70 лет победы теплоход – Хабаровск | Новый пассажирский теплоход Хабаровского судостроительного завода получил имя «70 лет Победы» — БезФормата

Теплоход «70 лет Победы» в Комсомольске-на-Амуре, 13.10.2016 г.: gorotskop — LiveJournal

Первый и пока единственный новый теплоход для гражданских пассажирских перевозок на Дальнем Востоке, построенный за долгие годы после развала СССР, 13 октября 2016 г. прибыл в Комсомольск-на-Амуре.

Это был пробный технический рейс по пути следования из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре и своеобразная презентация судна для комсомольчан. «70 лет Победы» – это нечто среднее между «Метеором» и «Омом», призван заменить первые, а по размерам даже немного превосходит вторые. Теплоход оснащён двумя новыми водомётными дизелями, работающими на топливе стандарта Евро-5 и может развивать скорость свыше 70 км/ч. Рассчитан на 100 мест. Осадка всего около метра, что позволяет ему причаливать на мелководных не оборудованных берегах. Построен в 2015 г. по питерскому проекту А45-2 на Хабаровском судостроительном заводе.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7. Капитан судна Анатолий Пассар.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Аэросъёмка с квадрокоптера:

Причаливание к Набережной:

© Дмитрий Николаев Комсомольск-на-Амуре 2016

Подписывайтесь на мою группу ВК: https://vk.com/gorotckop

Мой ресурс в сети: http://gorotskop.livejournal.com

– Аэросъёмка с квадрокоптера. Фото, видео.
– Фоторепортаж, статья по Вашему заказу, предприятия, мероприятия, Ваш дом, двор, подъезд, садик, школа, дорога или другое. Возможен выезд в Амурск, Солнечный, окрестные сёла или дальние нас. пункты.
– Фотосъёмка. Недвижимость, автомобили, предметы и др. Для продажи, на память и т. д.
– Фото города различных тем в наличии. Имеются оригиналы в высоком разрешении.
– Пост в паблике. Никаких накруток и ботов, все подписчики – живая аудитория.
– Индивидуальные экскурсии, прогулка по городу. Услуга для туристов, гостей города.
Моя почта: [email protected] Тел. 8(962)287-32-43. Я в соцсетях: Facebook, В Контакте, Одноклассники.

70 лет Победы – Design А45-2 — FleetPhoto

Information about the vessel is given on the basis of publicly available sources and observations of users of this site. Site Administration has no associations with these sources and not responsible for this data. The information here may be invalid or outdated.


Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск
Затон Хабаровской РЭБ флота

July 15, 2018
Author: GM Mishel

Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск
Затон Хабаровской РЭБ флота

June 10, 2018
Author: Rickey

2018

2017

Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск

July 23, 2017
Author: GM Mishel

Longteng-15  ·  Design 17091, тип Полесье, Фуюань
Longteng-21  ·  Design 17091, тип Полесье, Фуюань

Дебаркадер-701  ·  Design JSL-701, Хабаровск
Дебаркадер Р-83  ·  Design Р-70, Хабаровск
Longteng-20  ·  Design 17091, тип Полесье, Фуюань

Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск

July 2, 2017
Author: меля-13

Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск
Затон Хабаровской РЭБ флота

June 24, 2017
Author: GM Mishel

Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск
Затон Хабаровской РЭБ флота

June 24, 2017
Author: GM Mishel

ОМ-8  ·  Class ОМ, design 780, 780-03, 780-03-1570, Хабаровск

Река Амур
Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

June 11, 2017
Author: Олег Н.

Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск

May 27, 2017
Author: меля-13

Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск

May 19, 2017
Author: меля-13

Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск
Речной вокзал

May 10, 2017
Author: меля-13

2017

2016

Река Амур, протока Амурская
Хабаровский край, Хабаровск

June 16, 2016
Author: меля-13

Река Амур, протока Амурская
Хабаровский край, Хабаровск

June 16, 2016
Author: меля-13

2016

2015

Река Амур
Хабаровский край, Хабаровск
Затон Хабаровского судостроительного завода

September 5, 2015
Author: GM Mishel

Pictures displayed: 16 from 16

Your comment

Please do not discuss political topics or you will be banned for 1 month!

