Нефаз 5299: НефАЗ-5299 — Википедия – ПАО «НЕФАЗ»: Автобусы

Содержание

НефАЗ-5299 — Википедия

НефАЗ-5299
NefAZ-5299-30-51.jpg
Нефаз-5299-30-51, работающий на метане в Казани
Завод-изготовитель Россия НефАЗ
Проект, г 2000
Выпускался, гг 2000 — настоящее время
Экземпляры: более 10000
ЭКО стандарт Euro3, Euro5 (модификации, работающие на метане)
Вместимость
Мест для сидения 22-25
Номинальная вместимость (5 чел/м²) 115
Габариты
Низкопольность, % 60 % (5299-30), 100 % (52994, 5299-40)
Салон
Количество дверей для пассажиров 3
Формула дверей 2+2+1
Двигатель
Модель двигателя

Cummins ISB6.7Е5250В КамАЗ-740.50-360

КамАЗ 820.61

DAF РЕ 183C

Caterpillar-3116
Тип топлива ДТ, Метан
Количество цилиндров 6
Расположение цилиндров в ряд
Мощность, л.с. 240
Объём, см³ 6700
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 20-45
Трансмиссия
Модель коробки передач Voith Diwa
Тип коробки передач Автоматическая
Количество передач 6
Подвеска
Тип задней подвески Пневматическая , зависимая.
Тип передней подвески Пневматическая , зависимая .
Commons-logo.svg НефАЗ-5299 на Викискладе

НефАЗ-5299 — российский автобус большого класса производства Нефтекамского автомобильного завода. Выпускается с 2000 года. Является одной из самых массовых моделей городского автобуса в современной России. За 15 лет производства было выпущено более 10000 экземпляров[1].

История создания

В начале 1990-х годов Камским автомобильным заводом была выдвинута идея о производстве и продаже автобусов на шасси КамАЗ. В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром»[2]. Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КАМАЗ-5262. Однако планы по выпуску данной модели были перечёркнуты пожаром на заводе двигателей КамАЗа, случившимся 14 апреля 1993 года. Тем не менее КамАЗ не прекращал поиски вариантов производства автобусов на собственном шасси. В мае 1997 года автозавод подписал соглашение о сотрудничестве со Словенской фирмой Avtomontaza

[3]. Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов КамАЗ-5297. Предполагалось, что первые 100 машин на КамАЗовском шасси будут изготовлены в Словении, а в перспективе кузова собирался делать и сам КамАЗ (Automontaza должна была поставить КамАЗу необходимое оборудование, включая окрасочную линию). В это же время Татарским республиканским фондом НИОКР, администрацией Казани и Набережных Челнов совместно с Госкомимуществом Татарстана создаётся ЗАО «Челнинский Автобусный Завод» (ЧелАЗ). Новый завод разработал, запатентовал и сертифицировал городской 6-ти дверный автобус ЧелАЗ-5281. В 1999 году ЧелАЗ планировал собрать 200 автобусов. Планируемая проектная мощность завода составляла 2000 автобусов в год. На этот объём производства ЧелАЗ должен был выйти к 2000 году. Однако экономический кризис, случившийся в 1998 году не позволил этим проектам воплотится в жизнь.

Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная работа стала основой для реализации нового проекта — выпуск и продажа автобусов НефАЗ-5299 на дочернем предприятии КамАЗа — Нефтекамском автозаводе. Семейством автобусов большого класса инженеры расположенного в Башкортостане Нефтекамского автозавода начали заниматься в августе 2000 года, когда руководством завода была принята «Программа освоения пассажирских автобусов на шасси «КАМАЗ». Предприятие, начавшее свою работу в 1977 году с изготовления самосвалов, к тому времени уже имело опыт производства пассажирского автотранспорта: так называемые «вахтовки» – снабжённые сиденьями остеклённые кузова-фургоны, поставленные на рамы полноприводных грузовиков. А в конце 1990-х годов появился проект по сборке турецких автобусов «Мерседес» серии О325. Но уже тогда пришло понимание, что более перспективно обзавестись собственным семейством автобусов: недорогих, неприхотливых, ремонтопригодных — максимально приспособленных для эксплуатации в специфических российских условиях. В качестве базы для них было выбрано специальное автобусное шасси, разработанное в 1997 году на КамАЗе («КамАЗ-5297»)

[4].

Непосредственно к изготовлению опытного образца автобуса «НефАЗ-5299» приступили 9 сентября 2000 года[5]. Первый же автобус с заводским номером 0000001 сошёл с конвейера завода 6 декабря 2000 года и был отправлен в Набережные Челны, где проработал в предприятии «ПАК-Инвест» до 2009 года. В 2001 году было произведено 115 автобусов, которые были поставлены в Уфу, Ишимбай, Стерлитамак, Сибай, Нефтекамск, Кумертау, Белорецк и Октябрьский[6].

Модификации

Под маркой НефАЗ-5299 представлено целое семейство автобусов большой вместимости производства Нефтекамского автомобильного завода. Существуют городские, пригородные и междугородные модификации данных автобусов, с различным устройством пассажирского салона, высотой пола, типами двигателя, КПП и прочим.

5299-10-хх (высокопольный)

Исторически первая модель завода, серийное производство которой было начато в 2000 году. Представляет собой классический заднемоторный, высокопольный городской автобус с каркасным цельнометаллическим кузовом и тремя дверьми. Конструкторы завода не пошли на поводу у доминировавшей в то время тенденции ради упрощения конструкции делать заднюю дверь зауженной, а то и вовсе одностворчатой – все дверные проемы получили одинаковую ширину 1200 мм. В моторный отсек НефАЗ-5299 был установлен КамАЗовский дизельный двигатель с КамАЗовской коробкой передач. Большая часть внешнего облика первых автобусов была аналогична автобусам МАЗ-104. С 2004 года выпускаются автобусы с обновлённым дизайном.

5299-30-хх (полунизкопольный)

НефАЗ-5299-30-32 варианта 2012 года в Казани

Базовая городская полунизкопольная модель завода, выпускающаяся с 2007 года. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins, а с 2010 года выпускаются автобусы, работающие на метане. Устанавливаются АКПП Voith Diwa.

