Штатная навигационная система – Как выбрать лучший навигатор для грузового автомобиля? 3 основных и 8 дополнительных функций навигаторов

Навигация

Изначально, слово «навигация» относилось только к мореплаванию и означало искусство управления кораблем. Со временем, пришла навигация и в сухопутные транспортные средства, в том числе, в автомобили.

Что такое спутниковая навигация и зачем она нужна автомобилю?

Спутниковая навигация – это комплекс электронно-технических систем, который представляет собой совокупность наземного и воздушного оборудования, работающего по принципу «передатчик-приемник». Система используется для определения местоположения, точного времени и параметров движения (скорости и направления.) Проще говоря, такая система позволяет определить, где территориально находится приемник (в данном случае, автомобиль), в какую сторону он движется и с какой скоростью. Кроме того, навигатор может заранее просчитать маршрут от одной точки до другой и провести по нему автомобиль, сопровождая движение голосовыми комментариями. Опционально для современных навигаторов может быть доступна функция загрузки данных о местоположении камер контроля скорости и пробок.

Разница в том, что автономная навигация не входит в комплектацию автомобиля и покупается отдельно. Такой навигатор имеет собственную систему питания, процессор и приемник сигнала. Оснащается дисплеем и панелью управления. Штатная навигация – это навигационная система, которую производитель самостоятельно устанавливает в автомобиль при сборке. Плюсы штатной навигации в том, что она полностью совместима со всем бортовым оборудованием, интегрирована в бортовой компьютер и, как правило, работает быстрее автономной.

Эволюция автомобильной навигации

Прототип автомобильной навигационной системы появился еще в 1920 году и назывался Plus Fours Routefinder. Нехитрое приспособление состояло из скрученной карты местности закрепленной между двумя деревянными палочками. Вращать «навигатор» приходилось вручную.

Спустя 10 лет система была доработана, и автомобилисты получили IterAvto. В этот раз карта закреплялась под стеклом, встроенным в корпус навигатора. Двигалась она с помощью троса, который используется в современных механических спидометрах. Благодаря этой системе скорость прокручивания была пропорциональная скорости движения. Однако при повороте автомобиля карту по-прежнему приходилось вращать вручную.

Первая электронная навигация появилась не так давно, всего 30 лет назад. Разработали систему японские инженеры. Первыми автомобилями, в качестве дополнительной опции к которым предлагалась навигация, стали модели Honda – Accord и Vigor. Датируется изобретение 1981 годом и называется Electro Gyrocator. Примечательно, что японская навигация не была связана со спутниками. Для использования навигатора водителю было необходимо вставить пластиковую карту местности и переместить курсор на место своего текущего положения. За дальнейшие перемещения курсора отвечал встроенный гироскоп, который определял направление и скорость движения автомобиля. Система не получила широкого распространения из-за чересчур высокой стоимости установки – почти в четверть цены самого Аккорда.

Первая спутниковая навигационная система, которая была встроена в бортовой компьютер, появилась в 1995 году на автомобиле Oldsmobile 88. Она уже могла определять и контролировать положение автомобиля самостоятельно, используя сигнал от ближайшего спутника.

С тех пор штатную навигацию устанавливает на свои автомобили абсолютное большинство производителей. Принцип работы системы за последние десятилетия не претерпел кардинальных изменений, упор делался на повышение оперативности передачи информации и расширение интерактивных возможностей пользователя.

Подвергался доработкам, в первую очередь, бортовой компьютер. Увеличение размеров дисплея, качества изображения, а с недавних пор внедрение сенсорного управления. Постоянно обновлялась электронная «начинка», разрабатывались специальные операционные системы, место CD заняли карты памяти и жесткие диски. Например, современная штатная навигация BMW 7 серии представляет собой практически полноценный компьютер: дисплей с разрешение 1280×480, собственная мобильная операционная система QNX и жесткий диск на 80 гб.

Набор этих характеристик позволяет «баварцу» не только загружать карты с качественной 3D прорисовкой маршрута, но и закачивать музыку и воспроизводить DVD.

Как это работает

Работают навигационные системы по принципу измерения расстояния между источником и приемником сигнала. Основывается такой метод на передаче радиоволн и вычислении скорости их распространения. Для точной фиксации времени, которое затрачивается на передачу сигнала, используются синхронизированные с системным временем атомные часы (особенность таких часов заключается в том, что в качестве периодического процесса используется колебания, вызванные на уровне атомов и молекул). Получается следующая цепочка: часы приемника синхронизируются с системным временем, и по ним  вычисляется задержка между каждым циклом передачи сигнала и его приемом.

