Масло из газа как делают – Почему моторное масло из природного газа лучше, чем из нефти — Прилавок

Содержание

Моторное масло из природного газа: его производство и достоинства

Автомобильные технологии постоянно развиваются, а в связи с ужесточением экологических норм, это происходит еще быстрее. Так благодаря контролю организаций по охране экологии производители моторных масел усовершенствовали свое производство и научились делать экологически безопасное смазочное средство для современных автомобилей из природного газа. Такие масляные жидкости обеспечивают такую же эффективность работы двигателя и обладают такими же свойствами, как и нефтяные аналоги смазок.

Содержание статьи

Природный газ – как альтернатива нефти

Термин «природный газ» подразумевает смесь разнообразных газов внутри недр земляной коры, которая образовалось посредством разложения органических веществ, не имеющих доступа к кислороду. В большинстве природный газ, это метан (примерно 98%), он и является основой для создания моторного масла.

Подстегнуло компаний производителей начать использовать газовое сырье не только в связи с ужесточением норм, но и из-за постоянного повышения цен на нефть. Но это всё дало толчок в развитии высоких технологий и способов производства моторных масел.

Самой крупной компанией по созданию и продаже моторных масел на основе природного газа является голландский производитель Shell, который уже давно является крупным игроком на автомобильном рынке смазочных средств.

Технология производства

Всем известен тот факт, что газ это не жидкость, но каким образом тогда из него делают смазочный жидко-образный продукт? Помогло в решении этого вопроса свойства метана при окислении – он разделяется на два вида молекул: угарный газ и водород. После этого на молекулярном уровне производится соединение «базы». После этого для получения финального продукта, в «базовый состав» добавляются различного рода присадки, которые и делают из газового вещества жидкую прозрачную смазку.

Но прозрачный смазочный материал не является готовым маслом – он еще не может работать в двигателях современных автомобилей. Для окончательного результата в моторное масло из природного газа добавляют окрашенные присадки, которые и дают коричневый цвет составу.

Достоинства газовых смазок

Инновационные масляные смазки, сделанные из природного газа, производятся под постоянным контролем специалистов. В связи с этим их модернизация происходит после выпуска каждой новой партии, поэтому смазка из газа обладает большим количеством преимуществ перед нефтяными аналогами. Кроме того исходный материал легче и чище. Давайте рассмотрим основные достоинства масла из природного газа:

Улучшение чистоты двигателя – в технологиях производства инновационных масел использую эффективные технологии моющих активных присадок, например Active Cleansing Technology. Это позволяет достигать высокой чистоты всех деталей автомобильного двигателя и даже спустя долгую эксплуатацию, мотор и его части будут выглядеть новыми, будто машина только что сошла с конвейера завода.

Низкая летучесть – компания Shell, один из производителей газовых моторных масел, изобрела технологию Shell Pure Plus, которая позволяет создавать смазки с очень низкими показателями испаряемости. Благодаря такой характеристики, смазочный материал внутри двигателя приходится менять реже, так как происходит меньший расход масляной жидкости во время угара.

Работа при низких температурах – благодаря активному действию своих компонентов, смазочные материалы из природного газа способны работать при очень низких температурах, например синтетическое газовое масло Shell Helix Ultra умеет запускать двигатель при температуре -40 градусов по Цельсию, что является высокими показателем.

Долгое время службы – автомобильные моторные масла, произведенные из природного газа способны работать не только в критических условиях, но и на протяжении долгого времени, а все благодаря инновационным компонентам. Присадки и элементы масляной жидкости этого типа обеспечивают высокое качество смазки на всей протяжение её работы.

Именно масло из природных газов способно выдерживать низкие температуры и имеет высокую стойкость к окислению на протяжении долгого количества времени. А все благодаря инновационному составу, который был придуман специалистами, для соответствия смазок международным экологическим стандартам, а так же постоянной модернизации состава.

Интервал замены масла из природного газа

Частота замена масляной моторной смазки обычно указывается в инструкции по эксплуатации автомобильного транспортного средства. Специалисты в России рекомендуют интервал замены смазок в двигателе примерно 15 тысяч километров или один раз в год. В Европе же рекомендуют производить замену один раз в 30 тысяч километров. А вот производители вообще, советуют автомобилистам обеспечивать двигатель, своего транспортного средства, свежей смазочной жидкостью каждые 5 тысяч километров, так в его работе не возникнет неполадок никогда. Частота замены масла именно из газового продукта не отличается по совету специалистов, но автомобилисты заметили, что оно служит дольше обычного моторного смазочного продукта, поэтому его использование возможно на более длительном периоде службы двигателя.

Shell Helix Ultra

Моторное масло из газа сегодня производит не так много компаний, самым крупным игроком в этой сфере считается Shell, который в своё время открыл завод Pearl GTL, по производству газовых смазочных составов. И именно его масляная жидкость из газа является популярной на российском рынке и используется широко. Сегодня известно три масла этого типа: Shell Helix Ultra, Shell Helix Synthetic HX8, Shell Helix HX7.

Автомобилисты рекомендуют использовать масло Shell Helix Ultra для сохранности мотора, потому что оно лучше других обеспечивает защиту всем деталям и обладает моющим свойством. Смазку Shell Helix Synthetic HX8 используют при необходимости работы двигателя в низких температурных условиях. А для поддержания чистоты внутри движка лучше всего использовать Shell Helix HX7.

