Аэродромные кондиционеры производства ОАО «Горизонт»
Расширяя горизонты кондиционирования…
Денис Дементьев, фото автора и из архива ОАО «Горизонт»
В летнее время тема кондиционеров для многих становится актуальной. Без них трудно представить себе комфортную жизнь горожанина, увязшего в духоте среди раскаленных бетонных джунглей офисов и строек. Но бытовыми установками все не ограничивается. Особую нишу занимают аэродромные кондиционеры на автомобильных шасси.
На аэродроме это основной атрибут обслуживания воздушных судов, и подчас их легко принять за компрессоры (кубические формы, радиаторы по периметру). Продукция московского ОАО «Горизонт» позволяет разобраться, что собой представляют кондиционеры для обслуживания самолетов.
Основное назначение аэродромного кондиционера – выработка и подача подогретого или охлажденного воздуха на борт самолета, когда он стоит в ангаре, на стоянке или перроне с выключенными двигателями. Горячий (от 50 до 80 °С) воздух необходим для прогревания салонов пассажирских воздушных судов или обогрева внутреннего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета в процессе предполетной подготовки, когда за бортом, допустим, –30°. Холодный (от +7 до +12 °С) – для остужения БРЭО во время проведения профилактических работ, когда бортовая система охлаждения отключена. Этим и очерчивается основная цель использования подвижных кондиционеров в наземных службах подготовки полетов.
Можно определить два основных различия между кондиционерами, применяемыми для военных и гражданских летательных аппаратов. У гражданских основным является высокая производительность, поскольку здесь приходится охлаждать или нагревать преимущественно салоны большого объема. Военные предназначены в основном для работы с БРЭО, и для них решающий параметр не производительность, а подача воздуха под давлением, которое для гражданских воздушных судов вовсе не нужно.
Среди дюжины продуцентов наиболее известны такие гранды, как Semifi Babcock (Франция) и Pavag (США). Отмечены даже китайские производители! Но есть в этом списке и два отечественных: для гражданских лайнеров московский «Авиаисток» выпускает прицепной кондиционер АИСТ-14 на базе французского… но это не совсем отечественный продукт, и получается, что единственной российской моделью является аэродромный кондиционер АК-0,4-М1 на шасси КамАЗ-53215, предназначенный для обслуживания в основном боевой авиации.
Кондиционер АК-0,4-М1 появился в 2000 году и за это время претерпел не одну модернизацию. Выпускает его ОАО «Горизонт» – известное в узких кругах военно-промышленное предприятие Государственной корпорации «Тактическое ракетное вооружение», которое с давних пор специализируется на военной продукции.
Темой аэродромных кондиционеров в «Горизонте» занялись сравнительно недавно. Родоначальником появления отечественных образцов этого типа спецмашин стало столичное НПО «Наука», которое с 1960-х годов занималось разработкой всех советских аэродромных кондиционеров, в том числе для самолетов-разведчиков, штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков. По их документации кондиционеры выпускали в Бакинском авиационно-производственном объединении (БАПО). Однако с развалом СССР Азербайджан стал независимой страной, и Россия фактически лишилась единственного отечественного на тот момент производителя этого типа средств наземного обслуживания летательных аппаратов. Это даже не означало, что новые кондиционеры теперь формально приходится покупать за рубежом – в 1990-е годы у военных денег-то и на отечественные не хватало. Речь шла о необходимости проведения ремонта, и выполнять это было негде: требовались запчасти и комплектующие, производители которых тоже оказались за границей.
Поэтому в 1993 году ОАО «Горизонт» приступило к капитальному ремонту аэродромных бакинских кондиционеров моделей АМК-24 / 56-131, АК-1,6-9А и АК-0,4-9А «Пороша», массово применявшихся в авиации в то время. На «Горизонте» полностью изучили всю документацию и постарались при проведении ремонта максимально использовать отечественные «заменители», но это не всегда получалось. Иногда даже приходилось из нескольких нерабочих кондиционеров собирать один действующий. В итоге руководство ОАО «Горизонт» решило пойти по пути организации собственного производства. Так в 1998 году появился первый кондиционер АК-0,4М на шасси КамАЗ-53213, который концептуально повторял «Порошу», но при этом имел ряд принципиальных отличий, например, в установке кондиционирования был применен хладагент «Хладон-22» (R22) вместо запрещенного Монреальским протоколом 1985 года «Хладона-12» (R12), который оказывает разрушающее воздействие на озоновый слой. В течение 1998–1999 гг. АК-0,4М проходил заводские испытания, после которых его решили переработать, поскольку он не обеспечивал необходимую холодопроизводительность при температуре окружающей среды выше +40 °С. После модернизации холодильной системы и ряда других узлов кондиционер стал работать на экологически безопасном и производительном хладагенте – «Хладон-134а». Новый кондиционер получил обозначение АК-0,4М1. Именно он был принят за образец для промышленного производства, и в 2000 году были изготовлены 8 серийных кондиционеров АК-0,4М1, два из которых отправили в Индию. На следующий год ОАО «Горизонт» оформило полный комплект разрешительных документов на производство этих спецавтомобилей: WMI-код изготовителя, отраслевой индекс на кондиционер (мод. 5873-0000010) и Одобрение типа ТС. С тех пор их годовой выпуск варьируется от 3 до 10 единиц в год, в зависимости от количества заказов ФГУП «Рособоронэкспорт». Оно является основным потребителем, а точнее сказать, посредником между иностранными заказчиками, которые покупают у нас боевые самолеты Су, МиГ и др. Поскольку в обязательный комплект поставки в качестве обслуживающего оборудования входят и аэродромные кондиционеры «Горизонта», то неудивительно, что их можно встретить в различных уголках мира: в Индии, Алжире, Венесуэле…
В процессе производства кондиционеры постоянно модернизировали. Надо отметить, что изготовлять многие комплектующие для кондиционера самостоятельно заводу было не под силу, поэтому приходилось использовать в основном импортную начинку. Первое время предприятие широко сотрудничало с Бакинским НПП «Иглим» (бывшее БАПО), закупая у азербайджанцев большинство комплектующих: кузов, элементы основания, несложные датчики и аппаратуру для комплектации кондиционеров. Бакинцы на это сотрудничество шли охотно, поскольку из-за отсутствия спроса на собственные кондиционеры выживали за счет производства комплектующих. Но с каждым годом их качество падало, и ОАО «Горизонт» было вынуждено искать других поставщиков, основная масса которых – европейские фирмы.