You need to log in to write comments.

«Трагедия на советском теплоходе была терактом мирового масштаба» — Рамблер/новости

Как знать, возможно, Китай, входящий в число лидеров современного мира, был бы сейчас совсем иным по своему устройству и проводимой государством политике, если бы не трагическое событие, произошедшее 70 лет назад. Тогда у берегов Крыма во время пожара, возникшего на борту советского теплохода, погиб один из влиятельнейших людей в Поднебесной, который вполне мог возглавить страну вместо Мао Цзэдуна.

О трагедии с лайнером «Победа», случившейся в начале осени 1948-го, долгие годы практически нигде не упоминалось. Информацию сразу скрыли под грифом «секретно». Однако нашелся человек, который годы спустя все-таки сумел основательно размотать этот клубок загадок, — морской историк, капитан II ранга в отставке Октябрь Бар-Бирюков.

Корреспонденту «МК» довелось при жизни Октября Петровича не раз встречаться с ним. Он подробно рассказал о том, что смог узнать об этой огненной катастрофе.

Для начала — конкретные факты. 31 июля 1948 года «Победа», обслуживавшая международную линию Одесса—Нью-Йорк, отправилась от берегов Америки в обратный рейс. На борту — более 300 пассажиров и несколько десятков членов экипажа. Плавание длилось целый месяц, и в самом конце его произошло ЧП.

1 сентября на судне вспыхнул сильный пожар. Пламя распространялось так быстро, что моряки даже не успели подать сигнал SOS. Береговые службы подняли тревогу лишь почти сутки спустя, когда теплоход к назначенному времени не появился в Одессе. Спасательные корабли добрались до места происшествия лишь утром 3 сентября. К этому моменту моряки лайнера и пассажиры уже сумели нейтрализовать огонь. Однако от пламени и дыма погибли несколько десятков человек. В том числе и «самый главный пассажир» — китайский маршал Фэн Юйсян.

Конкурент Великого кормчего

В годы революционных потрясений в Китае и борьбы с японскими агрессорами этот человек приобрел огромную популярность среди соотечественников. Военачальник еще с середины 1920-х «грешил» политикой, а в 1924-м даже совершил государственный переворот и захватил Пекин, находясь во главе верных войск. После этого будущий маршал на какое-то время перешел на сторону гоминьдановской партии и активно поддерживал возглавлявшего ее Чан Кайши. Однако с началом активного военного противодействия Японии, оккупировавшей часть Поднебесной, Фэн сменил свою политическую окраску и настроился на сближение с китайскими коммунистами (чем вызвал немалый гнев американской администрации). Вдобавок политик с маршальскими погонами придерживался прокремлевских позиций и неоднократно заявлял в публичных выступлениях, что лишь Советский Союз является и будет впредь «истинным другом китайского народа». Окончание Второй мировой, завершившейся капитуляцией Японии и освобождением Китая от оккупантов, застало Фэна в Америке. Между тем на его родине еще шла гражданская война, в которой явно наметился успех одной из противоборствующих сторон: возглавляемая коммунистами Народно-освободительная армия Китая громила верные буржуазному Гоминьдану войска. Уже ясно было, что в ближайшее время в самой населенной стране мира предстоит создавать новое правительство, которое объединило бы нацию. Но кто же станет во главе его?

Кандидатом №1, казалось, уверенно чувствовал себя Мао Цзэдун. Однако последнее слово должно было прозвучать из Кремля: Китай к этому времени слишком сильно зависел от военной поддержки СССР. Так что главным «решальщиком» являлся Сталин. А генералиссимус хоть и покровительствовал Мао, но все-таки не до конца был в нем уверен. Вероятно, хитроумный «вождь народов» держал в рукаве и другую карту для розыгрыша китайской партии.