Видео: моторное масло из газа

avtotehnar.ru

Моторное масло из газа – преимущества, свойства, особенности

Концерн Шелл же в течение нескольких десятков лет создает продукт, пока что недоступный конкурентам – моторное мало из газа – по специальной технологии, разработанной инженерами-технологами компании. Переводя природный газ в жидкое состояние, они смогли получить чистейшее базовое масло, имеющее высокие качественны характеристики.

Моторное масло из газа (GTL)

Моторное масло из газа Моторное масло из газа

Сегодня на автомобильном рынке можно встретить огромное количество видов моторных масел, различающихся и по качеству, и по методу производства, и по цене. Очень дорого стоит смазка, изготовленная методом органического синтеза и отличающаяся высоким качеством. Минеральные масла производятся из очищенных, прошедших переработку нефтепродуктов. Стоимость такого продукта намного меньше, но качество уступает синтетическим продуктам. Несколько лет назад фирма Shell Lubric NTS Marketing смогла создать моторное масло из газа – новейший смазочный материал, сразу привлекший внимание.

Технологический процесс изготовления смазки из газа

Чтобы создать такое масло, необходимо иметь дорогостоящую аппаратуру, позволяющую провести сложнейший химический процесс. В качестве сырья для изготовления используется:

  • Метан;
  • Кислород.

Надо сказать, что метан был выбран не случайно. В его составе отсутствуют вредные примеси, встречающиеся в больших количествах в других нефтепродуктах. В какой последовательности проходят технологические операции:

  • Необходимое количество газов подается в установку.
  • Начинается процесс газификации поступивших веществ. В результате происходит создание нового синтез-газа.
  • Затем, полученное вещество отправляется в реактор, где оно перемешивается со специальными катализаторами. Они дают начало синтезу жидких углеводородов.
  • После выхода продукции из реактора, новое вещество оставляют отстаиваться на несколько часов, выдерживая температуру окружающей атмосферы. Она изменяет структуру вещества. Из очень жидкого оно становится воскообразным.

Завершающей операцией становится гидрокрекинг. Другими словами, происходит расщепление длинных углеродных цепочек на мелкие. Именно от этого процесса в дальнейшем зависит качество смазывающего материала.

Какие преимущества характерны для смазки из газа

Структура моторного масла из природного газа никогда не меняется. В результате двигатель может нормально работать при любой температуре. Ему не страшна жара или большой мороз. Такое качество оценили водители гоночных автомобилей, на которых установлены мощные двигатели.

Процесс получения газового автомасла стоит не очень дорого, поэтому можно легко открыть оптовое производство.

Благодаря технологии Shell PurePlus значительно экономится топливо, примерно на 2-3%.

В состав входят самые разные присадки, придающие продукту свойства синтетической смазки. Очень качественной считается синтетика Helix Ultra, изготовленная на базе технологического процесса Shell PurePlus.

Смазка отличается великолепными свойствами. Она надежно защищает все детали двигательной системы, особенно трущиеся поверхности, от преждевременного износа. В результате увеличивается срок работы двигателя и, соответственно, отодвигается необходимость капитального ремонта.

Стоимость такого масла обычно не превышает цены на аналогичные виды синтетических смазывающих жидкостей. Однако его характеристики намного выше. Двигатель, работающий на нем, всегда остается чистым, даже после пробега 2000 км. В моторе можно обнаружить только следы от сгоревшего топлива.

Уже сейчас становится понятно, насколько сильно масло из газа Helix Ultra отличается своими характеристиками от обыкновенных смазывающих продуктов. Его применение делают работу двигателя стабильной и плавной. Состав увеличивает мощность движка, а в выхлопе не обнаруживается вредных веществ. Можно сказать, что моторное масло из газа не загрязняет окружающую атмосферу.

Сегодня только компания «Шелл» остается единственным изготовителем масла на основе газа. Возможно, очень скоро таким производством займутся и мировые нефтяные компании.

prem-motors.ru

Масло из газа: формула защиты

Моторное масло из природного газа имеет большой ресурс, низкий расход на угар, эффективно работает при низких температурах и позволяет улучшить экономичность двигателя. С недавнего времени такое масло делают на российском заводе Shell

В конце весны на комплексе по производству смазочных материалов «Шелл» в Торжке запустили производство моторных масел Shell Rimula R5 и Rimula R6 с новой технологией Dynamic Protection Plus. В ее основе лежит формула, объединившая технологию производства базового масла из природного газа Shell PurePlus и специальный адаптивный пакет присадок. Учитывая, что базовые масла являются основными компонентами товарного продукта, такое сочетание позволяет обеспечить максимальную эффективность работы современных дизельных двигателей и снизить общие эксплуатационные затраты на содержание техники.

