Рефрижераторы это: Рефрижератор — Википедия – что такое, ремонт, перевозки, фургон, автомобиль

Содержание

Рефрижераторное судно — Википедия

Судно Salica Frigo, построенное компанией Hijos de J. Barreras в 2001 году

Рефрижераторное судно (reefer ship, англ.)— грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов. В зависимости от температурных режимов грузовых помещений рефрижераторные суда делятся на низкотемпературные, предназначенные для перевозки замороженных грузов, универсальные — для перевозки любого груза, а также фруктовозы — суда с усиленной вентиляцией помещений, приспособленные для перевозки плодов.

Рефрижераторные суда обычно многопалубные, с небольшой (2,3 — 2,5) высотой межпалубных пространств и небольшими по размерам люками для уменьшения потерь холода во время грузовых операций. Грузовое устройство стреловое, реже крановое. Все грузовые помещения имеют теплоизоляцию. Суда имеют высокую скорость, как правило 18-23 узла.

Основными охлаждаемыми грузами рефрижераторов являются фрукты (бананы, киви, ананасы и др.) и овощи, а замороженными: морепродукты и мясо.

С 1980-х годов рефрижераторные суда перевозят также и морские контейнеры.

Низкотемпературные рефрижераторы в основном это транспортные рефрижераторы (ТР) рыболовного флота, предназначенные для приема рыбной продукции от рыболовных судов на промысле и доставки ее в порт.

В мире насчитывается около 1100 рефрижераторных судов на начало 2000-х[1].

Погрузка мороженных продуктов в рефрижераторный трюм

Рефрижераторный трюм — грузовое помещение на судне, позволяющее перевозить грузы, требующие по условиям перевозки хранения при определенных температурных и вентиляционных режимах.

С этой целью рефрижераторный трюм оборудуется теплоизоляцией, системой вентиляции и холодильной установкой, а крышка трюма делается сравнительно небольшой — чтобы уменьшить теплопотери.

В трюмах универсальных рефрижераторов имеется возможность поддержания температуры в интервале от + 12°C до - 30°C, а в трюмах низкотемпературных судов до - 30°C.

Клипер «Данидин», первое коммерчески успешное рефрижераторное судно

Клипер «Данидин», принадлежащий компании

New Zealand and Australian Land Company (NZALC) был оборудован в 1881 году компрессионной холодильной машиной, работающей по циклу Белла Колемана — холодильная установка на паровой тяге сжимала воздух, который выпускался в трюм корабля. При расширении температура воздуха падала и он охлаждал груз в трюме. С помощью 3-х тонн угля в день, эта машина на паровой тяге могла поддерживать холод до 20 °C ниже температуры окружающего воздуха, заморозить груз в умеренном климате Южного острова Новой Зеландии, и затем поддерживать его температуру ниже точки замерзания воды 0 °C в тропиках. Самым явным признаком того, что «Данидин» — необычный корабль, была дымовая труба от холодильных установок, размещенная между его передними и главной мачтами, из-за чего иногда его принимали за один из пароходов, которые были распространены с 1840-х годов. В феврале 1882 года парусник «Данидин» отплыл из порта Чалмерс Новой Зеландии c 4331 бараньей тушей, 598 тушами ягнят и 22 свиной тушами, 246 бочонками со сливочным маслом, а также зайцами, фазанами, индейками, курицами и 2226 овечьими языками и прибыл в Лондон в Великобритании после 98 дней плавания со своим грузом по-прежнему замороженным. За вычетом всех расходов компания
NZALC
получила 4700 фунтов стерлингов прибыли от путешествия.

Вскоре после успешного плавания «Данидина», Великобритания решила увеличить торговлю замороженном мясом из Новой Зеландии и Австралии, для чего свыше 16 различных рефрижераторных и пассажирско-рефрижераторных судов было построено или переоборудовано к 1900 году на верфях в Шотландии и Северной Англии для этой торговли[2].

Крупнейшие компании оперирующие универсальными рефрижераторами :

Chiquta (США)

Cool Carriers (Швеция)

J.Lauritzen (Дания)

Baltic Reefers (Россия)

Seatrade Groningen (Нидерланды)

Green Reefers (Норвегия)

Крупнейшим обладателем флота низкотемпературных рефрижераторов являлась советская государственная корпорация Министерство рыбного хозяйства СССР (сокращ.- Минрыбхоз СССР или МРХ СССР), в ее составе находилось более 150 крупнотоннажных приемо-транспортных судов.

