Автомобиль пожарный апп – Тактико-техническая характеристика АПП-0,5-5 (2705)

Тактико-техническая характеристика АПП-0,5-5 (2705)

Автомобиль первой помощи АПП-0,5-5 (2705)Автомобиль первой помощи АПП-0,5-5 (2705) Автомобиль первой помощи АПП-0,5-5 (2705)

Автомобиль первой помощи (АПП) предназначен для доставки к месту тушения локального и неразвившегося пожара (аварии):

Тактико-технические характеристики

Наименование параметраПоказатель
Базовое шассиГАЗ-2705
Колесная формула4 × 2
Полная масса3500 кг
Габаритные размеры:
длина6000 мм
ширина2100 мм
высота
2800 мм
Двигатель:
типбензиновый, инжекторный
мощность140 л.с.
Число мест боевого расчёта5 человек
Максимальная скорость85 км/ч
Ёмкость цистерны для воды500 литров
Ёмкость бака для пенообразователя30 литров
Насос пожарный:
типагрегат мотонасосный пожарный высокого давления
модельМНПВ-90/300
расположениесреднее (в кабине боевого расчёта)
Номинальная подача насоса1,5 л/с
Номинальный напор на выходе насоса:300 м. вод. ст. (30 кгс/см2)
Рукавная катушка высокого давления:
длина рукава на катушке60 м
производительность ствола-распылителя высокого давления
1,5 л/с
Наибольшая геометрическая высота всасывания3,5 м
Ранцевая установка пожаротушения1 шт.
Электрический генератор «Хонда»:
номинальное напряжение230 В
номинальная частота50 Гц
максимальная мощность4 кВт
Катушка с магистральным кабелем 50 м на 3 розетки1 шт.
Специальное аварийно-спасательное оборудование и инструмент: комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, в т.ч.:1 комплект
мотонасосная станция1 шт.
разжим-ножницы гидравлические1 шт.
кусачки гидравлические1 шт.
соединительные шланги1 комплект
устройство для сброса давления1 шт.
электрический дисковый резак1 шт.
резак дисковый бензиновый1 шт.

fireman.club

Пожарные автомобили первой помощи — wiki-fire.org

Это заготовка статьи — вы можете приложить и свои усилия, что бы она обрела окончательную форму!

Пожарные автомобили первой помощи (АПП): Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ[1].

АПП на базе автомобиля Газель

АПП на базе автомобиля Газель

Автомобиль первой помощи предназначен для доставки к месту проведения оперативных действий боевого расчета, аварийно-спасательного, противопожарного оборудования и другого вооружения. Данный пожарный автомобиль эффективно локализует очаги загораний и оказывает первую помощь пострадавшим.

Пожарные автомобили первой помощи (до утверждения «Типажа пожарных автомобилей» они обозначались как АБР – автомобили быстрого реагирования) также относятся к основным пожарным автомобилям общего применения, и в настоящее время приобретают всё большее распространение, зачастую решая те же задачи, что и автоцистерны. Возросшая роль АПП напрямую связана с увеличением интенсивности дорожного движения в городах, где небольшие габариты и высокие динамические характеристики этих машин могут стать решающим фактором для своевременного прибытия к месту пожара и его тушения в начальной стадии[3].

Сокращение времени следования АЦ по вызову – один из факторов уменьшения продолжительности свободного развития пожара и снижения ущерба от него. Важно также и то, что сокращение этого времени всегда приводит к уменьшению гибели людей на пожарах. Так, было установлено, что в течение только одной сокращенной минуты прибытия на пожар спасается в среднем 2 человека на 100 пожарах. Время следования к месту вызова занимает до 20 % от всего времени занятости АЦ и должно быть минимальным. Важным в этих обстоятельствах является учет дорожных условий эксплуатации ПА.

В настоящее время основные ПА общего п

www.wiki-fire.org

Автомобиль пожарный первой помощи АПП-1.0-40-2: ТТХ и описание

Пожарный автомобиль первой помощи АПП-1.0-40-2 001ТМ предназначен для проведения АСР и локализации очагов возгорания на начальных стадиях. Если случился пожар или другого вида ЧС, очень важно быстро прибыть к месту за короткий промежуток времени, так как по статистике чем меньше время прибытия, тем меньше последствий.  Данный тип автомобилей более маневренный, так как имеет относительно не большие габариты, более скоростной из за малого веса.