НЕ ИЗ НЕФТИ, А ИЗ ГАЗА

Технология Shell PurePlus заключается в преобразовании природного газа в кристально чистое базовое масло, которое практически не содержит примесей, характерных для сырой нефти, и используется для создания высококачественных смазочных материалов. В ее основе лежит процесс газожидкостной конверсии (GTL), разработанный в 1925 году двумя немецкими учеными-химиками Фишером и Тропшем для производства топлива. Несколько десятилетий на основе GTL создавалось только топливо, так как существующие в то время катализаторы и варианты технологического оформления процесса не позволяли синтезировать молекулы углеводородов большого размера, которые содержатся в маслах. Впоследствии появление на рынке избытка нефти, связанное с открытием новых месторождений, снизило интерес к данной технологии. Однако концерн «Шелл» не забывал об этом направлении и продолжал исследования, в том числе с целью получения смазочных материалов. В течение 40 лет компания разрабатывала технологию катализаторов и прошла путь от получения первой капли синтетического базового масла до вывода на рынок нового продукта в промышленном масштабе, зарегистрировав в общей сложности 3500 патентов.

С 2012 года технология Shell PurePlus получила воплощение в ряде премиальных продуктов «Шелл», таких как, например, моторное масло Shell Helix Ultra. А теперь в этот продуктовый портфель добавилась линейка масел Shell Rimula.

Сегодня масла Shell Rimula R5 и Rimula R6 с новой технологией Dynamic Protection Plus выпускаются на заводе смазочных материалов «Шелл» в Торжке

Благодаря улучшенным показателям вязкости базовое масло из природного газа требует меньших затрат энергии на прокачку в двигателе, что позволяет обеспечивать топливную экономичность и более быстрый пуск двигателя при отрицательных температурах. Кроме того, вследствие низкой испаряемости такое масло позволяет снизить расход смазочного материала на угар.

«Технология производства синтетических базовых масел с помощью газожидкостной конверсии позволяет получать уникальные продукты в плане низкотемпературных характеристик, — говорит Мария Болталина, руководитель службы технической поддержки «Шелл» в России и Восточной Европе. — Эти продукты обеспечивают надежный запуск двигателя при экстремально низких температурах — ниже минус 40 °С. У масел с технологией Shell PurePlus прокачиваемость при низких температурах на 80 % лучше, чем у предыдущих продуктов Shell Rimula. Кроме этого, уникальная формула Dynamic Protection Plus позволяет снизить расход масла на угар на 45 % в сравнении с допусками OEM и на 23 % в сравнении с прежней рецептурой».

СУММА ТЕХНОЛОГИЙ

За изменение физических и химических свойств товарного продукта отвечает примененный в составе формулы Dynamic Protection Plus комплексный адаптивный пакет присадок. Входящие в его состав противоизносные, антиокислительные, моющие и диспергирующие компоненты отвечают за изменение физических и химических свойств продукта, активируя нужные присадки и обеспечивая защиту тяжело нагруженного дизельного двигателя именно тогда, когда это необходимо — при работе техники в условиях экстремальных нагрузок, перепадах температур или в неблагоприятных погодных условиях.

В сумме новая технология Dynamic Protection Plus позволяет обеспечить долгий срок службы масла и двигателя, увеличить интервалы замены масла (в двигателях спецтехники возможно увеличение интервала до 1500 мото-часов), снизить расход масла на долив, сократить расходы на топливо и ТО, а также обеспечить защиту двигателя в любых температурных и погодных условиях. На сегодняшний день технология Dynamic Protection Plus нашла применение в моторных маслах Shell Rimula R5 и Shell Rimula R6, а для масел Shell Rimula R4 в качестве базы по-прежнему используются улучшенные минеральные масла.

Обновленное масло Shell Rimula R6M соответствует отраслевому стандарту API CI-4, наличие допусков от большинства европейских, американских и японских производителей дизельных двигателей делает его универсальным для смешанного парка. Масло Shell Rimula R5 также имеет большое количество допусков от производителей оборудования.

Эксплуатирующие организации предпочитают моторные масла, обеспечивающие более высокий уровень защиты двигателя и позволяющие работать на полную мощность. Однако полноценную защиту двигателя от износа может обеспечить только комплексный товарный продукт, в котором применяется и технология базовых масел, и технология присадок.

 

 

Обновленное масло Shell Rimula R6M соответствует уровню API CI-4, наличие допусков от большинства мировых производителей дизельных двигателей делает его универсальным для смешанного парка

Защита — это емкое понятие, которое включает все рабочие характеристики смазочного материала применительно к условиям эксплуатации. Например, очень высокая степень износа отмечается при низкотемпературном пуске. Чтобы от этого избавиться, нужно использовать такую формулу продукта, которая позволит улучшить пусковые характеристики. И именно Shell Pure Plus, технология производства синтетических базовых масел из газа, позволяет существенно — на 80 % — повысить прокачиваемость масла при отрицательных температурах. Это во-первых.

Во-вторых, двигатель в процессе работы нагревается, в нем могут образовываться различные отложения, для нейтрализации которых требуется масло с высокими антиокислительными свойствами. Эти свойства синтетическому маслу как товарному продукту придает комплексный адаптивный пакет присадок.

Наконец, чтобы обеспечить длительный сервисный интервал дизеля без риска коррозионно-механического износа, нужно не только бороться с образованием лаков и нагаров, но и препятствовать загустеванию при попадании сажи. С такой задачей может справиться только комплексный продукт, обладающий высокими антиокислительными свойствами и низкой склонностью к угару.

ВСЕ ПРОЕКТЫ GTL

В 1930-1940-е годы на основе технологии Фишера — Тропша было налажено производство синтетического бензина, синтетической высококачественной дизельной фракции и твердого парафина. Сырьем для процесса служил уголь, из которого газификацией получали синтез-газ, а из него углеводороды. К 1945 году в мире имелось 15 заводов синтеза Фишера — Тропша (ФТ) общей мощностью около 1 млн тонн углеводородов в год. Они выпускали синтетические моторные топлива и масла.

