Ваз военный – ВАЗ-2122 «Река» (18 фото) | Инфо-Ваз

История проектов АвтоВАЗа: амфибия ВАЗ 2122

Создание крупного автозавода в Тольятти и начало серийного производства автомобилей ВАЗ-2101 вызвало определённый интерес у Министерства обороны на предмет организации на ВАЗе производства легких армейских джипов со "способностью преодолевать водные преграды". Аналогичную работу в то же время вели, в частности, на УАЗе (проект "Ягуар" на платформе УАЗ-469), работали над амфибиями в ГДР и в ФРГ, в американской армии пытались "научить плавать" знаменитый Форд М151. С участием заказчика (Министерство обороны СССР) были наработаны, а в 1973 году утверждены тактико-технические характеристики (ТТХ) автомобиля, где были отражены специфические требования к машине- максимальная ширина преодолеваемой водной преграды, высота волны и скорость течения, скорость движения на плаву, радиус циркуляции, а также требования по предельным температурам эксплуатации и высоте преодолеваемых горных перевалов.



01. История вазовских полноприводников началась с этого гипсового макетика, вылепленного Ю. Даниловым в начале 1971 года. Не было ещё ни "Нивы", ни амфибии. Были мысли дизайнера о том, каким может быть будущий джип.

02. В силу определённой секретности всего, что связано с армией, материалы по ТТХ хранились в дирекции на ул.Белорусской. Ознакомиться с ними мог лишь ограниченный круг людей. Никаких записей или, ксерокопий делать не позволялось категорически. Поэтому конструкторам приходилось чуть ли не заучивать наизусть формулировки и цифры. Поэтому разработали внутреннее техническое задание, а впоследствии и технический проект на "автомобиль для рыбаков и охотников" – так именовалась армейская амфибия в открытой переписке. На фото- полноразмерный макет из дерева.

03. Автором первых вариантов был молодой дизайнер Александр Еремеев. "Изюминкой" экстерьера автомобиля было то, что он совершенно не производил впечатления плавающего. С полной уверенностью можно сказать, что по этой части аналогов в мире нет до сих пор. Наличие базовой машины заранее исключило все дискуссии по поводу вариантов кинематической схемы. Всё было ясно и так – полностью используются двигатель и шасси "Нивы" (к тому времени – это был уже 1974 год – она уже обрела конкретность). Машина получила заводской индекс 2122. Так она и вошла в историю, как двадцать вторая" – ни собственного имени, ни даже прозвища она так никогда и не удостоилась. Более всего подошёл бы "крокодил", но это имя уже намертво прилипло к первым "Нивам".

04. Проверка первого кузова амфибии на герметичность в глубоководной ванне трека ВАЗа (весна 1976 г.)

05. Так выглядели первые образцы вазовской амфибии. На снимке - образец № 2, отличающийся от первого лишь дополнительными боковыми окнами в задней части тента. Машина подготовлена к плаву (щиток волноотражателя откинут вперёд, передний воздухозаборник закрыт номерным знаком).

06. Образец № 1, первый вход в воду (Васильевские озёра, лето 1976 г.).

07. Скорость "с колёс", без винта, составила 4,3 км/ч - весьма неплохо, плюс - завидная менёвренность - не хуже, чем на суше.

08. Первый и второй образцы на плаву (Васильевские озёра).

09. Выход на берег (впереди - образец № 2).

10. Образец второй серии в экспериментальном цехе. От первых образцов эти машины легко отличить по переднему воздухозаборнику и решёткам выброса воздуха на бортах. Бросаются в глза несуразно большие камазовские зеркала.

11. Образцы вышли из цеха на «технологических» шинах ВлИ-5 (несоразмерность с арками очевидна). Опытные шины ВлИ-6 будут установлены позднее.

12. Как и на I серии, панель приборов выполнена подчёркнуто спартанской.

13. На водоёме НИИ-21 был произведён эксперимент плава на колёсах разного диаметра. Сначала пошла машина на «больших» колёсах ВлИ-6, которые в очередной раз подтвердили свою высокую эффективность.

14. Следом в воду пошёл образец на стандартных «нивовских» шинах ВлИ-5 с соответственно доработанными колёсными арками. Оказалось, что и на «маленьких» шинах ВлИ-5 водоходные качества практически не изменились.

15. Ходовой макет ХМ-2122 нак кузове 2-й серии с шинами ВлИ-5 с сопровождающей «Нивой» на пути в Среднюю Азию (привал в пути).