"Cool Express" - крупнейший в мире рефрижератор c 31.10.2018г.

Крупнейший (1990-2018гг) универсальный рефрижератор Ditlev Lauritzen

"Охотское море" - крупнейший рефрижератор в период с 1971 года по 31.10.2018г.

"Ditlev Lauritzen" - крупнейший универсальный рефрижератор в период с 1990 года по 31.10.2018г.

  • Исанин, Николай Никитич. Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение, 1987. — Т. 2. — С. 182. — 524 с. — 30 000 экз.

Особенности рефрижераторных перевозок груза

При грузоперевозках всегда нужно быть осторожным по отношению к доставляемому грузу. Очень важно соблюдать безопасность во время движения по трассе, а также брать в учёт условия хранения для определённых грузов. В частности, особое внимание стоит уделять скоропортящемуся товару, так как даже при минимальном отрезке времени в неблагоприятном условии, он может испортиться. В этом случае отличным решением станут рефрижераторные перевозки. Современные рефрижераторные транспортные средства оснащены самописцами, фиксирующими колебания температуры внутри на протяжении всего пути. Данное транспортное средство может поддерживать внутри кузова температуру – от +12 до -20 градусов, при этом температура окружающей среды может составлять – от -45 до +45 градусов.

Особенности рефрижераторных перевозок грузаПравила организации рефрижераторных перевозок груза.

Что это за вид доставки

Рефрижераторные перевозки представляют собой процесс перевозки груза с помощью автомобильного транспорта, имеющего специальный кузов, холодильное оборудование, предназначенное для поддержки необходимой температуры. Такой вид доставки позволяет осуществлять перевозку различного товара на большие расстояния, при этом применять режим охлаждения, заморозки, обогрева. По правилам каждый грузовой рефрижератор перед поездкой должен пройти технический осмотр, иметь систему слежения GPS, для полного контроля движения. Помимо этого, пройти санитарную обработку, после чего выдаётся специальный документ, свидетельствующий об этом. Санитарный паспорт нужен, чтобы подтвердить безопасность пользования машиной. Водители рефрижераторов в обязательном порядке должны проходить медицинскую комиссию. Существуют и другие требования, которыми должны обладать водительский состав и само транспортное средство:

  • Грузоподъемность;
  • Квалификация водителя;
  • Грамотно составленный маршрут, логистика;
  • Бережное отношение к перевозимому товару;
  • Техническая исправность рефрижератора;
  • Высокое качество тары, применяемой для фасовки, и упаковочного материала;

Ремонт рефрижератора

Что перевозят

Специфика данной деятельности имеет немало нюансов, так как для обеспечения сохранности груза следует учесть все моменты. Чаще всего данный вид перевозок применяют, когда необходимо доставить в пункт назначения:

Этот товар должен располагаться в рефрижераторе строго по инструкции, с точным соблюдением температурного режима. Перевозка охлажденного мяса не обходится без установки температуры в +4 градуса, а если выполняется перевозка продуктов глубокой заморозки – от -17 до -22 градуса.

Перевозка мороженного

Мороженное транспортируют с температурой от -18 до -28 градусов, масло, яйца и сыр – от 0 до +1 градуса, колбасные изделия – от 0 до +6 градусов. Когда осуществляется перевозка замороженной рыбы, поддерживается температурный режим – от -23 до -28 градусов, свежей – от 0 до +2 градусов.

Важно отметить, что мясо и любая сырая животная продукция допускается к транспортировке только при наличии ветеринарных свидетельств, за выдачей которых отвечает Россельхознадзор.

Рефрижераторные транспортные средства

Современные рефрижераторы имеют такую классификацию:

  • Авторефрижераторы – сюда входят машины, прицепы, полуприцепы, а также изотермические фургоны;
  • Рефрижераторные вагоны – специальное транспортное средство для поездов, железнодорожные перевозки осуществляются только в крытом вагоне;
  • Рефрижераторное судно;
  • Рефконтейнер – морской контейнер-рефрижератор, может быть установлен на автомобиль, применяться на складах;

Рефконтейнер

Типы автомобилей рефрижераторов

Транспортные средства классифицируются по типу, а именно по степени охлаждения, характеру привода, габаритам и грузоподъемности. Исходя из применяемых температур, фуры бывают:

  • Первой категории – используют во время транспортировки охлаждённой продукции, для которой не требуется температура ниже +1 градусов;
  • Второй категории – для продукции, имеющей замороженный вид. В этом случае происходит снижение параметров до -20 градусов;
  • Комбинированные – допускается перевозка охлаждённого и замороженного груза, температура устанавливается в пределах от +10 до -20 градусов;
  • Мультитемпературные – транспорт разделён на специальные отсеки, в каждом из которых поддерживается определённый температурный режим.

