Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300
Ракетный комплекс С-300, несмотря на солидный возраст, все еще актуален – его размещение в Сирии для защиты нашей военной группировки от атаки с воздуха усугубило и без того натянутые отношения России с Западом. Сегодня поговорим о машине, которая выполняла роль базового шасси этого комплекса, а также других советских ракетных систем – четырехосном МАЗ-543М.
Это уже третий материал, посвященный минскому тягачу – в первой части мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы «Темп-С» и «Рубеж». Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М. Помимо С-300 вспомним также мощную установку залпового огня «Смерч» и артиллерийский береговой комплекс «Берег». Все они, кстати, до сих пор остаются на вооружении.
![Первая четырехзарядная зенитная установка комплекса С-300 на шасси МАЗ-543М](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/e7dd9161-2fa0-4c24-bb48-232d92b68595/original-21-543-300-html-m1af96f4a.jpg)
![Наиболее совершенная пусковая система зенитного комплекса «Фаворит» (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/c11d3853-51ef-40f1-824b-27405ee61758/original-21-543-300-html-3346f971.jpg)
Система залпового огня «Смерч»
До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года — ОАО «Мотовилихинские заводы»).
![Прототип пусковой установки системы залпового огня «Смерч» (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/ecc87e54-5b99-4ade-aabd-4d780e99fc16/original-21-543-300-html-m18924757.jpg)
Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.
![Пусковая установка 9А52 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543М (из проспекта «Росвооружение»)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/a012c6b8-331b-4158-8456-26165e250483/original-21-543-300-html-1493c410.jpg)
![Запуск реактивного снаряда из установки «Смерч» (из архива НИИЦ АТ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/e6264281-9c47-4fa9-8e51-25907ff5374d/original-21-543-300-html-6be60454.jpg)
На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.
![Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в Российской армии (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/ea458e69-2816-46f6-848b-e63cbd66ab1b/original-21-543-300-html-m3115e9b6.jpg)
![Боевая 12-зарядная установка «Смерч-М» в боевом положении (из проспекта «Росвооружение»)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/640f0be6-f18e-42db-b2fd-5f79797ce26c/original-21-543-300-html-22b43aba.jpg)
С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь — до 67 гектаров.
![РСЗО «Смерч-М» с остекленной 4-местной кабиной управления огнем (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/e6130e13-ae1b-48e4-a6da-36d52299731d/original-21-543-300-html-m7d3140f0.jpg)
![Установка залпового огня «Смерч-М» возвращается с военного парада (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/4cb6b8b2-7e59-4321-8773-eb4da951cb88/original-21-543-300-html-3510b187.jpg)
В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.
![Бортовая ТЗМ 9Т234 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543А с гидрокраном (из архива НИИЦ АТ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/a3611812-8f72-4cd7-93ac-6d989d2e252d/original-21-543-300-html-m22c121fe.jpg)
В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».
![Модернизированная бортовая ТЗМ системы залпового огня «Смерч-М»](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/f4ee4f98-9bdc-4e29-9234-54d8106f1996/original-21-543-300-html-7e8adfff.jpg)
![Заряжающая машина 9Т234-2 с запасом из 12 снарядов (из проспекта «Росвооружение»)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/c4c75b6c-8e4c-427f-995f-b68785600ad6/original-21-543-300-html-m502a9524.jpg)
После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость — 80 км/ч.
![Китайский «Смерч» — пусковая установка А-100 на шасси Wanshan WS-2400](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/a8f3c0e2-9b5b-4bc1-970c-a2e33aacdaab/original-21-543-300-html-3e5dec59.jpg)
Береговой артиллерийский комплекс «Берег»
Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.
![Береговой артиллерийский комплекс «Берег» на трех автомобилях МАЗ-543М (из архива завода «Баррикады»)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/ea6b984b-b0fc-4771-9a63-a2876c442881/original-21-543-300-html-m51e924ee.jpg)
Главной составляющей комплекса А-222 являлась мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на шасси МАЗ-543М с четырьмя домкратами и опорно-поворотным устройством с массивной башней и морским артиллерийским орудием калибра 130 мм с дальностью эффективной стрельбы 23 км. В ней размещались также места шести членов экипажа, системы управления, наблюдения и наведения, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрооборудования за кабиной водителя автомобиля имелся отсек с электрогенератором и блоком аккумуляторных батарей. Боевая масса всей системы достигала 44 т.
![Самоходная артиллерийская установка А222-С1 с пушкой калибра 130 мм](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/195900ec-9629-4a71-b9be-e2fc4fbfd439/original-21-543-300-html-m3ff18911.jpg)
![САУ комплекса «Берег» с шестиместной поворотной башней (из архива СКБ-1 МАЗ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/6c67dc91-7d87-480a-b0c4-786e975fae5a/original-21-543-300-html-4e87d54d.jpg)
В начале 1990-х в Крыму проводили государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке они были включены в состав военно-морских сил Украины. После разрешения взаимных притязаний в 1996-м комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003-го заступил на боевое дежурство.
Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300
С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения автомобилей МАЗ-543М стало использование их в качестве мобильной основы нескольких типов ракетных пусковых установок серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300 войск ПВО СССР. Она служила для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от нападения различных видов вражеских летательных аппаратов. Доработка шасси состояла в установке четырех гидравлических опор и отдельных кабин-контейнеров для боевого расчета с аппаратурой наведения и управления.![Первая пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПС на шасси МАЗ-543М (из архива НИИЦ АТ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/5d21d5ff-c4ba-4e78-b1c2-cc04b5690b3e/original-21-543-300-html-65f4234a.jpg)
Впервые автомобили МАЗ-543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение — С-300ПМУ), принятой на вооружение в 1982 году. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1 300 метров в секунду (м/с) на дальностях до 90 км. На минских шасси монтировали два типа пусковых установок — основная 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и дополнительная 5П85Д без собственной кабины с управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю и питанием от внешней сети.
![Основная пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/dd64fc53-e528-41f4-acdc-1c661551e649/original-21-543-300-html-m2316f2b7.jpg)
![Серийная машина 5П85С с кабиной управления и автономным питанием](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/ab59282c-ab27-4c08-af2f-a7738fa891eb/original-21-543-300-html-2dbabf90.jpg)
![Перегрузка ТПК с зенитной ракетой комплекса С-300ПМУ на пусковую установку](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/e3cd0a4b-7b25-4b8c-882a-0fa1890130c8/original-21-543-300-html-m2ba8fcb0.jpg)
Каждая машина снабжалась четырьмя цилиндрическими герметизированными транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с боевыми твердотопливными ракетами. Их запуск осуществлялся с помощью катапульты, а затем на высоте 20 метров включались собственные двигатели и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа.
