Индекс двигателя | 21213 |
Производитель | АвтоВАЗ |
Годы выпуска | 1994 — … |
Тип | бензиновый |
Система питания | карбюратор СОЛЕКС |
Тип двигателя | рядный |
Рабочий объём | 1690 см3 (1,7 л.) |
Максимальная мощность | 81 л.с. (61 кВт) |
Максимальный крутящий момент | 126 Нм при 3000 об/мин |
Степень сжатия | 9,3 |
Зажигание | трамблёр |
Количество цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Материал ГБЦ | алюминевый сплав |
Материал блока цилиндров | чугун |
Впускной коллектор | дюралевый |
Выпускной коллектор | литой, чугунный |
Распредвалы | оригинальный профиль кулачков |
Диаметр цилинров | 82 мм. |
Ход поршня | 80 мм. |
Поршни | оригинальные |
Порядок работы цилинров | 1-3-4-2 |
Число клапанов | 8 |
Обороты холостого хода | 750-800 мин-1 |
Система подачи топлива | карбюратор |
Цепь ГРМ | двухрядная цепь, от ВАЗ-2103 с башмаком натяжителя |
Вес двигателя | 117 кг. |
Регулировка клапанов | гайки |
Динамические характеристики | |
Объём масла | 3,75 л. |
Объём ОЖ | 10,7 л. |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Свечи | BCPR6ES от NGK или отечественные АУ17ДВРМ |
Зазор свечей | 1,1 мм. |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | с обратным клапаном |
Маховик | 21213 с посадочным диаметром 200 или 215 мм. |
Болты крепления маховика | М12 х 1,25 мм., длина 26 мм. |
Маслосъёмные колпачки | Производство Goetze впускные — светлые выпускные — тёмные |
Компрессия | от 14 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Расход масла | 0,7 л. на 1000 км. |
Масло по вязкости | 5W-30, 5W40, 10W-40 15W40 |
Марка масла рекомендуемая | Liqui Moly, Лукойл. Роснефть |
Рабочая температура масла | 95o |
Расход топлива | |
Расход топлива трасса | 8,3 л. на 100 км. |
Расход топлива смешанный | 10,5 л. на 100 км. |
Расход топлива город | 11,5 л. на 100 км. |
Марка бензина | АИ-92 |
Ресурс агрегата | заявленный — 80000 км. реальный — 150000 км. |
Усилия затягивания резьбовых соединений | |
Свеча | 31-39 Н.м |
Маховик | 62-87 Н.м |
Болт сцепления | 19-30 Н.м |
Крышка подшипника | коренной 68-84 Н.м шатунный 43-53 Н.м |
Головка цилиндров — три стадии 20 Н.м | 69-85 Н.м + 90o + 90o |
Нормативы экологии | Евро-0 |
Двигатель ВАЗ-21213 устанавливали на: | Нива-21213 трехдверный кузов Лада-21313 пятидверный кузов Надежда-2120 минивэн |
Двигатель ВАЗ-21213 технические характеристики
Двигатель ВАЗ-21213 технические характеристики
Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система питания — карбюраторная. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет — от шкива коленчатого вала.
Двигатель с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.
Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: впускная труба и выпускной коллектор c системой рециркуляции отработавших газов, генератор, термостат, стартер (на картере сцепления), карбюратор и корпус воздушного фильтра. Слева расположены: датчик-распределитель зажигания (трамблер), свечи и провода высокого напряжения, указатель уровня масла, масляный фильтр, топливный насос, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла. Спереди: привод насоса охлаждающей жидкости и генератора (клиновым ремнем), крыльчатка вентилятора.
Фото двигателя ВАЗ-21213
Блок цилиндров отлит из специального низколегированного чугуна, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Номинальный диаметр — 82 мм, при ремонте он может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм. Класс цилиндра маркируется латинскими буквами на нижней плоскости блока в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А — 82,00–82,01, В — 82,01–82,02, С — 82,02–82,03, D — 82,03–82,04, Е — 82,04–82,05. Максимально допустимый износ цилиндра 0,15 мм на диаметр.
В нижней части блока цилиндров расположены 5 опор коренных подшипников со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия в блоке цилиндров под подшипники обрабатываются при установленных крышках, поэтому крышки невзаимозаменяемы и для отличия маркированы рисками на наружной поверхности. В задней опоре имеются гнезда для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Спереди устанавливается сталеалюминиевое полукольцо (белого цвета), а сзади — металлокерамическое (желтое). При этом канавки на них должны быть обращены к коленчатому валу. Полукольца поставляются номинального и увеличенного на 0,127 мм размеров. Если осевой зазор (люфт) коленчатого вала выходит за пределы 0,06–0,26 мм, то замените одно или оба полукольца (максимально допустимый зазор в эксплуатации — 0,35 мм).
Коленчатый вал — из высокопрочного чугуна, имеет 5 коренных шеек и 4 шатунных. Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с валом (полнопротивовесный). Для подачи масла от коренных шеек к шатунным в нем просверлены каналы, закрытые запрессованными и зачеканенными заглушками. Эти каналы служат также для очистки масла: под действием центробежной силы твердые частицы и смолы, прошедшие через фильтр, отбрасываются к заглушкам. Поэтому при ремонте вала и при балансировке обязательно очищайте каналы от скопившихся отложений. Заглушки повторно использовать нельзя — их заменяют новыми.
На переднем конце (носке) коленчатого вала на сегментной шпонке установлены звездочка привода газораспределительного механизма и шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидкости. Шкив зажат между гайкой на переднем конце вала и звездочкой. По его поверхности работает передний сальник коленчатого вала, установленный в крышке привода распределительного вала, отлитой из алюминиевого сплава. Задний сальник запрессован в держатель, также отлитый из алюминиевого сплава, который крепится к заднему торцу блока цилиндров. Сальник работает по поверхности фланца коленчатого вала. В задний торец коленчатого вала запрессован передний подшипник первичного вала коробки передач.
