Что нужно знать об управлении мотоциклом — Мотоциклы | Гонки на мотоциклах
Мотоциклы являются одними из наиболее универсальных транспортных средств. Их использование будет актуальным как для жителей больших городов, которые пытаются избежать пробок, так и для людей, что проживают в небольших поселках. Существует достаточно много преимуществ подобных устройств. Прежде всего, тут выгодно выделяется маневренность, неплохая скорость езды, достаточно низкая стоимость содержания, а также упрощение бюрократической волокиты с разрешительной документацией.
Многие также считают, что одним из несомненных плюсов является простота управления таким транспортным средством. В то же время, подобное утверждение является принципиально ошибочным. Даже больше, если несерьезно относиться к езде на мотоцикле, то можно попасть в различные непредвиденные ситуации на дороге, которые чреваты угрозой для жизни и здоровья водителя, а также посторонних лиц.
Кроме того, некоторые думают, что научиться ездить на мотоцикле можно, посетив пару занятий в специализированной школе вождения. Но для большинства людей этого недостаточно – ведь на дороге нужно не только знать все в теории, но и чувствовать ритм движения, уметь правильно реагировать в любой ситуации, а также уверенно принимать различные решения. О том, как управлять мотоциклом, мы и поговорим сейчас.
Выбираем подходящую модель
Прежде чем задаваться вопросом о том, как водить мотоцикл, необходимо разобраться с тем, какое же транспортное средство вам больше всего подойдет. Не стоит недооценивать данный пункт, ведь во многом процесс управления зависит от определенной разновидности двухколесного железного коня.
Сейчас рынок переполнен различными устройствами такого типа. При этом есть несколько нюансов, на которые следует обращать внимание:
- забудьте о мощных моделях. По крайней мере, на некоторое время, пока вы не научитесь хорошо ездить;
- делайте выбор обдуманно – не стоит покупать мотоцикл только потому, что его внешний вид вас поразил;
- выбирайте исключительно исправную технику. Во-первых, так вам не придется постоянно ремонтировать ее, во-вторых, – надежный механизм часто позволит избежать различных непредвиденных ситуаций на дороге;
- попросите о помощи более опытного товарища. Он посоветует вам, к каким моделям стоит присмотреться, а каких байков лучше избегать;
- не транспортируйте новое транспортное средство самостоятельно – для начала стоит попробовать поездить по безлюдным местам;
- до того, как сесть за руль, обзаведитесь защитной амуницией.
Это лишь самые основные рекомендации. Но, придерживаясь их, вы сможете избежать множества непредвиденных ситуаций.
Видеообучение как управлять мотоциклом:
Изучаем транспортное средство
Итак, вы стали счастливым обладателем байка. Теперь вас интересует вопрос о том, как научиться ездить на мотоцикле. Для начала следует ознакомиться со своим железным конем. Не спешите сразу же «оседлать» его, прежде всего, нужно изучить конструктивные особенности модели. Найдите тормоз, газ, сцепление, попробуйте их в действии до того, как завести мотор.
Спешка в таком деле лишь навредит. Даже опытные водители могут некомфортно чувствовать себя за рулем нового байка, в случае же новичков, почти 90 процентов первых поездок заканчиваются падениями. Это еще раз говорит о том, что не стоит спешить. Если вы не знаете, как правильно ездить на мотоцикле, следует избегать высоких скоростей, ведь это может кончиться плачевно.
Просим друга о помощи
Если у вас есть товарищ, который хорошо знает, как ездить на мотоцикле, – это просто идеальный вариант. Он и покажет, и расскажет, и поможет. С другой стороны, если такой друг отсутствует, все равно стоит позвать кого-либо на первый тест драйв. Как уже говорилось, большинство поездок оканчивается на земле, и хорошо, если все обойдется небольшим ушибом. Но если травмы будут более серьезными, важно, чтобы вам могли оказать первую медицинскую помощь, вызвали скорую. Наконец, будет кому помочь дотащить транспортное средство до гаража.
Водим свой байк
Да, теория вождения мотоцикла – это хорошо. Но, в то же время, никакие уроки не научат правильно ездить. Для начала стоит максимально подробно ознакомиться со своим транспортным средством. Но садиться за руль пока рано, сперва необходимо прочувствовать массу и центр тяжести устройства. Для этого просто берем, и водим наш байк (именно водим, так что сам владелец идет рядом со своим железным конем).
Сначала снимаем байк с подножки, берем его за руль, немножко наклоняем на себя и толкаем. Когда научимся идти вперед, начинаем путешествие против часовой стрелки. Усложнить задачу можно, пройдя круг по часовой – мотоцикл будет вываливаться из рук, так что придется прилагать дополнительные усилия.
Такие упражнения очень полезны, поскольку мышцы привыкают к тому, как правильно балансировать мотоциклом. Кроме того, это позволит понять, как проводить торможение на рефлекторном уровне (особенно, если вы тренируетесь на местности с небольшими горками).
Учимся ставить мотоцикл на подножку
Это не так легко, как может показаться. И проблема тут точно та же, что и раньше – центр тяжести. Важно чувствовать баланс, иначе у вас ничего не получится. Перед тем, как установить подножку, лучше немного наклонить байк на себя. Заваливайте устройство несильно, иначе есть возможно не удержать его. Если же механизм отклонится в противоположную сторону, удержать его будет еще сложнее. А ведь не хочется, чтобы новый мотоцикл падал.
Садимся на байк
Для многих людей, которые хотят узнать о том, как научиться ездить на мотоцикле с нуля, это – один из самых трогательных моментов. Тем не менее, не стоит спешить заводить мотор. Для начала находим небольшую площадку с уклоном. Попробуйте несколько раз скатиться, не запуская силовой агрегат. Учитесь держать равновесие, без этого никак.
Запускаем мотор
Итак, вы наконец готовы к тому, чтобы запустить двигатель. Прежде всего, стоит это делать в безлюдном месте – так вероятность непредвиденных ситуаций существенно уменьшится. Мы не будем останавливаться на технической стороне вопроса – у каждой модели есть свои особенности, так что говорить об этом нет никакого смысла. Подчеркнем лишь, что основы управления мотоциклом акцентируют на нескольких нюансах:
- приучите себя держать пальцы на тормозном рычаге. В случае непредвиденных событий это поможет сберечь долю секунды, но и ее часто достаточно, чтобы сохранить себе жизнь;
- старайтесь держаться ближе к левой полосе. На этом участке дороги, как правило, сцепление будет несколько лучше, поскольку на среднюю часть полосы капает масло из поддонов транспортных средств. Разница несущественная, но и это может повлиять на конечный результат;
- никогда не забывайте об экипировке. И это касается не только шлема. Наличие защитной куртки из прочных материалов, качественных брюк, налокотников, а также наколенников – это не позерство, это – реальный способ уберечь себя от травм.
Чего следует избегать
Если почитать пособники о вождении мотоцикла для начинающих, то каждый из них остановится на том, что на дороге нельзя терять бдительность. Все участники дорожного движения подвержены опасности, но именно с байкерами случается больше всего непредвиденных ситуаций. У автомобилистов есть многотонная броня, у мотоциклистов же лишь простой шлем. В результате, важно постоянно следить за ситуаций на дороге, старайтесь избегать агрессивных водителей и, тем более, не пытайтесь обогнать их. Продумывайте каждый маневр, смотри за качеством дорожного покрытия – любая кочка может привести к изменению движения. Также принимайте во внимание вероятные маневры автомобилистов – это позволит избежать столкновений.
Наконец, обсуждая вопрос: «Как водить мотоцикл для начинающих?», следует остановиться на паре важных нюансов:
- не сидите за рулем усталым. О важности своевременной реакции мотоциклиста мы уже говорили. Тем не менее, человеку свойственно уставать, что приводит к снижению его активности. Но расслабляться во время езды – недопустимо. Не следует также прибегать к медикаментозным препаратам, чтобы взбодриться. Действие средств, содержащих кофеин, оканчивается внезапно, что может вызвать сильную сонливость;
- держите дистанцию. С одной стороны, важно, чтобы вы находились на безопасном расстоянии от автомобилистов. В то же время, важно, чтобы другие участники дорожного движения вас видели. Избегайте мертвых зон автомобилей. Более простыми словами, если вы видите лицо водителя, то и вы находитесь в его поле зрения;
- забудьте о скоростной езде. Основная причина смертности мотоциклистов – чрезмерная скорость передвижения. Естественно, хочется выжать ручку акселератора до упора. Но это искушение стоит перебороть в себе. Во-первых, новичку и так трудно ездить на оживленных участках дороги и трассах, во-вторых, – отечественное дорожное покрытие не рассчитано на сильные ускорения, а на скорости любая неровность может привести к потере устойчивости.
