9 уникальных советских вездеходов, для которых не существует вообще никаких преград
Советский снегоболотоход Урал-5920. | Фото: all-auto.org.
Наша страна всегда славилась своими необъятными просторами и уникальным климатом. Но для покорения ее наиболее отдаленных уголков нужны не только сильные духом люди, но и особые машины. Поэтому не будет ошибкой сказать, что у нас строились лучшие вездеходы. Этой технике нипочем ни болота сибирской тайги, ни холод арктической тундры.
1. ГТ-С / ГАЗ-47
Тяжелый гусеничный вездеход ГТ-Т в Антарктиде. | Фото: vestivrn.ru.
В 1951 году инженерам Горьковского автозавода поручили разработать новое для них транспортное средство – снегоболотоход. Всего за три месяца была спроектирована машина, предназначение которой – перевозка людей и грузов в особо тяжелых климатических и дорожных условиях. Несмотря на скромную мощность 74-сильного бензинового двигателя, грузоподъемность ГТ-С составила 1 тонну.
Тяжелый гусеничный вездеход ГТ-Т – покоритель Арктики и Сибири. | Фото: spec.drom.ru.
Транспортер ГТ-С, а также его дальнейшие модификации, стал настоящей рабочей лошадкой в Сибири и на Крайнем Севере. Машина даже участвовала в Антарктической экспедиции.
2. Урал-5920
Гусеничный снегоболотоход Урал-5920. | Фото: all-auto.org.
В конце 1960-х годов в Советском Союзе началось проектирование крупного грузового автомобиля, который мог бы передвигаться в самых сложных условиях. В московском институте НАМИ разработали новейшую конструкцию т.н. вагонного типа, когда стальная рама опирается на две тележки с гусеничной тягой.
Экспериментальный вездеход НАМИ-0157БК был построен в 1972 году. | Фото: all-auto.org.
Советский болотоход Урал-5920. | Фото: all-auto.org.
Экспериментальный НАМИ-0157БК получил кабину и «раздатку» от Урал-375, двигатель ЗИЛ-375, ЗИЛовские ведущие мосты. Как и задумывалось, машина грузоподъемностью 8 тонн отличалась отличной проходимостью, преодолевала броды до 2 метров глубиной, брала склоны до 30 градусов крутизной. Но самое главное было то, что управлять таким аппаратом мог почти что любой водитель с «грузовой» категорией в правах.
Лишь в начале 1980-х годов грузовик под именем Урал-5920 пошел в производство. Машины собирались буквально поштучно, для нужд сибирских нефтяников и газовщиков. Даже сейчас, спустя десятки лет, для новых снегоболотоходов Урал-5920 есть работа в Сибири.
3. КрАЗ-255Б
Армейский грузовик КрАЗ-255Б. | Фото: wroom.ru.
В 1967 году в городе Кременчуг начали собирать новейшие грузовики повышенной проходимости. Это была 6-колесная полноприводная машина, которая заслужила славу настоящего вездехода. Водители уважали КрАЗ-255Б за поразительную проходимость и называли машину «лаптежником» и «луноходом». Но при они этом не жаловали неудобную деревянную кабину и тяжелые условия труда.
На КрАЗ-255Б стоял 14,9-литровый двигатель ЯМЗ-238, 5-ступенчатая коробка передач, широкопрофильные шины с системой подкачки. До 1993 года было выпущено 82 000 КрАЗ-255Б, которые массово использовалась в армии и промышленности. Многочисленные видео, которые можно посмотреть на ютубе, подтверждают, что эти машины до сих пор в строю и они успешно покоряют самые непроходимые «направления» в Сибири.
4. БТ361А-01 «Тюмень»
Советский снегоболотоход «Тюмень». | Фото: ok.ru.
В 1978 году совершил первую поездку новый гусеничный вездеход БТ361А-01 «Тюмень». Машина построена по такой же схеме, как и Урал-5920, но с использованием агрегатов трактора К-700. Две гусеничные тележки через гидроподвеску крепятся к грузовой платформе.
«Тюмень» приводится в действие от двух 12-цилиндровых двигателей ЯМЗ-240 мощностью 220 кВт. Максимальная грузоподъемность машины – до 36 тонн, а ездит она со скоростью до 15 км/ч. Всего было построено 1500 вездеходов.
5. СВГ 701 «Ямал»
Снегоболотоход СВГ 701 «Ямал» перевозит бульдозер. | Фото: spoki.tvnet.lv.
В сотрудничестве с канадской фирмой Formost в СССР был разработан уникальный вездеход. Машина 20-метровой длины передвигалась с максимальной скоростью 15 км/ч и могла перевозить крупногабаритный груз массой до 70 тонн. Всего было построено 2 экземпляра, которые использовались на нефте- и газодобыче в Сибири.
6. АТ-Т и «Харьковчанка»
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т выпускался с 1947 по 1979 год. | Фото: oruzhie.info.
В годы Великой Отечественной войны в СССР появились новые артиллерийские орудия большого калибра, и для их перемещения потребовались особые машины. В 1947 году на Харьковском машиностроительном заводе были собраны первые экземпляры тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. 20-тонная машина оснащалась двигателем от танка Т-34 и могла тащить за собой прицеп массой 25 тонн, перевозить 4 человека в кабине и еще 16 в кузове.
Тягач АТ-Т, использовавшийся в Советской антарктической экспедиции. | Фото: yaplakal.com.
Помимо перевозки мощных артсистем, АТ-Т использовались как инженерная машина и носитель радиолокаторов. Кроме военных, тягач был просто незаменим для геологов, работающих в Сибири. А в 1956 году АТ-Т попали на Антарктиду. Машины участвовали в составе экспедиции, где хорошо себя проявили.
Антарктический вездеход «Харьковчанка», 1958 год. | Фото: yaplakal.com.
Антарктический вездеход «Харьковчанка-2», 1970-е годы. | Фото: armedman.ru.
