Расход топлива т 72 – Т-72 Урал — Советский Средний Танк, История Разработки и Применение, Конструкция и Вооружение, Технические Характеристики, Достоинства и Недостатки, Модификации

Сколько топлива «кушают» российские танки Т-72, Т-80 и Т-90? ⛽⛽⛽

На что обращает внимание рядовой обыватель при выборе автомобиля? Во-первых, на его цену, во-вторых, на его технические характеристики, в-третьих, на внешний вид, в четвёртых — на возраст и состояние (если б\у). Эта схема в общем и целом справедлива для всех, как справедлив и извечный интерес будущих обладателей автомобиля к стоимости обслуживания техники, а именно — к расходу топлива!

Раньше такого не было. В СССР топливо, как и всё, чего в стране было в достатке, стоило копейки и о какой-либо жадной экономии граждане не беспокоились.

Сейчас же дело обстоит иначе. Нефть дорожает, топливо дорожает; нефть дешевеет, топливо дорожает; нефть стоит на месте, топливо дорожает. Иными словами стабильность, как и обещали сверху! Жаль только речь идет о стоимости топлива, а не об уровне благосостояния населения.

Это прямо как в анекдоте: бензин подорожал, потому что подорожала транспортировка бензина из-за подорожания бензина!

Итак, отвлеклись немного. Т.к. данный канал по большей части специализируется на технике военной, а не гражданской, поговорим мы сегодня о расходе топлива основных российских танков, а именно — Т-72 «Урал», Т-80 и Т-90. На связи МУЖСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, приятного просмотра!

«Броня крепка и танки наши быстры» — поётся в знаменитом «Марше советских танкистов», да только вот чтобы разгонять эту крепкую броню до скорости, которую можно считать быстрой, танковому двигателю необходимо усердно работать, перерабатывая при этом топливо внушительными темпами!

Танк — это не полуторатонная легковушка, которую 100-сильный двигатель устремляет вперёд без особых усилий. Здесь минимум сорок тонн железа и композитов, которые 780-сильный (мощность дизеля В-46 танка Т-72) двигатель должен гонять по самым суровым дорогам в самых тяжёлых условиях. А для этого нужно топливо, много топлива!

Друзья, хочу вам напомнить, что уже некоторое время Вконтакте функционирует наша новая группа! В ней публикуются не только ссылки на новые статьи, но и множество других интересных вещей: цитаты, фотографии, анимации и т.д. Присоединяйтесь, не пожалеете!
МУЖСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ Вконтакте

Довольно лирики, прейдём к конкретным цифрам!

Начнём мы с танка Т-72 «Урал», и для определения расхода топлива его двигателя мы обратимся к следующей литературе:

В самом начале книги наряду с достаточно подробным списком тактико-технических характеристик машины даны и некоторые эксплуатационные характеристики, где мы и находим нужные нам данные:

Запомнили цифры. Движемся дальше. Вторым предлагаю рассмотреть танк Т-90, который является прямым наследником танка Т-72. Открываем аналогичный документ с техническим описанием танка Т-90 и находим те же пункты:

Как видим, числовые данные практически совпадают с данными танка Т-72. Не удивительно, ведь двигатели В-46 (780 л.с) и В-84 (840 л.с) этих танков мало чем отличаются друг от друга.

Наиболее ярко выделяется на фоне машин УралВагонЗавода детище Кировского завода — танк Т-80, оборудованный не дизельным двигателем, как его собратья, а газотурбинным ГТД-1000Т, развивающим мощность 1000 л.с. (двигатель ГТД-1000ТФ, что устанавливался в танки Т-80Б, развивает мощность 1100 л.с).

Открываем документ и находим там следующие пункты:

Цифры говорят, что едва ли не в два раза больше топлива (а это авиационный керосин ТС-1, а не ДТ) необходимо газотурбинному двигателю для функционирования, нежели дизельным двигателям танков Т-72 и Т-90.

Спасибо за просмотр!

Танк Т-72: характеристика и фото. Т-72 «Урал»

Еще до того, как началось серийное производство танков Т-62, главным конструктором Уральского вагонного завода Л. Н. Карцевым было предложено совершенствовать модель, установив на нее новый двигатель, более мощный, и более перспективную ходовую часть. Именно так появился танк Т-72. Характеристика транспортного средства отмечала его как бронемашину большого размера.

Немного истории

танк т 72 характеристика

Летом 1961 года были построены первые два экземпляра танка, причем они тестировались в ускоренном режиме – сначала на заводе, затем на полигоне. Объект отличался модернизированностью, но, несмотря на все его преимущества, заводом не было получено официальное разрешение на производство нового танка. Год за годом в модель вносились определенные изменения:

  1. Сначала был продуман экипаж танка Т-72, который состоял из трех человек – командира, наводчика и механика-водителя.
  2. Танк был оснащен пушкой с автоматом заряжания и броневой защитой на основе схемы НИИ стали.
  3. Ходовая часть модели планировалась весом не больше 40 тонн.

Но эти изменения не принимались, только были оставлены две бортовые коробки перемены передач.

Особенности компоновки танка

Т-72 – танк, отличающийся классической конструкцией, когда силовое отделение располагается на корме. Управление сосредоточено в носовой части транспортного средства, здесь же располагаются топливный бак, бак-стеллаж, щиток контрольных приборов механика-водителя, электроаппаратура.

танк СССР

Отделение управления состоит из сиденья механика, который и осуществляет управление танком Т-72. Над сиденьем водителя имеется люк. В шахту броневого листа установлен прибор, позволяющий вести наблюдение за ситуацией. Механик-водитель во время движения сидит, что обеспечивается продуманной конструкцией самого сиденья в днище танка.

Боевое отделение

Боевому отделению в танке оставлено место в средней части корпуса и башне, которая отделяется от силового отделения специальной перегородкой. Продуманность конструкции обеспечивает удобное перемещение членов экипажа из отделений в отделения. Удобство и эргономичность – главные отличия, которыми может похвастаться танк Т-72. Характеристика его как боевого судна также впечатляет:

  1. Танк оснащен гладкоствольной пушкой в башне 125 мм, автоматом заряжения и приборами управления огнем.
  2. Справа от пушки оборудовано место командира, а слева сидит наводчик.
  3. На пушке с правой стороны имеется пулемет ПКТ, а над ним на специальных креплениях держится базовая труба прицела-дальномера.
  4. Рабочее место командира привлекательно оснащением: оно состоит из электромашинного стопора пушки, бака вертикального наведения, радиостанции, специального аппарата, через который снаружи подключается розетка десанта, карданного привода командирской башни.
  5. Башня командира накрывается крышкой с пластинчатым торсионом.
  6. Командирская башенка оснащена двумя приборами наблюдения ТНП-160 и командирским прибором ТКН-3.