Небольшой итог
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что мотоциклы являются многофункциональными и удобными транспортными средствами. Тем не менее, не стоит думать, что управлять ими очень легко и просто.
Необходимо правильно и ответственно отнестись к процессу обучения езды на байке
Выехав же на дорогу, важно постоянно следить за всем вокруг, а также постоянно помнить, что мотоциклисты находятся в зоне повышенного риска.
Соблюдая ряд простых правил, вы сможете в скором времени улучшить свои навыки, а также избежите различных непредвиденных ситуаций на дороге.
Видеосоветы как ездить на мотоцикле:
Игры · Вождение · Мотоциклы · Играть онлайн бесплатно
Многопользовательские онлайн игры
Надоело играть против компьютера? Играйте с живыми людьми — играйте в MMO-игры!
- Forge of Empires Стратегии
- World of Tanks Экшен
- Игра престолов Стратегии
- Элвенар Стратегии
- Тотал Батл Стратегии
- Рыцарь дракона 2 RPG
- Моя маленькая ферма Стратегии
- Викинги: Битва кланов Стратегии
- Шторм Онлайн aRPG
- Вар Тандер Экшен
- World of Warships Экшен
- Рейл Нейшн Стратегии
- Мой солнечный курорт Стратегии
- Rise of Angels RPG
Показать все игры
Теория вождения мотоциклом | Мото-мануалы и инструкции
Вы собираетесь научиться ездить на мотоцикле? Для этого вы пошли в автошколу, чтобы получить первоначальные навыки и изучить правила дорожного движения, для получения водительских прав категории «А» или «А1»? Но по каким-то причинам вам нужны дополнительные знания и простые объяснения, которые помогут вам легко научиться водить мотоцикл? Наше интернет-издание предлагает вам небольшое руководство «Шаг за шагом», с помощью которого любой желающий сможет понять, как быстро научиться управлять мототехникой.
Мотоцикл также как и автомобиль притягивает к себе большое внимание. Многие бы мечтали овладеть им, но ошибочно полагают, что водить мототехнику сложно и опасно. На самом деле, это достаточно просто, и соблюдая все меры предосторожности и правила дорожного движения, мотоцикл становится не опаснее автомобиля.
Тем не менее, все-таки мотоцикл все равно считается транспортным средством с повышенным риском попасть в аварию. Но, несмотря на это, наши советы помогут вам сделать процесс обучения и получения первоначального опыта вождения мототехникой более приятным и комфортным.
Оглавление:
- Шаг 1: Основа
- Шаг 2: Ваша безопасность
- Шаг 3: Посадка
- Шаг 4: Выучите средства управления: Газа / Тормоза
- Шаг 5: Как управлять сцеплением
- Шаг 6: Переключение передач на мотоцикле
- Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла
- Шаг 8: Прогрев двигателя мотоцикла
- Шаг 9: Перед началом движения не забудьте убрать подножку
- Шаг 10: Начало движения
Шаг 1: Основа
Предположим, что вы уже знаете какой вам тип мотоцикла больше по душе, и вы уже получили первые несколько уроков вождения байком. Независимо от этапа вашего обучения, помните, что вы всегда должны одевать защитное снаряжение. Кроме того, садясь за руль мототехники, вы должны знать, что техника, которой вы доверяете свою жизнь, находится полностью в исправном состоянии.
Именно поэтому любой владелец мототехники обязан периодически проводить технический осмотр и плановое техническое обслуживание мотоцикла, чтобы во время выявить все возможные неисправности.
Шаг 2: Ваша безопасность
Садясь за руль любой мототехники, вы должны помнить, что за рулем вы не защищены ни чем, в случае аварии. Поэтому вы должны максимально быть защищены различным снаряжением, которое поможет вам выжить в случае ДТП.
Вы должны быть максимально экипированы всем основным защитным снаряжением: перчатки, шлем, одежда, ботинки и т.п.
После того как вы одели на себя все, что необходимо для вашей безопасности, можно переходить к следующему шагу.
Шаг 3: Посадка
В зависимости от вашего роста и высоты мотоцикла, закидывать ногу через мотоцикл во время посадки может быть не очень удобно для многих новичков. Начинайте с левой стороны. Стабилизируйте свой баланс, встав на левую ногу, прислонившись к бензобаку и перенеся часть центра тяжести тела на руль.
Далее, подняв правую ногу, начинайте перекидывать ее через сиденье байка. Будьте осторожны и не поднимайте правую ногу слишком высоко, так вы можете потерять равновесие и упасть вместе с мотоциклом.
Шаг 4: Выучите средства управления: Газа / Тормоза
Правая рука за рулем мотоцикла отвечает за две важнейших функций в мотоцикле: ускорение и торможение. При скручивании правой ручки на себя (запястье движется в низ) вы добавляете двигателю крутящий момент (по аналогии с автомобилем — «нажимаете педаль газа»). Правда стоит отметить, что если вы новичок, то должно пройти определенное время чтобы привыкнуть к правой ручке газа. В первое время вы, возможно, будете делать перегазовку, не чувствуя должным уровнем дроссель (ручку газа).
Также правая рука помимо регулировки оборотов двигателя отвечает за торможение с помощью передних тормозов (на фотографии сверху вы можете видеть положение правой руки для торможения).
Потянув рычаг на себя, вы сможете снизить скорость мотоцикла или полностью остановится. Здесь также как и с набором оборотов мотора, требуется гладкость и аккуратность, чтобы не переборщить с интенсивностью торможения.
Помните, что если вы надавите на рычаг переднего тормоза или переборщите с силой нажатия, то мотоцикл может потерять сцепление с дорогой и пойти в занос.
Обратите внимание, что большинство современных мотоциклов теперь не требуют прилагать слишком большого усилия, чтобы нажимать рычаг тормоза. Поэтому во многих моделях можно применять двухпальцевый метод торможения на мотоцикле (на фото сверху). Тем не менее, на некоторой мототехнике по-прежнему, чтобы нажать передний тормоз, необходимо нажимать рычаг всеми свободными пальцами.
Правая нога, также отвечает за торможение задним тормозом (в нижней части фотографии сверху). Вам необходимо знать, что задние тормоза становятся менее эффективными, если вы пользуетесь передней тормозной системой. Все дело в том, что в момент торможения передним тормозом весь вес центр тяжести переходит в переднюю часть мотоцикла.
Задняя тормозная система очень полезна при определенных ситуациях. Например, очень удобно и безопасно пользоваться задним тормозом при маневрировании на маленькой скорости. Иногда задние тормоза намного эффективнее передних (на любой скорости) если вы управляете крейсерским мотоциклом, у которого весь основной вес приходится на задние колеса.
Передние же тормоза нужны, для того чтобы более эффективно остановить мотоцикл, когда как с помощью задних вы можете немного снизить скорость при необходимости.
Шаг 5: Как управлять сцеплением
Сцепление на мотоцикле и на другой мототехники находится на левой рукоятке. Большинство спортбайков требует только двух пальцев рук для нажатия рычага сцепления (в верхней части фотографии), когда как туристические, крейсерские и другие типы мотоциклов требуют, чтобы сцепление выжималось всей рукой.
Сцепление на мотоцикле, так же как и в автомобиле, необходимо, чтобы подключать или отключать двигатель от передачи. Нажимая рычаг сцепления, и включая к примеру, нейтральную скорость, вы отключаете двигатель от коробки передач, которая перестает передавать крутящий момент от мотора на заднее колесо. Далее, нажав сцепление и включив передачу, мы возвращаем передачу крутящего момента через трансмиссию на заднее колесо мотоцикла.
Шаг 6: Переключение передач на мотоцикле
Переключение передач на мотоцикле происходит по-другому в отличие от автомобилей. Несмотря на тот же принцип работы, переключение передач происходит с помощью ножного рычага, который передвигается левой ногой вверх или вниз. Вот список передач по порядку в большинстве мототехнике:
- — 6-я передача (есть не во всех мотоциклах)
- — 5-я передача
- — 4-я передача
- — 3-я передача
- — 2-я передача
- — НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- — 1-я передача
Подавляющее большинство мотоциклов и другой мототехники использует вышеуказанный порядок передач. Обычно его называют коротко так: «1-я передача — вниз, 5-я передача вверх». Так легче запомнить, куда нужно нажимать рычаг коробки передач для включения необходимой скорости.
