На машине в сербию из москвы – В Болгарию на море на машине через Венгрию и Сербию! Наше семейное автопутешествие!

В Сербию на автомобиле

Все, что вы хотели знать о путешествии из России в Сербию на машине, но боялись спросить.

На протяжении последних нескольких лет автор вынужден 2-3 раза в год перемещаться из Сербии в Россию и обратно. Проделываю этот путь всегда на автомобиле, в силу личных предпочтений. Довольно регулярно читатели интересуются различными подробностями, постараюсь их разъяснить.

Важно! Я пользуюсь машиной с российскими номерами, соответственно, юридические аспекты проезда по М-30 в Белоруссии, международная страховка и пересечение границы ЕС-Белоруссия актуальны для авто с российским учетом. Для граждан РФ, едущих из Сербии в РФ на своем автомобиле с сербским учетом есть свои нюансы, в основном касающиеся требований таможенников внести депозит, и в данном опусе не упомянутые. Все ж таки, наш основной читатель, надеюсь, едет в Сербию из России, а не наоборот.

Для поездки понадобятся:

1. Поскольку маршрут пролегает через ЕС, необходим загранпаспорт с Шенгенской визой.

2. Международная автостраховка, она же грин-карта. Купить можно везде – в Москве или во Владивостоке, вся минская трасса в конце России густо усеяна вагончиками, продающими страховки. Покупать можно в любом месте, никаких бонусов не предусмотрено, стоимость везде одинаковая. Не зависит от объема, лошадиных сил, водительского стажа и прочего, только от категории автомобиля. Стоимость для автомобиля категории B на 2018 год от 2 320 руб на 15 дней до 21 070 руб на год.

3. Свидетельство о регистрации транспортного средства. Если автомобиль зарегистрирован на третье лицо, лучше оформить нотариальную доверенность на машину. Иногда, очень-очень редко, поляки на границе эту доверенность спрашивают.

Резина в любое время года только нешипованная, иначе просто не пустят в Польшу. На всякий случай, в Бресте, на проспекте Машерова 15, есть неплохой шиномонтаж, где мне всего за 50 евро разобрали, расшиповали, потом собрали и отбалансировали все четыре колеса. Протектор на ней тоже должен быть, один раз видел, как польский полицейский замерял глубину.

Крайне желательно иметь деньги на карточке, поскольку в Польше и Венгрии собственная валюта, а белоруссы уже несколько лет перестали принимать на АЗС рубли и евро.

Итак, поехали.

Дорога. Расстояние от центра Москвы до центра Белграда составляет примерно 2 223 км. Почему примерно – потому что можно выбрать путь короче или длинней, но оптимальный, на мой взгляд, маршрут составляет 2 223 км.

Едем Россия – Белоруссия – Польша — Словакия – Венгрия – Сербия. Пограничных переходов два: между Белоруссией и Польшей и между Венгрией и Сербией.

Москва – Брест по Е30, 1000 км. Заправляемся дважды, до полного бака – перед Белоруссией, в районе Красной Горки и в Бресте, перед Польшей. Дальше бензин будет дороже, на момент написания этой статьи бензин стоил примерно 1.20 евро литр.

Предпочитаю пограничный переход Брест-Тересполь. Никогда особых проблем там не возникало, правда, существует небольшая вероятность попасть в очередь. В сорока километрах южнее есть переход Домачево, там всегда намного меньше народу, но, с другой стороны, и пограничникам с таможней там скучно.

Въехали в Польшу, в Тересполь. Продолжаем движение прямо по Е30. Примерно через 60 км от границы сворачиваем налево, на Люблин, дорога S19. Ещё 100 км — и Люблин, где обычно ночую. Город крупный, масса небольших приличных отелей стоимостью 25-35 евро в любой сезон.

Из Люблина продолжаем двигаться на юг, по дороге 19, проезжаем Жешув, Кросно, Дуклу. После городка с названием Барвинек, перед самой границей со Словакией слева будет АЗС ORLEN, красная такая, не проедете. На ней или же сразу после пересечения словацкой границы можно купить виньетку. Это такая бумажка, подтверждающая оплату автомагистралей в Словакии. Точней не скажу, я её ни разу не покупал, потому что вся Словакия по маршруту 130 км, проезжаю на авось. Советовать делать так же не могу, штрафы от 140 до 700 евро, лучше купить, стоит она 10 евро на 10 дней.

Едем дальше. Въехали в Словакию, будет немного серпантина. Ориентиры – города Свидник, Прешов, Кошице.

В Прешове обычно заправляюсь, просто чтоб не канителиться с обменом валюты. В Польше злотые, в Венгрии форинты, а в Словакии наши евро. А вообще заправок на трассе полно, цена на топливо в Европе практически одинаковая, карточки принимают везде, топливо качественное, поэтому практически все равно, где заправляться. И сэкономить также не получится.

После Кошице едем на Мишкольц, это уже Венгрия. На первой крупной заправке, с правой стороны OMV такая зеленая, покупаем матрицу. Это то же, что виньетка, но венгерская. Стоит около 14 евро. Покупаете прямо на кассе, говорите «матрикс» и даете СТС. Лучше регистрационный номер заранее написать на бумажке. Принимают форинты, евро и карточки.

От Мишкольца по Е71 на Будапешт. По ней же объезжаете Будапешт и выходите на Е75, будет указатель на Сербию. И по прямой до самой границы. Въехали в Сербию и так же по прямой едете до Белграда. По дороге будут несколько пунктов оплаты, принимают динары, евро и карточки. Оплата около 6 евро.

Кто едет к нам в Лозницу — сворачиваете на Нови Сад, проезжаете его насквозь, через мост Слободе пересекаете Дунай и после тоннеля сворачиваете направо, на Руму. Проезжаете Фрушку Гору, Ириг. В Руму не заезжаете, едете по указателю на Шабац. Пересекаете Загребский автопут, мост через Саву, проезжаете насквозь Шабац и прямая дорога на Лозницу.

Практически на всех заправках по дороге есть бесплатный wi-fi.

Подводя итог хочу сказать, что дорога довольно легкая. Вся Белоруссия по автобану, треть Польши, почти вся Словакия, вся Венгрия и Сербия по автобану. Разрешенная скорость на автомагистралях 110-130 км/ч. Только по Польше довольно много езды через населенные пункты. Состояние дорог везде отличное или близко к тому. Вся инфраструктура присутствует. Что польским, что венгерским, что, тем более, сербским пограничникам не очень интересно, куда вы едете и что везете. Во всяком случае я ни разу не сталкивался с предвзятым отношением или хотя бы служебным рвением с их стороны. Даже когда ехал через зеленый коридор на машине, в прямом смысле слова забитой под крышу личными вещами.

Про перевозку животных. Про собак не знаю, а вот кота нашего мы везли. Правда, въезжали через Литву. Кот в обязательном порядке должен быть привит, чипирован и иметь паспорт с отметками о прививках. Далее, мы получали на него аж три разных сертификата – для Белоруссии, для ЕС и для Сербии. Какова же была моя досада, когда ни документы, ни сам кот совершенно не заинтересовали никого, ни на одной границе.

Счастливого всем пути, приезжайте к нам в Сербию.

В Сербию на машине

Дороги в Сербии

В Сербии имеются платные дороги и оплачиваются они в зависимости от пройденного расстояния. Например, — европейская автострада Е75. Участок Суботица — Белград (от Венгрии) для легковой машины обойдется примерно в 6 евро. Участок дороги Белград — Ниш (в сторону Македонии или Болгарии) — около 7 евро. В пунктах оплаты можно расплачиваться банковской картой или мелкими наличными евро (как мы уже писали, крупные купюры в Европе мало где приветствуются). Бесплатные дороги в Сербии не в лучшем состоянии, но нам, друзья, не привыкать 😉 Полезно знать, что в Сербии к платным дорогам ведут зеленые дорожные указатели, к бесплатным — синие.

Автомобильное топливо в Сербии по качеству соответствует российскому. Актуальную стоимость можно узнать на странице Цены на бензин в Европе  она обновляется ежемесячно.

*Читайте также: Подготовка автомобильного путешествия по Европе

Парковки в Сербии

В Белграде выделено три парковочные зоны, обозначенных соответствующими знаками парковки:

  • зеленая — 41 динар/час, максимум 3 часа парковки
  • желтая — 48 динар/час, 2 часа парковки
  • красная — 56 динар/час, 1 час парковки

На парковочных местах имеется информация о стоимости парковочных услуг и порядке оплаты. Оплата может быть произведена либо через СМС сообщение, либо паркинг-картой, которую заранее покупают в киоске и кладут под лобовое стекло с отметкой о дате и времени парковки, либо с помощью парковочного автомата, либо наличными парковщику. По воскресеньям, а также по субботам с 14-00 парковка бесплатна. За нарушение правил парковки взимается штраф от 40 евро.