АПП-1.0-40АПП-1.0-40

Пожарный автомобиль АПП

Автомобили небольших габаритов преимущественно применяется в городских условиях, так как шасси в основном от малых грузовых машин (ГАЗ, ЗИЛ и другие, но и в частном секторе показывает отличные результаты, ведь и там важна скорость прибытия первого подразделения, от которой будет зависть и подача первых стволов на тушение. Хорошо зарекомендовали себя данные пожарные машины при ДТП.

Тактико-техническая характеристика

АПП-1.0-40-2 (5301 ЮО) 001ТМ

Наименование параметраПоказатель
Базовое шассиЗИЛ-5301ЮО
Колесная формула4 × 2
Полная масса6950 кг
Габаритные размеры:

·         длина

·         ширина

·         высота

 

6950 мм

2350 мм

2680 мм

Двигатель:

·         тип

·         мощность

 

дизельный, с турбонаддувом

109 л.с.

Число мест боевого расчёта3 человек
Максимальная скорость95 км/ч
Ёмкость цистерны для водыне менее 1000 литров
Ёмкость бака для пенообразователя90 литров
Насос пожарный:

·         тип

 

·         модель

·         расположение

 

центробежный двухступенчатый комбинированный

НЦПК-40/100-4/400

заднее

Номинальная подача насоса:

·         при напоре 100 м.вод.ст.

·         при напоре 440 м.вод.ст.

·         при совместной работе двух ступеней:                      — низкой

— высокой

 

40 л/с

2 л/с

 

20 л/с

2 л/с

Номинальный напор на выходе насоса:

·         нормального давления

·         высокого давления

 

не менее 100 м.вод.ст. (10 ат.)

не менее 440 м.вод.ст. (44 ат.)

Уровень дозирования пенообразователякорректируемый
Рукавная катушка высокого давления:

— длина рукава на катушке

— производительность СРВД-2/300

 

60 м

2 л/с

Вакуумная системаавтоматическая
Наибольшая геометрическая высота всасыванияне менее 8,0 м
Время всасывания с высоты 7,5 мне более 30 с
Электрический генератор «ВЕПРЬ» АДП-230ВЯ:

·         номинальное напряжение

·         номинальная частота

·         максимальная мощность

 

230 В

50 Гц

6 кВт

Осветительная мачта:

·         высота подъёма

·         привод подъёмника

·         количество / мощность прожекторов

 

4,25 м

пневматический (сжатым воздухом)

2 шт./1,0 кВт

Комплект электрического аварийно-спасательного инструмента:

— цепная пила «Парма»

— углошлифовальная машина (типа «болгарка»)

 

 

1 шт.

1 шт.

Катушки кабельные:  тип

·         рабочее напряжение / количество / длина

переносные

230 В – 1 шт./ 50 м

АПП-1.0-40-2АПП-1.0-40-2

Развертывание сил и средств от АПП

АПП-1.0АПП-1.0

Подача огнетушащих веществ от автомобиля первой помощи

Аварийно-спасательный пожарный автомобиль первой помощи оснащается необходимым пожарно-техническим вооружением, как и полноценная пожарная машина. Число мест расчета разное и зависит от модели, обычно от 3 до 5 человек. На автомобилях устанавливаются  насосы высокого давления. Запас огнетушащих веществ варьируется по воде от 0,5 до 1,5 тонн, пенобак емкостью  от 0 до 100 литров.