Для того чтобы найти нейтральное положение левой ногой (в этом положение на заднее колесо перестает передаваться крутящий момент) может понадобиться некоторое время, чтобы привыкнуть все делать быстро на подсознательном уровне.
Стоит отметить, что некоторые модели мотоциклов позволяют автоматически включить нейтральное положение при нажатии рычага сцепления. Также на многой мототехнике при переключении передач на контрольной панели приборов высвечивается та скорость, которую вы включили.
В том числе, и при включении нейтрального положения на многих мотоциклах вы можете видеть перед собой, какая передача включена (нейтральная передача обозначается буквой «N» которая подсвечивается зеленым цветом).
Переключение передач происходит в следующем порядке:
- — Нажмите ручку сцепления (с помощью левой руки)
- — Включите необходимую передачу (с помощью левой ноги)
- — Плавно отпустите сцепление, поворачивая плавно ручку газа на себя (правое запястье вниз)
Помните, что на каждой скорости вы не должны разгоняться выше определенных значений. Чтобы легче понять, когда нужно включать другую скорость, вы должны научиться чувствовать работу двигателя. К примеру, если на определенной скорости мотор мотоцикла начинает надрываться, то нужно сразу сменить скорость. К тому же если вы двигаетесь не на трассе, то нет никаких причин раскручивать мотор до слишком больших оборотов.
Если на начальном этапе вам покажется сложным процесс переключения передач, при начале движения, не волнуйтесь. На самом деле этот процесс намного проще, чем кажется. Необходимо просто привыкнуть к порядку переключения передач.
Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла
Теперь, когда вы знакомы со всеми основными органами управления мототехникой, пришло время чтобы начать движение. Для этого сначала необходимо запустить двигатель мототехники. В наши дни практически большинство мотобайков оснащаются электрической системой пуска двигателя.
Помните, что если положение выключателя зажигания будет находиться в выключенном состоянии, то, повернув ключ зажигания, мотор не заведется.
Поэтому прежде чем запустить двигатель не забудьте нажать кнопку «Включить» (на фото). Такой выключатель на многих мотоциклах находится с правой стороны. Его легко нажимать большим пальцем правой руки.
Теперь поверните ключ в положение «Зажигание», как показано на фотографии в нижней части. Обычно чтобы повернуть ключ в положение «Зажигание» необходимо повернуть его в правую сторону. Большинство современных мотоциклов после этого начнут проводить самопроверку, для того чтобы убедиться, что все датчики функционируют.
Если во время самопроверки вы увидите что стрелки спидометра и тахометра поднялись и потом опустились до нуля, не переживайте это нормально.
Когда самопроверка завершена, убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении (на панели приборов горит зеленым цветом N).
Затем большим пальцем правой руки необходимо нажать на кнопку запуска, которая, как правило, располагается ниже выключателя зажигания и обозначается логотипом из молнии и круговой стрелкой.
Многая мототехника потребует от вас отпустить сцепление, чтобы запустить мотор. Это сделано в качестве меры предосторожности, чтобы не допустить не контролированного движения мотоцикла, в случае, если водитель забыл поставить мотоцикл в нейтральное положение.
Далее нажав кнопку запуска, мотор запуститься.
Некоторые карбюраторные мотоциклы, перед запуском мотора требуют, чтобы водитель нажал ручку газа, для того чтобы закачать топливо в цилиндры. Но большинство современных мотоциклов не требует использования ручки газа для запуска мотора.
После того как вы запустили мотоцикл необходимо немного подождать, прежде чем вы насладитесь поездкой на мотобайке и начнете постигать мир мотокультуры.
Шаг 8: Прогрев двигателя мотоцикла
Любой двигатель внутреннего сгорания достигает оптимальной производительности только после того, как полностью прогреется и достигнет рабочей температуры. Правда в автомобильном мире практика прогрева двигателя практически уходит в прошлое.
Большинство современных автомашин не требуют прогрева мотора, так как после запуска мотора дальнейшей работой управляют сложные компьютерные системы и электронные датчики. Однако мотоциклетные моторы по-прежнему требуют предварительного прогрева перед поездкой. Особенно если мотоцикл оснащен карбюратором. Если мототехника оснащена электронным впрыском топлива, то прогрев мотора требует гораздо меньше времени.
После того как вы запустили мотор, дайте ему поработать на холостом ходу как минимум от 45 секунд до нескольких минут. Избегайте больших оборотов мотора, поскольку при холодном силовом агрегате масло в нем не может быстро распределиться во всех движущихся частях.
Правда фактически время, необходимое для разогрева двигателя, будет меняться от разных факторов, начиная от температуры внешний среды и объема мотора и заканчивая мощности силовой установки и типа используемого масла.
Для того чтобы понять, когда температура двигателя достигла нормального значения для начала движения, используйте температурный датчик, который показывает вам температуру мотора.
Шаг 9: Перед началом движения не забудьте убрать подножку
Большинство современных мотоциклов имеют функцию безопасности, которая предотвращает движение на мотобайке с поднятым механизмом подножки. То есть если вы забыли убрать подножку после запуска мотора, электронная система автоматически выключить зажигание.
Если ваша мототехника не оборудована подобной техникой, то перед началом движения всегда проверяйте, по нескольку раз, убрали ли вы механизм подставки. Для того чтобы убрать механизм подставки достаточно сложить его левой ногой.
Шаг 10: Начало движения
После того как вы изучили шаги № 1-9, и все системы вашей техники находятся в исправном состоянии, все готово для начала движения. На этом шаге вы должны вспомнить функции ручки газа, как работает передний и задний тормоз, как работает ручка сцепления и ножной рычаг переключения передач, а также как нужно плавно отпускать ручку сцепления и одновременно поворачивать ручку газа.
Потяните рычаг сцепления на себя. Нажмите ножной рычаг переключения вниз, поставив коробку на первую скорость. Далее плавно и медленно отпустите педаль сцепления, и вы почувствуете, как мотоцикл начинает двигаться.
Небольшое выкручивание ручки газа (запястье вниз) поможет вам удержать мотоцикл от сваливания. Как только мотоцикл получит достаточный импульс движения, который не позволяет ему сваливаться на бок, поставьте обе ноги на подножки.
После того как вы тронулись и поставили ноги на подножки, можете принимать поздравления. Вы едите самостоятельно на мотобайке.
Большинство начинающих водителей мотоциклов сталкиваются с проблемами при поворотах во время движения. Точно также как и на велосипеде при движении больше 15 км/час для поворота в нужную сторону вам необходимо с силой нажать на ручку руля с той стороны, в которую вам нужно повернуть. При этом вы также должны наклониться в ту сторону, в которую хотите повернуть.
На самом деле теория, теорией, а практику никто не заменит. Поверьте управлять мотоциклом проще, чем описание самой техники вождения мототехникой. Поэтому когда вы находитесь за рулем мотоцикла вы должны доверять своим инстинктам. Вы должны научиться чувствовать транспортное средство.
Переключение передач, которое описано в шаге №6, требует определенной практики и привычки. Торможение и работа ручкой газа описана в шаге №4. Эти действия также требуют некоторую практику, которую вы быстро усвоите на площадке в автошколе.
Но главное для безопасного вождения не это. Основная задача в безопасности, это грамотное маневрирование и гладкость всех действий за рулем мототехники. Если вы новичок вы не должны стремиться к большой скорости. Все обучение должно быть постепенным и последовательным. Это позволит вам сохранять максимальную безопасность за рулем мотоцикла, а также позволит вам надежно закрепить полученные навыки в процессе обучения.
