-Горький — Буран | 2:5 | |
07.01 Январь | Буран — Ценг Тоу | 5:3 | |
09.01 Январь | Буран — КРС-БСУ | 3:4 | |
11.01 Январь | Буран — ОРДЖИ | 5:4 | |
16.01 Январь | ЦСК ВВС — Буран | 3:2 | |
18.01 Январь | Лада — Буран | 3:1 | |
20.01 Январь | Дизель — Буран | 1:0 | |
25.01 Январь | Буран — Хумо | 1:2 | |
27.01 Январь | Буран — Химик | 2:3 | |
29.01 Январь | Буран — Звезда | 0:4 | |
31.01 Январь | Буран — Южный Урал | 3:1 | |
05.02 Февраль | Буран — Горняк | 2:3 | |
07.02 Февраль | Буран — Ростов | 0:2 | |
12.02 Февраль | Динамо СПб — Буран | 2:0 | |
14.02 Февраль | СКА-Нева — Буран | 3:0 | |
16.02 Февраль | Динамо Тв — Буран | 4:1 | |
18.02 Февраль | ХК Тамбов — Буран | 1:3 |
Буран (хоккейный клуб) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2018; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2018; проверки требуют 14 правок.«Бура́н» — клуб хоккея с шайбой из города Воронежа. Основан в 1977 году. Выступает в ВХЛ.
До 2010 года[править | править код]
26 ноября 1977 года воронежский «Буран» дебютировал в первенстве СССР класса Б. С образованием команды «Буран» наступила новая эра хоккея с шайбой в Воронеже. С 1979 по 1992 годы выступал во второй и первой лигах СССР. С 1992 по 1996 годы «Буран» выступал в открытом первенстве России и чемпионате России. В апреле 1996 года клуб был переименован в ХК «Воронеж». В 1996—2004 годах команда принимала участие в Высшей лиге чемпионата России по хоккею с шайбой. В 2004 году из-за недостатка финансирования ХК «Воронеж» был вынужден покинуть Высшую лигу и продолжить выступление в Первой лиге. С сентября 2006 года команде вернули историческое название «Буран», и она в настоящее время выступает в Высшей хоккейной лиге.
Сезон 2010/2011[править | править код]
3 августа 2010 г. начинается новая веха в истории воронежского хоккея. Хоккейный клуб начинает отдельное существование в виде некоммерческого партнерства — НП ХК «Буран». Директором клуба становится Ткачев Сергей Николаевич. Спустя 22 года новую команду вновь возглавляет Виктор Иванович Семыкин. Тренеры клуба — Геннадий Геннадьевич Ефимов, Евгений Викторович Семыкин. МУ ХК «Воронеж» прекращает своё существование.
В сезоне 2010/11 «Буран» завершил регулярный чемпионат, заняв 3 место в турнирной таблице, и в серии плей-офф стал чемпионом Кубка Первенства (регион «Центр»), обыграв в 1/4 финала «Титан» (счёт в серии 3:0), в полуфинале — ТХК (счёт в серии 3:1) и, наконец, одержав победу в финале над ХК «Липецк» (счёт в серии 3:1).
Сезон 2011/2012[править | править код]
Сезон 2011/12 увенчался выдающейся рекордной выигрышной серией: «ураганные» парни одержали 39(!) побед подряд, начиная с матча против глазовского «Прогресса» 2 октября и заканчивая матчем против ТХК 18 декабря 2011 года. В течение всего регулярного чемпионата команда находилась на первой строчке в турнирной таблице и являлась безоговорочным фаворитом. В серии плей-офф воронежский клуб второй раз подряд стал обладателем Кубка, победив в четвертьфинале ХК «Белгород» (счёт в серии 3:0), в полуфинале — «Кристалл» (счёт в серии 3:0), а в финале — ТХК (счёт в серии 3:1). 30 мая 2012 года хоккейный клуб был принят в состав ВХЛ.
Сезон 2012/2013[править | править код]
Участвуя в Высшей хоккейной лиге первый год «ураганные» по окончанию регулярного чемпионата заняли седьмое место, а самое главное, впервые команда города Воронежа стала серебряным призёром чемпионата ВХЛ.
В серии плей-офф 1/8 финала воронежский клуб «Буран» попал на ярославский «Локомотив» и со счётом в серии 3:2 победил. В четвертьфинале для победы над «Спутником» из Нижнего Тагила было затрачено максимальное количество встреч — семь. Итог серии 3:4 в пользу «ураганных». Выход в полуфинал плей-офф означал невиданный успех в истории воронежского хоккея. Но в 1/2 финала проиграл серию будущему обладателю «Братины» «Торосу» 0:4. Попавшим в полуфинал воронежцам достались серебряные медали чемпионата Высшей хоккейной лиги, потому что «Сарыарка» как иностранная команда билась только за «Братину».
Лучшим нападающим Высшей хоккейной лиги в сезоне-2012/13 стал Павел Копытин, представляющий воронежский «Буран».
- Обладатель золотых медалей и Кубка региона «Центр» первенства России среди клубных команд 2011 г.
- Обладатель золотых медалей Дивизиона «Запад» РХЛ 2012 г.
- Серебряный призёр чемпионата ВХЛ 2013 г.
В январе 1986 года состоялось открытие главной хоккейной арены Воронежской области — Дворца спорта «Юбилейный», в котором проходят все домашние матчи «Бурана».
