Путешествия на мотоцикле: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

Как отправиться в путешествие на мотоцикле?

Можно сразу сесть за руль мотоцикла и поехать? Ведь многие, к примеру, арендуют байки в Юго-Восточной Азии и не имеют при этом ни опыта, ни прав. Чем это чревато?

Не стоит выезжать без подготовки и прав на дороги общего пользования. Это опасно не только для самих водителей, но и для окружающих. Все-таки мотоцикл — это не велосипед, у него серьезные вес и скорость. Если не умеешь ездить, то будешь падать, а это не очень приятно, да и мотоцикл жалко. Кроме того, на дорогах Москвы стало очень много полиции на мотоциклах, которые останавливают исключительно мотоциклистов с целью проверки документов. Бывают даже рейды, когда останавливают всех подряд. Лично меня за сезон останавливают раз по десять.

Если сесть и поехать нельзя, то надо где-то научиться. Сколько нужно времени (и денег), чтобы обучиться обращению с мотоциклом?

В Москве сейчас открылось очень много мотошкол. Я бы разделил их на две категории: те, кто учит сдавать экзамен в ГИБДД, и те, кто дает правильные навыки езды на дорогах общего пользования. Если говорить про сдачу в ГИБДД, то людям, которые никогда не садились на мотоцикл, достаточно шести-восьми часов в школах первого типа. Но нужно понимать, что после таких занятий человек совершенно не подготовлен к выезду в город. Чтобы научиться уверенно управлять мотоциклом, лучше пойти в школы второго типа, где много упражнений на равновесие, руление и правильное использование тормозов и передач. Из школ второго типа в Москве известные — PRT и мотошкола Отарыча (именно там учился я). Деньги, которые просят в таких школах, адекватны знаниям, которые ты получаешь. Помимо школ, есть бесплатные мероприятия (с системой добровольных пожертвований), которые устраивают энтузиасты на свободных площадках для отработки навыков управления. Такие курсы повышения квалификации называются Мотоджимхана.

Я обучен и рвусь в мотопутешествие. Как паковать вещи, какие дополнительные багажники и прочее снаряжение надо установить на мотоцикл?

Тут варианта два: жесткие кофры или мягкие сумки. Кофры удобнее брать, когда едешь по асфальту, в них можно аккуратно все сложить, удобно доставать, но они сами по себе тяжелее, и на грунтовках и при падениях у многих они ломаются. Если значительная часть пути проходит по плохим дорогам, то лучше взять мягкие сумки. Из дополнительного снаряжения желательны дуги для защиты пластика мотоцикла и ног при падении, багажные рамки, куда крепятся кофры или сумки, защита картера, если не установлена, ветровик, защита рук, по желанию — навигатор (сам я долго ездил без него), прикуриватель. Подогрев ручек очень спасает в холодную и мокрую погоду. На самом деле дополнительных аксессуаров для мотоциклов просто гигантский выбор. По цене-качеству сказать трудно, тут всегда надо искать компромисс для самого себя. Многие покупают китайские недорогие вещи и довольны, а кто-то пользуется исключительно Touratech, который делает очень качественные и далеко не дешевые вещи.

Я еду. Какую одежду надевать? Правда, что, пока выезжаешь из города, очень жарко, а когда выехал и едешь на большой скорости, то очень холодно? Сильно ли пахнет мотоодежда и стираете ли вы ее в путешествии?

Если говорить про путешествия на мотоцикле, то тут однозначный выбор в пользу текстильных курток и штанов. Хорошие модели отлично вентилируются, но при этом если их закрыть, то и под дождем они не промокнут. Часто эти куртки и штаны идут с подстежками или с мембранами. Ботинки высокие и непромокаемые.

Чтобы не потеть снизу, надевается термобелье, отводящее влагу. Будет тебе жарко в пробке или нет, зависит напрямую от одежды и погоды. Если ты едешь через пустыню в Узбекистане, то тебе и на скорости жарко со всей открытой вентиляцией: воздух такой горячий, как будто обдувает феном.
Через неделю путешествия по жаре экипировка воняет, да. После трех недель — сильно. Стирать что-то удавалось редко, обычно на это нет времени — всегда хочется побольше проехать и посмотреть. Хотя белье стараюсь постирать, если выдается такая возможность.

Как вы переговариваетесь (где заехать кофе попить, перекусить или иные вопросы)? А навигатором как пользуетесь? Специальные держатели и Bluetooth-гарнитуры?

Для переговоров использую коммуникатор Scala Rider (фирм очень много), который крепится к шлему. Он, кстати, еще соединяется по Bluetooth с телефоном и навигатором. С теми, у кого такого коммуникатора нет, можно общаться жестами — например, показывая рукой на бак, если надо заправиться. Если что-то нельзя сказать жестами, тогда останавливаемся на обочине для обсуждения.

Я долго ездил, запоминая карту с телефона, а потом ориентируясь по знакам на дороге. В этом сезоне купил навигатор и прикрепил его на руль, так как в городах с ним намного проще. Еще я вожу с собой бумажную карту на всякий случай.

Где мотоциклисты ночуют? Там же, где и все остальные путешественники? А если дождь?

А где ночуют остальные путешественники? Я ночую либо в отеле, либо в палатке, которую вожу с собой. К отелю главное требование — закрытая парковка, для палатки нужно найти подходящее место. В зависимости от региона иногда лучше искать место подальше от людей и чтобы было не видно с дороги. Дождь не такая большая помеха, хотя оставлять мотоцикл под дождем не очень приятно. Одна из замечательных особенностей путешествий на мотоцикле — это сообщество мотоциклистов, где есть люди, готовые тебя приютить в случае чего. Когда мы ехали из Москвы во Владивосток, то чуть меньше половины ночей мы провели на таких вписках, причем большинство людей мы видели первый раз в жизни, а они пускали нас к себе в дом совершенно бесплатно, за что им огромное спасибо.

А если припарковаться в центре европейского города? Надо платить за парковку? Не страшно вообще оставлять мотоцикл с багажниками, в которых одежда, документы и вообще все вещи?

