Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта
В этом году исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Мы не могли обойти эту знаменательную дату стороной: ведь Юрий Гагарин был не только профессиональным летчиком, но и заядлым автомобилистом
У первого космонавта планеты автомобилей было не так уж много, однако историй, связанных с ними, – хоть отбавляй. Например, главной автомобильной тайной Космонавта №1 по сей день остается легенда о его первом авто. Отдельные историки до сих пор утверждают, что свой первый автомобиль, да еще какой – длиннобазный седан «ЗиМ» ГАЗ-12 с шестицилиндровым мотором – Гагарин приобрел еще до своего полета в космос. Но эта легенда кажется сомнительной сразу по нескольким причинам. Во-первых, цитируемые «свидетели» почему-то постоянно «путаются в показаниях», описывая «первый автомобиль Гагарина». Во-вторых, нигде в архивах ГАИ записей о регистрации этого автомобиля на Юрия Гагарина не сохранилось. Ну и, наконец, элементарный здравый смысл не позволяет представить, зачем скромному в душе старшему лейтенанту Юре Гагарину, на руках у которого молодая семья, а впереди – полная опасностей космическая бездна, тратить свою, пусть даже огромную по советским меркам, зарплату за два с лишним года (!) на гигантский «членовоз», да еще и не имея при этом водительских прав. Скорее всего, «тайна гагаринского лимузина» объяснялась куда проще: возможно, будущий космонавт учился водить за рулем чьей-то машины (или машин, отсюда и расхождения свидетелей в моделях и цветах). По крайней мере, когда уже после возвращения с орбиты пришла пора в придачу к «космическим правам» получать еще и автомобильные, Человек планеты без проблем сдал экзамен на общих основаниях. «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры, – вспоминал позднее принимавший экзамен инспектор Н. И. Амелин. – Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…»
Поговаривают, что сразу после возвращения первого космонавта на Землю ему по разнарядке «дорогого Леонида Ильича», курировавшего в то время космическую программу, подарили небесно-голубой кабриолет «Чайка». Но судьба этого автомобиля так и осталась тайной. Если такой подарок и был сделан, то, скорее всего, носил условный характер и осел где-то в гараже особого назначения.
Служебную «Чайку», правда уже классическую – черную, на которой Гагарин будет ездить вплоть до своей трагической гибели весной 1968 года, покорителю космоса партия и правительство действительно предоставят, но это будет позже. На первых же порах первому космонавту планеты выделили персонального служебного «козла» ГАЗ-69 с водителем-сержантом из соседней авиачасти. Впрочем, Юрий Алексеевич не роптал. Тем более что вскоре у него в гараже появились сразу две «Волги» ГАЗ-21 с «красивыми номерами»: бежевая 12-04 юаг («12.04, Юрий Алексеевич Гагарин»), которую космонавт, видимо, приобрел сам, и черная 78-78 МОД с небесно-голубой отделкой салона, подаренная Совмином.
Последняя, правда, несмотря на спецсборку, почему-то постоянно ломалась, по крайней мере, до тех пор, пока во время очередного официального визита Гагарина на ГАЗ заводчане не поинтересовались у первого космонавта, доволен ли он машиной… Гагарин не стал разводить политес и честно ответил: «Доволен, но иногда возникают проблемы…» После этого всего за одну ночь горьковчане полностью перебрали гагаринскую «Волгу». И, судя по ежегодным поздравлениям от космонавта с Днем машиностроителя, которые приходили на ГАЗ вплоть до гибели Юрия Алексеевича, на этот раз Гагарин действительно остался доволен машиной. Сегодня этот автомобиль в стеклянном гараже входит в экспозицию Мемориального музея первого космонавта в г. Гагарине.