Впоследствии открытие обширных месторождений нефти в Аравии, Северном море, Нигерии, на Аляске резко снизило интерес к синтезу ФТ. Почти все существующие заводы были закрыты. Активность в этой области возобновилась к 1990-м годам.

В 1990 году компания Exxon запустила опытную установку на 8 тыс. тонн. Спустя два года южноафриканская компания Mossgas построила завод мощностью 900 тыс. тонн, где в качестве сырья использовался природный газ с шельфового месторождения. В 1993 году компания «Шелл» запустила завод в Малайзии мощностью 14 тыс. баррелей масел в сутки, используя специальный катализатор и оригинальную технологию «средних дистиллятов». Сырьем служит синтез-газ, получаемый окислением местного природного газа. В 2012 году Schell построил и открыл завод по той же технологии в Катаре, его мощность 500 тыс. баррелей в сутки. Свои проекты в области синтеза ФТ разной степени проработки имеют также компании Chevron, Conoco, BP, ENI, Statoil.

Хочу получать самые интересные статьи

5koleso.ru

Без нефти — Авторевю

Можно ли обратить порося в карася, то есть природный газ в моторное масло? Я видел, как это происходит, — в головном технологическом центре концерна Shell в Амстердаме.

Получать масло и топливо не из нефти придумали давно, а основы нынешней промышленной технологии GTL (Gas-To-Liquid, «газ в жидкость») заложили в 1925 году немецкие химики Фишер и Тропш из Института кайзера Вильгельма. Бедная нефтью Германия тогда готовилась к следую­щей войне, и в поисках источника топлива немцы придумали, как в промышленных масштабах получать жидкие углеводороды из каменного угля. Его нагревали, пропусканием водяного пара получали из него синтез-газ, а затем — углеводороды.

Первый промышленный реактор немцами был запущен в 1935 году, а к концу Второй мировой войны в Германии на семнадцати заводах производилось до семи миллионов тонн «газопродуктов» — на синтетическом топливе передвигалось больше половины наземной техники вермахта и почти вся авиация люфтваффе. Из угля немцы делали масла, смазки и даже синтетические мыло и маргарин. Любопытно, что после войны в СССР из Германии было вывезено восемь заводов, но запущены были только две немецкие установки — в Новочеркасске и Ангарске, тихо почившие в бозе в начале девяностых.

В нынешнем году у исследовательского центра Shell в Амстердаме юбилей — ровно 100 лет. А разработку технологий по переработке газа здесь начали ­больше 40 лет назад

Завод Pearl GTL в Катаре выглядит внушительно — его размер 1,5х1,5 км. Прямо здесь, на одном из участков, производится готовое масло Helix Ultra на «газовой» основе

Союзники подошли к делу рачительнее — после войны немецкие ученые продолжали работать над синтетическими топливами в Бюро горной промышленнос­ти США, и сегодня технологию Фишера-Тропша, в основном для получения топлива, используют компании Exxon Mobil, ChevronTexaco, BP.

Но всех обставил концерн Royal Dutch Shell — в его ассортименте теперь есть не только топливо, но и моторное масло Shell Helix Ultra с базой, полученной без единой капли нефти — по технологии PurePlus с использованием процесса GTL.

Голландцы серьезнее других занялись поисками альтернативого сырья еще в 1973 году, когда из-за войны между Израилем, Египтом и Сирией страны ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в США, отчего за один день цена нефти удвоилась, а в течение года выросла четырехкратно. В 1983 году в головном исследовательском центре в Амстердаме уже работал пилотный заводик, а в 1993 году Shell открыл работающее на газе местного месторождения крупное предприятие в малайзийском Бинтулу. А в 2012 году, получив доступ к морским скважинам второго по величине в мире месторождения природного газа и вложив 20млрд долларов, Shell запустил мегазавод Pearl GTL в Катаре.

Отработавший 100 тысяч километров на масле Shell с базой PurePlus мотор 1.8 тестового Мерседеса С-класса имеет минимум износа и отложений

GTL-синтетика выходит недорогой: при нынешних котировках нефти и газа себестоимость не выше нефтяных гидрокрекинговых минеральных масел. И намного ниже, чем у синтетических масел на основе полиальфаолефинов (ПАО) и тем более еще более дорогих эстеров, то есть сложных полиэфиров.

А хороши ли GTL-масла? Как уверяют голландцы, по низкотемпературным качествам они не хуже, чем масла на базе ПAO и полиэфиров. Сейчас в лабораториях Shell вовсю тес­тируется «газомасло» вязкости 0W-16 и идут работы над 0W-10 — в обоих случаях температура застывания ниже -50°С.

Чистейшая GTL-синтетика бесцветна и почти не имеет запаха

помимо моторных масел используется в косметике Nivea, Olaz и Shiseido

Смазывающие свойства — на уровне полиэфиров и намного выше, чем у ПАО. Лучше, чем у ПАО, и способность растворять присадки. Нет и главного недостатка полиэфиров — гигроскопичности, то есть склонности поглощать воду, ухудшающую смазывающие и антикоррозионные свойства. И, само собой, синтетическая база хорошо сопротивляется окислению и плохо испаряется — то есть масло на GTL-базе должно будет отличаться относительно низким угаром.