Наши хэштеги Вконтакте:
#МотоМануалыИнструкции
#МотоМануалыИнструкцииМотоУтро
#МотоМануалыИнструкцииМотоАнекдоты
#МотоМануалыИнструкцииМотоПодписчики
#МотоМануалыИнструкцииМотогонщики
#МотоМануалыИнструкцииМотоСпорт
#МотоМануалыИнструкцииМотоПриколы
#МотоМануалыИнструкцииМотопутешествие
#МотоМануалыИнструкцииМотоФест
#МотоМануалыИнструкцииМотоДень
#МотоМануалыИнструкцииМотоОпыт
#МотоМануалыИнструкцииМотоОпрос
#МотоМануалыИнструкцииМотоБезопасность
#МотоМануалыИнструкцииМотоЛитература
#МотоМануалыИнструкцииМотоОбзор
#МотоМануалыИнструкцииМотоФильмы
#МотоМануалыИнструкцииМотоВечер
Подписывайтесь на нашу группу в контакте «Мото-мануалы и инструкции», чтобы быть в курсе новостей.
Если Вам нужна техническая консультация по мотоциклу Жмите скорее
[kkstarratings]Статью прочитали: 4 291
Как ездить на мотоцикле? Как управлять мотоциклом?
Возможно, Вы уже знаете, в каком типе мотоцикла Вы заинтересованы и Вам хочется научиться управлять именно этим типом мотоцикла. Здесь мы можем Вас обрадовать — практически все эти типы одинаковы в управлении. А возможно, Вы уже приметили себе наиболее интересный аппарат для покупки. В любом случае, ниже Вы можете ознакомиться с основами о том, как управлять мотоциклом, и помните, что нет никакой замены практики — невозможно научить одной лишь статьёй ездить на мотоцикле — это как пытаться ребёнка ездить на велосипеде, рассказывая ему о физике движения на двух колёсах. Тем не менее, Вам необходимо уметь ездить хотя бы на велосипеде, чтобы научиться ездить на мотоцикле, а мы лишь можем отметить, что техника езды на мотоцикле очень похожа на езду на велосипеде, с теми лишь отличиями, что первый намного тяжелее, и потому чувствовать его это не только чувствовать собственную массу, а на поворотах необходимо прилагать гораздо больше телодвижений для наклона мотоцикла.
Кроме того, не важно, как хорошо Вы умеете управлять мотоциклом, если Вы пренебрегаете безопасностью — рано или поздно это всё равно может закончиться плачевно — помните об этом всегда, даже когда Вам покажется, что Вы стали настоящим профи! Кроме того, доверяя свою жизнь мотоциклу, Вам наверняка захочется убедиться, что он исправен и безопасен для езды.
Итак, как управлять мотоциклом? Давайте разберём этот вопрос шаг за шагом!
Не экономьте на экипировке
Падение на мотоцикле всегда больно, даже на стоянке на скорости менее 10 км/ч можно серьёзно себя покалечить. Убедитесь, что Вы защищены, нося столько защитного снаряжения, сколько только возможно, в том числе:
- перчатки,
- «панцирь» (корпусная одежда на торс),
- удобные (или специальные мотоциклетные) ботинки,
- шлем (он требуется по закону в нашей стране, и без него управлять мотоциклом Вы не имеете права).
Сядьте на мотоцикл и познакомьтесь с ним поближе
В зависимости от Вашего роста и высоты мотоцикла, закидывание ноги на него может быть довольно неудобным манёвром. Снимите мотоцикл с подножки, встаньте с левой стороны мотоцикла, если Вы правша (и наоборот для левшей), стабилизируйте свой баланс, опираясь руками на руль мотоцикла. Встаньте всем своим весом на левую ногу, поднимите правую ногу вверх и перекиньте её через байк. Будьте осторожны — не заденьте правой ногой мотоцикл, иначе Вы можете потерять баланс (аналогично подсечке ногой) и упасть вместе с мотоциклом. После того, как Вы оседлали байк, Вы можете отдохнуть на его сиденье и получить представление об эргономике мотоцикла. Это хорошее время, чтобы убедиться, что зеркала на нём регулируются. Ознакомиться с положением подножек и расположением выключателей сигналов поворотов, звукового сигнала и включения огней. Каждый мотоцикл в этом плане отличается, и Вам необходимо потратить время, чтобы ознакомиться на данном этапе — это намного безопаснее, чем делать это во время быстрой езды на нём.
Узнайте, как управлять газом и тормозом на мотоцикле
Правая рука, как правило, отвечает сразу за две ключевые функций в мотоцикле: ускорение и торможение. При повороте правой ручки руля на себя (когда запястье руки движется вниз), Вы открываете дроссель двигателя — ускоряете мотоцикл. Имейте в виду, что, как правило, Вы имеете дело с очень хорошим соотношением мощи к массе аппарата, так что будьте деликатным с этим элементом управления, поскольку внезапные увеличения оборотов двигателя могут привести к слишком резвой попытке ускорения, что, в свою очередь, приведёт к нестабильности мотоцикла или даже случайному отрыву переднего колеса за счёт резкого ускорения (привод у всех мотоциклом на заднем колесе).
Правая рука управляет также тормозом переднего колеса. Тяговой рычаг применяется к передним тормозам, и гладкость и аккуратность здесь имеет также решающее значение: Если Вы дёрните рычаг слишком сильно, то передние тормоза могут заблокироваться, в результате чего мотоцикл уйдёт в занос, что, скорее всего, приведёт к падению. Хотя, большинству байкеров достаточно двух пальцев для нажатия на рычаг тормоза (как видно на фото выше, и такая техника считается наиболее правильной), некоторым, особенно, представительницам прекрасного пола, требуется сила всей руки, чтобы обернуться вокруг рычага.
Правая нога отвечает за задний тормоз (на фото в нижней половине разделённого фото), но имейте в виду, что, когда передние тормоза находятся в использовании, задние становятся менее эффективными (так как вес мотоцикла во время торможения стремиться вперёд). Заднее торможение является более полезным во время снижения тяговых ситуаций и низкой скорости маневрирования, и, хотя задние тормоза иногда более эффективны на крейсерских типах мотоциклов (чопперах, туристических мотоциклах — потому что они несут бóльшую часть своего веса на задние колеса), передние тормоза, как правило — это наиболее эффективный способ, чтобы остановить мотоцикл.
Как управлять сцеплением на мотоцикле?
Рычаг сцепления аналогичен рычагу переднего тормоза, только находится впереди левой рукоятки руля мотоцикла. Большинство спортбайков требуют только двух пальцев для работы с этим рычагом (на фото выше), в то время как туристические, круизные и другие типы байков часто требуют всю руку, чтобы схватить рычаг (на нижней части фото).
Работа сцепления на мотоцикле отличается от принципа его работы на автомобиле. Подумайте о сцеплении как способе подключения и отключения двигателя от передач — как о нейтральной передаче. Когда Вы нажимаете на рычаг сцепления, Вы переводите мотоцикл в нейтральную передачу (даже если рычаг переключения находится на передаче). Когда Вы отпускаете сцепление, Вы позволяете двигателю вращать коробку передач и заднее колесо.
Однако, также как и в машине, сцепление на мотоцикле это не просто «On/Off» режимы — это, прежде всего, плавное отпускание рычага после его выжима. Вам потребуется немного практики, что приноровиться это делать.
Как переключать передачи на мото?
Мотоциклы и в плане переключения передач работают немного по-другому, чем автомобили. В то время, как КПП в них работает по тому же принципу, само переключение выполняется путём перемещения рычага переключения вверх или вниз левой ногой. Наиболее распространённый порядок расположения рычага переключения (прямо сверху вниз):
- 6-я передача (при наличии),
- 5-я передача
- 4-я передача
- 3-я передача
- 2-я передача
- нейтральная передача
- 1-я передача
Подавляющее большинство мотоциклов имеют именно такую схему движения рычага переключения, которая часто упоминается как «Одна к пяти» или «Одна вниз — Пять вверх». Поиск нейтральной передачи левой ногой займёт некоторое время, чтобы привыкнуть, и при нажатии на рычаг переключения вперёд и назад, Вы можете смотреть на зеленый индикатор «N» на панели приборов. Хотя, большинство мотоциклов могут переключаться и без использования сцепления, всё же это хорошая привычка — использовать сцепление каждый раз, когда Вы переключаетесь.
Само переключение передач должно проводиться в следующем порядке:
- Выключите сцепление (с помощью левой руки нажмите до конца рычаг сцепления).
- Переключите передачу левой ногой.
- Плавно отпустите сцепление.
Видите, как на автомобиле — и здесь также важно переключаться в нужных диапазонах оборотов двигателя.
Как завести мотоцикл?
