Пожарная машина чем оснащена – Назначение, использование отделений на основных, специальных пожарных и аварийно-спасательных автомобилях при пожаре и аварии (в чрезвычайной ситуации). Использование вспомогательных автомобилей и техники. Схемы развёртывания сил и средств на основных, специальных пожарных и аварийно-спасательных автомобилях. Новые технологии тушения пожаров (установка тушения пожаров компрессионной пеной NATISK. Занятие 2

Содержание

пожарный автомобиль — это… Что такое пожарный автомобиль?

3.1. пожарный автомобиль: Оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, предназначенное для использования при тушении пожара.

2.1.  Пожарный автомобиль — оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенное пожарно-техническим вооружением и предназначенное для использования при тушении пожара. В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяют на основные, специальные и вспомогательные.

Смотри также родственные термины:

2 .1. Пожарный автомобиль (ПА) — автомобиль на колесном шасси, оборудованный техническими средствами и агрегатами для хранения и подачи огнетушащих средств, выполнения специальных работ на пожаре и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, проведения боевых действий по тушению пожаров в соответствии с его функциональным назначением.

Пожарный автомобиль (ПА) — пожарная машина на шасси автомобиля. ГОСТ 12.2.047.

17. Пожарный автомобиль водопенного тушения

D. Wasser-Schaum-Loschfahrzeug

14. Пожарный автомобиль газового тушения

D. Gasloschfahrzeug

2.12 пожарный автомобиль газового тушения (АГТ): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

2.18 пожарный автомобиль газового тушения (АГТ): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

16. Пожарный автомобиль газоводного тушения

D. Gas-Wasser-Loschfahrzeug

2.13 пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

2.19 пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

2.9. Пожарный автомобиль газоводяного тушения (А ГВТ) — пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения боевых действий по его тушению.

2.20. Пожарный автомобиль газод ымозащитной службы (АГ) — по ГОСТ 12.2.047.

2.28 пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ): Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

2.31 пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ): Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

24. Пожарный автомобиль дымоудаления

D. Ventilatorenfahrzeug

Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом для удаления дыма из помещений

2.21. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) — по ГОСТ 12.2.047.

2.29 пожарный автомобиль дымоудаления (АД): Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

2.32 пожарный автомобиль дымоудаления (АД): Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

15. Пожарный автомобиль комбинированного тушения

Пожарный автомобиль с несколькими видами огнетушащих веществ

2.11 пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

2.17 пожарный автомобиль комбинированного тушения

(АКТ): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

2.7. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ) — по ГОСТ 12.2.047.

2.15 пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

2.13 пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

2.11. Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР) — пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению.

12. Пожарный автомобиль пенного тушения

D. Schaumloschfahrzeug

Автомобиль для приготовления и подачи пены

2.10 пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

2.16 пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

2.6. Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) — по ГОСТ 12.2.047.

18. Пожарный автомобиль пенопорошкового тушения

D. Schaum-Pulver-Loschfahrzeug

2.14 пожарный автомобиль первой помощи (АПП): Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

2.12 пожарный автомобиль первой помощи (АПП): Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

2.10. Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) — пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ёмкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения боевых действий по тушению пожаров в начальной стадии и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ.

13. Пожарный автомобиль порошкового тушения

D. Pulverloschfahrzeug

2.9 пожарный автомобиль порошкового тушения (АП): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

2.15 пожарный автомобиль порошкового тушения (АП): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

2.5. Пожарный автомобиль порошкового тушения (А П) — пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для огнетушащего порошка, баллонов с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения боевых действий по тушению пожара.

2.33 пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.

2.36 пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.

2.25. Пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) — пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.

2.17 пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

2.14 пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

2.12. Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (А ВД) — пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, ёмкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения боевых действий при тушении пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

26. Пожарный автомобиль связи и освещения

D. Nachrichten und Beleuchtungsgeratewagen

Пожарный автомобиль для доставки к месту пожара личного состава, оборудованный средствами связи и освещения

2.27 пожарный автомобиль связи и освещения (АСО): Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

2.30 пожарный автомобиль связи и освещения (АСО): Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

2.19. Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) — по ГОСТ 12.2.047.

28. Пожарный автомобиль технической службы

D. Geratewagen

Пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ

2.36 пожарный автомобиль технической службы (АПТС): Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.

2.39 пожарный автомобиль технической службы (АПТС): Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.

2.28. Пожарный автомобиль технической службы (АПТС) — по ГОСТ 12.2.047.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

Пожарно-техническое оборудование

Статья Средства спасения с высоты: мобильные, спусковые, стационарные

Использование и варианты применения технических, подручных средств эвакуации при пожаре из зданий повышенной этажности, а так же способы и пути эвакуации.

Статья ПГ подземный и надземный: устройство и использование

Тактико технические характеристики ПГ-5. Устройство, назначение, использование, принцип действия работы гидранта подземного и надземного, пожарной колонки.

Статья Пропускная способность рукавов

Таблица пропускной способности напорных пожарных рукавов в зависимости от насосов, характеристик оборудования и их диаметра 51, 66, 77, 150, стволов и рукавов

Статья Ключи для соединения пожарной арматуры и ПТВ: К-80 и К-150

Ключи соединительные для пожарной арматуры и другого вида ПТВ. Характеристики, порядок использования. Применение на пожарах и АСР с пожарно-техническим вооружением


По ГОСТ 12.2.047-86 так называют комплектацию пожарных автомашин в зависимости от различного назначения, в которую входят пожарное, спасательное оборудование, устройства индивидуальной защиты, ручной инвентарь и механизированный инструмент. Аварийно-спасательное оборудование – это стандартный набор из ручных лестниц, канатно-спусковых устройств, веревок, пожарных поясов с карабинами, а также натяжных полотен, пневматических прыжковых устройств для спасения людей из высотных строений.