Шатуны — стальные, двутаврового сечения, обрабатываются вместе с крышками. Чтобы при сборке не перепутать крышки, на них, как и на шатунах клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону шатуна и крышки). В отверстия нижней головки шатуна запрессованы специальные болты; при разборке их нельзя выбивать из головки. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По ее диаметру шатуны подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. Также шатуны подразделяются на классы по массе, которая маркируется краской или буквой на крышке шатуна. Все шатуны двигателя должны быть одного класса по массе.
Поршень — из алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет сложную форму: в продольном сечении она коническая, а в поперечном — овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Канавка маслосъемного кольца имеет сверления для подвода масла, собранного кольцом со стенок цилиндра, к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено на 1,2 мм от диаметральной плоскости поршня, поэтому при установке поршня необходимо ориентироваться по выбитой стрелке на его днище: она должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала.
По наружному диаметру (измеряется в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня) поршни, как и цилиндры, подразделяются на 5 классов (маркировка буквой на днище). Диаметр поршня в мм (для номинального размера): А — 81,965– 81,975, В — 81,975–81,985, С — 81,985–81,995, D — 81,995–82,005, Е — 82,005–82,015. В запасные части поставляются поршни классов А, С и Е (номинального и ремонтных размеров), что вполне достаточно для подбора поршня к цилиндру: расчетный диаметральный зазор между ними — 0,025–0,045 мм, а максимально допустимый зазор при износе — 0,15 мм. При этом не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без его расточки: проточка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может оказаться чуть выше, чем в старом, и кольцо сломается о «ступеньку», образующуюся в верхней части цилиндра при его износе. У поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (увеличение диаметра на 0,4 мм) или квадрат (увеличение диаметра на 0,8 мм).
По диаметру отверстия (в мм) под поршневой палец поршни подразделяются на 3 класса: 1 — 21,978– 21,982, 2 — 21,982–21,986, 3 — 21,986– 21,990. Номер класса также выбивается на днище поршня. Новые палец, поршень и шатун должны быть одного класса. При замене подбирают детали: смазанный моторным маслом палец должен входить в отверстие в поршне и верхней головке шатуна от усилия руки и не выпадать из них под собственным весом.
Поршни двигателя 21213 выпускаются одного класса по массе, поэтому отдельно подбирать их не требуется.
Поршневые кольца расположены в канавках поршня. Верхние два кольца — компрессионные. Они препятствуют прорыву газов в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Нижнее кольцо — маслосъемное. Масло, собираемое со стенок цилиндра, подводится к отверстиям в бобышках поршня и служит для смазки поршневого пальца.
Зазор по высоте между поршневыми кольцами и канавками на поршне измеряется набором щупов. Номинальный зазор: для верхнего компрессионного кольца — 0,04–0,07 мм, для нижнего — 0,03–0,06 мм, для маслосъемного — 0,02–0,05 мм. Предельно допустимые зазоры при износе — 0,15 мм. Зазор в замке колец измеряют, вставив кольца в специальный калибр или в цилиндр двигателя, и выровняв их днищем поршня. Зазор в замке для всех колец должен составлять 0,25–0,45 мм.
Головка блока цилиндров — из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Она центрируется на блоке цилиндров двумя втулками и крепится 11 болтами. Если длина стержня болта превышает 120 мм, то его следует заменить новым. Между блоком и головкой устанавливается безусадочная металлоармированная прокладка. Повторное ее использование не допускается.
В верхней части головки цилиндров на девяти шпильках закреплен алюминиевый корпус подшипников распределительного вала. Он центрируется на двух втулках, надетых на крайние шпильки.
Распределительный вал — литой, чугунный, пятиопорный, с отбеленными кулачками; приводится во вращение двухрядной цепью от звездочки коленчатого вала. Осевое перемещение ограничено упорным фланцем, входящим в проточку передней опорной шейки вала. Для правильной установки распределительного вала относительно коленчатого, на звездочках имеются метки. Если метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на крышке привода распределительного вала, то метка на звездочке распределительного вала должна совпасть с выступом на корпусе подшипников. Звездочка распределительного вала устанавливается только в одном положении и затягивается болтом с опорной и фиксирующей шайбами. Усик последней входит в отверстие в звездочке, а боковая часть отгибается на грань гайки.
Седла и направляющие втулки клапанов — чугунные, запрессованы в головку цилиндров. В запасные части поставляются ремонтные втулки с увеличенным на 0,2 мм наружным диаметром. Отверстия во втулках окончательно обрабатываются разверткой после запрессовки. Диаметр отверстия втулок впускных клапанов — 8,022–8,040 мм, выпускных — 8,029–8,047 мм. На внутренней поверхности втулок нарезаны канавки для смазки: у втулок впускных клапанов — на всю длину, у выпускных — до половины длины отверстия. Сверху на втулки надеты маслоотражательные колпачки (сальники клапанов) из маслостойкой резины с браслетной стальной пружиной.
Клапаны — стальные; выпускной — с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской. Они расположены в ряд, наклонно к плоскости, проходящей через оси цилиндров. Тарелка впускного клапана шире (37 мм), чем выпускного (31,5 мм). Клапаны приводятся от кулачков распределительного вала через рычаги («рокеры»). Одним концом рычаг опирается на сферическую головку регулировочного болта, а другим воздействует на торец стержня клапана. Рычаги поджимаются к головкам болтов пружинами, входящими в проточку на головках рычагов. Клапан закрывается под действием двух пружин с противоположной навивкой, установленных коаксиально (соосно).