Так, после проведения исследований в 2006 году специалисты предприятия пришли к выводу, что применяемая «бакинская» схема с использованием двухконтурной холодильной системы с воздухоохладителями, расположенными по последовательному принципу, неэффективна, так как снижает производительность обоих охладителей: в этом случае один из них в процессе работы всегда перегружен, а другой – недогружен. В итоге в 2007 году на серийных машинах, получивших индекс АК-0,4-М1, была применена современная холодильная установка на базе компрессоров фирмы Bitzer немецкого производства, отличная от устанавливаемой до сих пор на все отечественные аэродромные кондиционеры.
Второй этап модернизации пришелся на конец 2008 года, когда ОАО «Горизонт» полностью отказалось от азербайджанских комплектующих. Именно в это время завод начал устанавливать на свои кондиционеры новые сэндвич-кузова, выпускаемые ООО «Автофургон» (Козловка, Чувашия), и воздушные французские нагнетатели Hibon вместо используемых ранее ЯАЗ-206. Кроме того, был разработан новый аэродинамический глушитель, который позволил уменьшить шум от работы кондиционера на 20 %. В ноябре прошлого года новый вариант кондиционера был принят на вооружение. Именно в таком виде он теперь поставляется за границу. А выпускаемые для Министерства обороны РФ аэродромные кондиционеры АК-04М1 отличаются от экспортных окраской хаки и базовым шасси КамАЗ военной комплектации.
Сегодня выпускаемые в ОАО «Горизонт» мобильные аэродромные кондиционеры единственные в мире, которые благодаря применению роторно-лопастного нагнетателя способны подавать воздух на борт самолета под избыточным давлением (0,4–0,5 кгс / cм2), которое более чем в десять раз превышает показатели современных зарубежных аналогов, смонтированных на автомобильных шасси. Поэтому для обслуживания отечественных боевых истребителей, где разветвленная система охлаждения БРЭО может продуваться исключительно под давлением, пригодны только наши кондиционеры. Заводчане рассказывают, что некоторые иностранные заказчики пытались применять для истребителей Су-27 импортную технику, и, в частности, в Индии у одного из самолетов сгорело все БРЭО, которое стоит, по приблизительным подсчетам, как 100 аэродромных кондиционеров. После этого во избежание подобных случаев все, кто покупает у нас самолеты, до истечения гарантийного срока обязаны применять только кондиционеры модели АК-0,4-М1… и ими охотно пользуются во всех странах, где летает наша боевая техника.
Прогресс не стоит на месте. По просьбе иностранных заказчиков на предприятии ведутся НИОКР по созданию новой модели аэродромного кондиционера – на прицепном шасси. Новая разработка, получившая пока условное обозначение АК-0,4-М2, будет отличаться от своего предшественника не только транспортной базой, но и питанием от внешней электросети. В принципе, это логичный шаг, если учесть, что предназначены они для использования на территории аэродромов, где розетка всегда найдется. Зато при отсутствии электроагрегата кондиционер стал настолько компактен, что помещается на небольшом двухосном прицепе, а не в КамАЗе, который в далеких странах тоже надо как-то обслуживать. Поэтому, видимо, скоро на экспорт будут поставлять только прицепные кондиционеры для использования на базовых аэродромах, в то время как для использования на отечественных аэродромах наша армия в соответствии с принципом мобильности требует применения автомобильных шасси, так что на АК-04М1 крест ставить еще очень рано.