А недостатки? Главный, как и у ПАО, — низкая полярность: масло плохо «держится» за металл и быстро стекает со стенок цилиндров в картер, что особенно неприятно при запусках в мороз. Но, как и у ПАО, это «лечится» добавкой полярных алкилированных нафталинов.

С апреля масло Shell Helix Ultra выпускается исключительно на «газовой» базе PurePlus. К концу года на полученную по технологии GTL базу перейдет и мотоциклетная серия масел Shell Advance, а затем «газомасло» в том или ином количестве будет в составе баз всей линейки моторных масел Shell — в том числе и тех, что производятся в российском Торжке.

Интересно, последуют ли примеру голландцев другие нефтехимические гиганты — и как это повлияет на мировые цены на нефть?

Вопреки названию технологии из газа первым делом получают не жидкость, а твердое вещество — белоснежный и почти непахнущий парафин. Сначала выделенный из природного газа исходный метан частично сжигается, превращаясь в синтез-газ, смесь монооксида углерода (угарного газа) и водорода. А дальше в реакторе в присутствии катализатора с содержанием драгметаллов (формула катализатора — и есть главный секрет процесса!) из синтез-газа получается чистейший, без всяких примесей, расплавленный парафин (sincrude, «синтез-нефть»). Дальше — изомеризация, то есть обычный гидрокрекинг, как у нефтехимиков: длинные цепочки молекул парафинов «режутся» до нужного размера — и получаются нафта (прямогонный бензин), дизтопливо или масло

autoreview.ru

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

«Это новаторская технология, и говорить о ней можно много. Но резюмировать я могу коротко: это невероятно! И то, о чем мы хотим вам рассказать, является настоящим прорывом в области производства моторных масел», — так эмоционально начал представление нового продукта вице-президент Shell Lubric NTS Marketing Эндрю Хепхер. Заинтриговал Эндрю…

ОТ ИДЕИ ДО ОСНОВЫ

С точки зрения массового потребителя, моторные масла делятся на хорошие и плохие. Любая дорогая «синтетика» — это хорошо. А внутри линейки находящегося на слуху бренда — все масло масляное. Притом что инженеры-разработчики подобных продуктов готовы часами рассказывать о нюансах процессов. И специалисты Технологического центра концерна Шелл, находящегося в Амстердаме (всего концерн имеет 6 подобных центров), исключением не являются. А что касаетсясамой работы, то ежегодно концерн Шелл инвестирует в научно-технические разработки более $1 млрд. Столь высокие инвестиции — вещь во многом вынужденная. Считается, что к середине текущего века спрос на энергоносители вырастет вдвое. А чем больше будет использовано энергоносителей, тем больше будет выбросов в атмосферу. Поэтому в концерне Шелл взят курс на использование новых, более чистых источников энергии. Так, в поисках тех самых источников, более пристальное внимание было обращено на природный газ. И это не сиюминутное изменение вектора. Еще в 1970-х годах в концерне Шелл начались работынад технологией Gas-To-Liquid («газ в жидкость»), сокращенно GTL. Это было реакцией производителей на нефтяной кризис на Ближнем Востоке. Но тогда, на лабораторном уровне, удавалось производить лишь несколько граммов базового масла в день. Десять лет спустя была построена пилотная установка и оптимизирован процесс превращения природного газа в жидкие углеводороды с использованием катализаторов. Реальность коммерческого использования этой революционной технологии была доказана в 1990-х, когда в Малайзии была запущена первая промышленная установка концерна, работающая по технологии GTL. А в 2012 году в Катаре введен в строй крупнейший завод Pearl GTL. Сегодня концерн Шелл выводит на рынок новую линейку полностью синтетических моторных масел, но речь в амстердамском Технологическом центре шла не столько о готовом продукте, сколько о базовом масле, произведенном по уникальной технологии Shell PurePlus. Технология действительно уникальная: буквально каждый шаг разработки был запатентован, и на выходе готового продукта в концерне Шелл насчитали более 3500 патентов только по этой теме. А что касается столь пристального внимания к базовым маслам, то в этом нет ничего удивительного — в формуле современных высококачественных масел 90 % составляет именно «база».