Такой картой мог оказаться маршал Фэн Юйсян. По крайней мере, его путешествие в 1948-м из Америки в Китай кружным путем через СССР позволяет предполагать, что в советской столице были намечены «смотрины» этого политика перед тем, как решить вопрос о его возможном приходе на важнейший государственный пост в Поднебесной.

Знал ли об этом Мао Цзэдун? Наверняка знал. Опасался ли он конкурента? Глупо было бы не опасаться. Поэтому внезапная гибель маршала оказалась очень выгодна будущему Великому кормчему. Так выгодна, что заставляет задуматься: а не подстроено ли огненное ЧП на борту «Победы»?

Чтобы делать какие-то выводы, давайте восстановим хронологию трагедии с помощью фактов, собранных Бар-Бирюковым.

В свое время Октябрь Петрович пояснил корреспонденту «МК», каким образом ему удалось подключиться к этой теме: «В 1949-м, после окончания Каспийского высшего военно-морского училища, я получил назначение в Севастополь. Там увидел „Победу“. Сильно обгоревшая, она стояла на рейде, дожидаясь очереди на ремонт. Позднее через работников судоремонтного завода довелось познакомиться с участниками событий — членами экипажа лайнера. От них и узнал подробности этого происшествия. А потом повезло добраться до некоторых документов…»

Кино — помеха для гауптвахты

Вот что произошло на борту «Победы» согласно официальной версии.

Днем 1 сентября лайнер миновал траверз Новороссийска, о чем капитан передал в Черноморское пароходство соответствующее радиосообщение. Однако вслед за тем связь с судном вдруг пропала.

В это же время один из членов экипажа, радиотехник Коваленко, который по совместительству исполнял обязанности киномеханика, решил подготовить свое киношное хозяйство к скорому прибытию в порт приписки. Среди неотложных дел — перемотать на бобины и упаковать в жестяные коробки киноленты, которые Коваленко показывал за последние дни. Вся фильмотека, взятая в плавание, хранилась в небольшом помещении рядом с каютами в центральной части лайнера.

Вот любопытный факт. По рассказам некоторых членов команды, на «Победе» была специальная кладовка для хранения кинолент и работы с ними. Она располагалась на одной из верхних палуб неподалеку от салона, где вечерами крутили фильмы. Однако по распоряжению пароходства это помещение незадолго до выхода в роковое плавание переоборудовали под судовую гауптвахту. Оставшиеся в результате «бездомными» коробки с фильмотекой — а их взяли в тот рейс более 40 — пришлось пристроить в совершенно не приспособленную для этого тесную каморку.

Итак, нужно было смотать просмотренные части фильмов на их «родные» бобины. Коваленко поручил заняться этим выделенному в помощь матросу Скрипникову. Работа простая: знай крути ручку станка! Но в какой-то момент моряк, видимо, переусердствовал. Торопясь поскорее выполнить нудное задание, он чересчур быстро тянул кинопленку. А изготовлена она была по тогдашним технологиям, из весьма легковоспламеняющегося материала. От повышенного трения при быстрой перемотке пленка нагрелась — и вдруг вспыхнула! Пламя мгновенно перекинулось на лежащие рядом рулоны. Впрочем, по другой версии матрос, нарушив правила безопасности, закурил в подсобке и недоглядел за тлеющей папиросой…

Как бы то ни было, вспыхнувший огонь в считаные секунды охватил помещение. На Скрипникове загорелась одежда. Теряя сознание от удушливых клубов дыма, он едва успел выскочить в коридор.