В дальнейшем военный тягач был существенно модернизирован и под именем «Харьковчанка» стал одним из самых надежных транспортных средств в самом холодном месте планеты. А в конце декабря 1959 года колонна из трех советских машин и вовсе добралась до Южного полюса.
7. «Синяя птица»
Спасательный комплекс «Синяя птица». | Фото: zonwar.ru.
В Советском Союзе выпускали не только колесные и гусеничные вездеходы, но также шнекоходы. Эти машины оказались незаменимы в… космической программе СССР. Комплекс «Синяя птица» состоит из трехосной амфибии ЗИЛ-49061 и шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-2906. Комплекс был разработан для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов и используется до сих пор. ПОДРОБНЕЕ
8. ДТ-10/30 «Витязь»
Вездеход-амфибия «Витязь» выходит на берег. | Фото: вездеход-снегоболотоход.рф.
Опыт использования в СССР вездеходов разной конструкции в самых сложных условиях показал, что одной из наиболее удачных схем являются машины сочлененного типа. ДТ-30 «Витязь» — это двухзвенный гусеничный вездеход-амфибия массой 29 тонн, способный перевозить до 30 тонн груза. Машина оснащена 39-литровым дизельным двигателем и полуавтоматической коробкой передач. Машина отлично себя зарекомендовала за много лет эксплуатации в Сибире, Арктике, на Дальнем Востоке.
9. ШСГ-401
Российский снегоболотоход ШСГ-401 на испытаниях. | Фото: pinterest.fr.
С распадом СССР не перестали строить уникальные машины для покорения экстремальных природных условий. В современной России постоянно появляются новые модели. Шасси снегоболотоходное гусеничное ШСГ-101 – это 54-тонная машина длиной 15 метров, способная перевозить до 40 тонн грузов.
Основа машины – это мощная рама, на которой установлен 500-сильный дизель ЯМЗ-240НМ2. Благодаря ему уникальный аппарат может двигаться со скоростью до 15 км/ч как по снежной целине, так и по болоту или песку. При этом преодолеваются броды до 1,8 метра глубиной.
Уникальные советские вездеходы » Я Устал
Наша страна всегда славилась своими необъятными просторами и уникальным климатом. Но для покорения ее наиболее отдаленных уголков нужны не только сильные духом люди, но и особые машины. Поэтому не будет ошибкой сказать, что у нас строились лучшие вездеходы. Этой технике нипочем ни болота сибирской тайги, ни холод арктической тундры.
ГТ-С / ГАЗ-47
В 1951 году инженерам Горьковского автозавода поручили разработать новое для них транспортное средство – снегоболотоход. Всего за три месяца была спроектирована машина, предназначение которой – перевозка людей и грузов в особо тяжелых климатических и дорожных условиях. Несмотря на скромную мощность 74-сильного бензинового двигателя, грузоподъемность ГТ-С составила 1 тонну.
Транспортер ГТ-С, а также его дальнейшие модификации, стал настоящей рабочей лошадкой в Сибири и на Крайнем Севере. Машина даже участвовала в Антарктической экспедиции.
Урал-5920
В конце 1960-х годов в Советском Союзе началось проектирование крупного грузового автомобиля, который мог бы передвигаться в самых сложных условиях. В московском институте НАМИ разработали новейшую конструкцию т.н. вагонного типа, когда стальная рама опирается на две тележки с гусеничной тягой.
Экспериментальный НАМИ-0157БК получил кабину и «раздатку» от Урал-375, двигатель ЗИЛ-375, ЗИЛовские ведущие мосты. Как и задумывалось, машина грузоподъемностью 8 тонн отличалась отличной проходимостью, преодолевала броды до 2 метров глубиной, брала склоны до 30 градусов крутизной. Но самое главное было то, что управлять таким аппаратом мог почти что любой водитель с «грузовой» категорией в правах.
Лишь в начале 1980-х годов грузовик под именем Урал-5920 пошел в производство. Машины собирались буквально поштучно, для нужд сибирских нефтяников и газовщиков. Даже сейчас, спустя десятки лет, для новых снегоболотоходов Урал-5920 есть работа в Сибири.
КрАЗ-255Б
В 1967 году в городе Кременчуг начали собирать новейшие грузовики повышенной проходимости. Это была 6-колесная полноприводная машина, которая заслужила славу настоящего вездехода. Водители уважали КрАЗ-255Б за поразительную проходимость и называли машину «лаптежником» и «луноходом». Но при они этом не жаловали неудобную деревянную кабину и тяжелые условия труда.
На КрАЗ-255Б стоял 14,9-литровый двигатель ЯМЗ-238, 5-ступенчатая коробка передач, широкопрофильные шины с системой подкачки. До 1993 года было выпущено 82 000 КрАЗ-255Б, которые массово использовалась в армии и промышленности. Многочисленные видео, которые можно посмотреть на ютубе, подтверждают, что эти машины до сих пор в строю и они успешно покоряют самые непроходимые «направления» в Сибири.
БТ361А-01 «Тюмень»
В 1978 году совершил первую поездку новый гусеничный вездеход БТ361А-01 «Тюмень». Машина построена по такой же схеме, как и Урал-5920, но с использованием агрегатов трактора К-700. Две гусеничные тележки через гидроподвеску крепятся к грузовой платформе.
«Тюмень» приводится в действие от двух 12-цилиндровых двигателей ЯМЗ-240 мощностью 220 кВт. Максимальная грузоподъемность машины – до 36 тонн, а ездит она со скоростью до 15 км/ч. Всего было построено 1500 вездеходов.
СВГ 701 «Ямал»
В сотрудничестве с канадской фирмой Formost в СССР был разработан уникальный вездеход. Машина 20-метровой длины передвигалась с максимальной скоростью 15 км/ч и могла перевозить крупногабаритный груз массой до 70 тонн. Всего было построено 2 экземпляра, которые использовались на нефте- и газодобыче в Сибири.
