Машина амфибия военная – ГАЗ-46, описание и характеристики амфибии, особенности конструкции и принципы консервации, МАВ

Боевые амфибии морской пехоты

Высадка морского десанта на побережье является одним из самых сложных видов операций в современную военную эпоху. Сложность состоит в согласовании всех различных компонентов высадки десанта так, чтобы операция прошла очень гладко и точно. Современная высадка морского десанта объединяет ряд действий, таких как поддержка с воздуха, обеспечение корабельной артиллерией, специализированной техникой, к примеру судами на воздушной подушке, а также личный состав, прошедший подготовку к десантированию, включающую тщательное планирование и подготовку всех участвующих компонентов.

Нападение с моря является одним из компонентов высадки десанта, который был несколько упущен из виду большинством вооруженных сил в последние годы. Это произошло потому, что только несколько армий могут похвастаться силами морской пехоты, и даже многие из тех, кто ими располагают, имеют их лишь в небольшом количестве. Таким образом, необходимость иметь специальные амфибийные средства нападения находится несколько ниже в списке приоритетов по сравнению с обычными активами, такими как танки, фрегаты и истребители.

Многие из бронированных машин, находящихся в настоящее время на вооружении вооруженных сил во всем мире, имеют ограниченные амфибийные возможности. Однако большинство этих бронемашин и не создавались для преодоления больших водных преград или для высадки с корабля своим ходом. Большинство бронетехники использует свои собственные гусеницы или колеса для обеспечения движения в воде, и только немногие из них оснащены более эффективными средствами, такими как винты или водометы. Статья рассмотрит ряд современных боевых амфибий, находящихся в эксплуатации и в стадии разработки.

Экспедиционная Боевая Машина General Dynamics

Экспедиционная боевая машина (Expeditionary Fighting Vehicle -EFV) — это амфибийный десантная машина от General Dynamics. EFV, ранее известная как продвинутая боевая амфибия (Advanced Amphibious Assaul Vehicle -AAAV), предназначена для замены AAVP7-A1, состоящей в настоящее время на вооружении Корпуса морской пехоты США, а также некоторых зарубежных армий. EFV спроектирован так, чтобы достичь нескольких важных характеристик, а именно высокой скорости на воде, хорошей проходимости по пересеченной местности, а также соответствующей огневой мощи для поддержки десанта. EFV может быть высажен с корабля на расстоянии 20-25 морских миль в открытом море и способен транспортировать экипаж из трех человек и 17 готовых к бою морских пехотинцев. Амфибия способна развить скорость в три раза выше, чем AAVP7-A1. Благодаря своей высокой скорости, хорошей огневой мощи и защите EFV обеспечит Корпус морской пехоты США элементами гибкости и тактической внезапности, что очень важно для завоевания доминирования в бою. Ее хорошая мобильность на пересеченной местности также гарантирует, что EFV может поддерживать десант далеко за рамками первоначального плацдарма и принять бой в глубине обороны противника.

Боевая машина оснащена выдвижной гидропневматической подвеской, двумя водометными силовыми установками и может двигаться со скоростью до 72 км/ч на суше и 46 км/ч в воде. EFV оснащена 30-мм пушкой Bushmaster Mk 44 в качестве основного оружия и 7,62-мм пулеметом в качестве вспомогательного. Боезапас — 600 30-мм выстрелов и 2400 7,62-мм патронов. Боевая машина способна противостоять 14,5-мм пулям и осколкам 155-мм артиллерийских снарядов. EFV в настоящее время (2008 г) находится на стадии разработки для Корпуса морской пехоты США, а начальное производство начнется в 2011 году (прим. профессора: Поставки машины были запланированы на 2015 год. Тем не менее 6 января 2011 года министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) объявил, что он рекомендует закрыть программу EFV, несмотря на уже потраченные $3 млрд из запланированных $15 млрд)

Боевая амфибия AAV7A1 от BAE Systems

AAV7A1 является проверенной боевой амфибией, разработанной отделом наземных систем BAE Systems. AAV7 была впервые представлена в 1984 году. Машина очень прочная и имеет очень хорошую подвижность для транспортировки войск и грузов с судна на берег. Семейство машин AAV7A1 включает командную машину AAVC7A1, БМП AAVP7A1 и эвакуационную машину AAVR7A1. Торсионная подвеска AAV7A1 и два водомета производительностью 0.9 кубических метра в минуту позволяют машине развивать крейсерскую скоростью 13 км/ч, а также преодолевать трехметровые волны как со стороны берега, так и со стороны моря. На суше машина может развивать скорость 72 км/ч. AAV7A1 оснащена автоматическим 40-мм гранатометом Мк-19 и пулеметом калибра 12.7мм.

В 1998 году BAE Systems была выбрана для участия в программе повышения надежности, готовности и ремонтопригодности RAM/RS AAV7A1. Роль BAE Systems заключалась в обеспечении производства, материально-технической поддержки в производстве и конструировании модифицированных корпусов для тыловых баз Корпуса морской пехоты США. Улучшения AAV7A1 претерпели подвеска Bradley, более мощный 525-сильный дизельный двигатель с турбонаддувом и трансмиссия. Увеличенная общность с БМП Брэдли позволяет улучшить ремонтопригодность RAM/RS AAV7A1. До осуществления программы модернизации AAV7A1 была оснащена дизельным двигателем V-8 с турбонаддувом мощностью 400 л.с. Амфибия AAV7A1 в настоящее время состоит на вооружении ряда морских подразделений по всему миру, включая Корпус морской пехоты США, морских пехотинцев Королевства Таиланд, Испании, Республики Корея, итальянских полков Lagunari и San Marco.

Piranha IIIC компании MOWAG

Боевые амфибии морской пехоты

Piranha III семейства Piranha производства швейцарской компании MOWAG GmbH является одной из самых популярных бронемашин, в настоящее время стоящих на вооружении. Она обладает модульной конструкцией, передним расположением силовой установки, центральным расположением трансмиссии и большим полезным объемом в задней части для размещения огневой установки, пехоты и грузов. Функциональность всей линейки машин идентична и включает в себя амфибийные возможности. Piranha IIIC является полностью амфибийной версией Piranha III, предназначенной для морских операций.

Она имеет хорошую подвижность на пересеченной местности, обладает независимой подвеской колес со спиральными пружинами, поворотными передними осями и задними торсионами. Также имеет два винта для передвижения на воде, способна перемещаться со скоростью до 100 км/ч на суше и 10 км/ч на воде. На Piranha IIIC установлена 25-мм пушка M242 с тепловизионным прицелом в качестве основного оружия и спаренный 7,62-мм пулемет как дополнительное оружие. Боекомплект состоит из 240 25-мм снарядов и 400 7,62-мм патронов. Машина может вести огонь на ходу на суше и на воде, также оснащена восемью 76-мм дымовыми и осколочными гранатометами. Десантный комплект включает в себя систему охлаждения морской водой, водоотливной насос, закрывающимися жалюзи двигателя, автоматическое управление лопаток и двойных рулей. Piranha IIIC была заказана для испанской и бразильской морской пехоты.

Испанцы заказали партию из 39 машин, состоящую из двух частей (18+21), машины были произведены в Кройцлинген (Швейцария) и будут поставляться с 2009 по 2014 год. Бразильская морская пехота заказала 12 машин в двух партиях (7+5), о чем было объявлено 7 декабря 2007. Корпус морской пехоты США использует легкий бронированный автомобиль (Light Armoured Vehicle-LAV), основанный на машине семейства Piranha. Так, в феврале 2006 года General Dynamics получила контракт на производство 157 LAV-A2 в шести различных вариантах для Корпуса морской пехоты США. LAV-A2 представляет собой обновленную версию серии LAV, которые находятся в эксплуатации с 1980 года. LAV-A2 отличается модернизированной подвеской, приспособленной для несения усиленной брони, а также системой автоматического пожаротушения для защиты экипажа. Первые поставки LAV-A2 были осуществлены в Октябре 2007.

Боевая амфибийная машина экспедиционных сил ACC/E

Боевые амфибии морской пехоты

Lockheed Martin и Gibbs Technologies договорились о совместной разработке семейства новых высокоскоростных амфибий. Военизированные высокоскоростные амфибии (High Speed Amphibian-HSA) основаны на технологиях, используемых Gibbs Technologies при разработках парка прототипов амфибий для гражданского сектора, в том числе Gibbs Quadski — амфибии вездехода, Gibbs Humdinga — полноприводного вездехода и Gibbs Aquada — трехместного спортивного автомобиля. Lockheed Martin и Gibbs Technologies разрабатывают три новых концепции амфибий: боевую амфибийную машину экспедиционных сил (ACC-E), боевую речную машину (ACC-R) и акваквадрацикл Terraquad.

Две концепции, похоже, будут в состоянии выполнить роли боевых амфибий. Это шестиметровая четырехколесная амфибия ACC-E, способная развивать скорость 128 км/ч на суше и 64 км/ч на воде, и ACC-R, шестиколесная десятиметровая амфибия, способная развивать скорость 112 км/ч на суше и 64 км/ч на воде. Корпус спроектирован как аэродинамический в дорожном режиме и гидродинамический в морском. Военная версия будет иметь возможность работы в сети для обмена и распространения информации с бортовых и дистанционных датчиков. Машина будет в состоянии вместить разнообразные системы вооружения в зависимости от конкретных требований заказчика. Одной из уникальных особенностей ACC-E и ACC-R является возможность перехода в конфигурации вода-земля или земля-вода за пять секунд. Эта функция крайне важна во время прибрежных, речных или морских специальных операций.