Боевое отделение также оснащено приборами и механизмами, которые обеспечивают удобство эксплуатации танка.

Силовое отделение

дальность стрельбы танка т 72

Кормовая часть имеет силовое отделение. Двигатель танка Т-72 располагается с левого борта, а между ним и перегородкой для мотора находится система охлаждения, масляный фильтр, клапан расширительного бачка. С правой стороны установлен очиститель воздуха. Корпус имеет кормовой лист, где располагается система охлаждения. Также силовое отделение оснащено дополнительным и основным маслобаками, которые способствуют смазке двигателя. Силовое отделение закрыто крышкой. Расход топлива танка Т-72 на 100 км следующий:

  • при движении на грунте – 260-450 л;
  • на дороге с твердым покрытием – 240 л.

Особенности корпуса

Один из самых популярных советских танков – танк Т-72. Характеристика его как боевого была бы неполной, если не описать особенности корпуса. Корпус данной модели – это жесткая коробка, которая сварена из броневых листов. Здесь располагаются носовая часть, борта, корма, днище, перегородки вентиляции и мотора, а также крыша силового отделения.

Лобовой лист – это многослойная комбинированная преграда из стали и стеклотекстолита, толщина которой обеспечивает износостойкое покрытие. Борта корпуса усилены вертикальными броневыми листами, в средней части дополнены защитными планками. Их назначение – увеличить внутренний объем корпуса и установить на них башню. По всему периметру бортов приварены кронштейны, на которые крепятся направляющие колеса.

Т-72 – популярный танк СССР, который внушал уважение всему миру. Корма его корпуса представляет собой кормовой броневой лист. В качестве защиты установлена вентиляторная перегородка. Она представляет собой спиральный кожух, оснащенный съемными передними и боковыми листами. В кожухе имеется вентилятор системы охлаждения, а основное назначение перегородки – организовывать поток воздуха. Борта танка дополнены бортовыми экранами, имеющими толщину 3 мм и выполненными из сплава алюминия. Чтобы сохранить состояние танка во время движения по трудным участкам местности, экраны можно поставить в походное положение – поджать их к боковым пылевым щиткам. Когда танк Т-72 в бою, пылевые щитки могут быть развернуты вперед под углом в 60 градусов.

Как устроена башня?

вес танка т 72

Для ее создания использована фасонная отливка из броневой стали, сверху к ней приварена крыша, а также головки, которые защищают базовую трубу прицела-дальномера. Башня отличается монолитной конструкцией, толщина стенок которой варьируется. Передняя часть оснащена амбразурой, где устанавливается пушка, боковые поверхности — дуговыми щеками, которые играют важную роль для бронировки стенок корпуса.

Справа от пушки предусмотрено наличие амбразуры, где располагается спаренный пулемет. Слева от пушки имеется кронштейн, где крепится осветитель ночного прицела в сочетании с трубкой, через которую подводится к пушке электрический привод. Левая половина крыши имеет основание люка, где располагается наводчик. Башня вращается гидравлическим и ручным механизмом. Все это отличает танк Т-72, характеристика которого позволяет сделать вывод о боевых качествах бронемашины.

Вооружение танка

управление танком т 72

Башня танка оснащена гладкоствольной пушкой Д-81ТМ, с ним спарен еще один пулемет, причем они стабилизированы в две плоскости наведения. Ствол пушки – это труба, которая соединяется с кожухом, муфтой, казенником и механизмом продувания. Он, в свою очередь, состоит из шести сопел. Затвор пушки отличается полуавтоматическим режимом работы. Дальность стрельбы танка Т-72 следующая:

  • при стрельбе бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами дальность составляет 4000 м;
  • при использовании осколочно-фугасных снарядов ее значение достигает 5000 м;
  • при стрельбе ночью она равна 800 м;
  • если снаряды выстреливаются боковым уровнем с использованием осколочно-фугасным снарядов, дальность стрельбы может достигать 9400 м.

Нужно отметить, что при автоматическом заряжении пушка отличается боевой скорострельностью до 8 выстрелов в минуту, при ручном заряжении – 1-2 выстрела в минуту.

Дальность стрельбы танка Т-72 обеспечивается монокулярным стереоскопическим прицелом-дальномером, оснащенным дополнительной независимой стабилизацией поля зрения. С помощью прицела измеряется дальность цели в диапазоне 1000-4000 м при точности в 3-5 процентов. Если стрельба ведется ночью, используется специальный ночной прицел с осветителем на основе ИК-фильтра.

Командирская башня оснащается зенитной установкой, которая позволяет стрелять по воздушным и наземным целям. В случае с Т-72 ТТХ танка следующие: по дальним воздушным целям стрельба ведется на расстоянии до 1500 м, по наземным – до 2000 м. Зенитная установка танка состоит:

  • из пулемета НСВ 12,7 мм;
  • люльки с противооткатным устройством;
  • зенитного прицела;
  • рукоятки, позволяющей наводить орудие горизонтально и вертикально;
  • магазина для снарядов;
  • уравновешивающего механизма.

Основные снаряды

Одна из мощных боевых бронемашин России всех времен – Т-72. Вооружение танка предполагает наличие следующих снарядов:

  • автомата АКМС 7,62 мм;
  • сигнального пистолета;
  • 10 ручных гранат.
т 72 ттх танка

Танк имеет двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор вооружения, который сочетается с оптическим прицелом-дальномером. Главные задачи этого комплекса следующие:

  1. Автоматически удерживать пушку и пулемет в определенном положении при движении танка.
  2. Наводить стабилизированную пушку и пулемет, плавно регулируя скорость наведения.
  3. Наводить нестабилизированную пушку в горизонтальной плоскости.
  4. Создавать целеуказание от командира танка к наводчику.
  5. Аварийно поворачивать башню от механика-водителя.

С помощью стабилизатора обеспечиваются угловые скорости, на основе которых наводится пушка вертикально в автоматическом режиме. С составе боекомплекта танка – 39 выстрелов к пушке, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату, 12 патронов для сигнального пистолета и 300 патронов для зенитного пулемета.

Особенности заряжения

На танке Т-72 имеется электромеханический комплекс, который автоматически заряжает пушку. Он состоит из вращающегося транспортера, механизма подъема кассет, механизма удаления поддонов, досылателя, электромашинного стопора пушки, запоминающего устройства и пульта управления.

Боевой танк СССР оснащен вращающимся транспортером, который монтирован на корпусе машины и включает в себя каркас, электромеханический привод, настил, механизм закрывания окна выдачи со створками, стопор и ручной привод. В каркасе размещаются 22 кассеты, сам он является цельной сварной конструкцией. Кассета представляет собой сваренные две трубы и нужна для размещения выстрела разных типов.