![Дополнительная пусковая установка 5П85Д с питанием от внешней электросети](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/e9ef7e06-8d56-4a5f-aa84-771a8f60afb4/original-21-543-300-html-m52963f53.jpg)
![Машина 5П85Д с системой управления от основной пусковой установки 5П85С](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/1eac2e11-180c-4254-8cb8-3c36b8b65bf1/original-21-543-300-html-7f4d3df9.jpg)
В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт — С-300ПМУ-1), но принятие ее на вооружение состоялось лишь в трудные 1990-е. От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими данными, новой электронной базой и иными ракетами, поражавшими воздушные цели на дальностях до 150 км, перемещавшиеся со скоростью до 2 800 м/с.
![Экспортная зенитная система 5П85СЕ комплекса С-300ПМУ-1 в болгарской армии](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/a67ca1a5-2747-420c-8ff3-0a1383bec76a/original-21-543-300-html-m78c9565b.jpg)
В этот комплекс входили модернизированные универсальные СПУ 5П85СМ (в экспортном варианте — 5П85СЕ) на шасси МАЗ-543М с увеличенной стартовой массой ракет, более совершенной аппаратурой предстартовой подготовки и управления, системами автономного электропитания и гидрооборудования.
![Пусковая установка 5П85СЕ2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2 «Фаворит» (из архива СКБ-1 МАЗ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/47ae4306-766b-47c4-9029-e227418169f2/original-21-543-300-html-m4d98c171.jpg)
![Установка 5П85СЕ2 на шасси МАЗ-543М с четырьмя ракетами на боевой позиции (из архива НИИЦ АТ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/046be362-5c35-4119-9889-6e07ef7b0f67/original-21-543-300-html-12fb4d81.jpg)
Этим комплексом завершился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации.
Главной новинкой второй половины 1990-х годов стала ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», признанная в свое время самой эффективной в мире мобильной системой ПВО с дальностью поражения до 200 км. Она обладала расширенными возможностями, полной автономностью и оснащалась новыми ракетами с дальностью поражения до 200 км. В этой системе роль МАЗ-543М вновь заключалась в несении пусковых установок 5П85СЕ2 с четырьмя ракетами в ТПК.
![Ракетная установка зенитного комплекса «Фаворит» на параде в Минске (из архива СКБ-1 МАЗ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/c7db68c2-043d-40b5-b63f-38c67dd78982/original-21-543-300-html-m4a45a331.jpg)
![]() | ![]() |
Модернизированные машины комплекса С-300 «Фаворит» во время военных парадов в Москве в 2000-е годы (фото автора) |
Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» с удвоенным радиусом действия также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на специальных полуприцепах с новым трехосным седельным тягачом БАЗ-6402. К тому времени комплексы С-300 состояли на вооружении 18 стран мира, ну а потом, с появлением новых союзников и врагов России, все перепуталось…
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии — пусковая установка залпового огня 9А52-2 комплекса «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М
«Темп-С» и «Рубеж» — советские ракетные системы на шасси МАЗ-543 8×8
В предыдущей статье о семействе самых эффективных и востребованных советских четырехосных военных автомобилей-шасси МАЗ-543 (8х8) мы познакомились с их основными параметрами и способностями, а также узнали, что на них базировалась добрая сотня разных видов вооружения и специального оснащения. Действительно, общий состав обширного набора спецнадстроек и кузовов на автомобилях 543-го семейства не поддается полному учету, описанию или упоминанию всех систем, о которых до настоящего времени нет подробных сведений, а часть из них остается закрытой темой.
С момента проектирования этого семейства все входившие в него машины были рассчитаны на установку новых высокомобильных систем ракетного и артиллерийского вооружения, причем для каждой из них шасси подвергались определенной доработке и приспособлению.
В этой статье мы расскажем о самоходных пусковых установках (СПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 и «Темп-С», а также первой береговой системе «Рубеж», смонтированных на шасси МАЗ-543.
![Пусковая установка комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/421fed1e-97d8-46b3-b8b8-47bcb6bb7dd1/original-20-543-9-72-html-5a8330d9.jpg)
Разработкой таких систем занималось специальное КБ завода «Баррикады» из Волгограда. Там же осуществлялись сборка и испытания прототипов, а серийное производство было развернуто на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахской ССР. За каждой ракетной системой тянулись длинные цепочки транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) и подвижных средств обеспечения.
Ракетный комплекс 9К72 (1962–1987 гг.)
Прототип этой системы на автомобиле МАЗ-543 появился в мае 1962 года и стал победителем сравнительных испытаний. Его первый публичный показ состоялся 7 ноября 1965-го во время парада на Красной площади, и через два года ОТРК 9К72 с дальностью поражения 300 км был принят на вооружение. Он не имел никакого словесного кодового наименования, но в то же время проводилось проектирование еще более мощной ракетной системы «Эльбрус», название которой в ряде непрофессиональных источников ошибочно присваивали комплексу 9К72.
Удивительно, но весь этот комплекс умещался на одной автономной СПУ 9П117 для запуска баллистических ракет с жидкостными двигателями и различными боеголовками, в том числе ядерными. Конструктивно эта установка стала одной из самых оригинальных, богато укомплектованных и наиболее распространенных машин такого рода. Ее богатое оснащение позволяло самостоятельно выполнять весь цикл операций от погрузки и подготовки ракеты до ее запуска. На машине имелись двухсекционная стрела для подъема ракеты в вертикальное стартовое положение и откидывавшаяся назад кран-балка для ее перегрузки непосредственно с транспортной тележки без применения ТЗМ или обычного крана.