По характеру привода техника также имеет различие:

  1. С электроприводом от генератора – наблюдается при небольшой площади отделения, предназначенного для товара;
  2. С приводом от автодвигателя – характеризуется собственным автономным дизельным двигателем, встречается в технике, применяемой для перевозки крупногабаритного груза;
  3. С водяной, соляной системой охлаждения – считаются дорогостоящими, поэтому практически не применимы в рефрижераторах.

Стандартно контейнеры классифицируют по их длине. Так, самой популярной считается техника, имеющая 20, 40, а также 45 футов. Что касается грузоподъемности, она имеет несколько основных категорий:

  1. Низкую – 1-3 тонны, для транспортировки по городу, району;
  2. Среднюю – 3-5 тонн, для перевозки между населенными пунктами;
  3. Высокую – более 5 тонн, подходит для международных автоперевозок.

Какие условия должны определять способ транспортировки груза

Специфика продукции влияет на выбор способа транспортировки для гарантии его сохранности. Это является стратегическим решением. Большое влияние оказывает следующий ряд факторов:

  • Параметры груза – масса, объём, форма;
  • Физические, химические характеристики груза. К примеру, жидкий доставляется в цистерне, скоропортящийся – в рефе, объемный – на специальной платформе и т. д.;
  • Срок доставки. При жёстком временном ограничении не стоит прибегать к железнодорожному и морскому транспорту. К примеру, скоропортящуюся продукцию лучше доставить с помощью автосредства;
  • Географическое расположение пункта назначения.

Способ транспортировки груза

Преимущества

Помимо гарантии стабильности температурного режима, в число плюсов, которые являются отличительной особенностью данного варианта транспортировки, входят:

  • Широкая сфера применения;
  • Одновременная перевозка продукции с разной температурой хранения;
  • Возможность перевозки крупногабаритного груза;
  • Сохранность качественных, эксплуатационных характеристик товара;
  • Обеспечение должного уровня вентиляции;
  • Полноценный контроль.

Транспортировка продуктов

Доставка скоропортящегося товара считается одной из специфических. Так, чтобы продукты питания попали на полки супермаркетов в свежем, подобающем виде применяется рефрижератор. С помощью этой мобильной холодильной камеры осуществляется междугородняя и международная доставка груза.

Рефрижераторный контейнер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2016; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2016; проверки требуют 10 правок. Холодильное оборудование установлено в габарите ISO-контейнера.

Рефконтейнер (Рефрижераторный контейнер, англ. refrigerator container, reefer) — контейнер, оборудованный холодильной установкой. Служит для транспортировки грузов, чувствительных к температурам. Чаще всего имеет алюминиевый корпус и пенополиуретановый утеплитель.

Поскольку такие контейнеры имеют встроенную холодильно-нагревательную установку, они требуют подключения к электропитанию[1]. На складе или на корабле это будут стационарные точки для подключения, при транспортировке на трейлере по автодорогам могут использоваться дизель-генераторы («gen sets»), подсоединяемые к контейнерам.

Некоторые контейнеры оборудованы водяной системой охлаждения, которая может использоваться в случае, когда контейнер не обеспечен нормальной вентиляцией для теплоотвода. Такие системы являются дорогими, и их использование сокращается.

Значение для общества таких контейнеров заключается в возможности дешёвых перевозок свежей или замороженной продукции из любых частей мира.

Корпуса рефконтейнеров обычно строятся в Китае. Основные и самые распространенные размеры рефконтейнеров (по длине) — это 20 футов (один TEU), 40 футов (два TEU) и 45 футов.