Сам приемник штатной навигации встроен в систему бортового компьютера и отображает данные на дисплей. Кроме данных о местонахождении автомобиля и прокладывания маршрутов, бортовой компьютер отвечает за взаимодействие всех электронных систем компьютера, в том числе, парктроника, акустической системы, датчиков «мертвых зон» и т.д.

Многие современные автомобильные навигаторы не только могут провесит автолюбителя из пункта А в пункт Б, но и предоставят ему информацию обо всех объектах, которые находится на маршруте. В памяти программы хранится информация о расположении АЗС, магазинов, стоянок, кафе и прочих объектов, которые могут быть полезными во время движения.

Еще одна полезная функция современной навигационной системы – это возможность голосового управления, которая позволяет прокладывать маршрут или осуществлять поиск объекта, не отрываясь от управления автомобилем.

Среди основных плюсов штатной навигации можно выделить высокую точность, оперативность работы системы и отсутствие задержек в передаче сигнала и обновлении карт. В то же время, есть у штатной навигации и весьма серьезные недостатки. К примеру, замена штатного навигатора на автономный может нарушить работу вышеперечисленных систем, да и сама процедура замены является весьма дорогостоящей. Точность карт штатной навигации не всегда радует пользователя, распространенное явление – карта загружается быстро, но не отображаются номера домов. Нередки также случаи, когда навигатор просто сбивает автомобилиста с пути, предлагая совершенно неправильный маршрут. Жирную черту под недостатками штатной навигации подводит отсутствие возможности выбрать навигационную систему.

устройство, функционал и альтернативные варианты

В автомобиле мы проводим много времени, ежедневно выполняя несколько маршрутов. Повседневные дела, бизнес, работа-дом, поездки на дальние расстояния, – все эти направления требуют от водителя четкого знания местности и умения ориентироваться по карте. Существенно упростить задачу может навигационная система, позволяющая выстроить оптимальный маршрут для передвижения с помощью голосовых и визуальных подсказок. Для этого используется GPS-навигация, автомобильная навигационная карта и предоставляется оперативная информация о пробках.

Устройства с навигацией

Среди современных устройств с навигационными возможностями выделяют следующие:

  • Портативный навигатор – отдельное устройство, которое устанавливается на консоли автомобиля для определения его местоположения и прокладки маршрутов. Доступно к продаже по доступной цене, что для многих автовладельцев может стать решающим фактором. Основной недостаток – прибор постоянно требует подзарядки, (а это значит, что свисающих проводов в машине водителю не избежать), а также привлекает внимание воришек;
  • Магнитола с навигационной системой – наиболее оптимальное решение в условиях сложной транспортной инфраструктуры, которое лишено характерных для портативных устройств недостатков. Представлено на рынке в виде нескольких модификаций: 1 DIN магнитолы с выдвижным монитором, 2 DIN магнитолы и штатной магнитолы с навигационными функциями. Отличается преимущественно ценой, встроенной навигационной системой и способностью видоизменять оригинальный дизайн приборной панели.

При выборе устройства рекомендуется исходить из таких факторов, как доступность цен, функциональные и внешние характеристики. К примеру, если не хочется расставаться с привычным оформлением приборной панели, лучшим вариантом может стать штатная автомагнитола. Если же таких принципиальных предпочтений нет, стоит обратить внимание на универсальные двухдиновые магнитолы с поддержкой навигации. Выбор всегда остается за владельцем.

Картография и ее адаптированность

Одним из важных моментов при выборе устройства с технологией вычисления маршрутов является сам навигационный комплекс. Картография отдельных систем может быть оптимизирована под конкретную местность. Поэтому, выбирая среди нескольких моделей, нужно знать, актуальна ли установленная навигационная система для конкретной местности и насколько подробные карты она содержит.

При передвижении по России и непосредственно по ее Московскому столичному региону прекрасно справляется со своими навигационными функциями система Навител, оснащенная детальной картографией российских городов. Вся информация системы актуализирована и приведена в соответствие с последними данными Роскартографии. Практически все остальные комплексы основаны на картографии других государств и не могут похвастаться точностью определения координат.

Кроме того, немаловажна периодичность обновления исходных карт, от которой зависит безошибочность выстроенных маршрутов и экономия времени на возможных пробках. 

Отображение пробок

Чтобы выбранное устройство еще и предупреждало водителя о пробках, необходимо позаботиться об установке отдельного 3G-модема для получения Интернет-доступа.

Здесь важно знать, что не все магнитолы с навигационными функциями способны поддерживать такую возможность либо оснащены собственным модемом.

