Самые известные автомобили Второй мировой войны
Вторая мировая стала первой настоящей «войной машин» — было задействовано рекордное количество техники. Какой транспорт использовали СССР и противники?
Индустриализация в конце 1930-х годов в Советском Союзе шла полным ходом: СССР производил больше военной техники, чем любая другая страна мира. К 22 июня 1941 года Советский Союз имел огромное количество военных автомобилей – 272 тысяч 600 штук.
Плюс к этому в первые же недели войны из народного хозяйства было мобилизовано еще 160 тысяч 300 машин. Автопарк немецких войск, в свою очередь, насчитывал не более 150 тысяч машин.Казавшееся огромным преимущество было быстро растеряно – в первые же дни войны Советский Союз потерял десятки тысяч машин. Тем не менее, советским войскам удалось оправиться от этого удара и ответить врагу наступлением.
Колеса для Катюши
17 июня 1941 года на военном полигоне под Москвой правительственной делегации было продемонстрировано новейшее оружие – реактивные установки залпового огня БМ-13, которые позже получили название Катюша. Спустя три дня, 21 июня, вышел приказ о серийном производстве этих установок. До начала войны в этот момент оставались считанные часы.
Благодаря этому оружию Советскому Союзу удалось выиграть немало сражений. Катюша устанавливалась на шасси самых разных машин – танков, тракторов, автомобилей. Однако гусеничный транспорт имел некоторые весомые недостатки – низкую скорость и высокий расход топлива. Да и асфальт при транспортировке основательно разрушался, поэтому для перевозки были необходимы специальные тягачи. Именно поэтому большинство Катюш устанавливали на грузовые авто.
ЗИС-6 spectechnika.com
Первым автомобилем-носителем такой ракетной установки стал советский ЗИС-6, созданный на базе ЗИС-5 (формула 4х2). Этот четырехтонный грузовик с колесной формулой 6х4 имел отличную проходимость и вместе с реактивной установкой получил «боевое крещение» 14 июля 1941 года в захваченном немцами городе Рудня.
На одной из центральных площадей этого города скопилось большое количество немецкой военной техники. С крутого берега реки Малая Березина автомобиль ЗИС-6 с ракетной установкой БМ-13 нанес сокрушительный удар по врагу. Когда утихли залпы установки, один из солдат запел популярную в то время песню Катюша. Отсюда, по распространенной легенде, и произошло народное название БМ-13.
ЗИС-6 Deutscher Friedensstifter @ flickr.com
Катюша устанавливалась не только на ЗИСах. Многие автомобили, которые поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу (в основном английские и американские) также использовались как шасси для «Катюш». Причем самым массовым обладателем этого оружия стал именно американский Studebaker US6 – первый в мире грузовик с тремя ведущими мостами.
За свою историю Студебекер побывал во многих местах земного шара, но, по иронии судьбы, на территории США никогда не использовался. Студебекеры были самыми распространенными машинами, поставлявшимися СССР по ленд-лизу. За годы войны Советский Союз получил почти 200 тысяч US6.
Studebaker US6 militaryimages.net
Американский грузовик благодаря полному приводу мог похвастаться прекрасной проходимостью и грузоподъемностью, что выгодно отличало его от советских собратьев. По сравнению с «трехтонкой» (ЗИС-5) Студебекер мог перевозить на две тонны больше – при том, что американцы рекомендовали не нагружать его свыше двух с половиной тонн. К тому же автомобиль мог преодолевать небольшие речные броды, не боясь повредить жизненно-важные детали, так как они имели высокое расположение.
Благодаря всем этим качествам на Студер стали устанавливать усовершенствованную ракетную установку с индексом БМ-13Н. Кроме этого, Студебекеры использовались Советской Армией как обычные грузовики, тягачи пушек, самосвалы и подъемные краны. Автомобиль оказался настолько удачным, что некоторые грузовики исправно служили Советскому Союзу до 1980-х годов.
Катюши verdammtescheissenochmal @ flickr.com
На просторах СССР есть множество памятников «Катюше», однако далеко не все из них соответствуют историческим фактам. Например, существует памятник «Катюше» на базе ЗИС-5, на который никогда не ставили эту установку, или даже на базе ЗИС-150 – машине, которую начали выпускать уже после войны. Конечно, это делалось исключительно с точки зрения патриотизма, поскольку «Студебекер» всегда был и оставался американцем. Тем не менее, этот автомобиль регулярно снимали в многочисленных советских фильмах про войну.
По бездорожью
В 1940 году армии США потребовался легкий разведывательный автомобиль, который без особых усилий преодолевал бы бездорожье. Выиграв в тендерном конкурсе, фирма Willys-Overland Motors представила машину, отвечавшую всем этим требованиям – Willys MА. После вступления США во Вторую Мировую войну началось полномасштабное производство этого автомобиля, а в 1942-м компания Форд начала выпуск Виллисов, но уже другой модели – Willys MВ. С конвейеров Форда эти машины выходили под именем Ford GPW. Кстати, из-за созвучия двух первых букв индекса – Джи, Пи – и произошло название джип, которое впоследствии стало нарицательным.
Willys MА autoguru.at
С 1942 года по программе ленд-лиза в СССР начали поступать «Виллисы» разной модификации. Автомобиль отлично зарекомендовал себя в условиях военных действий. В зависимости от рода войск и военной обстановки машина служила и как разведовательно-командирская, и как тягач пушек. На многие Виллисы устанавливали пулеметы и другое стрелковое оружие. Были машины и для медицинской помощи – в них устанавливались носилки. Существовала даже очень необычная модификация автомобиля – с железнодорожными колесами – для передвижения по рельсам.
Полноприводный автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель объемом 2,2 литра, мощностью 54 лошадиных силы. Максимальная скорость составляла 104 километров в час. Но все же главная задача внедорожника – это преодоление разного рода препятствий. Виллис с этим замечательно справлялся и уверенно чувствовал себя на бездорожье (мог преодолеть брод глубиной до полуметра, а некоторые модификации и до 1,5 метров). За годы войны Советский Союз получил около 52 тысяч Виллисов.
Willys MВ army.mil
Американская машина стала незаменимым помощником и любимцем советских солдат, а также одним из символов Великой Отечественной. В мировом значении Виллис стал образцом для создания легких, но в то же время выносливых автомобилей.
Свои военные джипы были и в СССР. В январе 1941 года советское правительство, глядя на американские машины, поручило сразу двум предприятиям – ГАЗ и НАТИ – разработку легкого, недорогого, а главное неприхотливого внедорожника. Спустя два месяца на военном полигоне прошли испытания сразу двух автомобилей – ГАЗ-64 и НАТИ-АР.
ГАЗ-64 показал результаты лучше конкурента, но главным было то, что его производство не требовало больших денежных и временных затрат. Многие узлы этого автомобиля уже стояли на выпускаемых заводом моделях – седане ГАЗ-61 и грузовике ГАЗ-ММ. Серийное производство началось незамедлительно, и уже в августе 1941 года с конвейера сошел первый советский внедорожник – ГАЗ-64.
ГАЗ-64 autoclub-gaz.ru
До появления в советской армии американского Виллиса, ГАЗ-64 был незаменимым военным помощником. Он мог легко преодолевать крутые подъемы, грязь, песок и снег. По ровной дороге машина развивала скорость до 90 километров в час, а по бездорожью – до 25 километров в час, что не мог сделать ни один другой советский автомобиль.
В 1943 году завод разработал новую модель внедорожника – ГАЗ-67 (модернизированный вариант ГАЗ-64). От своего предшественника он отличался более широкой колеей и усиленной подвеской. Также была увеличена мощность двигателя, однако из-за увеличенной ширины внедорожник потерял динамические характеристики, а максимальная скорость снизилась до 88 километров в час.
ГАЗ-67 W.Grabar @ flickr.com
В 1944 году ГАЗ-67 получил некоторые конструктивные изменения, после чего ему был присвоен индекс Б. В народе же он получил свои «индексы». Его с любовью называли козлом, козликом, пигмеем, газиком, Чапаевым, блохой-воином, ХБВ (Хочу быть «Виллисом» и Иваном-Виллисом. Советский внедорожник на фронтах войны показал себя с лучшей стороны. Он был более неприхотлив к горюче-смазочным материалам и более ремонтнопригоден, в отличие от его американского брата Виллиса.