Автобусы оборудованы вместительным салоном с тремя двустворчатыми боковыми пассажирскими дверями. В салоне 115 мест для пассажиров, 25 из которых для сидения, возможно размещение инвалидной коляски, а средний дверной проём оборудуется пандусом. Салон вентилируется посредством трёх потолочных люков с электроприводом и пять форточек. В салоне оборудованы две накопительные площадки в средней и задней частях салона. Кабина водителя отделена от салона перегородкой с форточкой, по заказу в ней устанавливается дверь. С 2010 года также выпускаются автобусы с обновлённым салоном от Набережночелнинской фирмы «КОРА», аналогичными автобусам ЛиАЗ-5292; передняя дверь полностью отводится в салон.
Поставляются в такие города как Казань, Санкт Петербург и прочие.

52994-хх (низкопольный)

НефАЗ-52994 образца 2014 года, с двигателем на природном газе Салон Нефаза-52994

Полностью низкопольный городской автобус: вход во все три двери автобуса — без ступеней. Средняя дверь сдвинутая назад по сравнению с базовой моделью. Впервые автобус был представлен на Московской Международной выставке «Комтранс-2011»[7]. Модификация рассчитана на перевозку 96 пассажиров и оборудован 24 местами для сидения. В модели предусмотрены: выдвижная аппарель в проёме средней двери, площадка для инвалидной коляски с опорной панелью и 4 мягких сиденья для инвалидов. Автобус оснащён системой ECAS (электронное управление пневмоподвеской), навигационной системой ГЛОНАСС, а также устройством контроля режима труда и отдыха водителя. В салоне автобуса и кабине водителя установлены кондиционеры. С 2011 года автобусы НефАЗ-52994 поставляются в Санкт-Петербург.

5299-11-хх (пригородный)

Предназначен для перевозки пассажиров по пригородным маршрутам. Имеет две двери. Комплектуется туристическими мягкими сиденьями. Автобус вмещает до 77 пассажиров, количество посадочных мест составляет 45. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins. Безопасность движения автобуса обеспечивает пневматическая тормозная система Wabco оснащённая АБС. Передняя подвеска — пневматическая с одним регулятором положения кузова на двух пневмоэлементах с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска — на четырёх пневмоэлементах и с двумя регуляторами положения кузова.

5299-17-хх и 5299-37-хх (междугородние)

Междугородний автобус НефАЗ-5299-17-33 Commons-logo.svg Междугородний автобус НефАЗ-5299-17-32

Междугородние модификации, отличающиеся дизайном передней части автобуса. В отличие от пригородного, оснащается прислонно-сдвижными дверями и отсеками для багажа, возможна установка кондиционера. В автобусе предусмотрено 59 мест: 43 места для сидячих пассажиров, а также участки прохода для стоящих. Автобусы комплектуются дизельным двигателем Cummins и механической коробкой передач ZF немецкого производства.

Электробус Нефаз-52992

В 2012 году был представлен электрический автобус Нефаз-5299.
Автономный электрический ход рассчитан более чем на 200 километров. На крыше, в салоне и в заднем свесе электробуса НЕФАЗ-52992 размещена литий-железо-фосфатная аккумуляторная батарея энергоемкостью 313,6 кВт·ч.[8]

Троллейбус

В 2008 году была представлена совместная разработка с Башкирским троллейбусным заводом — троллейбус Нефаз-БТЗ-52765 на базе автобуса модели Нефаз-5299-20. Выпускаются модификации как с РКСУ, так и с современной тиристорно-импульсной системой управления; модель 52765А имеет асинхронный ТЭД переменного тока.

Технические характеристики

Технические характеристики
Колёсная формула4х2
Кузов
Несущий, вагонной компоновки
Количество дверей3
Ширина дверей1200
Ресурс кузова, лет12
Общее число мест (8 чел/м²)101
Число мест для сидения25+1
Радиус разворота, м
Максимальная скорость, км/ч70
Контрольный расход топлива, л/100 км
Тормозная системапневматическая и электродинамическая (реостатная)
Длина, мм11 875
Ширина, мм2500
Высота, мм3036
База, мм5960
Полная масса, кг18 000
Высота потолка в салоне2545
ВентиляцияЕстественная через люки и форточки,
Система отоплениярадиаторного типа
МостZF или RABA
Комплектуется двигателямиCummins 6ISBe270B, КамАЗ-740.65-240, КамАЗ-820.61-260

Эксплуатирующие города

Основные города-эксплуатанты: города Башкортостана и Татарстана, Кузбасса, а также Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Сыктывкар (заказ 40 машин), Новосибирск, Омск, Челябинск, Копейск, Ростов-на-Дону и другие города. Пригородные и междугородные автобусы используются для регионального сообщения, а также для заказных перевозок в вышеуказанных городах, а также в Магнитогорске. Троллейбусы эксплуатируют Уфа, Стерлитамак.

Награды и достижения

  • 2001 год — автобус городского типа НЕФАЗ-5299 стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и дипломантом программы-конкурса «100 лучших товаров России»[9].
  • 2002 год — пригородный автобус НЕФАЗ-5299-01 стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»[9].
  • 2003 год — междугородный автобус НЕФАЗ-5299-10 получил диплом лауреата конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и стал дипломантом конкурса «100 лучших товаров России»[9].
  • 2006 год — автобус для перевозки инвалидов НЕФАЗ-5299-10-15 стал Лауреатом программы «100 лучших товаров России»[9].
  • 2011 год — автобус НЕФАЗ-5299-30-31 с газовым двигателем признан лауреатом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»[9]
  • 2013 год — собран 10-ти тысячный автобус НЕФАЗ 5299, автобус работает в Новосибирске.

В компьютерных играх

Данные автобусы уже попали в виртуальную реальность многих компьютерных игр и пользуются большой популярностью. Список модификаций автобусов и игр, для которых были созданы автобусы: Для игры Grand Theft Auto: San Andreas есть три модификации модели НефАЗ-5299: НефАЗ 5299-10-32 (городской высокопольный), НефАЗ 5299-11-32 (пригородный) и НефАЗ 5299-17-32 (междугородний). Для игры Grand Theft Auto IV представлены две модификации данного автобуса: НефАЗ 5299-10-15 (городской высокопольный) и НефАЗ 5299-11-32 (пригородный). Для игры OMSI есть три модификации НефАЗа 5299: городские высокопольные НефАЗы 5299-00, 5299-10-15, 5299-20-32, 5299-20-33, 5299-10-32, полунизкопольные 5299-30-32, 5299-30-31и пригородные НефАЗ 5299-10-17, 5299-11-32, причем, в данной игре, в отличие от двух игр серии GTA, в OMSI полностью работают все приборы и механизмы, что позволяет почувствовать себя водителем автобуса НефАЗ.

