11 советов зимнего вождения от дальнобойщика
Советы профессионального водителя грузового автомобиля.
В нашу редакцию обратился водитель дальнобойщик (Алексей Амелин) с хорошими на наш взгляд советами, который на большегрузном автомобиле безаварийно за восемь лет проехал почти 1,3 миллиона километров. На протяжении зтих восьми лет Алексей практически исколесил всю Россию, занимаясь перевозками различных грузов между регионами Российской Федерации. Этот водитель прислал нам советы, которые мы думаем могут помочь многим автолюбителям в зимнее время года стать более опытными водителями и не попадать на машине в аварию.
Когда в момент движения на машине вы неожиданно сталкиваетесь с зимней метелью, с бурей или с пургой, то Вам необходимо быть очень осторожными когда принимаете решение. Ведь от этого как-раз и зависит ваша собственная безопасность. Если Вы друзья остановились, чтобы переждать снежную бурю, то если у вас с собой нет и не оказалось аварийного комплекта, который поможет помочь при непредвиденных случаях в зимнее время, то никогда не выходите из машины. Особенно это касается вашей теплой одежды и тех предметов, которые могут помочь расчистить вокруг машины заносы снега.
Во время управления автомашиной при сложных зимних условиях Вы обязаны выучить и знать ряд важных для вас правил, как именно нужно вести себя за рулем машины в плохую вьюжную погоду зимой.
Ниже уважаемые друзья вы можете прочитать и ознакомиться с теми советами, которые прислал нам в редакцию наш постоянный читатель — водитель дальнобойщик.
1. Расслабьтесь.
Если Вы во время движения на автомашине зимой попали в сложные дорожные условия, то самое главное сохранять свое спокойствие и не паниковать. Если будете сильно нервничать, то это может повлиять на вашу дальнейшую реакцию при движении на автомобиле, которая может стать чрезмерной либо недостаточной и сыграть с вами злую шутку.
2. Снизьте скорость.
Если Вы едете на машине слишком быстро, то при ухудшении погодных условий обязательно снизьте скорость в два раза. Если у вас имеется навык замедления автомашины конкретно на снегу или на льду, то Вы сможете безопасно для себя в короткий срок снизить скорость своего автотранспортного средства. Помните пожалуйста, что законы физики никто еще пока не отменял. Именно по этой причине не будьте так уверены, что ваш автомобиль может быстро остановиться на скользкой дороге. Если Вы начнете снижать скорость резко, то увеличите риск заноса машины и потери сцепления ее с дорогой.
Если ваш автомобиль имеет маленький дорожный просвет (клиренс), то снизив его скорость Вы уменьшите образование снега налипшего под днищем вашей машины, который всегда мешает автомашине беспрепятственного двигаться по дороге.
3. Будьте осторожны.
Ваши действия на зимней дороге должны быть полностью контролируемыми и преднамеренными. Помните друзья, что быстрый разгон, а также резкое торможение и резкие повороты рулевого колеса могут стать причиной потери управления и заноса вашего автотранспортного средства.
Во время движения на автомобиле поддерживайте оптимально невысокую скорость. Держите дистанцию до других автомашин в том ракурсе, который необходим для экстренного торможения вашего автомобиля. Все движения должны быть плавными и осторожными, а не резкими.
4. Да будет свет.
В ненастную и пасмурную погоду обязательно включите фары ближнего света, это поможет другим водителям издали увидеть ваш автомобиль. Также друзья не забудьте включать в такую погоду габаритные огни машины, которые помогают другим водителям видеть вас и ваш автомобиль на дороге.
5. Используйте световые сигналы.
Многие водители дальнобойщики по всему миру используют при движении на автомобиле по трассе, для перестроения из ряда в ряд, особенную технику вождения машины. В сухую или дождливую погоду, осенью, летом и весной, перед тем как перестроиться на машине в другой ряд водитель фуры включает поворотник и начинает перестраивается только после того, как сигнал поворотника проморгает три раза. То есть, только на третье мигание подворотника водитель начинает свое перестроение на машине. А вот в зимнюю погоду перестраиваться на автомобиле из ряда в ряд лучше всего начинать после того, как сигнал поворотника промигает 4 — 5 раз.
Если по каким-то причинам ваша скорость движения на машине в зимнее время ниже чем у других участников дорожного движения, то перестройтесь пожалуйста в правый ряд и включите «аварийку» (аварийный световой сигнал). Таким образом Вы предупредите других авто-водителей, что вы не просто так от нечего делать движетесь на медленной скорости. Это обезопасит не только Вас, но и других участников дорожного движения.
Кроме того, включив аварийный световой сигнал Вы предотвратите скопление автомашин позади вас и не будете вызывать раздражение у большинства авто-водителей.
6. Соблюдайте осторожность на скользкой дороге.
Обратите свое внимание на воду на дороге под колесами других автомашин во время движения на машине в холодную погоду. Если брызг воды на дороге от проезжающего автотранспорта много, то дорога в данный момент очень мокрая. В этом случае Вам необходимо предпринять дополнительные меры осторожности. Дело тут вот в чем, при отрицательных температурах расплавленный от колес машин или от реагента снег или лед, начинает быстро замерзать и превращает дорогу в сплошной каток. Если Вы вдруг видите, что дорога достаточно мокрая, а брызг воды от машин практически нет, то будьте в такой момент более внимательны и осторожны, поскольку такое покрытие дороги считается самым опасным. Отсутствие брызг на мокрой дороге может говорить Вам о том, что большая часть воды на дороге просто замерзла и покрыла асфальт тонким слоем льда.
7. Следите за дальнобойщиками.
Если погода начинает резко портиться а грузовые автомашины снизили скорость, Вы со своей стороны должны сделать тоже самое. Если Вы начали замечать, что многие водители большегрузных машин стараются съехать на обочину и остановиться, то советуем вам при плохой погоде друзья сделать точно также. Ни в коем случае этот совет дорогие друзья не рекомендует вам и не заставляет вас делать тоже самое и ехать точно также, как те же дальнобойщики. Дело в другом, а именно вот в чем, у всез большегрузных автомашин дорожный просвет (клиренс) намного больше, чем у легкового автотранспорта, у этих автомашин большие колеса и сами покрышки (шины), и конечно естественно больший общий вес. Просто помните друзья, что чем меньше вес автомобиля, тем легче он теряет сцепление с самой дорогой. Так же не забывайте и о том, что большинство водителей дальнобойщиков конкретные профессионалы и за плечами у них (у многих) миллионы пройденных километров пути. Именно поэтому они более уверенные и чувствуют себя за рулем как дома, не грех обращать на них внимание при движении на своем автомобилее в скверную или ужасную погоду.
8. Не останавливайтесь.
