Автомобили ссср не вошедшие в серийное производство – 27 отечественных автомобилей, которые не вышли в серию, а могли бы изменить наш автопром

Содержание

Необычные проекты советских производителей

Что мы знаем о советском автопроме? То, что многие автомобили были заимствованы у иностранных компаний. То, что модельные ряды большинства советских производителей были в несколько раз меньше, чем у зарубежных компаний. Но далеко не все знают, какие опытные образцы создавались в стенах предприятий АЗЛК, ВАЗ, ЗАЗ, РАФ, ГАЗ и др.

В сегодняшнем предвыходном рейтинге мы рассмотрим 10 интересных разработок советских автопроизводителей. Акцентируем ваше внимание на слове «советских», т. е. никаких концептуальных родстеров-кроссоверов-купе от ВАЗа, которые периодически появляются на автовыставках последних нескольких лет, вы здесь не увидите.

В Советском Союзе практически не применялся термин «концепт». Чаще можно было услышать «опытный» или просто «прототип». Для сегодняшнего рейтинга мы выбрали 10 интересных разработок советского производства, которые так и не нашли своего места на конвейере. Многие из вас даже не догадываются о существовании некоторых участников предложенного обзора!

10 место — ГАЗ-24-95 «Волга» Опытный (1974 год)

В 1974 году было построено всего пять экземпляров полноприводных ГАЗ-24-95. В опытных внедорожных версиях «Волги» использовались узлы и агрегаты от настоящего внедорожника — УАЗ-469. Важной особенностью полноприводного ГАЗ-24-95 было отсутствие рамы. Один из пяти выпущенных экземпляров обслуживал Л. И. Брежнева в его охотничьем поместье Завидово. Остальные машины отправили на тестирование военным и милиции в Горьком и области.

ГАЗ-24-95 «Волга» Опытный (1974 год)

Серийное производство данного ГАЗ-24-95 так и не началось. Конструкция опытных автомобилей была слишком сложной и дорогой. Завод попросту боялся отсутствия спроса на модель. До сегодняшнего дня сохранилось не менее двух «живых» экземпляров этой уникальной машины.

9 место — ВАЗ-2103 «Универсал» (1976 год)

В середине 1970 годов ВАЗ совместно с Fiat активно работал над люксовой модификацией 2101, которая в итоге получила название 2103. Уже в 1974 году, когда предсерийная «тройка» в кузове седан была готова, итальянцы предложили ВАЗу проект «люкс-универсала». Первоначально руководство российского предприятия отвергло эту идею, но позже к проекту пятидверного ВАЗ-2103 вернулись.

ВАЗ-2103 «Универсал» (1976 год)

В 1976 году по указанию руководства предприятия с конвейера сошли три автомобиля ВАЗ-2103 «Универсал». Целью тестовых машин была проверка их на соответствие европейским требованиям (планировалось поставлять модели за рубеж). Из трех собранных автомобилей один был передан на «АвтоВАЗтехобслуживание», второй отдан на Дмитровский автополигон, а третий образец оказался в Центре стиля УГК ВАЗ. В серийное производство универсал так и не пошел. Следующим после ВАЗ-2102 универсалом в 1984-м стала «четверка».

8 место — АЗЛК «Москвич-408 Турист» (1964 год)

С московского завода АЗЛК в 1964 году сошли два опытных экземпляра «Москвич-408 Турист». Это была своего рода попытка создать модификацию «Москвича» с открытым верхом. В основе этого элегантного кабриолета лежали шасси и детали корпуса серийного седана 408. Один из двух построенных экземпляров имел кузов с алюминиевыми наружными кузовными панелями, другой — со стальными.

АЗЛК «Москвич-408 Турист» (1964 год)

Под капотом одного из выпущенных кабриолетов находился двигатель от седана, оборудованный системой впрыска топлива ЦНИТА с электронным управлением. 1,4-литровый бензиновый мотор развивал 63 л. с. и был способен разогнать открытый автомобиль до скорости 130 км/ч. На прототипе была жесткая съемная крыша. Планировалось выпускать «Турист» мелкими сериями для экспорта, но позже проект закрыли. До сегодняшнего дня не «дожил» ни один экземпляр этого опытного кабриолета.

АЗЛК «Москвич-408 Турист» (1964 год)

7 место — ГАЗ-18 (1955 год)

В апреле 1955 года от ЦК КПСС на завод ГАЗ была отправлена директива, указывающая на необходимость спроектировать компактную машину для инвалидов. Чтобы не сделать примитивную мотоколяску, к проектированию маленького автомобиля на ГАЗе подошли не менее серьезно, чем к обычному. После изготовления тестового экземпляра его опробовали инвалиды с разными увечьями. Модель ГАЗ-18 получила закрытый кузов (чем-то даже напоминала «Победу»).

ГАЗ-18 (1955 год)

Согласно требованиям двигатель машины должен был развивать «около 10 л. с.». Специалисты ГАЗа не нашли ничего более подходящего, чем «разрезать» пополам 4-цилиндровый силовой агрегат от «Москвича», получив 2-цилиндровый мотор. Его установили сзади. Для налаживания производства новой модели требовались средства, а МЗМА (так назывался московский автозавод c 1945-го по 1968 год) и НАМИ уже проектировали «Москвич-444» (будущий ЗАЗ-965). В 1958 году проект ГАЗ-18 закрыли, и история необычной российской малолитражки закончилась. Всего было выпущено два рабочих экземпляра машины.