Модель: | АК-0,4-М1 | АК-0,4-М2* |
---|---|---|
Базовое шасси | КамАЗ-53215 | Низкорамный 2-осный прицеп |
Габаритные размеры, мм | 8450х2500х3200 | 5000х2500х2400 |
Масса, кг | 15 100 | 5500 |
Углы свеса, град: передний/ задний | 26 / 27 | н.д. |
Массовая подача воздуха на борт, кг/с (кг/ч) | 0,2–0,7 (750–2500) | |
Избыточное давление подаваемого воздуха, кПа | 0,35 | 0,25–0,35 |
Режим работы | Охлаждение, вентиляция, обогрев | |
Применяемый хладагент | R134a | |
Температура подаваемого охлажденного воздуха, °С | 5–15 | 10–15 |
Температура подаваемого подогретого воздуха, °С | 15–90 | 15 – 90 |
Потребляемая мощность, кВт | До 100 | |
Источник электропитания и используемое напряжение, В | Автономный (генератор АД-100С) или внешний, 380 | Внешний, 380 |
Расход дизельного топлива, кг/ч | 40 | – |
Время подготовки до выхода на заданный режим работы, мин.: при охлаждении/ обогреве | 15/ 30 | н.д. |
Продолжительность непрерывной работы, ч | 8 | |
Обслуживающий персонал, чел. | 1 |
Аэродромный кондиционер АК-04М1
Аэродромный кондиционер АК-04М1
Аэродромный кондиционер АК-04М1 предназначен для создания и поддержания заданных климатических условий внутри кабин, отсеков и салонов самолетов (вертолетов), а также для вентиляции спецснаряжения летного состава при не работающих бортовых системах кондиционирования во время наземного обслуживания и предполетной подготовки авиационной техники.
Кондиционер может работать как в напорном режиме для объемов до 50 м3, так и в не напорном режиме для объемов до 250 м3.
Кондиционер применяется для обслуживания самолетов (вертолетов) на стационарных и полевых аэродромах в широком диапазоне температур окружающего воздуха.
Благодаря использованию хладагента R-134a, кондиционер безопасен с точки зрения охраны окружающей среды и не разрушает озоновый слой Земли.
Режимы вентиляции, охлаждения или нагрева доступны по требованию, в любое время суток, без вывода кондиционера из эксплуатации для регулировки.
Использование аэродромного кондиционера при наземной предполетной подготовке, техническом обслуживании, ремонте летательных аппаратов позволяет экономить полетный ресурс летательного аппарата и авиационное топливо.
Базовыми потребителями являются самолеты типов Су, МиГ, ЯК, вертолеты Ка и Ми.
Особенности аэродромного кондиционера АК-04М1:
– устойчивая работа в широком диапазоне температур окружающей среды;
– блокировка возможных аварийных режимов работы;
– кондиционирование других наземных объектов производственного назначения;
– работа кондиционера как от внешнего источника электропитания, так и автономно.
Основные тактико-технические характеристики:
Массовая подача воздуха, кг/с, (кг/ч) |
0,2 — 0,7 (750 — 2500) |
Избыточное давление воздуха на выходе из рукава, кг/см2 |
регулируемое, до 0,4 |
Мощность по холоду, кВт |
до 60 |
Мощность по теплу, кВт |
до 75 |
Диапазон температур подаваемого воздуха, °C |
10 – 80 |
Режимы работы |
охлаждение, вентиляция, обогрев |
Температура окружающего воздуха, °C |
от минус 50 до плюс 50 |
Применяемый хладагент |
R134a |
Тип шасси |
автомобиль КАМАЗ |
Габаритные размеры, мм |
8700 х 2500 х 3300 |
Масса, кг, не более |
14200 |
Срок службы, не менее, лет |
10 |
На базе кондиционера АК-04М1 создана экспортная модификация – аэродромный кондиционер АК-0,4-М1 с температурой эксплуатации от минус 10 ºС.
Аэродромный кондиционер
Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено для обеспечения требуемых параметров в салонах летательных аппаратов при их подготовке к полетам. Аэродромный кондиционер выполнен на единой платформе в виде закрытого кузова или контейнера, в теплоизолированных ограждающих конструкциях которого предусмотрены отверстия для забора наружного и выброса отработанного воздуха. Внутри контейнера размещено оборудование для нагнетания, нагрева и охлаждения воздуха и специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов. Специальные контейнеры выполнены в виде шумоглушителей круглого сечения, внутри которых в сжатом состоянии размещен присоединительный рукав (9), который с одной стороны имеет фланец (10) для подсоединения к системе воздуховодов летательного аппарата, а с другой — патрубок (11), обеспечивающий плавное перемещение рукава (9) по внутреннему каналу шумоглушителя и герметичное уплотнение вытянутого рукава (9) между торцевой поверхностью шумоглушителя и рукава (9). Снаружи шумоглушителя установлены два коаксиально расположенных цилиндра (12, 13), внутренний из которых выполнен перфорированным, а между цилиндрами размещен шумоизолирующий материал (14). Технический результат заключается в снижении аэродинамического шума, распространяемого по каналам, и уменьшении размеров специальных контейнеров для размещения присоединительных рукавов и инструмента. 2 ил.
Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено для обеспечения требуемых параметров в салонах летательных аппаратов при их подготовке к полетам.
Известны аэродромные кондиционеры, основное оборудование которых объединено в блоки и смонтировано на платформе, установленной либо на раме автомобиля, либо на специальной тележке. В состав кондиционера входит высоконапорный нагнетатель, блок электрокалориферов, блок охлаждения воздуха и гибкие присоединительные рукава для подсоединения к бортовым разъемам летательных аппаратов. Диаметры присоединительных рукавов составляют 100, 200 и 300 мм при длине от 6 до 12 м /1/.
При работе высоконапорных вентиляторов и компрессорного оборудования холодильных машин возникает аэродинамический шум, который распространяется как в окружающую среду вблизи аэродромного кондиционера, так и по воздушным каналам к бортовым разъемам летательных аппаратов. Как правило, канальные глушители шума устанавливаются непосредственно на всасывании воздуха в высоконапорный нагнетатель и — на нагнетании. Гибкие присоединительные рукава в транспортном положении хранятся в специальных контейнерах.
Недостатком известных конструкций является большой аэродинамический шум, достигающий 110 дБ, и громоздкость специальных контейнеров для хранения гибких присоединительных рукавов.
Известны аэродромные кондиционеры, имеющие в своем составе высоконапорный вентилятор, блок электрокалориферов, блок охлаждения воздуха и гибкие присоединительные рукава для подсоединения к разъемам летательных аппаратов. Канальных глушителей шума на всасывании и нагнетании вентилятора не предусмотрено. Однако предусмотрена шумоизоляция стеновых панелей корпуса кондиционера, размещенного на специальной платформе /2/.
Недостатком известной конструкции является большой аэродинамический шум на выходе из гибкого присоединительного рукава, а также громоздкость специальных контейнеров для размещения рукавов.
В качестве прототипа выбрана конструкция аэродромного кондиционера, выполненная на единой платформе по крайней мере в виде закрытого кузова автомобиля, в котором предусмотрены воздухозаборные отверстия и отверстия для удаления воздуха. В кузове размещены высоконапорный вентилятор, блок электрокалориферов, блок охлаждения воздуха, места для подсоединения гибких присоединительных шлангов, специальные контейнеры для хранения шлангов, инструментальные ящики и т.д. /3/.
Основным недостатком данного кондиционера является большой аэродинамический шум и громоздкость специальных контейнеров для размещения присоединительных шлангов.
Целью настоящего изобретения является создать аэродромный кондиционер, конструкция которого обеспечивала бы снижение аэродинамического шума, распространяемого по каналам при уменьшении размеров специальных контейнеров для хранения присоединительных рукавов и инструмента.
Поставленная цель достигается тем, что в аэродромном кондиционере, выполненном на единой платформе в виде закрытого кузова или контейнера, в теплоизолированных ограждающих конструкциях которого предусмотрены отверстия для забора наружного и выброса отработанного воздуха, а внутри размещено оборудование для нагнетания, нагрева и охлаждения воздуха, специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов, согласно изобретению специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов выполнены в виде шумоглушителей круглого сечения, внутри которых в сжатом состоянии размещены по крайней мере один присоединительный рукав, который с одной стороны имеет фланец для подсоединения к системе воздуховодов летательного аппарата, а с другой стороны — патрубок, обеспечивающий плавное перемещение рукава по внутреннему каналу шумоглушителя и герметичное уплотнение вытянутого рукава между торцевой поверхностью шумоглушителя и рукава, при этом снаружи шумоглушителя установлены два коаксиально расположенных цилиндра, внутренний из которых выполнен перфорированным, а между цилиндрами размещен шумоизолирующий материал.
Сущность изобретения поясняется описанием со ссылкой на чертежи, где
Фиг.1. Принципиальная пневмогидравлическая схема обработки воздуха в аэродромном кондиционере.
Фиг.2. Продольный разрез трубчатого круглого шумоглушителя: а) в рабочем положении; б) в транспортном положении.
Установка аэродромного кондиционера выполнена в виде единого автономного моноблока, содержащая теплоизолированный корпус 1 с окнами для входа воздуха, внутри которого размещены приемная камера с наружной решеткой 2, воздушный фильтр 3, электрокалорифер первого подогрева 4, высоконапорный вентилятор (нагнетатель) 5, воздухоохладитель 6, соединенный с элементами холодильной машины, электрокалорифер второго подогрева 7. Согласно изобретению после электрокалорифера второго подогрева дополнительно установлен круглый шумоглушитель 8, внутри которого в сжатом состоянии размещен гибкий присоединительный рукав 9 с фланцем (наконечником) 10, подсоединяющимся к отверстию в летательном аппарате и патрубком 11, обеспечивающим плавное перемещение рукава по внутреннему каналу шумоглушителя, имеющего наружный цилиндр 12, внутренний перфорированный цилиндр 13 и находящийся между ними шумоизолирующий материал 14.