Если снежная буря или туман во время движения на машине застали Вас врасплох и вы ничего не видите дальше капота своего автомобиля, то сразу резко не останавливайтесь. Для того чтобы остановиться Вам необходимо выбрать оптимально безопасное и правильное место. Ведь остановив в такой момент резко машину, вас просто может занести снегом и ваш автомобиль застрянет. Как правило во время сильных снегопадов даже многие федеральные автотрассы очищаются спецтехникой от снега, в том числе и обочины и сами съезды с них.
9. Переждите непогоду.
Самый лучший и дельный совет для автолюбителей в случае ухудшения видимости в зимнее время, это съехать с самой трассы, заехать на очищенную площадку или на заправку, в отель, в кафе или можно в ресторан. Поставив машину на автостоянку Вы можете переждать бурю в круглосуточном магазине при АЗС и т.д. и т.п. месте.
Ехать на машине при сильном снеге (снегопаде) очень опасно. А это понимают практически все водители больших грузовых машин.
10. Тяга автомобиля.
В зимнее время года многие автомашины часто теряют тягу, связано это со скользкой дорогой. Но если Вы друзья думаете, что причиной всему лед на дороге, то это далеко не так. На самом деле тяга автомобиля снижается именно из-за отсутствия воды между шинами и дорожным покрытием, что и уменьшает тягу автомашины в зимнее время. Стоит сразу отметить, что при небольшом морозе на дороге образуется тонкая водяная пленка, которая может способствовать микроаквапланированию самой автомашины, что чревато неожиданным заносом.
Поэтому уважаемые автомобилисты не забывайте и обязательно используйте в зимнее время года только зимние покрышки с глубоким протектором. Также, эта резина должна иметь мелкие насечки на протекторе, которые улучшают сцепление на укатанном снежном покрытии или на дороге покрытой льдом.
11. Сильный холод не обязательно ваш враг.
Самый большой риск для любого водителя потерять сцепление с дорогой зимой, что наблюдается при температуре воздуха от +1 до -3 градусов. При более холодной погоде от -6 до -12 градусов или ниже, автомобиль имеет большую тягу и у него куда меньший риск заноса, чем при более теплых температурах воздуха.
Вы не верите? Попробуйте для себя вот это: -Возьмите два кубика льда. Один поместите в стакан с водой, а другой положите в морозильник на 30 минут. Теперь попробуйте поднять пальцем кубик льда из стакана с водой.(?) Обратите ваше внимание на то, какой же все-таки скользкий этот ледяной кубик, не правда ли? Через 30 минут прикоснитесь пальцами к кубику льда. Пальцы будут буквально практически сами прилипать к нему. Вот вам и ответ.
Тот же принцип применим и к самому вождению автомобиля. Лед в сильные морозы становится очень липким. Но вот при быстром или медленном движении машины на лед начинает воздействовать гораздо большее количество тепла, что и способствует большему таянию этой ледяной корки на дороге. Естественно это в последующем и уменьшает саму тягу автомашины.
В конечном счете можно подвести итог. Только вы несете свою личную ответственность за принятые вами решения при движении на машине по дороге. Только от вас зависит то самое главное, примете ли Вы правильное или иное какое решение двигаясь по дороге. Если дорога слишком плохая, то надеемся, что Вы примите правильное решение и остановитесь. Пускай дорожные службы ломают себе голову и выполняют свою работу, пускай лучше расчищают дорогу.(!)
Как водить автопоезд зимой? Основные рекомендации — Блог ТриераТрак
В холодное время года водителям стоит быть на дорогах особенно внимательными и осторожными. Автопоезд – это довольно тяжеловесная конструкция, состоящая из тягача и прицепа. Зимой вождение такой техники требует максимальной концентрации и аккуратности, так как она не отличается манёвренностью и лёгкостью.Соблюдайте дистанцию
Погода в холодные месяцы капризная и непредсказуемая. В последнее время зима отличается переменчивостью: оттепели сменяются резким снижением температуры, а пурга может резко превратиться в дождь. Ледяная корка и слой снега на дорогах делают вождение автопоезда опасным. На такой трассе очень сложно быстро затормозить, поэтому стоит соблюдать дистанцию с другими машинами.
Чтобы езда зимой была комфортной для всех участников дорожного движения, соблюдайте некоторые советы:
- включайте габаритные фары, чтобы водители могли разглядеть ваш автопоезд в ненастную погоду;
- перестраивайтесь из одного ряда в другой только после того, как поворотник промигает 4-5 раз. В летний, весенний и осенний периоды водители автопоездов обычно меняют траекторию движения после 3 мерцаний фар. Зимой время поворота стоит немного увеличить, чтобы машины, едущие сзади, успели снизить скорость;
- следите за действиями других водителей грузовой техники. Если движущиеся перед вами автопоезда начинают сворачивать на обочину, сделайте то же самое. Возможно, впереди на дороге находится опасный участок. Однако двигаться по следу большегрузов можно только в том случае, если ваша техника имеет такие же габариты. Автопоезда различных типов имеют разный дорожный просвет, поэтому лёгкая машина с узкими колёсами может застрять в снегу.
Во время вождения зимой стоит осторожно идти на обгон. Обочины зачастую засыпаны снегом, поэтому грузный автопоезд может легко застрять в сугробе. В снегопад внимательно следите за наличием других транспортных средств на трассе. Обгонять машины можно только при стопроцентной уверенности в безопасности такого действия.
Основы правильного торможения
Гололёд – самая большая проблема, возникающая во время вождения транспортного средства по дорогам зимой. Крайне важно научиться правильно останавливать тяжёлый автопоезд. Если у прицепа нет отдельных тормозов, это существенно усложняет такую задачу. Он напирает на кабину сзади, вызывая вращение всего автопоезда.
Зимой на скользкой трассе сцепление колёс с дорогой значительно ухудшается. В процессе вождения остерегайтесь участков, покрытых рыхлым снегом. Под воздействием шин его слой снимается и под колёсами остаётся скользкая ледяная корка.
Опытные водители советуют придерживаться нескольких правил вождения автопоезда зимой:
- Готовиться к манёврам следует заранее. Перед поворотом и на опасных участках снижайте скорость.
- Тормозить необходимо постепенно. В момент резкой остановки автопоезд может занести. Экстренное торможение поезда рекомендуется осуществлять при включённом сцеплении. Это обеспечивает хорошую устойчивость машины.
- Останавливаться зимой лучше при помощи частых и коротких нажатий на педаль. Это позволит избежать блокировки колёс. При воздействии на педаль избегайте движения юзом. Оптимальный вариант – торможение двигателем, при котором переход на пониженную передачу осуществляется постепенно.
Во время вождения автопоезда зимой обращайте внимание на наличие брызг под колёсами машин впереди. Слишком мокрая дорога в мороз быстро замерзает, и на её поверхности образуется тонкий слой льда. Даже при минусовой температуре снег на трассе может таять под воздействием реагентов и шин тяжёлых автопоездов. В стужу влага практически мгновенно затвердевает, и трасса превращается в каток.