Захар и его команда
Поистине культовым грузовиком на войне был ЗИС-5. В народе он получил названия Захар, Захар Иванович, Трехтонка. По своей надежности ему не было равных. Двигатель объемом 5,5 литра легко запускался в любую погоду и был неприхотлив к качеству бензина. При собственном весе в 3 тонны на борт он мог брать еще столько же. Также надо отдать должное проходимости Захара – при колесной формуле 4х2 грузовик преодолевал различные препятствия, и вел себя на военном бездорожье практически как полноприводный автомобиль. Отдельное внимание заслуживает гибкая рама ЗИС-5 – при наезде на препятствие она изгибалась, помогая автомобилю проехать неровность более мягко. Максимальная скорость этого грузовика составляла 60 километров в час. К 1941 году грузовики ЗИС-5 составляли почти половину военного автопарка Советского Союза.
ЗИС-5 W.Grabar @ flickr.com
В первые месяцы войны большое количество автомобилей было уничтожено. Частичная мобилизация машин народного хозяйства временно решила проблему, но фронту и тылу срочно нужны были грузовые автомобили в больших количествах.
Для экономии материала грузовики ЗИС-5 начали делать максимально упрощенной модификации. Вместо железной кабины ставили фанерную, отсутствовали передние тормоза, также на грузовик устанавливали всего одну фару (водительскую), а на протяжении некоторого времени эти машины выпускали вообще без фар! На каждом грузовике завод экономил 124 килограмма металла.
ГАЗ-АА W.Grabar @ flickr.com
На базе ЗИС-5 было построено огромное количество автомобилей специального назначения. Это и пожарные автомобили, и автобусы (получившие названия ЗИС-8 и ЗИС-16), и передвижные типографии, и мясокомбинаты, снегоочистители и даже бронеавтомобили. За кабиной ЗИС-5 можно было встретить огромные прожектора ПВО, а также зенитные пушки.
Но самым распространенным грузовиком в годы Великой Отечественной войны был ГАЗ – АА, в народе именуемый «полуторка». По сути, это была модернизированная версия американского грузовика Форд – АА. Производство этого автомобиля началось задолго до войны – в 1932 году. До 1933 года машины собирали из американских машинокомплектов, однако их качество не совсем подходило для эксплуатации в наших дорожных условиях. Специалисты Горьковского автозавода внесли ряд конструктивных изменений в ГАЗ-АА, и с 1933 года автомобиль стали собирать полностью из советских комплектующих.
ГАЗ-АА W.Grabar @ flickr.com
В 1938 году автомобиль получил новый двигатель объемом почти 3,3 литра мощностью 50 лошадиных сил, и стал называться ГАЗ-ММ. Машина могла похвастаться максимальной скоростью в 100 километров в час, была быстрее своего «коллеги» – ЗИС-5. А вот грузоподъемность была ниже в два раза, чем у «трехтонки». Отсюда и прозвище – «полуторка».
В военные годы грузовик лишился практически тех же узлов, что и Захар. На ГАЗ-ММ ставили всего одну фару и один стеклоочиститель со стороны водителя. Передние тормоза отсутствовали. Крылья автомобиля делали из обычного кровельного железа. В задней части машины вместо четырех нередко ставили всего два колеса. Крышу и двери кабины изготавливали из брезента, что было плюсом: в случае возгорания, затопления или обстрела автомобиля из него можно было быстро выпрыгнуть.
ГАЗ-ММ denisovets.narod.ru
Эти по-настоящему героические автомобили первыми прошли по замерзшему Ладожскому озеру, чтобы привезти продовольствие в блокадный Ленинград. На обратном пути ГАЗ-ММ вывозил людей, промышленное оборудование и культурные ценности. Но не у всех «полуторок» и Захаров была обратная дорога. Многие автомобили проваливались под лед, уходя на дно Ладожского озера.
За долгие годы войны «полуторка» сумела завоевать солдатские сердца. Безотказный двигатель запускался с пол-оборота, правда, зачастую ручным стартером, так как рабочий аккумулятор на войне – большая редкость. Неприхотлив мотор был и к бензину. Горючее заливали любого качества – машина работала даже на керосине и спирте.
Немецкие машины
Некоторые немецкие автомобили с технической точки зрения были на голову выше отечественных, и показывали отличные результаты как на дорогах Европы, так и в песках Африки. Но, столкнувшись с условиями советского фронта, они зачастую оказались слабее и беззащитнее отечественных машин.
Немецкие автомобили часто требовали качественного технического обслуживания, что в полевых условиях обеспечить было крайне сложно. Впрочем, после нескольких неудачных попыток немцам все же удалось наладить выпуск более выносливых автомобилей.
Автомобильные заводы – BMW, Daimler-Benz, Ford, Hanomag, Horch и Opel – приступили к производству армейских автомобилей разного назначения. Одним из главных условий германского правительства к автокомпаниям было производство автомобилей с взаимозаменяемыми основными узлами.
Opel Blitz Alex Jilitsky @ flickr.com
Самым массовым немецким грузовиком был «Опель Блиц». Фашистская «трехтонка» выпускалась на заводе в Бранденбурге. На армейских машинах стояли 3,6-литровые двигатели мощностью 75 лошадиных сил. На ровной дороге грузовик развивал скорость до 90 километров в час.
Opel Blitz выпускался в двух вариантах – заднеприводом 4х2 и полноприводном 4х4. Автомобиль служил базой для автобусов, санитарных автомобилей, передвижных радиостанций. Для войск SS были произведены полугусеничные версии этого грузовика, получившие название Maultier (в переводе с немецкого – мул). С целью экономии материалов были выпущены машины с деревянной кабиной, а в Африку Opel Blitz отправлялись вообще без нее.
Volkswagen Тур 82 Kuebelwagen Georg Schwalbach @ flickr.com
Автором этого легкого внедорожника стал Фердинанд Порше, создавший его на базе знаменитого Жука. После нескольких вариантов прототипов в серийное производство этот Фольксваген пошел в 1940 году.
Внедорожник весом всего 750 килограммов имел двигатель объемом 985 кубических сантиметров, выдававший 23,5 лошадиных силы. С марта 1943 года на него начали устанавливать более мощный 25-сильный двигатель объемом 1,1 литра. Заднеприводный внедорожник с колесной формулой 4х2 благодаря своему легкому весу и независимой торсионной подвеске отлично чувствовал себя на бездорожье.
VW Typ 82 Kuebelwagen использовался в основном для перевозки личного состава, однако за время производства было выпущено более 30 всевозможных модификаций. Внедорожник подвозил боеприпасы, топливо, продовольствие и медикаменты.
Кузов автомобиля был выполнен из обычных жестяных листов, вместо крыши – брезент, который легко складывался. Двери также были выполнены из брезента. Сидения для максимальной безопасности солдат делались глубокими и назывались Kübelsitz, что в переводе означает «лоханки». С тех пор все автомобили такого типа, вне зависимости от формы сидений, стали называться Kübelwagen.
Этот внедорожник оказался одним из самых удачных немецких автомобилей. Благодаря его малой массе, два-три солдата легко могли поднять застрявшую машину. Советским и американским солдатам тоже понравился Kübelwagen. Американцы даже выменивали трофейные Фольксвагены у британских и французских солдат на «Виллисы», причем Kubelwagen «стоил» трех Виллисов.
Horch 901 type 40 Ude @ wikipedia.org
Но все же самым популярным немецким внедорожником стал Хорьх 901. Автомобиль обладал неплохой проходимостью по бездорожью, а также имел высокую максимальную скорость для того времени – 90 километров в час. Два топливных бака общим объемом в 110 литров давали этой машине запас хода до 400 километров.
На базе Хорьха 901 были построены артиллерийские тягачи и автомобили радиосвязи. При этом немецкий внедорожник все же заметно проигрывал своим конкурентам – американскому Виллису и советскому ГАЗ-67. Он требовал более частого и качественного технического обслуживания, добиться чего в военных условиях было практически невозможно.
К слову, памятники ЗИС-5 и Виллису есть и в Киеве – первый стоит на Московской площади, второй на Южной Борщаговке.
autocentre.ua
autocentre.ua
Военная техника Второй мировой войны — Википедия
Военная техника Второй мировой войны — вооружение и боевая техника (авиация, бронетехника, артиллерия, стрелковое оружие, боевые корабли), применявшиеся в период с 1939 по 1945 год (с момента нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года и до подписания капитуляции Японией в сентябре 1945 года). Поскольку общее число видов боевой техники, выпускавшейся в тот период было очень велико, здесь представлены только наиболее распространенные (по объёму выпуска) виды или те образцы, которые оказали значительное влияние на ход войны. Из государств-участников Второй мировой войны представлены в основном те, кто активно вел боевые действия и разрабатывал собственные образцы боевой техники. Во время Второй мировой войны боевая техника развивалась достаточно быстро. У всех воюющих сторон постоянно появлялись новые образцы, отличавшиеся улучшенными боевыми характеристиками. Особенно бурно в этот период развивались бронетехника и авиация. Значительные изменения произошли также в артиллерии, стрелковом оружии и военно-морской технике.