- И.о. главного тренера Бирюков, Михаил Олегович с 3.10.2019
- Воронов Сергей Иванович с декабря 2017
- Федоров Евгений Юрьевич (с 29.08.2017 по 12.17 гл.тр, с декабря тренер)
- Трофимов Александр Викторович
Данные приведены по состоянию на 3 января 2020 года. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
«Буран»: триумф и трагедия
Тридцать лет назад ракета «Энергия» вывела на орбиту многоразовый космический корабль «Буран». Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» приземлился в автоматическом режиме на Байконуре. Первый полет оказался единственным
Ранним утром 15 ноября 1988 года на Байконуре шел дождь со снегом, порывы шквалистого ветра пытались пробить брешь в низких густых облаках. Установленный на стартовом столе комплекс «Энергия—Буран» подсвечивали ослепительно белые лучи прожекторов. В 5:50 на КП была дана команда «Пуск», и спустя мгновение ракета, самая мощная из когда-либо созданных человеком, с оглушительным ревом начала поднимать ввысь прилепленный к ней сбоку космоплан.
Предтечи
Идея строительства космического корабля многоразового использования возникла в СССР в конце 1950-х как ответ США, которые в 1957 году начали разрабатывать космический бомбардировщик X-20 Dyna-Soar. Помимо ведения разведки он должен был уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить ядерные удары по целям на Земле.
Именно тогда в документах Министерства обороны СССР появилось первое упоминание о «космолетах» — аппаратах типа самолетов, которые были бы способны летать на чрезвычайно больших скоростях (свыше 10 чисел Маха) и высотах свыше 60 километров. Исходя из этого техзадания ведущие авиастроительные КБ разработали несколько вариантов такого рода аппаратов. Это были самолет «136» (Ту-136, или проект «Звезда) и его орбитальный вариант самолет «137» (Ту-137, или проект «Спутник») разработки ОКБ Туполева, а также система «Спираль», разрабатывавшаяся в ОКБ Микояна.
Число Маха — отношение скорости течения в данной точке газового потока к местной скорости распространения звука в движущейся среде. Названо по имени австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838—1916). В упрощенной формулировке число Маха — это истинная скорость в потоке (то есть скорость, с которой воздух обтекает, например, самолет), деленная на скорость звука в конкретной среде. У поверхности Земли M = 1 соответствует скорости 340 м/с, или 1224 км/ч. На высоте 11 км одному Маху будет соответствовать скорость около 295 м/с, или 1062 км/ч.
Пилотируемый Ту-136 предназначался для одновиткового полета вокруг Земли с последующей посадкой, а беспилотный Ту-137 — для нескольких витков с последующей планирующей посадкой на взлетно-посадочную полосу аэродрома.
В проекте «Звезда» прорабатывался вариант вывода ракетоплана на орбиту с помощью авиационно-космической системы, первая ступень которой представляла собой стратегический сверхзвуковой самолет, а вторая ступень — баллистическую ракету воздушного базирования с ракетопланом вместо головной боевой части.
Но самым большим успехом стала разработка системы «Спираль», которая в будущем станет прообразом «Бурана». Идея ее заключалась в том, что мощный воздушный корабль-разгонщик взлетает с аэродрома и затем разгоняется до шестикратной скорости звука. После этого с его «спины» на высоте 28–30 км стартует десятитонный пилотируемый орбитальный самолет.
Проект «Спираль» продвинулся наиболее далеко среди своих «одноклассников», но до реальных летных испытаний дело, увы, не дошло. Приоритет в то время отдавался разработке и строительству мощных межконтинентальных баллистических, а затем и космических ракет, которыми занимался Сергей Королев и другие конструкторы, считавшие их более перспективными, чем многоразовые космические корабли. Ракеты были просты в проектировании, намного дешевле в производстве, постоянно были готовы к пуску.
МИГ-105-11 «Спираль». Дозвуковой самолёт-аналог орбитального самолёта
Wikipedia
Наш ответ шаттлам
Но в начале 1970-х ситуация изменилась: Америка решила сделать ставку на создание многоразовых средств выведения в космос, которые должны были заменить все существующие у них к тому времени одноразовые носители. Пятого января 1972 года президент США Ричард Никсон объявил о начале создания многоцелевого транспортного космического корабля Space Shuttle («Космический челнок») в рамках программы NASA «Космическая транспортная система». Он должен был сновать между Землей и околоземной орбитой, доставляя в обе стороны полезные грузы гражданского назначения.
В 1957 году в США началась разработка пилотируемого космоплана X-20 Dyna Soar, который помимо ведения разведки должен был уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить ядерные удары по целям на Земле
Первый шаттл полетел 12 апреля 1981 года. Корабль изначально строился как пилотируемый аппарат, поскольку предполагалось, что он должен будет находиться на орбите две недели, соответственно требовались люди для проведения исследований, монтажных и ремонтных работ.
Идея использовать шаттлы для военных целей была, но от нее отказались (по крайней мере, на словах). Однако в СССР усомнились в правдивости намерений американского руководства. Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты.
Проведенные в военных НИИ и в Институте прикладной математики под руководством президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша экспертизы и аналитические исследования привели к заключению, что «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР».
Разработчик «Спирали» генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский
buran.ru
Исходя из этого, было решено создать советский аналог шаттла, благо определенный задел к тому времени уже имелся. Седьмого февраля 1976 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы в рамках работы над программой «Энергия — Буран».
Надо сказать, что поначалу отношение у руководителей страны и специалистов к этому проекту было неоднозначное. Понадобились десятки совещаний и сотни дополнительных экспертиз, чтобы убедиться в целесообразности создания такого аппарата. Разработчик «Спирали» генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский выступал за строительство; главный двигателист наших ракет генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин Глушко и министр авиационной промышленности Александр Дементьев были против. Решающую роль сыграла позиция военных и лично министра обороны, члена Политбюро ЦК КПСС влиятельнейшего Дмитрия Устинова, видевшего в американских шаттлах угрозу безопасности страны.
