Зимняя экзотика: разбираемся в необычных типах снегоходов
Наконец-то в средней полосе России выпал настоящий снег. Туристы расчехляют утили, быстрые парни – спортивные машины. Однако далеко не всегда снегоход – это машина с двумя лыжами и одной гусеницей. Желание ездить по снегу «аки по асфальту» породило множество очень интересных конструкций. Какие-то из них ушли в историю, а какие-то весьма популярны до сих пор.
Думаю, что стремление воплотить сказочное «наши сани едут сами» появилось ровно в тот момент, когда господин Даймлер прикрутил двигатель внутреннего сгорания к своему «рейтвагену». Однако если с двигателем все было понятно – его изобрели, то вот с движителем дела обстояли заметно сложнее. Колесо для снега подходит не очень. По плотному и укатанному (а кто же его укатает) оно еще едет, но вот по «пухлому» – никак. Отличный выход – полозья или лыжи, но они не могут быть движителем, а очевидная технология гусеничного привода в начале, да и к середине прошлого века не развилась дальше брезентовых тряпок с поперечными зацепами. Вариант металлических гусениц для малой техники, ясное дело, не подходил.
Аэросани
Выход нашелся: на волне шагающей семимильными шагами авиации к стоящей на трех или четырех лыжах «телеге» приделали авиационный двигатель и снабдили самолетным же винтом. Даже переделывать ничего не пришлось – просто развернули винт наоборот, чтобы он из тянущего стал толкающим – и поехали.
Аэросани КА-30
Аэросани пользовались довольно большой популярностью в Сибири и на Крайнем Севере, курсировали по замерзшим руслам рек, обслуживая отдаленные населенные пункты, вахты буровиков и геологов, а также оленеводов, живущих в тундре. Широко аэросани использовались и во время Великой Отечественной войны, причем как нашими войсками, так и немцами.
Одной из наиболее популярных и массовых моделей в СССР стали аэросани Север-2, разработанные в КБ Камова в 1959 году. За основу был взят кузов автомобиля ГАЗ-20 Победа, к которому приделали лыжи и авиационный двигатель АИ-14 – звездообразный девятицилиндровый агрегат объемом 10,4 литра и мощностью 260 л.с. Скорость машины была невысокой, расход топлива – ощутимым, да и груза или пассажиров такая машина могла перевезти немного.
Однако гораздо ближе к нашей снегоходной теме многочисленные самопальные аппараты, которые местечковые «кулибины» строили в огромных количествах в мастерских и гаражах, благо конструкция не имела каких-то особенно сложных элементов. Корпус зачастую вообще отсутствовал: сиденье на раме, лыжи, мотор, винт – и вперед.
Очевидными минусами любых аэросаней можно назвать высокий расход топлива при не самых высоких скоростях, посредственную управляемость, почти полное отсутствие тормозов, сложность с преодолением глубоких участков пухляка и не лучший акустический комфорт для ездоков. Видимо по совокупности этих причин тема гибрида самолета и саней не нашла развития.
Пукер-каракат
Гораздо более эффективными и универсальными оказались машины на колесах низкого давления – пневматиках. В разных частях страны их называют по-разному: каракаты, пневматики и даже пукеры, но смысл от этого не меняется. К снегоходам в строгом смысле этого слова каракаты относятся частично, поскольку способны передвигаться по любым поверхностям от болотистых топей до твердых грунтов и снега и даже умеют плавать. Однако именно зимой эти аппараты можно встретить чаще всего.
Каракат на агрегатах и раме мотоцикла Иж Планета-5 – классика жанра
В основе конструкции таких машин чаще всего лежит мотоциклетный двигатель от Ижа, Минска или Восхода, а сейчас умельцы ставят и китайские агрегаты. Компоновка может быть трех- или четырехколесной. Если трехколесный вариант – это чаще всего доработанный мотоцикл, то четыре колеса уже требовали изготовления самостоятельной рамы.
Основные достоинства – простота и дешевизна изготовления в гаражных условиях. Именно этим обусловлена популярность пукеров до сегодняшних дней. Минусов, однако, у этого типа снежных машин тоже изрядно: неспособность ездить по глубокому снегу, малая скорость, плохая управляемость, непобедимая «нежность» колес, изготовленных из камер грузовых автомобилей и тракторов. Естественно, ни о каком развлекательном использовании таких машин не может быть и речи: максимум, на что они способны – перемещать тело или два в пространстве. Медленно и скучно.
Мотособака – друг человека
Когда-то мотоцикл в СССР был весьма распространенным транспортом, что в первую очередь и обусловило появление большого количества каракатов. Однако сейчас найти в гараже старый, но исправный мотоцикл – та еще задача, да и время на «самопальство» есть далеко не у всех, а потребность в дешевом и компактном снеговом транспортном средстве никуда не делась. Тем же рыбакам совсем не сладко топать по льду 5-10 километров до клевого места, но покупать ради этого снегоход – тоже не вариант. Поэтому на данный момент самым компактным, простым и дешевым способом перемещения себя и небольшого груза по неглубокому снегу является мотобуксировщик или мотособака.
Простейшая рама, гусеница (чаще всего от Бурана) на роликах без какой-либо подвески и мотор для силовой техники – такой же, какие используют в бензогенераторах и мотопомпах. Картину дополняют пластиковые сани на жесткой сцепке – вот и весь рецепт.
Мотособаки могут отличаться размерами и мощностью, иметь вариатор или (что гораздо чаще) не иметь его, так же как фары и сиденья – это все опции. Зато среднестатистическая конструкция помещается в багажник универсала, что, без сомнения, поднимает его функциональность до небес.
Естественно, говорить о развлекательно-покатушечном использовании таких саней тоже невозможно. Комфорт нулевой, скорость – чуть быстрее пешехода, маневренность – на уровне железнодорожного вагона. Как нельзя лучше этому транспорту подходит слоган «зато не пешком». Если учесть, что «пешком» приходится зачастую по льду и много километров, звучит особенно актуально.
Микроснегоходы
Для тех, кто не хочет ездить на «корыте с мотором», современная промышленность, причем как наша, так и китайская, предлагает более высокий уровень техники – микроснегоходы. По компоновке это практически настоящие сноумобили, разве что совсем маленькие. Зачастую аппараты имеют разборную конструкцию и тоже способны уместиться в багажник большого универсала или минивэна.
Микроснегоход Рыбинка производства «Русской Механики». Наш ответ китайцам
Такая техника уже может называться «настоящей» и годится не только для перемещения себя и своего рыбацкого ящика от дороги до лунки, но и в покатушках вокруг дачи может принять участие.
Конечно, говорить о комфорте, динамике или проходимости не приходится и тут, но зато это уже вполне полноценный снегоход.
Китайский ответ русскому снегу: Irbis Dingo
Детские снегоходы
Кто-то скажет: «Ха, да это же техника для детей», и будет прав лишь отчасти. Конечно 125-150 кубовые микроснегоходы похожи на детские, но все же в первую очередь рассчитаны на взрослых ездоков. А вот тем, кто хочет приобщить чадо к миру снегоходов стоит обратить внимание на специальные детские модели. Их не так много: в мире детские «снежики» выпускает всего несколько фирм. Среди них Yamaha, Arctic Cat и «Русская Механика», причем все три модели практически идентичны по ТТХ.