Работа предлагаемого аэродромного кондиционера осуществляется следующим образом:
Наружный воздух через воздухозаборные отверстия 2 поступает в приемную камеру, проходит очистку в воздушном фильтре 3, нагревается в электрокалорифере первого подогрева 4, если осуществляется работа кондиционера в режиме «нагрев». Если осуществляется режим «Вентиляция» или охлаждение, то воздух в электрокалорифере 4 не нагревается. Далее высоконапорным вентилятором (нагнетателем) 5 воздух подается в воздухоохладители 6 контура холодильной машины, где охлаждается до необходимой температуры. В случае, если осуществляется режим «Вентиляция» и «Нагрев» холодильная машина отключена и охлаждения воздуха в воздухоохладителе 6 не происходит. Если осуществляется режим «Нагрев», то воздух поступает в электрокалорифер второго подогрева 7. После тепловлажностной обработки воздуха он проходит через трубчатый круглый шумоглушитель 8, в котором осуществляется снижение аэродинамического шума до допустимого уровня. Затем воздух по гибкому присоединительному рукаву 9 подается к потребителю. Подсоединение рукава к отверстиям летательного аппарата осуществляется с помощью фланца (наконечника) 10, а уплотнение рукава с выходным фланцем шумоглушителя 8 осуществляется с помощью патрубка 11. Патрубок 11 обеспечивает плавное и устойчивое перемещение рукава по внутреннему цилиндру 13 шумоглушителя. Затухание звука в трубчатых глушителях зависит от длины активной части, толщины слоя и плотности звукопоглощающего материала. Наибольшая эффективность подобных глушителей отмечается при частотах колебаний 1000÷2000 Гц (характерных для вентиляторов и нагнетателей). Для снижения уровня звуковой мощности на 20÷25 дБ необходим трубчатый глушитель с толщиной звукопоглощающего материала не менее 50 мм длиной не менее 2 м.
Гибкие присоединительные рукава имеют возможность сжатия в осевом направлении до 3÷5 раз. Соответственно в шумоглушителе длиной 2 м возможно размещение рукава длиной 6÷10 м.
При подготовке аэродромного кондиционера к транспортированию гибкий присоединительный рукав отсоединяется от летательного аппарата и втягивается внутрь шумоглушителя, сжимается, приобретая компактный вид.
Литература
1. Теоретические основы, устройство и эксплуатация теплотехнических средств. — М.: Военное издательство, 1993. — С.61-68.
2. Теоретические основы, устройство и эксплуатация теплотехнических средств. — М.: Военное издательство, 1993. — С.105-113.
3. Рекламный лист ЗАО Научно-Производственного Объединения АВИАИСТОК. Аэродромная установка «АИСТ-14» для кондиционирования, вентиляции и обогрева кабины пилотов и салонов воздушных судов. 125167, Россия, Москва, Красноармейская, 4.
Аэродромный кондиционер, выполненный на единой платформе в виде закрытого кузова или контейнера, в теплоизолированных ограждающих конструкциях которого предусмотрены отверстия для забора наружного и выброса отработанного воздуха, а внутри размещено оборудование для нагнетания, нагрева и охлаждения воздуха, специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов, отличающийся тем, что специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов выполнены в виде шумоглушителей круглого сечения, внутри которых в сжатом состоянии размещен по крайней мере один присоединительный рукава, который с одной стороны имеет фланец для подсоединения к системе воздуховодов летательного аппарата, а с другой — патрубок, обеспечивающий плавное перемещение рукава по внутреннему каналу шумоглушителя и герметичное уплотнение вытянутого рукава между торцевой поверхностью шумоглушителя и рукава, при этом снаружи шумоглушителя установлены два коаксиально расположенных цилиндра, внутренний из которых выполнен перфорированным, а между цилиндрами размещен шумоизолирующий материал.
Аэродромный кондиционер АК-0,4-М2
Аэродромный кондиционер АК-0,4-М2
Аэродромный кондиционер АК-0,4-М2 предназначен для создания и поддержания заданных климатических условий внутри кабин, отсеков и салонов самолетов (вертолетов), а также для вентиляции спецснаряжения летного состава при не работающих бортовых системах кондиционирования во время наземного обслуживания и предполетной подготовки.
Кондиционер может работать как в напорном режиме для объемов менее 50 м3, так и в не напорном режиме для объемов до 250 м3.
Кондиционер пригоден для обслуживания самолетов (вертолетов) на стационарных и полевых аэродромах, в широком диапазоне температур окружающего воздуха на высотах до 1500 м.
Благодаря использованию хладагента R-134a, кондиционер безопасен с точки зрения охраны окружающей среды и не разрушает озоновый слой Земли.Использование аэродромного кондиционера АК-0,4-М2 при предполетной подготовке, наземном техническом обслуживании, ремонте летательных аппаратов позволяет экономить полетный ресурс летательного аппарата и авиационное топливо.
Базовыми потребителями являются самолеты типов Су, МиГ, ЯК, вертолеты Ка и Ми.