Идея системы «Спираль» заключалась в том, что мощный воздушный корабль-разгонщик взлетает с аэродрома и затем разгоняется до шестикратной скорости звука. После этого с его «спины» на высоте 28–30 км стартует пилотируемый орбитальный самолет
Неудивительно в этом контексте, что «Буран» изначально имел военное предназначение. Одной из основных задач многоразового корабля была доставка в ближний космос боевых орбитальных аппаратов типа «Скиф» и «Каскад», которые должны были лазерным или ракетным оружием уничтожать баллистические ракеты и космические аппараты противника.
Помимо этого планировалось уничтожение целей на Земле, для чего предполагалось использовать орбитальные головные части ракеты Р-36ОРБ, которые размещались бы на его борту. Боевой блок имел термоядерный заряд мощностью 5 Мт. Всего «Буран» мог взять на борт до пятнадцати таких блоков. Были предложения разместить четыре револьверные установки внутри грузового отсека, каждая из которых могла нести пять ракет, которыми можно было наносить удары из космоса.
Недосягаемая «Энергия»
Выводить «Буран» в космос должна была до сих пор никем не превзойденная по мощности из летавших ракета-носитель «Энергия». Специально для «Энергии» КБ «Энергомаш» под руководством Валентина Глушко спроектировало кислородно-керосиновый двигатель РД-170 — самый мощный жидкостный реактивный двигатель в мире, имевший тягу 7257 кН у Земли. Для сравнения: двигатель F1 американской лунной ракеты Saturn-V имел околоземную тягу 6869 кН.
Стартовая тяга Saturn-V, творения Вернера фон Брауна, отца американской лунной программы, обеспеченная пятью F1 первой ступени, составляла 34,3 мH, в то время как «Энергия» при старте развивала тягу 35,1 мН. Ее обеспечивали четыре четырехкамерные РД-170 первой ступени (работали первые 150 секунд полета), расположенные в четырех «сигарах» по бокам ракеты вокруг более массивного центрального блока, и четыре однокамерные РД-0120 второй ступени (работали первые 500 секунд полета), расположенные внизу центрального блока.
Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты
Номинальная стартовая тяга советской лунной ракеты h2 была еще выше — 45,3 мH, но все четыре ее старта в 1969–1972 годах оказались неудачными, а в 1974-м все работы по советской лунной пилотируемой программе были свернуты. Одной из главных причин неудачи проекта h2 стала недостаточная единичная мощность двигателей НК-15, разработанных для этой ракеты Куйбышевским моторным заводом под руководством Николая Кузнецова, в результате чего первую ступень пришлось оснащать тридцатью двигателями, добиться устойчивой синхронной работы которых так и не удалось (Глушко отказался разрабатывать двигатели для Н1, разойдясь с Королевым по поводу типа используемого топлива).
Наследством, полученным от «Энергии», космонавтика пользуется и сейчас. Двигатели РД-180 экспортируются в Америку и используются на первой ступени ракеты Atlas-V (для них прописано специальное исключение во всеобъемлющем санкционном законе CAATSA 2017 года), а РД-191 работают на российских ракетах «Ангара». Оба изделия — прямые наследники РД-170, правда, существенно менее мощные.
«Энергия» совершила всего два полета — второй с «Бураном», а первый за полтора года до этого, в мае 1987-го. Тогда в качестве полезной нагрузки на ракету-носитель был установлен габаритно-массовый макет еще одной пионерной военной разработки — 77-тонной боевой лазерной орбитальной платформы «Скиф» (другое название — «Полюс»). Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров, но процесс его самостоятельной ориентации пошел нештатно, и он так и не смог выйти на заданную орбиту, рухнув в итоге в Тихий океан.
Улучшенный клон
Создателей «Бурана» нередко упрекают в том, что он был скопирован с американского шаттла. Отрицать внешнее сходство кораблей трудно — наложенные друг на друга чертежи изделий (это упражнение виртуально демонстрируют посетителям музея «Бурана» на ВДНХ в Москве) позволяют уловить лишь непринципиальные отличия в силуэте фюзеляжа и крыльев космопланов. Собственно, сам по себе факт заимствований принципиальной схемы космолета никто и не скрывал. По мнению Валентина Глушко, сложившаяся конфигурация шаттла уже хорошо себя зарекомендовала и изобретать что-то новое не было необходимости. Кроме того, в условиях продолжающейся гонки вооружений, отставание в которой было недопустимым для каждой из сторон, на самостоятельные изыскания уже не хватало времени. Лозино-Лозинский в одном из поздних интервью признавал, что «челнок пришлось скопировать (чертежи достали разведчики ГРУ), поскольку времени нам давалось мало».
«Энергия» совершила всего два полета — второй с «Бураном», а первый — за полтора года до этого, в мае 1987-го. Тогда в качестве полезной нагрузки на ракету-носитель был установлен габаритно-массовый макет боевой лазерной орбитальной платформы «Скиф»
Несмотря на то что внешне «Буран» был почти точной копией американского шаттла, конструкционного и технологического эксклюзива в советском космоплане было предостаточно.
Во-первых, он мог садиться на Землю в автоматическом режиме, без участия человека; во-вторых, у него не было маршевых или разгонных двигателей; в-третьих, имелась система экстренного спасения экипажа и, в-четвертых, на орбиту он мог выводить на пять тонн больше полезного груза, чем его заокеанский прототип.