6 место — МЗМА-403Э-424Э «Купе» (1951 год)

На шасси экспериментальной модели МЗМА-403Э-424Э в 1951 году были построены два опытных экземпляра автомобиля с двухдверным кузовом купе. Примечательно, что в этом же году автогонщик А. Ипатенко, выступая на чемпионате СССР за рулем одной из этих машин, занял второе место.

МЗМА-403Э-424Э «Купе» (1951 год)

На купе для разных соревнований использовался либо опытный мотор модели 403, либо форсированный агрегат от 400-й. Последний имел масляный радиатор и впускные клапаны увеличенного диаметра. Его головка цилиндров и впускной коллектор были отлиты из алюминия, а фазы газораспределения изменены. Оба опытных автомобиля участвовали в различных соревнованиях и установили несколько всесоюзных рекордов.

МЗМА-403Э-424Э «Купе» (1951 год)

5 место — РАФ-М1 «Роксана» (1990 год)

В 1990 году в Латвии начали подготовку микроавтобуса, который по плану должен был «и в ХХI веке быть современным». Начальство Рижской автобусной фабрики (РАФ) всячески хвалило опытный экземпляр и даже искало инвесторов для реализации проекта. На прототипе (заводской индекс М1) стоял впрысковый двигатель ЗМЗ-406. Этот агрегат был самым современным в Союзе на то время. Пятиступенчатую коробку передач позаимствовали у моделей УАЗ. Рулевую рейку и усилитель для прототипа взяли от Ford Transit.

РАФ-М1 «Роксана» (1990 год)

В 1990-м микроавтобус успел сделать первый рейс по улице Дунтес в Риге. Год спустя РАФ выпустила еще один прототип современного микроавтобуса М2 «Стилс». Но, к сожалению, из-за отсутствия финансовых средств оба проекта пришлось заморозить.

РАФ-М2 «Стилс» (1991 год)

4 место — ЗАЗ-970Б и 970Г (1962 год)

С 1962-го по 1964 год на ЗАЗе активно работали над новой моделью с индексом 370, которая должна была иметь три варианта кузова — закрытый фургон, грузовик с открытым кузовом и пассажирский (как бы сейчас сказали) мини-вэн. В 1962 году были изготовлены первые опытные образцы 970-й модели. Автомобиль получил короткий капот и внешне слегка напоминал ЗАЗ-965. В этом же году на заводе были подготовлены первые экземпляры 970Б и 970Г, которые вовсе не имели капота.

ЗАЗ-970Г (1962 год)

На модель устанавливали 27-сильный двигатель, который разгонял машину до 70—75 км/ч. При этом расход топлива во время испытаний у 970-й составлял 7,5 литра на 100 км. Прототипы с различными типами кузова тестировались возле Запорожья, но экспериментальные образцы так и остались во дворах завода. Интересно, что 6-местный ЗАЗ-970 многие считают одним из первых автомобилей класса «мини-вэн».

ЗАЗ-970Б (1962 год)

3 место — ВАЗ-Э1101 (1971 год)

Над созданием первого советского микроавтомобиля начали задумываться в 1966 году. В конце 1968-го небольшому коллективу конструкторов дали задание: необходимо разработать малолитражный автомобиль Э1101 «Чебурашка» с передним приводом силами исключительно отечественных специалистов.

ВАЗ-Э1101 (1971 год)
ВАЗ-2Э1101 (1973 год)

В 1971 году в экспериментальном цехе ВАЗа был собран первый экземпляр Э1101 с двигателем. Это была первая вазовская модель, разработанная без помощи итальянцев, и первый переднеприводной автомобиль. На машину устанавливали новый 0,9-литровый мотор (50 л. с.) и 4-ступенчатую «механику». В 1972-м начались испытания новинки. В 1973 году на свет появилась вторая серия — ВАЗ-2Э1101, которая была создана с учетом замечаний испытателей. Третий вариант ВАЗ-3Э1101 отдали на ЗАЗ, где он позже превратился в «Таврию».

ВАЗ-3Э1101

2 место — ИЖ-19 «Старт-Комби» (1975 год)

Хетчбэк ИЖ-19 «Старт-Комби» создавался молодой командой как «молодежный автомобиль». Особенностью машины был модный «горб» на капоте, подразумевавший V-образную «шестерку», расположенную в подкапотном пространстве. Естественно, в данном случае «горб» был скорее для красоты, т. к. никакого V6 на опытный ИЖ не устанавливали.

ИЖ-19 «Старт-Комби» (1975 год)

Молодежный автомобиль получил высокую оценку среди юных автолюбителей, но показался слишком «революционным» консервативному руководству предприятия. После выпуска нескольких опытных экземпляров проект 19 «Старт-Комби» был закрыт. Возможно, зря от него отказались. В истории российского автопрома не так много серийных машин со столь ярким выделяющимся дизайном.

ИЖ-19 «Старт-Комби» (1975 год)

1 место — АЗЛК-2139 «Арбат» (1990 год)

Первое место сегодняшнего рейтинга занимает семиместный… «Москвич»! В 1990 году московский завод выпустил опытный семиместный мини-вэн с пластиковыми панелями, крепившимися к стальному каркасу. Автомобиль был построен на шасси 2141-го «Москвича». Работа над экспериментальной моделью началась еще в 1987 году, а в металле опытный мини-вэн был воплощен в 1991-м.

АЗЛК-2139 «Арбат» (1990 год)

«Арбат» получил трансформируемый салон с поворачивающимися передними сиденьями, у которых вдобавок регулировалась длина подушки. Прототип имел многофункциональный руль и электронную приборную панель. На заводе существовали планы серийного производства. Даже было выбрано место, где будут собирать мини-вэны АЗЛК, — город Сухиничи Калужской области. Но в конце 1991 года проект закрыли, и модель так и осталась опытным прототипом.