В отдельных случаях возможно отображение пробок с помощью FM-трафика (преимущественно аппараты ALPINE).

На что обращать внимание при выборе производителя?

Если для автовладельца важна в первую очередь навигация, то при покупке головного устройства необходимо смотреть не на компанию-производителя, бренд и какие-либо другие особенности, а на характеристики навигационного комплекса.

К примеру, в рамках брендовой продукции SONY водителю вряд ли удастся найти магнитолу с навигационными функциями. Если говорить о бренде PIONEER, то его версия картографии также может оказаться не слишком удачной для российских дорог. А вот навигационные комплексы GARMIN и IGO считаются более адаптированными, поэтому большинство автовладельцев предпочитают устанавливать именно их. Впрочем, отдельные системы уже сегодня предлагают возможность воспользоваться Навител навигатором с любого мобильного устройства.

Может показаться удачной и навигационная версия Навител, которой сегодня оснащены магнитолы марки PROLOGY. Те устройства, которые сегодня представлены на рынке, находятся не в самой высокой категории, а это еще один плюс в их пользу.

Среди производителей, использующих в своих магнитолах Навител навигацию, также можно выделить MYDEAN, INTRO, VELAS и PHANTOM.

Альтернативные варианты

Для устройства навигации также можно воспользоваться навигационными блоками. У производителей KENWOOD, PIONEER и ALPINE есть специальные модули, с помощью которых становится возможной навигация на других устройствах, не обладающих этой функцией. Такой блок становится особенно актуальным в случаях, когда необходимо разбавить систему навигационной составляющей без замены головного устройства. Универсальные навигационные блоки позволяют произвести подключение даже к мультимедийным магнитолам.

Единственный минус – управление, которое теперь будет осуществляться посредством пульта управления, а не напрямую с дисплея головного устройства. Корректность работы такого оборудования также остается под сомнением.

Еще одним универсальным способом является покупка магнитолы, работающей на ОС ANDROID, что позволит использовать практически любой навигационный комплекс. Автовладелец может закачать одно из понравившихся навигационных ПО и навсегда забыть о прежних проблемах с навигационной системой.

Таким образом, чтобы подобрать автомагнитолу с навигационными функциями нужно не так уж и много времени. Рынок просто пестрит предложениями, на выбор доступны разные модели от разных производителей, поэтому многие подбирают себе устройство, исходя из его ценовой категории.

Если вы все же затрудняетесь с выбором, и не знаете, какая навигация нужна вашему автомобилю, наши менеджеры готовы вам помочь решить эти задачи. Для этого позвоните нам по номеру телефона, указанному на сайте автостудии, либо оставьте свою заявку онлайн.

Нештатные мультимедиа в автомобиле: все возможности — журнал За рулем

Выясняем, на что способны современные мультимедийные системы.

Штатные головные устройства автомобилей, как правило, уступают по своему функционалу тем своим конкурентам, которые поступают в продажу напрямую от производителей электроники. Все потому, что электронные устройства эволюционируют быстрее автомобилей. Жизненный цикл современного авто с учетом одного или двух рестайлингов составляет в среднем 3 года. За это время производительность процессора обычного смартфона может вырасти в 1,5–2 раза.

Итак, на что же сегодня способна передовая двухдиновая «голова», или, как принято говорить в среде автолюбителей, «балалайка»?

Аббревиатура DIN означает немецкий стандарт и расшифровывается как Deutsches Institut für Normung (Институт стандартизации Германии). Дело в том, что немцы первыми разработали стандарт для автомобильных головных устройств (DIN 75490). В 1984 году он стал международным (ISO 7736). Данный размер определяет габариты ниши для инсталляции головного устройства — 180х50 мм. Это и есть размер «однодиновой магнитолы». С развитием навигационных и развлекательных систем головным устройствам потребовался крупный информационный дисплей, который никак не вписывался в размер 1 DIN. Поэтому современные мультимедиа вдвое крупнее: 180х100 мм, или 2 DIN.

Suzuki Grand Vitara третьего поколения дебютировал еще в 2005 году. С тех пор автомобиль пережил несколько фейслифтов и до конца 2016 года будет производиться в Японии. Но российские дилеры уже не принимают заказы, а лишь распродают остатки.

Suzuki Grand Vitara третьего поколения дебютировал еще в 2005 году. С тех пор автомобиль пережил несколько фейслифтов и до конца 2016 года будет производиться в Японии. Но российские дилеры уже не принимают заказы, а лишь распродают остатки.