Но, пожалуй, самым знаменитым и скандальным автомобилем Юрия Алексеевича стала его первая и последняя иномарка – спортивное купе Matra-Bonnet Jet VS. Машину эту Гагарин впервые увидел в экспозиции авиационно-космического концерна MATRA (Mécanique Avion Traction) на выставке 1965 года во Франции. Matra, которая ради открытия автомобильного подразделения годом ранее приобрела компанию Rene Bonnet, как раз только запускала производство гоночных и спортивных авто. Всего четыре года понадобится фирме, чтобы в 1969-м выиграть чемпионат мира «Формулы-1» (до наших дней этот титул так и остается единственным для машин Ф-1, построенных во Франции). На то же, чтобы покорить сердце первого космонавта планеты, Marta хватило нескольких минут. Заметив интерес Гагарина к своему спорткару, французы тотчас отправили автомобиль в Москву, и по возвращении на родину во дворе французского посольства на ул. Димитрова первого космонавта ждал подарок – небесно-голубая Matra-Bonnet.
Увы, в полной мере насладиться автомобилем Юрий Алексеевич не смог. На свою беду в Париже, разглядывая свой будущий спорткар, Гагарин попал в кадр балканского фотокора, и вскоре один из югославских журналов опубликовал три снимка космонавта рядом с французской гоночной машиной, сопроводив их язвительным комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».
От гнева главного партийного идеолога СССР Михаила Суслова Гагарина тогда спас Николай Каманин. «Звонил Суслов, – значится в дневнике начальника первого отряда космонавтов от 5 октября 1965 г. – Он спросил, знаю ли я о статье. Я ответил, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная. Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов ему посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин. Суслов удовлетворился моим ответом, но посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран».
Естественно, о своем разговоре с Сусловым Каманин Гагарину рассказал. Неудивительно, что Юрий Алексеевич после этой выволочки ездил на Matra крайне редко, предпочитая не провоцировать лишний раз ЦК КПСС. Хотя скорость он, безусловно, любил. Несмотря на присущий ему природный такт, за рулем Гагарин, на тот момент знавший, что такое скорость, пожалуй, лучше всех на планете, порой позволял себе и полихачить. Несколько раз это приводило к авариям. Но Гагарин всегда вел себя достойно. К примеру, однажды в 1963-м он проскочил на красный, протаранив на перекрестке старенькую «Победу», но когда попытавшийся прикрыть космонавта инспектор ГАИ начал было составлять протокол на водителя «Победы», Гагарин сам признал свою вину и оплатил пострадавшему ремонт автомобиля. Впрочем, чему тут удивляться?! Вы же «знаете, каким он парнем был»!
Хочу получать самые интересные статьи
Все автомобили Гагарина — история в фотографиях — LiveJournal
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Легендарный автомобиль Гагарина — мы нашли его владельца — журнал За рулем
Этот ЗИЛ-111В знаменит на весь мир — машина везла Юрия Гагарина в Кремль после полета в космос. А потом… она простояла без дела в Армении 43 года.
Звездный час
Материалы по теме
14 апреля 1961 года внимание мировой прессы было приковано к московскому аэропорту «Внуково». Сюда пассажирский лайнер Ил-18 в сопровождении почетного эскорта истребителей доставил первого космонавта Земли Юрия Гагарина для встречи с высшим руководством СССР. На кадрах советской фото- и кинохроники: ковровая дорожка метров 100 длиной… звуки оркестра, исполняющего старинный авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»… небольшая трибуна у кромки взлетного поля… доклад Гагарина о выполнении задания Родины.
Первый летчик-космонавт СССР покидал аэропорт «Внуково» в сопровождении Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и его супруги. Во главе кортежа шел роскошный голубой кабриолет ЗИЛ-111В, украшенный цветами. Всю дорогу до Красной площади Юрий Гагарин ехал в салоне стоя — приветствовал толпы народа, желавшего увидеть первого человека, побывавшего в космосе… Собственно, на этом моменте упоминания о «том самом» ЗИЛ-111В в открытых источниках заканчиваются. Дальнейшая судьба машины, выполнившей свою главную миссию, мало интересовала общественность на протяжении почти шестидесяти лет. Возможно, автомобиль так бы и доживал век в тени минутной славы, но все решил случай.
Технические характеристики ЗИЛ-111В Производитель Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачева |
Возвращение легенды
В феврале в СМИ появились новости, что «автомобиль Гагарина» будет выставлен на торги. Мы связались с представителями аукционного дома и выяснили, что уникальный автомобиль действительно стал одним из лотов каталога. Стоимость автомобиля эксперты не уточняют, однако рассчитывают не на один миллион долларов США.