Нижними концами они опираются на опорные шайбы, а верхними — на тарелку, которая фиксируется двумя конусными сухарями, входящими в проточку на конце стержня клапана. Зазор в приводе клапана (0,15 мм — для впускного и 0,20 мм — для выпускного) регулируется вворачиванием или выворачиванием регулировочного болта, который после окончания регулировки стопорится контргайкой.
Для уменьшения колебаний цепи газораспределительного механизма на ее левой ветви между звездочкой валика привода масляного насоса и звездочкой распределительного вала на двух болтах установлен пластмассовый успокоитель. Для предотвращения спадания цепи в картер двигателя при снятии звездочки распределительного вала справа от звездочки коленчатого вала в блок цилиндров ввернут ограничительный палец. Правая ветвь цепи натягивается полуавтоматическим пружинным натяжителем, установленным на двух шпильках в головке блока цилиндров. Для натяжения цепи ослабляют колпачковую гайку натяжителя и проворачивают коленчатый вал двигателя. При этом плунжер натяжителя под действием пружины упирается в резинометаллический башмак, натягивая цепь. После регулировки гайку затягивают. Рывки и мелкие колебания цепи при работе демпфируются за счет плунжерного устройства натяжителя, обеспечивающего утапливание его хвостовика под нагрузкой на 0,2–0,5 мм. Башмак натяжителя поворачивается на оси, ввернутой в блок цилиндров.
От цепи газораспределительного механизма приводится и валик привода масляного и топливного насосов, а также датчик-распределитель зажигания. Крепление его звездочки аналогично креплению звездочки распределительного вала. Размеры звездочек также совпадают.
Валик вращается во втулках в блоке цилиндров, от осевых перемещений удерживается упорным фланцем, входящим в проточку на его передней шейке. Зубчатый венец валика входит в зацепление с шестерней привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, установленной вертикально во втулке в проточке блока цилиндров. В шестерне выполнено продольное отверстие со шлицами, в которое снизу входит шлицевой конец валика масляного насоса, а сверху — шлицевой конец валика датчика-распределителя зажигания.
Масляный насос — шестеренчатый, одноступенчатый, с редукционным клапаном; смонтирован в корпусе, прикрепленном к нижней части блока цилиндров. Приемный патрубок отлит заодно с нижней частью корпуса и закрыт штампованной дырчатой сеткой для грубой очистки масла от механических примесей. Номинальные зазоры: между зубьями шестерен — 0,15 мм, между шестернями (по наружному диаметру) и стенками корпуса насоса — 0,11–0,18 мм, между торцами шестерен и плоскостью корпуса — 0,066–0,161 мм; предельные зазоры соответственно — 0,25 мм, 0,25 мм и 0,20 мм (измеряются набором щупов). Номинальные зазоры между ведомой шестерней и ее осью — 0,017–0,057 мм, между валом насоса и отверстием в корпусе — 0,016–0,055 мм; предельно допустимые зазоры — 0,10 мм (определяются промером деталей).
Смазка двигателя — комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, пары «опора — шейка распределительного вала», подшипники (втулки) валика и шестерни привода масляного насоса; разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к паре «кулачок распределительного вала — рычаг» и стержням клапанов; остальные узлы смазываются самотеком. Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами.
Система вентиляции картера — закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель.
Системы питания, охлаждения, выпуска отработавших газов и зажигания описаны в соответствующих разделах.
аренда автомобиля в калининграде. сонник
Двигатель 21213 (1,7л 79л.с.)
ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21213-1000260.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 21213.
Двигатель карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.
Количество цилиндров: |
4 |
Рабочий объем цилиндров, л: |
1,69 |
Степень сжатия: |
9,3 |
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5200 об/мин,: |
58 кВт/78,9 л.с. |
Диаметр цилиндра, мм: |
82 |
Ход поршня, мм: |
80 |
Число клапанов: |
8 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин: |
750-800 |
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин., Н*м: |
127 |
Порядок работы цилиндров: |
1-3-4-2 |
Октановое число бензина: |
91-93 |
Система подачи топлива: |
карбюратор |
Свечи зажигания: |
А17ДВР, BP6ES(NGK) |
Вес, кг: |
117 |
Особенности двигателя.
Двигатель ВАЗ 21213 может применяться для установки на автомобили ВАЗ «Нива»: 2121, 21213, 21214, 2131; «Надежда» 2120 и их модификации.
Разрабатывался специально для «Нива» ВАЗ-21213.
Блок цилиндров двигателя 21213-1002011 с межцентровым расстоянием — 95 мм и высотой 214,58-0,1 мм (расстояние от оси вращения коленвала до верхней поверхности блока).
Номинальный диаметр цилиндров составляет 82мм.
Ремонтные размеры — 82,40 и 82,80.
По отклонению диаметра цилиндра определены пять классов. Размер каждого класса отличается от предыдущего на 0,01мм. Классы обозначаются буквами ( А, В, С, D ). Маркировка блока цилиндров осуществляется на нижней поверхности.
Коленвал 21213-1005015. Он соответствует коленчатому валу 2103 и обеспечивает ход поршня – 80мм. (радиус кривошипа – 40мм.).
Вал имеет дополнительные противовесы снижающие вибрацию.
На каждой шатунной шейке имеется два маслоподводящих отверстия. Диаметры шеек вала увеличены на 0,02мм. При использовании стандартных вкладышей, это уменьшение зазоров оптимизирует толщину масляного слоя между шейкой вала и поверхностью вкладыша. В тоже время снижение зазоров улучшает динамические характеристики вала.
Коленчатый вал 21213 рекомендован к установке вместо вала 2103.
Новая поршневая группа. Поршень 21213 оригинальной конструкции, на днище имеет специфическую овальную лунку. Для диаметров поршней определены классы соответствующие классам цилиндров. Отверстие под поршневой палец диаметром 22мм. В поршне отверстие под поршневой палец смещено на 1,2мм от оси поршня.