Боевые амфибии морской пехоты
Боевые амфибии морской пехоты

Gibbs Technologies была основана в Новой Зеландии в 1996 году, а первоначальная концепция амфибии была представлена вскоре после этого, в 1997г. и 1998г. в Детройте. В 2006 году Gibbs Technologies выиграла контракт Министерства обороны США, а в феврале 2007 года компания объявила, что они договорились о совместной разработке семейства высокоскоростных амфибий для военных операций с Lockheed Martin. Машины в настоящее время находятся в стадии разработки.

Российские разработки

Боевые амфибии морской пехоты

Россия располагает рядом амфибийных бронемашин, состоящих на вооружении и предлагаемых на экспорт. Среди них БТР-90, БМД-3 и БМП-3.

БТР-90 — бронетранспортер, предназначенный для перевозки пехоты и грузов, а также для огневой поддержки на поле боя. БТР-90 оснащен независимой торсионной подвеской, способен развить скорость 100 км/ч на суше и 9 км/ч на воде. БТР-90 оснащен 30-мм автоматической пушкой 2А42 и системой противотанковых управляемых ракетных Конкурс-М в качестве основного оружия. В качестве дополнительного оружия БТР-90 оснащен 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 и 7.62-мм пулеметом ПКТ. Боекомплект состоит из 500 30-мм снарядов, четырех ракет, 400 30-мм выстрелов ВОГ-17М и 2000 7,62-мм патронов.

Боевые амфибии морской пехоты

БМД-3 является очень маневренной легкой бронированной гусеничной амфибией. Она может двигаться со скоростью до 70 км/ч на суше и 10 км/ч на воде. С точки зрения вооружения, эта машина имеет много общего с БТР-90. Как и БТР-90, БМД-3 оснащена в качестве основного оружия 30-мм автоматической пушкой 2А42 и противотанковыми управляемыми ракетами 9K113 или 9K113M (Конкурс-М). В качестве дополнительного оружия она оснащена 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17 и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Боекомплект составляет до 500 30-мм снарядов, четыре ракеты 9K113 или две ракеты 9K113M, 290 30-мм выстрелов ВОГ-17М и 2000 7,62-мм патронов.

Боевые амфибии морской пехоты

БМП-3 является одним из самых вооруженных бронетранспортеров, доступных сегодня на рынке. БМП может двигаться со скоростью до 70 км/ч на суше и 10 км/ч на воде. БМП-3 оснащена в качестве основного оружия 100-мм пушкой 2А70, также являющейся пусковой установкой противотанковых управляемых ракет и 30-мм автоматической пушкой 2А72. БМП-3 также оснащена тремя 7,62-мм пулеметами ПКТ. Боекомплект составляет 40 100-мм снарядов, восемь противотанковых управляемых ракет 9K117 Бастион, 500 30-мм снарядов и 2000 7,62-мм патронов. Машина может пересекать водные преграды при трехбалльном волнении и вести огонь из основного оружия при волнении моря в один балл. Вариант БМП-3Ф предназначен для работы на море и, как утверждают, обладает улучшенными мореходными качествами и плавучестью. Утверждается, что БМП-3Ф в состоянии оставаться на плаву в течение семи часов и может стрелять из своего основного вооружения при волнении моря в 2 балла. Греция заказала около 415-ти БМП-3М и 35 БМП-3Ф. Индонезия, как сообщается, разместила заказ на 20 единиц БМП-3Ф.

Китайские разработки

Боевые амфибии морской пехоты

Китай также имеет несколько моделей бронированных амфибий. ZBD2000 является плавающим бронетранспортером, который выглядит успешней, чем плавающий танк ZTS63A (тип 63А), состоящий в настоящее время на вооружении морской пехоты НОАК. Были определены его три варианта: модель, вооруженная 105-мм пушкой; модель, вооруженная 30-мм пушкой и противотанковыми управляемыми ракетами, и, наконец, невооруженная транспортная версия машины. ZBD97 — это еще одна разработка бронированной гусеничной амфибии, оснащенной башней в стиле БМП-3. Были изготовлены две версии, боевая машина пехоты с 100-мм и 30-мм пушками и бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Кроме новых моделей амфибий, НОАК также имеет несколько программ для обновления своего более старого парка БМП Тип 86 и Тип 63 с целю увеличить их десантные возможности.

Перспективы для стран Азии

Боевые амфибии морской пехоты

Ряд азиатских стран имеют береговую линию большой протяженности, что вызвало развитие собственной морской пехоты. Однако большинство этой морской пехоты оснащено устаревшей или почти устаревшей техникой, такой как БТР-50П, легкие танки ПТ-76, БМП LVTP-5 и LVTH-6. Некоторые, например Республика Корея и Королевство Таиланд, имеют в распоряжении морской пехоты относительно современные амфибии AAV7A1, но, как и в случае с принятием EFV Корпусом морской пехоты США, они также должны быть заменены или модернизированы в ближайшем будущем. Таким образом, современные амфибии, такие как EFV, Piranha IIIC и БМП-3Ф, будут иметь широкие перспективы в Азии в ближайшие годы, поскольку имеющиеся в распоряжении местной морской пехоты десантно-штурмовые средства уже не соооветствуют требованиям современной войны.

3 советские амфибии, которые мало кто помнит: picturehistory — LiveJournal

Когда-то автомобили-амфибии в глазах людей виделись транспортом будущего. По их поводу велись разговоры и часто в разных странах, в том числе и в СССР, производители экспериментировали в создании подобных плавающих автомобилей. Но у нас применение такому транспорту дальше военного не зашло. Итак, давайте вспомним некоторые проекты.

ГАЗ-46 МАВ

ГАЗ-46 представлял собой автомобиль советского производства, который собирали на горьковском предприятии с 1953 по 1958 гг. «МАВ» расшифровывается как малый автомобиль водоплавающий. Использовали его в разведывательных операциях, а также для работ на водоёмах.


НАМИ разработал проект амфибии , который потом был передан на Горьковский Автозавод. И там он уже выпускался под индексом ГАЗ-46. Целью создания такой легковой амфибии была возможность ее использования руководителями военных подразделений. Для ее разработки использовались некоторые технические узлы Ford GPA, который находился на вооружении советской армии с 1942 года. За базу был взят популярный джип ГАЗ-67.

Чтобы автомобиль мог передвигаться по воде конструкторы на коробчатой раме собрали стальной сварной корпус. Чтобы повысить герметизацию амфибии было принято решение убрать все двери. Сам кузов состоял из трёх частей, отделенными друг от друга вертикальными перегородками. В передней части располагались двигатель с трансмиссией. В центральной части были расположены места для пассажиров и система управления, а задняя предназначалась для грузов и запасных деталей.

Волноотбойный щиток, расположенный на носу амфибии был сделан для того, чтобы защищать кабину и разъёмы охлаждения двигателя от попадания в них воды. Плюс он служил защитой от зарывания автомобиля в воду. Двигатель ставили 4-цилиндровый от ГАЗ М-20 «Победа», а трансмиссию и подвеску взяли от ГАЗ-69. После погружения в воду автомобиль двигался с помощью отдельного гребного винта.

ЛуАЗ-967 ТПК

В начале 1950-х годов советская армия столкнулась с тем, что возникла необходимость в миниатюрном автомобиле, но чтобы он мог проехать везде, где может пройти солдат пешком.

Предназначение такого автомобиля было в том, чтобы на нем легко можно было подвезти боеприпасы или забрать раненого солдата из-под огня. Заодно было принято решение сделать такой автомобиль не только полноприводным, но и водоплавающим.

Изначально реализовать данный проект было поручено Ирбитскому мотоциклетному заводу, который предлагал для автомобиля свой 23-сильный оппозитный мотор М-72. После некоторых работ и создания первых макетов, завод признал, что просто не готов продолжать, и дальнейшие работы по созданию военного микроавтомобиля перешли в НАМИ.

В 1969 году ТПК (транспортер переднего края ), объем двигателя воздушного охлаждения которого составлял 887 кубических сантиметров, а мощность — 30 лошадиных сил, был принят на вооружение. Водительское кресло и элементы управления находились посередине в передней части автомобиля, а два сиденья для пассажиров — позади, рядом с бортами. Это было сделано для того, чтобы по требованию их можно было сложить так, чтобы пол превращался в ровную платформу, на которой могли бы расположиться два раненых солдата на носилках.

Как обычно бывает из-за недоработок он не попал на конвейер. Серийное производство началось только в 1975 году. Это была модифицированная версия, которая называлась ЛуАЗ-967М с более мощным двигателем МеМЗ-967А объемом 1,2 литра и мощностью почти 37 л. с. и более надежной подвеской и доработанной трансмиссией.

ЗИС/ЗИЛ-485 БАВ

Разработка больших грузовых автомобилей, обладающих грузоподъёмностью 2.5 т. началась в связи с подготовкой планов послевоенного технического перевооружения Советской Армии. Советские инженеры начали работы по созданию собственного большого плавающего автомобиля.