! Всегда проверяйте, закрыли ли вы своего железного коня и не оставляйте личные вещи в салоне автомобиля!

Важные телефоны в Сербии
  • Полиция — 192
  • Пожарные — 193
  • Скорая помощь — 194
  • Скорая техническая помощь — 1987
  • Посольство России — (11) 361-10-90, 361-13-23, адрес — Deligradska, 32

*Читайте по теме: Выгодный мобильный интернет в Европе 

Правила дорожного движения в Республике Сербия

ПДД Сербии у россиян обычно не вызывают вопросов. И если многим европейцам сербские водители кажутся агрессивными, то для нас это просто повседневные реалии жизни.

Скорость (если знаки не предписывают иное)

В населенном пункте — 50 км/ч, вне населенного пункта — 80 км/ч, на автомагистрали  — 120 км/ч.

Левый ряд — для обгона. Штраф за нарушение правил обгона — от 50 евро.

Алкоголь

Допустимый уровень содержания алкоголя в крови — 0,3 промилле.

Ближний свет

Должен быть включен и днем, и ночью. В противном случае — штраф от 50 евро.

Ремни безопасности

Обязательно пристегиваться ремнями безопасности, в том числе и на заднем сиденье! Разрешено перевозить детей до 3 лет на передних сиденьях только при условии, что автокресло установлено против направления движения автомобиля и отключена подушка безопасности. Дети от 3 до 12 лет могут путешествовать в машине только на задних сиденьях и в соответствующих их весу детских удерживающих системах.

Мобильный телефон

Запрещено пользоваться телефоном без устройства Handsfree.

Штрафы

Штраф оплачивается в банке или почтовом отделении в течение 8 дней по квитанции, выданной полицейским.

Обязательное оборудование 

  • Аптечка
  • Знак аварийной остановки
  • Набор запасных ламп
  • Запасное колесо.
  • Светоотражающий жилет обязателен для любого человека, который выходит из автомобиля в случае остановки на дороге.
  • Тонировка лобового стекла запрещена, а степень светопропускания передних боковых стекол должна быть не менее 70%.
  • Использование анти-радаров запрещено.
  • Зимние шины обязательны с 1 ноября по 1 апреля.
  • Шипованная резина запрещена.

*Читайте по теме: Подготовка автомобиля к путешествию по Европе

Счастливого пути!

В Сербию на автомобиле — дороги и впечатления: ts58 — LiveJournal

2690911_o.jpg
Дальность поездки на автомобиле — вещь очень относительная. Кому-то и до Нижнего Новгорода доехать «ой как далеко», а для кого-то четыре тысячи километров до Красноярска станут лишь небольшим составным участком маршрута. Пока не начал серьёзно прорабатывать вопрос путешествия в Сербию на машине, казалось, что это очень сложно и утомительно. Но на деле всё вышло вполне реально, познавательно и интересно. По пути мы осмотрели по одному городу в Польше, Венгрии и Словакии, а уж набор мелких бытовых впечатлений от поездки и вовсе оказался неисчерпаемым. Сама же Сербия, частенько ставшая мелькать в новостях, стала для нас настоящим открытием и оставила глубокий след в душе. Тут и захватывающая дух природа, и невероятные благожелательность и гостеприимство, и запоминающаяся кухня, и красивые города. Первый вводный пост об этом путешествии — в целом про дорогу, машины и всякие любопытные мелочи.

* — в силу вовлечённости Сербии в важные события новейшей истории, пост затрагивает околополитические темы. При непереносимости подобного, к прочтению не рекомендуется.

1. Из Москвы мы выехали в обед промозглого буднего осеннего дня. Уже почти в зимней одежде, с двухлетним ребёнком, категорически недовольным происходящей сменой погоды, мы вообще плохо понимали, куда и зачем собрались. В такие дни только чай дома пить под пледом. Прямо от «Москвы-Сити» по наипараднейшему Кутузовскому проспекту мы покинули родной город и, постояв в небольшой обязательной пробке, помчались на запад. России в этом путешествии можно сказать не было. На одном дыхании добрались до Смоленска, после ужина в котором пересекли границу и оказались в Белоруссии. В обратном направлении российский участок пути и вовсе пересекали в кромешной тьме. Трасса М-1, как и раньше, вполне хороша, но теперь на ней жесточайший контроль. На всём протяжении в Смоленской области расставили камеры на среднюю скорость. Удивительная картина: весь поток едет одинаково, где-то 109. В населёнке, само собой, 80 или ниже. Штрафов в итоге мне не пришло. На фото — место у ТЦ в Смоленске, где мы частенько останавливаемся на привал. Сам город я подробно осмотрел ещё в 2014-м, но упустил несколько важнейших объектов, без которых рассказ был бы не полным. Так что фото пылятся на полке, а найти время съездить туда досмотреть всё до конца никак не выходит.
IMG-3286.jpg

2. В Белоруссии тоже не задержались. Ещё до периода активной писанины в ЖЖ мы весь этот маршрут до польской границы проделывали неоднократно и всегда думали: «Надо бы остановиться, посмотреть саму Беларусь!». В неё мы в итоге чуть-чуть таки съездили, и я об этом даже писал в своё время, а вот из тех европейских поездок у меня — только рассказ про Брюгге. И в этот раз хотелось на обратном пути Кобрин осмотреть, но, ожидаемо, после двух с лишним недель в Европе сил уже не оставалось. Дорога в Белоруссии по-прежнему отличная; контроль, как и в России, стал жёстче. Нештрафуемый порог — плюс 10 км/ч. Есть на трассе откровенные засады, с ниоткуда берущимися населёнными пунктами и камерами прямо при въезде. Камеры на магистрали «Москва — Минск — Брест», как я понимаю, заточены именно на россиян, которые любят тут погонять с ветерком. На обоих концах трассы, вблизи границ Белоруссии, появились специальные пункты, где дежурит милиция. В автоматическом режиме им приходит вся информация о нарушениях, зафиксированных камерами, и при приближении соответствующей российской (ну или другой иностранной машины, которых тут немного) они получают сигнал. После этого останавливают и штрафуют, пока не успел покинуть РБ. Судя по тому, что меня не остановили, ничего критичного я не нарушил. На фото — знакомая всем, кто ездил этой дорогой, фигура зубра на границе Брестской области:
IMG_1289.JPG

3. А вот после пересечения польской границы темп снизили. И не только потому что начали впитывать впечатления, но и из-за резко ухудшившихся дорог. Ну то есть асфальт то в Польше хороший, но почти везде узкие двухполоски, бесконечные населённые пункты, ограничения и плотный трафик.
DSCF6481.jpg

4. Поблизости от границы — асфальтированная велосипедная дорожка, идущая чуть в стороне параллельно шоссе, соединяет небольшие посёлки. Ну вот, подумали мы. В Европу приехали. Цивилизация, культура, о людях думают. Погода как-то сразу резко стала лучше. Но, что удивительно, больше нигде таких чудесных велодорожек во всей Польше не видели, только три десятка километров вдоль границы. Неужто на белорусов таким образом впечатление пытаются произвести?
IMG-3327.JPG

5. Начитавшись про страшные штрафы за ПДД в ЕС, сначала пытался все знаки соблюдать. Все предыдущие поездки эти благие начинания ничем хорошим не заканчивались — километров через сто начинаешь нарушать. В 2013-м западнее Варшавы стрелка на спидометре у меня ниже 150 по несколько часов не опускалась. Там, правда, дорога позволяла, но не правила.
DSCF6485.jpg