Особенности силовой установки

т 72 вооружение танка

Устройство танка Т-72 предполагает наличие модифицированной силовой установки. Она представляет собой дизельный мотор мощностью 780 л.с., который дополнен системой жидкостного охлаждения и приводным центробежным нагнетателем. Масса двигателя составляет 980 кг, он установлен в силовом отделении. Многотопливный мотор может работать на дизеле разных марок, бензине и керосине. Но основной вид топлива – дизельное. Система питания двигателя танка состоит из 4 внутренних и 5 наружных топливных баков.

Чтобы обеспечивалась очистка воздуха, который поступает в цилиндры двигателя, танк дополнительно оснащается двухступенчатым очистителем воздуха, который удаляет пыль из пылесборника. Очистка выполняется в несколько циклов, после чего очищенный на 99,8 процентов воздух поступает в двигатель.

Устройство танка Т-72 предполагает наличие системы смазки и охлаждения. Система смазки является циркуляционной и комбинированной, а система охлаждения – жидкостной и закрытой, она дополняется принудительной циркуляцией. Специальная система подогрева разогревает двигатель и обслуживает его системы перед запуском.

Танк Т-72 оснащен механической трансмиссией с гидравлическим управлением, включающей в себя гитару и две коробки передач. Гитарой называется шестеренчатый редуктор, который передает крутящий момент к коробкам передач.

Ходовая часть и оборудование

Боевой вес танка Т-72 составляет 44,5 тонны, при этом ходовая часть – это шесть двухскатных обрезиненных опорных катков и три односкатных катка, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо с кривошипным механизмом. Танк имеет индивидуальную торсионную подвеску, которая усиливается гидравлическими амортизаторами и шестью опорными катками. Гусеницы имеют мелкие звенья с числом траков в них 97.

Из дополнительных устройств на танке можно отметить радиостанцию и переговорное устройство, рассчитанное на четырех абонентов. Радиостанция работает как приемопередатчик и телефон, обеспечивая дальность связи до 20 км. Радиостанция функционирует на 1261 рабочей частоте, при этом прием и передача сигнала ведутся на общей частоте.

Защитные системы

экипаж танка т 72

Несмотря на то что вес танка Т-72 был внушительным, он оснащался дополнительными системами, которые защищали бронемашину от оружия массового поражения. Системы способны защитить танк и его внутреннее оснащение от ударной волны, радиации при ядерном взрыве, обеспечивая безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.

Защита от ударной волны выполняется продуманной броней, а также качественной герметизацией. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и отделения управления надежно герметизируются. Система защиты выступает в качестве световой и звуковой сигнализации, контролирует уровень радиации и избыточность давления внутри танка и наличие отравляющих веществ снаружи него.

Противопожарная система представляет собой три двухлитровых баллона, которые наполнены огнегасящим составом, а также три трубопровода, которые соединяют баллоны и отделения, и девять термодатчиков. Специальная система многократного действия служит надежной защитой от дыма. Она работает на дизельном топливе.

Из дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему для подводного вождения, которая позволяет преодолевать водные преграды на глубине 5 м и ширине до 1000 м. В состав этого оборудования входят также спасательные жилеты, противогазы, рассчитанные на всех членов экипажа.

Модификации танка Т-72

Всего за годы выпуска танк был представлен в восьми основных модификациях: Т-72, Т-72М, Т-72М1, Т-72С и их разновидностях. Кроме того, он активно продавался за границу в такие страны, как Чехословакия, Польша, ГДР, Венгрия и Болгария. По состоянию на 2007 год эти бронемашины состояли на вооружении целого ряда стран – Азербайджана, Алжира, Вьетнама, Ливии, Македонии, Киргизии и многих других. Танк Т-72 активно использовался во многих странах как основа большого количества инженерных, специальных и боевых машин.

Т-72 — это уральский танк, который долгое время считался одним из самых мощных и надежных не только в СССР, но и в мире. Модернизированные версии до сих пор производятся во многих странах, при этом постоянно совершенствуются системы управления и силовое оборудование.

Танк Т-72Б — Военный информационный портал Министерства обороны Республики Беларусь

Параметр Единица измерений Т-72Б
Полная масса т. 44,5
Экипаж чел. 3
Двигатель В-84-1 л.с. 840
Удельное давление на грунт кгс/см2 0,83
Длина танка
с пушкой вперед мм 9530
корпуса мм 6860
Ширина танка мм 3460
Высота танка мм 2226
База мм 4270
Клиренс мм 428…470
Скорость движения
Средняя по сухой грунтовой дороге км/ч 40-45
Максимальная по дороге с твердым покрытием км/ч 60
На передаче заднего хода, максимальная км/ч 4,8
Расход топлива на 100 км
По грунтовой дороге л, до 260…450
По дороге с твердым покрытием л, до 240
Емкость баков л 1200
Запас хода по топливу км 500
Вооружение

Гладкоствольная пушка — пусковая установка мм 125
Пулемет ПКТ (спаренный с пушкой) мм 7,62
Пулемет НСВТ мм 12,7
Преодолеваемые препятствия

высота стенки, м
0,85
ширина рва, м
2,8
брод (с подготовкой), м
1,2 (1,8)
глубина водной преграды, преодолеваемой с оборудованием для подводного вождения, м
5
Боекомплект

Выстрелов к пушке шт 45
Патронов:

к пулемету (7,62 мм) шт 2000
к пулемету (12,7 мм) шт 300

технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Появившийся в начале 70-х годов прошлого столетия основной советский танк Т-72 стал одной из самых массовых машин в мире – «Уралвагонзавод» собрал не менее 30 тыс. экземпляров танка. Кроме того, лицензии на производство машины имелись у ряда государств, которые не менее нескольких тысяч танков.

Техника советского производства поставлялась во многие государства и принимала участие во всех более или менее значимых вооруженных конфликтах. Танки Т-72 прекрасно проявили себя в этих боях. Например, в ходе боев 1982 года в долине Бекаа не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития лобовой брони советского танка.

Немного истории

Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 – нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.

Т-72 на параде

В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.

Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.

Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.

Но по ряду причин «объект 439» не пошел в производство в Нижнем Тагиле.

Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».

В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.

Модификации и опытные версии

На основе машины Т-72 создано несколько десятков опытных и серийных модификаций. Сразу после начала серийного выпуска появились проекты переоснащения танка другим орудием. В первой половине 70-х годов был создан единичный танк «объект 172МН», отличавшийся установкой нарезного 130-мм орудия модели 2А50. Тогда же велись эксперименты по установке гладкоствольной 125 мм пушки 2А49. В серию эти машины не попали.

Интересным экспериментом стал «объект 186», оборудованный 16-цилиндровым дизелем с Х-образным расположением цилиндров. Мотор развивал мощность до 1200 л.с., но оказался крайне ненадежным.