Пресс-служба аукционного дома «Литфонд»:«ЗИЛ-111В — редкая коллекционная модель. Автомобиль был изготовлен в 1960 году. Сборка осуществлялась вручную по заказу ГОН (Гаража особого назначения. — Прим. ред.) для проведения торжественных мероприятий. Всего таких автомобилей сделано 12 штук, судьба шести из них неизвестна. Данный экземпляр был вывезен из Армении и растаможен. Он находится в идеальном состоянии и почти не эксплуатировался». Выставленный на торгах автомобиль представляет интерес для коллекционеров не только благодаря своей истории. Под капотом элегантного кабриолета «не для всех» скрывается начинка из восьмицилиндрового V-образного движка объемом 6 литров и мощностью 200 л.с. (максимальная скорость 170 км/ч. —Прим. ред.). Даже в XXI веке это достойный показатель, которым может похвастаться далеко не каждая машина. Некоторые атрибуты ЗИЛ «перенял» у американских авто представительского класса середины 1950-х годов. В их числе рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, АКПП, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников, кондиционер. |
Любопытно, что на тот день, 14 апреля 1961 года, для встречи Юрия Гагарина с Никитой Хрущевым было подготовлено несколько автомобилей ЗИЛ-111В. Как пояснили «За рулем» в аукционном доме «Литфонд», такая практика актуальна для встреч на высшем уровне и по сей день — на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Вся подноготная
Материалы по теме
После поездки Гагарина автомобиль был предан забвению вплоть до 1964 года. Тогда, если верить рассказу владельца, по распоряжению Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, он был переправлен в Армению для встречи иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. С тех пор машина простояла в ГОНе почти 43 года, и все это время практически не использовалась — разве что «вывозили подышать» время от времени. Судите сами: автомобиль ни разу не красился, показатель одометра не превышает отметки 10 тысяч км, ЛКП почти в идеальном состоянии — ни сколов, ни царапин.
В 2007 году машину приметил нынешний владелец (он увлекается коллекционированием раритетных автомобилей. — Прим. ред.) и выкупил ее из ГОН в Армении.
Андрей Ковалев, нынешний владелец ЗИЛ-111В:
Изначально машину мне предложил купить мой партнер. Все детали в авто — оригинальные (в этом ЗИЛ-111В перешит разве что салон. — Прим. ред.). Повезло, что машина простояла 43 года в одном гараже и, по большому счету, не использовалась. Спустя 13 лет владения я просто решил продать ее — и все. Пусть теперь кто-нибудь другой пользуется. Для меня это не более чем элемент коллекции. Конечно, я выкатываю ее периодически из гаража, чтоб не ржавела на одном месте. Но так, чтобы разъезжать по улицам города, — нет. Это просто невозможно. Постоянное внимание обеспечено: все фотографируют, что-то кричат, свистят, руками машут… Ну, редкий автомобиль…
На момент публикации новый обладатель «автомобиля Гагарина» еще не появился. На последнем аукционе за машину не удалось выручить ту сумму, на которую рассчитывал собственник.
Фото: Елена Старикова, Валентин Черединцев/ТАСС, Эммануил Евзерихин/ТАСС
Автомобили знаменитостей. «Matra» Юрия Гагарина: mexanizm — LiveJournal
В преддверии Дня Космонавтики я решил написать об одной из самых загадочных иномарок, которая была в СССР, и принадлежала она Юрию Гагарину. Время от времени этот необычного вида спортивный автомобиль встречается на старых фото. Он своим видом удивлял людей и тогда, в 60-х, удивляет и сейчас.
Эта машина действительно очень редкая даже по мировым меркам, выпущенная небольшим тиражом. В СССР она, насколько мне известно, вообще была единственной. Точно известно, что машина эта была подарком Юрию Гагарину, а вот версий событий, предшествующих этому дару, есть как минимум, две.