Фотогалерея

См. также

Примечания

Ссылки

НефАЗ-5299 Википедия

НефАЗ-5299
NefAZ 5299-40-52 under number 161931 on 9 route in Moscow.jpg
НефАЗ-5299-40-52
Завод-изготовитель Россия НефАЗ
Проект, г 2000
Выпускался, гг 2000 — настоящее время
Экземпляры более 10000
ЭКО стандарт Euro3, Euro5 (модификации, работающие на метане)
Мест для сидения 22-25
Номинальная вместимость (5 чел./м²) 115
Низкопольность, % 60 % (5299-30), 100 % (52994, 5299-40)
Количество дверей для пассажиров 3
Формула дверей 2+2+1
Модель двигателя Cummins ISB6.7Е5250В, КамАЗ-740.50-360, КамАЗ 820.61, DAF РЕ 183C, Caterpillar-3116
Тип топлива ДТ, Метан
Количество цилиндров 6
Расположение цилиндров в ряд
Мощность, л. с. 240
Объём, см³ 6700
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 20-45
Модель коробки передач Voith Diwa
Тип коробки передач Автоматическая
Количество передач 6
Тип задней подвески Пневматическая , зависимая.
Тип передней подвески Пневматическая , зависимая .
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

НефАЗ-5299 — Википедия. Что такое НефАЗ-5299

НефАЗ-5299
NefAZ-5299-30-51.jpg
Нефаз-5299-30-51, работающий на метане в Казани
Завод-изготовитель Россия НефАЗ
Проект, г 2000
Выпускался, гг 2000 — настоящее время
Экземпляры: более 10000
ЭКО стандарт Euro3, Euro5 (модификации, работающие на метане)
Вместимость
Мест для сидения 22-25
Номинальная вместимость (5 чел/м²) 115
Габариты
Низкопольность, % 60 % (5299-30), 100 % (52994, 5299-40)
Салон
Количество дверей для пассажиров 3
Формула дверей 2+2+1
Двигатель
Модель двигателя

Cummins ISB6.7Е5250В КамАЗ-740.50-360

КамАЗ 820.61

DAF РЕ 183C

Caterpillar-3116
Тип топлива ДТ, Метан
Количество цилиндров 6
Расположение цилиндров в ряд
Мощность, л.с. 240
Объём, см³ 6700
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 20-45
Трансмиссия
Модель коробки передач Voith Diwa
Тип коробки передач Автоматическая
Количество передач 6
Подвеска
Тип задней подвески Пневматическая , зависимая.
Тип передней подвески Пневматическая , зависимая .
Commons-logo.svg НефАЗ-5299 на Викискладе

НефАЗ-5299 — российский автобус большого класса производства Нефтекамского автомобильного завода. Выпускается с 2000 года. Является одной из самых массовых моделей городского автобуса в современной России. За 15 лет производства было выпущено более 10000 экземпляров[1].

История создания

В начале 1990-х годов Камским автомобильным заводом была выдвинута идея о производстве и продаже автобусов на шасси КамАЗ. В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром»[2]. Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КАМАЗ-5262. Однако планы по выпуску данной модели были перечёркнуты пожаром на заводе двигателей КамАЗа, случившимся 14 апреля 1993 года. Тем не менее КамАЗ не прекращал поиски вариантов производства автобусов на собственном шасси. В мае 1997 года автозавод подписал соглашение о сотрудничестве со Словенской фирмой Avtomontaza[3]. Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов КамАЗ-5297. Предполагалось, что первые 100 машин на КамАЗовском шасси будут изготовлены в Словении, а в перспективе кузова собирался делать и сам КамАЗ (Automontaza должна была поставить КамАЗу необходимое оборудование, включая окрасочную линию). В это же время Татарским республиканским фондом НИОКР, администрацией Казани и Набережных Челнов совместно с Госкомимуществом Татарстана создаётся ЗАО «Челнинский Автобусный Завод» (ЧелАЗ). Новый завод разработал, запатентовал и сертифицировал городской 6-ти дверный автобус ЧелАЗ-5281. В 1999 году ЧелАЗ планировал собрать 200 автобусов. Планируемая проектная мощность завода составляла 2000 автобусов в год. На этот объём производства ЧелАЗ должен был выйти к 2000 году. Однако экономический кризис, случившийся в 1998 году не позволил этим проектам воплотится в жизнь.

Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная работа стала основой для реализации нового проекта — выпуск и продажа автобусов НефАЗ-5299 на дочернем предприятии КамАЗа — Нефтекамском автозаводе. Семейством автобусов большого класса инженеры расположенного в Башкортостане Нефтекамского автозавода начали заниматься в августе 2000 года, когда руководством завода была принята «Программа освоения пассажирских автобусов на шасси «КАМАЗ». Предприятие, начавшее свою работу в 1977 году с изготовления самосвалов, к тому времени уже имело опыт производства пассажирского автотранспорта: так называемые «вахтовки» – снабжённые сиденьями остеклённые кузова-фургоны, поставленные на рамы полноприводных грузовиков. А в конце 1990-х годов появился проект по сборке турецких автобусов «Мерседес» серии О325. Но уже тогда пришло понимание, что более перспективно обзавестись собственным семейством автобусов: недорогих, неприхотливых, ремонтопригодных — максимально приспособленных для эксплуатации в специфических российских условиях. В качестве базы для них было выбрано специальное автобусное шасси, разработанное в 1997 году на КамАЗе («КамАЗ-5297»)[4].

Непосредственно к изготовлению опытного образца автобуса «НефАЗ-5299» приступили 9 сентября 2000 года[5]. Первый же автобус с заводским номером 0000001 сошёл с конвейера завода 6 декабря 2000 года и был отправлен в Набережные Челны, где проработал в предприятии «ПАК-Инвест» до 2009 года. В 2001 году было произведено 115 автобусов, которые были поставлены в Уфу, Ишимбай, Стерлитамак, Сибай, Нефтекамск, Кумертау, Белорецк и Октябрьский[6].