Для командиров танковых соединений предназначался командирский вариант машины с обозначением Т-72К, оснащенный набором навигационного оборудования и радиостанциями. Для работы с места станция использовала дополнительную антенну высотой 10 м, обеспечивавшую связь на расстоянии 300 км. Установка энергоемкого оборудования привела к сокращению числа укладок и возимый боекомплект составляет 31 выстрел.

В 1979 году в производство пошел танк Т-72А, отличавшийся от предшественника улучшенными прицельными приспособлениями, модернизированной пушкой, установкой запуска дымовых гранат, доработанным дизелем и другими узлами. На базе модернизированной версии строилась командирская машина Т-72АК с сокращенным до 36 снарядов боекомплектом. Для работы расширенного электронного комплекса использована автономная генераторная установка с приводом от небольшого двигателя.

Т-72 в парке «Патриот».

Для экспорта предлагался вариант Т-72М, отличавшийся схемой защиты башни и боекомплектом. Немного позднее, в 1982 году, его сменил Т-72М1, оснащенный дополнительным листом толщиной 16 мм, смонтированным на лобовой части корпуса. Комбинированная броня башни также получила внутренние стержни с песчаным наполнителем.

С 1985 года на внутренний рынок стали поступать танки Т-72АВ с навесными контейнерами динамической защиты, а немного позднее начался выпуск Т-72Б. Машина отличается модернизированной пушкой, приспособленной для пуска противотанковых управляемых ракет, а также 840-сильным дизелем В-84-1. Из-за изменения схемы защиты форма башни стала более округлой. Командирский вариант машины стал называться Т-72БК.

В начале 90-х годов на танки стали ставить встроенную динамическую защиту, позаимствованную у машины Т-80У.

Новая версия получила обозначение Т-72Б образца 1989 года, встречается неофициальный индекс – Т-72БМ. Экспортный вариант машины Т-72Б стал обозначаться как Т-72С (или Т-72М1М).

Впоследствии были разработаны программы модернизации до стандарта Т-72Б2, а затем и Б3. Основной упор при улучшении сделан на применение современного электронного и прицельного оборудования, а также установку систем активной защиты.

БРЭМ-1

Кроме боевых танков на базе Т-72 строился ряд вспомогательных и инженерных машин. Среди них можно отметить эвакуационный тягач БРЭМ-1, машину для укладки мостов МТУ-72. Шасси Т-72 послужило базой для самоходной установки МСТА-С.

Конструкция

Корпус танка Т-72 изготовлен методом сварки из катанных и обрезанных в размер листов броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса имеет комбинированную схему защиты. Толщина листа составляет 200 мм, что соответствует 550-600 мм обычной брони (расположенной под тем же углом к нормали). Лист включает в себя внешний и внутренний стальные слои, между которыми размещен стеклотекстолит. Нижний лист выполнен из обычной броневой стали толщиной 85 мм.

Бортовая броня Т-72 установлена вертикально, имеет толщину 80 мм в районе обитаемых отсеков и 70 мм – в районе моторно-трансмиссионного отсека. Внутренняя часть брони в обитаемых отделениях имеет покрытие, защищающее от поражения нейтронным излучением. Под нижним лобовым листом установлен бульдозерный отвал, позволяющий отрыть защитный окоп для установки танка. В зависимости от твердости грунта на выполнение земляных работ уходит 20…25 минут.

Для дополнительной защиты по бортам машины Т-72 установлены четыре плоских щитка, выполненных из легкого сплава на основе алюминия.

Перед началом боевых действий щитки отводятся вперед на угол 60⁰, обеспечивая защиту бортовой брони танка от поражения кумулятивными боеприпасами. Позднее от такой конструкции отказались в пользу сплошного экрана, изготовленного из армированной тканью резины.

Начиная с версии танка Т-72АВ, пошедшей в серию в 1985 году, на лобовую часть корпуса и башню стала устанавливаться дополнительная динамическая защита из отдельных контейнеров. Также стал монтироваться дополнительный 20 мм лист брони, уложенный на верхний основной лист корпуса.

Т-72 конструкция

На танке Т-72 применена литая башня с переменной толщиной стенок. Бронезащита обычного типа, лобовая часть имеет толщину до 280 мм. Позднее, с началом выпуска версии Т-72А, стала применяться комбинированная броня с установкой песчаных стержней. Применение такой брони улучшило устойчивость к попаданиям снарядов. Одновременно произошло изменение формы передней части башни, где появились выступы («скулы»).

В состав экипажа танка Т-72 входят три человека. Рабочее место механика-водителя размещено по центру корпуса в носовой части. Над механиком имеется отдельный люк, выполненный в верхней плите корпуса. Сидение опущено практически на самый пол, чем обеспечено сидячее положение механика.

На многих иностранных образцах водитель размещается в боевом положении полулежа, что негативно сказывается на комфорте работы.

По сторонам от рабочего места водителя размещены три внутренних топливных бака. Управление танком ведется двумя рычагами и педалями.

В башне Т-72 расположены места двух членов экипажа танка, причем наводчик размещен в левой части, а командир – в правой. На крыше башни установлена поворотная командирская башенка, оснащенная парой приборов для наблюдения. Вне боевой обстановки командир сидит на башне машины, прикрытый съемным щитком. Для обеспечения связи имеется радиостанция стандарта УКВ. Между башней и отделением управления имеется узкий проход.

Теоретически, там может пройти человек, но фактически для этого требуется определенная тренировка. Опыт боевого применения танка Т-72 показал, что вытащить раненого механика-водителя через этот проход невозможно. Эвакуация выполняется через штатный люк в крыше.

Т-72 фото

В кормовой части корпуса машины размещено силовое отделение, с поперечно установленным двигателем. В качестве силового агрегата на танках Т-72 используется 780-сильный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-46-6, оснащенный центробежным нагнетателем воздуха с приводом от коленчатого вала. Мотор имеет принудительное жидкостное охлаждение. Конструктивно дизель является развитием танкового мотора В-2, опробованного еще на Т-34 и БТ-7.

В ходе последующих модернизаций стал применяться дизель В92С2, построенный на том же блоке цилиндров, но оборудованный турбокомпрессором. Мощность силовой установки выросла до 1000 л.с. Моторный отсек танков Т-72 позволяет герметизировать стыки и преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Предварительно на машину устанавливается дополнительное оборудование.

В качестве топлива могут использоваться различные сорта дизельного топлива, авиационный керосин, низкооктановый бензин сорта А-72, а также смеси этих сортов топлива.

Внутри танка Т-72 расположены топливные баки, вмещающие 705 литров топлива. Снаружи могут монтироваться четыре бочки емкостью 200 или 275 литров.