Огненная стихия, разгулявшаяся в кладовке, вырвалась на свободу вслед за ним. Языки пламени разбежались по ковровым дорожкам, по деревянной обшивке стен. Уже через несколько минут огонь проник по трапу на палубу, расположенную выше, потом атаковал мостик…

Очень быстро пламя охватило всю центральную часть лайнера. Горели расположенные здесь каюты, штурманская и рулевая рубки. «Красный петух» проник и в радиорубку — вахтенный радист Веденеев оказался застигнут огнем врасплох и, спасая свою жизнь, выскочил из помещения через иллюминатор. Радиограмму о начавшемся на судне пожаре или сигнал SOS он послать в эфир не успел. Запасной рацией воспользоваться также не удалось: она сгорела в штурманской рубке. Поэтому терпящее бедствие судно и не сообщило никому о разыгравшейся на борту трагедии. Для береговых служб и других судов «Победа» превратилась на несколько часов в корабль-призрак. Но этот «летучий голландец» был охвачен огнем.

Наконец на лайнере прозвучала пожарная тревога. К тому времени пламя распространилось уже довольно широко — причем не только вверх, но и вниз: огонь приблизился к машинному отделению. Однако находившиеся там моряки, едва в отсек проникли первые клубы дыма, сразу же задраили все двери и горловины люков, не дав пламени проникнуть внутрь. От пожара в соседних трюмных помещениях металлические стенки отсека накалились так, что краска стала вздуваться пузырями. Пришлось эти переборки поливать из шлангов забортной водой. В итоге «сердце» корабля удалось отстоять.

После объявления пожарной тревоги экипаж «Победы» действовал достойно. Часть команды спускала на воду шлюпки и организовывала эвакуацию пассажиров, другие вступили в схватку с огнем. Морякам помогали также многие мужчины из числа пассажиров. К сожалению, далеко не все штатные средства пожаротушения оказались работоспособными. Например, часть больших огнетушителей «скисла». При последующей следственной проверке выяснилось, что в этих красных баллонах кто-то провозил контрабанду: корпуса огнетушителей были набиты свертками модного в те годы импортного панбархата…

И все-таки огонь удалось обуздать. Причем еще до того, как подоспела помощь.

Окончательная ликвидация пожара и проверка состояния отсеков заняли еще почти сутки. После этого аварийный лайнер в окружении военных и спасательных кораблей своим ходом добрался 5 сентября до одесского порта. Пассажиров «Победы» доставили туда на другом судне — «Вячеслав Молотов».

Увы, происшествие на лайнере не обошлось без человеческих жертв. Погибли два члена экипажа (один из них — тот самый матрос Скрипников, который перематывал кинопленки). А кроме того — 40 пассажиров. В том числе 19 женщин и 15 детей.

Оказался в этом печальном списке и Фэн Юйсян.

«Несчастный случай»

Среди пассажиров, находившихся на борту лайнера, было немало «элитных». В том числе — сотрудники МИДа и Министерства внешней торговли, возвращавшиеся вместе со своими семьями на родину после долгой заграничной командировки. А несколько лучших кают занимали китайский маршал, его жена, сын и дочь.

Однако в какой-то момент судно оказалось буквально переполнено пассажирами с совсем иным «рейтингом». Когда «Победа» подходила к Гибралтару, капитан получил из пароходства радиограмму: зайти в египетский порт Александрия и принять на борт 2000 репатриантов-армян, возвращающихся на свою историческую родину. В результате жилые помещения на корабле оказались забиты людьми сверх всяких норм. Но все армянские семьи были благополучно доставлены к российским берегам и высажены в порту Батуми. Это произошло за пару дней до трагедии.