Модификации

Под маркой НефАЗ-5299 представлено целое семейство автобусов большой вместимости производства Нефтекамского автомобильного завода. Существуют городские, пригородные и междугородные модификации данных автобусов, с различным устройством пассажирского салона, высотой пола, типами двигателя, КПП и прочим.

5299-10-хх (высокопольный)

Исторически первая модель завода, серийное производство которой было начато в 2000 году. Представляет собой классический заднемоторный, высокопольный городской автобус с каркасным цельнометаллическим кузовом и тремя дверьми. Конструкторы завода не пошли на поводу у доминировавшей в то время тенденции ради упрощения конструкции делать заднюю дверь зауженной, а то и вовсе одностворчатой – все дверные проемы получили одинаковую ширину 1200 мм. В моторный отсек НефАЗ-5299 был установлен КамАЗовский дизельный двигатель с КамАЗовской коробкой передач. Большая часть внешнего облика первых автобусов была аналогична автобусам МАЗ-104. С 2004 года выпускаются автобусы с обновлённым дизайном.

5299-30-хх (полунизкопольный)

НефАЗ-5299-30-32 варианта 2012 года в Казани

Базовая городская полунизкопольная модель завода, выпускающаяся с 2007 года. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins, а с 2010 года выпускаются автобусы, работающие на метане. Устанавливаются АКПП Voith Diwa.
Автобусы оборудованы вместительным салоном с тремя двустворчатыми боковыми пассажирскими дверями. В салоне 115 мест для пассажиров, 25 из которых для сидения, возможно размещение инвалидной коляски, а средний дверной проём оборудуется пандусом. Салон вентилируется посредством трёх потолочных люков с электроприводом и пять форточек. В салоне оборудованы две накопительные площадки в средней и задней частях салона. Кабина водителя отделена от салона перегородкой с форточкой, по заказу в ней устанавливается дверь. С 2010 года также выпускаются автобусы с обновлённым салоном от Набережночелнинской фирмы «КОРА», аналогичными автобусам ЛиАЗ-5292; передняя дверь полностью отводится в салон.
Поставляются в такие города как Казань, Санкт Петербург и прочие.

52994-хх (низкопольный)

НефАЗ-52994 образца 2014 года, с двигателем на природном газе Салон Нефаза-52994

Полностью низкопольный городской автобус: вход во все три двери автобуса — без ступеней. Средняя дверь сдвинутая назад по сравнению с базовой моделью. Впервые автобус был представлен на Московской Международной выставке «Комтранс-2011»[7]. Модификация рассчитана на перевозку 96 пассажиров и оборудован 24 местами для сидения. В модели предусмотрены: выдвижная аппарель в проёме средней двери, площадка для инвалидной коляски с опорной панелью и 4 мягких сиденья для инвалидов. Автобус оснащён системой ECAS (электронное управление пневмоподвеской), навигационной системой ГЛОНАСС, а также устройством контроля режима труда и отдыха водителя. В салоне автобуса и кабине водителя установлены кондиционеры. С 2011 года автобусы НефАЗ-52994 поставляются в Санкт-Петербург.

5299-11-хх (пригородный)

Предназначен для перевозки пассажиров по пригородным маршрутам. Имеет две двери. Комплектуется туристическими мягкими сиденьями. Автобус вмещает до 77 пассажиров, количество посадочных мест составляет 45. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins. Безопасность движения автобуса обеспечивает пневматическая тормозная система Wabco оснащённая АБС. Передняя подвеска — пневматическая с одним регулятором положения кузова на двух пневмоэлементах с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска — на четырёх пневмоэлементах и с двумя регуляторами положения кузова.

5299-17-хх и 5299-37-хх (междугородние)

Междугородний автобус НефАЗ-5299-17-33 Commons-logo.svg Междугородний автобус НефАЗ-5299-17-32

Междугородние модификации, отличающиеся дизайном передней части автобуса. В отличие от пригородного, оснащается прислонно-сдвижными дверями и отсеками для багажа, возможна установка кондиционера. В автобусе предусмотрено 59 мест: 43 места для сидячих пассажиров, а также участки прохода для стоящих. Автобусы комплектуются дизельным двигателем Cummins и механической коробкой передач ZF немецкого производства.

Электробус Нефаз-52992

В 2012 году был представлен электрический автобус Нефаз-5299.
Автономный электрический ход рассчитан более чем на 200 километров. На крыше, в салоне и в заднем свесе электробуса НЕФАЗ-52992 размещена литий-железо-фосфатная аккумуляторная батарея энергоемкостью 313,6 кВт·ч.[8]

Троллейбус

В 2008 году была представлена совместная разработка с Башкирским троллейбусным заводом — троллейбус Нефаз-БТЗ-52765 на базе автобуса модели Нефаз-5299-20. Выпускаются модификации как с РКСУ, так и с современной тиристорно-импульсной системой управления; модель 52765А имеет асинхронный ТЭД переменного тока.

Технические характеристики

Технические характеристики
Колёсная формула4х2
КузовНесущий, вагонной компоновки
Количество дверей3
Ширина дверей1200
Ресурс кузова, лет12
Общее число мест (8 чел/м²)101
Число мест для сидения25+1
Радиус разворота, м
Максимальная скорость, км/ч70
Контрольный расход топлива, л/100 км
Тормозная системапневматическая и электродинамическая (реостатная)
Длина, мм11 875
Ширина, мм2500
Высота, мм3036
База, мм5960
Полная масса, кг18 000
Высота потолка в салоне2545
ВентиляцияЕстественная через люки и форточки,
Система отоплениярадиаторного типа
МостZF или RABA
Комплектуется двигателямиCummins 6ISBe270B, КамАЗ-740.65-240, КамАЗ-820.61-260

Эксплуатирующие города

Основные города-эксплуатанты: города Башкортостана и Татарстана, Кузбасса, а также Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Сыктывкар (заказ 40 машин), Новосибирск, Омск, Челябинск, Копейск, Ростов-на-Дону и другие города. Пригородные и междугородные автобусы используются для регионального сообщения, а также для заказных перевозок в вышеуказанных городах, а также в Магнитогорске. Троллейбусы эксплуатируют Уфа, Стерлитамак.