Как избежать заноса и буксовки
Если снегопад или буран застал вас в пути, не спешите резко тормозить. Остановив автопоезд в разгар вьюги, вы рискуете застрять в сугробе. Стихия особенно много неприятностей сулит на загородных путях, где дорожные службы не всегда вовремя убирают снег. В случае пробуксовки рекомендуется применить раскачку автопоезда. Если через 3–5 попыток ситуация не изменится, необходимо расчистить заснеженный участок трассы.
Очень импульсивное вождение влечёт за собой занос. На высокой скорости тяжёлый автопоезд может затянуть на обочину. К потере контроля над транспортным средством зачастую приводит поперечная раскачка прицепа. В случае болтанки, стоит увеличить скорость движения, чтобы «растянуть» автопоезд.
Вождение грузовой техники зимой станет максимально безопасным, если вы:
- переждёте непогоду на очищенной стоянке придорожного кафе, заправки или любого другого заведения;
- снизите скорость вождения автопоезда зимой, по сравнению с ездой в другое время года;
- будете использовать специальные покрышки с глубокими протекторами. Мелкие засечки на колёсах автопоезда гарантируют улучшенное сцепление шин с накатанным снежным слоем на дороге.
Чтобы вождение зимой было безопасным, покупайте только исправную технику у проверенных поставщиков, например, в интернет-магазине «Триера Трак». В каталоге trieratruck.ru представлены новые и бывшие в употреблении автопоезда. Заказать грузовик в Московской области можно по телефону или в режиме онлайн. Прежде чем приобрести технику, убедитесь в её исправности.
Советы водителям по перевозке грузов зимой от бывалых дальнобойщиков
Снегопад, лед на дороге, сугробы вместо обочин… А еще — метели, несвоевременная уборка дорог и масса любителей прокатиться по трассе на летней резине. В таких условиях бывает сложно даже обычному автомобилисту, решившему выехать в другой город или на дачу. Что уж говорить о дальнобойщиках?
Чтобы зимняя дорога не превратилась в полосу неудач и несчастий, будьте внимательнее и аккуратнее. И, если вы — новичок, прислушайтесь к советам бывалых дальнобойщиков.
Будьте спокойны
Железные нервы — главное качество опытного водителя. Оно куда важнее навыков механика или отличного знания ПДД. Старайтесь не волноваться. Если вам предстоит впервые перевозить груз автомобилем именно зимой, от затеи лучше отказаться. Первый опыт за рулем большегруза стоит получать летом. Если вы все же попали в сложную ситуацию на дороге, не паникуйте. Так вы сделаете только хуже.
Следите за другими
Если другие участники движения снизили скорость, то же стоит сделать и вам. В первую очередь, стоит следить за большегрузами — то есть такими же дальнобойщиками. Они снизили скорость? Не обгоняйте — если другие начали тормозить, на это есть причина. У обочины все больше припаркованных большегрузов? Если рядом нет таможни или придорожной гостиницы, значит, погода испортилась настолько, что движение по дороге может быть опасным.
Пользуйтесь оптикой
Включайте ближний и дальний свет, когда это нужно. Пользуйтесь противотуманками, если идет сильный снегопад. И обязательно заблаговременно включайте поворотники. Учтите, что зимой тормозной путь больше, а видимость не всегда хорошая, поэтому, если собираетесь повернуть или сменить полосу, включите поворотник и дождитесь, пока фонари не мигнут 4-5 раз, и только потом поворачивайте. Так другие участники движения успеют отреагировать на ваш маневр.
Не торопитесь
Зима — не время для спешки. Не стоит совершать резких маневров, пытаться резко затормозить, поворачивать на той скорости, к которой вы привыкли за лето и осень. Если вы видите, что погода ухудшается, а до ближайшей заправки, кафе или гостиницы еще очень много, не прибавляйте скорость, чтобы успеть до метели. Вполне возможно, что не успеете. А вот риск попасть в аварию в такую погоду будет куда больше. Лучше ехать медленно, а когда видимость ухудшится настолько, что продолжать движение будет невозможно, вовсе остановиться и переждать.
Внимательно выбирайте место для остановки
Особенно в том случае, если останавливаетесь, чтобы переждать буран. Если вы встанете, заняв половину полосы, в вас могут просто врезаться. Если встанете на открытой площадке, и машину занесет снегом, вам придется искать эвакуатор или трактор, чтобы вытащить грузовик. Посмотрите по карте или навигатору, где ближайшее кафе, заправка или гостиница, и отправляетесь (аккуратно и медленно) туда. В тепле сидеть куда лучше, чем в холодной машине.
Следите за дорожным покрытием
И в первую очередь, за брызгами, которые летят из-под колес других автомобилей. Брызг много? Значит, дорога мокрая. Если при этом на улице отрицательная температура, вода быстро замерзает, превращаясь в тонкую корку льда. По такому асфальту ехать опасно. Еще опаснее, если брызг стало меньше. Это значит, что вода уже схватилась, и ехать нужно в два раза медленнее.
Используйте зимнюю резину в межсезонье
При -30 на дороге куда безопаснее, чем при -3 градусах. Это вам скажет любой водитель. При небольшом морозе лед и снег тают, дорога становится мокрой, провоцируя аквапланирование. Как результат — автомобиль теряет управление. В таких условиях важно иметь хорошую резину — с глубоким протектором и насечками. Если речь идет о поздней осени или ранней весне, и вы не знаете, какие шины использовать, отдавайте предпочтение именно зимним.
Включайте аварийку, когда это необходимо
Встали на обочине по какой-то причине? Или вынуждены ехать медленнее других участников движения? Включите сигнал аварийной остановки, так все поймут, что вы едете медленно по какой-то причине. В этом случае обязательно двигайтесь по крайней правой полосе, съезжайте на прилегающие полосы, если они появляются, и позволяйте другим водителям вас обогнать. Если вы стоите на обочине, с аварийкой вас увидят раньше, а значит, успеют отреагировать.
Отдыхайте, когда это нужно
Зимой грузоперевозки проходят медленнее — из-за скорости, непогоды, обледенения дороги. Не рассчитывайте, что сможете проехать за день столько же, сколько могли летом. Заранее найдите придорожные гостиницы и, как только почувствуете, что засыпаете, останавливайтесь у ближайшей. Если с вами едет напарник, передайте управление ему.
Наконец, самый важный совет, который пригодится и зимой, и летом: никогда не идите на риск. Будьте осмотрительны и аккуратны: зимняя дорога не прощает ошибок.
Дальнобойщику: управление автопоездом в гололед
Категория: Интересные новости.
Зимнее вождение представляет сложность для любого водителя, а когда за спиной у водителя 40 тонн груза, это сложно вдвойне.
Факторы, которые затрудняют движение автопоездов по скользкой дороге:
- маршрут пролегает по узким и извилистым участкам, на дороге есть уклоны
- автопоезд длинный, широкий, тяжелый.
Большие габариты транспорта вынуждают водителя часто прижиматься к обочине, чтобы пропустить встречные машины. Сама по себе такая ситуация — уже риск заноса прицепа.