Отечественный РМ «Тайга Рысь» – 196 «кубов», 6,5 л.с., 75 кг
Детские машины – полноценные аппараты, с эргономикой и кинематикой «взрослых» машин, но в детском масштабе. Иные юные снегоходчики садятся за руль таких машин лет в пять-шесть и наравне со взрослыми райдерами пилят снег на «неправильной ноге» и гоняют по пухляку, пусть и не быстро. В целях безопасности скорость таких машин ограничена.
Yamaha SRX 120 – японский вариант «первого снегохода»
Толстяки
На противоположном «полюсе» персональной снегоходной техники лежат «мастодонты» – большие снегоходы. Таких в мире совсем немного – сказывается ограниченная сфера их использования. Тем не менее спрос на такие машины есть – есть и предложение. Совсем недавно компания BRP совершила попытку выпустить на рынок снегоход «повышенной комфортности» – Ski-Doo Elite, причем дважды. Первая попытка состоялась в начале 80-х годов прошлого века.
Первое поколение Ski-Doo Elite
Вторая инкарнация – в 2004 году. Машину отличала нестандартная компоновка: две гусеницы и две лыжи, посадка водителя и пассажира бок о бок и «автомобильные» органы управления. Сейчас «эксперимент» свернут. При внешних плюсах вроде комфорта в «салоне» и мягкости хода, машина оказалась довольно плохо приспособленной к жизни вне подготовленных трасс. Закопать в снег тяжелую и неуклюжую машину – легче легкого, а вот вызволить из снежного плена – семь потов сойдет. Да и по уровню фана и драйва такая «кибитка» заметно уступает обычному «снежику».
Второе поколение машины увидело свет в 2004-м, но почти сразу ушло в историю
Есть, правда, и «перспективные разработки» отечественных производителей вездеходов – НПО «Транспорт». Среди привычных гусеничных транспортеров есть машина под названием ТТМ-Беркут, построенная на агрегатах автомобиля Ока, и ее вторая итерация с более презентабельным дизайном, которая была представлена в 2013 году. Однако «русский путь», как известно, отличается от путей всего остального мира, и понять, что подобные машины не очень жизнеспособны и практичны, им придется самим.
ТТМ-Беркут – отечественная попытка сделать из снегохода снегомобиль
Единственным серийным аппаратом подобной «квадратной» компоновки с двумя гусеницами и двумя лыжами остается Alpina Sherpa. Снегоход также имеет две гусеницы и две управляемые лыжи, оснащен двигателем от автомобиля Peugeot 206 объемом 1,6 литра и мощностью 115 л.с. Шерпа способна перевозить до пяти человек на «себе», да к тому же имеет в «штатном расписании» прицеп, вмещающий еще шестерых. Кстати, снегоход может тащить и не одни сани.
Разумеется, о проходимости Sherpa, как и прочих толстяков, говорить не приходится, но зато на ратраченных (то есть укатанных траками) склонах, ухоженных трассах и горнолыжных курортах замены ему не найти. Он может не только возить пассажиров, причем быстро и много, но и перевозить грузы, прокладывать лыжни или ровнять склоны вместо ратрака.
Сноубайки
Отдельно от всех прочих видов стоит класс «однорядных» снежных машин – вернее, снежных мотоциклов. Если все вышеописанные машины были в большей или меньшей степени утилитарными, то сноубайки – это плод фантазий экстремалов-охотников за адреналином.
Первенцем моносноубайков можно назвать канадский аппарат A.D. Boivin Snow Hawk, который появился в продаже в начале 2000-х. Отличие «снежного ястреба» от прочих – в компоновке: у него одна гусеница и одна лыжа, что позволяет ехать на нем, как на мотоцикле, наклоняясь внутрь поворота. Однако аппарат получился довольно тяжелым по меркам мотоцикла и вскоре был снят с производства.
A.D. Boivin Snow Hawk
Дальнейшая эволюция сноубайков привела к идее, что «изобретать» мотоцикл нет смысла: их и так в достатке, причем хороших и разработанных специально для того, чтобы дубасить по пересеченке – это эндуро и «кроссачи». Нужно просто «научить» мотоцикл ехать по снегу, а для этого в продажу стали поступать многочисленные конверсионные комплекты для мотоциклов.
Снял колеса и передний тормоз, установил вместо колес лыжу и гусеницу – и вперед, в сугробы! Конверсионных китов разных конструкций появилось множество, однако первые варианты, произведенные в середине-конце нулевых не отличались продуманностью и надежностью. Однако сейчас дело пошло на лад и можно быть уверенным в том, что вернешься домой не пешком.
Сноубайк стремительно развивается. Проходимость легкой и узкой машины феноменальная. Там, где тяжелый снегоход нужно удерживать на одной лыже, сноубайк просто едет. Плюс кроссовые подвески априори более энергоемкие, чем самые крутые амортизаторы снегоходов, так что прыгать на легкой и юркой машине – одно удовольствие. Словом, сноубайк очень скоро из разряда экзотики перекочует в мейнстрим.
В заключение
Вы думали, что снегоходы – это скучно, и они все одинаковые? Все оказалось гораздо интереснее. Стоит ли говорить, что даже любители автомобилей стремятся в снег и пытаются приспособить свои четырехколесные экипажи для езды по снегу. Приятно осознавать, что снегоходом хочет стать даже Ford Raptor, а в снегоходчики метит сам Кен Блок.
Читайте также:
Sled’ы на снегу — журнал За рулем
В англоязычных странах снегоход часто называют Sled (от sledge — санки). И до сих пор спорят — что такое настоящий «правильный» снегоход и кто его изобрёл? Мы не будем доказывать, что Россия — родина слонов, и пытаться объять необъятное. Вспомним забытые страницы нашей истории и попробуем выяснить, кто оставил в ней «следы на снегу».
001_MOTO_0210_050
«ПАР СНЕГУ НЕ ТОВАРИЩ». Парадоксально, но факт: к началу прошлого века человечество уже передвигалось при помощи «механических аппаратов» по всем трём ипостасям — по земле, по воде и по воздуху. И лишь снежных просторов прогресс не коснулся: сани по-прежнему приводились «живыми двигателями» — лошадьми, оленями, собаками. Первым русским изданием о зимней моторизированной езде стала книга Вадима Собенникова «Санный путь и машинная тяга саней» (1911 г.). Оценивая состояние техники к началу 20 века, автор заключал: «пар снегу не товарищ». Хотя паровая машина и достигла пика совершенства, она оставалась громоздкой, малоэффективной и требовавшей постоянного ухода — то угля или дровишек подбросить, то водицы долить. Тем не менее, умельцы пытались строить «паровые сани» и «быстрокаты» для езды по льду. В разных источниках упоминаются отец и сын А. и П. Врадий, изобретатель Д. Загряжский и другие. Существует несколько описаний «пароснегоходов», но нет ни их фотографий, ни рисунков, поэтому их реальность вызывает сомнения. Первые два десятилетия ХХ века строители снегоходов брали за основу либо автомобили, либо самолёты. Особенно бурно в России развивалась авиация. В 20-х годах состоялось несколько массовых аэросанных пробегов, машины строили десятки авиазаводов и мастерских по всему СССР. Но они — тема отдельной статьи…
003_MOTO_0210_051
Разновидность аэросаней — аэробуер В. Лебедева (1900-е годы).Разновидность аэросаней — аэробуер В. Лебедева (1900-е годы).
ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ. В развитии автомобильного направления видную роль сыграл француз Адольф Кегресс. Он заведовал технической частью императорского гаража в Царском Селе и даже какое-то время был личным шофёром Николая II. И вот в 1908 г., стараясь приспособить автомобиль к российскому бездорожью, он заменил ведущие колёса гусеничным приспособлением, получившим название «прибор Кегресса». К передним же колёсам крепились лыжи.
002_MOTO_0210_051
В движителе Адольфа Кегресса гусеница перемещалась за счёт сил трения.В движителе Адольфа Кегресса гусеница перемещалась за счёт сил трения.
Конструкция движителя системы Кегресса состояла из ведущих и направляющих барабанов, замкнутой ленты и опорных катков, передающих вес машины через ленту на снег. Гусеницы сначала изготавливали из сежи (рыболовной сети), затем из толстого верблюжьего войлока, а в дальнейшем — из резины. Момент передавался гусеничной ленте за счёт трения её выступов о ведущие барабаны, что являлось одним из слабых мест конструкции.
Первоначально «приборы Кегресса» служили дополнительной приставкой к автомобилям и мотоциклам. На одном авто состоялся пробег из Петербурга в Могилёв. К совершенствованию движителя подтолкнула Первая мировая война. В 1916 г. на Путиловском заводе для нужд фронта изготовили 30 движителей Кегресса для броневых и грузовых автомобилей, а всего заказ предусматривал три сотни комплектов.
004_MOTO_0210_051
«Роллс-Ройс» В.И. Ленина на зиму оборудовали «приборами» Кегресса.«Роллс-Ройс» В.И. Ленина на зиму оборудовали «приборами» Кегресса.
Но после революции 1917 года Кегресс посчитал за лучшее вернуться во Францию. Его «наследство» устанавливали на различный транспорт, в том числе на Rolls-Royce В.И. Ленина (сейчас авто находится в музее в подмосковных Горках). Идею движителя Кегресса использовали и на моторных санях (Д. Карельских и др.), однако вскоре стало ясно: для надёжного привода гусеницы нужно не трение, а зацепление.
АПГРЕЙД ПО-РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИ. Хотя к концу 20-х по снегу уже ездили, и не только на лошадях, потребность в простых, лёгких и дешёвых моторных санях оставалась. Молодая советская власть взялась решить «зимний вопрос». В 1925–29 годы в окрестностях Москвы проводились испытания различных конструкций для нужд РККА. На 36 снегоходах совершали пробеги по снежным дорогам и целине на расстояния до 300 км. Руководил испытаниями бывший полковник царской армии Александр Крживицкий, возглавлявший в те годы автотракторную секцию Главного военно-технического комитета Красной Армии. Городить гусеницы казалось делом сложным; куда заманчивее сделать, как сейчас говорят, «апгрейд» мотоцикла: установить, как их называли, «лыжи устойчивости» и улучшить сцепление заднего колеса с поверхностью. Но если с первым особых проблем не возникало, заставить колесо не проваливаться и при этом толкать экипаж вперёд никак не удавалось.
005_MOTO_0210_052
Мотоцикл Norton с л105 фото проектирования и видео сборки своими руками
Во многих регионах России зимы — это достаточно суровое время, когда выпадает большое количество осадков в виде снега. Проехать по плотному снегу ни на какой технике нет возможности, кроме специализированных снегоходов. Покупка данного вида техники — очень не экономичное предприятие, а нужда в ней часто имеется.
Для тех, кому необходима снегоходная техника есть и хорошая новость. Собрать снегоход можно самостоятельно в домашних условиях, взяв за основу уже имеющуюся в доме технику, которая в зимний период обычно простаивает.
Многие уже догадались, что речь идет о сельскохозяйственных видах техники.
В первую очередь, больше всего в качестве основания для снегохода подойдет мотоблок, который имеет довольно-таки сильный двигатель.
Еще один вариант, как сделать снегоход — это использование мотоцикла, который тоже в зимнее время не востребован. Так как мотоблок есть практически в каждом участке, мы рассмотрим изготовление снегохода именно из него.
Содержимое обзора:
Рама из древесины
Основой снегохода, сделанного из мотоблока будет считаться его рама, которая может быть сделана из разных материалов. Одним из популярнейших вариантов для создания рамы считается древесина.
Деревянные бруски отлично подойдут для конструкции, так как они легкие и при этом очень прочные. Кроме того, найти нужное количество бруса можно и во дворе. По сути сделать раму — это означает собрать сани для снегохода.
Если на участке древесины нет или не достаточно, стоимость ее не очень велика. Для того чтобы изготовить раму из дерева, кроме бруса вам потребуется следующее: железо в листах, резчик по металлу, дрель, сверла, болты, гайки, пила.
Рекомендуем посмотреть еще тут
Для того чтобы избавить раму от заусенцев и сделать ее максимально ровной, потребуется наждачная бумага или шлифовальная насадка на дрель.
Самодельный снегоход, сделанный из дерева имеет множество преимуществ перед другими моделями кроме легкости. Такую раму очень просто починить не только дома, но и в дороге, ведь материал можно найти в любой лесополосе.
Под лед такой вариант вряд ли провалится, а если такое и случится, то он удержится на плаву.
Металлическая рама
Конечно, металлическая конструкция не так практична, как деревянная. Материал очень дорогостоящий и тяжелый, а создание снегохода будет более сложным.
Кроме того, недостаток металла в его холодной поверхности, которую необходимо чем-либо накрывать для передвижения в нем. Но есть и одно большое преимущество такого варианта — долговечность готовой конструкции.
Для создания металлической рамы снегохода потребуются некоторые материалы и инструменты. Из инструментов это сварка и электроды, молоток, болгарка, плоскогубцы, набор ключей и крепежи для системы.
Рекомендуем посмотреть еще тут
Что касается материала, то здесь потребуется подготовить Трубы из металла, уголок металлический, сталь в листах и швеллер.
Обязательно перед постройкой рамы здесь сделать чертеж с точным указанием размеров. Это поможет максимально точно подобрать количество и вид материала.
При помощи болгарки нарезаются трубы и свариваются в раму. Из уголка будут сделаны крепления для всех частей снегохода. Можно сделать их из швеллера.
Только после этого все обшивается листовым металлом. Для того, чтобы сделать снегоход из мотоблока, необходимо предусмотреть место для размещения мотора.
Лыжи и гусеницы
Для того чтобы снегоход постоянно был на ходу, необходимо сделать для него качественные гусеничные колеса и лыжи для скорости.