Холодильные установки рефконтейнеров выпускаются в США, Китае, Малайзии. Основными производителями являются Carrier Transcold, ThermoKing, Daikin, Starcool. Sabroe, Mitsubishi, Seacold сняты с производства. Благодаря холодильным установкам в рефконтейнере можно поддерживать нужную грузовладельцу температуру из диапазона от −35 до + 30 градусов. Коэффициент теплопроводности корпуса в пределах 34 ккал/град С * час, поэтому контейнер может быть использован и как изотермический, без включения рефрижераторной установки.

Рефрижераторный контейнер работает по следующему принципу: из рефрижераторного агрегата внутрь контейнера подается поток воздуха определенной температуры на уровне пола. Затем он проходит по Т-образным профилям пола, а в торце контейнера поднимается по двери к потолку, откуда вновь возвращается к рефрижераторному агрегату. В процессе циркуляции воздух, следуя установленным параметрам, охлаждает или нагревает внутренне пространство рефконтейнера. Он обеспечивает влажность и температуру, которые необходимы для оптимального режима сохранности товара.

Рефрижераторный агрегат находится в торце корпуса. Электропитание рефагрегата осуществляется от 3-фазной электрической сети (380В/50Гц) или от дизельного генератора с необходимыми параметрами. Потребляемая мощность зависит от сезона, установленного температурного режима, периодичности открывания дверей и характера груза (от 4 до 6 кВт).

Электронный блок управления позволяет устанавливать и поддерживать в автоматическом режиме температуру, влажность воздуха; задавать периодичность цикла оттайки; контролировать работу основных агрегатов и фиксировать их неисправность или сбой в работе.

Рефрижераторные агрегаты контейнеров в наше время в основном работают с применением хладагентов (фреонов) «R-404а» и «R-134А»

Основное применение рефконтейнеров это, конечно, морские и железнодорожные перевозки. Но рефконтейнеры могут использоваться и как небольшие склады, в стационарном режиме.

На 2002 год в мире применялось около полумиллиона рефконтейнеров[2], которые обеспечивали около 60 % морских перевозок замороженных грузов[3].

Усреднённая мощность - порядка 3 кВт на TEU (± 60 %)[4].

Холодильная установка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 ноября 2013; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 ноября 2013; проверки требуют 22 правки.

Холодильные машины и установки предназначены для искусственного снижения и поддержания пониженной температуры ниже температуры окружающей среды от +10 °С и до −153 °С в заданном охлаждаемом объекте. Машины и установки для создания более низких температур называются криогенными. Отвод и перенос тепла осуществляется за счёт потребляемой при этом энергии. Холодильная установка выполняется по проекту в зависимости от проектного задания, определяющего охлаждаемый объект, необходимого интервала температур охлаждения, источников энергии и видов охлаждающей среды (жидкая или газообразная).

Холодильная установка может состоять из одной или нескольких холодильных машин, укомплектованных вспомогательным оборудованием: системой энерго- и водоснабжения, контрольно-измерительными приборами, приборами регулирования и управления, а также системой теплообмена с охлаждаемым объектом. Холодильная установка может быть установлена в помещении, на открытом воздухе, на транспорте и в различных устройствах, в которых необходимо поддерживать заданную пониженную температуру и удалять излишнюю влажность воздуха.

Система теплообмена с охлаждаемым объектом может быть с непосредственным охлаждением холодильным агентом, по замкнутой системе, по разомкнутой, как при охлаждении сухим льдом, или воздухом в воздушной холодильной машине. Замкнутая система может также быть с промежуточным хладоносителем, который переносит холод от холодильной установки к охлаждаемому объекту.

Началом развития холодильного машиностроения в широких размерах можно считать создание Карлом Линде в 1874 году первой аммиачной парокомпрессорной холодильной машины. С тех пор появилось много разновидностей холодильных машин, которые можно сгруппировать по принципу работы следующим образом: парокомпрессионные, упрощённо называемые компрессорные, обычно с электроприводом; теплоиспользующие холодильные машины: абсорбционные холодильные машины и пароэжекторные; воздушно-расширительные, которые при температуре ниже −90 °С экономичнее компрессорных, и термоэлектрические, которые встраиваются в приборы.

Каждая разновидность машин имеет свои особенности, по которым выбирается их область применения. В настоящее время холодильные машины и установки применяются во многих областях народного хозяйства и в быту. Ряд подробностей о холодильных машинах и установках можно найти в статье домашний холодильник.


Поток хладагента регулируется с помощью ТРВ, а работу ТРВ контролирует термобаллон, который закреплен в входящую трубу испарителя.