АТ-Т и «Харьковчанка»
В годы Великой Отечественной войны в СССР появились новые артиллерийские орудия большого калибра, и для их перемещения потребовались особые машины. В 1947 году на Харьковском машиностроительном заводе были собраны первые экземпляры тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. 20-тонная машина оснащалась двигателем от танка Т-34 и могла тащить за собой прицеп массой 25 тонн, перевозить 4 человека в кабине и еще 16 в кузове.
Помимо перевозки мощных артсистем, АТ-Т использовались как инженерная машина и носитель радиолокаторов. Кроме военных, тягач был просто незаменим для геологов, работающих в Сибири. А в 1956 году АТ-Т попали на Антарктиду. Машины участвовали в составе экспедиции, где хорошо себя проявили.
В дальнейшем военный тягач был существенно модернизирован и под именем «Харьковчанка» стал одним из самых надежных транспортных средств в самом холодном месте планеты. А в конце декабря 1959 года колонна из трех советских машин и вовсе добралась до Южного полюса.
«Синяя птица»
В Советском Союзе выпускали не только колесные и гусеничные вездеходы, но также шнекоходы. Эти машины оказались незаменимы в… космической программе СССР. Комплекс «Синяя птица» состоит из трехосной амфибии ЗИЛ-49061 и шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-2906. Комплекс был разработан для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов и используется до сих пор.
ДТ-10/30 «Витязь»
Опыт использования в СССР вездеходов разной конструкции в самых сложных условиях показал, что одной из наиболее удачных схем являются машины сочлененного типа. ДТ-30 «Витязь» — это двухзвенный гусеничный вездеход-амфибия массой 29 тонн, способный перевозить до 30 тонн груза. Машина оснащена 39-литровым дизельным двигателем и полуавтоматической коробкой передач. Машина отлично себя зарекомендовала за много лет эксплуатации в Сибире, Арктике, на Дальнем Востоке.
ШСГ-401
С распадом СССР не перестали строить уникальные машины для покорения экстремальных природных условий. В современной России постоянно появляются новые модели. Шасси снегоболотоходное гусеничное ШСГ-101 – это 54-тонная машина длиной 15 метров, способная перевозить до 40 тонн грузов.
Основа машины – это мощная рама, на которой установлен 500-сильный дизель ЯМЗ-240НМ2. Благодаря ему уникальный аппарат может двигаться со скоростью до 15 км/ч как по снежной целине, так и по болоту или песку. При этом преодолеваются броды до 1,8 метра глубиной.
Необычные танковые разработки СССР | Вездеход, снегоход, болотоход!
Фев 9 • Вездеходы, Вездеходы на воздушной подушке, Видео Вездеходов, Военные, Гусеничные, Интересно!, Советские Вездеходы • 13865 Просмотров • 1 комментарий к записи Необычные танковые разработки СССР
Танк – боевая машина, оснащена, как правило, хорошим бронированием, на гусеничном шасси и с основным вооружением – пушкой. Многие думают, что первыми изобретателями танков были англичане. Но мало кому известно, что боевая машина Александра Пороховщикова *(посмотрите пожалуйста биографию внизу статьи) «Вездеход» была испытана раньше — 18 мая 2015 года, чем появился опытный английский Танк Модель-1 (Tank Mark — 1), испытанный только в феврале 1916 года.
Кстати! Название Танк истинно английское и происходит от цистерн — резервуаров для воды, под видом которых перевозили секретную по тем временам разработку
Необычные танковые разработки СССР «Объект 279»
В 50-х годах прошлого столетия был создан уникальный четырёх гусеничный танк – «Объект 279». При весе в 60 тонн, благодаря уменьшенному давлению на грунт, он мог легко передвигаться и по рыхлому снегу, и по болотистой местности, а при движении по шоссе развивать скорость в 55 км/ч.
Танк на подводных крыльях Проект 80
Лишь недавно стало известно, что именно тогда, в советские времена, для быстрой переброски бронетехники через морские проливы, конструкторами был создан необычный танк на подводных крыльях. Данный проект носил название «Проект 80». Существуют некоторые кадры советской кинохроники, которые были предназначены для показа высшему руководству страны. Они показывают, как выглядит устройство танка: подводные крылья приподнимали тяжёлую машину, что позволяло развивать огромную скорость.
В Севастополе проводились испытания танка на подводных крыльях, который ни один торпедный катер не мог догнать. Ещё не разогнавшись до максимума, танкисты услышали приказ по радио: «сбавить скорость, торпедные катера не успевают!» Из рассказов начальника отдела музея бронетанковой техники и вооружения Бориса Озёрова
Однажды, на совещании главных танковых конструкторов КБ, Никита Хрущёв предложил создать «Подземный танк». По мысли Хрущёва: невидимая и неуязвимая для наземных противотанковых средств машина должна была выходить из земли прямо у позиций противника или даже за ними и устремляться в атаку. Но на этом, новации ЦК партии не закончились. Будучи поклонником ракетного оружия Хрущёв потребовал от конструкторов создать ракетный танк.
Необычные танковые разработки США. T28/T95
Истребитель танков ИС-1 Дракон
Такую машину «Истребитель танков» и ИТ-1 «Дракон» разработали на «Уралвагонзавод». На полигоне в Подмосковье, в присутствии главы государства, с дистанции 3-х километров «Дракон» поразил все мишени без единого промаха. Из рассказов испытателя танков ПО «Уралвагонзавод» Леонида Терликова: «Я стрелял по немецкому танку, который стоял на валу. И вот эта ракета прошла чуть ниже гусеницы, то есть пробила два борта, и свалилась башня танка!». Восторгу Хрущёва не было предела. Он приказал немедленно пустить ИТ-1 в производство. Танк был выпущен в малой серии, потому что его недостатки были слишком очевидны.
Первый в мире танк (он тогда назывался боевая машина) «Вездеход» построил Александр Александрович Пороховщиков, а вовсе не англичане как принято считать!