Управляли кораблем уникальная специальная автономная система и радиотехническая система «Вымпел», разработанные Всесоюзным научно-исследовательским институтом радиоаппаратуры. В их задачу входили высокоточные измерения на борту навигационных параметров и обеспечение спуска и автоматической посадки, включая пробег по полосе до места остановки.
Особое значение имела защита корабля от высоких температур. Тепловая защита «Бурана» была изготовлена под руководством Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ) на Тушинском машиностроительном заводе при участии специалистов НПО «Молния» и ОНПП «Технология». По целому ряду характеристик (прочность плитки, аэродинамическое качество, степень черноты и каталитичность покрытия) она значительно превосходила американский аналог, разработанный для шаттлов. В ходе полета «Бурана» из 37 500 плиток теплозащиты лишь шесть были утеряны и около 100 повреждены при посадке. При первом же полете американского корабля, согласно разным источникам, было утеряно от 14 до 37 теплозащитных плиток и повреждено в два — два с половиной раза больше, чем на «Буране».
Для предотвращения передачи температуры от наиболее температурно нагруженных углеродных элементов орбитального корабля к силовым конструкциям из металла и в целях компенсации температурных расширений разнородных материалов использовались керамические «отсечные мосты». Они были созданы на ОНПП «Технология» на основе нитрида кремния. С помощью «отсечных мостов» осуществлялось крепление носового обтекателя и секций крыла корабля к силовым элементам планера.
При приземлении «Буран» был разогрет до 1000 °C и выше. И если бы он не охлаждался, вся аппаратура пришла бы в негодность. Поэтому на орбитальном корабле была предусмотрена система наддува и вентиляции, которая снабжала воздухом все элементы космического корабля. В ее безупречной работе немалая заслуга «Технологии», изготовившей тонкостенные герметичные трубопроводы для системы воздушного термостатирования орбитального корабля, обеспечив все требования по минимизации их веса. Общий метраж системы термостатирования «Бурана» составил 200 метров.
Очень хорошо была продумана система безопасности. Экипаж «Бурана» мог в экстренной ситуации катапультироваться либо отделить корабль от ракеты-носителя
Очень хорошо была продумана система безопасности. Экипаж «Бурана» мог в экстренной ситуации катапультироваться либо отделить корабль от ракеты-носителя (в шаттлах этого предусмотрено не было).
За тридцать лет работы программы Space Shuttle (1981–2011) было совершено 135 запусков с 852 членами экипажа на борту. За время эксплуатации «челноков» было две аварии: 28 января 1986 года произошла катастрофа шаттла «Челленджер», а 1 февраля 2003-го года — шаттла «Колумбия». В обоих случаях погибли все члены экипажа, в общей сложности 14 астронавтов.
Для вывода «Бурана» в космическое пространство использовалась отдельная ракета-носитель, благодаря этому удалось снизить его вес на восемь тонн, увеличив, таким образом, объем полезного груза, который можно было бы взять на борт. Конструкция шаттла состояла из двух твердотопливных ускорителей и самого корабля с тремя маршевыми двигателями, а также подвесного топливного отсека. В итоге шаттл мог взять на борт до 25 тонн груза при полете в космос и до 15 тонн при спуске на Землю, а «Буран» мог брать на борт груз весом 30 тонн, а при спуске — 20 тонн. Максимальное время полета «Бурана» составляло 30 суток, он мог взять на борт до десяти человек. У шаттла эти показатели были ниже: 20 суток и восемь человек. «У нас изначально вопрос стоял иначе: сделать как минимум не хуже, чем у них, а желательно — лучше», — вспоминал Вахтанг Вачнадзе, с 1977 по 1991 год возглавлявший НПО «Энергия» и координировавший работы по проекту «Энергия — Буран»
Конструктивно-компоновочная схема многоразового космического корабля «Буран»
buran.ru
Неожиданный вираж
Не менее увлекательной историей стал сам полет корабля. Пилотный запуск было решено провести в беспилотном режиме: с одной стороны, это позволяло исключить риск для экипажа, с другой — давало возможность протестировать всю автоматику. «Буран» набили датчиками, камерами и приборами, а заодно и дублирующими системами безопасности на случай, если придется спасать аппарат.
Согласно первоначальным планам пуск «Бурана» был назначен на 29 октября 1988 года. Но меньше чем за минуту до старта произошло непредвиденное ЧП: не прошло нормальное отведение площадки с приборами. После устранения проблемы было принято решение перенести старт на 15 ноября, и он тоже чуть не сорвался из-за погоды: на Байконур надвигался циклон, было передано штормовое предупреждение. Но руководитель полетов Владимир Гудилин после короткого совещания принял окончательное решение: лететь!
Без десяти шесть утра ракета-носитель «Энергия» оторвалась от земли. Полет проходил штатно, его сопровождали самолеты, с которых велась съемка всех деталей полета — вплоть до отделения ступеней ракеты-носителя. Сделав запланированные два витка вокруг Земли, «Буран» успешно долетел до аэродрома и начал заходить на посадку. Она обещала быть непростой из-за отвратительной погоды.
Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло
Внезапно корабль совершил неожиданный маневр. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло. Как вспоминал один из сотрудников, находившийся тогда на Объединенном командно-диспетчерском пункте, «в момент неожиданной смены курса судьба “Бурана” буквально висела на волоске, и отнюдь не по техническим причинам. Когда корабль заложил левый крен, первая осознанная реакция руководителей полета была однозначной: “Отказ системы управления! Корабль нужно подрывать!” Ведь на случай фатального отказа на борту “Бурана” размещались тротиловые заряды системы аварийного подрыва объекта, и казалось, что момент их применения наступил.