Другой аварийный фактор — движение автопоезда на поворотах и крутых склонах. Водителю нужно постоянно следить за скоростью и выбирать такое расположение на дороге, чтобы не задеть прицепом других участников движения. А еще — постоянно контролировать и учитывать сцепление своего транспорта с дорогой на каждом ее участке.
В таких условиях водитель может рассчитывать в качестве помощников только на надежную тормозную систему и качественные покрышки.
Занос прицепа
Прицеп в условиях гололеда часто провоцирует опасные ситуации, затрудняя управление автопоездом.
Занос прицепов при гололеде часто случается в случаях:
- высокой скорости
- при прохождении поворотов
- интенсивного торможения
- слякотной погоды
- отказа системы ABS, плохих покрышек
- при выходе правых колес за пределы дороги
- в случае ошибок в распределении веса груза
- если некорректно настроена тормозная система между машиной и прицепом
- если не обеспечено легкое прохождение прицепа на поворотном круге и он мешает тягачу повернуть безопасно.
Опытные водители достаточно рано могут почувствовать начало заноса машины буквально, спиной. Но начало заноса прицепа невозможно почувствовать с места водителя фуры — только заметить в боковых зеркалах. Поэтому в них рекомендуется смотреть в них как можно чаще, чтобы не пропустить самое начало опасной ситуации.
Для того, чтобы восстановить контроль над автопоездом, водителю понадобится много времени, пространства, все мастерство и определенная доля удачи.
- При заносе тягача нужно действовать как на личном автомобиле: выжать педаль сцепления и поворачивать руль в сторону заноса. В идеале — еще и притормозить колеса прицепа, но так как это производится рычагом, не каждый водитель сможет оторвать одну руку от руля и оставить его вращение второй руке.
- При заносе полуприцепа, заносе и сносе прицепа нужно, поворачивая, опять же, рулевое колесов в сторону заноса, нажать на педаль газа.
Как правило, самые серьезные аварии с автопоездами происходят, когда прицеп заносит и сносит на встречную полосу. Поэтому лучше оказаться на автопоезде в кювете, чем встретиться с другими машинами на встречной.
Гололед на спуске
Безопасность спуска автопоезда по склону зависит от того, как водитель подготовится к такому испытанию еще до момента въезда на склон.
Для начала стоит оценить состояние дороги. Она может оказаться скользкой настолько, что безопаснее и разумнее будет переждать, пока ее не посыпят песком или реагентом. Важно учесть, что зимой на длительных спусках дорога может быть более скользкой у подножия склона, чем наверху.
Следующий шаг до начала спуска — пропустить всех участников дорожного движения, которые уже движутся по склону. Если прицеп начнет заносить, водителю понадобится много пространства для маневра, и он не должен зацепить другие машины.
Затем водитель должен решить, надо ли одевать на колеса цепи противоскольжения, чтобы повысить сцепление колес с дорогой и стабильность машины и прицепа при торможении.
При установке цепей на колеса важно учитывать расположение груза:
- если большая часть груза располагается в передней части грузовика, использование вспомогательного тормоза может привести к проскальзыванию ведущих колес — поэтому цепи лучше устанавливать на ведущие колеса;
- если большая часть груза располагается в задней части машины, велика вероятность, что начать проскальзывать начнут передние колеса. Это может вызвать потерю управляемости. В таком случае лучше устанавливать цепи противоскольжения на передние колеса.
- на машинах с полуприцепом или с вспомогательными колесами цепи лучше устанавливать на передних колесах.
Иногда нужно устанавливать цепи и на колеса прицепа, чтобы обеспечить его стабильность и нормальное торможение при спуске по склону.
Торможение в условиях гололеда
Уберечь тормоза от перегрева и отказа при длительном спуске на склоне способны только низкая начальная скорость и правильное использование понижающей передачи и вспомогательной тормозной системы. При этом следует помнить, что вспомогательная система торможения действует только на ведущие колеса, что грозит их проскальзыванием.
Для лучшего сцепления колес с дорогой в гололед лучше пользоваться основной системой торможения, тормозить плавно и заранее, пользоваться торможением двигателем и ни в коем случае не тормозить экстренно (если речь не о жизнях людей): это может привести к неконтролируемому заносу и опрокидыванию или «складыванию» фуры.
- О том, как правильно установить цепи противоскольжения на грузовик, мы писали здесь.
Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге
ИСКАТЬ Б/У ЗАПЧАСТИ
Метки: управление автопоездом, безопасность, новичку, Зима
Как безопасно ездить на грузовике зимой? Советы водителю
Опытные водители большегрузов поделились, как правильно ездить в метель и просто холодную погоду. Мы дополнили их советы рекомендациями ГИБДД.
Замените шины и купить необходимый инвентарь
К сожалению, многие автомобилисты пренебрегают этим правилом. Даже на зимние шины они переходят лишь в самый последний момент — когда ездить по дорогам на летней резине уже не позволяют снег и гололед. В ГИБДД говорят, что делать это нужно заранее. Как и подготавливать машину к холодному времени года в целом.
Шины — не единственная часть грузовика, которую следуют менять до наступления холодов. Не забудьте перед морозами заменить жидкость в бачке омывателя стекол. Нужно использовать лишь те жидкости, которые выдерживают сильные морозы. Также в преддверии зимы необходимо смазать замки и дверные уплотнители, проверить и подзарядить аккумуляторную батарею.
Кроме того, заранее купите щетки для очистки кузова и стекол от снега и наледи. Иначе нежданный снегопад застанет вас врасплох и тогда придется очищать автомобиль подручными средствами.
Как ездить зимой: советами делятся опытные дальнобойщики
Подготовка грузовика к зиме — важное, но далеко не единственное правило, которое поможет избежать неприятностей на дорогах в холодную пору. Многое также зависит и от стиля вождения.
Здесь пригодятся важные советы от опытных дальнобойщиков:
- Не тормозите на скользкой дороге. Как правило, это приводит к блокировке колес, скольжению и потере управляемости. Антиблокировочная система на скользкой дороге сильно увеличивает тормозной путь. Именно поэтому важно не допускать срабатывания данной системы. Чтобы избежать этого, педаль тормоза нужно нажимать плавно, а при блокировке колес – немедленно отпустить педаль. Затем рекомендуется «гасить» скорость частыми и прерывистыми нажатиями на педаль тормоза.
- Избегайте резких маневров на скользкой дороге. Они грозят потерей управляемости. Куда лучше попасть в ямку на дороге, чем слететь с трассы, резко повернув при объезде дефекта покрытия. Особенно внимательными будьте на мостах и эстакадах. В таких местах ледяной настил появляется раньше, чем везде. И исчезает он гораздо позже. Проезжая опасный участок, старайтесь сохранять скорость постоянной. Педалью акселератора пользуйтесь очень осторожно и плавно – резкое увеличение «газа» может спровоцировать возникновение заноса автомобиля.