  • Курылев Е. С., Герасимов Н. А., Холодильные установки, Москва-Ленинград, 1970, 608 с.
  • Кошкин Н. Н., Сакун И. А., Бамбушек Е. М., Холодильные машины, «Машиностроение», 1985, 510 с.
  • Холодильные установки, Под ред. Чумака И. Г., Агропромиздат, Москва, 1991.
  • Холодильные установки // БСЭ. 3-е изд., М., Эксмо, 2008, 672 с.
  • Вайнштейн В. Д., Канторович В. И., Низкотемпературные холодильные установки, «Пищевая промышленность», М., 1972, 352 с.

рефрижератор — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. рефрижера́тор рефрижера́торы
Р. рефрижера́тора рефрижера́торов
Д. рефрижера́тору рефрижера́торам
В. рефрижера́тор рефрижера́торы
Тв. рефрижера́тором рефрижера́торами
Пр. рефрижера́торе рефрижера́торах

реф-ри-же-ра́-тор

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рефрижератор- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [rʲɪfrʲɪʐɨˈratər]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. транспортное средство с холодильной установкой предназначенное для перевозки пищевых продуктов и иных грузов, требующих низкого температурного режима ◆ Мой знакомый гоняет из Турции рефрижераторы с мясом. А. Г. Найман, «Пропущенная глава», 2001 г. // «Октябрь» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И мужчины, которые приехали с рефрижератором, решили договориться с директором мясокомбината. Э. С. Радзинский, «Наш Декамерон», 1980-1990 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. техн. часть холодильной установки, служащая для испарения жидкости и получения низкой температуры ◆ В кухне я несколько задержалась, чтобы успокоиться и собраться с мыслями. Достала из рефрижератора кувшин с молоком и налила директору его любимый большой стакан. Н. Н. Шпанов, «В новогоднюю ночь», 1935-1950 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Обстоятельство это заставило Макарова задуматься над вопросом, каким образом, не имея на корабле ни льда, ни рефрижератора, понизить температуру в продуктовой камере. Б. Г. Островский, «Адмирал Макаров», 1949-1955 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. контейнеровоз
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. транспортное средство
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от франц. réfrigérateur, из лат. refrīgerāre — охлаждать, от frīgus — холод, стужа.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

рефрижераторный - это... Что такое рефрижераторный?


рефрижераторный
рефрижераторный
РЕФРИЖЕРА́ТОР, -а, м. (спец.).

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

.

Синонимы:
  • РЕФРИЖЕРАТОР
  • РЕХНУТЬСЯ

Смотреть что такое "рефрижераторный" в других словарях:

  • РЕФРИЖЕРАТОРНЫЙ — РЕФРИЖЕРАТОРНЫЙ, рефрижераторная, рефрижераторное (тех.). прил. к рефрижератор; оборудованный холодильником. Рефрижераторный теплоход. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • рефрижераторный — рефрижераторский Словарь русских синонимов. рефрижераторный прил., кол во синонимов: 2 • авторефрижераторный (1) • …   Словарь синонимов

  • рефрижераторный — ая, ое. refrigerateur <лат. refrigerare охлаждать <лат. frigus холод. Отн. к рефрижератору, снабженный рефрижератором. БАС 1. Рефрижераторный теплоход. Уш. 1939. Мне удалось исколесить весь Союз, работая техником рефрижераторных секций.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Рефрижераторный — прил. 1. соотн. с сущ. рефрижератор, связанный с ним 2. Свойственный рефрижератору, характерный для него. 3. Снабженный рефрижератором. 4. Принадлежащий рефрижератору. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • рефрижераторный — рефрижераторный, рефрижераторная, рефрижераторное, рефрижераторные, рефрижераторного, рефрижераторной, рефрижераторного, рефрижераторных, рефрижераторному, рефрижераторной, рефрижераторному, рефрижераторным, рефрижераторный, рефрижераторную,… …   Формы слов

  • рефрижераторный — рефрижер аторный …   Русский орфографический словарь

  • рефрижераторный — …   Орфографический словарь русского языка

  • рефрижераторный — см. рефрижератор; ая, ое. Р ое судно. Р ая установка …   Словарь многих выражений

  • рефрижераторный — рефрижератор/н/ый …   Морфемно-орфографический словарь

  • Рефрижераторный поезд — Рефрижераторный поезд. Поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов... Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ 756) (ред. от 03.07.2001, с изм. от 09.03.2004) …   Официальная терминология