Спас положение заместитель Главного конструктора НПО “Молния” по летным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблем на участке снижения и посадки. Он предложил немного подождать и посмотреть, что будет дальше». И действительно, когда уже после приземления стали разбираться, выяснилось, что такой вариант был заложен в программу в качестве одного из многих. Правда, вероятность выбора этого варианта составляла всего три процента.
Позже, анализируя посадку «Бурана», специалисты пришли к выводу: автоматизированная система управления выбрала наилучшее решение. Штатной посадке по заложенной программе мешал сильный ветер, и автоматизированная система управления самостоятельно рассчитала новую траекторию. А сама посадка оказалась настолько мягкой, что тормозные парашюты сработали с небольшой задержкой. Это был потрясающий успех, корабль выполнил все нужные маневры и успешно приземлился. Все находившиеся в тот момент на космодроме ликовали.
Судьба летавшего в космос корабля «Буран» оказалась трагической. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре
Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьезно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой еще два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также построены или усилены ВПП еще в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия».
Запуск «Бурана» стал большой неожиданностью для Запада и США, где открыто признали, что Советский Союз опередил их в космической гонке. Сотрудник Университета Джорджа Вашингтона доктор Джон Логсдон в прямом эфире компании ABC заявил: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными для США даже тогда, когда вновь начнутся полеты американских космических кораблей многоразового использования. Для того чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет».
Сборка ракетоплана «Буран» на Тушинском машиностроительном заводе в Москве
ОНПП «Технология»
Трагический финал
Проект «Буран» предусматривал проведение целого ряда беспилотных полетов. Первый из них должен был состояться в конце 1991 года, еще два — в 1993-м и 1994-м. Длительность пребывания «Бурана» в космосе должны были увеличить. И поставить перед ним еще более сложные, чем возвращение на аэродром, задачи. Например, автоматическое сближение и стыковку с орбитальным комплексом «Мир». Но самое интересное должно было начаться потом. На борту космического «челнока» с пятого по восьмой полет предусматривалась работа экипажа. Правда, в целях безопасности было решено отправить только двоих летчиков-космонавтов. Примерная дата пилотируемого полета не была названа, но ожидалось, что это событие произойдет не позже 1994–1995 годов.
Однако в 1993 году проект окончательно свернули. И на то были свои причины. Экономически он оказался не очень эффективным: стоимость вывода на орбиту одного килограмма полезного груза у многоразовых кораблей его класса составляла тогда примерно 20 тыс. долларов, а у одноразовых носителей — от 6 до 15 тыс. долларов. Да и для экономики в целом он оказался очень дорогим. «Приведу один пример: при старте необходимо было охлаждать бетонный лоток, куда уходят раскаленные до 3500 градусов газы. Для этого пришлось отвести воды Сырдарьи в рукотворное подземное озеро. А расход воды при запуске — больше, чем у всех фонтанов Петергофа! Вот и считайте затраты…» — писал в своих воспоминаниях Станислав Аксенов, один из участников проекта.
Изменилась и международная обстановка: провозглашенный Михаилом Горбачевым отказ от продолжения гонки вооружений, в том числе в космосе, делал «Буран» ненужным, так как реальных гражданских задач, которые челнок решал бы эффективнее привычных одноразовых космических систем, не просматривалось.
Судьба летавшего в космос корабля «Буран» оказалась трагической. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.
Помимо слетавшего изделия под номером 1.01 было изготовлено четыре корабля (два из них не полностью) и девять полноразмерных макетов «Бурана» для проведения динамических, электрических, аэродромных и других испытаний. Самый знаменитый из них — корабль «Буран» на ВДНХ, который является частью интерактивного музейного комплекса, посвященного этому многоразовому ракетоплану.
Из восьмерки пилотов «первого призыва» — «Волчьей стаи» — в живых сегодня нет никого. Все, за исключением командира, погибли в авиакатастрофах или от их последствий, причем шесть человек — еще до полета «Бурана»
Другой известный макет был изготовлен в виде самолета — аналога «Бурана» и работал на четырех твердотопливных двигателях, что давало возможность взлетать с обычного аэродрома. Аппарат использовался для летных испытаний в атмосфере, был показан на шоу Международного авиационно-космического салона. Потом его передавали в лизинг сначала австралийской компании, потом сингапурской. В апреле 2008 года макет купил за десять миллионов евро Герман Лайр для своего технического музея в Шпайере (Германия), где космический корабль «Буран» до сих пор является одним из самых интересных экспонатов.
Судьба оказалась немилосердной не только к слетавшему «Бурану». Злой рок преследовал и пилотов, так и не отправившихся на нем в космос (атмосферные полеты на макетах корабля отрабатывались неоднократно). Первым руководителем элитного отряда летчиков-испытателей, набранных в 1977 году для подготовки к полетам на «Буране», был назначен Игорь Волк. В отряд вошли Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Фамилия командира дала новому отряду неофициальное, но тут же подхваченное всеми название — «Волчья стая». Из этой восьмерки в живых сегодня нет никого. Все, за исключением командира, погибли в авиакатастрофах или от их последствий, причем шесть человек — еще до полета «Бурана», что стало дополнительным аргументом в пользу беспилотного варианта его первого запуска. Сам Волк умер в прошлом году в возрасте 79 лет. Безвременно ушли из жизни и трое из семи летчиков второго набора «бурановского» отряда.
***
В марте 2018 года занимавший тогда пост вице-премьера Дмитрий Рогозин поручил возобновить программу многоразовых космических кораблей на новой технологической основе.