Комплектация

В стандартную комплектацию входит ПТВ следующих видов:

  • пожарная лестница,
  • спасательные веревки,
  • бензорез с топливом,
  • противопожарное оборудование (огнетушители, топоры, рукава),
  • СИЗОД,
  • набор инструментов для оказания первой помощи,
  • средства обнаружения химического или радиационного заражения,
  • средства связи и освещения,
  • ремкомплект для устранения собственных неисправностей АПП.

fire-truck.ru

АПП-0,2-30/100 (УАЗ–23602) модель 023-МС

Количество мест 2
Длина, мм 5320
Ширина с зеркалами/без, мм 2280 / 1990
Высота, мм 2260
Колесная база, мм 3000
Колея передних/задних колес, мм 1600/1600
Дорожный просвет, мм 210
Глубина преодолеваемого брода, мм 500
Снаряженная масса, кг 2100
Полная масса, кг 2825
Грузоподъемность, кг 725
Тип двигателя Дизельный
Рабочий объем, л 2,235
Максимальная мощность, л.с. (кВт) 113,5 (83,5) при 3500 об/мин
Колесная формула 4 х 4
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Привод постоянный задний, с жестко подключаемым передним
Передние тормоза дискового типа
Задние тормоза барабанного типа
Шины 225/75 R16 или 235/70 R16
Максимальная скорость, км/ч 135
Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч 10
Общая емкость топливных баков, л 72
Насос 3-х цилиндровый, сверхвысокого давления
Производительность насоса 38 л/мин
Установка пеносмешения 0-6% подмеса, бесступенчатая
Водобак 200 л
Пенобак 20 л (опционально м.б. увеличен до 70 л)

paffst.com

8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*

Сокращение времени следования АЦ по вызову – один из факторов уменьшения продолжительности свободного развития пожара и снижения ущерба от него. Важно также и то, что сокращение этого времени всегда приводит к уменьшению гибели людей на пожарах. Так, было установлено, что в течение только одной сокращенной минуты прибытия на пожар спасается в среднем 2 человека на 100 пожарах.

Время следования к месту вызова занимает до 20% от всего времени занятости АЦ и должно быть минимальным. Важным в этих обстоятельствах является учет дорожных условий эксплуатации ПА.

_______________________________

* Некоторые заводы обозначают их «Автомобили быстрого реагирования» – АБР.

В настоящее время основные ПА общего применения создаются на шасси грузовых автомобилей ЗИЛ, Урал, КамАЗ и др. Они все имеют большие габариты и массу. Это ограничивает возможности АЦ в ряде современных городских условиях реализовать свои динамические характеристики. Поэтому в последние годы стали использовать грузовые автомобили малой грузоподъемности для создания пожарных автомобилей первой помощи (АПП). Эффективность их обусловлена тем, что в городских условиях они могут прибывать на пожары значительно быстрее, чем АЦ на шасси большой грузоподъемности. Кроме того, они более экономичны по эксплуатационным расходам.

Для эффективного использования АПП должны удовлетворять ряду требований. При грузоподъемности шасси до 1,5 т масса ПТВ должна быть не менее 800 кг. Полная масса АПП при этом составит 2,5…3,5 т, а необходимый внутренний объем кузова для размещения оборудования должен быть не менее 3,5 м3. При мощности двигателей шасси порядка 65 кВт удельная мощность может достигать значений 18…25 кВт/т. Общий вид АПП представлен на рис. 8.27.

Пожарные автомобили обычно реализуют 70…80 % максимальной скорости и появляются магистрали с ограничением скорости до 80 км/ч. поэтому скорость базового шасси АПП должна быть не менее 100…120 км/ч.

Боевой расчет на АПП должен быть не менее четырех человек. При изложенных выше требованиях, запас огнетушащих веществ на АПП может находится в пределах 300…500 кг, пожарные рукава не менее 100 м, насос с подачей до 4 л/с, а ПТВ массой 60…100 кг.

Результаты испытаний АЦ-40(130)63А и анализа испытаний АПП на шасси УАЗ-452 выявили ряд достоинств автомобиля первой помощи.

Прежде всего оказалось, что превышение средней скорости следования на пожар АПП составляет около 40%, по сравнению с такой же скоростью АЦ-40(130)63А (рис.8.28,а) никогда не превышает критического значения 120 км/ч.