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

«Если вы услышите сигнал тревоги, следуйте моим указаниям», — технолог лабораторной установки, работающей по процессу GTL, начал с инструктажа по технике безопасности. Вообще, вопросам безопасности в Технологическом центре уделяется особое внимание. А затем был урок химии, преподанный в столь популярной форме, что так и хотелось спросить: а почему конкуренты не додумались до подобного процесса? Правда, тут же вспомнилась и 40-летняя история разработок концерна Шелл… Что же касается самого принципа процесса GTL, то все начинается с подачи в установку природного газа метана и кислорода (преимущество газовых ингредиентов состоит и в том, что в метане нет примесей, характерных для сырой нефти), после чего происходит этап газификации с производством синтез-газа, представляющего собой смесь монооксида углерода и водорода. Затем синтез-газ поступает в реактор, где при посредстве катализатора происходит синтезирование жидких углеводородов (процесс синтеза Фишера — Тропша). На выходе из реактора жидкость при температуре окружающей среды превращается в воскообразную массу, имеющую длинную молекулярную цепочку. Следующим процессом в цепи GTL является гидрокрекинг, в результате которого та самая длинная цепь углеводородов делится на более короткие цепочки, представляющие собой разные фракции: собственно базовое масло, дизель, керосин и т. п. Побочными продуктами производства могут быть и моющие средства, и «исходники» для производства пластика, и материалы для косметической промышленности… Преимущество подобного процесса еще и в том, что здесь можно избирательно, на молекулярном уровне, определять качественный состав продукта. «Качество базового масла является ключом и к качеству конечного продукта, — говорит Селда Гюнсел, возглавляющая отдел технологий. — Базовое масло, произведенное по нашей технологии Shell PurePlus, обладает высокими качествами из-за химического состава, созданного на молекулярном уровне. Оно очень стабильно как при крайне высоких, так и при очень низких температурах, отличается низкой летучестью. Добавив к нему наши запатентованные активные присадки, мы получили полностью синтетическое моторное масло Helix Ultra, изготовленное с использованием технологии Shell PurePlus, обладающее прекрасными качествами по защите от износа и очистке самых мощных на сегодняшний день двигателей. Есть и еще одна причина, по которой мы столь тщательно работаем над качеством масел: чем выше их свойства, тем большей экономии топлива мы можем добиться. С нашей линейкой Helix Ultra с технологией Shell PurePlus мы рассчитываем снизить этот показатель на 3 %. Скажете, немного? Но если учесть, сколько автомобилей ездит по нашим дорогам, цифры будут впечатляющими».

Тестовый мотор после использования маcла Shell Helix Ultra с технологией PurePlus


Слева — прозрачное базовое масло из газа, дальше 2 баночки с «базой» из нефти, присадки и справа — готовый продукт Shell Helix Ultra

НА ГРАНИ

Говоря о «самых мощных на сегодняшний день двигателях», Селда Гюнсел не погрешила против истины: еще в 1930-х годах началось сотрудничество концерна Шелл и Энцо Феррари, а когда в 1947 году с производственной линии фабрики в Маранелло сошли первые Ferrari, в их двигателях было масло Shell. И сегодня связи Шелл и Ferrari неразрывны, включая совместную работу в «Формуле-1». Посещение Технологического центра в Амстердаме проходило накануне Гран-при Испании, поэтому вопросы, задаваемые Марку Уэкаму, возглавляющему отдел, занимающийся разработкой «спортивных» масел, в большей степени были посвящены «королевским гонкам». Смысл своей работы в «Формуле-1» Марк сформулировал кратко: «Достичь победы, соблюдая все правила и технические требования». Что же касается разработки масел для двигателей, работающих на грани возможностей, то здесь особых трудностей для своего отдела Марк Уэкам не видит: «Мы были на сто процентов готовы к работе в условиях новых технических требований 2014 года. Турбированные моторы? У нас накоплен большой опыт по работе с такими двигателями. Высокие обороты? Еще в прошлом году двигатели «раскручивались» до 18 000 об/мин, а сейчас они достигают порядка 12 500… Действительно, производители моторов нередко ставят перед нами новые задачи, но мы с этим справляемся, так как всегда стараемся работать на опережение, прогнозировать тенденции. Более трудной задачей я считаю работу в условиях инноваций мощных двигателей дорожных автомобилей Ferrari и Maserati, еще одного партнера концерна Шелл. Здесь надо учитывать, что владельцы этих машин используют их не только на гоночных треках, но и для повседневной езды. И масло должно сохранять свои характеристики отнюдь не для 300 километров дистанции гонок «Формулы-1». Главное в том, что масло и для обычных машин, и для болидов «Формулы-1» не должно иметь компромиссов».

НА ПРОМЫШЛЕННОМ УРОВНЕ

В своем выступлении Селда Гюнсел много говорила о новых тенденциях в разработке масел, но закончила его фразой: «Одного новаторства недостаточно — нужно вывести разработки на коммерческий рынок. И практическое применение разработанного нами продукта является важнейшим компонентом». Подтверждением этих слов Селды является завод Pearl GTL, построенный два года назад в Катаре, промышленная установка GTL которого может производить в год 1 млн тонн базового масла. Это значит, что в год можно заменить масло в 250 млн двигателей. Снабжается завод природным газом из второго по величине месторождения, находящегося в 40 км от Катара, а восемь кислородных установок (самые крупные в мире) получают кислород из воздуха со степенью очистки 99,5 %. Вообще, рассказывая о заводе в Катаре, сотрудники концерна Шелл любят оперировать цифрами. Площадь, которую занимает завод, — 1,5 км х 1,5 км, а в заключительной стадии строительства там работало более 50 000 рабочих из 50 стран. Количества стали, использованной при строительстве, хватило бы для постройки десяти Эйфелевых башен, бетона было использовано в два раза больше, чем ушло на строительство самой высокой в мире башни в Дубаи… Но это уже так, к слову.
 