Маркировка класса поршня по диаметру и по размеру отверстия пальца указываются на днище поршня. Поршневой палец, длиной 67мм, фиксируется в поршне стопорными кольцами. Вес поршня составляет 347гр.
Шатун 21213-1004045 имеет новую конструкцию.
Длина шатуна составляет 136 мм.
Размеры отверстий: под шатунную шейку — 47,8мм ;
поршневой палец – 22мм.
Головка блока цилиндров 21213-1002011 (для двигателя объемом – 1,7л.)
Высота гбц 21213 составляет 111,0мм, что ниже головки 21011 на 1,8мм.
Размер камеры сгорания — 81х52 мм, объем 30 см3.
Распредвал 21213-1006010.
Изменена форма кулачков, для увеличения хода впускного клапана.
Клапаны и клапанный механизм от двигателя 2101.
Привод распредвала – Цепь двухрядная втулочно-роликовая 2103.
Удлиненный башмак натяжителя.
Карбюратор 21073 типа «Солекс».
Установлена бесконтактная система зажигания.
Датчик-распределитель зажигания 3810.3706.
Коммутатор — 3620.3734.
Катушка зажигания — 27.3705.
Двигатель ВАЗ 21213: технические характеристики
Одним из самых известных автомобилей завода ВАЗ является внедорожник «Нива». Машина начала производиться в 1976 году и, пройдя через ряд модернизаций, продолжает оставаться на конвейере под обозначением 4х4 или 4х4 «Урбан».
Общие сведения
При создании автомобиля «Нива» конструкторы столкнулись с отсутствием мотора подходящей мощности. Имевшиеся двигатели с объемом 1,2-1,5 литра мало подходили для машины с приводом на все колеса. Положение спасло появление большего по объему мотора модели 2106. За счет максимально возможного увеличения диаметра цилиндров его литраж довели почти до 1,6 литра, а мощность достигала 80 сил. Именно этот мотор и стал основным силовым агрегатом «Нивы» на более чем 20 лет.
В середине 90-х «Нива» прошла модернизацию, в ходе которой в ее конструкцию был внесен ряд изменений. Поменялось оформление задней части машины, а также многие элементы интерьера внедорожника. В качестве базового силового агрегата стал применяться 1,7-литровый двигатель ВАЗ-21213. Изначально мотор разрабатывался для модернизированной машины седьмой модели, но проект внедорожника оказался более перспективным.
Основные отличия
Мотор использует в качестве основы блок от двигателя шестой модели. Но в нем установлены новые поршни, имеющие оригинальную конструкцию. Из-за этого потребовалось внедрить некоторые решения в компоновку головки блока и шатуны мотора. Ранние версии мотора оснащались карбюратором схемы «Солекс» (модель 21073), который помог сократить расход топлива и снизить количество вредных компонентов в выхлопных газах.
На момент выхода обновленной «Нивы» на рынок подобная система подачи топлива обеспечивала вполне приемлемые технические характеристики двигателя ВАЗ-21213. Мощность мотора выросла незначительно – всего до 79 сил, но гораздо важнее был полученный прирост крутящего момента, который составлял почти 125 Н/м. Благодаря этому «Нива» стала заметно лучше преодолевать сложные участки дорог. При этом двигатель использовал в качестве топлива самый распространенный сорт бензина – А92.
Блок двигателя
Основная корпусная деталь двигателя не претерпела значительных изменений и изготавливалась методом литья из чугуна. Такой материал позволял получить значительную жесткость и долговечность конструкции при приемлемых значениях веса. Масса полностью укомплектованного двигателя ВАЗ-21213 «Нива» не превышает 117 кг.
В блоке имеются четыре отверстия цилиндров с диаметром 82 мм, который является предельно допустимым для конструкции. Попытки дальнейшей расточки блоков, с целью дополнительного увеличения объема, успехов не принесли. Между цилиндрами имеются пролитые в теле блока каналы для охлаждающей жидкости, подающейся под давлением от помпы. Сама помпа размещена на специальном месте — на лобовой части двигателя — и имеет ременной привод через систему шкивов. Схему каналов системы охлаждения несколько изменили из-за увеличения диаметра цилиндров.
В нижней части блока выполнены пять выемок под сменные вкладыши опор коленчатого вала двигателя. Три опоры, размещенные в центральной части, имеют дополнительные приливы и служат ребрами жёсткости блока. Для предотвращения течи масла вал уплотнен с торцов сменными резиновыми сальниками. Нижняя часть мотора закрыта поддоном, в котором находится запас масла для системы смазки. В конструкции поддона имеется специальная выемка, в которой размещаются элементы привода колес передней оси.
Валы двигателя
Основной вал мотора позаимствован от силового агрегата третьей модели (с объемом 1,5 литра). Он имеет кривошипы с радиусом вращения 40 мм, что обеспечивает 80 мм ход поршней мотора. Для уменьшения вибраций и обеспечения более равномерной работы на валу имеются дополнительные грузы-противовесы. Они размещены на всех щеках вала и выполнены одной деталью с валом. Одним из отличий вала двигателя ВАЗ-21213 стало небольшое увеличение диаметров всех шеек вала (всего на 0.02 мм). Такое решение продиктовано стремлением уменьшить масляный зазор при работе мотора. Снижение зазора снижает усилие, необходимое для вращения, и немного улучшает общие характеристики мотора.
Внутри вала имеется специальный канал, по которому осуществляется подача масла под давлением к нагруженным элементам конструкции. При вращении вала масло проходит в каналах дополнительную очистку от крупных примесей за счет центробежной силы. Грязь откладывается в специальных отверстиях, закрытых винтовыми пробками. Очистка этих отверстий производится в ходе ремонта мотора.