Двигатель машины запускается при помощи электрического стартера, который при работе мотора выполняет функции генератора. При работе стартера используется напряжение 48В, в остальных цепях нормой считается напряжение 22-29В. Для питания стартера используются четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссия танка Т-72 включает в себя гитару, которая передает крутящий момент на две бортовые коробки передач. На выходных валах коробок машины установлены бортовые редукторы, передающие вращение на ведущие колеса. Гитара танка представляет собой односкоростной повышающий редуктор, оборудованный местами для установки компрессора, генератора и вентилятора радиаторов системы охлаждения.

Т-72 внутри танка

Бортовые коробки передач Т-72 построены на основе планетарных редукторов, обеспечивают семь скоростей переднего и одну скорость заднего хода. Управление переключением скоростей гидравлическое, в состав коробки входит бортовой фрикцион. Применение разнесенных коробок позволяет управлять поворотом танка включением пониженной передачи в отстающей гусенице. За счет этого имеется семь различных радиусов разворота машины.

Дополнительный бортовой редуктор также построен по планетарной схеме, служит для понижения частоты вращения ведущего колеса. Несмотря на идентичность схемы трансмиссии, узлы танков Т-64 и Т-72 не взаимозаменяемы.

Ходовая часть танка Т-72 оснащена индивидуальными торсионами, дополненными лопастными гидравлическими амортизаторами на первых двух передних и последнем заднем катке. Торсион расположен поперек танка на протяжении всей ширины корпуса. На торсионах машины установлены балансиры с двухдисковыми опорными катками, имеющими внешнюю амортизацию в виде резинового бандажа.

Для ограничения хода подвески Т-72 имеются отбойники, в которые упираются балансиры.

Катки имеют спаренную схему, изготовлены из алюминиевого сплава. Каждый борт машины имеет по шесть опорных катков. Ведущие колеса расположены сзади, оборудованы сменными зубчатыми венцами. Спереди используются литые направляющие колеса, оснащенные кривошипом для обеспечения натяга гусеницы. Гусеничная лента цевочного зацепления набрана из 97 звеньев, имеющих ширину 580 мм.

Существует вариант гусеницы с открытым шарниром или с резинометаллическим узлом (РМШ). Из-за различной конструкции траков отличаются зубчатые венцы ведущих колес. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три ролика, оборудованных внутренним амортизатором.

Основным вооружением танка Т-72 является 125 мм пушка Д-81ТМ (позднее стала применяться модель 2А46), оборудованная стволом с гладким внутренним каналом. Пушка имеет встроенный двухосевой электрогидравлический стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь в движении. В состав боекомплекта машины (44 выстрела, на ранних образцах – 39) входят различные снаряды, а также ракеты. На модификации Т-72Б применено модернизированное орудие 2А46М-5, использующее более эффективные боеприпасы.

Установленный на танке электромеханический автомат заряжания позволяет вести огонь с частотой до 8 выстрелов в минуту. Снаряды и заряды расположены раздельно в два яруса на горизонтальном лотке, угол заряжания постоянен.

Гильза имеет частично сгорающую при выстреле конструкцию – от нее остается только донце, которое выбрасывается наружу. За счет выброса остатков гильзы удалось снизить загазованность внутреннего объема танка Т-72 при стрельбе. На лотках автомата заряжания уложены 22 снаряда и заряда. Остальной боекомплект машины размещен в укладках, смонтированных в башне и корпусе. По мере расходования снарядов, экипаж укладывает боекомплект в лотки автомата.

При переходе на ручное заряжание частота стрельбы снижается до 2 выстрелов в минуту. Стабилизированный прицел со встроенным дальномером (на ранних машинах применялся обычный оптический) позволяет вести огонь в дневное время на дистанцию 4000…5000 м. Дальность стрельбы в ночное время – до 2000 м.

Для подсветки целей в ночное время применен инфракрасный прожектор.

На ранних машинах Т-72 он установлен на фронтальной части башни левее пушки, но затем его перенесли на точку, расположенную над амбразурой спаренного пулемета. Модернизация была проведена с целью повышения безопасности механика-водителя, поскольку имелись случаи нанесения смертельных травм прожектором. При использовании дополнительного прицельного оборудования пушка Т-72 допускает ведение огня осколочно-фугасными снарядами на расстояние 9…10 км.

В одной установке с пушкой установлен 7,62 мм пулемет ПКТ с ленточным питанием. Одна лента включает в себя 250 патронов. Всего в танке Т-72 хранится восемь лент. Пулемет позволяет вести огонь на дистанцию до 1800 м (с помощью дальномерного прицела). Для защиты от атак с воздуха имеется 12,7 мм пулемет «Утес», смонтированный в специальной установке на командирской башенке машины. Установка имеет прицел, допускающий ведения огня и по наземным целям.

Т-72Б3 фото

Пулемет имеет ленточное питание, в одной ленте имеется 60 патронов. Возимый боекомплект включает в себя пять лент. Внутри танка укреплен один автомат АКМС калибра 5,45 мм, а также сигнальный 26 мм пистолет-ракетница. Для ближней обороны имеются 10 осколочных гранат Ф-1. Для расчистки дорог от мин используется трал моделей КМТ-5 или 6.

Технические характеристики

Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что советская машина имела вес на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» применялась нарезная пушка калибром 120 мм, неспособная к пуску ракет. Да и распространенность Challenger (построено всего 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.

 Т-72Challenger 1M1 Abrams
Длина корпуса, мм66707925
Длина общая (с развернутой вперед башней), мм9530115009766
Ширина по экранам, мм346035203653
Высота, мм219024902400
Боевая масса, кг410006200054400
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час505672
Запас хода по шоссе, км700400480
Высота преодолеваемой стенки, м0,850,91,24
Ширина преодолеваемого рва, м2,82,82,74

Американский Abrams, оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости движения, уступая по дальности хода. На версии М1 применялась 105 мм нарезная пушка, уступавшая по характеристикам советской гладкоствольной. Позднее стало устанавливаться 120 мм гладкоствольное орудие, уравнявшее шансы соперников. Большим плюсом американских машин является система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажей на маршах.

Несмотря на свой почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» остается востребованной машиной.

Этому способствуют многочисленные программы модернизации, которые позволяют повышать характеристики машины. Более того, существуют доработанные версии танка, предлагаемые для экспорта в страны НАТО.

Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащаемый 120 мм гладкоствольным орудием КБМ-2. И эта разработка далеко не единична. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 продержится в боевом строю еще не один десяток лет.