![Автономная ракетная пусковая установка 9П117 на автомобиле МАЗ-543](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/97ebe0fa-b3dc-40a0-bfd9-0a51d5d66ec0/original-20-543-9-72-html-m66c332d3.jpg)
![На параде в Москве пусковая система 9П117 ракетного комплекса 9К72](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/6062d5f4-367a-453e-b649-de7ff2a67e70/original-20-543-9-72-html-m61d56eb3.jpg)
![Ракетная пусковая установка 9П117 комплекса 9К72 в боевом положении](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/58961d69-b7b1-4ff2-b336-7f8224b0a5ab/original-20-543-9-72-html-me10614d.jpg)
В состав СПУ входили бортовые гидравлические и электрические системы, испытательная и пусковая аппаратура, собственная дизель-электрическая станция и средства заправки ракеты топливом и сжатым воздухом. Наиболее оригинальной особенностью являлись две трехместные боковые кабины (рубки) с входными дверями, круглыми окнами-иллюминаторами и местами для шести операторов. В их комплектацию входили: гидронасос, пультовая аппаратура, радиостанция, системы освещения и отопления, внутреннее переговорное устройство, бачок с питьевой водой, шанцевый инструмент, ящики для боеприпасов и запчастей. В боевом состоянии с ракетой и боевым расчетом из восьми человек СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 45 км/ч. Из-за чрезмерной насыщенности рабочим оборудованием она оказалась слишком сложной и дорогой, но наиболее практичной и эффективной.
![Модернизированная СПУ 9П117М на испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/949494dd-c985-4e1f-aaff-dcfa3f42a71c/original-20-543-9-72-html-75a7e49.jpg)
![Вывод в стартовое положение жидкостной ракеты с рамочным ограждением](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/47bf663d-40b4-4a84-b4bc-7dfaeaa4c5bd/original-20-543-9-72-html-4ec60a9e.jpg)
![Крановая перегрузка химической ракеты на пусковую установку 9П117М-1](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/c963ee53-8c2d-4278-9f5f-cbfe77c4b824/original-20-543-9-72-html-m7da5a92b.jpg)
![Экспортная пусковая установка 9П117М1-1 в Народной армии ГДР](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/60f4048c-ea1d-4954-ba50-0205ce67972b/original-20-543-9-72-html-1a78aa34.jpg)
С 1969 года на вооружение поступала модернизированная СПУ 9П117М с упрощенной односекционной стрелой, а заряжание ракеты производилось при помощи автомобильного крана. До середины 1980-х было собрано порядка 800 таких установок.
![Комплекс 9К72 из коллекции Артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/245a2396-1c3b-4532-a489-dc433230d80a/original-20-543-9-72-html-77c7697b.jpg)
![СПУ 9П117М с собственными электрогенератором и гидросистемой (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/785e8982-977c-4915-bfc2-765fe89ee314/original-20-543-9-72-html-m59e51a20.jpg)
Ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (1963–1987 гг.)
Вскоре после рождения комплекса 9К72 появился новый ОТРК 9К76 «Темп-С» на шасси МАЗ-543А, служивший для запуска баллистических твердотопливных ракет с дальностью стрельбы до 900 км. Они помещались в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и оснащались разными боеголовками, включая химические и ядерные. После долгих испытаний и стрельб комплекс поступил на вооружение и впервые был представлен на параде в Москве 7 ноября 1967 года.
![Комплекс «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (реконструкция ЦКБ «Титан»)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/e7104d6c-d339-40f4-9e1f-cc35272ba8c2/original-20-543-9-72-html-611c7f8b.jpg)
Пусковая установка 9П120 оборудовалась бортовыми кузовными отсеками с входными дверями и местами для боевого расчета. В отличие от системы 9К72, гидравлическая система применялась только для привода гидроопор и подъема стрелы вместе с ТПК в вертикальное боевое положение, а всё остальное рабочее оборудование размещалось в спецфургонах на шасси грузовиков Урал-375. Так, вместе с упрощением и облегчением СПУ пришла необходимость создания для нее еще нескольких транспортных и перегрузочных машин, также смонтированных на шасси МАЗ-543А.
![Комплекс 9К76 в экспозиции петербургского Артиллерийского музея (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/d9e60254-2396-4050-b46a-70eccf3ee73e/original-20-543-9-72-html-m1c14592a.jpg)
![СПУ 9П120 с твердотопливной ракетой в транспортном контейнере (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/4f16ae6e-feb4-4a8d-b81f-1c6ec4f58563/original-20-543-9-72-html-m41ca0553.jpg)
Основная транспортная машина 9Т215 комплекса «Темп-С» служила для хранения и перевозки съемно-разъемного ТПК с ракетой без головной части и внешне отличалась от СПУ отсутствием средств подъема ракеты.
![Транспортная машина 9Т215 для перевозки контейнера с одной ракетой](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/5a52e2c1-e03a-4da0-b023-866196e73f21/original-20-543-9-72-html-6e384c70.jpg)
Вторая транспортная машина 9Т219 применялась для транспортировки ядерных боеголовок в термоизолированном ТПК с системой поддержания заданной температуры. Перегрузку контейнеров на пусковую установку осуществлял войсковой автокран 9Т35.
![]() | ![]() |
Машина 9Т219 с контейнером для транспортировки ядерных боеголовок | Крановая перегрузка контейнера с боевым зарядом на транспортер 9Т219 |
К концу 1987 года в Советской армии находилось 135 систем «Темп-С», их небольшое количество экспортировали в ГДР и Чехословакию. Этот комплекс вошел в Договор о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД), был снят с вооружения и в 1988–1989 годах ликвидирован вместе с системами обеспечения.
Большинство советских ракетных систем регулярно появлялось на военных парадах на Красной площади, вызывая у советских граждан прилив патриотизма и чувства гордости за свою великую страну, способную разработать, построить и поставить на вооружение столь мощные и передовые колесные боевые машины. У военных атташе западных стран они вызывали совершенно противоположные чувства — яростную ненависть к Стране Советов, беспредельный страх за свое благополучное процветание и глубокую заботу о демократическом развитии своих соседей и самых отдаленных стран. В то же время, правительство США и руководство НАТО всеми силами пытались подвигнуть СССР на прекращение производства и полную ликвидацию своих подвижных ракетных систем.
![Ракетные установки комплекса 9К72 на Красной площади (из архива ИТАР-ТАСС)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/4808781a-0747-41d3-b5c0-77b923c9da96/original-20-543-9-72-html-4632bb6.jpg)
![В боевом строю ракетные системы комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (из архива НИИЦ АТ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/623b0197-af52-4f4a-8a99-0f3476075163/original-20-543-9-72-html-20126415-1.jpg)
![Комплекс «Темп-С» на параде в честь 50-летия Октябрьской революции](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/da3dc7ba-4312-43d9-8940-89735859dccd/original-20-543-9-72-html-38e3eee0.jpg)
Запад особенно раздражали мобильные ракетные комплексы 9К72 и 9К76 «Темп-С», размещенные в европейских социалистических странах и способные поражать войска НАТО, находившиеся на ближних подступах к границам соцлагеря и территории СССР. В советские времена их удалось отстоять, но перестройка и разрушительная демилитаризация Советской армии стоили жизни одному из самых совершенных ОТРК «Темп-С».