Поршень двигателя, в котором использовалось масло с технологией Shell PurePlus, после 100 000 км пробега. На днище лишь следы горения топлива. Других отложений нет

Автор: Станислав Шустицкий
Фото: автора и SHELL

Источник: Российский автомобильный журнал «5 Колесо»

podshipnik-servis.ru

Моторное масло из газа — новинка среди смазок

Разновидностей моторных масел в современном мире автомобилистов существует очень большое количество. Масло, полученное путём органического синтеза, считается дорогим и качественным. Минеральная смазка, которая появляется на свет из переработанных и очищенных нефтепродуктов, более дешёвая, а по качеству уступает синтетике и полусинтетике. Но совсем недавно, благодаря усилиям кампании Shell Lubric NTS Marketing, был сделан прорыв в масляной индустрии, и было создано масло из газа.

Краткая история возникновения масла из газа

Учитывая тот факт, что требования и спрос к энергоносителям увеличивается каждый год, концерн Shell решил обратить всё внимание на поиски новых масляных продуктов, которые по стоимости будут намного меньше предыдущих, при этом, не теряя своих качественных характеристик. Бюджет научных разработок в данной сфере составляет 1 млрд. долларов.

Обязательно посмотрите видео:

При разработке смазочной жидкости на основе природного газа основной уклон делался на уменьшение вредных веществ выбрасываемых в атмосферу. Идеальным сырьём для получения подобного продукта является именно природный газ, который раньше позволял получить всего несколько граммов готового к использованию продукта. После длительного промежутка времени, за который технология создания смазки из газа была усовершенствована, появилась возможность преобразования подобного сырья в жидкие углероды. Только на современном этапе, благодаря построенной пилотной установке, окончательный выход продукта составлял большое количество, которое можно внедрять на международный ранок. Еще в 2012 году был построен и введён в эксплуатацию завод, работающий по технологии Gas-To-Liquid (GTL) и на сегодняшний день концерн Shell начала поставку на рынок готового к использованию продукта.

Как происходит процесс создания масла?

Масло из газа появляется на свет благодаря несложному, но требующему дорогостоящей аппаратуры, химическому процессу. Сырьём для получения смазки служат 2 природных газа: метан и кислород: метан и кислород. Метан наиболее оптимален к использованию в подобном процессе, так как не имеет в своей структуре вредных примесей, которые более характерны для других нефтепродуктов.

Последовательность процесса:

  1. В установку подаётся определённое количество метана и кислорода.
  2. Происходит процесс газификации полученных веществ, что приводит к созданию синтез-газа.
  3. После этого, полученное вещество попадает в реактор, в котором в него добавляют необходимые катализаторы. Катализаторы позволяют запустить процесс синтеза жидких углеродов.
  4. На выходе из реактора, получившееся вещество некоторое время отстаивается при температуре окружающей среды. Данная температура меняет его структуру из жидкой в более воскообразную.
  5. Последним этапом всего процесса является гидрокрекинг. Это означает, что длинные углеродные цепочки расщепляются на более мелкие. Также этот процесс позволяет выбирать качество получившегося впоследствии продукта.

Преимущества масла из газа

maslo iz gazaМоторное масло на основе природного газа имеет постоянную структуру, позволяющую двигателю работать как при повышении температуры, так и при её понижении. Подобное качество особенно ценится при использовании в достаточно мощных двигателях, которые установлены, например, в гоночных автомобилях. Технология создания такого моторного масла не является достаточно дорогостоящей и позволяет запустить производство на постоянной основе.

Также технология Shell PurePlus позволяет увеличить экономию топлива на несколько процентов. Кажется, что подобное количество не способно принести ощутимой экономии, но постоянно увеличивающееся количество автомобилей в мире позволяет представить окончательные цифры.

Масло из газа доукомплектовывают необходимых комплектом присадок и уже сейчас на рынке представлено Helix Ultra созданное на основе Shell PurePlus и являющееся полностью синтетической смазочной жидкостью. Оно имеет прекрасные технические характеристики, защищает трущиеся детали двигателя от износа и позволяет делать его работу более продолжительной. Стоимость подобного продукта не сильно отличается от других синтетических масел, но имеет куда лучшие показания. Такое масло не оставляет на деталях двигателя какой-либо след и даже после нескольких тысяч километров пробега в моторе остаются лишь следы сгоревшего топлива.

Делать различия между обычными маслами и Helix Ultra можно уже сейчас. Описанные выше характеристики позволяют понять, что будущее стоит именно за смазочными жидкостями из газа. Использование подобной смазки позволит не только сохранить свои средства и не переживать за работу двигателя в автомобиле, но и внести свой вклад в чистоту окружающей среды.

pro-zamenu.ru

Масло из газа — Автоцентр.ua

Автомобильные масла и смазки совершенствуются такими же темпами, как и сами автомобили. Над чем сейчас работают инженеры масляных компаний? Ответ на этот и другие актуальные вопросы мы получили от специалистов компании Shell в рамках технофорума, прошедшего в Москве.

Автомобильные масла и смазки совершенствуются такими же темпами, как и сами автомобили. Над чем сейчас работают инженеры масляных компаний? Ответ на этот и другие актуальные вопросы мы получили от специалистов компании Shell в рамках технофорума, прошедшего в Москве.

Какие задачи сегодня приходится решать создателям масел?