Как выяснилось при расследовании, большинство жертв на «Победе» погибли, задохнувшись в дыму. Что же касается китайского маршала, то он, не пострадав в первые минуты пожара, проявил затем настоящую отвагу, активно помогая матросам бороться с огнем. В какой-то момент Фэн Юйсян обнаружил, что среди эвакуированных из зоны, атакованной пламенем, нет его дочери. Мужчина кинулся к каюте, которую та занимала, и попытался пробраться внутрь. Впоследствии его обнаружили лежащим там на полу: очевидно, китаец умер, надышавшись угарного газа. Погибла и его дочка…

О происшествии на теплоходе «Победа» немедленно сообщили Сталину. Видимо, по его «отмашке» через день появилась официальная публикация об этой трагедии. На последней странице «Красной звезды» мелким шрифтом — коротенькое сообщение ТАСС, озаглавленное «Несчастный случай на теплоходе „Победа“:

»…В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу… В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь… Ведется расследование».

В этом наверняка согласованном с Кремлем тексте, опубликованном в то время, когда головешки в отсеках «Победы» еще не остыли, уже указана причина ЧП. Трудно было ожидать, что следственная комиссия, которая работала потом несколько месяцев, рискнет выдвинуть какую-то иную версию. Так оно и случилось.

В начале 1949-го состоялся суд над несколькими членами экипажа «Победы». Впрочем, тот, кого считали главным виновником трагедии — матрос Скрипников, — был уже мертв. А из числа других моряков лайнера «под раздачу» попали 5 человек. Строже всех осудили старшего помощника Набокина, отвечавшего за пожарную безопасность на судне: его приговорили к максимально возможному тогда сроку — 25 годам лагерей. Капитан «Победы» Пахолок и киномеханик Коваленко получили по 15 лет лишения свободы. Помощнику капитана по политической части Першукову дали 10 лет, а радисту Веденееву, который не передал в эфир сигнал SOS, — восемь.

Смерть от «дезинфекции»

Теперь пора упомянуть о том, что осталось «за бортом» официальных выводов следствия. О том, что ЧП на теплоходе «Победа» могло быть результатом теракта. Вот лишь несколько фактов, о которых узнал Бар-Бирюков.

Оказывается, пожару на борту лайнера предшествовали весьма загадочные события. Например, незадолго до отплытия из Нью-Йорка по требованию портового начальства американцы вдруг затеяли на судне дезинфекционные работы. Все время, пока их проводили, — почти двое суток! — экипаж советского корабля жил в гостинице, а на «Победе» хозяйничали некие американские специалисты. Что они могли после себя оставить где-нибудь в укромном закоулке огромного теплохода?.. Провести тщательный осмотр у вернувшейся на борт советской команды не оставалось времени: установленные графиком сроки отплытия поджимали.

Есть и конкретная улика, на которую указывали люди, пережившие трагедию на «Победе»: по их словам, многие предметы интерьера — ковры, шторы, шкафы, столы, даже переборки кают, обработанные американцами каким-то «дезинфицирующим» раствором, во время пожара воспламенялись буквально с реактивной скоростью.

Подозрительный эпизод случился и при посадке пассажиров в порту Нью-Йорка. На глазах у многочисленных свидетелей жена одного из советских дипломатов вдруг заявила, что не хочет возвращаться в СССР. После этого женщина сумела сбежать с корабля на берег, где ее приняли под свое крыло представители американских спецслужб. А весь багаж перебежчицы так и остался на «Победе». Содержимое этих нескольких чемоданов и ящиков почему-то никто из судового начальства не догадался проверить. Они благополучно поплыли в Одессу, находясь вместе с другой поклажей в одном из помещений в центральной части корабля. Некоторые из членов экипажа потом утверждали, что пожар начался вовсе не из подсобки с кинопленками, а как раз из этого расположенного по соседству отсека. Причем сложенный там груз почему-то горел, разбрасывая вокруг яркие искры, словно огромные бенгальские огни…

Аукнуться пожаром могло и «нашествие» на судно 2000 армянских репатриантов в порту Александрия. Где гарантия, что в этой толпе не было агентов, которые, оказавшись на судне, провели «подготовительные мероприятия» для будущего ЧП, а потом так же, не привлекая к себе внимания, вместе с армянскими семьями сошли на берег в Батуми? После батумской разгрузки члены экипажа в разных местах теплохода обнаружили странные «сувениры», скорее всего оставленные кем-то из этих пассажиров, — кусочки какого-то вещества, напоминающего руду. По рассказам некоторых моряков, когда «руду» пробовали поджечь, она вспыхивала голубоватым пламенем, создавая высокую температуру…