По одной из версий, в ходе своего визита во Францию, космонавт посетил автосалон, среди экспонатов которого была Matra Bonnet Djet V. Машина так понравилась Гагарину, что у стенда с ней космонавт задержался надолго. Увидев такой интерес со стороны высокого гостя, управляющий компании Matra вручил ему ключи от машины. Вот только ни одного фото, подтверждающего эту версию нет, хотя такое значимое событие не могло пройти мимо объективов фотокамер мировых информагентств, того же LIFE, например…
Поэтому более правдоподобной, на мой взгляд, выглядит вторая версия. В ходе своего французского путешествия Гагарин посетил саму компанию Matra, которая занималась разработками в области авиации и ракетостроения.
Вот там он и увидел эту необычную машину, которая ему очень понравилась. Французы, увидев интерес советского космонавта к машине, действительно ему её подарили, организовав доставку этого подарка в СССР через посольство.
Кстати, эта машина изначально была разработана небольшой компанией Automobiles Rene Bonnet, которую в 1964-м, со всеми разработками, выкупила «Матра».
Небольшая техническая справка. Matra Bonnet Djet – спортивный автомобиль со стеклопластиковым двухместным кузовом, построенный на хребтовой раме. Двигатель объемом 1.1 литр имеет мощность от 70 до 95 л.с. Этой скромной (как для спорткара) мощности хватало, что бы разгонять машину до 170 км/час, огромная по тем временам скорость. Машина, кстати, имеет среднемоторную компоновку.
Коробка передач механическая, количество передач 4. Подвеска всех колёс независимая. Дисковые тормоза по кругу – вот это было новшество, в 1960-х у большинства легковушек, даже спортивных, тормоза были барабанными.
Гагарин редко ездил на французской машине, гораздо чаще его можно было видеть за рулем «Волги», о которой я писал ранее. Возможно, не хотел привлекать к себе лишнего внимания, машина то заметная, её светло – голубая раскраска была видна издалека, выделяясь на фоне однотипных советских машин, а партийные идеологи без особого восторга воспринимали такой подарок из стран «загнивающего Запада» советскому космонавту.
Известно, что до 90-х «Матра» была в Звездном Городке, после чего её выкупил литовский коллекционер, перевез в Каунас, где она точно была до 2011 года. Машину, кстати, там неоднократно пытались похитить. Где в данное время находится Matra Bonnet Djet V Юрия Гагарина, мне не известно. Пару раз встречал мнение, что она находится в США, в музее Лейна.
Там действительно есть аутентичный, такого же цвета автомобиль, но насколько мне известно, он долгое время, с 1980-х, находился в США.
В том музее, к слову, есть еще одна «Матра», гаражная находка, которая с 1970-х была не на ходу. Не знаю, восстановили её уже, или всё еще ждет очереди на реставрацию.
К слову, даже если не брать в расчет звездную славу первого владельца, эти «Матры» сами по себе машины редкие и дорогие, изначально стоили около 20 тыс. франков, общий тираж производства составил всего около 1.5 тыс. экземпляров.
А здесь можно прочитать о той самой «Волге».
Автомобили космонавта Юрия Гагарина
Увы, советский космонавт и успешный российский предприниматель 90-х годов, как говорят в Одессе, — две большие разницы. И если для одного личный парк из трех, пяти, а то и десяти автомобилей -норма, для другого это было недоступно. Само собой, Гагарину делали подарки. В том числе и очень дорогие. К примеру, автомобили. Но, сами понимаете, в бедной стране и космонавты должны быть бедными. Поэтому такого рода презенты сразу же «передавались государству». И все же без колес Юрий Алексеевич не остался. Более того, некоторые из этих «колес» представляли собой весьма занятные экземпляры.
А начиналось все еще до полета в космос. Первого питомца Гагарина звали ГАЗ-12, в просторечии — ЗИМ. Мягко работающий шестицилиндровый мотор со сдвоенным карбюратором, трансмиссия с гидромуфтой, передние барабанные тормоза с двумя ведущими колодками (впервые примененными в нашем автомобилестроении) и бесшумный гипоидный задний мост — довольно странная машина для старшего лейтенанта ВВС. Впрочем. Юрия Алексеевича всегда привлекали передовые технологии, где бы они ни применялись — в автомобиле, истребителе или космическом корабле. А ЗИМ, хоть и безнадежно устаревший по сравнению с западными аналогами, для СССР был весьма передовым автомобилем.