Платить за парковку или нет, зависит от города. Я ни разу не платил и не нарушал при этом закон. Оставляя мотоцикл в центре города, все ценные вещи я забираю с собой, правда, их немного — компьютер, камеры, документы и деньги. То, что остается, представляет ценность для меня, но зачем кому-то мои инструменты или смазка для цепи да грязные носки? Мотоцикл я всегда стараюсь обездвижить, приковать цепью к чему-нибудь и включить сигнализацию. На ночь стараюсь искать отель с закрытой парковкой, но если не нахожу, то забираю с собой основные вещи, а сам мотоцикл накрываю чехлом, чтобы не привлекал внимание. В Румынии мой мотоцикл со всеми вещами никто не трогал.

Передвижение на мотоцикле быстрее, чем на автомобиле? Сколько километров в день вы проезжаете?

Мотоцикл быстрее автомобилей в пробках — однозначно. На трассе — не всегда. Я не езжу слишком быстро из-за того, что сильно увеличивается расход бензина и чаще надо останавливаться на заправку. Мой рекорд по расстоянию в день — чуть больше 1000 километров. Но это тяжеловато. 600 километров в день — нормально.

Штрафуют ли в принципе мотоциклистов? Можно ведь так быстро ехать — ни одна камера не успеет засечь. А полиция? Знаю только, что проверяет наличие прав.

Штрафуют еще как! Многие стационарные камеры стали «стрелять» сзади, штрафы приходят на дом. Полиция на дорогах так же останавливает за нарушения, как и автомобилистов. Останавливает и просто так, с целью проверки документов. Так что в этом плане мотоциклисты равны в обязанностях с автомобилистами.

Самые важные вещи, которые нужно взять с собой? На что особенно обратить внимание при подготовке к (первому) путешествию на мотоцикле?

Самое важное — продумать маршрут, понять, сколько километров в день ты готов проехать, исходя из этого определиться, что хочешь увидеть и где будешь ночевать. Перед выездом нужно обязательно проверить состояние своего мотоцикла, убедиться, например, что нет открутившихся болтов, изношенных деталей, все работает, как и должно. Не нужно ехать на заведомо неисправном мотоцикле, потому что в поле его чинить сложнее, чем в сервисе.
Всегда нужно брать с собой инструмент, чтобы своими силами можно было справиться с незначительными поломками. Здесь, конечно, поможет знание устройства своего мотоцикла, его слабых мест. Я первое время всего этого не знал, поэтому возил с собой руководство по ремонту моей модели мотоцикла. К счастью, нужно оно оказывалось в единичных случаях. Зная слабые места мотоцикла, можно заранее взять для него запчасти. Например, у моего мотоцикла это бензонасос и реле-регулятор. Не помешает взять запасные камеры для мотоциклов с камерными колесами. Армированный скотч, холодная сварка и пластиковые стяжки — важнейшие инструменты, что только ими не скрепляли.
Обязательно соберите с собой аптечку, надеюсь, она вам не понадобится.

И наконец, в интернете есть хелп-листы, куда добавляют свои контакты люди, готовые помочь мотопутешественникам в случае проблем на дорогах. Такой список выручал нас в поездках несколько раз.

Как происходит аренда мотоцикла? Есть ли специальные сервисы-агрегаторы поиска именно мотоциклов? В прокатных конторах типа Avis, Herz и т. д. ни разу не видел, чтобы сдавались мотоциклы. Есть ли какая-нибудь самая популярная модель? Наверно, «Харлей», да? Какие средние цены на аренду и бензин? Вообще какой расход в среднем у мотоцикла? Что с амуницией?

Мотоциклы арендуют обычно в небольших частных конторах, и ты зачастую связываешься с владельцем напрямую. Это все-таки небольшой и, как мне сказал один из владельцев, довольно трудный бизнес. Кстати, иногда там встречаются требования по опыту вождения, и владелец может отказать не слишком опытным водителям. Так как конторы маленькие, обычно нет возможности оплаты по карте через интернет. В одном случае мы делали предоплату через SWIFT-перевод, а в другом я даже посылал данные своей карты. Все на доверии. Но и отношение к клиенту другое. Владелец конторы будет рад подсказать тебе что-то по маршруту, где какое качество дорог, где мало заправок, куда надо обязательно заехать. Экипировку тоже можно взять в аренду, как мы и делали в Новой Зеландии (свои были только ботинки), но по опыту признаюсь, что комфортнее ездить в своей.

Самая популярная марка мотоцикла для сдачи в аренду — BMW, потому что люди чаще путешествуют на мотоциклах класса тур-эндуро, а у BMW много таких моделей. Но я слышал, в США дилеры «Харлеев» тоже сдают свои мотоциклы в аренду, причем у них уже целая сеть по стране. В США я бы взял именно его. По стоимости взять мотоцикл в среднем минимум в два раза дороже, чем автомобиль. Расход зависит от модели мотоцикла и стиля езды, но 4–7,5 литра на сотню, у меня шесть.

Есть ли форумы для поиска попутчиков на мотоцикле?

На форумах, посвященных мотопутешествиям, можно найти темы, где люди ищут попутчиков. В России самый известный, думаю, — Moto-Travels.ru. Зарубежные — это Adventure Rider и Horizons Unlimited.

Расскажи о своих маршрутах на мотоцикле и планах.

На своих мотоциклах я объехал города Золотого кольца и ближайшие к Москве области, Беларусь, Литву, Польшу, Румынию, прошел маршрут от Москвы до Владивостока, от Москвы на Памир через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и назад в Киргизию и Казахстан. На арендованных — Новая Зеландия и Марокко.

Если говорить, о месте, куда ехать имеет смысл только на мотоцикле, то это гонка Isle of Man TT. Кроме того, что это самая крутая и опасная гонка на дорожных мотоциклах, в один из дней всем разрешается пройти трассу на своем мотоцикле. И это не просто закрытый трек, это гонка по дорогам через весь остров.
Еще одно интересное, но довольно специфическое мотомероприятие называется Elefantentreffen, которое проводится в Баварских Альпах в первый выходной февраля. Ехать туда нужно на мотоцикле, обязательно оборудованном коляской.