Все эти странные и подозрительные эпизоды были проигнорированы следствием — по крайней мере, в официальных выводах. Хотя можно найти косвенные подтверждения того, что версия с терактом на «Победе» рассматривалась всерьез, причем на самом высоком государственном уровне. Лишь один из аргументов в пользу этого: уже через несколько дней после трагедии у берегов Крыма, 14 сентября 1948 года, вышло постановление Совмина СССР о немедленном сворачивании программы по репатриации армян.

К слову сказать, уцелевший во время пожара сын Фэн Юйсяна впоследствии не скрывал, что считает гибель отца-маршала заранее спланированной диверсией.

«Остров невезения»

Собранные Бар-Бирюковым факты и свидетельства все-таки не помогли ему раскрыть до конца тайну пожара на борту океанского лайнера.

Большинство жертв тогда похоронили в Одессе. На одном из кладбищ появился мемориальный комплекс с надписью: «Морякам и пассажирам т/х „Победа“, трагически погибшим 1 сентября 1948 года». Ну а гробы с телами Фэн Юйсяна и его дочери были отправлены самолетом в Москву, где их кремировали в соответствии с пожеланием вдовы маршала. Позднее прах полководца похоронили с воинскими почестями в Китае.

Что касается самой «Победы», она после ремонта вновь продолжила работать на линиях Черноморского пароходства вплоть до конца 1970-х.

Самое интересное: корабль, чья история омрачена столь трагической тайной, хорошо знаком едва ли не каждому взрослому жителю России. Дело в том, что во время съемок знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» в роли круизного лайнера «Михаил Светлов», на борту которого разворачиваются многие события фильма, снялись сразу два черноморских теплохода — «Победа» и «Россия». Сцену, в которой герой Андрея Миронова исполняет песню про остров невезения, снимали на верхней палубе «Победы» — там, где за 20 лет до этого разбушевался пожар, погубивший десятки жизней…

Источник

Хабаровск | Построенный в Хабаровске новый теплоход «70 лет Победы» передан заказчику — БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область

Хабаровск | Новый пассажирский теплоход Хабаровского судостроительного завода получил имя «70 лет Победы» — БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область

Теплоход «70 лет Победы» вернулся из первого презентационного рейса в Китай (фото)

Новое скоростное пассажирское судно «70 лет Победы» вернулось из первого презентационного рейса в Фуюанеь (КНР). Как сообщает пресс-служба пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края, рейс организован министерством промышленности и транспорта края и АО «Хабводтранс».

На борту находились представители Хабаровского судостроительного завода, компании-проектанта судна из Санкт-Петербурга, руководители туристических фирм. За один час они преодолели путь от речного вокзала Хабаровска до причала в Фуюане. Пассажирами были пройдены все необходимые процедуры пограничного и таможенного контроля.

На китайском берегу гостей из России встречали представители мэрии Фуюаня, после чего состоялись переговоры между российскими и китайскими властями, а также туристическими фирмами двух стран. В обратный рейс в краевую столицу отправились и представители мэрии Фуюаня и китайские бизнесмены. Они высоко оценили комфорт и технические возможности нового теплохода.

Как пояснил заместитель министра промышленности и транспорта края Артем Сердюков, «70 лет Победы» в этом году будет задействован на международном маршруте. В течение 2017-2018 годов на Хабаровском судостроительном заводе будут достроены еще два аналогичных теплохода. После этого они будут использоваться по маршруту до Николаевска-на-Амуре.