В качестве примера мы нашли одну из самых долгоиграющих моделей на рынке — Suzuki Grand Vitara. В последней реинкарнации кроссовер оснащался неплохой по нынешним меркам штатной магнитолой с цветным центральным дисплеем, на который выводилось и изображение с камеры заднего вида, и навигационная карта. Однако наш экземпляр 2008 года выпуска с обычным CD-проигрывателем и FM-приемником даже в максимальной комплектации. Обновление напрашивалось, и Дмитрий, владелец автомобиля, сделал свой выбор, но не в пользу штатной магнитолы последней версии.

Штатная аудиосистема первой версии модели умела воспроизводить CD-диски, а также распознавала форматы MP3 или WMA.

Штатная аудиосистема первой версии модели умела воспроизводить CD-диски, а также распознавала форматы MP3 или WMA.

Современная мультимедиасистема Suzuki снабжена крупным цветным дисплеем и навигационной системой, однако возможности для установки сторонних приложений нет.

Современная мультимедиасистема Suzuki снабжена крупным цветным дисплеем и навигационной системой, однако возможности для установки сторонних приложений нет.

На общеизвестной виртуальной торговой площадке AliExpress, которая в последнее время пользуется бешеной популярностью не только в России, но и в других уголках планеты, Дмитрий заказал магнитолу noname, то есть неизвестного производителя, но с завидными техническими характеристиками. С доставкой до ближайшего отделения Почты России покупка обошлась в 318 долларов, плюс доплата в 13 долларов за HD-дисплей.

Продавцы AliExpress стараются не указывать название модели, но если задаться целью, можно выяснить, что это LZT41 от Microntek KLD.

Продавцы AliExpress стараются не указывать название модели, но если задаться целью, можно выяснить, что это LZT41 от Microntek KLD.

Звуковая составляющая при выборе магнитолы особой роли не играла — стандартных 4х45 Вт на выходе оказалось вполне достаточно. Важно другое. Головное устройство базируется на платформе Android 4.4 (продавец обещает в скором времени прошивку 5.1). Новоиспеченный владелец заполучил, по сути, полноценный планшетный компьютер: достаточно подключить к одному из USB-входов высокоскоростной модем местного оператора связи, авторизоваться в Play маркете, и можно устанавливать на устройство любое понравившееся приложение.

Про модемы нужно сказать отдельно. У большинства головных устройств, особенно на основе операционной системы Windows CE, список поддерживаемых 3G-модемов весьма ограничен. В случае с Android такой проблемы нет: без дополнительных программ и плясок с бубном для настройки с магнитолой сдружилось как минимум пять модемов — от простеньких ZTE MF180 и Huawei E150 до п

Штатные навигации на примере BMW, краткий экскурс / Habr


Доброго времени суток, уважаемые! Написать сей пост меня побудило обсуждение в одном из топиков, где люди выражали свое недовольство штатными навигационными комплексами многих автомобилей. В итоге, раз уж автомобильная тема получила на хабре такое развитие, затронем нави. В этой теме я попытаюсь поподробнее раскрыть суть работы подобных систем. И, коли уж я тесно работаю с BMW, возьму ее за основу.

Немного истории

Из 90-х

Для начала, как мне кажется, стоит отправиться назад в прошлое, чтобы увидеть, откуда есть пошла навигация.
Одним из первых автомобилей на европейском рынке, оснащенных штатной навигационной системой, была BMW 7-й серии (заводское обозначение е38). Компьютер мог похвастаться дисплеем с соотношением сторон 4:3, кассетной декой (веяние того времени) и достаточно неплохим по тогдашним меркам качеством отображения цветов. Стоит отметить уже тогда достаточно глубокую интеграцию c остальными функциями автомобиля, а именно радио, бортовой компьютер, опциональные тогда cd-чейнджер и тв-тюнер. Архитектурно все это хозяйство состояло из самого бортового монитора (на фото ниже),
радиомодуля BM24 и непосредственно навигационного компьютера MK1. Если более подробно остановиться на нем, то можно увидеть слот для навигационного CD-диска, а так же выделенный зеленой стрелкой отдельно расположенный GPS-модуль (сам антенный модуль+гироскоп).
Это основа, заложенная в середине 90-х, являлась постоянной буквально до следующего века. Шли годы, менялись радиомодули, диагональ дисплея возросла до 6,5 дюймов с форматом 16:9, CD-диски уступили свое место носителям с картами на DVD, GPS полностью переехал в навигационный ЭБУ, но суть была той же. С пользовательской стороны же все по-прежнему управлялось кучей кнопок, правым энкодером на бортовом мониторе с ветвистыми подменю.
Начало двухтысячных