При следовании на пожар в экстренном режиме возрастает вероятность аварийных ситуаций из-за увеличения числа случаев отрыва колес от поверхности дороги и бокового скольжения при маневрах автомобиля. И по этому показателю АПП оказался лучшим. Это следует из анализа результатов рис.8.28, б. Поперечные ускорения центра масс АПП и АЦ-40(130)63А (кривые 1-2) достаточно существенно различаются. Предельные значения ускорений, при которых начинается скольжение колес jc (занос) и отрыв колес jo (соответственно граничные прямые 3 и 4) позволяют утверждать, что у АПП вероятность отрыва колес от полотна дороги в 2…3 раза, а вероятность заноса в 1,5…2 раза меньше от действия поперечных сил инерции у образца АПП. Для крена кузова вероятность превышения критического значения меньше в 1,5…1,8 раза. Вероятность появления аварийной ситуации при торможении также уменьшается в 2…2,5 раза.

На всех городских маршрутах увеличение средней скорости следования на пожар достигается за счет увеличения частоты и времени использования высших передач и уменьшения числа переключения передач.

На эффективность применения АПП большое влияние оказывает протяженность маршрута следования на пожар. По их протяженности можно выделить три интервала. Это маршруты протяженностью до 2-х км – здесь нет явного преимущества АПП по времени прибытия. Маршруты от 2-х до 6-и км – на них АПП имеет стабильное преимущество по сравнению с АЦ-40(130)63А. На маршрутах, протяженность которых более 6 км, преимущества АПП незначительны.

Эффективность применения АПП целесообразно осуществлять на основании анализа условий их эксплуатации и технических характеристик.

Частоту и продолжительности занятости основных ПА можно характеризовать одним комплексным показателем, который и будет характеризовать условия эксплуатации

, (8.1)

где ω — занятость ПА на Ν вызовах за время эксплуатации Т; τк — занятость АПП при обслуживании К-го вызова, час; Т – продолжительность эксплуатации, час.

Значение ω находится в пределах 0 ω 1, при среднем значении 0,02…0,025 и максимальном значении равном ω = 0,05, что соответствует 5% занятости ПА на обслуживание поступающих вызовов.

Оценивая эффективность пожарной техники, исходят из того, что ее совершенствование должно сказываться на уменьшении ущерба от пожара. Оценка эффективности должна осуществляться на сопоставлении затрат на новую технику с получаемым от нее эффектом – сокращением ущерба. Обозначим его П, а затраты на приобретение АПП и его эксплуатацию С (ω, Т), тогда удельная стоимость использования АПП будет равна

. (8.2)

В экономических расчетах принимают величину обратную СЕ (ω, Т), тогда зависимость 1/СЕ (ω, Т) от ω выражается графически, как показано на рис. 8.29.

Из этого результата следует, что замена одной автоцистерны на АПП экономически выгодна. Такая замена выгодна, если число выездов за год на пожары в жилой сектор более 70%, т.е. относительное время занятости ω отдельной пожарной части ω 0,01. При условии, если маршруты следования имеют протяженность от 2 до 6 км, то на 25…40% уменьшится продолжительность следования по вызову и на 15…20% уменьшаются эксплуатационные расходы, главным образом, по экономии топлива.

Современные АПП создаются на грузовых автомобилях малой грузоподъемности. Так как они предназначены для использования в городах, то для них используются неполноприводные шасси в основном с карбюраторными двигателями. По параметрам основных показателей они мало различаются. Так, у них очень близкие значения мощности двигателей. Они мало отличаются друг от друга по запасу вывозимой воды и пенообразователя. Они имеют большие значения удельной мощности (до 20…25 кВт/т) и, следовательно, могут развивать высокие скорости движения, достигающие 100…115 км/час. Однако они очень сильно различаются по оснащению ПТВ, компоновками, численностью боевых расчетов. Некоторые параметры АПП указаны в табл.8.8.

Из этой таблицы следует, что АПП оборудуются различными насосами. На них могут быть огнетушители. Так, на АБР-3 установлены два огнетушителя ОП-10 и два ОУ-5. На этом же автомобиле имеется генератор мощностью 2 кВт. Все АПП укомплектовываются пожарным оборудованием, средствами СИЗОД, а также инструментами для проведения различных спасательных работ. На АПП-0,3-2 (3302) и апп-0,3-2 (33023) насосы могут забирать воду только от водопроводной сети, но на них предусмотрены выносные мотопомпы с подачей 2 л/с воды на напоре 400 м. Кроме того, предусматривается их укомплектование гидравлическим инструментом: ножницами; комбинированным ручным насосом, расширителем дверным. На этих же автомобилях устанавливаются переносные электроагрегаты мощностью 6 кВт. На них имеются бензорезы дисковые и электрическая дисковая пила. Таким образом, эти АПП могут использоваться не только для тушения загораний и пожаров, но и для выполнения аварийно-спасательных работ.