Рекомендуем посмотреть еще тут
Для того чтобы гусеницы были максимально качественными, их площадь должна быть достаточно большой. При маленьком размере они будут просто утопать даже в неглубоком снегу.
Вы можете приобрести уже готовые гусеницы в магазине или сделать собственные из резиновой трубы. На видео, как сделать снегоход это подробно указано.
Что касается лыж, то они должны быть крепкими. Лыжи отлично служат при глубоком снеге, так как ими очень хорошо управлять и скорость их не низкая.
Чтобы лыжи были идеально подходящими, их делают в большинстве случаев из металла.
Если же есть желание сделать деревянную конструкцию, то ее лучше всего изготавливать из березы или дуба. Предварительно древесину хорошо просушивают. Вот основные правила, как сделать снегоход своими руками.
Фото советы как сделать снегоход
Вам понравилась статья? Поделитесь 😉
Всего посмотрели 2 649
посетителей. Рубрика:Битый небитого везет: буксир для горнолыжников
Тест-драйв первых в мире «горных лыж с мотором» оказался коротким, но впечатлений от него хватит на год вперед
«Ну что, конь ретивый, запрягли тебя в гусеничный плуг?» — ухохатывались друзья и коллеги, глядя на фотографии. Действительно, дышло, рогатые рукоятки, поясной ремень — все это напоминает лошадиную упряжь, особенно когда аппарат лежит на снегу в ожидании наездника. Что же до моих собственных ощущений, то теперь я знаю, как чувствует себя передняя подвеска снегохода. Она чувствует себя горнолыжником: сгибает ноги в коленях, отрабатывая неровности, закантовывает и раскантовывает лыжи, выполняет повороты, работает весом — в общем, катается в свое удовольствие! Впервые в жизни мне посчастливилось насладиться горными лыжами, не ограничивая себя склонами горнолыжного курорта. За спиной у меня появился едва заметный помощник, благодаря которому мне открылись бескрайние целинные поля, укатанные проселочные дороги и живописные лесные просеки. А смешки друзей — это от зависти. Ведь они при всем желании не смогут повторить мой опыт — несмотря на свой абсолютно промышленный вид, мотор для лыжника существует в единственном экземпляре. К нам в редакцию это чудо техники под названием Snow Glider привез его изобретатель Евгений Чучин.
Может показаться, что если Snow Glider движется позади лыжника, то при падении можно попасть прямиком под гусеницы. На самом деле это практически невозможно. Лыжник надежно пристегивается к дышлу ремнем, поэтому, даже если он упадет, в худшем случае ему предстоит исполнить роль лыжи, но ни в коем случае не лыжни. Хотя, катаясь на лыжах с глайдером, упасть довольно сложно: по бокам лыжника поддерживают рукоятки, а в продольном направлении — жесткие горнолыжные ботинки.
Индустриальный масштаб
«Все началось в 1970-е годы, — рассказывает Евгений. — Мы часто ходили в длительные лыжные походы: по Подмосковью, в соседние области и даже на Кольский полуостров. Путешествовать хотелось с комфортом, и мы мечтали о машине, которая позволит нам, передвигаясь на лыжах, брать с собой больше вещей». Первые машины Евгения двигались впереди лыжника и представляли собой что-то вроде грузовой платформы с мотором и велосипедными колесами.
Гусеничный Snow Glider существует в единственном экземпляре. Его сконструировал и построил изобретатель Евгений Чучин. Аппарат способен не только толкать перед собой лыжника, но и буксировать прицеп с грузом.
Со временем аппарат перекочевал за спину наездника. Тогда экспериментаторы в наименьшей степени задумывались о том, насколько весело будет кататься с «задним приводом». Их интересовали прежде всего практические моменты: грузоподъемность и проходимость. Когда легкая машина тянет тяжелого лыжника, ее колеса разгружаются и сцепление шин с дорогой ухудшается. Толкая лыжника в спину, аппарат, напротив, прижимает колеса к земле. Масса наездника помогает шинам сильнее цепляться за грунт или снег.
В 1991 году изобретатель переехал в США, и строительство прототипов пошло полным ходом. По специальности Евгений инженер-технолог. Он занимается проектированием и настройкой технологических линий для промышленных производств. Так сложилось, что по роду службы ему оказались доступны практически любые производственные средства и материалы. За 1990-е годы Евгений построил множество колесных прототипов. Наш гусеничный Snow Glider увидел свет в 2002 году.
Для Евгения строительство этих аппаратов — вовсе не кустарное хобби. Каждый из них проходит полный цикл проектирования и производства, как заводские модели крупных фирм. Придумав идею новой машины, изобретатель готовит множество эскизных рисунков, а затем чертежей. Детально проработав конструкцию, Евгений приступает к компьютерному моделированию. Аппараты Чучина выглядят так, как будто они только что были сняты с полки магазина. Каждая модель практически готова к серийному производству.
Хорошо забытое старое
Евгений привез Snow Glider к нам в редакцию в виде четырех отдельных частей — моторного блока, двух гусениц и телескопического дышла. Такой комплект легко умещается в легковом автомобиле. Мы научились легко собирать аппарат вдвоем за 15 минут, а с разборкой запросто справляется один человек. В сборе машина весит порядка 40 кг.
В основе конструкции лежит стальная рама из труб прямоугольного сечения. Прямо внутри одной из труб располагается цепная главная передача. В движение аппарат приводит двигатель Honda мощностью 5,5л.с. Это один из самых распространенных силовых агрегатов, который устанавливается практически на что угодно — от газонокосилок до любительских картов. Четырехтактный низкооборотный мотор предельно надежен и прост в эксплуатации. В Snow Glider двигатель работает в паре с клиноременным вариатором.
Катаясь на Snow Glider, чувствуешь себя первооткрывателем. Это настолько новый принцип движения, что правильной или неправильной техники катания в нем просто не существует.
Слово «гусеницы» мы употребили по отношению к Snow Glider весьма условно. Сначала Евгений хотел установить на машину резиновые траки от снегохода, но ради эксперимента решил испытать экзотический движитель Неждановского. Эти ажурные цепи с редкими поперечными грунтозацепами русский изобретатель Сергей Неждановский изобрел в 1913 году. Они не выполняют несущую функцию — ее берут на себя широкие лыжи, обеспечивающие низкое давление на грунт и, как следствие, способность машины не тонуть в глубоком рыхлом снегу. Снег, попавший под лыжу, не выдавливается наружу, как у обычных саней, а уплотняется, оказавшись зажатым между грунтозацепами. Эти небольшие плотные кубики снега создают надежную опору для движения вперед.
Евгений сам сделал цепи, прикрепив отрезки металлического профиля к длинным приводным ремням винтами. Ведущие колеса с зубьями для грунтозацепов выточены из высокомолекулярного полиэтилена. Изобретатель предусмотрел возможность быстрой замены цепей и точной регулировки их натяжения.