Но это было «до». А «после» — советское руководство все-таки расщедрилось и преподнесло космонавту № 1 нечто куда более продвинутое: легендарную «Чайку» ГАЗ-13. V-образная восьмерка мощностью 195 л.с., благодаря которой многотонная махина длиной 5.6 метра разгонялась до сотни за 20 секунд и развивала максимальную скорость 160 км/ч. Расход топлива — 21 литр на 100 км. Автоматическая коробка передач. гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов. 5-диапазонный приемник с автоматической настройкой. электрические стеклоподъемники и мощный отопитель. Что ж, по тем временам очень даже неплохо. И не суть важно, что в США все эти радости жизни — та же АКПП — появились куда раньше. Как не важно и то, что и внешне «Чайка» выглядела до боли знакомо. По крайней мере американцы наверняка узнали бы в ней что-то родное. Призрак плагиата, видимо, пожизненно будет висеть над российским автопромом. Но — не будем об этом.
ЗИМ, «Чайка»… Скучно, не правда ли? Или, вернее сказать, банально. Но один-единственный раз за всю — до обидного короткую — жизнь Гагарина партийные боссы решились-таки не экспроприировать один из подарков с Запада. И оставили Юрию Алексеевичу машину, которая заслуживает отдельного рассказа. Не знаем, насколько Гагарину была интересна экскурсия по цехам французской фирмы Matra, занимавшейся ракетно-космическими технологиями. Зато доподлинно известно, что его живейший интерес вызвала Matra-Bonnet Djet VS. Нет. это была не ракета. Всего лишь автомобиль. Но какой! Двухместная (а вернее — с формулой посадки 2+2) красавица была оборудована двигателем от Renault 8 Gordini крохотным (после «Чайки»-то!) объемом в 1.1л, который выдавал 70 л.с. Вроде бы мало, по крайней мере для спортивного автомобиля. Однако примечателен тот факт, что кузов Matra был изготовлен из стеклопластика, благодаря чему вес машины составлял всего 760 кг., разгон до сотни- 13.2 с, а максимальная скорость -173 км/ч! Лицензию на конструкцию автомобиля руководство Matra приобрело у французской фирмы Bonnet — именно она разработала двухместную спортивную машину с кузовом на раме хребтового типа. Двигатель и четырехступенчатая коробка передач располагались позади сидений. Все колеса имели независимую подвеску и дисковые тормоза. При базе в 2400 мм длина Matra-Bonnet Djet VS достигала 4200 мм, почти столько же, сколько и у «Москвича-408».
Французы по достоинству оценили интерес, проявленный Юрием Алексеевичем к их детищу. И когда он вернулся на родину, в Москве во дворе французского посольства его ждал подарок. Та самая Matra-Bonnel Djet VS небесно-голубого цвета. Интересна реакция товарища Суслова на поступок французской фирмы: он посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран…». По неизвестным причинам Юрий Алексеевич практически не эксплуатировал Matra: разве что пару раз прокатился на ней по улицам Москвы. А вплоть до своей гибели передвигался. как правило, на черной «Волге» ГАЗ-21. Но о ней — позже. Ибо дальнейшая судьба французского автомобиля как минимум небезынтересна.
После трагического случая, оборвавшего жизнь Гагарина, эту машину хранили в Звездном городке. Впрочем, до поры до времени. А точнее, до 90-х годов, когда коллекционер автомобилей из литовского Каунаса Кястутис Индзюлис купил Matra у вдовы космонавта. Дело было гак. На глаза Индзюлису попалась статья в российской газете, в которой рассказывалось о том. что некий московский автоклуб ищет спортивный автомобиль, принадлежавший Гагарину. Кястутис не стал откладывать дело в долгий ящик, купил билет и отправился в Россию -прямиком в гости к Валентине Гагариной.
Цель его визита, думается, понятна. Однако по рукам они ударили не скоро. Ораторский дар литовца сделал свое дело лишь после нескольких посещении: вдова Юрия Алексеевича боялась, что Matra в скором времени будет перепродана и кто знает, в какие руки она попадет? Как сложится ее дальнейшая судьба? Честь и хвала Индзюлису — машину он не продал. И не только не продал, но и полностью отреставрировал. Желающих обзавестись этой красавицей было, есть и будет немало. Ведь данную модель выпускали всего лишь два года — с 64-го по 65-й. Сколько живых экземпляров осталось в мире? Неизвестно.