16. Образцы третьей серии стали заметно компактнее. От последующих их можно отличить по отсутствию «форточек» - стёкла были сдвижными. Да еще откачка воды производилась только из трансмиссионного отсека. На борту видно выходное отверстие, а под днищем - соединительный шланг, оторвать который на бездорожье проблем не составляло. Такая «откачка» не прошла.

17. Образец третьей серии перед плавом. Передний воздухозаборник закрыт перекидной заслонкой.

18.

19.

20. Тяговые испытания на размокшей пашне

21. Образец третьей серии, доработанный испытателями (уменьшен передний воздухозаборник, на дверях введены «форточки») - прообраз серии 400.

22. Доработанный образец серии 400 выходит из воды.

23. Янаврь 1985 г. Первый образец серии 500 (ПТ-501). Шесть образцов этой серии весь год будут проходить войсковые испытания в условиях реальной эксплуатации в различных военных округах - от Туркмении до Забайкалья.

24. При работе на плаву приходилось выводить выхлоп в сторону выше ватерлинии.

25. Испытания на фронтальный удар дали положительный результат.

26. Так выглядел образец последней серии. Один из образцов сейчас находится в заводском техническом музее, один стоит в Рязанском военно-автомобильном музее, третий оказался за границей, в музее Каунаса.

Коротко о проекте ВАЗ 2122:
Начало разработки ВАЗ-2122 практически совпало с постановкой на производство "Нивы". И первый опытный образец плавающего автомобиля был собран в 1976 году. Дальнейшая судьба этой амфибии типична для многих военных заказов. Поскольку желания заказчиков, как правило, не совпадали с их возможностями, финансирования не хватало, и работать приходилось в долг. Разработка проекта длилась очень долго, более десяти лет. За это время были разработаны и поставлены на производство на ВАЗе: «Нива», семейство «классики» 2105/07, семейство переднеприводных автомобилей 2108. За эти годы поменялась военная доктрина у американцев, а соответственно – и у нас. Приоритетными стали другие виды вооружений, а не плавающий автомобиль командира роты. Нашу амфибию, увы, поджидала печальная участь.

Были проведены все положенные приёмочные испытания, вплоть до десантирования с парашютом. Устранены все замечания государственной комиссии. Проведены показательные заезды и заплывы с участием руководства Министерства обороны. Возможностями нашей амфибии все остались весьма довольны. После чего нам сказали: «Хороший автомобиль, но денег пока нет». Прошёл ещё год. Министр обороны Д. Устинов, отдыхая летом в «Волжском Утёсе», посетил ВАЗ. Во время посещения ему был показан ВАЗ-2122. Автомобиль министру явно понравился. Генеральный директор В. Исаков ему и предложил: «Шесть миллионов, и через год начнётся производство!». «У меня таких денег нет!» – ответил Устинов. На этом разговор закончился, и колоссальный труд большого коллектива разработчиков, который продолжался более десяти лет, оказался в итоге никому не нужным. Шесть миллионов на постановку автомобиля на производство – по тем временам деньги относительно небольшие. Думается, что найти такую сумму особого труда не составляло.

Изначально предполагалось мелкосерийное производство этих автомобилей – 500 шт. в год.
Уникальный, самобытный, чисто российский автомобиль, в который его создателями было вложено столько фантазии, изобретательности, души и труда, оказался невостребованным.

По материалам книги "Высокой мысли пламень", часть 2 http://www.vaz-2106.ru/books/vmp2/


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

chronograph.livejournal.com

как военные «Ниву» плавать учили

Минобороны СССР не раз задавало нашему автопрому интересные и нестандартные задачи. Одной из них была директива о создании лёгкого плавающего внедорожника. Так и появилась «Нива»–амфибия

В 1971 году, за несколько лет до появления гражданской версии «Нивы», на тольяттинском заводе появились первые наброски нового военного внедорожника для пехоты. Во внутренней документации, кстати, машина обозначалась как «автомобиль для рыбаков и охотников» — из соображений секретности. Но тут из Министерства Обороны пришла новая вводная: автомобиль должен уметь плавать. Модель довольно быстро получила колёса большего диаметра и прочие необходимые доработки. Решётки охлаждения были перенесены с передней части наверх – в противном случае они бы загребали воду. Но такое решение привело к быстрому перегреванию двигателя на суше, и было решено оставить их спереди, оснастив герметичной заслонкой, которая закрывалась при сплаве «Нивы». В 1977 году начались опытные испытания, в ходе которых ВАЗ-Э2122 (индекс «Э» в названии обозначал «экспериментальный») продемонстрировал отличные внедорожные качества. Машина на больших широких шинах обладала подходящей геометрией кузова и мощным по тем временам 1,6-литровым двигателем. Так что по проходимости ВАЗ-Э2122 ничуть не уступал УАЗ-469, а где-то даже и превосходил знаменитый советский внедорожник. На плаву автомобилю удавалось развивать до 4,3 километра час, а радиус разворота на воде был таким же, как и на суше. Но вместе с этим выявили и кучу проблем. Система охлаждения всё также не справлялась со своей работой, из-за этого перегревалась трансмиссия, выходили из строя сцепление, раздаточная коробка и коробка передач.