6. Я тогда, наверное, на довольно приличные суммы напревышал, но никто претензий не предъявил. В этот раз опять начал осторожничать, мало ли — требования ужесточились. Но похоже, что всё-таки нет. Опять поляки стали толпами меня обгонять и смотреть как на идиота. В этот раз терпения ехать медленно хватило на большее, но всё равно в итоге прицепившись на хвост местным стал держать их скорость.
DSCF6491.jpg
7. За всю поездку я ни разу не был оштрафован и в европейских странах. И тут ко мне пришла неожиданная мысль: контроль за ПДД в Белоруссии и европейской части РФ стал более жёстким, нежели в Европе. И водить у нас стали местами даже более дисциплинированно. В Польше за все 400 километров пути было всего несколько камер, которые в явной форме заранее обозначены, да две полицейские засады «в кустах», о которых старательно предупреждала встречка. Как итог, водят тут довольно свободно. Формальные ограничения по скорости и разметку соблюдают единицы.
DSCF6500.jpg
8. Слегка неожиданным было встретить вот такой плакат в польском Макдональдсе в маленьком городке Свидник, что близ Люблина. Три местных музыканта исполняют песни Окуджавы. Вот уж не подумал бы… Макдональдс польский, кстати, у российского выигрывает как по выбору, так и по сервису. От количества блюд глаза разбегаются. Но отравили меня, к сожалению, за все многолетние поездки именно здесь.
IMG-3333.JPG9. Южная Польша от северной заметно отличается, и не только рельефом. Как и положено югу, он тут более расслабленный и разгильдяйский, а север — аккуратный и строгий. Переночевали в адм. центре Подкарпатского воеводства — Жешуве. Из окна гостиницы был виден подвесной мост. Больше тут ничего не посмотрели — двинулись дальше.
DSCF6469.jpg10. Воеводство не зря зовётся Подкарпатским — к югу от Жешува появляется холмистый рельеф и горы на горизонте. Дорога становится всё более извилистой, постепенно приобретая черты серпантина. В этом регионе мы и осмотрели один польский город — Дуклю. В честь неё назван Дукельский перевал, за который советская армия пролила немало крови в 1944-м в ходе не самой известной в массах Восточно-Карпатской операции. В городе в хорошем ухоженном состоянии сохранилось кладбище воинов-красноармейцев, а у местного краеведческого музея — выставка советской военной техники. О Дукле будет отдельный пост.
DSCF6503.jpg
11. Сам перевал находится на границе Польши и Словакии, в десятке километров от Дукли. Ровно на границе двух государств, в стороне от трассы, в лесу, стоит мемориальная башня-музей. Подъезд к ней осуществляется со стороны Словакии и формально музей принадлежит ей. Вот так едва попав в страну в первый раз в жизни, я сразу оказался в музее.
DSCF6760.JPG

12. Хоть к трассе он и близко, заезжают сюда, кажется, немногие. Уж больно место глухое. Стоит он тут посреди леса как памятник социалистической эпохе, как таинственная башня на холме из фантастических книг.
DSCF6757.JPG

13. Здесь всё сохранилось ещё с тех лет, когда в восточноевропейских странах было принято чтить память советских солдат. Тяжёлые стеклянные двери, каменный пол, узнаваемая архитектура и интерьеры. Даже чешский скоростной лифт с отделкой под дерево и телефоном, который не ремонтировался ни разу за полвека:
DSCF6697.jpg

14. Со словацкой стороны мемориалов и памятников советской армии и Второй Мировой в целом вообще великое множество. Видно, что их тут не то что не сносили, а тщательно берегут и ухаживают. Стилистика соцлагеря, при том, отлично сохранена.

DSCF6753.jpg

15. На фотографиях, в том числе, — советские солдаты:

DSCF6745.JPG

16. Словак-кассир в башне, услышав, как мы между собой говорим по-русски, сразу же сообщил, что он владеет нашим языком, лично провёл нас наверх и устроил небольшую экскурсию. Именно он рассказал нам про лифт, про чехословацкий штурмовик (лицензионная копия Ил-10), сохранившийся в единственном экземпляре со всей начинкой, а также вывел на открытую смотровую площадку, откуда я сделал дальнейшие кадры. Надо сказать, что по-русски он для европейца говорил вообще на отлично, хотя лет ему дай бог если сорок.

DSCF6739.JPG
17. Языковой вопрос в этой поездке вообще как-то удивительно не вставал. С нами с завидной регулярностью общались на нашем языке, местами совсем непонятном, ломаном, в смеси с другими местными языками (то польским, то словацким, то сербским), но с английского уходили сразу, как только узнавали, откуда мы. Чаще подобное встречалось в Сербии и Словакии, реже, естественно, в Венгрии. Местами их речь была совсем непонятной. Например, когда словаки, плохо зная русский, говорили даже больше на своём, пытаясь как-то русифицировать свою речь. Но было видно, что люди стараются, и если я перескочу на английский, могу их обидеть.
DSCF6715.JPG

18. Сложнее было с чтением, причём по причине частой смены границ. Привыкнуть читать на каком-то из славянских языков нетрудно за пару дней. Но когда ты через эти пару дней переезжаешь в другую страну, восприятие буксует. На первый взгляд, между Польшей, Словакией и Сербией языковых различий немного, но настроившись на один из этих языков, другой воспринимаешь уже с трудом.
DSCF6732.JPG

19. В конец меня удивила реклама аудиокурса русского языка в книжном магазине в крупном ТЦ словацкого Прешова, про который я напишу отдельную серию рассказов. И не где-то в глубине, а на центральной витрине. И зачем им нужен русский? Вроде везде скорее обратные тенденции наблюдаются. А тут, похоже, действительно учат. Люди, которые говорили с нами по-русски, соц. лагерь застали разве что на самом его закате, в школьном возрасте.
IMG-3896.JPG

20. Возможно, причины кроются в том, что в Прешовском крае, по которому мы ехали, почти половину населения составляют русины. Нам они знакомы в основном по сводкам новостей из Закарпатской области Украины. Но большинство из них проживают именно в восточной Словакии. Среди них половина — православные, а отношение их к России считается более тёплым, чем у тех же украинцев. На фото — православная церковь в городе Свиднике, одном из центров словацких русин. В этом городе даже надписи на русском на улице видели. Возможно, часть словаков, говоривших со мной по-русски, были на самом деле русинами. Выше, кстати, я упоминал польский город Свидник. Это два разных города. Забавно, как по пути они нам оба попались.
DSCF6763.JPG

21. Дороги в Словакии оказались не менее тягомотными, чем в Польше. Полотно вроде бы пошире, но серпантинов тут даже больше, а траффик плотный. Всё же эта трасса соединяет несколько стран, и вообще является древним торговым путём. Но никаких автобанов тут нет — упрёшься за фурой и тащишься за ней очень долго из-за бесконечных поворотов и сплошных. Ничуть не лучше М-5 в Челябинской области. Кусок новой платной магистрали начинается от Прешова до венгерской границы, но это уже равнинная часть, там и по обычным дорогам можно нормально ехать. Единственный пробочный участок, который она могла бы помочь объехать, — большой город Кошице. Но вот именно на него магистраль прерывается, вливаясь в общегородские улицы, так что смысла в ней мало. Отдавать деньги при этом надо сразу за все платные дороги Словакии, покупая виньетку на какой-то определённый период. В данном случае совершенно оправдано этого не делать и объехать её по бесплатным дорогам.
DSCF6766.JPG

22. Словакия при том показалась самой евроориентированной страной из всех посещённых. Флагов ЕС там, пожалуй, побольше даже, чем флагов страны. Ну и новости по ТВ соответствующие. Словакия ощущается скорее как регион большой империи с центром в Брюсселе или Берлине, нежели как суверенное государство. Вот в Польше и Венгрии по-другому — там национальная гордость и самостийность прёт изо всех щелей. Венгрию по отличным скоростным трассам туда и обратно пересекали в темноте, так что с дороги у меня осталось только утреннее фото полей со странными белыми полосами:
IMG_1202.JPG

23. Да фото окраин города Мишкольца, где у нас была транзитная остановка. Но вот в Сегеде, изумительном на архитектуру городе на самой границе с Сербией, мы провели пару дней и подробно его осмотрели. Про него тоже будет серия постов.
DSCF2647.JPG

24. Несколько ужасающий указатель в Венгрии, предлагающий поехать направо в ад, либо налево на некую «станцию ангелов». Своеобразный юмор у местных промышленников: “Hell” — это бренд энергетического напитка, и направо дорога ведёт к заводу, где его делают. Налево — огромный дорожный комплекс, включающий АЗС, парковку, полноценные кафе и магазин и даже детскую площадку. То есть не как у нас бывает придорожное кафе-мотель «Удача» или «777», а действительно единый современный комплекс, работающий на высоком уровне. У нас терминалы аэропортов в иных региональных центрах встречались попроще. На этой “Angel station” мы умудрились поесть аж три раза, хотя ехали вроде бы мимо только туда и обратно) Радует и подсветка — в темноте «Ад» светится ярко-красным, а «Станция ангелов» — бело-зелёным.
IMG-3867.JPG