- Не обгоняйте! Особенно это касается тех случаев, когда левые полосы движения заметены снегом или на них находится «каша» из мокрого снега. Попав на такое покрытие, автомобиль может понести, а затем он потеряет управляемость.
- Во время движения на подъем выбирайте такую скорость, чтобы не приходилось переключаться до полного завершения подъема. Связано это с тем, что при переключении скоростей можно спровоцировать пробуксовку колес.
- При спуске тоже нужно быть аккуратным. На скользкой дороге рекомендуется применять торможение двигателем, включив пониженную передачу. Снизить скорость и задействовать пониженную передачу необходимо заранее — еще на подъезде к спуску. На самом спуске постарайтесь по возможности не пользоваться педалью тормоза и не включать передачи. В противном случае это может спровоцировать потерю управляемости.
Не оставляйте автомобили где попало
В суровую зимнюю пору крайне не рекомендуется парковать транспорт в потенциально опасных местах. Например, под деревьями, под линиями электропередач, вблизи рекламных конструкций и билбордов. Во время сильной метели и при ветре все вышеперечисленное может обрушиться на автомобиль.
Тем более нельзя оставаться на ночлег или делать перерыв в таких опасных местах. В таком случае пострадать может не только само транспортное средство, но и водитель.
Включите фары ближнего света и снизьте скорость!
В пасмурную погоду и во время осадков обязательно включайте фары ближнего света. Это поможет другим водителям издали увидеть вашу машину. Также в такую погоду не забудьте включать габаритные огни машины. Они тоже лишний раз помогут другим дальнобойщикам и автомобилистам заметь ваш грузовик.
Если едете на машине слишком быстро, то при ухудшении погодных условий обязательно снизьте скорость минимум в два раза. Именно из-за быстрой скорости на скользких дорогах, как правило, и случаются ДТП. При этом помните, что снижать скорость нужно медленно. Если делать это очень быстро и резко, то увеличивается риск заноса машины и потери ее сцепления с дорогой.
По возможности в сильные холода лучше остаться дома
Если все же возможности переждать сильные морозы нет, то перед поездкой и самому дальнобойщику следует подумать о себе. С собой в дорогу нужно взять термос с горячими чаем или кофе, пледы, теплые вещи, спички и одеяла. Помните, что на трассах температура порой падает сильно ниже, чем в городах!
Впрочем, не забывайте и про тот факт, что спасатели совместно с дорожной полицией патрулируют федеральные дороги. В прошлом году, например, дежурные бригады объезжали магистрали 1 раз каждые 3 часы. Это помогает своевременно оказать помощь водителям в случае вынужденной остановки.
Также на дорогах иногда организуют мобильные пункты обогрева. Обычно они появляются тогда, когда часть трассы перекрывают из-за непогоды и водители вынуждены простаивать. В таких пунктах дальнобойщикам дают горячий чай и еду.
Не пренебрегайте своей безопасностью, отправляясь в дальнюю дорогу в зимнюю пору! Помните, что снегопад может пойти совершенно неожиданно. Поэтому будьте к этому готовы и заранее защитите свой автомобиль.
А что еще делаете вы, отправляясь в маршрут зимой? Делитесь своими советами в комментариях!
Зима и «дальнобой»: зачем задирать «ленивца» и когда спать на движке? – Автомобильные грузоперевозки – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Зима — самая ненавистная пора для водителя большегруза. И без того невысокого качества дороги убиваются сильнее, скользко, температуры низкие. Если не подготовил машину к зиме, то каждая поездка может сопровождаться приключениями сомнительного толка.
Шлифование на ровном месте, вытаскивание из сугробов тракторами и самосвалами, утренние прикуривания и прыжки с лопатами, а также сопутствующие «удовольствия» — все это подстерегает зимой.
Не буду говорить о «зимниках» и других особенно суровых условиях, возьму точку зрения обычного водителя из европейской части страны.
Особенности вождения
Поведение автопоезда зимой и летом — «две большие разницы». Нельзя пользоваться горным тормозом или ретардером, потому что машину начнет складывать на скользкой дороге. Резкие движения рулем, которые летом не повлияли бы особо ни на что, зимой могут привести к печальным последствиям. Торможение и маневры нужно рассчитывать раньше, чем летом.
В целом на зимней дороге грузовик становится почти что беспомощным. Нагрузка на ведущую ось зимой чуть ли не самая главная. Если на нее давят девять тонн, то поведение машины гораздо лучше, нежели когда давят тонны четыре. Из-за этой нагрузки грузовик трогается легче на скользком покрытии, колеса в пробуксовку срываются позже и вероятность начать «мылить» снижается. Кроме того, с большей нагрузкой на ось машина идет предсказуемо, не стремится сорваться в пробуксовку или уйти в занос. Поэтому легкий груз заставит попотеть, особенно на плохо расчищенной дороге. Проще говоря, с легким грузом зимой машина — что корова на льду.
Типичная зимняя авария, когда автопоезд развернуло на скользкой дороге
Перед постановкой на стоянку выбирать место нужно с осторожностью, при необходимости подсыпать песок под ведущие колеса, иначе утром можно просто не выехать с места. Также лучше не вставать на места с уклоном. Перед тем как заглушить машину на ночь, стоит продвинуться на полтора метра, потому как горячие шины растапливают лед и оказываются в небольших ямках, выбираться из которых приходится с лопатой, песком и помощью соседа, подбрасывающего оный песок под вращающиеся колеса. Лучше всего для этого возить с собой ведро песка или гранитной крошки, да и две-три пачки поваренной соли лишними не будут.
Легче в этом отношении обладателям машин с колесной формулой 6х4 либо 6х2 с задним «ленивцем» (подъемной осью). Эти машины ведут себя стабильно, выбираются со скользкой стоянки легче, чем «одноногий» тягач с традиционной формулой 4х2.
Кстати, про «ленивец». Этот профессиональный термин так и употребляется: обычно говорят «подними “ленивец”» (реже — «ленивца»), но допустимо говорить и «задери лентяя». Так зовется подкатной неведущий мост, который в поднятом положении висит над землей.
Он позволяет возить большую массу, чем обычная машина, так как основная нагрузка распределяется по трем осям тягача вместо двух. «Ленивец» с задним расположением хорош тем, что при его поднятии на ведующую ось будет оказываться большее давление, чем у 4х2, такой машине скользкие дороги менее страшны (у 6х2 с задним «ленивцем» седло располагается над второй осью, а у 4х2 — в базе, отсюда различия в распределении нагрузок). Если же «ленивец» посередине, то такой агрегат не помощник, а вредитель: при поднятии нагружается передняя ось и машине тронуться гораздо сложнее.