В образцах второй серии, которые появились спустя год, были учтены допущенные ошибки, но всё ещё оставалось, над чем работать. Подводила всё та же система охлаждения: двигатель нещадно перегревался. Да и надёжность узлов оставляла желать куда лучшего. По итогам испытаний тольяттинцы решили сделать будущий прототип более лёгким, уменьшить размер колёс и сократить передаточное число главной передачи, а двигатель заменить на 1,3-литровый. На базе старой водоплавающей «Нивы» должен был вырасти новый автомобиль.

Результат появился в 1982 году. Очертаниями кузова новый автомобиль во многом напоминал гражданскую «Ниву» и был гораздо более компактным по размерам. В машине были исправлены все недостатки предыдущих версий. Новая «Нива» имела двойной пол и двойной правый борт с решёткой выброса воздуха в задней части.1982 год стал годом массовых испытаний модели. «Ниву»-амфибию тестировали в самых тяжёлых условиях, и все экзамены были пройдены. Что примечательно, даже с маленькими колёсами ВАЗ-2Э2122 развивал на воде скорость до четырёх километров в час. В 1984 году появилась новая серия из десяти экземпляров для расширенными испытаниями ВАЗ-Э2122. Ещё целый год автомобиль проверяли в Сибири и Туркменистане, и в 1987 году вышла последняя предсерийная версия. Инженеры и испытатели говорили о том, что машина получилась мощной, современной и надёжной, а главное, отлично справлялась с бездорожьем и, точно в соответствии с директивами министров, могла переплыть любые водные преграды. И если бы не перестроечная суета и последующий распад Союза, ВАЗ-Э2122 обязательно пошёл бы в серию. Но модель забросили, и пока что к проекту больше не возвращались. Но кто знает, может быть, через несколько лет мы услышим о  планах Бу Андерссона по возрождению водоплавающей «Нивы». 

Хочу получать самые интересные статьи

5koleso.ru

Представлена военная модификация «Нивы»

В Подмосковье на выставке продемонстрировали новую версию внедорожника ЛАДА 4х4, которая предназначена для использования в военных и полицейских спецоперациях.

В подмосковной Балашихе прошел второй научно-техническом форум «День передовых технологий правоохранительных органов — 2018». Участники и гости мероприятия смогли не только послушать докладчиков, но и познакомиться с новыми спецавтомобилями. Среди прочего на работавшей в рамках форума выставке был показан пикап ВИС-29467, построенный на базе LADA 4х4.

Представлена военная модификация «Нивы»

Представлена военная модификация «Нивы»

Этот автомобиль имеет длину 4 500 мм, ширину — 1 750 мм, высоту — 1 850 мм. При весе в 1 960 кг пикап способен перевозить груз массой 640 кг. Более того на нем можно буксировать 82-миллиметровый миномет. В отличие от стандартной LADA 4х4, пикап оснащается упрощенным вариантом передних дверей. Платформа пикапа оборудована специальными поручнями, благодаря чему там могут ехать еще несколько человек. Еще одной особенностью нового пикапа, помимо камуфляжной расцветки, стала комплектация автомобиля 95-сильным двигателем в сочетании с пятиступенчатой механической коробкой передач. Такой мотор позволяет военной «Ниве» развивать максимальную скорость в 110 км/час.

Стоит отметить, что подобные автомобили военные и полицейские широко используют в спецоперациях в «горячих» точках, в миротворческих миссиях и для ведения разведки. В частности, аналогичные «тачанки», на которых могут быть дополнительно установлены пулемет, автоматический гранатомет или пусковая установка противотанковых ракет, военные применяют в Сирии, Ираке и Ливии. Автомобили подобного типа могут преодолевать за короткое время значительные расстояния, а также не требуют дорогостоящего и сложного ремонта. Поэтому они становятся незаменимыми в условиях локальных конфликтов.