Военная техника стран Антигитлеровской коалиции[править | править код]
СССР[править | править код]
Т-34 1941 года выпускаПеред началом войны советскими инженерами были созданы лёгкие танки Т-40 и Т-50, средний танк Т-34 и тяжёлые КВ-1 и КВ-2. Они начали поступать в войска, но большую часть танкового парка составляли машины созданные в 30-е годы, такие как лёгкие танки Т-26, БТ-5 и БТ-7, а также средние Т-28 и тяжёлые Т-35[1]. Ограниченно использовались также лёгкие танки БТ-2, Т-37А, Т-38 и даже танкетки Т-27.
Осенью 1941 года были приняты на вооружение легкие танки Т-60, а затем в январе 1942 года Т-70[2], на основе которого было создано одно из самых массовых самоходно-артиллерийских орудий советской армии — СУ-76.
В начале 1943 года были приняты на вооружение самоходно-артиллерийские установки СУ-122 и СУ-152.
В 1943 году путём модернизации Т-34 с установкой новой более мощной 85-мм пушки был создан Т-34-85, а в результате модернизации КВ-1 появились тяжёлые танки КВ-1с и КВ-85. Кроме того, в 1943-45 годах был налажен выпуск тяжёлых танков ИС-1 и ИС-2 [3].
Одновременно для борьбы с немецкими танками и поддержки пехоты на вооружение были приняты средние самоходно-артиллерийские установки СУ-85, СУ-100, а также тяжёлые ИСУ-122 и ИСУ-152[4].
В истребительной авиации ВВС перед началом войны появились такие самолеты как Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3, по своим характеристикам приближавшиеся к немецким аналогам, хотя основную часть воздушного парка составляли истребители И-16, которые к тому времени уже безнадежно устарели[5]. В начале войны в качестве истребителя ПВО применялись также И-153. Впоследствии в результате модернизации Як-1 были созданы такие машины как Як-3, Як-7 и Як-9, а в результате модернизации ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.
В бомбардировочной авиации в начальный период войны использовались самолеты СБ и ДБ-3, а наиболее массовым бомбардировщиком стал Пе-2. В качестве дальнего бомбардировщика применялся также Ил-4, а в условиях нехватки боевых самолетов в качестве лёгкого ночного бомбардировщика использовались и учебные У-2. Наиболее распространенным штурмовиком советской авиации был Ил-2, по некоторым данным считавшийся также самым массовым самолетом в истории
Артиллерийские орудия в СССР подразделялись на дивизионные, корпусные, противотанковые и зенитные. Из дивизионных орудий наиболее распространенной была 76-мм пушка ЗИС-3. В начальный период войны использовались также 76-мм пушка Ф-22 и 76-мм пушка УСВ. Корпусная артиллерия была представлена 122-мм пушками А-19, 152-мм гаубицей образца 1909/30 годов, а также 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. Противотанковые орудия включали в себя 45-мм противотанковые пушки 53-К, 45-мм М-42 и 57-мм ЗИС-2. В зенитной артиллерии использовались 37-мм зенитные пушки 61-К, а также 76-мм пушки 3-К и 85-мм 52-К[7].
Основным стрелковым оружием советской армии была винтовка Мосина. Кроме того, определенное распространение получил также пистолет-пулемёт ППШ [8]. В качестве офицерского оружия использовались револьверы Наган и пистолеты ТТ. Основным ручным пулеметом был ДП, а в качестве станкового использовался пулемёт Максим, разработанный ещё до Первой мировой войны. Определенное распространение получил также крупнокалиберный пулемет ДШК, используемый и в качестве зенитного.
Военно-морскому флоту в СССР уделялось меньше внимания. В его состав входили линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» на Балтике, а также «Парижская коммуна» на Черном море. Кроме того, имелось 7 крейсеров, лидеры, эсминцы, большое количество подводных лодок и торпедных катеров[9].
Великобритания[править | править код]
Начавшаяся вскоре после Дюнкерка, битва за Британию потребовала направить все силы на восполнение потерь в авиации и прежде всего истребительной. В этот период основу истребительного авиапарка Великобритании составляли «Спитфайры» и «Харикейны»
В английской армии танки подразделялись на легкие, крейсерские и пехотные. К легким относились Mk VI, Mk VII Тетрарх и Mk VIII Гарри Хопкинс. Из крейсерских в начальный период войны использовались Mk IV, Mk V Covenanter, Mk.VI Crusader и Mk VII Cavalier. Все они показали неудовлетворительные боевые качества и очень быстро были сняты с производства. С 1943 года выпускались также крейсерские танки Mk VIII Кромвель, Mk VIII Челленджер и A34 Комета. К пехотным танкам, применявшимся в начальный период войны, относятся Mk II Matilda II и Mk III Valentine, наибольшее распространение из них получил «Валентайн» [12]. Впоследствии было также развернуто производство тяжелого танка Mk IV «Черчилль». Кроме того, в английских войсках использовались американские танки M4 «Шерман», поставленные по ленд-лизу. В Англии также производились противотанковые САУ Deacon и Archer[13], истребители танков Achilles, и самоходные гаубицы Bishop.
Английская артиллерия подразделялась на противотанковую, пехотную и зенитную. В начальный период войны в противотанковой артиллерии использовалась QF 2 pounder, обладавшая малым калибром и не способная поразить большинство немецких танков. В 1942 году для её замены была разработана QF 6 pounder. Из пехотных орудий наиболее распространенным было QF 25 pounder. В качестве зенитного орудия в начальный период войны использовалась Vickers QF 2 pounder Mark VIII, которая в дальнейшем была заменена на 20-мм Эрликон и 40-мм Бофорс
Стрелковое оружие включало винтовки Ли-Энфилд и Pattern 1914 Enfield, пистолеты-пулеметы STEN, Lanchester и американский пистолет-пулемёт Томпсона, револьверы Энфилд № 2 и Webley, американские пистолеты Браунинг НР и Кольт M1911, а также пулеметы Bren, Виккерс и Льюис[8].
Королевский военно-морской флот Великобритании был крупнейшим в Европе и насчитывал в своем составе линкоры типа «Куин Элизабет» (HMS Queen Elizabeth, HMS Warspite, HMS Barham, HMS Valiant и HMS Malaya), типа «Ривендж» (в который входили HMS Royal Sovereign, HMS Revenge, HMS Royal Oak, HMS Resolution и HMS Ramillies), а также типа «Нельсон» (состоявшие из HMS Nelson и HMS Rodney)[15]. В состав флота входили также линейные крейсера типа «Ринаун» (из HMS Renown, HMS Repulse) и HMS Hood, авианосцы (типа «Илластриес», типа «Имплакабл», HMS Audacity, HMS Eagle, HMS Hermes, HMS Unicorn и HMS Ark Royal), тяжелые и легкие крейсера, а также большое количество эсминцев и подводных лодок [16].
Палубная авиация включала истребители Sea Gladiator, Fairey Fulmar, Sea Hurricane и Fairey Firefly, а также бомбардировщики и торпедоносцы Fairey Swordfish, Fairey Albacore и Fairey Barracuda[17].
США[править | править код]
В США основное внимание уделялось развитию авиации и флота. ВВС США к концу войны стали крупнейшими в мире. В начальный период войны в истребительной авиации преобладали Curtiss P-40, которые затем постепенно заменялись на P-51 Mustang, P-47 Thunderbolt и P-38 Lightning
Бронетанковой технике в США уделялось значительно меньше внимания. Перед войной на вооружении американской армии находились в основном легкие танки M2. В начальный период войны они были заменены легкими танками M3 «Стюарт» и спешно разработанными средними M3 «Ли». Но основную часть американской бронетехники составляли M4 «Шерман»[20].
САУ в американской армии подразделялись на противотанковые, истребители танков и самоходные гаубицы. К первым относились M3 и T48, ко вторым — M10, M18 и M36[21]. Самоходные гаубицы были представлены такими машинами, как T19, T30, M7 Прист[22], M8, M12, M37 и M40.