Изначально планировалось, что его будут разрабатывать на Московском автозаводе им. Сталина (ЗиС), но завод оказался перегружен работой и предложил «переложить» данную задачу филиалу — недостроенному в то время Днепропетровскому автозаводу (ДАЗ). Работы над будущей большой амфибией начались в конце 1948 года. Прототипом выступал американский GMC — DUKW — 353. Два таких автомобиля привезли на завод, одну из которых разобрали «до винтика». Поездки по дорогам и плавание по Днепру позволили выявить слабые и сильные стороны американского автомобиля.

Разработку земноводного транспортера поручили Виталию Грачеву. Он получился крупный, но при этом очень востребованный. БАВ — это Большой Автомобиль Водоплавающий. Он мог находится в воде даже при волнениях до 3-х баллов и при этом быть хорошо управляемым. На берег он выходил без труда даже в зимнее время года. На палубе он мог перевозить 25 человек или 2500 килограммов груза на суше и 2900 кг на воде.

В качестве двигателя был применен 6-цилиндровый ЗИС-123 мощностью 110 л.с. За моторным отделением находилась открытая 2-местная рубка экипажа с органами управления и контрольными приборами. Чтобы повысить проходимость амфибии на нее установили односкатные задние колеса. До 1952 года амфибия производилась под маркой ЗИС, а после и до 1959 года — под брендом ЗИЛ.


См.также:

Труженики фронтовых дорог

Такой ЗИЛ мало кто видел, ЗИЛ 29061

Вездеход «Харьковчанка»: покоритель Антарктиды

Оригинальные и странные транспортные средства

Амфибия Amphicar 770 (1961-68)


Водоплавающие автомобили СССР — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

В середине прошлого века автомобили-амфибии были одними из тех вещей наряду, например, с космическими кораблями, которые формировали у людей образ будущего. И хотя широкого применения за пределами военных миссий водоплавающие автомобили в итоге не нашли, они представляют из себя весьма интересный феномен. Предлагаем вам краткий экскурс в историю советских амфибий.


ГАЗ-46 «МАВ»

«МАВ» расшифровывалось как Малый Автомобиль Водоплавающий. Эту оснащенную четырехцилиндровым двигателем от «Победы» и трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69 машину начали выпускать в 1953 году. По воде ГАЗ-46 передвигался с помощью гребного винта. Назначение вполне стандартное: переправа десантников, инженерные работы на воде и прочие военные миссии. Модель была скопирована с американского Ford GPA и просуществовала до 1958 года.

 

 

 


ЗИС-485 «БАВ»

«БАВ», как вы, наверное, уже догадались — это Большой Автомобиль Водоплавающий. ЗИС-485 мог перевозить 25 человек или 2,5 тонн груза, включая даже автомобили и артиллерийские орудия, а скопирована модель была с другой американской амфибии — GMC DUKW-353. Выпущенный в 1950 году «БАВ» прожил в серийном производстве 12 лет.

 

 

 

ЛуАЗ-967

 Эта полноприводная моторизированная тележка была создана по заказу ВДВ для эвакуации раненых с поля боя и стала прототипом для легендарного советского вездехода ЛуАЗ-969 «Волынь». Габариты у ЛуАЗа, как и грузоподъемность, были крайне малыми. Объем двигателя не превышал одного литра, а в движение он приводился колесами. При особой необходимости управлять амфибией можно было в полулежачем состоянии.

 

НАМИ-055

Предшественница этой модели амфибия НАМИ-011, как и ГАЗ-46, была скопирована с американского Ford GPA. У НАМИ-055 был более обтекаемый цельнометаллический корпус, 41-сильный двигатель от «Москвича-410» и задний гребной винт. В итоге амфибия даже при полной загрузке в полторы тонны на воде развивала скорость до 12 километров в час. Над модификацией НАМИ-055В уже работал создатель легендарных пассажирских «Ракет» Ростислав Алексеев — в итоге модель на подводных крыльях через 40 секунд после старта разгонялась до 55 километров в час.

 

 

 


ВАЗ-Э2122

Своя амфибия, оказывается, была и у ВАЗа — ее тольяттинцы по заказу Минобороны СССР сконструировали в 1976 году на базе «Нивы». От других советских амфибий водоплавающая «Нива» отличалась, прежде всего тем, что как раз таки на амфибию она была почти не похожа. Однако этот оснащенный 1,6-литровым двигателем автомобиль мог передвигаться по воде со скоростью 5 километров в час. Правда, конвеера тольяттинская амфибия так и не увидела.

 

УАЗ-3907

УАЗ-3907 «Ягуар» — это ещё один перспективный автомобиль-амфибия, которому не удалось попасть в серийное производство. Водоплавающая машина была изготовлена на базе агрегатов УАЗ-469. Оригинальную конструкцию имел водоизмещающий кузов и герметичные двери. Перед задним мостом были установлены два гребных винта, а функцию рулей выполняли передние колёса. К 1989 году было изготовлено 14 советских «Ягуаров» и автомобиль был принят на вооружение. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Но в 1991 году ушли все перспективы военного заказа и руководство Ульяновского завода приняло решение о прекращении подготовки к серийному производству УАЗ-3907.

 

[источники]

источники

В воде не тонет: автомобили-амфибии СССР

http://dnpmag.com/2015/08/22/5-sovetskix-avtomobilej-amfibij/

 

И еще про старые машины времен СССР: вот например Четырехосный грузовик повышенной проходимости, а вот Горьковский Автомобильный Завод и ЗиС-127 Первый советский междугородний автобус. Вспомним еще про советскую инвалидку и советские электромобили Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=74413

В воде не тонет: автомобили-амфибии СССР

«Автомобиль-амфибия» до сих пор звучит как что-то футуристичное и фантастическое

«Автомобиль-амфибия» до сих пор звучит как что-то футуристичное и фантастическое. Тем не менее, для военных водоплавающая машина – вещь порой незаменимая, поэтому в советское время было построено немало амфибий, а некоторые даже попали в серийное производство.

ГАЗ-46 «МАВ»

Малый автомобиль водоплавающий (сокращённо МАВ) начали выпускать на Горьковском автомобильном заводе в 1953 году. Машина предназначалась для обеспечения действий разведывательных подразделений, переправы десантников и для проведения инженерных работ на воде. ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 «Победа», от ГАЗ-69 была заимствована трансмиссия и подвеска, а для движения по воде использовался гребной винт. В целом же модель была скопирована с американского Ford GPA. Выпуск «МАВ» продолжался до 1958 года, затем производство было передано на завод УАЗ. Однако, там не нашли средств для выпуска амфибии, да и необходимость этой модели была очень условной — так и закончился выпуск ГАЗ-46.

ЗИС-485 «БАВ»

Несложно догадаться, что «БАВ» 1950 года, в отличие от «МАВа» — это большой водоплавающий автомобиль. Конструкцию этой машины советские инженеры позаимствовали у американской амфибии GMC DUKW-353. Машина оснащалась 110-сильным двигателем, точно таким же, как и на БТР-152. ЗИС-485 находился в производстве 12 лет и служил для переправы личного состава десанта и автомобилей. В «БАВ» помещались 25 человек или 25 тонн груза, включая автомобили и артиллерийские орудия. По увольнении в запас большинство ЗИС-485 были переданы в народное хозяйство.

ЛуАЗ-967

Полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъёмности ЛуАЗ-967 был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения. Необходимость такой модели появилась в годы Корейской войны, когда стало ясно, что даже «МАВ» — это слишком массивная амфибия для некоторых задач. ЛуАЗ-967 отличался маленькими габаритами, оснащался двигателем объёмом менее одного литра, а на воде приводился в движение колёсами – гребные винты у него отсутствовали. Характерная особенность конструкции – откидная рулевая колонка, расположенная по центру салона: при необходимости водитель мог управлять ЛуАЗом-амфибией в полулежачем состоянии.

ВАЗ-Э2122

В своё время амфибию пытались сделать и тольяттинцы. ВАЗ-Э2122 был сконструирован в 1976 году по заказу Минобороны СССР с применением узлов и агрегатов «Нивы». От своих аналогов водоплавающая «Нива» отличалась уникальным дизайном, который нисколько не выдавал в ней амфибию. Передняя часть автомобиля, кстати, напоминает Lamborghini LM002. Автомобиль оснащался 1,6-литровым двигателем, обладал уникальной проходимостью и мог перемещаться по воде со скоростью 4-5 километра в час.  Годом позже был представлен второй вариант ВАЗовской амфибии, от первого он отличался улучшенными системами охлаждения, усиленным кузовом и изменённым положением сидений. Однако, ни первая, ни вторая модификация ВАЗ-Э2122 так и не увидели конвейер.

УАЗ-3907 «Ягуар»

УАЗ-3907 «Ягуар» — это ещё один перспективный автомобиль-амфибия, которому не удалось попасть в серийное производство. Водоплавающая машина была изготовлена на базе агрегатов УАЗ-469. Оригинальную конструкцию имел водоизмещающий кузов и герметичные двери. Перед задним мостом были установлены два гребных винта, а функцию рулей выполняли передние колёса. К 1989 году было изготовлено 14 советских «Ягуаров» и автомобиль был принят на вооружение. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Но в 1991 году ушли все перспективы военного заказа и руководство Ульяновского завода приняло решение о прекращении подготовки к серийному производству УАЗ-3907.