Теперь, когда Вы знакомы с основными функциями мотоцикла, пришло время, чтобы завести его. В отличие от устоявшегося образа пинающего специальный рычаг парнишки, пытающегося таким образом завести старый «Юпитер» или «Минск», практически все современные мотоциклы заводятся с помощью стартера без необходимости заводить двигатель «с пинка». Байк не запустится, если выключатель находится в положении «выключено», поэтому переверните его вниз, прежде чем включить ключ (выключатель, как правило, представляет собой красный тумблер, который управляется большим пальцем правой руки, как показано на верхней половине фото). Теперь поверните ключ в положение «зажигание», которое, как правило, достигается путём поворота его вправо (по часовой стрелке, как показано на нижней половине фото). Большинство байков аналогично своим братьям старшим — автомобилям — будут выполнять самопроверку, чтобы удостовериться, что датчики находятся в рабочем состоянии. Когда самопроверка завершена, убедитесь, что мотоцикл находится на нейтральной передаче (дважды проверьте это, убедившись, что на панели приборов горит зелёный индикатор «N»).
Затем, используя большой палец правой руки нажмите на кнопку пуска, которая обычно располагается ниже выключателя и отмечена логотипом круговой стрелки, окружающей молнию. Многие байки потребуют от Вас выжать сцепление во время запуска двигателя — это просто мера предосторожности, чтобы предотвратить внезапный подрыв байка вперёд в том случае, если он находится на передаче.
Прогреваем двигатель мотоцикла
Любой двигатель внутреннего сгорания достигнет оптимальной производительности, когда он достаточно подогреется, но практика разогрева автомобильных двигателей в значительной степени устарела. Езда на мотоцикле, однако, требует от всадника убедиться, что двигатель будет производить предсказуемое количество мощности (непрогретый двигатель нестабилен, так как бензин в нём растекается неравномерно), когда это необходимо, поэтому прогрев двигателя мотоцикла по-прежнему является важной частью ритуала езды — особенно, когда мотоцикл карбюраторный, в отличие байком с впрыском топлива. После того, как двигатель завёлся, дайте ему поработать на холостом ходу от 45 секунд до нескольких минут.
Уберите подножку
Большинство современных мотоциклов будут автоматически глушиться, если Вы попытаетесь включить передачу, когда подножка по-прежнему опущена вниз. Если Ваш байк не оборудован этой функцией, убедитесь, что Вы убрали подножку — буквально одно лёгкое движение левой ноги позволяет подножке аккуратно уложиться под днище мотоцикла.
И, наконец, как управлять мотоциклом?
После того, как вы завершили все предыдущие шаги, все системы мотоцикла готовы к отправке Вас в путь. Это время, когда Вы должны будете вспомнить функции дросселя, тормозов, сцепления и переключения передач, и развивать взаимоотношения своих конечностей между ними. Опритесь на мотоцикле на правую ногу, потяните рычаг сцепления, нажмите рычаг переключения передач вниз на первую передачу, медленно отпустите рычаг сцепления и почувствуйте, как мотоцикл начал двигаться вперёд. Возможно, потребуется немного добавить газа, чтобы привести мотоцикл в движение. После того, как мотоцикл поехал, положите обе ноги на специальные подножки.
Поздравляем, Вы едете на мотоцикле! Большинство начинающих, боясь сразу же разогнаться, могут упасть — также, как на велосипеде, на мотоцикле тем сложнее им управлять, чем ниже его скорость, поэтому Вам будет необходимо его разогнать хотя бы до 15-20 км/ч. Далее, если Вы захотите повернуть направо, Вы должны будете немного наклониться вправо, поворачивая руль также направо. После того, как Вы попробуете это, Вы поймёте, что езда на мотоцикле ничуть не сложнее езды на велосипеде, разве что Вы будете чувствовать, что управлять приходится гораздо более тяжёлым агрегатом.
А вот переключение передач немного сложнее и требует практики — не всегда удаётся сразу достичь оптимальных скоростей и оборотов двигателя в соотношении к скорости переключения, но это, конечно же, дело времени.
Правила безопасной езды на мотоцикле
Vad
Если вы решили оседлать мотоцикл, всегда стоит помнить о безопасности — это может стоить вам жизни или повлечь тяжелые последствия.
Я катаюсь на мотоциклах с 1995 года, побывал в разных дорожных ситуациях и за это время сформулировал для себя некоторые правила, которых стараюсь жестко придерживаться и которыми хочу поделиться с вами.
Риск
Вне зависимости от опыта вождения, выезжая на дорогу я всегда понимаю и помню, что как бы я мастерски не водил, езда на мотоцикле смертельно опасна. Вы скажете, что на машине тоже можно разбиться. Это так, но я уверен, что на мотоцикле разбиться насмерть или остаться калекой больше шансов. Объясню почему я так считаю.
Во-первых езда на мотоцикле значительно динамичней, чем на машине. Ускорение и торможение происходит быстрее и чаще, шансы врезаться или быть сбитым повышаются.
Во-вторых водители машин просто не видят мотоциклистов в своих зеркалах, особенно весной, когда они еще не успели привыкнуть к мотоциклам и могут просто не заметить при перестроении.
В-третьих вы можете влететь в яму и не удержать мотоцикл, а учитывая, что у мотоцикла всего две точки опоры, то очень легко потерять равновесие.
И в-четвертых между вами и опасностью только лишь тонкий слой кожи вашей мотоэкипировки.
Трезвость ума
Каждый выезд из гаража у меня сопровождается напутствием самому себе: «Только не вы*бывайся, едь спокойно, едь спокооооойно». Это всегда помогает, когда адреналин бьет через край и хочется острых ощущений: открутить ручку газа на полную, поиграть в «шашки» между машин, пролететь в миллиметре от попутного или встречного транспорта.
Любой мотоцикл даже в самого забитого ботаника вселяет немного бунтарства и чувства, что ты паришь над законами физики и правилами дорожного движения и тебе за это ничего не будет. От соблюдения ПДД зависит до 90% безопасности, поэтому пренебрегать правилами движения: злостно нарушать скоростной режим, не обращать внимания на дорожные знаки и разметку, хулиганить в потоке бесконечно не удастся, однажды этому придет логический финал.
Держите себя в руках и не поддавайтесь на провокации погоняться с идиотами, особенно если вы водите мотоцикл недавно.
Экипировка и защита
О том, что защитная экипировка необходима, думаю, спорить бессмысленно. Хороший шлем, куртка с защитой спины, локтей и плеч должны быть. А еще не лишними будут штаны с наколенниками и мотоботы. Мотоботы или в крайнем случае дубовые армейские берцы очень важный момент. Видели на дороге мотоциклистов, обутых в кроссовки, кеды или мокасины? Так вот это первые кандидаты на то, что при падении они сточат пальцы ног об асфальт до костей или вывернут ступни в обратную сторону. Если вы катаетесь без защиты, то рано или поздно об этом пожалеете или вы или ваши родные.
Манера езды
От аварии не застрахован ни профи, ни уж тем более новичок. Самая опасная ошибка как у начинающих мотоциклистов, так и у бывалых — это чрезмерная уверенность в своем профессионализме и мастерстве. Статистика аварий на мотоциклах говорит о том, что чаще всего разбиваются молодые мотоциклисты 18-23 лет и дяденьки, которым 35-45 лет. Первые бьются по своей дури из-за неумения контролировать свои эмоции и из-за желания выпендриться — тут все понятно. А вот со вторыми интересней: в детстве у них был Минск/Восход/Иж/Ява или дедушка давал порулить на Урале. И сейчас, желая вспомнить молодость, они покупают себе литровый спортбайк или тяжелый чоппер в полной уверенности, что это то же самое. Но это совсем не то же самое. Это другие скорости, другие ускорения, другие массы, другое сцепление с дорогой и другая техника маневрирования. Удерживать мощный мотоцикл на скорости, правильно входить в повороты, чтоб не быть вынесеным центробежной силой в кювет и эффективно тормозить без заносов и юза с непривычки гораздо сложнее, чем на отечественной технике. Кроме того на современных мотоциклах скорость ощущается меньше.
Маневры
Лично я всегда сбавляю скорость на узких улицах, перед пешеходными переходами, перед светофорами и перекрестками, даже если мне горит зеленый или кажется, что никого нет. Всегда неожиданно на дорогу может выскочить человек, вывалиться пьяница, выбежать ребенок или вылететь молодой горячий джигит на тонированной девятине или папином порше. Всегда нужно быть готовым резко затормозить без ущерба для себя и окружающих. Также я не стартую на светофоре одновременно с включением мне зеленого, пока не удостоверюсь, что все, кому горел до этого разрешающий сигнал, закончили свой маневр.