В американской артиллерии использовались противотанковые, пехотные и зенитные орудия. Противотанковые были представлены 37-мм пушкой M3, английской QF 6 pounder и 76-мм пушкой M5. В качестве пехотных использовались 75-мм гаубицы M116, 105-мм гаубицы M101 и 155-мм гаубицы M114. В зенитной артиллерии чаще всего применялись 37-мм пушки M1, шведские Bofors, выпускаемые по лицензии, а также 90-мм пушки M2 [14].
Основным стрелковым оружием пехотных соединений США была самозарядная винтовка M1 Garand[8]. Кроме того, ограниченно использовались Johnson M1941, Springfield M1903 и винтовки Энфилд М1917[en]. Для вооружения офицеров и экипажей бронетанковой техники использовались пистолеты-пулеметы Томпсона, M2 Hyde[en], М3, Рейзинг M50 и UD M42. Основными пулеметами были Браунинг M1917 и Браунинг M1919. Кроме того, использовались Браунинг M1918, Джонсон M1941[en], Браунинг M2 и Льюис. Солдаты «второй линии» применяли карабин М1, а в качестве личного оружия использовались пистолеты M1911, Colt Pocket Hammerless[en] и High Standard HDM, револьверы М1917, Smith & Wesson
В составе американского ВМФ, который также являлся одним из крупнейших в мире, находились авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы, подводные лодки и другие суда. На 7 декабря 1941 года в состав Тихоокеанского флота ВМС США входили: 8 линкоров («Невада», «Оклахома», «Пенсильвания», «Аризона», «Теннесси», «Калифорния», «Мэриленд» и «Вест Вирджиния»), авианосцы «Саратога», «Энтерпрайз» и «Лексингтон», а также большое количество крейсеров, эсминцев и подводных лодок. В состав Атлантического флота входили 4 авианосца («Рейнджер», «Йорктаун», «Хорнет» и «Уосп»), 8 линкоров («Арканзас»[en], «Техас»[en], «Нью-Мексико», «Норт Кэролайн», «Вашингтон», «Нью-Йорк», «Миссиссиппи» и «Айдахо») и также крейсера, эсминцы и подводные лодки[23].
Во время войны вступили в строй линкоры типа «Айова» («Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин»), а также линкоры типа «Южная Дакота» («Южная Дакота», «Индиана», «Массачусетс» и «Алабама»)[23]. Кроме того, было построено большое количество авианосцев. К ударным относились авианосцы типа «Эссекс», к легким — авианосцы типа «Индепенденс» и к эскортным авианосцы типа «Лонг Айленд», типа «Эвенджер», типа «Боуг», типа «Сэнгамон», типа «Касабланка», а также типа «Комменсмент Бей».
В состав палубной авиации США входили истребители Grumman F4F Wildcat, F6F Hellcat и F4U Corsair[24]. Кроме того, использовались пикирующие бомбардировщики Douglas SBD Dauntless и SB2C Helldiver, а также торпедоносцы TBD Devastator и Grumman TBF Avenger.
Франция[править | править код]
Несмотря на угрозу со стороны Германии, военная техника Франции к началу войны состояла из образцов, разработанных в основном в 30-е годы. Во французской армии танки делились на пехотные и кавалерийские. Одним из наиболее современных кавалерийских танков был Somua S35[25]. Кроме него к кавалерийским относились также AMC 35. Из пехотных танков наиболее распространенными были легкие танки R 35 и h45. В качестве пехотных использовались и легкие танки FCM 36, а также средние Char D1, Char D2 и Char B1. Разведывательные танки были представлены такими моделями как AMR 33 и AMR 35.
В истребительной авиации наиболее распространенными истребителями были Morane-Saulnier MS.406[26] и Dewoitine D.520. Корме того использовались Bloch MB.150, Caudron C.714, Dewoitine D.500 и Potez 630. В качестве легких бомбардировщиков французы применяли Bloch MB.170, Breguet Br.691, Loire-Nieuport LN.401 и Potez 633. Средние бомбардировщики были представлены такими моделями как Amiot 143, Amiot 351, Bloch MB.131, Bloch MB.200, Bloch MB.210 и Liore et Olivier LeO 451, а тяжелые — Bloch MB.162 и Farman F.220. В качестве штурмовиков (самолетов поля боя по французской классификации) чаще всего использовались Potez 63.11, Breguet Br.19, Breguet Br.270, Mureaux 113, Potez 25 и Potez 39.
Французская артиллерия использовала 25-мм противотанковые пушки Гочкиса, 47-мм противотанковые пушки образца 1937 года, 105-мм пушки-гаубицы образца 1935 года[en], 75-мм полевые пушки образца 1897 года и 75-мм зенитные пушки Шнайдера образца 1940 года[en][27].
В качестве стрелкового оружия использовались винтовки Лебеля и MAS-36, карабины Бертье[fr], пулеметы Chauchat Model 1915, MAC M1924/29, Hotchkiss Mle 1922[fr] и Hotchkiss Mle 1914[fr] а также пистолеты MAB модель D, Modèle 1935 pistol[en] и Star Model 14[en][8].
В ВМФ Франции существовали линкоры типа «Курбэ» («Курбэ» и «Пари»), а также типа «Бретань» («Бретань», «Прованс» и «Лоррэн»). Кроме того, перед войной поступили на вооружение линкоры типа «Дюнкерк» («Дюнкерк» и «Страсбург»)[28]. Из авианосцев был только «Беарн», перестроенный из линкора. После разгрома Франции флот сумел эвакуироваться в Африку, но дальнейшая судьба его была печальна. В 1942 году многие из этих кораблей были затоплены своими экипажами в Тулоне.
Другие страны[править | править код]
Бронетанковая техника Польши состояла из танкеток TKS и легких танков 7TP. В авиации использовались самолеты-разведчики Lublin R.XIII, истребители PZL P.11, а также бомбардировщики PZL.23 Karaś и PZL.37 Łoś[29].
Основу ВВС Голландии составляли истребители Fokker D.XXI[30], способные на равных бороться только с бомбардировщиками противника. Из бронетехники были только бронеавтомобили DAF M39. Но и этой техники было очень мало и как-то повлиять на исход боевых действий она не смогла.
В Бельгии в 1935 году были разработаны танки Т13[en] и Т15[en][31], кроме того, использовались также французские танки AMC 35. В истребительной авиации применялись английские истребители Fairey Fox, Fairey Firefly II, Gloster Gladiator и Hawker Hurricane, а также итальянские Fiat CR.42. В бомбардировочной авиации использовались Fairey Battle[32].
В составе норвежской армии было всего несколько легких танков Landsverk L-120 шведского производства и один танк собственной разработки. Из авиации было несколько истребителей-бипланов Gloster Gladiator английской постройки и самолеты-разведчики Fokker C.V[33]. Серьезного ущерба наступающим немецким войскам оказать они не смогли.
В ВВС Дании имелись английские истребители-бипланы Gloster Gauntlet и голландские Fokker D.XXI, а также Fairey P.4/34[en][33]. Все они были уничтожены на аэродромах или достались противнику.
В греческой армии танков практически не было за исключением нескольких устаревших Рено FT-17. Авиация включала такие самолеты как PZL P.24, Bloch MB.151, Potez 633 B2 Grec, Fairey Battle и Bristol Blenheim[34]. Флагманом греческого флота был броненосный крейсер «Георгиос Авероф», который смог уйти в Александрию.
Югославия имела в составе своей армии французские танки Рено FT-17 и R 35, а также чехословацкие танкетки Т32[35]. ВВС Югославии имели на вооружении истребители Икарус ИК-2 и Рогожарский ИК-3 собственного производства. Кроме того, на вооружении имелись немецкие истребители Messerschmitt Bf 109, французские Dewoitine D.27, а также английские Hawker Fury и Hawker Hurricane. Бомбардировочная авиация имела в своем составе Breguet Bre XIX, Dornier Do 17 и Bristol Blenheim[36].
Австралийские войска в Северной Африке использовали стандартную британскую технику. В то же время на тихоокеанском театре военных действий ограниченно применялась и техника собственного производства, такая как танки Сентинел[37], пушки QF 25 pounder Short Mark I, а также пистолеты-пулеметы Оуэна и Austen[38], хотя основная часть оружия была американского производства.
Китайские войска использовали бронетехнику различных типов. Среди них были французские танки Renault NC-31, английские Vickers Mk E, советские Т-26, а также трофейные японские Чи-Ха и полученные по ленд-лизу американские «Стюарты»[39]. В авиации использовалась сначала советская, а затем американская техника. Из советских истребителей применялись И-15, И-153 и И-16, а из бомбардировщиков СБ и ДБ-3. Американцы поставляли по ленд-лизу в Китай истребители Curtiss P-36 Hawk, Curtiss P-40, Republic P-43 Lancer, а также Vultee P-66 Vanguard[40]. Бомбардировщики были представлены такими самолетами как Lockheed A-29 Hudson[en], Consolidated B-24 Liberator и North American B-25 Mitchell.