На носке вала установлена шестерня привода системы распределения и шкив, который служит для привода ремня помпы и генератора. Между шестернями основного и распределительного валов установлена цепь двойной конструкции, состоящая из 116 звеньев. Для натяжения цепи имеется специальное устройство с увеличенной длиной рабочего элемента (башмака), которое изгибает одну из боковых ветвей и выбирает излишек длины. От этой же цепи осуществляется привод насоса системы смазки двигателя. Вал распределения имеет кулачки с измененным профилем, который позволил увеличить время открытия клапанов впуска.
Поршневая группа
Эти детали двигателя ВАЗ-21213 изготовлены из алюминия и не являются заимствованными. В донной части поршней имеется специальная выемка, выполняющая роль части камеры сгорания, а также две кольцевые выборки под тарелки клапанов. Герметичность пары поршень-цилиндр обеспечивают три кольца. На донной части каждого поршня обозначен класс детали, который отражает диаметр поршня и диаметр отверстия под установку пальца. Еще одним важным отличием поршней стал одинаковый вес, что значительно упрощает процедуру подбора новых деталей.
Шатуны двигателя 21213 имеют специальную конструкцию, благодаря которой увеличена прочность и ресурс детали. Крышки вставок шатунных подшипников крепятся болтами специальной конструкции, которая предотвращает снижение затяга в процессе работы.
Электрические компоненты
На двигателе ВАЗ-21213 устанавливается генератор, который одновременно служит механизмом натяжки ремня привода. Для этого он имеет подвижную опору, которая после установки натяга зажимается гайкой. Запуск мотора выполняется от электрического стартера, установленного в приливе на картере сцепления.
Зажигание включает специальный датчик, который подает импульсы зажигания и общую на все свечи катушку. Работой этих элементов управляет коммутационный блок.
Развитие мотора
Поскольку карбюратор двигателя ВАЗ-21213 не позволял дальнейшего улучшения экологических характеристик мотора, то его сменила система впрыска. Такой силовой агрегат получил обозначение 21214 и небольшую прибавку в мощности и в крутящем моменте. Еще одним направлением развития стал вариант 2130, который устанавливается на «Шевроле Нива». На сегодняшний день в серии остаются все три варианта моторов с инжектором – 21213, 21214 и 2130.
О двигателях для ВАЗ 2121 «Нива»
Также актуален инжекторный агрегат 21067, который накрыт ГБЦ от инжекторного 21214-го. В ходе эксплуатации выяснилось, что стабильностью отличается именно карбюраторный вариант.
Рядный двигатель 2106 и карбюраторный и инжекторный получил 4 цилиндра с расположенным вверху распредвалом и цепным приводом ГРМ.
Двигатель нужно отнести в классический разряд высокоблочных агрегатов.
При аккуратной эксплуатации и регулярном обслуживании мотор превысит свой заводской ресурс в 125 тысяч км и иногда дослужит до 200 тысяч. При этом вряд ли его назовешь надежней 2103-го.
Перед тем как отправиться в путь, двигатель 2106 нужно прогревать, а зимой эта процедура занимает около 5 минут. Трогаться можно, когда двигатель начинает держать на холостых.
Не стоит экономить на качественном моторном масле, так как при некачественном расходнике после 60 тысяч пробега диаметр цилиндра расширится на 0,15 мм.
Если отмечен повышенный жор масла, то следует замерить компрессию.
«Болезнью» ВАЗ 2106 называют преждевременный износ распредвала.
Отсутствие гидрокомпенсатора вынуждает раз в 7-10 тысяч километров корректировать зазоры клапанов.
Также езда на автомобиле с шестерочным двигателем наполнена шумами, стуками и другими посторонними звуками. К примеру, двигатель детонирует при работе на низкооктановом бензине и при нормальном топливе проблема исчезает.
Металлические стуки издают пальцы поршней и подшипники шатунов.
Из нижней части двигатели одновременно с падением уровня масла раздаются звуки при проблемах с коренными подшипниками. В этом случае автомобиль лучше заглушить и отбуксировать на СТО.
Неустойчивая работа двигателя ВАЗ-2106 обусловлена засоренными жиклерами.
Глохнет на ХХ — нужно регулировать обороты или воздушную заслонку. Если глохнет на ходу, причина кроется в питании или зажигании.
Излишняя температура или закипание двигателя связано с воздухом в охладительной системе.
Троение двигателя вызвано не отрегулированными или прогоревшими клапанами, вышедшей из строя прокладкой ГБЦ или низкооктановым топливом.
Вибрации двигателя возникают, как правило, при износе подушек, а также при дисбалансе коленвала или кардана.
Двигатель ВАЗ 2130 Нива 1.8
Силовой агрегат 2130 для вазовской «Нивы» получил четыре цилиндра с верхним расположением распредвала и цепной привод ГРМ.
Двигатель нужно отнести к традиционным представителям высокоблочной моторной серии.
Если сравнивать 213-й и 2130, то второй на 1,3 мм выше, что позволило установить на мотор коленвал с 84-миллиметровым ходом поршня и увеличить объем двигателя до 1,8 литра.
К вышеперечисленным недостаткам, присущим как для ВАЗ 2106, так и для 2130, можно добавить повышенный износ распредвала и необходимость в регулярной корректировке зазоров клапанов, о чем просигналит стук при работе двигателя на ХХ.
Двигатель ВАЗ 21213 / 21214 Нива
На основе двигателя ВАЗ 21214 собирался и двигателя для Niva Chevrolet, а отличия состоят лишь в адаптации БЦ для монтажа в моторный отсек «Шеви» и крепления навесных деталей и узлов.
В целом карбюраторный и инжекторный вариант рядного агрегата ВАЗ 21213/21214 получил четыре цилиндра и верхнее расположение распредвала.
От «шестерки» 213-й отличается диаметром цилиндра, ГБЦ и меньшей высотой блока цилиндра.
В 21213-ом появился уже натяжитель цепного привода ГРМ и гидрокомпенсаторы.