Будто крылья за спиной
Денек для покатушек мы выбрали нежаркий. Snow Glider два года простоял в гараже без движения, и теперь ему предстоял первый запуск при -15°С. Мы остановились неподалеку от бригады строителей, и они помогали нам собирать аппарат, греть промерзшую свечу, настраивать топливную систему. Когда двигатель наконец завелся, а я стал с решительным видом натягивать шлем, работяги выстроились в шеренгу неподалеку в ожидании шоу. А когда я стал «впрягаться» в аппарат, застегивая на себе ремень, их разобрал хохот. Ну ничего, через минуту они уже смотрели мне вслед с расстояния примерно в километр и наверняка жалели, что у них нет с собой лыж.
5,5-сильный мотор Honda разгоняет машину вместе с лыжником до скорости чуть больше 20 км/ч. Для горных лыж это, безусловно, мало. Зато благодаря клиноременному вариатору аппарат способен развивать внушительный крутящий момент. Лишь просмотрев фотографии, я узнал, что на старте «в полный газ» Snow Glider у меня за спиной вставал на дыбы! В будущем изобретатель не отрицает возможности установки на аппарат более мощного мотора.
Главное впечатление от Snow Glider — его присутствие почти не ощущается. У лыж хороший накат, они прекрасно едут по инерции, и аппарат лишь слегка подталкивает наездника в спину. После первого же поворота перестаешь задумываться об управлении аппаратом — он просто послушно едет за лыжником. Это настоящий горнолыжный спорт, не больше и не меньше. Вот чем хорош «задний привод» — это минимум управления и максимум катания.
Впрочем, есть и свои нюансы. Катаясь со Snow Glider по глубокому снегу, можно смелее уходить в заднюю стойку, не боясь потерять контроль и упасть: аппарат обеспечивает хорошую поддержку. Глайдер довольно резко стартует, а после того как вариатор заклинило и мы в процессе ремонта слегка изменили настройку, он стал просто выстреливать лыжника с места, схватываясь на оборотах, близких к максимальным. Широкая подставка не травмирует спину, поэтому через некоторое время я привык группироваться и стартовать в полный газ. Уже на фотографиях я увидел, что 40-кг гусеничная машина при этом встает на дыбы!
Гусеничный глайдер весьма радикально тормозит: стоит сбросить газ — и лыжник повисает на ремне. Торможение — это большая проблема колесных машин. Евгений пробовал оснащать аппараты механическими тормозами, однако при нажатии на рычаг пилот на роликах или лыжероллерах просто выезжал из-под упряжи и падал. А вот длинные горные лыжи дают достаточную опору в продольном направлении, чтобы с легкостью оставаться на ногах при сколь угодно динамичной езде.
Силовой агрегат
Трансмиссия Snow Glider устроена подобно скутерной или снегоходной. Прямо на валу двигателя установлен ведущий шкив клиноременного вариатора, который по совместительству служит центробежным сцеплением. Далее посредством цепной главной передачи крутящий момент передается на ведущую ось движителя Неждановского. От настройки сцепления зависит, на каких оборотах двигателя аппарат будет начинать движение. Четырехтактный мотор Honda чрезвычайно прост в обслуживании, не требует добавления масла в бензин и надежно заводится даже в лютый мороз.
Единственный серьезный недостаток Snow Glider — это низкая скорость движения. Аппарат способен двигаться чуть быстрее 20 км/ч — это неплохо по меркам беговых лыж, но явно недостаточно для горных. Я бы предпочел двигаться с втрое большей скоростью — тогда начали бы по‑настоящему работать и лыжи, и я сам. «Поставить более мощный двигатель и развить 60 км/ч — не проблема, — говорит Евгений, — просто лично я не уверен в безопасности такого снаряда. Мы могли бы создавать модели разной мощности для лыжников с разным уровнем катания. В конце концов, пока что Snow Glider — это всего лишь концепт».
Хорошего понемножку
Катаясь на Snow Glider, я испытывал потрясающее чувство первопроходца. Это спортивный снаряд, у которого еще нет ни армии поклонников, ни сформировавшейся школы катания, ни культовых приемов и трюков, ни стилей, ни звезд. Это чистый лист, на нем невозможно кататься правильно или неправильно — можно только экспериментировать и смело следовать своему вкусу.
К сожалению, я недолго наслаждался этим приятным чувством: сказались два года перерыва, в течение которых глайдер ржавел в гараже. Когда я впервые съехал с дороги в чистое поле, на одном из камней скончалась первая цепь. Оказалось, что по укатанному снегу аппарат неплохо ездит и «на одной ноге». Вторая цепь порвалась, как только я освоил крутой поворот на скорости, — когда с усилием выставляешь лыжи буквально поперек движения и Snow Glider описывает дугу малого радиуса.
В общем, разбирать устройство пришлось с чувством острого недостатка катания. Пожалуй, это даже хорошо. Во‑первых, летом мы сможем протестировать колесный аппарат Чучина в сочетании с роликовыми коньками. Изобретатель обещает, что машина без гусениц будет гораздо быстрее снежной версии. А во-вторых, сейчас я все чаще задумываюсь о собственном глайдере, ведь Евгений планирует собирать свои аппараты под заказ.
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2010).Лыжи искали мотор… — журнал За рулем
ЛЫЖИ ИСКАЛИ МОТОР…
фото из архива автора и Андрея КАРАСЕВА
РОССИЯ — РОДИНА СЛО… МОТОСАНЕЙ
. Похоже, что да — наши механические сани появились раньше других. Случилось это в первые годы ХХ века, когда двигатели внутреннего сгорания только-только стали достаточно компактными, чтобы их можно было применить на легком и маневренном транспорте.
Изобретатели, соединяя в единую конструкцию лыжи и какую-то деревянную раму с примитивным мотором и различными движителями, называли свои творения санями (sleds), мотосанями, моторными салазками, тобогганами (toboggans), мотонартами. Термин «snowmobile» (так по-английски называют снегоход) вошел в обиход позже с легкой руки фордовских дилеров, когда те приспособили к автомобилю Ford T лыжи и гусеницы. У нас же долгое время снегоходы называли мотонартами — этот термин (вы будете смеяться) и сегодня можно встретить в Правилах дорожного движения.
Первой моторизованной повозкой для езды зимой, построенной еще в дореволюционной России, в советской прессе называли «моторные сани» Николая Коробанова. Они приводились в движение при помощи двух костылей, которыми отталкивались от земли. К сожалению, более полными и достоверными сведениями об изобретении соотечественника мы не располагаем.
А вот то, что известно достоверно (даже зарубежные историки признают этот факт): в 1903 году известный русский авиаинженер Сергей Неждановский соорудил первые аэросани. Конструкция оказалась настолько удачной, что ее серийно выпускали в Риге и использовали во время первой мировой войны. Но не об аэросанях сейчас речь.
В советской прессе утверждалось, что где-то в 1913 году тот же Неждановский соорудил и сани с «лыжноцепным движителем». К сожалению, фотографий нет — приводятся лишь эскизы. На деревянную раму устанавливали двигатель мотоциклетного типа, в движение они приводились двумя боковыми металлическими гусеницами. Управление осуществлялось при помощи специальной лыжи, поворачиваемой рулем велосипедного типа. Водитель помещался на велосипедном седле. Демонстрация изобретения прошла в 1914 году в Москве на Ходынском поле. При мощности двигателя всего 1,5 л. с. скорость движения по рыхлому снегу составила 12 км/ч.