4lada.ru

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото) » Триникси


Прототип 966-го запорожца

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Легендарная машина с завода Лихачева ЗИЛ 112-S, мощность двигателя 240

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ЗИС 101А (1939 года выпуска) мог разгоняться до 160 км/ч

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

АЗЛК-2139

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Будущий Камаз, а тогда еще ЗИЛ-175

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Лада Нива 2121 крокодил

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Лада Самара Ева на базе 2108

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Лада Самара Т3

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Раллийная версия Москвич 2141, мощность двигателя 175 л.с.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Москвич 408 –ГТ (Гранд–Туризмо, как его называли на заводе)

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

МЗМА выпускал спортивные автомобили - полностью свои разработки. Они принимали участие в практически первых советских автогонках такого уровня.
МЗМА–"Салют" - 1950 год

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Гоночный Москвич 407–Г2

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

"Москвичи" - джипы 415/416

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Неизвестно, что им помешало пойти в серию, но на их разработку ушли годы. Как оказалось, зря...

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Прототип от Москвича 444 (слева) стал Запорожцем 965 (справа)

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

А вот несколько фотографий серии 3–5–*.
Пластилиновый макет Москвичей серии 3–5–*.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Главный конструктор. Впоследствии судьба этих автомобилей была печальна (но сохранилось 2 экземпляра, один из которых в плачевном состоянии).

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Но тогда верили в будущее этой серии и создавали один за другим экземпляры и модификации.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Для конца 60–х — это неплохой дизайн, согласитесь.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Вместо показанных выше моделей серии 3–5–* начальство распорядилось… копировать американскую "Крайслер Симку". Собственно, 2141 — и есть копия "Симки". Глупая и неудачная... После этого с завода ушли несколько ведущих конструкторов.
Москвич С–1 — тоже из зарубленных проектов.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

УАЗ 3907 ягуар

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ 2122 река

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Проекты ВАЗа

“Ладога” 1976 года

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ-1801 Пони. Опытный, 1979г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ-2802-01 Пони. Опытный, 1980г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ-2802-02 Пони. Опытный, 1980г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ-2110. Прототип 1985г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ-2122. Серия 600 1987г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ Х. Опытный, 1990г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ-1151 Гном. 1992 г.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ-1152 Эльф. 1995 г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Лада-1002 Гольф. 1998 г.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Лада Рапан. 1998 г.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Лада Peter Turbo. 1998 г.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Лада Родстер. Концепт 2000 г.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ-2151. Концепт 2002г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

ВАЗ-1121 Ока-2. Прототип 2004г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Лада-2116 Силуэт. Прототип 2004г

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

trinixy.ru

Опытные военные автомобили УАЗ (1980 – 1993 гг.). Автомобили Советской Армии 1946-1991

Опытные военные автомобили УАЗ

(1980 – 1993 гг.)

Несмотря на трудности периода застоя, в середине 1970-х годов Ульяновский автозавод по заказу Министерства обороны приступил к разработке нового поколения легких армейских автомобилей, которые смог довести до опытных образцов лишь через 10 лет. Этому проекту был присвоен военный код «Вагон-1», который известен также как просто «Вагон». В него входили легкие сухопутные многоцелевые полноприводные армейские автомобили серий 3171, 3172 и 3972. Отдельную нишу в этих разработках занимал оригинальный плавающий джип УАЗ-3907.

Первый цикл работ по перспективной теме «Вагон» начался в 1975 году с использованием модернизированного шасси серийной машины УАЗ-469. Только через пять лет, в 1980 году, был впервые продемонстрирован макетный образец автомобиля двойного назначения УАЗ-3170 «Симбир». Он снабжался полностью закрытым цельнометаллическим кузовом и зависимой рычажно-пружинной подвеской неразрезных мостов, что позволило увеличить дорожный просвет до 325 мм, а габаритную высоту уменьшить до 1960 мм (на 90 мм по сравнению с моделью 469). Армейские образцы машины 3170 были испытаны в 1982 – 1983 годах. Специальный армейский джип 3171 с 2-дверным грузопассажирским кузовом, укороченной колесной базой и тентом появился только в 1985-м, и потом до 1990 года их собрали четыре экземпляра. Эти автомобили косвенно послужили основой следующего варианта 3172.

Опытный армейский джип УАЗ-3171 с 2-дверным грузопассажирским кузовом. 1985 год.