Таблица 8.8

АПП

Показатели

Размер-

ность

АПП-4/400

(3302)

АБР-3

(2705)

АБР-4

(3778)

АПП-4

(2705)

Марка шасси

Газ-3302

ГАЗ-2705

БАЗ-3778

ГАЗ-2705

Колесная формула

4×2,2

4х2,2

4х2,1

4х2,2

Число мест боевого расчета

чел

3

3(5)

4

4

Вместимость цистерны

м3

0,5 (не менее)

0,5

0,35 (не менее)

0,5

Вместимость пенобака

м3

0,03 (не менее)

0,02 (не менее)

Марка насоса

НЦПВ 4/400

Мотопомпа

МП-13

ИНР-250

ПН-20

Подача насоса

л/с

4

0,4

2,0…4,0

Полная масса

кг

2500

3500

3800

3500

Удельная мощность

/кг

18,8

18,8

19,3

18,8

Габаритные размеры

мм

5,5х2,1х2,2

5,5х2х2,45

5,163х2,090х2,6

5,5х2х2,45

Скорость

км/ч

115

85

110

110

studfile.net

Автомобиль пожарный многофункциональный

Наименование параметра

Единица

измерения

Значение

1

2

3

1 Показатели назначения

1.1 Базовое шасси

КАМАЗ–43118-15

1.2 Тип шасси

полноприводное

1.3 Колесная формула

6х6

1.4 Тип двигателя

Дизельный с турбонаддувом

1.5 Мощность двигателя

кВт (л.с.)

191 (260)

1.6 Полная масса автомобиля, не более

кг

20750

1.7 Распределение полной массы

1.7.1 Нагрузка на колеса управляемой (передней) оси АПМ в боевой готовности, не более

кг

5550

1.7.2 Нагрузка на колеса средней и задней оси АПМ в боевой готовности, не более

кг

15200

1.7.3 Распределение нагрузки на колеса правого и левого бортов

%

50´50

1.7.4 Допускаемое отклонение распределения

нагрузки на колеса правого и левого бортов от полной массы, не более

%

(кг)

±1

(± 207,5)

1.8 Максимальная скорость, не менее

км/ч

90

1.9 Угол свеса

град

1.9.1 Передний

град

32

1.9.2 Задний

град

16

1.10 Наибольший преодолеваемый подъем,

не менее

%

28

1.11 Наименьший радиус поворота

м

11,5

1.12 Угол поперечной устойчивости, не менее

градус

30

1.13 Число мест для боевого расчета

(включая водителя)

человек

6

1.13.1 В кабине водителя

человек

3

1.13.2 В кузове

человек

3

1.14 Вместимость емкостей для воды, не менее

л

3000

1.15 Параметры насосных установок

1.15.1 Напор насоса НЦПВ- 4/400 при номинальном режиме, не менее

МПа

(кгс/см2)

4,0

(40,0)

1.15.2 Подача насоса НЦПВ- 4/400 при номинальном режиме, не менее

л/с

(л/мин)

4,0

(240)

1.15.3 Напор насоса 1.1ПТ-5/10,0-Д1-А3-М3-У2 при номинальном режиме, не менее

МПа

(кгс/см2)

10,0

(100,0)

1.15.4 Подача насоса 1.1ПТ-5/10,0-Д1-А3-М3-У2 при номинальном режиме, не менее

л/с

(л/мин)

1,38

(83,33)

1.16 Время заполнения водой емкостей из открытого водоисточника, не более

с

(минут)

600-1200

(10-20)

1.17 Параметры погружного насоса для забора воды из удаленного открытого водоисточника

1.17.1 Максимальный напор, не менее

м

27

1.17.2 Максимальная подача при напоре 10 м, не менее

л/с

(л/мин)

5,0

(300)

1.18 Минимальный уровень откачки воды из мелководного открытого водоисточника, не менее