К пожарному оборудованию относят коммуникации для тушения пожаров – рукавные линии, разветвления, а также средства для технического сервиса такого оборудования.

Пожарно-техническое вооружение состоит из следующих групп оборудования предназначенных для защиты пожарных и спасателей в ходе разведки, ликвидации очагов пожара, спасения людей из зданий в т. ч. высотных, а так же проведения аварийных работ в опасных условиях:

  • Боевая одежда, защитная обувь пожарных, спасателей входят в комплект полной экипировки личного состава подразделений МЧС и других спасательных формирований, предназначена: для защиты от травм, кратковременного пребывания в зонах с высокой температурой, интенсивным тепловым воздействием, химически активной, агрессивной средой на поверхности земли, отметок пола зданий, сооружений в ходе ликвидации пожаров, аварий.
  • Средства спасения людей, самостоятельного спасания с высоты при проведении эвакуации, аварийно-спасательных мероприятий, этапов тушения пожара. Различные виды таких средств от веревок и лестниц, до спасательных рукавов, натяжных полотен, прыжковых, канатно-спусковых устройств используются по обстановке и ситуации, оцениваемой руководством тушения пожара, бойцами дежурных караулов.
  • Пожарные стволы – ручные и переносные лафетные, генераторы пены, пожарные рукава различных видов, оборудование для их технического сервиса. Они предназначены для подачи пены и воды,  на тушение и охлаждение; забора и транспортировки воды из естественных водоисточников, пожарных водоемов, резервуаров, гидрантов, установленных на сетях наружного водоснабжения населенных пунктов, крупных производственных, складских объектов.
  • Средства защиты органов дыхания предназначенные для возможности нахождения пожарных и спасателей в непригодной для дыхания среде, характерной для задымленных, запрессованных дымовыми продуктами горения помещений зданий, сооружений, где расположен и развивается очаг пожара. Прежде всего это дыхательные аппараты различной конструкции, а также диэлектрические средства, необходимые для безопасного отключения работающих во время пожара электроустановок зданий, аппаратуры управления технологическими процессами на производственных объектах.
  • Теплозащитные, отражающие тепло-костюмы, комплекты химической защиты, необходимые для подавления открытого огня в условиях нахождения в зонах с высокой температурой, интенсивным тепловым воздействием; наличием вредных и опасных газовых смесей, способных вызвать отравление при контакте с кожными покровами.
  • Переносные углекислотные, порошковые огнетушители, необходимые для тушения электрического оборудования, установок, распределительных щитов, аппаратуры управления.
  • Средства связи, оповещения, назначение которых видно из названий.
  • Ручной механизированный инструмент, так и обычный – ломы, топоры, багры, предназначенный для экстренного вскрытия заполнения проемов в наружных стенах, внутренних перегородках зданий и сооружений, а так же разборки завалов в результате обрушения несущих конструктивных элементов строений, что способствует быстрому проникновению для тушения и проведения разведки во всех помещениях горящих объектов.
  • ГАСИ – это комплект переносного аварийно-спасательного инструмента с гидравлическим приводом, необходимый для деблокировки и извлечения пострадавших людей, из зданий частично разрушенных при чрезвычайных происшествиях.

В такой комплект входят различные виды расширителей с гидроприводом, комбинированных ножниц, челюстных резаков, гидравлические домкраты, необходимые для резки листов металла, проволоки, прутков арматуры, труб, уголков, других металлических строительных элементов; поднятия, перемещения плит, конструкций из железобетона, автотранспорта, а также вспомогательный гидравлический инструмент для проведения других операций, например, отрывания навесов, петель ворот, дверей.

Виды, количество ПТВ, предназначенного для каждого конкретного пожарного автомобиля зависит от его назначения, пожарной нагрузки, технологических процессов, ведомственной принадлежности объектов защиты на охраняемой подразделением, пожарным формированием территории; а также от грузоподъемности, вместимости отсеков.

Испытания пожарно-технического вооружения ведутся регулярно на основании требований нормативных документов, приказов, наставлений, заводских инструкций компаний изготовителей. Ознакомьтесь с материалами представленными ниже.

Статья ГАСИ СПРУТ изучение насоса ручного 2-х ступенчатый НРС-2 80. ТТХ. Чертежи и схемы. Возможные неисправности. Ремонт. Техническое обслуживание

ГАСИ СПРУТ изучение насоса ручного 2-х ступенчатый НРС-2 80. ТТХ. Чертежи и схемы. Возможные неисправности. Ремонт. Техническое обслуживание.

Статья ГАСИ АГРЕГАТ технические характеристики комплекта

ТТХ цилиндр гидравлический ЦГ-1; ЦГ-2; ЦГ-1(2)-С3, Насоса двух ступенчатого НРМ. Ножницы комбинированные МНКГ-80, НКГ-С3, НУГ-С3, НРГ-80, КНР-80. Расширитель средний МРСГ-80, РСГ-С3, Кусачки МКГ-80, КГ-С3. Станция насосная СН-64, СН 50 2×2-С3, СН 35, СН 25.

Статья Гидравлические схемы составных частей ГАСИ СПРУТ

Назначение и устройство катушки-удлинителя КУС-1-15. Принцип работы расширителей большого РБГС-80 и среднего РСГС-80. Кусачки и ножницы НКГС-80, КГС-80. Силовые цилиндров ЦГС-1-80 и ЦГС-2-80.

Статья ГАСИ СПРУТ (расширитель дверной РДС-80, отрыватель петель ОПС-80, бокорез БГС-80). ТТХ, назначение, устройство. Принцип действия и работа устройств.

Расширитель РДС-80. Отрыватель петель ОПС-80. Бокорез БГС-80. ТТХ. Назначение. Устройство. Тактико технические характеристики

Статья Ручные пожарные стволы ОРТ-50, ОРТ-50а (комбинированные). ТТХ, принцип действия, из чего состоит, подробные характеристики

Ручные пожарные стволы ОРТ-50, ОРТ-50а основные характеристики. Принцип действия ручных пожарных стволов ОРТ-50, ОРТ-50а.

Статья Стволы СВП, СВПЭ-2, СВПЭ-4, СВПЭ-8: ТТХ, площадь тушения и производительность

Устройство и принцип работы. Характеристики ручных пенных пожарных стволов СВПЭ и СВП. Производительность в кратности по пене. Расходы и площадь тушения

Статья Ручной пожарный ствол ULTIMATIC-RU и Dual-Force. Описание и ТТХ

ДУАЛ-ФОРСЕ и АЛТИМАТИК стволы пожарные ручные, автоматического типа, с ручным управлением и различными режимами предназначенными для подачи воды или пены при тушении пожаров

Статья Ствол-распылитель высокого давления с катушкой рукавной СРВДК-2-400-60

Назначение и область применения, состав изделия, функциональные возможности, особенности и тактико технические характеритики. ТТХ. Фото и описание. Определение.

Быстроразъемные рукавные соединения: в России и за рубежом

Носико-рычажные и резьбовые соединения напорных рукавов. Соединения поворотным замыканием. Описание и применение в странах мира. Типы рукавных соединений.

Статья Аварийная осветительная установка световая башня: описание и ТТХ

АОУ Световая башня (столб) предназначена для освещения территории. Основные характеристики ламп, ELG с генератором и EL без него. Применяется в МЧС России

Статья Рукавные разветвления трехходовое, четырехходовое, РТ-70, РТ-80, РЧ-90 РЧ-150 ТТХ

Рукавные разветвления трехходовые, четырехходовые: из чего состоят, габариты, функции, технические параметры (характеристики) и элементы конструкции

Статья Головки переходные, соединительные, муфтовые и заглушки рукавные пожарные

Пожарные соединительные и переходные головки. Заглушки рукавные. Муфтовые. Цапковые. ГР, ГМ, ГЦ, ГЗ, ГП, ГМВ, ГРВ, ГЗВ. Расшифровка. ТТХ. Применение. Маркировка

Специальная пожарная машина (СПМ): ТТХ и назначение техники

Разработкой машины занимался «Омский завод транспортного машиностроения» в 2012 году. Всего через 1 год СПМ прошла все необходимые циклы испытаний и получила положительное заключение от комиссии. Первое появления на публике состоялось в сентябре 2013 года при проведении Международной выставки Russia Arms EXPO в г. Нижний Тагил, вызвав сильный интерес у специалистов.

Специальная пожарная машина производства «Омского завода транспортного машиностроения» в апреле 2015 года принята на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации. Соответствующий приказ подписан первым заместителем Министра обороны РФ В.В. Герасимовым в этом же месяце.

Принятие на снабжение Вооруженных Сил РФ пожарной машины позволило «Омсктрансмашу» начать подготовку к ее серийному производству. На данный момент машина эксплуатируется Министерством обороны Российской Федерации, согласно контракта, по которому было поставлено на вооружение 12 единиц техники.

Специальная пожарная машина СПМСпециальная пожарная машина СПМ Специальная пожарная машина (СПМ)

СПМ (специальная пожарная машина) – относится к гусеничной технике, разработана на основе узлов и агрегатов танка Т-72 и Т-80. Основное назначение это тушение пожаров и проведения АСР на объектах, осложняющихся возможными взрывами (военные склады, арсеналы, а так же другие места хранения взрывчатых веществ и горючих материалов). Машина оснащена бульдозерным оборудованием в виде клиновидного отвала, поэтому может быть использована для расчистки проходов к очагам пожаров, прокладки противопожарных полос во время лесных пожаров. Машина имеет хорошее бронирование корпуса.

Так например при наземном взрыве (подрыве) 152 миллиметрового осколочно фугасного снаряда, на удалении более 5 метров, благодаря съёмным броневым противосколочным экранам способна защитить личный состав от разлетающихся осколков, что является неоспоримым преимуществом перед другими видами техники, предназначенных для тушения пожаров. Экипаж машины дополнительно одевает специальную защитную одежду, которая защищает от различных поражающих факторов, в том числе и от термического воздействия. Кабина так же надежна защищена, внутри она полностью герметична и теплоизолирована.

 Отличительной особенностью СПМ является возможность дистанционного управления, что обеспечивает максимальную безопасность людей, участвующих в пожаротушении в особо сложных и опасных условиях. При возникновении угрозы для жизни экипажа, люди покидают машину, и СПМ выполняет поставленную задачу с помощью системы дистанционного управления. 

Для поиска и обнаружения очагов возгорания и других опасных факторов на машине имеется комплекс средств визуального наблюдения: пять специальных пулестойких стёкол, система кругового обзора (четыре камеры видео наблюдения) и два все суточных тепловизионных прибора. Защита от воздействия высокой температуры обеспечивается специальным покрытием – огнезащитной краской «Терма». Огнестойкость покрытия сохраняется в течение 2-х часов. При непосредственном огневом воздействии покрытие увеличивается в объёме в десятки раз, образуя негорючую пену с низкой теплопроводностью.

Основные тактико-технические характеристики СПМОсновные тактико-технические характеристики СПМ

Остановимся более подробно на тактико-технических характеристиках:

  • Экипаж пожарной техники состоит из 3 человек;
  • Масса не более 60 тонн;
  • Запас огнетущащих вещесвт составляет 25 м³;
  • Дальность подачи стури воды 100 метров;
  • Производительность насосной установки 100 литров в секунду;
  • Скорость снаряженной техники по шоссе составляет 40  км/ч;
  • Запас хода не менее 250 км.

Дополнительная информация в видео

система управления, трансмиссия и оборудование

Для нормальной ликвидации любого возгорания необходимо организовать работу боевых расчетов, а также использовать огнетушащие вещества и подходящее пожарное оборудование. Все необходимые задачи в кратчайшие сроки могут выполняться, благодаря использованию различных механизированных приспособлений, которые зачастую монтируются на колесных транспортных средствах, а иногда даже на гусеничных.

Различные гарнизоны пожарной охраны большей частью эксплуатируют механизированные приспособления, установленные на колесных шасси.

Устройство транспортных средств

К основным автомобилям, предназначенным для пожаротушения, относятся такие агрегаты:

  • автоцистерны;
  • аэродромные машины;
  • пенные;
  • порошковые.

К категориям основных автомобилей также имеет отношение транспорт без запаса необходимых огнетушащих средств, оснащенный механизмами их подачи от источника к центру возгорания.

Это могут быть:

Для выполнения отдельных видов дополнительных работ во время ликвидации возгорания используется целый комплекс специализированных транспортных средств.

Нередко для спасения людей, доставки пены на верхние этажи или переноса какой-нибудь техники применяются специальные лестницы или подъемники. При отдельной необходимости применяется техника, обеспечивающая качественное освещение или связь.

К специальной технике также имеют отношение штабные и оперативные машины. Такие транспортные средства оснащены техникой, эксплуатируемой штабом пожаротушения.

Некоторые пожарные машины оснащаются вспомогательным оборудованием для выполнения отдельных видов работ во время ликвидации возгорания. К ним относятся: легковые и грузовые машины, передвижные мастерские для проведения ремонтных работ, тракторы.

Дополнительная трансмиссия

Трансмиссией считается комплекс кинематически соединенных между собой устройств, используемых для передачи мощностей от мотора к различным потребителям. Трансмиссия дает возможность регулировать крутящий момент, который передается на элементы транспортного средства.

На пожарных машинах используются такие разновидности дополнительных трансписсий:

  • устройства, работающие на гидравлике;
  • электронике;
  • механике;
  • комбинированные системы.

Для системы пожарных насосов большей частью используется дополнительная трансмиссия, работающая на механике, собранная из блока набора мощности, нескольких промежуточных опор, а также карданных валов и механизма управления.

В качестве примера рассмотрим вариант использования шестеренного навесного насоса НШН-600м, монтируемом на переднем бампере пожарной машины. Отбор мощности в таких устройствах выполняется от соединительных муфт, монтируемых на промежуточный вал, используемых вместо храповика. Более всего предпочтительно устанавливать это устройство на ведущий вал насоса.

В некоторых схемах от мотора через устройство сцепления крутящий момент передается на основную дополнительную трансмиссию и устройство набора мощности, а также на вал установленного насоса и, естественно, карданную передачу, для установки которой применяются несколько промежуточных опор, если механизм перекачки огнетушащей жидкости установлен сзади.

Пожарные автомобили на шасси ЗИЛ всегда укомплектованы устройствами КОМ-68Б для отбора мощности, а на УРАЛ обычно устанавливаются КОМ-Ц1А.

Вакуумная система

Все используемые вакуумные системы в пожарных автомобилях делятся на такие разновидности:

  • струйные;
  • шиберные;
  • водокольцевые;
  • поршневые.

Для подачи огнетушащих средств центробежными насосами все их полости, а также всасывающие рукава никогда не должны быть пустыми. Для этого используются специальные вакуумные системы, основу которых составляют насосы, а также краны, управляющие приводы и различные трубопроводы.

В некоторых пожарных автомобилях в качестве таких систем используются шиберные, поршневые, а также газоструйные и в некоторых случаях водокольцевые насосы. Приводы к таким агрегатам могут быть как автоматические, так и ручные.

Такие системы дают возможность осуществлять забор огнетушащих жидкостей в процессе работы насоса и восстанавливать водяные столбы в случае их обрыва.

В газоструйных системах чаще всего возникает необходимость при работе с такими насосами, как ПН-40 или ПН-110. В их систему включены специальные вакуумные краны, а также дополнительные трубопроводы.

Вакуумные краны всегда используются для комбинирования работы вакуумной системы с полостью насоса. Большей частью они монтируются на коллекторах устройств, нагнетающих огнетушащую жидкость.

Заземление машин

Если рассматривать вопрос безопасности в процессе ликвидации возгорания, четыре метра считается наиболее оптимальным расстоянием для любого напряжения.

Точки подключения к заземленным механизмам обязательно определяются сотрудниками данного энергообъекта и фиксируются в графической части индивидуально разработанного оперативного плана ликвидации возгорания.

При заземлении насосов и пожарных стволов, эксплуатируемых в ручном режиме, всегда необходимо использовать отдельные устройства. Если огнетушащая жидкость подается из внутренней системы водопровода, можно заземлять исключительно стволы без насосов.

Индивидуальные электрозащитные приспособления рекомендуется использовать для обеспечения безопасности в процессе деятельности всех участников. Пожарные машины, используемые для охраны энергообъектов, всегда должны быть оснащены соответствующим количеством ИИЭС, определяемым в процессе разработки оперативных планов ликвидации возгорания.

Конструкция любого устройства заземления предельно простая. Это две обыкновенных струбцины, которые соединяются друг с другом специальным проводником. Одна из таких струбцин устанавливается на оборудование, а вторая – на заземляющий механизм.

На этом сайте вы можете более подробно ознакомиться с техническими характеристиками проводов и общими правилами заземления.

Проводники создаются из специальных медных жил с достаточным уровнем гибкости, с полимерным покрытием. Оба конца проволоки запрессовываются в специальные наконечники.

Для сохранения целостности проводника и предотвращения излома в точках его присоединения к наконечникам устанавливаются специальные пружинные оболочки, сделанные из стальной проволоки или из подходящего полимера.

Оборудование и механизмы управления

Всевозможные условия, при которых возникает необходимость устранять угрозу в чрезвычайных ситуациях, требуют использование пожарных машин самого разного назначения.

Соответственно предпочтительным действиям вся пожарная техника, как было упомянуто выше, подразделяется на несколько разновидностей. Перечислим все оборудование, которое может использоваться при ликвидации возгораний:

Оборудование
Автоцистерны
Насосы
Пожарные рукава
Системы дымоудаления
Стационарные и передвижные лафетные стволы
Автолестницы
Телескопические и коленчатые подъемники
Устройства для пенного тушения
Лаборатории
Гусеничные и колесные шасси
Пожарные судна и катера, поезда, самолеты и вертолеты
Переносные и прицепные мотопомпы
Порошковые и водные прицепы
Всасывающие рукава
Напольные рукава, собранные в гармошку или в скатку
Переносные и передвижные рукавные катушки
Пеносмесители
Колонки
Краны
Устройства для распыления водяной струи
Механизмы для создания пены
Подъемник-пенослив
Выдвижная лестница, а также палка и штурмовка
Переносной и прицепной дымосос

К механизмам управления транспортных средств относятся системы рулевого управления, а также торможения. Никаких существенных изменений не наблюдается в процессе эксплуатации базового шасси по сравнению с обычным транспортным средством, за исключением изменения локализации отдельных элементов и использования дополнительных приспособлений.

К основным разновидностям неисправностей систем управления, естественно, можно отнести повышенное свободное хождение или очень сложный поворот колеса. Это всегда значительным образом усложняет управление, создавая дополнительную угрозу безопасности в процессе эксплуатации пожарных машин.

Люфты обычно увеличиваются после деформации рулевых механизмов, а также в результате недостаточно качественного закрепления системы рулевого управления.

Увеличение тормозного отрезка пути считается одной из основных неисправностей. Нередко возникает своеобразная неравномерность торможения колес, установленных справа и слева. В некоторых ситуациях может происходить самопроизвольное заклинивание или неконтролируемое притормаживание, а также неполноценное растормаживание дисков после послабления педали.

Техническое состояние систем управления пожарными автомобилями всегда должно контролироваться и поддерживаться на оптимальном уровне.

Движение шасси по тревоге всегда обусловлено интенсивным маневрированием, резким торможением, а также ускоренным разгоном. В подобных условиях значительное влияние на техническое состояние машины будет оказывать качество оснащения механизмов управления.

Загрузка…

Другие полезные статьи:

Пожарный автомобиль — это… Что такое Пожарный автомобиль?

Пожарный автомобиль на базе Газели

Пожарный автомобиль — оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах.[1]

В СССР пожарные автомобили выпускались на шасси серийных грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ. Установкой специализированного оборудования на автомашины занимались, в частности, Торжокский машиностроительный завод и Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования.

Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет. На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЦ, ПНС и др.), название города, номер пожарной части и характеристики пожарного автомобиля в зависимости от его назначения. Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, — основным цветом. Не допускается нанесение на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания. Колена пожарных автолестниц, авто- и пеноподъемников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.[2]

История пожарных автомобилей

Автомобиль производства общества «Г. А. Леснер», 1904 год

Первый в России автомобиль был построен в 1904 году на фабрике «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40».[3]

Пожарный автомобиль «Фрезе», 1904 год

После революции в России осталось около десятка пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки. Имелись также автобочки, доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2—3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали запустить в работу другую технику.[4] Однако, после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность двигателя для участия в тушении пожара.[5] В настоящее время существует автомобиль первой помощи АПП-1,8-10 (Валдай-33104)-87ВР, у которого подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом.[6]

В период 1926—1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов. Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15. Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720—940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, боевой расчёт составлял 8 человек.[7]

Пожарный автомобиль ПМЗ-8 1940-х годов Пожарный автомобиль ГАЗ-51 Пожарный автомобиль ГАЗ-53

Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрический генератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали из автобуса ЗИС-8. Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек с проводом длиной по 50 метров размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.[8]

Классификация пожарных автомобилей

Автоцистерна пожарная

Пожарные автомобили классифицируются по следующим категориям:

  • основные пожарные автомобили;
    • основные пожарные автомобили общего применения;
    • основные пожарные автомобили целевого применения;
  • специальные пожарные автомобили;
  • вспомогательные автомобили.
Автолестница пожарная Аэродромный пожарный автомобиль на шасси МАЗ-543
  • Автоцистерны (АЦ) предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и служат для подачи воды и воздушно-механической пены на место возгорания. Автоцистерны могут использоваться как самостоятельные боевые единицы и как насосные станции при работе в перекачку с одной или несколькими автоцистернами или насосно-рукавными автомобилями. Пожарный расчет на автоцистернах от 3 до 7 человек (включая водителя).
  • Автомобили первой помощи (АПП) предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения и служит для локализации и ликвидации пожаров в начальной стадии развития и проведения неотложных аварийно-спасательных работ.
  • Пожарная насосная станция (ПНС) предназначена для доставки к месту пожара расчета, пожарно-технического вооружения и служит для забора воды из открытого водоисточника и подачи ее на дальние расстояния, крупные пожары по магистральным рукавным линиям непосредственно к лафетным стволам, разветвлениям или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. ПНС применяется совместно с рукавным автомобилем. Кроме того, ПНС могут использоваться для создания резервного запаса воды в пожарном водоеме, емкости и т. п. вблизи от места крупного пожара.
  • Рукавные и насоcно-рукавные автомобили (АР, АНР)
  • Пожарные автолестницы (АЛ)
  • Коленчатые подъёмники (АКП)
  • Штабные автомобили (АШ)
  • Автомобили ГДЗС (АГ, АБГ)
  • Автомобили специализированного тушения (АГТ, АГВТ, АКТ, АП)
  • Автомобили связи и оcвещения (АСО)
  • Спасательные автомобили (АСА)
Stamp of Azerbaijan 764-767.jpg

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ГОСТ Р 53248—2009 ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. Номенклатура показателей -М.:Стандартинформ,2009 с.1
  2. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. — Санкт-Петербург, 2006. с.31
  3. Баловнев В. И. Автомобили и тракторы: краткий справочник. -М.:Издательский центр «Академия», 2008 с. 309
  4. Курихин Олег Пожарный АМО//Техника-молодежи № 3, 2002 год
  5. Вуич М. Газовки на пожарных автомобилях//Пожарное дело № 10, 1925 год.С.19
  6. http://vargashi.ru/i/pdf/gaz%20x%202.pdf
  7. Иванов А. Ф. и др. Пожарная техника. Часть первая: Пожарно-техническое оборудование. -М.:Стройиздат, 1988 C. 7
  8. Курихин Олег Освещение на пожарах//Техника-молодежи № 6, 2002 год

​Специальные пожарные автомобили: назначение, технические характеристики

Специальные пожарные автомобили сегодня постоянно совершенствуются, это способствует увеличению эффективности выполнения различных задач. Существует множество моделей, созданных для тушения пожаров, стоит разобраться в наиболее распространенных из них.

Транспорт быстрого реагирования 

Главным предназначением таких машин является обеспечение доставки людей, спасательного и технического оборудования к месту происшествия. Они незаменимы при осуществлении спасательных работ и устранении возгораний в жилых строениях. Специальные пожарные автомобили используются в умеренном климате с температурным диапазоном от -35 до +45 градусов. Главными их составными частями являются следующие: электротехническое снаряжение для осуществления работ; пожарно-техническое оборудование; кузовная часть; шасси; баки для пены и воды. Также стоит отметить оснащение в виде специальных выдвижных полок, на которых находится оборудование. Средства пожаротушения и снаряжение для спасательных работ располагаются в кузовной части и фиксируются надежными узлами крепления. На крыше транспорта имеется дополнительное место для оборудования. Снаряжение, как правило, состоит из следующего:

  • спецодежда для пожарных; 
  • лафетные стволы; 
  • пожарные рукава и краны;
  • аппараты для обеспечения дыхания; 
  • гидравлические инструменты; 
  • оборудование для генерации пены; специальные насосы; 
  • защита дыхательных органов; водопенное вооружение.

Газодымозащитные машины Специальные пожарные автомобили данного вида обеспечивают доставку осветительных приборов, специализированного инструмента, питания электрооборудования, систем для обеспечения защиты пожарного расчета до места чрезвычайной ситуации. Снаряжение состоит из нескольких функциональных частей: осветительная выдвижная мачта, оснащенная прожекторами; управляющая система; электросиловые инструменты; кабина пожарного расчета и шасси; специализированные приборы для работы в форс-мажорных условиях; электротехническое снаряжение. Кабина с боевым расчетом и кузов, в котором находится снаряжение, устанавливаются на раме шасси. Среди отличительных особенностей стоит отметить оснащение оборудованием оптико-акустического вида “Южный Урал”. Пожарный транспорт с контейнерами Используется для оснащения пожарных отрядов мобильными, многофункциональными системами быстрого реагирования. Предназначаются специальные пожарные автомобили для устранения возгораний на нефтяных, газовых и химических производствах, в многоэтажных зданиях, архивах и музеях. Также комплекс подходит для осуществления спасательных операций. Автомобили данного вида незаменимы при чрезвычайных ситуациях при условии низких температур и в ходе устранения затяжных пожаров.

На шасси установлен специальный контейнеровоз, обеспечивающий высокий уровень мобильности, и мультилифт, использующийся для доставки, разгрузки и обратного перемещения на базу контейнера необходимого вида. Эксплуатация может производиться при температуре от +40 до -50 градусов. В комплектацию входит несколько стандартных контейнеров, имеющих установленные габариты и набор оборудования для пожаротушения. 

Транспорт комбинированного тушения 

Пожарные аварийно-спасательные автомобили необходимы для выполнения следующих задач: подача жидкости из природного водоема или имеющегося резервуара; транспортировка пожарных, технического оборудования и средств для устранения возгораний; подача специального порошкового состава; подача пены из цистерны или бака, установленного на шасси. Неотъемлемым элементом является сигнальная специализированная установка. Транспорт находится в месте чрезвычайной ситуации до полного устранения возгорания. Вакуумное оборудование обеспечивает наполнение баков пеной и водой. Пожарное снаряжение стандартного вида размещается на крыше машины, во встроенных отсеках и в самом кузове. Большая часть оборудования представлена инструментами для подачи порошка для тушения, механической пены и воды. 