Особенности аэродромного кондиционера АК-0,4-М2:
– уменьшенный уровень шума;
– автоматический режим работы;
– применение современных высокоэффективных российских и иностранных комплектующих изделий, озонобезопасного хладагента;
– простота в управлении;
– электропитание от внешней сети или от автономного источника;
– компактность конструкции, малые размеры и масса;
– высокая степень надежности.
Основные тактико-технические характеристики:
Массовая подача воздуха, кг/с, (кг/ч) |
0,2 — 0,7 (750 — 2500) |
Избыточное давление воздуха на выходе из рукава, кг/см2 |
регулируемое до 0,4 |
Внешний источник электропитания |
3N~50 Гц 380 В |
Потребляемая мощность, кВт |
до 100 |
Мощность по холоду (регулируемая), кВт |
до 60 |
Мощность по теплу (регулируемая), кВт |
до 87 |
Диапазон температур подаваемого воздуха, °C |
5 – 90 |
Режимы работы |
охлаждение, вентиляция, обогрев |
Назначенный ресурс, ч |
10000 |
Температура окружающего воздуха, °C |
от минус 50 до плюс 50 |
Применяемый хладагент |
R134a |
Тип шасси |
аэродромная тележка |
Габаритные размеры (водило поднято), мм |
4400 х 1900 х 2400 |
Масса, кг, не более |
4200 |
Срок службы, лет |
15 |
О ПРЕДПРИЯТИИ — ОАО «170 ремонтный завод средств обеспечения полетов»
Предназначен для охлаждения или подогрева кондиционированным воздухом высотного снаряжения летчиков, кабин самолетов, а также для создания необходимых гигиенических условий летному составу, одетому в высотное снаряжение, во время перевозки в районе аэродрома, при дежурстве в кабинах самолета и в салонах кондиционера.
Оборудование аэродромного кондиционера АМК-24/56-131 смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-131 и двух салонов СЛ-4 смонтированных на базе автомобильных прицепов ГПН-4.
Работа кондиционера обеспечивается функционированием следующих основных систем:
- воздушной;
- электрической;
- фреоновой;
- масляной;
- кинематической;
- топливной.
Шасси ЗИЛ-131 |
||||
|
Длина |
Ширина |
Высота |
Масса, кг |
Кондиционера |
6700 |
2500 |
2735 |
14575 |
Салона |
7330 |
2400 |
2475 |
9600 |
Давление выдаваемого воздуха на выходе из рукавов: |
||||
в контур кабин, МПа (кгс/см2) |
0,035 (0,35) |
|||
в контур спецоборудования, МПа (кгс/см2) |
0,015 (0,15) |
|||
Расход воздуха, кг/ч: |
||||
в кабины объектов |
250 |
|||
в высотное снаряжение объектов |
50 |
|||
к спецоборудованию |
1500 |
|||
Хладопроизводительность кондиционера по воздуху (при +40°С и при относительной влажности 35%), кДж (ккал/ч) |
||||
контур спецоборудования |
81510 (19500) |
|||
в контур кабин и высотного снаряжения |
17556 (4200) |
|||
Теплопроизводительность кондиционера по воздуху, кДж (ккал/ч): |
||||
контур спецоборудования |
196460 (47000) |
|||
в контур кабин и высотного снаряжения |
37620 (9000) |
|||
Хладоагрегат |
Фреон |
|||
Диапазон температур надежной работы кондиционера, °С |
От -50 до +50 |
|||
Температура воздуха регулируется на режимах, °С: |
||||
«обогрев» |
С +15 до +80 |
|||
«охлаждение» |
От +10 до +30 |
|||
Обслуживающий персонал, чел. |
2 |
аэродромный кондиционер — патент РФ 2410293
Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено для обеспечения требуемых параметров в салонах летательных аппаратов при их подготовке к полетам. Аэродромный кондиционер выполнен на единой платформе в виде закрытого кузова или контейнера, в теплоизолированных ограждающих конструкциях которого предусмотрены отверстия для забора наружного и выброса отработанного воздуха. Внутри контейнера размещено оборудование для нагнетания, нагрева и охлаждения воздуха и специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов. Специальные контейнеры выполнены в виде шумоглушителей круглого сечения, внутри которых в сжатом состоянии размещен присоединительный рукав (9), который с одной стороны имеет фланец (10) для подсоединения к системе воздуховодов летательного аппарата, а с другой — патрубок (11), обеспечивающий плавное перемещение рукава (9) по внутреннему каналу шумоглушителя и герметичное уплотнение вытянутого рукава (9) между торцевой поверхностью шумоглушителя и рукава (9). Снаружи шумоглушителя установлены два коаксиально расположенных цилиндра (12, 13), внутренний из которых выполнен перфорированным, а между цилиндрами размещен шумоизолирующий материал (14). Технический результат заключается в снижении аэродинамического шума, распространяемого по каналам, и уменьшении размеров специальных контейнеров для размещения присоединительных рукавов и инструмента. 2 ил.