25. И вот наконец мы в Сербии, финальной стране нашего назначения. Страна, пережившая распад и последнюю большую войну Европы. Одна из немногих стран Европы, сохранивших с Россией действительно хорошие отношения после 2014-го. Пересекая границу Венгрии и Сербии, мы попадаем в автономный край Воеводина — степной многонациональный регион, который, почти уверен, мадьяры считают своим, ведь именно в составе Венгрии он провёл большую часть времени в прошлом тысячелетии.
DSCF7388.JPG

26. Но пытаться искать какие-то суверенные права в истории этих мест — дело неблагодарное. Сербия в силу своего положения всегда была проходным двором для десятка различных народов и культур, регулярно воевавших друг с другом. Границы перекраивались по несколько раз за век. И в сегодняшнее мирное время Сербия — страна транзитная. На основном погранпереходе между Венгрией и Сербией «Реске — Хоргош» можно собирать коллекцию фото автомобильных номеров со всего континента, даже арабские какие-то видели. Ведь эта дорога — главный сухопутный коридор между Европой и Ближним Востоком. Именно здесь проходил знаменитый поток беженцев в Германию несколько лет назад. Здесь каждое лето случается автомобильный «Турецкий поток» — огромное количество турок устремляются на машинах из Европы на родину. Добавить к нему направляющихся на греческие и черногорские курорты европейцев, получится гремучий коктейль, многочасовые пробки и конфликты. Даже у нас на глазах на этой злосчастной границе произошла заварушка с участием горячих восточных парней, хотя вообще-то был не сезон и очередь относительно небольшая.
DSCF1990.jpg

27. Дорога от венгерской границы через Белград и далее на Ниш, к болгарской и македонской границам, платная. На прошлом кадре — именно пункт оплаты, а не пограничный КПП. Их я фотографировать пока не рискую. Само собой, эта трасса используется не только туристами, но и грузовым транспортом. Значимость этой дороги подтверждается тем, что во время бомбардировок Сербии НАТО мост в Бешке (на фото), по которому трасса пересекает Дунай, был разрушен, но восстановили его через пару месяцев, сразу же после окончания боевых действий. Думается, без помощи тех же членов НАТО не обошлось — вряд ли лежащая в руинах Сербия смогла бы себе это позволить. Тут война войной, а торговля — это святое. В конце 2000-х австрийским концерном мост ещё и расширили в два раза. К слову, это крупнейший мост через Дунай. За Дунаем заканчивается Воеводина и равнина, начинается центральная Сербия, Балканский полуостров и, постепенно, горы. Не хочется думать об этом, но в наихудшем для Сербии раскладе её граница могла проходить и здесь:
DSCF7408.jpg

28. В четырёх десятках километров от моста нас встречает Белград. Въезды в город бледные и совершенно не парадные. Обочины старые, пыльные и замусоренные. Повеяло нашими 90-ми. Если проезжать сербскую столицу транзитом и не заглядывать внутрь, то складывается впечатление, что город предельно серый и унылый, каким его часто ошибочно представляют. Но мне Белград запомнился очень тёплым, душевным, энергичным, драйвовым городом с довольно неплохой визуальной составляющей. Про него, конечно, будет большая серия рассказов.
DSCF9040.jpg

29. Транзит через Белград устроен интересно. Есть у трассы полноценная объездная, минующая город, примерно как у Минска. Но есть и сквозной автобан прямо через центр города. Он на всём протяжении проходит по эстакадам, не имеет одноуровневых пересечений с городскими улицами, ограничение скорости тут едва ниже, чем на самой трассе — 100 км/ч. Из-за ремонта на объездной для нас оказалось даже предпочтительнее проехать по нему. Тут можно увидеть из окна пару не самых значимых достопримечательностей Белграда. Но формировать мнение о городе на основе этого транзитного проезда всё равно нельзя.
IMG-3742.JPG

30. Нам очень повезло, что в августе, за пару месяцев до нашего путешествия, в Сербии открыли свежепостроенный участок новой трассы «Милош Великий». Мы ехали в национальный парк «Тара», что на границе с Боснией и Герцеговиной, и после столицы с главной сербской дороги должны были свернуть. Но теперь от Белграда уже и до Чачака можно продолжа

Поездка из Москвы в Ниш (Сербия). Отчет

В конце апреля 2012 возникла мысль посетить Сербию на автомобиле.  С этого момента, можно сказать началась подготовка к поездке: проработка вариантов маршрута, подготовка необходимых документов, прогноз прохождения очередного планового ТО. Варианты маршрута были разные, проезд через Украину – Венгрию – Сербию, или через Белоруссию – Польшу – Словакию – Венгрию – Сербию. В результате было принято решение ехать ТУДА через Белоруссию, ОБРАТНО через Украину.

28.06 в 12.00 начал движение по Минскому шоссе. На навигаторе установлен маршрут Москва – Ниш. Преодолев  традиционно затрудненный выезд из Москвы примерно в 70 км, за Кубинкой началось вполне приличное движение, скорость ~ 120 км/час, сбрасывал только в населенных пунктах. После Смоленска перекусил в придорожном кафе, навернув сытного борща и выпив чашку кофе. Когда пересек административную границу с Белоруссией, я понял насколько ошибался, оценив Минское шоссе как «хорошая дорога». От границы Белоруссии началась действительно шикарная Дорога!!! Полосы разделены, асфальт идеально ровный, на всем протяжении никаких ремонтных работ, разрешенная скорость 120 км/ч, реально круиз-контроль стоял на 140 км/час, все населенные пункты вынесены за трассу, поэтому необходимости сбрасывать скорость нет. Показателем удобства дороги,  на мой взгляд, является то, что на протяжении нескольких часов я не дотрагивался до функциональных педалей, машина шла исключительно на круиз-контроле. Единственным минусом  трасы вялятся большой шаг между заправками. Мне пришлось понервничать, когда загоревшаяся лампочка красноречиво намекнула мне что все, пора «сматывать удочки», сбросив скорость и перейдя в более экономичный режим потребления топлива, на «одном крыле» я все же докатился до долгожданной АЗС, правда, значительно потеряв во времени.

До Белорусско-Польской границы я добрался примерно в 00.15, и это было серьезной ошибкой. Дело в том, что в ту и другую сторону курсируют большое количество «челночников», по регламенту пересекать границу можно раз в сутки, поэтому как только исполняются новые сутки в 00.00, толпа торгашей устремляется на переезд. Я что называется, попал в самый «сенокос», впрочем пересечение границы не вызвало особых проблем. Из документов: Паспорт/виза-шенген (мульти), тех. паспорт на машину и международная страховка на автомобиль. Потеря во времени составила почти 4 часа. Наиболее разряженное время на  границе с 22.00 до 00.00. Постарайтесь  попадать  на переход границы в это время.

Далее доверившись навигатору (никогда не доверяйте этому подлецу), я повернул строго на юг и поехал по отличным, в смысле асфальта, дорогам Польши. Асфальт и разметка на дорогах у поляков замечательные, но вот сами дороги – просто ужас. Дорог – скоростных, так привычных в Европе, в Польше просто нет!!! Все дороги по одной, максимум две полосы в одну сторону, движение через населенные пункты, скорость в населенных пунктах не боле 50 км/час, а если перед вами дальнобойщик или автобус, то у вас будет достаточно времени чтобы досконально изучить все особенности задней части этого транспорта. Приметно в 3 часа ночи, ощутив усталость, я попытался найти пристанище в мотелях, но прекрасно говорящие на русском языке польские граждане — администраторы разочаровали меня, сообщив, что места необходимо бронировать заранее через интернет!!!

Окончательно усталость сморила меня  к 4 часам утра, и дабы не испытывать судьбу я припарковался на АЗС в неизвестном мне польском населенном пункте, с несомненно богатейшим историческим прошлым… Через 4 часа глубокого сна – я вновь пылил по польским дорогам, вклиниваясь в рабочее движение  поляков  спешащих по своим делам, заодно против своей воли изучая пейзажи на сравнительно небольшой скорости, ровно той, которую позволяло мне дорожное устройство Польши – полноправного члена ЕС.

Через 7 часов дорожный знак сообщил мне, что я в Словакии – и я действительно смог вздохнуть «широкой грудью» –  началась нормальная – скоростная дорога! В этот момент я впервые после Белоруссии решил заправить автомобиль. Нужно обратить внимание что у меня дизель и работу его (звук ) я знаю. Так вот в Словении подъехав на АЗС, сотрудник заставил меня задуматься, предложив мне аж три вида дизеля: Дизель, ЕвроДизель и СуперЕвроДизель. Посмотрев на ценник и разумно предположив, что кроме Дизеля — все от лукавого, потому как в России ничего другого и не предлагают, я смело указал на ПРОСТО Дизель, чем вызвал недоумение  заправщика. Кстати, стоит заметить, что в Европе дизель да и вообще топливо АЗС будет стоить достаточно дорого, примерно от 1,2 евро/литр в Македонии и  до 1,7 евро/литр в Сербии. Иными словами заправка полного бака моего автомобиля, 60 литров, обходилась мне чуть меньше 100 евро!!!