Польская танкетка TKS | Бельгийский танк Т-15 | Голландский истребитель Fokker D.XXI |
Военная техника Германии и её союзников[править | править код]
Германия[править | править код]
Бронетанковой технике в немецкой армии отводилась значительная роль. До конца 1942 года вермахт имел на вооружении легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II, трофейные чехословацкие Pz.Kpfw. 35(t) и Pz.Kpfw.38(t), а также средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV. PzKpfw III ранних моделей вооружались 37-мм орудием[41], а после 1941 года 50-мм длинноствольным орудием KwK 39. PzKpfw IV Ausf. C, Ausf. D, Ausf. E и Ausf. F1 были вооружены 75-мм короткоствольной пушкой.
Единственным исключением стали танки PzKpfw IV Ausf. F2 и PzKpfw IV Ausf. G, вооруженные длинноствольным 75-мм орудием, но они были малочисленны[42]. С 1943 года в Германии началось производство танков PzKpfw IV Ausf. H. Пик производства танков пришелся на 1944 год. PzKpfw IV стал самым массовым танком вермахта.
Тяжелые танки «Тигр» производились с 1942 года[43], а Королевские тигры с начала 1944. Танки «Пантера» производились с 1943 года до конца войны.
Самоходно-артиллерийские орудия в Германии подразделялись на штурмовые орудия, истребители танков и самоходные гаубицы. К первым относились StuG III, StuH 42, StuG IV и Sturmpanzer IV, ко вторым Jagdpanzer IV, Jagdpanzer 38, Ягдпантера и «Фердинанд»[44], к третьим Wespe, Grille и Hummel.
В истребительной авиации Люфтваффе наиболее распространенной машиной был Messerschmitt Bf.109[45]. Вторым по популярности являлся истребитель Focke-Wulf Fw 190. В начальный период войны ограниченно использовались Arado Ar 68 и Heinkel He 51, а в качестве ночного истребителя применялись Heinkel He 219. В конце войны был разработан реактивный истребитель Messerschmitt Me.262.
Из бомбардировщиков в начальный период войны чаще других использовался Junkers Ju 87, который несмотря на довольно посредственные характеристики, оказался достаточно эффективным самолетом[46]. Кроме него применялись также Junkers Ju 88, Heinkel He 111, Heinkel He 177, Dornier Do 17 и Dornier Do 217.
В немецкой армии артиллерийские орудия подразделялись на противотанковые, пехотные, средние и тяжелые, а также на зенитные. К противотанковым относились 3,7 cm PaK 35/36, 5 cm PaK 38 и 7,5 cm PaК 40[47], к пехотным 7,5 cm leIG 18 и 15 cm sIG 33. Средние и тяжелые артиллерийские орудия были представлены 10,5 cm leFH 18, 15 cm sFH 13 и 15 cm sFH 18. В зенитной артиллерии использовались 3,7 cm FlaK 18, 3,7 cm FlaK 43, а также 8,8 cm FlaK 18/36/37 и 10,5 cm FlaK 38/39.
Наиболее распространенной винтовкой немецкой армии был Mauser 98k, а в качестве пистолета-пулемета использовался MP 38/40. Единым пулеметом был MG-34, который впоследствии был заменен на MG-42. Из пистолетов использовались Parabellum и Walther P38[8].
Военно-морской флот Германии (Кригсмарине) был меньше, чем у противников. В его состав входили 4 линкора: «Бисмарк», «Тирпиц», «Шарнхорст», «Гнейзенау», 2 броненосца: «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн», а также 6 тяжелых крейсеров: 3 типа «Дойчланд» (называемых иногда «карманными линкорами») и 3 типа «Адмирал Хиппер». Но основную часть немецкого флота составляли подводные лодки, которых было введено в строй более 1000 шт[48].
Военная машина Второй мировой войны. Германия (США, 10 серий) 2007 год смотреть онлайн в хорошем качестве
Режиссер: Эдвард ФойерхердВ основе успешной военной стратегии лежит идеально отлаженная военная машина, сложный механизм, защищающий стану во время боевых действий и в мирное время. Во всех ведущих странах мира она наиболее ярко проявила себя во Второй мировой войне. Получив к началу войны современные войска, оснащенные по последнему слову военной техники, Германия совершила невозможнее — пройдя за считанные годы трудный путь от добровольческих отрядов и уличных группировок, до четко организованных спецгрупп и карательных отрядов, она приобрела мощную основу для вторжения в Европу и Африку. С помощью уникальной кинохроники и богатого фактического материала, мы проследим рост военной машины фашистской германии и ее важнейших составляющих — танковых войск, Люфтваффе, морской пехоты. Также вас ждет подробный рассказ о возникновении фашистской элиты — СС, структуре штурмовиков (СА) и создании Гитлерюгенда — последней надежды рушащейся военной машины
Часть 1: Каждый человек — солдат. Эпизоды: Игрушечная армия. Приход Гитлера к власти. Присяга Фюреру. Бескровные завоевания. Игра.
Часть 2: Солдаты Рейха. Эпизоды: Внимание — танки! Барбаросса. Война в пустыне. Кровь и лед. Крах.
Часть 3: Из пепла. Эпизоды: Стервятники. Тевтонские рыцари неба. В тени. Железная Энни. Истребитель Вилли. Первый блиц. Двойная молния. Кондор.
Часть 4: Орлы войны. Эпизоды: Первое испытание. Молния сверху. Битва за Британию. День орла. Роковая ошибка. Восход красных звезд. Парашютисты. Защищая Рейха.
Часть 5: Вызов. Эпизоды: План зет. Первая кровь. Догадка Харвуда. Потопить Бисмарка.
Часть 6: Стальные лодки, железные сердца. Эпизоды: Хорошие времена. Энигма. Операция «Паукеншлаг». Конец волчьих стай. Одинокая королева. Уродливые сестрички.
Часть 7: Черный орден. Эпизоды: Клевета. Коричневорубашечники. Рождение СС. Ночь длинных ножей. Преданность — моя честь.
Часть 8: Черный орден (2). Эпизоды: Черная ветвь. Операция Гельб. Крестовый поход на восток. Последний блицкриг. Мертвая голова.
Часть 9: Мир принадлежит нам. Эпизоды: Югенбунд. Гитлеровский марш. От сопротивления к атаке. Кровь и честь.
Часть 10: Игрушечные солдатики. Эпизоды: Югенбунд. Юные зенитчики. Танковая дивизия Гитлерюгенд. Девизия младенцев. Вервольф — оборотни.
На основе богатых кино-фото материалах,свидетельствах участников создания военной техники,мы познакомимся шаг за шагом с могущественным военным механизмом созданным фашистской Германией,непосредственно в годы модернизации и уже во 2-й мировой войне.Мы увидим как создавались люфтваффе,морская пехота и бронетанковые войсках.Вас ждет подробный рассказ о возникновении фашистской элиты — СС, структуре штурмовиков (СА) и создании Гитлерюгенда — последней надежды рушащейся военной машины нацистов.
Военная техника Германии периода Второй мировой войны — Википедия
Военная техника Германии периода Второй мировой войны — вооружение и боевая техника Германии (авиация, бронетехника, артиллерия, стрелковое оружие, боевые корабли), применявшиеся в период с 1939 по 1945 год (с момента нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года и до подписания капитуляции Японией в сентябре 1945 года).
Бронетехнике в немецкой армии отводилась значительная роль. До конца 1942 года вермахт имел на вооружении лёгкие танки PzKpfw I и PzKpfw II, а также средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV. PzKpfw III ранних моделей вооружались 37-мм орудием[1], а после 1941 года 50-мм длинноствольным орудием KwK 39. PzKpfw IV Ausf. C, Ausf. D, Ausf. E и Ausf. F1 были вооружены 75-мм короткоствольной пушкой.
Единственным исключением стали танки PzKpfw IV Ausf. F2 и PzKpfw IV Ausf. G, вооруженные длинноствольным 75-мм орудием, но они были малочисленны[2]. С 1943 года в Германии началось производство танков PzKpfw IV Ausf. H. Пик производства танков пришелся на 1944 год. PzKpfw IV стал самым массовым танком вермахта.