Хочу получать самые интересные статьи

Армейские земноводные | Warspot.ru

Армейские земноводные


Транспортное средство, способное без дополнительной подготовки передвигаться как по земле, так и по воде, просто обязано было заинтересовать военных. Уже во время Первой мировой войны имели место неудачные попытки построить плавающие танки. Прорыв в этой области наметился в 30-е годы, когда в разных европейских странах стали создаваться различные опытные боевые машины-амфибии. Хотя пионерами здесь были англичане, наиболее масштабно к вопросу оснащения сухопутных войск плавающей техникой подошли в СССР. До начала Второй мировой РККА успела получить несколько тысяч плавающих малых танков разных типов.

Условно способные к преодолению водных преград «наземные» машины можно разделить на две большие группы. Для первой из них способность плавать нужна как возможность увеличить подвижность, быстро переправляясь через небольшие водоёмы вне зависимости от наличия мостов и бродов на марше, в разведке или в ходе боя. Не удивительно, что подобным качеством часто наделяют непосредственно участвующие в боевых действиях машины — плавать могут многие БМП, лёгкие танки и бронетранспортёры. Вторая группа амфибий использует плавучесть как козырь при высадке десанта с моря, и часто из-за стремления обеспечить лучшую мореходность такие машины больше похожи на небольшие суда. В этом обзоре представлены характерные для своего времени плавающие военные машины разных десятилетий, начиная с 30-х годов XX века.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи

​Британский плавающий танк Vickers A4E12. Машины A4E11 / 12 строились в 1931–1932 годах и поставлялись на экспорт в Китай, Нидерландскую Индию, Таиланд и СССР. Масса 2,2 тонны, двигатель 90 л.с., скорость по земле до 43 км/ч, на плаву – до 6 км/ч. Вооружение – 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека - Армейские земноводные Британский плавающий танк Vickers A4E12. Машины A4E11 / 12 строились в 1931–1932 годах и поставлялись на экспорт в Китай, Нидерландскую Индию, Таиланд и СССР. Масса 2,2 тонны, двигатель 90 л.с., скорость по земле до 43 км/ч, на плаву – до 6 км/ч. Вооружение – 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека ​Советский экспериментальный плавающий танк ПТ-1. Первый прототип построен в 1932 году. Масса 14,2 тонны, двигатель 500 л.с., скорость по суше на колёсах до 90 км/ч, на гусеницах до 62 км/ч, по воде – до 6 км/ч. Вооружение: 45-мм пушка, четыре 7,62-мм пулемёта. Экипаж 4 человека - Армейские земноводные Советский экспериментальный плавающий танк ПТ-1. Первый прототип построен в 1932 году. Масса 14,2 тонны, двигатель 500 л.с., скорость по суше на колёсах до 90 км/ч, на гусеницах до 62 км/ч, по воде – до 6 км/ч. Вооружение: 45-мм пушка, четыре 7,62-мм пулемёта. Экипаж 4 человека ​Советский плавающий танк Т-37А. Производился с 1933 года. Масса 3,3 тонны, двигатель 40 л.с., скорость по суше до 40 км/ч, на плаву – до 6 км/ч. Вооружение – 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека. Построено около 2,5 тысяч машин - Армейские земноводные Советский плавающий танк Т-37А. Производился с 1933 года. Масса 3,3 тонны, двигатель 40 л.с., скорость по суше до 40 км/ч, на плаву – до 6 км/ч. Вооружение – 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека. Построено около 2,5 тысяч машин ​Французский экспериментальный плавающий танк Batignolles-Chatillon DP-2. Прототип построен в 1936 году. Масса 12 тонн, двигатель 228 л.с., скорость до 39 км/ч по суше, до 6 км/ч на плаву. Вооружение – 25-мм пушка, 7,5-мм пулемёт. Экипаж 3 человека - Армейские земноводные Французский экспериментальный плавающий танк Batignolles-Chatillon DP-2. Прототип построен в 1936 году. Масса 12 тонн, двигатель 228 л.с., скорость до 39 км/ч по суше, до 6 км/ч на плаву. Вооружение – 25-мм пушка, 7,5-мм пулемёт. Экипаж 3 человека ​Советский плавающий танк Т-38. Производился с 1936 года. Масса 3,3 тонны, двигатель 40 л.с., скорость по суше до 40 км/ч, на плаву – до 6 км/ч. Вооружение – 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека. Построено 1340 машин - Армейские земноводные Советский плавающий танк Т-38. Производился с 1936 года. Масса 3,3 тонны, двигатель 40 л.с., скорость по суше до 40 км/ч, на плаву – до 6 км/ч. Вооружение – 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека. Построено 1340 машин ​Польский опытный плавающий танк PZInż.130. Прототип построен в 1937 году. Масса 3,92 тонны, двигатель 95 л.с., скорость до 60 км/ч по суше, до 8 км/ч на плаву. Вооружение не устанавливалось, вероятнее всего, танк планировалось вооружить 20-мм автоматической пушкой либо пулемётом. Экипаж 2 человека - Армейские земноводные Польский опытный плавающий танк PZInż.130. Прототип построен в 1937 году. Масса 3,92 тонны, двигатель 95 л.с., скорость до 60 км/ч по суше, до 8 км/ч на плаву. Вооружение не устанавливалось, вероятнее всего, танк планировалось вооружить 20-мм автоматической пушкой либо пулемётом. Экипаж 2 человека ​Советский плавающий танк Т-40. В эксплуатации с 1939 года. Масса 5,5 тонн, двигатель 85 л.с., скорость по земле до 44 км/ч, на плаву – до 7 км/ч. Вооружение – один 12,7-мм пулемёт (либо 23-мм автоматическая пушка), 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека - Армейские земноводные Советский плавающий танк Т-40. В эксплуатации с 1939 года. Масса 5,5 тонн, двигатель 85 л.с., скорость по земле до 44 км/ч, на плаву – до 7 км/ч. Вооружение – один 12,7-мм пулемёт (либо 23-мм автоматическая пушка), 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека ​Немецкий плавающий транспортёр LWS. В эксплуатации с 1940 года. Масса 13 тонн, двигатель 300 л.с., скорость до 40 км/ч по суше, до 12 км/ч на плаву. Экипаж 2 человека, до 20 человек десанта. Построена 21 машина - Армейские земноводные Немецкий плавающий транспортёр LWS. В эксплуатации с 1940 года. Масса 13 тонн, двигатель 300 л.с., скорость до 40 км/ч по суше, до 12 км/ч на плаву. Экипаж 2 человека, до 20 человек десанта. Построена 21 машина ​Американский армейский грузовик-амфибия DUKW преодолевает рукав Рейна Ваал в Нидерландах, сентябрь 1944 года. Выпускался с 1942 года. Масса пустого 5,9 тонн, двигатель 94 л.с., скорость по суше до 80 км/ч, на плаву до 10 км/ч. Грузоподъёмность 2,5 тонны либо 12 человек десанта. Построено 21 147 машин, из них 586 поставлено в СССР - Армейские земноводные Американский армейский грузовик-амфибия DUKW преодолевает рукав Рейна Ваал в Нидерландах, сентябрь 1944 года. Выпускался с 1942 года. Масса пустого 5,9 тонн, двигатель 94 л.с., скорость по суше до 80 км/ч, на плаву до 10 км/ч. Грузоподъёмность 2,5 тонны либо 12 человек десанта. Построено 21 147 машин, из них 586 поставлено в СССР ​Американский небронированный транспортёр LVT-1 на Гуадалканале, 1942 год. В эксплуатации с 1941 года. Масса 14 тонн, двигатель 146 л.с., скорость по суше 19 км/ч, по воде 10 км/ч. Вооружение – два 7,62-мм или два 12,7-мм пулемёта. Экипаж 3 человека, десант до 24 человек. Построено 1225 штук (и 2962 машины в похожей модификации LVT-2) - Армейские земноводные Американский небронированный транспортёр LVT-1 на Гуадалканале, 1942 год. В эксплуатации с 1941 года. Масса 14 тонн, двигатель 146 л.с., скорость по суше 19 км/ч, по воде 10 км/ч. Вооружение – два 7,62-мм или два 12,7-мм пулемёта. Экипаж 3 человека, десант до 24 человек. Построено 1225 штук (и 2962 машины в похожей модификации LVT-2) ​Японский плавающий танк Тип 2 «Ка-Ми». В производстве с 1942 года. После выхода на берег понтоны спереди и сзади тана сбрасывались – без них «Ка-Ми» плавучести не имел. Масса с понтонами 12,5 тонн, двигатель 120 л.с., скорость на суше до 37 км/ч, на плаву до 10 км/ч. Вооружение: 37-мм пушка, два 7,7-мм пулемёта. Построено 184 машины - Армейские земноводные Японский плавающий танк Тип 2 «Ка-Ми». В производстве с 1942 года. После выхода на берег понтоны спереди и сзади тана сбрасывались – без них «Ка-Ми» плавучести не имел. Масса с понтонами 12,5 тонн, двигатель 120 л.с., скорость на суше до 37 км/ч, на плаву до 10 км/ч. Вооружение: 37-мм пушка, два 7,7-мм пулемёта. Построено 184 машины ​Американская плавающая машина огневой поддержки (плавающий танк) LVT (А)-1. В эксплуатации с 1942 года. Созданная на основе транспортёра LVT-2, эта модификация уже имела бронированный корпус и оснащалась башней от лёгкого танка M3 с 37-мм пушкой. Двигатель 262 л.с., скорость по суше до 40 км/ч, по воде до 10 км/ч. Построено 510 машин - Армейские земноводные Американская плавающая машина огневой поддержки (плавающий танк) LVT (А)-1. В эксплуатации с 1942 года. Созданная на основе транспортёра LVT-2, эта модификация уже имела бронированный корпус и оснащалась башней от лёгкого танка M3 с 37-мм пушкой. Двигатель 262 л.с., скорость по суше до 40 км/ч, по воде до 10 км/ч. Построено 510 машин ​Японский плавающий танк Тип 3 «Ка-Чи». В производстве с 1943 года. Масса (с понтонами) 28 тонн, двигатель 240 л.с., скорость на суше до 32 км/ч, на плаву – до 10 км/ч. Вооружение – 47-мм пушка, два 7,7-мм пулемёта. Построено 19 машин - Армейские земноводные Японский плавающий танк Тип 3 «Ка-Чи». В производстве с 1943 года. Масса (с понтонами) 28 тонн, двигатель 240 л.с., скорость на суше до 32 км/ч, на плаву – до 10 км/ч. Вооружение – 47-мм пушка, два 7,7-мм пулемёта. Построено 19 машин ​Японский плавающий транспортёр Тип 4 «Ка-Тсу». Производился с 1943 года. Бронированной была только рубка. Масса 16 тонн, двигатель 120 л.с., скорость до 20 км/ч на суше, до 8 км/ч на плаву. Вооружался двумя 13-мм пулемётами, по бортам могли устанавливаться две торпеды. Экипаж 5 человек, десант до 40 человек. Построено около 50 машин - Армейские земноводные Японский плавающий транспортёр Тип 4 «Ка-Тсу». Производился с 1943 года. Бронированной была только рубка. Масса 16 тонн, двигатель 120 л.с., скорость до 20 км/ч на суше, до 8 км/ч на плаву. Вооружался двумя 13-мм пулемётами, по бортам могли устанавливаться две торпеды. Экипаж 5 человек, десант до 40 человек. Построено около 50 машин ​Американская плавающая бронированная машина огневой поддержки (плавающий танк) LVT (А)-4 во время Битвы за Пелелиу, 1944 год. Эта модификация LVT выпускалась с 1944 года. Масса 16,5 тонн, двигатель 262 л.с., скорость по суше до 32 км/ч, по воде до 12 км/ч. Вооружение: 75-мм гаубица, 12,7-мм пулемёт. Экипаж 6 человек. Построено 1890 штук - Армейские земноводные Американская плавающая бронированная машина огневой поддержки (плавающий танк) LVT (А)-4 во время Битвы за Пелелиу, 1944 год. Эта модификация LVT выпускалась с 1944 года. Масса 16,5 тонн, двигатель 262 л.с., скорость по суше до 32 км/ч, по воде до 12 км/ч. Вооружение: 75-мм гаубица, 12,7-мм пулемёт. Экипаж 6 человек. Построено 1890 штук ​БАВ-485 – советский аналог американского DUKW, производившийся с 1950 года. Масса 7,2 тонны, двигатель 110 л.с., скорость по суше до 60 км/ч, по воде – до 10 км/ч. Грузоподъёмность до 2,5 тонн - Армейские земноводные БАВ-485 – советский аналог американского DUKW, производившийся с 1950 года. Масса 7,2 тонны, двигатель 110 л.с., скорость по суше до 60 км/ч, по воде – до 10 км/ч. Грузоподъёмность до 2,5 тонн ​Основной танк М60А2 покидает грузовую площадку американского армейского тяжёлого плавающего транспортёра LARC-LX. В эксплуатации с 1952 года. Масса 100 тонн, 4 двигателя по 265 л.с. Скорость по суше до 25 км/ч, по воде до 12 км/ч. Экипаж 5 человек. Грузоподъёмность до 100 тонн или 200 человек десанта - Армейские земноводные Основной танк М60А2 покидает грузовую площадку американского армейского тяжёлого плавающего транспортёра LARC-LX. В эксплуатации с 1952 года. Масса 100 тонн, 4 двигателя по 265 л.с. Скорость по суше до 25 км/ч, по воде до 12 км/ч. Экипаж 5 человек. Грузоподъёмность до 100 тонн или 200 человек десанта ​Грузовик-амфибия LARC-V, разработанный в конце 1950-х годов по заказу американской армии. Масса 8,6 тонн, двигатель 785 л.с., скорость по суше до 48 км/ч, на плаву – до 15 км/ч. Грузоподъёмность 5 тонн. Построено 968 машин, из них около 500 было уничтожено, в основном во Вьетнаме - Армейские земноводные Грузовик-амфибия LARC-V, разработанный в конце 1950-х годов по заказу американской армии. Масса 8,6 тонн, двигатель 785 л.с., скорость по суше до 48 км/ч, на плаву – до 15 км/ч. Грузоподъёмность 5 тонн. Построено 968 машин, из них около 500 было уничтожено, в основном во Вьетнаме ​Советский плавающий бронетранспортёр МТ-ЛБ болгарской армии. В эксплуатации с 1964 года. Производился в СССР, Польше и Болгарии. Масса 10 тонн, двигатель 240 л.с., скорость по суше до 62 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Вооружение – 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека, десант 11 человек. Построено около 10 тысяч штук armyrecognition.com - Армейские земноводные Советский плавающий бронетранспортёр МТ-ЛБ болгарской армии. В эксплуатации с 1964 года. Производился в СССР, Польше и Болгарии. Масса 10 тонн, двигатель 240 л.с., скорость по суше до 62 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Вооружение – 7,62-мм пулемёт. Экипаж 2 человека, десант 11 человек. Построено около 10 тысяч штук
armyrecognition.com ​Советский плавающий транспортёр ПТС перевозит армейский грузовик «Урал». В производстве с 1965 года. Масса 17 тонн, двигатель 350 л.с., скорость по суше до 42 км/ч, на плаву – до 11 км/ч. Грузоподъёмность – до 10 тонн в воде и до 5 тонн на суше www.yaplakal.com/forum2/st/50/topic1120266.html - Армейские земноводные Советский плавающий транспортёр ПТС перевозит армейский грузовик «Урал». В производстве с 1965 года. Масса 17 тонн, двигатель 350 л.с., скорость по суше до 42 км/ч, на плаву – до 11 км/ч. Грузоподъёмность – до 10 тонн в воде и до 5 тонн на суше
www.yaplakal.com/forum2/st/50/topic1120266.html ​Два Alvis Stalwart, британских армейских грузовика-амфибии, использовавшиеся бундесвером. В эксплуатации с 1966 года. Масса 9 тонн, двигатель 220 л.с., скорость до 64 км/ч по суше и до 10 км/ч по воде. Грузоподъёмность 5 тонн - Армейские земноводные Два Alvis Stalwart, британских армейских грузовика-амфибии, использовавшиеся бундесвером. В эксплуатации с 1966 года. Масса 9 тонн, двигатель 220 л.с., скорость до 64 км/ч по суше и до 10 км/ч по воде. Грузоподъёмность 5 тонн ​Один из первых 30 американских плавающих бронетранспортёров AAV7, поставленных в Японию в 2015 году. В эксплуатации с 1972 года. Масса 29 тонн, двигатель 400 л.с., скорость до 72 км/ч по суше, до 13 км/ч на плаву. Вооружение: 40-мм автоматический гранатомёт, 12,7-мм пулемёт. Экипаж 3 человека, десант до 25 человек - Армейские земноводные Один из первых 30 американских плавающих бронетранспортёров AAV7, поставленных в Японию в 2015 году. В эксплуатации с 1972 года. Масса 29 тонн, двигатель 400 л.с., скорость до 72 км/ч по суше, до 13 км/ч на плаву. Вооружение: 40-мм автоматический гранатомёт, 12,7-мм пулемёт. Экипаж 3 человека, десант до 25 человек ​ZTD-05 – китайский плавающий танк (на переднем плане), представитель семейства плавающих гусеничных бронемашин ZBD2000. Масса 26 тонн, мощность двигателя: 1475 л.с. для движения по воде, 550 л.с. для движения по суше. Скорость до 40 км/ч по воде, до 65 км/ч на суше. Вооружение: 105-мм пушка, 7,62-мм пулемёт. Экипаж 4 человека - Армейские земноводные ZTD-05 – китайский плавающий танк (на переднем плане), представитель семейства плавающих гусеничных бронемашин ZBD2000. Масса 26 тонн, мощность двигателя: 1475 л.с. для движения по воде, 550 л.с. для движения по суше. Скорость до 40 км/ч по воде, до 65 км/ч на суше. Вооружение: 105-мм пушка, 7,62-мм пулемёт. Экипаж 4 человека ​EFV – американская боевая машина морской пехоты. Должна была поступить на вооружение в 2015 году, но программа разработки остановлена. Масса 36 тонн, двигатели 2702 л.с. для движения по воде, 850 л.с. для движения по суше. Скорость до 72 км/ч на земле, 46 км/ч на плаву. Вооружение: 30-мм пушка, 7,62-мм пулемёт. Экипаж 3 человека, десант 17 человек - Армейские земноводные EFV – американская боевая машина морской пехоты. Должна была поступить на вооружение в 2015 году, но программа разработки остановлена. Масса 36 тонн, двигатели 2702 л.с. для движения по воде, 850 л.с. для движения по суше. Скорость до 72 км/ч на земле, 46 км/ч на плаву. Вооружение: 30-мм пушка, 7,62-мм пулемёт. Экипаж 3 человека, десант 17 человек

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Вторая мировая война показала, какое большое значение при форсировании рек и водоемов с оборонительными сооружениями на них могут иметь плавающие транспортные автомобили. Они позволяют «с колес», без специальной инженерной подготовки, иногда под огнем противника, быстро переправлять через водную преграду живую силу, боеприпасы, артиллерию, иногда с тягачами, а на обратном пути забирать раненых. Так родился новый вид боевой техники — колесные и гусеничные транспортеры, амфибии. Их стали широко применять в американской и английской армиях с 1942 г., сначала на Тихом океане, позже в Европе во время высадки десанта на Сицилии, в Нормандии, во время форсирования рек Сена, Везер, Маас, Рейн и многочисленных озер и каналов.