АЗЛК-2139 «Арбат» (1990 год)

Кроме вошедших в рейтинг прототипов в истории автомобилестроения СССР хватает других примеров интересных разработок. Например, ВАЗ-Э2121 «Крокодил», который является «дедушкой» хорошо известного нам внедорожника «Нива». В 1976 году немецкая компания Porsche представила свою версию новой модели ВАЗ-2103 (самое верхнее фото). А «семерка» чуть не получила в 1986-м «морду» в стиле «Волги». А сколько было интересных разработок у ГАЗа… Опытный ВМ-1938 с гусеничной конструкцией вместо задних колес, скоростной СГ2 «Торпедо-ГАЗ», напоминавший скорее самолет, двухместный полноприводной концепт М-73 (1955 года), несколько прототипов «Чайки»… Список можно продолжать еще очень долго. Жаль, что многие перспективные проекты советских автопроизводителей были похоронены еще до рождения.

auto.onliner.by

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Неизвестные советские автомобили.

Бытует мнение, что советский автопром не баловал автолюбителей разнообразием моделей. И это справедливо. Однако, немногие знают, что на различных автомобильных заводах СССР в разные годы были разработаны весьма перспективные модели, которые в серию по разным причинам так и не попали. Сегодня речь пойдёт о неизвестных советских автомобилях, которые так и не дошли до советских автолюбителей.

1. НАМИ Луаз «Proto»

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль НАМИ Луаз «Proto».

В 1989гг. в СССР такая машина вполне могла попасть в серийное производство. Она позиционировалась, как 4-местный внедорожник. Машина была оснащена укрепленным стальным каркасом, который закрывался съемными панелями (что значительно упрощало ремонт). Сидения в авто раскладывались таким образом, что получалась одна широкая кровать, которая занимала практически весь салон.

2. НАМИ 0288 «Компакт»

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль НАМИ 0288 «Компакт».

Этот автомобиль предполагался, как первый советский мини. «Компакт» был собран в 1988г. в единственном экземпляре. Он обладал такими показателями: максимальная скорость – 150 км/ч, расход бензина 6л на 100 км. Кроме того машина имела бортовой компьютер, который отвечал за работу подвески и других элементов. НАМИ 0288 Компакт занял на автосалоне в Токио 5-е место (в 1989г.) среди 30 представленных там концепт-каров. Однако скорый развал Советского Союза поставил окончательную точку в вопросе воплощения в жизнь НАМИ 0288 Компакт.

3. ЗИС 112

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль ЗИС 112.

На заводе им.Сталина советские инженеры пытались создать достойные спорт-кары отечественного производства. Из семи разработанных вариантов нужно выделить модель ЗИС-112 (позднее ЗИЛ-112). На создание этого автомобиля конструктора вдохновил легендарный Бьюик Х90. Однако ЗИС 112 обладал собственным стилем. Его длина составляла почти 6м, а весил он немного меньше, чем 3т. По этой причине авто не подходило для участия в кольцевых гонках и его стали переделывать.

4. Москвич 408 «Турист»

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль Москвич 408 «Турист».

В 1964г. был создан Москвич 408, который даже сейчас можно изредка встретить на дорогах стран СНГ.Однако, мало кому известно, что практически в тот же период был создан младший брат этого автомобиля — Москвич-480«Турист». Модель эта была выполнена в непривычном для советских людей кузове купе-кабриолета. Эта машина имела электронный впрыск топлива, более мощный, чем у обычного Москвича двигатель (63 л.с.), а также максимальную скорость 130 км/ч.

Существенным недостатком являлась съемная крыша из пластика, которая не вмещалась в багажник, что требовало хранения ее где-то в гараже. Следует отметить, что в то время на АЗЛК все производственные мощности были заняты обычными Москвичами 408, а модель «Турист», выпущенная всего в 2-х экземплярах, так и не получила дальнейшего распространения.

5. «Охта»

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль «Охта».

Эту машину собирали в Ленинградском отделении НАМИ. Салон был сконструирован, как 7-местный с возможностью трансформации (передние сидения могли разворачиваться на 180ᵒ, а средний ряд с легкостью превращался в столик). Фары этого авто были встроены в передний бампер, из под которого на высоких скоростях выдвигался спойлер (для увеличения прижимной силы). Массовому выпуску этого автомобиля воспрепятствовал развал СССР.

6. ЗИЛ-4102

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль ЗИЛ-4102.

Для того, чтобы создать достойный советский автомобиль представительского класса, завод ЗИЛ приобрел для подробного изучения Роллс Ройс Силвер Спирит. ЗИЛ-4102 был создан всего в 2-х экземплярах, каждый из которых оснастили мощным V-образным 8-цилиндровым двигателем (мощность 315 л.с., разгон до сотни – всего за 10с) и современной акустической системой с 10 динамиками, которая могла воспроизводить не только радио, но даже читать CD.

Судьбу этой машины решил М.С.Горбачев. Ему автомобиль не понравился и разработку закрыли. Интересно, что один из экземпляров ЗИЛ-4102 до сих пор хранится в одной из частных коллекций и время от времени принимает участие в выставках.

7. «Москвичи» 80-х

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль Москвич-412.

Уже в 80-х годах прошлого века инженерам стало понятно, что Москвич морально устарел. Он явно уступал западным аналогам, как по техническим параметрам, так и по дизайну.
Это подтолкнуло к разработкам новых моделей, среди которых стоит выделить:

— Москвич-2139 «Арбат» предполагался, как первый советский 7-местный мини-вен.