Давно хочу пройти Route 66 (точнее, те участки, что от него остались) через все США на «Харлее», чтобы почувствовать дух Америки.
А в последнее время мои маршруты становятся все более бездорожными, ведь самые интересные места очень часто находятся далеко от асфальтовых дорог. Многие уже проехали БАМ и Старый Колымский тракт до Магадана, активно ездят на мотоцикле по Монголии. Некоторые умудряются пройти на легких эндуро-мотоциклах перевал Дятлова и выйти к заповеднику, где стоят столбы Маньпупунёр. И наконец, люди решаются на кругосветное путешествие на мотоцикле. Надеюсь, когда-нибудь и я пройду все эти маршруты.


Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в Facebook и Вконтакте, читайте Telegram канал, а красивые снимки ищите в Instagram.

Безопасность и самооборона в мотопутешествии

Давно хотел посвятить статью теме безопасности в мототуризме, поскольку многие спрашивают, как обезопасить себя и свой мотоцикл. Кое-что я даже пробовал. В общем, опыт есть, и мы даже рассмотрим несколько реальных ситуаций, в которые мне доводилось попадать. Позже запишу и небольшое видео.

стрельба с мотоцикла

Я сразу оговорюсь, что статья написана для тех, кто задается вопросом безопасности в мототуризме, но сам опыта не имеет. Те, у кого в сейфе стоит какая-нибудь Сайга, и так все прекрасно понимают. И говорить мы сегодня будем только о легальных способах самозащиты, опять же, поскольку если у вас в кармане ТТшник, то и вопрос безопасности для вас остро не стоит. Или же, напротив, стоит настолько остро, что скудный объем информации данной статьи вам уже ничем не поможет.

Информацию буду давать тезисно, а вы уж сами проследите логику изложения.

Вопрос безопасности себя и своего имущества имеется при любом самостоятельном путешествии, будь то мототуризм, автотуризм или… да хотя бы и автостоп. В зависимости от страны, по которой мы путешествуем, различаются методы самозащиты и их уровень. Скажем, в Европе я всегда даже шлем оставляю висеть на руле, когда иду гулять, хотя Айдас в поездке по Литве и не рекомендовал мне это делать. Но для особых параноиков в Европе достаточно поставить на мотоцикл сигнализацию и быть бдительным на самом базовом уровне. В диких странах, вроде Ирана или нашей Средней Азии, куда вроде бы и оружие не провезешь, и уровень преступности высокий, остается только вежливо и обходительно себя вести, не нарываться и быть бдительным — случаи пропажи российских мототуристов с концами были, и не один, и никто их не нашел. В России мы на своей территории, поэтому можем возить с собой оружие, и это изначально подкупает, поскольку дает теоретическую возможность защитить себя. На практике же не все так просто.

Превышение необходимой обороны.

Это первое, о чем вам расскажут на обучении, если вы захотите оформить себе ружье или травмат. И будут правы, поскольку в результате применения оружия на 99 % вы окажетесь обвиняемым в совершении уголовного преступления. Я сам некоторое время был сотрудником тогда еще милиции, и после ухода на всякий случай консультировался со своими, кто еще остался в системе, по поводу статистики приговоров суда по этому вопросу. И, к сожалению, вынужден констатировать, что закон чаще всего не на стороне обороняющегося с оружием. То есть, если на вас напали с огнестрельным оружием, а у вас в руках перочинный нож, и вы, по какому-то волшебству, умудрились затыкать им гада, то да, вы не превысите пределы необходимой обороны. В случае огнестрел против огнестрела вы при свидетелях должны предупредить гада, что будете стрелять, скорее всего при этом превратившись в труп. Либо, если успели стрельнуть первым, отправитесь отбывать срок. В случае, если вы обороняетесь с огнестрельным оружием против опасного и агрессивного гада, вооруженного, к примеру, холодным оружием, вы точно отправитесь отдыхать на нары.

Это проблема нашего законодательства и правоприменительной практики, она известна давно, но десятилетиями ситуация не меняется, и это четко надо себе понимать.

Очевидно, что если в глуши Вологодской области на вас напал беглый зэк, и у вас есть с собой оружие, надо валить его и никому об этом потом не говорить. Но это, во-первых, уголовное преступление, во-вторых, это не совет от меня, а просто теоретическая модель, с точки зрения простоты дальнейшей жизни, а в-третьих, в такую ситуацию вы скорее всего не попадете — это надо иметь очень плохую карму.

Поэтому, повторяя советы любого инструктора, думайте, иметь или не иметь и стоит ли оно того. Возможно, просто следует соблюдать бдительность и в принципе не попадать в такие ситуации, когда оружие требуется применить.

В отношении использования оружия, для гражданского стрелка, есть целый ворох статей, вплоть до уголовного хулиганства.

Собака.

Я прям сразу спойлерну, что самым адекватным инструментом самозащиты мне кажется хорошо обученный и воспитанный пес. В большинстве ситуаций, кроме откровенного разбойного нападения группой лиц, нормальная псина, выведенная не для сидения на руках гламурной кисы, вполне способна, во-первых, напугать и остановить гада. Во-вторых, физически защитить хозяина и его имущество. А пугнуть случайного гопника — вообще вопрос не стоит. В зависимости от породы и подготовки пса, разумеется.

Собака на мотоцикле

Минусы собаки очевидны:
1. На мотоцикле и в общественном транспорте ее не увезешь, несмотря на множество гламурных фоточек, блуждающих по сети. Крупную собаку еще и на самолет посадить большая проблема. Поэтому собака как сторож и охранник в путешествии, по-сути, подходит только автопутешественникам.
2. Собака должна быть обучена, поскольку от не имеющей охранных навыков псины толку мало. На практике это было понято, когда у меня с мотоцикла слили бензин на Шальском. Мы тогда восприняли ситуацию с юмором, но факт остается фактом, в общем-то охотничья собака спокойно проспала, никого не разбудив, в пяти метрах от мотоцикла, с которого сливали бенз.
Так вот, на обучение собаки конечно нужно много времени и деньги, весьма сравнимые с покупкой дорогого огнестрельного оружия. И конечно, порода не любая подойдет.
3. При путешествии с собакой будут проблемы с вселением в отели, лишние вопросы придется решать при прохождении границы и т.п.