Видео

Т-72 Википедия

Т-72
ParkPatriot2015part2-19.jpg
Т-72 в парке «Патриот». 2015 год
Классификация основной танк
Боевая масса, т 41,0[1]
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
Разработчик Флаг СССР Уралвагонзавод
Производитель см. История создания и производства
Годы разработки с 1967 по 1973
Годы производства с 1973 по 2005[2][3][4]
Годы эксплуатации с 1974
Количество выпущенных, шт. около 30 000[5]
Основные операторы см. Операторы
Длина корпуса, мм 6670[1]
Длина с пушкой вперёд, мм 9530[1]
Ширина, мм 3460 (по бортовым экранам) / 3370 (по гусеницам)
Высота, мм 2190[1]
База, мм 4270
[1]
Колея, мм 2790
Клиренс, мм 428[~ 1]–470[~ 2][1]
Тип брони катаная и литая стальная и комбинированная сталь-стеклотекстолит-сталь (лоб корпуса)
Лоб корпуса, мм/град. От ОБПС(КС) = от 310 (450)до 750 (1100) в различных модификациях[6].
Лоб корпуса (верх), мм/град. от суммарно 205 / 68° и второй слой 60°, комбинированная
Лоб корпуса (низ), мм/град. 85 / 60°
Борт корпуса, мм/град. 70 и 80 мм
Лоб башни, мм/град. От ОБПС (КС) = от 410 (500) для Т-72А до 800 (1200) для Т-72Б[7]
Калибр и марка пушки 125-мм 2А46
Тип пушки гладкоствольная пушка
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 39[1] (в т. ч. 22 выстр. в АЗ)
Углы ВН, град. –6°13’…+13°47′[~ 3]
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км до 9,4[~ 4][1]
Прицелы прицел-дальномер ТПД-2-49[1], перископический ночной ТПН-1-49-23[1]
ночной прицел ТНП-1-49-23
Пулемёты 1 × 12,7 НСВТ
1 × 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя
В-46

Материал по ситуацию с двигателями для российскийх танков

Материал по ситуацию с двигателями для российскийх танков опубликовал А. Хлопотов на ЯДзен Gur Khan attacks!
Учитывая то, что в самой демократической стране яндекс заблокирован текст приводится ниже –

В 2011 году в блоге «Gur Khan attacks!» мною было опубликовано несколько актуальных материалов «Пламенное сердце русских танков» на тему дизельных двигателей для отечественной бронетехники. С мощными танковыми дизелями у нас всегда были проблемы. Однако в то время ситуация не внушала особых опасений, была надежда на скорый расцвет этого направления. Однако время шло, а результатов как не было, так и нет. Ныне, по-моему, сугубо личному мнению, ситуация с «боевыми» дизелями у нас совсем критическая. Но что скажут специалисты?

Двигатель «Чайка» для русских танков будущего
М.Г. Гранкин, Р.В. Якимушкин, Д.С. Агафонов, Е.Л. Филинков

Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева в г. Омске


Введение
Одним из важнейших боевых свойств образцов БТВТ наряду с боевой эффективностью, огневой мощью, защищенностью и командной управляемостью является подвижность [1].
Маневренный характер боевых действий, возрастающая роль передвижений войск, в том числе в ходе маршей на большие расстояния, особенно на поле боя, актуализируют задачу по увеличению показателей подвижности БТВТ.
Результаты и их обсуждение
Подвижность характеризуется совокупностью свойств, обуславливающих пригодность образца БТВТ соответствовать заданным тактико-техническим требованиям (далее — ТТТ).
Вполне очевидно, что эти свойства должны отражать наиболее важные особенности образца, проявляющиеся при его движении, в связи с чем подвижность оценивают тремя частными свойствами [2]:
— быстроходностью, характеризующейся способностью машины в кратчайшее время достичь указанной точки на местности;
— автономностью как свойством машины, определяющим длительность непрерывного движения;
— проходимостью, обеспечивающей возможность машине двигаться в указанную точку по кратчайшему пути.
Численные значения показателей свойств, характеризующих подвижность основных послевоенных отечественных образцов, представлены в таблице 1.


Как видно из приведенных данных, удельные мощности за последние 40 лет на отечественных образцах БТВТ возросли почти в два раза (от 13,6 л.с./т до 27 л.с./т).
Столь существенное увеличение удельной мощности позволило повысить максимальные скорости движения по грунтовым дорогам с твердым покрытием с 50 км/ч до 70 км/ч. Еще более значительно возросли средние скорости движения по грунтовым дорогам (с 22-25 км/ч до 40-45 км/ч). Однако оперативно-тактические условия ведения боевых действий могут потребовать от танковых подразделений совершения маршей своим ходом на большие расстояния, в короткие сроки, при суточных переходах не менее 400-500 км. Это, в свою очередь, потребует увеличения средней скорости движения до 40-45 км / час, что соответствует средней скорости одиночного танка (50-55 км / час) по совокупности дорожно-грунтовых условий (ДГУ). Такие средние скорости движения могут быть достигнуты при увеличении показателя удельной мощности до 35-45 л.с./т. Для обеспечения возможности столь существенного повышения удельной мощности предстоит решить ряд сложных технических задач:
Во-первых, необходимо увеличить мощность моторно-трансмиссионной установки (далее — МТУ) без значительного повышения ее объемно-массовых показателей;
Во-вторых, усовершенствовать агрегаты подвески и ходовой части;
Наконец, в-третьих, по возможности ограничить рост массы объектов.
Согласно существующим положениям значительное сокращение массы объектов БТВТ может быть достигнуто за счет снижения объема моторно-трансмиссионного отделения (далее — МТО). Объем МТО современных отечественных танков составляет 2,6 — 3,44 м3. Этим в значительной степени объясняется меньшая величина забронированного объема корпуса наших танков. Меньшее значение объема МТО на отечественных танках (Т-62, Т-72 и Т-90) было достигнуто в основном за счет поперечного расположения двигателя относительно оси машины. Существенное уменьшение габаритов МТО было также достигнуто путем использования более плотной компоновки МТУ и совершенствования конструкции ее составных частей. В танке Т-64А создание МТО с объемом 2,6 м3 оказалось возможным благодаря установке специального танкового двигателя мощностью 700 л.с. с горизонтальным расположением цилиндров, что позволило разместить системы охлаждения и воздухоочистки непосредственно над ним.
Анализ научных исследований свидетельствует о том, что при использовании традиционных для отечественного танкостроения конструктивных решений с повышением мощности двигателей до 1500 л.с. объем МТО возрастает до 4,0-4,6 м3 [3]. Для сохранения объема МТО около 3 м3 требуется решить ряд сложных технических задач, связанных с созданием малогабаритной СУ и трансмиссии.
По данным работ, наиболее рациональным путем решения этих задач является применение в СУ двигателей с двумя уровнями мощности [4-6] и совершенствование систем двигателя. При использовании СУ с газотурбинным двигателем (ГТД) задача создания малогабаритного МТО решается более просто, однако, в этом случае необходим поиск новых технических решений по сокращению расхода топлива.
Основу парка БТВТ Российской армии и ряда зарубежных стран составляют танки типа Т-72 и их модификации с дизельными двигателями производства ОАО «Челябинский тракторный завод» В-46-6 (780 л.с.) и В-84 МС (840 л.с.), которые для своего времени имели наиболее высокие показатели.
При модернизации на танки типа Т-72 устанавливался дизель В-92С2 стендовой мощностью 1000 л.с.
Для реализации необходимого уровня подвижности был разработан более мощный двигатель, который получил название В-92С2Ф «Прорыв» стендовой мощностью 1130 л.с. (рис. 1).