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль Москвич-2139 «Арбат».

— Москвич-2143 «Яуза» с оригинальными, но странными боковыми окнами, которые были разделены на 2 части, а опускалась из них только нижняя.

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль Москвич-2143 «Яуза».

— Москвич-2144 «Истра» с кузовом из алюминия и боковыми окнами, которые не опускались, а вентиляция предполагалась за счет маленьких форточек и кондиционера.

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль Москвич-2144 «Истра».

Эту машину планировали оснастить подушками безопасности и системой АВS. Изображение с прибора ночного видения, а также информацию о скорости движения предполагалось выводить на лобовое стекло при помощи небольшого проектора. Касательно всех этих машин можно сказать, что их судьба закончилась вместе с существованием Советского Союза.

8. ВАЗ-2702 «Пони»

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль ВАЗ-2702 «Пони».

Еще в далеком 1974г. инженеры ВАЗа приступили к созданию компактного грузового электромобиля. В этой машине было соединено много интересных инженерных решений (от обогревателя на этиловом спирте до алюминиевого каркаса из труб). Однако полевые испытания выявили целый ряд проблем, таких как стойкий спиртовой запах в салоне авто, самопроизвольное открывание форточек в процессе движения, недостаточная прочность рамы, а также ненадежность тормозов. Машину подвергли доработкам. Однако и вторые испытания она не прошла, а в процессе третьего краш-теста совсем развалилась прямо на глазах у испытателей.

9. ЗИЛ-118 «Юность»

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль ЗИЛ-118 «Юность».

Всем известный ЗИЛ-111 выглядел, как настоящий советский лимузин для важных персон того времени. В 60-х годах инженеры СССР задались целью создать бус такого же уровня комфортности. Так и появилась модель ЗИЛ-118 «Юность», которая имела плавный ход и качественную отделку салона. В 1967г. на выставку автобусов в Ницце автомобиль получил сразу 17 наград. Однако, в массовое производство машину так и не направили по причине дороговизны проекта. Эти авто производили по нескольку в год по спецзаказам КГБ, телевидения и в качестве спецмашин «Скорой помощи». За весь период было выпущено всего 93 ЗИЛ-118 «Юность».

10. МАЗ-2000 «Перестройка»

10 неизвестных советских автомобилей, которые не попали в серийное производство


Автомобиль МАЗ-2000 «Перестройка».

В 1985г. на Минском Автозаводе началась разработка модели МАЗ 2000. В процессе работы команда молодых инженеров запатентовала более 30 новых концепций, которые в настоящий момент выкуплены иностранными компаниями и используются в производстве грузовых автомобилей. В 1988г. грузовик был продемонстрирован на Парижском автосалоне, где эксперты по достоинству его оценили (золотая медаль за технические решения). Развал СССР помешал запустить этот достойный автомобиль в массовое производство.

 

chert-poberi.ru

Колеса укатившейся эпохи. Необычные автомобили СССР, не пошедшие в серию

МОСКВА, 23 фев — РИА Новости, Николай Протопопов. Советские автолюбители, которым были доступны в основном «копейки», «москвичи» и «Волги», с завистью посматривали в сторону зарубежных моделей. Считалось, что отечественный автопром способен только на массовые легковушки, весьма посредственные по дизайну, мощности и комфорту. Однако разработчики были полны идей и порой создавали машины с выдающимися характеристиками.

Лимузин генсека

ЗИЛ-4102 проектировали для партийной верхушки Советского Союза. В 1985-м специально приобрели роскошный Rolls-Royce Silver Spirit, послуживший образцом. Специалисты завода имени Лихачева разобрали английский автомобиль до винтика и досконально изучили его внутреннее устройство: механизмы управления, элементы подвески и двигатель.

В итоге ЗИЛ изготовил всего два представительских седана, которые заводчане окрестили «Мишка» и «Райка». Их оснастили V-образной «восьмеркой» объемом 7,7 литра и мощностью 315 лошадиных сил. Разгон до «сотни» занимал всего 10,5 секунды, что для такого тяжелого и массивного автомобиля считалось очень неплохим показателем. Отличительной чертой лимузина стал несущий кузов, массу которого снизили за счет использования стеклопластика. Внешне ЗИЛ-4102 получился похожим на некоторые американские автомобили 1980-х, в частности в его обводах угадываются очертания Cadillac Fleetwood.

Модель на стенде компании Aurus14 февраля, 14:27Российский Инвестиционный Форум — Сочи 2019Россия представит автомобили Aurus на Женевском автосалоне

Во внутренней отделке преобладали велюр и кожа высокого качества, а двери и торпедо декорировали натуральным деревом. Особое внимание уделили комфорту пассажиров. Широкое пространство между задними и передними сиденьями, оборудованными электроприводом, позволяло почти полностью вытянуть ноги. В машине установили климат-контроль, музыкальную систему с CD-проигрывателем, электрические стеклоподъемники. Для лучшей шумоизоляции двигатель поместили в специальную капсулу.

Однако автомобиль в серию так и не пошел. Сначала потому, что не понравился Михаилу Горбачеву, а потом, после распада СССР, просто не нашлось денег для запуска производства. Проект забросили. Сохранился только один экземпляр представительского седана.