Одно время на дорогах было много подержанных тягачей английской марки ERF, так зовется местный MAN в Великобритании. Их особенностью является «ленивец» посередине, управляемый автоматикой, из-за чего с легким грузом зимой тронуться на такой машине было проблемно: мост был вечно опущен, нагрузка на ведущую ось оказывалась небольшой, а сам подкатной мост выступал в роли якоря, из-за чего сотни водителей посылали лучи ненависти конструкторам этого чуда
Правильный «ленивец»
Для зимних и просто плохих дорожных условий тягачи оснащаются блокировкой дифференциала. Она помогает вылезти из ямы, сугроба, со скользкого участка, когда колеса с одной стороны стоят на льду, а с другой — на более-менее чистой поверхности. В то же время блокировка может стащить машину в сторону, поэтому пользоваться ею тоже надо аккуратно.
Антипробуксовочная система — палка о двух концах. С одной стороны, минимизирует срыв колес в пробуксовку, с другой — душит двигатель, когда это не нужно. Благо, что она отключается либо переводится в режим Off-Road, что позволяет преодолеть сложные участки.
От реагентов и грязи начинает глючить проводка и АБС на прицепах, сгнивают провода по бортам и платы в фонарях. «Цветомузыка» (хаотичное моргание лампочек) — нередкое явление даже на новых прицепах и машинах. Перепрокладывать проводку иногда приходится раз в два-три года. Это больше относится к тем дорогам, которые буквально залиты реагентами. Сами по себе реагенты суть благо, потому как растапливают лед, просто у нас в стране почему-то любят термоядерный состав черного цвета, за 200 километров превращающий машину в кусок грязи.
Обычное состояние региональной дороги (слева) и, для сравнения, дорога в Норвегии
Европейский реагент — прозрачно-белый. Я работал на Скандинавию и видел разницу. Доходило до того, что после пересечения границы пристраивался к финскому автопоезду, чтобы реагентом, летящим от него, помыть машину.
Как ночевать в -30°С? Что делать, если сломался?
Ремонт в дороге зимой тяжел, и делать его нужно быстро. Как правило, замерзает солярка, если куплена не на хорошей заправке (под словом «хорошая» я имею в виду заправку, где не торгуют летним топливом; хорошей может быть как одинокая заправка, так и сетевая), и тогда приходится срочно отогреваться.
Если поломка такая, что устранить своими силами ее невозможно — это одно из самых страшных ощущений. Нужно просить о помощи по рации. Хорошо, если дорога оживленная, — вскоре кто-нибудь остановится. Если же дорога не такая, как федеральные трассы, и машин там мало, все равно просить о помощи нужно — кто-нибудь да услышит.
В деревне или поселке можно попроситься переночевать либо дождаться помощи. Могут пустить, а могут и нет, все зависит от конкретного человека. В бывшем колхозе или где поблизости есть машино-тракторная станция, помогут в 90% случаев. Если вокруг никого нет, а двигатель неисправен и нет возможности отопить кабину, придется жечь костер…
«Автономка» (автономный отопитель), особенно «мокрая», подогревающая тосол, может высадить в ноль аккумуляторы, и тогда утро начнется с хождения по стоянке с просьбой дать «прикурить». Дадут. Конечно, всегда надо помнить, как правильно «прикуривать», чтобы не спалить модули ни себе, ни давшему «прикурить».
За день работы аккумуляторы подзарядятся, но раз в месяц стоит их подзаряжать от стационарного зарядного устройства, чтобы минимизировать риск разряда и не остаться на первой же ночевке без электричества.
Если заранее не провел ревизию, то может выйти из строя «автономка», и тогда придется ночевать в мороз «на двигателе», то есть в заведенной машине. Главное при этом — выбрать такое место, чтобы не мешать остальным, чтобы выхлоп не тянуло в кабину и не угореть во сне.
В принципе, до -20-25°С можно ночевать с заглушенным двигателем — главное, чтобы аккумуляторы были хорошие. При более низких температурах лучше спать «на движке», иначе утром можно просто не запустить двигатель. Я один раз ночевал при низкой температуре с заглушенным двигателем и, несмотря на то, что утром двигатель завелся, больше решил не рисковать. Будь аккумуляторы постарее, утром пришлось бы ходить по стоянке с проводами и просить «прикурить». В остальном — зимой спать можно как летом, разве что под теплым одеялом, и еще теплые носки не будут лишними. При температурах в районе -30°С термобелье обязательно иметь хотя бы на всякий случай.
Чтобы зимой не продуло поясницу при ночевке и чтобы в целом сохранить тепло в кабине, надо утеплить заднюю стенку — оттуда «тянет» холод, это самое холодное место, и находится оно возле спальной полки. Хорошо подходит Изолон, после утепления этим материалом ночевать в сильный минус можно на нижней полке.
Если желания разбирать обшивку нет, то можно переехать на зиму спать на верхнюю полку. Тепло там сохраняется дольше, воздух быстрее прогревается.
В некоторых машинах, например, в старых Scania с кабиной Topline, верхняя полка шире и удобнее, чем нижняя, и зимой спать там гораздо комфортнее.
Нужны ли грузовику шипы?
Для грузовиков зимняя нешипованная резина обозначается как M+S и снежинка либо надписью Snow. Такие покрышки имеют более «злой» рисунок, что помогает в рыхлом снегу, но супротив гололеда почти бесполезно. Шипованная резина тоже есть, распространена в Скандинавии. Она улучшает управляемость в разы. Но в России ее встретить практически нереально. Зато распространены цепи. Двух цепей хватает, чтобы чувствовать себя уверенно на очень скользкой дороге, где асфальт скрыт подо льдом (есть и такие места). Цепи позволяют многое, существенно улучшая проходимость машины. Но надо учитывать, что быстрее 60–80 км/ч на них ехать не рекомендуется — звено лопается и цепь в щепки разносит заднее крыло вместе с фонарем.
На мой взгляд, в России стоило бы обязать иметь на автопоезде минимум две цепи. Для большинства условий это подойдет, можно будет относительно спокойно ездить по дорогам и направлениям, не гадая перед плохим подъемом, сядет машина или нет.
Цепи можно надевать и на средний мост прицепа
Подъем может быть не посыпан песком, тогда в него буквально приходится взлетать, набрав ход на спуске. Зависнуть в горку — очень малоприятная ситуация, особенно когда машину из «мертвой точки» начинает тянуть назад.
О ДТП и их причинах
Состояние наших дорог само по себе становится причиной многих аварий, а там, где ведутся дорожные работы, бывает еще опаснее. Если за границей о ремонте предупреждают заранее и препятствия на трассе хорошо видны, то у нас запросто ремонтировать дорогу могут ночью зимой, выставив пару-тройку знаков перед рабочими, а то и не выставив вовсе. Долгое время на одной из федеральных трасс в среднем ряду была здоровая яма, которую никак не могли засыпать, а увидеть ее можно было только в последний момент. Постоянно в том месте были жирные полосы тормозного пути либо происходили ДТП, пока яму, наконец, не заделали.
Частой причиной ДТП является низкая культура поведения на дороге. У нас предостаточно любителей «наказать» кого-то, кто якобы «не прав», дай только волю.