мм

15

1.19 Марка погружного насоса

«ГНОМ 16-16»

1.20 Параметры УПТАВ

1.20.1 Максимальная мощность дизельной горелки, не менее

МВт

2,3

1.20.2 Топливо,

объем топливного бака, не менее

Марка

л

Дизельное

ГОСТ 305-82

500

1.20.3 Производительность при температуре воды 165 °С, не менее

л/с

(л/мин)

2,0

(120)

1.20.4 Напор на выходном патрубке при температуре воды 165 °С, не менее/не более

МПа

(кгс/см2)

3,0/4,0

(30/40)

1.20.5 Производительность при температуре воды не более 115 °С, не менее

л/с

(л/мин)

4,0

(240)

1.20.6 Напор на выходном патрубке при темпе-ратуре воды не более 115 °С, не менее/не более

МПа

(кгс/см2)

1,6/4,0

(16/40)

1.20.7 Производительность при температуре воды 300 ºС, не менее

л/с

(л/мин)

1,38

(83,33)

1.20.8 Давление на выходном патрубке при температуре воды 300 ºС, не менее

МПа

(кгс/см2)

10,0

(100)

1.21 Параметры электрогенератора

1.21.1 Тип генератора

серия

SJ

1.21.2 Система возбуждения

бесщеточная

1.21.3 Номинальное напряжение

В

400

1.21.4 Номинальная частота

Гц

50

1.21.5 Частота вращения

об/мин

1500

1.21.6 Номинальная мощность, не менее

кВт

100

1.21.7 Масса, не более

кг

310

1.22 Параметры осветительной мачты

1.22.1 Тип привода

Ручной механический

1.22.2 Высота выдвижения от уровня земли, не менее

м

7

1.22.3 Количество и мощность прожекторов на выдвижной мачте

штук/Вт

2/(500+500)

1.22.4 Количество выносных мачт

штук

2

1.22.5 Количество и мощность прожекторов на выносной мачте

штук/Вт

2/(500+500)

1.22.6 Количество и длина кабелей для подключения внешних потребителей

штук/м

2/50

2 Показатели надежности

2.1 Гамма-процентная (γ = 80%) наработка до отказа, не менее

час

1500

2.2 Гамма-процентный (γ = 80%) ресурс до первого капитального ремонта, не менее

час

1500

2.3 Срок службы

лет

10

3 Показатели экономного использования топлива*

3.1 Расход топлива на привод электрогенератора при работе на стационаре в номинальном режиме работы УПТАВ или при подаче электроэнергии внешним потребителям, не более

л/мин

(л/час)

0,75

(45)

3.2 Расход топлива на работу УПТАВ в номинальном режиме (расход воды 2 л/с, температура воды 165 °С, давление на выходе 3,0 МПа), не более

л/мин

(л/час)

2,25

(135)

3.3 Расход топлива на работу УПТАВ в режиме получения горячей воды (расход воды 4 л/с, температура воды 115 °С, давление на выходе 1,0 МПа), не более

л/мин

(л/час)

2

(120)

4 Эргономические показатели

4.1 Усилие на органах управления, не более

Н

(кгс)

150

(15)

4.2 Уровень звука в кабине боевого расчета при движении АПМ, не более

дБА

84

4.3 Внешний уровень звука при движении АПМ, не более

дБА

86

4.4 Температура воздуха в кабине боевого расчета, не менее

°С

15

www.mchs.gov.ru

8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)

Сокращение времени следования АЦ по вызову – один из факторов уменьшения продолжительности свободного развития пожара и снижения ущерба от него. Важно также и то, что сокращение этого времени всегда приводит к уменьшению гибели людей на пожарах. Так, было установлено, что в течение только одной сокращенной минуты прибытия на пожар спасается в среднем 2 человека на 100 пожарах.

Время следования к месту вызова занимает до 20 % от всего времени занятости АЦ и должно быть минимальным. Важным в этих обстоятельствах является учет дорожных условий эксплуатации ПА.