Климатическое и холодильное оборудование — Википедия

Внешний блок сплит-системы и конденсаторы (вентиляторные градирни) торгового холодильного оборудования на одной стойке

Климатическое и холодильное оборудование — оборудование, основанное на работе холодильных машин, предназначенное для автоматического поддержания температуры и иных параметров воздуха (относительной влажности, чистоты, скорости движения воздуха) в закрытых помещениях или термоизолированных камерах[источник не указан 3022 дня]. Хотя холодильное и климатическое оборудование отличается по назначению и поддерживаемой температуре, такое оборудование имеет конструктивное сходство и единые принципы действия.

Климатическое оборудование поддерживает требуемые параметры для комфортного нахождения человека от небольших объёмов (например, салон автомобиля ) до огромных производственных, торговых и жилых площадей в десятки тысяч квадратных метров. Холодильное оборудование поддерживает требуемые параметры для продолжительного хранения продуктов питания и иных целей. Холодильные камеры имеют размер от сумки-холодильника до рефрижераторных судов и специальных помещений. Из-за различия в охлаждаемых объёмах климатическое оборудование с производительностью по холоду менее 500 Ватт серийно не производится, в то время как холодильное оборудование может иметь производительность по холоду менее 10 Вт.

Существует оборудование занимающее промежуточное положение между холодильным и климатическим — специальные кондиционеры для винных погребов. Они поддерживают температуру до +5 °С и имеют встроенную систему оттаивания внутреннего блока, как в холодильниках[источник не указан 2941 день].

Типы оборудования по принципу действия[править | править код]

Парокомпрессионный холодильный цикл[править | править код]


1 — конденсатор
2 — терморегулирующий вентиль
3 — испаритель
4 — компрессор

Теоретической основой, на которой построен принцип работы холодильников, является второе начало термодинамики. Охлаждающий газ в холодильниках совершает так называемый обратный цикл Ренкина - разновидность обратного цикла Карно. При этом основная передача тепла основана не на сжатии или расширении цикла Карно, а на фазовых переходах — испарении и конденсации. Холодильное и климатическое оборудование компрессионного типа действия небольшой мощности имеет сходное устройство:

  • компрессор, создающий необходимую разность давлений;
  • испаритель, забирающий тепло из внутреннего объёма холодильника;
  • конденсатор, отдающий тепло в окружающую среду;
  • Дросселирующее устройство, поддерживающее разность давлений за счёт дросселирования хладагента;
  • Хладагент — вещество, переносящее тепло от испарителя к конденсатору.

Компрессор засасывает из испарителя хладагент в виде пара, сжимает его (при этом температура хладагента повышается) и выталкивает в конденсатор. Для смазки компрессора применяют специальные рефрижераторные масла. Стоит отметить, что масло и хладагенты R-22, R-12 хорошо растворяются друг в друге. Более поздние хладагенты (R-407C, R-410A и т. д.) не растворяют масла и для смазки компрессора используют полиэфирные масла. Полиэфирные масла крайне гигроскопичны, вступают в химическую реакцию с водой и разлагаются.

В конденсаторе нагретый в результате сжатия хладагент остывает, отдавая тепло во внешнюю среду, и при этом конденсируется, то есть превращается в жидкость, поступающую в дросселирующее устройство.

Жидкий хладагент под давлением поступает через дросселирующее устройство (капилляр или терморегулируемый расширительный вентиль) в испаритель, где за счёт резкого уменьшения давления происходит испарение жидкости. При этом хладагент отнимает тепло у внутренних стенок испарителя, за счёт чего происходит охлаждение.

Таким образом, в конденсаторе хладагент под воздействием высокого давления конденсируется и переходит в жидкое состояние, выделяя тепло, а в испарителе под воздействием низкого давления вскипает и переходит в газообразное, поглощая тепло.

Терморегулируемый расширительный вентиль необходим для создания необходимой разности давлений между конденсатором и испарителем, при которой происходит цикл теплопередачи. Он позволяет правильно (наиболее полно) заполнять внутренний объём испарителя вскипевшим хладагентом. Пропускное сечение ТРВ изменяется по мере снижения тепловой нагрузки на испаритель, при понижении температуры в камере количество циркулирующего хладагента уменьшается.