«Москвич» для заграницы

Еще одна модель, не предназначенная для широкой эксплуатации в стране, — кабриолет «Москвич-408 «Турист». Его разработали с прицелом на европейский рынок, куда, к слову, поставлялось немало отечественных автомобилей. Два экспериментальных образца «Туриста» построили в 1964-м, почти одновременно с запуском в серию знаменитого седана «Москвич-408». Стандартному 408-му срезали крышу, немного укоротили кузов и оставили только две двери. Кузов после этого усилили подрамником и дополнительной панелью между крышкой багажника и салоном. Съемную крышу сделали жесткой, но не складывающейся, а цельной. Поэтому прежде чем прохватить с ветерком, ее нужно было где-то оставить.

На первый «Турист» установили карбюраторный двигатель объемом 1,4 литра и четырехступенчатую механическую коробку передач. Второй уже оснастили двигателем с электронным впрыском топлива. Примечательно, что кузовные панели одного опытного образца были выполнены из алюминия. Автомобиль весил около тонны и разгонялся до 130 километров в час.

Одноглазый спортсмен

Спортивная лаборатория завода имени Сталина, разрабатывавшая автомобили для соревнований, в 1951-м выпустила революционное для того времени купе ЗИС-112, заточенное под шоссейные гонки. Автомобиль построили на базе серийной модели ЗИС-110. Почти шестиметровый «спортсмен» весил больше двух с половиной тонн и формой кузова напоминал американский Buick Le Sabre. В салоне установили только два сиденья, а по центру радиаторной решетки разместили одну огромную фару.

LADA Vesta Sport

2 февраля, 08:00

LADA за миллион. Каких сюрпризов ждать от «заряженной» Vesta

Сначала автомобиль оснастили 140-сильным восьмицилиндровым двигателем, мощности которого явно не хватало для динамичной езды. Чуть позже конструкторы доработали мотор, увеличив объем до шести литров и применив новую головку цилиндров. Повысилась степень сжатия, мотор получил новые впускной и выпускной коллекторы. Мощность двигателя с двумя карбюраторами достигла 180 лошадиных сил.

Соревнования тех лет — линейные гонки — предполагали езду на большие расстояния по прямой, без крутых виражей и резких поворотов. Поэтому главным показателем для ЗИС-112 была максимальная скорость. Второе поколение 112-го укоротили на шестьсот миллиметров, тем самым снизив массу сразу на полтонны. После всех доработок автомобиль разгонялся до 210 километров в час. Однако с проектом немного опоздали — в СССР стремительно набирали популярность кольцевые гонки, для которых ЗИС-112 абсолютно не годился из-за плохой маневренности. Поэтому работы по модели вскоре прекратили.

Грузовой «Запорожец»

Запорожский автомобильный завод ассоциируется главным образом с «ушастым» 968-м и «горбатым» 965-м «Запорожцами». Однако в начале 1960-х конструкторы разработали целое семейство грузовых машин под индексом ЗАЗ-970: пикап, цельнометаллический фургон и небольшой автобус. Эти автомобили, как и легковые, имели заднемоторную компоновку. Мощность 0,9-литрового четырехцилиндрового мотора увеличили до 27 лошадиных сил, что позволяло перевозить грузы до 350 килограммов. В микроавтобус помещались шесть пассажиров. Сиденья можно было складывать, увеличивая пространство для багажа.

Семейство успешно прошло государственные испытания и уже было готово к массовому производству. Но в серию 970-й все же не пошел. В основном из-за того, что мощности Запорожского автозавода были загружены выпуском стандартной модели. Кроме того, на конвейере уже начали собирать новые на тот момент ЗАЗ-966.

Амфибия для армии

В начале 1970-х Министерству обороны потребовался компактный внедорожник, способный преодолевать водные преграды. Задачу поставили конструкторам Волжского автозавода. Тольяттинцы как раз в это время работали над «Нивой» — проходимым автомобилем для сельской местности.

Амфибия ВАЗ-2122 получила колеса большего диаметра с широкими шинами и воздухозаборники с герметичной заслонкой, защищающей от попадания воды. Поначалу на автомобиль установили 1,6-литровый двигатель, в конструкции которого по итогам испытаний выявились многие недостатки. Главное — мотор часто перегревался при езде по суше.

Концепт Lada 4x4 Vision

28 октября 2018, 08:00

Рожденный быть кроссовером: во что превратится новая «Нива»

Позже инженеры оснастили амфибию 1,3-литровым двигателем, показавшим гораздо лучшие результаты. В 1982-м начались испытания водоплавающей «Нивы». Ее безжалостно гоняли по снегам Сибири и степям Средней Азии — автомобиль с честью выдержал все тесты. У тольяттинцев получился крепкий, проходимый внедорожник, плавающий со скоростью более четырех километров в час за счет вращения колес.

За время опытно-конструкторских работ изготовили несколько десятков опытных образцов ВАЗ-2122, однако до запуска в серию не дошло — в Минобороны не нашли денег. А распад Советского Союза окончательно поставил крест на этом проекте.

ria.ru

Серпом и молотом: советские автомобили, не пошедшие в серию

Последние годы существования советского автопрома ознаменовались рядом весьма интересных разработок, но из них до конвейера дошли единицы.

Советский автопром всегда было принято критиковать, а советские машины называть «ведрами с гайками». Иногда они действительно это заслуживали, но, вместе с тем, многие модели тех лет сегодня вспоминают с ностальгией. К сожалению, в их число не попал ряд автомобилей, разработка которых велась накануне распада СССР.