Неуважение к соседям по потоку давно стало обыденностью: переть по обочине, выехать перед самым носом, залезть под поворачивающий с прицепом грузовик или автобус, повернуть вторым или третим рядом, какая тут безопасность? Потерпеть и дождаться своей очереди на обгон стало невозможным для многих. Зато вылететь на встречную, понять, что не успеваешь обогнать и вклиниться перед обгоняемым в самый последний момент — в порядке вещей. И речь сейчас не только о водителях легковушек, но и о водителях грузовиков.
Плохое состояние большегрузов (а многие водители закрывают глаза на откровенные неисправности) не прибавляет безопасности на дорогах. Достаточно пройти по стоянке возле какого-либо предприятия, где грузятся фуры, чтобы увидеть, на чем у нас ездят. Крылья на проволоке, лысая или разная резина на одной оси, лобовые стекла в трещинах, затертые или разбитые фары, скособоченные прицепы — все это ездит по дорогам и никто не догадывается, сколько еще проходит то же колесо на управляемой оси до разрыва.
Я уж молчу про несоблюдение режима труда и отдыха (РТО), его практически нет. Редкие фирмы, занимающиеся перевозками, требуют соблюдения РТО и езды по тахографу. Гонки на выживание, а попросту гонки со смертью, стали обыденностью. И ладно дойти до Москвы из Петербурга можно без нарушения РТО одним днем, а когда одним днем идут из того же Питера глубоко за Москву? Таких примеров масса, а уж что может натворить грузовик с уснувшим водителем, пояснять не нужно…
Павел Сергеенко
Тяжело ли водить фуру? — Блог Артема Краснова
Примечание А.К.: как-то я задавал Эдуарду несколько вопросов о его весьма необычной (для обитателей Интернета) профессии – водителе большегруза. Фактически, эта статья отвечает на них. Читая, поймал себя на мысли, как же мало я представлял себе особенности этого увлекательного процесса.
Автор: Эдуард Белкин (Аяврик)
Я считаю, что всяческие интернет-форумы – это хорошо. Ведь нас хлебом не корми – дай чего-нибудь пообсуждать, будь это очередной думский маразм или резонансное происшествие. Даже если ты в этом деле полный профан и тебя никто не спрашивает, всё равно жизненно необходимо высказать всё, что думаешь по этому вопросу. Наверняка многие из вас, будучи профессионалами в какой-либо сфере, смеялись (иногда сквозь слёзы) над перлами некоторых форумных “специалистов”. Иногда попадается компетентный комментатор и пытается разложить всё по полочкам, да где там… Он один, а знатоков – немеряно. Поэтому любые объяснения лучше проводить для адекватной аудитории.
Многим любопытно узнать о работе, скажем, топ-менеджера АвтоВАЗа, но это информация познавательного толка, не имеющая прикладного значения. Другое дело, если с темой грузовиков сталкиваешься непосредственно, каждый день находясь за рулём маленькой машинки. Когда рядом едут громадные фуры, способные невзначай переехать пару-тройку таких легковушек, то такое соседство доставляет мало приятных моментов, особенно если почти ничего об этих соседях не знаешь. Попытаюсь заполнить этот пробел некоторой информацией. Пусть она слегка специфична и выходит за рамки ПДД, но, думаю, будет полезной для понимания некоторых нюансов.
Когда я впервые сел за руль относительно крупного грузовика (МАЗа), мне показалось, что он шире, чем вся проезжая часть вместе с обочинами. Не отпускало желание вырулить на середину дороги, чтобы правые колёса, наконец, поехали по асфальту. Понятно, что необходима практика, чтобы привыкнуть к габаритам и ощутить машину; проблема в том, что всё это привыкание происходит в реальных условиях дорожного движения с живыми людьми и настоящими машинами. Лётчики тренируются на симуляторах, сапёры учатся работать на муляжах, лишь водитель на многотонном неповоротливом сарае с кучей колёс вынужден приобретать навыки без права на ошибку.
Маневрирование с прицепом, даже задним ходом – не такое уж великое искусство. Потолкаешься с телегой каждый день – поневоле научишься. Гораздо удивительнее, на мой взгляд, как можно печатать быстрее, чем иные разговаривают, при этом не глядя на клавиатуру и не делая ошибок. J Видимо, и здесь многолетняя практика не на последнем месте.
На многих крупных автопредприятиях регулярно проводят конкурсы “профессионального мастерства”, с телевидением и кучей начальства.
Оно, конечно, зрелищно, но к ежедневной работе это шоу имеет весьма отдалённое отношение. Аналогично, “Стрижам” в реальном бою вряд ли понадобится тот красивый пилотаж, которым они удивляют публику.
А поразвлечься от нечего делать и мы умеем. В прошлом году на майские праздники машин двадцать зависли на нашей базе в Москве. Чтобы не очень скучать, наставили пустых бочек и вокруг них крутили восьмёрки задним ходом; благо, площадь позволяла. Дня два так развлекались, почти всем понравилось. Правда, потом начальство бухтело, мол, весь асфальт своими колёсами изрисовали. Нет, чтобы премию выдать за инициативу и повышение мастерства…
Но давайте слегка углубимся в теорию.
Несмотря на то, что они сконструированы специально для грузоперевозок, грузовики (будем говорить о седельном тягаче с полуприцепом, т. к. подобная схема используется чаще всего) гораздо чувствительнее к загрузке, чем легковушка. Летом по сухой дороге порожняком ехать легче и, понятно, экономичнее; на скользкой дороге больше вероятность, что пустую машину выбросит из колеи, сложит, или просто сдует с дороги, так что гружёному ехать как-то спокойнее.
Опять же загрузить можно по-разному. При общем весе порожней сцепки в 14 -15 т. она рассчитана на перевозку 24 т. Оптимальный вариант – почти равномерно растянуть груз по всей фуре, соблюдая ограничение нагрузки на ось. В реальности этим мало кто заморачивается, тем более, если груз разнородный, а на базе вечный бардак. Вот и не получается идеала – или перегруз на тягач (порча дорог, штрафы на весовых, зато ехать безопаснее), или сложат всё тяжёлое сзади (зимой — вообще нечто жуткое, ни тронуться с места, ни затормозить толком). Чтобы было понятнее – представьте себя на зимней горной дороге за рулём ВАЗ – 099, багажник которой доверху забит мешками с цементом плюс прицеп с тонной груза. Управляемость, динамика и торможение будут аналогичными, плюс к этому большая вероятность складывания.
Седельный тягач с полуприцепом – это шарнирная система. Тягач может поворачиваться вокруг шкворня полуприцепа, запертого седельно-сцепным устройством тягача; угол поворота ограничен лишь бортами фургона или опорными стойками прицепа (это уж как получится).