Отдел изобретений Московского военно-промышленного комитета выдал Неждановскому охранное свидетельство в 1916 году (по другим источникам — в 1924). Если бы кто-то из историков-профессионалов смог бы внести более полную документальную ясность в этот вопрос, мы утерли бы нос всему снегоходному миру.
ЗАБЫТЫЙ ИНДЕЙСКИЙ МОТОНАРТ.
Если «русский след» в истории снегоходов у прозападной общественности вызывает сомнения, то в реальности мототобогганов Карла Элейсона почти никто не сомневается.
А построил свой первый сноубайк этот американец из штата Висконсин в 1924 году, он использовал 2,5-сильный лодочный мотор жидкостного охлаждения и радиатор от Ford T. Привод от расположенного спереди мотора — посредством цепей на гусеницу. Двухместное сиденье в виде плоской доски располагалось над гусеницей, вдоль всего корпуса проходили деревянные лыжи, обеспечивавшие дополнительную опору на глубоком снегу. Эти лыжи отдаленно напоминали нарты индейцев — тобогганы, и поэтому свои экипажи Элейсон назвал моторными тобогганами. Движок запускался и набирал обороты, раскручивал гусеницу, та медленно опускалась на поверхность снега — аппарат начинал движение. Чем выше обороты мотора, тем сильнее прижималась гусеница к снегу. Снегоход и рулился оригинально — при помощи веревок, привязанных к концам двух деревянных лыж, расположенных спереди под днищем машины. Этим днищем из фанеры мототобогган утрамбовывал снег, облегчая гусенице задачу толкать экипаж.
В 1927 году Карл Элейсон усовершенствовал машину — упразднил рулевые веревки и применил мотоциклетный мотор с «нормальным» сцеплением, за что и получил патент за номером 1.650.334 на первый снегоход. Если бы не отсутствие капота и каких-либо закрытий, то по приведенному описанию можно было бы сказать, что это современная машина, разве что боковые лыжи ныне упразднены и деревянные детали заменены пластиковыми.
Позже появились другие аппараты, различавшиеся размерами и примененными двигателями. Использовались 4-тактные моторы Excelsior, позже Indian и Harley-Davidson с высокой (по понятиям того времени) мощностью — около 25 л.с. Гусеницы из звеньев, скрепленных цепями. Все скользящие по снегу поверхности — деревянные. На длинных сиденьях по типу скамьи размещалось до четырех человек. Стоили в 30-е годы такие снегоходы от $350 до 550. В рекламных буклетах тех лет писали: «Идет по любому снегу, или деньги назад!»
Во время второй мировой войны партию из 150 снегоходов закупила американская армия для обороны Аляски. Однако объемы производства по сегодняшним меркам были мизерными: за период 1941–1947 гг. построили около 300 штук.
Самодельный снегоход из велосипеда | KryptoBike TM
Хорош велосипед, но вот беда – не едет велосипед зимой по снегу. Правильнее будет сказать, что едет, но передвижение это осложняется преградами – лёд, рыхлый снег, снежный накат. При должной подготовке они не так страшны, как кажутся на первый взгляд. Опытный велосипедист без проблем продолжает кататься и в зимнее время года. Для движения, придётся выбирать ровные дорожки с притоптанным снегом или, в крайнем случае, асфальтовые дороги, где в изобилии встречается грязь с реагентами.
Так обычно эксплуатируется велосипед зимой…Когда хочется покататься по парку, доступны только тропинки, где прошло много людей. Если пробовать ехать по целине, то при относительно большой толщине снежного покрова удовольствие это будет малоприятное. Велосипед заносит, заднее колесо закапывается, на педалирование уходит масса сил. Катание превращается в испытание. Проехать даже 2-3 км будет тяжело. Да и стоит ли так ездить. Ведь катание призвано приносить удовольствие. Вот и приходится велосипедистам зимовать на тротуарах да растоптанных дорожках. Даже по лыжне (если опустить моральную сторону вопроса- велосипедист уродует лыжню, а лыжники потом сильно недовольны, что правильно) велосипед едет условно. Поэтому, если хочется кататься по парку или по перелеску, причем не выбирая общие маршруты, то помогут охотничьи лыжи.
Содержание статьи
Желание гонять на байке никуда не пропадёт. Можно попробовать использовать фэтбайк (Что такое фэтбайк). Этот своеобразный зимний велосипед уверенно чувствует себя на снегу и проблемы стандартного велосипеда для него не страшны: его не заносит, он отлично держит дорогу из снежного наката, относительно неглубокий снег для фэтбайка не проблема, на льду устойчив. Но покупать фэтбайк только для зимы – это не рационально.
В этих случаях возникает идея адаптировать велосипед для катания по снегу.
Рассмотрим один простой, но действенный способ сделать снегоход из велосипеда, не прибегая к его полной переделке. Предлагаемая конструкция легким движением руки будет переоборудоваться обратно в велосипед.
Делаем снегоход из велосипеда
Сделать снегоход из велосипеда – это давняя идея, которая занимает умы велосипедистов уже долгое время. Вариантов было много, но они обычно не были успешными.
Самодельные снегоходы – это уже целая культура, которая занимает умы любителей механических изобретений. Про них есть даже отдельная статья.
Но в конкретной статье сконцентрируемся на снегоходах из велосипеда, которые можно сделать своими руками.
Например, в этом видео автор сделал подобие снегохода, но ездить так и не получилось.
Переднее колесо вкладывает львиную долю в удержание равновесия велосипедиста. В этой статье пояснялось, почему велосипедист способен сохранять равновесие. Здесь же, автор прикрутил к переднему колесу лопату. В итоге, колесо вместо того, чтобы «держать маршрут» стало способно перемещаться во все четыре стороны, аналогично санкам-ватрушке. Следовало использовать продолговатую лыжину.
Но снегоход из велосипеда может получиться неплохой. Относительно успешный вариант снегохода из велосипеда – это использование специальных устройств. Получается велосипед на гусеницах. На таких агрегатах можно гонять по заснеженным склонам и даже выполнять трюки.
Однако, покупка этих аксессуаров обойдётся довольно дорого. Поэтому, читаем дальше.
На что нужно обратить внимание
Очевидно, что первая проблема, которую следует решить при адаптации велосипеда к зиме – это увеличить сцепление ведущего колеса с грунтом и исключить проскальзывания.
Самый простой способ – установить на колёса максимально широкую резину, которая пролезет в раму и в вилку. Такая резина с агрессивным протектором уже улучшит ситуацию и велосипедист будет чувствовать себя намного увереннее. Но этого недостаточно.
Нужно сделать резину шипованной, а велосипед доработать.
Запланируем устройство следующего типа, но вместо сиденья вкарячим туда велосипед, чтобы и заднее колесо копало снег.
Подготавливаем колёса
Даже колесо с широкой резиной и агрессивным протектором будет проскальзывать. Можно изначально рассмотреть вариант установки шипованной резины. Но присутствует ограничение.