Награды и достижения

  • 2001 год — автобус городского типа НЕФАЗ-5299 стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и дипломантом программы-конкурса «100 лучших товаров России»[9].
  • 2002 год — пригородный автобус НЕФАЗ-5299-01 стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»[9].
  • 2003 год — междугородный автобус НЕФАЗ-5299-10 получил диплом лауреата конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и стал дипломантом конкурса «100 лучших товаров России»[9].
  • 2006 год — автобус для перевозки инвалидов НЕФАЗ-5299-10-15 стал Лауреатом программы «100 лучших товаров России»[9].
  • 2011 год — автобус НЕФАЗ-5299-30-31 с газовым двигателем признан лауреатом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»[9]
  • 2013 год — собран 10-ти тысячный автобус НЕФАЗ 5299, автобус работает в Новосибирске.

В компьютерных играх

Данные автобусы уже попали в виртуальную реальность многих компьютерных игр и пользуются большой популярностью. Список модификаций автобусов и игр, для которых были созданы автобусы: Для игры Grand Theft Auto: San Andreas есть три модификации модели НефАЗ-5299: НефАЗ 5299-10-32 (городской высокопольный), НефАЗ 5299-11-32 (пригородный) и НефАЗ 5299-17-32 (междугородний). Для игры Grand Theft Auto IV представлены две модификации данного автобуса: НефАЗ 5299-10-15 (городской высокопольный) и НефАЗ 5299-11-32 (пригородный). Для игры OMSI есть три модификации НефАЗа 5299: городские высокопольные НефАЗы 5299-00, 5299-10-15, 5299-20-32, 5299-20-33, 5299-10-32, полунизкопольные 5299-30-32, 5299-30-31и пригородные НефАЗ 5299-10-17, 5299-11-32, причем, в данной игре, в отличие от двух игр серии GTA, в OMSI полностью работают все приборы и механизмы, что позволяет почувствовать себя водителем автобуса НефАЗ.

Фотогалерея

См. также

Примечания

Ссылки

НефАЗ-5299 — Башҡорт Википедияһы

НефАЗ-5299
Рәсем
Рәсем

НефАЗ-5299 — Нефтекама автомобиль заводы етештергән ҙур класлы рәсәй автобусы. 2000 йылдан алып сығарыла. Хәҙерге Рәсәйҙә ҡала автобусының иң киң моделе булып тора. 15 йыл етештереү эсендә 10000 ашыу дана сығарыла[1].

1990 йылдар башында Кама автомобиль заводы КамАЗ шассийына автобустар етештереү һәм һатыу идеяһы тәҡдим итә. 1993 йылда Яр Саллыла КамАЗ автозаводы базаһында акционерҙар йәмғиәте «КамАЗавтобуспром» булдырыла[2]. Предприятиеның эш емеше булып өлгөлө ҡала автобусы КамАЗ-5262 була. Әммә был моделдәрҙе етештереү планы 1993 йылдың 14 апрелендәге КамАЗ двигателдәр заводындағы янғын арҡаһында юҡҡа сыға. Шулай ҙа КамАЗ үҙ шассийында автобустар етештереү буйынса эҙләнеүҙәрҙе туҡтатмай. 1997 йылдың май айында автозавод Словен фирмаһы Avtomontaza менән хеҙмәттәшлек тураһында килешеүгә ҡул ҡуя[3]. Килешеүгә ҡул ҡуйыу Яр Саллыла КамАЗ-5297 автобустарын сығарыу буйынса етештереү ҡеүәттәре ҡарала. КамАЗ шассийындағы тәүге 100 машина Словенияла эшләнә тип күҙаллана, ә киләсәктә кузовтарҙы КамАЗ үҙе эшләргә йыйына (Automontaza КамАЗ-ға тейешле ҡорамалдар, шул иҫәптән, буяу һыҙығы менән дә тәьмин итергә тейешле була) Был ваҡытта Татар республика фонды НИОКР, Ҡаҙан администрацияһы, Яр Саллының Татарстандың Дәүләт милеге комиссияһы менән берлектә ЗАО «Саллы автобус заводы» (ЧелАЗ) ойошторола. Яңы завод алты ишекле ЧелАЗ-5281 ҡала автобусын төҙөй, патентлай һәм сертификатлай. 1999 йылда ЧелАЗ 200 автобус йыйырға планлаштыра. Заводтың планлаштырған проект ҡеүәте йылына 2000 автобус тәшкил итә. Был етештереү күләменә ЧелАЗ 2000 йылда сығырға тейеш. Әммә 1998 йылдағы иҡтисади көрсөк был проекттарҙың тормошҡа ашырылыуына мөмкинлек бирмәй.

Шуға ҡарамаҫтан, бер нисә йыл үткәс, эшләнгән эш яңы проектты — КамАЗ предприятиеһы бүлендеге, Нефтекама автозаводында НефАЗ-5299 автобусын етештереү һәм һатыуҙы тормошҡа ашырыуға нигеҙ була. Завод етәкселеге тарафынан «КамАЗ шассийына пассажирҙар автобусын үҙләштереү прграммаһы» ҡабул ителгәс, ҙур класлы автобустар менән Башҡортостанда урынлашҡан Нефтекама автозаводы инженерҙары 2000 йылдың август айында шөғөлләнә башлай. 1977 йылдан алып самосвалдар етештергән предприятиеның был ваҡытҡа пассажирҙар өсөн автотранспорт сығарыу тәжрибәһе була. Ә 1990 йылдар аҙағында О325 сериялы төрөк автобусы «Мерседесты» йыйыу буйынса проект барлыҡҡа килә. Әммә шул ваҡытта уҡ үҙебеҙҙең ҡыйбат булмаған, ябай, ремонтҡа яраҡлы — үҙенсәлекле рәсәй шарттарында ҡулланыу өсөн юғары кимәлдә яраҡлаштырылған автобустарҙы булдырыу тураһында аңлау була. Улар өсөн база сифатында 1997 йылда КамАЗ-да эшләнгән махсус автобус шассийы һайлана («КамАЗ-5297»)[4].

«НефАЗ-5299» автобусы өлгөһөн эшләүҙе 2000 йылдың 9 сентябрендә тотоналар[5]. Тәүге автобус 0000001 завод номеры менән завод конвейерынан 2000 йылдың 6 декабрендә сыға һәм 2009 йылға тиклем «ПАК-Инвест» предприятиеһы эшләгән Яр Саллыға ебәрелә. 2001 йылда 115 автобус етештерелә, улар Өфө, Ишембай, Стәрлетамаҡ, Сибай, Нефтекама, Күмертау, Белорет һәм Октябрьский ҡалаларына ебәрелә[6].