Береговой ракетный комплекс «Рубеж» (1978–1989 гг.)
В 1970 году началась разработка мощного автономного противокорабельного берегового ракетного комплекса (ПБРК) 4К51 «Рубеж» ВМФ СССР, предназначенного для охраны и обороны военных объектов прибрежной зоны, обнаружения и поражения надводных целей в любое время суток и при любых погодных условиях. На вооружение он поступил в октябре 1978-го.
![Береговой комплекс «Рубеж» на шасси МАЗ-543М в транспортном положении](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/56cd4a53-5bb2-446c-8a23-156618523f1d/original-20-543-9-72-html-a13c8cb.jpg)
Пусковая установка 3П51 на шасси МАЗ-543 или МАЗ-543М снабжалась поворотной платформой с системами наведения и пуска двух крылатых ракет с дальностью полета 80 км, хранившихся в ТПК и оснащенных фугасными или ядерными боеголовками. На платформе были смонтированы также кабина управления и радиолокационная станция кругового обзора с гидроподъемником антенны для установки ее на высоте 7,3 м. Источником электроэнергии являлся генератор с приводом от вспомогательного газотурбинного двигателя.
![Пусковая установка 3П51 с двумя ракетами и радиолокационной станцией «Гарпун»](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/0ff45b03-52f0-48e3-b576-8d30c81ec6ea/original-20-543-9-72-html-m481cd214.jpg)
![Противокорабельный комплекс «Рубеж» на охране побережья Румынии](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/38753e3d-c849-42c7-ba5b-86d8c118ad5b/original-20-543-9-72-html-m568cdb8b.jpg)
С 1983 года выпускался модернизированный вариант «Рубеж-А» с СПУ 3П51М, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В этом варианте обзорная радиолокационная станция повышенной дальности могла устанавливаться на автомобиле или на специальной вышке 40В6.
![Береговой комплекс 4К51 «Рубеж-А» в развернутом положении (из архива НИИЦ АТ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/cc708fc5-1dff-40a3-af66-971d84704ee5/original-20-543-9-72-html-m62c111c6.jpg)
![Запуск крылатой ракеты «Термит-Р» с дальностью поражения 80 км (из архива НИИЦ АТ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/3aea8a70-7a74-4078-99c8-9f9ee1212c9a/original-20-543-9-72-html-m2675bf3f.jpg)
Береговые системы «Рубеж» поставляли в страны Варшавского договора, на Кубу, в Индию, государства Северной Африки и Ближнего Востока. В 2008 году им на смену пришел комплекс «Бал».
Важным применением шасси МАЗ-543А мог стать компактный подвижный ракетный комплекс «Копьё-Р» с 13-метровой межконтинентальной ракетой, разработанный в 1980-е годы в украинском КБ «Южное» и оставшийся лишь смелым проектом.
![Проект компактного межконтинентального ракетного комплекса «Копьё-Р»](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/7a5fd521-bcb9-4326-9a52-b7ad154ae879/original-20-543-9-72-html-4c039727.jpg)
В Пакистане МАЗ-543А послужил основой СПУ с баллистической ракетой Shaheen-1. В середине 1990-х на шасси МАЗ-543М базировался прототип пусковой установки С-125М Neva-SC с четырьмя крылатыми ракетами и цифровыми блоками управления.
![Пакистанская ракета Shaheen-1 на доработанном шасси МАЗ-543А (из архива СКБ-1 МАЗ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/9bce89a0-b9aa-48a2-ae60-0471ab06d955/original-20-543-9-72-html-m7a93e0c0.jpg)
![Польская опытная пусковая установка крылатых ракет C-125M Neva-SC](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/48115784-ee0e-422a-8ab6-7d175ec01e25/original-20-543-9-72-html-m79fae17a.jpg)
На родине, кроме ракетных систем, МАЗ-543М нашел не менее важное применение: на нем монтировали мощную установку залпового огня «Смерч», береговой артиллерийский комплекс «Берег» и нескольких видов зенитных пусковых установок комплекса С-300. Им будет посвящена следующая статья.
МАЗ-543 Википедия
МАЗ-543/МАЗ-7310 | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||||||||
Производитель | ![]() | ||||||||||||||||
Годы производства | 1962 — настоящее время | ||||||||||||||||
Сборка | Минский завод колёсных тягачей | ||||||||||||||||
Класс | грузовой | ||||||||||||||||
Иные обозначения | МАЗ-543, «Ураган» | ||||||||||||||||
Тип кузова | Специальное колесное шасси | ||||||||||||||||
Колёсная формула | 8 × 8 | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
3-ступенчатая ГМП[1] | |||||||||||||||||
Длина | 11657 мм | ||||||||||||||||
Ширина | 3050 мм | ||||||||||||||||
Высота | 2670 мм (по кабине) / 2900 мм (по ограждению фары-искателя) | ||||||||||||||||
Клиренс | 400 мм | ||||||||||||||||
Колёсная база | 2200+3350+2200 мм | ||||||||||||||||
Колея задняя | 2375 мм | ||||||||||||||||
Колея передняя | 2375 мм | ||||||||||||||||
Масса | 23 т | ||||||||||||||||
Максимальная скорость | 60 км/ч (по шоссе)/25-30 км/ч (по грунтовым дорогам) | ||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 19,1-22,2 | ||||||||||||||||
Расход топлива | 80 л на 100 км | ||||||||||||||||
Объём бака | 2×260+180 л | ||||||||||||||||
МЗКТ-7930 → | |||||||||||||||||
![]() |
МАЗ-543/МАЗ-7310 — советский полноприводный четырёхосный (8 × 8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года. Первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году.
Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.
![Commons-logo.svg](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/04/MAZ-7310-planetary-reductor.jpg/250px-MAZ-7310-planetary-reductor.jpg)
Колёсный редуктор без водила с одним сателлитом
![Commons-logo.svg](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/51/MAZ-7310-D12A-525A.jpg/250px-MAZ-7310-D12A-525A.jpg)
Установка дизеля между кабинами.