Рисунки к патенту РФ 2410293
Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено для обеспечения требуемых параметров в салонах летательных аппаратов при их подготовке к полетам.
Известны аэродромные кондиционеры, основное оборудование которых объединено в блоки и смонтировано на платформе, установленной либо на раме автомобиля, либо на специальной тележке. В состав кондиционера входит высоконапорный нагнетатель, блок электрокалориферов, блок охлаждения воздуха и гибкие присоединительные рукава для подсоединения к бортовым разъемам летательных аппаратов. Диаметры присоединительных рукавов составляют 100, 200 и 300 мм при длине от 6 до 12 м /1/.
При работе высоконапорных вентиляторов и компрессорного оборудования холодильных машин возникает аэродинамический шум, который распространяется как в окружающую среду вблизи аэродромного кондиционера, так и по воздушным каналам к бортовым разъемам летательных аппаратов. Как правило, канальные глушители шума устанавливаются непосредственно на всасывании воздуха в высоконапорный нагнетатель и — на нагнетании. Гибкие присоединительные рукава в транспортном положении хранятся в специальных контейнерах.
Недостатком известных конструкций является большой аэродинамический шум, достигающий 110 дБ, и громоздкость специальных контейнеров для хранения гибких присоединительных рукавов.
Известны аэродромные кондиционеры, имеющие в своем составе высоконапорный вентилятор, блок электрокалориферов, блок охлаждения воздуха и гибкие присоединительные рукава для подсоединения к разъемам летательных аппаратов. Канальных глушителей шума на всасывании и нагнетании вентилятора не предусмотрено. Однако предусмотрена шумоизоляция стеновых панелей корпуса кондиционера, размещенного на специальной платформе /2/.
Недостатком известной конструкции является большой аэродинамический шум на выходе из гибкого присоединительного рукава, а также громоздкость специальных контейнеров для размещения рукавов.
В качестве прототипа выбрана конструкция аэродромного кондиционера, выполненная на единой платформе по крайней мере в виде закрытого кузова автомобиля, в котором предусмотрены воздухозаборные отверстия и отверстия для удаления воздуха. В кузове размещены высоконапорный вентилятор, блок электрокалориферов, блок охлаждения воздуха, места для подсоединения гибких присоединительных шлангов, специальные контейнеры для хранения шлангов, инструментальные ящики и т.д. /3/.
Основным недостатком данного кондиционера является большой аэродинамический шум и громоздкость специальных контейнеров для размещения присоединительных шлангов.
Целью настоящего изобретения является создать аэродромный кондиционер, конструкция которого обеспечивала бы снижение аэродинамического шума, распространяемого по каналам при уменьшении размеров специальных контейнеров для хранения присоединительных рукавов и инструмента.
Поставленная цель достигается тем, что в аэродромном кондиционере, выполненном на единой платформе в виде закрытого кузова или контейнера, в теплоизолированных ограждающих конструкциях которого предусмотрены отверстия для забора наружного и выброса отработанного воздуха, а внутри размещено оборудование для нагнетания, нагрева и охлаждения воздуха, специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов, согласно изобретению специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов выполнены в виде шумоглушителей круглого сечения, внутри которых в сжатом состоянии размещены по крайней мере один присоединительный рукав, который с одной стороны имеет фланец для подсоединения к системе воздуховодов летательного аппарата, а с другой стороны — патрубок, обеспечивающий плавное перемещение рукава по внутреннему каналу шумоглушителя и герметичное уплотнение вытянутого рукава между торцевой поверхностью шумоглушителя и рукава, при этом снаружи шумоглушителя установлены два коаксиально расположенных цилиндра, внутренний из которых выполнен перфорированным, а между цилиндрами размещен шумоизолирующий материал.
Сущность изобретения поясняется описанием со ссылкой на чертежи, где
Фиг.1. Принципиальная пневмогидравлическая схема обработки воздуха в аэродромном кондиционере.
Фиг.2. Продольный разрез трубчатого круглого шумоглушителя: а) в рабочем положении; б) в транспортном положении.
Установка аэродромного кондиционера выполнена в виде единого автономного моноблока, содержащая теплоизолированный корпус 1 с окнами для входа воздуха, внутри которого размещены приемная камера с наружной решеткой 2, воздушный фильтр 3, электрокалорифер первого подогрева 4, высоконапорный вентилятор (нагнетатель) 5, воздухоохладитель 6, соединенный с элементами холодильной машины, электрокалорифер второго подогрева 7. Согласно изобретению после электрокалорифера второго подогрева дополнительно установлен круглый шумоглушитель 8, внутри которого в сжатом состоянии размещен гибкий присоединительный рукав 9 с фланцем (наконечником) 10, подсоединяющимся к отверстию в летательном аппарате и патрубком 11, обеспечивающим плавное перемещение рукава по внутреннему каналу шумоглушителя, имеющего наружный цилиндр 12, внутренний перфорированный цилиндр 13 и находящийся между ними шумоизолирующий материал 14.