Несмотря на глубокую модернизацию, В-92С2Ф максимально унифицирован по сравнению с предшественниками, выполнен в тех же габаритных размерах и может устанавливаться в МТО танка без дополнительных доработок.
В практике мирового поршневого двигателестроения наметились три основных направления развития:
1) использование высоких степеней форсирования двигателей при сравнительно низких величинах коэффициентов компактности;
2) использование при разработке двигателей новых схем и оригинальных конструкций;
3) применение компоновочных схем двигателей с высоким значением коэффициента компактности при умеренной степени форсирования.
Применительно ко второму направлению развития при реализации проекта «Армата» Челябинским ГСКБ «Трансдизель» под руководством
В. Мурзина разработан новый, совершенный двигатель, получивший название А-85-3А, (рис. 2)

Дальнейшие перспективы развития двигателей данного семейства представлены в таблице 2.


Примечания к таблице:
ТК с ОТ — турбокомпрессор с осевой турбиной;
ТК с ЦТ — турбокомпрессор с центробежной турбиной;
ОНВ — охладитель наддувочного воздуха.

Четырёхтактный, выполненный по Х-образной схеме, 12-цилиндровый с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха дизель жидкостного охлаждения А-85-3А имеет размерность 15/16, степень сжатия — 11, мощность двигателя — 1200 л.с. (при 2000 мин-1) и резерв по форсированию до 1800 л.с. [7].
В настоящее время в рамках государственного контракта на ООО «ЧТЗ -УРАЛТРАК» разрабатываются базовые образцы модельного ряда высокооборотных V-образных дизельных двигателей специального назначения в мощностном диапазоне от 750 до 1500 кВт для перспективных образцов автомобильной техники и гусеничных машин средней и тяжелой категории по массе, специальных колесных машин и транспортно — технологических средств, шифр «Чайка» [8 ].


Основной целью ОКР является создание перспективного базового образца высокооборотного V-образного дизельного двигателя специального назначения мощностью от 750 до 1500 кВт для перспективных изделий спецтехники, обеспечивающего достижение современных и перспективных требований по техническому уровню совершенства дизельных двигателей, а также конкурентоспособность по отношению к ведущим за рубежным аналогам .
Заключение
Проведенный анализ тенденции развития отечественных образцов БТВТ их СУ позволяет сформулировать следующие выводы:
-в соответствии с ТТТ, предъявляемыми к перспективным отечественным образцам БТВТ, требования к подвижности должны обеспечиваться максимальными скоростями движения 75 — 80 км/ч, средними скоростями — до 55 км/ч;
— реализация требуемых показателей подвижности возможна при увеличении удельной мощности объектов до 35 — 45 л.с./т за счет существенного форсирования, а также кратковременного форсирования (применения двух уровней мощности), совершенствования конструкции СУ и трансмиссий;
— основные усилия специалистов при создании СУ перспективных образцов БТВТ направлены на увеличение эффективной мощности (до 1500 кВт ) и повышение компактности двигателей и их систем, что позволит улучшить показатели, характеризующие подвижность образцов БТВТ;
— в отечественном двигателестроении сформировалось два направления развития перспективных двигателей:
форсирование и оптимизация параметров двигателей «классических схем», создание двигателей новых схем и оригинальных конструкций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Богданов, С.Н. Силовые установки вооружения и военной техники: учебник / С.Н. Богданов. — Москва: ВАБТВ, 1994. — 490 с.
2. Теория и конструкция танка. Основы системы управления развитием ВГМ. — Москва: Машиностроение, 1982. — 212 с.
3. Методика обоснования ТТТ к силовым установкам танков и БМП: Отчет. — воинская часть 68054, 1989. — 42 с.
4. Методические материалы по обоснованию потребных значений удельной мощности и запаса хода. Отчет. — воинская часть 68054, 1989 — 47 с.
5. Петров, В.А. Кратковременное форсирование танкового дизеля с газотурбинным наддувом / В.А. Петров, А.С. Порватов // Вестник бронетанковой техники. — 1983. — № 6. — С.27-29.
6. Исследование путей увеличения уровня подвижности образцов БТВТ / М.Г. Гранкин [и др.] // Наука и военная безопасность. — 2018. — № 2 (13). — С.16-21.
7. Двигатель танка «Армата» [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: http:/youinf.ru/dvigatel-tankat14-armata/. — (Дата обращения: 09.12.2018)
8. Улучшение показателей маневренности гусеничных машин транспортно-тягового класса путем сокращения переходного режима: Отчет. — Омск: ОАБИИ, 2018. — 82 с.
Гранкин Максим Геннадьевич — адъюнкт кафедры двигателей;
Якимушкин Роман Васильевич — адъюнкт кафедры боевых гусеничных, колесных машин и военных автомобилей;
Агафонов Денис Сергеевич — адъюнкт кафедры двигателей;
Филинков Евгений Леонидович — старший офицер строевого отделения. Омский автобронетанковый инженерный институт.

Журнал «Наука и военная безопасность». 2018. № 4 (15)

Основной боевой танк T-72 и Т-72А

Основной боевой танк T-72 и Т-72А

 

Историческая справка

 

 

Одновременно шла работа но поиску альтернативных решений, в пер­вую очередь по двигателю. Нижнему Тагилу (УВЗ) была поручена задача разработать резервный вариант танка Т-64 с двигателем В-2 с эжекционной по типу Т-64 (об. 173) и вентиляторной системой охлаждения (об. 172). В результате проведенных испытаний выбор был сделан в пользу вентиля­торной системы охлаждения. Но ни о какой унификации с двигателем 5ТДФ не могло быть и речи, к тому же и ходовую часть главный конструктор УВЗ В.Н. Венедиктов решил унифицировать со своим семейством машин Т-55/Т-62. А механизм заряжания (МЗ) харьковского типа с вертикаль­ным расположением снарядов заменил автоматом заряжания (A3) с го­ризонтальным размещением выстрелов. Принятие на вооружение танка Т-72 окончательно предопределило отход от послевоенного принципа производства танков Т-54, Т-55 и Т-62, когда завод-изготовитель (а их выпускали в Омске, Нижнем Тагиле, Харькове) можно было узнать толь­ко по букве в номере танка. Читая на лобовом листе или в формуляре танка №5810Г015, знающий танкист мог сказать, что этот танк выпущен в октябре 1958 года на Омском заводе пятнадцатым по счету. Ни по каким другим признакам определить принадлежность танка к заводу не пред­ставлялось возможным.