Баллистическое обеспечение: автомобили ракетных войск Советской армии
![Машина обеспечения боевого дежурства с типовым кузовом на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/1f04d3cd-0ef9-487a-b218-e52c9f66d0f1/original-23-543-html-5017c57f.jpg)
![Автомобиль МАЗ-543М с оснащением для транспортировки и перегрузки ракет системы ПРО (фото Р. Белозерского)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/5752bc56-981c-49ac-93d4-783a1d811c4e/original-23-543-html-74a05611.jpg)
Транспортно-установочные и перегрузочные машины
Мы уже рассказывали о самоходных установщиках баллистических ракет, составлявших тяжелые многоосные автопоезда со специальными перегрузочными средствами. На долю более компактных и маневренных одиночных машин МАЗ-543 осталось проведение вспомогательных операций по транспортировке и установке так называемых запчастей – секций транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) и малогабаритных элементов ракет.
![Машина ТУАП для монтажа переходников контейнеров межконтинентальных ракет](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/52da317f-2ef5-4cc6-9e8d-fb3bbd78c273/original-23-543-html-3d8946c4.jpg)
Первые транспортно-установочные агрегаты ТУАП на шасси МАЗ-543А служили для доставки и перегрузки в шахтную пусковую установку (ШПУ) полых цилиндрических колец-переходников, которые использовали при сборке ТПК ряда межконтинентальных баллистических ракет. Машины снабжались сварной подъемной П-образной рамой (стрелой), вдоль которой при помощи электрической лебедки и тросово-лебедочного привода передвигалась поперечная траверса с переходником. Аналогичная машина ТУАН служила для монтажа надставок в спецсооружениях для состыковки с ранее смонтированными элементами.
![Перегрузка в шахтную пусковую установку переходника ракетного контейнера](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/04f5578e-9e7b-4d2d-8ed4-d632014591a0/original-23-543-html-8e19163.jpg)
Сходная по общей схеме транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 на шасси МАЗ-543М применялась в составе шахтного комплекса А-135 «Амур» противоракетной обороны (ПРО) Центрального региона России, принятого на вооружение в 1996 году и не имевшего аналогов в мире. Он включал стартовые позиции сверхскоростных ядерных противоракет 51Т6 дальнего перехвата и ближнего 53Т6 с дальностью поражения 80 км. Роль ТЗМ свелась к элементарной операции подъема ТПК с ракетой 53Т6 в вертикальное рабочее положение и последующего опускания его в ШПУ.
![Транспортно-установочный агрегат 5Т92 с противоракетой 53Т6 комплекса ПРО «Амур» (фото Р. Белозерского)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/9c4bc31a-f676-49b2-9b77-c3806656cbee/original-23-543-html-692ce84c.jpg)
Для доставки ТПК с ракетой 53Т6 на стартовую позицию применялась транспортная машина 5Т93 с неподвижной горизонтальной рамой с продольными направляющими, по которым контейнер перекатывали прямо на установщик 5Т92. Питание всех электрических систем осуществлялось от внешней сети.
![Агрегат 5Т93 с продольной рамой и направляющими для перегрузки ракеты на машину 5Т92 (фото Р. Белозерского)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/d7bcb2ac-cbf9-4f4f-a8a3-f422e0bf7622/original-23-543-html-7f60bc0c.jpg)
В 1980-е годы для транспортировки и установки агрегатно-приборного блока межконтинентальных баллистических ракет использовался тяжелый установщик 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М с мощным перегрузочным гидрокраном.
![Тяжелая погрузочно-установочная машина 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/505bd3e4-4e32-48e8-be2e-6f48685ba45b/original-23-543-html-7e01985.jpg)
Единственным «нормальным» погрузочно-разгрузочным средством на шасси МАЗ-543А являлся автономный 25-тонный гидравлический автокран КС-5571 с несколькими системами безопасности, построенный Одесским крановым заводом специально для проведения различных перегрузочных операций в системе РВСН. Всё его оборудование помещалось на опорно-поворотной платформе со вспомогательным 50-сильным дизелем Д-144 воздушного охлаждения для привода гидронасоса.
![Автокран КС-5571 при перегрузке переходника ракетного контейнера на агрегат ТУАП](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/ac5ba957-9eb9-467c-8316-12c6d86e3e8d/original-23-543-html-48022d51.jpg)
Машины обеспечения ракетных комплексов
К этой многочисленной категории в системе РВСН относились автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения личного состава мобильных стратегических ракетных комплексов, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам с заданными маршрутами перемещения.
Они проходили по безлюдным районам с неблагоприятными климатическими условиями при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения и отдыха личного состава. Компенсировать все эти невзгоды пришлось автомобилям МАЗ-543А и МАЗ-543М с обитаемыми кузовами-фургонами различного назначения, из которых формировали колонны машин обеспечения, сопровождавшие многоосные ракетные системы.
Такие агрегаты входили также в состав мобильных зенитных систем ПВО, в береговые комплексы и иные войсковые части, размещенные в стороне от населенных пунктов. Так в Советской армии впервые был образован принципиально новый класс военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.
![Самая распространенная машина боевого дежурства 15В148 в типовом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/ff517f6d-0be6-4c0c-955f-346a26db18a6/original-23-543-html-4e480670.jpg)
![Машина боевого дежурства берегового артиллерийского комплекса «Берег» (реконструкция ЦКБ «Титан»)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/32184dfa-be8b-434f-9617-9f8ff4d17353/original-23-543-html-10feda4b.jpg)
![Уникальная мобильная гостиница 15Т118 для временного проживания личного состава](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/6faf117a-0b26-4eca-bf45-ecac8b942689/original-23-543-html-18bc055a.jpg)
Первоначально в наборы такой техники входили специализированные мастерские и мощные дизельные электростанции для обеспечения потребителей электроэнергией в полевых условиях или в аварийной ситуации. Впоследствии наибольшее распространение получили машины охраны и обороны ракетных систем и подвижные средства жизнеобеспечения – автомобили для питания, отдыха и временного проживания военнослужащих. Их максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам не превышала 40 км/ч.
Основной в системе РВСН была передвижная многоцелевая мастерская 15Т401, смонтированная в укороченном кузове на шасси МАЗ-543А с дизельными электрогенераторами и комплектом специального ремонтного оборудования. Она служила для проведения в полевых условиях полного цикла слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки подвижных технических средств ракетных войск.
![Модульная дизельная электростанция РВСН 15Н1061М на шасси МАЗ-543А](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/2916432a-6e10-402e-8967-b92da5f2abc3/original-23-543-html-6a31b84c.jpg)
Автономная многоцелевая электростанция 15Н1061М с глухим кузовом на таком же шасси была оснащена четырьмя дизель-электрическими агрегатами общей мощностью 84 кВт, из которых обычно работали только три установки, а четвертая оставалась запасной. Для их питания служила цистерна на 4 300 литров топлива, которых хватало на семь суток непрерывной работы.