Заправив автомобиль Просто Дизель, я был удивлен и поражен изменившемуся в приятную сторону тембру работы двигателя, прибавившейся динамики и несомненно мощности.  Приехав в Сербию, я, уже заправляясь с моим сербским другом, хотел так же залить ПРОСТО Дизель. И столкнулся с категорическим НЕТ!!! Друг пояснил, что этот дизель заливают только в трактора и сельхозтехнику, а для моего автомобиля нужен только ЕвроДизель! В дальнейшем я действительно заливал только ЕвроДизель, и по тому, как работал мой автомобиль – я понимал, что он мне благодарен. Визгливый (московский) тон двигателя я вспомнил лишь когда въехал на Украину, и заправился там. И в связи с этим у меня вопрос, неужели их ПростоДизель лучше нашего ДИЗЕЛЯ от BP??? Проверенно на практике!!!

Проскочив Словакию, я въехал в Венгрию. Оказавшись в местечке под названием TOKJA, я не отказал себе в удовольствие прикупить известного вина из самых, что называется, истоков и отведать REAL венгерский гуляш – именно так я и сформулировал заказ официанту!

Ожидая скорой встречи с Сербией и доверившись как я сообщал раннее Навигатору – именно  с большой буквы, я бы даже назвал его Инквизитору, я мчался по мадьярской территории… И вот она наконец – граница…. Прищурив взгляд и не веря самому себе я еще раз вчитался, мозг преодолевая транспорт «Ты полный му..ак», сообщил мне – РУМЫНИЯ! Взгляд на пограничный пост, на навигатор, на дорожный знак, на соседей в автомобилях, потом куда-то вверх и все равно – РУМЫНИЯ! Вот чего я не ожидал, так это оказаться в РУМЫНИИ. Мыслительный процесс извлек спасительное…  Да нет Румыния она ж где-то… ближе к Африке… или в Азии… Но нет – РУМЫНИЯ!!!

Все отступать некуда еду на пост. Насколько я был удручен оказаться на пограничном рубеже «штаб квартиры цыганского населения», настолько торжествовали румынские пограничники, увидев чудака на букву «м» из России. Судя по «теплому» приему им не часто приходится встречаеться с подобным явлением. Всё скучные граждане ЕС, которых просто пропускают, а тут международный террорист… тфу ты – русский! Дальше начался допрос трех румынопогранцов, сопровождающийся закадровым смехом Камеди Клаб.

Погранец: — откуда?

Я: — из Москвы (слабое хихиканье за кадром)

Погранец: — куда едем?

Я: — в Ниш Сербия (к хиху прибавляются ржачи)

Красный от смеха погранец: — а нафига через РУМЫНИЮ

Я: — Навигатор сцуко (зал бьется в истерике)

Погранец вытирая смехослезу: — давай документы (одинокий истеричный ржачь).

Румынопогранцам показалось, что на моей машине отсутствует номер шасси. Аргумент, что я не мог в течении суток, преодолев 1800 км, на ходу заменить столь сложный агрегат, не повлиял на мнение чиновника, хотя поразил своей обоснованностью. Нужно сказать, что к этому моменту собралось вокруг меня аж 4 защитника румынского отечества, абсолютно оголив значительную часть государственной границы. Выяснив где должен находиться потерянный номер шасси, взяв тряпку я оттер Евросоюзную пыль, представив на обозрение компетентных цыганских органов. Нужно было видеть разочарование румынских  чекистов, когда они осознали, что очередной русский международный преступник выскочил из их цепких рук.

Три часа по Румынским дорогам и вот, наконец,  погранпост – Румыния-Сербия. Наверное, в компенсацию за издевательства на въезде —  румыны недолго осмотрев автомобиль, выпустили меня. И вот Сербия… Улыбаясь в 32 зуба серб пограничник не без удивления спросил – как я вдруг тут очутился… Не дослушав мое оправдание по поводу навигатора, серб засыпал меня вопросами из серии: Как Москва, привет Путину и т.д. Через две минуты, не особо вглядываясь в паспорт, мой документ получил штамп с разрешением въехать в страну. После меня на переезде стоял с документами гражданин Румынии. Сербский пограничник, закончив процедуру со мной, перевел взгляд на представителя авантюрной нации, лицо его посуровело и стало демонстративно-официальным. Повелительный тон пограничника сообщил румыну – припаркуйте автомобиль, откройте багажник и приготовьте документы… 

До Ниша осталось 270 км по сербской земле, въехав на которую, пришло осознание – все я дома! Первый населенный пункт, красный свет светофора, поворот направо… – Никого же нет… значит можно… Через 1,5 минуты в зеркале заднего вида полицейский маячок явно сообщил мне, что  — Было нельзя!
Полицейский сразу прояснил, что курсы ПДД, в частности урок «проезд на запрещающий сигнал светофора» стоит 200 евро, плавно переведенные в местную валюту и оплаченные через отделение банка.

Ведро слез застыло в моих усталых глазах, пришлось включить невинного русского, который ооооооочень дорожит тем, что приехал в братскую Сербию. И это просто жуть, что после 15 минут Добробоши в Сербию, минус 200 евро… Должен отметить я был на высоте – сербские полицейские не искушенные  подобными  выступлениями, сжалились и… простили! Кроме того эскортом вывели меня на трассу и пожелав счастливого пути, и  отправили с Богом! Менее чем через 3 часа я припарковался на улице Пастерова дом 10 г.Ниш.

Кроме того, в процессе пребывания в Сербии, я довольно таки  много объездил Южную Сербию, окрестности Ниша. Побывал в Златиборе, Врнячке Бане. Удалось проехать из Ниша в Охрид Македония (390 км), дорога потрясающая – отдых замечательный. Назад возвращался через Украину, особых нареканий нет, дорога в основном хорошая, но значительное время  убивает пересечение границы. В следующий раз в Сербию ТОЛЬКО на машине и  скорее всего через Белоруссию!


Справка:

  • платные  дороги на  всем протяжении  пути  только в Сербии и Македонии
  • стоимость платной дороги от Ниша до Белграда (230 км) 710 динар в одну   сторону. Затраты на  одну поездку в Белград из Ниша. (дорога+ топливо + питание) примерно  100Е
  • парковка в  городах  Сербии платная, разделена на  три зоны, оплата производиться  через СМС. НО!!! Номерные знаки  РФ не фиксируется  системой  оплаты – система адаптирована под номера ЕС. Иными словами  вы  отправляете  СМС указав  свой номер, вам приходит  отказ и в  случае претензии  вы демонстрируете его, как правило  конфликта не  возникает. Иными словами я за парковку в  Сербии не платил.

Андрей Посадский

 

въезд в страну, дороги, парковки, правила

Сербия – соседка Черногории и интересная европейская страна, для посещения которой россиянам не нужна виза. Именно поэтому многие путешественники, отдыхающие на Адриатическом побережье, решают заехать в нее для осмотра. Ниже мы поговорим обо всех нюансах путешествия на машине по Сербии.

 

Маршрут

Белград – главный город Сербии, в котором можно максимально подробно ознакомиться с историей и культурой народа этой страны. Желательно выделить на осмотр столицы хотя бы несколько дней.

Этого хватит, чтобы посетить крепость Калемегдан, Белградскую крепость и собор Святого Саввы. В столице открыт музей имени Николы Теслы – национальной гордости сербов. Чтобы проникнуться атмосферой города, стоит прогуляться по улице князя Михайлова, которая уже превратилась в «местный Арбат».

Из Белграда можно отправиться на юг Сербии, в древний городок Ниш. В нем царит тишина и спокойствие, он наполнен старинными памятниками архитектуры и занимательными историческими местами.

В качестве альтернативы югу можно отправиться на север страны, в город Нови-Сад. По-другому его называют «сербскими Афинами». Город застроен средневековыми замками, в нем работает несколько музеев, имеется известный природный заповедник.

Моря в Сербии нет, однако это не значит, что в этой стране нельзя покупаться. На курорте Врнячка Баня есть несколько термальных источников. В молодом городке Пролом Баня лечат кожные и гинекологические заболевания. Оба места отлично подходят для отдыха.