Холодное оружие.

Огромные охотничьи ножи и разные «ножи Рембо» любят таскать с собой на поясе байкеры. При том, что на хороший ножик не нужно получать разрешение, стоимость его сравнительно невысока, минусов в холодном оружии значительно больше, чем плюсов.

Собака на мотоцикле

1. В каких бы безопасных ножнах нож не висел, при падении с мотоцикла он легко может сломать пару ребер, а то и вообще куда-нибудь воткнуться. Связка ключей в кармане ребра легко ломает, с таким человеком я лично общался. Низкий травматизм от собственных ножей у байкеров объясняется лишь тем, что они ездят на чопперах, и в принципе падают редко.

2. Ножом надо уметь пользоваться, как в физическом смысле, так и в плане моральной готовности. Если вы лично не знаете гада, который на вас нападает, и вы не посвятили 10 лет занятиям по ножевому бою, велик шанс, что этот ножик у вас отберут и вам же куда-нибудь запихнут. Моральный аспект требует взвешенного самоанализа. Я подумал на эту тему и решил, что морально не готов никого зарезать. Отчасти поэтому я вожу нож для того, чтобы резать им на природе колбасу и помидорчики, и ездит он не на поясе, а в багаже.

3. Демонстрация ножа может спровоцировать агрессию. Видел одного байкера, он был жирный и толстый ботан в очках. И у него на поясе висел здоровенный «нож Рембо». Эта картина пробесила даже меня. Если же он попадется любому из часто встречающихся на периферии гопничков, которым пихнуть в человека отвертку или напильник не представляет никаких проблем, боюсь, что этот байкер из данной ситуации победителем не выйдет. Рассматриваемый экземпляр байкера ездит по Москве, поэтому скорее всего будет продолжать ездить и дальше: хипстеры его пугаются, а он этому и рад. Но дальше 100 км. от МКАДА ему не стоит выезжать в таком прикиде.

В качестве резюме, совет: посмотрите на себя в зеркало, а потом представьте, что вспарываете кому-то живот. Если бы в зеркале стоял бритый налысо мужик с отверткой в кармане спортивного костюма Абибас, вы бы эту статью не читали, правда?

Травматическое оружие.

Травмат для мотоциклиста, вообще говоря, неплохой вариант, с оговорками на превышение необходимой обороны, разумеется. Самый главный его плюс — это компактность. То есть, возможность возить с собой на поясе. И хотя при падении, он может нанести урон тушке, так же, как и нож, минусов у него значительно меньше, чем у холодного оружия.

1. Стрелять надо хоть немного уметь. Иначе не попадете. Но правда, я знаю, что на Осу встречаются светошумовые патроны, которые как-то раз спасли моего друга, без последующего даже намека на необходимость доказывания пределов необходимой обороны. Он просто убежал, пока гады промаргивались от вспышки.
2. Стреляет недалеко и неточно. Никуда от этого не деться.
3. Спасает только от двуногих, бешеного одичавшего пса уложить даже с Осы будет сложно.
4. Необходимость лицензии.
5. Сложности при легальном вывозе за границу.

Огнестрельное охотничье оружие.

Неплохо может подойти для охраны лагеря, хотя при его применении в рамках самообороны вы на 100% влипните на превышение необходимой обороны. В плюсах убойность, высокая вариативность патронов, от соли до картечи, самые разные пули. Минусов, для мотопутешествий, тоже полно.

1. Габариты. Кроме складных вариантов, вроде ТОЗ-106, который у меня есть и приобретался как раз для пары поездок в особо дикие уголки нашей необъятной, Рыси и наверное складной Сайги, все остальное — это огромные пушки, которые некуда деть. ТОЗ-106 в сложенном состоянии легко помещается в рюкзак или кофр мотоцикла, но и минусов, за счет короткого ствола, имеет большое количество. Впрочем, для самозащиты это ружье подходит. И для охоты на зомби, разумеется.
2. Медленная подготовка к стрельбе. Вряд ли вы будете возить двудулку ИЖ через плечо, если не едете на расстояние 50 км от дачи на охоту. В дальняк так не поедешь. Значит, ружье у вас будет куда-то упаковано. Доставать долго, убить успеют, если захотят. В лагере, тем не менее, если ружье лежит недалеко, вполне нормальный вариант для его обороны.
3. Необходимость получать лицензию и охотничий билет.
4. Сложности при легальном вывозе за границу.
5. Стрелять надо уметь, даже если у вас в руках короткий ТОЗ-106 с мелкой дробью, целиться из которого практически не требуется.

Из жизни.