Именно поэтому с полной уверенностью можно сказать, что Matra доставляет своему хозяину немало хлопот. Нет, отнюдь не в техническом плане: гараж, в котором находится машина. уже пять раз пытались вскрыть. Слава богу. не получилось. В этом есть и заслуга Кястутиса: он установил дорогостоящую сигнализацию и. кроме того, нанял ночного сторожа.
Но вернемся к последнему автомобилю Юрия Алексеевича. На данный момент он находится на территории музея первого космонавта. Говорят, Гагарин был весьма аккуратным водителем и, хоть и любил скорость, превышал ее редко. Да и выпивши за руль не садился. Верим. Однако на музейной «Волге» от времени кое-где потрескалась краска, благодаря чему видны зашпаклеванные после аварий места. Как же так? А вот так. Именно с этой «Волгой» связана уже вошедшая в фольклор история.
Трудно сказать, насколько часто Юрий Алексеевич нарушал ПДД, но в тот день он действительно проехал на красный свет. В результате чего благополучно въехал в старенькую «Победу». Люди, к счастью, не пострадали. А вот машины — изрядно. Подлетевший к месту аварии милиционер, само собой, узнал легендарного космонавта, отдал ему честь и заверил, что накажет виновного. Пенсионер, хозяин «Победы», гоже улыбался, и неудивительно — ведь его авто разбил не кто-нибудь. а сам Гагарин… Доблестный милиционер остановил попутную машину и попросил владельца довезти Юрия Алексеевича туда, куда ему нужно. Но космонавт как уехал, так и вернулся. Дабы увидеть, как вершится «справедливость»: естественно, крайним оказался дедуля, проехавший на зеленый. Говорят, Юрнй Алексеевич восстановил справедливость. Так ли оно было на самом деле и произошла ли эта история в реальности, уже не узнать. Единственное, что можно сказать: эта боевая «Волга» была последним автомобилем космонавта № 1…
Юрий Гагарин и его автомобили (28 фото)
Совсем недавно — 12 апреля, весь мир отмечал 54-ю годовщину с даты первого полета Гагарина в космос, так что есть хороший повод вспомнить о кумире миллионов.
Юрий Алексеевич Гагарин стал первым в мире человеком, совершившим космический полет. Скромный советский парень моментально превратился в главную «звезду» отечественных и западных СМИ и считался самым желанным гостем правительств и крупных компаний всех стран мира. Такой статус предполагал огромное количество наград, почетных званий и дорогих подарков. Среди последних были и автомобили.
Торжественное вручение Matra Гагарину:
В 1965 году, во время посещения известной французской ракетно-космической фирмы Matra, которая в те времена также занималась выпуском автомобилей, Юрию Гагарину приглянулся компактный спорткар Matra-Bonnet Djet V. Машина представляла собой легкое (снаряженная масса 660 кг) 2-местное купе с элегантным пластиковым кузовом, новаторской среднемоторной компоновкой, дисковыми тормозами на всех колесах и спартанским салоном.
Цветное рекламное фото Matra Djet V 60-х годов:
Под капотом французской «ракеты» находился 1,1-литровый двигатель от малолитражки Renault 8. 70-сильный мотор разгонял небольшую машину до внушительных 173 км/ч. А первую «сотню» купе разменивало за 13,2 секунд.
Девушки были в восторге от диковинного спорткара
После возвращения из всемирного турне, космонавта пригласили в посольство Франции и под овации журналистов и сотрудников дипломатической миссии вручили ключи от того самого купе — новенькой Matra-Bonnet Djet V небесно-голубого цвета.
Каждая поездка на Matra дарила улыбку.