ЗиЛ-4102 ЗиЛ-4102

В 1989 году Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) изготовил два опытных седана высшего класса ЗиЛ-4102, которые сами заводчане в шутку называли «Михаил» и «Раиса». Разумеется, в силу ряда причин, читай — развала страны, этот «членовоз» в серийное производство не пошел, хотя при соответствующей доводке мог бы стать весьма неплохим автомобилем. Например, лимузин имел бортовой компьютер с синтезатором речи, который появился на зарубежных аналогах почти десятилетие спустя. Бензиновая 16-клапанная «восьмерка» объемом 7,7 литра развивала мощность в 315 л.с. и разгоняла массивную машину до вполне приличных 190 км/ч. А вот трехступенчатая автоматическая КПП в конце 1980-х выглядела уже анахронизмом. Само собой, в серию автомобиль мог пойти с совсем другими агрегатами, но данный проект был «зарублен» по приказу сверху. Один автомобиль — «Михаил» — отправили на разборку, и до наших дней уцелела только «Раиса».

ГАЗ-3105 ГАЗ-3105

Весьма интересным автомобилем обещал стать ГАЗ-3105 «Волга». Этот седан одновременно должен был заменить «Чайку» и «Волгу» ГАЗ-24 и без всяких оговорок попасть в премиум-класс. Машина имела современный дизайн, восьмицилиндровый 3,4-литровый 170-сильный двигатель, дисковые тормоза и антиблокировочную систему. Разумеется, на момент своего появления, а это начало 1990-х, машина была «сырая» и требовала доводки и доработки. В частности, ей совершенно точно не помешала бы автоматическая коробка передач в дополнение к пятиступенчатой «механике», а также более современная подвеска. Автомобиль выпускался очень небольшой серией, затем все работы были свернуты и ГАЗ-3105 «Волга» тихо «умер», не успев толком «родиться». В 1986 на заводе АЗЛК был начат выпуск «Москвича-2141», а в 1991 году были представлены автомобили, которые вполне могли прийти ему на смену: «Москвич-2143 «Яуза» и «Москвич-2144 «Истра». Первая модель выпущена в количестве трех штук, а вторая дальше демонстрационного макета не продвинулась. В те же годы появился минивэн «Москвич-2139 «Арбат» с пластиковыми кузовными панелями и очень прогрессивным дизайном. Однако на свет появился только один опытный экземпляр, после чего проект заглох. А вскоре и сам завод АЗЛК стал достоянием истории со всеми своими перспективными разработками.

УАЗ-3171 УАЗ-3171

В середине 1980-х на Ульяновском заводе разрабатывалось сразу несколько внедорожников: УАЗ-3171, УАЗ-3172 и внедорожник-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар». Последний был выпущен в количестве 14 экземпляров, но в серию ни один из них не пошел. До конвейера же с трудом «дополз» разрабатывавшийся с 1980 года УАЗ-3160 «Симбир», впоследствии сменивший имя на «Патриот». Все остальные разработки Ульяновского завода были отправлены в архив.

Не встала на конвейер ни одна из разработок московского института НАМИ. А ведь ряд концептов — «Охта», «Компакт» и «Компи» — демонстрировались на международных автосалонах и даже получили хорошие отзывы. Не было преемника и у микролитражки «Ока», хотя ряд перспективных проектов предлагал тот же НАМИ, не дошла до конвейера и версия «Оки» с пятидверным кузовом, проект которой был создан на КаМАЗе.

АЗЛК 2139 АЗЛК 2139

Из всех позднесоветских проектов в серию пошли только три автомобиля: ВАЗ-2110, УАЗ-3160 «Симбир» и газовская «Газель». Сложно сказать, какая судьба была бы у несостоявшихся моделей, но их выпуск, возможно, мог позволить выжить тому же АЗЛК, не были бы утрачены уникальные производства на ЗиЛе и не свернут выпуск легковых автомобилей на ГАЗе.

www.popmech.ru

Автомобили СССР, которых не было — журнал За рулем

Удивительные, порой фантастические автомобильные проекты Советского Союза — большая и очень интересная тема. Автоисторик «За рулем» Сергей Канунников разыскал в архивах полузабытые конструкции, причем некоторые из них даже были воплощены в опытных ходовых образцах!

Даже сегодня мы с трудом можем представить себя в автомобиле с двигателем в виде небольшого атомного реактора или в так называемом СВЧ-мобиле, получающем энергию от контактной сети, упрятанной под дорогой. Да и газотурбинные двигатели, над которыми колдовали не одно десятилетие, стараясь приспособить их к автомобилям, так на них и не прижились. Но полвека назад обо всем этом писали в автомобильной прессе почти всерьез. А в советских изданиях — с особым задором. Ведь в середине 1950‑х годов, когда страна вовсю строила высокие жилые дома и большие заводы, перекрывала реки, запускала в космос ракеты, а на конвейеры — новые автомобили, многое из еще вчера несбыточного виделось совсем близким.

Таким художник Валентин Ростков представлял себе ЗИС 1945 года. Но получился лимузин, разумеется, совсем иным.

Таким художник Валентин Ростков представлял себе ЗИС 1945 года. Но получился лимузин, разумеется, совсем иным.

Удивительные, порой фантастические проекты советского автопрома — большая и очень интересная тема. Но для начала вспомним лишь несколько ее ярких страниц: проекты, которые, казалось бы, вот-вот могли стать реальностью. Ведь кое-что из антологии советской автомобильной фантастики воплотилось в опытных ходовых образцах!

Юрий Долматовский возле своего детища — первого воплощенного в ходовом образце фантастического проекта.

Юрий Долматовский возле своего детища — первого воплощенного в ходовом образце фантастического проекта.