По этому же пути шли остальные автопроизводители пока в конце 2001 года не появилась новая «семерка» BMW…
Отличия со стороны железа? Да, у нас имелось радио, переехавшее в головное устройство, оптическая шина передачи данных, но для пользователя было важно совсем другое: большой монитор, расположенный в центре передней панели, который находился там на равных правах с комбинацией приборов и всего один, расположенный под рукой, управляющий элемент, — контроллер системы iDrive. Принцип меню был полностью переделан, получалась некая «роза ветров». Соответственно, для того чтобы попасть в тематический раздел (Навигация, Коммуникация, Климат и т.п.), нужно было сдвинуть контроллер в соответствующую сторону. А уж там, вращением и нажатием выбирать и подтверждать нужную функцию. Хорошая, казалось бы, идея была напрочь убита ужасной реализацией: пункты меню были запутанны, логика перемещений неестесвенна. Система базировалась на Windows CE. Аппаратная же реализация, насколько я помню, оставалась за Alpine.

Следующее обновление головных устройств произошло спустя смешные по автомобильным меркам два года. Оно привнесло смену операционной системы на VxWorks, интеграцию навигационного модуля в головное устройство. ЭБУ, имеющий название CCC (Car Communication Computer) стал чуть ли не первым блоком от BMW, содержавшим в себе большое количество реальных и виртуальных блоков (тюнер, аудио-контроллер, антенный модуль, шлюз обмена данными, базовую операционную систему и ее приложение). Здесь следует отметить постепенную интеграцию, при которой множество систем упаковывались в одну «коробку». Для пользователя же суть изменений свелась к упрощению основного меню до четырех пунктов против первоначальных восьми; появлению, наконец-то, кнопки «Menu», с помощью которой можно было вернуться в корень системы; а так же отсутствию необходимости лезть в багажник ради того, чтобы вставить диск с картой (привод теперь располагался в центральной консоли). Субъективное же сравнение говорило о несколько большей тормознутости системы, но несколько большем «юзабилити». К слову, поддержка такого популярного формата, как mp3 пришла только в 2005 году. Последующие улучшения добавили пикселей монитору и клавиш-закладок, на которые водитель мог повесить нужные ему меню или функции.

Настоящее

И вот, наконец, сентябрь 2008 года, новая «семерка» и новая нави aka CIC (Car Infortainment Computer) производства Harman Becker. По сравнению с тем, что было раньше, это настоящий «вау»! Дисплей с HD-разрешением 1280х480, операционная система на основе QNX, размещенная на жестком диске объемом 80 гб. Главное же, качественно иная система навигации с 3d-прорисовкой, возможность записи своей музыки на жесткий диск (а точнее выделенный 12-гигабайтовый сектор) и воспроизведение DVD-видео. Контроллер обзавелся шестью дополнительными клавишами быстрого доступа, что, вкупе с полной переработкой меню и более быстрым процессором добавило системе скорости. Так же, автопроизводитель сделал очередной шаг в борьбе с пиратством. Парой абзацов выше можно было увидеть, что навигационные карты распространялись на CD/DVD. Естественно, даже 5-7 лет назад сделать его копию не составляло никакого труда. Решение от BMW? Раз уж навигационные данные переехали на встроенный накопитель, они защитили его так называемым FSC (Freischalt Code). Грубо говоря, это так называемый ключ, которым защищается карта, которую хочет купить клиент. Теперь диски, это просто диски, и производитель продает их по самой обычной цене, вместо этого зарабатывая по 200 евро за набор цифр и букв, которые клиент должен будет ввести для обновления карты.

К слову об очередных парадоксах: жесткий диск в этом блоке — ноутбучного форм-фактора 2,5″ с интерфейсом IDE. С чем это связано — тайна для меня. Так же, большинство клиентов марки интересует, почему они не могут слушать музыку с внешнего носителя, а лишь только сохранять на HDD, почему нельзя смотреть видео и пр. Ответ в данном случае прост: большинство возможностей, отсутствующих в функционале встроенного блока предусмотрены в качестве опций. И ни один производитель не даст слушать музыку с айпода в «базе», если это можно продать как отдельную опцию за отдельные деньги.

Еще?

Что дальше? Дальнейшая интеграция, встроенные в головное устройство телефонные модули, внешние usb, а так же более плотная интеграция с телефонами и смартфонами (доступ в интернет, локальный поиск Google, BMW Apps и прочая). Надеюсь, у меня будет возможность вам об этом рассказать.