Термальные источники в Сербии 

 

Въезд в страну

Хотя граждане РФ могут посещать Сербию без визы, для пребывания в чужой стране им нужно зарегистрироваться. Это делается в ближайшем полицейском отделении в течение суток после въезда.

Если иностранец останавливается в отеле, все хлопоты, связанные с регистрацией, берет на себя администрация. Лучше заранее напомнить работнику ресепшена о необходимости провести эту процедуру.

После регистрации иностранцу выдается «бели картон». Этот документ может понадобиться при выезде из страны, поэтому его обязательно нужно сохранить.

Большинство водителей отправляются из Черногории в Сербию на арендованном авто. Чтобы не иметь проблем с местной полицией, важно позаботиться о наличии «зеленой карты» – международной страховки. Следует также взять с собой в дорогу нотариальную доверенность на авто, выданную при его взятии в аренду.

 

Дороги

В Сербии есть платные и бесплатные дороги. К платным ведут дорожные указатели зеленого цвета, к бесплатным – синего. Состояние бесплатных дорожных трасс в этой стране оставляет желать лучшего.

Плата производится не за въезд, а за пройденное расстояние. К примеру, поездка из Белграда до Суботицы на легковом автомобиле обходится в 6 евро, до города Ниш – в 7 евро.

Пункты оплаты располагаются прямо у дорог. Плата вносится либо картой, либо наличными деньгами. Желательно иметь при себе мелкие купюры, крупные в Сербии не приветствуются.

Дороги и парковки в Сербии 

 

Парковки

За услуги паркинга в будние дни в Сербии нужно платить. С обеда субботы и до вечера воскресенья все парковочные зоны в стране становятся бесплатными.

Стоимость паркинга указывается прямо на парковочном месте. Для оплаты услуги удобнее всего пользоваться паркинг-картой, которую можно приобрести в местном киоске.

Оплата также принимается через парковочный автомат или наличными работнику парковки. За нарушение правил парковочной зоны взимается штраф в размере 40 евро.

 

Правила дорожного движения

В большинстве населенных пунктов Сербии недопустимо ехать на скорости выше 50 км/ч, на автомагистрали нельзя превышать максимальный предел в 120 км/ч. Иногда знаки предусматривают иное.

Для обгона используется только левый ряд. Водитель, нарушивший это правило, штрафуется на сумму в 50 евро.

Разговоры по мобильному телефону разрешены только при наличии устройства Handsfree. За несоблюдение этой нормы выписывается штраф в размере от 40 евро.

Фары ближнего света необходимо держать включенными как днем, так и ночью. Минимальный штраф за несоблюдение составляет 50 евро.

Все пассажиры авто должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Дети до 12 лет могут сидеть только на заднем сидении.

Все штрафы оплачиваются в отделении банка или на почте. На погашение санкции водителю дается 8 суток. Оплата производится по квитанции, которую выписывает полицейский.

Дорожное движение в Сербии

Первая поездка в Сербию на машине.: tusiklife — LiveJournal

23

Итак, первая поездка в Сербию на машине.
Всего мы проехали в обе стороны и там – 5225 км.
01

Сначала про туда.

Ехали мы вот таким маршрутом.
Карта

Вернее, почти таким.
Потому что в Словакии мы свернули немного не туда, куда нас вел навигатор. А почему и отчего, как раз об этом ниже. 🙂
Кстати, заранее прошу пардону, большинство дорожных фотографий сняты на лету из машины – потому не лучшего качества. И эта… фоток до хрена, да. 🙂 Вот такой я рукоблуд. 🙂

Выехали из Москвы в самый разгар снегопада, 26-го декабря 2014-го года, в 1 час ночи. В планах у нас было безостановочно доехать до Люблина, где и заночевать.
По Минскому шоссе, даже заснеженному, летели аки лани. Я досидела с мужем до 3.30 ночи и умотала спать на заднее сиденье, где благополучно прокемарила белорусскую границу, и проснулась уже в 7 утра, в самой Белоруссии, на прекрасной трассе М1.
Красиво было неописуемо. Здесь тоже прошел снег, все вокруг было белым и пушистым. А вот дорога была чистой и быстрой. 🙂 Да еще и солнышко светило.

05
06
07
08

Сменила мужа за рулем.
04

Думала, поеду максимум 100. Не заметила, как на спидометре нарисовалось 120. Я б, собссно, и быстрее бы поехала, но не люблю нарушать. В общем, до границы, которая «Варшавский мост», мы доехали со свистом. Так же со свистом (40 минут на все) прошли обе границы – белорусскую и польскую. До отъезда некоторые товарищи нам советовали погранпереход Домачево, который находится в сорока километрах от Варшавского моста. Но мы почему-то решили туда не ехать. И, как показала практика обратного перегона, сделали совершенно правильно.
02
09

Польша нас убила наповал своими дорогами и водителями.
Дороги – у нас в Волоколамской области лучше, чесслово. Мало того, что польские дороги все однополосные (где-то под Жешувом 20 км двухполосного «автобана»), так они в половине случаев еще и разбитые. В половине из половины – ОЧЕНЬ разбитые. Идут они практически все через населенные пункты (иногда через лес, ага). Так что ритм движения 50-40-70-90-50 очень сильно достает.
Ну, и ко всему, в Польше нас догнал снегопад. 🙂
Мы доехали до Люблина, посмотрели, что время еще совсем детское – 15.30 по-местному (вот за что люблю Европу – въезжаешь туда, и тебе сразу дарят 2 часа времени 🙂 ), и решили проехать еще сотню-другую километров, а там уже кинуть кости. Увидели МакДоналдс (господи, благослови его создателя), зашли, купили кофе, нашли на букинге отельчик в городе Жешув. И поехали. Ну, а что, подумали мы, всего-то 168 километров! 🙂
10

Но, как я уже писала, во-первых, дороги, во-вторых, снегопад, а в-третьих – водятлы. 🙂
Водятлы в Польше делятся на две категории – гномики и дирижеры. Гномики едут 30, сбиваются в паровозики, и такими вот стайками перемещаются по однополосным разбитым польским дорогам. Потому что темно и стра-а-ашно по одиночке-то! Дирижеры же едут 150, объезжают паровозики, и километров через 20 уже лежат в кювете. Потому что снег, темно и хреновые дороги.
Ехали мы вместо обещанных 2.30 все 4 часа. Потому что тоже встали в паровозик. 🙂 Спасало от скуки то, что мы приехали как раз после Рождества, и вся Польша была в наряженных елках и в гирляндах. Это реально очень красиво – едешь сквозь метель, а слева и справа сияют украшенные елки. А в домиках у парадного окна тоже стоит елка, и переливается. А еще на участках, конечно же, фигурки всякие, тоже светятся.
В общем, в Жешуве мы были в 8 вечера. Выпили пива, доели последний взятый из дома бутер с мясом, отметились на фейсе и легли спать.
Утром нас внезапно ожидал роскошный завтрак. 🙂
11

В 10 утра выехали дальше по маршруту.
12

Добили оставшиеся 96 километров польского бездорожья…
13
14
15
16
17
18

… и в районе 12 дня въехали в Словакию.
19

А в Словакии же есть платные дороги. И чтоб по ним ехать, нужно купить виньетку. Ну, мы такие законопослушные, въехали, остановились на заправке, пошли покупать виньетку. А у них нету. А там где есть – все никак не приходил человек.
И тут мы совершили роковую ошибку. Не прям уж РОКОВУЮ, но часа 1,5 мы на ней точно потеряли. 🙂 Мы проложили маршрут по бесплатной дороге. Ну и пусть, что через горы, чо там те горы в Словакии! Не Эверест же, в конце концов!
21

В общем, ехали мы по Словакии примерно с той же скоростью, что и по Польше. С той разницей, что асфальт получше, да и день был – все видно хорошо. А дорога через горы нам даже понравилась – живописненько! И тоже все прям заснежено! Да и водители в Словакии не в пример польским – не гоняют, уступают и 150 не ездят. Ну, видимо, потому что там 150 просто негде ехать, честно говоря. 🙂 В общем, Словакии зачет!
20
22

В Венгрии были около 3 дня.
24

Ошибок больше совершать не стали, и сразу оплатили проезд по платной дороге. 🙂 В общем, дорога того стоила – отличный двухполосный автобан, разрешенная скорость – 130. Мы где-то 140-150 и летели. 🙂 Ну, грех был не лететь – во-первых, сухо, во-вторых, солнечно, в-третьих, нас обгоняли со свистом венгерские джигиты. Да еще и в жопу светили – дескать, ты чо тут, русо туристо, тут не принято 150 ездить, тут как минимум 170 надо. 🙂
Через час стемнело.
25

Где-то на каком-то повороте, съехав уже с автобана, мы, естессно, заблудились. Потому что у нашего навигатора карты старые, и вот этой развязки у него нет. Привстали скромненько на обочине. А рядом девушка стоит. Вся такая красота ненаглядная. Юбочка до ушей, колготочки плетеные, сапожки от булочек начинаются.  В общем, проститутка венгерская. Хотели у нее дорогу спросить, да подумали – еще не так поймет, решит, что мы ее нанимаем. Ой, т.е. снимаем. 🙂 В общем, сами выкрутились. Не первый раз. 🙂
В темноте домчались до очередной границы. Венгерскую на выход прошли вообще за 5 минут, по-моему. И сербскую на въезд — еще за пять. 🙂 А дальше – родная Сербия, двухполосное шоссе, сто на спидометре, и в 9 вечера мы уже были дома. 🙂
А дома нас ждала замечательная елочка и куча икебан, которые не менее замечательная Света приготовила к нашему приезду. 🙂
26
27

Отдых в Сербии. Часть вторая. Путешествие на машине и не только.