Не стоит близко ехать за автомобилями, поддавшись соблазну уменьшить сопротивление воздуха и снизить расход топлива, держите дистанцию, позволяющую затормозить или объехать едущий впереди автомобиль, если вдруг он резко затормозит перед препятствием.
Также не нужно ехать за автомобилем посредине полосы, потому что автомобиль, не объезжая, может пропустить между колес дыру в асфальте, открытый люк или лежащий на дороге предмет. Двигаясь по средине полосы вы можете не успеть избежать встречи с этим препятствием.
Руль нужно держать крепко и особо не расслабляться — ямы на наших дорогах появляются внезапно.
Правильная колонна мотоциклов
Езда в колонне
В колонне есть свои правила безопасной и удобной езды. Мотоциклы едут в шахматном порядке: в одной полосе, слева и справа и правый край со сдвигом назад на полтора корпуса. Расстояние между мотоциклами с одной стороны 4 корпуса мотоцикла — это удобно и в случае экстренной ситуации позволит либо уйти в сторону, не врезавшись во впереди едущие мотоциклы, либо затормозить.
Необходимо следить, чтобы колонна не растягивалась и расстояние между мотоциклами не изменялось.
Обгон колонной других транспортных средств идентичен автомобильной колонне: все идут на обгон не беспрерывной змеей, а по очереди по одному.
Езда в пробке
Важным навыком в условиях города является умение бодро передвигаться по пробкам независимо от ширины мотоцикла. В плотном потоке медленно едущих или стоящих машин я максимально концентрирую свое внимание на впереди стоящих по обе стороны от меня автомобилях. Приходится улавливать малейшие движения машин перпендикулярно потоку, замедление или ускорение как потока, так и отдельных ездунов, любое даже незначительное движение баранками рулей, наблюдать в зеркалах машин взгляды водителей и по выражению лица понимать что водитель сейчас сделает. Скорость в плотно стоящей пробке выше 40-50 км/ч я стараюсь не превышать. Должна быть возможность экстренно затормозить, если кто-то решит резко перестроиться без включения поворотов или просто откроет дверь, чтобы плюнуть на асфальт. Кроме того необходимо включить дальний свет и если есть возможность, то ехать «волной», наклоняя мотоцикл из стороны в сторону, светя таким образом дальним светом в зеркала впереди стоящих машин. Пальцы рук всегда держите на сцеплении и переднем тормозе.
Не стоит выезжать на встречную полосу по понятным причинам. По разделительной полосе двигаться не рекомендую по причине того, что на ней всегда много песка, который резко снижает сцепление резины с асфальтом и летит в глаза, да и в принципе это нарушение ПДД карается серьезным наказанием.
Вот мой пример проезда по пробкам. Не очень правильный, но все же: горит дальний (можно увидеть по синей лампочке на приборной панели), стараюсь в широких местах ехать волной. Если внимательно присмотреться, то на 3:58 я еле вписался в проем, а все потому, что превышал разумную скорость в пробке. И вообще ехал очень опасно, тем более с пассажиром и рисковал налететь на внезапно открытую дверь. Так ездить не рекомендую.
Езда в дождь и весной
Езда в дождь неприятна и таит в себе некоторые опасности.
Во-первых падает видимость, потому что засирается визор шлема.
Во-вторых падение сцепления резины с асфальтом — мотоцикл становится менее устойчивым, особенно в поворотах.
В-третьих категорически не рекомендуется ездить по мокрой разметке, переезжать мокрые трамвайные пути или песок на асфальте с ускорением (под нагрузкой) — заднее колесо легко проскальзывает и вы начинаете уходить в занос или просто поскальзываетесь даже на маленькой скорости. И оглянуться не успеете, как разложитесь по асфальту. Лучше всего в этих местах сбросить газ и дать мотоциклу просто катиться по инерции либо с одинаковой небольшой скоростью.
В-четвертых в сильный дождь есть вероятность попасть в аквапланирование. Даже на машине это опасно, а на мотоцикле это почти гарантия того, что вы улетите, так что проезжайте лужи на малой скорости.
Весной (март-апрель) асфальт холодный и на нем еще лежат реагенты — сцепления резины с асфальтом просто никакого! Если уж выкатились на дорогу, едьте аккуратно. Нормально можно начинать ездить после первых хороших дождей, которые смоют с асфальта всю зимнюю скользкую химию. Но лучше заранее для себя определиться когда лучше открывать мотосезон в России.
Езда с пассажиром
Жизненно важно как для пассажира, так и для вас правильно проинструктировать пассажира, так называемого нажопника, особенно, если он никогда до этого на мотоциклах не ездил.
Во-первых пассажир может садиться на мотоцикл и слезать с него ТОЛЬКО после вашего разрешения, когда вы сидите на мотоцикле, мотоцикл в строго вертикальном положении, вы крепко держите руль и широко упираетесь ногами в землю. Почему нужно широко упереться ногами? Пассажир, особенно неопытный, часто забывает как правильно садиться на мотоцикл и сразу ставит одну ногу на подножку, в то время, как второй ногой отталкивается от земли, такой лихой ковбой. Соответственно с одной стороны мотоцикла резко возникает большой перевес и велика вероятность не удержать мототоцикл и завалить его на бок, придавив незадачливого пассажира и заодно свою ногу.
Во-вторых садиться на мотоцикл и слезать с него в большинстве случаев удобней слева. Это обусловлено физиологией (большинство людей правши) и конструкцией, особенно у круизеров и чопперов, у которых выхлопные трубы расположены справа. Если на мотоцикле только что катались, трубы горячие и пассажир может сильно обжечься вплоть до облезания кожи на лодыжке. Лично у меня был такой случай, пришлось нестись в ближайшую аптеку за антиожоговой мазью и бинтовать ногу пассажирке.
В-третьих объясните пассажиру насколько важно для него держаться максимально крепко за ваш корпус или специальные рукоятки, а не болтаться сзади как презерватив на ветру. Вы даже случайно можете резко стартануть, пассажир падает с мотоцикла назад, ломает себе шею, копчик или получает серьезный ушиб.
В-четвертых пассажиру нельзя расслабляться и нужно крепко держаться всю дорогу. Ямы, в которые вы неизбежно будете попадать, могут подбросить пассажира с сиденья и если он не держится, то просто приземлится пятой точкой на асфальт.
В-пятых попросите пассажира не помогать вам подруливать при маневрах, т.е. дополнительно не смещать свое тело в сторону поворота, таким образом меняя центр тяжести мотоцикла и ваших тел. Пусть сидит ровно как на стуле и постарается «слить» свое тело с вашим. Вы уже знаете, как вам рулить и подсознательно просчитали веса и равновесные силы. Неожиданности, помогающие внезапно разложиться на дороге, вам не нужны.
В-шестых ни в коем случае не пугайте пассажира! Не нужно выпендриваться и гнать как идиот, играть в шашки или катать пассажира на заднем колесе, если он не давал на это своего согласия. Если пассажир просит вас снизить скорость или ехать аккуратнее — немедленно сделайте это. Так вы избежите «спрыгивания» пассажира на скорости в состоянии аффекта и сохраните свою репутацию адекватного пилота.
Экстренные ситуации и торможение
Экстренные ситуации будут возникать постоянно, поэтому нужно уметь правильно тормозить, чтобы свести риск падения к минимуму. Экстренное торможение должно быть комбинированным, т.е. задний и передний тормоз одновременно, не резким и осуществляться рывками. В этом случае шансы затормозить или даже остановиться увеличиваются.
Ни в коем случае нельзя давить на тормоза изо всех сил, иначе колеса блокируются и вы непродолжительное время до падения летите «юзом», оставляя на асфальте характерные следы сначала резиной, потом бензобаком, глушителем, кожей ноги, поворотниками и зеркалами. Особенно не нужно блокировать тормозом переднее колесо, иначе оно сразу уходит в занос и мотоцикл «подламывается» — вы лежите на асфальте.