Инженеры ведут разработки во многих направлениях. Это не только борьба за снижение выбросов углекислого газа (CO2) в атмосферу и экономию энергоресурсов, но и решение менее глобальных проблем – например, создание смазок для двигателей и других агрегатов, которые работают в иных режимах либо в их конструкции применены новые материалы. С внедрением в автомобили систем и деталей, которые хоть как-то влияют на работу двигателя, приходится совершенствовать присадки к маслам. Так, система Stop&go из-за частых остановок и запусков двигателя в городских пробках потребовала изменения состава пакета присадок, чтобы исключить повышенный износ мотора. Корректируются пакеты присадок и при внедрении в конструкцию двигателей алмазных покрытий, пластика, деталей из керамики. Масло при взаимодействии с такими поверхностями может вести себя иначе, поэтому разработчики ищут новую рецептуру присадок.

Где и как создаются современные масла?

Global SolutionsДля этого существуют специальные подразделения (у Shell – Global Solutions), в которые входят научно-технические центры в разных уголках мира. Они занимаются научными исследованиями, созданием смазочных материалов и предоставляют техническую поддержку по всему миру. В Global Solutions современные масла создаются по принципу «4D», который подразумевает четыре этапа – формулирование задачи, моделирование, разработку и испытания. На этапе моделирования характеристики масла определяют с помощью компьютерных моделей. При этом привлекаются не только уже опробованные технологии, но и инновационные решения, например, нанотехнологии. После разработки масла следует этап подробных испытаний по самым разным показателям.

Насколько актуальны новые масла в трансмиссии?

Сегодня изменяются конструкции коробок передач, в которых также все чаще используют заменители металла – пластики, эластомеры и т. п. Например, углеволокно, применяемое в синхронизаторах некоторых современных КП, позволило снизить вес конструкции и увеличить ресурс узла, однако для его работы необходимы масла со специфическими свойствами. Появляются и новые конструкции подшипников, работающих в несколько иных условиях, чем классические шариковые или роликовые. Поэтому инженеры совершенствуют масла и смазки для трансмиссии. Об этом стоит помнить тем, кто непосредственно занимается ремонтом автомобилей.

Будущее за синтетикой или за минералкой?

Запасов сырья для получения минерального масла осталось не так уж много, поэтому будущее все-таки за синтетическими маслами. Такое масло заметно снижает трение в гидравлических системах, что в итоге предоставляет множество преимуществ. Сегодня синтетическое базовое масло получают из природного газа в ходе многоступенчатых процессов. Через два года в Катаре запуcтят крупнейший в мире завод по производству синтетического масла и топлива.

Отличаются ли трансмиссионные масла для серийных авто и болидов Формулы-1?

Да, отличаются. Обусловлено это условиями работы агрегатов таких машин и их конструкцией. Например, в формульной продукции практически не уделяется внимание антикоррозионным свойствам и периодичности замены масла. Для трансмиссий болидов более важно снижение потерь на различного рода трение – поверхностное, гидравлическое. Последняя характеристика определяет так называемую эффективность масла. Ее улучшение на 0,3% позволяет получить дополнительную прибавку к мощности, равную 1 л. с. В то же время антикоррозионные свойства, как и периодичность замены – довольно весомые характеристики масел для серийных машин. Это требует применения иных пакетов присадок, более сбалансированных по различным свойствам. Тем не менее партнерство с автоспортом помогает инженерам создавать новые смазки.

Отличается ли чем-то масло, которое заливают в двигатель на сборочном конвейере?

Технологический форум Shell-2010На конвейеры может поступать масло с усиленным пакетом антикоррозионных присадок. Это позволяет повысить сохранность мотора при транспортировке автомобиля и его хранении на стоянках таможенных терминалов и продавцов. В розничной продаже такого масла нет из-за отсутствия потребностей.

Масляная практика

Допустимо ли в современные моторы заливать масла более старых классификаций?
Делать это не рекомендуется, так как современные двигатели изготавливаются с другими допусками, имеют иной температурный режим работы, в их конструкции применены новые материалы и т. д. Если масло не подходит для этих условий работы, значит, автовладелец не получит заложенные в мотор характеристики – ресурс, экономичность и экологичность.

Можно ли масло для современных грузовиков применять в моторах легковых автомобилей?
Нет, нельзя. Дело в том, что условия работы механизмов в этих моторах очень разные. Так, если в бензиновом 2,0-литровом двигателе на трение в клапанном механизме приходится 19% энергии, то в дизеле грузовика – всего 3%. Разное распределение по трению и в других механизмах мотора. В свою очередь, трение в этих механизмах бывает разных видов – есть жидкостное трение, для которого более важна вязкость масла, есть граничное, требующее специальных присадок, а есть комбинированное, для которого важны и вязкость, и присадки. Соответственно, для каждого вида трения подбираются вязкостные характеристики и присадки в требуемом количестве. Поэтому, используя в легковушке масло от грузовика, автовладелец повышает вероятность износа того или иного механизма.

Можно ли в современное масло добавлять дополнительные присадки, которые произведены с использованием нанотехнологий и имеются в розничной продаже?
Мы, как и другие производители данной продукции, отвечаем за работоспособность двигателя с маслом, которое разработано по определенной рецептуре под конкретный класс и имеет сбалансированный пакет присадок. Но если в такой продукт что-то добавили – за качество полученной смеси производители масел ответственности не несут.

Что делать, если относительно новый двигатель имеет повышенное потреб­ление масла?
При повышенном потреблении масла на угар рекомендуется применять более вязкое масло из списка допускаемых к использованию.

Юрий Дацык
Фото Shell

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.autocentre.ua