Советские специалисты разработали необычную боевую машину-гибрид, которая на марше двигалась на колёсах, а в боевом положении, по бокам, дополнительно опускались гусеницы. Она может продолжать движение даже при потере три колеса, но скорость заметно снизится. Хотя машина не была принята на вооружение, инженерные решения использовали при создании семейства бронетранспортёров, которые также способны двигаться потеряв несколько колёс.
Танк на воздушной подушке Ползолёт или Земноводно подлетающий танк Левкова В.И.
Идея танков, летящих над поверхностью тоже понравилась Хрущёву. По его указанию «ВНИИтрансмаш» начала разработку боевой разведывательно-дозорной машины на воздушной подушке, так называемого «Помзолёта». Неожиданно выяснилось, что действующие образцы подобной бронетехники были созданы в Советском Союзе ещё в 30-х годах. Война тогда помешала довести дело до конца. И вот теперь конструкторы продолжили этот фантастический эксперимент. Инженеры создали опытный образец. Данный аппарат легко преодолевал грязь и болото. Его недостатком было отсутствие брони, иначе потребовался бы двигатель в 20 раз мощнее танкового. Неудачный опыт создания подобной бронетехники неожиданно оказался востребованным на флоте. Самый большой в мире корабль на воздушной подушке «Зубр» — прямой наследник «Помзолёта».
Кирилл Кубинка. 2015 для Новости 94
Александр Александрович Пороховщиков (1892-1943) Русски инженер авиаконструктор и изобретатель
*Александр Александрович Пороховщиков (1892-1943). Представитель когорты русских авиаторов начала ХХ в., известный авиаконструктор и изобретатель. Вполне владел 12 (!) иностранными языками. В 1909 г. построил модель аэроплана и представил Воздухоплавательной подсекции XII Съезда естествоиспытателей и врачей в Москве. В 1911 г. в Риге на базе собственной опытной мастерской, собрал расчалочный моноплан «Пороховщиков №1» и 25.06.1911 самостоятельно поднял его в воздух. В 1912 г. аппарат демонстрировался на 2-й Международной выставке в Москве. Разработал разведчик «Би-кок» №2 — полутораплан оригинальной (двухбалочной) схемы. На втором экземпляре установил гусеничное шасси. В 1915 г. на собственном заводе в Петрограде развернул выпуск аэропланов иностранных марок. В 1917 г. начал серийный выпуск учебного аэроплана П-IV собственной конструкции. В 1918 г. сдал официальные испытания на звание военного лётчика, служил в советских авиачастях, возглавлял авиамастерские. В день 30-летия Пороховщикова газета «Известия» называла его «образцом подвижничества на тернистом пути русского изобретателя». В 1920 — 23 гг. создал аэропланы П-IV бис, П-IV 2 бис, П-V, П-VI и П-VI бис (серийный). Создатель знаменитых «ЯК» — Александр Яковлев считал Пороховщикова первым советским авиаконструктором. С 1923 г. жил в Москве, работал инженером в различных организациях и на предприятиях, продолжая изобретательскую практику в различных областях техники (самолетная броневая кабина, хлопкоуборочная машина, приспособление препятствующее боковому скольжению экипажей, ледокол с механизмом шнекового типа для разрушения льда, судно для эксплуатации на мелководных участках, скоростные глиссеры, танковая броня и многое др.). В 1941 г. (разночтение — 1940) арестован по сфабрикованному делу и позже расстрелян.
(См.: Б.В. Шавров «История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.» (1978)
Тактико-технические характеристики Боевой Машины «Вездеход» А.А.Пороховщикова
БМ Вездеход А.АПороховщикова. 1915 год. Первый в мире Танк!
Масса | 4 т |
Длина | 3,6 м |
Высота | 1,5 м |
Броня лобовая | 8 мм |
Броня бортовая | 8 мм |
Максимальная скорость | 25 км/ч |
Запас хода | 40 км |
Экипаж | 2 чел. |
Вооружение | 1×7,62-мм пулемет |
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.
ИсторияРоссияСССРТанк
Похожие Записи
Об авторе: admin
« Снегоходы для детей – веселый отдых на свежем воздухе от Русской Механики «Yamaha» стремится в горы »
Самые необычные вездеходы / Назад в СССР / Back in USSR
В связи с такой национальной особенностью конструкторам приходилось творчески подходить к проектированию техники. Особенно наглядно это показывает советская эпоха, где главными творцами были специальные конструкторские бюро ЗиЛа, НАМИ и МАЗа.ЗиЛ-Э167: все болота по колено
В 1961 году СКБ ЗиЛа «капнул» заказ от Московского городского Совнархоза. «Верхи» требовали создать уникальный по своей проходимости снегоболотоход, пригодный для активной эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Было и еще одно принципиальное требование – обязательное наличие шести колес.Около года дело не двигалось с мертвой точки – сказывалась большая загруженность конструкторского бюро. Но затем, буквально за пару месяцев, зиловцы состряпали опытный образец и выгнали его на испытания.
Получился девятиметровый снегоболотоход, а дорожный просвет составлял 750 миллиметров. Аппарат весил 12 тонн и мог таскать на себе еще порядка пяти. А кузов, выполненный из стеклопластика, вмешал в себя 18 человек.
Приводили в движение эту махину пара бензиновых мотора V8, выдававшие по 180 «лошадок» каждый. Компанию им составляли также две трехступенчатые автоматические коробки передач. Мощности хватало, чтобы разогнать ЗиЛ-Э167 до 75 км/ч. Вот только аппетит у «проходимца» был нездоровый – свыше 100 литров на сотню километров пути.
Все многочисленные испытания шестиколесный монстр выдержал успешно, не уступая в проходимости даже гусеничным конкурентам. Но дальше одного экземпляра дело так и не пошло. Почему так произошло, неизвестно.
А первый и последний ЗиЛ-Э167 сейчас «прописан» в подмосковной Черноголовке, являясь экспонатом Военно-технического музея.