За весь опыт мото- и не мотопутешествий, конечно были конфликтные ситуации. Чаще всего получалось их разрешать переговорами, но бывало и просто везло. Сейчас приведу 3 ситуации, при которых могла быть опасность жизни, просто для примера, и расскажу, что можно было сделать.
1. Мы едем по брошенной горной дороге тырныаузского ГОКа, откуда-то из-за горы выезжает очень своеобразный товарищ на коне, с бородой и ружьем. И резко направляет лошадь на нас. Я газку поддал, дядя этот очевидно, понял, что нас напугал, и не стал за нами гнаться.
А вот если бы погнался? По тем местам лошадь гораздо более проходима и имеет большую скорость, чем туристический мотоцикл (с хард-эндуро я бы еще поспорил, с турэндуро — увы). Догнать нас не проблема. У него ружье уже на правом плече дулом вниз, то есть, в боеготовность приводится за секунду, да и еще он из него не слезая с лошади стрелять небось умеет. Наши шансы? Их нет. Нож и травмат не помогут, ружье долго доставать.
2. Мы едем в Тушети, и то ли сворачиваем куда-то на боковую дорожку, уже не помню. В общем, выезжаем мы из-за горы на джигита с большой такой винтовкой с оптикой. Борода в наличии. Опять же, я просто поздоровался и проехал мимо, он кивнул в ответ. А если бы захотел прибрать к рукам наше добро? Или мою блондинку себе забрать? Были шансы для самообороны? Так же, как и с предыдущим пунктом, не было никаких шансов.
3. Мы спим в палатках на Онежском озере, в это время у меня с мотоцикла сливают бензин местные пацаны. У нас с собой было ружье, была собака. Представим, что собака не проспала, а нас разбудила, что бы было потом? Пугнуть это пацанье можно и без ружья, но допустим, они на меня нападают, я валю кого-то из них, а может, и всех. Дальше что? Дальше на нары. Хотя в этой ситуации, в целях хотя бы запугивания, ружье как раз адекватно к использованию. Так что, как я говорил, для обороны лагеря, и только, его можно использовать. Опять же, для магазинных ружей при обороне лагеря можно использовать первый холостой, но громкий и яркий, второй с солью, а все остальные убойные. Для усиления эффекта предупреждения, разумеется.

Разумная осмотрительность.

Ничто не может так хорошо обезопасить путешественника, как разумная осмотрительность и умение добазариться в конфликтной ситуации. Говорить о каких-то конкретных правилах осмотрительности не считаю возможным, поскольку осмотрительность — это черта характера человека, и в каждой ситуации они по-разному может проявиться. Конечно, не надо бухать с незнакомыми местными, особенно если они якуты какие-нибудь, ездить безопаснее компанией, а не одному, лагерем вставать подальше от населенны пунктов, в которых люди по 5 и более лет зарплаты не видели. Но это всякому здравомыслящему человеку ясно. В остальном, если напоролись, не проявляя агрессии, добазариваемся, кто как умеет. Умеете по понятиям разложить — самое сильное оружие самообороны, для нашей страны, у вас уже есть. Не умеете — все равно, спокойно, агрессию, равно как и страх, показывать нельзя. Не материмся, на три звучных буквы никого не шлем. На вопросы сколько жрет, сколько прет, отвечаем, можно с некоторой скидкой, особенно на вопрос «сколько стоит». На просьбу прокатиться мягко говорим, что мы тебя не знаем, конкретно к тебе никаких вопросов нет, но был у меня случай, когда другу дал покататься, а в него случайно кто-то въехал и т.п. Опять же, надо видеть, кого надо забалтывать, а кого можно коротко и ВЕЖЛИВО послать. Но это нарабатывается опытом и зависит от общества, в котором наш смелый мотопутешественник родился, рос и вырос. Если с коммуникацией проблемы — прокачивайте осмотрительность, но не доводите ее до трусости, иначе у вас не будет совсем никаких приключений 😉

Все.

Видео.

Поделиться "Безопасность и самооборона в мотопутешествии"

Путешествия на мотоцикле. Плюсы и минусы мототуризма

Путешествия на мотоцикле. Плюсы и минусы мототуризма

Еще несколько десятилетий тому назад отечественный мотоциклетный туризм входил в число наиболее популярных и востребованных. Ситуация изменилась в 90-ые, когда застой в автомобильной промышленности и отсутствие достойных сервисных услуг заставили отказаться от этого вида путешествия. В настоящее время поездки на мототранспортных средствах вновь медленно, но упорно достигают лидирующих позиций.

max trawor, Путешествия на мотоцикле

Мототуризм предназначен для людей, привыкших к самостоятельности и свободе выбора – здесь нет ограничений в продолжительности и составе маршрутного пути. Преимущество поездки на мотоцикле скорость и возможность проникнуть в места, куда не добраться на других видах транспорта. В этом плане мототуристы способны стать первооткрывателями неизвестных уголков страны или даже континента. За короткий промежуток времени мотоцикл позволяет преодолеть значительный отрезок маршрута.

Мототуризм – отличный способ узнать культурные, исторические, архитектурные достопримечательности родного края, убедиться в красоте окружающей природы. Путешествия на мототранспорте незаменимы для туров выходного дня или путешествия в праздничные дни. Несомненная польза мототуров – возможность физической подготовки, тренировки внимания, концентрации, мышления и сообразительности.

Многие вполне заслуженно называют мотоциклетный туризм активным отдыхом, от которого организм получает невероятный заряд энергии и бодрости. И, действительно, преодоление нескольких километров пути на свежем воздухе, без ограничения пространства стенами купе, автомобиля или каюты, смена пейзажей, богатство впечатлений, эмоциональный подъем благотворное отражаются на состоянии организма.

max trawor, Путешествия на мотоцикле

Существенным плюсом мототуризма являются незначительные финансовые затраты на его проведение. Конечно, все зависит от качества и технического состояния мотоцикла, экипировки и снаряжения. В противном случае поездка чревата не только существенными расходами, но и опасностью для здоровья и жизни.

Трудности мототуризма заключаются в необходимости самостоятельного преодоления ряда опасностей – поломки в глухом месте, экстремальной ситуации в ненастную погоду, вынужденной ночевкой в неизвестной местности. Успешно выйти из затруднительной ситуации чаще всего позволяет лишь безупречная подготовка водителя и транспортного средства перед поездкой.

Сложности мотоциклетного путешествия закаляют характер и организм, заставляя проявлять мужество, выносливость и отвагу, что в итоге формирует силу воли и способность противостоять жизненным неурядицам.

Перевод архива мудрости Iron Butt. Советы путешественнику на мотоцикле.

Здравствуйте.