Первой машиной дежурной смены, охраны, обороны и караула (МДСО) был автофургон 15Я55 для защиты ракетного комплекса «Темп-С», несения боевого дежурства и отдыха личного состава в полевых условиях. В начале 1970-х первые образцы были смонтированы на шасси МАЗ-543В, а затем перебазировались на автомобили МАЗ-543М. Все их оборудование помещалось в удлиненном герметизированном кузове с несколькими раздельными помещениями и прямоугольными световыми люками в боковых скосах крыши.
![Машина дежурной смены, охраны и караула 15Я55 на шасси МАЗ-543М для комплекса «Пионер»](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/0aba2f39-b776-42cc-b7c1-dcd9a4eedc2c/original-23-543-html-m56bea4a4.jpg)
В переднем техническом отсеке находились пульты охраны, за ним размещались купе со спальными местами для десяти человек, сиденьями и столиком. В заднем помещении имелись сейф для боеприпасов, пирамида для стрелкового оружия и доступ к башенной установке с крупнокалиберным пулеметом кругового обстрела с дальностью стрельбы 850 метров. Питание всех систем машины осуществлялось от мобильной электростанции.
![Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/e3441555-cf03-4db9-9a3f-45aa0db6fe45/original-23-543-html-m1f7078d7.jpg)
![Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/2ea64241-6c48-4736-b574-9e47e1bdeb6a/original-23-543-html-47ce3695.jpg)
Развитием этой конструкции стали машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) на автомобилях МАЗ-543М. В 1985 году на вооружение приняли самую распространенную автономную версию 15В148 с каркасно-металлическим кузовом, входившую в состав комплексов «Пионер» и «Тополь». Фактически это было самостоятельное подвижное караульное помещение с собственными системами водоснабжения и электропитания от двух дизель-генераторов, более удобными условиями для работы, отдыха и питания членов боевых расчетов.
![Четырехместное купе с двухъярусными спальными местами и тумбочкой](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/cd773be6-f494-4d23-ace8-e88f3908a078/original-23-543-html-3c133006.jpg)
![Фрагмент кухонного блока с холодильником и местами для продуктов](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/cb44d976-12ec-4d5e-8211-63b12c69e4f8/original-23-543-html-m588775d6.jpg)
В заднем отсеке находились оператор и боевой расчет с оружием, а в круглом проеме потолка монтировали башенную установку с пулеметом калибра 12,7 мм в бронекорпусе.
![Модернизированная машина обеспечения боевого дежурства 15В231 (фото автора)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/5ecf0abf-a873-4c54-a19d-3840bfd9ca91/original-23-543-html-620f7d90.jpg)
Развитием этой машины стал модернизированный вариант 15В231 для ракетного комплекса «Тополь» с новыми дизельными электрогенераторами. Внешне от агрегата 15В148 он отличался перестановкой второстепенных агрегатов, конфигурацией элементов подкузовного пространства, формой и размерами люков, ящиков и бронированной башни. Главный отсек с кондиционером, отопительной и фильтровентиляционной установками одновременно служил центром боевого управления и местом для питания четырех человек.
![Главный отсек машины 15В231 для боевого управления и питания четырех человек](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/6ca39ca2-d089-4c48-9236-ddebd88bb67d/original-23-543-html-2b1b4d88.jpg)
![Башенная пулеметная установка с новым бронекорпусом в проеме задней части крыши кузова](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/dc89ac88-19f5-4fe0-a5cd-5339061876a1/original-23-543-html-3c526428.jpg)
Сходная с двумя упомянутыми выше агрегатами машина боевого дежурства А222-Д1 входила в состав берегового артиллерийского комплекса «Берег». В ее кузове размещались автономная электростанция с двумя дымовыми трубами на крыше, рабочие помещения с навигационной аппаратурой и средствами связи, задний боевой отсек, места для отдыха, кухня и столовая на четырех человек. В задней части крыши также монтировали башенную пулеметную установку.
![Машина боевого дежурства А222-Д1 берегового артиллерийского комплекса «Берег» (из архива НИИЦ АТ)](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/0b17eea7-a40c-4307-82bb-d13b2bfc3254/original-23-543-html-3b2c1383.jpg)
Для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях служил автомобиль-столовая 15Т117 с шестью отсеками кузова модели 2215. Его разрабатывали для комплекса «Темп-2С», но затем по необходимости в разных комплектациях он применялся в составе других автономных боевых формирований.
![Уникальный автомобиль-столовая 15Т117 системы РВСН на шасси МАЗ-543М](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/10dfb7aa-526c-44be-8804-e17978ed321c/original-23-543-html-27d5f49f.jpg)
В задней части кузова находились тамбур с раздевалкой и главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный десятью складными столами, стульями, телевизором, радиоприемником и осветительными плафонами. В кухонном (камбузном) блоке имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочный стол, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2 200 литров питьевой воды с электронасосом и ящики для посуды и отходов.
![Главный столовый зал с десятью поперечными двухместными откидными столами](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/b981ebe8-157c-40bf-b0ba-9150e2b9682d/original-23-543-html-2b7544dc.jpg)
![Кухонный отсек с варочной электроплитой, разделочным столом и мойкой](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/b40b9cbd-3792-4b86-9d2b-c06198dc1c65/original-23-543-html-m2360c916.jpg)
![Фрагмент кухни с трехсекционной мойкой, кипятильником и выходом в соседний тамбур](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/96ea1848-815f-4ed4-b174-4f815a55a1d5/original-23-543-html-bc01b93.jpg)
За ним следовала душевая комната для персонала с собственными тамбуром и раздевалкой. В складском помещении стояли шкафы и холодильник для хранения 750 кг продуктов. В передней части кузова размещались служебный тамбур и двухъярусное спальное купе на четырех человек. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока или от подвижной электростанции. Длина машины составляла 15,4 м, полная масса – 39 тонн.
![Мобильная гостиница 15Т118 в кузове 2215 для размещения 24 человек](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/4f171de2-0793-4333-a31f-e6b36294ba00/original-23-543-html-2f9fd6ac.jpg)
Самым оригинальным и необычным агрегатом РВСН был уникальный автомобиль-общежитие 15Т118 или подвижная гостиница для отдыха и временного группового проживания военнослужащих в полевых условиях. Его также создавали для комплекса «Темп-С», но впоследствии варианты этой машины поступали в другие ракетные и зенитные соединения. Их оснащение размещалось во вместительном кузове с двумя боковыми входными дверями, собственными системами электрооборудования, водоснабжения, вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. Вдоль всей правой стороны кузова проходил коридор с задним тамбуром, где находились общая раздевалка, умывальник, продольные подвесные полки и ящики для белья и системы связи. С левой стороны находились шесть купе с вещевыми рундуками в нижних койках.