В настоящее время основные ПА общего применения создаются на шасси грузовых автомобилей ЗИЛ, «Урал», КамАЗ и др. Они все имеют большие габариты и массу. Это ограничивает возможности АЦ в ряде современных городских условий реализовать свои динамические характеристики. Поэтому в последние годы стали использовать грузовые автомобили малой грузоподъемности для создания пожарных автомобилей первой помощи (АПП). Эффективность их обусловлена тем, что в городских условиях они могут прибывать на пожары значительно быстрее, чем АЦ на шасси большой грузоподъемности. Кроме того, они более экономичны по эксплуатационным расходам.

Для эффективного использования АПП должны удовлетворять ряду требований. При грузоподъемности шасси до 1,5 т масса ПТВ должна быть не менее 800 кг. Полная масса АПП при этом составит 2,5 – 3,5 т, а необходимый внутренний объем кузова для размещения оборудования должен быть не менее 3,5 м3. При мощности двигателей шасси порядка 65 кВт удельная мощность может достигать значений 18–25 кВт/т. Общий вид АПП представлен на рис. 8.27.

Рис. 8.27. Автомобиль быстрого реагирования:

1 – шасси ГАЗ 2705; 2 – кабина боевого расчета; 3 – размещение пенобака и мотопомпы; 4 – кассета (решетка для ПТВ)

Пожарные автомобили обычно реализуют 70 – 80 % максимальной скорости. Появляются магистрали с ограничением скорости до 80 км/ч, поэтому скорость базового шасси АПП должна быть не менее 100 – 120 км/ч.

Боевой расчет на АПП должен быть не менее четырех человек. Исходя из изложенных выше требований, на АПП должны находиться: запас огнетушащих веществ в пределах 300 – 500 кг, пожарные рукава не менее 100 м, насос с подачей до 4 л/с, а ПТВ массой 60 – 100 кг.

Результаты испытаний АЦ-40(130)63А и анализа испытаний АПП на шасси УАЗ-452 выявили ряд достоинств автомобиля первой помощи.

Прежде всего, оказалось, что превышение средней скорости следования на пожар АПП составляет около 40 % по сравнению с такой же скоростью АЦ-40(130)63А (рис. 8.28, а) и никогда не превышает критического значения 120 км/ч.

Рис. 8.28. Скорости (а) и поперечное ускорение центра масс (б):

1 – АЦ-40 (130) 63Б; 2 – АПП; 3 – скольжение; 4 – отрыв колес (3 и 4 для АЦ-40(130) и АПП, соответственно)

При следовании на пожар в экстренном режиме возрастает вероятность аварийных ситуаций из-за увеличения числа случаев отрыва колес от поверхности дороги и бокового скольжения при маневрах автомобиля. И по этому показателю АПП оказался лучшим. Это следует из графика, показанного на рис. 8.28, б. Поперечные ускорения центра масс АПП и АЦ-40(130)63А (кривые 12) достаточно существенно различаются. Предельные значения ускорений, при которых начинается скольжение колес jc (занос) и отрыв колес jo (соответственно граничные прямые 3 и 4), позволяют утверждать, что у АПП вероятность отрыва колес от полотна дороги в 2 – 3 раза, а вероятность заноса в 1,5 – 2 раза меньше при действии поперечных сил инерции. Для крена кузова вероятность превышения критического значения меньше в 1,5 – 1,8 раза. Вероятность появления аварийной ситуации при торможении также уменьшается в 2 – 2,5 раза.

На всех городских маршрутах увеличение средней скорости следования на пожар достигается за счет увеличения частоты и времени использования высших передач и уменьшения числа переключения передач.

На эффективность применения АПП большое влияние оказывает протяженность маршрута следования на пожар. По их протяженности можно выделить три интервала. Это маршруты протяженностью до 2 км – здесь нет явного преимущества АПП по времени прибытия. Маршруты от 2 до 6 км – на них АПП имеет стабильное преимущество по сравнению с АЦ-40(130)63А. На маршрутах, протяженность которых более 6 км, преимущества АПП незначительны.

Эффективность применения АПП целесообразно осуществлять на основании анализа условий их эксплуатации и технических характеристик.

Частоту и продолжительность работы основных ПА можно характеризовать одним комплексным показателем, который и будет характеризовать условия эксплуатации:

(8.1)

где ω – занятость ПА на Ν вызовах за время эксплуатации Т; τк – занятость АПП при обслуживании кго вызова, ч; Т – продолжительность эксплуатации, ч.