На дорогах СССР подобное авто воспринималось сродни «летающей тарелке», поэтому, чтобы не привлекать излишнего внимания, Гагарин пользовался диковинным спорткаром крайне редко: по некоторой информации — всего несколько раз. После трагической гибели космонавта в 1968 году, «звездная» Matra-Bonnet Djet V довольно долго находилась на задворках Звездного городка, а позже ее приобрел литовский коллекционер Кястутис Индзюлис, который выкупил машину у жены Гагарина — Валентины.
Редкое явление на улицах СССР:
Примечательно, что именно в год смерти космонавта (1968-й) модель Djet V была снята с производства — на смену ей пришла более продвинутая Matra 530.
Гагарин на Смотре)))
Легендарный космонавт был заядлым автомобилистом и водил не только французское спорт-купе.
Гагарин заправляет свою личную Волгу
Машина в экспортном исполнении — с хромированной окантовкой стекол
Гагарин с дочерью на фоне ГАЗ-21
А это Юрий Алексеевич заглядывает под капот служебной Волги
Такси в космос заказывали?))
Гагарин рядом с Волгой во время визита в Норвегию: март 1964-го года
Юрий с семьей гостит у родителей
Все в порядке. Поехали!
Очередная служебная Волжанка
Одна из последних известных фотографий Гагарина рядом со своей машиной
Matra-Bonnet Djet V Гагарина: еще один редкий снимок
Просто очень крутое фото
В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии: в качестве парадной машины использовался помпезный Rolls-Royce Silver Cloud-II
Роскошный британский кабриолет щеголял именным номером YG 1
Владимир Комаров, Юрий Гагарин и Константин Феоктистов приветствуют парижан
Юрий Алексеевич Гагарин – капитан хоккейной команды космонавтов НАШИ, на заднем плане — автобус ЛАЗ-695Б
Гагарин и фотограф Юрий Абрамочкин на фоне ЗИС-110
Прага приветствует Юрия Гагарина на кабриолете ЗИС-110В
Автомобили Гагарина, правда и вымысел — Гагарин Ю.А. — Каталог статей
Юрий Алексеевич Гагарин, кроме страсти к полетам, имел еще одну – естественно, это автомобили, и все, что с ними связано. Первый летчик-космонавт, как говорят очевидцы, хотя сподручнее себя чувствовал в кабине реактивного истребителя, тем не менее, очень любил полихачить на дорогах за рулем авто. К правилам дорожного движения Герой Советского Союза относился достаточно либерально – в прочем, могло ли быть иначе? Гагарин – человек, для которого безусловным был лишь долг к Родине, а все правила (писанные и не писанные) для него существовали условно. Учитывая, что автомобили в середине XX-го столетия не оборудовались практически никакими средствами безопасности, Юрий Алексеевич чудом не пострадал в нескольких автомобильных авариях.
К чести первого космонавта, он вел себя достойно в отношении других участников ДТП, пострадавших от его лихачества. Так, когда подоспевший работник автоинспекции (безусловно, узнавший в скромном гражданине Летчика-космонавта СССР) взялся составлять протокол на владельца протараненной майором Гагариным на перекрестке старенькой «Победы», легендарный пилот вмешался, признал свою вину, и взял на себя все расходы по восстановлению пострадавшего в аварии автомобиля.
Случай этот, оставшийся без внимания прессы и хроникеров, тем не менее, характеризует героя с наилучшей стороны, с точки зрения человечности.
Итак, ниже приведем описание нескольких автомобилей, вошедших в историю (или порожденных досужими домыслами), как машины Гагарина Юрия Алексеевича.
ГАЗ-12 «ЗИМ»
(а был ли он – первый автомобиль космонавта?)Достаточно странно и необычно для большинства представителей поколения нынешнего, и вполне привычно для современников Гагарина то, что старший лейтенант военной истребительной авиации и член особого отряда космонавтов до космического полета… вообще не имел прав на управление моторизованным наземным транспортом! Тем не менее, по неподтвержденным документально данным, ведомый страстью к автомобилям пилот влез в огромные (по меркам молодого офицера) долги, чтобы приобрести авто своей мечты – представительский ГАЗ-12 «ЗиМ».
Однако, кроме самого факта отсутствия водительского удостоверения у будущего космонавта, наличие автомобиля именно данной модели ставят под сомнение также и очевидцы, путаясь в показаниях. Так, кто-то утверждал, что речь шла о ГАЗ-13 (то ли седане, то ли кабриолете). История регистрации данного авто не сохранилась.