Решил перевести архив мудрости Ассоциации Iron Butt. Причин несколько. Во-первых, информация полезная, но обычно крайне плохо переведена. На ironbutt.ru кратко перечислены все советы, и, в принципе, этого достаточно. Но народ упрямо продолжает переводит оригинал, причем иногда даже автопереводчиком. Значит, и мой перевод может кому-то пригодиться. Во-вторых,  перечитать будет не лишним, сезон же! Все в Крым собирались!)
Советы для путешественников на мотоциклах от ассоциации Iron Butt

Перевод немного вольный, приближенный к нашим реалиям, так что камнями не бросаться. В некоторых местах для примера приведена дистанция в милях. В скобках перевел в километры, т.к. я, например, не умею переводить мили в километры в уме и каждый раз жутко мучаюсь, когда читаю текст с величинами не в метрической системе. Также в оригинальном тексте для примера приведены какие-то местные организации, готовые оказать помощь мотоциклисту в пути за небольшой гешефт. У нас такого нет, застрял в глухой периферии — ищи случайную газель или бычок) Следовательно, включать в текст не стал.

1) Рассчитывайте свои силы и стройте свой маршрут в соответствии с ними.
Если у вас нет опыта езды на дистанции более 300 миль (490 км), не планируйте путешествие, в котором нужно будет проходить по 500 миль (800 км) в день. Ассоциация Iron Butt также просит обратить внимание на некоторые тенденции в планировании поездки на большие расстояния. Необходима грамотная оценка погодных условий, а также готовность столкнуться с другими проблемами. После того, как в первый или во второй день поездки вы покрыли большую дистанцию, в дальнейшем ваш средний пробег понизится, где-то с третьего по седьмой день поездки. На седьмой день поездки среднестатистический «дальнобойщик» без особых проблем проедет дистанцию, не превышающую 65 % дистанции, пройденной в первый-второй день поездки. Если даже у профессионалов наблюдается подобная тенденция, может быть запланировать не такой длинный маршрут?

Также заранее спланируйте возможные объездные пути или варианты, где можно немного срезать, поскольку, если выбьетесь из графика, сможете быстро наверстать упущенное.

Не важно, способны ли вы проехать за день 300 миль (490 км) или 1000 (1609 км.), ваш дневной пробег будет уменьшаться изо дня в день. Самыми трудными будут 3-7 дни путешествия. Потом дневной пробег стабилизируется и составляет около 65 % от максимально возможного.

2) Забудьте о высоких скоростях.
Забудьте, высокие скорости и езда на большие дистанции не имеют между собой ничего общего. Главное — стабильность. Стабильный ездок может проехать более длинную дистанцию, при этом успеть полюбоваться горными видами. Кроме того очевидно, что уменьшается потребление горючего, что экономит время на заправках. Ездок меньше устает, так как ему не приходится бороться с ветром. А еще, пока вы стоите на обочине дороги и объясняетесь с сотрудником ДПС по поводу вашего стиля вождения, какой-нибудь чувак на 250-кубовой Honda махнет вам ручкой и скроется за поворотом.

3) Не берите в дорогу кофе и энергетики.
С этим правилом все просто: таблетки и энергетики не работают! Если появляется острая потребность выпить энергетик, чтобы взбодриться, самое время остановиться для серьезного отдыха.

4) Подготовьте свой мотоцикл перед поездкой.
Зачем тратить драгоценное время отпуска на замену покрышек, находясь при этом в удаленной местности? Всегда дешевле поменять резину и цепь дома, чем окончательно убивать их в попытках добраться до ближайшего сервиса, да потом еще обнаружить, что там их не оказалось в наличии. Качественное мотоциклетное масло вполне может прослужить в течение всей поездки. Многие из членов Iron Butt проезжали без замены масла более 10 000 миль (16 093 км.). Пройденная дистанция не так сильно влияет на качество масла. В большей степени влияет на качество масла время его использования под нагрузкой двигателя. То есть мотоцикл, на котором совершают частые поездки по городу, нуждается в гораздо более частой смене масла, чем мотоцикл, на котором ездят на длинные дистанции.

5) Не ставьте новые детали и не проводите обслуживание мотоцикла непосредственно перед поездкой.
Если этого можно избежать, не расчитывайте, что в поездке вы сможете протестировать какие-либо новые детали. Особенно это касается электрики. Не стоит устанавливать дополнительное освещение или осуществлять другие аналогичные усовершенствования непосредственн перед поездкой, так как не остается времени тщательно все проверить.

И не забудьте, даже самый надежный механизм может сломаться. Откажитесь от идеи купить мотоцикл, тут же запрыгнуть на него и поехать в пробег на дистанцию 10 000 миль. Также поездка — не самое лучшее время для тестирования новой экипировки: дождевика или шлема.

6) Используйте экипировку с подогревом.
Даже в самую теплую летнюю ночь, после пары дней езды при температуре 100 градусов (37 по Цельсию), поездка при температуре 75 градусов (23 по Цельсию) может хорошенько вас охладить. А если придется ехать в прохладную и сырую погоду, не один серьезный ездок не отправиться в путь без жилета с электроподогревом.

7) Укладывайте вещи тщательно; держите предметы первой необходимости так, чтобы их было легко достать.
Многие используют сумки на бак мотоцикла, но при этом не умеют упаковывать в них вещи. Затемненный визор, лосьоны для тела, капли для глаз, фонарик, ремнабор для шин, карты и другие самые необходимые вещи нужно разместить так, чтобы они были под рукой. Если эти вещи не под рукой — вы их не будете использовать. Из-за этого можно сбиться с пути (не нашел вовремя карту и плюнул на это дело), получить солнечный ожог. Когда-нибудь пробовали натянуть шлем на обожженную солнцем физиономию? Как-нибудь попробуйте, и в будущем у вас точно всегда будет затемненный визор под рукой.

С другой стороны, документы, например, должны находиться в защищенном от дождя месте. Также можно предположить, что доставать их придется только для того, чтобы предъявить блюстителю правопорядка. В этом случае глубоко зарытые в багаж документы дадут вам время для того, чтобы поговорить с сотрудником ДПС, и, возможно объяснить ему, что вы нормальный уравновешенный мотоциклист)), а не какой-нибудь сумасшедший байкер.)))

8 ) Подготовьтесь к выезду, не тратьте время на то, чтобы закупиться на трассе.
Все правила, которые касаются мотоцикла, должны распространяться и на экипировку, а также на предметы первой необходимости. Составьте список того, что нужно взять в дорогу. Купить тюбик зубной пасты в магазине напротив — не большая проблема, в дороге время, потраченное на поиски теплого свитера или дождевика, можно потратить на прием пищи.