В бытовых холодильниках и кондиционерах чаще всего вместо ТРВ используется капилляр. Он не меняет своё сечение, а дросселирует определённое количество хладагента, зависящее от давления на входе и выходе капилляра, его диаметра, длины и типа хладагента.

Большое значение имеет чистота хладагента: вода и примеси могут засорить капилляр или повредить компрессор. Примеси могут образовываться в результате коррозии внутренних стенок трубопроводов холодильника, а влага может попасть при заправке системы. Поэтому при заправке тщательно соблюдается герметичность, перед заправкой контур вакуумируется.

Обычно также присутствует теплообменник, выравнивающий температуру на выходе из конденсатора и из испарителя. В результате к дросселю поступает уже охлаждённый хладагент, который затем ещё сильнее охлаждается в испарителе, в то время как хладагент, поступивший из испарителя подогревается, прежде чем поступить в компрессор и конденсатор. Это позволяет увеличить производительность холодильной установки, а также предотвратить попадание жидкого хладагента в компрессор.

График парокомпрессионного холодильного цикла[править | править код]

Цикл Карно теплового двигателя в координатах P и V T-S диаграмма парокомпрессионного цикла

Так как основная передача тепла основана не на цикле Карно, а на фазовых переходах — испарении и конденсации, график цикла в координатах P и V (диаграмма Эндрюса) не является информативным.

  1. В тепловом двигателе процессы происходят циклично, а холодильных установках — непрерывно, без разграничения циклов. Хотя кипение хладагента в испарителе приводит к многократному увеличению объёма рабочего тела, из-за непрерывной работы компрессора давление остается постоянным. Давление в конденсаторе также постоянно и определяется установившейся температурой. Если по каким-либо причинам давление в конденсаторе начнет меняться, то изменится физическое свойство газа — температура конденсации. Температура не меняется, значит давление постоянно. Таким образом, в парокомпрессионном холодильном цикле выделяют два постоянных давления: высокое и низкое.
  2. Парокомпрессионный холодильный цикл является обратным — механическая энергия используется для переноса тепловой. В отличие от теплового двигателя, необходимо оценить не полученную механическую энергию, а перенесенный объем тепла.
  3. Теплообмен между рабочим телом и окружающей средой происходит при установившихся по времени и постоянных по площади радиаторов температурах — кипения или конденсации.
  4. Объёма хладагента при конденсации и кипении изменяется в десятки раз из-за смены агрегатных состояний вещества. Для холодильного цикла на координатах P и V необходимо использовать логарифмическую шкалу.


Поэтому парокомпрессионный холодильный цикл удобно представить в координатах T и S (температура и энтропия). В основе работы холодильника лежит обраьный цикл Ренкина.

  • Линия, напоминающая параболу — диаграмма термодинамических свойств хладагента. Вершина этого купола — критическая точка, при которой конденсация жидкости невозможна.
  • Линия сжатия 2-1. Сжатие газа компрессором. При сжатии повышаются давление и температура газа.
  • Линия перегрева газа 1-6. Перегрев необходим, чтобы образование жидкой фазы происходило в конденсаторе, а не в компрессоре. Перегретый газ поступает в конденсатор.
  • Линия конденсации 6-5. В конденсаторе газ превращается в жидкость. При конденсации отводится тепловая энергия.
  • Линия дросселирования 5-4. Жидкий хладагент дросселируется в испаритель через терморегулирующий вентиль, работающий на основе эффекта Джоуля — Томсона.
  • Линия уменьшения давления 4-3.
  • Линия кипения 3-2. За счет низкого давления хладагент вскипает в испарителе, переходит в газообразное состояние, поглощая при этом тепловую энергию.

Площадь прямоугольника под отрезком 5-6 до оси S (интеграл функции по линии температуры испарителя 1-2) характеризует холодопроизводительность. Площадь всей фигуры 1-2-3-4-5-6 плюс интеграл по линии 4-5 характеризует затрачиваемую компрессором работу.[1]

Составляющие холодильной установки[править | править код]