ЗиЛ-4904: землеруб-гигант
«Проходимцы» с шнекороторными движителями известны еще с конца 60-х годов 19-го века. В нашей стране такую «землерубку» запатентовали в 1900 году. Вообще, шнекоходы – идеальные транспортные средства для покорения бездорожья. Мало того, что они способны проехать там, где увязает любая гусеничная техника, так еще и «водные процедуры» им не чужды. Вот только движение по твердым поверхностям не представляется возможным. Поэтому особой популярности из-за своей специфичности подобные машины не снискали.
В конце 60-х годов все в том же СКБ ЗиЛа началась работа над созданием самого большого и серьезного шнекохода в истории. До этого конструкторы Грачева (возглавлял СКБ) уже экспериментировали с вездеходами подобного типа. Венцом их работ стал ЗиЛ-4904, созданный в 1972 году. Аппарат получился гигантский: весом около семи тонн и длиной 8,5 метров, а в ширину и высоту – по 3 метра. Дорожный просвет впечатлял – свыше метра в самой низкой точке. В движение машину приводили два зиловских силовых агрегата, с суммарной мощностью в 360 «лошадок».
В принципе, со своей главной задачей – проезжать везде – вездеход справлялся, что и подтвердили испытания. Вот только скорость у него была низкой. По болоту он разгонялся до 7,3 км/ч, а по воде и снегу – скоростные показатели упирались в потолок 10 км/ч. И хотя испытания в целом признали успешными, проект закрыли.
ЗиЛ-4906. «Синяя птица» для космонавтов
«Синюю птицу» — плавающий поисково-спасательный комплекс – принято считать самой раскрученной разработкой конструкторов ЗиЛа. Вот только мало кто знает, что этот вездеход является, по факту, последней разработкой СКБ. Предназначение у «проходимца» с романтическим названием было высокое и благородное – искать и спасать экипажи космических кораблей, совершивших посадку в самых экстремальных местечках СССР.
У «Синей птицы» были две версии. Одна – пассажирская под индексом 49061 – среди самих спасателей называлась «Салон». Вторая – получившая общеизвестную маркировку 4906 – обзавелась манипулятором. Поэтому ее прозвали соответствующе – «Кран». Кроме манипулятора на вездеходе располагался мелкий шнекоход ЗиЛ-29061. Его использовали в особых случаях, когда спасатели на своих двоих физически не могли добраться до космонавтов.
Знаменитый синий цвет, в который были выкрашены все «Птицы», появился не случайно. Дело в том, что его хорошо заметно на любой местности. Еще одна особенность вездеходов заключалась в том, что при проектировании их размеры специально подгоняли под грузовые отсеки самолетов Ил-76 и Ан-12. Более того, «Птицы» могли спокойно разместиться в недрах вертолетов Ми-6 и Ми-26.
Спасательные «проходимцы» оснащались бензиновым мотором V8, мощностью в 150 л.с. и 5-ступенчатой МКПП. Максимальная скорость передвижения у ЗиЛа по воде приближалась к отметке в 8 км/ч.
Первый вездеход появился в 1975 году, а выпуск продолжался вплоть до развала страны. За это время было выпущено четырнадцать 49061-х и двенадцать 4906-х «птиц».
НАМИ ЭТ-8: переборщили с весом
В середине 50-х годов прошлого столетия конструкторы НАМИ подумали: «А почему бы не сделать пневматические катки ведущими?» Подумали и стали осуществлять свою задумку.
Так, в 1958 году появился двуосный тягач НАМИ-044. От транспортного средства за километр пахло нестандартными конструкторскими решениями. Например, консольная подвеска, бортовые системы поворота и трансмиссия. Но эти ухищрения делали технику чрезмерно сложной, поэтому от них решили отказаться.
Помня о допущенных ошибках, конструкторы придумали пневматический транспортер ЭТ-8, отдаленно напоминающий звездно-полосатый вездеход FWD. Вот только с весом у машины получился перебор — более 20 тонн, поэтому она оказалась очень медленной и плохо управляемой. К тому же в любой момент транспортное средство могло выйти из строя. Ни о какой эксплуатации не могло быть и речи. Проект посчитали неперспективным и благополучно закрыли. На нем закончилась и «пневматическая» болезнь НАМИ.
Проходимец на гусеничном ходу
В 60-х годах прошлого столетия в научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте НАМИ загорелись идеей создания «проходимцев», оснащенных гусеницами. Причем как пневматическими, так и целыми пвневмогусеничными движителями.
За основу конструкторы взяли «Москвич-415» и превратили его в опытный образец С-3. Задние колеса убрали за ненадобностью, заменив их на однополостные движители. Они, эти самые движители, были специально «прокачаны». Поэтому в их оснащении значились: балансирные тележки – две штуки, пневматические камерные ленты – две и двойные катки с ведущими звездочками – три.
Через некоторое время появилась и улучшенная версия вездехода — С-3М. Его «донором» выступил ГАЗ-69. Главные отличия от предшественника заключались в усиленных пневмогусеницах и ведущих передних барабанах.
Этот вездеход мог уже более или менее передвигаться даже по асфальту, развивая скорость в 40 км/ч. Последней попыткой «скрестить» автомобиль и гусеницы произошла в 1968 году. В НАМИ представили С-3МУ. По задумке создателей он мог агрегатироваться как надувными пневмотраками, так и пневмогусеницами. Но и этот блин оказался комом. В итоге на предприятии от полугусеничных автомобиля решили отказаться.
МАЗ-7907: монстр из Белоруссии
В 80-х годах прошлого столетия на первую роль вышло СКБ МАЗа. Пожалуй, одним из самых впечатляющих разработок белорусских конструкторов является колесный транспортер под индексом 7907. Проектирование 12-осного монстра стартовало в 1983 году. А к 1985-му на заводе умудрились собрать не один, а целых два мегагрузовика. Тогда же стала ясна и цель их появления – им доверили транспортировку подвижного ракетного комплекса «Целина-2». Одна только межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 «Молодец» весила более ста тонн при длине в 22 метра, а ее пусковой контейнер тянул еще более чем на 20 тонн. Поэтому и МАЗ-7907 был им под стать: около 30 метров в длину, более четырех — в ширину и высоту.