Появились два танка Т-64А и Т-72, близкие по характеристикам, решае­мым задачам, но разунифицированные по основным агрегатам силовой пе­редачи, двигателю, ходовой части, корпусу и башне.

 

вооружение

Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М — пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов. Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция противооткатных устройств обеспечивает незаторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки. Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть.

Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.

Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).

На танках Т-72Б был установлен новый комплекс управляемого вооружения 9К120, который обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров . Он имеет помехозащищенную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера. В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах. Выстрел 3УБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями.

В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка).

Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патронов.

 

Комплекс управления огнем танка

 

Для наведения оружия в цель на танке Т-72 уста­навливался оптический перископический прицел-дальномер ТПД-2-4Э со стабилизированной линией прицеливания в вертикальной плоскости, что позво­ляло наводчику вести наблюдение за полем боя и не терять из виду цель во время заряжания пушки, когда она автоматически устанавливается на угол заря­жания. Прицел позволял ведение огня из пушки пря­мой наводкой до 4000 метров , а полупрямой наводкой осколочно-фугасным снарядом до 5000 метров . С использованием специальных устройств — бокового уровня и азимутального указателя, установленных в танке, можно вести огонь с закрытых огневых позиций осколочно-фугасными снарядами на дальность до 9400 м. Оптический дальномер прицела позволял измерять дальности до целей в диапазоне от 1000 до 4000 м с точностью 3—5% от измеренной дальности.

 

 

Комплекс управления огнем танка Т-72 состоит из прицела-дальномера ТПД-2-49, ночного прицела  ТНП-1-49-23, стабилизатора вооружения 2Э28М.

Модернизированный образец Т-72А оснащен лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1 (см. рисунок), ночным прицелом наводчика ТПН-3-49 (см. рисунок), с осветителем Л-4.

В состав системы управления огнем Т-72Б входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А.

Для ведения стрельбы ночью устанавливался ноч­ной прицел ТПН1-49-23, который позволял вести огонь на дальность до 800 метров и работал совместно с инфракрасным прожектором Л-2АГ «Луна-2».

 

Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Пушка Т-72Б оснащена стабилизатором вооружения 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом.

Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.

 

 

Прибор наблюдения командира ТКН-3

1 – Левая рукоятка (применяется для поворота прибора наблюдения)

2 – При обнаружении цели командир может развернуть орудие в ее направлении, нажав кнопку, расположенную на левой рукоятке. После чего наводчик осуществляет более точное наведение орудие и поражает цель.

3 – Резиновая защитная панель
4 – Перископ размещен в верхней части

     люка командира

5 – Монтажный болт

6 – Переключатель защитной шторки

      окуляра

8 – Окуляры, снабженные обрезиненными

    наглазниками

10 – При нажатии кнопки на правой рукоятки поворот командир может осуществлять поворот башни в нужном направлении.

11 – Правая рукоятка (применяется для

    поворота прибора наблюдения)

 

Прибор наблюдения командира ТКН-3 обладает инфракрасным каналом для работы в ночное время с увеличением 4.2Х при угле обзора 8 градусов.  Для дневного режима 5 Х при угле обзора 10 градусов.

 

 

ЗАЩИТА

Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка — сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали.

Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа. Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ13 «Иней». Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.

 

Характеристики сравнения

Тип

 

Страна-произво­дитель

Б.вес, т.

Бронепробиваемость (мм./600)

Защита экв. (мм.)

БПС

КС

от БПС

от КС

Т-64Б

СССР

39

170

250

360/450

550

Т-64БВ

СССР

42,5

220

300

410/500

900

Т-64БМ

СССР

45

220

300

600/650

1000

 

Подвижность

На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув. Мощность двигателя составляет 618 кВт ( 840 л .с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему. В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров . На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

 

ФОТО ТАНКА Т-72 И ЕГО МОДИФИКАЦИЙ

 

Российский Т-72Б (М) в Чечне, на танке установлены решетчатые экраны для защиты от противотанкового оружия ближнего боя (РПГ).

 

Индийский Т-72М1

Индийский модернизированный Т-72 «Аджэя»

Т-72Б (М) Республики Беларусь

Т-72Б ВС Грузии

 

Польский вариант модернизации Т-72 – ПТ-91

Иракский Т- 72 М с комплексом оптико-электронного противодействия китайского производств.

 

Комплекс оптико-электронного противодействия китайского производства, установленный на башне иракского Т-72

Иракский Т-72 с навесной динамической защитой.

Т-72М1М с комплексом активной защиты «Арена»

 

Размещение боевых элементов КАЗ «Арена» за ДЗ танка

Т-72М1М с комплексом усовершенствованной модульной динамической защиты

Т-72М1М с комплексом усовершенствованной модульной динамической защиты

Т-72М1М с комплексом «Накидка» ведет огонь на полигоне.

Иранские Т-72С на учениях

 

Фото:

Информационное агентство FARS

Т-72 Main Battle Tank 1974-1993© Osprey Publishing

Андрей Кокшин (armor.kiev.ua)

 

ЧЕРТЕЖИ И СХЕМЫ Т-72

 

Т-72С (вид сверху)

Т-72М

 

 

Т-72 БМ с комплексом ВДЗ «Контакт-5»

 

 

Танк Т-72, созданный более трех десятилетий назад до сих пор остается основой танкового парка многих стран мира, многие страны разработали свои программы модернизации т-72, которые могут поставить его на один уровень с наиболее современными танками.

 

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-72А

Полная масса

т.

41

Экипаж

чел.

3

Удельная мощность

л.с./т

19

Двигатель 5ТДФ

л.с.

700

Удельное давление на грунт

кгс/см2

0,83

Температурный режим работы

°С

-40…+50

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9530

корпуса

мм

6860

Ширина танка

по гусенице

мм

 

по съемным защитным экранам

мм

 

высота по крыше башни

мм

 

длина опорной поверхности

мм

4270

дорожный просвет

мм

428…470

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

35…45

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

50…60,5

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4,8

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

л

1270 +  370

Боекомплект

 

 

Выстрелов к пушке

шт

36

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

28

Патронов:

 

 

к пулемету ( 7,62 мм )

шт

1250

к пулемету  ( 12,7 мм )

шт

300

Аэрозольных гранат

шт

8

 

Ссылки на фотообзор —

Использованы материалы:

Техническое описание и инструкция по эксплуатации – Москва 1984 г .

Броне-сайт Чобитка Василия

Сайт ХКБМ имени А.А.Морозова