Заокеанский прототип

В Красную Армию по ленд-лизу плавающие автомобили американского производства начали поступать с середины 1944 г. Это позволило нашим войскам в Висло-Одерской операции, при форсировании рек Свири и Даугавы, решать сложные боевые задачи со значительно меньшими потерями, чем при использовании обычных и подручных переправочных средств. Стало понятно, что и в будущем плавающие автомобили найдут широкое применение в войсках как эффективное и надежное десантно-переправочное средство.

При подготовке планов послевоенного технического перевооружения Советской Армии намечалась и разработка водоплавающих больших грузовых автомобилей грузоподъемностью 2,5 т. Однако опыт создания таких машин в нашей стране отсутствовал, поэтому без тщательного изучения и разумного копирования зарубежных аналогов было не обойтись.
Для создания большого плавающего автомобиля нужен был трехосный автомобиль, способный переправлять через водную пре граду, с надежным входом в воду и выходом на берег, десантные подразделения численностью до 40 человек с вооружением и боезапасами, военные грузы весом до 3 т, 76,2- и 85-мм артсистемы с обслугой и т.п. Такой автомобиль был у союзников — американский GMC — DUKW — 353, который поступил на вооружение в июне 1942 г.

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Американская амфибия GMC — DUKW — 353


Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Компоновка GMC — DUKW-353

GMC — DUKW-353 был разработан фирмой Marmon Herrington на основе агрегатов и шасси 2,5-тонных трехосных армейских автомобилей высокой проходимости (АВП) GMC — ACKWX — 353 (1940) и GMC — CCKW — 353 (1941). Корпус автомобиля и его обводы выполнила морская архитектурная фирма Sparkman and Stephen из Нью — Йорка.

Существующую раму автомобиля с шасси поместили в водотоннажный корпус — лодка понтонного типа. Шасси было выполнено по классической трехосной схеме, ставшей стандартной для армейских автомобилей: впереди располагался бензиновый 6-цилинровый двигатель мощностью 91,5 л.с. Ход на плаву обеспечивал водяной винт, который находился в корме корпуса в специальном тоннеле. Маневрирования на воде выполнялось с помощью водяного руля, установленного сразу за винтом.

В кормовой части корпуса находилась лебедка с барабаном длиной 61 м. Она предназначалась для облегчения загрузки в грузовой отсек артиллерии и транспортных средств. Удобно действовала лебедка при самовытаскивания машины, но только во время хода назад.

Теоретически трос мог протягиваться и вперед через грузовой отсек и направляющую скобу на носу машины. Но такой способ использовался очень редко.

В сентябре 1942 на машине была установлена централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. Она позволяла уменьшать давление с нормальных 2,8 кгс / см2 (движение по дорогам с твердым покрытием) до 0,7 кгс / см2 на слабых грунтах (например, песок). Из-за деформации (уплощение) шины увеличивалась площадь контакта протектора с грунтом, что снижало общее давление на грунт. Это, в свою очередь, увеличивало проходимость машины. Считается, что это были первые в мире автомобили с системой регулирования давления воздуха в шинах на ходу. Однако, еще до войны подобную систему разработали в Германии и применяли на малосерийных автомобилях 4х4, например, Mercedes Benz G-5 или Adler V40T.

Всего с марта 1942 по май 1945 было выпущено 21247 машин GMC — DUKW-353. Боевые потери (на всех фронтах) составили 1137 штук. В СССР по ленд-лизу в 1945 г. было поставлено 284 машины (данные за 1944 отсутствуют).

Таблица 1. Технические данные амфибии GMC — DUKW-353

Грузоподъемность, кг:

на суше — 2429;
на воде — 3500.

Общая масса (с водителем и грузом), кг — 8758.

Габариты (ДхШхВ), мм — 9449 х 2514,6 х 2692.

Клиренс, мм — 266.

Радиус поворота на грунте, м — 10,44.

Максимальная скорость движения, км/ч:

по дорогам с твердым покрытием — 80,4;
на воде — 10,13 (без груза — 10,25).

Площадь грузовой платформы, м2 — 7,86.

Ответ Советского Союза

Испытания амфибии GMC — DUKW-353, которые были проведены в СССР в октябре 1944, не подтвердили некоторых параметров машины (см. таблицу 1). Так, максимальная скорость на суше составляла 65 км / ч, а не 80,4 км / ч, на воде — 9,45 км / ч. Заявленный фирмой крутой склон в 27 ° так и не был взят, а общий вес машины с грузом и водителем составил 9160 кг.

После испытаний советские инженеры приступили к созданию собственного большого плавающего автомобиля. Его должны были разрабатывать на Московском автозаводе им. Сталина (ЗиС), который к тому времени, весна 1946, уже построил трехосный 2,5-тонный грузовой автомобиль высокой проходимости ЗИС-151. Он оказался не самым удачным, но по внешним параметрам, размерам и кинематической схеме шасси был близок к американскому GMC — DUKW-353. Но завод был перегружен разработкой, доводкой и освоением выпуска новых автомобилей и боевых машин первого послевоенного поколения (ЗИС-150, ЗИС -151 (БТР-152), ЗИС-152 и т. п.) и поэтому отказался от этой работы. Он предложил заняться этой задачей филиалу. Филиалом был еще недостроенный тогда Днепропетровский автозавод (ДАЗ), который должен выпускать грузовики ЗИС-150 как завод — дублер.

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Грузовик ЗИС(ЗИЛ)-150

Директором завода по май 1947 был назначен К. В. Власов, бывший главный инженер Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), а главным конструктором ДАЗа стал 42-летний инженер Грачев В.А., который до этого с успехом занимался разработкой автомобилей высокой проходимости на Горьковском автозаводе. Грачева всегда тянуло к военной тематике, поэтому в 1948 за эту интересную и сложную работу он взялся с энтузиазмом, по собственной инициативе, несмотря на нехватку кадров. Особенно не хватало конструкторов — автомобилистов и квалифицированных специалистов для работы в экспериментальном цехе, на который ложится основная тяжесть работ.

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Главный конструктор ДАЗа Виталий Грачев

Кроме того, завод продолжал строиться, не все цеха и службы были до конца сформированы. Также продолжалась работа над модернизацией ЗИС-150 — ГАЗ-150 «Украинец», над оригинальным полуприцепом к нему под РЛС «Гром», над автокраном АК-76.

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

ДАЗ-150 «Украинец»


Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Виталий Грачев знакомит Л. Брежнева с первым автомобилем днепропетровцев ДАЗ-150

Но несмотря на все это, работы над будущей большой амфибией начались в конце того же 1948. Сначала тщательно изучили прототип — GMC (на завод пригнали две машины, одну из которых разобрали «до винтика»). Путем длительных поездок по дорогам и плаванием по Днепру обнаружили слабые и сильные стороны «американца». Одновременно с этим проводили и «обкатку» конструкторов, знакомили с машиной «изнутри». Для этого в выходные дни летом 1949 всем коллективом плавали по Днепру, выезжали на берега и острова.

На GMC понравилось:
— хорошая для такой машины гидродинамика корпуса;
— удачно подобранный гребной винт;
— умеренный собственный вес;
— достаточно мягкие рессоры;
— четкая работа сцепления.

Обнаружили и недостатки:
— неудобная загрузка снаряжения на грузовую платформу через задний высокий борт, который не откидывался;
— недостаточная мощность двигателя;
— ненадежные головки подвода воздуха к шинам;
— недостаточная маневренность на воде;
— постоянный крен на левый борт из-за расположенного там бензобака.

Все это помогло сформулировать вместе с военными окончательное техническое задание на большой плавающий трехосный автомобиль:
— подход по слабым грунтам с наклоном до 20 ° к водной преграде шириной до 1 км любой глубины с десантными группами до 40 человек с вооружением и боезапасом или с другим грузом;
— переправа десантных групп на инженерно необорудованный противоположный берег со скоростью не менее 8,5 км / ч;
— надежный выход из воды на песчаный или глинистый берег крутизной до 17 °;
— дальнейшее непрерывное продвижение в глубь территории противника по разным дорогам со скоростью до 60 км/ч.

Также должна была обеспечиваться быстрая и удобная загрузка (с использованием собственной лебедки) для переправы 76,2-мм пушки ЗИС-3, 85-мм пушки Д-44, ЗПУ-4 и 37-мм зенитной пушки с расчетами (по одной установке), легких колесных тягачей ГАЗ-67, ГАЗ-69 (по одному), а при наличии пологого берега с плотным грунтом и отсутствия волн и сильного ветра — переправа 3,5 т груза (100-мм пушка БС-3, 152-мм гаубица Д-1 с расчетом, средний колесный тягач ГАЗ-63 без груза).