НефАЗ-5299 маркаһы аҫтында ҙур һыйҙырышлы автобустар Нефтекама автомобиль заводында етештерелә. Ҡала, ҡала янындағы һәм ҡала-ара булған салондары төрлө төҙөлөшлө, иҙәненең бейеклеге, двигателдәренең типтары, КПП һ. б. модификациялы автобустар бар.

5299-10-хх (бейек иҙәнле автобус)[үҙгәртергә | вики-тексты үҙгәртергә]

Тарихи яҡтан заводтың беренсе моделе, уларҙы сериялы етештереү 2000 йылда башлана. Классик артҡы моторлы, бейек иҙәнле, каркаслы кузов һәм өс ишекле ҡала буйлап йөрөүсе автобус. Завод конструкторҙары, ул ваҡытта өҫтөнлөк иткән артҡы ишекте тарыраҡ, йәки бөтөнләй ишекте бер ҡапҡаслы итеү кәрәк, тигән һымаҡ ябайлаштырыу тенденцияһына буйһонмайҙар — бөтә ишектәр ҙә бер үк 1200 мм киңлектә була. НефАЗ-5299 мотор бүлегендә КамАЗ тапшырыусы ҡабы менән КамАЗ дизель двигателе урынлаштырыла. Тәүге автобустарҙың тышҡы ҡиәфәте МАЗ-104 автобустарына оҡшаш. 2004 йылдан алып автобустар яңы дизайн менән сығарыла.

5299-30-хх (ярым тәпәш иҙәнле автобус)[үҙгәртергә | вики-тексты үҙгәртергә]

Рәсем НефАЗ-5299-30-32 2012 йылдағы варианты Ҡаҙан

Заводтың ҡала буйлап йөрөүсе ярым тәпәш иҙәнле төп автобус моделе 2007 йылдан алып сығарыла. Автобусҡа КамАЗ йәки Cummins двигателе урынлаштыра, ә 2007 йылдан алып метанда эшләгән автобустар сығарыла. АКПП Voith Diwa урынлаштырыла.

Автобустар һыйҙырышлы салондар, өс икешәр ҡапҡаслы ишектәр менән йыһазландырыла. Салон пассажирҙар өсөн 115 урынлы, шуларҙың 25 урыны ултырыу өсөн, инвалид коляскаһы урынлаштырырға мөмкин, ә урталағы ишек уйымы пандус (һөҙәк төшөү урыны) менән йыһазландырылған. Салон электр күсергесе ярҙамында өс түбә люгы һәм биш форточка менән елләтелә. Салон, артҡы һәм урталағы, ике тупланма майҙансыҡ менән йыһазландырылған. Водитель кабинаһы салондан форточкалы бүлкә менән айырылған. 2010 йылдан алып Яр Саллының «КОРА» фирмаһынан яңыртылған салонлы автобустар сығарыла, улар ЛиАЗ-5292 автобусына оҡшаш; алғы ишек тулыһынса салонға ҡарай борола. Ҡаҙан, Санкт-Петербург ҡалаларына ебәрелә.

52994-хх (тәпәш иҙәнле автобус)[үҙгәртергә | вики-тексты үҙгәртергә]

Тотошлайы менән тәпәш иҙәнле ҡала автобусы: өс ишектән дә инеү баҫҡысһыҙ. Уртансы ишек база моделе менән сағыштырғанда артҡа шыла. Тәүге тапҡыр автобус «Комтранс-2011″Мәскәү халыҡ-ара күргәҙмәһендә тәҡдим ителә[7]. Модификацияһы 96 кеше һыйҙырышлы һәм 24 ултырыу урыны менән йыһазландырылған. Моделдә урта ишек уйымында шыуҙырмалы аппарель (баҫҡыс рәүешендәге), терәк паннеллы(идара итеү аппараты) инвалид коляска өсөн майҙансыҡ һәм инвалидар өсөн 4 йомшаҡ ултырыу урыны бар. Автобус ECAS (электрон идара итеү), ГЛОНАСС навигация системаһы, шулай уҡ водителдең ял һәм хеҙмәт режимын контролдә тотоусы ҡоролма менән йыһазландырылған. Автобус салонында һәм водителдең кабинаһында кондиционерҙар урынлаштырылған. 2011 йылдан алып НефАЗ-52994 автобусы Санкт-Петербург ҡалаһына ебәрелә.

5299-11-хх (ҡала-тирә автобусы)[үҙгәртергә | вики-тексты үҙгәртергә]

Ҡала яны маршруттары буйынса пассажирҙар ташыу өсөн тәғәйенләнгән. Ике ишеге бар. Туристик йомшаҡ ултырыу урындары менән комплектланған. 77 пассажирға тиклем һыйҙырышлы, 45 ултырыу урыны бар. Автобусҡа КамАЗ йәки Cummins двигателдәре ҡуйылған. Автобустың хәүефһеҙ хәрәкәтен АБС менән йыһазландырылған пневматик Wabco тормоз системаһы тәьмин итә. Алғы сулпы —ике пневмоэлементтағы телескопик ароматизаторлы кузов торошон бер көйләүселе пневматик, артҡы сулпы — дүрт пневмоэлементтағы кузовты ике көйләүсе менән йыһазландырыла.

5299-17-5299-37 һәм хх-хх (ҡала -ара автобус)[үҙгәртергә | вики-тексты үҙгәртергә]

Рәсем Ҡала-ара НефАЗ-5299-17-32 автобусы

Ҡала-ара модификациялылар автобустың алғы өлөшө дизайны менән айырыла. Ҡала-тирә автобусынан айырмалы рәүештә, ике ҡапҡасы ике яҡҡа асылған ишектәр һәм багаж өсөн бүлем менән йыһазландырыла, кондиционер булыуы мөмкин. Автобуста 59 урын ҡаралған: 43 урын пассажирҙарға ултырыу өсөн, һәм баҫып тороусылар өсөн үтеү урыны бар. Автобустар Cummins дизель двигателе һәм немец производствоһында эшләнгән механик тапшырыусы ҡабы ZF менән комплектлана.