Уникальная особенность белорусского монстра в том, что он как был, так и остается единственным в мире транспортным средством с 24-я ведущими колесами! А 16 из них умели еще и поворачивать. Это было сделано специально, чтобы сильнее сократить радиус разворота. У этой громадины он составил 27 метров.
Чтобы заставить махину передвигаться, ее оснастили газотурбинным мотором от танка Т80, предварительно «прокачав» его мощность до 1250 «лошадок». Плюсом шли 24 электромотора, расположенные на каждом колесе. Благодаря совместным усилиям силовых агрегатов МАЗ-7907 развивал скорость до 25 км/час.
Несмотря на успешные испытания, гиганты оказались на задворках истории – развал Советского Союза сделал их никому не нужными. Сейчас монстр (в 2006 году его собрали из двух грузовиков) находится в музее завода.
обзор, технические характеристики и интересные факты
За советскую эпоху конструкторами различных бюро было создано множество типов техники повышенной проходимости. Вездеходы СССР часто выпускались в экспериментальном порядке для того, чтобы найти оптимальный вариант. Главными создателями подобных агрегатов на то время считаются разработчики ЗиЛ, НАМИ, МАЗ.
Болотоход Э-167
В начале 60-х СКБ ЗиЛ получило правительственный заказ на создание вездехода, способного легко преодолевать болотистые и заснеженные местности в условиях Крайнего Севера. Опытный образец был создан буквально за несколько месяцев. В итоге получился снегоболотоход на шести колесах, длина которого составила девять метров.
Агрегат имел массу 12 и грузоподъемность 5 тонн. Кузов, изготовленный из стеклопластика, мог вместить порядка 18 человек. Дорожный просвет составил 75 сантиметров. Вездеходы СССР этой серии оснащались двумя бензиновыми силовыми установками V-8, мощностью по 180 конских сил. Двигатели агрегировались с парой трехступенчатых автоматических коробок передач. Предельная скорость ЗиЛа Э-167 составила 75 километров в час. При этом аппарат потреблял около 100 литров горючего на сто километров. Несмотря на успешные испытания, по которым автомобиль не уступал многим гусеничным конкурентам, в серийный выпуск эта модификация не пошла.
Шнекоходы ЗиЛ-4904
Данную модификацию конструкторы завода создали в 1972 году. Техника на шнековом ходу могла пройти там, где колесные модели грузли моментально. Кроме того, подобные вездеходы СССР не боялись воды. Единственной проблемой для них стало передвижение по твердой поверхности.
Шнекоход ЗиЛ-4904 получился действительно гигантским. Его масса составила более семи тонн, а длина – восемь с половиной метров при ширине и высоте в 3 м. В самой малой точке дорожный просвет этого «монстра» был не менее метра. Техника работала от двух двигателей, которые в комплекте выдавали мощность в 360 лошадиных сил. Тестирование машины доказало, что она может пройти практически везде. Несмотря на низкую скорость (по воде – 7 км/ч, а по снегу – до 10 км/ч), испытания в целом признали успешными, хотя и этот проект вскоре закрыли.
ЗиЛ-4906
Армейские вездеходы СССР под названием ЗиЛ-4906 («Синяя птица») предназначались для поиска и спасения космических экипажей, приземлившихся в труднодоступных зонах. Свое название агрегат получил благодаря синему цвету всех моделей, что давало возможность заметить технику издалека. Базовые версии авто имелись в двух вариациях:
- «Салон» (49061).
- «Кран» (4906).
Вторая модификация оснащалась манипулятором и небольшим шнекоходом, позволяющим добраться в труднодоступные районы.
Особенность «Синей птицы» заключается в том, что все размеры техники корректировались под грузовые отсеки самолетов и вертолетов, используемых в то время. В качестве силовой установки применялся бензиновый мотор V-8, мощность которого составила 150 «лошадок», а максимальная скорость по воде – 8 километров в час. Рассматриваемые вездеходы СССР можно назвать самой удачной разработкой КБ ЗиЛ.
Гусеничные вездеходы СССР
В 60-х годах прошлого века сотрудники НАМИ решили создать внедорожник, оснащенный пневматическими гусеницами и цельными движителями с траками. Модель изготавливалась на основе автомобиля «Москвич-415». Опытный экземпляр получил индекс С-3. Задние колеса заменили гусеничными элементами. Они оснащались парой балансировочных тележек, пневматическими камерными лентами, двойными катками с ведущими звездочками.
Вскоре вышла модернизированная версия на базе ГАЗ-69. Здесь стоит отметить наличие усиленных пневматических траков и ведущих фронтальных барабанов. Такой вездеход был способен передвигаться и по твердому покрытию со скоростью порядка сорока километров в час. Известна еще одна задумка конструкторов НАМИ. В 1968 году они попытались совместить автомобиль и гусеницы со сменными надувными пневматическими траками. Однако до серийного производства дело так и не дошло.
Серия ГПИ
Сотрудники политехнического института разработали ряд опытных образцов для бездорожья, в том числе и военные вездеходы СССР. Например, ГПИ-23 имел пять тонн грузоподъемности на плаву, оборудовался цельнометаллическим корпусом сварного типа с каркасом из стальных профилей.
В движение агрегат приводился дизельным мотором ЯМЗ-204В, узел трансмиссии включал в себя главную передачу по типу автомобильной скорости, карданные и фрикционные переключатели. Ходовой блок состоял из опорных катков, расположенных попарно (по шесть штук с каждой стороны), ведущих и ведомых колес, торсионной независимой подвески, пары пневматическо-траковых гусениц. На грузовой платформе предусмотрена возможность установки брезентового тента.
Несмотря на то что модификации ГПИ были выпущены как опытные образцы, конструкторы завода ГАЗ, ориентируясь на существующие наработки, выпустили серийный вездеход ГАЗ-47.