УАЗ-3172 (1990 – 1993 гг.) – наиболее совершенный и перспективный советский авиатранспортабельный армейский джип повышенной грузоподъемности, представлявший собой важный шаг вперед по сравнению со всеми ранее созданными на Ульяновском автозаводе легкими военными автомобилями. Разработан в 1986 – 1990 годах под руководством главного конструктора А. П. Щербакова для замены серийной машины УАЗ-3151. Автомобиль имел удлиненную колесную базу (2700 мм) и новую упрочненную раму, что позволило увеличить полезную нагрузку до 1 т и установить на ней тентованный цельнометаллический 4-дверный кузов вместимостью до 10 человек с простыми функциональными формами и упрощенной передней облицовкой. Применение новых колесных редукторов с внешним зацеплением привело к повышению дорожного просвета до 330 мм, а использование зависимой пружинной подвески и небольшое расширение колеи обоих мостов (до 1460 мм) способствовали увеличению тягово-сцепных качеств, устойчивости и проходимости. Первый прототип снабжался барабанными тормозами, рулевым механизмом с гидроусилителем и 2,9-литровым бензиновым двигателем в 103 л.с., но в проекте предусматривалось применение других бензиновых и дизельных силовых агрегатов мощностью до 120 л.с. Автомобиль имел снаряженную массу 1900 кг и полную – 2,9 т, запас хода – до 950 км, развивал максимальную скорость 115 км/ч и мог работать при температурах от – 50 до +50 °С на высоте до 4500 м над уровнем моря. На военных испытаниях 1992 – 1993 годов он преодолевал 30-градусный подъем, 1-метровый брод и буксировал прицеп массой 1,2 т, но после этого стал очередной жертвой конверсии. В общей сложности машин УАЗ-3172 собрали 9 экземпляров.

Перспективный длиннобазный джип УАЗ-3172 с новыми колесными редукторами. 1990 год.

В 1990 – 1992 годах одновременно с «нормальным» джипом 3172 в рамках темы «Вагон» проводились работы по компактным многоцелевым авиатранспортабельным машинам УАЗ-3972 полукапотной компоновки со всеми односкатными колесами. Их основой послужил серийный 77-сильный УАЗ-3151, а в набор цельнометаллических кузовов входили открытый грузопассажирский вариант с тентом и закрытый санитарный с тремя боковыми дверями и одной задней двухстворчатой. Построенные четыре опытных образца имели снаряженную массу 2,1 т, запас хода – 800 км, развивали скорость 100 км/ч, буксировали прицеп массой 750 кг и расходовали 12 л топлива на 100 км.

Опытная санитарная машина УАЗ-3972 полукапотной компоновки с 77-сильным двигателем. 1992 год.

УАЗ-3907 «Ягуар» (1983 – 1989 гг.) – оригинальный легкий многоцелевой плавающий авиатранспортабельный автомобиль-амфибия для Советской Армии и Пограничных войск. Его разработкой с 1977 года занимался ведущий конструктор В. В. Горбачев, а первый образец был собран в 1983 году. Автомобиль снабжался цельнометаллическим водоизмещающим кузовом с двумя боковыми герметично закрывавшимися дверями со специальными рычажными запорами (задрайками), обеспечивавшими необходимую плотность. В кузове с лобовым стеклом, аркой безопасности и тентом размещались до 11 солдат или груз массой 600 кг, а также легкое вооружение или места для носилок. Унифицированная с серией 469, амфибия оснащалась 77-сильным бензиновым двигателем и модернизированной раздаточной коробкой с отбором мощности на два гребных винта и барабанную лебедку с 50-метровым тросом. Водяные винты устанавливались неподвижно весьма оригинальным способом – под днищем машины непосредственно за передними колесами, которые при отклонении в разные стороны служили для управления машиной на плаву. Амфибия могла передвигаться по воде с максимальной скоростью 9 км/ч и при волнении до двух баллов. На шоссе с полной массой 2050 кг она достигала 110 км/ч, на бездорожье преодолевала 30-градусный подъем и боковой крен в 20°, могла буксировать 750-килограммовый прицеп. В 1984 – 1985 годах на заводе собрали еще два образца с узлами от УАЗ-3151 и новыми деталями корпуса. До 1989 года построили 14 опытных амфибий, удачно прошедших испытания. Среди них был один экземпляр пограничного автомобиля «Баклан» для северных регионов с двумя парами лыж на брезентовой крыше и с клеткой для перевозки розыскной собаки. В 1991 году амфибию приняли на вооружение, но вскоре после этого Советский Союз прекратил существование, и потом все работы в этом направлении были заморожены и больше никогда не возобновлялись.

Плавающий джип УАЗ-3907 «Ягуар» с гребными винтами под днищем кузова. 1985 год.

Пограничная амфибия УАЗ-3907 «Баклан» с герметичным кузовом и отсеком для собаки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru