к чему приведет запрет маршруток в Москве :: Свое дело :: РБК
www.adv.rbc.ru www.adv.rbc.ru Телеканал Газета Тренды РБК+ Pro Quoteс 27 декабря нижегородцев ждут очередные транспортные изменения
Маршруты движения автобусов в Нижнем Новгороде снова изменятся. Какие-то направления продлят, какие-то отменят, а некоторые маршруты разделят на несколько частей. По данным департамента транспорта администрации Нижнего Новгорода изменится также расположение и название некоторых остановок.
Какие маршруты изменятся
С 27 декабря изменят движение автобусы А-3, А-9 и А-17. Как сообщили в дептрансе, А-3 «Красное Сормово – Площадь Свободы» будет курсировать по продленному маршруту: от улицы Коминтерна через проспект Союзный, улицу Сутырина, улицу Баренца, проспект Кораблестроителей до ЗКПД-4 и от площади Свободы по улице Белинского, улице Полтавской до поселка Высоково. Обслуживать пассажиров на А-3 «ЗКПД-4 – Поселок Высоково» теперь будет не менее 18 больших автобусов, интервал движения которых составит от 10 до 12 минут в час пик.
Продлят и маршрут А-9 «Красное Сормово – Микрорайон Соцгород-2». Теперь по нему будут ходить 15 автобусов большой вместимости с интервалом движения 11-13 минут в часы пик. Транспорт будет следовать от улицы Плотникова до Космической по улице Краснодонцев, проспекту Ильича, улице Красноуральской, улице Спутника и улице Мончегорской.
Еще 10 автобусов большого класса направят на маршрут А-17 «Поселок Березовский – Московский вокзал». Схема его движения изменится следующим образом: поселок Березовский, улица Гороховецкая, улица Движенцев, Лесной городок, Московское шоссе, Комсомольское шоссе, площадь Комсомольская, площадь Лядова, улица Белинского, автостанция Сенная. Как сообщили в департаменте, в час пик интервал движения автобусов не превысит 14 минут.
Какие маршруты восстановят
Некоторые маршруты восстановят и сохранят по просьбам нижегородцев. Как уточнили в департаменте транспорта, сохранятся три маршрутки: Т-37 («ст. Петряевка – пл.Горького»), Т-76 («ул. Дубравная – АВ Щербинки») и Т-83 («м/р Соцгород-2 – Афонино»). На всех этих направлениях курсируют автобусы среднего класса с интервалом движения 8-9 минут.
Возобновится автобусное движение на трех направлениях.
20 автобусов теперь запустят на маршрут А-20 с интервалом 10-11 минут в час пик. Транспорт будет следовать по новой схеме: Аэропорт Стригино, улица Ореховская, улица Патриотов, улица Минеева, микрорайон Водный мир, улица Лескова, проспект Ленина, улица Нахимова, улица Комарова, улица Памирская, улица Баумана, улица Голубева, площадь Комсомольская, площадь Лядова, улица Белинского, улица Ванеева, улица Сусловой, улица Бринского, улица Родионова, улица Деловая.
Вернутся также автобусы А-80. На этом направлении будут работать 10 автобусов большого класса с интервалом от 10 до 11 минут. Измененная схема движения А-80 будет такой: улица Долгополова, Московский вокзал, метромост, улица Студенческая, проспект Гагарина, улица Бекетова, улица Нартова, улица Корейская, Анкудиновское шоссе, улица Академика Сахарова, улица Рокоссовского, микрорайон Кузнечиха-2. На маршруте предусмотрена работа 10 автобусов большого класса с интервалом движения в час пик 10-11 минут.
Какие маршруты отменят
Из-за отмены некоторых маршрутных такси, нижегородцам придется ездить с пересадками.
Как сообщили в городском департаменте транспорта, вместо маршрута Т-46 из Аэропорта в микрорайон Кузнечиха-2 можно будет добраться автобусами: А-20 (участок от Аэропорта до Оперного театра, а также по улице Бринского) и А-16 (участок от микрорайона Кузнечиха-2 до Оперного театра).
Маршрутку Т-47 «пос. Сортировочный – м/р Цветы» частично заменят маршрутами А-80 (на участке от микрорайона Цветы до улицы Студенческой – Московский вокзал), А-48 (на участке от Московского вокзала до поселка Сортировочный), А-17 (на участке от поселка Сортировочный до улицы Актюбинской – площади Лядова) и Т-93 (сообщение между микрорайонами Цветы и Сортировочный).
Вместо маршрутки Т-78 «АО Лазурь – м/р Верхние Печеры», будут ходить несколько автобусов: А-3 (участок от 7 микрорайона Сормова до улицы Ярошенко – улицы Полтавской), А-12 (участок от улицы Черняховского до площади Лядова – проспекта Кораблестроителей), А-17 (участок от улицы Красных Зорь до улицы Донецкой) и А-2 (участок от площади Лядова до микрорайона Верхние Печеры).
Маршрут Т-98 «ул.Космическая – ул.Деловая», будет поделен между автобусами: А-9 (на участке от улицы Космической до проспекта Ленина), А-64 (на участке от улицы Дьяконова до улицы Фруктовой) и А-20 (сообщение между улицей Деловой и Автозаводским и Ленинскими районами).
Дополнительные остановки
На карте города появятся семь новых остановочных пунктов:
— остановка «Улица Керченская» — на маршрутах А-52, Т-24 между остановками «Стадион «Нижний Новгород» и «Нижне-Волжская набережная»;
— остановка «ФОК Мещерский» — на маршрутах А-7, А-41, А-57, А-66, А-69, Т-18, Т-24, Т 39, Т-49, Т-67, Т-86 между остановками «Школа №176» и «Микрорайон Седьмое небо» в обоих направлениях;
— остановка «Станция метро «Стрелка» — на маршрутах А-7, А-41, А-57, А-66, А-69, Т-24, Т-67, Т-70 после остановки «Микрорайон Седьмое небо» в обоих направлениях;
— остановка «Улица Ленская» — на маршрутах Т-31, Т-63, Т-93 между остановочными пунктами «Дубенки» и «Улица Горная» в обоих направлениях;
— остановка «Улица Лоскутова» на маршрутах А-54, Т-59 между остановками «Администрация Автозаводского района» и «Проспект Ильича».
Изменит свое название одна остановка «Микрорайон Бурнаковский». Теперь она будет именоваться «Улица Акмолинская».
Город без маршруток: За что Собянин наказывает москвичей — Свободная Пресса
Полтора года назад в Москве отменили маршрутки. Вместо них горожанам предложили пользоваться городским транспортом или новыми синими микроавтобусами, в которых можно расплачиваться обычными проездными. Департамент транспорта уверял, что москвичи от реформы только выиграют. Однако жители жалуются, что стало хуже — ждать автобуса приходиться порой по 30 минут на морозе, а потом толкаться в переполненном транспорте. Кроме того, на некоторых участках новые маршрутки так и не появились.
На интернет-форумах горожане пишут:
«С тех пор, как отменили маршрутки, у меня резко ухудшилась жизнь. Автобусы медленные, набиты битком, а синие городские микроавтобусы в нашем районе не ходят»; «Маршрутки собирали пассажиров по мере необходимости. Раньше — сидишь в тепле и ждешь, когда поедет, а сейчас — стоишь на морозе. И останавливались маршрутки там, где люди просят»; «Автобусов пустили недостаточно — люди не могут уехать с остановок. Время ожидания наземного транспорта после отмены маршруток существенно выросло».
— С транспортом в городе действительно стало хуже, — комментирует Юрий Свешников, президент Московского транспортного союза. — 50 компаний, которые 25 лет работали в городе, вынуждены были уйти с рынка. Все вместе они перевозили 1,5 миллиона человек в день. Это 30% от всего потока пассажиров, пользующихся наземным транспортом. Москва лишилась 2,5 тысяч автобусов. 386 маршрутов были закрыты. И это практически не было компенсировано.
Читайте по теме
Столица: город высокомерных или большая «помойка»Ровно 100 лет назад Москва стала главным российским городом
«СП»: — Автобусы «Мосгортранса» не решают проблему?
— Многие из этих 386 закрытых маршрутов совпадали с маршрутами ГУП «Мосгортранс», но большие автобусы ходили с интервалом в среднем примерно 20 минут, а частный перевозчик ездил каждые 5 минут. Пассажир мог уехать быстрее, он мог выбирать. Но сегодня пассажиры этого права лишены — они вынуждены подолгу ждать большой автобус. Где-то пустили малые автобусы, но раньше их было, допустим, 10, а теперь поставили 4.
«СП»: — Люди жалуются и на то, что автобусы, которые ходят, переполнены…
— Норматив пассажировместимости у нас остался с советских времен — 5 человек на квадратный метр площади пола. А в утренние часы в спальных районах этот норматив зачастую перекрывался -до 7,2 человек на кв. метр!
Несколько лет назад была принята госпрограмма развития пассажирского транспорта. Там говорится, что к концу реализации программы норматив пассажировместимости должен сократиться до 4,2. Но в Германии, например, этот показатель 2 человека на квадрат. А Америке вообще пассажировместимость в ряде штатов считают только по количеству сидячих мест.
Чтобы люди пересели с личных авто на автобусы — к чему призывают городские власти, — должен быть какой-то очень серьезный «пряник». А что мы можем предложить? Давку?
«СП»: — Чем маршрутки были удобны для пассажиров?
— Мы проводили по этому поводу социсследования. Во-первых — при примерно одинаковых тарифах пассажир получал гораздо более высокий комфорт. Ни о каких 5 человеках на квадратный метр речи не шло. Ты получал гарантированное сидячее место в очень приличном автобусе. За последние 8−10 лет все Газели ушли в небытие, ездили «Мерседесы», «Фольксвагены», «Пежо» — с хорошими экологическими показателями, показателями безопасности и комфорта.
«СП»: — Кроме того, москвичи отмечают, что на маршрутках быстрее было добираться.
— Сокращение времени деловой поездки — очень показательный индикатор. Городские программы борются даже за несколько минут. Средняя эксплуатационная скорость у негосударственных перевозчиков была выше — за счет того, что они не стояли подолгу на остановках и не сажали пассажиров через одну дверь, как автобусы. Кроме того, они более маневренны в потоке транспорта. Если большие автобусы в потоке имели среднюю эксплуатационную скорость 15−18 км в час, то небольшие микроавтобусы -25−30 км. Соответственно, и время деловой поездки в два раза меньше. Для активных москвичей это важный показатель.
Третий плюс — более короткие интервалы движения. Если на больших автобусах интервал составлял примерно 20 минут, (а на некоторых маршрутах и по 30−40 минут), то микроавтобусы ходили через каждые 5−7 минут. А в утренний час пик в спальных районах машины вообще шли одна за другой.
Еще одно преимущество — право остановки по требованию пассажиров в местах, не запрещенных для остановки ПДД. Если расстояние между остановками 600−800 метров, а человеку надо посередине, он мог существенно сократить время пешеходной доступности. И для людей — в том числе и пожилого возраста — это очень удобно.
«СП»: — Говорили, что среди перевозчиков было много нелегалов.
— Работавшие на рынке транспортные компании были совершенно легальны. В 2006 году было принято постановление правительства Москвы о порядке организации регулярных автобусных маршрутов для негосударственных перевозчиков. Тогда же ввели реестр маршрутов, присвоили новые номера и заключили со всеми 5-летние договоры. Так что вся деятельность была в рамках правовых актов правительства Москвы и под контролем. Разговоры про нелегалов велись чиновниками, которым страшно не нравилась негосударственная форма собственности.
«СП»: — Но ведь аварийность на маршрутках была высокой?
— Это не так. Количество ДТП всегда пропорционально количеству перевозимых пассажиров. И если мы сопоставим данные по ДТП с количеством перевезенных пассажиров (70% у «Мосгортранса» и 30% у 60 частных компаний), то увидим, по аварийности по вине перевозчика муниципальные и негосударственные перевозчики равны.
Читайте также
От правительства Медведева сбежало молокоМноголетнее бездействие кабинета министров привело к его дефициту на рынке
Просто если что-то случалось с маршруткой, об этом кричат все телеканалы. Но с муниципальными автобусами происшествий не меньше. Несколько лет назад на Живописной улице заснувший водитель большого автобуса въехал в остановку общественного транспорта. Или вспомните недавний случай, когда автобус государственного перевозчика съехал в подземный переход на «Славянском бульваре». А перед Новым годом автобус выехал в остановку уже на Сходненской. И у кого аварийность?
Речь идет именно о ДТП по вине перевозчика. Если в автобус врезался Камаз, груженый щебенкой, как было 4 года назад в Подольске — в чем тут виноват перевозчик? В ДТП с лицензированными автобусами по всей России за год по вине водителей погибает в среднем 178 человек. А перевозится порядка 17 миллиардов пассажиров. Получается, что это один из относительно безопасных видов транспорта.
«СП»: — Сколько сейчас в городе осталось частных перевозчиков?
— В последнем конкурсе участвовало 8 компаний, а раньше было более 60. Экономика таких перевозок не очень выгодна. Те, кто участвовал в конкурсах, которые были проведены в октябре 2016 года, сейчас работают практически себе в убыток. В условиях контракта цена топлива записана 34 рубля на ближайшие 5 лет, а сегодня она существенно дороже. Сложно объяснить, в чем тут логика. И что будет дальше с негосударственными перевозчиками — непонятно.
Как с ноября изменится работа общественного транспорта в Москве? | Москва
В ноябре в Москве изменятся маршруты наземного общественного транспорта — некоторые остановки уберут. Кроме того, коррективы внесет ремонт трамвайных путей в нескольких округах столицы. Также отменят ряд маршрутов, которые были введены временно.
Центральный и Юго-Восточный административные округа
С 16 ноября временно перестанут действовать маршруты № 24, 50 и Б между станциями метро «Красносельская» и «Бауманская» и улицей Радио. Вместо них москвичам предлагают воспользоваться альтернативными путями: автобусом № 037 (от метро «Авиамоторная» через Красноказарменную и Бауманскую улицы, станцию метро «Бауманская», Третье транспортное кольцо (ТТК), станцию «Красносельская» до «Комсомольской») и автобусом № 050 (от метро «Авиамоторная» через Красноказарменную и Бауманскую улицы, станцию метро «Бауманская» до Ольховской улицы).
Также на время изменят маршруты нескольких трамваев. Трамвай № 37 будет ходить от Новогиреева через Лефортовский мост, улицу Радио и набережную Академика Туполева до Курского вокзала. По маршруту № 45 можно будет доехать от Новоконной площади через Волочаевскую улицу, улицу Радио и набережную Академика Туполева до Курского вокзала. А трамвай № 50к пройдет по маршруту «платформа Каланчевская — станция метро «Новослободская»».
Поменяют и маршрут ночного автобуса Н3: отрезок пути от метро «Бауманская» до Комсомольской площади он будет проезжать по Новорязанской улице.
Предположительно, в таком режиме транспорт проработает до конца декабря 2019 года — к этому времени планируют закончить ремонт трамвайных путей.
Восточный административный округ
Из-за ремонта путей на Ивантеевской улице 16 и 17 ноября не ходят трамваи от остановки «Богородское» до метро «Бульвар Рокоссовского». Также не будет работать трамвай № 29 — вместо него по этому же маршруту можно будет проехать на автобусе № 4.
Временно изменят маршрут еще двух трамваев: № 4 пойдет от Метрогородка через станцию метро «Бульвар Рокоссовского», Халтуринскую улицу, станцию метро «Преображенская площадь», «Сокольники», Большую Оленью улицу до Богородского, а № 7 — от Тверской заставы до Богородского.
Северо-Западный и Западный автономные округа
С 16 ноября увеличат время работы автобуса № 959: первый рейс будет отправляться в 5:30 (вместо 7:20) от 4-го микрорайона Митина, а последний — в 00:30 (вместо 23:30) от остановки «Стокманн».
Временно не будут работать по выходным автобусы № 271, 460 и 904к.
Северо-Восточный и Северный автономные округа
С 18 ноября перестанет работать временный автобусный маршрут № 154к «метро «Ботанический сад» — ВДНХ (южная)». Теперь автобусы пойдут по основному маршруту № 154 «Станция «Ховрино» — ВДНХ (южная)».
Новые остановки
В столице откроют несколько новых остановок:
«ОВД «Крылатское»» — между «Крылатским парком» и «Домом быта» возле дома 17, корпуса 2 на Осенней улице. По следованию автобусов № 129, 229, 251, 850 в сторону метро «Крылатское».
«Храм» — рядом с Покровским храмом на улице Айвазовского. По следованию автобусов № 264, 642к, 648, 651 и троллейбуса № 85.
«Ленинградское шоссе» — между остановками «Метро «Войковская»» и «Станция МЦК Балтийская». По следованию автобуса № 321 и троллейбуса № 57 в сторону области.
«МФЦ «Северный»» — у дома 12, корпуса 1 на улице Летчика Спирина. По следованию автобуса № 843 в сторону Дмитровского шоссе. А существующая сейчас остановка «МФЦ района Северный» на противоположной стороне дороги станет называться по-другому — «Челобитьевское шоссе, 12».
Также переименуют еще несколько остановок. В том числе:
«Химзавод» — «Большая Бутовская улица» для автобусов № 18, 94, 108, 249, 462, 737, 753, 802, 819, 864, 906, 1004.
«БЦ «Чайка»» — «Даниловский мост» для автобуса № 700с.
«Бутырская улица, 46» — «Бутырская слобода» для автобусов № м10, т29, т78, 87 и электробусов № т47, т56.
«Платформа «Северянин»» — «Северянинский путепровод» для автобуса № 93, электробуса № т14 и трамвая № 17.
«Станция МЦК Ростокино» — «Станция МЦК Ростокино — платформа Северянин» для автобусов № 93, 136, 789, 834, 903, электробусов № т14, т76 и трамвая № 17.
«Магазин «Метро»» — «Парк «Долгие пруды»» для автобусов № 836, 843, 867.
«Санаторий «Светлана»» — «Таежная улица» для автобусов № 50, 176, 185, 605.
«Санаторий «Десна»» — «Оздоровительный комплекс «Десна»» для автобусов № 117, 303, 508, 512, 513, 514, 515, 531, 879, 891, 976, 991.
«Музей музыкальной культуры» — «Улица Фадеева» для автобуса № т3.
«Универсам» — «Детская поликлиника № 7» для автобусов № 197, 285, 615.
Москвичи требуют вернуть маршрутки
«Верните платные маршрутки, у людей должен быть выбор». Очередная петиция с таким заголовком появилась на сайте change.org. Вот уже 2,5 месяца соцсети бурлят возмущенными постами. Сотни людей не могут добраться до работы привычным способом
Фото: Сергей Бобылев/ТАССВот уже 2,5 месяца соцсети бурлят возмущенными постами. Сотни людей не могут добраться до работы привычным способом. Как нас заверили ранее в Государственном казенном учреждении «Организатор перевозок», сегодня по улицам города курсирует 8,5 тысяч автобусов и троллейбусов. Это на 830 единиц больше, чем в прошлом году. Кроме того, все маршруты, по которым ездили микроавтобусы, сохранены. Однако простой опрос выявил, что это не так. Вот что рассказала Business FM Марина. Она живет на улице Кантемировская.
Марина жительница Москвы
И это не единственный маршрут, который был отменен. Нам в редакцию пожаловался житель Восточного Дегунино. Раньше от платформы «Бескудниково» до метро «Петровско-Разумовская» ходила маршрутка №170. Теперь ее нет. Мы позвонили на горячую линию Мосгортранса. Вот, что нам ответили:
— Если эта маршрутка была дублирующей, то остался только уникальный маршрут автобуса, который обслуживает не частный перевозчик, а муниципальный. В настоящее время это ГУП Мосгортранс.— Но возвращать их не будут?
— Да, все верно.
Однако, даже там, где старые маршрутки были заменены на новые синие, все равно существует проблема. Их катастрофически не хватает, рассказала нам жительница района Тропарево-Никулино Ирина.
Ирина жительница Москвы
Подготовка к реформе наземного транспорта в Москве началась еще четыре года назад. В 2013-м ввели запрет на открытие новых «коммерческих» маршрутов. Согласно постановлению столичного правительства, новые маршруты могли появляться только по распоряжению Мосгортранса. В итоге, количество «коммерческих» маршрутов начало неумолимо сокращаться. 15 августа они исчезли вовсе. Если раньше в столице было 3,5 тысячи маршруток, то сегодня их около 500. Цифры говорят сами за себя.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Закрытие маршруток в Москве. Реформа пассажирских перевозок в Москве: последствия
В столице РФ проходит реформа городского транспорта, направленная на оптимизацию системы сообщения. Ее основная часть – это закрытие маршруток в Москве. Департамент транспорта уменьшил их количество с 400 до 211, то есть почти в два раза. Власти заявили, что были убраны только те направления, которые дублируют автобусные маршруты. Однако уже в первый день многие жители столицы раскритиковали реформу. Закрытие маршруток в Москве, по их словам, создало только неудобства, а недостаток информации о новых направлениях только усугубил ситуацию. Власти не собираются ставить крест на нововведениях и заверяют жителей, что им просто необходимо привыкнуть к новой схеме движения троллейбусов и автобусов.
Смысл транспортной реформы
Закрытие маршруток в Москве с 15 августа связано с реализацией программы улучшения пассажирских перевозок. С этого дня в городе появились синие автобусы с логотипом «Московский транспорт». Многие жители ничего не знали о начале реформы. Многие сначала не понимали, куда исчезли маршрутки в Москве. Затем в интернете стали появляться негативные отзывы. Закрытие маршруток в Москве спровоцировало давку в общественном транспорте. Однако власти настаивают, что людям нужно просто приспособиться к новым направлениям движения. Исчезли маршрутки в Москве полностью в соответствии с замыслом чиновников. В новом транспорте можно расплатиться проездными и воспользоваться положенными льготами. Появились синие маршрутки в Москве, маршруты которых не дублируют друг друга, как это часто бывало при старой системе. Реформа должна полностью устранить нелегальные компании на рынке перевозок в столице. Это должно сделать Москву безопаснее, поскольку именно последние часто делали остановки в неположенных местах, нарушали правила дорожного движения и отказывать страховать жизнь и здоровье своих пассажиров. Многие частные перевозчики заботились только о своей прибыли. Поэтому жители должны не просить: «Верните маршрутки в Москве», а радоваться установлению единого стандарта. В ходе реформы были ликвидированы нелегальные перевозчики. Теперь маршруты обслуживает только восемь компаний, которые победили в открытом конкурсе. Среди них:
- «Автокарз».
- «Альфа-Грант».
- «Гепарт».
- «ГорТакси».
- «Таксомоторный парк №20».
- ТК «Рико».
- «Трансавтолиз».
- «Транс-Вей».
Что случилось с маршрутками в Москве
Все уникальные коммерческие направления были сохранены. Отменили маршрутки в Москве только в тех случаях, если они дублировали уже существующие рейсы других перевозчиков. Теперь все компании работают исключительно по государственному контракту. Поэтому то, что случилось с маршрутками в Москве, в перспективе должно улучшить качество перевозок и безопасность на дорогах. Каждое направление теперь контролируется специальным штабом. Эта организация включает городские ведомства и представителей компаний, которые занимаются перевозками. Штаб занимается рассмотрением предложений пассажиров и удовлетворением их запросов в части изменения маршрутов и ввода дополнительных остановок. Нововведения не были введены только в Зеленограде и Новой Москве. В этих двух округах перевозчики продолжают работать по старой схеме. Приведение наземного транспорта к единым стандартам – это задача, которую ставят перед собой все развивающиеся мегаполисы. После реформы и у москвичей появляется возможность сразу отличить машины легальных перевозчиков и сделать выбор в пользу качественного поставщика услуг.
Зачем были нужны новые автобусы?
После того как исчезли маршрутки в Москве, чиновники ожидают, что в скором времени уйдет в прошлое и само понятие. Новые микроавтобусы соответствуют единому стандарту. Если посмотреть на то, какие маршрутки отменили в Москве, то можно отметить, что они не соответствовали новым требованиям. К тому же в них нельзя было расплатиться такими городскими билетами, как «Тройка», «90 минут» и «Единый». Цену за проезд в них устанавливала сама компания-перевозчик. Они работали без четкого расписания, а остановки делались практически в любом месте с нарушением всевозможных правил дорожного движения по требованию пассажиров. Теперь ситуация коренным образом изменилась. В «новой модели обслуживания» также есть остановки по требованию, однако они четко регламентированы. Поскольку реформа только началась, то не обошлось дело и без ошибок. По большинству направлений, на которых маршруткам не было альтернативы, появились новые синие микроавтобусы, однако есть и пробелы. Еще одной проблемой для москвичей стало то, что водители часто перестали останавливаться в привычных им местах. Также в первые дни не было указателей с номерами автобусов. Поэтому новая реформа на начальном этапе заработала негативный имидж в глазах простых людей.
Требования и стандарты
Маршрутки являлись неудобным и небезопасным видом транспорта. На смену им после реформы пришли удобные автобусы на 20, 40 или 85 человек. После того, как отменили маршрутки в Москве, легальных перевозчиков легко можно отличить по логотипу и синему цвету их машин. Реформа позволила увеличить количество пассажирских мест почти на треть. Госконтракт определяет класс транспортных средств на рейсе. Теперь в каждом автобусе устанавливаются валидаторы, которые позволяют оплачивать в нем проезд стандартными билетами. Это позволит пассажирам в горд сэкономить около 30% транспортных расходов. Также своими социальными картами в новых микроавтобусах смогут льготники. Машины средней и большой вместимости оборудуются специальными аппарелями. Это еще один шаг к улучшению качества жизни маломобильных граждан. В каждом автобусе устанавливается специальное место для колясок и инвалидных кресел. Новые машины оборудованы системой ГЛОНАСС, камерами, системой голосового оповещения об остановках, климат-контролем и экраном с бегущей строкой, на который выводится температура в салоне, время и название следующей остановки. Скоро вместо того, чтобы задаваться вопросом, куда исчезли маршрутки в Москве, люди смогут проверить местонахождение любого нового микроавтобуса в приложении «Яндекс.Транспорт».
Ответственность за нарушения
За работой перевозчиков четко следит департамент. Все синие маршрутки в Москве, маршруты которых четко регламентированы, курсируют по строгому расписанию. За нарушение госконтракта перевозчику начисляются штрафные баллы. В конце месяца они суммируются, и это число влияет на вознаграждение компании. Если за пять последовательных месяцев перевозчик зарабатывает 500 баллов, то контракт расторгается.
О водителях
Перевозчики, выигравшие в открытом конкурсе, сами определяют требования к наемному персоналу. Обычно берут водителей с большим стажем без попадания в аварии вождения аналогичных видов транспорта. Также они должны знать основы государственного контракта, регламентирующего деятельность компаний-перевозчиков. Водители автобусов большой и средней вместимости обязаны устанавливать аппарель и помогать маломобильным гражданам. Они не имеют права продавать билеты во время движения, ездить со скорость больше 60 километров в час и останавливаться в нерегламентированных местах. Однако в Москве по-прежнему существует дефицит водителей, поэтому часто приходится довольствоваться теми кадрами, которые имеются.
Пригородные перевозки
После того, как мы разобрались, какие маршрутки отменили в Москве и зачем это было сделано, сразу возникает вопрос, будет ли проведена подобная реформа в регионах. Московская область – это отдельный субъект РФ. На данный момент реформа на нее не распространяется. Поэтому, например, маршрутка «Москва-Балашиха» пока остается. Логично ожидать какие-либо изменения, но они являются вопросом совместной компетенции области и столицы. Официально о них пока еще ничего не известно.
Проблемы реализации реформы
В основе трансформации системы перевозок лежит забота о безопасности москвичей. Поэтому трудно поспорить с тем, что идея, которая лежит в основе реформы, хорошая. Но несвоевременное и неполное информирование пассажиров создало негативный имидж новой системе еще в зародыше. Дата отмены маршруток долго оставалась неизвестной. О том, что 15 августа 2016 старая система перестанет существовать, никто не знал. Это создало суматоху. К тому же точный график движения в первые дни не удавалось выдержать. Люди не были готовы к новым остановкам и отсутствию перевозок по некоторым направлениям. Однако нужно понимать, что это только начальный этап реализации реформы. Штабы постоянно корректируют маршруты и рассматривают возможность введения более удобных пассажирам остановок.
Сколько машин останется?
С 15 августа 2016 года в Москве было закрыто 370 маршрутов. В рамках реформы было проведено 63 открытых аукциона. В результате в городе теперь обслуживаются 211 маршрутов. Большинство уникальных направлений были сохранены, однако сейчас еще есть некоторые пробелы. Такое сокращение маршрутов было достигнуто за счет устранения рейсов, которые дублируют друг друга. Интервалы движения не увеличились, зато сами автобусы стали гораздо комфортнее. В 2015 году маршрутками воспользовались 520 тысяч человек. В городе работало около 4500 машин. На начало августа 216 года в Москве оставалось 320 маршрутов, обслуживаемых частными компаниями. Причем 37 из них приходились на Зеленоград и Новую Москву, два незатронутых реформой района. На оставшихся 282 маршрутах работает 2400 машин. Реформа вступила в силу 15 августа. Синие микроавтобусы начнут ездить по 208 маршрутам. Пригородные направления продолжат обслуживаться по старой схеме.
Сокращение рекламы в транспорте
Новая система перевозок касается и устранения навязчивых объявлений. Запрет касается рекламы на дверях, окнах, верхней части кузова, сиденьях и полу автобусов. Разрешаются только объявления на корпусе. К тому же водителям запретили размещать нерегламентированную рекламу. Формат и текст объявлений устанавливается департаментом транспорта. Сами водители теперь не имеют права прикреплять в машине, в которой работают, различные наклейки. Ранее многие пассажиры указывали на оскорбительный характер последних.
Удобство перевозок
Простым людям совсем не важно, сколько маршруток в Москве осталось. Гораздо интереснее им, как долго их придется ждать. Интервал движения большинства новых маршруток не увеличился. Он составляет около 15-20 минут. Однако есть и направления, на которых автобус придется ждать полчаса.
Ожидаемые последствия реформы
Если посмотреть отзывы, маршрутки в Москве нравились многим столичным жителям. Многие говорят о том, что они были гораздо удобнее новых синих автобусов. Однако за сентябрь-октябрь люди начали постепенно привыкать к новой системе. Об этом свидетельствует появление положительных отзывов о ней. Люди довольны новыми чистыми автобусами, вежливыми водителями и возможностью пользоваться стандартными проездными. Больше всех довольны льготники, которым теперь необязательно спускаться в метро или искать подходящий троллейбус или трамвай.
Верните маршрутки в Москве!
На сегодняшний день можно констатировать факт, что реформа находится только на начальном этапе, поэтому нельзя сделать однозначным выводов о том, сделала ли она город безопаснее. С начала 2016 года в столице арестовали уже более 3000 нелегальных автобусов. Последним нововведением стало введение единой формы для водителей обновленных синих маршруток. Около двух тысяч машин оборудовали тревожными кнопками. Она находится рядом с сидением водителя и помогает ему быстро реагировать на нештатные ситуации в салоне. Сигнал подается на пульт диспетчерского центра. Поскольку все новые автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, то полиция может с легкостью найти их на карте и оперативно выехать на место, как и другие экстренные службы. Основной проблемой новой системой является то, что на части маршрутов так и не появились новые машины, а старые были отменены. Это создало огромные проблемы для людей, проживающих в таких районах столицы. Еще одной сложностью для пассажиров является то, что новые автобусы не останавливаются в местах, выходить на которых они привыкли. Однако система продолжает корректироваться, поэтому ожидается, что в скором времени она станет намного удобнее.
Московские «маршрутки»: отменить нельзя оставить?
15 августа по замыслу столичного Департамента транспорта должно было стать тем днём, с которого москвичи забыли бы слово «маршрутка». Однако по мере приближения этой даты становится ясно, что слухи об исчезновении столичных маршруток, мягко говоря, преувеличены.
Здесь сыграли свою роль сразу несколько факторов – и традиционно излишний оптимизм столичного Департамента транспорта, и нежелание перевозчиков покидать хлебные места, и… недостаточное желание самого Департамента решить вопрос полностью.
Поскольку это не первый материал TR.ru, посвящённый переходу столичных маршрутов на «новую модель транспортного обслуживания» то для начала – «краткое содержание предыдущих серий».
Что происходило до 2015 года
Подготовка к транспортной реформе началась в Москве ещё в 2012 году, но долгое время её результаты не были видны пассажирам. О том, что что-то происходит, можно было догадаться только по косвенным признакам. В апреле 2013 года в городе был введён мораторий на открытие новых «коммерческих» маршрутов. Постановлением Правительства Москвы от 02.04.2013 № 186-ПП новые маршруты могли открываться только одним перевозчиком – ГУП «Мосгортранс», который, в свою очередь, к этому времени полностью прекратил эксперименты с «коммерческими» перевозками, сосредоточившись на рейсах по регулируемым тарифам. Фактически, с этого момента началась «игра на выбывание» для городских автобусных маршрутов по нерегулируемым тарифам с остановками в любых местах, не запрещённых правилами дорожного движения. Количество этих автобусов, в обиходе называемых «маршрутками», с тех пор только сокращалось.
Насчитывающий при своём формировании в 2007 году 700 единиц, и вяло пополнявшийся затем арсенал маршруточных линий (максимальный номер зарегистрированного маршрута – 767м), к ноябрю 2015 года насчитывал всего 481 маршрут по нерегулируемым тарифам. Тридцать один из них стал городским лишь после присоединения Новой Москвы.
Первоначально речь шла о том, что «маршрутки» продолжат свою работу лишь до 1 января 2014 года, однако затем этот срок неоднократно продлевался. Около 400 маршрутов вошли и в 2016 год.
В 2013 году первый столичный маршрут перешёл на экспериментальную систему работы. По заданию Департамента транспорта ГУП «Мосгортранс» провёл конкурс, по результатам которого маршрут № 22 «Улица 8 Марта – НАМИ» стал обслуживаться ООО «Север-Авто» («Группа Автолайн»). Перевозчик стал получать деньги за фактически выполняемую транспортную работу и выполнение расписания.
В 2014 году провели другой эксперимент – несколько маршрутов в столичных районах Измайлово и Гольяново были усилены ГУП «Мосгортранс» с одновременной отменой дублирующих их «маршруток».
В том же 2014 году была разработана и новая маршрутная сеть, лоты с которой в 2015 году вынесли на аукционы.
2015 год: от теории к практике
В первой половине 2015 года большинство аукционов провалилось из-за отсутствия заявок перевозчиков. После доработки аукционной документации те же лоты повторно были выставлены на торги осенью 2015 года, и тогда победители были определены по каждому из них.
Таким образом, в 2015 году удалось запустить перевозки только по трём из 211 запланированных маршрутов.
30 сентября 2015 года заработали первые два маршрута по «новой модели транспортного обслуживания» – №№ 199к и 368. К экипировке подвижного состава и готовности перевозчика к началу работы контролирующие органы изначально стали предъявлять довольно жёсткие требования.
В декабре стартовал третий маршрут – № 320.
Главным итогом 2015 года стало то, что из теоретической области транспортная реформа начала потихоньку перемещаться в практическую. Правда, судя по объёмам сделанного, речь шла скорее о «пробных шарах».
Тем не менее, были заключены все контракты с перевозчиками и на оставшиеся 208 маршрутов. По новым условиям, не позднее 15 июня 2016 года все они должны были начать работу – для выхода на линию перевозчикам отводилось шесть месяцев с даты заключения контрактов. Этого должно было хватить на всестороннюю подготовку – от разработки расписаний и найма водителей до обустройства автобаз и закупки новых автобусов (по условиям госконтрактов возраст транспорта не должен быть старше двух лет на начало перевозок).
На волне оптимизма от запуска осенью 2015 года двух маршрутов с шестью микроавтобусами, аукционы на 208 маршрутов с более чем 1700 автобусами прошли в весьма сжатые сроки. Между датами заключения первого и последнего контрактов истекло немногим более месяца. К сожалению, как показали события этого года, такой лавинообразный переход на работу по новым условиям оказался не под силу всем сторонам. Хотя наверняка в прошлом году организаторы конкурентных процедур получили поощрение за их успешное проведение. Это заложило «мину замедленного действия», сработавшую летом 2016 года.
Уже одно то, что «Мосгортранс» вследствие транспортной реформы должен перестать обслуживать 67 маршрутов, передав их частным перевозчикам, говорило о масштабах грядущих перемен. А ведь частные перевозчики должны были освоить ещё 141 маршрут по мотивам отменяемых «маршруток». В декабре 2015 года TR.ru первым опубликовал предварительный график начала обслуживания автобусных маршрутов частными перевозчиками по единым городским правилам. Как позже выяснилось, от официально утверждённого, обнародованного лишь в апреле 2016 года, даты в нём отличались сдвигом всего на день вперёд.
Но даже 211 маршрутов по «новой модели» для Москвы – не предел для того, чтобы полностью извести маршрутки. Ещё в конце 2015 года стало понятно, что в наступившем году «маршруток» в Москве, конечно, станет меньше, но полностью они не исчезнут.
2016 год: весна
Со стороны казалось, что процесс подготовки перевозчиков к выходу на новые для них маршруты шёл без каких-либо проблем. В начале апреля 2016 года «Группа Автолайн» даже опубликовала на своём сайте информацию, из которой следовало, что перевозчик готов выйти на маршруты раньше предельно предусмотренных госконтрактами сроков подготовки в полгода. Впоследствии эти сроки не подтвердились, а информация с сайта была удалена.
Лишь в конце апреля, всего за 10 дней до запуска первой группы маршрутов, был опубликован официальный график. Тогда казалось, что от приятного для многих пассажиров бонуса реформы – исчезновения турникетов из автобусов 67 маршрутов, передаваемых от «Мосгортранса» — нас отделяют считанные недели, и к 15 июня о них можно будет полностью забыть.
Первые шесть маршрутов из майско-июньской партии заработали в срок – 9 мая. Тогда же обнаружилось, что с появлением «новых синих» автобусов дублирующие их «маршрутки» не обязательно должны исчезнуть. Более того, вскоре стало очевидным, что их соседство может затянуться на несколько месяцев, до 15 августа.
Вслед за лёгкой шестимаршрутной разминкой, 16-17 мая частным перевозчикам предстояло выйти уже на следующую группу из 60 маршрутов. С этого момента и до пассажиров стало доходить, что что-то пошло не так. Семь маршрутов уже с 23 мая срочно пришлось возвращать назад в «Мосгортранс», так как автобусов большого класса у частных перевозчиков в наличие не оказалось. Выявилась и масса других проблем: неудобный подвижной состав, недовыпуск автобусов, разорванные кольцевые маршруты, стоянки автобусов в непривычных и неприспособленных местах, скудное информирование пассажиров.
В дальнейшем частные перевозчики попросту перестали в сроки выходить на маршруты «Мосгортранса», которые последний продолжал обслуживать как ни в чём не бывало.
2016 год: лето
Ещё через полмесяца, к 1 июня ситуация дошла и до того, что частные перевозчики стали срывать сроки выхода и на не-«мосгортрансовские» маршруты.
К 15 июня, когда перевозчики должны были заступить на все маршруты, в реальности они освоили лишь 30 из 67 маршрутов «Мосгортранса» и 109 из 141 маршрутов, дополнительно подключенных к единому городскому тарифному меню. Почти треть маршрутов осталась не освоена новыми перевозчиками в срок. Этот вакуум было поручено частично временно заполнить «Мосгортрансу» – с 15 июня он вышел на 17 новых для себя маршрутов.
В течение июня и июля частные перевозчики расширили своё присутствие на «контрактных» маршрутах, однако до полной ликвидации пробелов всё ещё далеко. На 1 августа частными перевозчиками не обслуживалось 18 маршрутов из 211, при этом единственным «должником» осталось ООО «Трансавтолиз» («Группа Автолайн»). За последующие несколько дней им стало обслуживаться ещё несколько маршрутов, но сроки завершения этого процесса всё ещё под вопросом. Никаких официальных объявлений, вселяющих уверенность о грядущем завершении выхода на все 211 маршрутов, до сих пор нет.
15 августа – «День «М»»?
А был ли он вообще, этот единый день расставания с маршрутами-«маршрутками», имеющими букву «м» в конце номера – «день «М»»?
Нигде официально не опубликованный, но тем не менее существующий и знакомый всем столичным перевозчикам приказ Департамента транспорта от 15.02.2016 № 61-02-29/6 «О внесении изменений в Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным транспортом в городском сообщении (муниципальных маршрутов регулярных перевозок)», предписывал исключить из городского реестра все маршруты с буквой «м» в конце номера с 15 августа 2016 года. Разница в полгода между изданием приказа и закрытием маршрутов не случайна – это минимальный срок заблаговременного оповещения перевозчиков по Федеральному закону № 220-ФЗ о прекращении работы обслуживаемых ими маршрутов. Около десятка заметных столичных перевозчиков обратились в судебные инстанции с требованием признать приказ Департамента недействительным.
Ни по одному из исков к «дню «М»» решение не вынесено. С одной стороны, это хорошо для Департамента – его приказ остаётся в силе, и с 15 августа уже можно будет штрафовать перевозчиков за работу по несанкционированным маршрутам.
А с другой – более десятка перевозчиков не признали решения Департамента и продолжают работать на маршрутах. В такой ситуации и все штрафные санкции в их адрес так же будут ими оспариваться. Так может продолжаться довольно долго в режиме войны скоростей, где скорость зарабатывания перевозчиками денег должна быть уравновешена адекватной по величине и срокам скоростью наложения, и, главное, вступления в законную силу штрафов.
Да, штраф необязательно оплачивать сразу после вынесения постановления об административном правонарушении. Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации даётся 60 дней для добровольной оплаты штрафов. Кроме того, постановление можно обжаловать в течение десяти суток с момента получения. То есть расплачиваться за проступок можно спустя несколько месяцев после его совершения.
К зиме в Москве может образоваться целый «снежный ком» противостояния перевозчиков и городских властей, где арбитрами будут выступать вероятнее всего уже структуры федерального уровня. Ведь вынесенные решения арбитражного суда можно обжаловать в судах высшей инстанции.
Сколько несогласных?
Насколько велика роль в городских перевозках тех, кто не принял новую политику Департамента транспорта?
В ноябре 2015 года в городском реестре числился 481 маршрут по нерегулируемым тарифам (450 с литерой «м» в окончании номера и 31 маршрут в Новой Москве). В конце июля 2016 г. их количество сократилось до 432 (401 «м» и 31 – Новая Москва). Из них на начало августа работало около 320 (289 «м» и 31 в Новой Москве).
Исходя из данных картотеки арбитражных дел, о намерении оспорить приказ Департамента транспорта об исключении «их» маршрутов из городского реестра, заявило около десятка перевозчиков. В частности, они обслуживают такие маршруты как №№ 28м, 45м, 85м, 118м, 152м, 153м, 165м, 172м, 181м, 198м, 205м, 216м, 225м, 248м, 251м, 254м, 258м, 270м, 278м, 280м, 281м, 300м, 308м, 322м, 328м, 329м, 333м, 346м, 353м, 356м, 370м, 372м, 374м, 378м, 387м, 391м, 418м, 421м, 433м, 443м, 447м, 452м, 477м, 478м, 480м, 494м, 495м, 497м, 498м, 504м, 506м, 510м, 518м, 593м, 594м, 595м, 597м, 600м, 605м, 614м, 615м, 616м, 620м, 622м, 629м, 633м, 635м, 636м, 640м, 644м, 646м, 648м, 658м, 660м, 661м, 662м, 665м, 675м, 701м, 704м, 727м, 734м, 735м, 748м.
Это как минимум 88 из 289 сохранившихся маршрутов. Не будет большим сюрпризом, если работа этих маршрутов продолжится после 15 августа.
На долю «Группы Автолайн», компаний «ГЕПАРТ» и «Таксомоторный парк № 20», являющихся главными перевозчиками по «новой модели» приходится около 100 работающих «м»-маршрутов. Эти маршруты с наибольшей вероятностью прекратят работу в ближайшие дни.
Ещё около 100 маршрутов обслуживаются перевозчиками, которые не участвуют в «новой модели», но и не заявили требований об оспаривании приказа Департамента транспорта. Скорее всего, причины их закрытия будут скорее экономическими, чем директивными. Таковы последствия снижения рентабельности перевозок из-за перераспределения пассажиропотоков и дополнительных расходов в виде штрафов.
Таким образом, по самым скромным оценкам, не менее 100 маршрутов продолжат свою активную работу и после 15 августа. Это более 1000 автобусов – немалая работа для контролирующей организации. ГКУ «Организатор перевозок» и без того приходится разрываться между задачами контроля оплаты проезда пассажирами и контроля качества перевозок перевозчиками «новой модели», за которыми уже, как выяснилось, нужен глаз да глаз.
Примечательно, что многие «м»-маршруты продолжают работать там, где уже появились их «синие» дублёры, либо частота движения автобусов «Мосгортранса» увеличена. То есть предусмотренная компенсация за отмену «маршруток» пассажирам уже дана. Тем не менее, даже после этого оставшиеся многочисленные «маршрутки» отнюдь не ездят пустыми. А спрос, в свою очередь, рождает предложение. То самое предложение, от которого перевозчики по своей доброй воле не отказываются.
Молчание – знак согласия?
За 10 дней до определённой ещё полгода назад даты окончательного расставания с маршрутками не началось никакого массированного оповещения пассажиров о закрываемых маршрутах. Хотя Правила перевозок пассажиров и багажа гласят, что информация об изменении расписания должны доводиться до пассажиров в срок не позднее 10 дней до даты изменения расписаний.
Казалось бы, Департамент транспорта больше всего заинтересован в том, чтобы объявить пассажирам о том, что реформа прошла успешно, и с «маршрутками» пришла пора расстаться. Тем более опыт обклейки всех столичных остановок объявлениями с рекламой запуска «новой модели» у него уже был. А тут – такой прекрасный повод повторить. Но на остановках по-прежнему висят уже потрёпанные информационные листовки времён весенней кампании, в том числе с так и не реализованными до сих пор изменениями.
В отсутствие объявлений Департамента перевозчики решили восполнить информационный пробел сами и на свой лад.
Такого рода объявления можно встретить во многих микроавтобусах города. Их видят тысячи пассажиров, пользующиеся «маршрутками» в последние дни. Обычно после таких информационных акций транспортные власти города получают увеличенное количество обращений в свой адрес от недовольных пассажиров.
Какой же окажется реакция Департамента транспорта?
С успехами и неудачами транспортной реформы в Москве, «сравнительно честных способах» сохранения «маршруток», готовящихся новых маршрутах и со многим другим TR.ru продолжит знакомить в последующих материалах.