Облегченные покорители бездорожья
Забытые вездеходы СССР выпускались не только на многотонных платформах. Имеется ряд разработок на базе авто «Москвич» и ЗАЗ-966.
В первом случае болотоход оснащался цельнометаллическим корпусом и алюминиевой наружной обшивкой. ГПИ-37 имел грузоподъемность 0,5 тонны и возможность буксировки прицепа с аналогичной массой. Двигатель располагался спереди, ходовой узел имел пару резинотканевых гусениц, металлические грунтовые зацепы, опорные и направляющие катки. Этот вездеход отличался малым удельным давлением на почву.
В середине шестидесятых годов прошлого столетия было создано два варианта снегоболотохода на базе ЗАЗ-966: С-ГПИ-19 и С-ГПИ-19А. Показатель грузоподъемности составил двести пятьдесят килограмм. Основным предназначением этих легких плавающих вездеходов было обслуживание охотничьих и рыболовецких хозяйств в условиях Крайнего Севера.
МАЗ-7907
Вездеходы СССР и России получили достойного конкурента от белорусских конструкторов. В 80-х годах был выпущен гигантский транспортер серии 7907. Технику предполагалось использовать для транспортировки подвижных ракетных комплексов. Габариты вездехода составили почти тридцать метров в длину, а в ширину и высоту – более 4 м.
Уникальность этого гиганта заключается в том, что он является единственным передвижным агрегатом с 24-мя ведущими колесами, шестнадцать из которых – поворотного типа. Радиус поворота «монстра» составил 27 метров. В качестве силового агрегата выступил танковый газотурбинный двигатель Т-80, мощность которого довели до 1 250 конских сил. Каждое колесо оснащалось электромотором, максимальная скорость транспортера – 25 километров в час. После развала Союза такая техника потеряла актуальность, увидеть ее можно в музее Минского автомобильного завода.
Топ 10 советских вездеходов
В СССР разработка вездеходной техники стояла в одном ряду с разработку ракетного вооружения.
В ТОП-10 советских вездеходов вошли:
ЗИЛ-4904
Разрабатывался в 60-х г.г. В 1972 году выпустили опытный ЗИЛ. Без ограничений глубины техника легко проходит снег, воду, грязь. Асфальт является единственное покрытие, по которому вездеход не передвигается. Конструкция шнекохода – винты Архимеда из прочного сплава. Сам корпус выполнен из легкого стеклопластика. Сами шнеки – полые структуры, с пенопластом внутри. Шнекоход развивает скорость до 10 км/ч.
ДТ-10 Витязь
Спецтехника разработана для эксплуатации в сложных климатических условиях при экстремально низких температурах окружающей среды. Витязь легко преодолевает рвы и ямы разной глубины. Вездеход оригинален с конструктивной точки зрения: двухзвенный, легко перевозит грузы весом 10 тонн.
Сочленение его звеньев – это 2 мощных гидроцилиндра, повышающие проходимость спецтехники. С 1977 года и до текущего момента Витязь считается самым универсальным и проходимым вездеходом.
ЗИЛ – 49061 Синяя птица
Этот трехосный полноприводный плавающий вездеход был создан в 1971 году. В 90-х г.г. информацию о данной техники рассекретили. Она предназначена для поиска и эвакуации приземлившихся космических экипажей. При 9-метровой длине машина преодолевает большие рвы. Техника оснащена 6-литровым мотором мощностью 150 л.с. Воду Синяя птица преодолевает за 8 км/ч.
ЗИЛ-Э167
Опытный образец был создан в 1963 году. Техника используется в районах с неблагоприятным климатом. Длина спецтехники – 9 м. Шестиколесная машина грузоподъемностью в 5 тонн и возможностью перевозить 15 пассажиров чаще используется на Крайнем Севере.
Харьковчанка
Техника создана в 1958 году для Антарктиды. Многие агрегаты позаимствовали от танка Т-54. Позже произвели Харьковчанку-2. С 1975 года спецтехника активно используется на Антарктиде.
ГАЗ-47
Это первый послевоенный вездеход. Машина послужила толчком для производства остальных гусеничных транспортов. С 1954 по 1967 года плавающий снегоболотоход находился в производстве. ГАЗ-47 эксплуатировали на севере, в Сибири.
ЗИЛ-135П Дельфин
Эта модель не только вездеход, но и плавающая амфибия. Техника прошла испытания в Заполярье, Балтийском море. Он легко выдерживает шторм в 5 баллов и раскалывает тонкий лед. При езде по воде его скорость равняется 16 км/ч, а на шоссе – 65 км/ч.
НАМИ-0127
Спроектирован и построен в 1968 году. Автопоезд использовали для транспортировки труб на место строительства газопровода. НАМИ способен перевозить груз в 30 тонн.
ЗИЛ-5901 ПЭУ-2
Вездеход разработан для поиска космонавтов. Шестиколесная техника длиной в 11 м может разместить на себе космическую капсулу. Он плавает и переходит болото глубиной 1,2 м. На данный момент спецтехника является музейным экспонатом.
ГАЗ-71
Гусеничный транспортер выпускался в период 1968-1985 г.г. Этот вездеход считается самым массовым в СССР. Машина способна выполнять разные задачи при температуре окружающей среды +40 — -50. До текущего момента его разные модификации эксплуатируются на Севере.
Советские Вездеходы | Вездеход, снегоход, болотоход!