Хладагент вещество, которое переносит тепло от испарителя к конденсатору. Для повышения КПД, климатическое и холодильное оборудование проектируют таким образом, чтобы температура хладагента в состоянии газа незначительно отличалась от температуры кипения. Отличие температуры газа на выходе из испарителя от температуры кипения называют перегревом. Аналогично, в зоне высокого давления отличие температуры жидкости на выходе из конденсатора от температуры конденсации называют переохлаждением. Значение перегрева и переохлаждения, как правило, должно находиться в интервале от 3 до 7°C. Для каждого хладагента существует шкала, устанавливающая однозначное соответствие между давлением и температурой кипения и конденсации хладагента. Температура кипения в холодильных системах значительно ниже (до −18 °С) чем в климатических системах (от +2 до +5 °С). Фреон климатического оборудования должен быть негорючим, так как при утечке хладагент мог бы спровоцировать объемный взрыв в помещении или в системе вентиляции. Соответственно, некоторые фреоны применяются только в холодильных системах (R600) или только в климатическом оборудовании (R410A), большая группа фреонов применяют как в холодильном, так и в климатическом оборудовании (R22).

Компрессор обеспечивает необходимую разность давлений между двумя частями системы: конденсатором (зона высокого давления) и испарителем (зона низкого давления). Если сравнивать холодильное и климатическое оборудование на одном типе хладагента, можно отметить сходные параметры зоны высокого давления, но на входе в компрессор давление фреона в холодильном оборудовании будет ниже, чем в климатическом.

Конденсатор передает тепло от хладагента в окружающее пространство. Хладагент охлаждается в конденсаторе и кондесируется в жидкость. Климатическое оборудование может передавать тепло как из охлаждаемого помещения при охлаждении, так внутрь помещения при обогреве. В качестве конденсатора может выступать как внутренний, так и внешний блок сплит-системы. Максимальная температура конденсатора ограничивается параметрами критической точки хладагента.

Терморегулирующий вентиль обеспечивает требуемое значение давления (а, значит, и температуры) в испарителе, дросселируя подачу жидкого фреона в зависимости от температуры на выходе испарителя. В оборудовании небольшой мощности (до 10 кВт), применяют капиллярную трубку.

Испаритель передает тепло из окружающего пространства хладагенту. Из-за низкого давления хладагент закипает в испарителе при низкой температуре. В холодильном оборудовании температура испарителя может быть ниже 0 °C, и он покрывается инеем, что ухудшает теплообмен. Это компенсируется увеличением площади теплообмена морозильных камер. Очистка от инея (оттаивание) осуществляется периодической процедурой "размораживания" (выключения). В No-Frost холодильниках может применяется «плачущий» испаритель, температура которого всегда выше 0 °С. В климатическом оборудовании для увеличения скорости охлаждения помещения через испаритель необходимо пропустить наибольшее количество воздуха. В сплит-системах для этого применяют тангенциальный вентилятор.

Система отвода конденсата воды В климатическом и холодильном оборудовании температура испарителя хотя и может быть выше 0 °С, но всё же она обычно ниже точки образования росы, и на нём образуется конденсат. Отвод воды от испарителя в зависимости от вида оборудования производится по-разному. В холодильниках с «плачущим» испарителем вода по желобу в задней части стенке попадает в специальную пластмассовую чашу на компрессоре и испаряется. В сплит-системах вода по трубке под наклоном выводится на улицу. В промышленных системах кондиционирования при помощи системы дренажных помп вода централизованно отводится в канализацию.

Климатическое оборудование компрессионного типа действия большой мощности[править | править код]

Тип оборудования Минимальная мощность Максимальная мощность Длина магистрали
Бытовые кондиционеры и настенные сплит-системы 5 кБте (1,5 кВт) 36 кБте (10 кВт) до 15 м
Офисные и бытовые сплит-системы канального, кассетного и других типов 5кВт (18 кБте) 18 кВт (60 кБте) до 50 м
Промышленное оборудование с изменяемым расходом хладагента 14 кВт 100 кВт до 1000 м
Промышленное оборудование (Системы чиллер-фанкойл) от 100 кВт не ограничено не ограничено
  • Котзаогланиан П. Пособие для ремонтника: Справочное руководство по монтажу, эксплуатации, обслуживанию и ремонту современного оборудования холодильных установок и систем кондиционирования. — М., Эдем, 2007. Стр. 832.
  • Холодильные машины: Учебник для студентов втузов специальности «Техника и физика низких температур» / А. В. Бараненко, Н. Н. Бухарин, В. И. Пекарев, Л. С. Тимофеевский: Под общ. ред. Л. С. Тимофеевского. — СПб.: Политехника, 1997 г. — 992 с.