К основным минусам данной модификации двигателя относятся жор масла, шумы, склонность к перегреву и вибрациям. А в остальном он имеет те же недостатки, что и ВАЗ 2106, подробно изложенные выше.
Двигатели | ВАЗ 2106 1,6 л | ВАЗ 21213 / 21214 Нива | ВАЗ 2130 Нива 1.8 |
Производство | ВАЗ | ВАЗ | ВАЗ |
Марка двигателя | 2106 | 21213 / 21214 | 2130 |
Годы выпуска | 1976 — наше время | 1994 — наше время | 1993-наще время |
Материал блока цилиндров | чугун | чугун | чугун |
Система питания | карбюратор/инжектор | карбюратор/инжектор | карбюратор/инжектор |
Тип | рядный | Рядный | Рядный |
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 | 2 | 2 |
Ход поршня, мм | 80 | 80 | 84 |
Диаметр цилиндра, мм | 79 | 82 | 82 |
Степень сжатия | 8,5 | 9,4 | 9,4 |
Объем двигателя, куб.см | 1569 | 1690 | 1774 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 75/5400 | 81/5200 | 82/5200 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 116/3000 | 125/3000 | 139/3200 |
Топливо | Аи-92 | АИ-93 | АИ93 |
Экологические нормы | — | — | |
Вес двигателя, кг | 121 | 117 | 122 |
Расход топлива, л/100 км (для Celica GT) | 10,3 7,4 10 | 11,5 8,3 10,5 | 16,5 9,7 12,1 |
Расход масла, гр./1000 км | До 700 | До 700 | До 700 |
Масло в двигатель | 5W-30 | 5W-30 | 5W-30 |
Сколько масла в двигателе | 3,75 | 3,75 | 3,75 |
Ресурс двигателя, тыс. км | 125 200 | 80 150 | 80 150-180 |
Тюнинг | 200 80 | 200 90 | 200 80 |
Двигатель устанавливался | ВАЗ 2106 ВАЗ 2121 «Нива» ВАЗ 21074 | ВАЗ 21213 «Нива» ВАЗ 21214 «Нива» Niva Chevrolet | ВАЗ 2120 «Надежда» ВАЗ 2121 «Нива» |
Смотреть все фото новости >>
Поделиться Сообщить об ошибкеВыделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Просмотров: 1046356 | Источник: car.ru | Автор: Плотников Д. А.Автомобильные эксперты рассказали о том, что делать водителям при аварии с ударом в заднюю часть кузова.
Смотреть все фото новости >>
На дорогах Российской Федерации водители часто могут столкнуться с аварийной ситуацией, когда другой автомобиль непреднамеренно въехал своим транспортным средством в заднюю часть вашей машины. По этой причине опытные автоэксперты поделились советами о том, как максимально уменьшить последствия такого столкновения.
Первое, что было отмечено экспертами — это необходимость повышенного внимания во время движения. Если на дороге будет замечен автомобиль, который двигается по странной траектории или слишком подозрительно себя ведёт — его лучше пропустить.
В 80% случаев удар в заднюю часть становится неожиданностью. При таком виде аварии, в момент столкновения авто, тело водителя резко откидывается сначала назад, а затем вперёд. Вследствие этого повреждается позвоночник из-за слишком резкого толчка. По этой причине настоятельно рекомендуется использовать ремни безопасности.
В случае, если в зеркале была замечена машина, которая вот-вот въедет в авто, необходимо быстро сгруппироваться, а именно:
- Обхватить руль руками;
- Упереться спиной в сиденье;
- Прижать голову к подголовнику.
При пристёгнутом ремне безопасности, данные правила снизят шанс летального исхода и получения серьёзных травм на 65%.
Смотреть все фото новости >>
В Москве заметили прототип нового Volkswagen Polo для России, после чего первые снимки модели появились в Сети. Хотя машина была плотно укрыта камуфляжем, некоторые ее особенности удалось раскрыть до ожидаемой премьеры.
Смотреть все фото новости >>
До последнего момента компания Volkswagen держала в строгом секрете подробности и технические данные касательно нового Polo для России, однако фотошпионы заметили прототип седана заметили на улицах Москвы, после чего опубликовали фотографии в Сети.
Профиль транспортного средства, как отмечают эксперты, напомнит автомобилистам «ролдственный» седану Skoda Rapid, а в анфас он станет похожим на Volkswagen Jetta, она должна поступить на российский рынок уже во второй половине текущего года. Кроме того, от чешского авто новинка позаимствует светодиодные задние фары, а от текущей генерации — форму крыши и бамперов.
Под капотом установят атмосферный двигатель объемом 1,6 литра и мощностью 90 или 110 л.с., предусмотрено появление турбированного TSI мощностью 125 л.с. объемом 1,4 литра. В первых двух вариантах в паре предложат автоматическую или механическую КПП на 6 скоростей, а для а турбо — 7-ступенчатый «робот» DSG.
Показ нового Volkswagen Polo для России запланирован на вторую половину текущего года, однако точная дата пока не была названа разработчиком.
Смотреть все фото новости >>
Российские специалисты провели сравнение ВАЗ-2106 и LADA Granta FL.
Смотреть все фото новости >>
Автомобильные эксперты провели небольшое исследование двух автомобилей: подержанного ВАЗ-2106 «Шестёрка» и новой LADA Granta FL. Решение о проведении сравнительного анализа было принято из-за желания увидеть прогресс компании.
Эксперты назвали новую LADA неплохим бюджетным вариантом для комфортного передвижения в городских условиях. Первое отличие двух машин заключается в установке силовых агрегатов.
Например, у ВАЗ-2106 продольное расположение мотора, мощность которого составляет 64 л.с. Новая версия Granta обладает поперечным двигателем с мощностью 87 л.с. Но расположение практически ничего не значит для параметров скорости. Оба авто вполне могут разогнаться до 100 км/ч за относительно короткое время.