Падение
Не падает только тот, кто не катается. Если вам повезло и вы еще за доли секунды успеваете понять, что авария или падение неизбежно, то постарайтесь «положить» мотоцикл на бок, при этом не отпуская его, а елозя защитой по асфальту. Если мотоцикл оборудован дугами или слайдерами, то намазывая мотоцикл на асфальт вместе с собой у вас, как ни странно, больше шансов остаться не очень покалеченным, нежели вы его отпустите и будете отдельно катиться за ним, как тряпичная кукла.
Исправность мотоцикла
Выезжать на дорогу на мотоцикле с серьезными неисправностями эквивалентно умышленному самоубийству. Если вы недавно приобрели подержанный мотоцикл, советую тщательно его проверить перед покатушками. В соседней статье я расскажу как проверить техническое состояние подержанного мотоцикла и какие вещи взять с собой в путешествие на мотоцикле.
Это основные правила, которыми пользуюсь лично я.
Будьте внимательны на дороге, включайте мозги и помните народную мудрость: «тише едешь — дальше будешь».
Как самостоятельно научиться ездить на мотоцикле? Первые шаги без инструктора
Научиться ездить на мотоцикле проще, чем ты думаешь! Многие задаются вопросом, а надо ли вообще начинать? Странно звучит, ведь так? Ездить на мотоцикле – опасно, холодно, а иногда и мокро, зимой особенно не покатаешься, а налог все равно платить приходится. Не Африка у нас всё-таки. Упасть на мотоцикле, завалиться на бок или быть незамеченным водителем фуры – раз плюнуть. А денег сколько! Одна порядочная экипировка по цене обойдётся, как подержанный Рено Логан. Может, ну его, этот мотоцикл, может, стоит подкопить и купить нормальный кроссовер… Если ты действительно так думаешь, можешь дальше не читать. Потому что те, кто однажды садится в седло байка, больше оттуда никогда не слазят! Как и я, с тех пор, как меня отвел отец в школу мотокросса недалеко от дома. И понеслась – соревнования, чемпионаты, с грунта на асфальт, но об этом можно прочитать подробнее в моем Блоге – сейчас мы говорим не об этом.
КАК ПОЛЮБИТЬ МОТОЦИКЛ
Если все вышеперечисленные доводы разбились вдребезги о твоё твердолобое желание стать мотоциклистом или хотя бы научиться толком управлять двухколесной техникой, читай дальше и welcome to the “Ride It” club!
Все мотоциклисты (имеются в виду те люди, которые хотя бы время от времени передвигаются на двух колёсах с мотором объёмом более 50 кубиков) делятся на два вида – утилитарные пользователи и люди, которые просто не могут без мотоцикла физически, хотя в принципе, острой надобности в нем, как в транспортном средстве, нет. Так вот, независимо от того, к какому типу ты относишься, умение управлять мотоциклом обязательно. И чем лучше ты это будешь делать, тем больше полюбишь свой байк.
А полюбить его нужно хотя бы за то, что только мотоцикл дарит пьянящее чувство свободы перемещения в пространстве, только мотоцикл может выстрелить до 180, ну ладно – до ста за пару секунд, только мотоцикл позволит тебе сию секунду сорваться и через сутки быть за тысячу километров от дома, только мотоцикл так притягивает и манит своими железками, поршнями и дисками сцепления, только мотоцикл ты будешь с упоением перебирать собственноручно, не доверив это дело даже маме родной. Любить его нужно, тогда байк ответит тебе доверием и верно прослужит столько, сколько ему на роду написано.
ГДЕ КАКАЯ РУЧКА И КУДА ЛИТЬ БЕНЗИН
Не хотелось особенно размазывать этот вопрос по чистому листу, поскольку каждый нормальный человек знает, где у мотоцикла ручка газа, где ручной тормоз, где рычаг сцепления и что нужно делать ногами. Предположим, что ты уже все это знаешь, даже знаешь, куда заливать бензин и даже масло, а иногда, в двухтактных байках, смешивать и то и другое в определённой пропорции. Об этом говорят в автошколе и к этой информации относятся, как к новостям по проводному радио. А если хочешь не только знать, но и ездить на мотоцикле, а еще и “скользить” как я на своем супермотарде, к примеру, здесь на видео или прыгать на мотокроссовых мотоциклах, что еще занятнее и веселее – читай дальше, практикуйся и запасайся терпением! У тебя получится!
Читать книги и руководства по эксплуатации, конечно, можно, но лучше первое знакомство с мотоциклом провести на ощупь.
Органы управления байком также не отличаются особой сложностью, поэтому даже меняя мотоциклы, как перчатки, ты всегда будешь чувствовать себя в своей тарелке. Безусловно, у каждой модели есть свои особенности, но перепутать кик-стартер с ножным тормозом или рычагом переключения передач может только редкий талант и ты к ним, конечно, не относишься. Читать книги и руководства по эксплуатации, конечно, можно, но лучше первое знакомство с твоим мотоциклом провести наощупь. А потом, что непонятно, спросить у умной книжки. Так быстрее запомнишь размещение всех тумблеров и рычажков, как и их предназначение. Поехали?
ВОДИМ МОТОЦИКЛ С ПЕРВОГО ДНЯ
Да-да, именно, водим. В первую очередь нужно научиться водить мотоцикл, в том смысле, что ты будешь идти рядом с ним и вести его за руль. Только так ты чётко прочувствуешь его вес, поймёшь, где у него центр тяжести. Это не так просто, как кажется. В автошколе такому не научат. Недавно меня пригласили сделать тест-драйв новому скутеру EXO Neutrino, который вышел для европейских рынков, и знакомился с новым скутером я именно так, как описываю вам здесь. Это база для всех, профессионалов или начинающих. Видео о моем “знакомстве” с EXO Neutrino, кстати, не забудьте глянуть по ссылочке – оно расскажет вам даже больше, чем статья. Ну а я продолжу.
Начинать знакомство с мотоциклом нужно так: снимай с подножки (о ней чуть позже), бери его за рога, чуть наклоняй на себя и толкай вперёд. Тяжело? То-то. Это полбеды, а теперь попробуй пройти с ним небольшой круг против часовой стрелки. Так будет проще, потому что мот будет заваливаться на тебя и ловить тебе его будет проще.
Усложняем задачу. Проходим круг по часовой. Это сложнее, потому что мотоцикл стремится вырваться из рук и грохнуться в противоположную от тебя сторону. Когда ты будешь чувствовать, что полностью контролируешь баланс байка и управляешь только небольшими усилиями и передним тормозом, задание выполнено. Твои мышцы начинают запоминать усилия, которые ты передаёшь и нагрузку от мотоцикла, а значит, в будущем это дойдёт до автоматизма и не вызовет никаких проблем, независимо от веса байка и его высоты.
Теперь два слова о подножке или подставке, как угодно. Снимать мотоцикл с подставки и ставить его первое время будет сложно по той же причине, которая заставила нас нарезать круги с рулём в руках – чёткое чувство развесовки, центра тяжести. Снимая и устанавливая мотоцикл на подножку, старайся слегка заваливать его на себя, не сильно, но если байк перевесит тебя и наклонится в противоположную сторону – ты ничего не сможешь сделать. Он упадёт. Жалко ведь.
УПРАЖНЕНИЕ “САМОКАТ”
Для отработки этого простого приёма необходимо найти ровную, или почти ровную, площадку с небольшим уклоном. Задача состоит в том, чтобы не запуская двигатель, скатиться под уклон, сидя в седле байка. При этом надо чувствовать центр тяжести мотоцикла с твоим весом и переносить свой вес, в виде эксперимента, вправо-влево.
На этой же площадке попробуй запрыгнуть на мотоцикл на ходу с левой стороны, как положено. Это может пригодиться, к примеру, когда умерла АКБ или стартер и кик-стартер одновременно. Такое бывает крайне редко, но готовым нужно быть ко всему. Продолжай таким образом резвиться до тех пор, пока не почувствуешь полный контроль над физикой аппарата, его центр тяжести и критические углы отклонения от вертикали. Теперь мы подошли к самому основному. Это пуск двигателя, трогание с места и переключение передач, торможение и маневрирование, дозировка газа и работа рычагом сцепления.
ЗАПУСКАЕМ МОТОР!
Давай представим, что техническим состоянием мотоцикла — полный порядок. У нас пол бака бензина или рабочей смеси, исправно зажигание и система питания. Двухтактные мотоциклы, как правило, запускаются кик-стартером, а четырехтактные с помощью электростартера. Также современный мотоцикл не даст запустить двигатель до тех пор, пока ты не выключишь передачу. На приборном щитке об этом скажет лампа нейтральной передачи.