Тяжелые танки «Тигр» производились с 1942 года[3], а Королевские тигры с начала 1944 г. Танки «Пантера» производились с 1943 года до конца войны.
Самоходно-артиллерийские орудия в Германии подразделялись на штурмовые орудия, истребители танков и самоходные лафеты. К первым относились StuG III, StuH 42, StuG IV и Sturmpanzer IV, ко вторым Jagdpanzer IV, Jagdpanzer 38, Ягдпантера и «Фердинанд»[4]JagdTiger [5], к третьим — Wespe, Grille и Hummel.
В истребительной авиации Люфтваффе наиболее распространенной машиной был Messerschmitt Bf.109[6]. Вторым по популярности являлся истребитель Focke-Wulf Fw 190.
В бомбардировочной авиации чаще других использовался пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87, который несмотря на довольно посредственные характеристики, в начальный период войны был довольно эффективной машиной[7]. Кроме него достаточно распространены были Heinkel He 111 и Dornier Do 17, постепенно заменённые на Dornier Do 217 и Junkers Ju 88.
Также, во время войны, в Германии появились первые серийные реактивные самолёты, такие как Messerschmitt Me.262. Но, из-за их малого количества и нехватки топлива, повлиять на исход войны они уже не могли.
В немецкой армии артиллерийские орудия подразделялись на противотанковые, пехотные, средние и тяжелые, а также на зенитные. К противотанковым относились 3,7 cm PaK 35/36, 5 cm PaK 38 и 7,5 cm PaК 40[8], к пехотным 7,5 cm leIG 18 и 15 cm sIG 33. Средние и тяжелые артиллерийские орудия были представлены 10,5 cm leFH 18, 15 cm sFH 13 и 15 cm sFH 18.
В зенитной артиллерии использовались 2 cm FlaK 30, 3,7 cm FlaK 18, 3,7 cm FlaK 43, а также 8,8 cm FlaK 18/36/37 и 10,5 cm FlaK 38/39.
Наиболее распространенной винтовкой немецкой армии был Mauser 98k, а в качестве пистолета-пулемета использовался MP 38/40. Специально для десантников была разработана автоматическая винтовка FG 42.
Единым пулеметом был MG 34, который впоследствии был заменён на MG 42.
Из пистолетов использовались Parabellum и Walther P38[9]. В конце войны немецкая армия получила оружие под промежуточный патрон — автомат StG 44.
Военно-морской флот Германии (Кригсмарине) был меньше, чем у противников. В его состав входили 4 линкора: «Бисмарк», «Тирпиц», «Шарнхорст», «Гнейзенау», 2 броненосца: «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн», а также 6 тяжелых крейсеров: 3 типа «Дойчланд» (называемых иногда «карманными линкорами») и 3 типа «Адмирал Хиппер».
Но основную часть немецкого флота составляли подводные лодки, которых было введено в строй более 1000 шт.[10]
- ↑ T. L. Jentz, H. L. Doyle. Panzerkampfwagen III Ausf. A, B, C und D development and production from 1934 to 1938 plus the Leichttraktor and Krupp’s M.K.A. — Boyds, MD: Panzer Tracts, 2006. — 72 p. — (Panzer Tracts № 3-1). — ISBN 0-97716-434-9.
- ↑ P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — London: Arms and Armour Press, 1978. — P. 98. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X.
- ↑ Роджер Форд. Танк»Тигр» = The Tiger Tank. — М.: Эксмо, 2008. — 98 с.
- ↑ B. Perrett. Sturmartillerie & Panzerjäger 1939—45. — Oxford: Osprey Publishing, 1999. — 48 p. — (New Vanguard № 34). — ISBN 1-84176-004-8.
- ↑ Ягдтигр (рус.) // Википедия. — 2018-06-19.
- ↑ Медведь А. Н., Хазанов Д. Б. «Истребитель «Мессершмитт Bf.109». Германский король воздуха». — М.: Яуза, 2008. — С. 5.
- ↑ Ju.87B Stuka (рус.). Дата обращения 16 апреля 2013.
- ↑ Alexander Lüdeke. Deutsche Artillerie-Geschütze 1933—1945. — Stuttgart: Motorbuch Verlag, 2010. — ISBN 978-3-613-03150-0.
- ↑ Жук А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия: револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы. — М.: АСТ, 2002. — 780 с. — ISBN 5-17-010819-2.
- ↑ Залесский К. А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха.. — М.: Яуза, 2005. — ISBN 5-699-10354-6.
| |||
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
Танковые орудия | ||
---|---|---|
Противотанковая артиллерия |
| |
Пехотные и горные орудия | ||
Безоткатные орудия | ||
Полевая, средняя и тяжёлая артиллерия |
| |
Ж.-д. артиллерия | ||
Орудия САУ | ||
Зенитные орудия | ||
Реактивная артиллерия | ||
Сверхтяжёлая и осадная артиллерия |
Военная техника СССР периода Второй мировой войны — Википедия
Военная техника СССР периода Второй мировой войны — вооружение и боевая техника СССР (авиация, бронетехника, артиллерия, стрелковое оружие, боевые корабли), применявшиеся в период с 1939 по 1945 год (с момента нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года и до подписания капитуляции Японией в сентябре 1945 года).
Т-34 1941 года выпускаПеред началом войны советскими инженерами были созданы лёгкие танки Т-40 и Т-50, средний танк Т-34 и тяжелые КВ-1 и КВ-2. Они начали поступать в войска, но большую часть танкового парка составляли машины, созданные в 30-е годы, такие как лёгкие танки Т-26, БТ-5 и БТ-7, а также средние Т-28 и тяжелые Т-35[1]. Ограниченно использовались также лёгкие танки БТ-2, Т-37А, Т-38 и даже танкетки Т-27.
Осенью 1941 года были приняты на вооружение легкие танки Т-60, а затем и Т-70[2], на основе которых было создано одно из самых массовых самоходно-артиллерийских орудий советской армии — СУ-76.
В 1943 году путём модернизации Т-34 с установкой новой более мощной 85-мм пушки был создан Т-34-85, а в результате модернизации КВ-1 появились тяжелые танки КВ-1с и КВ-85. Кроме того, в 1943-45 годах был налажен выпуск тяжелых танков ИС-1 и ИС-2[3].
Одновременно для борьбы с немецкими танками и поддержки пехоты на вооружение были приняты средние самоходно-артиллерийские установки СУ-85, СУ-100 и СУ-122, а также тяжелые ИСУ-122, СУ-152 и ИСУ-152[4].
Широко использовалась трофейная техника. Например, на базе захваченных советской армией танков немецких танков Pz Kpfw III и САУ StuG III промышленным образом (за счёт замены оригинальной башни с немецкой пушкой рубкой более простой конструкции с пушкой советской) изготавливалась СУ-76и.
В истребительной ВВС перед началом войны появились такие самолёты как Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3, по своим характеристикам приближавшиеся к немецким аналогам, хотя основную часть воздушного парка составляли истребители И-16, которые к тому времени уже безнадежно устарели[5]. В начале войны в качестве истребителя ПВО применялись также И-153. Впоследствии в результате модернизации Як-1 были созданы такие машины как Як-3, Як-7 и Як-9, а в результате модернизации ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.
В бомбардировочной авиации в начальный период использовались самолеты СБ и ДБ-3, а наиболее массовым бомбардировщиком во время войны стал Пе-2. В качестве дальнего бомбардировщика применялся также Ил-4, а в условиях нехватки боевых самолетов в качестве легкого ночного бомбардировщика использовались и учебные У-2. Наиболее распространенным штурмовиком советской авиации был Ил-2, по некоторым данным считавшийся также самым массовым самолетом в истории[6].
Артиллерийские орудия в СССР подразделялись на дивизионные, корпусные, противотанковые и зенитные. Из дивизионных орудий наиболее распространенной была 76-мм пушка ЗИС-3. В начальный период войны использовались также 76-мм пушка Ф-22 и 76-мм пушка УСВ. Корпусная артиллерия была представлена 122-мм пушками А-19, 152-мм гаубицей образца 1909/30 годов, а также 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. Противотанковые орудия включали в себя 45-мм противотанковые пушки 53-К, 45-мм М-42 и 57-мм ЗИС-2. В зенитной артиллерии использовались 37-мм зенитные пушки 61-К, а также 76-мм пушки 3-К и 85-мм 52-К[7].