04.01.2017
| Скончался Игорь Петрович Волк… Сегодня ночью не стало заслуженного летчика-испытателя СССР, летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, командира отряда летчиков-испытателей ЛИИ, учивших летать Буран и готовившихся летать на нем в космос — Игоря Петровича Волка… Игорь Петрович Волк… Каким он был? Великий человек для каждого свой, особенный и неповторимый. Таким он был и для меня — я и моя семья знали его таким, каким не знал его никто — мы были с ним близко знакомы, и здесь много личных воспоминаний. Я не знал его по его работе, мы познакомились с ним гораздо позже, в начале «нулевых» годов, и меня он знал как историка и автора нашего сайта buran.ru. Началось с интервью, которых потом было много. Мы сошлись ближе, и потом уже много общались в самой разной обстановке, в разных местах и при разных обстоятельствах. Неоднократно вместе ездили за границу. Я знал его семью, он мою, я бывал у него дома. Каким я его помню… Добрым, искренним, человечным, очень интересным рассказчиком. Настолько интересным и одновременно простым в общении, что поневоле забывалось, что он за человек. Мне сложно о нем говорить в прошедшем времени, не могу еще в это поверить, разум не принимает… Последнее время мы встречались не часто, но всякий раз — как близкие друзья. Он никогда не делал разницы ни в возрасте, ни в статусе… Обнимались, говорили о личном, о близких… Он был уникальным человеком. Очень-очень теплым, по-отечески заботливым. Я расскажу вам несколько эпизодов, чтобы было понятно, каким он был для меня.
…В конце сентября 2008 года летим вместе на открытие космической экспозиции крупнейшего технического музея в немецком городе Шпайер. Я его спрашиваю в самолете, заслуженного летчика-испытателя, летавшего всю жизнь: — Что вы чувствуете сейчас, в летящем самолете? Его ответ меня тогда поразил: — Ничего.
…На открытии космической экспозиции, основой которой стал самолет-аналог «Бурана» — изделие БТС-002 ОК-ГЛИ, на котором и летал Игорь Петрович, он был центром всех событий, настоящей звездой. И меня поражала его скромность. Было видно, что человек совсем не избалован вниманием прессы, телевидения. Смущался, тушевался, оставаясь абсолютно непосредственным и искренним. Сотни гостей, включая бургомистров и послов, банкиров, предпринимателей смотрели на Волка благоговейно, как на живую легенду, как на Бога — он смущался, краснел, немного растерянно улыбался… В нашей стране на Героев так давно не смотрят, у нас живые легенды не в чести… Я видел, как разодетые в меха и бриллианты люди, выходя из длинной вереницы подъезжавших Майбахов, становились в очередь, чтобы просто пожать Волку руку… За день до начала церемонии мы осматривали экспозицию музея, и в частности, стоящие рядом наш Ту-144 и англо-французский «Конкорд». Посмотрев на самолеты, Волк заявил мне: — В Ту-144 не пойду, неинтересно. Отведи меня (он тогда уже плохо ходил) в «Конкорд». Я удивился — почему неинтересно? Он отвечает: — Я на нем столько налетал! Я его неоднократно двигателей сажал. Там для меня ничего интересного нет — другое дело «Конкорд»! Мы стояли под махиной Ту-144, я поднял голову на эти многие десятки тонн крылатого металла над головой, и попытался просто представить себе — как это можно такую колоссальную птицу-бесхвостку сажать… без двигателей?! Тут подходит моя жена (я был с семьей) и говорит — а я хочу в Ту-144! Волк хитро улыбнулся, и согласился — пойдем! Поднимаемся в Ту-144, проходим через весь салон в кабину, которую только для нас открывает сопровождающий. Моя жена залазит в кресло правого пилота, оглядывается по сторонам, трогает штурвал, смотрит вниз под ноги и спрашивает, поворачиваясь к нам: — А почему здесь две педали? Я начал было подбирать слова для ответа, но меня опередил Игорь Петрович: — Танечка, это ж автомат! Это газ и тормоз. Вот видишь слева от тебя ручка переключения (показывает на счетверенный РУД) коробки передач? Смотри — вот это паркинг, это задний ход, нейтралка и драйв вперед! И, хитро улыбаясь, смотрит на меня…
Вечером в отеле выдалось свободное время, и Волк сел играть в подкидного с моими детьми. Я сидел рядом, тянул пиво и наблюдал за ними. Это было потрясающее. Играя с детьми, Игорь Петрович сам был ребенком — выигрывая, он радовался, весело хлопая в ладоши, ерзал от удовольствия в кресле и притоптывал ногами, а когда проигрывал — искренне обижался, надувал губы и непременно требовал отыграться. Поразительная непосредственность! Летчик-испытатель, Герой Советского Союза… Ему было столько же лет, сколько моим детям — они втроем веселились, смеялись, шутили, подкалывали друг друга…