Чтобы запустить двухтактный мотор, достаточно открыть кран фильтра бензопровода, приоткрыть на четверть оборота ручку газа, включить зажигание и дёрнуть рычаг кик-стартера. Если все правильно отрегулировано, мотор тут же оживёт. Четырехтактный двигатель запускается при помощи электростартера и в карбюраторе или инжекторной системе питания уже сработает система пуска, поэтому открывать ручку газа не нужно. Запускаем двигатель и прогреваем его до минимальной рабочей температуры, в зависимости от модели мотоцикла и типа системы охлаждения.
ТРОНЕМСЯ ВСЕ
Правильно тронуться нужно уметь, чем мы сейчас и займёмся. Для начала возобнови в памяти конструкцию коробки передач своего мотоцикла и устройство сцепления. Так будет понятнее, что происходит с двигателем, когда ты будешь переключать передачи и выжимать сцепление. Когда ты визуально представишь работу всех узлов, ты автоматически будешь стараться не причинить им вред — не рассыпать шестерни КПП и не сжечь диски сцепления.
Ну вот, двигатель прогрет и работает на холостых оборотах, ты снял байк с подножки и уселся удобно, упираясь левой ногой в асфальт. Теперь поиграй ручкой газа, на слух синхронизируй количество оборотов и угол отклонения ручки от нуля. При трогании с места самое главное — удачно дозировать подачу топлива, без перебора и без недостатка. В противном случае, мотор или заглохнет при трогании с места, или мотоцикл резко дёрнётся, последствия чего могут быть самыми непредсказуемыми. Поэтому важно знать на слух количество оборотов, как раз необходимых для трогания с места, даже без помощи тахометра, если он у тебя есть.
Если кто-то когда-то тебе скажет, что он умеет управлять мотоциклом, не верь. Учиться владеть искусством управления байком можно бесконечно…
Теперь выключай сцепление, прижав рычаг до упора и втыкай первую передачу. Плавно отпускай сцепление до тех пор, пока не почувствуешь, что обороты двигателя начнут падать, а мотоцикл потихоньку трогаться. Пока хватит. Выжимай сцепление и выключай передачу, ставь на нейтралку и проделай это упражнение до тех пор, пока нейтральная передача не станет включаться на уровне автоматизма. Это очень важно и избавит тебя от нервотрепки на светофорах и при остановках.
Когда почувствуешь уверенность (как тебе покажется), можно пробовать трогаться по-настоящему. Выключай сцепление, включай первую, отпуская сцепление синхронно убирай ногу с асфальта. Все, ты поехал. Пока не спеши переключаться дальше, покатайся на первой передаче, несколько раз остановись и тронься заново. Следи за центром тяжести и за оборотами двигателя при остановке и трогании. Все должно получаться на рефлекторном уровне, нужно терпение и старание.
ПОПУТНОГО ВЕТРА!
Собственно, дальше все в твоих руках. Существует масса всяких тонкостей, которые касаются маневрирования, перегазовок, торможения и замедления двигателем. Вначале старайся на не слишком оживлённом участке трассы пощёлкать передачи от первой до последней, сколько их там у тебя есть, переключаться на ходу на нейтральную передачу и уловить соответствие оборотов двигателя скорости движения. Не увлекайся скоростью. Только идиот может летать по городу на скорости за сотню, а тем более, без десятилетнего опыта езды за плечами. Со скоростью нужно на “вы” и шёпотом, пока у вас не накопится достаточного опыта вождения – скорость выскочек не любит.
В целом, если кто-то когда-то тебе скажет, что он умеет управлять мотоциклом, не верь. Учиться владеть искусством управления байком можно бесконечно, нет предела совершенству и, освоив базовые навыки, о которых ты только что прочитал, ты только начнёшь понимать, как замечательно, что у тебя есть мотоцикл. А впереди ещё годы освоения различных приёмов, нештатных ситуаций и непредвиденных случайностей, куча приятных моментов, цистерна адреналина и тома воспоминаний о мотопутешествиях и слётах. Так что с мотоциклом не соскучишься никогда.
НУ И НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЕ!
Старайся избегать падений, но никогда их не бойся! Падения неприятны, они чреваты травмами и иногда лишними финансовыми расходами. А если мототехника и вовсе не твоя, то ты можешь получить увесистый “пистон” от владельца мотоцикла. Но падают даже профессионалы – и без этого сложно полностью прочувствовать лимит мотоцикла.
Не забудь, что нужно во всем знать меру и помнить правила. Как, например, и то, что нужно задуматься о получении водительского удостоверения с категорией А, честно заработать его после сдачи практики и экзаменов в положенных инстанциях – этого еще никто не отменял! И если разбираться в технике и учиться водить мотоцикл можно возле папиного гаража, во дворе или за городом, распугивая перепелов по проселочным дорогам, то официалка – она хоть и нудная штука – а ее пройти надо.
Не забывайте о шлемах: во время учебы, тренировки или поездки на мотоцикле – шлем является обязательным в экипировке мотоциклиста. Кстати, о шлемах будет отдельная статья, основанная на личном опыте и личных предпочтениях. А если ты, как и я, уже бесповоротно “подсел” на мототематику, в следующей статье расскажу немного из личного опыта о том, как правильно выбирать мотоцикл! #ПолныйГаз!
—————————-
© Makar Yurchenko / Макар Юрченко #76, мотогонщик
Все права на статейный материал защищены. Репост, копирование или любое другое использование данного статейного материала без ссылки на источник и указания имени автора запрещены.
Тебе может быть еще интересно:
– Что нужно брать с собой на мототренировку?
– Какая мотоэкипировка лучше?
– Как выбрать свой первый мотоцикл? Или как купить мотоцикл без проблем и надолго.
– Что нужно знать о новом автодроме Sokol Racetrack в Казахстане?
Безопасность езды на мотоцикле в городе
итак для ознакомления и обсуждения выкладываю текст, все остальное вы найдете по ссылке, указанной МаксимомПредисловие
Мотоцикл – источник радости для миллионов энтузиастов. Ничто не дает большего чувства свободы, скорости и радости от вождения. С другой стороны, мотоцикл, особенно в городе – источник смертельной опасности, притом большая её часть исходит от других участников движения.
Эта книга представляет собой сборник принципов безопасности, которые должен использовать мотоциклист, выезжая в город. Есть устойчивое выражение: «Техника безопасности пишется кровью». Также и здесь, почти все принципы, которые ты увидишь в этом справочнике, основаны на чужих ошибках и печальном опыте, многие заплатили за эти уроки жизнью.
Я специально формулировал мысли кратко. Хочешь много букв, имеешь много времени – иди на форумы или читай книги. Это – не книга, это справочник, он рафинированно отражает то, что есть в книгах, на форумах, в моем опыте, что передают друг другу байкеры в тусовке и на Смотровой площадке Воробьевых гор.
Рекомендую пользоваться справочником следующим образом: ты, не торопясь, читаешь принцип за принципом, представляешь себе ситуацию на дороге и примеряешь принцип к ней. Если согласен – отложи в памяти.
Какие-то вещи (контрруление, например) нужно и потренировать (сначала на площадке). Если не согласен – не используй, забудь, это твое право. Каждая дорожная ситуация уникальна, поэтому принимай решения и действуй, исходя из действительности, автор не берет на себя ответственность за любые твои действия и их последствия на дороге.
Если у тебя есть предложения по изменению справочника, есть принципы, которыми бы ты его дополнил, поучительные истории из твоего опыта, пожалуйста, присылай свои предложения на почту: [email protected].
Давай делать наше увлечение безопасным! Я очень надеюсь, что справочник поможет тебе лучше понимать дорогу, предугадывать опасные ситуации, автоматически формировать и принимать правильные решения и получать от мотоцикла только положительные эмоции! С уважением ко всем братьям-мотоциклистам, Максим Куземченко aka Lobster
Содержание
Экипировка и защита 4
Общие принципы езды 4
Дорога 7
Скорость движения, разгон и торможение 9
Положение на дороге 10
Повороты 11
Обгон 12
Перекресток 12
Междурядье 14
Другие участники движения. Авто 14
Другие участники движения. Грузовики 16
Другие участники движения. Пешеходы 17
Другие участники движения. Животные 17
Поведение в критических ситуациях 18