Тяжелый танк КВ-1 | Истребитель Як-3 | 76-мм пушка ЗИС-3 | Самоходная артиллерийская установка СУ-100 |
Перед войной усиленное внимание уделялось развитию автоматического оружия — за самозарядной винтовкой АВС последовали СВТ и АВТ. Однако основным стрелковым оружием советской армии была винтовка Мосина. Были широко распространены пистолеты-пулемёты ППШ и ППС[8]. В качестве офицерского оружия использовались револьверы Наган и пистолеты ТТ. Основным ручным пулеметом был ДП, а в качестве станкового использовался пулемёт Максим, разработанный еще до Первой мировой войны. Определенное распространение получил также крупнокалиберный пулемет ДШК, используемый и в качестве зенитного.
Военно-морскому флоту в СССР уделялось меньше внимания. В его состав входили линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» на Балтике, а также «Парижская коммуна» на Черном море. Кроме того, имелось 7 крейсеров, лидеры, эсминцы, большое количество подводных лодок и торпедных катеров[9].
В период 1941 — 1945 годов получили широкое применение оптические прицелы ПУ, ПЕ, танковые перископические прицелы (ТОД-6; ПТ-6; ПТ-4-7). Впервые в истории ПВО были использованы радиолокационные станции РУС-1, РУС-2, П-3. Для подводного флота впервые были применены отечественные гидролокаторы «Антарес-1», и импортные «Асдик/Дракон-129». Впервые получили практическое применение беспроводные радиостанции (13-Р, РБМ, «Север», 71-ТК, 9-Р и прочие). Широкое применение получили также индукционные миноискатели ВИМ-203.
- ↑ Радзиевский, Алексей Иванович. Танковый удар: танковая армия в наступательной операции фронта по опыту Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1977.
- ↑ А. Г. Солянкин, М. В. Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов. Советские малые и лёгкие танки 1941-1945 гг.. — М.: ОО0издательство «Цейхгауз», 2006. — 48 p. — ISBN 5-94038-113-8.
- ↑ Свирин М. Н. Стальной кулак Сталина. История советского танка. 1943—1955. — М.: Яуза; Эксмо, 2007. — 448 с., ил. с. — ISBN 5-699-14628-8.
- ↑ Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.
- ↑ Василий Алексеенко. Советская авиация накануне и в годы ВОВ (рус.). Журнал Авиация и космонавтика (2000 г.). Дата обращения 29 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
- ↑ Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.
- ↑ Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
- ↑ Жук А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия: револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы. — М.: АСТ, 2002. — 780 с. — ISBN 5-17-010819-2.
- ↑ ВМФ СССР в Великой Отечественной войне (рус.). Дата обращения 25 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
Бронетранспортеры и автомобили Второй мировой войны
То, что Вторая мировая война была войной моторов — авиационных, танковых, автомобильных, каких угодно, ни у кого не вызывает сомнения. Активная моторизация армий коренным образом изменила характер боевых действий, существенно повлияв на тактику и стратегию.
В первые на поле боя автомобили появились в Первую мировую войну. Поначалу они играли второстепенную роль — использовались, главным образом, для перевозки грузов, снаряжения и боеприпасов. В качестве средств тяги и транспортных средств для перевозки войск автомобили либо не применялись вообще, либо применялись весьма ограниченно. Впрочем, такое положение по ходу войны менялось достаточно быстро, и автомобили самим фактом своего существования начали влиять на ход боевых действий. В этой связи достаточно вспомнить знаменитое, вошедшее в историю «марнское такси»!
Опыт Первой мировой подвергся серьезному осмыслению уже в первое послевоенное десятилетие. Ведение войны без автотранспорта уже не предполагалось. В армиях разных стран началось повсеместное развертывание моторизованных частей и соединений. Пехотинец с винтовкой и ранцем, меряющий шагами трудные солдатские версты, начал уходить в прошлое.
Однако процесс моторизации армий проходил с разной интенсивностью. Его безусловным лидером в 1930-е годы была Германия. Пока во Франции энтузиасты моторизации «воевали» с консервативным генералитетом, пока в Великобритании бесконечно экспериментировали с небольшими механизированными подразделениями пехоты и артиллерии, пока в СССР только развертывали массовое производство автомобилей, в Германии процесс шел полным ходом.
Подготовку к будущей войне в Германии начали буквально с первых дней после прихода Гитлера к власти. Немецкое руководство сделало ставку на крупномасштабную моторизацию своих вооруженных сил, что позволило вывести вермахт в число самых мощных и мобильных войск в мире.
Именно в Германии в ходе подготовки к войне появились самые совершенные, эффективные и перспективные колесные и полугусеничные транспортные и боевые машины. К началу Второй мировой войны по количеству транспортных средств — мотоциклов, автомобилей различных классов, тягачей и бронетранспортеров — Германия значительно опережала своих противников.
Так, например, к июню 1941 года гитлеровский вермахт насчитывал около 600 тыс. легковых и грузовых автомобилей, значительная часть которых была специально создана для армейской службы — имела привод на все колеса, специальные кузова и т. д. В это же время в Красной армии насчитывалось 272 600 автомобилей всех типов, что составляло 36 % от численности штата военного времени. Кроме того, все эти автомобили были коммерческого (то есть гражданского) типа и имели малую грузоподъемность. Считалось, что этот огромный некомплект в случае начала военных действий будет восполнен за счет поступления автомашин из народного хозяйства, то есть по мобилизации. Однако в результате катастрофических поражений лета и осени 1941 года Красная армия безвозвратно потеряла 159 тыс. автомобилей. Эти потери и пришлось восполнять за счет мобилизации (получено из народного хозяйства 166,3 тыс. автомашин), а некомплект не только сохранился, но и увеличился по причине формирования новых частей и соединений.
От промышленности за годы войны Красная армия получила 162,6 тыс. автомобилей, что не позволяло ей даже приблизиться к довоенной численности автопарка вермахта.
Переломить ситуацию в пользу антигитлеровской коалиции удалось только с помощью США. Американская автомобильная индустрия, не страдавшая от бомбежек и эвакуации, обеспечила выпуск сотен тысяч автомобилей, что позволило не только оснастить собственную армию, но и армии союзных стран. Например, только в СССР по ленд-лизу поступило 477 785 американских, канадских и английских автомобилей, во многом благодаря которым стали возможны стремительные наступательные операции Красной армии в 1944-1945 годах.
БРОНЯ ДЛЯ ПЕХОТЫ
Еще одним транспортным средством, использовавшимся в годы Второй мировой войны для перевозки пехоты, были бронетранспортеры. Наибольшее распространение получили полугусеничные машины этого класса. Они создавались в разных странах, но в больших количествах производились только в Германии и США (соответственно 21 880 и 53 813 единиц). Эти машины имели схожую конструкцию при ряде известных различий. Американские БТР, например, оснащались резинометаллическими гусеницами и ведущим передним мостом, у немецких передний мост не был ведущим, зато гусеницы были стальными.
При одинаковой компоновке существенно различалась форма бронированного кузова. Разной была и тактика применения бронетранспортеров. В армиях США и их союзников БТР использовались исключительно для доставки пехоты к полю боя. В вермахте пехота на бронетранспортерах сопровождала танки в бою, спешиваясь для атаки переднего края противника. Наконец, и немецкие, и американские бронетранспортеры служили в качестве базы для размещения различных видов вооружения.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
13869Автомобили Второй мировой — Всё о Второй мировой
Автомобильная техника являлась самой массовой частью военной техники. Под автомобилем понимали наземное самоходное колесное безрельсовое транспортное средство, приводимое в движение собственным источником энергии, имеющее не менее четырех колес и предназначенное для перевозок грузов или буксировки по дорогам транспортных средств, перевозки людей, доставки оборудования, смонтированного на транспортном средстве или выполнения специальных операций. Использование автомобиля для целей военных позволяет относить эти автомобили к категории военных. Следует отметить, что к таким автомобилям могли относиться, как автомобили гражданского назначения, так и автомобили, специально сконструированные для военных целей. Зачастую, гражданские автомобили, при длительном использовании военными, перекрашивали в защитные, камуфлированные матовые цвета, исключающие бликование, устанавливали маскирующие световые приборы и другие специфические приспособления военного назначения, а иногда и оружие. В тоже время, несмотря на одинаковые функции, выполняемые гражданскими автомобилями и специально разработанными, последние существенно отличались от гражданских машин. Так, специально сконструированные машины для военных имели более высокую степень надежности, простоту технического обслуживания, непритязательность в хранении и транспортировке. Кроме того, они могли быть универсальными для эксплуатации в районах умеренного климата, либо специальными для использования в специфических климатических условиях (тропики, пустыня, горы, север). Военные автомобили рассчитывались для передвижения вне дорог по пересеченной местности или колонным путям, по лесным и проселочным дорогам, что в свою очередь требовало повышения прочности деталей и механизмов машин. Особенностью эксплуатации военных автомобилей являлась и необходимость специальной подготовки личного и командного состава. К автомобилям не относились сельскохозяйственные трактора и мотоциклы.