Также было отмечено, что в ВАЗ-2106 подвеска более приятная и практически вечная, а у LADA Granta FL она более жёсткая. При этом автомобиль оснащён системой переднего привода, тогда как «Шестёрка» задним приводом, что автоматически делает её более проходимой на сложных участках автодорог.
Плюсом в покупке ВАЗ-2106 будет низкая стоимость запасных комплектующих и относительная простота проведения ремонтных работ, даже по сравнению с LADA Granta FL.
По мнению экспертов, новый автомобиль практически ничем не отличается от своего советского предшественника, но имеет более высокую стоимость.
Смотреть все фото новости >>
Двигатель ВАЗ 21213: характеристики
Одним из самых известных автомобилей завода ВАЗ является внедорожник «Нива». Машина начала производиться в 1976 году и, пройдя через ряд модернизаций, продолжает оставаться на конвейере под обозначением 4х4 или 4х4 «Урбан».
Общие сведения
При создании автомобиля «Нива» конструкторы столкнулись с отсутствием мотора подходящей мощности. Имевшиеся двигатели с объемом 1,2-1,5 литра мало подходили для машины с приводом на все колеса. Положение спасло появление большего по объему мотора модели 2106. За счет максимально возможного увеличения диаметра цилиндров его литраж довели почти до 1,6 литра, а мощность достигала 80 сил. Именно этот мотор и стал основным силовым агрегатом «Нивы» на более чем 20 лет.
В середине 90-х «Нива» прошла модернизацию, в ходе которой в ее конструкцию был внесен ряд изменений. Поменялось оформление задней части машины, а также многие элементы интерьера внедорожника. В качестве базового силового агрегата стал применяться 1,7-литровый двигатель ВАЗ-21213. Изначально мотор разрабатывался для модернизированной машины седьмой модели, но проект внедорожника оказался более перспективным.
Основные отличия
Мотор использует в качестве основы блок от двигателя шестой модели. Но в нем установлены новые поршни, имеющие оригинальную конструкцию. Из-за этого потребовалось внедрить некоторые решения в компоновку головки блока и шатуны мотора. Ранние версии мотора оснащались карбюратором схемы «Солекс» (модель 21073), который помог сократить расход топлива и снизить количество вредных компонентов в выхлопных газах.
На момент выхода обновленной «Нивы» на рынок подобная система подачи топлива обеспечивала вполне приемлемые технические характеристики двигателя ВАЗ-21213. Мощность мотора выросла незначительно – всего до 79 сил, но гораздо важнее был полученный прирост крутящего момента, который составлял почти 125 Н/м. Благодаря этому «Нива» стала заметно лучше преодолевать сложные участки дорог. При этом двигатель использовал в качестве топлива самый распространенный сорт бензина – А92.
Блок двигателя
Основная корпусная деталь двигателя не претерпела значительных изменений и изготавливалась методом литья из чугуна. Такой материал позволял получить значительную жесткость и долговечность конструкции при приемлемых значениях веса. Масса полностью укомплектованного двигателя ВАЗ-21213 «Нива» не превышает 117 кг.
В блоке имеются четыре отверстия цилиндров с диаметром 82 мм, который является предельно допустимым для конструкции. Попытки дальнейшей расточки блоков, с целью дополнительного увеличения объема, успехов не принесли. Между цилиндрами имеются пролитые в теле блока каналы для охлаждающей жидкости, подающейся под давлением от помпы. Сама помпа размещена на специальном месте — на лобовой части двигателя — и имеет ременной привод через систему шкивов. Схему каналов системы охлаждения несколько изменили из-за увеличения диаметра цилиндров.
В нижней части блока выполнены пять выемок под сменные вкладыши опор коленчатого вала двигателя. Три опоры, размещенные в центральной части, имеют дополнительные приливы и служат ребрами жёсткости блока. Для предотвращения течи масла вал уплотнен с торцов сменными резиновыми сальниками. Нижняя часть мотора закрыта поддоном, в котором находится запас масла для системы смазки. В конструкции поддона имеется специальная выемка, в которой размещаются элементы привода колес передней оси.
Валы двигателя
Основной вал мотора позаимствован от силового агрегата третьей модели (с объемом 1,5 литра). Он имеет кривошипы с радиусом вращения 40 мм, что обеспечивает 80 мм ход поршней мотора. Для уменьшения вибраций и обеспечения более равномерной работы на валу имеются дополнительные грузы-противовесы. Они размещены на всех щеках вала и выполнены одной деталью с валом. Одним из отличий вала двигателя ВАЗ-21213 стало небольшое увеличение диаметров всех шеек вала (всего на 0.02 мм). Такое решение продиктовано стремлением уменьшить масляный зазор при работе мотора. Снижение зазора снижает усилие, необходимое для вращения, и немного улучшает общие характеристики мотора.
Внутри вала имеется специальный канал, по которому осуществляется подача масла под давлением к нагруженным элементам конструкции. При вращении вала масло проходит в каналах дополнительную очистку от крупных примесей за счет центробежной силы. Грязь откладывается в специальных отверстиях, закрытых винтовыми пробками. Очистка этих отверстий производится в ходе ремонта мотора.
На носке вала установлена шестерня привода системы распределения и шкив, который служит для привода ремня помпы и генератора. Между шестернями основного и распределительного валов установлена цепь двойной конструкции, состоящая из 116 звеньев. Для натяжения цепи имеется специальное устройство с увеличенной длиной рабочего элемента (башмака), которое изгибает одну из боковых ветвей и выбирает излишек длины. От этой же цепи осуществляется привод насоса системы смазки двигателя. Вал распределения имеет кулачки с измененным профилем, который позволил увеличить время открытия клапанов впуска.