![Мобильная гостиница 15Т118 в кузове 2215 для размещения 24 человек](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/7b453328-43ee-4c54-9d24-b38332728d0f/original-23-543-html-2305deec.jpg)
![Стандартное двухъярусное четырехместное спальное купе с тумбочкой, лампой и телефоном](/800/600/https/kolesa-uploads.ru/-/45d545a4-98d9-4aa6-b317-20ff41a766dd/original-23-543-html-m74a207fc.jpg)
В зависимости от комбинации спальных мест общая вместимость мобильной гостиницы составляла от 12 до 24 человек с личным обмундированием и оружием. В каждом купе находились тумбочка с настольной лампой, шкаф с зеркалом, электрический вентилятор, радиоприемник, внутренний телефон и термометр. На ряде машин имелась душевая кабина с баком на 300 литров воды. Габаритная длина агрегата достигала 15,7 м, масса – 39,4 т.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии – транспортно-установочный агрегат 5Т92 комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур» на шасси МАЗ-543М (фото Романа Белозерского).
«Темп-С» и «Рубеж» — советские ракетные системы на шасси МАЗ-543 8×8
С момента проектирования этого семейства все входившие в него машины были рассчитаны на установку новых высокомобильных систем ракетного и артиллерийского вооружения, причем для каждой из них шасси подвергались определенной доработке и приспособлению.
В этой статье мы расскажем о самоходных пусковых установках (СПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 и «Темп-С», а также первой береговой системе «Рубеж», смонтированных на шасси МАЗ-543.
Ракетная пусковая установка комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543 (фото автора)
Пусковая установка комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (фото автора)
Статьи / Военная техника
Ракетоносец МАЗ-543 — лучший четырехосный автомобиль Советской армии
Первоначально машину планировалось использовать только под монтаж ракетных комплексов, но впоследствии на базе МАЗ-543 были созданы новые боевые системы и обширный шлейф вспомогательных средств, превратившие его в самый…
58161513.10.2016
Разработкой таких систем занималось специальное КБ завода «Баррикады» из Волгограда. Там же осуществлялись сборка и испытания прототипов, а серийное производство было развернуто на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахской ССР. За каждой ракетной системой тянулись длинные цепочки транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) и подвижных средств обеспечения.
Ракетный комплекс 9К72 (1962–1987 гг.)
Прототип этой системы на автомобиле МАЗ-543 появился в мае 1962 года и стал победителем сравнительных испытаний. Его первый публичный показ состоялся 7 ноября 1965-го во время парада на Красной площади, и через два года ОТРК 9К72 с дальностью поражения 300 км был принят на вооружение. Он не имел никакого словесного кодового наименования, но в то же время проводилось проектирование еще более мощной ракетной системы «Эльбрус», название которой в ряде непрофессиональных источников ошибочно присваивали комплексу 9К72.
Удивительно, но весь этот комплекс умещался на одной автономной СПУ 9П117 для запуска баллистических ракет с жидкостными двигателями и различными боеголовками, в том числе ядерными. Конструктивно эта установка стала одной из самых оригинальных, богато укомплектованных и наиболее распространенных машин такого рода. Ее богатое оснащение позволяло самостоятельно выполнять весь цикл операций от погрузки и подготовки ракеты до ее запуска. На машине имелись двухсекционная стрела для подъема ракеты в вертикальное стартовое положение и откидывавшаяся назад кран-балка для ее перегрузки непосредственно с транспортной тележки без применения ТЗМ или обычного крана.
Автономная ракетная пусковая установка 9П117 на автомобиле МАЗ-543
На параде в Москве пусковая система 9П117 ракетного комплекса 9К72
Ракетная пусковая установка 9П117 комплекса 9К72 в боевом положении
В состав СПУ входили бортовые гидравлические и электрические системы, испытательная и пусковая аппаратура, собственная дизель-электрическая станция и средства заправки ракеты топливом и сжатым воздухом. Наиболее оригинальной особенностью являлись две трехместные боковые кабины (рубки) с входными дверями, круглыми окнами-иллюминаторами и местами для шести операторов. В их комплектацию входили: гидронасос, пультовая аппаратура, радиостанция, системы освещения и отопления, внутреннее переговорное устройство, бачок с питьевой водой, шанцевый инструмент, ящики для боеприпасов и запчастей. В боевом состоянии с ракетой и боевым расчетом из восьми человек СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 45 км/ч. Из-за чрезмерной насыщенности рабочим оборудованием она оказалась слишком сложной и дорогой, но наиболее практичной и эффективной.
Модернизированная СПУ 9П117М на испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)
Вывод в стартовое положение жидкостной ракеты с рамочным ограждением
Крановая перегрузка химической ракеты на пусковую установку 9П117М-1
Экспортная пусковая установка 9П117М1-1 в Народной армии ГДР
С 1969 года на вооружение поступала модернизированная СПУ 9П117М с упрощенной односекционной стрелой, а заряжание ракеты производилось при помощи автомобильного крана. До середины 1980-х было собрано порядка 800 таких установок.
Комплекс 9К72 из коллекции Артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)
СПУ 9П117М с собственными электрогенератором и гидросистемой (фото автора)
Ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (1963–1987 гг.)
Вскоре после рождения комплекса 9К72 появился новый ОТРК 9К76 «Темп-С» на шасси МАЗ-543А, служивший для запуска баллистических твердотопливных ракет с дальностью стрельбы до 900 км. Они помещались в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и оснащались разными боеголовками, включая химические и ядерные. После долгих испытаний и стрельб комплекс поступил на вооружение и впервые был представлен на параде в Москве 7 ноября 1967 года.
Комплекс «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (реконструкция ЦКБ «Титан»)
Пусковая установка 9П120 оборудовалась бортовыми кузовными отсеками с входными дверями и местами для боевого расчета. В отличие от системы 9К72, гидравлическая система применялась только для привода гидроопор и подъема стрелы вместе с ТПК в вертикальное боевое положение, а всё остальное рабочее оборудование размещалось в спецфургонах на шасси грузовиков Урал-375. Так, вместе с упрощением и облегчением СПУ пришла необходимость создания для нее еще нескольких транспортных и перегрузочных машин, также смонтированных на шасси МАЗ-543А.