Путешествовать с ребенком на автомобиле всегда трудно, даже если ребенок хорошо переносит дорогу. Наше путешествие на машине стало

незапланированной частью отдыха в Сербии, позволившее насладиться красотами этой страны, ближе познакомиться с жизнью ее людей и посетить незабываемые места.

Но обо всем по порядку. После того, как мы с мужем однажды посетили Белград и решили непременно туда вернуться, идея о повторном отдыхе в Сербии была отложена до лучших времен: работа, домашние хлопоты, вечный цейтнот… Когда же наступил сезон летних отпусков, мы решили отправиться в Черногорию, к берегам Адриатического моря. Поскольку мы уже бывали в этой стране и знали, что ни виза, ни ваучер не потребуются, решили обойтись без посреднических услуг и отправиться в путешествие самостоятельно – так сказать, «дикарями». Да вот проблема: выяснилось, что все авиабилеты давным-давно раскуплены. А туристические компании перепродавали их с безумными накрутками. И вот тогда-то мы вспомнили про Белград. Конечно! Полетим через Сербию! А заодно проведем в этой полюбившейся нам балканской стране еще несколько дней.

Итак, мы взяли билеты от Москвы до Белграда и обратно. Взрослый билет стоил меньше трехсот евро, что было в полтора раза дешевле цены, по которой можно было улететь из России в Черногорию. О пересадке мы не переживали, поскольку уже были в белградском аэропорту Никола Тесла и знали, что он компактный и удобный. В Интернете мы нашли сайт железнодорожного вокзала Белграда и выяснили, что стоимость купе для троих пассажиров (один из которых – пятилетний ребенок) будет около ста евро. Таким образом, вопрос о том, как добраться из столицы Сербии до моря был решен: поедем на поезде (о путешествии на машине на тот момент не было и речи).

О месте для ночлега на этот раз мы позаботились заранее. Правда, ночевать в гостинице не хотелось: путешествуя с ребенком мне всегда хочется иметь возможность готовить самой, ведь никогда не известно, придется ли по вкусу моей принцессе ресторанная еда. И мы решили снять на несколько дней квартиру. Найти соответствующий сайт оказалось не сложно. На этот раз мы остановили свой выбор на районе Вождовац. С одной стороны, он расположен недалеко от центра города, с другой – в стороне от туристических маршрутов. Таким образом, было достаточно удобно попасть к музеям, зоопарку и прочим местам, которые мы планировали посетить, и в то же время место обещало быть тихим. Мы выбрали двухкомнатную квартиру с террасой. Цена проживания нас вполне устраивала: сорок евро в сутки (что вдвое дешевле средней цены за двухместный номер).

Программу отдыха в Сербии мы спланировали заранее во многом ориентируясь на потребности ребенка. Не удивительно, что первым местом, которое мы посетили, стал детский городок Пазлоград, расположенный

буквально в нескольких минутах ходьбы от нашего дома. На первый взгляд – ничего особенного: горки, качели, лесенки. Но есть один важный момент: безопасность. Все детали конструкций прекрасно подогнаны одна к другой, нет никаких острых углов, а под ногами – пружинящее покрытие. Дочь была в восторге. Вход на эту игровую площадку был бесплатным.

Разумеется, не обошлось без посещения уже знакомого нам зоопарка и этнографического музея. Расширить культурную составляющую отдыха в Сербии мы решили за счет посещения музея Николы Тесла – известного изобретателя, которым сербы по праву гордятся. Даже если вы не любите посещать музеи, посвященные одному-единственному деятелю, уверяю вас: в данном случае стоит сделать исключение. Более тысячи экспонатов, среди которых – действующие модели изобретений Теслы, который, как известно, смело экспериментировал с электричеством. Каждый час в музее начинается новая экскурсия для посетителей с демонстрацией различных устройств и просмотром фильма (экскурсия по вашему выбору может быть на сербском или на английском). Никогда не забуду восторженных глаз дочери, когда она смотрела на молнии электрических разрядов, вспыхивавших под потолком музея. Экскурсия произвела на девочку столь сильное впечатление, что она несколько после нее дней рисовала Николу Теслу (с характерными усами и прической на прямой прибор) в окружении различных устройств. Кстати, дети посещают музей бесплатно, а цена взрослого билета около четырех евро.

Что касается питания, то помимо еды собственного приготовления, мы продолжали знакомиться с местной кухней. В соседнем ресторанчике «Зетский дом» мы пополнили список понравившихся блюд балканской кухни мучкалицей (свинина с паприкой в густом соусе) и телечьей чорбой (сытный суп из телятины). А через дорогу от нас располагалась пекара (круглосуточная пекарня, которых в Сербии по две-три штуки на квартал).

Сербская выпечка достойна того, чтобы сказать о ней несколько слов. В каждом уважающем себя кафе (вплоть до уличных забегаловок) вам подадут хлеб своего приготовления. Есть вчерашний хлеб не принято. Более того: даже утренние булки вечером продавцы не советуют покупать, предлагая только что вынутую из печей продукцию. По утрам у пекар выстраиваются очереди: создается впечатление, что сербы не завтракают дома, предпочитая купить слойку или булочку у знакомого пекаря, чтобы потом с удовольствием съесть ее с кофе, придя на работу. Запах кофе по утрам распространяется буквально по всему Белграду. Стоит выпечка сущие копейки (точнее, динары). Например, четверть бурека (большого слоеного пирога с мягким сыром или мясом) стоит меньше евро, а съесть такой кусок ох как не просто.

Мы пробыли в Белграде три дня, после чего настало время переместиться к морю. Билеты на поезд Белград-Бар мы купили на вокзале в первый же день, чтобы не рисковать. И вот тут-то настало первое разочарование во время нашего отдыха в Сербии, вызванное знакомством с местной железной дорогой.

Во-первых, что-то понять в местных железнодорожных билетах рядовому пассажиру просто невозможно. Вместо того, чтобы просто указать номер вагона и места, сербы пишут огромное количество каких-то странных цифр, букв и шифров, разобраться в которых может только специалист. Так что если вам придется путешествовать здесь поездом (что я, лично, советую только любителям экстрима), сразу же, попав на платформу, ищите проводника, который растолкует вам эту абракадабру.

Во-вторых, выпущены эти поезда были еще при царе Горохе. О том, что такое биотуалеты в вагонах, несчастные сербы не знают. Не говоря уже об отсутствии вагона ресторана и даже бесплатного кипятка.

В-третьих, поезда из Сербии в Черногорию отправляются вечером и приходят утром. А, значит, в течение ночи вас дважды разбудят пограничники – сначала сербские, потом черногорские.

В-четвертых (и это для меня было самым неприятным моментом), в сербских поездах курят. Не в тамбурах, не в туалетах – а именно в поездах. Сербию вообще называют раем для курильщиков, они редко расстаются с сигаретами. Так что выйдя из купе, вы оказываетесь в прокуренном коридоре.

Впрочем, было у этой поездки и одно несомненное достоинство: пейзажи за окном, от которых дух захватывает. Проснувшись утром, вы обнаруживаете, что мчитесь на высоте нескольких сот метров, поскольку железная дорога проложена высоко в горах. Тоннели сменяют друг друга, а где-то внизу, далеко-далеко тонкими ниточками вьются автомобильные дороги и горные реки. Зрелище запоминающееся. И все же, насладившись им раз мы твердо решили: обратно на поезде не поедем ни за какие коврижки.