Рукавные машины 

Пожарные автомобили насосно-рукавные в первую очередь необходимы для подачи большого объема воды, при этом транспорт может находиться на значительном расстоянии от места возгорания. Среди основных функций также стоит отметить формирование специального раствора из пенного концентрата и воды в установленном компонентном соотношении. В качестве материалов для изготовления используются металлы, устойчивые к развитию ржавчины. Оснащение представлено следующими элементами: электронный датчик пенообразователя, размещаемый на насосе; сливное оборудование с шаровым клапанным устройством; магистраль для заправки с клапаном обратного вида; переливная труба, дополненная приспособлением для предотвращения возникновения давления, несоответствующего установленному уровню; волнорезы продольной и поперечной формы. Возможна эксплуатация с пенообразователями любого вида. Дополняется элементами, обеспечивающими заполнение резервуара, его промывку и подогрев, при этом пополнение может производиться от пенообразующего электронасоса или стороннего источника. Поверхность емкости покрыта теплоизоляционным составом, его толщина — до 1 см.

Автоцистерна АЦ-40 

Предназначение транспорта заключается в доставке специального снаряжения и личного состава к месту происшествия, а также средств огнетушения и их подачи в очаг возгорания. 

На шасси установлены резервуары с пенообразователем и жидкостью. Для устранения локализации огня применяются средства пожаротушения как из систем водоснабжения, так и из емкостей и водоемов. Кузовная часть отличается высокими антикоррозийными и прочностными характеристиками, легким весом за счет использования алюминиевых листов. Стоит отметить, что новый кузов АЦ-40 дополнен откидными подножками, позволяющими упростить доступ к размещенному на верхних отсеках оборудованию. 

Автолестницы 

Лестница обеспечивает проведение работ на верхних этажах строений, тушение очагов возгорания механической пеной или водой при дополнении в виде пеногенераторов и лафетных стволов, эвакуацию пострадавших и ценных вещей из высотных зданий. Также при сложенных коленьях она используется для транспортировки груза краном. Пожарные автолестницы подходят для работ в различных климатических условиях. Стандартный температурный диапазон эксплуатации находится в пределах от +40 до -40 градусов. Возможны работы в расширенном диапазоне температур при условии соблюдения определенных правил. Все узлы и механизмы устанавливаются на опорной раме и платформе, которые размещены на шасси. Привод гидронасоса работает от силового агрегата шасси. 

Платформа лестницы 

Платформа имеет коробчатую конструкцию, сплошную обшивку и изготавливается из угловой стали. Лонжероны рамы выступают в качестве основы для каркаса из металла. Платформа состоит из нескольких частей – двух боковых, задней и передней. Дополнительно размещается контейнер для транспортировки съемного снаряжения. Ступени находятся по бокам конструкции, при помощи специальных дверок обеспечивается доступ к бензобаку и аккумуляторам. Платформа оснащается опорной передней рамой, размещенной за водительской кабиной. Она крепится в двух местах: на каркасе и лонжеронах рамы. Рама обеспечивает опору для передней части коленьев, их положение закрепляется при помощи специальных направляющих. Вертикальное перемещение комплекта коленьев предотвращается пружинными защелками, находящимися на боковых направляющих элементах. Запорный крюк необходим для удержания коленьев от выдвигания в ходе перемещения лестницы, он соприкасается с опорной передней рамой. Колено снимается с крюка в процессе снятия с рамы, в это время крюк опускается под собственным весом.

Подъемники 

Пожарные коленчатые автоподъемники необходимы для проведения высотных работ в процессе устранения возгорания. Они используются не только для подъема личного состава, но и для освещения прожекторами и подачи грузов. Конструкция состоит из следующих частей: система управления; механизм, обеспечивающий поворот и подъем; звенья подъемной части; опорная база; шасси. Управление подъемником может осуществляться из кабины или извне автомобиля с помощью дистанционного пульта. Конструкция имеет в верхней части установленную гребенку для одновременной подачи четырех стволов либо пожарный ствол вида ПЛС-20. Люлька оснащена защитой от теплового воздействия. Пожарные телескопические автоподъемники оборудуются предохранительными автоматизированными механизмами, останавливающими перемещение при превышении допустимого угла опускания и подъема. В сравнении с автоматическими лестницами, они отличаются большей маневренностью. Сегодня, как правило, используются подъемные устройства российского производства, с высотой 30 и 17 метров. На автомобильном шасси помещается гидросистема основания, она блокирует рессоры и включает опоры.

Мобильные средства пожаротушения: виды и классификация

В системе противопожарной безопасности средствам пожаротушения отводится крайне важное и центральное место. Ведь зачастую именно от их функционирования и технической оснащенности зависит эффективность и скорость ликвидации возгорания. Особенно это важно для природных пожаров, которые охватывают большие площади и наносят непоправимый вред экологии и местности.

Большое распространение получили мобильные средства пожаротушения. Это любые транспортные или передвижные устройства, которые используются огнеборцами для борьбы с возгораниями различной степени сложности.

Презентация доступна по кнопке СКАЧАТЬ после статьи

Что относится к мобильным средствам пожаротушения

  • специальные и основные автомобили,
  • авиация,
  • поезда пожарные,
  • морской пожарный транспорт (корабли и катера),
  • мотопомпы и различные технические приспособления, вроде прицепа.

Мобильные средства пожаротушенияМобильные средства пожаротушения

Наземные подвижные средства пожаротушения

Пожарный автомобиль аэродромныйПожарный автомобиль аэродромный Пожарный автомобиль аэродромный

Автомобили личного состава пожарной службы разделяются на основные виды и специального назначения. По виду их легко узнать. Кузов имеет яркий красный цвет, сбоку указана информация о типе автомобиля, а также указан номер пожарной части.

Они используются для оперативной доставки огнеборцев, специального пожарного оборудования и огнетушащих средств к месту пожара. Кроме того в комплект автомобиля могут входить индивидуальные средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, фильтрующие самоспасатели), средства для самоспасения, инструмент (ломы, крюки, штыковые лопаты).