Тундра и Арктика территория вездеходов
Фев 21, 19 • 942 Просмотров • Вездеходы России, Вездеходы Фото, Военные, Гражданские Вездеходы, Живые Вездеходы, Зарубежные Вездеходы, Советские Вездеходы, Спасательные Вездеходы, Спорт и Отдых • admin • Коментариев нет
Передвижение по территории Тундры и Арктики изначально подразумевает сложности. Эти регионы мира раскинувшиеся до и за полярным кругом не…
«Атомный» «Ямал»
Дек 17, 18 • 1167 Просмотров • Вездеходы Амфибии, Вездеходы России, Военные, Мотовездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Для настоящих любителей отечественной мотоциклетной техники не является секретом тот факт, что многие наши производители мотоциклов выжили…
Советские квадроциклы 30-х годов
Ноя 20, 17 • 3578 Просмотров • Вездеходы Фото, Военные, Мотовездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • 1 Комментарии
Проведенная военная реформа в 1923-1928 годах оказалась не эффективной для будущих периодов, это признало высшее руководство страны. В начале 30…
Друг Солдата, Шахтера, Строителя …
Мар 27, 17 • 2338 Просмотров • Вездеходы Фото, Военные, Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Модель автомобиля КрАЗ-255Б, представляет собой грузовой вездеход c колесной формулой 6х6. Производился на автомобилестроительном заводе…
Везедеходы Нодуэлла. Роберт и сын для Советского Союза
Мар 22, 17 • 3586 Просмотров • Гражданские Вездеходы, Гусеничные, Зарубежные Вездеходы, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Часть третья Робинсон-Нодуэлл В 1958 году, после нескольких проблем с надежностью новых вездеходов основной инвестор Imperial Oil отвернулся от…
Шароход, пока — игрушка
Окт 31, 16 • 2381 Просмотров • Вездеходы Амфибии, Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Игрушка «вездеход-шароцикл» представляет собой прозрачный шарик, на поверхности которого расположено несколько гребных лопастей, а…
Объявления о продаже ВАЗ на одном из европейских сайтов
Окт 14, 16 • 2186 Просмотров • Вездеходы Фото, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Вольный перевод Внимание! Единственный Ваш шанс! Купите Жигули 1980 года «Олимпийская серия», надежная и долговечная советская машина….
Первые вездеходы Таймыра
Сен 22, 16 • 2803 Просмотров • Вездеходы России, Вездеходы Фото, Военные, Гражданские Вездеходы, Живые Вездеходы, Зарубежные Вездеходы, Советские Вездеходы, Спасательные Вездеходы, Спорт и Отдых • admin • Коментариев нет
На Таймыре удивительно всё: и люди, преодолевающие по заснеженным просторам сотни километров, и неброская красота северной природы с её…
Безотказный вездеход Урал-4320
Сен 22, 16 • 5379 Просмотров • Вездеходы Фото, Видео Вездеходов, Военные, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • 1 Комментарии
Грузовик Урал-4320 отличается универсальностью и повышенной проходимостью. Выпускается на автомобильном заводе «Урал» и уже несколько…
НАМИ-Охта
Сен 12, 16 • 2159 Просмотров • Вездеходы Фото, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Создание многофункционального легкового автомобиля с изменяющимся количеством посадочных мест пассажиров имело место еще с 70-х годов…
Истра — вспыхнувшая звезда АЗЛК
Сен 9, 16 • 1810 Просмотров • Вездеходы Фото, Видео Вездеходов, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Экология – довольно молодая наука, призвана изучать воздействие человека на окружающую среду и предупреждать различные проблемы…
Украiнець або Москаль?*
Авг 25, 16 • 2824 Просмотров • Вездеходы Фото, Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • 1 Комментарии
Освоение целины стало одной из важнейших вех в истории развития хозяйства СССР и государства в целом. Существенный подъем государственной…
Шести литровый родстер Советов
Авг 23, 16 • 1678 Просмотров • Вездеходы Фото, Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Лимузины и представительский класс – разряд авто, которые неизменно занимают свою рыночную нишу уже более столетия. Они обеспечивают…
Москвич Г2-407 — гоночный
Авг 23, 16 • 2637 Просмотров • Вездеходы Фото, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • 1 Комментарии
Словосочетание “советский гоночный автомобиль” наверняка у большинства читателей вызывает недоумение – ну вряд ли могли в…
Пингвин, Антарктический, Русский
Авг 16, 16 • 3040 Просмотров • Вездеходы Фото, Гусеничные, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Вопрос освоения Антарктиды носил для СССР не только стратегическое, но и идеологическое значение. Полярники всегда считались гордостью…
Не состоявшийся пловец
Авг 15, 16 • 2448 Просмотров • Вездеходы Амфибии, Вездеходы Фото, Военные, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • 1 Комментарии
ГАЗ-69 стал настолько известным автомобилем, что неизбежно получил бы развитие собственной идеи в других моделях. Сама машина производилась…
Советское СПАСИБО! Генри!
Авг 12, 16 • 1862 Просмотров • Военные, Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Имена многих автомобильных инженеров и промышленников звучали громко при жизни и даже остались в веках. Но настоящим столпом промышленности…
Победа в Спорте
Авг 11, 16 • 1710 Просмотров • Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
“Победа” – одна из наиболее массовых и известных машин в истории советского автопрома, совершившая огромный скачек в автомобилестроении…
4000… Зато какие!!!
Авг 9, 16 • 2285 Просмотров • Вездеходы Фото, Военные, Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
ГАЗ М-1 — легендарный советский автомобиль, породивший множество интересных моделей и ставший первым успешным опытом производства на…
Летающая тарелка от ГАЗа
Июл 8, 16 • 2778 Просмотров • Вездеходы Амфибии, Вездеходы на воздушной подушке, Вездеходы Фото, Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Неопознанные летающие и плавающие объекты или, как принято говорить в народе, летающие тарелки всегда занимали умы любознательных и немного…
К-90 прототип плавающего танка
Июн 6, 16 • 2410 Просмотров • Вездеходы Амфибии, Вездеходы Фото, Военные, Гусеничные, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
Плавающие танки родились как идея лишь в середине прошлого века, когда все остальные вопросы в создании данного вида вооружения были хотя бы…
Ужас Тигров и Пантер
Июн 6, 16 • 4094 Просмотров • Вездеходы Фото, Военные, Гусеничные, Советские Вездеходы • admin • Коментариев нет
С момента появления, танки стали одним из самых важных участников войн, а во многих случаях предопределили исход конфликтов. Первые машины,…