Значение ω находится в пределах 0  ω 1, при среднем значении 0,02 – 0,025 и максимальном значении, равном ω = 0,05, что соответствует 5 % занятости ПА на обслуживание поступающих вызовов.

Оценивая эффективность пожарной техники, исходят из того, что ее совершенствование должно уменьшать ущерб от пожара. Оценить эффективность можно сопоставляя затраты на новую технику с получаемым от нее эффектом – сокращением ущерба. Обозначим его П, а затраты на приобретение АПП и его эксплуатацию С (ω, Т), тогда удельная стоимость использования АПП будет равна

(8.2)

В экономических расчетах принимают величину, обратную СЕ, Т), тогда зависимость 1/СЕ, Т) от ω можно выразить графически, как показано на рис. 8.29.

Из этого графика следует, что замена одной автоцистерны на АПП экономически выгодна при условии, что число выездов на пожары в жилой сектор за год составит более 70 %, т.е. относительное время занятости ω отдельной пожарной части ω  0,01. Если маршруты следования имеют протяженность от 2 до 6 км, то на 25 – 40 % уменьшится продолжительность следования по вызову и на 15 – 20 % уменьшатся эксплуатационные расходы, главным образом на топливо.

Современные АПП создаются на грузовых автомобилях малой грузоподъемности. Так как они предназначены для использования в городах, то для них используются неполноприводные шасси в основном с карбюраторными двигателями. По параметрам основных показателей они мало различаются. Так, у них очень близкие значения мощности двигателей. Они мало отличаются друг от друга по запасу вывозимой воды и пенообразователя. Они имеют большие значения удельной мощности (до 20 – 25 кВт/т) и, следовательно, могут развивать высокие скорости движения, достигающие 100 – 115 км/ч. Однако они очень сильно различаются оснащением ПТВ, компоновками, численностью боевых расчетов. Некоторые параметры АПП указаны в табл. 8.8.

Таблица 8.8

Показатели

Размер-

ность

АПП-4/400

(3302)

АБР-3

(2705)

АБР-4

(3778)

АПП-4

(2705)

Марка шасси

ГАЗ-3302

ГАЗ-2705

БАЗ-3778

ГАЗ-2705

Колесная формула

4×2,2

4х2,2

4х2,1

4х2,2

Число мест боевого расчета

человек

3

3(5)

4

4

Вместимость цистерны

м3

0,5 (не менее)

0,5

0,35 (не менее)

0,5

Вместимость пенобака

м3

0,03 (не менее)

0,02 (не менее)

Марка насоса

НЦПВ 4/400

Мотопомпа

МП-13

ИНР-250

ПН-20

Подача насоса

л/с

4

0,4

2,0–4,0

Полная масса

кг

2500

3500

3800

3500

Удельная мощность

кВт/т

18,8

18,8

19,3

18,8

Габаритные размеры

мм

5,5х2,1х2,2

5,5х2х2,45

5,163х2,090х2,6

5,5х2х2,45

Скорость

км/ч

115

85

110

110

Из этой таблицы следует, что АПП оборудуются различными насосами. На них могут быть огнетушители. Так, на АБР-3 установлены два огнетушителя ОП-10 и два ОУ-5. На этом же автомобиле имеется генератор мощностью 2 кВт. Все АПП укомплектовываются пожарным оборудованием, средствами СИЗОД, а также инструментами для проведения различных спасательных работ. На АПП-0,3-2 (3302) и АПП-0,3-2 (33023) насосы могут забирать воду только от водопроводной сети, но на них предусмотрены выносные мотопомпы с подачей 2 л/с воды при напоре 400 м. Кроме того, предусматривается их укомплектование гидравлическими инструментами: ножницами, комбинированным ручным насосом, расширителем дверным. На этих же автомобилях устанавливаются переносные электроагрегаты мощностью 6 кВт. На них имеются бензорезы дисковые и электрическая дисковая пила. Таким образом, эти АПП могут использоваться не только для тушения загораний и пожаров, но и для выполнения аварийно-спасательных работ.

studfile.net