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Загрузка 76,2-мм пушки ЗИС-3 на БАВ с помощью аппарелей

Машину предполагалось оборудовать для буксировки на воде 30-тонного плота, а при использовании в качестве самоходного парома (без выхода на берег) — для переправы десантных групп до 50 человек с вооружением стоя, самоходных установок СУ-76М, гусеничных тягачей АТ-Л.

Постепенно сложилась и идеология компоновки новой машины, которая получила марку ДАЗ-485. В носовом отсеке корпуса, закрытый сверху клепанной алюминиевой палубой с тремя герметичными люками для доступа в моторный отсек, располагался 6-цилиндровый двигатель ЗИС-123 (от БТР-152) мощностью 110-115 кон. сил. Кроме того, на автомобиль установили два бензобака по 120 л (на GMC был один на 151,4 л). Рама автомобиля была заимствована от ЗИС-151. Ее значительно усилили, ввели дополнительные поперечины, узлы крепления для опор карданных валов, лебедки, гребного винта.

За моторным отделением располагалась открытая двухместная рубка экипажа с органами управления и контрольными приборами. Спереди и по бокам рубка закрывалась откидным стеклом, сверху — съемным брезентом. Зимой рубка отапливалась. Подушки и спинки обоих сидений экипажа могли плавать и служили спасательными средствами.

Тоннажный тонкостенный корпус, а также трехлопастный винт, увеличенный на 25 мм в диаметре, — при полном отсутствии опыта просто скопировали с «американца». Поэтому внешне эти две машины были очень похожи, особенно по передней части корпуса. Но компоновка отечественной машины была несколько изменена: лебедку с тросом расположили посередине корпуса, что позволяло, выпустив трос назад, скорее и эффективнее заиаскивать на платформу груз через откидной герметичный задний борт (чего не было на GMC). При этом высота загрузки уменьшалась на 0,71 м, а площадь платформы увеличивалась до 10,44 м2 (в GMC — 7,86 м2). Также в задней части платформы мог быть установлен грузоподъемный кран, способный работать на плаву. Предполагалось также и перевозка двух металлических быстросъемных трапа для загрузки колесной техники. На машине присутствовал широкий набор оборудования: навигационного (вплоть до авиационного компаса), шкиперского (якорь и багор), спасательного, были электросирена и поисковая фара.

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Общий план амфибии ДАЗ-485


Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Общий вид амфибии ДАЗ-485

Большую часть работы над машиной уделили разработке централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах. В ней видели ключ к решению проблемы высокой проходимости плавающего автомобиля. После многочисленных испытаний и доработок система была сделана. При снижении давления воздуха в шинах на бездорожье в 4 — 5 раз уменьшалось давление колеса на грунт, примерно в 2 раза увеличивалось число контактирующих грунтозацепов и лучше уплотнялся путь, уменьшалась его глубина и, соответственно, уменьшалось сопротивление почвы колесам. Соответственно выросла и средняя скорость движения по мягким грунтам. Но главное, в 1,5 — 2 раза увеличивался запас тяги машины во время движения по снегу, песку, пашни. А чем больше этот запас, тем выше проходимость машины. Именно в то время в СССР на ДАЗе был сделан решительный и революционный шаг в деле резкого повышения проходимости колесных машин по слабым грунтам и бездорожью, что приблизило их по этому показателю к гусеничных машин.
Большое значение имело и то, что в отличие от GMC, при повреждении шины компрессор мог дольше поддерживать давление в шине, а сам процесс по монометру контролировал водитель. Например, при пяти прострелах 9-мм пулями (10 отверстий) давление в шинах достигало нормы уже через 8 мин. после обстрела и дальше оставалось постоянным. Накачки шин воздухом «от нуля» (полностью сдутое колесо) занимало 16 мин. Тогда как на GMC — 40 мин. Разработка таких шин была выполнена НИИ шинной промышленности, ведущим конструктором по ним был Ю. Левин. И еще один момент относительно шин, точнее расположение запасной шины в корпусе. Так как отечественная шина вышла тяжелее американской, ее решили разместить горизонтально на борту автомобиля в специальной нише под лебедкой. В результате шина (вес около 120 кг) была расположена гораздо ниже американского аналога (примерно 1,3 м от земли, на GMC — 2 м), что значительно облегчало ее замену.

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

ДАЗ-485 во дворе завода


Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Момент установки запасного колеса на машину


Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Вид на гребной винт

Первый образец

Рабочее проектирование автомобиля начали в начале 1949 г. Работали как в войну — по 10-12 часов, с энтузиазмом. Работа хорошо стимулировалась материально, а главное — морально. Коллектив был влюблен в будущий автомобиль. Основные трудности легли на плечи начальника бюро кузовов Б. Комаровского и ведущего конструктора по корпусу С. Киселева. Они прошли хорошую школу на Горьковском автозаводе и приехали на ГАЗ вместе с В. Грачевым. Именно они на вопрос В. Грачева «Сможем мы сами спроектировать такой корпус?» ответили: «Да, мы сможем!»

Бюро двигателей возглавлял С. Тяжельников, бюро трансмиссий — А. Лефаров. Лабораторию дорожных испытаний возглавил Ю. Палеев. Наблюдателем от Инженерного комитета Советской Армии был инженер — полковник Г. Сафронов.

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Начальник бюро кузовов Б. Комаровский

Проектирование ДАЗ-485 велось весь 1949 г. По мере выпуска чертежей их сразу же отдавали в цеха завода, не дожидаясь выпуска всех бумаг. Сразу же были заложены две машины. Наибольшую сложность вызвало производство корпуса. Его панели виколачивались вручную на деревянных «болванах». Для сварки панелей были построены стапеля, а для проверки герметичности — ванны. Зимой 1950 развернулось полномасштабное производство опытных образцов. Одновременно по просьбе В. Грачева ученые и специалисты Горьковского кораблестроительного института посчитали на модели ДАЗ-485 ее остойчивость, управляемость и плавучесть. Они оказались в норме.

Остойчивостью называется способность плавающей машины, выведеной из равновесия под воздействием внешних сил, возвращаться в положение равновесия после того, как эти силы перестанут действовать. Остойчивость позволяет машине входить в воду с креном и дифферентом, плавать на волне, буксировать другую (однотипную) машину, обеспечивает команде (экипажу) возможность перемещения внутри машины.

Под плавучестью понимают способность машины плавать по воде с необходимой нагрузкой и сохранять при этом определенную осадку. Известно, что тело, изготовленное из материалов, удельный вес которых меньше удельного веса вытесненной этим телом воды, всегда плавает. Это известный всем закон Архимеда.

Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Виды остойчивости плавающих машин


Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Одна из опытных амфибий на испытаниях


Большой и плавающий. История амфибии БАВ

Слева направо: гл. конструктор В. Грачев, водитель-испытатель А. Чукин, конструктор А. Стерлин, военпред И. Данильский

К середине августа 1950 первая машина была собрана. Поставили ее «на ход» ближе к вечеру и, не удержавшись, поехали для заплыва на Днепр. С берега ей подсвечивала своими фарами американская амфибия GMC. Это было феерическое зрелище: плавающий автомобиль GMC будто передавал свою эстафету новичку.

Машина «сложилась» сразу же: особых ошибок обнаружено не было, работоспособная и достаточно надежная машина в дальнейшем не нуждалась в серьезных переделках. Это был стиль работы В. Грачева — делать принципиально новые машины «набело» (или «попасть в яблочко», как говорил сам конструктор). И именно поэтому первые выезды и заплывы он делал сам, сидя за рулем, привык получать информацию не из чужих рук.
С самого начала было оценено удобство эксплуатации, особенно откидной задний борт и лебедка, расположена в центре машины. В общем, это был тот случай в отечественной практике, когда машина вела себя не хуже, а на много лучше прототипа: более высокая проходимость, лучше динамика движения, удобная загрузка, больший клиренс.

Конец первой части

Источники:
http://avtomobili-rnd.ru/ ЗИС-485.
Прочко Е. Колесо против бездорожья // Моделист-конструктор. 1992. №9.
Прочко Е. Большой водоплавающий автомобиль // Техника и вооружение. 1992. №№3-4.
Соловьев В.П., Прочко Е.И., Данилов Р.Г. Главный конструктор. 100 лет со дня рождения Виталия Андреевича Грачева. М.: МГИУ, 2003. 60 с.
Степанов А. В. Плавающие машины. М.: Издательство ДОСААФ, 1975.

ГАЗ-46, описание и характеристики амфибии, особенности конструкции и принципы консервации, МАВ

ГАЗ-46

Автомобиль ГАЗ-46 является компактным водоплавающим автомобилем советского производства. Его выпускали с 1953 года на заводе ГАЗ. Как и большинство подобной специализированной техники, данная машина предназначалась для нужд армии. Там новой амфибии ГАЗ-46 присвоили индекс «МАВ», что означало «малый автомобиль водоплавающий». Главное предназначение данной машины заключалось в ведении разведки в сложных условиях, где приходилось преодолевать водные преграды. Кроме того, инженерные подразделения использовали лёгкую амфибию для проведения различных работ на водоёмах.