Комплекс 9К76 в экспозиции петербургского Артиллерийского музея (фото автора)
СПУ 9П120 с твердотопливной ракетой в транспортном контейнере (фото автора)
Основная транспортная машина 9Т215 комплекса «Темп-С» служила для хранения и перевозки съемно-разъемного ТПК с ракетой без головной части и внешне отличалась от СПУ отсутствием средств подъема ракеты.
Транспортная машина 9Т215 для перевозки контейнера с одной ракетой
Вторая транспортная машина 9Т219 применялась для транспортировки ядерных боеголовок в термоизолированном ТПК с системой поддержания заданной температуры. Перегрузку контейнеров на пусковую установку осуществлял войсковой автокран 9Т35.
Машина 9Т219 с контейнером для транспортировки ядерных боеголовок | Крановая перегрузка контейнера с боевым зарядом на транспортер 9Т219 |
К концу 1987 года в Советской армии находилось 135 систем «Темп-С», их небольшое количество экспортировали в ГДР и Чехословакию. Этот комплекс вошел в Договор о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД), был снят с вооружения и в 1988–1989 годах ликвидирован вместе с системами обеспечения.
Большинство советских ракетных систем регулярно появлялось на военных парадах на Красной площади, вызывая у советских граждан прилив патриотизма и чувства гордости за свою великую страну, способную разработать, построить и поставить на вооружение столь мощные и передовые колесные боевые машины. У военных атташе западных стран они вызывали совершенно противоположные чувства — яростную ненависть к Стране Советов, беспредельный страх за свое благополучное процветание и глубокую заботу о демократическом развитии своих соседей и самых отдаленных стран. В то же время, правительство США и руководство НАТО всеми силами пытались подвигнуть СССР на прекращение производства и полную ликвидацию своих подвижных ракетных систем.
Ракетные установки комплекса 9К72 на Красной площади (из архива ИТАР-ТАСС)
В боевом строю ракетные системы комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (из архива НИИЦ АТ)
Комплекс «Темп-С» на параде в честь 50-летия Октябрьской революции
Запад особенно раздражали мобильные ракетные комплексы 9К72 и 9К76 «Темп-С», размещенные в европейских социалистических странах и способные поражать войска НАТО, находившиеся на ближних подступах к границам соцлагеря и территории СССР. В советские времена их удалось отстоять, но перестройка и разрушительная демилитаризация Советской армии стоили жизни одному из самых совершенных ОТРК «Темп-С».
Береговой ракетный комплекс «Рубеж» (1978–1989 гг.)
В 1970 году началась разработка мощного автономного противокорабельного берегового ракетного комплекса (ПБРК) 4К51 «Рубеж» ВМФ СССР, предназначенного для охраны и обороны военных объектов прибрежной зоны, обнаружения и поражения надводных целей в любое время суток и при любых погодных условиях. На вооружение он поступил в октябре 1978-го.
Береговой комплекс «Рубеж» на шасси МАЗ-543М в транспортном положении
Пусковая установка 3П51 на шасси МАЗ-543 или МАЗ-543М снабжалась поворотной платформой с системами наведения и пуска двух крылатых ракет с дальностью полета 80 км, хранившихся в ТПК и оснащенных фугасными или ядерными боеголовками. На платформе были смонтированы также кабина управления и радиолокационная станция кругового обзора с гидроподъемником антенны для установки ее на высоте 7,3 м. Источником электроэнергии являлся генератор с приводом от вспомогательного газотурбинного двигателя.
Пусковая установка 3П51 с двумя ракетами и радиолокационной станцией «Гарпун»
Противокорабельный комплекс «Рубеж» на охране побережья Румынии
С 1983 года выпускался модернизированный вариант «Рубеж-А» с СПУ 3П51М, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В этом варианте обзорная радиолокационная станция повышенной дальности могла устанавливаться на автомобиле или на специальной вышке 40В6.
Береговой комплекс 4К51 «Рубеж-А» в развернутом положении (из архива НИИЦ АТ)
Запуск крылатой ракеты «Термит-Р» с дальностью поражения 80 км (из архива НИИЦ АТ)
Береговые системы «Рубеж» поставляли в страны Варшавского договора, на Кубу, в Индию, государства Северной Африки и Ближнего Востока. В 2008 году им на смену пришел комплекс «Бал».
Важным применением шасси МАЗ-543А мог стать компактный подвижный ракетный комплекс «Копьё-Р» с 13-метровой межконтинентальной ракетой, разработанный в 1980-е годы в украинском КБ «Южное» и оставшийся лишь смелым проектом.
Проект компактного межконтинентального ракетного комплекса «Копьё-Р»
В Пакистане МАЗ-543А послужил основой СПУ с баллистической ракетой Shaheen-1. В середине 1990-х на шасси МАЗ-543М базировался прототип пусковой установки С-125М Neva-SC с четырьмя крылатыми ракетами и цифровыми блоками управления.
Пакистанская ракета Shaheen-1 на доработанном шасси МАЗ-543А (из архива СКБ-1 МАЗ)
Польская опытная пусковая установка крылатых ракет C-125M Neva-SC
На родине, кроме ракетных систем, МАЗ-543М нашел не менее важное применение: на нем монтировали мощную установку залпового огня «Смерч», береговой артиллерийский комплекс «Берег» и нескольких видов зенитных пусковых установок комплекса С-300. Им будет посвящена следующая статья.
Источник
МАЗ-543 – Уикипедия
![](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a1/9P117_9K72.jpg/300px-9P117_9K72.jpg)
![](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9c/9a52_smerch.jpg/200px-9a52_smerch.jpg)
МАЗ-543/МАЗ-7310 „Ураган“ е съветско и белоруско армейско превозно средство.
„МАЗ-543“ е камион с колесна формула 8×8. Конструиран е от Минския автомобилен завод. Разработката му започва в началото на 1960-те години. Първият камион „МАЗ-543“ е представен на военен парад на Червения площад в Москва на 7 декември 1965 г.
През 1967 г. излиза нова версия „МАЗ-543А“ с подобрен товарен капацитет, който достига до 22 тона. На базата на това армейско возило са създадени няколко други, като „9К58 Смерч“ и пр.
![Общомедия](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Commons-logo.svg/30px-Commons-logo.svg.png)
През 1974 г. е представен нов прототип „МАЗ-7310“, влязъл в производство през 1976 г. Камионът е използван в Сибир при проучвания на залежи от нефт и като влекач във военновъздушни бази.