4 октября 2008 года у нас с ним состоялся самый серьезный разговор по душам — мы с ним, вдвоем, выпивали. Сначала я думал, что мы просто отметим годовщину запуска первого Спутника. А оказалось, что для Волка это «черный» день — годовщина гибели на летно-испытательной работе его близкого друга… Он вообще был интересным человеком — день рождения 12 апреля (он мне всегда говорил: «Вадим, 12-го не звони — не дозвонишься, звони на другой день — нормально поговорим»), 4 октября — день траура… Тогда мы приняли «на грудь» хорошо и много… Он рассказывал мне о своей работе, о полетах, о разных случаях в его опасной профессии. Как первый раз садился без двигателей (кончилось топливо), и, пробив низкую облачность уже над полосой, увидел, что неуправляемо падает прямо на крыло Ил-62, выполняющего разбег. Как он первый раз, и при каких обстоятельствах, случайно сделал знаменитую «кобру Пугачева», и как слава досталась не ему. Как испытывал на штопор Су-27, как гибли его товарищи по испытательной работе. Говорил о Станкявичусе, о Левченко, о Кононенко, о Щукине… О проблемах с отработкой автоматической и пилотируемой посадки «Бурана», о царившем бардаке, о склоках и интригах между МОМом и МАПом, как он собачился с Семеновым, как воевал с Лозино-Лозинским. О том времени, о людях. Именно тогда он и сказал мне ту самую фразу «Раньше Звездой Героя награждали героев, а теперь убийц». Сказал с обидой, с горечью в голосе… Говоря о «Буране», о своем отряде, в его словах постоянно слышалась боль… Мечта, объединившая людей, и предавшая их… В тот вечер он был другим — летчиком-ветераном, вспоминавшим отгремевшие битвы…
Запомнилось, как улетали через Франкфурт. Я подвожу его в инвалидном кресле-каталке к стойке «Аэрофлота» на регистрацию, а его заставляют лично (!) завешивать свой багаж. А потом заявляют, что у него слишком много мест багажа (у него было много подарков). Пришлось мне брать его корочки «Героя Советского Союза» (он не хотел их доставать), вызывать старшего представителя Аэрофлота и скандалить…
Встреч с Игорем Петровичем было много, в том числе и очень личных. Обо всем не расскажешь… Были и просто курьезы. Однажды по его просьбе я перевозил в багажнике управляющий ракетный двигатель системы ориентации «Бурана», и так случилось, что пришлось открыть багажник перед незнакомыми людьми. Чтобы не подставлять Волка, пришлось назваться агентом израильской разведки Моссад — потом мы с ним долго смеялись над этой историей…
Помню, как-то в немецкой глубинке мы с ним попали на банкет по итогам чемпионата Европы среди лесорубов. Разыскали нашу российскую команду, обильно заливавшую свое поражение (то ли восьмое, то ли девятое место в командном зачете). Мы с Волком не могли ударить в грязь лицом, поддерживая горе соотечественников, а я не мог позволить себе отстать от Героя Советского Союза… Конец до сих пор не помню… Очнулся я только к полудню следующего дня, под рассказы Игоря Петровича, как эти бородатые мужики накануне вечером грузили меня в машину, приговаривая: «Этот оказался слабаком! А Герой-то, смотрите, держится до конца — хоть и всего-то какой-то там летчик, но наш человек, настоящий лесоруб!»
Последняя встреча с ним состоялась пару месяцев назад (мы вместе выступали в планетарии Московского дворца пионеров). Тепло обнявшись, я его спросил: — Как здоровье, Игорь Петрович? Он улыбнулся в ответ: — Как видишь, еще не помер..
Осталось очень много личных фотографий, которые никогда публично не демонстрировались — думаю, пришло время обнародовать некоторые их них. На них запечатлена осень 2008 года, немецкие Зинсхайм и Шпайер. В кадре с Игорем Волком — моя дочь Женя (кормит его пончиками), мой сын Дима, астронавты Чарльз Дьюк, Томас Райтер, Токтар Аубакиров, просто немецкие друзья (включая уже покойного Хартмута Зенгера, сына знаменитого Эйгена Зенгера, автора проекта «антиподного бомбардировщика»t> |
Буран 2.01 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2016; проверки требуют 7 правок.Изделие 2.01, Буран 2.01 (серийный номер 11Ф35 К3) — третий лётный экземпляр орбитального корабля, создававшийся в рамках советской космической программы «Буран». Для корабля предназначалось название «Байкал», но до нанесения его на борт дело не дошло. Строительство было не завершено по причине недостаточного финансирования и закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году, когда степень готовности изделия оценивалось в 30—50 %[1].
Изделие 2.01 является первым из второй серии кораблей типа «Буран». В отличие от корабля «Буран», который летал в космос, «Байкал» был доработан для более сложного и длительного полёта. На нём впервые были установлены полностью штатные комплекты систем, необходимые для многодневного космического полёта. В частности, предстояло испытать в реальных условиях космоса систему электропитания мощностью до 30 кВт, в основе которой впервые (после совершившего единственный неудачный полёт ЛОКа) в советской космонавтике использовались электрохимические генераторы с водородно-кислородными топливными элементами, непосредственно преобразующими химическую энергию реакции окисления водорода кислородом в электрическую[2]. В кабине устанавливались два катапультируемых кресла К-36РБ.
Полёт изделия 2.01 был намечен на 1994 год[3]. Корабль должен был стать первым пилотируемым в программе «Буран». Продолжительность полёта третьего лётного экземпляра должна была составить 24 часа. Этот полёт считался испытательным, потому экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов. Корабль должен был быть оборудован системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами. Экипаж состоял бы из двух космонавтов — Игоря Волка (командир) и Александра Иванченкова (бортинженер)[3].
«Буран 2.01», находившийся до 22 июня 2011 в Москве, наул. Лодочной, 18 «Буран 2.01» в ЛИИ им. Громова,
август 2011 года
До 2004 года «Буран 2.01» находился в цехах Тушинского машиностроительного завода. В октябре 2004 года перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения[1]. В 2006 году НПО «Молния» продало 2.01 фармацевтической компании «Сиа Интернейшнл ЛТД» за 100 тыс. $ с целью дальнейшей перепродажи[1].