Шипованная резина для велосипеда ориентирована как раз на прорезание снега до твердой поверхности. Это не позволяет кататься по глубокому рыхлому снегу, так как твердая часть там расположена, например под 30 см мягкого покрывала.
Поэтому, нужно выбирать максимальную ширину покрышки. Она меньше проваливается. Значит, нужно или зашиповать такую покрышку своими руками (что обычно не всегда успешно выходит) или попросту накинуть пластиковые хомутики-стяжки по диаметру колеса. Такие импровизированные шипы выполняют функцию цепей на колесе автомобиля и помогают колесу намного лучше держать дорогу. Оно лучше гребет. Ну и не нужно забывать сбрасывать давление в шине до минимально допустимых значений.
Подготавливаем лыжи
Простой способом увеличения проходимости велосипеда по снегу — установка лыжи вместо переднего колеса. Важно не перегнуть палку.
Лыжа должна хорошо врезаться в снег, иметь относительно небольшую длину, так как переднее колесо ещё и рулевое. Не должна соскальзывать с дороги и позволять держать равновесие. Пример успешной установки лыжи вместо переднего колеса показал в своем видео этот парень:
Обратите внимание, что в отличие от первого примера видео, здесь лыжина прекрасно держит дорогу.
Как прикрепить лыжу к переднему колесу?
Очень просто. Нужно изготовить из алюминиевого уголка посадочную площадку, которая будет намертво прикреплена к лыжине. Всю эту конструкцию можно прикрепить к колесу велосипеда тканым ремнем с использованием замков. Ремней потребуется два или даже три. Плотное крепление обеспечивает относительно мягкая покрышка, которая прожимается при затяжке ремня и не даёт болтаться лыже благодаря упругуости.
Крепление лыжи на переднее колесоОбратите внимание, что лыжина крепится именно к колесу. Это сделано не только для удобства закрепления, но и для сохранения её подвижности.
Если лыжа будет прикреплена к вилке в жестком положении, то даже на небольших неровностях, велосипед будет подбрасывать и управление будет теряться. Кроме того, пропадет способность заезжать даже на небольшие перепады высот. Лыжа будет втыкаться в них под прямым углом и сломается.
Поэтому, крепиться она должна к колесу, которое качается на втулке, как маятник. Можно заменить это крепление на специфическое устройство, которое будет устанавливаться вместо втулки. Но сделать его гораздо сложнее.
Даже установка передней лыжи не сильно упростит передвижение по снегу. Очевидно, что это совсем незначительно улучшит ходовые качества велосипеда зимой. Правда, передний мост уже будет меньше закапываться в снег и позволит рулить.
Делаем дополнительную оснастку
Изготовленный нами велоснегоход уже чуть-чуть лучше передвигается по снегу, но всё ещё тонет в рыхлом глубоком снежном покрове.
Как улучшить ситуацию?
Правильно! Cделать так, чтобы велосипед не уходил под снег.
Как этого добиться?
Можно предположить, что имеет смысл установить лыжину и на заднее колесо. Такие примеры самодельных снегоходов есть и получается некое транспортное средство, на котором можно неплохо покататься с горки. Называется оно SNOWBIKE. Но ездить по снегу на равнине уже не получится. Ведь заднее колесо изолировано лыжиной и передавать вращение уже не способно. Соответственно, нужен другой вариант решения.
Довольно успешно может сказаться установка двух параллельных лыжин вдоль всего велосипеда.
Примерно так:
Сделать такую конструкцию совсем не сложно.
Опять воспользуемся металлическими уголками, которые закрепим на лыжах, а к ним сделаем оснастку из металлического профиля (лучше из алюминиевого). Оптимально будет сделать такую конструкцию сварной. Но если сварочный аппарат раздобыть не удалось, то можно закрепить всё и простыми болтами. Длина лыжин не должна быть избыточно большой. Ведь это исключит возможность поворота с помощью руля. Поэтому, используйте лыжи длиной примерно 1 м. Саму оснастку нужно зафиксировать на раме с помощью зажимных кулаков. Их можно сделать из металлического листа и прикреплять аналогично съемному заднему багажнику.
Расстояние между лыжинами нужно сделать около 50 см. Слишком широкая конструкция не позволит управлять импровизированным снегоходом.
Конструкция далеко не нова. В одном из старых журналов была вот такая фотография. Но мы доработаем эту штуку.
Казалось бы, такие санки вокруг велосипеда должны решить проблему.
Но нет, они лишь добавляют устойчивость велосипеду. И… окончательно лишают велосипед проходимости.
Почему это происходит?
Всё очень просто. Достаточно взглянуть на заднее колесо. Когда вы изготовили сани и поставили их на велосипед, то колесо оказалось на одном уровне с полозьями саней. При вращении оно теперь лишь разбрасывает снег, но не передает момент силы. Как это исправить? Нужно закрепить лыжины чуть выше уровня соприкосновения покрышки заднего колеса с землей. Например, приподнять их на 5 см. Тогда в снегу колесо будет прорезать мягкий слой и упираться в твердый грунт.
Сложность заключается в том, что такие лыжи нужно будет регулировать для каждого конкретного случая. Увеличилась толщина снежного покрова и снегоход из велосипеда уже крутит заднее колесо в холостую. Значит нужно немного приподнять лыжи, чтобы они не давали велосипеду провалиться полностью, но и позволяли заднему колесу грести по твердому слою.
Подобная конструкция хоть иногда и упростит задачу передвижения, но в целом будет бесполезной. По глубокому снегу на ней точно не проехать. Лыжи будут держать велосипед на снегу, а заднее колесо будет вращаться без зацепа в снежной каше. Требуется серьезная доработка.
Как можно улучшить такой снегоход из велосипеда?
Нужно изготовить дополнительный движитель для снегохода.
Делаем движитель-каток для снегохода своими руками
Сделать такое устройство, в целом, не сложно. И вариантов его изготовления очень много. В статье про самодельные снегоходы, мы писали, что таким барабаном-движителем может стать какой-нибудь крупный валик или даже барабан от стиральной машины. Но поскольку мы исходим из того, что вы собираете такой снегоход в гараже или на даче, то упростим задачу. Изготовим такой барабан из двух старых велосипедных колес.
Самодельный барабан для снегохода из велосипедаВозьмем два ненужных заспицованных обода 20 диаметра и с помощью шпильки соединим их на одной оси. Шпилька — это не самый хороший вариант. Лучше нарезать ось на токарном станке, но это лишние растраты.
Дальше сделаем в ободах отверстия по всему диаметру, как показано на картинке.
Теперь выбираем нужную ширину катка. Чем она будет больше, тем лучше будет зацепление.
Берем брусок и соединяем два обода, приворачивая бруски через отверстия с помощью болтовых соединений. Получили нечто напоминающее барабан. При должной частоте расположения брусочков, барабан уже можно использовать как движитель.
Но снег будет забиваться в свободное пространство между брусками. Это очень мешает движению. Нужно дополнительно обернуть барабан мягким прорезиненным материалом — подойдет как вакуумная резина, так и обычный силикон. Рассматривать можно любой вариант. Сам резиновый лист прихватим кроткими саморезами через шайбы к дощечкам барабана.