9) Как справиться со скукой.
В длительных путешествиях обычно трудно определить, сколько километров уже пройдено. Для некоторых мотоциклистов шоссе 50 (США) через Неваду — прекрасное красивое место. Любителям горных дорог этот же маршрут покажется жаркой, скучной, утомляющей дорогой в ад. В таких случаях плеер может быть просто незаменим. Также можно наложить в сумку на баке конфеток покислее, чтобы можно было потихонечку уничтожать их от скуки. Кислая капля лимонного сока взбодрит на некоторое время ваши рефлексы и позволит проехать следующие 20 миль!

10) Запишите телефон эвакуатора.
Падения случаются, и нет ничего хуже, чем остаться без помощи. Многие страховые компании и крупные сервисы продают полисы программ обслуживания, в перечень которых входит эвакуация транспортного средства. Приобретите полис, и сможете сэкономить часы на том, чтобы найти и обзвонить ближайшие сервисы в поисках эвакуатора.

11) Учитесь останавливаться, чтобы ехать быстрее.
На первый взгляд это не имеет особого значения, но опытные дальнобойщики используют такую стратегию себе в преимущество. Все люди разные, с какой средней скоростью лучше передвигаться, предсказать невозможно. Важно знать, как работают ваши внутренние часы, чтобы, когда средняя скорость начнет падать, взять небольшой тайм-аут и отдохнуть. Не смысла тратить время на многочисленные остановки, чтобы попить кофе, лучше снять комнату в мотеле и поспать, или, еще лучше, прогуляться и немного размять конечности.

12) Знать, когда остановиться!
Как только появилось желание закрыть глаза, даже «на секундочку», начинайте искать место, где можно остановиться и подремать.

Также следует обращать внимание на следующие симптомы:
Неспособность ехать с желаемой скоростью. Если почувствовали, что периодически замедляетесь, и вам приходится поддавать газу для того, чтобы набрать нужную скорость, пора спать!

Если забываете выключать дальний свет, когда приближается встречный автомобиль.

Нерешительность. Никак не решите, заправиться или поехать дальше? Не можете решить, куда свернуть на развилке? Это все результат усталости.

13) Не портьте себе настроение.
Ненавидите дождь? Тогда может быть проще остановиться в мотеле на денек? То же самое касается жары (можно ехать ночью), или других обстоятельств, которые могут так испортить вам настроение, что дальнейшая езда не будет приносить никакого удовольствия (если мысли заняты какой-то проблемой, вы отвлекаетесь от дороги). Да, конечно, объяснения перед начальством по поводу опоздания на работу на пару дней — не самая приятная перспектива, но зато вы целым и невредимым доберетесь до дома!

14) Ешьте здоровую пищу.
Питаться в фаст-фудах во время путешествий не очень хорошо, но, поскольку другой перспективы, скорее всего, не будет, попробуйте такой выход из ситуации:

По утрам ешьте овсянку, хлеб, или яйцо с тостом (без масла). Вместо обеда лучше устроить легкий перекус. Лучше, чтобы обед состоял из салата и немного макарон.

Ну а если не получается, наш девиз: «Если нет возможности есть здоровую пищу, постарайтесь, по крайней мере не переедать!». («If you can’t eat right at least try and eat light!» там у них это рифмуется и звучит не плохо, На русском знаю только обратный эквивалент пословицы: «Лучше в нас, чем в таз!») Лучше съесть свежий сандвич в Сабвее, чем Биг-Мак.

15) Оденьте дождевик до того, как начнется дождь.
Почему бы не остановиться, если у вас уже осталось только пол бака бензина? Заправитесь, заодно и дождевик наденете. Принимаете ли вы этот совет, или нет, рекомендуем не одевать дождевик на обочине дороги. Тут слишком много опасностей, чтобы описать их в общих чертах, вам следует подумать об этом, когда захотите переждать дождь под эстакадой. Вы действительно хотите находиться в нескольких футах (или на расстоянии вытянутой руки) от автомобилей, несущихся мимо со скоростью 60 и более миль в час? А если идет дождь, и на дороге плохая видимость? Подумайте, что некоторые водители сами будут искать место для того, чтобы переждать дождь, возможно это и будет то место, где вы надеваете свой дождевик.

Ходя по несчастным случаям, случающимся на обочинах дорог, довольно трудно привести статистику, они имеют место быть. К примеру, одно из ДТП произошло прямо на наших глазах в мае 1995 года в Иллинойсе. Ночью патрульный автомобиль остановила нарушителя, причем, как всегда, включили «люстру» на полную. Водитель проезжающей мимо машины был ослеплен мигалками, врезался в патрульный автомобиль, что привело к смерти находящихся внутри людей.

16) Отдельно останавливайтесь для дозаправки и для того, чтобы перекусить.
Заправка (сама по себе небольшой отдых), потом пересечение улицы для того, чтобы поесть, займет довольно много времени. За это же время можно проехать 40 миль и поесть потом. Результат: две мини-остановки для отдыха по цене одной.

17) Не дай себе засохнуть.
В то время, как у вашего мотоцикла есть топливный датчик, количество воды, находящееся в организме, никак не измерить. К тому моменту, когда захочется пить, ваш организм находится на пути к обезвоживанию.

Нехватка воды приводит к невнимательности, умственному напряжению, вызывает судороги в мышцах и головные боли. Не важно, хочется пить или нет, регулярно пейте воду, даже если холодно, и вы не испытываете жажду.

Это может показаться странным, но в долгих поездках мы рекомендуем не пить местную воду из-под крана и использовать воду в бутылках. Изменения в составе местной воды могут привести к расстройству желудка.

18) Возьмите с собой по крайней мере пол галлона (2,27 литра) воды.
Чтобы прислушаться к этому совету, не надо ехать в пустыню. К примеру, жажда может разыграться даже прохладной ночью, если придется толкать в гору сломанный мотоцикл.