23 июня 2011 года корабль по Москве-реке на барже доставили в Жуковский[4], на территорию ЛИИ для реставрации и последующего показа на авиасалоне «МАКС-2011»[5][6]. После авиасалона изделие останется на аэродроме Раменское[7][8].
В августе 2011 года на территории проведения авиасалона «МАКС-2011» можно было увидеть отреставрированное с одной стороны изделие[9]. Ожидалось, что этот аппарат в Жуковском отреставрируют, а покажут на выставке «МАКС-2013»[10], но на выставке он так и не появился.
- Видео
Буран 1.02 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2016; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2016; проверки требуют 6 правок.Изделие 1.02, Буран 1.02 (серийный номер 2К 11Ф35) — второй лётный экземпляр первой серии орбитального корабля, созданный в рамках советской космической программы «Буран». Был практически подготовлен к космическому полёту в 1992 году. Должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир», с посещением экипажа на орбите и последующей автоматической посадкой на аэродром Юбилейный. Для корабля предназначалось название «Буря», в зарубежной литературе носил также наименование «Птичка». Полёт не был осуществлен по причине недостаточного финансирования и закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году, когда степень готовности изделия оценивалось в 95-97 %[1].
В отличие от уничтоженного в 2002 году при обрушении кровли ангара «Бурана», второй корабль не пострадал, так как хранился в особо прочном здании, специально рассчитанном на то, чтобы выдержать сильный взрыв — помещении монтажно-заправочного корпуса (площадка 112А), где многоразовые космические корабли должны были заправляться горючим, сжиженными газами и прочими взрывоопасными веществами перед полётом.
22 ноября 2004 года «Буран» 1.02 был передан подразделением РКК «Энергия» фирме «Инфракос». 7 июня 2005 года он был передан российско-казахстанской компании «Аэлита»[2]. На начало 2009 года владелец «Бурана» 1.02 больше не менялся.
В настоящее время свободный доступ к «Буре» отсутствует, однако в апреле 2007 года в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка №2) установлен массово-габаритный макет изделия ОК-МЛ1. Также в 2015 году российскому блогеру Ralph Mirebs удалось посетить площадку 112А (монтажно-заправочный корпус) и сделать многочисленные снимки хранящихся там челнока «Буря» и его массово-габаритного макета. Снимки доступны на странице блогера в liveJournal[3].
Благодаря снимкам, общественности впервые за 25 лет стала известна судьба второго челнока. Видно, что сам орбитальный корабль и его габаритный макет находятся в очень хорошем состоянии как снаружи, так и внутри (хотя часть внутреннего оборудования или не была установлена, или частично разграблена за последующие годы; снаружи оба изделия покрыты толстым слоем пыли и помета птиц, теплозащитная плитка местами осыпалась, смотровые стекла кабины «Бури» разбиты).
По состоянию на 2016 год собственник челнока и габаритного макета неизвестен, их дальнейшая судьба не определена, изделия продолжают находиться в заброшенном неохраняемом корпусе.
Модули порошкового пожаротушения «Буран»
Порошковое пожаротушене. МПП «Буран»
В данном разделе каталога продукции ассоциации предприятий «ЭПОТОС» представлен широкий выбор средств модульного порошкового пожаротушения.
Линейка «Буранов» представлена от самых миниатюрных модулей (Буран-0,5), предназначенных для защиты небольших боксов или отсеков, до самых мощных модулей (Буран-15, Буран-50), предназначенных для защиты больших объемов и площадей. Модули порошкового пожаротушения используются, как правило, в модульных автоматических и автономных системах пожаротушения. Для запуска МПП требуется внешнее устройство пуска, подающее импульс пускового напряжения непосредственно на модули.
Огнетушители самосрабатывающие «ОСП» ,напротив, не требуют для запуска никакого внешнего устройства, они запускаются самостоятельно при нагревании в условиях пожара, однако, несмотря на это очевидное преимущество огнетушители «ОСП» значительно уступают модулям «Буран» по мощности выброса и количеству выбрасываемого огнетушащего порошка. Поэтому «ОСП» применимы, в основном, для защиты небольших отсеков (боксов).
Порошковое пожаротушение доказало свою эффективность многочисленными случаями успешного тушения пожаров на различных объектах производственного назначения, в складских помещениях, в гаражах и торговых павильонах. Модули порошкового пожаротушения являются незаменимым средством по тушению электрооборудования, находящегося под высоким напряжением (сухой порошок не вызывает короткого замыкания). Модульные автоматические системы противопожарной защиты на основе МПП «Буран» работают надежно в широком диапазоне температур. Другим достоинством порошкового пожаротушения является его экологическая безопасность и безвредность (не токсичность) огнетушащего порошка для организма человека. Кроме того, порошок, в отличие от воды и пены совершенно не портит имущество в процессе тушения пожара.
Благодаря перечисленным выше свойствам, в настоящее время системы модульного порошкового пожаротушения получили самое широкое распространение как в России, так и за ее пределами.
Видеосюжет об огневых испытаниях модулей порошкового пожаротушения «Буран».
Испытательный полигон предприятия «Эпотос-К» г. Кирово-Чепецк, 2014г.
В видеосюжете показана серия огневых испытаний модулей порошкого пожаротушения «Буран» различного назначения: от Буран-0.5 до Буран-15
Другие видео на сайте
ВНИМАНИЕ! Перезарядка использованных МПП Буран-8; Буран-15; Буран-50 производится в ООО «Эпотос-Техно» по адресу: Нижний Новгород, ул Шекспира 10б, Тел: 8-910-790-4123