Авангард для председателя

Ох уж эта Tatra 77! Гениальная, хотя и не без сумасшедшинки, машина работы великого чешского конструктора Ганса Ледвинки взбудоражила немало умов по всему миру. В том числе в СССР. Обтекаемый несущий кузов с килем на крыше, независимая подвеска, двигатель V8 воздушного охлаждения, расположенный сзади, - всё это было так не похоже на привычные автомобили середины 1930‑х! А ведь серийная Tatra 77 появилась в 1934 году, еще до знаменитого немецкого Жука и тем более иных конструктивно подобных машин.

Конечно, Тatra не была первой в своем роде. Многие компании и инженеры-одиночки и прежде пытались делать заднемоторные автомобили с обтекаемыми кузовами, в той или иной степени причудливыми. Немецкая фирма Rumpler в начале 1920‑х годов даже наладила серийное производство заднемоторной машины с аэродинамическим (в тогдашнем понимании) кузовом. Но недостатков у нее было куда больше, чем достоинств, продажи оказались мизерными. А чехословацкая фирма Tatra довела идею до вполне работоспособного, надежного автомобиля, наладив его серийное, пусть и не массовое, производство.

Заднемоторные автомобили Tatra моделей 77 и 87 (на фото — Tatra 87 1940 года) в СССР хорошо знали еще с середины 1930‑х. А после войны машины Tatra 87 даже поставляли в Союз, хотя и в очень небольших количествах.

Заднемоторные автомобили Tatra моделей 77 и 87 (на фото — Tatra 87 1940 года) в СССР хорошо знали еще с середины 1930‑х. А после войны машины Tatra 87 даже поставляли в Союз, хотя и в очень небольших количествах.

Материалы по теме

Вот эта машина и произвела неизгладимое впечатление на молодых советских конструкторов, в том числе на двадцатипятилетнего Юрия Долматовского — инженера по образованию, художника и популяризатора по призванию, ставшего позже широко известным своими статьями и книгами. Можно представить, как смотрели на Татру в СССР, где из легковых автомобилей производились пока только Форды образца конца 1920‑х! Долматовский пришел работать на ЗИС в 1939 году и нашел единомышленника в лице молодого художника Валентина Росткова, нарисовавшего, кстати, в 1938‑м авангардный двухдверный ЗИС Спорт.

Основная работа особого творчества не подразумевала, но в свободное от нее время молодые художники-мечтатели стали создавать эскизы футуристических заднемоторных представительских седанов с обтекаемыми кузовами. Завод тем временем готовил лишь небольшое обновление ЗИС‑101, конструктивно восходящего к американскому Бьюику начала 1930‑х, а стилистически — к «амер

www.zr.ru

Редкие советские автомобили / Назад в СССР / Back in USSR

Редкие, уникальные и просто необычных советских автомобилей, которых вы никогда не увидите своими глазами. А уж какой технологический задел был утрачен в итоге Перестройки — просто уму непостижимо.
ИЖ-ТЭ (1970) — опытный прототип компактного легкового автомобиля

ЗАЗ-1102 «Перспектива» (1973) – прототип, созданный в рамках работы над новой моделью современного малолитражного автомобиля с передним приводом.

ГАЗ-12А (1949) – опытный фаэтон на базе правительственного лимузина, изготовленный в 1949-м году в количестве двух экземпляров.

ЗИЛ «Чебурашка» – шуточное, внутризаводское название серии легких грузовиков

АЗЛК 3-5-5 (1972) – опытный образец перспективного автомобиля

ГАЗ 61-415 (1940) – полноприводная версия опытного пикапа Газ 11 и оснащавшегося 6-цилиндровым двигателем.

АЗ-24-16 Прототип №15 (1966) – один из прототипов «Волги» ГАЗ-24, отличавшийся иным дизайном передней части кузова: сдвоенными фарами, мелкоячеситой решеткой радиатора.

ГАЗ 67-420 (1943) – опытный вариант армейского внедорожника с полностью закрытым деревянным кузовом.

ВАЗ-2106 «Турист» – опытный образец пикапа на базе «шестерки» со встроенной палаткой в кузове, в серийное производство автомобиль не попал.

АЗ-1102 (1964) – один из первых опытных прототипов новой модели Запорожского автомобильного завода, будущей «Таврии», с кузовом типа Фастбэк.

ИЖ 2126 Серия Т (1979) – первый опытный прототипа автомобиля малого класса, одна из первых собственных разработок Ижевского автозавода.

МЗМА-402 Москвич (1955) – один из первых прототипов популярной малолитражки.

АЗЛК 2142 «Москвич» (1990-96) – опытный седан, созданный на основе АЗЛК-2141 и представленный широкой публике в 1990-м году.

МАЗ-520 Опытный (1972) – экспериментальная модель седельного тягача с колесной формулой 6х2

МЗМА Москвич 400/421 (1947) – прототип пятидверного универсала с частично деревянным кузовом (для экономии металла), созданный на базе фургона 400-422

НАМИ-031 (1957) – прототип двухместного микроавтомобиля, оснащенного двухтактным двухцилиндровым мотоциклетным мотором МД-65 объемом 500 куб.см и мощностью 18 л.с.

РАФ-08 «Spriditis» (1957) – прототип восьмиместного микроавтобуса с цельнометаллическим кузовом вагонного типа и полунесущей конструкции, созданный на базе РАФ-10 и оснащавшийся двигателем МЗМА-407.

УльЗИС-НАТИ-253 (1944) – опытный грузовик созданный в Ульяновске, специально под готовившийся к производству по договору с компанией General Motors двухтактный трехцилиндровый дизельный двигатель

УАЗ-460 (1958-1961) – серия прототипов, созданных на Ульяновском автозаводе в рамках работы по созданию легкового полноприводного автомобиля для нужд армии.