Воду надо хранить отдельно, в двух разных емкостях. Из одной пьем постоянно, вторая — для экстренных нужд. Пока у вас будет вода вы будете ее пить. Если выпьете все, у вас ничего не останется в запасе на экстренный случай. Воду в бутылке необходимо менять каждые два дня.

19) Не дай себе обсохнуть.
Обсохнете, или поедете искать бензоколонку — потеряете время, сэкономленное для отдыха. Когда есть возможность заправиться — заправляйтесь.

Однако, частые заправки могут отнимать много времени. Если такая трата времени не столь критична во время многодневной поездки, во время суточного пробега это весьма ощутимо.

20) Возьмите с собой витамины.
Этот совет, конечно, должен давать врач, но есть и общая рекомендация: принимайте поливитамины раз в день. За более детальным советом обратитесь к врачу.

Если впереди долгий путь, возьмите витамины для предотвращения мышечных судорог.

21) Возьмите с собой аспирин.
Несмотря на то, что аспирин пользуется популярностью у дальнобойщиков (утверждают, что он помогает от самых разных болей и даже предотвращает судороги), следует проконсультироваться с врачом по поводу возможных побочных эффектов.

К примеру, аспирин может снизить температуру тела. Также аспирин разжижает кровь (есть о чем волноваться при падении, кровь будет сложно остановить). Некоторые препараты содержат кофеин.

22) При езде по второстепенным дорогам будьте осторожны при пересечении границ областей.
Ответственность за поддержание дорожного полотна возложена на области. Это означает, что каждые 50 миль дорожное полотно и его состав могут меняться. Пересекая границу области, обращайте внимание на то, как работают местные дорожники.

23) Не ездите быстрее, чем сможете остановиться.
Представьте, что едете через сильный туман на скорости около 50 миль в час (80 км/ч), и вдруг внезапно видите стоящий прямо посреди полосы автомобиль. Успеете остановиться? Можно считать это дурацким вопросом, но такое случалось.

То же касается хорошей погоды. Превышая скорость на 10 миль в час при повороте за угол, можете застрять в больнице месяцев на шесть.

Помните, что наиболее приоритетная задача — приехать к финишу живым и здоровым.

24) Хотите жить? Держитесь подальше от грузовиков!
Водители грузовиков ненавидят, когда кто-то едет за ними. Вместо того, чтобы уделять внимание дороге, им приходится думать о людях, которые едут вслед за ними. К тому же шины тяжелых грузовиков частенько взрываются.

25) Устраните все раздражители.
Перед поездкой устраните все отвлекающие от езды факторы, не зависимо от того, насколько значительными они могут показаться. Даже небольшой раздражитель отвлекает вас, тем самым забирая энергию.

Ключ к комфорту — хорошо подготовленный мотоцикл. Вот объяснение, как опытные мотоциклисты проезжают без проблем длинные дистанции.

26) Используйте GPS-навигатор.
Не буду это переводить. Используйте.

27) Научитесь пользоваться ремкомплектом для шин!
Попрактикуйтесь дома на старой шине, возите с собой всегда, периодически осматривайте ремкомплект на предмет протечек клея и истечения срока годности.

28) Усовершенствуйте свой набор инструментов.
В качестве примера приводится набор инструментов какого-то чувака, состоящий из 44 пунктов. Мужик разве что кувалду с собой не возит. С таким набором можно в пустыне собрать танк из подручных материалов… Хотя, может, он и ездит по пустыням, тогда это все более или менее оправдано.

Поделиться "Перевод архива мудрости Iron Butt. Советы путешественнику на мотоцикле."

Правила путешествия на мотоцикле - Телеканал «Моя планета»

Один мотоцикл, два человека, 20 дней, 15 стран Европы, 10 776 км путешественники Маша и Леша, вернувшись домой, поделились опытом, что брать с собой, если вы отправляетесь в долгую поездку на мотоцикле, и рассказали о поездке в рубрике «Репортажи»

Что взять с собой

1. Палатка

Около половины всех ночей провели именно в ней. Две из которых были реально дождливыми — «как из ведра». Все выдержали, все было сухо.

2. Спальник

Спальников было два. Купили одной модели, но с левой и правой застежкой. Это нам очень помогло прохладными ночами: в состегнутом виде два спальника превращаются в один и спать очень тепло и приятно, как дома. А именно так отдыхается лучше всего!

3. Пенка или коврик

Перед поездкой у нас был пробный выезд на выходные под Калязин, где мы поняли, что просто не увезем большие самонадувающиеся ковры. Вместо них были куплены военные немецкие подстилки для ночлега, которые складываются в брикеты 37 х 27 х 4 см и влезают вместе с палаткой в гермомешок, который крепился сверху на задний кофр мотоцикла. Спать было менее комфортно, чем на самонадувающемся, — жестко. Поэтому мы уже со второй ночи стали подкладывать штаны и куртки под пенки. То есть коврики очень хорошо справляются с теплоизоляцией — воспаление легких в походе не получите. Но для мягкости нужно что-то еще.

4. Подушка надувная

Но у нас ее не было. Подушки делались из мешков с одеждой, их как раз было два. Очень комфортно.

5. Фонарь ненаправленного света

Фонарь нужен для обустройства лагеря в темноте, освещения палатки. У нас источником света служили наши телефоны с функцией фонарик. Мы вешали их на сеточную полочку в потолке палатки. Отличная люстра получалась!

6. Спички в гермопакете

Дополнительных спичек не брали. Обошлось. Но для спокойствия можно было бы взять.

7. Газовая горелка

В комплект включите один основной большой баллон и один запасной небольшой. Газовая горелка пригодилась. Очень часто ужинали именно на ней. Покупали супы и полуфабрикаты и разогревали в кастрюльке. По утрам грели кипяток, заливали термос в дорогу. Большой баллон кончился, но он уже был начатый, запасной использовали где-то на треть. Думаю, одного должно хватать на 10–20 дней на двоих на завтраки и ужины.

8. Набор туристической посуды