Полученное устройство будет сильно проскальзывать в снегу, так как зацепления не будет и опять получится широкая ледянка.
Нанесем на каждую дощечку зацепы для снега — их можно сделать, например, из коротких уголков.
Теперь самый важный вопрос. Как заставить барабан крутиться и как присоединить его к снегоходу из велосипеда.
Установка движителя на самодельном снегоходе
Вспомним, что изначально мы пытались решить задачу с помощью двух параллельных полозьев. Имеющуюся оснастку усилим металлическим уголком, продлим конструкцию за линию заднего колеса велосипеда примерно на метр и там установим наш барабан.
Вращение на барабан мы будем забирать с заднего колеса. Чтобы велосипед ехал вперед , а не назад, установим между барабаном паразитный валик, который можно изготовить из любого подручного материала.
Барабан лучше опускать как можно ниже. Крепиться он будет с помощью оси, которую мы зафиксируем на полозьях. Предварительно на полозьях организуем посадочные места. Но при этом, велосипед завалится на переднее колесо.
Чтобы этого не происходило, доработайте крепление передней лыжи для того. Она должна разместиться на одной линии с точкой диаметра заднего движителя.
Ограничения самодельного снегохода
Очевидно, что конструкция не лишена недостатков.
Полученный агрегат хоть и позволит передвигаться по рыхлому снегу, но задний барабан будет периодически проскальзывать. При большом количестве снега колесо будет проворачиваться по поверхности барабана. Это не позволит развивать большие скорости и иметь достойную проходимость, близкую к проходимости настоящего снегохода. Попытаться исправить этот факт можно посредством размещения между поверхностями фрикционного материала (например, накрутить на барабан наждачную бумагу на тканной основе).
Кроме того, вся конструкция имеет приличные габариты, что делает её пригодной скорее для дачно-деревенского использования, но не для катания по городским паркам.
Для использования в городе попробуйте максимально адаптировать под себя вариант с одной передней лыжей и широкой задней покрышкой с зацепами. Такой снегоход из велосипеда наиболее функционален для городских парков. Но ездить по улицам уже не получится.
Похожие статьи
Делаем снегоход из скутера своими руками
В хорошую погоду мото скутер с маленьким объемом двигателя всегда был востребован не только среди молодежи, а и у взрослых. Так как отличался своей простотой в управлении, легкостью и хорошей скоростью. Но к сожалению, когда наступают холода из-за небольшого диаметра колес, ездить на скутере становится очень неудобно, а в снежную погоду, даже одев зимнюю резину вовсе нереально.
Изучив различные журналы по мотоциклам, было подмечено, что в продаже существуют гусеничные движители, их можно установить вместо заднего колеса, что приведет к трансформации мотоцикла в снегоход.
Если у вас есть единомышленники в этом деле, то лучше всего взять гусеницу от снегохода «Буран» (фото 1) она отлично подойдет, так как с одной гусеницы выйдет 4 подходящих для скутера. Стоимость же обойдется в 2,5 раза дешевле, чем гусеницы взятые с мотоцикла. Но для одного скутера это обойдется слишком дорого.
Вскоре, связавшись с компанией, которая занимается комплектами движителей, было заполучено одна не очень широкая гусеница и пластиковая лыжа без крепления.
В основную конструкцию скутера никаких изменений не будет вноситься, что бы в теплую погоду всегда можно было заменить установленные гусеницы на колеса.
Приобретаем в магазине ведомую звездочку от снегохода «Буран», 2 колеса от обычного самоката для детей и 2 маленьких колеса от тележки, с роликовыми подшипниками. Далее ставим вместо ведущего колеса на скутере, колесо намного меньшего диаметра, например от спортивного авто, для того что бы заменить передаточное отношение. Это делается потому что в трансмиссии скутера передаточное отношение обычно рассчитывается на эксплуатацию его по отличным дорогам с примерной скоростью до 40-60 км/ч. Конечно при движении по снегу нагрузка на двигатель значительно возрастает и его мощности скорее всего не хватит, а такая высокая скорость может быть опасна на скользких дорогах.
Берем диск ведущего колеса мопеда и вырезаем тормозной барабан со шлицами под ведущий вал, а для крепления диска меньшего диаметра просверливаем в барабане отверстие (фото 2).
Для того чтобы гусеница не сползала с колеса и не проскальзывала во время движения, делаем зацепы (фото 3) из пластиковых водопроводных труб, которые в свою очередь вставлены в отверстие на гусенице.
Из плоского кровельного метала необходимо изготовить бандаж нужного нам диаметра, на нем при помощи мебельных болтов-глухарей закрепить зацепы (фото 4), они должны находиться на одинаковом расстоянии друг от друга и шагом, который будет соответствовать расположению гусеничных отверстий. При помощи тех же болтов крепим колесо, предварительно надев на него бандаж (фото 5). Получаем из обычного колеса, мягкую ведущую гусеничную звёздочку.
Соединим болтами М8 ведущую звёздочку снегохода «Буран» с 2 резиновыми колесами от тележки мы получим ведомую звездочку, а для оси берем шпильку с резьбой М10 (фото 6).
Что бы изготовить раму гусеничного движителя, понадобится металлические уголки и трубы квадратного сечения (фото 7). Размеры рамы и подлежащих к ней деталей нужно будет выбрать самостоятельно в зависимости от выбранной вами гусеницы и марки вашего скутера.
Лыжу можно взять самодельную из дерева или пластмассовую от детского самоката, прикрепив снизу металлический подрез, чтобы скутер не потерял управление на обледеневшей дороге. Лыжу необходимо закрепить у передней вилке скутера через специальную стойку. Она будет иметь 2 степени свободы движения, за счет чего при наклоне скутера в любую из сторон лыжа останется на снегу всей своей плоскостью.
Устанавливаем широкую площадку под ноги и небольшой декоративный щиток для передней вилки. Для дальних поездок в неблагоприятную погоду необходимо установить лобовое стекло.
Стандартный обвес на скутере не сильно прочен при высоко градусном морозе и имеет небольшие карманы, при попадании в них снега будет увеличиваться масса скутера. Чтобы избежать этого, делаем небольшой кожух над гусеницей. Для этого берем нужный нам по размерам кусок оргстекла, поликарбоната или другой пластмассы и аккуратно вырезаем боковину кожуха.
Перекладываем ее на большой лист, он послужит другой стенкой матрицы и с помощью термоклея по всему периметру боковины закрепляем пластиковые уголки. Отрезаем полоску гибкого и желательно тонкого пластика, шириною запланированного кожуха. Аккуратно собираем матрицу приклеивая на уголках ранее изготовленную боковину, днище и большую панель. Все стыки деталей необходимо промазать пластилином.
Далее режем стеклоткань на нужного нам размера куски, тщательно мажем их эпоксидной смолой и плотно укладываем в матрицу. Примерно через сутки необходимо снять матрицу, а получившийся кожух обрезать по контуру снимая все излишки стеклопластика.
По той же технологии делаем площадку для ног, только добавляем в эпоксидную смолу немного порошка серебрянки, для лучшей вязкости и цвета.
Видео испытаний скутера-снегохода:
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.