К основным видам относятся: автоцистерны и насосы, автомобили с пенными, водопенными и порошковыми видами пожаротушения, а также транспорт с рукавными насосами.

Автоподъемники, аэродромные машины, автолестницы, автонасосные станции, автомобили аварийно-спасательного назначения относят к пожарным автомобилям специального назначения. Кроме того, в эту классификацию мобильных средств пожаротушения входят машины по дымоудалению, технические автолаборатории, автомобили для проведения ремонта и диагностики оборудования.

В труднодоступных местах, например горной местности часто используется пожарный трактор. Он имеет хорошую проходимость. Незаменим при работе в лесных угодьях. Его используют для создания канав вокруг возгорания, что способствует уменьшению скорости распространения огня. Как правило, под пожарный трактор переоснащают уже существующие модели гусеничной техники. Их оборудуют специальными баками и насосами, а также устанавливают цистерны с тушащим веществом.

Еще одним видом наземного мобильного пожарного средства является поезд. Его корпус окрашен в красный и белый цвета. Используются для доставки пожарного оборудования для возгораний, возникших на железнодорожных путях или близ лежащей территории (станции).

Мобильный воздушный пожарный транспорт

К такому транспорту принадлежат – вертолет и пожарные самолеты-амфибии. Часто пожарные расчета используют для ликвидации пожара с воздуха именно вертолет. Он имеет подвесной ковш, с помощью которого вода может зачерпываться в любом водоеме. Тушение происходит методом бомбардировки очага возгорания сбросом воды.

пожарный вертолетпожарный вертолет

На борту вертолетов-амфибий вместо ковша есть водные цистерны, и тушение происходит автономно от источника воды. Такой вид пожарного воздушного транспорта крайне ценен для работы в труднодоступных точках (горная местность, высотные здания) или на обширных территориях. В один заход способны осуществить сброс несколько тонн тушащего вещества.

 Про модели вертолетов на вооружении МЧС России читайте тут:  

Спасательные вертолеты МЧС

Наиболее многоцелевой и быстрой моделью пожарного вертолета считается Кa-32А11ВС. Он способен максимально быстро прибыть на место пожара, доставив около 5 тонн воды. Пожарная авиация также служит для осуществления контроля с воздуха и поиска очагов возгораний в пожароопасный период.

На больших площадях используют и самолеты-амфибии. Однако применение этого вида транспорта стоит больших финансовых затрат, и к нему прибегают крайне редко. Гидросамолеты помимо бомбардировки используют также метод прицельного распыления воды. Самолет Ил-76ТД наиболее часто применяемая противопожарная модель. Он используется не только на территории России, но и за рубежом. На практика он крайне эффективен на лесных пожарах, особенно, если горят торфяные болота.

Интересная статья по теме: Беспилотные летательные аппараты

а так же: Пожарные самолеты: основные модели и их ЛТХ

Пожарные судна

Пожарный катерПожарный катер Пожарный катер

Корабли, катера также входят в классификацию мобильных средств пожаротушения. Их целью является ликвидация очагов возгораний на различных водных объектах: суднах различной категории, гидротехнических сооружениях, постройках вблизи береговой линии.

Они отличаются от другого водного транспорта повышенной маневренностью и остойчивостью, а также возможностью быстро набирать необходимую скорость. В их конструкцию включены специальные насосы, расположенные чуть ниже ватерлинии. Они осуществляют закачку воды. Кроме того, все пожарные корабли в обязательном порядке имеют системы орошения, пенообразователи, насосы. Возможно установка водометов.

Помимо борьбы с огнем, такие судна осуществляют буксировку горящего транспорта в безопасное место, участвуют в спасении пострадавших людей, и проводят откачку воды с поврежденного корабля.

В ситуации возгорания нефтепродуктов на водной поверхности возникает необходимость в привлечении к тушению особого типа корабля. Наиболее распространенными являются судна типа «Вьюн». Именно они имеют на борту специальные тушащие средства и оборудования для ликвидации нефтяных пожаров.

Не во всех случаях необходимо привлечение кораблей. Иногда более эффективным оказывается использование пожарного катера. Самой первой моделью маломерного пожарного судна был катер «UMC-1000».

Мотопомпы пожарные

мотопомпа гейзер мотопомпа гейзер Мотопомпы представляют собой переносные или передвижные специальные устройства, с помощью которых осуществляется подача воды из водоемов. Кроме того, эффективно их применение для откачки воды из затопленных объектов (подвалы зданий, котлованы).

Они бывают переносного и передвижного типа. В первом случае мотопомпа прикрепляется на раму, за которую ее можно переносить вручную или устанавливать на автомобиль. В целях безопасности каркас обладает теплоизоляционным свойством.

Основу составляет насос и двигатель. Современные устройства оснащены также фильтрами. В комплект с помпой входят еще пожарные стволы и рукава, переходники. Наиболее эффективными моделями с мощным напором воды считаются мотопомпы «Гейзер» и «Водолей». Они относят к прицепным типам.

Самым большим преимуществом такого мобильного средства пожаротушения является его автономность. Эффективность работы мотопомпы не зависит от наличия электричества или проведения централизованного водопровода. Источником воды служит любой водоем.

В закрытых помещениях обычно используют мотопомпы на электротяге. Для долгой и оптимальной эксплуатации необходимо регулярно проводить очистку фильтров и техническую проверку работы двигателя.

Классификация мобильных средств пожаротушения довольно обширна. В ситуации пожара крайне важны временные затраты, поэтому осуществления оптимальной работы по ликвидации возгорании невозможно без применения подвижных устройств.