«Сегодня мы продолжаем тестировать это судно, в том числе и на международном маршруте. Пока не можем его поставить на внутренние линии, так как нет резервного теплохода. Такие два судна, как мы ожидаем, будут достроены летом 2018 года. Другая, не менее важная наша задача – презентация этого судна китайским властям и бизнесу. Они заинтересованы в новых современных судах на маршруте Хабаровск-Фуюань. Рассчитываем на заказы от китайской стороны на Хабаровском судостроительном заводе», — сообщил Артем Сердюков.

Новое судно было презентовано на Восточном экономическом форуме в 2016 году. Тогда на борту теплохода побывал президент России Владимир Путин, который высоко оценил работу хабаровских корабелов.

В октябре 2016 года «70 лет Победы» выходил в технический рейс в Николаевск-на-Амуре.

Судно проекта А45-2  оснащено специальными водометными двигателями большой мощности, которые позволяют развивать скорость более 70 км/ч. Теплоход имеет небольшую осадку – около метра. Это позволяет его использовать на маловодных направлениях. Комфортабельный салон рассчитан на 100 пассажиров.

Победа (теплоход) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Победа.

Победа — пассажирский теплоход, использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса — Нью-Йорк — Одесса, принадлежал Черноморскому морскому пароходству. Первоначально судно имело название «Магдалена» (нем. «Magdalena»).

Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании HAPAG на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа — Центральная Америка — Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

8 февраля 1934 г. у острова Кюрасао судно село на мель, с которой было снято лишь 25 августа. После полугодичного ремонта и переоборудования в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» лайнер «Магдалена» вышел с завода однотрубным теплоходом с новым названием «Иберия» (нем. «Iberia»).

В военное время «Иберия» служила плавбазой ВМФ Германии в Киле. Первоначально после войны 9 июня 1945 года её получил британский флот. 18 февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Здесь лайнер получил новое наименование — «Победа».

Судно было поставлено на линию Одесса — Нью-Йорк — Одесса, возглавлял экипаж капитан дальнего плавания Николай Адамович Пахолок — опытный моряк, уроженец Скадовска,[1] машинную команду — старший механик А. Звороно.

31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, а также семья китайского маршала Фэн Юйсяна, следовавшая в Китай через Советский Союз.

На подходе к Гибралтару было получено указание: зайти в Александрию и принять на борт ещё порядка 2 000 армян-репатриантов из Египта, возвращающихся в Армению. Было дополнительно погружено также 1 500 тонн груза. Таким образом, были превышены все нормы пассажировместимости. Тем не менее все репатрианты были благополучно доставлены в конце августа в порт назначения — Батуми.

31 августа судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища[2].

Расследование[править | править код]

По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

При пожаре погибли 42 человека: два члена экипажа — буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были участник эры милитаристов китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц)[3][4][5].

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину. Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению[6].

Последствия[править | править код]

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков — к десяти, радист Веденеев — к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорён к 25 годам лишения свободы — существующей тогда высшей мере.

«Победа» продолжала работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства.

В 1956 году теплоход «Победа» отправился в первый советский круиз вокруг Европы. Круиз продолжался с 5 сентября по 3 октября[7]. На борту находились номенклатурные работники, множество писателей, в том числе Константин Паустовский[7], ученые, университетские профессора, журналисты[8].

В 1962 году, во время карибского кризиса, судно использовали для перевозки советских войск на Кубу. Описание перехода на Кубу на «Победе» есть в мемуарах последнего маршала СССР Д. Т. Язова. Книга называется «Удары судьбы». В конце 1970-х годов оно было списано из состава флота и утилизировано на пункте утилизации в городе Читтагонг (Бангладеш)[9].

Теплоходы «Победа»[10] и «Россия»[11] в 1968 году снимались в комедии Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука» как «Михаил Светлов» и именно на палубе «Победы», через 20 лет после трагедии Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения[12] Замечен в фильмах «Запасной игрок» и «Опекун» (1970). Также его название фигурирует в фильме Чака Рассела «Стиратель».