Классификация автомобилей достаточно многообразна и осуществлялась по многим критериям.
Так, по назначению автомобили подразделялись на общевойсковые и специальные, среди которых выделяли легковые и грузовые автомобили. Грузовые автомобили делились на: бортовые, автотягачи, седельные тягачи, автосамосвалы и автофургоны. Среди специальных автомобилей выделяли: штабные машины, санитарные, пассажирские и штабные автобусы, колесные транспортеры и автомобили со специальным оборудованием (автозаправщики, пожарные, цистерны, авиационные пусковые установки и другие). Эти автомобили, как правило, представляли собой видоизмененные модели (модификации) грузовых автомобилей.
По типу двигателей автомобили разделяли на: карбюраторные — работающие на бензине; дизельные — работающие на дизельном топливе; газогенераторные — работающие на газу, вырабатываемом газогенератором.
По проходимости автомобили делились на три группы; обычной (дорожной) проходимости, повышенной и высокой проходимости. Первые из них предназначались для движения, главным образом по дорогам. Автомобили повышенной проходимости могли двигаться по дорогам и отдельным участкам местности. Автомобили высокой проходимости способны перемещаться по дорогам и вне дорог. Основным оценочным параметром проходимости автомобиля являлась его колесная формула (4×2, 4×4, 6×4, 6×6), в которой первая цифра показывает общее число колес (не считая запасного), а вторая — сколько из них ведущих. Ведущим называется колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя. Автомобили со всеми ведущими колесами называются полноприводными. К ним относились автомобили повышенной и высокой проходимости.
По числу осей различали: 2-x осные; 3-x осные, 4-x осные и 6-и осные.
Конструкция автомобиля, по сути, существенно не изменилась с момента его изобретения. Несмотря на большое разнообразие производимых автомобилей, в их устройстве всегда можно выделить три основных части: двигатель, шасси и кузов. Двигатель – источник механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Шасси — представляло собой совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам для передвижения автомобиля и управления им. Шасси складывается из таких составляющих: трансмиссия — передает крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам; ходовая часть — позволяет двигаться автомобилю, сглаживая вибрации и состоит из рамы, балок мостов, передней и задней подвески, колес и шин; механизмы управления — (рулевое управление и тормозная система). Кузов служит для размещения людей или грузов. Кузова легковых автомобилей и автобусов — состоят из салона для людей, кузова грузовых автомобилей — состоят из грузовой платформы и кабины для людей. Кузова автобусов и легковых автомобилей выполняют функцию рамы в несущей системе автомашины.
Если в Первой мировой войне принимало участия около 140 тысяч автомобилей, и они не имели превалирующего значения в ходе войны. То во Второй, были задействованы уже миллионы автомашин, которые в значительной степени определяли не только успешность проведения отдельных войсковых операций, но и ход войны. Бурное развитие военной автомобильной техники началось в конце 30-х годов.
В Германии была введена система государственного планирования военного производства и распределения заказов на автомобильную технику военного назначения, а благодаря правительственным программам стандартизации армейской автотехники были сформированы ряды сравнительно недорогих и достаточно совершенных однотипных машин, выпускавшихся одновременно несколькими избранными военным ведомством компаниями.
Италия и Япония, по образцу Германии, также пытались внедрить собственную стандартизацию автомобильной техники, однако слабость производственных мощностей не позволила сделать это на полный модельный ряд заказов военных. Во Франции стандартизации были посвящены лишь громадные планы.
В предвоенные годы в странах «Оси» (Берлин-Рим-Токио) было налажено серийное производство принципиально новых категорий и видов военной автомобильной техники, которых в противоборствующих странах еще не существовало. К ним относились, особые виды легких штабных машин, плавающие автомобили и полноприводные внедрожники, впервые созданные в Германии, Японии, Франции и на несколько лет опередившие знаменитые американские «Willys». На шасси армейских грузовиков появились специальные военные машины целевого назначения с различными надстройками, а также боевая техника с вооружением от простого пулемета до орудийных систем.
В 1930-e годы в Германии, Италии, Франции и других странах, позднее вовлеченных в орбиту Третьего рейха, началось внедрение дизельных двигателей на военных грузовых автомобилях. На конечном этапе войны, как правило, на транспортных грузовиках, нашло широкое применение газогенераторных установок, работавших на древесных чурках или углях. На военных машинах стали применять новые виды многоступенчатых трансмиссий, карданных валов и специальных шин для передвижения по пересеченной местности, песку или снегу, комбинированный колесно-железнодорожный ход для движения по обычным дорогам или по рельсам, а также пуленепробиваемые шины с дисковыми вставками или с особым составом, затягивавшим отверстия от пуль и осколков.
Особое внимание уделялось созданию военных машин повышенной и высокой проходимости в любой местности и в любых климатических условиях. Убедившись в малой эффективности трехосных автомобилей с двумя задними ведущими мостами, конструкторы перешли на создание полноприводных двух- и трехосных машин с односкатными колесами с одинаковой колеей. Машиностроители Чехословакии и Австрии использовали хребтовую раму в виде продольной трубы и независимую подвеску всех колес. В Германии полноприводные машины имели упрощенные шарниры равных угловых скоростей. В Италии и Франции военные автомобили оснащались всеми ведущими и управляемыми колесами, обеспечивавшими им повышенную живучесть при выходе из строя сразу нескольких ведущих колес. На французских внедорожниках применялась еще и бортовая трансмиссия для привода колес правой и левой стороны машины, а некоторые немецкие легкие автомобили снабжались сразу двумя двигателями и двумя системами привода передних и задних колес. Вместе с тем, высокая стоимость изготовления таких машин и острая необходимость их качественного обслуживания с учетом больших боевых потерь, уступала американской концепции массового производства дешевых, простых и мощных автомашин.
Великобритания, имея достаточное количество производственных мощностей, массовый выпуск военных автомобилей наладила лишь после 1940 г., покрывая недостающее количество поставками из Австралии, Канады и США. Автомобили по своим конструктивным особенностям были близки к американской школе автомобилестроения, хотя отдельные модели и отличались оригинальными конструкциями.
В СССР автомобильное машиностроение базировалось на усовершенствовании иностранных моделей межвоенного периода (итальянских, американских, французских), которые выпускались на двух-трех крупных заводах. Отличительной чертой советской автотехники являлась простота в изготовлении и обслуживании, граничащая с примитивизмом, относительная выносливость и дешевизна производства. Недостаточность ресурсов в СССР не позволяла даже к концу войны выпускать необходимое количество машин для армии, не говоря уже о потребностях страны.
США, имея развитую автомобильную промышленность, выпуск автомобилей военного назначения начали лишь с началом войны и уже к ее средине стали самым крупным их производителем, обеспечивая не только свою армию, но и всех своих союзников. Многочисленность автомобильных компаний в США позволили выпускать машины различного назначения всех видов, необходимых военным.
Всего в войне принимало участие около 8,5 млн. автомобилей всех стран-участниц войны, в т.ч. 5,5 млн. грузовых и специальных автомобилей и 3 млн. легковых и внедорожников. Наибольшее количество автомобилей было построено в США (3,6 млн.), в Германии (1,3 млн., причем половина из них довоенной постройки), во Франции (715 тысяч), в СССР (690 тысяч) и Великобритании (630 тысяч). Кроме собственного производства воющие стороны имели поставки из других стран и трофейные автомобили. Так, в СССР по договорам ленд-лиза из Великобритании, Канады и США было поставлено 477,8 тысяч автомобилей (в т.ч. 300 тысяч грузовых), не считая запчастей, из которых можно было собрать еще 52 тысячи машин. По состоянию на 1 мая 1945 года в Красной Армии имелась примерно 61 тысяча трофейных автомобилей. США в период войны поставили своим союзникам около 800 тысяч автомобилей всех видов. Германия после оккупации Европы получила, как трофейные автомобили, так и выпускаемые на оккупируемой территории, в общем количестве около 505 тысяч. США, Британия и Канада в период войны поставляли своим союзникам десятки тысяч единиц автомобильной техники.
Приблизительно 60% или 4,2 млн. выпущенных автомобилей было потеряно в ходе боевых действий в период войны.
Читайте также:
Грузовые и специальные
Легковые и внедорожники
Все публикации