Теперь представьте это сочленение в динамике. Полуприцеп массой за тридцать тонн (против 7 -8 т. тягача) с тремя (а то и больше) неуправляемыми осями при движении стремится сохранить первоначальное направление. Даже при небольшом повороте нужно приложить значительное усилие, чтобы преодолеть его инерцию. Если нагрузка на седло тягача невелика, то его ведущие колёса начинают проскальзывать, окончательно теряя сцепление с дорогой, и может возникнуть эффект складывания – передняя часть тягача повернёт в сторону, а заднюю прицеп утолкает прямо. За одну – две секунды на дороге возникает куча металлолома, зачастую с пострадавшими. Отловить этот момент иногда получается, но влияет куча факторов: загрузка машины, состояние покрытия и резины, подготовленность водителя. Даже количество смазки на седле иногда имеет значение. Говорят, существуют конструкции, ограничивающие угол поворота, но в любом случае они лишь не дают кабине упереться в борт, а не предохраняют от складывания вообще.
Сложиться можно не только при торможении, и необязательно в гололёд, а, скажем, при резком манёвре на неровной дороге (гребёнке). Можно сложиться и улететь с дороги, “схватив” обочину передним колесом; даже лопнувшее колесо может спровоцировать складывание. Зимой на скользкой и снежной трассе риск, конечно же, увеличивается. Если у маленьких есть возможность манёвра по ширине, то грузовики обычно лишены такой роскоши. Когда на узкой дороге, да ещё с колейностью, машины разъезжаются, едва не цепляясь зеркалами, то любое смещение встречки на твою полосу сильно напрягает. Стоит встречному прозевать момент и попасть левыми колёсами во встречную колею, сразу начинаешь лихорадочно соображать, просчитывая варианты: успеет ли он убрать с твоей полосы хотя бы кабину; не начнёт ли его складывать и как быстро это будет происходить; есть ли возможность спрыгнуть с дороги без риска опрокинуться и развалить весь груз, потому как зачастую он стоит на порядок дороже машины. Это я здесь излагаю спокойно, как Терминатор; а когда такая ситуация возникает — сфинктер в растерянности, волосы дыбом, “ах зачем я маму не послушал”. Выскочить из кабины времени не хватит однозначно. Да и куда скакать – под неуправляемую фуру? В кабинах с бескапотной компоновкой при встречном ударе, ноги как правило, зажимает; поэтому лучше уж на спальник, или хотя бы ноги поднять. Но это в случае, если сработают рефлексы и эйрбэги. И даже если всё заканчивается хорошо, или обходится “малой кровью”, буйная фантазия порой рисует такие красочные картины непоследовавших последствий…, что бросить курить ну никак не получается. Но довольно романтики; давайте продолжим.
Таким образом мы выяснили: чем больше нагрузка на ведущий мост (в разумных пределах, конечно), тем безопаснее. Если зимой увидите фуру, которая “шлифует” ледяной подъём, не думайте, что кто-то пожалел денег на нормальную резину; вспомните “099” с цементом. Ей в подобной ситуации даже шиповка не сильно поможет.
То, что грузовик гораздо крупнее, тяжелее, неповоротливее легковушек, знают все, и многие пытаются этим воспользоваться, втиснувшись перед фурой. О том, что система торможения грузовика гораздо менее эффективна, колёса – изрядно поюзанный всесезонный “Корморан”, а отнюдь не шипованная “Хаккапелита-8” – некоторые догадываются. Если к этому добавить неудачную загрузку и скользкое покрытие, то одного неловкого манёвра будет достаточно, чтобы сорок тонн неуправляемого железа размазали шуструю легковушку. Вот о таком печальном варианте почему-то не думает никто.
Ещё одна большая проблема – это гонщики на фурах. Жутковато становится, когда на спидометре сотня, а тебя в лёгкую обгоняет такой сарай. Это опять же извечная российская проблема – дефицит профессионалов и переизбыток неадекватов. Кто-то спешит, чтобы заработать побольше денег, у кого-то лезет наружу молодецкая удаль и кураж. Особенно грешат этим водители “американцев” – грузовиков с капотной компоновкой. За счёт более длинной базы курсовая устойчивость у них получше (их, кстати, и складывает пореже), чем у коротких бескапотных “европеек”; этим они себя и успокаивают. Но это до поры, злоупотребление скоростью всегда кончается плохо. К тому же эти тягачи эксплуатируются как правило с европрицепами, и зачастую американские технические стандарты тормозных систем не стыкуются с европейскими. Отсюда множество переделок пневмосистемы, замена штатных узлов непонятно чем, и такая “оптимизация” отнюдь не повышает уровень безопасности. “Фретлайнеры”, “Петербильды” и “Кенворты” на мой взгляд, – бесспорные лидеры по количеству “замесов” на дорогах. Кроме того, у американского”секонд хэнда” изначально отсутствует электронное ограничение скорости. На европейских тягачах такое ограничение есть, но при желании в любом сервисе или на крупной автостоянке “специалисты” с ноутбуком и специальной программой увеличат максимальную скорость тягача или вовсе его “отвяжут”. Я уж не говорю о примитивных приёмах вроде вытаскивания определённого предохранителя или установки тумблера в цепь тахографа. В таких случаях скорость ограничена лишь максимальными оборотами двигателя, теоретически около 140 км/ч. Теоретически – потому что на 120 шкала спидометра заканчивается, а ехать быстрее как-то страшновато.
Кстати о тахографах.
Это прибор, установленный в автомобиле и записывающий скорость и время движения. Предназначен для контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителем. В теории – очень полезная штука, призванная уменьшить количество безголовых гонщиков, едущих по восемнадцать часов в сутки, а следовательно, повысить безопасность на дорогах. Приказ Минтранса РФ обязывает владельцев автобусов и грузового транспорта установить тахографы или сертифицировать уже имеющиеся до 1.09.14 г. На практике – никакого контроля за этими процессами нет. Сертификация проходит аналогично приснопамятному техосмотру, а показания тахографа, по слухам, проверяют лишь в одном месте где-то в Забайкалье. Соблюдать режим труда и отдыха в добровольном порядке – значит, на радость конкурентам потерять клиентов и половину прибыли. О какой безопасности речь, когда на кону – святое?!
Насчёт опрокидывания. Здесь большую роль играет не скорость, а степень загрузки. Чем выше центр тяжести прицепа, тем больше опасность перевернуться. Если вам попадётся гружёный КамАЗ с дагестанскими номерами, обратите внимание – он едет почти посередине, потому что любая дорога имеет уклон в сторону обочины, а у него в контейнере груза под потолок. Иногда и ехать не надо, достаточно остановить тяжёлый прицеп на мягкой обочине. Пока водила сидит в кустах по неотложному делу, фура успевает аккуратно лечь набок.
Ну и напоследок в стопицотый раз повторю: будьте внимательны на дороге и не бодайтесь с грузовиками. Поверьте – хруста попавшей под прицеп легковушки иной раз даже не слышно.
PS: если что-то пропустил, не стесняйтесь, задавайте вопросы, расширяйте кругозор))