Персональный ГАЗ-69
«Козлик» и ведомственный ЗИЛ-111В «Чайка»После легендарного полета корабля-спутника «Восток» Юрий Алексеевич становится майором и командиром отряда космонавтов – ему выделяют положенный по должности старшим офицерам брутальный внедорожник ГАЗ-69 (с персональным сержантом-водителем). Все дело в том, что Партия и Правительство, очевидно полагая, что командирский «Козлик» для человека такого масштаба не подойдет, для участия в торжественных мероприятиях (парадах, шествиях, митингах и проч.) предоставило Военному летчику-истребителю первого класса и Заслуженному мастеру Советского спорта роскошный ЗИЛ-111В – кабриолет небесно-голубого цвета. Именно на этом авто Юрий Алексеевич был запечатлен журналистами со всего мира.
Однако надо отметить, что лично Никитой Хрущевым был решен вопрос премирования первого космонавта за успешно выполненное задание на орбите – кроме денежной премии, государство планировало выделить пилоту квартиру и личный автомобиль. Накануне вручения, военное командование в приказном порядке отправило Гагарина получать «корочку» на управление авто в ДОСААФ, где он на общих основаниях сдал квалификационный экзамены с оценкой «отлично».
Личные машины Героя – ГАЗ-21 «Волга-II» и ГАЗ-21УС «Волга-III»
Подаренная Советским Правительством (вполне заслуженно, с учетом роли Ю.А. Гагарина в мировой истории) черная «Волга» ГАЗ-21 с красивым госномером «78-78 мод». Этот автомобиль по сей день находится в музее г. Гагарин под стеклянным куполом – более полувека экскурсантам демонстрируют машину, на которой Гагарин ездил всего-то несколько недель. Эта машина оказалась настоящей жертвой халатности сборщиков Горьковского завода – поломки начались через десять дней после начала эксплуатации. За несколько дней бесконечных ремонтов машины первого космонавта руководством автомобильного завода было принято решение о замене более половины комплектующих, включая двигателя с коробкой передач в сборе и заднего моста.
Собственно, на этом активная эксплуатация машины была завершена – не желая испытывать судьбу, Юрий Алексеевич приобрел за собственные средства новую экспортную модель «Волги» ГАЗ-21УС (государственный номерной знак – «12-04 юаг») куда более скромного бежевого цвета, однако с множеством пафосных хромированных элементов. Большинство поездок частного характера Гагарин совершал именно на этом автомобиле.
Любимая машина первого космонавта – Matra-Bonnet Jet VS
Сердце первого космонавта во время визита в Париж 1965-го года оказалось несвободным. Причем, он потерял покой не из-за женщины, не из-за французской кухни, Лувра или Версаля – Ю.А. Гагарин влюбился в… автомобиль! Воплощениемэтогочувствасталазнаменитаязарубежомфотосессия «My name is Commander Shepard, and this is my favorite store on the Citadel». По приезду на Родину Юрию Алексеевичу торжественно вручили ключи от Matra-Bonnet Jet VS – машина смотрелась на улицах Москвы просто фантастически (настоящий «звездолет на колесах»!) на фоне произведений скромного отечественного автопрома, да и характеристиками обладала незаурядными. При объеме двигателя 1,1 литр, мощность составляла 80 л.с., а максимальная скорость – до 172 км/час!
Ездил Герой Советского Союза чаще, тем не менее, на бежевой «Волге», так как появление его в общественных местах (и без того вызывающее восторг) на невиданном спорткаре просто эпатировало публику – от школьника до седовласого старца. Впоследствии, после гибели первого космонавта, с легкой руки советских номенклатурщиков легендарное авто загадочным образом перекочевало в одну из частных коллекций. Ходят слухи, что в настоящее время машина находится в Прибалтике.
Российский автомобильный номер т001мр 77-й регион забронирован за Юрием Алексеевичем Гагариным посмертно. В Союзе ССР за космонавтами была закреплена серия «ммо». Цифры «космических» номерных знаков означают порядковый номер пилота, побывавшего на орбите.