Зачем нужна была специфическая амфибия в армии

ГАЗ-46 в ангаре

До начала и в ходе Великой Отечественной войны войска СССР не имели собственных водоплавающих автомобилей. Война продемонстрировала, что отечественное автомобилестроение не настолько разнообразно и совершенно как этого бы хотелось. Поставки военной техники из США по ленд-лизу открыли для советских конструкторов много пустых ниш в отечественном автомобилестроении.

Самыми интересными оказались водоплавающие автомобили-амфибии, с помощью которых советские войска с ходу форсировали водные преграды в последние годы войны. Это были следующие модели:

  • Легковой Ford GPA — водоплавающий полноприводный джип;
  • Полноприводный шестиколёсный грузовой автомобиль DUKW.

Естественно, что эта техника заинтересовала советских военных. Так как нельзя было допустить, чтобы потенциальный соперник имел долее разнообразную и совершенную военную технику, амфибии были включены в план перевооружения, которое должно было состояться сразу после окончания войны.

Армии СССР срочно нужен был командирский водоплавающий автомобиль и грузовая амфибия, способная перевозить личный состав, поэтому конструкторы стали разрабатывать следующие модели:

Так как нельзя было просто скопировать американские модели, инженерам-конструкторам пришлось немало поработать для создания отечественных амфибий.

Проблемы при разработке легковой амфибии

ГАЗ-46 с закрытой кабиной

Работы по отечественным амфибиям были начаты в НАМИ сразу после окончания войны. В качестве шасси для легковой машины, было решено использовать ГАЗ-67, который прекрасно зарекомендовал себя в качестве неприхотливого военного внедорожника. Чтобы сделать его амфибией, было решено воспользоваться опытом американских конструкторов, которые выпустили военный автомобиль-амфибию Форд ГПА.

В 1948 году были полностью утверждены тактико-технические требования к новому автомобилю. Машина, которая получила название НАМИ-011, предназначалась для следующих задач:

  • Перевозки разведывательных групп и командного состава по местности, которая имеет водные преграды;
  • Буксировки катеров, понтонов и прочих плавсредств, которые в те годы использовались инженерными частями армии СССР;
  • Передвижение в условиях бездорожья.

В 1949 году опытный образец был готов, и инженеры НАМИ отправили его на испытания. Все испытания прошли настолько успешно, что создатели амфибии НАМИ-011 получили сталинскую премию «За работу в области машиностроения». Машина была принята и отправлена на Горьковский автомобильный завод для запуска в серийное производство, но не всё оказалось так просто и радужно.

Инженеры-конструкторы завода ГАЗ сразу же обратили внимание на то, что новинка сконструирована на базе ГАЗ-67, который должен был уступить своё место новой разработке, ГАЗ-69. Кроме того, амфибия, которая прекрасно прошла все испытания, была недоработана для серийного производства, поэтому наладить его немедленно не представлялось возможным.

Сделать одобренную правительством амфибию любой ценой

Ford GPA и Нами-011

Хотя конструкторы завода прекрасно понимали, что невозможно наладить серийное производство такой модели в короткие сроки, спорить с правительством было смертельно опасно. Срочно создали отдельную группу опытных конструкторов под руководством Крещука, которая должна была оперативно устранить недоделки НАМИ. Благодаря самоотверженной работе конструкторов, уже в 1950 году амфибия НАМИ-011 была готова к запуску в серийное производство.

Работа, которая велась из-за опасения перед наказанием со стороны правительства, была заранее обречена на провал, так как на заводе ГАЗ ещё в 1944 году пытались создать нечто подобное на базе ГАЗ-67. Тогда работы свернули из-за слишком высоких затрат. Понимая, что отвечать всё равно придется, конструкторы решили перестраховаться и одновременно вели работы по разработке амфибии на базе ГАЗ-69, который изначально проектировался с учётом возможных переделок.

Новая модель, получившая индекс ГАЗ-46, была готова к серийному производству одновременно с ГАЗ-011 (НАМИ-011). Главный конструктор завода Липгард рассчитывал представить на испытания сразу две модели, чтобы заказчик выбрал лучшую.

ГАЗ-011 или ГАЗ-46?

ГАЗ-46 в гараже

Несмотря на все недоработки НАМИ-011, конструкторам Горьковского автомобильного завода удалось справиться с проблемами, и сделать действительно качественную машину. ГАЗ-011 превосходил первоначальную разработку НАМИ по следующим параметрам:

  • Значительно уменьшился вес автомобиля;
  • Увеличилась скорость как на суше, так и на воде;
  • Повысилась надёжность машины;
  • Упростился процесс сборки.

Новый ГАЗ-011 на испытаниях очень понравился военному командованию, что создало дополнительные проблемы для Горьковского автозавода. ГАЗ-67 планировали заменить новой моделью, а производство амфибии мешало это сделать.

Неизвестно, долго бы длилась эта парадоксальная ситуация, если бы в 1952 году конструктор Крещук не отправил секретное письмо Сталину, где рассказал, что творится на заводе. Меры были приняты незамедлительно:

  • Многих чиновников и конструкторов понизили в должностях;
  • Премия за разработку НАМИ-011 была оперативно отменена;
  • Руководству Горьковского автомобильного завода настоятельно рекомендовали делать, так, как это выгодно для государства.

Исходя из этого, было решено производить ГАЗ-46, хотя в 1953 году всё же выпустили 68 амфибий ГАЗ-011, которые отправились в армию.

Характеристики амфибии ГАЗ-46

Кормовой отсек ГАЗ-46

Тактико-технические характеристики ГАЗ-46 выглядят следующим образом:

  • Машина имеет длину в 4 930 мм, высоту -1 770 мм, ширину – 1 900 мм;
  • Полный привод, колёсная формула 4х4;
  • Масса машины составляет 1 270 кг, при этом масса перевозимого груза может достигать 500 кг;
  • В амфибии могут с относительным комфортом разместиться 5 человек;
  • В качестве двигателя используется карбюраторный мотор 2,1 литра, который развивает 55 л.с;
  • Максимальная скорость машины на воде 9 км/ч, на шоссе – 90 км/ч;
  • Запаса топлива хватает на 300-500 км пробега по суше (зависит от типа местности и наличия или отсутствия дорог). При движении по воде топлива хватает на 5 часов ходу.

По воде автомобиль мог передвигаться благодаря особой конструкции своего корпуса. Он изготавливался из стали, которая крепилась на прочной раме. Корпус напоминал классический понтон, поэтому в нём не было дверей. Он делился на три отсека, каждый из которых предназначался для определенных целей:

  • Носовой отсек предназначен для моторного отделения;
  • Самый обширный отсек – это средний. Там находится экипаж и пассажиры ГАЗ-46;
  • В кормовом отсеке находится багажное отделение.

На носу амфибии конструкторы предусмотрели специальный волноотбойный щиток, который механическим образом приводится в состояние готовности экипажем машины, перед тем, как она войдёт в воду. Он прекрасно защищает двигатель от попадания воды в отверстия воздухозаборников. Амортизаторы рычажного типа располагались за пределами кузова.

Двигатель на ГАЗ-46 был аналогичен тому мотору, который устанавливался на «Победу». Трансмиссия и подвеска были взяты от нового ГАЗ-69. Коробка переключения передач была трёхскоростная. Имелась двухступенчатая раздаточная коробка. Для движения в воде использовался специальный винт, который работал от раздаточной коробки. Для придания нужного курса машине, которая превращалась в судно, использовался водный руль.

На машину устанавливались покрышки специальной конструкции, в которых можно было уменьшать давление для лучшей проходимости. Все механизмы автомобиля были прекрасно защищены от попадания внутрь влаги.

Особенности дизайна ГАЗ-46

Дизайн ГАЗ-46

Дизайн автомобиля ГАЗ-46 невероятно прост и аскетичен, впрочем, это не выглядит чем-то особенным на фоне других послевоенных машин. Если принять во внимание, что данная амфибия задумывалась специально для военных нужд, спартанская обстановка даже сейчас не сильно шокирует. Внешний вид амфибии наводит мысли о катерах, и совершенно не напоминает внедорожники. Несмотря на это, на бездорожьях машина не отстанет от БТР и БМП.

Приборная панель машины, которую нельзя даже назвать модным сейчас словом «торпедо», была полностью позаимствована от ГАЗ-69. Кроме того, она получила несколько дополнительных функций. Это лампочка, которая подавала сигнал, если в трюм попадала вода, и тахометр. Одной из особенностей данной машины является очень близкое друг к другу расположение педалей. Это сделано для того, чтобы уменьшить число технологических отверстий в корпусе амфибии.

Ветровое стекло можно было положить на капот автомобиля вместе с его рамкой. Топливный фильтр был установлен прямо в кабине. Это упростило обслуживание топливной системы. Во избежание засорения карбюратора, рекомендовалось следить за состоянием топливного фильтра, меняя его по мере засорения.

Амфибия МАВ поступала на вооружение десантных и инженерных войск СССР. Имелись такие машины и у разведчиков. Машины выпускались с 1953 по 1958 годы, но за это время было собрано около 650 единиц, так как потребность в них была минимальной. С появлением первых БРДМ-1, которые были более универсальными, потребность в специфических амфибиях отпала.

ГАЗ-46 в воде

В настоящее время подобные машины можно увидеть только у коллекционеров, любителей необычной военной техники и в музеях.