Работа предлагаемого аэродромного кондиционера осуществляется следующим образом:
Наружный воздух через воздухозаборные отверстия 2 поступает в приемную камеру, проходит очистку в воздушном фильтре 3, нагревается в электрокалорифере первого подогрева 4, если осуществляется работа кондиционера в режиме «нагрев». Если осуществляется режим «Вентиляция» или охлаждение, то воздух в электрокалорифере 4 не нагревается. Далее высоконапорным вентилятором (нагнетателем) 5 воздух подается в воздухоохладители 6 контура холодильной машины, где охлаждается до необходимой температуры. В случае, если осуществляется режим «Вентиляция» и «Нагрев» холодильная машина отключена и охлаждения воздуха в воздухоохладителе 6 не происходит. Если осуществляется режим «Нагрев», то воздух поступает в электрокалорифер второго подогрева 7. После тепловлажностной обработки воздуха он проходит через трубчатый круглый шумоглушитель 8, в котором осуществляется снижение аэродинамического шума до допустимого уровня. Затем воздух по гибкому присоединительному рукаву 9 подается к потребителю. Подсоединение рукава к отверстиям летательного аппарата осуществляется с помощью фланца (наконечника) 10, а уплотнение рукава с выходным фланцем шумоглушителя 8 осуществляется с помощью патрубка 11. Патрубок 11 обеспечивает плавное и устойчивое перемещение рукава по внутреннему цилиндру 13 шумоглушителя. Затухание звука в трубчатых глушителях зависит от длины активной части, толщины слоя и плотности звукопоглощающего материала. Наибольшая эффективность подобных глушителей отмечается при частотах колебаний 1000÷2000 Гц (характерных для вентиляторов и нагнетателей). Для снижения уровня звуковой мощности на 20÷25 дБ необходим трубчатый глушитель с толщиной звукопоглощающего материала не менее 50 мм длиной не менее 2 м.
Гибкие присоединительные рукава имеют возможность сжатия в осевом направлении до 3÷5 раз. Соответственно в шумоглушителе длиной 2 м возможно размещение рукава длиной 6÷10 м.
При подготовке аэродромного кондиционера к транспортированию гибкий присоединительный рукав отсоединяется от летательного аппарата и втягивается внутрь шумоглушителя, сжимается, приобретая компактный вид.
Литература
1. Теоретические основы, устройство и эксплуатация теплотехнических средств. — М.: Военное издательство, 1993. — С.61-68.
2. Теоретические основы, устройство и эксплуатация теплотехнических средств. — М.: Военное издательство, 1993. — С.105-113.
3. Рекламный лист ЗАО Научно-Производственного Объединения АВИАИСТОК. Аэродромная установка «АИСТ-14» для кондиционирования, вентиляции и обогрева кабины пилотов и салонов воздушных судов. 125167, Россия, Москва, Красноармейская, 4.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
Аэродромный кондиционер, выполненный на единой платформе в виде закрытого кузова или контейнера, в теплоизолированных ограждающих конструкциях которого предусмотрены отверстия для забора наружного и выброса отработанного воздуха, а внутри размещено оборудование для нагнетания, нагрева и охлаждения воздуха, специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов, отличающийся тем, что специальные контейнеры для размещения гибких присоединительных рукавов выполнены в виде шумоглушителей круглого сечения, внутри которых в сжатом состоянии размещен по крайней мере один присоединительный рукава, который с одной стороны имеет фланец для подсоединения к системе воздуховодов летательного аппарата, а с другой — патрубок, обеспечивающий плавное перемещение рукава по внутреннему каналу шумоглушителя и герметичное уплотнение вытянутого рукава между торцевой поверхностью шумоглушителя и рукава, при этом снаружи шумоглушителя установлены два коаксиально расположенных цилиндра, внутренний из которых выполнен перфорированным, а между цилиндрами размещен шумоизолирующий материал.
Тягач КАМАЗ-5320 |
|
База спецоборудования |
Полуприцеп ОДАЗ |
Двигатель спецустановки |
1Д12В-300 |
Массовая подача воздуха, кг/с (кг/ч), не менее |
|
Контур I |
1,6 (6000) |
Контур II |
0,11 (400) |
Мощность по холоду, кВт (ккал/ч), не менее |
|
Контур I |
93 (80000) |
Контур II |
5,5 (4800) |
Мощность по теплу, кВт (ккал/ч), не менее |
|
Контур I |
210 (180000) |
Контур II |
14 (12000) |
Номинальное избыточное (статическое) давление воздуха, кПа (кгс/см2), не менее |
|
Контур I |
15 (0,15) |
Контур II |
35 (0,35) |
Температура воздуха на выходе из рукавов, К (°С) |
|
при охлаждении |
283+5 (10+5) |
при нагревании |
353110 |
Температура на выходе из рукавов, К (°С) |
|
не более |
298 (25) |
Массовая подача по контуру I кг/ч, не менее |
5500 |
Массовая подача по контуру II кг/ч, не менее |
3500 |
Продолжительность непрерывной работы без заправки топливом, ч, не менее |
8 |
Полная масса кондиционера, кг, не более |
25000 |