Подробно рассказывать о чудесном отдыхе в Черногории я сейчас не буду, потому что это – отдельная тема, достойная подробного и обстоятельного описания (об этом – позже в отдельной статье). Итак, мы задумались об обратной дороге. Стоял выбор: самолет до Белграда или поезд. Самолет, конечно, проще и быстрее. Но перспектива проехать на автомобиле через две страны казалась такой заманчивой, что мы решили махнуть рукой и на простоту, и на быстроту. Когда еще такой шанс представится?

Взять в аренду машину в Черногории было не сложно. Пункты rent-a-car можно найти буквально на каждом углу. Но ведь надо было не только доехать до Белграда, а еще и вернуть автомобиль. И в этом была проблема. Другая проблема заключалась в специфике местных дорог. Нет, дело не в качестве покрытия (оно-то, как раз отменное). А в том, что предстоящая нам дорога более чем наполовину состояла из сплошный серпантинов, а вести автомобиль по трассе, где справа обрыв, а слева скала с непривычки очень сложно.

К счастью, управляющий виллой, на которой мы жили, Станко вызвался нам помочь и предложил отвезти нас в Белград на своей машине за 150 евро. Такая цена за автомобильное путешествие из Черногории в Сербию (а путь составлял около 500 км) показалась нам привлекательной, и мы с радостью согласились.

Мы планировали провести в пути не меньше десяти часов, поскольку предполагали частые остановки, поэтому выехали утром, можно сказать, на рассвете. Дочь, в принципе, неплохо переносит автомобильные путешествия. Но ведь дорога дороге рознь. И когда дело идет о серпантине, надо быть готовым к неожиданностям. Я заранее запаслась кучей книг и игрушек, которые могли бы отвлечь ребенка в пути. Захватила раскраски, тетради для рисования и фломастеры. А кроме того, составила список игр, в которые можно играть в автомобиле. Кстати, для этой цели пойдут даже «мячиковые» игры: например, «съедобное — несъедобное» или «я знаю пять имен». Достаточно заменить бросание мяча на хлопок. Кроме того, я захватила бутяль негазированной воды, веер и гигиенический пакет (который, к счастью, не пригодился).

Скажу сразу: это путешествие на автомобиле стало самым ярким впечатлением от отдыха в Сербии и Черногории. Начав свой путь по трассе,

ведущей вдоль моря, мы наблюдали за тем, как солнце поднимается над горами, освещая остров Свети Стефан и прилегающие курортные поселения. Но вскоре мы свернули на северо-восток, оставив море позади, и стали подниматься все выше и выше в горы. Удивительно, как начал меняться пейзаж. Если на побережье близость осени совсем не чувствовалась, то в горах то и дело мелькали желтые листья деревьев. Да и температура воздуха «за бортом» была значительно ниже, так что на остановках нам приходилось набрасывать ветровки.

Первую паузу в пути для того, чтобы размяться и выпить кофе, мы сделали в черногорский столице – Подгорице, откуда без остановок ехали целый час, пока не оказались у средневекового православного монастыря Морача, расположенного на уровне нескольких сотен метров над уровнем моря. Сказать, что монастырь красив – значит, ничего не сказать. Окруженный горами, он стоял на небольшом лугу в окружении стогами свежескошенного сена. Внешне простой и строгий, он тем не менее обладает богатым собранием икон и фресок. К туристам в монастыре относятся доброжелательно, по близости есть даже кэмпинг и кафе. Но мы не стали задерживаться, поскольку планировали позавтракать немного позже.

Замечу, что во время поездки мы по достоинству оценили мастерство нашего водителя. То, с какой легкостью Станко вел автомобиль по узкой дороге вдоль ущелья, вселяло в меня уважение, граничащее с восторгом.

Любуясь горными пейзажами (и напевая с дочкой песни из «Бременских музыкантов») мы добрались к месту нашей следующей остановки – городу Колашину, который от столицы Черногории отделяет чуть менее сотни километров. В принципе, по российским меркам, городок этот не то что маленький – а очень маленький, живут там всего несколько тысяч жителей. Так что пройти его вдоль и поперек не составило труда. Уютный центр с фонтанами, елями и офисами туристических фирм был окружен двухэтажными жилыми домами: традиционно белыми с красной черепицей. Но запомнились не столько виды улиц, сколько вид облака, проплывавшего через город: ведь Колашин расположен высоко в горах.

Из Колашина наш путь лежал к Биоградской горе, известному заповеднику. Расположен он чуть в стороне от трассы, но проехать мимо и не завернуть в этот уголок, уверяю вас, будет непростительной ошибкой. На въезде придется купить билет, но скромная плата в пару евро того стоит.

«Берегите!» — гласила надпись у въезда в заповедник. Оставив машину, мы пошли пешком и оказались в сказочном лесу. Огромные могучие буковые

деревья закрывали своими кронами небо. Над озером белела дымка, а в глубине можно было без труда рассмотреть резвящихся рыбешек. Но удивила не столько красота места, сколько звенящая тишина. Такой тишины, прерываемой лишь криками птиц и скрипом деревьев, мне не доводилось слышать никогда в жизни. Немногочисленные туристы невольно разговаривают шепотом, словно боясь потревожить этот волшебный островок природы.

Впрочем, здесь можно останавливаться даже на ночлег – если строго соблюдать установленный порядок, не мусорить и не кричать. А в местном кафе очень достойно кормят, в чем мы убедились, вкусно позавтракав на деревянной террасе с видом на озеро.

Что касается обеда, его мы планировали уже на территории Сербии, после пересечения границы. Кстати, само пересечение границы не представляло сложностей. Очередь была совсем не длинной (мы стояли не больше пятнадцати минут). Машину не обыскивали и вообще были с нами весьма приветливы. Единственная деталь: помимо паспорта черногорские пограничники могут потребовать у вас так называемый «белый картон» — вашу регистрацию иностранца по месту пребывания. Ее следует обязательно взять у владельца виллы или в гостинице. Или же получить самостоятельно в турбюро. В противном случае придется платить штраф в несколько сотен евро и терять время на границе. К счастью, у нас документы были в полном порядке и мы без хлопот оказались на сербской стороне.

Первым сербским городом по ходу следования стал Приеполье, но наш путь лежал дальше — в сторону Златибора, известного сербского курорта, где мы планировали сделать следующую остановку. По мере того, как мы приближались к центральной Сербии, пейзаж за окном менялся. Отвесные скалы и ущелья начали сменяться лесистыми холмами, среди которых то тут, то там располагались деревушки.

Остановка в Златиборе длилась не больше полутора часов, но мы сумели составить о нем весьма исчерпывающее представление. Чистенький, как с картинки городок, запомнился удивительно ровными улицами: сплошь кафе,

рестораны, виллы и магазинчики. В базарных рядах торговали не столько снедью, сколько сувенирами: вязаными жилетами и кофтами из овечьей шерсти (цены, кстати, весьма доступные – от 15 евро), деревянными поделками, домашним вином и медом. Улицы были довольно многолюдны, что удивило нас: ведь Златибор, расположенный в холмистой местности, является горнолыжным курортом, и в августе по нашим представлениям должен был пустовать. Но, как оказалось, сербы любят приезжать сюда круглый год.

Пообедав в местном ресторане (стоимость обеда была сравнима с белградскими ценами – не более 15 евро на человека), мы отправились дальше. Оставшийся до столицы Сербии путь мы проделали без остановок. Города Ужице и Чачак, располагавшиеся по ходу нашего движения, мы рассматривали исключительно через окна автомобиля.

В Белграде мы остановились все на той же съемной квартире, в районе Вождовац, где нам предстояло провести две ночи перед отлетом в Россию. Несмотря на усталость после долгой дороги, следующий день мы провели вне дома, успев посетить два музея. Первый из них – дворец княгини Любицы – особенно понравился дочери. Сохранившаяся старинная обстановка (резные кресла, напольные часы, изящный столовый фарфор) прочно завладели ее воображением. Второй музей, посвященный культуре африканских стран, не относится к числу самых известных. Как нам объяснили, один из сербских политиков, работавший послом на черном контитенте, собрал там богатую коллекцию произведений народного творчества и подарил ее городу. Музей любопытный, хотя, конечно, не относится к категории «маст си» в Белграде. Стоимость входных билетов не превышает средних по городу трех-четырех евро на человека.

В Россию мы улетали счастливые и полные впечатлений от отдыха в Сербии и Черногории. Несмотря на то, что жизнь вносила свои коррективы в первоначальный план поездки, в конечном итоге мы остались очень довольны результатом.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт sun-hands.ru обязательна!

С уважением, Светлана Иванова.