Нефаз-52992 электробусы[үҙгәртергә | вики-тексты үҙгәртергә]

2012 йылда Нефаз-5299 электр автобусы тәҡдим ителә. Автономлы электр йөрөшлөгө 200 километрҙан ашыуға иҫәпләнә. Ҡыйыҡта, салонда, һәм НЕФАЗ-52992 электробусының артҡы аҫ яғында 313,6 квт·с. ҡеүәтле литий-тимер-фосфатлы аккумулятор батареяһы урынлаштырылған[8].

Троллейбус[үҙгәртергә | вики-тексты үҙгәртергә]

Нефаз-БТЗ-52765 тройллейбусы

2008 йылда Башҡортостан троллейбус заводы менән берлектә Нефаз-5299-20 автобусы моделе базаһында эшләнгән троллейбус Нефаз-БТЗ-52765 тәҡдим ителә. Реостат-контактор идара идеү системаһына (РКСУ) ярашлы, шулай уҡ заманса тиристор- импульслы идара итеү системаһы модификациялары сығарыла; 52765А моделе алмаш токтың асинхрон электр двигателенең тарттырыу көсөнә (ТЭД) эйә була.

Техник характеристикаһы
Тәгәрмәсле формула4х2
КузовАлып йөрөтөүсе, вагон төҙөлөшлө
Ишек һаны3
Ишек киңлеге1200
Кузов ресурстары, йыл12
Урындарының дөйөм һаны (8 кеше/м2)101
Ултырыу өсөн урындар һаны25+1
Боролош радиусы, м
Максималь тиҙлеге, км/сәғ70
Яғыулыҡ сығым контроле, л/100 км
Тормоз системаһыэлектродинамик һәм пневматик (реостатлы)
Оҙонлоғо, мм11 875
Киңлеге, мм2500
Бейеклек, мм3036
Базаһы, мм5960
Тулы ауырлығы, кг18 000
Салон түбәһе бейеклеге2545
Елләтеүтәбиғи люк һәм форточка аша,
Йылытыу системаһырадиаторлы төрө
КүперZF йәки RABA
Двигателдәр менән комплектланаCummins 6ISBe270B, КамАЗ-740.65-240,

КамАЗ −820.61-260

Төп файҙаланыусы ҡалалар: Башҡортостан һәм Татарстан ҡалалары, Кузбасс, шулай уҡ Санкт-Петербург, Екатеринбург, Һамар, Сыктывкар (40 машинаға заказ), Новосибирск, Омск, Силәбе, Копейск ҡалалары һ.б. Ҡала-ара һәм ҡала янындағы автобустар төбәк трассаларҙа ҡулланыу өсөн, һәм шулай уҡ Магнитогорск ҡалаһы өсөн. Троллейбустар Өфө, Стәрлетамаҡ ҡалаларында файҙаланыла

  • 2001 йыл — ҡала тибындағы автобус НЕФАЗ-5299 «Башҡортостандың иң яҡшы тауары» республика конкурсы лауреаты һәм «Рәсәйҙең 100 иң яҡшы тауары» программа-конкурсының дипломанты[9].
  • 2002 йыл — ҡала-тирә НЕФАЗ-5299-01 автобусы «Башҡортостандың иң яҡшы тауарҙары» республика конкурсы лауреаты һәм «Рәсәйҙең 100 иң яҡшы тауары» конкурсы лауреаты.
  • 2003 йыл — ҡала-ара НЕФАЗ-5299-10 автобусы «Башҡортостандың иң яҡшы тауары» конкурс лауреаты дипломын ала һәм һәм «Рәсәйҙең 100 иң яҡшы тауары» конкурсы дипломанты була.
  • 2006 йыл — инвалидтар ташыу өсөн НЕФАЗ-5299-10-15 автобусы «Рәсәйҙең 100 иң яҡшы тауары» программаһы лауреаты.
  • 2011 йыл — газ двигателе менән НЕФАЗ-5299-30-31 автобусы «Рәсәйҙең иң яҡшы 100 тауары» бөтә рәсәй конкурсы лауреаты тип таныла
  • 2013 йыл — 10 мең автобус НЕФАЗ 5299 эшләп сығарыла, автобус Новосибирскиҙа эшләй.

Бирелгән автобустан инде компьютер уйындарының виртуаль ысынбарлығына эләгә һәм ҙур популярлыҡ менән файҙалана. Автобустарҙың модификацияһы һәм уйындарҙың исемлеге: Grand Theft Auto: San Andreas уйыны өсөн НефАЗ-5299 моделеның өс модификацияһы бар: НефАЗ-5299: 5299-10-32 (ҡала буйлап йөрөүсе бейек иҙәнле автобус), НефАЗ 5299-11-32 (Ҡала-тирә янында йөрөүсе автобус) һәм НефАЗ 5299-17-32 (ҡала-ара йөрөүсе автобус) Grand theft Аuto IV уйыны өсөн автобустың ике модификацияһы бирелә: НефАЗ 5299-10-15 (ҡала буйлап йөрөүсе бейек иҙәнле автобус) һәм НефАЗ 5299-11-32 (Ҡала-тирә автобусы).

OMSI уйыны өсөн НефАЗ 5299 өс модификацияһы бар: ҡала буйлап йөрөүсе бейек иҙәнле Нефаз 5299-00, 5299-10-15, 5299-20-32 автобустары, ярым тәпәш иҙәнле НефАЗ 5299-30-32, 5299-30-31 һәм ҡала-тирә автобустары НефАЗ 5299-10-17, 5299-11-32, өҫтәүенә, был уйында, башҡа ике GTA, OMSI уйын серияларынан айырмалы рәүештә, тулыһынса бөтә приборҙар һәм механизмдар эшләй, был НефАЗ автобусының водителе итеп хис итергә мөмкинлек бирә. 
  • Ҡала-тирә НефАЗ-5299-11 автобусы Кемеровола

  • Ҡала-ара НефАЗ-5299-37 автобусы Томскиҙа

  • НефАЗ-5299-30-32 автобусы Яр-Саллыла

  • НефАЗ-5299 автобусы Ижевскиҙа

  • НефазПнп.jpg

    Нефаз-5299-30 автобусы Ҡазанда

  • Нефаз-5299 автобусы Екатеринбургта

  • Нефаз-5299 автобусы Юргала (Кемерово өлкәһе)

  • НефАЗ-5299-10-06 автобусы Стрежевойҙа.