Поршневая группа
Эти детали двигателя ВАЗ-21213 изготовлены из алюминия и не являются заимствованными. В донной части поршней имеется специальная выемка, выполняющая роль части камеры сгорания, а также две кольцевые выборки под тарелки клапанов. Герметичность пары поршень-цилиндр обеспечивают три кольца. На донной части каждого поршня обозначен класс детали, который отражает диаметр поршня и диаметр отверстия под установку пальца. Еще одним важным отличием поршней стал одинаковый вес, что значительно упрощает процедуру подбора новых деталей.
Шатуны двигателя 21213 имеют специальную конструкцию, благодаря которой увеличена прочность и ресурс детали. Крышки вставок шатунных подшипников крепятся болтами специальной конструкции, которая предотвращает снижение затяга в процессе работы.
Электрические компоненты
На двигателе ВАЗ-21213 устанавливается генератор, который одновременно служит механизмом натяжки ремня привода. Для этого он имеет подвижную опору, которая после установки натяга зажимается гайкой. Запуск мотора выполняется от электрического стартера, установленного в приливе на картере сцепления.
Зажигание включает специальный датчик, который подает импульсы зажигания и общую на все свечи катушку. Работой этих элементов управляет коммутационный блок.
Развитие мотора
Поскольку карбюратор двигателя ВАЗ-21213 не позволял дальнейшего улучшения экологических характеристик мотора, то его сменила система впрыска. Такой силовой агрегат получил обозначение 21214 и небольшую прибавку в мощности и в крутящем моменте. Еще одним направлением развития стал вариант 2130, который устанавливается на «Шевроле Нива». На сегодняшний день в серии остаются все три варианта моторов с инжектором – 21213, 21214 и 2130.
ВАЗ 21213 | Технические характеристики двигателей
Технические характеристики двигателей
Двигатель / Модель |
1.2 |
1.2 |
1.4 |
1.4 fsi |
1.4 |
Дата производства, с — по |
2/02- |
11/01 — |
11/01 — |
5/02- |
11/01 |
Обозначение двигателя |
awy |
azq |
aua/bby |
axu |
aub/bbz11 |
Рабочий объем, см3 |
1198 |
1198 |
1390 |
1390 |
1390 |
Мощность, кВт/л.с. |
40/55 |
47/64 |
55/75 |
63/86 |
74/100 |
при 1/мин |
4750 |
5400 |
5000 |
5000 |
6000 |
Макс, крутящий момент, Нм, |
106 |
112 |
126 |
130 |
126 |
при 1/мин |
3000 |
3000 |
3800 |
3500 |
4400 |
Диаметр цилиндра, мм |
76,5 |
76.5 |
76.5 |
76.5 |
76.5 |
Ход поршня, мм |
86.9 |
86.9 |
75.6 |
75.6 |
75.6 |
Степень сжатия |
10,8 |
10.4 |
10.5 |
12.0 |
10,5 |
Количество цилиндров/клапанов |
3/2 |
3/4 |
4/4 |
4/4 |
4/4 |
на цилиндр |
|||||
Система управления двигателем |
simos 3pd |
simos ЭРЕ |
4mv/4av |
med7 |
4mv/4lv |
Марка топлива |
95 |
95 |
95 |
98 |
98 |
Заправочные объемы, л: |
|||||
система смазки |
3,0 |
3,0 |
3,2 |
3,5 |
3.2 |
система охлаждения |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5.6 |
5.6 |
Двигатель / Модель |
1.4 pd-tdi |
1.9 sdi |
1.9 pd-tdi |
1.9 pd-tdi |
Дата производства, с — по |
11/01 — |
11/01 — |
11/01 — |
4/02- |
Обозначение двигателя |
amf/bay |
asy |
atd/axr |
aszs> |
Рабочий объем, см3 |
1422 |
1896 |
1896 |
1896 |
Мощность, кВт/л.с. при 1/мин |
55/75 4000 |
47/64 4000 |
74/100 4000 |
96/130 4000 |
Макс, крутящий момент, Нм, при 1/мин |
195 2200 |
125 1600 |
240 1800 |
310 1900 |
Диаметр цилиндра, мм |
79,5 |
79.5 |
79.5 |
79.5 |
Ход поршня, мм |
95,5 |
86,4 |
86.4 |
86,4 |
Степень сжатия |
19,5 |
19.5 |
19.0 |
19.0 |
Количество цилиндров/клапанов на цилиндр |
3/2 |
4/2 |
4/2 |
4/2 |
Система управления двигателем |
edc |
edc |
edc |
edc |
Марка топлива, 04 |
diesel |
diesel |
diesel |
diesel |
Заправочные объемы, л: система смазки система охлаждения |
4,2/3,8 5.0 |
4,3 5.0 |
4,3 5.0 |
4.3 5.0 |
1)bbz с 5/02: максимальный крутящий момент 128 Нм при 4400 1 /мин.
2) Сначала только для seat ibiza. для polo с 12/03.
edc — электронное управление топливным насосом высокого давления (ТНВД).
sdi — дизельный двигатель без наддува с непосредственным смесеобразованием.
tdi — дизельный двигатель с газотурбинным наддувом и непосредственным смесеобразованием.
pd — система впрыскивания с насос-форсунками.
fsi — система впрыскивания с послойным смесеобразованием (непосредственное впрыскивание бензина).
med — система впрыскивания motronic с электрическим приводом дроссельной заслонки и непосредственным впрыскиванием бензина.
4av/4mv/4lv — система зажигания и впрыскивания фирмы magneti marelli.
simos 3pd/e: simos — система с блоком управления двигателем фирмы siemens: 3-c электрическим приводом дроссельной заслонки; Р — с определением нагрузки через датчик давления во впускном коллекторе; d — с двумя щелевыми кислородными датчиками; Е — с одним широкополосным и одним щелевым кислородным датчиком.