ВАЗ-2103 «Универсал» (1976) – опытный вариант автомобиля ВАз-2103 с кузовом универсал, собранный в количестве трех экземпляров по распоряжению технической дирекции завода.

ВАЗ-2102Э (1975) – опытный фургон для перевозки груза и одного пассажира, созданный на базе универсала ВАЗ-2102 и оснащенный электрической силовой установкой.

ВАЗ «Пол-седьмого» – изготовленный по заказу «сверху» для Леонида Ильича Брежнева (или кого-то из членов его семьи) автомобиль ВАЗ-2106 с элементами дизайна перспективной, только разрабатывавшейся тогда «семерки» ВАЗ-2107.

ЗАЗ-971 (1962) – полноприводный малолитражный утилитарный автомобиль, созданный на базе серии грузовиков 3АЗ-970, узлах и агрегатах ЗАЗ-965А и 966

ЗиЛ-130 Опытный (1 серия, 1956) – первый прототип грузовика нового семейства, собранный в декабре 1956 года.

back-in-ussr.com

7 редких автомобилей, которые были созданы в СССР

Всем известны такие марки советских автомобилей, как «Жигули», «Москвич», ГАЗ или «Волга». «Победа» так вообще легендарная модель. Однако кроме нее или 412-го москвича были и другие, редкие, автомобили вышеупомянутых марок и не только. Какими-то из них можно гордиться и восхищаться, другими можно просто любоваться. В любом случае их стоит увидеть хотя бы раз, чтобы иметь более полноценное представление о том, что производили в советское время.

1. Москвич-2150

С виду — почти что уазик. Модель 2150 была предназначена для использования в сельском хозяйстве, имела два бензобака по 60 литров и была полноприводной. Несмотря на все эти бонусы и нетипичную для москвича мощь, автомобиль так и не попал в серийное производство. Из-за повсеместной государственной экономии на серийное производство внедорожника не хватало денег. В 70-х было выпущено всего два москвича-2150, один из которых «жив» и по сей день.

2. «Панголина»

Российские инженеры пытались создать что-то новое. Что-то, что не уступало бы западным аналогам. Поскольку государственные автомобильные заводы не особо стремились к изменениям, на свет появился самодельный автомобиль «Панголина», кузов которого был изготовлен из стекловолокна. Создатель автомобиля Александр Кулыгин вдохновлялся спортивным Lamborghini Countach. И, по крайней мере внешне, он добился сногсшибательных результатов.

3. ЗИЛ-49061

ЗИЛ-49061, он же «Синяя птица», — шестиколесная модель, которая была запущенна в серийное производство и пользовалась спросом в странах Советского Союза. Машина-амфибия могла передвигаться по воде, проходить снежные заносы и широкие рвы. Максимальная скорость автомобиля составляла 80 км/час. В основном ЗИЛ-49061 использовали для выполнения спасательных операций. После распада СССР автомобиль стал «помощником» службы спасения МЧС Российской Федерации.

4. ЗИС-Э134 (Макет №1)

Не машина, а монстр. Если ты не в курсе, буква «Э» в названии модели означает «экспериментальный». В 50-х Министерство обороны СССР озадачило небольшую группу инженеров, поставив перед ними цель создать специальный автомобиль для военных нужд. Это должен был быть грузовой автомобиль, который смог бы проехать по практически любой местности и при этом перевозить тяжелый груз.

Инженеры таки сподобились выполнить поставленную задачу в лучшем виде. Машина имела восемь колес и четыре оси, которые были размещены по всей длине кузова, благодаря чему создавалось тяговое усилие. ЗИС-Э134 легко передвигался по любой пересеченной местности, что позволяло ему добираться в точки, куда не могла проехать никакая техника. Десятитонный монстр мог перевозить груз весом до трех тонн и, несмотря на свой вес, развивал скорость почти до 70 км/час по любым твердым покрытиям.

5. ЗИЛ-4102

Этот автомобиль создавался с целью замены лимузина ЗИЛ, который на протяжении нескольких лет использовали госслужащие коммунистической партии. Уникальность экстерьера состояла в том, что некоторые его элементы были сделаны из углеволокна. В 80-х было создано два экземпляра. В автомобиле был кожаный салон, электростеклоподъемники, бортовой компьютер и CD-магнитола. И кажется, что всё очень круто, но в серийное производство автомобиль запущен не был. Почему? Потому что он не понравился Михаилу Горбачеву.

6. ВАЗ-Э2121

ВАЗ-Э2121, он же «Крокодил». Работа над созданием прототипа началась в 1971 году. Разрабатывался автомобиль по «просьбе» правительства, члены которого хотели, чтобы в СССР появился легковой внедорожник, доступный для всех. Инженеры создали прототип, который был оснащен полным приводом и четырехцилиндровым двигателем объемом 1,6. Несмотря на хорошее исполнение и неплохую идею в принципе (про затраченные средства и силы мы молчим), автомобиль так и не был запущен в массовое производство. Было создано два экземпляра для испытаний и инженерных исследований. На этом всё и закончилось.

7. НАМИ-0284 «Дебют»

Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) в 1987 году разработал прототип переднеприводного автомобиля, который представили в автосалоне в Женеве в 1988-м. Модель привлекла большое внимание и собрала кучу положительных отзывов со стороны экспертов и критиков мирового авторынка. Машина была оснащена 0,65-литровым двигателем, который в то время устанавливали в «Оку» (ВАЗ-1111). При мощности двигателя 35 л. с. автомобиль мог разгоняться до 150 км/час. О серийном производстве речи идти не могло, так как это был концептуальный автомобиль. Один из самых удачных в истории отечественного автопрома.

brodude.ru