  • Официальный сайт Нефтекамского автозавода Фотографии автобусов НефАЗ-5299 на сайте www.fotobus.ru
  • Описание и технические подробности автобусов НефАЗ-5299

Газовые автобусы НЕФАЗ для Казани

2 Октября 2018

«КАМАЗ» поставил партию рестайлинговых автобусов НЕФАЗ 5299-40-57 в адрес пассажирских автопредприятий Казани. В ближайшее время техника выйдет на маршруты столицы Татарстана.

Церемония передачи автобусов производства ПАО «НЕФАЗ», дочернего предприятия «КАМАЗа» в Башкирии, работающих на природном газе, прошла на площадке у Центра семьи «Казан». В мероприятии приняли участие премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, глава Минпромторга РТ Альберт Каримов, мэр Казани Ильсур Метшин, генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев, первый заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» – исполнительный директор Юрий Герасимов и директор по продажам автобусов ПАО «КАМАЗ» Эдуард Лаврентьев.

Ильсур Метшин отметил, что за последнее время подвижной состав автобусного парка Казани обновился на 45%, на сегодняшний день это самый молодой автобусный парк в Российской Федерации. При этом приобретённые автобусы на метане – это один из начальных шагов в обновлении автопарка газовой техникой: есть намерения перевести на природный газ такси, коммунальную технику и как можно больше личного автотранспорта. «Это наш завтрашний день, это экология города», – подчеркнул он.

Председатель Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков оценил новый дизайн автобусов НЕФАЗ, безопасность и комфорт для перевозчиков и пассажиров. Техника получила высокую оценку и водителей автобусов.

«Не первый год «КАМАЗ» успешно следует взятому курсу на развитие линейки экологичного вида транспорта для регионов России, и мы готовы оказать содействие столице Татарстана в обновлении автопарка пассажирским транспортом и коммунальной техникой, работающей на метане, – прокомментировал поставку генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. – Компания располагает необходимыми производственными мощностями, современными технологиями, чтобы обеспечить республику и другие российские регионы современной экологичной и экономичной автотехникой».

Казань стала первым городом, в котором будут курсировать рестайлинговые автобусы НЕФАЗ 5299-40-57. В производстве автобусов применены новые технологии сборки и передовые материалы отделки. Кузов автобуса выполнен из современного легкого и в то же время прочного стеклопластика. Усовершенствовано рабочее место водителя: улучшен обзор, появилась новая эргономичная панель приборов, для максимального комфорта установлено водительское сиденье на пневмоподвеске с регулировкой подголовника и наклона спинки.

Интерьер автобуса так же доработан с учетом современных требований. Салон получился светлым и просторным. На широкой накопительной площадке есть место для велосипеда, детской коляски и людей с ограниченными возможностями. На удобно расположенных поручнях установлены кнопки вызова водителя. Для большего комфорта пассажиров установлены дополнительные отопители.

Низкопольные автобусы НЕФАЗ 5299-40-57 – автобусы третьего поколения дочернего предприятия «КАМАЗа». Максимальная пассажировместимость автобусов 111 человек. Автобусы оснащены газовым двигателями Weichai мощностью 191 кВт и автоматической коробкой передач ZF.

По информации Пресс-службы ПАО «КАМАЗ»


Вернуться к списку новостей

Файл:НефАЗ 5299 30 51.jpeg — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Краткое описание

ОписаниеНефАЗ 5299 30 51.jpeg

Русский: Автобус НефАЗ-5299-30-51 (5299UN)

English: NefAZ 5299 CNG bus in Chelyabinsk, Russia

Дата
Источник собственная работа
Автор Павел Королевский (Chelyabinsk74)

Лицензирование

Chelyabinsk74, владелец авторских прав на это произведение, добровольно публикует его на условиях следующей лицензии:
w:ru:Creative Commons
атрибуция
Этот файл доступен по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported
Атрибуция: Chelyabinsk74
Вы можете свободно:
  • делиться произведением – копировать, распространять и передавать данное произведение.
  • создавать производные – переделывать данное произведение
При соблюдении следующих условий:
  • атрибуция – Вы должны указать авторство, предоставить ссылку на лицензию и указать, внёс ли автор какие-либо изменения. Это можно сделать любым разумным способом, но не создавая впечатление, что лицензиат поддерживает вас или использование вами данного произведения.

https://creativecommons.org/licenses/by/3.0 CC BY 3.0 Creative Commons Attribution 3.0 truetrue

Исходный журнал загрузок

Перенесено с ru.wikipedia на Викисклад при помощи For the Common Good.

Первоначальная страница описания находилась здесь. Все нижеперечисленные имена участников относятся к ru.wikipedia.
Дата/времяРазмерыУчастникПримечание
08:33, 27 November 20151,100 × 784 (256,520 bytes)w:ru:Chelyabinsk74 (обсуждение | вклад){{Изображение | описание = Автобус НефАЗ-5299-30-51 (5299UN) | источник = Улица | время создания = 27.11.2015 | автор = Павел Королевский (Chelyabinsk74) }}

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.

Дата/времяМиниатюраРазмерыУчастникПримечание
текущий17:39, 16 июля 20161100 × 784 (251 Кб)Олег73русTransferred from ru.wikipedia: see original upload log above

Использование файла

Следующая 1 страница использует данный файл:

  • Челябинский автобус

Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.

Файл:Автобусы «НефАз» -5299-0000010-32.jpg — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
ОписаниеПоликлиника. Стоянка маршрутных автобусов.
Источниксобственная работа
Время создания22.11.2009
Автор или правообладательArthur Komilfo

Я, владелец авторских прав на это произведение, публикую его на условиях следующих лицензий.

Вы можете выбрать любую из этих лицензий.

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.

Дата/времяМиниатюраРазмерыУчастникПримечание
текущий18:00, 15 февраля 20101000 × 554 (184 Кб)Arthur Komilfo (обсуждение | вклад)== Summary == {{Information |Description=Поликлиника. Стоянка маршрутных автобусов. |Source=собственная работа |Date=22.11.2009 |Author=Arthur Komilfo |Permission=(Attribution, {{cc-by}}) |other_versio

Вы не можете перезаписать этот файл.

Использование файла

Нет страниц, использующих этот файл.

Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.